Собственный дом ф л райта. Фрэнк Ллойд Райт — отец органической архитектуры

Архитектура XX века

Отец американского архитектурного модернизма Фрэнк Ллойд Райт /Frank Lloyd Wright (1867-1959) говорил: "Доктора могут похоронить свои ошибки вместе с пациентами, а вот архитектору остается лишь посоветовать своим клиентам посадить плющ."

Как строились textile block houses Фрэнка Ллойда Райта "Миниатюра" и Дом Эннисов.

Райт считал этот дом первым «юсонианским» зданием, отразившим мечту архитектора об идеальной Америке. «Юсонианский» или «юсоновский», «североамериканский» стиль Фрэнка Ллойда Райта - от Usonia, аббревиатуры U.S.O.N.A. /Unites States of Nothern America. Начиная с 1936 года Фрэнк Ллойд Райт спроектировал и построил в юсонианском стиле около 50 домов: одноэтажные, окруженные садами строения; компактные, экономичные и технологичные с плоскими крышами. Такие дома предназначались для граждан со средним достатком. Непосредственно «юсоновский» период Райта - это позже – 1930-е годы, а La Miniatura – произведение 20-х, тогда Райт построил четыре дома в подобном текстильно-блочном исполнении.


2.


Дом Миллард или «Миниатюра». Пасадена, Калифорния. Строительство 1923 г. Архитектор Фрэнк Ллойд Райт / The Millard House. Architect: Frank Lloyd Wright and Lloyd Wright. Year built: 1924. Sq. Ft.: 4230. Beds/Baths: 3/3.

В начале 1920‑х годов великого американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта посетила глубокая печаль за судьбу бетонных блоков. “Так что же бетонный блок? Годами он оставался самым дешевым и уродливым предметом в строительном мире. Он ютился на задворках архитектуры - ему приходилось имитировать текстуру камня. Неужели нельзя изменить судьбу этого изгоя?” - писал Райт. Идея его заключалась в следующем: он предлагал делать бетонные блоки нестандартной кубической формы, полыми внутри, с отверстиями сверху и снизу, и нанизывать их на арматурные стержни, как бусины на нитку. Или как на поперечную нить в плетении ткани - не случайно Райт называл свои блоки “текстильными”. При такой конструкции цементного раствора нужно было гораздо меньше, поверхность стены выглядела опрятнее и могла восприниматься как единая декоративная плоскость. Потому что Райт, конечно, не удовлетворился одной только конструктивной идеей - он превратил бетонные блоки в эстетическое заявление. Видимые поверхности куба он придумал покрыть орнаментом в духе индейцев майя.

3.


Фрэнк Ллойд Райт и его "Миниатюра" / This photograph shows Frank Lloyd Wright walking past his residential design La Miniatura, also known as the Millard House. La Miniatura was the first of Wright"s four "textile block" houses—all built in Los Angeles County in 1923 and 1924. Photo Credit: Robert Carroll May, 1940. The Frank Lloyd Wright Foundation Archives. The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York.

Первым домом, который Райт построил во вновь изобретенном стиле, был дом Милларда в Пасадене. Там декор был не особенно майяским - просто крестик и четыре дырочки. Для дома Сторера на Голливудском бульваре в Лос-Анджелесе Райт придумал рисунок, больше напоминающий романский крест. Именно этим домом владел одно время продюсер “Матриц” Джоэл Силвер. Оба эти дома и еще особняк Фриманов в Лос-Анджелесе Райт построил в 1923 году.

4.

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт

Через год, в 1924, он приступил к возведению дома Эннисов - самого крупного и с самым сложным асимметричным орнаментом на поверхности блоков.

Однако, по порядку. Вначале о Доме Миллард La Miniatura.

5.


The Millard House

Каждое художественное произведение - портрет своего создателя. Вот и автор статьи в Architectural Digest Russia Владимир Паперный нашел черты великого архитектора Фрэнка Ллойда Райта в доме La Miniatura в Калифорнии.

Статья:

6.

The Millard House

Наши недостатки - продолжение наших достоинств. Эта расхожая мудрость полностью применима к жизни Фрэнка Ллойда Райта. Богатое воображение оборачивалось пренебрежением к фактам - автобиографию он наполовину придумал, начиная с даты рождения (1869 вместо 1867), роста (174 вместо 170 см) и образования (учился, но не окончил ни школы, ни университета).

7.

Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) - наверное, самый знаменитый архитектор Америки и символическая фигура в профессии вообще

Его бескомпромиссность и презрение к буржуазным условностям иногда заставляли друзей порывать с ним отношения. Чего стоит хотя бы эпизод 1909 года, когда Фрэнк, оставив жену с шестью детьми, уехал в Европу с женой клиента. С такой же бесцеремонностью он обращался с деньгами. Поиски новых конструкций и материалов помогали находить неожиданные решения, но эксперименты иногда приводили к катастрофическому удорожанию строительства. Доверие к собственной интуиции (а не к инженерным расчетам) вели к переделкам и перестройкам, иногда даже за его собственный счет. Калифорнийский период карьеры архитектора прекрасно иллюстрирует все плюсы и минусы характера Райта.

8.


В 1920-х годах апельсиновые рощи Южной Калифорнии превращались в съемочные площадки Голливуда. Началось массовое переселение актеров, режиссеров и писателей с Восточного побережья на Западное. Разбогатевшие на киноиндустрии пришельцы стали строить себе дома на Голливудских холмах. Вот тут-то им и понадобилась архитектура. Первой калифорнийской постройкой Райта был дом Элин Барнсдол (1921), нефтяной наследницы, меценатки, неудавшейся актрисы и “салонной большевички”. Здесь Райт впервые использовал стиль “калифорнийская романтика” (California Romanza): коллаж из элементов архитектуры Египта и доколумбовой Мексики с добавлением некоторой формальности стиля боз-ар.

9.


The Millard House - La Miniatura

Именно в Калифорнии Райт изобрел так называемые текстильные блоки. У идеи было два источника: они напоминали Фрэнку его детские строительные кубики Froebel Gifts и казались способом удешевить строительство с помощью стандартизации. Железобетонные блоки (примерно 40 × 40 × 20 см) отливались в формы со стилизованным орнаментом. Из них возводились двойные стены с небольшим зазором для тепло- и звукоизоляции. Теоретически для отливки блоков не требовалась квалификация, это мог делать кто угодно за минимальную плату. Сочетание ручного труда со стандартизацией должно было придать дому уникальную фактуру и сделать его финансово доступным для масс. В теории всё было замечательно, на практике возникали проблемы. Блоки, отлитые неумелыми рабочими, часто приходилось переделывать по нескольку раз. Арматура внутри блоков начинала ржаветь, и через несколько лет блоки трескались и иногда разваливались.

10.


The Millard House - La Miniatura

La Miniatura (1923) считается абсолютным шедевром Райта, хотя и там не обошлось без технических проблем. Заказчица, коллекционер редких книг и антиквариата Элис Миллард, проявила чудеса терпения, щедрости и доверия к архитектору. Как позднее с “Домом над водопадом”, Райт выбрал живописное место, казавшееся неподходящим для строительства, - глубокий овраг с двумя живописными эвкалиптами.

11.


The Millard House - La Miniatura

Для создания органической архитектуры, выражающей “дух места” и находящейся в цветовой гармонии со средой, в состав бетона Райт добавлял песок и гравий со строительной площадки. К счастью, в этот раз блоки были изготовлены без металлической арматуры, поэтому хорошо сохранились.

12.

The Millard House - La Miniatura

Уникальность дома понимаешь, когда поднимаешься по лестнице с выходящего к пруду нижнего уровня (столовая, кухня, помещение для прислуги) на средний (гостевая комната и двухэтажная гостиная с камином и балконом), а потом на верхний (спальня хозяйки с выходом на антресоль над гостиной и ванная). Движение вверх происходит по спирали и по часовой стрелке.

13.


The Millard House - La Miniatura

В этом уже заложено зерно идеи райтовского Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. Одно из условий Элис Миллард - встроить объекты из ее коллекции в архитектуру - Райт добросовестно выполнил: редкий случай, когда он отказался от тотального контроля. Продажа книг и антиквариата росла, хозяйке понадобилось дополнительное помещение. Им стала студия, которая находится слева (если смотреть со стороны пруда). Она была пристроена в 1926 году, причем не самим Фрэнком, а его сыном, Ллойдом Райтом, который сумел точно повторить стиль отца.

14.


The Millard House - La Miniatura

Нынешний владелец вложил много денег в реставрацию дома, но сейчас там никто не живет и он выставлен на продажу через ArchitectureForSale.com. Уникальный дом магически привлекателен, но мало кто из местных жителей слышал о нем. Найти его трудно, но я советую каждому, кто окажется в Лос-Анджелесе, ввести в навигатор адрес: 645 Prospect Crescent, Pasadena, California 91103 - и отправиться на поиски. Уверяю, вы не пожалеете.

15.


