Современные проблемы науки и образования. Образная специфика литературы как формы общественного сознания и познания действительности (проф

Выходные данные сборника:

К ПРОБЛЕМЕ «ТИПОЛОГИИ» И «ТИПИЗАЦИИ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Булычева Вера Павловна

преподаватель кафедры английского языка для экономических специальностей Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Для лингвистики проблема типологии не является новой. Термин «типология » рассматривался еще в работах античных риторов, а перечень трудов, посвященных изучению типологии , насчитывает сотни наименований. Как и некоторые другие основополагающие понятия, термин типология широк и многопланов, в рамках разных наук понимается по-разному, что делает крайне сложной задачу его определения. Например, в философии типология (от греч. - отпечаток, форма, образец и - слово, учение) - это «метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа» , в Большом Энциклопедическом словаре - это «научный метод, основа которого - расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов .

Лишь только в Большом Энциклопедическом словаре мы находим сведения о лингвистической типологии – это «сравнительное изучение структурных и функциональных свойств языков независимо от характера генетических отношений между ними»

Возможно, именно из-за сложности самого понятия термин «типология» отсутствует в ряде специализированных терминологических словарей. Поэтому считаем, что термин «типология» является прежде всего общенаучным термином, а не литературоведческим.

Гораздо чаще в литературоведении мы встречаем термин «типизация», хотя в терминологических словарях по филологии этот термин также отсутствует. Типизация - это «разработка типовых конструкций или технологических процессов на основе общих для ряда изделий (процессов) технических характеристик. Один из методов стандартизации» .

Образы-персонажи, как и все другие виды образности, являются как бы сгустком того, что писатель видит вокруг себя. Такое сгущение существенных явлений в образе есть типизация, а образ-персонаж, отражающий ведущие черты эпохи, группы, социального слоя и тому подобное принято называть литературным типом.

Различают литературные типы трёх видов: эпохальные, социальные, общечеловеческие .

Эпохальные типы сгущают в себе свойства людей определённого исторического отрезка времени. Не случайно бытует выражение «дети своего времени». Так, литература XIX века подробно разработала и показала тип лишнего человека, который проявился в таких разных образах: Онегин, Печорин, Обломов - все они принадлежат к разным поколениям людей, но объединяет их в общий тип недовольство собой и жизнью, невозможность реализоваться, найти применение своим способностям, но проявляется это каждый раз в соответствии с требованиями времени и индивидуальностью: Онегин скучает, Печорин гоняется за жизнью, Обломов лежит на диване. Эпохальные типы ярче всего выражают временные признаки в людях.

Социальные типы концентрируют в себе черты и качества людей определенных общественных групп. Именно по этим показателям мы можем определить, в какой среде возник данный тип. Так, Гоголь в «Мёртвых душах» очень убедительно показал тип помещиков. Каждый из них, по замыслу автора, характеризуется неповторимой укрупнённой чертой характера: Манилов - мечтатель, Коробочка - дубиноголовая, Ноздре - исторический человек, Собакевич - кулак, Плюшкин - прореха на человечестве. В совокупности все эти качества воссоздают общий тип помещика.

Социальные типы позволяют воссоздать яркие типичные свойства людей определенной общественной группы, подчеркивая самые закономерные её качества, показатели, по которым мы можем судить о состоянии общества, его иерархической структуре и делать соответствующие выводы об отношениях между общественными группами того или иного периода.

Общечеловеческие типы концентрируют в себе свойства людей всех времен и народов. Данный тип является синтетическим, поскольку он проявляет себя и в эпохальном и в социальном типах. Это понятие многомерное, независимое от временных или общественных связей и отношений. Такие качества как, например, любовь и ненависть, щедрость и жадность, характеризуют людей с момента их осознания себя до наших времен, то есть эти категории постоянные, но наполняющиеся в процессе исторического развития своеобразным содержанием. Более точно эти общечеловеческие категории проявляются каждый раз индивидуально, так, Пушкин в Скупом рыцаре, Гоголь в Плюшкине, Мольер в Тартюфе изобразили тип скупого человека, но у каждого писателя он нашёл своё воплощение.

Создавая типические характеры, писатель каждый раз производит свой суд над изображаемым. Его приговор может звучать в различных формах, например, в форме сатиры - прямой насмешки, которую мы слышим уже в названии сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»; иронии - скрытой насмешки, когда прямое содержание высказывания противоречит его внутреннему смыслу, например, в басне Крылова «Лиса и осёл» лиса говорит: «Отколе умная бредешь ты голова». Приговор писателя может выражаться и в форме патетики, то есть восторженного изображения положительных явлений, например, начало поэмы Маяковского «Хорошо»:

Я земной шар

Чуть не весь обошел!

И жизнь хороша!

Характер авторской оценки зависит от мировоззрения художника и в некоторых случаях может быть ошибочным, что приводит к ошибкам в типизации, в результате появляются нетипичные характеры. Их основные причины: неглубокое понимание писателем проблемы и кризис мировоззрения, например, в 20-е годы ХХ века многие писатели изображали участие детей, подростков в грозных событиях гражданской войны в героико-приключенческом, романтическом плане, и у читателей создавалось впечатление о войне как цепи подвигов, красивых поступков, побед. Например, в «Красных дьяволятах» Петра Бляхина подростки совершают поступки, которые нетипичны для их возраста и жизненного опыта, то есть характеры писателем созданы, но типическими они не являются. Немаловажным фактором появления таких характеров является кризис мировоззрения. Иногда писателю не хватает художественного мастерства, обычно это происходит с молодыми, начинающими писателями, первые произведения которых остаются в разряде ученических, например, А.П. Гайдар написал первую повесть «Дни поражений и побед», на которую получил серьёзные замечания редактора: расплывчатость, неубедительность образов. Она так и не была напечатана, а следующая повесть принесла автору известность.

Бывает, что автором не найдена полноценная художественная форма для выражения своих жизненных впечатлений и наблюдений, например, А.И. Куприн задумывал написать большой роман о жизни военных, для чего собрал большой автобиографический материал, но при работе над ним почувствовал, что тонет в этом объёме и его замысел не реализуется в задуманной форме романа. Куприн обратился к Горькому, который посоветовал ему повесть. Нужная форма была найдена и появился «Поединок».

Порой писатель просто недостаточно работал над совершенствованием создаваемого образа.

Во всех этих случаях образ вмещает в себя или значительно меньше, или совсем не то, что хотел сказать автор. Из сказанного вытекает, что образ с типом находятся в следующем соотношении: тип - всегда образ, но образ - не всегда тип.

