Презентация по истории "Русская литература XV - XVI вв. "
Слайд 1
Литература
XVII века
Слайд 2
Русские писатели XVII века ставили в своих произведениях нравственные вопросы, размышляли о судьбах России, ее современных проблемах.
Сохраняются традиции «добрословия» - пышная риторика и «плетение словес»
«И повеле (Борис Годунов) тое царскую младорастущую и
красноцветаемую ветвь оторгнути, благоверного царевича
Дмитрия, яко не созрелого класса, пожати,
младенца незлобива суща смерти предати и яко агнца заклати»
Слайд 3
Жанры:
Историческая повесть
Бытовая повесть
Сатира (литературный жанр направленный на уничижительное осмеяние явлений общественной жизни, которые представляются автору порочными)
Вирши (стихи предназначенные для чтения, а не для пения)
Драматургия
Слайд 4
Аврамий Палицын
Аврамий Палицин родился в с. Протасово около Ростова
1588г подвергся опале, пострижен в монахи Соловецкого монастыря
С 1608 г келарь Троице-Сергиева монастыря
При вступлении на престол Бориса Годунова, Палицын был возвращен из ссылки
Слайд 5
«Сказание» Аврамия
«Сказание» о Смутном времени в России.
Причины Смуты попущение грехам:
Убийство царевича Дмитрия в Угличе Годуновым
Лицемерие Бориса Годунова
Попустительство со стороны народа
=>
«Бог наказал Русскую землю голодом и войной»
Подробное описание многомесячной осады Троице-Сергиева монастыря от поляков
В окончании «Сказания» Палицын говорит о том, что только отчаянная борьба за свободу Отечества искупает грехи людей.
Слайд 6
Исторические повести
«Временники» дьяка Ивана Тимофеева
«Повесть о покорении Сибири»
«Повесть о Азовском сидении донских казаков»
И.Е. Репин, картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"
Слайд 7
Сатирические произведения:
«Повесть о Шемякином суде»
«Повесть о Ерше Ершовиче»
«Калязинская челобитная» - высмеивала монастырь братия которого была озабочена не молитвами, лишь тем в достатке ли вино и пиво.
о мздоимстве
(взяточничестве)
Монахи жалуются на архимандрита тверскому епископу Симеону:
«Он родом поморец, а нравом ростовец, а умом кашинец,
нас, богомольцев твоих, ни в чем не слушает, мало с нами пьет, да
долго нас бьет, а с похмелья нас оправливает метельными комлями
да ременными плетями. Честь нам у него была добра, во всю спину
ровна, что кожа с плеч сползла. А когда мы богомольцы за
правилами с вечера
утрудимся, до полуночи у пивного ведра засидимся, а поутру
встать не можем, а где клобук с мантиею, того мы и не помним…»
Слайд 8
Жития святых
Протопоп Аввакум – основоположник автобиографичного жанра в русской литературе.
В житие с откровенностью он рассказывает о мытарствах многострадального человека посвятившего свою жизнь борьбе за идеалы православной церкви.
Протопоп Аввакум
Слайд 9
«Отец ми бысть священник Петр, мати Мария, инока Марфа. Отец мой принадлежаще пития хмельного, мати же моя постница и молитвиница быть всегда учаше мя страху Божию. Аз же, некогда видев у соседа скотину умершу, и в той нощи воставше, перед образом плакався довльно о душе воей, поминая смерть, яко и мне умереть; и с тех пор обыкох по всея нощи молиться»
из «Жития» Аввакума
В середине XVI века русское обще-ство, только что пережившее длительный период боярских смут и хаоса, стремилось навести порядок во всех областях жизни , со-брать и систематизировать свои духовные ценности . Ответом на эту потребность стал целый ряд обобщающих трудов.
Митрополит Макарий подготовил Великие Минеи Четьи — 12-томное собрание всех известных на Руси житий святых. Его ученик и преемник на митрополичьей кафедре Афанасий создал своего рода энциклопедию русской истории — Степенную книгу . Царские дьяки подготовили новый свод законов (Судебник 1550 года ), а сам Иван IV в своих во-просах к высшему духовенству на соборе 1551 г. (Стоглав ) собрал воедино все главные проблемы тогдашней церкви. В этом ряду обобщающих трудов стоит и знаменитый Домострой — собрание на-ставлений по семейным отношениям и домашнему хозяйству.
