Культурное пространство российской империи в xviii. Культуры России в XVIII веке

1) Укажите термин.
Культура (от лат. Culture – «возделывание») – это всё, что создано
человеческим трудом: технические средства и духовные ценности,
научные открытия, памятники литературы и письменности,
произведения искусства, политические теории, правовые и этические
нормы и т.д.
2) Укажите название учреждения
Это учреждение (помещение для редкостей)
основано Петром I в Петербурге в 1719 году.
Кунсткамера
3) Укажите название газеты.
С 1703 года начала регулярно издаваться первая официальная русская печатная
газета, в которой публиковалась иностранная хроника. «Ведомости»

Работа с текстом учебника и рабочими листами

Для успешного выполнения задания вам необходимо: проанализировать материал, соответствующий вашей
паре; подвести итог и дать определение терминам.
Стр. 72 – 76
Стр. 86 – 96
Стр. 97 – 100

10.

11.

12.

13.

Представьте себе, что Вы участник
Всемирного
фестиваля
молодежи
и
студентов и Вам выпала честь рассказать о
культурном
пространстве
Российской
империи XVIII века.
Что и о ком бы Вы рассказали иностранным
слушателям в первую очередь?
Аргументируйте свой ответ.

14.

15.

16.

17.

работы
Денис Иванович Фонвизин
(3 апреля 1745 г. - 12 декабря 1792 г.)
Русский писатель, драматург, публицист
Николай Михайлович Карамзин
(12 декабря 1766 г. - 3 июня 1826 г.)
Историк, крупнейший русский литератор
эпохи сентиментализма
Жанр: комедия
Год написания: 1782 г.
Жанр:
сентиментальная повесть
Год написания: 1792 г.
Жанр: комедия
Год написания: 1768 г.
Гавриил Романович Державин
(14 июля 1743 г. - 20 июля 1816 г.)
Русский поэт, сенатор,
действительный тайный советник.

18.

работа
Растре́лли Варфоломей Варфоломеевич
(Бартоломео Франческо)
(2 ноября 1843 г. - 9 июля 1902 г.)
Русский архитектор
Зимний дворец. Санкт-Петербург
Годы строительства: 1754-1762 гг.
Ме́дный вса́дник - памятник Петру I.
Его открытие состоялось 7 августа
1782 года. Памятник изготовлен из
бронзы. Название «медный»
закрепилось за ним потому, что в
XVIII-XIX веках в русском языке
слово «медь» допускалось к
употреблению в отношении бронзы.
Этье́н Мори́с Фальконе́
(1 декабря 1716 г. - 4 января 1791 г.)
Французский скульптор
Памятник Петру I. 1768-1770 годы
гранит, бронза. Высота 10,4 м
Сенатская площадь. Санкт-Петербург

19.

Опера "Ямщики на подставе" - Марш
Нажми и послушай
Фёдор Григорьевич Волков
(20 февраля 1729 г. - 15 апреля 1763 г.)
Русский актёр и театральный деятель.
Создал первый постоянный русский театр.
Считается основателем русского театра
Евстигней Ипатович Фомин
(16 августа 1761 г. - 28 апреля 1800 г.)
Русский композитор.
Прасковья Жемчугова
в роли Элианы
Евстигней Ипатович Фомин
(1747 г. - 30 марта 1804 г.)
Русский скрипач, композитор и педагог.
Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова
(1747 г. - 30 марта 1804 г.)
Русская актриса и певица.

Развитие российской художественной культуры XVIII века происходило на основе сочетания национальных черт и влияния направлений, популярных в это время в Европе.

Главная черта данного исторического периода, повлиявшая на культуру – рост интереса к художественным произведениям, в том числе, со стороны новой группы населения – складывающейся интеллигенции. В повседневную жизнь вошло литературное чтение, спектакли, музыкальные вечера.

Периоды художественного творчества:

  1. эпоха барокко – 1840-50-е гг.;
  2. эпоха классицизма – вторая половина XVIII века.

Литература

Середина XVIII века – переломный момент в развитии литературы. В этот период окончательно складывается жанровая система – роман, трагедия, комедия, басня, ода, повесть и др.

Главные черты и достижения периода:

  • новые формы стихосложения, приближенные к канонам современной поэзии – перевод романа П. Тальмана «Езда в остров любви» В.К. Тредиаковским стал первым полностью светским произведением;
  • активное развитие жанров комедии и трагедии – А.П. Сумароков стал основоположником новой российской драматургии;
  • критика крепостного права, отражение насущных социальных проблем – комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», ода «Фелица» Г.Р. Державина;
  • складывание нового направления – сентиментализма: повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», книга «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Интерес к литературному творчеству становится массовым.