Работая над образом, стремясь воплотить в нем существенные закономерности времени, общества и всех людей, писатель типизирует в нем самые разнообразные явления:

· массовые. Факт широкого распространения того или иного явления свидетельствует о его типичности для определенной группы людей или общества в целом, поэтому литературные типы чаще всего создаются писателем при помощи обобщения массового, например, тип маленького человека в литературе XIX века;

· типизироваться могут и редкие единичные явления. Всякое новое явление в момент зарождения бывает немногочисленным, но если в нем содержится перспектива дальнейшего распространения, то такое явление типично, и, рисуя его, писатель прогнозирует общественное развитие, например, горьковские песни о соколе и о буревестнике были написаны до 1905 года, но они стали символами приближающихся событий, которые в скором времени приобрели широкий размах;

· типичный характер художник может изобразить даже, обобщая в нем исключительные черты, например, А. Толстой в образе Петра первого в одноименном романе воссоздал типичные свойства государя и человека, несмотря на то, что личность Петра I - явление исключительное в истории. В воссоздании этого образа Толстой следует пушкинской традиции, согласно которой Петр наделялся лучшими качествами своего народа. Исключительным в нем являются не качества, а их глубина и собранность в одном человеке, что и делает его исключением из правил. Итак, типизация исключительного - это сгущение в одном образе большого количества положительных и отрицательных качеств, что выделяет его из всех. Этими качествами, как правило, обладают видные исторические деятели, гениальные люди в разных областях науки и искусства, политические преступники;

· типизируются в образе и явления отрицательного порядка, благодаря чему человек осваивает понятие негативного. Примерами могут служить различные отрицательные поступки детей в стихотворении Маяковского «Что такое хорошо…»;

· типизация положительного имеет место, когда идёт прямое осуществление идеала и создаются идеальные характеры.

Итак, типизация является законом искусства, а литературный тип - та конечная цель, к которой стремится каждый художник. Не случайно литературный тип называют высшей формой образа.

При работе над текстом, создавая свои художественные картины, писатели берут материал из жизни, но обрабатывают его по-разному. В соответствии с этим в науке о литературе различают два пути создания литературного типа.

1. Собирательный, когда писатель, наблюдая разные характеры людей и подмечая их общие черты, отражает их в образе (Дон Кихот, Печорин, Шерлок Холмс).

2. Прототип. Способ типизации, при котором писатель берет за основу действительно существующего или существовавшего человека, в котором свойства и качества, присущие определённой группе людей, проявились особенно ярко, и на его основе создает свой образ. Таким способом изображены Николенька Иртемьев, А. Пешков, Алексей Мересьев. Используя непосредственный материал для создания образа, художник не просто его копирует, а также, как и в первом случае, подвергает обработке, то есть отбрасывает несущественное и подчеркивает наиболее характерное или важное. Если в случае собирательного образа путь от общего к конкретному, то в случае прототипа – от конкретного к общему.

Разница в этих двух способах в том, что во втором случае художник меньше выдумывает, но творческая обработка жизненного материала и здесь происходит большая, поэтому образ всегда богаче прототипа, то есть писатель сгущает сырой жизненный материал и приносит в образ свою оценку.

Наряду со способами типизации для создания образа художники используют приёмы типизации или средства создания образа. Основных приемов 12 .

Безусловно, этим количеством не исчерпывается всё богатство и разнообразие поэтики художественного текста. Остановимся на характеристике основных средств:

1. портретная характеристика - прием типизации, при котором описывается внешность человека, например, «Богат, хорош собою Ленский»;

2. предметно-бытовая характеристика - прием типизации, заключающийся в изображении той обстановки, которой окружил себя человек, например, кабинет Онегина;

3. биография - прием типизации, в котором раскрывается история жизни человека, её отдельные этапы. Как правило, биография вводится писателями с целью показать, как именно сформировался данный человеческий тип, например, биография Чичикова в первом томе «Мертвых душ» помещена в конце, а именно из неё читатель делает вывод, как сформировался на Руси тип предпринимателя;

4. манеры и привычки - прием типизации, с помощью которого раскрываются стереотипные формы поведения человека, которые сформировались на основе общих правил (манеры) и неповторимых особенностей личности (привычка), например Гоголь в «Мертвых душах» подчеркивает стремление губернских дам походить на женщин светской Москвы и Санкт-Петербурга: «Не скажет какая-нибудь дама, что этот стакан или эта тарелка воняет, а говорили «плохо себя ведет». Пример привычки мы можем привести, вспомнив любимое занятие Манилова курить трубку и пепел складывать на подоконник;

5. поведение - прием типизации, через который художник показывает поступки, действия человека.

Отрядом книг уставив полку,

Читал-читал - и всё без толку;

6. изображение душевных переживаний - прием типизации, посредством которого писатель показывает, что в разные моменты думает и чувствует человек: «О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад»;

7. отношение к природе - прием типизации, с помощью которого дается прямая оценка человеком того или иного природного явления, например:

Я не люблю весны,

Весной я болен;

8. мировоззрение - прием типизации, с помощью которого раскрывается система взглядов человека на природу, общество и самого себя, например, представители различных убеждений - нигилист Базаров и либерал Кирсанов;

Простите мне, я так люблю

Татьяну милую мою;

10.характеризующая фамилия - прием типизации, когда человек наделен такой фамилией, которая указывает на важнейшую, доминирующую особенность личности, говорит сама за себя, например, Простакова, Скотинин;

11.речевая характеристика - прием типизации, заключающий в себе совокупность лексико-фразеологических, образных, интонационных свойств человека, например, в басне Крылова мартышка говорит медведю: «Смотри-ка, кум милый мой, что это там за рожа», - данная речевая характеристика - явное свидетельство невежества мартышки;

12.взаимохарактеристика - прием типизации, при котором участники действия дают оценку друг другу, например, Фамусов говорит о Лизе: «Ой зелье баловница», а Лиза о Фамусове: «Как все московские, Ваш батюшка таков: желал бы зятя с звездами да с чином».

Способы и приемы типизации составляют форму или композицию образа. Для того, чтобы проанализировать содержание образа, писатель вкладывает его в определенную форму, то есть выстраивает образ с помощью способов и приемов его характеристики. Поскольку содержание и форму невозможно отделить друг от друга, а образ является основной значимой категорией художественного текста, то закон единства содержания и формы распространяется на все произведение.

Список литературы:

  1. БЭС. 2000. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/293094 , http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/293062
  2. Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://razumru.ru/humanism/journal/49/yef_tal.htm (дата обращения 30.04.2013 г.).
  3. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В.С. Стёпина. 2001 [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4882 (дата обращения 30.04.2013 г.).
  4. Черная Н.И. Реалистическая условность в современной советской прозе. Киев: Наук думка, 1979. - 192 с.

Образная специфика литературы как формы общественного сознания и познания действительности (проф. Гуляев Н.А.)

Как уже отмечалось, художник непосредственно включен в процесс познавательной деятельности. Он не может изучать и изображать действительность, отвлекаясь от человеческих симпатий и антипатий. Отсюда, как следствие, вытекает пристрастность художественного познания. Художник подходит к изучению своего предмета не как созерцатель, а как активный борец за свои идеалы.

Если у писателя нет идеала, то он из властелина действительности превращается в ее раба, утрачивает ориентировку в сложном лабиринте фактов. А. Н. Толстой писал: "Я не могу открыть глаза на мир прежде, чем все мое сознание не будет охвачено идеей мира, - тогда мкр предстает передо мной осмысленным и целеустремленным. Я, советский писатель, я охвачен идеей переустройства и строительства нового мира. Вот с чем я открываю глаза. Я вижу образы мира, понимаю их значение, их взаимную связь, их отношение ко мне и мое отношение к ним" * .

