Сочинение на тему сравнительная характеристика главных героев романа. Сравнительная характеристика главных героев романа Печорин – центральный образ романа

Петр Гринев Мария Миронова Алексей Швабрин Савелич Емельян Пугачев Капитан Миронов Василиса Егоровна
Внешность Молодой, статный, собирательный образ русского человека Миловидная, Румяная, круглолицая, с светло-русыми волосами Молодой, не очень привлекательный на лицо, невысокий. Пожилой человек. В нем воплощен образ всего русского народничества, со всем национальным колоритом Невысокий широкоплечий с проседью в бороде. Хитрые глаза и лукавая улыбка на губах, которая порой кажется жестоким оскалом. Пожилой человек, немного смешной и несуразный. Пожилая женщина. Вся ее внешность указывала на положение жены коменданта.
Характер Порядочный, благородный, справедливый Скромная, боязливая, преданная Циничный, резкий, трусливый Умный, преданный, смекалистый Резкий, строгий Преданный, смелый, добрый, честный, порядочный. Добрая, хозяйственная, преданная мужу.
Общественное положение Дворянин, офицер Дочь капитана Белогородской крепости. Простая девушка. Дворянин, офицер Крепостной, дворовый слуга Петра Гринева Крестьянин. Предводитель восстания. Капитан Белогородской крепости Жена Капитана Белогородской крепости
Жизненная позиция Быть честным офицером, достойно исполнять службу Стать преданной, любящей женой. Во всем получать выгоду, быть всегда первым. Во всем слушаться своих господ. Защищать Петра в любых ситуациях. Освободить крестьян от дворянского гнета и крепостничества Выполнять свой долг, наложенный на него чином. Быть хорошей женой и хозяйкой в доме.
Отношение к моральным ценностям Считает следование моральным принципам – обязанностью офицера Ценит мораль. Пренебрегает моралью Обладает высокими моральными ценностями, такими как самопожертвенность и преданность. Трудно выявить моральные ценности у человека, который поднял кровавое восстание, хоть и в с благородной целью. Высокоморальный человек Разделяет уверения мужа. Считает, что аморальных поступков быть не должно.
Отношения к материальным ценностям Равнодушен к богатству. Деньги не имели для нее значения. Никогда не мечтала о богатстве Стремится к деньгам. Равнодушен к деньгам. Особо не стремится к богатству, но не пренебрегает ими. Равнодушен к богатству. Рад тому, что имеет. Равнодушна к богатству, Довольствуется тем, что есть
Нравственность Нравственный Высоконравственная Безнравственный Высоконравственный человек. Безнравственный Честный, нравственный Нравственная
Взаимоотношения Гринев влюблен в Марию Миронову, вступается за нее и участвует в дуэли за ее честь. К родителям Маши относится с уважением и почтением. К Савеличу относится как к слуге. Ни разу не поблагодарил его за помощь. Влюблена в Гринева, и даже родительский запрет на их женитьбу не избавляет ее от теплых чувств к нему. Боится Швабрина. Он ей неприятен. Надменно относится ко всем. Презирает Семью Мироновых. Увлечен Марией. Хочет на ней жениться, но не задумываясь сдает ее врагам. Предан своему барину. Любит его и готов защищать. Не смеет ослушаться и попросить благодарности за службу. Относится хорошо ко всем, кто относится хорошо к Петру. Выступает жестоким, кровавым предводителем восстания. Убивает родителей Маши Мироновой. Но он помнит о доброте Петра, поэтому дарует жизнь и отпускает его вместе с Марией. Любит жену и дочь. Хорошо относится к Гриневу. Принимает его в своем доме. Во всем поддерживает горячо любимого мужа. Беспокоится за благополучие дочери. Хорошо относится к Гриневу, но против его брака с Машей.
Преданность родине, отношение к Пугачеву Верен присяге. Не перейдет на сторону врага. Не пресмыкается перед Пугачевым. Смело отвечает на его вопросы. Не перейдет на сторону врага. Верна сложившемуся укладу. Не знает как относиться к Пугачеву: он убил ее родителей, но спас ее саму. Легко отказывается от присяги. Готов вымаливать прощение, ползая в ногах Пугачева. Предан Родине, предан барину. Не желает присоединяться к восстанию. Не боится Пугачева. Молит его лишь о том, чтобы Емельян пожалел Петра. Предводитель восстания, недовольный сложившимся режимом правления. Преданный солдат, не нарушивший присягу даже перед лицом смерти Поддерживает во всем мужа. Не присягнет Пугачеву под страхом смерти.
    • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
    • «Береги платье снову, а честь смолоду» - известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30‑е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. А. С. Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749―1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением. В результате появились «История пугачевского бунта» и роман […]
    • В романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачев» два автора разных времен описывают предводителя крестьянского восстания и его взаимоотношение с народом. Пушкин серьезно интересовался историей. К образу Пугачева обращался дважды: при работе над документальной «Историей пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке». Отношение Пушкина к восстанию было сложным, основными чертами бунта он считал отсутствие долговременной цели и звериную жесткость. Пушкина интересовали истоки восстания, психология участников, роль […]
    • Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773―1774 гг., неслучайно носит название «Капитанская дочка». Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем ― рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова. Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных «старинных людей», имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, […]
    • Фигура Емельяна Пугачева ― предводителя крестьянского восстания 1773―1774 гг. ― стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым. Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ― сложный сплав […]
    • Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет […]
    • Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество проходят образы Петра I, Бориса Годунова, Емельяна Пугачева. Особый интерес вызывала у Пушкина крестьянская война под предводительством Е. Пугачева 1772–1775 гг. Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о […]
    • В 1833–1836 гг. А. С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка», который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе все его мысли, переживания, сомнения. Главное действующее лицо (он же рассказчик) – Петр Гринев. Это вполне заурядный человек, который волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера. Петруша – молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образования у француза, который «не был врагом […]
    • Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев‑старший дает своему сыну завет, говоря: «Береги честь смолоду». Его Гринев всегда помнит и точно выполняет. Честь ― это в понимании Гринева‑отца мужество, благородство, долг, верность присяге. Как же проявились эти качества у Гринева‑младшего? Хотелось бы, отвечая на этот вопрос, остановиться подробнее на жизни Гринева после взятия Белогорской крепости Пугачевым. Судьба Гринева в период восстания сложилась необычайно: жизнь его была спасена Пугачевым, больше того, […]
    • Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско‑историческим и нравственным содержанием. Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно […]
    • Троекуров Дубровский Качество персонажей Отрицательный герой Главный положительный герой Характер Избалованный, эгоистичный, распущенный. Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души. Род занятий Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие. Имеет хорошее образование, служил корнетом в гвардии. После того как […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть "Дубровский" была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом. И вот Пушкин пишет о некоем "Дубровском", молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими "бурями", человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла - его читал и […]
    • Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • А.С. Пушкин - величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
  • В романе Ивана Александровича Гончарова “Обыкновенная история” показано своеобразное противостояние двух героев, стоящих на одной социальной ступени, больше того, они родственники. Интересно наблюдать, как Петр Иваныч охлаждает романтизм и прекраснодушие племянника. Кажется, автор полностью на стороне здравомыслящего Адуева-старшего, почему же в конце романа герои поменялись местами? Что это: путаница мыслей автора или удачный художественный прием?
    Юный Александр является в Петербург прямо из теплых материнских объятий, полный романтических мечтаний и помыслов вступить в решительный бой со всем бездушным, расчетливым, гнусным. “Меня влекло какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности”, - восклицает он. Этот “желторотый птенец-идеалист” вызвал на бой не кого-нибудь, а весь мир зла. Тонкая ирония Гончарова, с которой в начале романа описывается юный герой - его отъезд из дома, клятвы в вечной любви Сонечке и другу Поспелову, первые робкие шаги в Петербурге, - именно этот насмешливый взгляд автора делает Адуева-младшего милым нашему сердцу, но уже заранее предопределяет исход “борьбы” племянника и дяди. К истинным героям, способным на великие подвиги, писатели не относятся с иронией. Вот Адуев-старший - владелец фарфорового завода, чиновник особых поручений, человек трезвого ума и практического смысла, тридцатидевятилетний преуспевающий господин. Гончаров наделяет его юмором и даже сарказмом, сам же относится к нему серьезно. Это заставляет думать, что он истинный герой романа, которого автор берет за “образец для подражания”.
    Два этих характера были ярчайшими типами своего времени. Родоначальником первого, как мне думается, явился Владимир Ленский, второго - Евгений Онегин, хотя и в сильно преображенном виде. Гончарову очень хочется взять себе в образец Петра Иваныча - человека “живого дела”, и не только себе, но и предложить вниманию читателя именно в качестве образца. С каким блеском в романе написаны диалоги дядюшки и племянника: спокойно, уверенно, безапелляционно разбивает Петр Иваныч горячего, но не вооруженного логикой Александра! И каждая критическая фраза дяди убийственна и неотразима оттого, что говорит он правду, тяжелую, обидную и беспощадную, но правду. Вот он высмеивает “вещественные знаки невещественных отношений” - колечко и локон, подаренные Сонечкой при прощании уезжающему в столицу Сашеньке. “И это ты вез за тысячу пятьсот верст?.. Лучше бы привез еще мешок сушеной малины”, - сетует дядя и швыряет в окно бесценные для племянника “символы вечной любви”. Александр уверен, что не забудет любимую никогда. Но прав оказывается дядя. Прошло совсем немного времени, и Адуев-младший влюбился в Наденьку Любецкую со всем пылом молодого романтического сердца, безотчетно, бездумно! И Сонечка забыта, даже имени ее не произносит Александр. Любовь к Наденьке поглощает его целиком. Дядя твердит о работе, но как можно о ней думать, когда Александр все дни проводит за городом у Любецких. Ах, дядя, у него на уме одно дело! Как у него язык поворачивается учить племянника, что Наденька, это божество и совершенство, может его “надуть”. “Она обманет! Этот ангел, эта олицетворенная искренность...” Но правда: Наденька обманула. Она влюбилась в графа, и Александр получил отставку.
    Адуев-младший терпит крах решительно во всем: в любви, в дружбе, в порывах к творчеству, в работе. Все, решительно все, чему учили его 7чителя и книги, все оказалось вздором и разлетелось под “железной поступью” трезвого рассудка и практического дела. В самой напряженной сцене романа, когда Александр, доведенный до отчаяния, запил, опустился, воля его подавлена, исчез полностью интерес к жизни. Дядя парирует лепет племянника: “Чего я требовал от тебя - не я все это выдумал”. “Кто же?” - спрашивает его жена.

