Разработка урока литературного чтения. Л.Чарская.Записки маленькой гимназистки

Обобщающий урок по произведению Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки»

Тест по произведению:


– Москва
– Петербург
–Красноярск

Тест по произведению:

1. В каком городе живёт дядя Лены?
– Петербург

Тест по произведению:

2. Как назвали Лену двоюродные братья и
сестра, когда она только к ним приехала?
–Мокрица
–Мимоза
–Выскочка

Тест по произведению:

3. Какими словами представила девочку
гувернантка Матильда Францевна в
школе.
– Красивая, умная, воспитанная,
прилежная
– Лжива, груба, драчлива и
непослушна

Тест по произведению:

4. Кого Лене напомнила начальница
гимназии Анна Владимировна?
– Тётю
– Бабушку
– Маму

Тест по произведению:

5. Как девочка приблизилась к
двери класса?
– Храбро
– Боязливо
– Без интереса

Тест по произведению:

6. Как Лена работала на уроке,
как выводила слова?
– В тетради было очень грязно
– Правильно и очень красиво
– Выводила буквы с усердием

Тест по произведению:

7. Какова была тетрадь Жюли?
– Было много ошибок
– На листах находились крупные и
мелкие кляксы
– Работа была выполнена аккуратно

10. Тест по произведению:

8. Кто пропал у Жоржа?
– Собака
– Попугай
– Сова

11. Тест по произведению:

9. Кто на самом деле украл
домашнего любимца Жоржа?
– Толя
– Лена
– Жюли

12. Тест по произведению:

10. Кто заступился за Лену когда
её хотели высечь розгами?
– Толя
– Жорж
– Нина

13. Кроссворд о героях повести

14.

1. Назовите имя кондуктора, который
сопровождал Лену в поездке в Петербург?
2. Фамилия начальницы гимназии?
3. Фамилия дяди Лены, к которому она едет
жить?
4. Как звали первого учителя Лены?
5.Что принес Лене Толя,когда она была
голодна?
6. Какое прозвище у гувернантки?
7. Как звали младшего брата Нины?
8. Имя старшего двоюродного брата Лены?
9. Имя гувернантки в семье дяди?
Какое слово вышло по горизонтали?

Проверочная работа. Фамилия _________________ в) без интереса Чарская Л. «Записки маленькой гимназистки» 1. Как звали главную героиню повести? ________________ 2. В какой город приехала девочка­сиротка? А) Петербург Б) Москва В) Омск 3. Кто первым встретил девочку в доме? А) дети Б) дядя В) тётя Г) няня 4. Как звали кузенов Лены? ______________________________________________________ ____________________________________________________ 5. Как назвали Лену двоюродные братья и сёстры, когда она только приехала к ним? а) мимоза б) выскочка в) мокрица 6. Какими увидела Лена своих кузенов? а) добрыми и ласковыми б) смешными и добродушными в) злюками и лгунами 7. Какими словами представила девочку гувернантка Матильда Францевна в школе? а) красивая, умная, воспитанная, прилежная б) лжива, груба, драчлива и непослушна 8. Кого Лене напомнила начальница гимназии Анна Владимировна? а) тётю б) бабушку в) маму 9. Как девочка приблизилась к двери класса? а) храбро б) боязливо Проверочная работа. Фамилия _________________ Чарская Л. «Записки маленькой гимназистки» 1. Как звали главную героиню повести? ________________ 2. В какой город приехала девочка­сиротка? А) Петербург Б) Москва В) Омск 3. Кто первым встретил девочку в доме? А) дети Б) дядя В) тётя Г) няня 4. Как звали кузенов Лены? ______________________________________________________ ____________________________________________________ 5. Как назвали Лену двоюродные братья и сёстры, когда она только приехала к ним? а) мимоза б) выскочка в) мокрица 6. Какими увидела Лена своих кузенов? а) добрыми и ласковыми б) смешными и добродушными в) злюками и лгунами 7. Какими словами представила девочку гувернантка Матильда Францевна в школе? а) красивая, умная, воспитанная, прилежная б) лжива, груба, драчлива и непослушна 8. Кого Лене напомнила начальница гимназии Анна Владимировна? а) тётю б) бабушку в) маму