The Millard House - La Miniatura

Текст : Владимир Паперный
Фото : Владимир Паперный, ESTO, SCOTT MAYORAL
Статья из AD : в pdf Architectural Digest Russia: Дом-легенда. Портретная Миниатюра и на сайте AD ADmagazine.ru: "Миниатюра" Фрэнка Ллойда Райта

16.


18.


Frank Lloyd Wright. Millard House - La Miniatura, Pasadena, California.

19.


Frank Lloyd Wright. Millard House - La Miniatura, Pasadena, California.

20.

21.


Frank Lloyd Wright. Millard House - La Miniatura, Pasadena, California.

Последним из четырех особняков в «текстильном» стиле, которым архитектор увлекся в 1920-х, стал Дом Эннисов.

22.


Дом Эннисов по проекту Фрэнка Ллойда Райта. На черно-белой фотографии 1940-х годов ясно видно майяское происхождение строгих геометричных объемов Дома Эннисов.

В 1924 году дом строился. А сразу после окончания строительства Дом Эннисов стал знаменитым.

Фрагмент статьи Дом Эннисов по проекту Фрэнка Ллойда Райта из AD Magazine Россия:

23.


Чертеж Райта, изображающий план и перспективу дома. Райт делал такие презентационные рисунки для всех своих проектов.

Заказчиками Райта были Чарлз Эннис, миллионер, сделавший состояние на сети универмагов, и его жена Мейбл. Эннис живо интересовался культурой майя, поэтому, собственно, и заказал такой необычный проект. Большой бюджет и общие с заказчиком вкусы позволили Райту развернуться - масштаб здания нельзя назвать иначе, как грандиозным. Снаружи оно не производит жилого впечатления - скорее похоже на древний храм. Неприступный образ отчасти смягчает текстура бетонных блоков: они делят высокие стены на мелкие клеточки, сами клеточки тоже расчерчены декошными скобками. В результате фасад дома, особенно в лучах заходящего солнца, кажется роскошной узорчатой тканью с легким рельефом - эффект, из-за которого термин «текстильные дома» часто ошибочно относят не к конструктивным, а к декоративным решениям Райта.

24.


Неприветливое впечатление, которое производит фасад дома Эннисов, смягчается текстурой бетонных блоков и мягким песочным цветом стен.

Внутри дом производит двойственное впечатление. Его огромность и торжественность никуда не исчезают: высоченные потолки, длинные коридоры, двадцать семь витражных окон - временами кажется, что ты зашел в собор, а не в жилое пространство. Однако в целом Райту в этом проекте удалось обуздать стремление к гигантомании, прежде всего потому, что он отказался от своей любимой свободной планировки. Дом Эннисов четко поделен. Есть парадная часть: гостиная с балконом, откуда открывается вид на Лос-Анджелес, симметричная столовая, которую украшает редчайшее в творческом наследии Райта золотистое панно из стеклянной мозаики, бассейн во внутреннем дворе. Бассейн этот, впрочем, появился в доме только в 1940-х, хотя спроектировал его Райт сразу - он идет вдоль длинного коридора, соединяющего парадные комнаты с гораздо более скромными и сдержанными спальнями. И по всем помещениям Райт очень деликатно играет с масштабом, «разбивая» пустые и гулкие пространства членениями и деталями: то перепадом высот в две-три ступеньки, то рядом ширм-перегородок, то нишей, то бронзовым панно, то мозаикой над камином.

25.


Дом Эннисов в Лос-Анджелесе великий американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт построил в 1924 году. В салоне — антикварная мебель ар-деко.

Как обычно в своих домах, Райт спроектировал для Эннисов все, от архитектурных объемов до самых мелких деталей, вроде электрических выключателей. Однако интерес Энниса к культуре майя привел в конце концов к конфликту: клиент не внимал покорно каждому слову Райта - он высказывал собственное мнение, и Райт со скандалом покинул стройку. Так что теперь исследователи, изучающие дом Эннисов, гадают, какие именно детали и правда райтовские, а какие придумал уже после его ухода сам Чарлз Эннис. В первоначальном проекте не было, к примеру, ни мраморных полов, ни кованой решетки на лестнице, ни люстр Tiffany, ни мебели ар-деко - мебель, спроектированную Райтом, Эннис заказывать не стал. Тот факт, что все эти вещи в результате вписались в интерьер дома вполне органично, лишний раз показывает, как хороша структура здания: красивое лицо, как известно, даже самый неудачный макияж не испортит.

26.

Столовая на первом этаже дома Эннисов. Кованая люстра в стиле позднего ар-нуво появилась здесь, конечно, без одобрения Райта.

