Первый архитектурный стиль разработанный на территории великобритании. Архитекторы Классицизма в Англии: имена, примеры, фото


Мы привыкли к тому, что здания вроде мэрии - это скучные офисы, в которых сидят скучные чиновники и занимаются скучной бумажной работой. Снаружи такие здания обычно напоминают огромные каменные или стеклянные ящики, в которых для пущей важности порой устраивают какой-нибудь каменный портал, дабы посетитель с самого входа ощущал трепет перед величием градоначальства. А тут - какой-то недоразрезанный арбуз из стекла!

Критики пишут, что мэр Большого Лондона Кен Ливингстон хотел этим зданием сказать, что муниципальная работа - не мертвое, а живое дело, и что ему не чужда склонность к оригинальности и юмору.

Ливингстон пригласил для работы над проектом одного из самых знаменитых британских архитекторов - сэра Нормана Фостера. Критики, усматривающие в новом здании тьму дефектов, в одном сэра Нормана упрекнуть не могут - в робости.

Вглядываясь в это необычное сооружение, мы замечаем следы спиралевидной композиции, которая отчасти напоминает Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке, построенный великим американским архитектором Франком Ллойдом Райтом, отчасти так и оставшуюся в чертежах "Башню Татлина".

Политически оба символа указывают в сторону социализма и демократии - комбинация, отвечающая настроениям "Красного Кена", как называют лондонцы своего мэра.

В новом здании мэрии использованы не только новейшие строительные конструкции, но и ряд экологических новинок, например, солнечные батареи, которые будут обеспечивать энергией аппарат лондонского градоначальника. Кроме того, круглая форма здания значительно уменьшает потерю тепла.

Британский музей



Кадры, как проницательно заметил И.В.Сталин, решают все. Если бы меня спросили, кто внес наибольший вклад в подготовку революционных кадров для России, я, пожалуй, ответил бы - королева Виктория.

Эта удивительная женщина занималась кипучей общественной деятельностью. Она построила огромное количество выдающихся сооружений, без которых Лондон уже немыслим.

Но что касается искусства разыгрывать революции и рисовать утопии на живом теле общества, то тут вклад королевы Виктории состоит в строительстве знаменитой Британской библиотеки, читального зала Британского музея - огромного цилиндрического помещения с верхним светом, стены которого уставлены книгами.

Зал этот был построен по замыслу хранителя библиотеки сэра Энтони Паницци по проекту Сидни Смерка и надолго стал крупнейшим читальным залом мира. Вот в него-то и устремились любители подрывного чтения позапрошлого века.

Тут читали и писали Карл Маркс и Карл Либкнехт, а из русских социалистически мыслящих деятелей - Александр Герцен, Петр Кропоткин, Георгий Валентинович Плеханов, Вера Засулич, Владимир Ильич Ленин, Лев Давыдович Троцкий, Максим Максимович Литвинов.

Была ли эта революционная теория хорошей - вопрос особый. Но Британская библиотека была очень хорошей. Не только уютной и красивой, но и богатой. Ее собрание быстро росло и заняло весь двор Британского музея, так что, в конце концов, решили библиотеку из музея вынести.

Долго искали место, наконец, нашли рядом с вокзалом Пэнкрасс, потом 25 лет строили и, наконец, открыли. Теперь мыслители сидят уже не в Британском музее. А в музей валом валят туристы.

Самый знаменитый британский архитектор сэр Норман Фостер расчистил двор музея и перекрыл его стеклянной крышей, создав небывалый по величине и красоте атриум.

И в центре этого светового аквариума красуется круглое здание читального зала. В нем уже не читают, хотя на полках осталось несколько книг, а верхний подкупольный ярус снаружи теперь окружен рестораном, так что совсем некстати в высотах подкупольного пространства, где впору витать ангелам или демонам, видны сидящие за стеклами посетители ресторанов.

Дай-то Бог, чтобы и сам читальный зал со временем не превратили в питейное заведение.

Русский конструктивизм



Известный русский архитектор Бертольд Любеткин был конструктивистом, зодчим социалистического, левого толка, как и его идейные соратники - Голосов, Мельников и Гинзбург.

В отличие от русских, англичане любят кирпич и не любят бетон. Но именно бетон был излюбленным материалом архитекторов-конструктивистов, так или иначе разделявших социалистические идеалы, например, великого француза Ле Корбюзье.

Бертольд Любеткин родился в Тбилиси, но учился в Москве, в частности, во Вхутемасе - тогдашней кузнице современного искусства и архитектуры. Успев послужить в Красной Армии, он в 1922 году покинул Россию, и с тех пор постоянно жил на Западе - сначала в Германии, потом во Франции и, наконец, с 1931 года в Англии.

Самыми знаменитыми постройками Любеткина в Англии остаются его павильоны для обезьян и пингвинов в лондонском зоологическом саду. Да еще группа жилых домов "Хайпойнт", где в квартире-мастерской, устроенной на крыше одного из зданий, жил и сам автор.

Это дома для достаточно обеспеченных, хотя и не богачей. Любеткин проявил мастерство владения архитектурной формой, признанное и его учителем - Ле Корбюзье, посетившим этот дом в конце 1930-х годов.

В них маэстро увидел не просто свои любимые белые железобетонные столбы, изящно прорисованные горизонтальные полосы окон, напоминающие океанские лайнеры и плоские крыши. Прямолинейные и криволинейные формы образуют здесь интимные и величественные пространства, наполненные светом и ведущие неслышный архитектурный диалог.

Церковь Св.Марии



Церковь Святой Марии в прямом смысле слова стоит на улице Стренд, одной из самых оживленных магистралей центрального Лондона, - прямо посредине Стренда, как раз напротив здания Буш-хауза, в котором размещается Всемирная служба Би-би-си.

Кажется, что церковь расположена не слишком удобно для прихожан, так как перейти через оживленный Стренд не просто. Да и самая идея устроить церковь на разделительной полосе не вызывает восторга. Но так сложилось исторически, и теперь уж ничего не поделать.

С 1147 года тут стояла готическая церковь Рождества Богородицы и Невинных, но лорд-протектор Сомерсет, начавший строить свой Сомерсет-хауз, стоящий как раз напротив этого места, но с противоположной, южной стороны Стренда, старую церковь в 1549 году снес, так как она занимала часть территории будущего Сомерсет-хауза. Он, правда, пообещал прихожанам возвести другую, да так и не выстроил.

Прихожанам долго приходилось молиться в Савойской часовне неподалеку. В те времена, разумеется, Стренд был достаточно пустынным, и никаких препятствий для подхода к церкви не существовало. Даже в 1711 году, когда нынешнее здание построил в качестве своего архитектурного дебюта Джеймс Гиббс, к нему можно было без труда подойти.

Здание принесло Гиббсу заслуженный успех. Он соорудил его после возвращения из Италии, и в церкви ощущаются уроки мастера римского барокко Карло Фонтана, у которого Гиббс учился.

Окна фасадов напоминают творения руки Микеланджело, башня говорит о влиянии сэра Кристофера Рена, выстроившего в Лондоне кроме своего собора Святого Павла еще великое множество церквей, некоторые из которых прекрасно сохранились до наших дней.