9. Как девочка приблизилась к двери класса? а) храбро б) боязливо в) без интереса 10. Как Лена работала на уроке, как выводила слова? а) в тетради было очень грязно б) правильно и очень красиво в) выводила буквы с усердием 11. Какова была тетрадь Жюли? а) было много ошибок б) на листах находились крупные и мелкие кляксы в) работа была выполнена аккуратно 12. Сколько ошибок допустила Лена в диктовке в гимназии? А) ни одной Б) одну В) две 13. За что была наказана Жюли? а) за двойку по математике б) за единицу за Закон Божий в) за кол по диктовке 14. Кто пропал у Жоржа? А) собака Б) попугай В) сова 15. Кто на самом деле украл домашнего любимца Жоржа? А) Толя Б) Лена В) Жюли 14. Кто заступился за Лену, когда её было велено высечь розгами? А) Тётя Нелли Б) Жюли В) Толя 15. Чем Толя угостил Лену? А) шоколадом Б) конфетой В) ливерной колбасой 16. Кто стал другом и защитником Лены? ____________________________________ 10. Как Лена работала на уроке, как выводила слова? а) в тетради было очень грязно б) правильно и очень красиво в) выводила буквы с усердием 11. Какова была тетрадь Жюли? а) было много ошибок б) на листах находились крупные и мелкие кляксы в) работа была выполнена аккуратно 12. Сколько ошибок допустила Лена в диктовке в гимназии? А) ни одной Б) одну В) две 13. За что была наказана Жюли? а) за двойку по математике б) за единицу за Закон Божий в) за кол по диктовке 14. Кто пропал у Жоржа? А) собака Б) попугай В) сова 15. Кто на самом деле украл домашнего любимца Жоржа? А) Толя Б) Лена

В) Жюли 14. Кто заступился за Лену, когда её было велено высечь розгами? А) Тётя Нелли Б) Жюли В) Толя 15. Чем Толя угостил Лену? А) шоколадом Б) конфетой В) ливерной колбасой 16. Кто стал другом и защитником Лены? ____________________________________

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4а классе

(учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 21»

Г. Салавата, Республики Башкортостан Лощилова Светлана Николаевна)

Тема: Сила доброты в повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки»

Цели :

  • Предметные :

формировать правильный тип читательской деятельности;

формировать умение аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, размышлять о характере и поступ

ках героев , понимать и определять свои эмоции, понимать замысел автора;

  • Метапредметные:

а ) познавательные:

формирование умения находить ответы на вопросы в тексте;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

б) регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

соотнесение результата с целью и оценивание его.

в) коммуникативные:

формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

донесение своей и понимание чужой позиций, умение общаться в парах, вести диалог.

  • Личностные:
  1. формировать умение работать с текстом: выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;
  2. находить положительные и отрицательные черты характера героев, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  3. определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним.

Оборудование: учебник по литературному чтению Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, презентация, компьютер, проектор, экран

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент.

Актуализация знаний

Прочитайте про себя обрывки текста и ответьте на вопрос «О ком идёт речь?»

С чем можно сравнить повесть «Записки маленькой гимназистки»

Почему Л.Чарская использовала такой литературный приём, как «повествование от 1-го лица»?

- Понятно ли из содержания прочитанных глав, как относится автор к своей героине?

Мы уже создали список качеств Лены, которые помогают ей переживать несправедливые обвинения и трудности

Сострадание

Душевная доброта

Самопожертвование

Отзывчивость

Храбрость

Терпимость

- Все ли герои повести относятся к Лене одинаково?

Заполните таблицу на листочках / работа в парах

- Эти обрывки могут говорить и о Лене Икониной, и о Л.Чарской, т.к. их судьбы схожи

- В данном тексте речь идёт о писательнице начала ХХ века Лидии Алексеевне Чарской.

- С дневником самойЛ.Чарской.

- Это делает повествование более искренним и достоверным, писательница ярко описывает события и особенно чувства, переживания девочки, описывает так, как будто это с ней происходило(опирается на свой жизненный опыт)

- Писательница искренне жалеет Лену, переживает за девочку, наделяет ее

только положительнымикачествами

Работа с текстом до чтения

С каким же противоречием мы столкнулись?

Как бы вы ответили на этот вопрос?

Хорошо, а могут ли люди измениться в течении своей жизни? Сможете это доказать?

Постановка цели урока:

Доказать с помощью героев Л.Чарской, что люди могут измениться.

Что помогает измениться? Тема

Почему к столь положительному человеку разные люди относятся по разному.

Все люди разные, живут в разных семьях, с разными взглядами на одни и те же вещи, события

Да

Работа с текстом во время чтения

Перечитываниеи анализ текста

Какие эмоции вызвало чтение гл.11?

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Почему Жорж так необычно вёл себя?

Почему он переживает из-за какой-то птицы?

……………….

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием

- Наблюдали ли мы противоречия в проявлении душевных качеств героев.

Ролевое чтение гл.11

Жалость, негодование, гнев, сопереживание

- Жорж оказывается умеет дружить, переживать, заботиться о доугих.