Театр

Театральные постановки иностранцев вытесняются первыми русскими театрами:

  • создаются при учебных заведениях;
  • учреждается первый профессиональный постоянно действующий театр под руководством Ф.Г. Волкова в Санкт-Петербурге;
  • появляются крепостные театры – графов Шереметевых, князей Юсуповых (Популярные актрисы – П.И. Ковалева-Жемчугова, Т.В. Шлыкова-Гранатова).

Музыка

Была создана придворная опера – распространяется в небольших городах и крепостных театрах.

К концу XVIII века появляются первые русские композиторы: оперы Д.С. Бортнянского «Празднество сеньора», В.А. Пашкевича «Скупой», Е.И. Фомина «Ямщики на подставе».

Архитектура

Развивается в трех основных направлениях – барокко, рококо, классицизм.

    Главные черты барокко – пышность, совмещение реальности и иллюзий, контрастность: В. Растрелли – Зимний дворец, Смольный собор, Д. Трезини – Петропавловская крепость, Летний дворец Петра I, М. Земцов – Аничков дворец, Кунсткамера.

    Рококо сочетает традиции барокко и классицизма, его черты – утонченность, галантность: А. Ринальди – Китайский дворец в Ораниенбауме (пригород Санкт-Петербурга).

    Русский классицизм отличается простотой, строгостью, рациональностью: дом Пашкова, здание Сената в Кремле, Царицынский комплекс, созданные по проектам М. Казакова.

Живопись

Переживает расцвет. Художники работают в различных жанрах: натюрморт, монументально-декоративной живописи, а особенно популярны:

    портрет: А.П. Антропов – портреты императора Петра III, А.М. Измайловой; И.П. Аргунов – представителей семьи Шереметевых, архитектора Ветошкина; Ф.С. Рокотов – Екатерины II, Павла I; В.Л. Боровиковский – М.И. Лопухиной;

    пейзаж: С.Ф. Щедрин «Веранда, обвитая виноградом», «Старый Рим», Ф. Алексеев «Красная площадь в Москве», «Панорамный вид Царицыно»;

    историческая живопись: А.П. Лосенко «Владимир перед Рогнедой», Г.И. Угрюмов «Взятие Казани»;

    сцены из жизни народа: М. Шибанов «Крестьянский обед», «Свадебный сговор».

Скульптура

Подобно живописи, активно развивается и совершенствуется.

  • Ф.И. Шубин: работы отличаются реалистичностью и психологизмом – скульптурные портреты А.М. Голицына, М.В. Ломоносова, статуя «Екатерина-законодательница»;
  • Э.М. Фальконе: конная статуя Петра I – одно из первых монументов, созданных в память о выдающихся государственных деятелях.

Достижения периода

XVIII век – время расцвета русской национальной культуры. Она распространяется среди разных слоев населения. В этот период впервые в Российской Империи появляется культурный центр – Эрмитаж. Начинается формирование коллекции художественных ценностей, картин, книг. Появляются выдающиеся деятели искусства – писатели, художники, режиссеры, композиторы, скульпторы, актеры. Интересно, что искусство успешно уживалось с крепостным правом – об этом свидетельствует открытие крепостных театров.

Использованная литература:

  1. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
  2. История России XVIII–XIX веков / Л. В. Милов, Н. И. Цимбаев; под ред. Л. В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 784 с.
  3. Справочник школьника, 5-11 классы / Под. общ. ред. О.Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003. – 768 с.

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина. Н.И.Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н.Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т.п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е.Р.Дашкова.

М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И.Баженов, М.Ф.Казаков.

Изобразительное искусство в России и его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Народы России в XVIII в.

Управление национальными окраинами. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии и Поволжья. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.

Россия при Павле I

Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине».

Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года.

Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.

Понятия и термины: Модернизация.Реформы.Меркантилизм.Гвардия.Империя. Сенат. Коллегии. Синод. Губерния. Крепостная мануфактура. Рекрутские наборы. Ревизия. Прокурор. Фискал. Прибыльщик. Ассамблея. Табель о рангах. Ратуша. Дворцовый переворот. Верховный тайный совет. «Кондиции». «Бироновщина». «Просвещенный абсолютизм». Секуляризация. Уложенная комиссия. Гильдия. Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм. Магистрат. Духовные управления (мусульманские).

Персоналии: .