Правда, по замыслу Гиббса, башню над церковью должна была завершать скульптура, изображающая королеву Анну, и таковая была заказана скульптору Тальману и как будто уже была даже изготовлена им не где-нибудь, а во Флоренции. Но когда королева умерла, следы ее скульптурного изображения таинственным образом исчезли, и вместо Анны над колокольней остался простой архитектурный мотив.

В этой небольшой церкви в 1809 году были обручены родители Чарльза Диккенса, а в 1750 году, по преданию, тут инкогнито принял англиканскую веру Бонни принц Чарли, шотландский претендент на английский трон.

Банк Англии



Здание Банка Англии находится в самом сердце деловой части Лондона, лондонского Сити, на улице Треднидл (Threadneedle), что в переводе на русский значит "иголка для шитья", буквально "для нитки".

Такое название улица получила, скорее всего, оттого, что еще в 14 столетии тут была мастерская по изготовлению иголок, а позднее и портновская мастерская. Шеридану принадлежит шутливое название Банка Англии - "Старушка с игольной улицы" (The Old Lady of Threadneedle Street), но обычно для скорости банк зовут просто "Старушкой" (The Old Lady).

Сам по себе Банк Англии как финансовое учреждение был создан в 1694 году и поначалу размещался совсем не здесь, но в конце 18 века он получил участок в почти два гектара. Здание было построено по проекту архитектора Джона Соана, который сделал его совершенно глухим и в то же время не упустил возможности окружить еще и решеткой. Причина ясная: за этой стеной хранились внушительные суммы.

Мало того, что огромное здание без окон выглядело не самым привлекательным образом, его до последнего времени днем и ночью охраняли особые стражи, и лишь в последние годы их сменила электронная система охраны.

Хотя сегодня Сити застроено огромными высотными зданиями и продолжает расти ввысь, здание Банка Англии все же производит сильное впечатление, быть может, именно оттого, что имеет вид единого каменного блока.

Новые банки, как правило, стараются казаться доступными для клиентов, и их стены делаются из стекла. Техника устройства сейфов ушла далеко вперед, и глухие стены сегодня уже не требуются.

Из соображений безопасности в Банк Англии посторонних все же не пускают. Да и найти фотографии внутренних помещений банка довольно трудно. Здание Джона Соана было в 1925-39 годах полностью перестроено сэром Гербертом Бейкером, но глухая стена Соана была сохранена.

Никто, кроме служащих, не знает, что находится за этой стеной. Быть может, от этого вокруг здания складываются разные легенды о поселившихся в банке привидениях. И хотя привидения в Англии - вещь привычная, банковские выходят из ряда вон.

Первое из привидений - мужчина, который в 18 веке работал в банке и был ростом больше двух метров. Боясь, что из-за роста его могила будет разрыта и труп изъят для вивисекции, он заручился уверениями в том, что будет похоронен внутри стен банка, в маленьком внутреннем дворике. Тем не менее, могилу его все же вскрыли и, действительно, обнаружили необычайно большой гроб. После этого привидение исчезло.

Но главное банковское привидение - "Черная монахиня". История его, если верить Питеру Андервуду, такова. В 1811 году один из служащих банка, Питер Уайтхед, увлекся карточной игрой, проигрался и изготовил для покрытия долга два фальшивых чека. Друзья выдали его, после чего его арестовали, судили и казнили.

Однако его сестре долгое время не говорили, что с ним и почему он не возвращается домой с работы. Когда же она узнала правду, то слегка помешалась в рассудке и стала бродить возле банка. Работники банка выхлопотали ей крохотную пенсию. Сорок лет эта женщина, одетая в черное (отсюда и "монахиня"), навещала окрестности банка, постепенно превратившись в старушку. Некоторые полагают, что именно ей и обязан банк своим прозвищем. Поговаривают, что ее тень мелькает в коридорах банка и по сей день.

Остается добавить, что в подъезде главного входа пол украшен мозаикой работы русского художника Бориса Анрепа.

Барбикан



Барбикан много значит в жизни столицы Великобритании, да и вообще в истории прошлого столетия. Когда-то на месте этого жилого микрорайона был, вероятно, форпост (откуда и его название "Барбикан" - сторожевая башня). Неслучайно именно здесь сохранились остатки городской стены времен древнеримской оккупации.

В 1940 году этот район небольших мастерских и складов был начисто стерт с лица земли немецкими бомбардировщиками.

После войны можно было бы выгодно распродать его торговым фирмам и банкам, но было решено соорудить здесь современный жилой район со школами, культурным центром, внутренними садами и прочими полагающимися городскому микрорайону службами.

Хотя в послевоенном Лондоне остро чувствовалась нехватка жилья, жилые дома можно было бы построить и подальше от столь дорогой территории городского центра. Но Барбикан должен был стать воплощением социально-утопической мысли, из которой позднее выросли советские города-сады, и вообще все современное градостроительство, да и в значительной степени сам социализм.

Тогда, в послевоенные годы, в британском обществе царила демократия, победившая нацистскую Германию и мечтавшая утвердить свое понимание демократических жизненных идеалов.

Вот и возник шанс возродить мечты Оуэна и фаланстер Фурье и создать в центре Лондона микрорайон на 6500 жителей, в котором были бы воплощены все самые последние достижения современной архитектуры и техники. А сделать это было непросто.

Предстояло спрятать под землю несколько километров железнодорожных путей и линию метрополитена, положив рельсы на особые резиновые прокладки, снижающие уровень шума.

Тут впервые появились малогабаритные квартиры, маленькие кухни, легкая мебель и всякого рода сантехнические и электробытовые новшества.

Были приглашены финские дизайнеры, и вместе с ними трое британских архитекторов Чемберлен, Пауэлл и Бон стали рисовать образ этого небывалого жилмассива.

В итоге получилось нечто уникальное. По периметру квартала были выстроены стометровые жилые дома, на верхних этажах которых - сады Семирамиды, озелененные дворики.

Архитектура этих домов была далека от образов дешевого жилища и впитала в себя идеи не только Ле Корбюзье, который в то же время строил подобную жилую единицу в Марселе, но и Франка Ллойда Райта, загадочного и мистического демократа из США, спроектировавшего небоскреб, построенный не на прямоугольном, а на треугольном модуле.

В центре квартала строились невысокие дома для семей, расположенные ближе к земле и деревьям. В самом же центре была устроена своего рода Венеция - с каналами и даже водопадами.

Вестминстерское аббатство



В 1052 году Эдуард Исповедник заложил фундамент Вестминстерского аббатства, а в 1502 году Генрих VII пристроил к нему знаменитую своей архитектурой часовню.

Собственно главный храм аббатства называется церковью Святого Петра и был построен Эдуардом Исповедником взамен поездки в Рим, обет совершить которую он дал, но так и не выполнил.

Тогдашний Папа Римский разрешил заменить обет строительством монастыря, посвященного Святому Петру. Легенда гласит, что при освящении собора присутствовал и сам Святой Петр, перебравшийся через Темзу на лодке и расплатившийся с лодочником огромным лососем.

