Сонечка вечная пока мир стоит. 


Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» написан в 1866 году на основе современных событий как «психологический отчёт об одном преступлении». Главный герой этого произведения – бывший студент юридического факультета Родион Романович Раскольников. Название романа говорит о том, что в центре книги психологическая жизнь и судьба этого человека.

Раскольников совершает преступление, убив старуху процентщицу, и в эпилоге отбывает наказание на каторге. Но ещё большим наказанием для него является разъединение с людьми, муки совести и сознание своей несостоятельности как великого человека.

Центральная идея романа – это мысль о воскресении души, о возрождении её к новой жизни. Если бы рядом с Раскольниковым не оказалось Сони Мармеладовой, он не смог бы воскресить себя для новой жизни.

Соня задумана автором не только как двойник главного героя по судьбе(она тоже «переступила»), но она ещё выступает в роли антипода Раскольникова по той правде, которой она следует в жизни. В конце романа правда Сони становится и правдой героя.

Перед нами психологическое и идеологическое произведение, в котором у каждого из героев «особая точка зрения на мир и на самого себя», по выражению литературоведа М. М. Бахтина. Каждый герой Достоевского живёт в соответствии со своей идеей. Идея Раскольникова – это право гордого человека на преобразование мира, на устранение в нём страдания. Идея Сони в бесконечной любви к ближнему, в «ненасытимом сострадании» и самопожертвовании, в вере в Бога, который «не допустит» больше страдания, чем может человек вынести.

Достоевский убеждён, что человек не имеет права требовать счастья. Счастье не даётся так просто, его надо заслужить страданием.

Образ Сонечки несёт в себе основную идею романа. Эта героиня является нравственным идеалом автора.

Рассмотрим, почему в произведении Достоевского Сонечка названа «вечной».

Впервые об этой девушке мы узнаём из рассказа её отца Семёна Захаровича Мармеладова. После «пробы» Раскольников покидает квартиру будущей своей жертвы «в решительном смущении». Он сознаёт, что задуманное убийство «грязно, пакостно, гадко», и заходит в распивочную. Здесь он и выслушивает историю семьи бывшего чиновника Мармеладова. Родная дочь этого спившегося и опустившегося человека вынуждена была пойти по жёлтому билету, чтобы спасти голодных детей. Подтолкнула её к этому мачеха Катерина Ивановна, «великодушная, но несправедливая», «дама горячая, гордая и непреклонная». Когда в очередной раз дети начали плакать от голода, Катерина Ивановна стала упрекать Соню в «дармоедстве». Кроткая падчерица тихо спросила: «Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое пойти?» Больная чахоткой мачеха, «при взволнованных чувствах», «при плаче детей, не евших», сказала «в пересмешку», «более ради оскорбления, чем в точном смысле»: «А что ж … чего беречь? Эко сокровище!» Тогда-то бедная девушка и вышла в первый раз на улицу, а через некоторое время принесла мачехе 30 целковых как знак того, что она предала себя ради своих домашних.

Уже тогда, слушая болезненное повествование Мармеладова о дочери, Раскольников, ещё не убивший старуху, а только замышляющий страшное преступление, решает, что расскажет обо всём только Соне. Уже тогда он решает, что девушка его поймёт и не оставит.

После посещения нищенского угла Мармеладовых молодой человек испытывает противоречивые чувства. С одной стороны, он осуждает бедных людей, доведённых до крайней нищеты: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако же, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец – человек привыкает!» Но с другой стороны, он ощущает сострадание к этим униженным и оскорблённым, которым больше «некуда идти». В нём возникает желание изменить мир, желание действовать, и все свои нравственные колебания он называет «предрассудками», «страхами напускными»: «… и нет никаких преград, и так тому и следует быть!»

На следующий день после знакомства с Мармеладовым Раскольников получает письмо матери. Из него он узнаёт, что его родная сестра Дуня решает выйти замуж за респектабельного, обеспеченного адвоката Лужина. Молодой человек понимает, что сестра жертвует сбой ради его благополучия. В его размышлениях возникает образ «вечной Сонечки» как символ самопожертвования ради близких: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»

Создавая образ «вечной Сонечки», автор огромное значение придаёт портрету своей героини. Впервые облик этой хрупкой девушки возникает в исповеди её отца: «…безответная она, и голосок у неё такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое».