* (Алексей Толстой. Собр. соч. В 10-ти т. Т. 10. М., 1961, стр. 257. )

Художественный образ, его связь с человеческим

Художественно познать природу и общество -это значит показать их положительную или отрицательную роль в жизни человека, вызвав тем самым стремление к их утверждению или отрицанию. Результат познания, свои мысли и чувства, возникшие в процессе творческой деятельности, писатель выражает в специфической форме - в художественных образах, которые заключают в себе и объективное и субъективное начала.

Художественный образ не фотографический снимок с действительности, а творческое ее воспроизведение, он обязательно содержит в себе субъективный момент - отношение автора к изображаемому. Писатель-гуманист своим творчеством утверждает прогрессивные идеи, служит добру и справедливости. Без устремленности к прекрасному искусство теряет свою одухотворенность, превращается в кладбище слов, красок или звуков. В. Г. Белинский писал: "...Мертво художественное произведение, если оно изображает жизнь для того только, чтоб изображать жизнь, без всякого могучего субъективного побуждения, имеющего свое начало в преобладающей думе эпохи, если оно не есть вопль страдания или дифирамб восторга, если оно не есть вопрос или ответ на вопрос" * .

* (В.Г. Белинский. Поли. собр. соч., т. 6, стр. 271. )

Искусство не механическое подражание природе. Подражатель в лучшем случае лишь удваивает предмет изображения, но не создает новых эстетических ценностей. В его произведении нет соотнесения изображаемого с человеческой жизнью, нет никакого человеческого смысла.

Художественный образ становится эстетически значимым тогда, когда в нем заключено человеческое содержание, когда он просветлен мыслью, раскрывает действительность в ее отношении к человеку. Конечно, вопрос этот не следует понимать упрощенно. Не в каждом образе, взятом изолированно, видна его гуманистическая функция. Но если его рассматривать как часть образной системы произведения, то его гуманистическая направленность вырисовывается со всей отчетливостью.

Непосредственное знакомство с Плюшкиным Н. В. Гоголь подготавливает подробным описанием крепостной деревни и господского сада. Чичиков въезжает во владения Плюшкина по мостовой, где "бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз", он видит дырявые, как решето, крыши, избенки с окнами, заткнутыми тряпками, одонья хлеба, на верхушках которых "росла всякая дрянь". Чичиков проезжает мимо господского сада, поражавшего воображение своей запущенностью: заросшие дорожки, пошатнувшиеся беседки, тут и хмель, "глушивший внизу кусты бузины", и береза с отломленной вершиной, и осина с иссохшими листьями, и многое другое.

Конечно, в этих образах, рассматриваемых отдельно, еще не обнаруживается гуманистическое содержание, но в общем идейном замысле каждый из них несет определенную нагрузку. Гоголь с великолепным мастерством создает картину запустения, в котором повинен Плюшкин. И это разоблачает Плюшкина как мертвую душу, несущую смерть и в природу, и в общество.

Изобразить то или иное явление правдиво, значит дать его в сопоставлении с идеалом. Художественная правда не может быть нейтральной, она всегда заключает в себе большое гуманистическое содержание, настраивает мысли и чувства человека на определенную эстетическую "волну". Н. В. Гоголь и другие классики XIX в. достигли огромной художественной силы благодаря тому, что они не были объективистски-бесстрастными. В своих произведениях они, раскрывая жизненную правду, показали отклонение современного им общества от "человеческой нормы".

Искусство как явление эстетическое начинается там, где изобразительность не превращается в самоцель, а становится средством выражения гуманистических идей. Художественный образ- специфическая форма познания действительности. Его специфичность состоит в том, что он помимо своей жизненной конкретности органично включает в себя эстетическую оценку жизни, отражая каждое явление в его отношении к человеку. Художественный образ - оружие писателя в борьбе за идеал. С его помощью он защищает прекрасное и развенчивает безобразное, эмоционально воздействует на читателя, воспитывает его эстетически, возбуждая в нем чувство гнева против всего того, что мешает утверждению красоты на земле.

Эстетическая идея, ее своеобразие и связь с образом

Художественный образ лишился бы всех своих основных качеств, если бы не был носителем эстетической идеи, которая дает ему жизнь. Причем каждый образ произведения выражает что-то свое, индивидуальное и в то же время подчинен единому идейному замыслу. Истинное художественное произведение напоминает совершенный организм, в котором каждый орган своеобразен и необходимо участвует в жизнедеятельности целого.

Единый образ крепостной деревни Плюшкина, как мы видели, складывается из множестра отдельных микрообразов, которые, в свою очередь, служат необходимыми звеньями в создании образа Плюшкина. Но сам Плюшкин, наряду с Маниловым, Собакевичем, Ноздревым и другими героями поэмы, также лишь звено в грандиозном образе крепостной России, в которой правят "мертвые души".

Художественное произведение часто представляет собой сложнейшее переплетение эстетических идей. Но в этом многообразии властвуют строжайшие законы взаимодействия. Каждый образ, оставаясь самим собой, находится в добровольном согласии со смежными образами и с произведением в целом. Общая идейная концепция автора выполняет организаторские функции. Без ее организующего начала отдельные образы превратились бы в не зависимые друг от друга звенья и утратили бы свое эстетическое значение.

Образ есть реальная плоть эстетической идеи. Всякое насильственное их разъединение ведет к утрате художественности. Художнику свойственно мышление образами. Но это совсем не значит, что он без всякого труда, лишь по внезапному озарению создает свои произведения. Образ не возникает мгновенно, он проясняется всеми своими гранями в ходе творческой деятельности, когда автору удается отразить не только объективное содержание жизни, но и выразить свои чувства и мысли о ней.

Эстетическая идея является плодом не только разума, но и чувства художника. Зародившись, она овладевает всем его существом, становясь поэтической страстью, пафосом, без чего Белинский не мыслил себе художественного творчества. "Идея, вычитанная или услышанная и, пожалуй, понятая, как должно, но не проведенная через собственную натуру, не получившая отпечатка вашей личности, - писал критик, - есть мертвый капитал не только для поэтической, но и всякой литературной деятельности" * .

* (В.Г. Белинский. Поли. собр. соч., т. 10, стр. 312. )

Писатель только тогда может "заразить" читателя своим волнением, когда сам глубоко испытывает его. А без эстетического воздействия искусство мертво. Все свое духовное богатство оно передает людям преимущественно через переживание. Это тот канал, по которому эстетические идеи проникают в сознание человека, духовно воспитывают его.

Будучи по своей природе эстетической реальностью, т. е. отражением действительности в свете идеала, образ приводит в движение самые глубокие чувства и мысли. Он понятен всем, но у одних он вызывает положительную эмоциональную реакцию, у других - отрицательную. И это естественно, поскольку в образной системе произведения выражаются классовые, партийные позиции писателя, его отношение к коренным вопросам жизни.

Ожесточенные формы, например, принимала литературная борьба вокруг "Мертвых душ" Гоголя, "Героя нашего времени" Лермонтова, романов Тургенева. Критики консервативных и прогрессивных направлений давали им взаимоисключающие оценки. Такую же разноголосую реакцию вызывали произведения Чернышевского, Некрасова, Горького и других писателей-классиков.

