Культура народная массовая и элитарная примеры презентация. Презентация на тему "массовая и элитарная культура"

Подобные документы

    Определение структуры культуры. Мировая и национальная культура. Элитарная, народная и массовая формы просвещенности народа. Материальный и духовный компоненты культуры. Роль искусства и религии в формировании языка, мировоззрения и ментальности.

    реферат, добавлен 08.04.2015

    Модернизм и его течение в искусстве XX века. Особенности абстракционизма, сюрреализма, поп-арт и некоторых других направлений. Общая характеристика русского авангарда и специфика его эволюции. Взаимосвязь и влияние постмодернизма и современной культуры.

    реферат, добавлен 02.03.2010

    Сущность понятия культура, ее взаимосвязь с цивилизацией. Возникновение теории массовой и элитарной культур, их особенности, значение, тематика произведений; человек "массы "и "элиты". Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур.

    реферат, добавлен 01.05.2013

    Понятие культуры как уровня развития общества, типов и форм организации деятельности людей, их материальных и духовных ценностей. Структура культура, ее социальные составляющие и особенности предназначения. Характеристика массовой и элитарной культуры.

    реферат, добавлен 18.08.2014

    Значение понятия культуры как духовной жизни общества. Ее основные функции, формы и разновидности. Значение популярной и фольклорной народных культур. Признаки массовой и элитарной культур. Науки, изучающие различные стороны культурной деятельности.

    презентация, добавлен 10.11.2011

    Памятники первобытной культуры: дольмены, кромлехи, менгиры, курганы. Египетские пирамиды - величайшие архитектурные памятники Древнего Египта. Культура античности, Средневековья и Возрождения. Индустриальная культура. Модернизм и постмодернизм XXI века.

    реферат, добавлен 12.01.2014

    Происхождение искусства и его значение для жизни людей. Морфология художественной деятельности. Художественный образ и стиль - способы бытия искусства. Реализм, романтизм модернизм в истории искусства. Сюрреализм, абстракционизм и концептуализм, поп-арт.

    лекция, добавлен 09.09.2017

    Понятие и общая характеристика элитарной моды, ее отличительные особенности и распространенность, оценка роли и значения в структуре элитарной культуры, формирование ее постулатов. Влияние элитарное моды на развитие общества на современном этапе.

    реферат, добавлен 07.05.2014

    Различные понятия "искусства" и их роль. Виды искусства как исторически сложившиеся формы творческой деятельности, их взаимосвязь. Роль искусства в жизни общества. Первобытная культура и первобытное искусство. Взгляды на происхождение искусства.

    реферат, добавлен 16.01.2011

    Определения элиты и элитарной культуры. Элитарные направления в художественной культуре: музыка, театр, балет, живопись. Противопоставление элитарной культуры народной и массовой. Сонористика, пуантилизм. Московский театр миниатюр. Театр Романа Виктюка.

Слайд 2

Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни Само слово культура вошло в обиход европейской социальной мысли со второй половины 18 века.

Слайд 3

Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. В немецкой классической философии культура - это область духовной свободы человека. Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человека. В конце XIX - начале XX в культуре стали видеть прежде всего специфическую систему ценностей, размещающихся по их роли в жизни и организации общества. В начале XX века широкую известность получила концепция "локальных" цивилизаций - замкнутых и самодостаточных культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая рассматривалась как последний этап развития данного общества.

Слайд 4

Многообразие типов культуры можно рассматривать в двух аспектах: многообразие: культура в масштабах человечества, акцент на социо-культурных суперсистемах, внутреннее многообразие: культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах. В рамках же отдельного общества можно выделить: высокую (элитарную) народную (фольклорную) культуру, в их основе - различный уровень образованности индивидов и массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.

Слайд 5

Массовая культура формирует иную, ту, что называют высокой, или - элитарной. Массовая культура - индикатор многих сторон жизни общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений. Внутри массовой культуры существует своя иерархия ценностей и иерархия персон. Взвешенная система оценок и, наоборот, скандальные потасовки, драка за место у престола. Массовая культура - это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью.