Судьба дома Эннисов оказалась довольно драматичной. Он стал последним произведением Райта в «текстильном» стиле: конфликты с Эннисом заставили его отказаться от идеи орнаментальных бетонных блоков. Несмотря на споры с Райтом, хозяева особняк любили и жили в нем довольно долго - только в 1968 году его перекупил некто Августус Браун. В 1980 году Браун передал дом в Общество по сохранению культурного наследия. Этот добрый поступок общество отметило, переименовав памятник в «дом Эннисов-Брауна».

27.

Столовая. В простенке — стеклянная мозаика, созданная по эскизам Райта.

Даже перестав быть частной собственностью, великолепное здание жило полной жизнью - оно постоянно снималось в кино. На самом деле процесс пошел еще в 1959 году - именно дом Эннисов был главным героем легендарного ужастика «Призрак дома на холме» с Винсентом Прайсом. В фильмографии дома больше двадцати названий - от компьютерной фантазии «Тринадцатый этаж» до боевика «Час пик» с Джеки Чаном. Ридли Скотт использовал дом дважды - в «Бегущем по лезвию бритвы» (1982) и «Черном дожде» (1989). Дэвид Линч сказал о нем: «Войти в дом Эннисов - все равно что попасть в рай». Красивая фраза, хотя у мрачноватого создателя «Твин Пикс» представления о рае, конечно, не совсем обычные.

28.

Хозяин дома сам придумал решетку на лестнице.

Но и в раю бывают неприятности, и для дома Эннисов-Брауна они начались в 1994 году - он пострадал во время разрушительного землетрясения. Сбор средств на его реставрацию тянулся исключительно медленно - через десять лет, в 2004, дом все еще находился в «уязвимом» состоянии. И высшие силы нанесли зданию новый удар: зима 2004 года выдалась в Калифорнии необычно дождливой, и поврежденный дом Эннисов пострадал от влаги и ветра. Подобных напастей Райт предусмотреть не мог - в его время калифорнийская погода так не капризничала. Дом полностью закрыли для посещения публикой и срочно взялись организовывать некоммерческий Ennis House Foundation - заметную роль в нем играет сын Райта, Эрик Ллойд Райт, который тоже стал архитектором. Фонд оценил работы по консервации здания в пять миллионов долларов. На полную реставрацию нужны были все пятнадцать. Полтора миллиона, полученные от правительства штата Калифорния, пошли на то, чтобы сделать дом Эннисов безопасным для туристов и таким образом собрать еще немножко средств на реставрацию.

29.


Спальня. Хозяева отказались от мрачной мебели, созданной Райтом, в пользу уюта.

До 2011 года восстановительные работы в доме Эннисов (фонд «отрезал» от названия памятника упоминание о Брауне) шли полным ходом, но денег все равно не хватало. Поэтому четыре года назад [? от какого года считать] бизнесмен-миллиардер Рональд Беркл приобрел дом за 4,5 млн долларов, чтобы продолжить начатую фондом реставрацию.

30.


Бассейн во дворе был спроектирован Райтом в 1924, но построен только в 1940-х.

Текст : Давид Суффман и Евгения Микулина
Фото : Алексис Армане; Getty Images/Fotobank.Com; Alexis Armanet/Marie Claire/East News; Copyright 1962, 2006 The Frank Lloyd Write Foundation, Scottsdale, AZ
Опубликовано : ARCHITECTURAL DIGEST. Самые красивые дома мира. №8 (43) август 2006. Оригинал статьи .

Фрэнк Ллойд Райт - американский архитектор, основоположник органической архитектуры - родился 8 июня 1867 г. в городе Ричленд-Сентер штата Висконсин в семье церковного деятеля и учительницы. Получая знания на дому, он не посещал общеобразовательную школу. Проучился год на инженерном факультете Висконсинского Университета. После этого ушел «на вольные хлеба» и в 1887 г. переехал в Чикаго, где попал в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. В 1893 у Райта уже была своя мастерская в чикагском пригороде Оук Парк. Инновационным в работах Фрэнка Ллойда Райта было использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, использование кондиционеров, рассеянное освещение. Также он предлагал отталкиваться в проектировании, в первую очередь, от ландшафтных условий и за свою карьеру успел построить 363 объекта. Самые знаковые проекты Фрэнка Ллойда Райта.

1. Roby House (Чикаго, Иллинойс, США, 1910 г.)

Относится к серии «Дома прерий», названой так из-за обилия горизонтальных линий, карнизов и плоских крыш, которые напоминают прерии. Асимметричная форма, ленточное остекление, горизонтальная ориентация. Большие свесы крыши дают ощущение защищенности, защиту от солнечных лучей. Ядром дома служит камин. Четко прослеживается сомасштабность здания человеку.

