Мировая художественная культура План урока Понятие архитектуры Виды архитектуры Язык архитектуры Стили архитектуры Романский стиль в архитектуре Готический. Современный архитектурный подход

– презентация по мхк, которая представляет иллюстрированный рассказ об искусстве организации пространства с помощью создания архитектурных сооружений, о видах этих сооружений, о трёх китах, на которых держится искусство архитектуры .

«Архитектура – застывшая музыка»

Шедевры архитектуры

Цель презентации :

Сформировать у учащихся представление об искусстве архитектуры

Задачи :

  • используя иллюстративный материал, интерактивные задания (кроссворд) познакомить с основными видами искусства архитектуры и выразительными средствами этого искусства;
  • способствовать развитию эстетического восприятия, создав условия для визуального знакомства с выдающимися памятниками мировой архитектуры;
  • создать условия для формирования мотивации к созданию собственной презентации, посвящённой шедеврам мировой архитектуры

Актуальность презентации :

При изучении темы «Архитектура – застывшая музыка » на уроке важно вызвать эмоциональное отношение к материалу, что, несомненно, будет способствовать активизации внимания учащихся и, как следствие, лучшему усвоению учебного материала.

Содержание презентации :

Презентация включает в себя слайд-шоу «Шедевры мировой архитектуры» с аудио-сопровождением, теоретический материал, а также интерактивный кроссворд для проверки и закрепления знаний. Презентация завершается домашним заданием

1 слайд Титульный

2 слайд Своего рода пролог. Кнопка «Видео» − триггер, включающий слайд-шоу «Шедевры мировой архитектуры». Изображения, входящие в слайд-шоу призваны вызвать у учащихся эмоциональный отклик, а задание данное перед просмотром активизирует внимание ребят.

3 слайд Определение искусства архитектуры.

Определение появляется по щелчку после того, как учащиеся попытаются сами сформулировать его. На слайде коллаж, который при наличии времени можно использовать, предложив ребятам назвать известные им памятники архитектуры.

4 слайд Историческая справка. .

Короткий рассказ о происхождении искусства архитектуры. Менгиры, дольмены, кромлехи – древнейшие каменные постройки.

5 слайд Три кита архитектуры

В слайд встроен аудиофайл, который знакомит учащихся с основными принципами архитектуры. Можно спросить ребят, что отличает архитектуру от других изобразительных искусств?

6 слайд Виды архитектуры

По своему назначению архитектура делится на три основных вида: отдельные здания и сооружения, проектирование городов, посёлков, городских районов и искусство благоустройства садов и парков.

7 10 слайды Кроссворд

Интерактивный кроссворд имеет целью проверить и закрепить знания учащихся. Ключевое слово «храм». Ребятам предлагается дать определение этому типу архитектурных сооружений.

11 слайд Храмы.

Видео «Храм Покрова на Нерли »

На слайде три различных храма. Кёльнский собор в Германии, храм Покрова на Нерли и Золотой павильон в Киото. Можно спросить ребят, от чего зависит форма этих зданий, почему они такие разные и что их объединяет?

Кнопка с изображением киноплёнки является триггером, включающим видео. Фильм создан в программе ФотоШоу PRO 4.0 .

Всем, кто любит архитектуру и ценит проявление фантазии и юмор в, казалось бы, таком серьёзном виде искусства как архитектура, рекомендую интересный материал


План урока Понятие архитектуры Виды архитектуры Язык архитектуры Стили архитектуры Романский стиль в архитектуре Готический стиль в архитектуре Классицизм в архитектуре Ампир в архитектуре Барокко в архитектуре Рококо в архитектуре Западноевропейская и восточная архитектура. Типы зданий. Практическое задание


АрхитектураАрхитектура это искусство проектировать и строить, поднимающееся до уровня обобщения идей и выражающее в художественной форме представления человека о мире, пространстве, времени, вечности и движении, радости и торжестве или, напротив, грусти, одиночестве.








Романская архитектура Художественный стиль западноевропейского искусства 10 – н.13 в.в. Церкви Монастыри Замки основа – римская архитектура простые стереометрические объёмы (куб, цилиндр, параллелепипед, призма) целостность торжество материала толстые мощные стены, массивность суровый крепостной облик статика полуциркульная арка основные архитектурные типы Художественные особенности


Готическая архитектура (от названия германского племени готов) Художественный стиль сер.12 – 16 в.в. городской собор дворцы замки ратуши торговые ряды Художественные особенности основные архитектурные типы взлёт духа и разума прорыв к божественному лёгкость, масштабность каркасная система крестовый свод стрельчатая арка ажурная каменная резьба преодоление материала динамика


Классицизм в архитектуре (от лат. сlassici- образцовый) Художественное направление 17 – н.19 в. Идея государственности, законопорядка городской ансамбль триумфальные арки общественные здания Художественные особенности основные архитектурные типы обращение к Античному наследию как норме и идеальному образцу чёткость и геометризм форм логичность и ясность планировки строгость сдержанный декор соразмерность торжественность



Ампир в архитектуре (от фр.empire- империя) Художественное направление ¼ 19 в. городской ансамбль триумфальные арки общественные здания Художественные особенности основные архитектурные типы + монументализм (значительность идейного содержания, крупный масштаб) + лапидарность (краткость, сжатость, выразительность


Барокко в архитектуре (от итал.barocco - странный, причудливый) Художественное направление в.в. Последняя стадия классицизма Идея государственного могущества городской ансамбль триумфальные арки общественные здания Художественные особенности основные архитектурные типы грандиозность эффектность помпезность пространственный размах динамика контрастность материала и фактуры, света и тьмы