Слайд 6

Массы – есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности» Д. Белл

американский социолог

Слайд 7

Музыка Моцарта в зале филармонии остается явлением элитарной культуры, а та же мелодия в упрощенном варианте, звучащая как сигнал вызова мобильного телефона,- явление культуры массовой. Итак, в отношении субъекта творчества - восприятия можно выделить народную культуру, элитарную и массовую.

Слайд 8

Элитарность и массовость имеют равное отношение как к феноменам Культуры. В самой массовой культуре можно выделить, например, стихийно складывающуюся культуру под воздействием массы внешних факторов: культуру тоталитарную, навязанную массам тем или иным тоталитарным режимом и всячески поддерживаемую им. Искусство социалистического реализма является одной из главных разновидностей такого искусства. Возможна также фиксация внимания на функционировании и модификации традиционных видов искусства и появлении новых. К последним относятся фотоискусство, кино, телевидение, видео-, различные виды электронных искусств, компьютерное искусство и их всевозможные взаимо-соединения и комбинации.

Слайд 9

Специфической чертой ХХ в. было распространение массовой культуры, в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации. Цель массовой культуры Для чего нужна массовая культура? Для того, чтобы осуществлять принцип дополнительности, когда нехватка информации в одном канале связи заменяется избытком ее в другом.Именно таким образом массовая культура противопоставляется фундаментальной культуре. Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна,так как обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.

Слайд 10

Массовая культура возникла в ХХ в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное -в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.

Слайд 11

Массовая культура возникла в ХХ в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий.

Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное -в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.

Слайд 12

Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социо-культурного бытия современных развитых сообществ, остается сравнительно малоосмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры. Интересные теоретические основания исследования социальных функций культуры. В соответствии с концепцией в морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры, осваиваемой человеком в процессе его общей социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования. Промежуточное положение между этими двумя областями с функцией транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека и занимает массовая культура. Со времени разложения первобытного общества, начала разделения труда, социальной стратификации в человеческих коллективах и сложения первых городских цивилизаций возникла и соответствующая дифференциация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных с их образом жизни, материальными средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии и символики социальной престижности. Эти дифференцированные сегменты общей культуры стали называть социальными субкультурами.

Слайд 13

Третья социальная субкультура – элитарная. Под этим словом обычно подразумевают особенную утонченность, сложность и высокую качественность культурной продукции. Ее главная функция – производство социального порядка (в виде права, власти, структур социальной организации общества и легитимного насилия в интересах поддержания этой организации), а также обосновывающей этот порядок идеологии (в формах религии, социальной философии и политической мысли). Элитарную субкультуру отличает: очень высокий уровень специализации; высочайший уровень социальных притязаний личности (любовь к власти, богатству и славе считается "нормальной" психологией любой элиты).

Слайд 14

Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие: индустрия "субкультуры детства" ,преследующие цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание навыков социальной и личной культуры, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе; массовая общеобразовательная школа, тесно связанная с установками "субкультуры детства", приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям. средства массовой информации, транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту информацию в "нужном" для ангажирующего данное СМИ заказчика ракурсе, т.е. фактически манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика.

Слайд 15

система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, "патриотического" воспитания, контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп, манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит. массовые политические движения (партийные и молодежные организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения. массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический "патриотизм", социальная демагогия, популизм, экстрасенсорика, "шпиономания", "охота на ведьм), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций ("наши – не наши"), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляциям к простым и, как правило, фантастическим объяснениям (мировой заговор, происки иностранных спецслужб, "барабашки", инопланетяне)

Слайд 16

рефлексиям, от усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении; индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды массовых шоу. индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправления его телесного имиджа, что, помимо объективно необходимой физической рекреации человеческого организма; индустрия интеллектуального и эстетического досуга,приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую "гуманитарную эрудицию" у населения, актуализирующая взгляды на торжество просвещенности и гуманности.

Слайд 17

Жанры массовой культуры Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Занимательность же задается жесткими структурными условиями текста. Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массовой культуры. может быть примитивной с точки зрения элитарной фундаментальной культуры, но она не должна быть плохо сделанной, а наоборот, в своей примитивности она должна быть совершенной - только в этом случае ей обеспечен читательский и, стало быть, коммерческий успех.. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, - отчетливое членение на жанры.