2. Дом над водопадом (Бер-Ран, Пенсильвания, США, 1939 г.)

К 30-м годам ХХ столетия, после очень плодотворного периода, в работе у Райта наступил застой. Чтобы поправить свое положение, архитектор организовал в своей резиденции художественную студию «Талиесин». Туда приходит учиться Эдгар Кауфман. Именно благодаря этому знакомству Фрэнк Ллойд Райт получает заказ от родителей Кауфмана на проект загородного дома, который стал одним из самых известных творений архитектора.

3. Комплекс «Талиесин» (Спринг-Грин, Висконсин, 1911-1925 г.)

Проект, так же как и Roby House, относится к «Домам прерий». Характерные черты комплекса: низкие крыши крытые гонтом, каменные стены, террасы, врезающиеся в ландшафт. Главное здание комплекса имеет план П-образной формы. Одно из его крыльев - резиденция Райта с 3 спальнями, столовой, кухней и лоджией. После постройки дом дважды страдал от пожаров и полностью перестраивался.

4. Yamamura House (Ашия, Япония, 1924 г.)

Единственная постройка по проекту Фрэнка Ллойда Райта, которая сохранилась в Японии. К дому ведет длинная дорога через живописную долину. У парадного входа прямо в стенах предусмотрены лавы для отдыха и созерцания окрестностей. Центром интерьера является камин - Фрэнк Ллойд Райт часто использовал этот прием в своих проектах. Как дань японским традициям, стены частично выполнены из глины. Череду трапециевидных труб удалось выгодно вписать в ландшафт. Внимания заслуживают также сводчатый потолок и удлиненный южный балкон, с которого видны горы, море, городской пейзаж.

5. Синагога BethShаlom (Элкинс Парк, Пенсильвания, США, 1959 г.)

Здание спроектировано в стиле модерн. Выразительным элементом выступает полупрозрачная пирамидальная крыша, символизирующая гору Синай. Также архитектор вдохновился постройками майя, поэтому объем сформирован при помощи 2 треугольных призм, поставленных друг на друга и образующих в плане шестиугольник - звезду Давида.

6. Отель Imperial (Токио, Япония, 1915 г.)

В проекте Фрэнку Ллойду Райту важно было учесть сейсмологические особенности местности и добиться устойчивости здания. Благодаря консольной подвеске этажей, а также мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в грунт на 18 м, здание устояло во время землетрясения в 1923 году.

7. Офис компании Johnson Wax (Расин, Висконсин, США, 1936 г.)

Проект интересен тем, что в здании размером 69×69 м нет окон. В интерьере архитектор применил специальные древовидные колонны. Специальное освещение создает благоприятные условия для работы, несмотря на отсутствие прямого солнечного света. Мебель так же разрабатывалась Райтом, как и во многих других его проектах.

8. Дом Герберта Джекобса (Мидлтон, Висконсин, США, 1944 г.)

Солнечный полукруг - название плана, который придумал Фрэнк Ллойд Райт для проектирования в северном климате. Здание имеет форму полукруга, северная сторона которого находится на возвышении и полностью изолирована, а южная скомпонована из двухслойных окон и дверей для проникновения солнечного тепла в дом даже зимой.

9. Офис компании Larkin (Буффало, Нью-Йорк, США, 1906 г.)

Здание из красного песчаника высотой 61 м и шириной 41 м. Здесь Райт применил витражные окна со стальными рамами и скульптурные элементы для декорирования фасада. Внутренние стены были сделаны из сочетания светлого кирпича и стекловидного материала для беспрепятственного проникновения солнечного света. В связи с банкротством компании Ларкин, несмотря на протесты архитектурного общества, в 1950 году здание было снесено.

10. Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США, 1959 г.)

Назван так в честь своего основателя Роберта Соломона Гуггенхайма. Строился и проектировался в течение 16 лет. Снаружи музей представляет собой перевернутую спираль, внутри же интерьер напоминает раковину, в центре которой - остекленный дворик. По замыслу архитектора осмотр экспозиции следует начинать сверху, поднявшись на лифте. Спуск же предполагается по пандусу, вдоль которого (а так же в примыкающих к нему залах) расположены произведения искусства. Реалии же таковы, что осмотр происходит снизу вверх.

Текст: Марина Теплова

Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы. Многие из домов в плане крестообразные, и расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби.

Свой собственный дом, «Талиесин» (Taliesin), Райт построил также в стиле «Домов Прерий» в 1911 году. «Талиесин» дважды пострадал от пожаров в 1914 и 1925 и полностью перестраивался, переименовываясь, соответственно, в «Талиесин II» и «Талиесин III».

