Для достижения спортивных результатов для. Спорт высших достижений: теория и методика

Их развития

Спортивное достижение, как правило, характеризуется победой над соперником, оцениваемой в баллах, голах, очках; демонстрацией результатов, выраженных в показателях времени, расстояния, массы, точности поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т.д.

Спорт немыслим без стремления к высшим (абсолютным) достижениям, которые являются как бы эталоном оценки резервных возможностей как отдельного человека, так и сообщества людей в целом. Однако особенности спорта и его показателей в виде спортивных достижений заключаются в том, что если сегодня абсолютные достижения под силу узкой группе выдающихся спортсменов, то через несколько лет они становятся достоянием все более и более широкой массы занимающихся.

Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте. Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техническим прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими факторами (третья группа) (рис. 28). Рассмотрим эти факторы более подробно.

Рис. 28. Факторы, обеспечивающие рост спортивных достижений

Индивидуальная одаренность спортсмена. Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления определенных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Необходимо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.

Врожденно обусловленным компонентом способностей является одаренность. Она обеспечивает человеку возможность успешного выполнения соответствующей ей деятельности. По отношению к спорту можно говорить о физических и психических качествах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления определенной соревновательной деятельности. Одаренность постепенно становится главным критерием при переходе занимающихся в спортивных школах из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга.



В основе развития определенных способностей к видам спорта лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности. Однако высший уровень различных способностей человека всегда является результатом его развития в процессе рационально построенной деятельности, а в спорте – системы подготовки. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способностей. А для этого необходимы направленное воспитание, развитие и обучение. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренностью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколениями опыта дают возможность развить определенные способности.

При оценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя ключевыми моментами:

– составом способностей к определенному виду спорта;

– объективной и более ранней оценкой у каждого человека этих способностей с целью прогнозирования особенностей хода его дальнейшего совершенствования;

– какими путями добиться формирования этих способностей, если они недостаточно развиты, или чем их компенсировать в случае их низкого уровня.

Степень подготовленности к спортивному достижению. Решающее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воздействуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При этом главным условием является большая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремленной тренировке и достижении главной и промежуточных (этапных) целей. Одним из обязательных условий при этом являются значительные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высоких результатов без упорного труда.

В этой связи спортивные достижения – это «показатель размера полезных затрат усилий спортсмена на самосовершенствование, показатель его успехов на этом пути» (Л.П.Матвеев, 1977).

В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты времени в процессе подготовки спортсменов достигают значительных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнования, колеблется в пределах от 800 до 1500 ч в год. В определенных спортивных дисциплинах практикуются трех- и четырехразовые тренировочные занятия в день.

Все это предъявляет высокие требования к психическим качествам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотивированный на достижения спортсмен может выдержать такие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.

Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревновательных систем, а также от сознания важности общественной и личной спортивной деятельности и мотивов, формирующих цель этой деятельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.

Эффективность системы подготовки спортсмена определяется следующими факторами: современной методикой тренировки; рациональной системой соревнований; использованием прогрессивной техники и тактики; материально-техническим обеспечением; научно-методическим, медико-биологическим и информационным обеспечением спортсменов, тренеров, врачей и др.

Первое место в этой группе факторов занимают научно-методические основы системы спортивной подготовки. Только на основе современных научных данных, переработанных в методические разработки и рекомендации и нашедших свое место в структуре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.

Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повышения их спортивной работоспособности.

На эффективность системы подготовки спортсмена влияют разработка и применение высококачественного инвентаря, оборудования, обуви, одежды, защитных приспособлений, тренажеров (механических, электромеханических, электронных) различной конструкции и назначения.

Важным моментом в вопросах повышения эффективности системы подготовки спортсменов является совершенствование их тактической и технической подготовки. Во многих видах спорта тактическая и техническая подготовки являются доминирующими сторонами мастерства, определяющими успех всей системы. От своевременных разработок новых элементов и комбинаций, тактических приемов в конечном счете зависит уровень спортивных достижений.

Размах спортивного движения и обеспечение его кадрами. Эффективность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения. Социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, а это, в свою очередь, повышает конкурентность среди них и отражается на спортивных результатах.

Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специалистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специалистов во многом способствует повышению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также и у высококвалифицированных и выдающихся спортсменов.

Социальные условия развития спортивного движения и его экономическое обеспечение. Уровень спортивных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни общества, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Совокупный уровень достижений во многих видах спорта, культивируемых в различных странах, взаимосвязан с показателями материального благосостояния народа, а также с показателями средней продолжительности жизни, общей численности и грамотности человека (А. М. Максименко, 1969). В то же время развивающиеся страны с невысоким экономическим потенциалом могут с успехом развивать два-три вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населения и его традиции. Примером этого могут служить бегуны Эфиопии и Кении, боксеры Латинской Америки, футболисты африканских стран и др. Однако развитие многих популярных и массовых видов спорта в комплексе не под силу этим странам в связи с экономическими условиями жизни общества.

В заключение следует отметить, что спортивные достижения отражают успехи человека в совершенствовании своих способностей и являются одним из показателей развития спорта, физической культуры и культуры общества в целом.

Тенденции развития спортивных достижений. Современный спорт характеризуется постоянным ростом спортивных достижений. При этом в каждом отдельном виде спорта или отдельной дисциплине на протяжении всей истории их развития наблюдается неравномерная динамика достижений. На одних этапах она связана со скачком результатов, на других – с временным плато (стабилизацией), на третьих – с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов: внедрением новых средств и методов тренировки; экономическими стимулами системы соревнований; совершенствованием спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви; использованием новых приемов повышения работоспособности спортсмена (психологической и физиологической направленности).

Динамика роста спортивных достижений в любом виде спорта выглядит в виде логистической кривой (рис. 29), впервые обоснованнои польскими учеными Е.Скоровским и Я.Брогли.

Рис. 29. Усредненная логистическая кривая развития спортивных достижен

ий в историческом аспекте отдельного вида спорта и у отдельного индивида

Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности и в определенной мере отражает историю становления вида спорта и индивидуальный рост мастерства спортсмена. Продолжительность этих фаз в разных спортивных дисциплинах различна.

Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, четким определением предмета соперничества спортсменов или команд, созданием специфической для данного вида спорта методики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному повышению.

В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с началом занятий определенным видом спорта, овладения основами техники, тактики, физической подготовленности.

Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров тренировочных нагрузок, совершенствованием технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, использованием более качественного инвентаря и оборудования при достаточно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной деятельности.