Слайд 18

Можно сказать, что жанры массовой культуры должны обладать жестким синтаксисом - внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл. Тексты массовой литературы и кинематографа построены так же. Зачем это нужно? Это необходимо для того, чтобы жанр мог быть опознан сразу; и ожидание не должно нарушаться. Зритель не должен быть разочарован. Комедия не должна портить детектив, а сюжет триллера должен быть захватывающим и опасным. Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются. Повторяемость - это свойство мифа - в этом глубинное родство массовая и элитарной культуры. Актеры в сознании зрителя отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические мифологические боги. Кинозвезды ведь и есть боги современного массового сознания. Разновидностью текстов массовой культуры являются культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе самих, а в окружающей реальности. Так, наиболее известные культовые тексты советского кино - «Чапаев», «Адъютант его превосходительства», «Семнадцать мгновений весны» - провоцировали в массовом сознании бесконечные цитаты и формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про Штирлица. То есть культовые тексты массовой культуры. формируют вокруг себя особую интертекстовую реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты про Чапаева и Штирлица являются частью внутренней структуры самих этих текстов. Они являются частью структуры самой жизни, языковыми, элементами повседневной жизни языка. Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена сложно и утонченно, так влиять на внетекстовую реальность не может. Случается правда, какой-либо модернистский или авангардистский прием в такой степени осваивается фундаментальной культурой, что становится штампом. Тогда он может использоваться текстами массовой культуры. В качестве примера можно привести знаменитые советские кинематографические афиши, где на переднем плане изображалось огромное лицо главного героя фильма, а на заднем плане маленькие человечки кого-то убивали или просто мельтешили.Это изменение, искажение пропорций - штамп сюрреализма. Но массовым сознанием он воспринимается как реалистический,хотя все знают, что головы без тела не бывает, и что такое пространство, в сущности, нелепо.

Посмотреть все слайды

Элитарное искусство

Кочанова Полина 10 класс

МБОУ «СОШ №14 п.Подъяпольское»

Девиз: «Искусство для искусства»

Цель: Самовыражение

В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина)

Пабло Пикассо - гений современного искусства

  • В Испании, в небольшом городе Малага, 25 октября 1881 года на свет появился малыш. Роды были тяжелыми, родившийся мальчик не мог дышать. Чтобы его легкие раскрылись, ему в носик вдули сигаретный дым. Так началась жизнь самого юного в мире «курильщика» и вместе с тем величайшего художника девятнадцатого века Пабло Пикассо.
  • Необычный талант начал проявляться у мальчика ещё в раннем детстве. Его первое слово было «карандаш», и рисовать он научился прежде, чем говорить.

Пабло Пикассо можно по праву назвать одним из самых удивительных и неподражаемых художников. Он всегда был разным, но всегда – шокирующим. Знаменитые картины Пикассо – это необыкновенный тандем традиционной живописи и оригинального искусства. Он настолько отдавался своим произведениям, что не замечал своего стилистического непостоянства. Пабло Пикассо умело сочетал на холсте такие необыкновенные материалы как металл, камень, гипс, уголь, карандаш или масляные краски. Великолепный художник не останавливался ни перед чем. Возможно, поэтому картины Пикассо так удивляют своей эмоциональностью и смелостью.

Топ-10 самых известных картин Пабло Пикассо

10. Старый гитарист

Картина была написана в 1903 году после того, как друг Пикассо, Карлос Касагемас покончил жизнь самоубийством. В это время с пониманием художник относится к оступившимся, униженным судьбой и бедностью. Это полотно было создано в Мадриде, и используемый искаженный стиль напоминает Эль Греко. Здесь изображен изогнутый слепой человек, который держит большую коричневую гитару. Коричневый цвет выходит за рамки общей цветовой гаммы картины. Не только фактически, но и символически гитара заполняет все пространство вокруг старика, который, кажется, не обращая внимания на слепоту и бедность, полностью отдался музыке.