Азбу-ковники
Популярностью пользовались «Азбу-ковники ». В них, как в современных эн-циклопедических словарях, в алфавит-ном порядке приводились сведения о природе, растительном и животном ми-ре, разных странах. Содержащиеся в «Аз-буковнике» знания иногда были фанта-стическими. Однако интерес к тайнам природы и человека увеличивал спрос на эти книги.
Домострой
Домострой — это уникальное сочинение XVI века, которое позволяет заглянуть в повседневную жизнь средневековой Руси. Полагают, что его составителем был один из членов Избранной рады , священник Благовещенского собора Мо-сковского Кремля Сильвестр. Одни советы Домостроя покажутся нам сегодня безнадёжно устаревшими, другие — смешными и наив-ными, а третьи — вполне разумными.
Никоновская летопись
При митрополите Макарии русское летописание было сведено в огромный свод — Никоновскую летопись .
Лицевой свод
Позже для царя изго-товили большой многотомный Лицевой свод . Его страницы были украшены тысячами «лиц» — миниатюр. Лицевой свод включал всю мировую и русскую историю .
Степенная книга
Степенная книга XVI в. впервые излагала историю Руси не по годам , а по правлениям великих князей. Они рассматривались как «ступени» («степени») развития страны, ведущие её к величию.
Великие Минеи Четьи
По инициативе митрополита Макария была собрана в 12 томах вся литература для «душеполезного чтения». В эти, как их назвали, «Великие минеи четьи» вошло огромное количество русских и пе-реводных житий, повестей, хождений (рассказы путешественни-ков), интересных историй, нравоучительных рассказов и пропо-ведей. Их предполагалось читать по месяцам и дням.
Максим Грек
Литература второй половины XVI в. обогатилась и таким жан-ром, как историческая песня (песни о взятии Казани, о Ермаке, о царе Иване Васильевиче, прозванном Грозным). Образ царя в эт-их песнях выглядит противоречивым. С одной стороны, это спра-ведливый и добрый царь, с другой, осуждалась его жестокость по отношению «к старым и малым». Опричник Малюта Скуратов в этих песнях справедливо изображался злодеем.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Литература 14-16 веков Подготовила Щур И.А., учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» 2016год
2 слайд
Описание слайда:
План 1.Первые библиотеки. Обучение грамоте. 2. Книгопечатание 3.Былинный эпос 4.Воинская повесть. 5. Тверской купец Афанасий Никитин 6. Общерусское летописание
3 слайд
Описание слайда:
С 14 века из-за границы стали ввозить на Русь бумагу, раньше для письма использовали бересту и пергамент. Бумага была дешевле, поэтому книг стало намного больше, они стали более доступны. Крупнейшими книжными центрами на Руси были монастыри, в которых располагались книгописные мастерские и библиотеки, насчитывающие десятки, а иногда и сотни книг. Так как возрастает потребность в грамотных людях, то на Стоглавом соборе в 1551 году принимается решение открыть в крупных городах училища при церквях и монастырях, где священники должны были обучать христианских детей письму и грамоте.
4 слайд
Описание слайда:
В 1564 году в Москве на Печатном дворе дьяк Иван Федоров, высокообразованный человек, и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол», тем самым создав русское книгопечатание. В 1565 году ими же был издан «Часословец» – книга для обучения грамоте. Книгопечатания имело огромное значение для Руси – печатные книги были намного дешевле рукописных, а, значит, и более доступны широким массам населения.
5 слайд
Описание слайда:
В 14-16 веках наивысшего расцвета на Руси достиг героический былинный эпос, обычно обращенный к временам Киевской Руси. Героями былин были князь Владимир Красное Солнышко, богатыри Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, пахарь Микула Селянинович и так далее. Особняком в русском эпосе стоит новгородский цикл былин. Основой сюжетов этих сказаний стали случаи из жизни обитателей Великого Новгорода, а любимыми героями – Садко и купец Василий Буслаев. В это же время появляется и новый жанр народного творчества – исторические песни. Их героями были не богатыри, а простые, часто реально существовавшие люди, которые совершили тот или иной подвиг в борьбе против завоевателей (например, песни об Авдотье Рязаночке или о Щелкане Дудентьевиче). В 16 веке было сложено много песен об Иване Грозном, в частности, о взятии им Казани или походе на Новгород. Отдельные исторические песни были посвящены Ермаку, его присоединению Сибири и героической гибели.