Другими словами, чем больше начинают трудиться спортсмены и чем выше качество этой деятельности, тем сильнее наблюдается рост спортивных достижений.

В индивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременной адаптации организма, приобретения человеком спортивного и жизненного опыта.

Третья фаза логистической кривой связана с замедлением роста достижений как в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии в целом. Хотя отдельные достижения научно-технического прогресса могут вызвать и кратковременную «вспышку» результатов. Такую же «вспышку» может дать и использование запрещенных препаратов (допинг).

Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку. Общество в лице спортивных федераций и клубов, спонсоров вкладывает большие средства в систему подготовки спортсменов, поэтому рост спортивных достижений обеспечивается уже не только совершенной и высокоэффективной системой тренировки, но и переориентацией системы соревнований, приобретающей все более и более коммерческие основы, а также большим удельным весом всех факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности (финансы, организация и управление, научно-методическое, медико-биологическое, материально-техническое обеспечение и др.). В индивидуальном плане замедление роста спортивных результатов и их стабилизация связаны и с возрастом спортсмена, с переходом его в группу «ветеранов».

  • 2.1.Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система. Воздействие внешней среды на организм человека
  • 2.2.Физическая и умственная деятельность человека. Утомление и переутомление при физической и умственной работе
  • 2.3.Основные факторы производственной среды в строительстве и их неблагоприятное влияние на организм человека
  • 2.4. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к физической и умственной нагрузке
  • 2.5. Совершенствование обмена веществ под воздействием направленной физической тренировки
  • 2.6. Воздействие физической тренировки на кровь и кровеносную систему
  • 2.6.1. Кровь
  • 2.6.2. Кровеносная система
  • 2.6.3. Сердце
  • 2.7. Физическая тренировка и функция дыхания. Рекомендации по дыханию при занятиях физическими упражнениями и спортом
  • 2.8. Двигательная активность и функции пищеварения, выделения, терморегуляции и желез внутренней секреции
  • 2.9. Опорно-двигательный аппарат
  • 2.9.1. Кости, суставы и двигательная активность
  • 2.9.2. Мышечная система и ее функции
  • 2.9.3. Сенсорные системы
  • 2.9.4. Нервная и гуморальная регуляция деятельности организма
  • 2.9.5. Рефлекторная природа и рефлекторные механизмы двигательной деятельности
  • 2.9.6. Образование двигательного навыка
  • 2.10. Резюме
  • Глава 3. Здоровье и физическая культура здоровый образ жизни студентов
  • 3.1. Здоровье человека как ценность
  • 3.2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни
  • 3.3. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в их образе жизни
  • 3.4. Здоровый образ жизни и его составляющие
  • 3.4.6. Закаливание
  • 3.8. Выводы
  • Глава 4. Основы спортивной тренировки
  • 4.1. Подготовка спортсмена: разделы спортивной тренировки
  • 4.2. Принципы спортивной тренировки
  • 4.3. Основные средства и методы спортивной тренировки
  • 4.4. Планирование и построение спортивной тренировки
  • 4.5. Соответствие содержания этапов спортивной тренировки механизмам самореализации личности
  • Самосознание
  • Соревновательный
  • 4.6. Формы организации спортивной тренировки
  • 4.6.1. Учебно-тренировочные занятия (тренировочные уроки)
  • 4.7. Физические качества и их воспитание
  • 4.8. Спортивные соревнования – главный составной элемент спортивной тренировки
  • 4.9. Соревнования и их виды
  • Глава 5. Массовый спорт и спорт высших достижений
  • 5.1. Цели и задачи массового спорта
  • 5.2. Спорт высших достижений
  • 5.3. Международное спортивное движение
  • 5.4. История олимпийского движения
  • 5.4.1 Олимпийские Игры Древней Греции
  • 5.4.2. Возрождение современных Олимпийских Игр
  • 5.4.3. Пьер Де Кубертен и его вклад в современное олимпийское движение.
  • Глава 6. Самостоятельные занятия физическими упражнениями
  • 6.1. Актуальность самостоятельных занятий физическими
  • 6.2. Особенности целеполагания самостоятельных занятий
  • 6.3. Формы и организация самостоятельных занятий
  • 6.4. Построение самостоятельного тренировочного занятия
  • 6.5. Выбор систем физических упражнений и видов спорта для самостоятельных тренировочных занятий
  • 6.6. Организация, содержание и методика самостоятельных занятий
  • 6.6.1. Средства и методы занятий избранным видом спорта
  • 6.6.2. Занятия системой физических упражнений
  • 6.6.3. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности
  • 6.6.4. Планирование самостоятельных занятий
  • 6.7. Управление процессом самостоятельных занятий
  • 6.8. Содержание самостоятельных занятий
  • 6.9. Выводы
  • Глава 7. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
  • 7.2.1. Медицинское обследование занимающихся
  • 7.2.2. Медицинское обеспечение физического воспитания студентов
  • 7.2.3. Врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий
  • 7.2.4. Профилактика травматизма, заболеваний и отрицательных реакций организма при занятиях физическими упражнениями и спортом
  • 7.3. Методы определения и оценки состояния функциональных систем организма и тренированности занимающихся
  • 7.3.1. Сердечно-сосудистая система. Физическая работоспособность
  • 7.3.2. Дыхательная система
  • 7.3.3. Нервно-мышечная система
  • 7.3.4. Опорно-двигательный аппарат
  • 7.3.5. Анализаторы
  • 7.4. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом
  • 7.4.1. Субъективные и объективные показатели самоконтроля
  • 7.4.2. Самоконтроль за физическим развитием
  • 7.4.3. Самоконтроль за функциональным состоянием
  • 7.4.4. Самоконтроль за физической подготовленностью
  • 7.4.5. Самоконтроль за тренированностью
  • 7.4.6. Ведение дневника самоконтроля
  • 7.4.7. Динамика функционального состояния в процессе тренировки
  • 7.5. Выводы
  • Глава 8. Физическая культура как учебный предмет. Студенты и физкультурно-спортивная деятельность в вузе
  • 4.8. Спортивные соревнования – главный составной элемент спортивной тренировки

    Спортивная тренировка и спортивная деятельность без своего главного составного элемента – соревнования, полностью утрачивает свой смысл и свою специфику.

    Установлено, что в развитии человеческой культуры различные виды противоборства, состязаний, игр первичны: лишь позже начали появляться и закрепляться в практике элементы, формы, методы подготовки к их участию. Стало быть, генетически и субординационно спортивные состязания «старше» спортивной тренировки и других форм подготовки спортсменов. Спортивное соревнование выступает как причина, породившая тренировку, а не наоборот.