Райт стремился воплотить в архитектуре идею, значение которой выходит за пределы конкретного типа постройки. «Пространство должно рассматриваться как архитектура, иначе мы не будем иметь архитектуры». Воплощение этой идеи было связано с изучением традиционной японской архитектуры, которой Райт увлекся в 1890-е годы. Японский дом послужил Райту высшим образцом того, как следует при проектировании устранять не только не нужное, но в еще большей степени как исключать несущественное. В американском доме он исключил все тривиальное и вносящее путаницу. Он сделал даже больше. В чисто функциональных элементах, которые часто оставались незамеченными, он открыл прежде скрытую силу выразительности, так же как последующее поколение архитекторов выявило скрытую силу выразительности в конструкции.

За первое десятилетие XX века Райт построил более ста домов, но на развитие американской архитектуры они в то время не оказали заметного влияния. А вот в Европе Райта скоро оценили, и он был признан поколением архитекторов, относящихся к современному направлению в архитектуре. В 1908 году его посетил Куно Франке, преподававший эстетику в Гарвардском университете. Результатом этой встречи были появившиеся в 1910 и 1911 годах две книги Райта, которые положили начало распространению его влияния на архитектуру за пределами Америки. В 1909 году Райт едет в Европу. В Берлине в 1910 году устраивается выставка его работ, издается двухтомное портфолио и его работы становятся известны в Европе.

Они оказывают большое влияние на рационалистическое направление, которое начинает формироваться в те годы в Западной Европе. Творчество Вальтера Гропиуса , Мис ван дер Роэ, Эриха Мендельсона , голландской группы «Стиль» в последующие полтора десятилетия обнаруживает очевидные следы этого влияния.

Этот великий американский архитектор, живший на рубеже XIX и XX веков, считал, что архитектура должна не менять пейзаж, а вписываться в него, дополнять и украшать. Он говорил, что холмы и дома должны жить, словно супруги в счастливом браке, что у каждого дома, как у человека, должна быть индивидуальность, что огромные холлы в стиле викторианской эпохи уже устарели – они непрактичны и неуютны.

Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 1867−1959) придумал Текстильный стиль, Органический стиль и Usonian. Ему же мы обязаны милыми покатыми крышами домов и простотой линий в архитектуре. Райт умер еще в середине прошлого века, но как свежи его идеи сейчас, в XXI веке!

Большинство современных дизайнеров придерживаются именно его принципов в проектировке зданий. Кажется, Фрэнк был, подобно человеком, опередившим свое время.

«Архитектор должен быть пророком … Пророком в истинном смысле этого слова … Если человек не может видеть, по крайней мере, на десять лет вперед – не стоит называть его архитектором» , − говорил он.

За свою творческую жизнь Райт спроектировал 800 зданий, 400 из них были построены. Среди них - «Дом Джекобса» в Мэдисоне, офис фирмы «Джонсон-Уэкс» в Расине, школа-мастерская «Тейлизин-Уэтс» в Скоттсдейле.

Одним из самых известных проектов архитектора можно считать Музей Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum) в Нью-Йорке. Футуристическое, похожее то ли на космический корабль, то ли на невероятную постройку из фантастических фильмов, это здание в свое время стало предметом для восхищения и споров. Фонд Гуггенхайма, которому принадлежит музей, заказал Райту проект в годы Второй мировой войны, в 1943, и работа над ним заняла все последние годы жизни архитектора. Музей был открыт в 1959 году, когда Фрэнк уже ушёл из жизни. Он считается настоящим произведением искусства и одной из самых ярких построек XX века. Здание выполнено в форме перевернутой пирамиды (спирали), внутри же оно больше похоже на раковину.

Очень интересна концепция здания: зрители начинают осмотр одной из самых больших в мире коллекций современного искусства с верхнего уровня. Архитектор спланировал помещение так, что зрители должны подняться на лифте до самого верха, а затем по винтовой лестнице спускаться вниз, осматривая экспозицию.

В историю архитектуры Фрэнк Ллойд Райт вошел как архитектор-новатор и творец «органической архитектуры», то есть вписывающейся в общий пейзаж и не конфликтующий с природой. По мнению Фрэнка, форма здания должна вытекать из уже имеющихся природных форм и повторять их. Ярким примером этой идеи служат проекты серии «Дома Прерий» (1900-1917), где присутствуют натуральные природные материалы, открытый архитектурный план, горизонтальные детали и такие элементы, как скаты крыш, террасы, камины.