Государственные и военные деятели: Анна Иоанновна,Анна Леопольдовна,

Ф.М. Апраксин, А.П. Бестужев-Рюмин, Э.И. Бирон, Я.В. Брюс, А.П. Волынский, В.В. Голицын, Ф.А.Головин, П. Гордон, Екатерина I, Екатерина II, Елизавета Петровна, Иван V, Иоанн VI Антонович, М.И. Кутузов, Ф.Я. Лефорт, И. Мазепа, А.Д.Меншиков, Б.К. Миних, А.Г.Орлов, А.И. Остерман, Павел I, Петр I, Петр II, Петр III, Г.А. Потемкин, П.А.Румянцев, царевна Софья, А.В. Суворов, Ф.Ф.Ушаков, П.П.Шафиров, Б.П.Шереметев,

Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: Батырша(предводитель башкирского восстания),Г.Байер,В.И.Баженов, В. Беринг, В.Л. Боровиковский, Д.С. Бортнянский, Ф.Г. Волков, Е.Р. Дашкова, Н.Д. Демидов, Г.Р. Державин, М.Ф.Казаков, А.Д. Кантемир, Дж. Кваренги, И.П. Кулибин, Д.Г.Левицкий, М.В. Ломоносов, А.К. Нартов, И. Н. Никитин, Н.И. Новиков, И.И. Ползунов, Ф. Прокопович, Е.И. Пугачев, А.Н. Радищев, В.В. Растрелли, Ф.С.Рокотов, Н.П. Румянцев, А.П. Сумароков, В.Н. Татищев, В.К. Тредиаковский, Д. Трезини, Д.И. Фонвизин, Ф.И. Шубин, И.И. Шувалов, П.И. Шувалов, М.М. Щербатов, С. Юлаев, С. Яворский.

События/даты:

1682-1725 - царствование Петра I (до 1696 г. совместно с Иваном V) 1682-1689 - правление царевны Софьи 1682, 1689, 1698 - восстания стрельцов 1686 - Вечный мир с Речью Посполитой 1686–1700 – война с Османской империей

1687 - основание Славяно-греко-латинской академии в Москве 1687, 1689 - Крымские походы

1689 - Нерчинский договор с Китаем 1695, 1696 - Азовские походы 1697-1698 - Великое посольство 1700-1721 - Северная война 1700 - поражение под Нарвой

1703, 16 мая - основание С.-Петербурга 1705-1706 - восстание в Астрахани 1707-1708 - восстание Кондратия Булавина 1708-1710 - учреждение губерний 1708, сентябрь - битва при д.Лесной 1709, 27 июня - Полтавская битва

1711 - учреждение Сената; Прутский поход

1718-1721 - учреждение коллегий 1718-1724 - проведение подушной переписи и первой ревизии 1720 - сражение у о. Гренгам 1721 - Ништадтский мир

1721 - провозглашение России империей

1722 - введение Табели о рангах

1722-1723 - Каспийский (Персидский) поход

1725 - учреждение Академии наук в Петербурге

1725-1727 – правление Екатерины I

1727-1730 – правление Петра II

1730-1740 – правление Анны Иоанновны

1733-1735 – война за Польское наследство

1736-1739 – Русско-турецкая война

1741-1743 – Русско-шведская война

1740-1741 – правление Иоанна Антоновича

1741-1761 – правление Елизаветы Петровны

1755 – основание Московского университета

1756-1763 – Семилетняя война

1761-1762 – правление Петра III

1762 – Манифест о вольности дворянской

1762-1796 – правление Екатерины II

1769-1774 – Русско-турецкая война 1770, 26 июня – Чесменское сражение 1770, 21 июля - сражение при Кагуле

1773-1775 – восстание Емельяна Пугачёва

1774 – Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей

1775 – начало губернской реформы

1783 – присоединение Крыма к России

1785 – Жалованные грамоты дворянству и городам

1787-1791 – Русско-турецкая война 1788 - Указ об учреждении «Духовного собрания магометанского закона» 1788-1790 – Русско-шведская война 1790, 11 декабря – взятие Измаила

1791 – Ясский мир с Османской империей1772, 1793, 1795 – Разделы Речи Посполитой

1796-1801 – правление Павла I

1799 – Итальянский и Швейцарский походы русской армии

Источники: Генеральный регламент.Воинский устав.Морской устав.Духовный регламент. Табель о рангах. Указ о единонаследии 1714 г.. Ништадский мир. Акт поднесения государю царю Петру I титула императора всероссийского и наименования великого и отца отечества. Указы Петра I. Походные журналы Петра Великого. Ревизские сказки. Реляции и мемории. « Юности честное зерцало». Слово Феофана Прокоповича при погребении Петра Великого. Газета «Ведомости». Переписка Петра I. «Гистория свейской войны». Записки и воспоминания иностранцев. «Кондиции» Анны Иоанновны. Оды М.В. Ломоносова. Манифест о вольности дворянства. Воспоминания Екатерины II. Переписка Екатерины II с Вольтером. Наказ Екатерины II Уложенной комиссии. Кючук-кайнарджийский мирный договор. Указы Емельяна Пугачева. Учреждение о губерниях. Жалованные грамоты дворянству и городам. Георгиевский трактат с Восточной Грузией. Городовое положение. Ясский мирный договор. Журналы «Живописец» и «Всякая всячина». «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

РАЗДЕЛ IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.