    «Соревнование – одно из древнейших общественных отношений. Оно возникает между людьми по поводу успехов в их деятельности».

    «Качественную определенность соревнования … образует противоречивое двуединство: стремление превзойти других и стремление помочь им в сфере одного и того же объективного аспекта деятельности. В основе стремления превзойти других лежит потребность отличить себя от других по отношению к одному и тому же объективному аспекту деятельности; в основе готовности помочь – потребность в отождествлении себя с другими участниками соревнования как представителями одного и того же целого – трудового коллектива…» .

    По сути своей соревнование в развитии способностей к спортивной деятельности таково, что в нем нет антогонизма. «Проигравшая сторона» не теряет здесь тех потенций, с которыми она вступила в соревнования, напротив, существует тенденция к их непременному увеличению, поскольку сам процесс их сопоставления с потенциями другого деятелен. Поэтому у индивида имеется существенный интерес к самому процессу соревнования, а не только к его результату. .

    Потребность в самоутверждении во многом влияют на эффективность соревновательной деятельности и высокий спортивный результат .

    Для характеристики конечного исхода спортивного соревнования используются такие термины, как «спортивный результат», «спортивное достижение», «спортивный рекорд», «спортивный успех» и др. Наиболее широкими среди данных понятий является понятие «спортивный результат». Поэтому в начале попытаемся критически проанализировать его объем и содержание.

    Спортивный результат – это качественный или количественный уровень показателей в спорте. Общим для всех видов спорта положением, определяющим истинность спортивного результата является его достижение в условиях соревнований при соблюдении соответствующих правил.

    В зависимости от специфических особенностей вида спорта спортивный результат может быть выражен различными показателями: победой, одержанной в отдельном состязании или их серии (бокс, борьба, фехтование, спортивные игры и др.); единицами измерения времени, пространства и массы (плавание, тяжелая атлетика, легкая атлетика и др.); числом баллов, набранных спортсменом по оценкам судей (спортивная гимнастика, фигурное катание и др.). .

    По Л.П.Матвееву, спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям. Под спортивно-достиженческими возможностями здесь подразумевается совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которые в комплексе позволяют осуществлять принятые в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретного спортсмена (команды) исхода состязаний.

    Спортивные достижения это не одно и тоже, что спортивный результат. Хотя нередко эти понятия отождествляют, считая синонимами. Вместе с тем это не так. Л.П.Матвеев полагает, что спортивное достижение означает, строго говоря, не каждые из результатов, демонстрируемых спортсменом (или спортивной командой) в процессе неоднократных выступлений в состязаниях, а лишь те, которые превосходят предыдущие. В каждом конкретном случае спортивные достижения определяются одаренностью спортсмена, эффективностью реализованной системы подготовки. Спортивные достижения являются показателем, отражающим максимальные возможности человека в данном виде спорта, на конкретном этапе его развития.

    Кроме того, величина и социальное значение спортивных достижений зависят от величины доступного спортивного усилия, совершенствования технических средств спорта и эффективности спортивной техники и тактики. Моральный их эффект определяется характером спортивной этики. Количественное отношение этих моментов в спортивном результате образуют органическое строение спортивных достижений. Строение спортивных достижений определяет совокупность социальных функций спорта, которые реализуются в процессе спортивного совершенствования человека. Для обозначения наивысшего уровня спортивных достижений в отдельных видах спорта на данный момент времени используется понятие «спортивный рекорд ». Как известно, слово «рекорд» (от английского слова record) означает высший показатель, достигнутый в какой либо деятельности.

    В толковом словаре спортивных терминов «спортивный рекорд» определяется как наивысшее достижение (результат), показанное в отдельном виде соревнований в стандартных условиях». Различают рекорды мировые, олимпийские, региональные (континентальные) и т.д. Отдельно фиксируются рекорды для женщин и мужчин, девушек и юношей, мальчиков девочек, а также для отдельных возрастных групп. Только в тех видах спорта, результаты в которых оцениваются точными единицами измерения (времени, массы (веса), длины и т.д.) - в велосипедном спорте (трек), конькобежном спорте, легкой атлетике, плавании, стрелковом спорте, тяжелой атлетике. В гребном, парусном, лыжном и других видах спорта, в которых на результат соревнования влияет рельеф трассы, сила ветра, плотность воды, но и другие природные условия, спортивные рекорды официально не регистрируются. Однако, например, для конкретно гребного канала и дистанции могут рассматриваться наилучшие (неформальные) результаты – рекорды дистанции. Это же относится и координационно-сложным видам спорта (акробатика, фигурное катание, спортивная гимнастика и др.)

    Необходимо отметить, что спортивный рекорд – это не просто не просто высшее абсолютное достижение спортсмена или команды. Он выступает в качестве объективной оценки совместной деятельности многих людей (тренера, спортсмена, врача, психолога и т.п.) в сфере спорта и обладает целым рядом ценностных характеристик.

    Важной чертой результативности соревновательной деятельности, на которую довольно часто обращают внимание, является успешность или не успешность выступления спортсменов или команды в соревнованиях. В качестве спортивного успеха может быть победа, установление рекорда, вхождение в число призеров, выполнение разрядного или квалификационного норматива и т.д. Иногда успехом является ничья или даже проигрыш с определенной разницей в результатах, если этот итог обеспечивает достижение цели на более высоком уровне состязаний, выход в финал и др.

    Если конечный результат совпадает в какой-то мере с поставленной целью, такую соревновательную деятельность называют рациональной, в противном случае – ее можно назвать нерациональной.

    Человеку, ориентированному исключительно на личный успех, постоянно оценивающему события спортивной борьбы с точки зрения их влияния на этот успех, часто очень трудно отрешиться и в ходе самого соревнования и при подготовке к нему от переживания предполагаемых последствий удачи или поражения в соревновании для его личной судьбы. Это делает ту «внутреннюю позицию», с которой он подходит к соревнованию и действует в нем, непродуктивной.

    Чрезмерное тщеславие и честолюбие, как явные, так и скрытые, могут стать существенным препятствием в достижении высоких результатов на всех этапах становления спортсмена. Для человека, ориентированного эгоцентрически, характерны такого рода стрессовые переживания, психические состояния, которые особенно тяжелым грузом ложатся на его физиологические и психологические функциональные системы, вызывая их преждевременный износ .