Три портретные детали создают евангельские мотивы и заставляют видеть в героине прообраз Божьей Матери. Во-первых, это фамильный большой драдедамовый зелёный платок, которым Соня укрылась, вернувшись с улицы. Это символическая деталь. Зелёный цвет – это цвет Богородицы. Драдедам – тонкое сукно. Это слово по звучанию напоминает Notre Dam - французское наименование Богородицы. Во-вторых, «бурнусик» - «накидка и верхняя одежда разного вида, мужская и женская, будто по образцу арабскому». Такую одежду носили во времена Христа. Но самая важная деталь – психологическая. Когда Мармеладов приходит к дочери просить денег «на похмелье», подробно описывается взгляд Сони: «Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела…Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют!» Соня не осуждает своего отца за грех, она бесконечно любит его и сострадает своему заблудшему отцу. Взгляд Сони – это взгляд Богородицы, которая с небес смотрит на людей и тоскует об их душе.

Впервые раскольников видит Соню у постели умирающего отца. Девушка в «грошовом наряде», но «разукрашенном по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своём особом мире с ярко и позорно выдающеюся целью». Только перед смертью понял Мармеладов, как неизмеримо виноват он перед дочерью, когда увидел её «приниженную, убитую, расфранченную и стыдящуюся, смиренно ожидающую своей очереди проститься с умирающим отцом». Только перед смертью попросил он прощения у дочери.

Портретная деталь – «замечательно голубые глаза» - подчёркивают внутреннюю красоту Сони.

Если первый портрет передаёт ненормальность, неестественность, уродливость существования девушки, то второй портрет, данный в эпизоде её посещения квартиры Раскольникова, раскрывает внутреннюю сущность «вечной Сонечки». Истина открывается в размышлениях Родиона Романовича о судьбе девушки: «Весь этот позор, очевидно, коснулся её только механически; настоящий разврат ещё не проник ни одною каплей в её сердце». во втором портрете выделяется «детскость» героини. Перед нами «скромно и даже бедно одетая девушка, очень ещё молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом».

Центральное место в романе занимает эпизод чтения Евангелия. Соня по просьбе Раскольникова читает ему о воскресении Лазаря. Передавая волнение девушки, читающей самое дорогое и сокровенное, автор приоткрывает перед читателями главную тайну её жизни – надежду на воскресение. Молодому человеку не удалось сделать Соню своей единомышленницей. Хрупкая и маленькая Соня оказалась сильной духовно и стойкой. В этой сцене внутреннюю силу своей героини автор передаёт с помощью портретных деталей: «слабенькая грудь её вся колыхалась от волнения»; «вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него», «кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнём, таким суровым энергическим чувством», «маленькое тело, ещё дрожавшее от негодования и гнева».

Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился. Ф. Достоевский. Преступление и наказание Проводником философии автора (безраздельное слу­жение людям) и олицетворением добра в романе явля­ется образ Сони Мармеладовой, которая сумела силой собственной души противостоять окружающему ее злу и насилию. Тепло и сердечно описывает Соню Ф. М. Достоев­ский: «Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромной и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка». Как и вся петербургская беднота, семья Мармеладовых живет в страшной нищете: и вечно пьяный, смирившийся с унизительной и несправедливой жизнью, опустившийся Мармеладов, и чахоточная Катерина Ивановна, и малень­кие беспомощные дети. Семнадцатилетняя Соня находит единственный выход спасти от голодной смерти свою се­мью - она выходит на улицу продавать собственное тело. Для глубоко религиозной девушки такой поступок - страшный грех, поскольку, нарушая христианские запове­ди, она губит свою душу, обрекая ее на муки при жизни и на вечные страдания после смерти. И все же она жертвует собой ради детей своего отца, ради мачехи. Милосердная, бескорыстная Соня находит в себе силы не ожесточиться, не упасть в грязь, окружающую ее в уличной жизни, сохра­нить бесконечное человеколюбие и веру в силу человече­ской личности, несмотря на то, что причиняет своей душе и совести непоправимое зло. Именно поэтому Раскольников, порвавший все связи с близкими ему людьми, в самые тяжелые для него минуты приходит к Соне, приносит ей свою боль, свое преступле­ние. По мнению Родиона, Соня совершила не менее тяже­лое злодеяние, чем он, а может, и более страшное, посколь­ку она жертвует не кем-то, а собой, и эта жертва напрасна. Девушка прекрасно осознает вину, лежащую на ее совести, ведь она даже думала о самоубийстве, которое могло бы избавить ее от позора и мучений в этой жизни. Но мысль о бедных и беспомощных голодных детях заставила ее смириться, забыть о своем страдании. Считая, что Соня на самом деле никого не спасла, а только себя «загубила», Раскольников пытается обратить ее в свою «веру» и задает ей коварный вопрос: что лучше - подлецу «жить и делать мерзости» или умирать чест­ному человеку? И получает исчерпывающий ответ Сони: «Да ведь я божьего промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, а кому не жить?» Так и не удалось Родиону Раскольникову убедить в своей правоте девушку, которая твердо уверена: пожер­твовать собой для блага близких - это одно, а лишать во имя этого блага жизни других - совсем другое дело. Поэтому все старания Сони направлены на разрушение бесчеловечной теории Раскольникова, который «ужасно, бесконечно несчастен». Беззащитная, но сильная в своей покорности, способ­ная к самоотречению «вечная Сонечка» готова жертвовать собой ради других, поэтому в ее поступках сама жизнь стирает границы между добром и злом. Не жалея себя, девушка спасала семью Мармеладовых, так же самоотвер­женно она бросается спасать и Раскольникова, чувствуя, что нужна ему. По мнению Сони, выход кроется в смире­нии и принятии основных христианских норм, которые помогают не только раскаяться в своих грехах, но и очис­титься от всего злого и губительного для человеческой души. Именно религия помогает девушке выжить в этом страшном мире и дает надежду на будущее. Благодаря Соне Раскольников понимает и признает нежизнеспособность и антигуманность своей теории, рас­крывая свое сердце новым чувствам, а разум - новым мыслям о том, что только любовь к людям и вера в них могут спасти человека. Именно с этого начинается нрав­ственное возрождение героя, который, благодаря силе Сониной любви и ее способности претерпеть любые муки, превозмогает себя и делает свой первый шаг к воскре­сению.