Сила воздействия искусства во многом зависит от его конкретности. Однако было бы неверно думать, что конкретной определенностью, пластической выразительностью обладают только образы, отражающие материальные явления действительности (природу, вещи, внешний облик человека и т. д.). Выдающиеся поэты достигают пластичности также в передаче человеческих переживаний. Например, в лирических произведениях А. С. Пушкина Белинский находил "пластическую рельефность выражения" * , органическое совмещение "изящно-гуманного чувства с пластически изящною формою" ** . А. В. Луначарский, подчеркивая эмоциональную и интеллектуальную насыщенность поэзии Пушкина, заметил, что в ней "эмоции и мысли почти всегда заключены в пленяющий своей конкретностью и пластичностью образ" *** .

* (В.Г. Белинский. Поли, собр. соч., т. 7, стр. 323. )

** (В.Г. Белинский. Поли, собр. соч., т. 7, стр. 340. )

*** (А.В. Луначарский. Классики русской литературы. М., 1937, стр. 155. )

Вместе с тем одна наглядность еще не обеспечивает художественности. Многие произведения, особенно натуралистического плана, весьма наглядны, жизненно конкретны, но они не способны доставить большую радость. Достоверность в передаче внешних и внутренних форм жизни еще не составляет всего искусства. Художественная правда невозможна без эстетических идей.

Подлинный художник всегда утверждает прекрасное, всегда стоит на страже человеческих интересов. Только в зависимости от исторических и иных обстоятельств он решает свою задачу по-разному: или путем отрицания безобразного, или путем раскрытия прекрасных сторон действительности.

Когда нет борьбы за прекрасное, начинается разложение художественного творчества, его декадентское вырождение. Искусство в силу своего гуманистического характера является одним из средств духовного общения между людьми. Чем значительнее эстетическая мысль, мастерство ее воплощения, тем выше чувство, ею пробуждаемое, и тем выше общественная роль писательского труда.

Если идея, воплощаемая писателем, неэстетична по своей сущности, то она оказывается ложной. Ее ложность сказывается в том, что она вступает в противоречие и с объективным содержанием жизни и со здоровым эстетическим чувством. Полное художественное банкротство, например, терпят защитники капитализма, стремящиеся в своих писаниях превратить колонизаторов и предпринимателей в друзей народа. Не может быть эстетически прекрасным то, что бесчеловечно по своей природе.

Образ как особая форма обобщения

Художественный образ по своей природе несет в себе обобщение. Писатель всегда так или иначе опирается на действительность, но он не должен становиться рабом фактов. Художественное творчество немыслимо без отбора материала, его переработки в соответствии с той идеей, которая развивается в произведении.

Когда то или иное явление жизни производит на художника определенное впечатление, он присматривается к нему, выделяет наиболее существенные, поразившие его воображение черты, отбрасывает все случайное, мешающее ярко выразить сущность открывшейся ему действительности и раскрыть свой авторский замысел. С помощью собственной фантазии он как бы дополняет бросившиеся ему в глаза особенности. Таков, в общих чертах, наиболее характерный путь создания художественного образа.

И. С. Тургенев говорил: "Я встречаю, например, в жизни какую-нибудь Феклу Андреевну, какого-нибудь Петра, какого-нибудь Ивана, и представьте, что вдруг в этой Фекле Андреевне, в этом Петре, в этом Иване поражает меня нечто особенное, то, чего я не видел и не слышал от других. Я в него вглядываюсь, на меня он или она производит особенное впечатление; вдумываюсь, затем эта Фекла, этот Петр, этот Иван удаляются, пропадают неизвестно куда, но впечатление, ими произведенное, остается, зреет. Я сопоставляю эти лица с другими лицами, ввожу их в сферу различных действий, и вот создается у меня целый особый мирок..." * .

* (Русские писатели о литературном труде. Т. 2, стр. 755. )

Художественный образ - в конечном счете, явление жизни, но переплавленное в горниле творческого сознания писателя, вновь созданное в соответствии с его эстетическим идеалом, освобожденное от несущественных наслоений. Поэтому произведение искусства часто действует на человека сильнее, чем та действительность, которая стала предметом художественного изображения. В нем заключено только необходимое, служащее высоким эстетическим целям.

Художник в процессе творческой работы совершает своеобразное открытие мира. Благодаря своей наблюдательности, эстетической чуткости он открывает и обобщает в образах такие стороны жизни, которые часто ускользают от взгляда неискушенного наблюдателя. Так, в образах Онегина, Обломова, Клима Самгина и Семена Давыдова в неповторимо-чувственном виде выражена сущность и общественное значение определенного типа людей, существовавших в обществе.

Искусство, концентрированно изображая прекрасное или безобразное, делает людей более восприимчивыми к красоте.

М. Горький однажды заметил: "...Джон Рескин возвестил глубокую истину, сказав, что закаты в Англии стали прекраснее после картин Тернера". Великий писатель в данном случае подчеркнул способность художественного творчества развивать эстетические вкусы человека, облегчать ему доступ к эстетическим богатствам природы.

Художник-реалист обладает даром схватывать существенное во множестве однородных фактов. Возможность такого обобщения ему подсказывается самой действительностью. Явления природы и общества при всех своих индивидуальных особенностях имеют сходные, родственные признаки. Нетрудно, например, обнаружить общее (для определенной географической зоны) в наступлении весны, осени, зимы, лета, восхода и заката солнца и т. д., хотя каждый год и вносит в эти закономерности свои поправки. Люди также при всем их своеобразии носят отпечаток профессии, национальности, своего социального положения. Поэтому писатель, как правило, изображая индивидуальное, может корректировать сбои наблюдения самой жизнью: отсечь от изображаемого все несущественное, усилить его характерными подробностями, позаимствованными у явлений одного с ним круга, и создать конкретную картину, наполненную обобщающим смыслом. Обобщение через единичное, получающее свою жизнь в индивидуальном художественном образе, называется типизацией.

Типизация и ее формы

Нахождение общего в единичном наиболее характерно для реалистического искусства. Далеко не все писатели идут таким путем. Классицисты, например, обычно шли от общего, используя единичное только в качестве иллюстрации к определенному морально-политическому тезису, развиваемому в произведении. Такой прием нередко вел к схематизации характеров, к утрате ими индивидуальных особенностей.

Реалистические принципы обобщения восторжествовали тогда, когда искусство было осознано как отражение действительности, а художественный образ - как воплощение в индивидуальном типических черт самой жизни.

Обобщая достижения писателей-реалистов, Белинский писал: "Теперь под "идеалом" * разумеют не преувеличение, не ложь, не ребяческую фантазию, а факт действительности, такой, как она есть, но факт не списанный с действительности, а проведенный через фантазию поэта, озаренный светом общего (а не исключительного, частного и случайного) значения, возведенный в перл создания, и потому более похожий на себя, ...нежели самая рабская копия с действительности верна своему оригиналу" ** .

* (Слово "идеал" в данном случае имеет то же значение, что и "тип". )

** (В.Г. Белинский. Поли. собр. соч., т. 6, стр. 526. )

Типизация, как правило, сопровождается сгущением воспроизводимых явлений, усилением их характерных черт, что придает им большую эмоциональную выразительность. Подобный способ вытекает из самой природы художественного творчества, которое представляет собой борьбу за утверждение прекрасного или отрицание безобразного.