    Как и в любом виде человеческой деятельности, в спорте во время разнообразных соревнований на разных уровнях – от первенства спортивного клуба, до чемпионатов Мира и Олимпийских игр, - ведется непрерывная и бескомпромиссная борьба за звание самого быстрого, сильного, ловкого, выносливого и техничного спортсмена.От уровня соревнований зависит и спортивный результат.

    На пути к высоким результатам спортсменам приходится систематически выдерживать и преодолевать экстремальные физические и эмоциональные нагрузки, что определяет важное значение психологического фактора в их подготовке. Нередко во время тренировок, больших по объему и интенсивности, возникают переутомление, страх перед нагрузками, появляется сильная раздражительность, ухудшается сон, теряется аппетит. Случаи психических срывов на соревнованиях встречаются еще чаще, когда из-за чрезмерного волнения или апатии спортсмены не могут показать результатов, соответствующих их готовности. Чтобы избежать подобных явлений в практике спорта, все чаще используются постоянный контроль и регуляция физического и психического состояния спортсменов (Горбунов Г.Д., 1986).

    В функции психолога входит участие в воспитании эмоциональной устойчивости, в формировании и совершенствовании спортивного характера.

    Часто совсем юные спортсмены участвуют в крупных соревнованиях, и перед ними ставят не по возрасту серьезные задачи. В этих случаях особенно нужна помощь, совет и поддержка.

    Психологическое обеспечение спортивной деятельности - это комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, на совершенствование и оптимизацию систем психического регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнования.

    Психодиагностика проводится для того, чтобы в последующем сформулировать психологические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена (Горбунов Г.Д., 1986). Высокие и продолжительные напряжения, особенно в условиях монотонности тренировочных занятий, могут оказать негативное влияние на спортсмена, что в конечном итоге может привести к психическому перенапряжению, чрезмерному эмоциональному возбуждению, избыточному и неоправданному расходу энергии, в первую очередь, нервной.

    Умелое и своевременное использование способов саморегуляции может нивелировать многие из факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на состояние спортсмена в период соревнований.

    Актуальное психическое состояние определяет временный фон, на котором протекает любая деятельность. Чтобы это состояние носило более продолжительный, стабильный характер, в его основе должно лежать соответствующее отношение спортсмена к процессу деятельности, к ее условиям, к самому себе, к нагрузке и так далее (Горбунов Г.Д., 1986).

    Стабилизируясь, актуальное состояние переходит в доминирующее и создает соответствующий фон деятельности на достаточно продолжительное время. Таким образом, психологическая подготовка есть сложнейший процесс стабилизации актуального психологического состояния до тех пор, пока оно не станет доминирующим, а затем превратится в свойство личности. Центральной задачей этого процесса является формирование и закрепление соответствующих отношений, составляющих основу спортивного характера.

    Необходимо формировать и поддерживать установку на достижение успеха. Так как поэтапное достижение все более и более высоких целей может постепенно снижать энергию и активность спортсмена в тренировочной и соревновательной деятельности. Удовлетворенность достигнутым должна сменяться желанием достичь новых вершин. В противном случае стремление к достижению успеха сменится установкой на избежание неудачи.

    Очень важно оптимальное соотношение поощрений и наказаний, характеризующееся преобладанием поощрений (Горбунов Г.Д., 1986).

    Спортсмен должен быть уверен в полноценном восстановлении после перенесенной им нагрузки, не фиксировать внимание на усталости, на каких-либо болезненных проявлениях, не испытывать боязни за состояние своего здоровья. В ходе спортивных соревнований часто возникают ситуации, в которых необходимо регулировать свое состояние. В тех случаях, когда психические и физические нагрузки изматывают, спортсмен плохо управляет своим состоянием, возникает чрезмерное психическое напряжение, которое снижает эффективность деятельности и может привести к ее дезорганизации. Повторение таких случаев нередко приводит к срывам, потере уверенности в себе, нервной депрессии.

    Одной из главных функций, которую должен выполнять тренер и психолог в своей деятельности - это организация совместной деятельностив группе спортсменов. Спортсмены должны участвовать в обсуждении вопросов предстоящих тренировок, отдыха, вместе необходимо ставить ближайшие и перспективные цели.

    Хочется отметить, что управление должно вестись в трех направлениях: конструктивно-организационном, куда входит организация и методика учебно-тренировочного процесса; коммуникативном (управление системой общения); гностическом (планирование учебно-тренировочного процесса на основе прогнозируемого результата).

    Тренер - это один из мощных факторов, которые влияют на успешность, результативность деятельности спортсменов. Оптимизм во всех случаях, в любых тренировочных и соревновательных ситуациях; эмоциональный самоконтроль; умение быть гибким и многоплановым в общении со спортсменами, быть в нужный момент и мягким и жестким; искренняя и глубокая вера в ученика, в его способности и возможности достичь большого успеха в спорте - это некоторые из качеств, которыми так важно, что бы обладал тренер, и не забывал их развивать.

    На каком бы этапе спортивного пути не находился спортсмен, тренеру всегда необходимо ставить перед спортсменом далекие цели, которые в дальнейшем должны осуществляться через серию промежуточных. Для того, чтобы сформировать у спортсмена качества для достижения успеха, психологу и тренеру обязательно надо уделять внимание самоактуализации спортсмена, его совершенствованию себя через спорт.

    А так же нельзя оставлять без внимания тот факт, что если спортсмен осознает то, для чего он добивается высоких результатов, получает награды, какую пользу он несет для себя, родных и страны в целом, у него в значительной степени уже будет сформировано желание добиваться высоких результатов.

    Для спортсменов по греко-римской борьбе, достигающих больших успехов, в большей степени характерно применение стратегии «разрешение проблем» и использование адаптивных и относительно адаптивных вариантов когнитивных и поведенческих копинг-стратегий. Они успешно справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни.

    Исходя из сделанных выводов, можно дать следующие рекомендации тренеру и психологу, которые работают с опрошенными спортсменами по греко-римской борьбе:

    1. Для спортсменов по греко-римской борьбе, достигающих больших успехов, наибольшим стимулом вовлечения в поведение достижения являются условия с вероятностью успеха 50 на 50. В данном случае тренеру рекомендуется давать трудное, но вполне выполнимое задание. Спортсмены будут находить вызов в такой ситуации, так как им нравится соревноваться с равными соперниками или выполнять задания, которые не отличаются большой легкостью.

