Как подробности быта,приведенные в данном фрагменте текста, повлияли на становление характера Обломова? (ЕГЭ по литературе). Становление Обломова Обломов проблема становления личности

(16 )

Характеристика Ильи Ильича Обломова весьма неоднозначна. Гончаров создал его сложным и таинственным. Обломов отделяет себя от внешнего мира, отгораживается от него. Даже его жилье мало похоже на обитаемое.

С раннего детства он видел подобный пример у своих родных, которые также отгораживались от внешнего мира и оберегали его. В его родном доме было не принято работать. Когда он, будучи еще ребенком, играл с крестьянскими детьми в снежки, то его потом несколько дней отогревали. В Обломовке с опаской относились ко всему новому – даже письмо, пришедшее от соседа, в котором тот просил рецепт пива, боялись открывать три дня.

Но Илья Ильич с радостью вспоминает свое детство. Он боготворит природу Обломовки, хотя это обычная деревня, ничем особо не примечательная. Он воспитан деревенской природой. Эта природа привила ему поэтичность и любовь к красоте.

Илья Ильич ничего не делает, только все время на что-то жалуется и занимается словоблудием. Он ленив, ничего не делает сам и ничего не ждет от других. Он принимает жизнь такой как она есть и не пытается ничего в ней изменить.

Когда к нему приходят люди и рассказывают про свою жизнь, он чувствует, что в суете жизни они забывают о том, что они напрасно растрачивают жизнь… А ему не нужно суетиться, действовать, не надо никому и ничего доказывать. Илья Ильич просто живет и наслаждается жизнью.

Его трудно представить в движении, он выглядит смешно. В покое, лежа на диване, он естественен. Выглядит непринужденно — это его стихия, его природа.

Подведем итоги прочитанного:

  1. Внешность Ильи Обломова. Илья Ильич — молодой мужчина 33 лет приятной внешности, среднего роста, полноватый. Мягкость выражения лица выдавали в нем человека слабохарактерного и ленивого.
  2. Семейное положение. В начале романа Обломов не женат, живёт со своим слугой Захаром. В конце романа женится и счастлив в браке.
  3. Описание жилища. Илья живёт в Петербурге в квартире на Гороховой улице. Квартира запущена, в ней редко пробирается слуга Захар, который также ленив, как и хозяин. В квартире особое место занимает диван, на котором круглые сутки лежит Обломов.
  4. Поведение, поступки героя. Илья Ильич сложно назвать деятельным человеком. Только его другу Штольцу удаётся вывести Обломова из дремы. Главный герой лежит на диване и только мечтает, что скоро встанет с него и займется делами. Он не может решить даже насущные проблемы. Его имение пришло в упадок и не приносит денег, поэтому Обломову даже нечем заплатить за квартиру.
  5. Отношение автора к герою. Гончаров с симпатией относится к Обломову, он считает его добрым, душевным человеком. В то же время он сочувствует ему: жаль, что молодой, способный, не глупый человек потерял всякий интерес к жизни.
  6. Моё отношение к Илье Обломову. На мой взгляд, он слишком ленив и безволен, поэтому не может вызывать уважения. Местами он меня просто бесит, хочется подойти и встряхнуть его. Мне не нравятся люди, которые так бездарно проживают свою жизнь. Возможно я так остро реагируют на этого героя, потому что чувствую такие же недостатки в себе.

Формирование образа Обломова в романе Гончарова «Обломов»

Гончаров начал писать свой роман с главы «Сон Обломова», которая была напечатана в журнале «Современник» в 1849 году. Сам Гончаров называл «Сон Обломова» «увертюрой всего романа», поэтому считал, что ее можно публиковать отдельно. Полностью роман был впервые опубликован в 1859 году. Таким образом, Гончаров работал над своим самым главным произведением более десяти лет - в период в 1848 по 1859 год.

В центре всего произведения стоит фигура главного героя, в его честь и назван роман. В своем сборнике критических заметок «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров писал: «Мне, например, прежде всего бросался в глаза ленивый образ Обломова - в себе и в других - и все ярче и ярче выступал передо мною. Конечно, я инстинктивно чувствовал, что в эту фигуру вбираются мало- помалу элементарные свойства русского человека - и пока этого инстинкта довольно было, чтобы образ был верен характеру». То есть если Гоголь считал, что «хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым», то Гончаров видел во всех людях Обломова.

