Образ маленького человека в поэме "Медный всадник" А. С

Образ «маленького человека» раскрывался во многих русских произведениях. Примерами могут служить «Бедные люди» Ф.М. Достоевского, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Смерть чиновника» А.П. Чехова. Он постоянно менялся и представлялся в новых формах, но он всегда показывал одно – жизнь простого народа.

А.С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» показал безнадежную и безрезультатную борьбу «маленького человека» со властью и природной стихией.

В образе власти выступает «кумир на бронзовом коне» - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Отношение Пушкина к самодержцу очень противоречиво. В начале поэмы он описывает его, как могущественного царя-реформатора, который смог победить стихию и создать красивейший город, затмивший даже столицу: «И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова.»

Но, одновременно с этим, Петр не задумывается о жизни отдельного человека, а мыслит исключительно в масштабах государства. И, пренебрегая мнением народа и законами природы, царь добивается своего: «Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды Свой ветхий невод, ныне там, По оживленным берегам, Громады стройные теснятся Дворцов и башен»

Пушкин восхищается величественностью и красотой города, произносит восторженный гимн, признаваясь ему в любви: «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид»

Однако, вступление заканчивает строками: «Печален будет мой рассказ»

Этот рассказ повествует о главном герое произведения – Евгении. Он описывается, как «человек обыкновенный», не имеющий ни денег, ни чинов. Евгений «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и прожить с ней жизнь. Но наводнение, затопившее «омраченный Петроград», разрушило планы героя. Он надеется на лучшее и «спешит, душою замирая» к дому Параши, своей возлюбленной. Но, увидев, что от дома любимой ничего не осталось, он понимает, что могучая Нева уничтожила все, что он любил. Евгений, не устояв «против ужасных потрясений», теряет смысл жизни и понимает причину своих несчастий и узнает их виновника. Им оказывается тот, «чьей волей роковой под морем город основался». В нем рождается жажда возмездия к «державцу полумира». Но сила и значимость Евгения слишком мала, в сравнении с Петром. Поэтому, этот мятеж оказывается безумием, которое приводит только к скитаниям и страданиям, заканчивающиеся смертью «маленького человека». Таким образом, описывая историческое событие, Пушкин смог ярко показать, как волеизлияние исторически значимого лица повлияло на жизнь и судьбу народа. В настоящее время, эта проблема и трагедия «маленького человека» остается актуальной и нерешенной в истории и жизни человечества.