    2. Спортсменам по греко-римской борьбе, достигающим больших успехов, необходимо давать более соревновательные задания. Так как они предпочитают промежуточный риск и лучше выступают в оцениваемых ситуациях, тренеру рекомендуется создавать такие условия в процессе тренировки.

    3. Иной подход необходим тем спортсменам по греко-римской борьбе, которые не достигают больших успехов. Тренеру необходимо учитывать, что они избегают промежуточного риска и соревновательных заданий, хуже выступают в оцениваемых ситуациях, выбирая либо настолько трудные задания, что они практически обречены на неудачу, либо настолько легкие, что успех в них гарантирован. В этом случае рекомендуется спортсмену давать ориентацию на задание. Она чаще, чем ориентация на результат, приводит к более интенсивной работе, настойчивости перед лицом неудач и оптимальному результату. Тренер может выбирать задания средней трудности или реальные.

    Хороший результат в соревнованиях почти наверняка означает, что в будущем спортсмен сумеет быстро адаптироваться к новым условиям. Если же молодой спортсмен показывает низкие результаты, это удручает его, снижает веру в себя, ставит под сомнение будущее, закрепляет негативное отношение к соревнованиям вообще. Общая психологическая подготовка к соревнованиям особенно важна именно в период становления спортсмена, формирования у него чувства собственной ценности и перспективности.

    Таким образом, исходя из всего этого, можно предположить, что, влияя на психическое состояние спортсмена, можно тем самым повлиять на его функциональное состояние. Для этого необходимо выявить те психологические характеристики, которые оказывают положительное влияние на функциональное состояние спортсмена, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого спортсмена и его тип реагирования на ситуацию соревнования, т.е. базисную копинг-стратегию.

    Необходимо учитывать и то, что все спортсмены индивидуальны и достижение нужного уровня мотивации у спортсменов - одна из труднейших задач. Поэтому тренер должен знать самые разные методы подхода как к отдельному спортсмену, так и к команде в целом.

    Спортивные результаты - специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности, критерии их измерения и оценки зависят от целей и методики оценки результатов, особенностей вида спорта, наличия или отсутствия технических устройств регистрации спортивных достижений. Для характеристики конечного исхода спортивного соревнования используются такие термины, как «спортивный результат», «спортивное достижение», «спортивный рекорд», «спортивный успех» и др. Наиболее широким среди данных понятий является понятие «спортивный результат». Спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям (Л.П. Матвеев). Под спортивно-достиженческими возможностями здесь подразумевается совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которая в комплексе позволяет осуществлять принятые в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретно­го спортсмена (команды) исхода состязаний. Спортивные достижения - это не одно и то же, что спортивный результат. Хотя нередко эти понятия отождествляют, считая синонимами. Спортивное достижение означает, строго говоря, не каждый из результатов, демонстрируемых спортсменом (или спортивной командой) в процессе неоднократных выступлений в состязаниях, а лишь те, которые превосходят предыдущие. Для обозначения наивысшего уровня спортивных достижений в отдельных видах спорта на данный момент времени используется понятие «спортивный рекорд». Как известно, слово «рекорд» (от англ. слова record) означает высший показатель, достигнутый в какой-либо деятельности. В толковом словаре спортивных терминов (1993, с. 246) «спортивный рекорд» определяется как «наивысшее достижение (результат), показанное в отдельном виде соревнований в стандартных условиях». Различают рекорды мировые, олимпийские, региональные (континентальные) и т.д. Отдельно фиксируются рекорды для женщин и мужчин, девушек и юношей, мальчиков и девочек, а также для отдельных возрастных групп. Только в тех видах спорта, результаты в которых оцениваются точными единицами измерения времени, массы (веса), длины и т.д. - в велоси­педном спорте (трек), конькобежном спорте, легкой атлетике, плавании, стрелковом спорте, тяжелой атлетике, в гребном, парусном, лыжном и других видах спорта, в которых на результат соревнований влияет рельеф трассы, сила ветра, плотность воды, но и другие природные условия, спортивные рекорды официально не регистрируются. Однако, например, для конкретного гребного канала и дистанции могут регистрироваться наилучшие (неофициальные) результаты - рекорды дистанции. Это же относится и к координационно-сложным видам спорта (акробатика, фигурное катание, спортивная гимнастика и др.) Дело в том, что рост спортивного мастерства в них во многом зависит от сложности соревновательных программ и высокого класса их исполнения. К примеру, в акробатических прыжках лидирующее положение в престижных международных соревнованиях занимают, как правило, те спортсмены, которые выполняют прыжки высшей и рекордной сложности (В.Н. Курысь, 1991). Под упражнением высшей сложности понимаются прыжки со сложнейшей координацией движений, выполняемые ограниченным числом исполнителей, а под рекордным - еще более сложный прыжок, доступный только его автору. Показателями рекордности могут быть количество сальто, выполненных в одном прыжке, поворотов вокруг продольной оси, усложненная форма динамической осанки. М.В. Гришина (1986, с. 52), рассматривая спортивные результаты у фигуристов в произвольном катании с точки зрения «рекордных» (наивысших) показателей, пишет: «Если поставить вопрос, а можно ли говорить о «рекордах» в этом неизмерямом виде спорта, то ответ на него можно дать положительный». Своеобразным «рекордным» достижением с качественной стороны, по мнению М.В. Гришиной, являются многолетние выдающиеся спортивные результаты в парном катании Ирины Родниной - трехкратной чемпионки Олимпийских игр, десятикратной чемпионки мира и Европы. Что же касается количественных характеристик рекордов, то при оценке произвольных программ фигуристов одиночного катания могут быть использованы показатели технического мастерства: количество элементов, количество прыжков, их координационная сложность и др. Важной чертой результативности соревновательной деятельности, на которую довольно часто обращают внимание, является успешность или неуспешность выступления спортсмена или команды в соревнованиях. В качестве спортивного успеха может быть победа, установление рекорда, вхождение в число призеров, выполнение разрядного или квалификационного норматива и т.д. Иногда успехом является ничья или даже проигрыш с определенной разницей в результатах, если этот итог обеспечивает достижение цели на более высоком уровне состязаний, выход в финал и др. Если конечный спортивный результат совпадает в какой-то мере с поставленной целью, такую соревновательную деятельность называют рациональной. Если же результат соревнований не совпадает с целью, деятельность можно назвать нерациональной. Проведение спортивных соревнований немыслимо, если невозможно определить и сравнить результаты их участников. Спортивные результаты измеряются и оцениваются при помощи определенных критериев (показателей). Разумеется, в зависимости от специфики соревновательной деятельности эти критерии будут иметь свои отличия. Таблица 22.1 Критерии, по которым определяются спортивные результаты