6 слайд
Описание слайда:
В 14-15 веках в русской литературе распространился такой жанр, как воинская повесть. В основе этих произведений лежали конкретные исторические факты, события и люди. Основным мотивом воинской повести был патриотический. Можно назвать такие выдающиеся памятники литературы, как «Повесть о разорении Рязани Батыем» неизвестного автора, прославление Куликовской битвы Сафонием Рязанцем в поэме «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», созданное неизвестным автором. Все эти произведения проникнуты чувством восхищения подвигом и боевым духом русских воинов.
7 слайд
Летописи:
Летописный свод , которому в научной литературе присвоено наименование Никоновского , был составлен в конце 20-х годов XVI века митрополитом Даниилом Рязанцем и являлся значительным событием в русской средневековой историографии, оказавшим большое влияние на последующее летописание.
Лицевой летописный свод Ивана Грозного, или Царь-книга - летописный свод событий мировой и особенно русской истории, создан в 60-70-х годах специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах».
Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.
В литературе 16 века появился замечательный труд «Степная книга» . В ней содержались портреты – описания великих князей и митрополитов от Владимира до Ивана IV, книга утверждала нерушимость союза церкви и государства.
Большое распространение получили публицистические и исторические сочинения. «Хронограф», «Повесть о Вавилонском царстве», «Повесть о начале Москвы», в этих книгах возвеличивалась великокняжеская власть и утверждалась роль России в мировой истории.
В дошедшем до нас «Хронографе» 1512 г. изложение всемирной истории ведётся от «сотворения мира». Затем говорится об Ассирийском и Персидском царствах, об Александре Македонском и т. д. Особая глава посвящена «началу царства христианских царей», после которой события русской истории встречаются всё чаще. «Хронограф» 1512 г. заканчивается повестью о взятии Царьграда турками. Настольной книгой русской литературы 16 века стал «Домострой». Большая часть статей, входящих в «Домострой», написана живым русским языком. Речь его по-народному проста, точна в выборе слов, а местами ненамеренно красива и образна, совпадая с пословицами, дожившими и до настоящего времени, и повторяя их (например, «поклонны главы мечь не сечет, а покорно слово кость ломит»). «Домострой» охватывал буквально все стороны человеческой жизни, от нравственных норм, рекомендаций по воспитанию детей и отношениям в семье, до кулинарных рецептов. «Домострой» являлся своеобразным сводом правил и норм поведения, служивший настольной книгой для русского общества долгое время. Наивысшее достижение литературы Древней Руси этого времени - «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Петр и Феврония почитались в Муроме как святые еще в XV в., в 1547 г. они были канонизированы, и повесть о них воспринималась как житие. В сюжете «Повести», несомненно, отразились фольклорные черты: мотивы сказки о герое-змееборце и сказки о мудрой деве. |
Язык литературы 16 века. 7 классы.
Официальные литературные и исторические произведения писались в этот период в приподнято торжественном стиле. На первый план все же выступает монументальность форм, та пышность, декоративность и громоздкая «театральность», которая была так чтима книжниками XVI в. - века «второго монументализма».
Язык «Повести о Петре и Февронии»
Автор повести постоянно употребляет старые книжные союзы – Аще, яко, иже и особые формы. Эпитеты: божий дар, единым столомъ, благоверный князь, бестудный глас. Сравнения: аки пси лающи, яко едиными усты. Фразеологические сочетания: праведно служити, учредити пиръ.
Однако всё в большей степени в русскую письменность вливались элементы живой разговорной речи.
Великорусская речь служит живительным источником, питающим язык деловых документов по сравнению с языком деловой письменности древней Руси.
Язык деловой письменности представлен официально-деловыми документами: челобитные – прошения о явке в суд, о об освобождении от повинностей; грамоты духовные, купчие, охранные; судебники – своды законов; частная переписка : письма, личные записи, сказки.
Поменялись значения слов: лобъ перестало обозначать «череп», проказа (вред) - теперь просто название болезни.
Входит в обиход терминологическая лексика :
Всести на конь – отправиться в поход
дума – совет, соглашение
жити за один – быть в союзе, в мире
целовать крест – давать клятву
печальник – покровитель, заступник
Гать- Дорога чрез болото из насыпной земли и хвороста
душегубец – убийца
токмо – только
паче – более, лучше
играть смертною игрою – воевать, сражаться
люто – крепко, стойко
лихо – зло, злое дело
угодник – праведник, служитель
якобы – будто бы
поносить – ругать
бражник – пьяница
мошна – сумка для хранения денег
толмач – переводчик
елико – поскольку
5-6 классы – герои литературы 16 века.