    В этой статье мы представим вам главных персонажей произведения Льва Николаевича Толстого "Война и мир". Характеристики героев включают основные черты внешности и внутреннего мира. Все персонажи произведения весьма любопытны. Очень большим по объему является роман "Война и мир". Характеристики героев даны лишь кратко, а между тем, по каждому из них можно написать отдельную работу. Начнем наш анализ с описания семьи Ростовых.

    Илья Андреевич Ростов

    Семья Ростовых в произведении - типичные московские представители дворянства. Глава ее, Илья Андреевич, известен щедростью и хлебосольством. Это граф, отец Пети, Веры, Николая и Наташи Ростовых, богач и московский барин. Он мотоват, добродушен, любит пожить. Вообще, говоря о семье Ростовых, следует заметить, что искренность, доброжелательность, живой контакт и непринужденность в общении были свойственны всем ее представителям.

    Некоторые эпизоды из жизни деда писателя были использованы им при создании образа Ростова. Судьба этого человека отягощается осознанием разорения, которое он не сразу понимает и не в силах остановить. В его внешнем облике также имеются некоторые черты сходства с прототипом. Этим приемом пользовался автор не только в отношении Ильи Андреевича. Некоторые внутренние и внешние черты родных и близких Льва Толстого угадываются и в других персонажах, что подтверждает характеристика героев. "Война и мир" - масштабное произведение с огромным количеством действующих лиц.

    Николай Ростов

    Николай Ростов - сын Ильи Андреевича, брат Пети, Наташи и Веры, гусар, офицер. В конце романа он предстает как муж Марьи Болконской, княжны. В облике этого человека виднелись "восторженность" и "стремительность". В нем отразились некоторые особенности отца писателя, который участвовал в войне 1812 года. Отличается этот герой такими чертами, как веселость, открытость, доброжелательность и самопожертвование. Будучи убежденным в том, что он не дипломат и не чиновник, Николай оставляет университет в начале романа и поступает в гусарский полк. Здесь он участвует в Отечественной войне 1812 года, в военных кампаниях. Николай принимает первое боевое крещение, когда происходит переправа через Энс. В Шенграбенском сражении он ранен в руку. Пройдя испытания, этот человек становится настоящим гусаром, храбрым офицером.

    Петя Ростов

    Петя Ростов - младший ребенок в семье Ростовых, брат Наташи, Николая и Веры. Он предстает в начале произведения еще маленьким мальчиком. Петя, как и все Ростовы, весел и добр, музыкален. Он хочет подражать брату и тоже желает в армию. После отъезда Николая Петя становится основной заботой матери, которая только осознает в то время глубину своей любви к этому ребенку. Во время войны он случайно попадает в отряд Денисова с поручением, где остается, так как хочет принять участие в деле. Петя гибнет по стечению обстоятельств, проявляя перед смертью лучшие черты Ростовых в отношениях с товарищами.

    Графиня Ростова

    Ростова - это героиня, при создании образа которой были использованы автором а также некоторые обстоятельства жизни Л. А. Берс, тещи Льва Николаевича, а также П. Н. Толстой, бабушки писателя по отцу. Графиня привыкла жить в атмосфере доброты и любви, в роскоши. Доверием и дружбой своих детей она гордится, балует их, переживает за их судьбы. Несмотря на внешнюю слабость, даже некоторое героиня в отношении своих детей принимает разумные и взвешенные решения. Продиктовано любовью к детям и ее стремление любой ценой женить Николая на обеспеченной невесте, а также придирки к Соне.

    Наташа Ростова

    Наташа Ростова - это одна из главных героинь произведения. Она является дочерью Ростова, сестрой Пети, Веры и Николая. В конце романа становится женой Пьера Безухова. Эта девушка представлена как "некрасивая, но живая", с большим ртом, черноглазая. Прототипом этому образу послужили жена Толстого, а также ее сестра Берс Т. А. Наташа очень чутка и эмоциональна, она может интуитивно угадывать характеры людей, в проявлениях чувств иногда эгоистична, но чаще всего способна на самопожертвование и самозабвение. Это мы видим, например, при вывозе из Москвы раненых, а также в эпизоде выхаживания матери после того, как скончался Петя.

    Одно из главных достоинств Наташи - ее музыкальность, красивый голос. Пением своим она может пробудить все лучшее, что есть в человеке. Именно это спасает Николая от отчаяния после того, как он проиграл большую сумму.

    Наташа, постоянно увлекаясь, живет в атмосфере счастья и влюбленности. После знакомства с князем Андреем в ее судьбе происходит перемена. Оскорбление, нанесенное Болконским (старым князем), подталкивает эту героиню к увлечению Курагиным и к отказу князю Андрею. Лишь многое перечувствовав и пережив, она осознает свою вину перед Болконским. Но настоящую любовь эта девушка испытывает лишь к Пьеру, женой которого становится в конце романа.