    Признаки классификации Виды критериев
    1. По способу измерения результатов Объективные, выраженные в физических единицах (преимущественно в системе СИ); субъективные, выраженные в безразмерных величинах (очки, баллы, ранги); смешанные
    2. По способу сравнения результатов Популяционные, индивидуальные, должные
    3. По применению для оценки готовности к высокому достижению Представительности, прогрессирования, стабильности, плотности и надежности результатов
    4. По стадии определения Промежуточные (процессуальные) и конечные
    5. По характеру достигнутого эффекта Внешние и внутренние
    6. По количеству характеризуемых па­раметров при оценке Единичные и комплексные

    2. Объективные, субъективныеи смешанные критерии спортивных результатов
    Объективные критерии связаны с возможно независимым от оценивающих результатом замера некоторых его физических параметров. В частности, его измеряют в мерах пространства (высота и длина совершаемых прыжков, дальность бросков спортивных снарядов и т.д.), времени, затрачиваемом на выполнение соревновательного упражнения (в беге, плавании, гребле, беге на коньках, велогонках и т.д.), веса перемещаемого предмета (в тяжелой атлетике). Для измерения спортивных результатов в подобных случаях используют технические средства, помогающие судьям достаточно точно определить результат каждого участника состязаний.
    Субъективные критерии отличаются большой зависимостью оценки результата от впечатлений, складывающихся у спортивных судей по ходу выполнения спортивного упражнениям. Предметом измерения в этом случае является качество исполнения упражнения.
    В основе таких критериев лежат осуществляемые спортивными судьями процедуры по сопоставлению своих восприятий, которые возникают у них по ходу и в конце наблюдений за исполнением соревновательных действий, с некоторыми «образцами» выполнения этих действий (как их представляют арбитры под влиянием своего опыта и исходя из требований, оговоренных в правилах соревнований) с последующей фиксацией допущенных участником соревнований отклонений, нарушений и определением, в зависимости от этого, той или иной результирующей оценки, имеющей условные градации (в баллах, в очках).
    Таким способом оценивают результаты в координационно сложных видах спорта, в которых особое значение придается технике, эстетичности, сложности, оригинальности, композиционности исполнения соревновательного упражнения (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.). Оценки спортивного результата при такого рода критериях во многом зависят не только от исполнительского мастерства участников соревнований, но и от объективизации судейства.
    В настоящее время в видах спорта с субъективной оценкой спортивных результатов судейство представляет собой одну из острых и сложных проблем. Она включает многие важные вопросы: разработку количественных методов оценки результатов; подготовку судей и по возможности согласование их мнений до начала соревнований; комплектование судейских бригад, контроль за работой судей, использование технических средств и др.
    Смешанные критерии спортивного результата сочетают в себе объективизированные и субъективные способы его оценивания. Так, например, в прыжках на лыжах с трамплина окончательный спортивный результат складывается из очков, полученных спортсменом за длину прыжка и за технику его выполнения, которая оценивается судьями по качеству исполнения отдельных фаз прыжка от старта до остановки и общего зрительного впечатления за прыжок в целом.
    В игровых видах спорта (хоккее с шайбой, баскетболе, футболе и др.) результативность отдельных эпизодов и общего исхода соревнований объективизирована количественной оценкой показателей так называемой финальной или целевой точности действий (попадание мячом, шайбой либо иным игровым предметом в условную мишень - ворота, баскетбольную корзину и т.п.). Наряду с этим исход игровых эпизодов и всей игры в целом оценивается спортивными судьями в немалой зависимости от субъективных свойств их восприятий и оценочных суждений.
    При определении исхода спортивного поединка во время состязания в спортивных единоборствах оценочные заключения арбитров в известной мере объективизируется путем учета поддающихся относительно четкому наблюдению конкретных физических признаков результативности атакующих и оборонительных действий, выполняемых соперниками по ходу контактного противоборства (общее число «действенных» ударов, нокдаун и нокаут в боксе, «уколы» в фехтовании, касание лопатками ковра или про­ведение болевого приема в борьбе и т.д.).
    3. Популяционные, индивидуальные и должные критерии
    Критерии данных видов позволяют сравнивать достижения спортсменов на основе определенных нормативных показателей.
    Популяционные критерии основаны на сравнении показанного спортивного результата или связанного с ним показателя с аналогичными характеристиками большой группы людей (генеральной совокупности). Значимым массивом генеральной совокупности результатов являются, например, мировые, а также составленные для других уровней классификационные списки - «десятки», «сотни» лучших результатов мира, Европы, страны за тот или иной спортивный сезон или за всю историю спорта.
    Один из главных массивов генеральной совокупности - результаты участников Олимпийских игр. Поскольку на смену представлениям об уровне спортивных результатов в отдельных видах спорта приходят представления об уровнях результатов, которые можно понимать как генеральные уровни, возникает проблема сравнимости достижений в различных видах спорта.
    Разработаны критерии этой сравнимости при оценке достижений (А.Н. Петросян, 1981). Так принимаются за адекватные уровни мировых, европейских, всероссийских рекордов и на этой основе вырабатываются квалификационные показатели различного рода, и в первую очередь Единой всероссийской спортивной классификации. Вместе с тем с проблемой сравнимости достижений в различных видах спорта тесно связана и проблема обоснования систем зачета или неофициального подсчета на комплексных спортивных соревнованиях, например Олимпийских играх.
    Следует иметь в виду, что на состояние и оценку генеральной совокупности спортивных результатов влияет наблюдающийся в ней процесс «старения» результатов, утраты ими спортивно-технической ценности. По мнению B.C. Родиченко (1978), введение понятия «генеральная совокупность спортивных результатов» позволяет более достоверно, чем прежде, анализировать спортивные результаты как в отношении тенденций их роста, так и с позиций спортивной информации, тесно связанной с генеральной совокупностью.
    Индивидуальные критерии имеют в своей основе сравнение показанного результата с тем достижением, которое данный спортсмен показал ранее. Они имеют исключительное значение для оценки динамики состояния спортивной формы и для индивидуализации процесса управления ее развитием.
    Должные критерии устанавливают степень соответствия уровня спортивных достижений запросам практики. Здесь, в зависимости от поставленных целей, квалификации конкурентов, уровня подготовленности спортсмена, ранга и условий состязаний, промежутка времени до ответственных стартов, устанавливается «верхняя» и «нижняя» границы значений спортивных результатов, которые и выступают в качестве должной нормы. Если спортсмен или команда демонстрируют результаты в установленном диапазоне, тогда их выступление в соревнованиях признается успешным.
    Существуют различные способы расчета должных результатов. Расчет должных результатов широко используется при разработке модельных характеристик спортсменов с целью отбора, ориентации и прогнозирования выступления спортсменов в соревнованиях, управления тренировочным процессом.