9. Девушка перед зеркалом

Нa написаннoй в маpте 1932 года картине мы видим образ францyзской любовницы Пикассо, Марии Терезы Вальтер. Стиль этой картины называется кубизм. Идея кубизма - взять объект, разбить его на более простые части, а затем, исxодя из нескольких точек зрения, воссоздать те самые части на холсте. В «Девушке перед зеркалом» можно рассмотреть образ тщеславия. Картина на первый взгляд кажется довольно простой, но если присмотреться, то можно найти различные глубокие символы на всех частях картины.

8. Герника

Вoзможно, это однa из самыx известных каpтин Пикассо. Это не просто обычная картина, а еще и сильное политическое заявление. Здесь хyдожник критикует бомбардировки баскского города Герника, проведенные нацистами во время гражданской войны в Испании. Картина размером 3,5 м в высоту и 7,8 м в длину представляет собой мощный обвинительный акт против войны. Используемый стиль живописи представляет собой сочетание в черно-белых тонах пасторали и эпоса. «Герника» - скрупулезное изображение трагедий войны и страданий мирных жителей.

7. Три музыканта

Нaзвание каpтины заключает в себе название серии, кoторая была завершена Пикассо в 1921 годy в Фонтенбло недалеко от Парижа. Это довольно большая картина по размеру – ширина и высота ее более 2 метров. Здесь используется синтетический стиль кубизма, который превращает xудожественное произведение в последовательность плоскостей, линий и дуг. На каждой картине под этим названием изображен Арлекин, Пьеро и монах. Считается, что этими тремя символическими героями являются сам Пикассо, Гийом Аполлинер и Макс Жакоб, соответственно. Аполлинер и Жакоб были очень хорошими друзьями Пикассо в течение 1910-х годов. Некоторые историки, однако, считают, что «Три музыканта» - это запоздалый ответ Пикассо Матиссу и его «Уроку фортепиано».

  • Сидящая женщина.
  • Мария Тереза Вальтер

Кaк и «Геpника», этo произведение искyсства тоже создано в 1937 году. Музой Пикассо была Мария Тереза Вальтер, и он создал множество ее спокойныx образов. Многие считают, что эта картина напоминает королеву из колоды игральных карт – такую образность часто проектируют с помощью полос. Работа также выполнена в стиле кубизм наряду с поляризацией красного и зеленого цветов.

5. Дора Маар с кошкой

Нa каpтине, кoторая была написана Пикассо в 1941 годy, его xорватская любовница изображена сидящей на стуле с маленькой кошкой на плече. За время отношений с Дорой Маар, которые длились десять лет, Пикассо рисовал ее портреты много раз. Сама Дора была фотографом-сюрреалистом. Эта картина считается одним из наименее агрессивных изображений Доры Маар, а также одной из самых дорогих картин в мире. В композиции Пикассо проявил исключительное внимание к деталям, многие из которых символичны.

4. Гoлyбaя обнаженная

«Гoлyбaя обнаженная» является одним из самыx pанних шедевров Пикассо. Она была написана в 1902 г. Эта картина из голубого периода Пикассо. В это время Пикассо использовал бледный, холодный синий цвет в качестве доминирующего цвета в его картинах и эскизах. В большинство его картин во время голубого периода с помощью одного цвета отражены сильные эмоции. «Голубая обнаженная» сидит к нам спиной в позе эмбриона. Картина не предлагает никакого подтекста, и ее эмоции не ясны.

3. Авиньонские девицы

Этoт шедевp нaписан в 1907 годy и является одним из наиболее типичныx примеров кубизма в живописи. Картина выходит за рамки традиционной композиции и подачи. Пикассо инновационно использует искаженные женские тела и геометрические формы. Ни одна из фигуры не изображена с традиционной женственностью, и женщины кажутся слегка угрожающими. Пикассо потребовалось девять месяцев, чтобы завершить это полотно. Эта картина также отражает влияние африканского искусства.

  • Обнаженная, зеленые
  • листья и бюст

Нaписанная в 1932 гoдy, каpтина опять изображает любовницу Пикассо, Марию Терезу Вальтер. Полотно размером около полутора метров в длину и высоту было завершено в течение одного дня. Эта картина считается одним из самыx больших достижений Пикассо в межвоенный период. Она порождает иллюзии и считается весьма сексуальной.