Когда Генрих VIII порвал с Римом и упразднил монастыри, деньги монастыря были переданы собору Святого Павла, что не прошло мимо внимания острословов, которые говорили, что "Петра ограбили, чтобы расплатиться с Павлом".

Собор Св. Петра - один из самых значительных среди немногочисленных памятников готики в Лондоне, уцелевших в пожаре 1666 года, который уничтожил много средневековых церквей и в том числе старый готический собор Св. Павла. Его главный неф - самый высокий в Англии.

Поскольку строился и перестраивался собор Вестминстерского аббатства почти тысячу лет, в нем можно различить множество стилевых оттенков готики.

Первоначальное здание, остатки которого сохранились лишь в виде стен, принадлежит еще романскому стилю. Основное тело собора - высокая готика со следами французских влияний: строители соборов постоянно приглашались для возведения различных храмов и переезжали из страны в страну.

Часовня Генриха VII - образец поздней готики, так называемого "перпендикулярного" стиля с ажурными сводами в виде веерных ребер.

Наконец, две западные башни построены уже в "ложной готике", или стиле "готического возрождения", в 18 веке архитектором Хоксмором, учеником Кристофера Рена.

Рядом с аббатством находится Вестминстерский дворец, в котором заседает британский парламент, выстроенный в том же ложноготическом стиле. Первоначально парламент проводил свои заседания в Вестминстерском аббатстве.

Собор был открыт в 1065 году, а в 1066 в нем уже был коронован Вильгельм Завоеватель. С тех пор почти все английские короли короновались именно здесь. Здесь же их и хоронили. За исключением двух монархов все они покоятся в здании собора.

Но со временем собор Святого Петра стал как бы национальным пантеоном. Здесь захоронены многие выдающиеся деятели Великобритании - премьер-министры, ученые, поэты и музыканты.

Манхэттен на Темзе



Известно, что в Лондоне совершается ежегодно больше финансовых и торговых сделок, чем в каком-либо другом городе мира. Однако до недавнего времени эта деловая активность не бросалась в глаза. Конторы адвокатов и банкиров находились в невысоких зданиях, в пределах старого делового центра Лондона - Сити.

Однако в скором времени Сити придется уйти в тень. К востоку от Лондона растет новый бизнес-центр, по своим масштабам сравнимый, пожалуй, только с нижним Манхэттеном, деловым районом Нью-Йорка.

Попытки создать здесь, в районе старых заброшенных доков, деловой центр предпринимались неоднократно, но из-за финансовых спадов дело тормозилось, и планы сокращались до более или менее обычных по масштабу жилых районов.

В 1987 году по проекту аргентинского архитектора Сезара Пелли в лондонском Доклендсе, на так называемом Собачьем острове выросло первое высотное здание Канари Уорф - самое высокое в Великобритании.

Но в начале 90-х годов рыночная ситуация снова ухудшилась, и эта башня несколько лет простояла в гордом одиночестве: не удавалось даже сдать или продать ее офисные помещения.

В конце 90-х ситуация изменилась к лучшему, и вокруг здания Сезара Пелли начали, как грибы после дождя, расти новые небоскребы, здания банков и офисов. Сейчас уже пять огромных башен сверкают стеклом и металлом, образуя совершенно новый градостроительный ансамбль.

Этот ансамбль строится как новый город по проекту американской архитектурной фирмы Skidmore, Owings & Merrill, и то, что уже построено, несет на себе явную печать американского города.

Конечно, это больше всего напоминает Манхэттен - узкие улочки и площади, зажатые 40-этажными небоскребами. У такой городской среды - особая эстетика, в которой главную роль играет совершенство строительной техники. Высокие фасады этих небоскребов, собранные из стеклянных панелей и металлических рам, выполнены с такой ювелирной точностью, что уже не кажутся даже делом рук человеческих.

При этом удивительно, что строительные площадки, которые сейчас окружают готовые сооружения, крайне невелики по размеру, и на них идет почти бесшумный процесс сборки этих конструкций. В результате на Собачьем острове возникнет среда, все же несколько отличающаяся от Манхэттена.

Прежде всего, здесь с большей последовательностью проводится разделение автомобильных и пешеходных зон. Во-вторых, на уровне земли почти все здания соединяются переходами, коридорами и залами, так что создается сквозная доступность всех объемов для пешеходов, которые попеременно попадают то в крытые переходы, то в открытые площади и пассажи.

Монументальная скульптура на этих открытых пространствах строится как на основе фигуративной, так и беспредметной пластики. На площади Канады стоит, например, гигантская полированная гранитная скульптура в форме чечевицы, подсвеченная снизу маленькими синими лампочками, которые, отражаясь в нижней поверхности, как бы поднимают ее на воздух, а неподалеку обычная антропоморфная пластика - фигуры двух сидящих на скамеечке мужчин.

Ночью небоскребы зажигаются тысячами огней и светятся, даже можно сказать, сияют на фоне ночного неба, но особенно эффектны они в лучах заходящего солнца, когда мимо них то и дело пролетают самолеты, наводящие на страшные воспоминания об 11 сентября.

Поскольку территория изрезана каналами бывших доков, все это отражается в воде и переплетение воды и суши создает тут эффект уже скорее не Нью-Йорка, а Венеции.

Буш-хаус



Многие слушатели передач Русской службы Би-би-си и читатели нашего сайта хорошо знают название дома, в котором мы работаем - Буш-хаус (Bush House).

Это название не имеет прямой связи ни с нынешним президентом США, ни с его отцом. Владельцем и строителем этого здания был их давний предок, некий Ирвинг Буш - американский промышленник и миллионер, который в 1919 году решил выстроить на этом месте нечто вроде международного торгового центра для содействия развитию торговли между США и Англией.

Проект здания был выполнен архитекторами Хелмли и Корбетом. Оно было закончено и открыто лишь в 1935 году. Строительство шло медленно, так как велось в годы тяжелейшего экономического кризиса.

Последствия этого кризиса ощущались столь долго, что о международном торговом центре пришлось забыть.

Буш-хаус отличается чрезвычайно оригинальной архитектурой. Его южный фасад выходит на улицу Стрэнд, к церкви Св.Марии, а северный фасад замыкает проложенную в те же годы магистраль Кингсуэй, ведущую от Буш-хауса к Рассел-сквер и дальше к вокзалу Юстон.

Северный фасад украшает гигантская арка (на всю высоту шестиэтажного здания), пересеченная портиком из двух колонн. Над этими колоннами - две мужские фигуры, символизирующие, по мысли Буша, Соединенные Штаты и Великобританию.

Некоторые полагают, что в этой архитектурной композиции проявились и черты масонской символики, так как две колонны (по масонской легенде, некогда украшавшие вход в храм Соломона в Иерусалиме и выстроенные легендарным строителем храма Хирамом, считающимся чуть ли не основоположником масонского движения) могут быть приняты за масонские символические колонны Иахин (Мудрость) и Воаз (Красота).

Всемирная служба Би-би-си въехала в это здание позднее, так что прямой связи с этой символикой у нее нет.

Позднее около Буш-хауса были выстроены два корпуса - Северный и Юго-Восточный, так как потребности радиостанции в помещениях росли.