Образ Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание » - это для Достоевского воплощение вечного смирения и страдания женской души с ее состраданием к близким, любовью к людям и безграничным самопожертвованием. Кроткая и тихая Сонечка Мармеладова, слабая, робкая, безответная, ради спасения от голода своей семьи, родных людей решается на страшный для женщины поступок. Мы понимаем, что ее решение - неизбежный, неумолимый результат условий, в которых она живет, но в то же время это пример активного действия во имя спасения погибающих. У нее нет ничего, кроме своего тела, и поэтому единственно возможный для нее способ спасти от голодной смерти маленьких Мармеладовых - это заниматься проституцией. Семнадцатилетняя Соня сама сделала выбор, сама решила, сама выбрала дорогу, не чувствуя ни обиды, ни зла к Катерине Ивановне, слова которой были последним толчком, приведшим Сонечку на панель. Поэтому ее душа не ожесточилась, не возненавидела враждебный ей мир, грязь уличной жизни не коснулась ее души. Ее спасает бесконечное человеколюбие. Вся жизнь Сонечки - это вечная жертва, жертва бескорыстная и бесконечная. Но в этом для Сони и есть смысл жизни, ее счастье, ее радость, она не может жить иначе. Ее любовь к людям, как вечный родник, питает ее измученную душу, дает ей силы идти по тернистому пути, которым является вся ее жизнь. Она даже думала о самоубийстве, чтобы избавиться от позора и мучений. Раскольников тоже считал, что «справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!» Но самоубийство для Сони было бы слишком эгоистическим выходом, а она думала о «них» - голодных детях, а потому сознательно и смиренно приняла уготованную ей судьбу. Смирение, покорность, христианская всепрощающая любовь к людям, самоотречение - главное в характере Сони.

Раскольников считает, что жертва Сони напрасна, что никого она не спасла, а только себя «загубила». Но жизнь опровергает эти слова Раскольникова. Именно к Соне приходит Раскольников исповедаться в грехе - в совершенном им убийстве. Именно она заставляет Раскольникова признаться в преступлении, доказав, что истинный смысл жизни в раскаянии и страдании. Она считает, что ни один человек не в праве лишить жизни другого: «И кто меня судьей поставил: кому жить, кому умереть?» Убеждения Раскольникова ужасают ее, но она не отталкивает его от себя. Великое сострадание заставляет ее стремиться переубедить, нравственно очистить загубленную душу Раскольникова. Соня спасает Раскольникова, ее любовь воскрешает его к жизни.