Рококо в архитектуре (от фр.гососо - странный, причудливый) Художественное направление 1-й половины 18 в.. Последняя стадия барокко дворцовые интерьеры Художественные особенности основные архитектурные типы грандиозность эффектность пышность декора интерьеров пространственный размах динамика контрастность материала и фактуры, света и тьмы




Проверь себя? 1. Перечисли основные виды архитектуры 2. Назови основные европейские стили архитектуры в последовательности их возникновения 3. Определи архитектурный стиль по ключевым словам: а) сдержанный декор, логичность, ясность, Античная эстетика б) массивность, суровость облика, статика, простота в) грандиозность, эффектность, помпезность, контрастность г) монументализм, лапидарность д) лёгкость, масштабность, взлёт духа, каркасная система 4. Вместо точек подбери нужные слова для определения: «Архитектура - это... проектировать и строить, выражающее в... форме... человека о мире»

Гармония

Слайдов: 12 Слов: 341 Звуков: 0 Эффектов: 0

Гармония, прочность, польза и красота. Математика и архитектура. Пирамиды. В Древнем Египте измерениями занимались специальные ремесленники. Специалисты обязаны следить, чтобы храмы и пирамиды располагались точно по Солнцу. Храмы, монастыри. Шло время, усложнялись математические задачи архитектуры. Появились арки, купола. Невозможно описать все многообразие геометрических приемов, которыми владели зодчие. Креативные здания и постройки. Здания на рисунке обеспечивают себя солнечной и тепловой энергией. Геометрия в природе. По золотой спирали закручивается паук, плетущий паутину. По золотой спирали свернуты раковины многих улиток и моллюсков. - Гармония.ppt

Архитектура

Слайдов: 10 Слов: 219 Звуков: 0 Эффектов: 0

Архитектура. Архитектура –. Система зданий и сооружений, организующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. «Буквы» языка архитектуры. 1. Столб. 2. Перекладина. 3. Арка. Основные виды архитектуры. 3. Градостроительство: Направлено на создание новых и реконструкцию старых городских районов. - Архитектура.pptx

Красивая архитектура

Слайдов: 27 Слов: 200 Звуков: 0 Эффектов: 0

Архитектура. Разная красивая архитектура к вводному занятию курса Архитектуры для детей. Парфенон. Греция. V век до н.э. Покрова на Нерли XII век. Собор Нотр-дам в Лане XII-XIII века. Тадж-Махал. Индия. XVII век. Япония. Храм. Кижи. XVII-XIX века. Италия. Жилой дом. ц.Вознесения в Коломенском XVI век. Ангкор-Ват (храмовый комплекс). Камбоджия. XII век. Пропилеи (парадный вход). Афинский акрополь V век до н.э. Крепость Олавинлинна XV век Финляндия. Сады Боргезе Рим. Болгария Жилой дом. Ка Де Оро. Венеция. XV век. Минск. Дворец культуры. XX век. Розенборг. Дания. Главный почтамп. - Красивая архитектура.ppt

Искусство архитектуры

Слайдов: 11 Слов: 267 Звуков: 0 Эффектов: 26

«Введение в искусство архитектуры. Оборудование и материалы: Архитектура. живопись графика скульптура ДПИ. Виды архитектуры: Жилищное строительство (дом). Общественные здания (дворец, храм, стадион, театр). Промышленное строительство (фабрика, завод, магазин, вокзал, ГЭС). Декоративная архитектура (беседки, фонтаны, павильоны). Общественные здания. - Искусство архитектуры.ppt

Архитектура как искусство

Слайдов: 14 Слов: 1194 Звуков: 0 Эффектов: 0

Электронные документы: Искусство. Архитектура. Барокко. Всего более 4000 иллюстраций. Текст сопровождается многочисленными иллюстрациями: более 1500 изображений. Возрождение. Два града: Москва и Санкт-Петербург. В проекте представлены столицы российского государства в период с 18 по 19 век. Дворцы и замки Европы. Дворцы русского музея. Строгановский дворец – творение гениального Растрелли в стиле русского барокко. Мраморный дворец – удивительное сочетание ренессанса, классицизма, рококо и готики. Искусство Древнего Египта. Искусство Китая. Искусство средних веков. Искусство Японии. - Архитектура как искусство.ppt

Геометрия в архитектуре

Слайдов: 30 Слов: 1748 Звуков: 0 Эффектов: 0

Геометрия и архитектура. Содержание: Понятие о геометрии и архитектуре. На главную. История геометрии. Такое название связано с применением геометрии для измерений на местности. История архитектуры. В неолите уже строят жилище из дерева, тростника, прутьев и глины. Продолжение. В картинках. Дольмены. Кромлехи. Древний мир архитектуры. Архитектура Греции. Первые храмы и первые статуи из камня появились здесь еще в VII в. до н. э. Архитектура Древнего Рима. Широта градостроительства, отличает римскую архитектуру. В римских городах возводились парадные улицы с колоннадам, арками, монументами. - Геометрия в архитектуре.ppt

Геометрия и архитектура

Слайдов: 21 Слов: 586 Звуков: 0 Эффектов: 0

Учебный проект «Геометрия и архитектура». «Прошли века, но роль геометрии не изменилась. Цель. Изучить, какие геометрические фигуры встречаются в архитектурных сооружениях. Ход исследования. Гипотеза. Вопрос. Какие геометрические фигуры можно увидеть в архитектурных сооружениях? Основные понятия: Теория вопроса. Прямоугольный параллелепипед – прямая призма, в основании которой лежит прямоугольник. Куб – прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны. Треугольная пирамида. Эрмитаж в Петербурге. Исаакиевский собор. План Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Но чаще всего в архитектурном сооружении сочетаются различные геометрические фигуры. - Геометрия и архитектура.ppt