Риджент-стрит



Риджент-стрит – одна из самых известных лондонских улиц. Не только потому, что на ней расположены знаменитые магазины и рестораны, но и потому, что она чуть ли не единственная лондонская магистраль, ставшая результатом единого архитектурного замысла наподобие улицы Зодчего Росси в Санкт-Петербурге или улицы Риволи в Париже.

Но все же из всех подобных улиц Риджент-стрит – самая большая и монументальная. Она связывает южный центр лондонского Уэст-энда с Риджент-парком и служит, таким образом, удобной транспортной коммуникацией в хаотичной средневековой планировке Лондона.

О том, что такая коммуникация жизненно необходима для города, говорили уже в XVIII веке, но только в начале XIX века осуществление этого грандиозного градостроительного замысла стало реальностью.

В условиях частной собственности на землю такого рода реконструкция городской планировки была сопряжена с неимоверными трудностями. Джон Нэш, архитектор, которому было поручено вести проектирование и строительство, был обязан оценить все попадающие под снос участки и перепродать их новым владельцам, становящимся таким образом инвесторами реконструктивных работ.

В то время страной правил так называемый Принц Регент, будущий король Георг IV. С 1811 по 1820 год он исполнял обязанности фактического правителя страны, так как его еще живой отец Георг III был признан умалишенным. Время с 1811 по 1820 годы называется эпохой Регентства. Тогда-то и развернулись в Лондоне реконструктивные работы, которые возглавил любимый архитектор принца-регента Джон Нэш.

Центральная часть Риджент-стрит, соединяющая Пикадилли-серкус с Оксфорд-серкус, называется Квадрант, так как она имеет криволинейную форму. На этой части расположены дорогие роскошные магазины. Здания обрамляют обе стороны улицы, а для вливающихся в Риджент-стрит небольших улочек устроены роскошные арки, напоминающие знаменитую арку Главного штаба в Санкт-Петербурге.

Здания, обрамляющие Риджент-стрит, проектировались не только Джоном Нэшем, но и плеядой выдающихся мастеров английского классицизма начала XIX века – С.Кокерелллом, Дж.Соаном, Р. Смерком.

Первоначально тротуары Риджент-стрит были обстроены колоннадой, которая защищала пешеходов от дождя, но впоследствии из-за необходимости расширить проезжую часть эти колоннады были снесены. Впрочем, Риджент-стрит по-прежнему сохраняет величественный вид благодаря классическим фасадам и изящным арочным проездам.

Биг Бен



Все знают, что такое Биг Бен. Это огромные часы, установленные на башне Святого Стефана Вестминстерского дворца, где заседают обе палаты британского парламента. Куранты этого Биг Бена наши радиослушатели слышат почти каждый час.

Чарльз Бери, архитектор, строивший Вестминстерский дворец, в 1844 году запросил парламент о субсидии на сооружение часов на башне Св.Стефана. Сооружать часы взялся механик Бенджамен Вальями. Было решено, что новые часы будут самыми большими и точными в мире, а их колокол - самым тяжелым, чтобы звон его был слышен если не во всей империи, то уж, по крайней мере, по всей ее столице.

Когда проект часов был выполнен, между его автором и властями начались споры по поводу требуемой точности часов. Королевский астроном профессор Джордж Эйри настаивал на том, чтобы первый удар колокола каждый час совершался с точностью в одну секунду. Точность должна была ежечасно проверяться по телеграфу, связывавшему Биг Бен с Гринвичской обсерваторией.

Вальями же говорил, что для часов, открытых ветрам и непогоде, такая точность не под силу, и что вообще она никому не нужна. Пять лет длился этот спор, и Эйри победил. Проект Вальями был отвергнут. Часы с требуемой точностью были сконструированы неким Дентом. Они весили пять тонн.

Затем начались немалые хлопоты по отливке колокола и дебаты в парламенте по этому поводу. Именно к этому времени относят и версии происхождения названия Биг Бен. Версии таковы: это либо имя председателя парламентской комиссии Бенджамена Холла, либо имя знаменитого боксера Бенджамена Каунта.

Когда часы и колокол уже были подняты и смонтированы, выяснилось, что чугунные стрелки слишком тяжелы, и их перелили из более легкого сплава. Открыты часы были 31 мая 1859 года. До 1912 года часы освещались газовыми рожками, которые позднее были заменены электрическими лампами. А по радио первый раз куранты прозвучали 31 декабря 1923 года.

После того, как в башню Св. Стефана во время второй мировой войны попала бомба, часы стали ходить не столь точно.

Часы эти получили невероятную популярность как в Англии, так и за ее пределами. В Лондоне же появилось множество "Маленьких Бенов", уменьшенных копий башни Св. Стефана с часами на вершине. Такие башни - нечто среднее между архитектурным сооружением и напольными часами гостиных - стали возводить почти у всех перекрестков.

Наиболее известный "Маленький Бен" стоит у железнодорожного вокзала Виктории, но на самом деле почти в каждом районе Лондона можно отыскать маленького Бена.

Александр Воронихин

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 07.04.2017 15:31 Просмотров: 3159

В западноевропейском искусстве XVII-XVIII вв. основными художественными направлениями и течениями были барокко и классицизм. Во многих европейских странах создавались Академии художеств и архитектуры. Но ни один из этих стилей не существовал в искусстве Англии XVII-XVIII вв. в чистом виде, т.к. они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие страны.

Для английского искусства этого периода характерно внимание к эмоциональной жизни людей, особенно это касается портретной живописи. Кроме того, английское Просвещение особое внимание уделяло идеям нравственного воспитания личности, проблемам этики и морали. Другим ведущим жанром английской живописи этого периода стал бытовой жанр . О наиболее известных художниках (Т. Гейнсборо , Д. Рейнольдс , У. Хогарт) мы рассказали на нашем сайте.

Архитектура

В XVII и XVIII вв. Англия являлась одним из крупнейших центров европейской архитектуры. Но различные архитектурные стили и направления существовали здесь подчас одновременно.
У истоков британской архитектурной традиции стоял Иниго Джонс (1573-1652), английский архитектор, дизайнер и художник.

Посмертный портрет Иниго Джонса кисти Уильяма Хогарта (написан по прижизненному портрету Ван Дейка)

Иниго Джонс родился в 1573 г. в Лондоне в семье суконщика. В 1603-1605 гг. Джонс в Италии обучался рисованию и оформительскому искусству. Вернувшись на родину, занимался созданием декораций для театральных представлений, он сыграл значительную роль в развитии европейского театра.
В 1613-1615 гг. Джонс снова в Италии, он изучает работы Андреа Палладио, античную и ренессансную архитектуру. В 1615 г. Джонс становится главным смотрителем королевских строений, в Гринвиче вскоре приступает к строительству загородного особняка королевы Анны, супруги Якова I.

Куинз-хаус

Двухэтажный Куинз-хаус представляет собой монолитный куб, совершенно белый и почти без архитектурных украшений. В центре паркового фасада расположена лоджия. Куинз-хаус явился первой английской постройкой в стиле классицизма.