Любовь помогла Соне понять, что он несчастен, что, при всей видимой гордости, он нуждается в помощи и поддержке. Любовь помогла перешагнуть через такую преграду, как двойное убийство, чтобы попытаться воскресить и спасти убийцу. Соня отправляется за Раскольниковым на каторгу. Любовь и жертва Сони очищают ее от позорного и печального прошлого. Жертвенность в любви - вот вечная черта, характерная для русских женщин.

Спасение для себя и для Раскольникова Соня находит в вере в Бога. Ее вера в Бога - это ее последнее самоутверждение, дающее ей возможность делать добро во имя тех, кому она себя приносит в жертву, ее довод в пользу того, что жертва ее не будет бесполезной, что жизнь скоро найдет свой исход во всеобщей справедливости. Отсюда ее внутренняя сила и стойкость, помогающие пройти «круги ада» ее безрадостной и трагической жизни. О Соне можно говорить много. Ее можно считать героиней или вечной мученицей, но не восхищаться ее мужеством, ее внутренней силой, ее терпением просто невозможно.

Образ «вечной» Сонечки (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

Воплощением гуманистической философии Ф. М. Достоевского, подразумевающей бескорыстное служение людям, осуществление христианской мора-ли, несущей безраздельное добро, стал образ Сонечки Мармеладовой. Именно она сумела противостоять ок-ружающему ее миру зла и насилия благодаря силе и чистоте своей души. Уже в описании героини прояв-ляется отношение к ней автора: «...Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молодень-кая... с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». Теплота и сердечность присущи этим словам.

Как и вся представленная в романе беднота, семья Мармеладовых погрязла в страшной нищете. Вечно пьяный, потерявший самоуважение, смирившийся с несправедливостью жизни Мармеладов, больная Ка-терина Ивановна, беспомощные дети — все они, поро-жденные своим временем, глубоко несчастные люди, жалкие в своей беспомощности. И не миновать бы им гибели, если бы не семнадцатилетняя Сонечка, кото-рая нашла единственный выход для спасения своей семьи — торговать собственным телом. Для девушки с глубокими христианскими убеждениями такой по-ступок — самая большая жертва. Ведь, нарушая хри-стианские заповеди, она совершает страшный грех, обрекает свою душу на вечные страдания. Но Соня по-шла на это ради своих близких. Милосердие и состра-дание этой девушки не знает границ. Даже соприкос-нувшись с самым дном, на себе испытав всю низость и мерзость человеческую, она сохранила бесконечное человеколюбие, веру в добро, выстояла и не уподоби-лась тем, кто продает и покупает людские тела и души, не страдая от мук совести.

Именно поэтому Раскольников приходит к Сонеч-ке, чтобы открыть ей изболевшую душу. Но по мне-нию героя, Сонин грех не менее, а может даже и более, страшен, чем его. Раскольников считает ее жертву бессмысленной, не понимая и не принимая мысли об ответственности за жизни близких людей. А Сонечке только эта мысль и помогает смириться со своим паде-нием, забыть о своем страдании, ведь осознание собст-венной греховности толкало Соню на самоубийство, которое могло бы избавить ее от позора и нравствен-ных мук.

Полагая, что Сонечка, никого не спасая, только себя «загубила», Раскольников надеется найти в ней свое отражение, заставить поверить в его идею. Он за-дает ей вопрос: что лучше — подлецу «жить и делать мерзости » или честному человеку умирать? На что Со-нечка отвечает со всей присущей ей непосредственно-стью: «Да ведь я божьего промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» Надежды Раскольникова не оправдались. Со-нечка готова пожертвовать собой ради других, но не может принять убийства одного человека ради блага других. Именно поэтому она стала основным оппо-нентом Раскольникова, направив все свои силы на разрушение его безнравственной теории.

Хрупкая, кроткая Сонечка проявляет недюжин-ную силу в собственном смирении. «Вечная» Сонечка приносит себя в жертву, и в поступках ее невозможно найти границы между добром и злом. Так же, как, за-быв себя, она спасала свою семью, она стремится спа-сти Раскольникова, который «ужасно, бесконечно не-счастен». Она пытается привести его к основам хри-стианской веры, проповедующей смирение и раскаяние. Именно это, говорит писатель устами Со-нечки, помогает очистить душу от зла, губящего ее. Благодаря своим христианским убеждениям девушка выстояла в этом жестоком мире, храня надежду на светлое будущее.