"Искусство ставит своей целью, - писал М. Горький, - преувеличивать хорошее, чтобы оно стало еще лучше, преувеличивать плохое - враждебное человеку, уродующее его, - чтоб оно возбуждало отвращение, зажигало волю уничтожить постыдные мерзости жизни, созданные пошлым, жадным мещанством. В основе своей искусство есть борьба за или против, равнодушного искусства - нет и не может быть, ибо человек не фотографический аппарат, он не "фиксирует" действительность, а или утверждает, или изменяет ее, разрушает" * .

* (М. Горький. Собр. соч., т. 27, стр. 444-445. )

Следовательно, типизация невозможна без вымысла. Поэтическое сгущение имеет место даже там, где герои внешне ничем не выделяются из окружающей их среды. В них обычно сгущены в сравнении с их жизненными прототипами ведущие черты характера. И Обломов, и Базаров, и Павел Власов, и Левинсон, и Григорий Мелехов для своего времени "знакомые незнакомцы". Они выдвинуты жизнью, но в них, как в фокусе, преломились свойства множества людей их социального круга.

Как известно, встречаются и иные способы создания типического образа. Иногда в самом обществе обнаруживаются такие индивидуальности, которые как бы сконцентрировали в себе наиболее характерные особенности людей определенного социального слоя в определенную историческую эпоху (Чапаев, Н. Островский, Мересьев и т. д.).

Отражение в образной форме единичного приводит к созданию нетипического образа. Лефорт в романе А. Толстого "Петр Первый" нетипичен для обитателей Немецкой слободы, которые не были бескорыстными помощниками молодому царю в его реформах. В пьесе А. Володина "Назначение" изображен необычайно добрый начальник Лямин. Пользуясь слабостью его характера, подчиненные вначале совсем прекратили работу, а затем, устыдившись, рьяно взялись за дело. Возможно в жизни и имел место такой случай, однако Володин пытается это единичное представить как типическое, что встретило возражение критики.

Бывает, что писатель, заостряя образ, идет на нарушение внешнего правдоподобия. Стремясь наиболее выразительно показать сущность изображаемого явления, он нередко прибегает к гиперболе, к гротеску. Так возникает в "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина образ градоначальника Брудастого с органчиком в голове. Конечно, это неправдоподобно, но художественно вполне оправдано. Сатирик хотел подчеркнуть одеревенелость, автоматизм действий реакционера-бюрократа, который, утратив все человеческое, приобрел сходство с заводной куклой, с автоматом, умеющим произносить лишь два слова.

Отвечая критикам, отмечавшим неправдоподобность образа Брудастого, М. Е. Салтыков-Щедрин писал: "Но зачем же понимать так буквально? Ведь не в том дело, что у Брудастого в голове оказался органчик, наигрывающий романсы: "не потерплю!" и "запорю!", а в том, что есть люди, которых все существование исчерпывается этими двумя словами" * . В условиях самодержавной России, по мысли сатирика, были типичны ретивые администраторы вроде Брудастого, и тем самым оправдывалось их появление в литературе.

* (М.Е. Салтыков-Щедрин о литературе и искусстве. М., 1953, стр. 405. )

Рассматривая творчество Гоголя, Белинский отмечал, что автор "Ревизора" и "Мертвых душ" не списывал своих героев с натуры: не так-то легко было найти в жизни совершенно "готового" Хлестакова или Плюшкина. Но зато Гоголь, по словам критика, встречал не мало чиновников и помещиков "с возможностью сделаться ими" * . Гоголь в процессе творческой работы заострил характерные и возможные черты, свойственные реально-историческим Хлестаковым и Плюшкиным, и создал художественные типы большой обобщающей силы.

* (См.: В. Г. Белинский. Поли. собр. соч., т. 2, стр. 245. )

Существует мнение, что типизация присуща только реалистическому искусству. Это неверно. Типические образы создают также писатели романтического типа мышления. Однако типичность устанавливается в романтизме иначе, чем в реализме. Положительный герой здесь соотносится не со средой, его породившей, а с духовным миром самого автора и тех социальных сил, которые он представляет. Конечно, Мпыри нетипичен как монастырский послушник, но он как бы концентрирует в себе вольнолюбивые мечты Лермонтова и его современников, близких поэту по строю мыслей и чувств. Положительные герои в утопических романах Ж. Санд, разумеется, абсолютно нетипичны как дворяне, но их настроения характерны как для самой писательницы, так и для всех сторонников французского утопического социализма.

Характер и обстоятельства

Типическое в литературе нельзя сводить к выражению сущности одних общественных признаков человека. Художественный образ - персонаж - не только олицетворение определен ной социальной силы, но и вполне конкретная, "живая" человеческая личность. Совокупность основных черт, определяющих индивидуальные особенности героя, принято называть характером. Например, Обломов Гончарова не просто воплощение барства. Он барин с индивидуальным человеческим обликом, со своими привычками, склонностями и т. д. Общее и индивидуальное находятся в нем в органическом синтезе, что позволяет говорить об Обломове как о мастерски очерченном художественном типе. Выделение в персонажах одних социальных качеств ведет к схематизму, подрывает основу специфики искусства.

Октябрьская революция и гражданская война в России отражены А. Толстым в эпопее "Хождение по мукам" через сложное переплетение судеб многих героев, каждый из которых - представитель определенной социальной группы и в то же время неповторимая человеческая индивидуальность. Тут и Катя и Даша Булавины, и инженер Телегин, и дворянин Рощин, и адвокат Смоковников и многие другие. Все эти вымышленные лица втянуты в водоворот реальных исторических событий. А. Толстой создает впечатляющую картину как бы живой истерии.

Одна и та же социальная сущность может сочетаться с разными характерами. В "Молодой гвардии" Фадеева все молодогвардейцы сходны по своим идейным убеждениям. Они воспитаны Коммунистической партией и комсомолом, безгранично преданы социалистической Родине. Но это общее выступает у них в индивидуальном преломлении. Каждый из них обладает своим неповторимым обликом, представляет собой конкретную человеческую личность, по-разному проявляет себя в борьбе с врагом. Поэтому Олег Кошевой, Ульяна Громова, Иван Земнухов, Сергей Тюленин - типические художественные образы.

Характер наиболее полно раскрывает свое содержание, когда он поставлен в соответствующие ему обстоятельства. Талантливый писатель обычно подвергает своих героев различным испытаниям, которые дают возможность выявить их социальную сущность, их индивидуальные особенности.

Обстоятельства - это среда, социальные условия, конкретные жизненные отношения, в которых приходится действовать человеку. При их изображении искусство также очень часто прибегает к заострению. Оно отбрасывает все несущественное, выделяет наиболее характерное. Писатель выбирает из массы событий такую ситуацию, которая позволяет с наибольшей наглядностью показать все затаенные мысли и чувства героев.

Однако обстоятельства не могут конструироваться произвольно, т. е. искусственно подгоняться под "рост" задуманных персонажей. Их выбор художественно оправдывает себя тогда, когда соответствует не только замыслу автора, но и объективным закономерностям реальной жизни.

Следовательно, литература - отражение действительности в художественных образах. Образность составляет существо ее специфики. Причем специфичность ее формы определяется особенностями ее предмета. Писатель познает природу и общество в отношении к человеку. Он сам непосредственно включается в процесс познания и раскрывает не естественную, а эстетическую, человеческую сущность вещей и явлений, дает им свою оценку. Поэтому художественное творчество всегда субъектино окрашено, просветлено эстетическим идеалом, представляет собой борьбу за утверждение прекрасного на земле.