Тюльпановидная лестница Куинз-хауса в Гринвиче

Следующая работа архитектора – Банкетинг-хаус в Лондоне (1619-1622). Его двухэтажный фасад почти весь покрыт архитектурным убранством. В интерьере двухъярусная колоннада воспроизводит облик античного храма. Постройки Джонса соответствовали вкусам английского двора того времени. Но творчество Джонса было оценено по достоинству только в XVIII в.: оно заново открыто поклонниками Палладио, а его работы стали образцами для построек английского палладианства.

Банкетинг-хаус

В конце XVI-начале XVII вв. важную роль в истории дворца сыграли театральные представления («маски»). Особенно славились декорации и костюмы, созданные Иниго Джонсом, талантливым театральным художником.
Банкетинг-хауз имеет 34 м в длину, 17 м в ширину и столько же в высоту. Над высоким цоколем поднимаются два этажа. Ритмично расположены по фасаду широкие окна. Центр здания выделен 8-ю колоннами ионического ордера в нижнем ряду, коринфского – в верхнем. Над окнами верхнего этажа создан фриз в виде высеченных в камне гирлянд. Изящная балюстрада завершает всю композицию. Единственный зал этого здания украсил Рубенс .
В конце XIX в. в здании разместили экспозицию военно-исторического музея.

Новый этап в истории английской архитектуры начался во второй половине XVII в., когда появились первые постройки сэра Кристофера Рена (1632-1723), одного из наиболее известных и почитаемых английских зодчих.

Готфрид Кнеллер «Портрет Кристофера Рена» (1711)

Сэр Кри́стофер Рен, архитектор и математик, перестроил центр Лондона после великого пожара 1666 г. Он создал национальный стиль английской архитектуры – реновский классицизм.
Рен был ученым, занимался математикой и астрономией, к архитектуре обратился, когда ему было уже за тридцать. На протяжении долгой и плодотворной деятельности ему удалось осуществить почти все свои замыслы. Он строил дворцы и храмы, библиотеки и театры, госпитали и ратуши, обустраивал жилые кварталы Лондона. Собранные воедино, многочисленные постройки Рена могли бы составить средних размеров город. После «великого пожара» 1666 г. Рен принимал самое активное участие в восстановлении Лондона: он выстроил заново свыше 50 из 87 сгоревших церквей. Венцом этой деятельности стал грандиозный и величественный собор св. Павла, ставший величайшим культовым сооружением протестантского мира.

Расположенный на берегу Темзы королевский госпиталь в Гринвиче – последнее крупное сооружение Кристофера Рена. Большой комплекс госпиталя состоит из 4 корпусов, образующих прямоугольные дворы с просторной площадью между передними корпусами, обращенными к реке портиками фасадов. Широкие ступени, по обе стороны которых расположены величественные купольные постройки, ведут на вторую площадь между второй парой дворов. Обрамляющие площадь колоннады из сдвоенных колонн образуют очень эффектную перспективу, заканчивающуюся Куинз-хаусом Иниго Джонса. В строительстве Гринвичского госпиталя принимал участие также архитектор Николас Хоксмур (1661-1736). Он начал работы еще при жизни Рена и продолжил их после смерти зодчего.
Рен шёл по пути Иниго Джонса. Но Джонс впитал дух итальянского Возрождения, а Рен творил в стиле классицизма.
Традиции Кристофера Рена продолжил Джеймс Гиббс (1682-1754) – наиболее яркая и самобытная фигура английского зодчества первой половины XVIII в., один из немногих представителей стиля барокко в британской архитектуре. Строил также в палладианском стиле, заимствуя у него отдельные элементы.

A. Солди «Портрет Джеймса Гиббса»

Наибольшее влияние на творчество Гиббса оказали работы Кристофера Рена, но Гиббс постепенно выработал свой собственный стиль. Его знаменитая библиотека Рэдклиффа в Оксфорде, строгая и монументальная, занимает одно из первых мест среди лучших памятников английской архитектуры.

Библиотека – наиболее значительная из построек Гиббса по масштабу и по художественным достоинствам. Это своеобразное центрическое сооружение состоит из 16-гранного цоколя, цилиндрической основной части и купола. Цоколь прорезан большими арочными дверными и оконными проемами; круглая основная часть разделена парными колоннами на 16 простенков, в которых чередуются расположенные в два яруса окна и ниши. Над балюстрадой поднимается увенчанный фонарем купол.
Библиотека является одним из лучших памятников английской архитектуры.
Ещё один шедевр Гиббса – церковь Сент-Мартин ин зе Филдз.

Церковь Сент-Мартин ин зе Филдз

Она украшает Трафальгарскую площадь в Лондоне. В Сент-Мартин ин зе Филдз прослеживается влияние Кристофера Рена, но колокольня не выделена в отдельную постройку, она составляет со зданием церкви единое целое. Первоначально это решение архитектора современники критиковали, но позднее церковь стала образцом для многочисленных англиканских церквей в самой Англии и за ее пределами

Английское палладианство

Английское палладианство связано с именем Уильяма Кента (ок. 1684-1748), архитектора, археолога, живописца и издателя.

Вилла в Чизике (1723-1729)

Вилла была возведена лордом Бёрлингтоном при непосредственном участии Уильяма Кента . Это самая знаменитая постройка английского палладианства. Она почти буквально повторяет виллу «Ротонда» Андреа Палладио, за исключением фасадов.

Парк виллы в Чизике

Парковый фасад украшен портиком с фронтоном, к портику ведёт сложная и изысканная лестница. Вилла не предназначалась для проживания, в ней нет ни спален, ни кухни, там только помещения для художественных коллекций Бёрлингтона.
Благодаря покровительству лорда Бёрлингтона, Кент получал заказы на строительство публичных зданий в Лондоне, например, Хорс-гардс.

Хорс-гардс

Хорс-гардс – казармы конногвардейского полка в Лондоне. Это самая зрелая работа Уильяма Кента.
Уильям Кент построил в Лондоне несколько дворцов. Выполнял заказы по оформлению интерьеров загородных резиденций английской знати. Главной работой Кента стала усадьба Холкем-холл в графстве Норфолк.

Усадьба Холкем-холл в графстве Норфолк

Она предназначалась для художественной коллекции лорда Лестера. Особенно знамениты интерьеры Холкем-холла, полные шёлка, бархата и позолоты. По рисункам Кента изготовлялась также мебель.

Английский парк

Пейзажный английский парк – важное достижение английской архитектуры XVIII в. В пейзажном парке создавалась иллюзия реальной, нетронутой природы, здесь не чувствовалось присутствия человека и современной цивилизации.
Первый пейзажный парк был устроен в палладианскую эпоху в усадьбе поэта Александра Попа в Твикнеме (пригород Лондона). Французский регулярный парк казался ему олицетворением государственной тирании, которая подчинила себе даже природу (парк Версаля). Англию поэт считал свободной страной. Новатором в садово-парковом искусстве Англии стал Уильям Кент . Он создал лучшие пейзажные парки той эпохи: парк виллы Чизик-хаус, парк «Елисейские поля» в Стоу в Центральной Англии.

Парк «Елисейские поля»

Особенно сильное впечатление производили искусственные, специально построенные руины, носившие название Храма современной добродетели. По всей видимости, руины символизировали упадок нравов в современном обществе и противопоставлялись роскошному Храму древней добродетели, выстроенному У. Кентом в античном стиле.