Девятнадцатый век стал временем социальной, правовой, интеллектуальной, институциональной, экономической перестройки в рамках всего европейского континента. Это время становления и утверждения индустриального общества, оформления правового государства и гражданского общества, складывания наций и национальных государств, расцвета и начала заката европейских империй. В XIX веке формируются основные институты современного общества: демократия, гражданское общество, социальная защищенность и социальное равенство, массовая культура.

Россия не составляла исключения в этом движении. Однако специфика ее эволюции заключалась в том, что на эти процессы накладывалась консервация политического режима самодержавия и отдельных социальных институтов. При этом Российская империя выступала полноправным участником международной политики, а после победы в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походов Россия стала одним из ведущих игроков на международной арене.

Важнейшим рубежом в истории России в XIX веке стали Великие реформы, прежде всего – Крестьянская реформа 1861 г. В первой половине века и для власти, и для общества уже очевидной была архаичность института крепостного права. И хотя государство и пыталось найти пути решения крестьянского вопроса путем паллиативных мер, оно продолжало проводить социальную и экономическую модернизацию в рамках крепостнического строя. В период правления Александра I были предприняты попытки реформирования политической системы, немало делалось для гуманизации законодательства, были реформированы механизмы управления империей, возникла российская система университетского образования. Однако либеральные начинания сочетались с социальным экспериментом по созданию военных поселений и неоднозначной политикой в университетском образовании в конце царствования.

В годы правления Николая I государство пыталось проводить экономическую модернизацию авторитарными методами, что вело к усилению централизации административной системы, росту бюрократизма, ужесточению государственного контроля за обществом. В итоге мобилизация государственных ресурсов позволила самодержавию добиться очевидных успехов на отдельных направлениях: кодификация законов, профессионализация бюрократии и офицерского корпуса, развитие университетского и профессионального образования, реформирование государственной деревни, сооружение железнодорожной магистрали C.-Петербург-Москва. Тем не менее, многократные попытки Николая I приступить к отмене крепостного права успеха не имели. При этом система государственной опеки сдерживала общественную и частную инициативу, а сохранение архаичной сословной системы тормозило социально-экономическое и военно-техническое развитие страны, вело к ее отставанию от прямых конкурентов и стало, в частности, причиной поражения в Крымской войне.

Болезненная неудача во внешней политике привела к осознанию властью необходимости проведения масштабных преобразований (отмены крепостного права, земской, городской, судебной, военной реформы, реформы образования).

Великие реформы 1860–1870 гг. затронули практически все сферы жизни российского общества. Они способствовали складыванию новых социальных страт, новых отраслей экономики, серьезным переменам в области культуры. Изменился и внешнеполитический курс России: стал отчетливее просматриваться его среднеазиатский и дальневосточный вектор.

Великие реформы привели к радикальным изменениям в экономическом строе страны. Активное железнодорожное строительство, свобода предпринимательской инициативы, более широкие возможности миграций населения способствовали ускорению процессов индустриализации и урбанизации. Усиление государственного вмешательства в экономику к концу столетия делали эти процессы еще более интенсивными. Результатом экономического развития во второй половине XIX века было быстрое восстановление Россией статуса великой державы после неудачной Крымской войны. Однако консервация сословных порядков в аграрной сфере, поддержка государством малоэффективных помещичьих хозяйств, сохранение общинных устоев в крестьянской среде, чрезмерное обременение крестьянских хозяйств обязательными платежами при малоземелье вели к растущему дисбалансу между замедленным развитием сельского хозяйства и ускоренным ростом промышленности и финансовой сферы.

Великие реформы оказали серьезное воздействие на социальные практики русского общества. Развитие земского и городского самоуправления, введение института присяжных заседателей и состязательности судебного процесса, ослабление цензуры и, как следствие, рост объема доступной информации, радикальное увеличение возможностей для общественных и частных инициатив в экономике, образовании, культуре, благотворительности, – все это вело к быстрому расширению публичной сферы и, в конечном счете – к формированию в России гражданского общества.