Поэма «Медный всадник» (1833) - одно из наиболее ярких и совершенных произведений Пушкина. В ней автор убедительно показывает всю сложность и противоречивость переломной эпохи в истории нашей страны. Следует подчеркнуть, что поэма занимает в творчестве Пушкина особое место. В этом произведении поэт попытался решить проблему взаимоотношения личности и государства, эта проблема составляла сущность духовных исканий Пушкина. Поэт видел возможность достижения согласия, гармонии между личностью и государством, знал, что человек может одновременно сознавать себя частью великого государства и яркой индивидуальностью, свободной от гнета. По какому же принципу должны строиться отношения личности и государства, чтобы частное и общественное сливались в одно целое Пушкинская поэма «Медный всадник» была своеобразной попыткой ответить на этот вопрос. К моменту создания «Медного всадника» в русской литературе назрела необходимость в стиховой повести о современном, не экзотическом и не надчеловечном герое.
Сюжет пушкинской поэмы вполне традиционен. В экспозиции автор представляет нам Евгения, скромного чиновника, «маленького человека», приметы быта которого сведены к минимуму: «стряхнул шинель, разделся, лег». Евгений из обедневших дворян, о чем Пушкин упоминает мельком, сообщив, что предки героя значились в «Истории Карамзина». Сегодняшний быт Евгения весьма скромен: он «где-то» служит, любит Парашу и мечтает жениться на^любимой девушке. В «Медном всаднике» частная жизнь и жизнь государственная представлены как два замкнутых мира, в каждом из которых существуют свои законы. Мир Евгения - мечты о тихих радостях семейной жизни. Мир государства, у истоков которого стоял Петр, - великие свершения и подчинение всего мира своей воле, своему порядку («Все флаги в гости к нам»). Мир частной личности и мир государства не просто отделены друг от друга, они враждебны, каждый из них несет другому зло и разрушение. Так, Петр свой город закладывает «назло надменному соседу» и уничтожает то, что добро и евято для бедного рыбака. Петр, который пытается подчинить, укротить стихию, вызывает ее злую месть, то есть становится виновником крушения всех личных надежд Евгения. Евгений хочет мстить, его угроза («Ужо тебе!») нелепа, но полна стремления к бунту против «кумира». В ответ он получает злую месть Петра и безумие. Восставший против государства был страшно наказан.
Таким образом, в основе отношений личности и государства лежит взаимное желание зла. И конфликт этот разрешить невозможно. Но для самого Пушкина в этом противоречии не было ничего трагического. Как для себя автор решает кон фликт личности и государства, мы можем понять, если обратимся к месту вступления поэмы «Медный всадник». Пушкин пишет:
Люблю тебя, Петра творенья. Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит...
По мнению Пушкина, в основу отношений между частным и государственным должна быть положена любовь, и поэтому жизнь государства и личности должны обогащать и дополнять друг друга. Пушкин разрешает конфликт личности и государства, преодолевая односторонность и мировоззрения Евгения, и взгляда на жизнь противоположной герою стороны. Кульминацией же этого столкновения является бунт «маленького» человека. Пушкин, поднимая бедного безумца до уровня Петра, начинает использовать возвышенную лексику. В момент гнева Евгений поистине страшен, ведь он осмелился угрожать самому Медному Всаднику! Однако бунт сошедшего с ума Евгения, - бунт бессмысленный и наказуемый. Кланяющиеся кумирам становятся их жертвами. Не исключено, что «бунт» Евгения содержит скрытую параллель с судьбой декабристов. Это подтверждает трагический финал «Медного всадника».
Анализируя пушкинскую поэму, мы приходим к выводу о том, что поэт проявил себя в ней как истинный философ. «Маленькие» люди будут бунтовать против высшей силы столько, сколько будет существовать государство. В этом-то и заключается трагичность и противоречие вечной борьбы слабых и сильных. Кто же все-таки виноват: великое государство, которое потеряло интерес к частной личности, или «маленький человек», который перестал интересоваться величием истории, выпал из нее? Читательское восприятие поэмы оказывается крайне противоречивым: по мнению Белинского, Пушкин обосновал трагическое право империи со всей ее государственной мощью распоряжаться жизнью частного человека; в XX веке некоторые критики предполагали, что Пушкин стоит на стороне Евгения; существует также мнение, что конфликт, изображенный Пушкиным, трагически неразрешим. Но очевидно, что для самого поэта в «Медном всаднике», по формуле литературоведа Ю. Лотмана, «правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря перейти в другой, а в том, чтобы «приподняться над жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей». Понимания и даже ненависти. Он сознает, что готовность принести себя в жертву - это прямая обязанность поэта.
Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Пушкин на протяжении всей своей жизни подтверждал собственные идеалы и стремления, высказанные в стихах. Он не боялся немилости сильных мира сего, он смело высказывался против крепостничества; выступал в защиту декабристов. Жизнь поэта была непростой, он сознательно отказывался от спокойствия и умиротворенности, считая назначением поэта - открывать миру правду.
В сатире праведной порок изображу И нравы сих веков потомству обнажу.
Поэту удалось донести до потомства свои мысли. Имя Пушкина всегда будет дорого для тех, кто любит и понимает русскую историю и литературу.

В произведении великого русского поэта А. С. Пушкина в образе власти представляется памятник императору Петру. Главный герой произведения - Евгений, который описывается, как совершенно обычный человек. Наводнение, которое произошло в городе, омрачает все его планы. Придя к дому своей возлюбленной Параши, он видит, что река разрушила все, о чем он мог мечтать.

«Маленький человек» в литературе

Образ «маленького человека» в поэме «Медный всадник» - это далеко не единственная в русской литературе попытка описать подобный тип. Другими примерами может служить произведение «Бедные люди» Достоевского, «Шинель» Гоголя. В своем произведении великий русский поэт стремился показать бессмысленность борьбы «маленького человека» со всемогущей природной стихией, а также властью самодержавия.