Храм древней добродетели, выстроенный У. Кентом в античном стиле, представляет собой круглую купольную постройку, окруженную колоннадой из 16 гладких ионических колонн, установленных на невысоком подиуме. Храм имеет два входа в виде арочных проемов, к каждому из которых ведет 12-ступенчатая лестница. Внутри храма 4 ниши, в которых установлены исполненные в человеческий рост статуи древнегреческих знаменитостей.
Уже в середине XVIII в. пейзажные парки были распространены в Англии, во Франции, Германии, России.

Последним крупным представителем палладианства в английской архитектуре был Уильям Чеймберс (1723-1796) – шотландский архитектор, представитель классицизма в архитектуре.

Ф. Котес «Портрет У. Чеймберса»

Чеймберс внес значительный вклад в развитие садово-паркового искусства. Благодаря Чеймберсу в традиционном английском пейзажном парке появились экзотические (китайские) мотивы.

Больша́я па́года – первое сооружение в духе китайской архитектуры в Европе. Была построена в ричмондских садах Кью в 1761-1762 гг. по проекту придворного архитектора Уильяма Чэмберса в соответствии с пожеланием матери короля Георга III, Августы. Высота 50 м, диаметр нижнего яруса 15 м. Внутри пагоды устроена лестница из 243 ступеней, крыша облицована кафельной плиткой.
Подражания пагоде в Кью появились в Английском саду Мюнхена и других уголках Европы. По прихоти Екатерины II соотечественник Чэмберса, Чарлз Камерон, спроектировал аналогичное сооружение в центре Китайской деревни Царского Села, однако проект не был воплощён в жизнь. Но китайские домики всё же были построены.

Китайские домики. Китайская деревня в Александровском парке Царского Села

Архитектура неоклассицизма

Когда в середине XVIII в. в Италии начались первые археологические раскопки древних памятников, в Рим отправились все крупнейшие представители английского неоклассицизма , чтобы увидеть руины древних сооружений. Другие английские архитекторы отправлялись в Грецию для изучения древнегреческих построек. В Англии неоклассицизм отличался тем, что воспринял от античности лёгкость и изящность, особенно это касалось английских неоклассических интерьеров. же, наоборот, все постройки были более лёгкими и изящными.

Г. Уилисон «Портрет Роберта Адама»

Особую роль в архитектуре английского неоклассицизма сыграл Роберт Адам (1728-1792), шотландский архитектор из династии палладианцев Адамов, крупнейший представитель британского классицизма XVIII в. Адам опирался на изучение античного зодчества и использовал строгие классические формы. Архитектурная деятельность Адама была очень широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом он возводил усадебные дома и общественные здания, застраивал целые улицы, площади, городские кварталы Лондона. Его творческий метод – рационализм, облеченный в формы греческой античности.

Дом в усадьбе Сайон-хаус в Лондоне. Арх. Р. Адам (1762-1764). Приемная. Лондон (Великобритания)

Приемная в усадьбе Сайон-хаус – один из наиболее известных интерьеров Адама. Комната украшена двенадцатью колоннами из голубого мрамора с позолоченными капителями и скульптурами наверху. Стволы этих колонн подлинно античные – они найдены на дне реки Тибр в Риме, капители же и скульптуры исполнены по рисункам самого Адама. Колонны здесь не поддерживают потолок, а просто приставлены к стене, но они придают комнате величественный вид.

Интерьеры Адама ещё при жизни мастера многие считали высшим достижением английской архитектуры. Традиции их искусства долго сохраняли свое значение в английской архитектуре.
Но в неоклассицизме XVIII в. были два архитектора, манера которых отличалась от «стиля Адама»: Джордж Дэнс Младший (1741-1825) и сэр Джон Соун (1753-1837). Самой известной постройкой Дэнса была тюрьма Ньюгейт в Лондоне (не сохранилась). Джон Соун во многом следовал манере Дэнса, был главным архитектором здания Английского банка (1795-1827) и посвятил его строительству значительную часть жизни.

«Готическое возрождение» (неоготика)

В середине XVIII в. в Англии появились постройки, в которых использовались мотивы готической архитектуры: стрельчатые арки, высокие крыши с крутыми скатами, витражи. Этот период увлечения готикой принято называть «готическим возрождением» (неоготикой). Он продолжался до начала XX в. и стал популярным стилем до настоящего времени: в Англии нередко строят здания в готическом стиле).
Основателем «готического возрождения» был граф Хорас Уолпол (1717-1797) – литератор, автор первого романа ужасов «Замок Отранто». В 1746-1790 гг. он перестроил в готическом стиле свою виллу в усадьбе Строуберри-хилл (Твикнем, пригород Лондона).

Вилла

Аббатство Фонт-хилл в Центральной Англии было построено в 1796-1807 гг. архитектором Джеймсом Уайетом (1746-1813).

Аббатство Фонт-хилл (до настоящего времени не сохранилось)

Уже в XIX в. готический стиль стал государственным. В этом стиле в середине XIX в. строилось здание Парламента в Лондоне (арх. Чарльз Бэрри) – одно из главных сооружений английской архитектуры того времени.

Любой стиль архитектуры – запечатленная, застывшая в камне история. Британские дома могут поведать как минимум о трех историях, трех королевских династиях. Первый из них…

Стиль Тюдоров


Стиль тюдор в архитектуре

Основные черты:

  • асимметричный план и вид строения;
  • высокие фронтоны;
  • фахверк (несущая основа из балок и раскосов, обозримых снаружи);
  • крутые, вальмовые крыши;
  • высокий, хорошо заметный дымоход;
  • распашные окна в мелком переплете;
  • слуховые окошки (часто круглые, как иллюминаторы);
  • парадный вход, отделанный крупным камнем.

Домам такого вида предшествовала средневековая архитектура, тяжелая и примитивная. О красоте тогда не думали, главное было, чтоб постройка защищала.

Но вот воцарились Тюдоры, начался период Возрождения с его реформами, расцветом культуры и строительным бумом. У зданий, их архитектурного облика появилась новая функция: демонстрировать статус владельца, его знатность и могущество. Фасады стали нарядней, а внутренние покои, благодаря распространению стекла, намного светлее.

Время Тюдоров длилось 118 лет, и стиль за это время обогатился многими деталями. Эмигранты из Голландии привезли обычай использовать красный кирпич и художественную кладку дымоходов. В зажиточных домах появились галереи…

В стиле неотюдор часто возводят дома и сегодня. Для воссоздания типичного и колоритного экстерьера используют имитацию фахверка из ПВХ или фиброцемента, а крыши покрывают черепицей либо искусственной соломой.

Георгианская архитектура


Её приметы:

  • симметричная планировка в виде прямоугольника;
  • высокий цоколь;
  • кирпичные стены с неброским декором;
  • одинаковые, синхронно расположенные окна;
  • вход с портиком и декоративным козырьком;
  • парадная дверь с филенками и полуколоннами;
  • среднескатная крыша с минимальным свесом.