Преодоление сословности во многих социальных и культурных областях, последовательная реализация судебной реформы, дальнейший рост образованности и профессионализма бюрократии, особенно характерный для юридической и финансовой администрации, способствовали зарождению начал современного правового государства. Однако политическая система в целом оставалась незыблемой, и ее авторитарный характер с неизбежностью вступал в противоречие с быстро менявшимся социальным, экономическим и правовым ландшафтом страны. В силу этого правительственные преобразования эпохи Александра II не имели характера системных реформ. Это во многом стало причиной дисбаланса развития страны. Половинчатость и непоследовательность преобразований, их запоздалый по европейским стандартам характер провоцировали радикальные круги общественности к выработке альтернативных путей развития России, предполагавших «демонтаж» революционным путем исторически сложившейся системы отношений.

Трагическая гибель Александра II повлекла корректировку политического курса в сторону ограничения либеральных и всесословных начал. Этими мерами власть пыталась сдержать чрезмерный социально-политический динамизм. На фоне общеевропейского роста национализма российское государство обратилось к поиску самобытных путей модернизации. К этому подталкивала и необходимость

культурной унификации империи в условиях развития грамотности, всесословной воинской повинности, средств связи и коммуникации. Однако консервация социально-политического и правового строя при растущем динамизме социально-экономического развития привела, в конечном итоге, к еще большим противоречиям в развитии страны.

Проблема взаимоотношений общества и власти – узловой вопрос в истории России XIX столетия. Это было время поиска форм общественной самоорганизации. Тогда за сравнительно короткий период был пройден путь от светских салонов и университетских кружков к политическим союзам и партиям, которые, претендуя на активное участие в деятельности институтов власти, вступали в неминуемый конфликт с правительством. В сущности, ими ставился вопрос о введении конституции и, соответственно, правовом ограничении власти монарха. В условиях этого противостояния складывался уникальный феномен российской интеллигенции, во многом определявшей социокультурную среду эпохи и по самой своей природе противостоявшей власти.

Выступая инициатором преобразований, правительство не было монополистом в социально-политической сфере, а сама судьба реформ во многом зависела от его повседневного взаимодействия с общественными силами. Примером такого сотрудничества стали столыпинские реформы, которые проводились в условиях конституционного эксперимента 1906 – 1917 гг. Сама же деятельность Государственной думы и реформированного Государственного совета – уникальный (хотя далеко не во всем успешный) для России исторический опыт каждодневного сотрудничества народных представителей и правительственной администрации.

Основные процессы истории России в этот период разворачивались на фоне общественно-политической борьбы, активности массовых и национальных движений, обострявшихся в период общенациональных (а порой и международных) кризисов, отчасти обусловивших революционные потрясения 1917 года.

XIX век стал временем высочайших, признанных в мире, достижений русской культуры и науки. Однако под «культурой» в данном случае следует понимать не только «высокую» культуру (науку, литературу и искусство), но и сферу повседневности, а также «массовую культуру», появление которой являлось в России (как и в др. странах) одним из важнейших аспектов модернизационного процесса. Особенностью истории России XIX – начала ХХ вв. стало внимание к человеку, его повседневным практикам, культуре труда и потребления, правовой и политической культуре. Необходимо осветить новые тенденции в культуре различных социальных страт, жителей города и деревни, центра и различных регионов страны.

В национальной и конфессиональной политике государства имели место как противостояние, так и сотрудничество национальных элит. Регионы Российской империи развивались асинхронно, существовали в различных экономических и правовых измерениях, что ставило задачу чрезвычайной трудности для имперской администрации. Национальная политика самодержавия менялась на протяжении XIX века под воздействием социальных, экономических и культурных факторов. Если в первой половине века государство традиционно проводило политику учета своеобразия отдельных регионов и этносов, политику сотрудничества с

национальными элитами и их инкорпорации в общероссийскую элиту, то во второй половине XIX – начале ХХ века возобладали тенденции к языковой и культурной унификации империи.

Сложные социальные, политические и национальные проблемы российской жизни решались в условиях обострявшейся внешнеполитической ситуации. Россия, будучи великой европейской державой, вовлекалась в международные конфликты и вынуждена была искать свое место в рамках нарождавшейся блоковой системы, из-за которой мировая война становилась неизбежной.

После Петровских реформ в русской культуре утверждается приоритет светских начал. Став по существу частью государственного аппарата, Церковь утратила свою монополию в определении направлений и форм культуры, хотя ее влияние в обществе продолжало оставаться значительным. В духовную сферу России XVIII в. стали проникать идеи Просвещения, в которых центральное место отводилось просвещенному монарху, способному создать гармоничное общество, где люди в отношениях друг к другу должны руководствоваться гуманными принципами.