    Понятие спортивный результат, вероятно, представляется интуитивно ясным каждому, кто знаком со спортом. Но при попытках раскрыть его суть оно оказывается далеко не простым. В отличие от ряда иных результатов деятельности, скажем, производственно-трудовой, которые имеют предметно-вещественное воплощение (как продукты труда), спортивный результат не отделен от субъекта деятельности, а органически слит с его качественными и количественными характеристиками. Иными словами, спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям. Под спортивно-достиженческими возможностями надо подразумевать совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которые в комплексе позволяют осуществлять принятие в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретного спортсмена (команды) исхода соревнования.

    В интересах точности спортивной терминологии следует отличать понятие спортивного результата от спортивного достижения: первое шире второго, поскольку спортивное достижение означает, строго говоря, не каждый из результатов, демонстрируемых спортсменом (или спортивной командой) в процессе неоднократных выступлений в состязаниях, а лишь те, которые превосходят предыдущие. Тем самым подчеркивается тот факт, что в силу определенных причин и обстоятельств (главнейшую роль среди которых играет изменчивость состояния так называемой спортивной формы, о чем подробно речь пойдет позже) спортсменам далеко не в каждом состязании удается в полной мере реализовать свои спортивно-достиженческие возможности, хотя каждый раз демонстрируется некоторый спортивный результат. В связи с этим индивидуальная динамика спортивных результатов (не говоря уже о командной динамике) характеризуется не просто линейным приростом достижений, а более сложными тенденциями.

    Спортивные результаты измеряются и оцениваются спортивными арбитрами, как известно, по некоторым внешним признакам, согласованно учитываемым применительно к особенностям видов спорта, в частности: по величине времени, затраченного на преодоление соревновательных дистанций; размерам преодоленного пространства в беге, прыжках и метании; весу внешнего отягощения, осиливаемого в тяжелой атлетике; количеству и зримо заметному эффекту непосредственных физических воздействий на соперника в контактных спортивных единоборствах; количеству попаданий поражающим предметом в условную цель-мишень и т.д. Зафиксированные в таких измерениях результаты становятся достоянием гласности, особенно широкой в наше время благодаря каналам массового распространения информации (печать, радио, телевидение). Эти оценочные и информационные отображения спортивных результатов существенны для функционирования и популяризации спорта в обществе, хотя они лишь внешне отображают достигаемое и не раскрывают самого существа достижений .


    Конечно, фактически достигаемые результирующие эффекты спортивной деятельности отнюдь не сводимы к тем условным измерителям и оценкам, посредством которых определяют исход спортивных соревнований и которые находят затем свое отображение в спортивной информации (как ни странно, смешение спортивных результатов с их условными отображениями подчас допускают даже в специальной литературе, когда сводят первые к неким символическим «знакам»). Ведь речь идет о результатах, на деле неотделимых от реализации возможностей самого спортсмена (то есть это вовсе не отвлеченный «знак», а вполне натуральный факт, другое дело, что он может быть условно отражен в какой-либо информационной форме). Ориентируясь на них, каждый может соотнести свои личные спортивные успехи, наглядно сопоставить их, наметить доступную меру увеличения. В этом заключается эталонная и стимулирующая роль спортивных достижений, подчеркиваемая, в частности, олимпийским девизом: «Быстрее, выше, сильнее».

    Сравнительный анализ индивидуальных вариаций динамики результатов разных спортсменов дает определенные основания судить о продуктивности затрат их времени и сил на спортивную деятельность, следовательно - о степени эффективности используемых ими средств и методов достижения результатов. Вся долговременная динамика высших спортивных достижений в обществе свидетельствует о качестве сложившейся в нем школы спорта, уровне развития спортивной культуры, а также в некоторой мере и о степени прогресса смежных с ней разделов культуры общества.

    Всем этим определяется личностная и социальная значимость спортивных результатов. Достижение их принято рассматривать как непосредственную цель спортивной деятельности. Это справедливо, если, однако, подразумевать лишь внешне конкретизированную, наглядно доходчивую цель. Но через достижение спортивных результатов реализуется и несравненно более существенная, глубинная цель, которая в гуманном обществе должна состоять в том, чтобы стимулировать духовное и физические развитие спортсмена, содействовать самоутверждению и разностороннему совершенствованию личности, воспитывать через спорт активных деятелей общественного прогресса. Только при сопряженной реализации этих целей - внешне выраженной в достижении спортивных результатов и глубиной - спортивная деятельность обретает свой подлинный социальный и воспитательный смысл .

    Типы критериев оценки спортивных результатов

    Принятые в различных видах спорта критерии оценки результатов имеют, естественно, свои отличия. В целом их можно условно подразделить на объективные, субъективные и смешанные (условность такого разграничения в том, что моменты объективности и субъективности есть почти во всей совокупности практикуемых критериев, но не в одинаковых соотношениях).

    Первые - объективные критерии оценки - сопряжены с наиболее не зависимым от оценивающих результат замером некоторых его физических параметров. В частности, результат измеряют в мерах пространства (длины преодолеваемых спортсменами дистанций, высоты совершаемых прыжков, дальности бросков спортивных снарядов и т. д.), времени, затрачиваемого на выполнение соревновательного упражнения (бег, плавание, гребля, бег на коньках, велогонки и т. д.), веса перемещаемого предмета (например, тяжелоатлетической штанги). При измерениях в этих случаях используется относительно точный инструментарий, совершенствуемый по мере улучшения технического оснащения спорта (высокоточные электронные секундомеры, фотометрические устройства, другая довольно совершенная измерительная аппаратура).