Симметрия в архитектуре

Слайдов: 11 Слов: 300 Звуков: 0 Эффектов: 27

Симметрия в архитектуре. Что такое симметрия? Как японцы относятся к симметрии? Рассмотрев симметрию в русской архитектуре, узнаем как же например японцы относятся к симметрии. Красивой считается симметрия в архитектуре: все связано с природой – небо – круг, земля – квадрат. Образами такого зодчества могут служить храм Хейапа в Киото или храм Иуукусима в Миядзиме. Сегодняшняя архитектура Японии предлагает конструкции будущего. Образцы старейшей японской архитектуры можно видеть в синтопетских Святилищах в Идзумо и Исе. Вывод. Симметрия встречается в жизни повсюду: в быту, архитектуре, строительстве. - Симметрия в архитектуре.ppt

Математика в архитектуре

Слайдов: 15 Слов: 744 Звуков: 0 Эффектов: 1

Математика в архитектуре. Архитектура. Математика помогает добиться прочности сооружений. Прочность сооружения. Египетская геометрия. Стоечно-балочная система. Гиперболоид. Однополостный гиперболоид. Гиперболический параболоид. Геометрические формы в разных архитектурных стилях. Прямой параллелепипед. Симметрия – царица архитектурного совершенства. Золотое сечение в архитектуре. Математика и архитектура. - Математика в архитектуре.pptx

Архитектура и архитекторы

Слайдов: 6 Слов: 439 Звуков: 0 Эффектов: 0

Многогранники в архитектуре. Архитектура Франции Эпоха Возрождения. За первым походом последовали захват Милана и итальянские войны начала 16 в. Стольной Москве нач. Так время основания Пскова признавалось неведомым. Работу выполнил ученик 10б класса Даниленко Женя. - Архитектура и архитекторы.ppt

Архитектура и строительство

Слайдов: 14 Слов: 766 Звуков: 0 Эффектов: 0

Архитектура и строительство. У истоков архитектуры. Города в Средневековье. Строительство 19 века. Архитектор. Инженер-строитель. Бетонщик. Каменщик. Маляр. Бульдозер. Много разновидностей подъемных кранов. Монтажник. Специальность. Срок освоения. - Архитектура и строительство.ppt

Книги по архитектуре

Слайдов: 27 Слов: 3685 Звуков: 0 Эффектов: 0

Собрание книг красноярского Дома архитекторов. основано В.А. Соколовским в 50-х годах XX века. Всеобщая история архитектуры: научное издание. Данное издание вышло в свет в двух томах. В книге говорится о зарождении профессии архитектора на Руси, древнерусских проектах. Особое внимание автор уделяет архитектурной модели здания. Архитектура античного мира / материалы по ист. архит. ; сост. Вторая часть сборника называется "Топографическая". Шарль Диль оставил большое литературное наследство. Градостроительство: учеб. пособие / под ред. В книге наибольшее место отводится проблемам архитектурной композиции города. - Книги по архитектуре.pptx

Архитектурная бионика

Слайдов: 23 Слов: 2835 Звуков: 0 Эффектов: 0

Архитектурная бионика. Основные направления. Архитектура. Архитектурные формы. Древнее строительное искусство. Конусообразные конструкции. Начало устойчивости. Конструкции с предварительным напряжением. Лист манжетки. Оболочки. Толщина скорлупы. Конструкции, имеющие вид спирали. Природа. Ребристые конструкции. Каркас. Принцип построения природных пространственно-решетчатых систем. Примеры конструкций. Радиолярии. Принцип конуса. Способности растений. Инженеры. Новая страница. - Архитектурная бионика.PPT

Форма здания

Слайдов: 10 Слов: 315 Звуков: 0 Эффектов: 0

Здание как сочетание различных объёмов. Гораздо чаще встречаются постройки, имеющие более сложную композицию. Время, деньги, организаторские способности. Объёмные элементы соединяют по принципу: Растянутость Сжатие Стремление ввысь. Разнообразие зданий может достигаться уникальностью и неповторимостью конструкций. ПрПППрПррПРПппПррррПрр. Соединение объёмов на примере храма. Выполните творческое задание: Соедините объемные формы в единый архитектурный облик. Ответь на вопросы: Интересные факты: Самый высокий небоскрёб в Дубае. - Форма здания.pptx

Купола

Слайдов: 12 Слов: 798 Звуков: 0 Эффектов: 25

Купола и арки. Арка. Схема пропорций. Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола. Влияние. Выразительной силы перекрытых куполами внутренних пространств. Византийская купольная церковь с греческим крестом. Купола. Купола 19 век. Псевдовизантийский стиль. Начало 20 века. Купола ХХ век. - Купола.ppt

Фонтаны

Слайдов: 21 Слов: 492 Звуков: 0 Эффектов: 64

Мир фонтанов. Какие бывают фонтаны. Фонтан. Первые фонтаны. Первоначальное предназначение фонтана. Струи. История фонтанов. География. Красота воды. План создания действующей модели фонтана. Отверстие под установку. Местоположение статуэтки. Трубки необходимого диаметра. Прикрепляем к статуэтке тонкие трубки. Закрепляем на постоянное место. Сердечко. Закрепляем с помощью клея сердечко на основе. Основа для фонтана уже готова. Декорируем днище фонтана. Область науки. - Фонтаны.ppt