    Соня

    Соня - воспитанница и племянница графа Ростова, которая выросла в его семье. В начале произведения ей 15 лет. Эта девушка полностью вписывается в семью Ростовых, она необыкновенно дружна и близка с Наташей, влюблена с детства в Николая. Соня молчалива, сдержанна, осторожна, рассудительна, в ней развита в высшей степени способность к самопожертвованию. Она привлекает внимание нравственной чистотой и красотой, однако в ней нет той прелести и непосредственности, которыми обладает Наташа.

    Пьер Безухов

    Пьер Безухов в романе является одним из главных персонажей. Поэтому без него была бы неполной характеристика героев ("Война и мир"). Кратко опишем Пьера Безухова. Он является незаконнорожденным сыном графа, известного вельможи, который стал наследником огромного состояния и титула. В произведении изображается толстым, массивным молодым человеком, в очках. Отличают этого героя робкий, умный, естественный и наблюдательный взгляд. Он воспитывался за границей, в России появился незадолго до начала кампании 1805 года и смерти отца. Пьер склонен к философским размышлениям, умен, добросердечен и мягок, к другим сострадателен. Он также непрактичен, порой подвержен страстям. Андрей Болконский, его ближайший друг, характеризует этого героя как единственного "живого человека" среди всех представителей света.

    Анатоль Курагин

    Анатоль Курагин - офицер, брат Ипполита и Элен, сын князя Василия. В отличие от Ипполита, "спокойного дурака", на Анатоля его отец смотрит как на дурака "беспокойного", которого надо всегда выручать из различных неприятностей. Этот герой глуп, нагл, щеголеват, в разговорах не красноречив, развращен, не находчив, однако обладает уверенностью. На жизнь смотрит как на постоянное увеселение и удовольствие.

    Андрей Болконский

    Андрей Болконский - один из главных героев в произведении, князь, брат княжны Марьи, сын Н. А. Болконского. Описан как "весьма красивый" молодой человек "небольшого роста". Он гордый, умный, ищет в жизни большого духовного и интеллектуального содержания. Андрей образован, сдержан, практичен, имеет сильную волю. Его кумир в начале романа - Наполеон, которого также представит читателям чуть ниже наша характеристика героев ("Война и мир"). Андрей Балконский мечтает ему подражать. После участия в войне живет в деревне, растит сына, занимается хозяйством. Затем возвращается в армию, в Бородинском сражении погибает.

    Платон Каратаев

    Представим и этого героя произведения "Война и мир". Платон Каратаев - солдат, встретившийся в плену Пьеру Безухову. На службе он прозван Соколиком. Заметим, что в первоначальной редакции произведения не было этого персонажа. Появление его было вызвано окончательным оформлением в философской концепции "Войны и мира" образа Пьера.

    При первом знакомстве с этим добродушным ласковым человеком Пьер был поражен ощущением чего-то спокойного, исходящего от него. Этот персонаж привлекает других своим спокойствием, добротой, уверенностью, а также улыбчивостью. После смерти Каратаева благодаря его мудрости, народной философии, выражавшейся неосознанно в его поведении, Пьер Безухов понимает смысл бытия.

    Но не только изображаются в произведении "Война и мир". Характеристики героев включают и реальных исторических лиц. Основные из них - Кутузов и Наполеон. Их образы довольно подробно описаны в произведении "Война и мир". Характеристики героев, которых мы упомянули, приведены ниже.

    Кутузов

    Кутузов в романе, как и в действительности, - главнокомандующий русской армией. Описывается как человек с пухлым лицом, изуродованным раной, с Он тяжело ступает, полный, седой. Впервые на страницах романа появляется в эпизоде, когда изображается смотр войск под Бранау. Производит впечатление на всех знанием дела, а также вниманием, которое скрыто за внешней рассеянностью. Кутузов способен быть дипломатичным, он довольно хитер. Перед Шенграбенским сражением благословляет Багратиона со слезами на глазах. Любимец боевых офицеров и солдат. Считает, что для победы в кампании против Наполеона необходимо время и терпение, что дело решить могут не знания, не ум и не планы, а что-то другое, не зависящее от них, что личность по-настоящему влиять на ход истории не в состоянии. Кутузов более созерцает ход событий, чем вмешивается в них. Однако он умеет все запомнить, выслушать, увидеть, не помешать ничему полезному и не позволить вредного. Это скромная, простая и потому величественная фигура.