«Стиль прерий» принято выделять как одно из течений органической архитектуры. Собственный дом, резиденцию «Талиесин», Райт построил в том же стиле. Ее название переводится как «сияющий лоб», потому что здание стоит не просто на холме, а на его «лбу», удачно вписываясь в пейзаж. Дом словно выходит из земли.

«Хорошее здание не нарушает пейзаж, оно делает пейзаж более красивым, чем было до того, как это здание было построено» , − комментировал Райт.



Другим ярким примером удачного совмещения творения рук человеческих и природного пейзажа можно считать «Дом над водопадом», который Райт спроектировал для семьи своего ученика Эдгара Кауфмана в 1935 году.
Здание стоит на скалах Медвежьего ручья, его бетонные террасы, перекликаются с горной породой, повторяя ее светлые горизонтальные линии и рельеф. Говорят, что архитектор нарисовал этот эскиз «на коленке» за три часа до встречи с заказчиком, Эдгаром Кауфманом-старшим. А еще говорят, что если бы не настоятельные просьбы будущего владельца дополнительно укрепить террасы, то дом уже бы давно превратился в руины. После постройки террасы начали сильно проседать, за это по сей день критики упрекают талантливого архитектора.



Хозяева не стали придерживаться внутреннего убранства дома, предусмотренного проектом. Другими стали полы, стулья, столы и декоративные элементы – на все это у заказчика и архитектора был совершенно разный вкус. В свое время дом пользовался невероятной популярностью, хозяева наслаждались жизнью в нем на полную катушку, приглашали именитых гостей, среди которых были и Альберт Эйнштейн.

Фрэнк Ллойд Райт прожил такую длинную жизнь в профессии, о которой можно только мечтать. Представьте, что из 92 лет, отпущенных ему судьбой, он целых 72 года занимался любимым делом! Кроме того, любовные романы мэтра попадали на страницы таблоидов, он преподавал в лучших университетах Америки, был признанным литератором, имел бешеную популярность, его вполне заслужено называли «величайшим архитектором всех времен». Такой яркой и насыщенной жизни, наверное, может позавидовать любой человек, посвятивший себя творчеству.

Фрэнк Ллойд Райт (Ftank Lloyd Wright) - американский архитектор-новатор 20 века, который, без сомнения, является гением в архитектуре. Он один из тех архитекторов, которые не просто копируют классические образцы, но способны сказать новое слово в архитектуре. На протяжении многих десятилетий по нынешний день его творчество является вдохновляющим для множества архитекторов по всему миру, в том числе и для меня. В этой статье я решил исследовать его творческий путь и работы более подробно.

Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) родился в городе Ричленд-С ентер, Висконсин, 8 июня 1867, сын Уильяма Кэри Райт (проповедник и музыкант) и Анны Ллойд Джонс (учитель, из родом известной в Висконсине в аллийскийсемьи Ллойдов) .

Начало жизни Райта было трудным. Его р одители развелись из-за неспособности отца содержать семью. Фрэнку пришлось принять на себя груз финансовой ответственности за мать и двух сестер.Райт обучался на дому, не посещая школу. Он также не смог закончить специализированный колледж из-за отсутствия денег и семейных проблем. Фрэнк прошёл курс черчения в государственном университете в Висконсин е. В 1887 году Райт переехал в Чикаго, где устроился в архитектурную контору Джозефа Лаймана Силсби. Через год перешёл на работу в фирму «Адлер и Салливан», возглавляемую известным идеологом «чикагской школы» Луисом Салливаном , где работал прямо под руководством Луи Салливана в течение 6 лет. В 1893 году Райту приходится уйти из компании, когда Салливан узнает, что Райт проектирует дома «на стороне». В 1893 году Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк. К 1901 году в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов.

Архитектурный стиль: Органическая архитектура как раздел Функционализма .

Общий подход к проектированию: целостный (единый) подход к проекту на каждой стадии от создания художественного образа и концепции до проработки мельчайших деталей интерьера и мебели.

Философия в работе: дом должен дать человеку возможность жить и расти в " питательной среде" , будучи связанным физически и духовно с окружающей природой .

_______________________________________________________________________________


Луис Салливан был единственным архитектором, чье влияние Райт признал. В период работы в его фирме Райтом выполнены такие известные проекты как здание зрительного зала, склада Уокер, здания Шиллер, здания транспорта на выставке Колумбии 1893 г. в Чикаго, Фондовая биржа, Уэйнрайт Билдинг, а также гробницы Гетти и Райерсон на Грейсленд кладбище в Чикаго. Райт был в большей степени подвержен влияниюфилософии и способа мышления Салливана (" создание архитектурных форм должно быть естественным , интуитивным", " развиваться и выражать ту среду, из которой они расту т " ) , нежели особенностям его дизайна.