Фонтаны мира

Слайдов: 12 Слов: 958 Звуков: 0 Эффектов: 0

Самые красивые фонтаны мира. Самые красивые фонтаны. Петергоф. Стеклянная пирамида. 10 самых красивых фонтанов мира. Танцующий фонтан. Фонтаны поражают своим величием и роскошью. Фонтаны. Свето-музыкальный фонтан. Скорость выброса воды. Огромный фонтан. Киев. - Фонтаны мира.pptx

Демирханов

Слайдов: 17 Слов: 956 Звуков: 0 Эффектов: 0

Грани таланта. А.С. Демирханов. Арэг Саркисович Демирханов. Гимн архитектуре. Работы красноярского архитектора. Памятник воинам. Проекты реконструкции. Демирханов в домашней мастерской. Немного о личном. Большие города. Демирханов на вечере, посвящённом 50-летию творческой деятельности. Символические врата в г. Красноярск. Панорамный вид. Здание центра «Европа». Счастливая профессия. Белый город. - Демирханов.ppt

Современный архитектурный подход

Слайдов: 56 Слов: 3577 Звуков: 0 Эффектов: 67

Современный архитектурный подход. Архитектурный подход. Причины развития архитектурного подхода. Схема и процесс. Схема. Типы архитектурных продуктов. Комплексная архитектура предприятия. Enterprise Architecture. Архитектура предприятия. Архитектурные модели. Архитектура. Примеры известных и полезных архитектурных принципов. Частные архитектуры. Чем мы обладаем сегодня. Многообразие обобщенных схем. Многообразие схем архитектурных процессов. Дело в выборе своего пути. Архитектура в динамике. Постоянная трансформация предприятия. Учет времени в GERAM. Стратегическое время. -

МХК, 11 класс

Урок № 28

Архитектура

XX века

Д.З.: Глава 25, ?? (с.319-320), тв. задания (с.320-322)

© ред. А.И. Колмаков


Урок № 26

Часть 1

ЦЕЛИ УРОКА

  • Содействовать осознанию учащихся роли архитектуры ХХ века в мировой культуре;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведения архитектуры;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров архитектуры ХХ века.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • конструктивизм;
  • модулор;
  • Ш. Э. Ле Корбюзье;
  • В. Е. Татлин;
  • «всемирный стиль»;
  • конструктивизма в СССР;
  • памятник «Башня III Интернационала»;
  • «органическая архитектура»;
  • Ф. Л. Райт;
  • О. Нимейер;
  • «идеальный город»

Универсальные учебные действия

  • характеризовать особенности соотносить оценивать значение и вклад описывать и анализировать исследовать проблему новизны снимать видеорепортаж
  • характеризовать особенности развития мировой архитектуры XX в. (на примере шедевров зодчества);
  • соотносить произведение архитектуры с определенной конкретно-исторической эпохой, стилем, национальной школой;
  • оценивать значение и вклад отдельных архитекторов в историю развития мирового искусства;
  • комментировать научные точки зрения и оценки творчества отдельных авторов;
  • описывать и анализировать памятники мировой и отечественной архитектуры в единстве формы и содержания;
  • разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в стиле одного из архитекторов XX столетия;
  • проводить сравнительный анализ лучших образцов архитектурного конструктивизма в творчестве Ш. Э. Ле Корбюзье и В. Е. Татлина;
  • исследовать влияние творческого метода А. Гауди на архитектуру Ф. Л. Райта (в рамках индивидуального творческого проекта);
  • исследовать проблему новизны архитектурных решений О. Нимейера и отказа от классических традиций;
  • снимать видеорепортаж о памятниках архитектуры современности вашего города

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество представителей архитектуры ХХ века?


подвопросы

  • Конструктивизм Ш. Э. Ле Корбюзье и В. Е. Татлина. Новые идеи и принципы архитектуры XX в. Ш. Э. Ле Корбюзье как создатель «всемирного стиля» в архитектуре XX в. Поиск простых форм и системы пропорций. Художественные принципы Ш. Э. Ле Корбюзье (на примере известных сооружений). Развитие конструктивизма в СССР. В. Е. Татлин как основоположник советского конструктивизма и дизайна. Художественные идеи В. Е. Татлина и их реальное воплощение. Модель памятника «Башня III Интернационала» - главное творение архитектора.
  • «Органическая архитектура» Ф. Л. Райта. Всемирное признание творческого метода Ф. Л. Райта (на примере виллы Кауфмана). Оригинальность и новизна архитектурных решений произведений.
  • О. Нимейер: архитектор, привыкший удивлять. Уникальность стиля и «поэзия формы». Мечта об «идеальном городе» и ее реальное воплощение (на примере города Бразилиа). Поиски национального своеобразия современной архитектуры

Основные направления в архитектуре начала ХХ века:

  • Модерн
  • Конструктивизм
  • Органика
  • Постмодернизм
  • Деконструктивизм

В начале XX века на смену пришли чёткие конструкции .

В архитектуре 1920 -1930-х гг. господствующее положение занял конструктивизм (простота, утилитаризм и экономичность) оригинальный вариант общеевропейского течения функционализма , названный интернациональным стилем.

Функционализм (в советском союзе – конструктивизм ) - направление, требующее строгого соответствия зданий и сооружений.


КОНСТРУКТИВИЗМ (construo - строю) - направление возникшее в двадцатые годы 20 века.

Конструктивизм - советский авангардистский метод (направление).

Конструктивизм – применение геометрических принципов во всех сферах жизни (архитектура, мебель, одежда).

Цель - устроение современной жизни, преобразование общественного быта.

Идеи и принципы:

- архитектура должна быть лёгкой и давать ощущение парения;

Архитектура должна подчинить себе огромные потоки света внутри здания и научиться снаружи обыгрывать световые эффекты;

Благодаря новым материалам и технологиям архитектура должна научиться оперировать целостными пространствами огромных размеров.