Главный герой

Тема маленького человека в поэме «Медный всадник» раскрывается с помощью детального описания ее главного персонажа - Евгения. Согласно сложившейся традиции, поэма является произведением, которое имеет повествовательный характер. И если когда-то она считалась скорее историческим произведением, то со временем стала носить романтический характер. В поэме начали прорисовываться центральные действующие лица, которые являются самостоятельными действующими лицами, а не просто расплывчатые образы, выхваченные из исторического потока.

Интересы Евгения

Главный персонаж произведения - это Евгений, который является представителем «петербургского» периода в истории страны. Он и является тем «маленьким» человеком, смысл жизни которого заключается в устроении своего быта и тихом мещанском счастье. Его жизнь ограничивается тесным кругом забот о собственном доме и семье.

И это те черты характера, которые делают образ главного героя неприемлемым для самого поэта, именно они превращают его в «маленького человека». Великий русский поэт намеренно отказывается от того, чтобы описывать образ Евгения. Он даже лишает его какой-либо фамилии, подчеркивая этим, что на ее место можно поставить любую - в образе Евгения отражается жизнь многих представителей тогдашнего Петербурга.

Противопоставление личности и власти

Проблема маленького человека в поэме «Медный всадник» - это вопрос противостояния беспомощной единицы всесилию самодержавия. И в этом сравнении Медного всадника с главным героем и определяется главное отличие. Евгений обладает душой, и он может мучиться, печалиться, о чем-то мечтать. Император заботится о судьбах людей, в том числе и о Евгении, который когда-то будет жить в столице. А мысли главного героя витают вокруг собственной жизни. Однако, несмотря на это, именно он вызывает наибольшую симпатию читателя, его образ вызывает живое участие.

Бунт в душе

Наводнение, которое обрушилось на жизнь Евгения, делает из него настоящего героя. Он сходит с ума (как известно, это один из частых атрибутов главного персонажа романтического произведения). Главный герой бродит по улицам города, который стал для него враждебным, и слышит шум реки. Он отражает и бунт маленького человека в поэме «Медный всадник», который наполнял душу главного героя. Природная стихия пробуждает в его сердце то, что Пушкин считал главным для человека - память. Именно воспоминания о пережитом наводнении толкают его на Сенатскую площадь. Там он встречается уже во второй раз с памятником.

Он, наконец, понимает, в чем же заключается причина всех его страданий и несчастий. Евгений узнает виновника и начинает ему грозить - теперь он испытывает только лишь ненависть к «державцу полумира» и хочет ему отомстить.

К чему приводит протест

Духовная эволюция главного героя также порождает и естественность протеста. Также великий русский поэт показывает и преображение Евгения. Внутренний протест поднимает его к новой, наполненной трагизмом жизни, которая должна закончиться скорой гибелью. И Евгений отваживается грозить самому Петру своим возмездием. Эта угроза вызывает у императора страх, поскольку он осознает, какая сила заключается в духовном протесте человеческого сердца.

И когда Евгений, наконец, «прозревает», он становится Человеком в подлинном смысле этого слова. Нужно отметить, что ни разу в этом отрывке поэт не называет главного героя по имени - он снова становится безликим, таким, как все. Здесь читатель видит противостояние грозного царя и Человека, у которого есть сердце и память. В бунте Евгения отображается угроза для всего самодержавия, обещание народного возмездия. Но ожившая статуя наказывает «безумца бедного». В этом заключается трагедия маленького человека в поэме «Медный всадник».

Святое безумие

Символично также и то, что Пушкин называет своего главного героя «безумным». Ведь выступление одиночки против системы самодержавия не укладывается в рамки здравого смысла. Это и есть истинное безумие. Однако поэт подчеркивает, что оно является «святым», ибо молчание и смирение несет гибель. Только протест может спасти личность от нравственной гибели в тех условиях, где царит жестокость и насилие.

Великий русский поэт подчеркивает и трагизм, и комичность ситуации. Евгений - это «маленький человек», который бросает вызов мощной силе самодержавия. И он осмеливается пригрозить императору - при этом не настоящему, а его памятнику, вылитому из бронзы. Это действие - попытка противостоять злым обстоятельствам, подать свой голос.