ТИПИЗАЦИЯ в искусстве - способ раскрытия в художественных образах общего, закономерного в человеческой жизни и жизни общества, в психологических переживаниях людей и их отношениях через изображение неповторимого и индивидуального; совокупность обобщения художественного и индивидуализации.
В процессе типизации художник выделяет и отбирает наиболее характерные классовые черты, действия и поступки, психологические особенности, привычки, вкусы, жесты, внешние признаки, особенности речи. В основе этого целенаправленного процесса выявления и обобщения одних качеств и отбрасывания, отвода на второй план других лежит мировоззрение художника, его эстетическое отношение к действительности. В то же время художник при помощи типического воображения и фантазии, используя изобразительно-выразительные возможности и специфические материальные средства того или иного вида искусства, воплощает достигнутые обобщения в формы индивидуализированных, ярких и самобытных характеров, сталкивающихся и действующих в конкретных, своеобразных обстоятельствах.
Только в результате успешной реализации этой двуединой сущности типизации можно создать правдивые, высоко- идейные по содержанию и совершенные по художественной форме произведения искусства. Игнорирование любой из этих составных частей типизации неминуемо приводит к искажению содержания произведения, к ослаблению и даже разрушению его художественной формы, к снижению уровня художественного мастерства.
Соотношение обобщения и индивидуализации зависит в конечном счете от метода художественного. В реалистическом искусстве, где сущность изображаемых явлений раскрывается через показ конкретного, индивидуального облика носителей этих явлений, обе стороны типизации взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. На этой основе созданные классические образы - типы мирового реалистического искусства - Гамлет и Дон-Кихот, Чацкий и Обломов, герои полотен Рембрандта и В. И. Сурикова, фильмов Ч. Чаплина и С. М. Эйзенштейна. В различных направлениях современного модернистского искусства буржуазии (абстракционизме, кубизме, экспрессионизме, сюрреализме, ташизме, натурализме и т. п.) обобщение и индивидуализция, наоборот, превращаются в антагонистические противоположности, что приводит к нарушению типичности, а значит, и художественности.

ТИП ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (от греч. typos - отпечаток, образец) - художественный образ, в индивидуальном своеобразии которого воплощены черты, характерные для представителей той или иной общественной группы, класса, нации, черты, типичные для многих людей определенной исторической эпохи или даже ряда эпох. Так, например, в портрете папы Иннокентия X работы испанского художника Д. Веласкеса выражены такие черты характера портретируемого, как хитрость, злобность, жестокость, но это не просто черты данного человека: колоссальная сила обобщения помогла художнику раскрыть в портрете одного человека психологическую и социальную сущность целого сословия духовенства, т. е. создать определенный социальный тип.
Типические индивидуальности, в облике, мыслях и поступках которых наиболее полно, выпукло, концентрированно выражены черты, характерные для целого круга людей, несомненно, существуют в самой жизни. В. И. Ленин в своих работах неоднократно отмечал существование "групповых и классовых типов". Подлинный художник-реалист обладает способностью умело подмечать существующие в жизни типы и использовать их в своих художественных обобщениях. Но чаще всего художественный тип не является воспроизведением реально существовавшей личности: его неповторимая индивидуальность есть плод воображения художника, результат творческого осмысления, обобщения и концентрации черт и особенностей, присущих многим людям.
Значительность создаваемых художником типов зависит от общественной значимости тех черт, которые воплощаются в типическом образе, и от степени художественности его обрисовки в произведении. Художник обобщает в том или ином типе различные по своему характеру жизненные явления: возникающие, уже распространившиеся и укоренившиеся в обществе и отмирающие, отживающие свой век. Образы, воплощающие любую из этих групп явлений, с равным правом могут претендовать на типичность. Так, образ Чацкого из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", выражающий типические черты самых передовых людей 20-х годов XIX в., не менее типичен, чем образ Молчалина, прототипов для которого грибоедовское время породило значительно больше, чем для Чацкого.
Художественный тип по своему содержанию всегда исторически конкретен. Это то "зеркало" художественного творчества, в котором отражается эпоха, в котором поколение видит свой портрет и портреты своих предшественников. Однако это не может помешать типическому образу воплотить наряду с чертами, свойственными людям определенного социального слоя и определенной эпохи, черты, присущие людям вообще, общечеловеческие черты. Ромео и Джульетта В. Шекспира, Дон-Кихот М. Сервантеса и Фауст И. В. Гете, гоголевский Хлестаков и гончаровский Обломов, Сикстинская мадонна Рафаэля или Давид Микеланджело, лирический герой стихотворений А. А. Блока или "Маленький человек" Ч. Чаплина - все эти и многие другие типы, созданные мировым искусством, воплотили в себе наряду с конкретно-историческими чертами своей эпохи глубокие и извечные общечеловеческие черты.

Специфической особенностью художественно-образного сознания является воплощение общего в единичном. Другими словами, заявляет о себе проблема типизации. Типизация в искусстве - этот обобщенный образ человеческой индивидуальности, характерный для определенной общественной среды. Типическое - это отнюдь не случайный феномен, а наиболее вероятное, образцовое для данной системы связей явление.

Истоки такого взгляда на содержание «типического» в искусстве отмечаются в творчестве Аристотеля, неоднократно писавшего, что «искусство воссоздает вероятное, возможное». Европейский классицизм выдвинул тезис »об образцовости художественного образа». Просвещение поставило на первый план идею «нормального», «естественного» как основы искусства». Гегель писал о том, что искусство творит образы «идеальных в своем роде явлений». Однако определяющим понятие типизации становится лишь в эстетике XIX в, связанной с реалистическим искусством.

Особую значимость понятию типизации придает марксизм. Впервые эта проблема была поставлена К. Марксом и Ф. Энгельсом в переписке с Ф. Лассалем по поводу его драмы «Франц фон Зиккинген». В письме от 18.05.1859 г. Ф. Энгельс подчеркнет: «В Вашем «Зиккингене» взята совершенно правильная установка: главные действующие лица являются действительно представителями определенных классов и направлений, а стало быть и определенных идей своего времени, и черпают мотивы своих действий не в мелочных индивидуальных прихотях, а в том историческом потоке, который их несет» (Энгельс - Ф. Лассалю 18.05.1859. Соч. Т. 29.- С. 493). В другом письме к М. Гаркнесс, Ф. Энгельс свяжет типизацию непосредственно с реалистическим искусством XIX века: «реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (Ф. Энгельс - М. Гаркнесс 04.1888. Соч. Т. 37.- С. 35).

В XX веке исчезают старые представления об искусстве и художественном образе, меняется и содержание понятия «типизация».

Выделяются два взаимосвязанных подхода к этому проявлению художественно-образного сознания.

Во-первых, максимальное приближение к реальности. Необходимо подчеркнуть, что документализм, как стремление к подробному, реалистичному, достоверному отражению жизни стал не просто ведущей тенденцией художественной культуры XX века. Современное искусство усовершенствовало этот феномен, наполнило его неведомым ранее интеллектуальным и нравственным содержанием, во многом определив художественно-образную атмосферу эпохи. Следует заметить, что интерес к этому типу образной условности не утихает и сегодня. Это связано с потрясающими успехами публицистики, неигрового кино, художественной фотографии, с публикацией писем, дневников, воспоминаний участников различных исторических событий.