В архитектуре ХХ в. гармонично соединились новые технические

возможности и художественное творчество.

Клуб имени Зуева, г.Москва

Клуб им. Русакова


Главные объекты – функциональные сооружения нового типа:

вокзалы, фабрики, заводы, мосты, общественные сооружения и жилые дома.

здание Моссельпрома, г.Москва

Архитекторы стремились создать комфортную атмосферу с простыми и ясными формами зданий.

Для выразительности используются: ассимметрия, противопоставление горизонтальных и вертикальных плоскостей, сочетание постройки с пейзажем.

В архитектуре создаются формы пчелиных сот, колосьев, раковин, кукурузных початков и т.д.


Дом Оперы в Сиднее. Австралия

Принципы новой архитектуры:

  • лёгкость и ощущение парения;
  • много света внутри здания;
  • пространство огромных размеров.

Окна нередко стали заменять стены, интерьеры освобождались от излишеств и перегруженности деталями.

Стальные каркасы с вертикальными конструкциями, напичканные скоростными лифтами и другой техникой, явно бросали вызов классике .

Характерные черты конструктивизма - строгость, геометризация, лаконичностью форм и монолитность внешнего облика.


создатель первых небоскребов , ставших символом современного американского города. Он сформулировал принципы строения высотных зданий, которыми архитекторы пользуются до сих пор.

ЛУИС

САЛЛИВЕН

(1856-1924)

Первый небоскреб чикагского архитектора Луиса Салливена в городе Сент-Луисе произвёл настоящий переворот в архитектуре.

небоскребы в Чикаго. США

«…Дом человека должен напоминать «жилище пчёл», поэтому следует возводить «ульи для людей» - единообразные и стандартные сооружения, где человек будет себя чувствовать частью гигантской городской биосферы».


Чикаго. Небоскребы.

Луис Салливан сформулировал принципы небоскребостроения: Первое - небоскребу нужен подземный этаж , в котором будут размещаться бойлерные, силовые установки и прочие устройства, обеспечивающие здание энергией и теплом. Второе - первый этаж должен быть отдан банкам, магазинам и иным заведениям, которым необходимо большое пространство, много света, яркие витрины и легкий доступ с улицы. Третье - второй этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый.

Четвертое - между вторым этажом и самым верхним должны располагаться бесчисленные офисные помещения , не отличающиеся друг от друга по планировке. Пятое - самый верхний этаж , так же как и подземный, должен быть техническим . Здесь располагаются системы вентиляции.


Выдающийся французский архитектор конструктивизма в XX в., создатель «всемирного стиля».

Впервые начал использовать в своих постройках сборные модули из железобетона

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ

Ле Корбюзье. Вилла Савой . 1927-31гг. Пуасси

Основы для «новой архитектуры» он искал в чисто геометрических формах, линиях под прямым углом, в безупречных сочетаниях вертикали и горизонтали, в абсолютном белом цвете .


Знаменитую виллу отличают изысканное совершенство форм и чёткость пропорций. Террасы, расположенные на разных уровнях, переходные мостики, пандусы и лестницы, пронизывающие пространство, яркое освещение создают впечатление слияния с природой и возможности полного уединения для человека.

Вилла «Савой» (1927-1931) Пуасси, Франция

Изобретает систему архитектурных пропорций, выведенных на основе пропорций фигуры человека - модулор


ЖИЛОЙ ДОМ В МАРСЕЛЕ (1945-1952)

Дом – жилище для человека – это «машина для жилья».

своеобразная модель идеального жилища для человека . Рассчитанный на 350 семей (примерно 1600 человек), он наглядно воплощает идею автора о том, что «дом – это машина для жилья».

Дом поднят на высокие столбы-опоры, он включает 337 двухэтажных квартир, магазины, отели, сад на крыше, спортзал, беговую дорожку, бассейн, детский сад , то есть все, что необходимо человеку для благоустроенной жизни.


Архитектурные сооружения

Ле Корбюзье

Капелла Нотр-Дам-дю-О,

Роншамп, Франция

Дом

Центросоюза

в Москве.


В СССР развитие конструктивизма имело важное значение не только для архитектуры, но и для всех видов искусства. Художники 1920- х гг. выдвинули задачу конструирования материальной среды, окружающей человека. Они стремились использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм и целесообразных

конструкций. Оригинальные архитектурные проекты

братьев А. А., В. А. и Л. А. Весниных, М. Я. Гинзбурга,

А. В. Щусева, И. И. Леонидова, К. С. Мельникова были осуществлены в крупнейших городах России.

Владимир Евграфович Татлин

- основоположник советского художественного конструктивизма и дизайна, живописец, стенограф.

Башня III Интернационала. 1919-1920гг.

Высота 400м, в 1,5 раза больше Эйфелевой башни.


ОРГАНИКА (органическая архитектура) - направление в архитектуре, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг .

  • Параллельно с конструктивизмом развивалось направление, условно называемое "органической архитектурой".
  • Здание состоит из множества различных блоков, которые являются законченными только в составе здания .

Органическая архитектура подразумевает отказ от строгих геометрических форм .

При проектировке каждого здания учитывается тип окружающей местности, его назначение , всё подчинено гармонии.

Каждая комната имеет своё предназначение, которое угадывается с первого взгляда.

  • наличие новых конструкционных материалов, позволяющих создавать самые причудливые архитектурные формы;
  • чувство единения с природой, которое даёт такое здание.

ФРЭНК ЛЛОЙД

РАЙТ

«...Архитектура должна в первую очередь «обслуживать» жизнедеятельность человека, а уж потом быть символом отвлечённых понятий «добра и красоты». Здание не должно подавлять ландшафт, а естественным образом вырастать из него, сливаясь с ним и образуя органическое единство».