Он видел Обломова как некий вечный, общечеловеческий тип. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина», вышедшей в журнале «Отечественные записки» в 1859 году, писал, что Обломов - это «живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью», то есть воспринимал его как знамение нынешнего общественного состояния страны. Этот определенный исторический тип завершает галерею «лишних людей» в русской литературе. В образе Обломова есть что-то, что свойственно всем русским людям. Советский исследователь-литературовед Л. М. Лотман (сестра Ю. М. Лотмана) писала, что «Обломов» - произведение «об умирании воли, «затухании» личности, гибели дарований в безвоздушном пространстве рабства и барства, бюрократического бездушия и эгоистического делячества».

Получается, что Обломов тоже принадлежал к типу «лишних людей», хотя он по характеру не похож ни на Онегина, ни на Печорина. И все потому, что вырос Обломов в семье очень патриархальной, то есть в семье уходящего в прошлое типа. Вот и получилось, что из жизни Обломовки Илья Ильич вышел, а в новую жизнь войти не смог.

Гончаров, безусловно, создал новый тип «лишнего человека». Но он изображает главного героя своего романа в новых исторических обстоятельствах и видит причины его бездеятельности не столько в противостоянии с окружающим обществом, сколько в обломовщине - социальных условиях, сформировавших личность героя. Поместное дворянство, ярким представителем которого является Обломов, долгое время бывшее экономической и политической опорой российского государства, постепенно начинает утрачивать былые позиции, вырождается.

Когда Гончаров рассуждает о том, как формировался характер Ильи Ильича, он описывает, как рос Обломов. Его родители «понимали выгоду просвещения, но только внешнюю его выгоду», то есть они осознавали, что без образования особо ничего не добьешься, но любой труд считали неприятной необходимостью, формальным препятствием. Они хотели сделать так, чтобы для их сына было возможно «учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретенной полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства». Эту мораль и это отношение к труду Илья Ильич усвоил с детства.

Для Гончарова в «Обломове», как и для Пушкина в «Евгении Онегине», было очень важно показать истоки характера, именно поэтому он описывает детство и родителей своего героя, его воспитание. Для этого и нужна была автору глава «Сон Обломова».

В ней Гончаров показывает идиллию. Обломов, засыпая, видит «благословенный уголок земли», природа которого - «ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Он видит семилетнего себя, ему «легко, весело», потом он видит всю свою семью и свой дом в Обломовке, где «главною заботою была кухня и обед». Он видит няню, которая рассказывает ему «об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем, о том, как они странствовали по Руси, побивали несметные полчища басурманов, как состязались в том, кто одним духом выпьет чару зелена вина и не крякнет».

Обломовка рисуется как целое царство. Гончаров говорит, что жизнь в том краю дышала «первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью», что родители Ильи Ильича «никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами», а потом, описывая обучение у Штольца, он отмечает, что «ум и сердце ребенка исполнились всех картин, сцен и нравов этого быта прежде, нежели он увидел первую книгу».

Можно сказать, что Обломов принадлежит некоей эпохе, в то же время в нем есть признаки человека, который не смог полноценно реализовать свой потенциал, найти применение своим лучшим качествам.


Обстановка, интерьер, едва заметные на первый взгляд детали домашнего уюта, окружающие ребенка с юных лет, способны оказать неоспоримое влияние на характер будущего молодого человека. Так и случилось с маленьким Ильей в романе И. Гончарова "Обломов". С детства сердобольные родители пресекали любые попытки главного героя к самостоятельности, познанию нового и неизведанного, что так свойственно любознательным детям. Как только Илюща переступал порог дома и оказывался в таинственном мире, полном загадочных запахов и шуршаших звуов, наня, увещеваемая наказами матери юного героя "не оставлять ребенка одного, не пускать к лошадям, не отходить далеко от дома" подхватывала ребенка и под руки и держала подле себя. Юный герой, оказываясь отделенным от внешнего, пугаюшего и вместе с тем манящего мира, перенимал, впитывал с " молоком матери " образ жизни и времяпрепровождение жителей Обломовки и домочадцев Илюши: "матери, отца, старой тетки и свиты " .Утренний прием пищи в размеренном доме Обломовых длился так долго, что после раздавшегося звона последней вымытой тарелки подходило время накрывать обед и вновь собираться за дубовым праздным столом.