_______________________________________________________________________________

Дом и архитектурная студия Райта .

В 1889 году в возрасте 22 лет Райт женился на Кэтрин ли Тобин. Стремясь построить собственный дом для своей семьи, он заключил пятилетний контракт с Салливаном в обмен на необходимые деньги на строительство. Райт приобрести лесистой угловой участок в пригороде Чикаго в Оук-парк и построил свой первый дом, напоминающий резиденцию восточного побережья с отделанными гонтом выдающимися фронтонами. Дом отражает изобретательность Райта - его эксперименты с геометрическими формами и объемами студии и игротеки, которые он позже добавил к дому.






Дома прерий.

Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры », идеалом которой является целостность и единение с природой. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По мнению Райта, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.



Стиль "дома прерий" характеризуется обилием горизонтальных линий, преобладанием плоских крыш, широких выступающих карнизов и замысловатого орнамента. Горизонтальные детали построек напоминали пейзажи Великих равнин, чем и объяснялось образное название стиля . В то же время на стиль оказали влияние конструкции японских храмов.




С проектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби.

Д ом Роби (Frederick Robie House).



Идее распластанной, словно летящей, композиции подчинена форма всех элементов дома Роби: невысоких этажей, плоской платформы дома, широких навесов крыши. Дом оснащен новинками техники того времени: электрическим освещением, отопительной системой под полом, кондиционерами, а обработанные по новейшей технологии бетон и кирпич прекрасно сочетаются с полированным вручную деревом и цветными витражами.


Архитектура дома Роби.

● План.В доме Роби основные помещения не имеют дверей и свободно перетекают одно в другое, роль перегородок играют передвижные решетчатые экраны. Композиционное ядро плана – расположенные в центре камины и парадная лестница. Разнообразие пространственных эффектов в жилых зданиях стало главным вкладом Френка Ллойда Райта в развитии зодчества.


Как видно на этом оригинальном плане, планировка дома подчинена ритмическому шагу, из чего следует, что Райт уделял внимание соизмеримости частей своих строений .

● Затененное крыльцо. Крытое крыльцо, соединяя интерьер дома с внешней средой, расширяет жизненное пространство дома. Здание отгорожено от улицы кирпичной стенкой и поднято на платформу, что придает ему характер подчеркнуто частного жилища и обеспечивает комфорт его обитателей.

● Единое пространство. Помещение главного холла разделено одним лишь камином, а уединение обеспечивают экраны-перегородки. Стиль мебели и отделки, а также встроенные отопительные и осветительные приборы усиливают впечатление единого художественного замысла.


● Пояс окон. Райта вдохновляли достижения науки и техники. В доме Роби треугольный торец здания со сплошным поясом окон напоминает нос парохода – динамичного символа Промышленной революции.

● Дождевальная установка. В бетонные контейнеры для цветов вмонтирована дождевальная установка. Все дома Райта оборудованы последними достижениями современной техники.

● Парящий силуэт. Огромный навес над входом поддерживают стальные консольные балки. Навес придает дому выразительный силуэт, напоминающий старинные деревенские постройки.

● Римский кирпич. Изящная линия кладки из удлиненного («римского») кирпича выделена цементными швами. Строительный раствор вдавлен вглубь, и кирпичи создают тень, подчеркивающую горизонтальность полосы.


● Декор. Двери дома Роби затейливо украшены цветными витражами с изящными свинцовыми переплетами. Райт считал декоративные детали органичной частью архитектурного сооружения.

● Стеклянные двери. Большие стеклянные двери, размещенные между несущими крышу кирпичными пилонами, соединяют внутренне пространство холла с открытой террасой.


● Камины. Центральную часть в композиции дома занимает каминная башня.

● Спальни. Изолированные спальные комнаты расположены под пологой крышей. Верхний этаж представляет собой резкий контраст с незамкнутым открытым пространством нижнего.

● Главный холл. Главный холл приподнят над землей. Террасные стены разной высоты ограждают холл от внешнего мира и одновременно связывают помещение с улицей.

● Каменные вазы. Плоские каменные вазы на углах кирпичной стенки отмечают границы дома. Они усиливают горизонтальный строй здания и выделяют крайние оси его композиции...

Читать продолжение - часть 2

_______________________________________________________________________________

Источники:

● Анисимова И.И. Уникальные дома (от Райта до Гери): Учеб. пособие по спец. «Архитектура». - М.: Архитектура-С, 2009. - 160с., ил.

Просмотров