Сонечка помогает Раскольникову понять противо-естественность, антигуманность его теории, принять в свое сердце ростки добра и любви. Любовь Сонечки, способность ее к самопожертвованию ведет героя к нравственному возрождению, к первому шагу на пути спасения своей души. «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?»,— думает Рас-кольников, понимая, что только «бесконечною любо-вью искупит он теперь все ее страдания».

Особое место в романе «Преступление и наказание» занимают женские образы. Девушек нищего Петербурга Достоевский рисует с глубоким чувством сострадания. «Вечная Соня» — назвал героиню Раскольников, имея в виду тех, кто будет жертвовать собой ради других. В системе образов романа это и Соня Мармеладова, и Ли-завета, младшая сестра старой ростовщицы Алены Ива-новны, и Дуня, сестра Раскольникова. «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит» — эти слова могут служить эпиграфом к рассказу о судьбах девушек из бедных семей в романе Достоевского.

Соня Мармеладова, дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника Семена Мармеладова. За-мученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, Катерины Ивановны, Соня вынуждена пойти на панель, чтобы содержать отца и его семью. Автор изоб-ражает ее как наивного, светлого душой, слабого, беспомощного ребенка: «Она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком...». Но «...несмотря на свои восемнадцать лет» Соня нарушила заповедь «не прелюбодействуй». «Ты тоже преступила,... смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загу-била жизнь... свою» — говорит Раскольников. Но Соня торгует своим телом, а не душой, она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Сострадание к близ-ким, смиренная вера в милосердие Бога никогда не поки-дали ее. Достоевский не показывает Соню «промышляю-щей», но тем не менее мы знаем, как она добывает деньги, чтобы накормить голодных детей Катерины Ивановны. И этот вопиющий контраст ее чистого духовного облика и ее грязной профессии, страшная судьба этой девушки-ребенка — наиболее веское доказательство преступности общества. Раскольников склоняется перед Соней и целует ей ноги: «Я не тебе поклонился, а всему страданию че-ловеческому поклонился». Соня всегда готова прийти на помощь. Раскольников, разорвав все отношения с людь-ми, приходит к Соне научиться у нее любви к людям, умению принимать свою судьбу и «нести свой крест».

Дуня Раскольникова — вариант все той же Сони: даже для собственного спасения от смерти себя не продаст, а за брата, за мать продаст. Мать и сестра любили Родиона Раскольникова страстно. Чтобы поддержать брата, Дуня поступила гувернанткой в семью Свидригайлова, взяв вперед сто рублей. Семьдесят из них она послала Роде.

Свидригайлов покусился на невинность Дуни, и она вынуждена была с позором оставить место. Чистота и правота ее вскоре были признаны, но практического выхода она все же не могла найти: по-прежнему нищета стояла у порога перед ней и матерью, по-прежнему она не в состоянии была чем-то помочь брату. В безвыходном своем положении Дуня приняла предложении Лужина, почти откровенно покупавшего ее, да еще с унизительны-ми, оскорбительными условиями. Но Дуня готова идти за Лужина ради брата, продавая свое спокойствие, свободу, совесть, тело без колебаний, без ропота, без единой жало-бы. Раскольников ясно понимает это: «...Сонечкин жре-бий ничуть не сквернее жребия с господином Лужиным».

В Дуне нет присущего Соне христианского смирения, она решительна и отчаянна (отказала Лужину, готова была стрелять в Свидригайлова). И в то же время душа ее так же исполнена любви к ближнему, как и душа Сони.

На страницах романа Лизавета появляется мельком. О ней рассказывает студент в трактире, мы видим ее в сцене убийства, после убийства о ней говорит Соня, ду-мает Раскольников. Постепенно вырисовывается облик доброго, забитого существа, кроткого, похожего на боль-шого ребенка. Лизавета — покорная раба своей сестры Алены. Автор отмечает: «Тихая такая, кроткая, безответ-ная, согласная, на все согласная».

В сознании Раскольникова образ Лизаветы сливается с образом Сони. В полубреду он думает: «Верная Лизаве-та! Зачем она тут подвернулась? Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими...» Особенно остро это ощущение ду-ховного родства Сони и Лизаветы дано в сцене призна-ния: «Он смотрел на нее и вдруг в ее лице как бы уви-дел лицо Лизаветы». Лизавета стала «Соней», такая же добрая, отзывчивая, погибшая безвинно и бессмысленно.

И Соня Мармеладова, и Дуня Раскольникова, и Лизаве-та, взаимо дополняя друг друга, воплощают в романе идею любви, милосердия, сострадания, самопожертвования.

Просмотров