«Житие Петра и Февроньи Муромских»
В середине XVI века священник Ермолай-Еразм пишет житие двух полулегендарных героев – князя Петра и княгини Февроньи Муромских – эти герои лежат в основе Дня любви и семейного благополучия, который отмечаем сейчас в России.
В XV – XVI веках cоздаются первые жития юродивых: Прокопия Устюжского, Василия Блаженного и др.
Таково и житие муромского князя Константина и его сыновей Михаила и Федора, в которых рассказывается о крещении Муромской земли – об этих князьях известно только из их жития.
Сюда можно отнести и повесть о Меркурии Смоленском – юноше, обладателе чуда- меча, спасшего Смоленск от войска хана Батыя и в итоге, принёсшем себя в жертву.
Огромное значение приобретает в XVI в. публицистика. В публицистических сочинениях Ивана Грозного, Андрея Курбского, Ивана Пересветова поднимаются важнейшие проблемы государственного управления, взаимоотношений государя и подданных, церкви и великокняжеской или царской власти.
В сочинениях церковных иерархов (Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, митрополита Даниила) ведется полемика с еретиками, обличаются общественные пороки, ведутся споры по вопросам церковного быта.
Идею регламентировать круг душеполезного чтения в наилучшей степени реализовал гигантский кодекс, созданный по инициативе новгородского архиепископа Макария (впоследствии митрополита), - «Великие минеи-четьи» - свод всех «святых книг», которые «обретаются» на Руси.
В «Русском хронографе» старец Филофей подводил к мысли, что за грехи пал «ветхий Рим», пал и «новый Рим»» - Константинополь, ибо, согласившись на унию, с католиками (на Флорентийском соборе 1439 г.), греки изменили православию, и наступило время «третьего Рима» - Москвы. Москва - это последний Рим, «четвертому Риму не быти».
Книгопечатание на Руси.
1 марта 1564 г. «хитрые мастера печатного дела» Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую книгу – Деяния и послания святых Апостолов.
Сам первопечатник провел большую редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам полиграфического искусства того времени. Иван Федоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы.
Эпоха Рассудка и Просвещения. Основные этапы развития русской литературы 16-17 веков.
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №29»
г. Курска
Солодкова Ирина Николаевна
- Василий III присоединяет
к царству Московскому Псков,
Смоленск, Рязань.
- Иван VI (Иван Грозный) объявляет
себя первым русским царём
- Россия становится централизованным государством
- Появление на Руси книгопечатания
- Узаконивается крепостное право
- К власти рвутся самозванцы Лжедмитрии
- Идут войны и народные восстания
- Завершается период Средневековья и начинается переход к новому этапу
- Разрушение церковного мировоззрения и в осознании роли человека как такового, вне представлении о его божественном «предопределении»
Эту эпоху прославили:
- Минин и Пожарский
- Патриарх Никон и протопоп Аввакум
- Бунтари Иван Болотников и Степан Разин
- Писатели Симеон Полоцкий и Карион Истомин
Первая четверть xviii
- В России завершается переход от Средневековья к Новому времени, эпохе Просвещения
- Происходит обмирщение культуры
- Победа идеи рационализма
- Церковь постепенно подчиняется власти монарха
- Русское дворянство активно осваивает западную культуру
- Создаётся самобытная национальная культура Нового времени
- Открываются школы для дворянских детей и детей духовенства
- Начинает выходить первая печатная газета «Ведомости»
- Организовано регулярное почтовое сообщение
- Строится новая столица – Санкт-Петербург
- Открывается Академия наук (в 1725 году)
Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак.
Эпоха правления императрицы Елизаветы петровны:
- Михаил Ломоносов открывает первый в России университет
- Закладывается фундамент новой литературы, благодаря реформам стихосложения и поэтическим поискам А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В.Ломоносова
Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика
императрица всероссийская с 1762 по1796 годы. Дочь князя Ангальт
Цербстского, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота,
свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III. Екатерининская
эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и
всесторонним расширением привилегий дворянства.
Вторая половина xviii века (царствование екатерины ii) :
- Восстание под предводительством Пугачёва
- Расцвет культуры и образования:
1.Разработан проект школьного образования
2.Создана Система закрытых учебных заведений
3.Основан Смольный институт (началось женское образование в России)
Завершается XVIII век рождением в 1799
году Александра Пушкина, гения русской
литературы.
Алекса́ндр Серге́евич Пушкин
(1799-1837) - русский поэт, драматург и прозаик.
Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию
великого или величайшего русского поэта. Также
Пушкин рассматривается как создатель
современного русского литературного языка