IVIII век, когда британской короной завладел германский род Вельфов, вошел в историю как георгианская эпоха. Так ее назвали потому, что четверо первых монархов были Георгами.

Новые вкусы, привезенные королями, новые технологии, порожденные промышленной революцией, а также идеи и впечатления, поступающие из колоний, создали особый тип архитектуры – георгианский.

Он перенял намного больше античных приемов, чем тюдоровский стиль. Строгие и величавые пропорции, соразмерное расположение окон, карнизы и молдинги, а также отказ от помпезности, присущей , сделали его одинаково востребованным и в городе, и в загородных усадьбах.

Кульминацией георгианской архитектуры считается период правления Георга IV, бывшего регентом. Английское домостроительство, попав под благотворное влияние французского зодчества, стало более утонченным и изысканным. Окна вытянулись в высоту, балконы украшались в древнегреческой и древнеримской манере, входная дверь окончательно превратилась в важную архитектурную «персону» (ее декорировали пилястрами, стеклянными вставками, наличниками, лепными гербами), в моду вошло высокое крыльцо с витыми консолями, террасы с грациозными балясинами… Недаром эта историческая веха заслужила отдельное название – регентский георгианский стиль.

Викторианские дома


Им присущи:

  • несимметричная планировка и сложная форма постройки;
  • крутая, ломаная, многоступенчатая кровля;
  • фронтон-щипец, образованный скатами крыши, на главном фасаде;
  • балконы с колоннами;
  • веранда вдоль одной или двух сторон дома;
  • круглая или квадратная башенка;
  • эркеры, большие окна и декоративные слуховые.

Годы, когда на троне восседала королева Виктория, были отмечены бурной индустриализацией и стабильной общественной жизни. Британия, успешно воюя за колонии, умудрялась оставаться спокойным уголком Европы. Сюда съезжались амбициозные градостроители из менее благополучных стран, что превратило королевство в мировую архитектурную мастерскую.

Викторианский стиль – еще более неоднороден, чем его предшественники. Он состоит из десятка течений, самым популярным из которых оказалась неоготика. В середине XIX века внезапно вернулись шпили, стрельчатые окна с витражным стеклом, крыши с зубцами и парапетами, готические башенки. Причем в подобном ключе строились не только общественные здания – Парламент с Биг-Беном, суды и вокзалы, – но и частные дома. Позже страну захлестнуло новое увлечение, на сей раз итальянской романтикой, привнесшей римские фронтоны, арки, колоннады и балюстрады, широкие, плоские кровли. Дальше настал черед копирования стилистики домов периода бонапартистов – так появились мансарды, большие, изогнутые окна, закругленные карнизы. В конце века архитекторы вдруг вспомнили о романской традиции и рядом с перечисленными постройками выросли лаконичные, основательные дома из серого камня. Кроме этого, пользовался популярностью индо-сарацинский экстерьер, позволявший толстосумам строить резиденции, стилизованные под дворцы моголов.

Но пожалуй, наиболее широкое распространение получил стиль королевы Анны. Как правило, фасады этих построек сочного цвета, крыши крутые, черепичные, а планировка выглядит так, будто строился дом постепенно, образуя сложную, объемную конструкцию.

Английский дом: современный облик

Как видите, британский особняк может быть разным, с акцентом на тот или иной исторический период. Однако есть то, что объединяет все разновидности эклектичной английской стилистики. Это:

  • природный камень или кирпич, из которого строятся стены;
  • крыша с крутым уклоном и слуховыми окошками;
  • низко расположенные окна с частым переплетом.

Дом такого вида – и есть классически-английский. Внутри него всегда находится камин, обрамленный пилястрами и расположенный напротив входной двери, обязательны холл и минимум одна гостевая комната. Амбары, кладовки и гаражи находятся отдельно, в автономных пристройках.

Сегодня типично английские дома строятся с использованием новых, ультрасовременных материалов: роль кирпичной кладки выполняют термопанели или виниловый сайдинг, а декоративные элементы изготавливают из полиуретана.

Не забывайте также, что английский особняк – это не только стены и крыша. Настоящий британский дом – это еще и лужайка, аккуратные кустарники, плющ, дикий виноград и прочие милые сердцу детали.

Великобритания – страна, хранящая в себе огромное количество сооружений, построенных в разные эпохи, и оформленных совершено разными стилями. Среди строений в Великобритании можно встретить представителей барокко, готики, классицизма, палладианства, неоготики, модернизма, хай-тека, постмодернизма и многих других. Рассмотрим их подробнее.

Доисторические времена

Стоит упомянуть и сооружения древних времён. Самое известное из них – Стоунхендж. Учёные относят эту постройку к периоду неолита. Этой постройке более двух тысяч лет, однако, никто так и не может точно сказать, для чего она предназначалась. Кроме того, на территории Великобритании сохранилось множество гробниц, возрастом превышающих две с половиной тысячи лет.

Древнеримская колонизация

В первом тысячелетии до нашей эры на Британских островах поселились кельты. Находки с их времён скудны из-за небольшого числа материалов в их распоряжении. Исследователи относят их к «звериному стилю» в искусстве.

В средине первого века нашей эры на острова высаживаются римляне, начавшие свою экспансию. Однако они встречают ожесточённое сопротивление, из-за чего были вынуждены ограждать захваченные земли каменными и кирпичными стенами. Некоторые из них сохранились и до наших времён, однако, большая часть будет разобрана для строительства католических церквей. Так же к римскому вкладу в британскую архитектуру относят:

  • императорский вал;
  • остатки римских бань в Лондоне и на курорте Бат;
  • кладбища;
  • виллы влиятельных римлян.

Раннее средневековье

В пятых – шестых веках нашей эры в Британию прибывают германские племена (англы, саксы, юты и так далее). Постепенно они смешиваются с коренным населением – кельтами. Однако, и их влияние на английскую архитектуру минимально ввиду отсутствия знаний о строительстве больших сооружений. И всё же, при них появляется холл, сооружение продолговатой формы, где могли собираться все работающие члены семьи.

Замечание 1

Кроме того, при них начинается христианизация, характеризующаяся строительством простых маленьких церквей. Вместе с этим развивается и декорирование фасадов зданий, которое получит развитие в британской готике чуть позже.

Английская готика

Готическая культура возникает в конце двенадцатого века и просуществует целых четыре столетия. Одной из явных черт готики является очень большое расползание монастырей, включение в их территории полей и дополнительных пристроек. Города же строились плотно. Однако дома сохраняли привычную для Англии вытянутую и не очень широкую форму. Фасады зданий подвергаются активному декорированию с использованием мелких деталей, прослеживаемых и в настоящее время.

Замечание 2

Сохранились свидетельства и о том, что в развитие английской готике вложили свой вклад и французы. Именно французские архитекторы начали проектировать английские соборы на готический манер.

Чуть позже начинается негласная гонка: кто нарисует лучший орнамент для размещения на потолке строения. Однако, продлилась она не долго, так как строительство соборов и монастырей начало угасать, а к окрестным территориям, которые раньше занимали поля и монастырские пристройки, начали достраивать торгово-промышленные корпорации, цеховые дома и мелкие мастерские.