Просвещение и наука. В середине XVIII в. продолжилось становление светского образования, начатое при Петре I. Была создана сеть закрытых сословных учебных заведений, преимущественно для дворян: Шляхетский (1731), Морской кадетский (1752) и Пажеский (1759) корпуса, в которых велась подготовка к военной и придворной службе. В 1764 г. недалеко от Петербурга, в деревне Смольной по инициативе Екатерины II открылся институт благородных девиц, явившийся первым учебным заведением для женщин. Наиболее значимым событием в сфере образования стало основание в 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова Московского университета. В стране постепенно складывается организационно четкая структура народного просвещения. В 1786 г., согласно Уставу народных училищ, в каждом губернском городе учреждались главные народные училища с четыреклассным обучением, в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. Впервые вводились единые учебные планы, предметное преподавание. Для подготовки учительских кадров в 1799 г. при Московском университете была образована учительская семинария.

Распространение просвещения было тесно связано с развитием науки. Выдающимся ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов (1711 - 1765), одинаково успешно работавший как в гуманитарной, так и естественно-научной сферах. Им написана "Российская грамматика", работы в области стихосложения ("Письмо о правилах российского стихотворства", "Риторика"), "Древняя российская история". Научные открытия сделаны М. В. Ломоносовым в геологии, минералогии, химии, физике. Именно он возродил утраченное в период монгольского нашествия искусство мозаики.

Взлет технической мысли связан с именами великих русских изобретателей-самоучек - И. И. Ползунова и И. П. Кулибина.

И. И. Ползунов (1728-1766) стал изобретателем универсальной паровой машины. Причем сделал это на 20 лет раньше, чем Дж. Уатт.

И. П. Кулибин (1735-1818) долгие годы, до 1801 г., руководил механической мастерской Академии наук, его творческая мысль охватывала разные отрасли техники. До нашего времени сохранились знаменитые часы с автоматическим устройством в форме яйца. В 1776 г. И. II. Кулибин разработал проект одноарочного деревянного моста через Неву с пролетом 298 м. Осуществить данный проект не удалось. И. П. Кулибин вел работы по созданию прожектора, лифта, протезов для инвалидов и т.д.

Как это часто бывает в России, большинство изобретений не получили применения и были забыты, а изобретатели умерли в нищете.

Литература. Литература середины и второй половины XVIII в. оставалась по преимуществу дворянской и была представлена следующими тремя направлениями.

  • 1. Классицизм. Характерными чертами данного направления были пафос национальной государственности и абсолютной монархии. Одним из ведущих представителей русского классицизма был А. П. Сумароков (1717 1777) - автор множество стихотворений, басен, комедий, трагедий. Основным лейтмотивом его творчества стали проблемы гражданского долга.
  • 2. Реализм. Элементы этого направления стали складываться только в конце XVIII в. прежде всего в творчестве Д. И. Фонвизина (1745-1792), в его комедиях "Бригадир" и "Недоросль".
  • 3. Сентиментализм. Приверженцы данного направления объявили в своих произведениях доминантой человеческой природы не разум, а чувство. Путь к идеальной личности они искали путем высвобождения и совершенствования чувств. В русской литературе самым значительным сочинением сентиментального жанра стала повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза".

Общественно-политическая мысль. Представителем просветительской мысли в России был Николай Иванович Новиков (1744-1818) - крупный издатель, выпускавший сатирические журналы "Трутень" и "Живописец". Н. И. Новиков критиковал пороки, порожденные феодально-крепостнической системой, вступал в полемику с самой Екатериной II. Будучи членом масонской ложи, он тайно издавал масонские книги. В 1792 г. Н. И. Нови-

ков был арестован, а его журнально-книжное дело подверглось разорению. Однако имя его навсегда осталось в российской культуре.

Идеологом дворянства, сторонником монархии и сохранения крепостного права был Михаил Михайлович Щербатов (1733 1790) - талантливый публицист и историк. Он, однако, критиковал деятельность Екатерины II, обвинял ее в деспотизме и безнравственности. Памфлет М. М. Щербатова "О повреждении нравов в России" впервые был опубликован только в 1858 г. А. И. Герценом и использован для подрыва авторитета самодержавия.

Особое место в истории общественно-политической мысли занимает Александр Николаевич Радищев (1749-1802), который в своем главном произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" не только подверг критике феодально-крепостническую систему страны, но и высказался за ее ликвидацию революционным путем. Хотя его взгляды не встретили сочувствия у современников, идеи и фигура Л. Н. Радищева были весьма почитаемы у многих поколений отечественных революционеров.

Архитектура. Архитектура России в XVIII в. получила новое развитие. До середины века господствующее положение занимал архитектурный стиль барокко (итал. Ьагоссо - причудливый, странный), характерными чертами которого были монументальность и пышность построек, достигавшиеся за счет изогнутых и причудливых линий фасада, обилия колонн и лепных украшений, овальных и круглых окон. Ведущим мастером барокко считался В. В. Растрелли (1700-1754), по чьим проектам были возведены Смольный монастырь (1748 1762) и Зимний дворец (1754 1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747-1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757).