Главный жизненный наказ, пронесенный сквозь сонное недеянье и " ничегонеделание " состоял в стремлении лениво и неотличимо проводить день за днем- а позже и вереницу однообразных, скучающих, приторно-сладких лет. Старый махровый халат неизмеримой величины, книга, открытая на одной странице(ее чтение не продвигалось ни на миллиметр)- те детали, увиденные в детстве, перенятые и перенесенные на уже взрослую, самостоятельную жизнь Ильи Ильича. Слова, повторяемые обитателями Обломовки изо дня в день перед заходом солнца: "Прожили благополучно;дай бог и завтра так ", стали девизом жизни главного героя - тленной.лишенной резких поворотов и виражей, скучной и обыденной. Таким

образом, детали быта, увиденные и впитанные ребенком с малых лет, остаются в его памяти на долгие и долгие годы, подминая его жизнь по себя, делая ее похожей на жизнь родителей-должного образца для подражания.

Обновлено: 2018-09-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Какие черты характера Андрея Соколова проявились в данном фрагменте? Какую роль в данном фрагменте играют художественные детали?

Характер Обломова


Роман И.А. Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году. На его создание ушло почти 10 лет. Это один из самых выдающихся романов классической литературы нашего времени. Так отзывались о романе известные литературные критики той эпохи. Гончаров сумел передать реалистично объективно и достоверные факты действительности слоев социальной среды исторического периода. Надо полагать самым удачным его достижением было создание образа Обломова.

Это был молодой человек лет 32-33, среднего роста, с приятным лицом и умным взглядом, но без всякой определенной глубины смысла. Как автор отметил мысль гуляла по лицу вольной птицей, порхала в глазах опускалась на полуоткрытые губы, пряталась в складках лба, потом совсем исчезала и перед нами оказывался беспечный молодой человек. Иногда на его лице можно было прочесть скуку или усталость, но все равно в нем присутствовала мягкость характера теплота его души. Всю жизнь Обломова сопровождают три атрибута мещанского благополучия - диван, халат и туфли. Дома Обломов ходил в восточном мягком вместительном халате. Все свободное свое время он проводил лежа. Лень была неотъемлемой чертой его характера. Уборка в доме проводилась поверхностно, создавая видимость, по углам свешивались паутины, хотя на первый взгляд можно было подумать, что хорошо убранная комната. В доме были еще две комнаты, но туда он совсем не заходил. Если бы неубранная тарелка с ужина с крошками повсюду, недокуренная трубка, можно было подумать, что квартира пуста, в ней никто не живет. Он всегда удивлялся своим энергичным друзьям. Как можно так тратить свою жизнь, распыляясь на десятки дел сразу. Финансовое состояние его желало быть лучшим. Лежа на диване, Илья Ильич всегда подумывал каким бы образом его поправить.

Образ Обломова это сложный противоречивый, даже трагичный герой. Его характер предопределяет обычную, не интересную судьбу, лишенную энергии жизни, ярких ее событий. Основное внимание Гончаров обращает на сложившийся строй той эпохи, который воздействовал на его героя. Это влияние выразилось в пустом и бессмысленном существовании Обломова. Беспомощные попытки к возрождению под влиянием Ольги, Штольца, женитьбы на Пшеницыной, да и сама смерть определены в романе как Обломовщина.

Сам характер героя по замыслу писателя намного крупнее и глубже. Сон Обломова это ключ разгадки всего романа. Герой перемещается в другую эпоху, к другим людям. Много света, радостное детство, сады, солнечные речки, но сначала надо пройти преграды, бесконечное море с бушующими волнами, стонами. За ним скалы с пропастями, багряное небо с красным заревом. После волнующего пейзажа, попадаем в небольшой уголок, где люди живут счастливо, где хочется родится и умереть, иначе и быть не может, так они считают. Гончаров описывает этих жителей: «Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте». Там мы встречаем юного Обломова. В детстве Обломов не мог сам одеться, ему всегда помогали слуги. Будучи взрослым, он тоже прибегает к их помощи. Илюша растет в атмосфере любви, покоя и чрезмерной опеки. Обломовка - это уголок, где царствует спокойствие и невозмутимая тишина. Это сон во сне. Все вокруг будто замерло, и ни что не в силах разбудить этих людей, которые бесполезно живут в далекой деревушке без всякой связи с остальным миром. Илюша вырос на сказках и легендах, которые ему рассказывала няня. Развивая мечтательность, сказка больше привязывала Илюшу к дому, вызывая бездействие.

Во сне Обломова описывается детство героя, его воспитание. Все это помогает узнать характер Обломова. Жизнь Обломовых, это пассивность и апатия. Детство вот его идеал. Там в Обломовке - тепло, надёжно и очень защищено чувствовал себя Илюша. Этот идеал и обрёк его на бесцельное дальнейшее существование.

Разгадка характера Ильи Ильича в его детстве, откуда прямые нити протягиваются к взрослому герою. Характер героя - объективный результат условий рождения и воспитания.

обломов роман лень характер


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Просмотров