    Наполеон

    Наполеон - реальное историческое лицо, французский император. Накануне основных событий романа является кумиром Андрея Болконского. Перед величием этого человека преклоняется даже Пьер Безухов. Уверенность и самодовольство его выражаются во мнении, что присутствие его повергает в самозабвение и восторг людей, что в мире все зависит лишь от его воли.

    Такова краткая характеристика героев в романе "Война и мир". Она может послужить основой для более детального анализа. Обратившись к произведению, вы можете дополнить ее, если нужна подробная характеристика героев. "Война и мир" (1 том - представление главных героев, последующие - развитие характеров) детально описывает каждого из указанных персонажей. Внутренний мир многих из них меняется со временем. Поэтому Львом Толстым представлена в динамике характеристика героев ("Война и мир"). 2 том, например, отражает их жизнь в период между 1806-м и 1812 годом. Последующие два тома описывают дальнейшие события, их отражение в судьбе персонажей.

    Большое значение имеют для понимания такого творения Льва Толстого, как произведение "Война и мир" характеристики героев. Через них отражается философия романа, передаются авторские идеи и мысли.

    По просьбе трудящихся. Шестиклассников и семиклассников, создающих свои шедевры.

    У одних - "Хорь и Калиныч" И.С.Тургенева. У других - Калашников и Кирибеевич из "Песни"...М.Ю.Лермонтова, а скоро и Остап и Андрий из "Тараса Бульбы" Н.В.Гоголя.

    Обратимся к учебнику, к сожалению, не к тому, по которому занимаемся, к учебнику профессора, ныне живущего и преподающего в нашем славном университете.
    Большом, как его называют.
    Фамилия автора - Сухих И.Н.

    Надо вам сказать, милые дети, что это единственный учебник, который солидный журнал по главам перепечатывал, а взрослые завидовали, что такие учебники, которые можно, как книгу, читать, появляться в вашей жизни стали, а раньше, увы, отсутствовали. И приходилось многое не из учебников узнавать.
    Впрочем, было это давно, когда книгу читали. С удовольствием. А потом еще и разговаривали.

    Итак, основные способы характеристики персонажа в эпическом произведении

    1) Прямая авторская характеристика
    2) Портрет героя
    3)Действия и поступки персонажа, его взаимоотношения с другими героями
    4)Характеристика героя другими действующими лицами
    5)Самохарактеристика
    6)Речь

    Все это мы в произведении ищем, материал о каждом герое собираем.

    Таким образом, мы узнаем о нем и изнутри, взглядом, которым он смотрит на себя самого, и извне, глазами других.

    Так автор создает сложный ХАРАКТЕР, который разгадывают читатели нескольких поколений (если же образ литературного героя можно определить одним словом, значит, писателем создан ТИП, где выделяется, акцентируется какая-то одна черта или свойство человека).

    Ахилл, Одиссей - ТИП. Тарас Бульба - ХАРАКТЕР.

    Материал собрали. Самое время вспомнить фразу Конфуция:"Все познается в сравнении".

    Сравнительная характеристика - сочинение-рассуждение, в котором анализируются два героя с какой-либо общей точки зрения, выявляются их одинаковые и противоположные черты и доказывается, что они сходны или различны.

    1)Подумайте, почему вообще можно сравнивать именно этих героев. Может быть, они вместе выросли, попали в сходные обстоятельства или их объединяет одинаковый возраст, социальное положение?