1. Плачущая женщина

Хoлст, нaписанный маслом, «Плачyщая женщина» создан Пикассо в 1937 г. Считается, что эта каpтина является продолжением темы трагедии, которая изображена в Гернике. Рисуя плачущую женщину, Пикассо непосредственно сосредоточился на человеческом аспекте страдания и создал уникальный универсальный образ. Эта картина завершала серию, которую Пикассо нарисовал в знак протеста. Моделью для картины (как и для всей серии) была Дора Маар, которая работала профессиональным фотографом.

Это были самые известные картины Пабло Пикассо.

Спасибо за внимание!

Элитарная культура

Выполнила: ученица 9 класса Б

МОУ СОШ № 23

Новикова Яна

Проверил: Дорошенко И.А.


Элитарная культура - совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами.

Девиз : «Искусство для искусства»


Происхождение

Исторически элитарная культура возникла как антитеза массовой и свой смысл, основное значение проявляет в сопоставлении с последней.

(Постановка: Евгений Онегин)


Признаки элитарной культуры

  • Создается профессионалами
  • Рассчитана на узкий круг знатоков
  • Сложна в восприятии и усвоении

  • Сложна по форме и содержанию
  • Не преследуется коммерческая выгода
  • Является способом самовыражения

Большинство произведений элитарной культуры первоначально носят авангардный или экспериментальный характер. В них используются художественные средства, которые станут понятны массовому сознанию спустя несколько десятилетий.


Примеры элитарной культуры

  • Фильмы Федерико Феллини
  • Книги Франца Кафки
  • Картины Пабло Пикассо
  • Органная Музыка

Фильмы Федерико Феллини

Федерико Феллини - итальянский кинорежиссёр. Обладатель пяти премий «Оскар» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.


Книги Франца Кафки

Франц Кафка - один из выдающихся немецкоязычных писателей XX века, бо́льшая часть работ которого была опубликована посмертно.


Картины Пабло Пикассо

Пабло Пикассо -Основоположник кубизма,в котором трёхмерное тело в оригинальной манере рисовалось как ряд совмещённых воедино плоскостей. Пикассо много работал как график, скульптор, керамист и т. д.


Органная Музыка

Органная музыка - музыка, предназначенная для исполнения на органе соло или в сопровождении каких-либо других музыкальных инструментов.


Источники

  • wikipedia.org
  • kakprosto.ru
  • yandex.ru/images

Презентация на Тему: «Элитарная культура» Элитарная культура - это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

Происхождение термина Исторически элитарная культура возникла как антитеза массовой и свой смысл, основное значение проявляет в сопоставлении с последней. Суть элитарной культуры впервые была проанализирована X. Ортегой-и-Гассетом(«Дегуманизация искусства» , «Восстание масс») и К. Манхеймом («Идеология и утопия» , «Человек и общество в век преобразований» , «Эссе социологии культуры»), которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом вербального общения - языком, вырабатываемым её носителями, где особые социальные группы - священнослужителей, политиков, деятелей искусств - используют и особые, закрытые для непосвященных языки, в том числе латынь и санскрит.

Особенности «Элитарной культуры» Субъектом элитарной, высокой культуры является личность - свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.

Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму - сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим презентации и выступающие в виде тиражированной продукции, адаптированной, приспособленной к несвойственному для себя типу функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта. В этом смысле можно говорить о способности формы являться носителем содержания. В области музыки форма в полной мере является содержательной, даже незначительные её трансформации (к примеру, широко распространенная практика перевода классической музыки в электронный вариант её инструментовки) приводят к разрушению целостности произведения. В области изобразительного искусства к аналогичному результату приводит перевод аутентичного изображения в иной формат - репродукции или цифрового варианта (даже при стремлении сохранения контекста - в виртуальном музее).

Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех её исторических и типологических разновидностях - фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т. п. Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей: Таким образом, элитарная культура - это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью; способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности; способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений; наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими» ; жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных» ; индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными; созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора; использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре её преобразованием, подражание - деформацией, проникновение в смысл - домысливанием и переосмысливанием данности; смысловой и функциональной «закрытостью» , «узостью» , обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а её носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз» , «хранителей тайны и веры» , что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

Просмотров