Жизнь людей зависит от власти

Образ маленького человека в поэме «Медный всадник» очень показателен: в результате наводнения главный герой теряет возлюбленную, сходит с ума и в конечном счете погибает. Можно возразить, какое отношение имеют все эти события к проблеме государства? Но познакомившись с произведением поближе, можно понять, что в действительности - самое непосредственное. Ведь события разворачиваются в Петербурге, который по воле императора был возведен на берегах Невы.

Мастерство, с которым великий русский поэт передал свои идеи

Тема маленького человека в поэме «Медный всадник» - это противостояние человека беспощадной государственной системе. Ведь выходит так, что если бы самодержец не основал город именно в этом месте, то и главный герой произведения остался бы в живых. Эту глубокую и одновременно парадоксальную идею Александр Сергеевич воплощает с помощью системы образов, описанных в поэме. Ведь совершенно не случайно, помешавшись умом, Евгений видит своего врага в образе медного всадника, и не случайно этот всадник гонится за ним по улицам города и в конце концов его убивает. С помощью образа маленького человека в поэме «Медный всадник» Пушкин делает совершенно очевидной мысль о невозможности противостояния интересов отдельно взятого человека интересам того государства, в котором он живет. Правители всегда мыслят масштабно и не учитывают, какая же участь ждет жителей их стран.

На чьей же стороне сам Пушкин?

Нельзя однозначно и ответить на вопрос, на чьей стороне сам автор поэмы «Медный всадник». Бунт маленького человека - это лейтмотив произведения, однако не меньшую важность имеет для великого русского поэта и историческая оправданность действий императора. Ведь именно в этом произведении звучит вдохновенный гимн городу на Неве. Своим великолепием Петербург воплощал идею о великом русском государстве (а сделали его таковым именно дела Петра).

Александр Сергеевич не ставил перед собой задачи заклеймить империю или же, наоборот, возвысить ее. С одной стороны, поэт сохранял человечность, говоря об отдельно взятой личности и испытывая к ней сочувствие. Ведь образ маленького человека в поэме "Медный всадник" все-таки является основным. С другой, он видел, что великая страна - это также важная ценность. И не решая вопроса об отношениях между личностью и целым государством, великий русский поэт писал о неизбежном их противостоянии и трагичности взаимоотношений.

Поэма "Медный всадник" была написана в 1833 году в Болдине. К печати её не допустил Николай I.


В поэме рассказывается о бедном государственном служащем Евгении, жителе Петербурга. Он влюблён в Парашу, живущую на другом берегу реки. Казалось бы, ничто не тревожит их счастья, кроме временной разлуки, Евгений мечтает о семье и достатке, "И вдруг, как зверь остервенясь,/ На город кинулась" Нева.


Она уничтожила все запасы, затопила дома и убила многих людей, в том числе и Парашу. Евгений, узнав о смерти любимой, сошёл с ума. Целый год он скитался по городу и увидел памятник Петру I. Евгений обвинил "медного всадника" во всех своих бедах, и тут ему показалось, что этот величественный истукан погнался за ним. Прошло немного времени, и Евгений умер.


Трагедия "маленького человека" - одна из наиболее значимых и востребованных тем в русской литературе. Каждый писатель раскрывает эту тему по-своему, но цель произведения этой тематики - показать жизнь заурядных людей. Так поступил и Пушкин, описавший судьбу "маленького человека" Евгения. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


В своей поэме он показал образ Евгения в сравнении с силами, имевшими огромное влияние, - стихия и государственная власть.


К теме петровских преобразований также обращались многие писатели. Александр Сергеевич относится к Петру I двояко: в начале поэмы от отзывается о нём, как о достойном правителе, прорубившем окно в Европу; но Петр I не знает жизни "маленького человека", поэтому совершает реформы на благо государства в целом. Петр I считал, что Санкт-Петербург сможет вывести Россию на новый уровень, но он забыл про "убогих чухонцев" - людей, не готовых к преобразованиям. Слово царя - закон. Мечты Петра I сбылись, несмотря на трудности строительства. Пушкин восхищён "младшей столицей".