(1869-1959)

Идея органической архитектуры, выдвинутая американским зодчим и теоретиком искусства Фрэнком Ллойдом Райтом (1869-1959), получила всемирное признание и практическое

воплощение во многих странах. Архитектуре он отводил роль объединяющего начала между человеком и окружающей средой. По его мнению, она должна в первую очередь «обслуживать» жизнедеятельность человека, а уж потом быть символом отвлечённых понятий «добра и красоты». Здание должно не подавлять

ландшафт, а естественным образом вырастать из него, сливаясь с ним и образуя органическое единство.

Под влиянием японской архитектуры он выработал свой так называемый «Стиль прерий» - лёгкие нависающие карнизы, низкие открытые террасы, размещённые в уединённых садах вблизи природных водоёмов. Он считал, что прерии обладают «своей собственной красотой», а потому задача архитектора заключается в том, чтобы «разглядеть и подчеркнуть это природное великолепие».

В круг его интересов входили частные загородные виллы и массовые городские застройки.


Загородный дом Кунлей . Риверсайд


ВИЛЛА Э. КАУФМАНА «НАД ВОДОПАДОМ» (1936-1939)

Более сотни частных домов создал Ф.Л. Райт всего за десять лет, но в каждый привнёс уникальное архитектурное решение.

Вилла стала подлинным шедевром архитектора. Грубая складка стен из колотого камня естественным образом продолжала скалы, сливалась с небольшим водопадом, могучими деревьями и лесным ручьем. Железобетонные балки, закрепленные в скале, поддерживали сложную систему нависающих террас. Лестница в центре дома спускалась прямо к водопаду. Архитектура сооружения в прямом смысле слова «растворилась» в природе.


МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА Гуггенхайма (1943-1959) Нью-Йорк

  • одним из первых музеев современного искусства в мире. Сейчас этот музей, расположившийся на Манхеттене в Нью-Йорке, пользуется заслуженной славой и популярен у посетителей.

«..Райт был последним романтиком и первым рационалистом в американской архитектуре» (А. В. Иконников).



Посетители музея Гуггенхейма начинают просмотр сверху и по спирали спускаются вниз. Эту уникальную концепцию расположения залов предложил архитектор Ф. Л. Райт.



Оскар Нимейер и его дворцы из стекла и бетона.

Оскар Нимейер - классик архитектуры, работавший еще с Ле Корбюзье, построивший "город будущего" - столицу своей страны Бразилиа и соавтор проекта штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Он не переставал творить почти до самой смерти.

Оскар Нимейер скончался на 105-м году жизни. Его наследие - более 400 зданий в 18 странах мира,

(1907-2012)

"Меня не привлекают прямые углы и прямые, неизменные и четкие линии, созданные человеком. Меня привлекают кривые, свободные и чувственные. Те кривые, которые мы можем видеть в горных силуэтах, в форме морских волн, на теле любимой женщины"


Самый известный проект Нимейера - проект города Бразилиа.

В основе генерального плана новой столицы Бразилии (г.Бразилиа) лежало пересечение двух осей, по форме напоминающее силуэт летящего лайнера.


Он прославился экспериментами в области железобетонной архитектуры.

Его фирменный стиль отличает широкое использование криволинейных форм, обилие света, пространства.

министерство

иностранных дел

Бразилии

"Я считаю, что архитектура удалась, если она видна сразу после того, как закончены основные конструкции. Вот что важно, а не то, чем их потом облепят", - говорил он в одном из интервью.


Жилой дом "Копан" в Сан-Паулу (1951-1965 гг.), является сокращением от C ompanhia P an- A mericana de H otéis e Turismo

Огромное волнистое здание, напоминающее развивающийся флаг, это – самый большой жилой комплекс в Латинской Америке.

Дом состоит из шести блоков пристроенных друг к другу. Все блоки связаны друг с другом в трех местах: крыша, торговая галерея и цокольные этажи .

Высота - 140 м, 38 этажей, 1160 квартир и примерно 5000 жителей . Мэрия Сан-Паулу выделила собственный индекс (сер.: 01046-925) зданию в виду его густонаселенности.

Площадь 6006 м² .


Дворец правительства в г. Бразилиа, 1960

Своеобразие архитектурного стиля О. Нимейера составляют

необыкновенная пластичность форм, выражающаяся в плавности

переходов от интерьера к внешнему пространству, введение в композицию произведений живописи и скульптуры, органическое

соединение архитектуры с садово - парковым искусством.

Нередко его стиль называют стилем «элегантных кривых линий».


Музей современного

искусства в Нитерое, 1996

«Меня не привлекает ни прямой угол, ни прямая, жёсткая,

негнущаяся линия, созданная человеком. Меня манит свободно изогнутая и чувственная линия. Та линия, которая напоминает мне горы моей страны, причудливые изгибы рек, высокие облака...»

О. Немейера


Кафедральный собор в г. Бразилиа, 1960-1970

Над землёй возвышаются, подобно гигантской короне, только 16 белых стреловидных колонн , каждая из которых в виде параболической кривой отходит от маленькой крыши. 90-тонные опоры сужаются к земле, что придаёт всей конструкции необычайно лёгкий и изящный вид. Наиболее сложные функциональные части здания спрятаны под землёй . Между опорами располагается сетка из цветного стекла , которая при взгляде снаружи ночью или изнутри днём представляет собой ярки й свод голубых и зелёных оттенков.