Во второй половине XVIII в. на смену русскому барокко приходит классицизм. Для него характерен, прежде всего, интерес к античным архитектурным образцам. Отсюда отсутствие пышности в убранстве зданий, простота, прямая линия фасада, гладкая поверхность стен, четко выделенный главный корпус, строгая симметричность планировки. Основоположником русского классицизма в архитектуре являлся В. И. Баженов (1737-1799). Самос знаменитое его творение - Пашков дом на Моховой в Москве (старое здание Российской государственной библиотеки, бывшей имени В. И. Ленина), построенный в 1784-1786 гг.

В архитектурном классическом стиле работал сподвижник В. И. Баженова М. Ф. Казаков (1738-1812), который создал много зданий, до сих пор сохранившихся в прекрасном состоянии в столице. Среди них можно назвать здание Сената (Присутственные места) в Кремле (1776-1787); старое здание Московского университета (1786-1793), сгоревшее во время пожара 1812 г. и восстановленное впоследствии Д. Жилярди; Колонный зал Благородного дворянского собрания (1780-е); Голицинская (ныне 1-я городская клиническая) больница (1796-1801); дом-усадьба Демидовых (1779-1791), в котором теперь размещается Московский государственный университет геодезии и картографии и др.

Третьим крупнейшим зодчим второй половины XVIII в. был И. Е. Старов (1745-1808), работавший в основном в Петербурге. Им построен

Троицкий собор в Александрово-Невской лавре (1778 1790) и главное архитектурное строение его жизни - Таврический дворец (1783-1789), городская усадьба князя Г. Потемкина.

Скульптура. Общий процесс обмирщения искусства в России дал импульс для развития скульптуры. Наиболее известным скульптором был Ф. И. Шубин (1740-1805), создавший целую галерею портретов как исторических деятелей (Ярослав Мудрый, Дмитрий Донской, Василий Шуйский и др.), так и своих современников (М. В. Ломоносов, П. В. Румянцев, Екатерина И, Павел I и др.). Из иностранных скульпторов, оставивших заметный след в России, самым значительным был Э. Фальконе, автор памятника Петру I ("Медный всадник"), который был открыт в Петербурге в 1782 г.

Живопись. Русское изобразительное искусство во второй половине XVIII в. вступило в новый этап своего развития и характеризовалось не только совершенствованием портретной живописи, но и появлением новых жанров: пейзажей, бытовых сюжетов, исторических полотен. Тем не менее этот период отличается, прежде всего, расцветом портретного жанра, что было обусловлено многочисленными заказами двора: вельмож, сановников и дворян, которые стремились запечатлеть себя для потомков. Наиболее известными портретистами были А. П. Антропов (1716-1795) Ф. С. Рокотов (1736-1808), Д. Г. Левицкий (1735-1822), В. Л. Боровиковский (1757-1825).

Среди художников-портретистов выделялся крепостной графа Шереметева И. II. Аргунов (1729 1802), писавший не только парадные портреты вельмож и императрицы Екатерины И, по и создавший поразительный по выразительности портрет "Девушка в кокошнике".

Родоначальником русской пейзажной живописи считается сын солдата Преображенского полка С. Ф. Щедрин (1745-1804), в полотнах которого на первое место выходит природа, определяющая содержание и характер изображения. Самым известным его пейзажем является "Вид на Большую Невку и дачу Строгановых" (1804).

Театр. В Ярославле усилиями купца Ф. Г. Волкова (1729-1763) возникает первый профессиональный театр, который в 1756 г. приглашают в Петербург. Здесь специальным указом императрицы Елизаветы Петровны был создан национальный театр, репертуар которого составляла преимущественно патриотическая тематика (трагедии А. П. Сумарокова и др.).

Одновременно богатейшие русские вельможи организовали театры у себя в усадьбах, где актерами были их крепостные. Наиболее известный театр был у Шереметевых в Останкино, славу которому принесла талантливая актриса П. И. Ковалева (Жемчугова), ставшая впоследствии женой графа Н. II. Шереметева.

В период правления Елизаветы в 1756 г. Россия вступила в Семилетнюю войну на стороне Австрии и Франции против опасно усилившейся Пруссии. Русские войска захватили Восточную Пруссию.

в 1759 г. одержали вместе с австрийцами победу над Фридрихом II,

в 1760 г. взяли Берлин, но после смерти Елиз. в 1761 г. поклонник Пруссии Пётр III, вышел из войны. Успехи России подняли ее престиж.