И тут же Александр Сергеевич переносит в жизнь Евгения - "маленького человека" в большом городе. Мысли Петра I Пушкин описывает так: "Какая дума на челе! Какая сила в нём сокрыта!" Как мы знаем, Петр I думал о Петербурге. Мысли Евгения выглядят мизерно: "О чём же думал он? о том,/ Что был он беден, что трудом/ Он должен был себе доставить/ И независимость и честь..." Он мечтает о достатке и счастливой семье: "Жениться? Мне? зачем же нет? Пройдёт, быть может, год-другой - /Местечко получу, Параше/ Препоручу семейство наше/ И воспитание ребят..." В этих помыслах нет ничего дурного, но от лица Евгения Пушкин выразил желания простого народа.


Я считаю, что Пушкин на примере сломанной из-за наводнения жизни Евгения хотел показать несостоявшиеся мечты "маленьких людей", в чьи жизни реформы ворвались, словно Нева в дом. Народ - в лице Евгения - грозит царю: "Ужо тебе!..", но всё-таки боится царя, даже "медного всадника".


Полезный материал

Некоторые почему-то считают, что год, когда была написана поэма "Медный всадник", - 1830. Анализ биографических сведений позволяет однозначно утверждать, что Пушкин создал ее в 1833 году. Это одно из самых совершенных и ярких произведений Александра Сергеевича. Автор в этой поэме убедительно показал всю противоречивость и сложность переломной эпохи отечественной истории. Нужно подчеркнуть, что поэма занимает особое место в творчестве Александра Сергеевича. Поэт в ней попытался решить актуальную во все времена проблему взаимоотношения государства и личности. Эта тема всегда была в центре духовных исканий автора.

Особенности жанра

Согласно традиции, сложившейся с давних пор, поэма - произведение, которое имеет лирический или повествовательный характер. Если первоначально она была скорее творением историческим, то с некоторых пор поэмы начали приобретать все чаще романтическую окрашенность. Это было связано с традицией популярного в средневековье. Еще позже нравственно-философская, личностная проблематика выдвигается на первый план. Начинают усиливаться лирико-драматические аспекты. В поэме вместе с тем прорисовываются центральные герои или один персонаж (это характерно для творчества писателей-романтиков) в качестве самостоятельных личностей. Они перестают быть выхваченными автором из исторического потока. Теперь это не просто расплывчатые фигуры, как раньше.

Образ маленького человека в русской литературе

Маленький человек в отечественной литературе - одна из сквозных тем. К ней обращались многие писатели и поэты 19 века. А. С. Пушкин затронул ее одним из первых в своей повести "Станционный смотритель". Гоголь, Чехов, Достоевский и многие другие стали продолжателями этой темы.

Каков же образ маленького человека в русской литературе? Этот человек мал в социальном плане. Он находится на одной из низших ступеней общественной иерархии. Кроме того, мир его притязаний и духовной жизни до крайности беден, узок, наполнен множеством запретов. Философских и исторических проблем не существует для этого героя. Он находится в замкнутом и узком мире своих жизненных интересов.

Евгений - маленький человек

Рассмотрим теперь образ маленького человека в поэме "Медный всадник". Евгений, герой ее, является порождением так называемого петербургского периода отечественной истории. Его можно назвать маленьким человеком, поскольку смысл жизни Евгения состоит в обретении мещанского благополучия: семьи, хорошего места, дома. Кругом семейных забот ограничено существование этого героя. Для него характерна непричастность к своему прошлому, так как он не тоскует ни о забытой старине, не о почиющей родне. Эти черты Евгения для Пушкина неприемлемы. Именно благодаря им этот персонаж представляет собой образ маленького человека в поэме "Медный всадник". Александр Сергеевич намеренно не дает подробную характеристику этого героя. У него даже нет фамилии, что говорит о том, что на его место можно поставить любого другого человека. В фигуре Евгения отразилась судьба множества подобных людей, чья жизнь пришлась на петербургский период истории. Однако образ маленького человека в поэме "Медный всадник" не статичен, он трансформируется по ходу повествования. Об этом мы расскажем чуть ниже.