Во-вторых, максимальное усиление условности, причем при наличии весьма ощутимой связи с реальностью. Данная система условностей художественного образа предполагает выдвижение на передний план интегративных сторон творческого процесса, а именно: отбора, сравнения, анализа, которые выступают в органической связи с индивидуальной характеристикой явления. Как правило, типизация предполагает минимальную эстетическую деформацию реальности, отчего в искусствознании за этим принципом утвердилось название жизнеподобного, воссоздающего мир «в формах самой жизни».

В завершение анализа места и значения типизации в художественно-образном сознании необходимо подчеркнуть, что типизация - одна из главных закономерностей художественного освоения мира. Во многом благодаря художественному обобщению действительности, выявлению характерного, существенного в жизненных явлениях искусство и становится могучим средством познания и преобразования мира.

Основные направления формирования современного художественно-образного сознания

Современное художественно-образное сознание должно быть антидогматическим, то есть-характеризоваться решительным отказом от какой бы то ни было абсолютизации одного единственного принципа, установки, формулировки, оценки. Никакие самые авторитетные мнения и высказывания не должны обожествляться, становиться истиной в последней инстанции, превращаться в художественно-образные нормативы и стереотипы. Возведение догматического подхода в «категориальный императив» художественного творчества с неизбежностью абсолютизирует классовое противоборство, что в конкретно-историческом контексте в конечном итоге выливается в оправдание насилия и преувеличивает его смысловую роль не только в теории, но и в художественной практике. Догматизация творческого процесса проявляет себя и тогда, когда те или иные художественные приемы и установки приобретают характер единственно возможной художественной истины.

Современной отечественной эстетике необходимо изжить и эпигонство, столь свойственное ей на протяжении многих десятилетий. Освободиться от приема бесконечного цитирования классиков по вопросам художественно-образной специфики, от некритического восприятия чужих, даже самых заманчиво убедительных точек зрения, суждений и выводов и стремиться к высказыванию своих собственных, личностных взглядов и убеждений, - необходимо любому и каждому современному исследователю, если он хочет быть настоящим ученым, а не функционером по научному ведомству, не чиновником на службе у кого-то или чего-то. В создании художественных произведений эпигонство проявляет себя в механическом следовании принципам и методам какой-либо художественной школы, направления, без учета изменившейся исторической обстановки. Между тем, эпигонство не имеет ничего общего с подлинно творческим освоением классического художественного наследия и традиций.

Другой очень существенной и важной чертой современного художественно-образного сознания должен стать диалогизм то есть нацеленность на непрерывный диалог, носящий характер конструктивной полемики, творческой дискуссии с представителями любых художественных школ, традиций, методов. Конструктивность диалога должна состоять в непрерывном духовном взаимообогащении дискутирующих сторон, носить творческий, подлинно диалектически характер. Само существование искусства обусловлено вечным диалогом художника и реципиента (зрителя, слушателя, читателя). Договор, их связывающий, нерасторжим. Вновь рожденный художественный образ есть новая редакция, новая форма диалога. Художник сполна отдает свой долг реципиенту тогда, когда говорит ему что-то новое. Сегодня, как никогда прежде, у художника есть возможность говорить новое и по-новому.

Все перечисленные направления в развитии художественно-образного мышления должны привести к утверждению принципа плюрализма в искусстве, то есть к утверждению принципа сосуществования и взаимодополнения множественных и самых разнообразных, в том числе противоречивых точек зрения и позиций, взглядов и убеждений, направлений и школ, движений и учений.

ЛИТЕРАТУРА

Гулыга А. В. Принципы эстетики.- М., 1987.

Зись А. Я. В поисках художественного смысла.- М., 1991.

Казин А. Л. Художественный образ и реальность.- Л., 1985.

Нечкина М. Ф. Функции художественного образа в историческом процессе.-М., 1982.

Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк эстетической аксиологии.- М., 1994.

Всякий раз, когда речь заходит о типичном в жизни и литературе, возникает представление о явлениях повторяющихся, наиболее распространенных, тех, что в обиходной речи обозначаются для простоты каким‑нибудь условным, нередко литературным, именем: Плюшкин, Базаров, Кабаниха, Самгин, Нагульнов, Теркин - или собирательно: маниловщина, обломовщина, глуповцы и т. д. Однако задумаемся: так ли уж часто нам встречаются в жизни люди, про которых можно сказать: «Вылитый Собакевич!» или: «Точь‑в‑точь Павка Корчагин!»? Вовсе не часто; пожалуй, даже это редкая удача - усмотреть в окружающей действительности типаж, получивший постоянную прописку в истории литературы; ситуацию, отраженную в сюжете романа, рассказа или басни; поступок, ассоциирующийся с тем или иным персонажем художественного произведения, т. е. типическое в жизни.

Иными словами, возникая как художественно-эстетическое отражение явлений жизни, типическое в литературе (и других видах искусства) несводимо обратно к своим действительным или потенциально возможным прототипам.

Лирический герой «Евгения Онегина» - главное лицо пушкинского романа в стихах - не только воплотил в себе неповторимый духовный облик самого поэта, но и явился обобщенным образом представителя целого поколения передовой дворянской интеллигенции 1820‑х гг. Базаров соединил в себе портретные, социальные, психологические, интеллектуальные черты многих людей, виденных И. С. Тургеневым: врачей, естествоиспытателей, литераторов - вплоть до Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Однако в общественное сознание 1860‑х гг. (и более позднего времени) он вошел как символическая фигура «нигилиста», демократа-разночинца, «реалиста». Горьковский Павел Власов масштабнее реальной личности большевика Петра Заломова, факты жизни которого использованы писателем в работе над повестью «Мать», - это обобщенный образ рабочего-революционера времен первой русской революции.

Фантастический главначпупс Победоносиков из пьесы В. В. Маяковского «Баня» по самой сути избранной художником гротескно-сатирической типизации не может иметь реальных прототипов. Однако обобщающие возможности этого образа, обличающего «комчванство» и бюрократизм как типические и социально опасные явления советской действительности в 20‑е гг., очень велики. На это указал в 1922 г. В. И. Ленин, отметив направленное против бюрократизма стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся» как принципиальную политическую удачу поэта, талантливо выявившего новую разновидность необычайно живучего «типа русской жизни» - Обломова.

Типизируя явления действительности (не только характеры людей, но и обстоятельства, поступки, целые события и процессы), писатель классифицирует различные факты жизни, сравнивает их, объединяет между собой. При этом художник сознательно подчеркивает, подчас преувеличивает одни особенности отобранных им явлений, опуская и затушевывая другие, и тем самым делает явления типическими. За счет художественной типизации писателю удается выявить в современной ему общественной жизни и явлениях, исторически удаленных от него, наиболее существенные, общественно значимые черты, определить закономерности развития личности и общества, культуры и нравственности, проникнуть в глубины человеческой души. Именно способность типизировать действительность, представлять картину мира в «свернутом», обобщенном виде позволяет искусству слова, как и некоторым другим видам искусства, быть для многих поколений людей «учебником жизни» (Н. Г. Чернышевский).