Английскую готику делят на три периода:

  • ранняя английская (с конца XII в. до середины XIII в.);
  • геометрически-криволинейная (с середины XIII в. до середины XIV в.);
  • перпендикулярная (с середины XIV в. до XVI в.).

Фахверковая застройка

Для рядового жителя преобладали деревянные дома. Постоянная вырубка лесов привела к тому, что люди были вынуждены обратиться к фахверку. Это метод строительства, при котором деревянной является лишь конструкция, а всё остальное сделано с помощью кирпича, камня или замазочной глины. Англичане даже научились штукатурить такие строения.

В это время в Британии издаётся закон о плотности застройки домов, который запрещал размещать строения слишком близко друг к другу. Создан он был для того, чтобы предотвратить распространение пожара на другие дома в случае его появления. Из-за этого мы можем наблюдать широкие улицы между домами даже в современной Великобритании.

В эпоху Реформации гонимые протестанты прибывают на Британские острова и возобновляют строительство из красного кирпича. Вместе с ними начинается размещение двухэтажных строений.

Краткая эпоха барокко

Исконно европейский стиль барокко имел крайне ограниченный период существования на территории Великобритании. Таким же коротким был и список архитекторов, которые придерживались идеи внедрения барокко:

  • Джон Ванбру, архитектор;
  • Джеймс Торнхилл, живописец;
  • Николас Хоксмур, архитектор, а также помощник Ванбру;
  • Иниго Джонс;
  • Кристофер Рен.

Свою лепту в него внёс знаменитый проект Уайт-холла, который, к сожалению, так и не был осуществлён. С этим проектом Британия вошла в негласное соревнование европейских монархов по строительству самых больших королевских резиденций. Так, например, Франция имела знаменитый на весь мир Лувр, а в Испанской империи был Эскориал и Буэн Ретиро. Под Уайт-холл отвели участок, равный 11 гектарам земли между парком Сент Джеймс и Темзой. По проекту Иниго Джонса новая резиденция имела прямоугольный план с семью внутренними дворами. Дворовые территории окружались корпусами дворцов, состоящих из трёхчастных блоков. Углы гигантского каре также венчали прямоугольные трёхэтажные башни, которые возвышались над двухэтажными корпусами. Изюминкой был двор с круглой галереей, украшенной парапетом с вазами. Проект стал первым примером ансамбля европейского образца в Британии.

Классицизм XVII века

Позиция, занимаемая классицизмом в английской архитектуре, была куда больше по сравнению с барокко. Основной личностью в распространении этого стиля является Иниго Джонс. Представительница новой королевской династии – Анна – назначает его главным архитектором. Именно Иниго Джонс принёс на Британские острова учение архитектора Палладио.

Свою книгу этот архитектор написал ещё в 1570 году. В ней он представляет публике свой архитекторский опыт и рассказывает о качествах и знаниях, необходимых архитектору. Кроме того, он прилагает рисунки античных зданий и их реконструкций. Этот трактат называется «Четыре книги об архитектуре».

Лондон - столица Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, был основан римлянами в 43 году н.э. Первоначально город носил название Лондиниум.

С древних времен и до Великого пожара 1666 года все постройки в Лондоне были преимущественно выполнены из дерева. Использование свечей для освещения помещений и открытого огня для отопления в зимний период и приготовления пищи зачастую становились основными причинами возгораний. Так в 1666 году во время Великого пожара город был практически выжжен до тла.

После этого возведение деревянных построек в городе было запрещено. На смену деревянным материалам начал появляться кирпич для строительства жилых сооружений, и портлендский известняк для облицовки общественных зданий.

Активное развитие архитектуры в Лондоне припадает на период после Великого пожара, когда придворный архитектор Кристофер Рен, приверженец нового стиля барокко, стал внедрят свои задумы на практике. Среди его основных работ в британской столице стоит выделить Кенсингтонский дворец, Kоролевский дворец в Хэмптон-корте, Гринвичский госпиталь и знаменитый памятник архитектуры - собор Святого Павла.

Кенсингтонский дворец - небольшая по размерам и довольно скромная королевская резиденция, расположенная в западной части Лондона. Первоначально дворец считался пригородным особняком графа Ноттингемского. Здесь родилась королева Виктория. В ее честь в саду дворца воздвигнут памятник. Официальной хозяйкой дворца считалась принцесса Диана вплоть до своей смерти. На данный момент дворец перешел в руки старшего сына Дианы - Уильям и его жена Кетрин.

Дворец Хемптон-корт ранее считался английским королевским дворцом. Там и по сей день сохранилось много произведений искусства и Королевской мебели, свидетельствующей о двух основных периодах строительства дворца - эпоха ранних Тюдоров (Ренессанс) и от поздних Стюартов до ранней Георгианской эпохи.

Собор Святого Павла - главный кафедральный собор Лондона, который является резиденцией епископа Лондона. Первая постройка собора была завершена в 694, но уничтожена до фундамента во время Большого Пожара 1666 года. Собор был заново спроектирован и построен в 1710 году Кристофером Реном.

Больше всего памятников архитектуры сосредоточено в районе Вестминстера . Одним из самых популярных и значимых считается Букингемский дворец . Его основали на месте дома герцога Букингемского, у которого его выкупил английский король. На сегодняшний день Букингемский дворец является официальной резиденцией монархов Британии. Первоначальный экстерьер дворца менялся с течением времени. Перед Букингемским дворцом находится площадь, где проходит знаменитая смена королевского караула и памятник королеве Виктории.

К другим архитектурным достояниям Вестминстера также следует отнести здание Парламента именуемое Вестминстерский дворец , Национальную галерею, Мальборо-хаус, Сент-Джеймсский дворец и Вестминстерское Аббатство .

Вестминстерский дворец является местом заседания Парламента Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Нынешнее здание было построено еще в 1860 году на месте прежнего дворца, который сгорел во время пожара. Здание дворца выполнено в неоготическом стиле. Над ним возвышаются башни - Виктории (104 метра) и святого Стефана (98 метров) со знаменитыми часами Биг Бен. Все привыкли называть Биг Беном часовую башню, но на самом деле именно колокол, расположенный за циферблатами часов, носит это название.

Вестминстерское Аббатство - церковь в готическом стиле находится на запад от Вестминстерского дворца. Это здание имело достаточно протяженный во времени период постройки - с 1245 по 1745 годы.

Позднеготическая Церковь Святой Маргариты также располагается на территории Вестминстерского аббатства.

К архитектурному наследию страны относится также Трафальгарская площадь, с возвышающейся над ней гранитной колонной высотою 44 метра со статуей адмирала Нельсона на самой верхушке.

Центральный район Лондона - Сити также богат на памятники архитектуры. Это здания Банка Англии, Королевской биржи и Гилд-холл - ратуша средних веков, с течением времени утратившая свой первоначальный вид.

На восток от Сити находится Тауэрская крепость с оборонительными стенами в два ряда. Во дворе крепости находится Белая башня, сохранившаяся со времён Вильгельма Завоевателя, общей высотою 27 метров.

Разводной Тауэрский мост с башнями, выполненными в неоготическом стиле, находится недалеко от Тауэра. Мост был построен в 1894 году.

Просмотров