Т.Нелли может быть и ласковой

А Толя не побоялся быть справедливым, жалость к Лене изменило его отношение к ней

Работа с текстом после чтения

Прокомментируйте последние слова главы 11.

Что следует изменить в таблице героев повести?

Почему Толя пожалел Лену?

Как вы думаете эта глава последняя в повести Л.Чарской?

Почему именно Толя первым из семьи станет другом Лене?

Я хочу обратить ваше внимание на высказывание русского писателя и литер-ого критика Виссариона Белинского “ Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело ”.

Чему учат произведения Лидии Алексеевны?

Действительно, Лидия Чарская делала великое дело – воспитывала и продолжает воспитывать (ведь умирает писатель, но его книги живут)

Почему спустя так много лет, книги Л.Чарской вновь доступны для чтения, даже включены в учебную программу?

Вам понравилась повесть?(выберите вариант ответа )

  1. Да, интересно.
  2. Не очень.

Друзей у Лены становится больше.

Скорее нет, наверняка Л.Чарская хотела показать как душевные качества главной героини помогут измениться всем её родным , внести мир и любовь в их семью

Её книги учат дружить, сопереживать, быть добрыми

Потому что особенно в наше время важно составлять мнение о человеке по его душевным качествам, а не по тому богат он или беден.

Каждый человек может измениться в лучшую сторону, если рядом с ним будут люди, красивые душой

Домашнее задание

Рефлексия (подведение итогов)

(по выбору) :

1. Сочинение –рассуждение: «Хочу ли я иметь такую подругу, как Лена?»

2. Письмо Лене

3. Подобрать пословицы, афоризмы к тексту

Самооценка

Чего достиг?

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял(а) задание…

Я понял(а),что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл(а)…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог(ла)…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Предварительный просмотр:

Сила доброты в повести Лидии Чарской

"Записки маленькой гимназистки"

Сострадание

Душевная доброта

Вам понравилась повесть? (выберите вариант ответа )

  1. Да, интересно.
  2. Не очень.
  3. Что- то понравилось, а что- то нет

Самооценка

Что я успел сделать на уроке?

Чего достиг?

Что осталось для меня нерешенным?

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял(а) задание…

Я понял(а),что…

Теперь я могу… https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Девочка рано осталась без матери, отца своего любила горячо, но долго не могла смириться с его вторым браком. Несколько раз даже убегала из дома. Закончилось это тем, что она вынуждена была уехать в другой город, чтобы учиться в Павловском женском институте. Вдали от дома девочка начала вести дневник.

Сострадание Душевная доброта Самопожертвование Отзывчивость Храбрость Терпимость

С самого начала поддерживали девочку Поначалу оттолкнули, не приняли девочку

С самого начала поддерживали девочку Поначалу оттолкнули, не приняли девочку Кондуктор Начальница гимназии Василий Васильевич Матильда Францевна Тётя Нелли Жорж Жюли Нина Толя,

Сила доброты в повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки»

“ Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело ” (В. Белинский) -Чему учат произведения Л. А. Чарской?



Отец,Алексей Воронской, был военным инженером, полковником. Мать, о которой практически ничего не известно, скончалась в родах. Лидия воспитывалась сёстрами покойной матери. Родилась 19 январяРодилась 19 января 1878 года1878 года в Царском селе.Царском селе


7 лет () Лидия провела в Павловском Павловском женском институтеженском институте в Петербурге. ВпечатленияПетербурге институтской жизни стали материалом для её будущих книг. Уже в десять лет она сочиняла стихи, а с 15-летнего возраста вела дневник, записи в котором частично сохранились.


Лидия Алексеевна поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище в Петербурге. С 1898 г. по 1924 г.- работа в Петербургском Александрийском Императорском театре.В основном она исполняла незначительные, эпизодические роли; платили за них мало, и молодой актрисе, самостоятельно воспитывавшей сына Юрия, денег на жизнь катастрофически не хватало.


Стеснение в средствах подтолкнуло Лидию к писательскому делу. В 1901 г.вышла повесть «Запи1901повесть ски маленькой гимназистки», основанная на ее школьных дневниках. Книга была опубликована в журнале для детей «Задушевное слово» под сценическим псевдонимом начинающей писательницы Л. Чарская (от «чары», «очарование»).


В 1911 году комиссия при Московском обществе1911 году распространения знаний докладывала на съезде по библиотечному делу, что, согласно проведенным опросам, дети среднего возраста читают в основном ГоголяГоголя (34 %), Пушкина (23 %), Чарскую(21 %), Пушкина ТвенаТвена(18 %), Тургенева (12 %)Тургенева


Повести переводились на иностранные языки. Была учреждена стипендия для гимназистов имени Л.Чарской. Несмотря на невероятную популярность книг Чарской среди юношества, многие относились к творчеству писательницы скептически: её критиковали за однообразие сюжетов, языковые штампы, чрезмерную сентименталь ность.





















Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 города Удомли

  • Лидия Чарская
  • «Записки маленькой гимназистки»
  • 4 класс
  • Менделеева Л.Г.
  • Учитель начальных классов
  • 2014г
Какой смайлик вам симпатичен? Какой век представлен на страницах второй части учебника?
  • Какой век представлен на страницах второй части учебника?
  • Почему целая книга посвящена одному веку?
Какую книгу предложила библиотекарь близнецам?
  • Как вы думаете какая цель нашего урока?
1)Знакомство с биографией Лидии Алексеевны Чуриловой. 2) и с её произведением « Записки маленькой гимназистки» План работы над текстом
  • Работа с текстом до чтения
  • Работа с текстом после чтения
План работы с текстом до чтения
  • Автор произведения.
  • Наши предположения
Что общего между актрисой Лидией Алексеевной Чуриловой и писательницей Лидией Чарской? Лидия Алексеевна родилась в дворянской семье. Ее отец, Алексей Александрович Воронов был военным инженером. Родилась она В 1875 году
  • Лидия Алексеевна родилась в дворянской семье. Ее отец, Алексей Александрович Воронов был военным инженером. Родилась она В 1875 году
  • (1878)в Царском селе(Петербург).
Павловский Женский сиротский институт, который Лидия Воронова закончила в 1893 году. Она проучилась здесь с 1886года по 1893 год. Уже в 10 лет она писала стихи, в 15 лет стала вести дневник, записи которого частично сохранились. Все это пригодилось, когда она осталась одна. Заработок актрисы был очень мал. И Лидия Чурилова стала писать.
  • Уже в 10 лет она писала стихи, в 15 лет стала вести дневник, записи которого частично сохранились. Все это пригодилось, когда она осталась одна. Заработок актрисы был очень мал. И Лидия Чурилова стала писать.
  • Ты далеко… ты в пути…
  • Все же я вижу родного…
  • Солнышко! В детской груди
  • Много восторга святого.
  • Солнышко! Сердце поет!
  • Папу Алешу зовет…
  • О, приезжай, ненаглядный!
Первая ее повесть « Записки институтки» появилась в 1901 году в журнале при издательстве М. Вольфа « Задушевное слово». С тех пор и началось ее триумфальное шествие. Подписывала свои произведения она сценическим псевдонимом Чарская За 20 лет творчества из под ее пера вышло около 80 произведений.
  • После революции Чарскую перестали печатать, ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены.
  • Почему?
  • За однообразные сюжеты,
  • за сентиментальность,
  • за язык произведений.
  • С 1990 года произведения Л. Чарской стали переиздаваться. Теперь они интересны с исторической точки зрения.
Чем по вашему мнению отличаются записки от рассказа? Записки это рассказ от одного лица (монолог)
  • Кто будет автором этих записок?
  • О чём она нам может рассказать?
Итог I этапа
  • Где родилась Лидия Алексеевна?
  • Когда написала первые стихотворения?
  • Что стала вести в 15 лет?
  • Какой взяла псевдоним?
  • Сколько произведений она написала?
  • Работа с текстом во время чтения
Работа с текстом во время чтения
  • Что творится в душе маленькой пассажирки?
  • Почему едет одна-оденёшенька и так далеко?
  • Откуда и куда едет девочка?
  • Почему так подробно рассказывает о кондукторе (современном проводнике)?
  • Что мы узнаем из слов Никифора Матвеевича?
Что мы узнаем семье проводника?
  • Что мы узнаем семье проводника?
  • Девочка называет кондуктора ласковым, а как бы вы его назвали?
  • Почему все так суетятся?
  • Что поразило девочку впервые увидевшую Петербург из окна?
  • Что ждёт она от встречи с этим городом?
  • Как заголовок этой части отражает внутреннее состояние героини?
Зарядка Работа с текстом после чтения
  • Какой вы представили героиню записок?
  • Как вы относитесь к героине?
  • Похожа ли она на вас?
Итог урока.
  • Как называется произведение над которым мы работали?
  • Кто автор?
  • Понравилось ли вам произведение?
  • О ком рассказывается в нём?
  • Определите ваше настроение
Домашнее задание
  • Прочитать гл 8. Составить словарик эпохи(р.т.с 67№1)
Интернет ресурсы.
  • l._charskaya_nxpowerlite.ppt

Просмотров