Первые художественно совершенные типы героев, как отметил А. М. Горький, появились еще в древнейшей мифологии и фольклоре. Геркулес и Прометей, Микула Селянинович и Святогор, доктор Фауст и Василиса Премудрая, Иван‑дурак и Петрушка - в каждом из них запечатлен сгусток житейской мудрости и исторического опыта народа. По‑своему были типичны герои античной и средневековой литературы, образы, созданные писателями эпохи Возрождения - Дж. Боккаччо и Ф. Рабле, У. Шекспиром и М. Сервантесом - и просветителями - Д. Дефо, Дж. Свифтом, Л. Стерном, Вольтером и Д. Дидро.

Рождение реализма как творческого метода, позволяющего художнику глубоко постигать объективную реальность мира, привело к повышению роли типического в художественной литературе. По определению Ф. Энгельса, «реализм предполагает помимо правдивости деталей «правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». И далее: «Характеры… достаточно типичны в тех пределах, в каких они действуют», а обстоятельства - в той мере, в какой они «их (т. е. характеры) окружают и заставляют действовать».

Итак, по Энгельсу, своеобразие реалистической типизации проявляется в динамическом взаимодействии трех тесно связанных между собой элементов: 1) типичных обстоятельств, окружающих характеры и заставляющих их действовать; 2) типичных характеров, действующих под влиянием обстоятельств; 3) действий, совершаемых характерами под давлением обстоятельств и выявляющих, во‑первых, степень типичности как характеров, так и обстоятельств, а во‑вторых, способность данных характеров не только подчиняться данным обстоятельствам, но и частично изменять своими действиями эти обстоятельства.

Таким образом, типическое в реалистическом произведении раскрывается не в статике отношений неизменных характеров и обстоятельств, а в процессе их диалектического саморазвития, т. е. в самом реалистическом сюжете.

Как отважно устремляются любимые толстовские герои - Пьер Безухов и Андрей Болконский, Наташа Ростова и Анна Каренина, Левин и Нехлюдов - навстречу обстоятельствам, подчас катастрофическим и гибельным для них! Как решительно вторгаются они своими действиями в размеренный ход событий, то ускоряя их, то замедляя, то пытаясь направить их в желательную для них сторону. А как дерзко искушают окружающие обстоятельства, а вместе с ними и собственную судьбу герои Достоевского - Раскольников, Мышкин, Аркадий Долгорукий, Ставрогин, братья Карамазовы! Кажется, еще немного - и эти обстоятельства, сами по себе непредсказуемые, сломаются, дрогнут, сокрушенные энергией действия, мысли и чувства неистовых в своих исканиях личностей. Но нерасторжимы узы, связывающие типичные характеры и типичные обстоятельства в реалистическом повествовании; не прекращается борьба между ними, и действия характеров в реалистическом сюжете поистине равны противодействию неумолимых обстоятельств.

Иное дело - романтическая типизация. Вспомним хитроумного, никогда не унывающего и преодолевающего любые трудности д’Артаньяна и таинственного, всемогущего графа Монте‑Кристо; благородного и величественного в счастье и несчастье Жана Вальжана или разочарованного в мире лермонтовского Демона. Все это - исключительные характеры в исключительных обстоятельствах, своими действиями побеждающие любые обстоятельства.

В какой же мере можно говорить об отражении художниками-реалистами явлений необычных, уникальных? Разумеется, в той, насколько эти явления понимаются как внутренне закономерные, как потенциально развивающиеся, т. е. типичные, несмотря на свою единичность. Так, складывавшийся на рубеже 1850‑х и 1860‑х гг. в России социальный тип революционера-разночинца, демократа шел на смену уходившему с исторической сцены «лишнему» человеку. Единичность нового героя русской действительности подчеркнули, каждый по‑своему, И. С. Тургенев в Базарове (одинокая, трагически обреченная личность), Н. Г. Чернышевский в Рахметове («особенный человек»), Н. А. Некрасов в Грише Добросклонове (которому судьба готовила кроме имени народного заступника «чахотку и Сибирь»). Взглянув с разных идейно-эстетических точек зрения на один и тот же социальный тип в момент его зарождения и становления, писатели-реалисты пришли к созданию различных художественных типов, каждый из которых отражал какую‑либо закономерность объективного социально-исторического развития русского общества на переломном для него этапе.

Как сделать доклад на литературную тему

Приступая к работе над докладом, изучите материал по данной теме. Например, если вы готовите доклад по драматургии А. М. Горького, определите, какие пьесы требуется в него включить, перечитайте эти пьесы, после чего ознакомьтесь с научной литературой.

В «Литературной энциклопедии» за статьей о Горьком следует список книг о нем. В любой большой монографии, указанной там, легко найти ссылки на книги, посвященные анализу нужных вам пьес. Впрочем, везде, где дело касается драматургии, лучше пользоваться «Театральной энциклопедией»: в библиографическом отделе, помещенном в конце статьи о данном писателе, вы найдете название работ о его пьесах.

После того как вы познакомитесь с научными материалами, приступайте к разработке плана доклада. Если он посвящен исторически значительному явлению, например поэтам-декабристам, то сначала охарактеризуйте поэтов в целом, расскажите об исторической обстановке, в которой формировались общие черты их творчества, затем перейдите к характеристике отдельных поэтов, показав, чем они отличались друг от друга. Подводя итоги, расскажите об их влиянии на русскую литературу и общественную мысль. Однако доклад на ту же тему можно построить иначе. Начните с высказываний о поэтах-декабристах наших современников, подчеркнув тем самым непреходящее значение их творчества. Затем, объяснив, какие именно стихотворения этих поэтов нам наиболее близки и почему, перейдите к анализу творчества отдельных авторов.

Точно так же доклад о жизни писателя вовсе не обязательно начинать шаблонно: он родился тогда‑то и т. д. Можно начать рассказ о писателе с какого‑нибудь яркого, запоминающегося эпизода, связанного с ним, а уж потом перейти к изложению его биографии.

Определив для себя характер построения сообщения, напишите доклад целиком или составьте его подробный конспект, не переписывая при этом цитат. В тексте доклада сделайте только ссылки на их источник. А во время доклада при вас должны быть книги, по которым вы и будете цитировать, или выписки, сделанные из книг, которых вы не смогли взять с собой. Не читайте заранее написанный текст: ведь живое слово всегда интереснее. Поэтому и нужен конспект: он будет той «шпаргалкой», которая напомнит докладчику его же собственный текст. Дома вы можете доклад прорепетировать, чтобы проверить, укладываетесь ли вы в отведенное для него время, и убедиться, что текст по конспекту вы произносите уверенно, выразительно, не путаясь и не сбиваясь. Не бойтесь увлечься, несколько отойти от приготовленного текста - конспект поможет вам не забыть основных положений работы, если в ходе изложения её части окажутся переставленными.

В конце доклада обязательно укажите, какой литературой вы пользовались.

Хорошо, если доклад будет сопровождаться демонстрацией книг разных изданий, альбомов с репродукциями, кинофрагментов или диапозитивов, а также прослушиванием магнитофонных записей или пластинок.

Просмотров