Дворец Национального конгресса в г. Бразилиа, 1960

Делом всей жизни архитектора стала разработка генерального

плана застройки «первой столицы современной цивилизации» - города Бразилиа.

Спроектировав основную массу административных

и жилых зданий, он в течение трёх лет (1957-1960) воплощал мечту об идеальном городе, соразмерном потребностям

человека и отвечавшем его представлениям о красоте. Буквально на пустом месте был создан один из самых необычных городов планеты, имеющий в настоящее время статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Национальный музей Бразилии, 2006

Контраст куполов и пирамид, стреловидные колонны и округлые чаши, строгие геометрические формы и распахнутые

площади и парки, простор и логика в планировке улиц - всё это делает город, созданный гением О. Нимейера, неповторимо ярким

и выразительным.


Национальный музей и Национальная библиотека в Бразилиа, 2006 г.,

по проектам 1958 г.

Контрольные вопросы

1 . Какие принципы архитектуры конструктивизма воплощал Ш. Э. Ле Корбюзье?

Что отличает его градостроительные проекты? Удалось ли ему осуществить

«социальную миссию» архитектуры, создать для человека «благодатную и

жизнерадостную картину»?

2. Башня В. Е. Татлина – памятник III Интернационала - до сих пор не утратила

своей актуальности и поражает смелостью архитектурных и художественных

решений. В чём заключаются главные открытия автора? В чём проявилась

универсальность его взглядов? Насколько утопичными вам представляются

идеи великого мечтателя? В чём причина их забвения и последующего

возрождения в искусстве мировой архитектуры? Сравните образцы

Архитектурного конструктивизма в творчестве Ш. Э. Ле Корбюзье и В. Е. Татлина.

3. Неосуществлённые идеи В. Е. Татлина позднее использовались во многих

современных сооружениях, например: зданиях правительственного комплекса

г. Бразилиа (арх. О. Нимейер), конструкциях Центра им. Ж. Помпиду в Париже (арх.

Р. Роджерс, Р. Пиано), здании Музея современного искусства Гуггенхайма в Нью-

Йорке (арх. Ф. Л. Райт), Оперном театре в Сиднее (арх. Й. Утцон). Насколько

правомерно утверждение, что башня В. Е. Татлина стала образцом,

стимулирующим творческую мысль современных архитекторов? В чём вы

видите реальное воплощение идей В. Е. Татлина? Поясните свой ответ.

4. Историк искусства архитектуры П. Наттгенс писал о вилле «Над водопадом»:

«Райт создал ярчайший пример рукотворного сооружения, дополняющего

природу». В чём и как оно «дополнило природу»? Какое воплощение в его

архитектурном облике нашёл «стиль прерий»? Как в произведениях Ф. Л. Райта

воплотилась извечная мечта и о жизни человека среди нетронутой природы?

Можно ли говорить о влиянии А. Гауди на творчество Ф. Л. Райта?

5. В одном из интервью О. Нимейер говорил: «Главное в архитектуре - чтобы она

была нова, трогала человека за душу, была полезна ему, чтобы человек мог

насладиться ею» . В чём новизна архитектуры О. Нимейера? Способна ли она

взволновать душу человека и одновременно быть полезной для него?

Творческая мастерская

1. Дайте сравнительную характеристику известного вам здания

модерна и конструктивизма. В какой мере они отвечают главным

критериям архитектуры: пользе, прочности и красоте? В каком

здании предпочли бы жить лично вы? Почему?

2. Ш. Э. Ле Корбюзье сформулировал пять основных принципов

новой архитектуры: дом на столбах для усиления связи с

пространством окружающей среды; свободная планировка, которая

позволяет изменять и корректировать функциональные процессы;

свободное построение фасада для более широких композиционных

решений; с учётом зрительного восприятия предлагается

горизонтально-ленточная форма окон; плоская крыша для

увеличения полезной площади, где можно размещать сады. Какое

отражение в сооружениях Ле Корбюзье нашли эти принципы

архитектуры? В чём выразилось его влияние на

дальнейшее развитие архитектуры?

3. Рассмотрите изображение капеллы в Раншане Ш. Э. Ле Корбюзье.

Какие новые технологии были применены в её сооружении? Какими

монументальности её архитектурного облика? Сравните это

произведение с известными вам традиционными культовыми

постройками. Что их отличает?

Творческая мастерская

4. Идея В. Е. Татлина о создании башни III Интернационала может

быть рассмотрена в свете высотного строительства в различные

исторические эпохи (пирамиды Древнего Египта и доколумбовой

Америки, зиккураты Месопотамии, инженерные и культовые

сооружения Античности, Средневековья и Древнего Востока). Какие

задачи ставили перед собой их создатели? Как воплощали в них

главные идеи своей исторической эпохи?

5. В здании Музея современного искусства Гуггенхайма в Нью-Йорке,

выполненного по проекту Ф. Л. Райта, историк архитектуры

Д. С. Керл видел «Поразительное упражнение в формальной

геометрии», но никак не здание, предназначенное для

рассматривания произведений искусства. Другие воспринимали его

как массивную скульптуру. Как вы думаете, какие основания были

для подобных оценок?

6. Творчество О. Нимейера испытывало сильное влияние Ш. Э. Ле

Корбюзье, однако он сумел выработать собственный стиль. Чем

можно объяснить тот факт, что некоторые критики называют

архитектурные сооружения Нимейера скульптурами, а его самого

«Скульптором –монументалистом»? Правомерно ли это, с вашей

точки зрения?

Темы проектных исследований или презентаций

1. Развитие архитектурных идей Ш. Э. Ле Корбюзье.

2. Основные принципы архитектуры и их воплощение Ш. Э. Ле Корбюзье.