В 1768 г. Россия вмешалась в смуту в Польше.

1768-1774 гг. произошла русско-турецкая война за влияние в Польше и южнорусские земли. Под командованием П. А. Румянцева в 1770 г. разбил турок на реке Ларге и Кагуле, В 1771 г. российские войска заняли все основные центры Крыма. В 1773 г. войска под командованием Суворова взяли крепость Тартукай, а в 1774 г. одержали победу при Козлудже. Турция была вынуждена подписать мирный договор в деревне Кючук-Кайнарджи, по условиям которого Россия получала земли между Днепром и Южным Бугом, Керчь и право плавания русских судов по Черному морю. В 1783 г. Крым был включен в состав России.

В 1783 г. Россия присоединила Крым и по просьбе Ираклия II взяла под покровительство Восточную Грузию.

В 1787- 1791 гг. Турция начала новую войну с Россией. Россия вместе с Австрией вновь победила Турцию (успехи А. В. Суворова при Фокшанах, Рымнике, взятие Измаила, Н. В. Репнина - при Мачине, Ф. Ф. Ушакова на море - при Тендре и Калиакрии). Россия закрепила за собой Северное Причерноморье.

В 1788-1790 гг. Россия безрезультатно воевала со Швецией.

В 1772, 93, 95 гг. вместе с Пруссией и Австрией провела разделы Польши, получив Правобережную Украину, Белоруссию и Литву.

В 1780-1783 гг. Россия поддержала США против Англии. В 1793 г. Россия разорвала отношения с революционной Францией и готовилась к войне с ней. В 1798 г. она вступила во 2-ю антифранцузскую коалицию. Эскадра Ушакова совершила поход в Средиземное море и захватила Ионические о-ва. Суворов осуществил Итальянский и Швейцарский походы. Считая Австрию и Англию нечестными союзниками, Павел I вышел из войны и заключил (после прихода к власти Наполеона I) союз с Францией против Англии, готовил поход в Индию, но вскоре был убит.

Вопрос № 23. Культура Российской империи в 18 веке

Культура России XVIII века имеет ряд особенностей: ускорились темпы культурного развития; ведущим стало светское направление в искусстве; накопленные знания стали превращаться в науку; новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной.

Просвещение и наука. В 1701 году в Москве была основана Школа математических и навигационных наук, из старших классов которой в 1715 году в Петербурге была создана Морская академия. Вслед за ней были открыты артиллерийская, инженерная, медицинская, горная и другие школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. В 1714 году в губерниях были открыты 42 цифирные школы. Произошел переход к арабским цифрам, на новый шрифт перешла и появившаяся 2 января 1703 года первая русская печатная газета «Ведомости». В 1731 году был открыт Шляхетский (дворянский) корпус. Были открыты другие учебные заведения (Смольный институт, Академия художеств). В 1755 году в Москве по инициативе М. В. Ломоносова был открыт университет.

Важным результатом деятельности Петра I стало создание Академии наук (1725 год). Велись большие картографические работы, развивались географические знания (В. Беринг, К. Крашенинников, С. Челюскин, Д и X. Лаптевы, И. Кириллов).

Было положено начало русской исторической науке (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, М. М. Щербатов).

В области точных наук, техники были достигнуты значительные успехи, связанные с именами Л. Эйлера, Д. Бернулли, И. Ползуно-ва, И. Кулибина и др. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М. В. Ломоносов (1711-1765), который своими энциклопедическими знаниями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень.

Литература. В центре общественно-политической мысли со второй половины XVIII века была критика крепостничества (А. Н. Радищев, Н. И. Новиков). Русская литература XVIII века представлена именами М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, Г. Д. Державина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина и др.

Архитектура. Новое развитие в XVIII веке получила архитектура. В первой половине века господствующим стилем был барокко (от итальянского - вычурный), крупнейшим мастером которого был Б. Б. Растрелли. Во второй половине XVIII века на смену барокко пришел классицизм (И. Е. Старов, В. И. Баженов, Д. Кваренги, A. Ф. Кокоринов, А. Ринальди и др.) - Развивается скульптура (Б. К. Растрелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, Э. М. Фальконе).

Живопись. В живописи происходит переход к светскому искусству. Выдающимися портретистами первой половины XVIII века были А. Матвеев и И. Никитин, во второй половине века свои произведения создавали Ф. Рокотов, Д. Левицкий, B. Боровиковски и др.

Театр. В 1750 году в Ярославле по инициативе купца Ф. Г. Волкова был создан первый русский профессиональный театр. Были созданы различные крепостные театры, наиболее известен театр графа Н. П. Шереметева.

Просмотров