    Субъективными критериями оценки спортивного результата называются такие способы оценивания, которые отличаются особенно значительной зависимостью оценочных процедур от впечатлений, складывающихся у спортивных арбитров при судействе соревнований. В основе таких критериев лежат осуществляемые спортивными судьями процедуры по сопоставлению восприятий, возникающих у них по ходу и в итоге наблюдений за исполнением соревновательных действий, с некоторыми «образцами» выполнения этих действий (как их представляют арбитры, опираясь на свой опыт и исходя из требований принятых спортивно технических руководств и правил соревнований), констатации обнаруживаемых при сопоставлении соответствий и отклонений, исчислению в зависимости от этого результирующей оценки, имеющей условные градации (в баллах или подобных величинах). На этой основе оцениваются результаты, как известно, в тех видах спорта, где особое значение придается эстетически выразительному, искусному исполнению сложнокоординационных двигательных действий, в спортивной и художественной гимнастике, акробатике, прыжках в воду, фигурном катании на коньках и т. д. Понятно, что оценки спортивного результата при такого рода критериях во многом зависят не только от действительных достоинств и недостатков продемонстрированного спортсменом в соревновании, но и от субъективно обусловленных особенностей восприятий, впечатлений и оценочных суждений спортивных арбитров (степень индивидуальной точности или неточности восприятия, адекватность или неадекватность индивидуальных представлений об «идеальной модели» оцениваемых действий, беспристрастность или пристрастность судейских суждений). Отсюда вытекает острота проблемы объективизации субъективных критериев спортивного результата.

    В смешанных критериях оценки спортивного результата приблизительно в одинаковой мере сочетаются объективные и субъективные слагаемые его оценивания. Так, в игровых видах спорта активно двигательного характера (исключая шахматный и аналогичные виды спорта) результативность относительно завершенных эпизодов и общего исхода соревнования объективизирована некоторыми материально определенными признаками так называемой финальной, или целевой, точности действий (попадание мячом, шайбой либо иным игровым предметом в условную мишень - ворота, баскетбольную корзину, поражаемые части игровой площадки и т. д.). Вместе с тем исход эпизодов и всей игры оценивается арбитрами в немалой зависимости от субъективных свойств их восприятия и оценочных суждений. При определении исхода спортивных единоборств оценочные заключения арбитров в известной мере объективизируются путем учета поддающихся относительно четкому наблюдению конкретных физических признаков результативности атакующих и оборонительных действий, совершаемых соперниками по ходу контактного единоборства (общее число действенных ударов, нокдаун и нокаут в боксе, «уколы» в фехтовании, касание лопатками ковра или проведение болевого приема в разновидностях спортивной борьбы и т.д.).

    Нетрудно заметить, что эволюция критериев оценки спортивных результатов в целом шла и идет по пути их объективизации и увеличения степени точности оценочных процедур. Это достигается внедрением в спортивную практику и усовершенствованием применительно к ее потребностям измерительной, вычислительной и информационной техники (электронных, фотометрических, тензометрических и других измерительных устройств, скомпонованных с компьютерами, телевизионной и иной аппаратурой) .

    Верному определению исхода спортивных соревнований способствует также совершенствование их правил, регламента и способов судейства.

    Сама природа спорта и, особенно, роль спортивных достижений как своеобразного эталона человеческих возможностей обязывают постоянно уделять внимание проблеме разработки адекватных критериев оценки спортивных результатов, без чего не мыслится ни функционирование, ни развитие спорта.

    Общие факторы динамики спортивных результатов и ее тенденции. Спортивные результаты изменяются под влиянием многих факторов и условий. При самой обобщенной характеристике основные из них сводятся к следующим:

    Индивидуальная спортивная одаренность и степень ее реализации в процессе индивидуального развития;

    Конкретное состояние системы подготовки спортсменов в обществе, ее качество, степень отлаженности и обеспечения;

    Размах спортивного движения и коренные социальные условия его развития в обществе.

    При сравнительно одинаковых общих условиях уровень индивидуального спортивного достижения зависит, естественно, прежде всего, от одаренности спортсмена и степени его подготовленности к достижению. Первый из этих факторов относительно консервативен, поскольку в основе его лежат природные (генетические) задатки. Степень же спортивной подготовленности высокодинамична - она возрастает под воздействием рационально построенной системы спортивной подготовки. Это значит, что важнейшим фактором воздействия на динамику достижений спортсмена служит именно система его подготовки, благодаря которой обеспечивается направленное формирование и совершенствование спортивных умений и навыков, наряду с неуклонным развитием способностей, необходимых для прогресса в спорте. Одно из обязательных условий при этом - возрастающие затраты усилий спортсмена для самосовершенствования (неслучайно поразительный взлет спортивных достижений в новейшей олимпийской истории произошел в условиях небывалого возрастания объема и интенсивности тренировочной работы). Даже очень одаренный спортсмен оказывается сейчас неконкурентноспособным, если он не трудится постоянно с возрастающими затратами времени и сил для реализации своих природных задатков. В связи с этим, как уже отмечалось, спортивные достижения, их индивидуальную динамику правомерно рассматривать в качестве показателей размера полезных затрат усилий спортсмена для самосовершенствования.

    На пути к очередным достижениям в спорте создаются, рационализируются и проверяются все более действенные средства и методы спортивной тренировки, качественно улучшаются другие компоненты и условия функционирования системы подготовки спортсменов, в том числе ее научно-методические основы, формы организации, материально-техническое и иное обеспечение. А это, становясь достоянием массовой спортивной практики, обусловливает повышение общего уровня достигаемых в ней результатов вплоть до тех, какие были доступны прежде лишь выдающимся спортсменам (показательно, например, что спортивные рекорды, установленные на Олимпийских играх первой четверти XX в., доступны сейчас тысячам и тысячам спортсменов массовых разрядов). Поэтому, и не без основания, считается, что спортивные достижения, их общий уровень и динамика являются как бы концентрированным выражением состояния спортивной и сопряженных с ней отраслей культуры и общества .

    Ясно, что спорт как общественное явление, так или иначе включен в разветвленную систему социальных отношений и обусловлен в своем развитии социально-экономическими и связанными с ними факторами. Поэтому уровень спортивных достижений той или иной страны, особенно общие тенденции его изменения, не может не зависеть и от коренных условий материальной жизни общества, от его благосостояния, а также и от социальных институтов, опосредованно влияющих через ряд звеньев на развитие спортивного движения (общественные и государственные органы управления, подготовка профессиональных кадров и т. д.). Действие этих факторов на рост спортивных результатов зачастую проявляется не прямо, а опосредованно. Так, высокий уровень экономического благосостояния страны не гарантирует автоматически ее превосходства в спорте: влияние первого на второе зависит от того, как будут на деле использованы имеющиеся социально-экономические возможности для развития спорта, особенно через отлаживание системы подготовки спортсменов высокого класса.

    Просмотров