3. Особенности городских ансамблей Ш. Э. Ле Корбюзье.

4. Ш. Э. Ле Корбюзье - архитектор будущего.

5. "Всемирный стиль" Ш. Э. Ле Корбюзье.

6. Архитектурный конструктивизм одного из городов России.

7. Творческие поиски архитекторов-конструктивистов 1920-1930-х гг.

8. Выразительные возможности произведений В. Е. Татлина.

9. Художественные идеи В. Е. Татлина и их реальное воплощение в произведениях современной архитектуры.

10. Значение работ В. Е. Татлина в развитии искусства дизайна и архитектуры.

11. Вавилонская башня и башня III Интернационала В. Е. Татлина: утопия или реальность замысла.

12. Идеи "органической архитектуры" и их образное воплощение в

произведениях Ф. Л. Райта.

13. Архитектурные фантазии Ф. Л. Райта.

14. "Прерийный стиль" и его воплощение в сооружениях Ф. Л. Райта.

15. В чём оригинальность архитектурного решения Музея современного искусства Гуггенхайма?

16. Проблема образной выразительности в творчестве О. Нимейера.

17. "Поэзия формы" О. Нимейера.

18. Особенности культовой архитектуры.

19. Мечта об "идеальном городе" и её воплощение в творчестве (на примере г. Бразилиа).

20. Творения Ш. Э. Ле Корбюзье и О. Нимейера: опыт сравнительного анализа.

21. Творчество О. Нимейера: новизна архитектурных решений или отказ от классических традиций.


  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ», р.п. Ермишь, Рязанская область http://urokimxkizo.ucoz.ru/

1 из 26

Презентация - Виды архитектуры

Текст этой презентации

Тема: Виды архитектуры
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое Амурская область, Тамбовский район, с.Лозовое
МХК. 9 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Н.В.

Проверка домашнего задания. Что мы понимаем под словом «стиль»? Почему архитектуру называют каменной летописью мира? В каждом из стилей выражена борьба духовного и материаль­ного. Каким стилям присуще духовное начало, а каким - мате­риальное? Какой из стилей тебе нравится больше всех?

Пожалуй, самым трудным и вместе с тем самым обязательным в архитектурном творчестве является простота. Алексей Щусев
Це́рковь Покрова́ на Нерли́. Россия. 1165 г.

Архитектура, или зодчество - это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. Это отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города.

Каждое из сооружений имеет определенное назначение: для жизни или труда, отдыха или учебы, торговли или транспорта и пр. Есть у этих сооружений и зданий и другие важные свойства: красота, способность вызывать у зрителей определенные чувства и настроения.

О великих цивилизациях вспоминают не только по войнам или торговле, но, прежде всего, по памятникам архитектуры, оставленным ею.

Архитектура организует пространство. Архитекторы соз-дают здания, сооружения, целые поселки и города целе-сообразные, удобные для жизни и красивые и эмоцио-нально воздействующие на человека. Иначе говоря - функциональные, конструктивные и эстетические качества (польза, прочность и красота) в архитектуре взаимосвязаны.

Виды архитектуры

Ландшафтная архитектура
Градострои- тельство
Промышленная
Различают три основных вида архитектуры.
Малых форм
Жилая
Общественная
Садово-парковая

Архитектура объемных сооружений
Общественная архитектура. Храмы, дворцы, замки, административные здания. Зрелищные и выставочные сооружения. Стадионы и спорткомплексы. Магазины и супермаркеты. Вокзалы и аэропорты.
Массандровский дворец
Олимпийский стадион Солджерс Филд
Оранжерея Московского зоопарка

Ж/д вокзал Благовещенска
Магазин «Надежда» в с.Лозовом

Жилая архитектура. Древнейшие дома человека Жилые дома различных народов мира. Современные жилища человечества
Дома людей Древней Греции
Инсулы – первые многоэтажные дома в архитектуре Древнего Рима
Дома народов Африки

Современные жилища человечества
Дом Билла Гейтса, жилище 21 века
Дом Бальо. Арх. А.Гауди́
Высотки г.Чикаго

Мост во Владивостоке на острове Русский
Нефтеперерабатывающий завод
Автомобильный тоннель в Крыму
Промышленная архитектура. Заводы, фабрики, электростанции; Мосты, тоннели.
Кондитерская фабрика «Доминик»

Ландшафтная архитектура связана с организацией садово-паркового пространства. Это городские скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой - беседками, мостиками, фонтанами, лестницами.
Ландшафтно-парковая архитектура.

Садово-парковое искусство Сады, бульвары и скверы Парки больших городов
Центральный парк Нью-Йорка
Сады Китая
Парки Версаля во Франции

Архитектура малых форм – павильоны, беседки, фонтаны, мостики, гроты

Градостроительство охватывает создание новых городов и поселков и реконструкцию старых городских районов.
Градостроительство

Градостроитель должен выбрать территорию, наметить, где разместятся жилые, общественные и промышленные зоны и связывающие их транспортные магистрали, предусмотреть возможность расширения города. Должен подумать о красоте будущего города, о сохранении памятников, о месте новых городских ансамблей.

Города – музеи
Суздаль
Венеция
Париж

Крупнейшие мегаполисы мира
Москва
Сан-Паулу
Токио

Города – ансамбли
Джайпур. Индия

Реконструкция старых районов и городов
Раскопки и восстановление древней Помпеи. Италия
Реконструкция Москвы

«Жизнь коротка - искусство вечно». В одном ряду с величайшими книгами и картинами, изваяниями и симфониями встали архитектурные сооружения. Эту позицию в мире искусств архитектура заняла благодаря гармоничности и музыкальной согласованности частей.

Просмотров