    2)Отберите признаки, по которым вы будете характеризовать героев. Главное правило сравнения: портрет сравниваем с портретом, речь с речью, разное поведение в одной ситуации и т.д. (ищем эпизоды, опираемся на текст)

    3)Составьте план сравнительного анализа. В нем по порядку расположите элементы сравнения.

    Например:

    а)первое появление героя

    б)портрет

    в)окружающая обстановка

    г)отношение с близкими людьми, с обществом

    д)поведение в сходных ситуациях(отберите эпизоды для сравнения)

    В романе Ивана Александровича Гончарова “Обыкновенная история” показано своеобразное противостояние двух героев, стоящих на одной социальной ступени, больше того, они родственники. Интересно наблюдать, как Петр Иваныч охлаждает романтизм и прекраснодушие племянника. Кажется, автор полностью на стороне здравомыслящего Адуева-старшего, почему же в конце романа герои поменялись местами? Что это: путаница мыслей автора или удачный художественный прием?
    Юный Александр является в Петербург прямо из теплых материнских объятий, полный романтических мечтаний и помыслов вступить в решительный бой со всем бездушным, расчетливым, гнусным. “Меня влекло какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности”, - восклицает он. Этот “желторотый птенец-идеалист” вызвал на бой не кого-нибудь, а весь мир зла. Тонкая ирония Гончарова, с которой в начале романа описывается юный герой - его отъезд из дома, клятвы в вечной любви Сонечке и другу Поспелову, первые робкие шаги в Петербурге, - именно этот насмешливый взгляд автора делает Адуева-младшего милым нашему сердцу, но уже заранее предопределяет исход “борьбы” племянника и дяди. К истинным героям, способным на великие подвиги, писатели не относятся с иронией. Вот Адуев-старший - владелец фарфорового завода, чиновник особых поручений, человек трезвого ума и практического смысла, тридцатидевятилетний преуспевающий господин. Гончаров наделяет его юмором и даже сарказмом, сам же относится к нему серьезно. Это заставляет думать, что он истинный герой романа, которого автор берет за “образец для подражания”.
    Два этих характера были ярчайшими типами своего времени. Родоначальником первого, как мне думается, явился Владимир Ленский, второго - Евгений Онегин, хотя и в сильно преображенном виде. Гончарову очень хочется взять себе в образец Петра Иваныча - человека “живого дела”, и не только себе, но и предложить вниманию читателя именно в качестве образца. С каким блеском в романе написаны диалоги дядюшки и племянника: спокойно, уверенно, безапелляционно разбивает Петр Иваныч горячего, но не вооруженного логикой Александра! И каждая критическая фраза дяди убийственна и неотразима оттого, что говорит он правду, тяжелую, обидную и беспощадную, но правду. Вот он высмеивает “вещественные знаки невещественных отношений” - колечко и локон, подаренные Сонечкой при прощании уезжающему в столицу Сашеньке. “И это ты вез за тысячу пятьсот верст?.. Лучше бы привез еще мешок сушеной малины”, - сетует дядя и швыряет в окно бесценные для племянника “символы вечной любви”. Александр уверен, что не забудет любимую никогда. Но прав оказывается дядя. Прошло совсем немного времени, и Адуев-младший влюбился в Наденьку Любецкую со всем пылом молодого романтического сердца, безотчетно, бездумно! И Сонечка забыта, даже имени ее не произносит Александр. Любовь к Наденьке поглощает его целиком. Дядя твердит о работе, но как можно о ней думать, когда Александр все дни проводит за городом у Любецких. Ах, дядя, у него на уме одно дело! Как у него язык поворачивается учить племянника, что Наденька, это божество и совершенство, может его “надуть”.