Взгляд Петра и Евгения

Евгений в сцене наводнения сидит, сжав руки крестом (в чем видится параллель с Наполеоном), однако без шляпы. За его спиной находится Медный всадник. Эти две фигуры смотрят в одном направлении. Тем не менее взгляд Петра отличается от взгляда Евгения. У царя он направлен в глубь веков. Петр не заботится о судьбах простых людей, поскольку он решает главным образом исторические задачи. Евгений же, представляющий образ маленького человека в поэме "Медный всадник", смотрит на дом своей любимой.

Главное отличие между Петром и Евгением

Можно выявить следующее главное отличие, сопоставляя бронзового Петра с этим героем. Образ Евгения в поэме А. С. Пушкина "Медный всадник" характеризуется тем, что у этого персонажа есть сердце и душа, он обладает способностью чувствовать, умеет переживать за судьбу человека, которого он любит. Его можно назвать антиподом Петра, этого кумира на бронзовом коне. Евгений способен мучиться, мечтать, печалиться. То есть, невзирая на то что Петр размышляет о судьбах всего государства, то есть озабочен благоустройством жизни всех людей, в абстрактном смысле (включая и Евгения, который в будущем должен стать жителем Петербурга), в глазах читателя Евгений, а не царь становится более привлекательным. Именно он пробуждает в нас живое участие.

Наводнение в судьбе Евгения

Для Евгения трагедией оборачивается произошедшее в Петербурге наводнение. Оно делает из этого невзрачного человека настоящего Героя. Евгений Это, безусловно, сближает его с персонажами романтических произведений, поскольку безумие - популярная Евгений бродит по улицам города, враждебного ему, однако в его ушах раздается мятежный шум ветров и Невы. Именно этот шум вместе с шумом в его собственной душе пробуждает в Евгении то, что было основным признаком человека для Пушкина - память. Героя приводит на Сенатскую площадь именно память о наводнении. Здесь он встречается с бронзовым Петром во второй раз. Пушкин великолепно описал, какое это было трагически прекрасное мгновение в жизни смиренного бедного чиновника. У него вдруг прояснились мысли. Герой понял, в чем состоит причина как его собственных несчастий, так и всех бед города. Евгений узнал виновника их, человека, по роковой воле которого город основался. В нем вдруг родилась ненависть к этому державцу полумира. Евгению страстно захотелось ему отомстить. Герой поднимает бунт. Он грозит Петру, подойдя к нему: "Ужо тебе!" Проведем краткий анализ сцены бунта в поэме "Медный всадник", что позволит нам открыть новые черты в образе Евгения.

Протест

Неизбежность и естественность протеста рождается благодаря духовной эволюции героя. Преображение его показано автором художественно убедительно. Протест поднимает Евгения к новой жизни, трагической, высокой, которая таит в себе неминуемую близкую смерть. Он грозит царю будущим возмездием. Самодержцу страшна эта угроза, поскольку он осознает огромную силу, скрытую в этом маленьком человеке, протестующем, поднявшем мятеж.

В то мгновение, когда Евгений вдруг прозревает, он превращается в Человека в его связи с родом. Следует отметить, что в этом отрывке герой ни разу не назван по имени. Это делает его в определенной степени безликим, одним из многих. Пушкин описывает противостояние олицетворяющего самодержавную власть грозного царя и Человека, который наделен памятью, имеет сердце. Обещание возмездия и прямая угроза слышатся в шепоте прозревшего героя. За них ожившая статуя, "возгоря" гневом, наказывает этого "безумца бедного".

Безумие Евгения

Читателю понятно, что протест Евгения единичный, к тому же он произносит его шепотом. Тем не менее герой должен понести наказание. Символично также то, что Евгений определяется как безумец. Согласно Пушкину, безумие - неравный спор. С позиции здравого смысла выступление одного человека против могущественной государственной власти - самое настоящее безумие. Но оно "святое", так как молчаливое смирение несет гибель.

"Медный всадник" - поэма философская, социальная. Пушкин показывает, что лишь протест может спасти личность от нравственного падения в условиях совершающегося насилия. Александр Сергеевич подчеркивает то, что сопротивление, попытка возмутиться, подать голос всегда будет лучшим выходом, чем покорность жестокой судьбе.

Просмотров