    ело! Как у него язык поворачивается учить племянника, что Наденька, это божество и совершенство, может его “надуть”. “Она обманет! Этот ангел, эта олицетворенная искренность...” Но правда: Наденька обманула. Она влюбилась в графа, и Александр получил отставку.
    Адуев-младший терпит крах решительно во всем: в любви, в дружбе, в порывах к творчеству, в работе. Все, решительно все, чему учили его 7чителя и книги, все оказалось вздором и разлетелось под “железной поступью” трезвого рассудка и практического дела. В самой напряженной сцене романа, когда Александр, доведенный до отчаяния, запил, опустился, воля его подавлена, исчез полностью интерес к жизни. Дядя парирует лепет племянника: “Чего я требовал от тебя - не я все это выдумал”. “Кто же?” - спрашивает его жена. “Век”. Вот где открылась главная мотивировка поведения Петра Иваныча. Веление века! “Посмотри-ка на нынешнюю молодежь: что за молодцы! Как все кипит умственною деятельностью, энергией, как ловко и легко расправляются они со всем этим вздором, что на вашем старом языке называется треволнениями, страданиями… и черт знает что еще!” - констатирует дядюшка. Вот это кульминационная точка романа! Интересно говорит Адуев-старший и о чувствах, отвечая на реплику Александра “по-вашему, и чувством надо управлять, как паром открыть клапан или закрыть...”. “Да, этот клапан природа недаром дала человеку - это рассудок”, - парирует Адуев-старший. На протяжении всего романа читатель следит за этими двумя способами проживания жизни - чувством и рассудком.
    Порою кажется, что Гончаров в самой категорической форме советует жить только разумом. В фигуре Адуева-старшего Иван Александрович чувствовал нового человека и возлагал на него определенные надежды. Кто же такой Петр Иваныч Адуев, этот “образец для подражания”, человек трезвого ума? Он человек нового уклада - капиталист, ставящий во главу угла дело и расчет. Он постоянно произносит это слово: расчет в деле, в дружбе, в любви. С чувством бесспорного превосходства, с высоты своего возраста и опыта, знания жизни, сокрушает дядя наивную и чистую душу племянника, его веру “в совершенство мира”. Адуев-младший опускается до самого жалкого состояния и доходит до попытки самоубийства. Гончаров не щадит своего юного героя - развенчивает полностью. Веришь писателю: именно так и бывает с разочаровавшимися в жизни людьми. Александр взывает о помощи, и дядя советует: “Что делать? Да… ехать в деревню”. И, проклиная город, где он похоронил лучшие чувства и мечты, Александр возвращается домой. Дядя одержал полную победу. Но напрасно Александр едет в деревню, надеясь на воскрешение, оно невозможно, теперь можно ждать только преображения. И оно происходит: Александр вдруг понимает, что ничем не хуже дядюшки и возвращается в Петербург делать “фортуну и карьеру”. Что же произошло с младшим Адуевым? Наивный, чистый провинциал-идеалист становится циником, но таков логический конец человека, входящего в жизнь с надуманными представлениями о ней.
    А каковы же плоды победы Адуева-старшего, любимого, казалось бы, героя автора? Человек реального взгляда на вещи сначала духовно убил своего племянника, который по-своему был даже мил его сердцу, и чуть не довел до чахотки любимую жену Лизавету.

    вы же плоды победы Адуева-старшего, любимого, казалось бы, героя автора? Человек реального взгляда на вещи сначала духовно убил своего племянника, который по-своему был даже мил его сердцу, и чуть не довел до чахотки любимую жену Лизавету. В конце романа он собирается продать завод и мечтает об одном - уехать в Италию, где, может, ему удастся продлить жизнь своей жене. Дядя и племянник будто бы поменялись ролями. Дядя, доказывающий нам преимущества трезвого ума, теперь на собственном положении осознал, что этого недостаточно, что надо прежде ближнего - жену собственную - по-человечески, искренно любить.
    Писатель не видел в свое время выхода из этой драматической ситуаций: возможность сочетать большое дело с истинно человеческой сущностью. Мир предпринимательства жесток. Прочитав роман, поражаешься провидению автора, его произведение актуально и сейчас. Вряд ли эта проблема решится легко и однозначно в дальнейшем. Жизнь, к сожалению, только подтверждает это правило - “обыкновенная история”.

    Просмотров