Обучение на дому по новому закону об образовании. Кто переходит на домашнее обучение

Причин для этого много. Рассмотрим основные.


"Около половины российских учеников не хотят учиться в школе", - рассказал накануне Дня Ребенка, который мы отмечали 20 ноября, президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. "Школам в России не хватает индивидуального подхода к каждому ученику. Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса", — сказал Кузнецов.


А что такое - уровень среднего ученика? Это, когда сильному ребенку в школе "и скучно, и грустно", а слабому - трудно и некомфортно, особенно, когда вызывают к доске перед всем классом, и у него снежным комом нарастают комплексы. Вот многие родители и стараются оградить своего ребенка - кто от скуки, дабы не убить в нем потребность и желание развиваться, а кто от наращивания отрицательного опыта.


Кроме того, детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель. А многим ли детишкам повезло с первым учителем?


Мне когда-то повезло, а вот моей дочке совсем наоборот. Первая учительница орала на детей дурным голосом, обзывала по-всякому, а походы родителей к директору школы заканчивались росписью в его беспомощности: "Уволю я ее, и у ваших детей не будет вообще никакого учителя - работать некому". В один "прекрасный день" дочка на мой вопрос, почему она не садится делать уроки, заявила мне: "А зачем? Если я подниму руку, меня ни за что не спросят, а если не подниму, то спросит и придерется к чему-нибудь. Толку-то учить ". Ей было тогда 8 лет, и мне стоило некоторых трудов убедить ее, что учиться нужно для себя, а не для учителя. Правда, все-таки пришлось перевести ее в другую школу, где новая "первая" учительница сразу поинтересовалось: "Как лучше для девочки: давать ей немного критики, чтобы возбудить желание доказать свои способности, или больше хвалить, чтобы ей хотелось быть еще лучше?" Не берусь судить о педагогичности подобного подхода, но дочка в новой школе довольно быстро начала учиться с удовольствием.


Еще одна причина недовольства школьным образованием - немотивированная перегрузка учащихся. Как признают многие современные педагоги, в школах детей лишь знакомят с предметом, а изучать его детям приходится дома с родителями. И у тех возникает резонный вопрос: "А стоит ли ребенку тратить 4-5 напряженных часов в школе, если потом еще столько же нужно будет потратить дома, чтобы все-таки научиться чему-то?" Вот некоторые родители и принимают решение не осложнять своим детям жизнь и переходить на полное домашнее обучение.


Однако не только психологические проблемы или уровень способностей ребенка к обучению влияют на то, будет человечек ходить в школу или нет. К великому сожалению, немалая часть детей не может посещать школы по состоянию здоровья. По данным Минздрава России, в нашей стране более 620 тысяч детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Большинство из них не может получить среднего образования в учебном заведении. Для таких детей домашнее обучение - единственная возможность получить аттестат зрелости.

Формы домашнего (надомного) обучения

Анскулинг (англ. - без школы) - отказ от школы и школьной программы вообще. Приверженцы анскулинга считают, что лучше знают, чему и как учить своих детей, сомневаются в необходимости среднего образования, ЕГЭ и т.д. Фатальное следствие анскулинга - к 16-17 годам ребенок уже не сможет освоить знания, необходимые для поступления в ВУЗ и приобретения какой-нибудь сложной профессии. В России анскулинг формально запрещен.


Собственно домашнее обучение - индивидуальные занятия со школьными педагогами на дому, сдача контрольных, экзаменов и т.д. Оформляется по медицинским показаниям.


Частичное домашнее обучение - посещение нескольких уроков в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Оформляется по медицинским показаниям.


Семейное обучение - родители могут самостоятельно обучать своих детей, выбирать учебные материалы и создавать график обучения. Каждый год учащиеся обязаны проходить промежуточную аттестацию в школе, к которой они прикреплены. Помимо этого, обязательными являются ГИА и ЕГЭ. По окончании обучения выпускники получают такой же аттестат зрелости, как и дети, выбравшие традиционное обучение в школе.


Экстернат - самостоятельное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Оформляется по договоренности с руководством школы.


Дистанционное образование - обучение через Интернет, контакт с преподавателями по скайпу или на форумах, выполнение домашних заданий и контрольных в режиме он-лайн. Оформляется по договоренности с руководством школы.


Массовая школа не зря называется «массовой», она рассчитана на усредненное большинство детей, домашнее же обучение предполагает индивидуальный подход. Что лучше для вашего ребенка - решать только вам!

Формы домашнего обучения для детей-инвалидов

Существует два варианта домашнего обучения для детей-инвалидов: по вспомогательной или по общей программе.


Дети, которые учатся по общей программе , проходят те же предметы, пишут те же контрольные и сдают те же экзамены, что и их ровесники, обучающиеся в школе. Но расписание уроков при надомном обучении индивидуально. Все зависит от состояния здоровья ребенка. Как правило, надомное обучение по общей программе выглядит следующим образом:


для 1-4 классов - 8 уроков в неделю;

для 5-8 классов - 10 уроков в неделю;

для 9 классов - 11 уроков в неделю;

для 10-11 классов - 12 уроков в неделю.


По окончанию обучения по общей программе ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца, такой же, как его одноклассникам, учащимся в школе.


Вспомогательная программа разрабатывается индивидуально, исходя из состояния здоровья ребенка. При обучении по вспомогательной программе ребенку по окончании школы выдается аттестат особого образца с указанием программы, по которой ребенок проходил обучение.

Плюсы и минусы домашнего обучения

Плюсы домашнего обучения

1. Дети учатся тогда, когда хотят и так, как им удобно.


2. Исключено насилие со стороны педагогов и сверстников.


3. Нет необходимости соблюдать ненужные правила и ритуалы.


4. Возможность контролировать моральные, этические и религиозные воззрения ребенка.


5. Возможность жить по естественным биологическим часам.


6. Возможность изучать особые предметы - редкие языки, искусство, архитектуру и т.д. с детства.


7. Обучение проходит в щадящей домашней обстановке, снижен риск школьных травм, проблем с осанкой и зрением.


8. Индивидуальная программа помогает воспитать личность.


9. Сохраняется тесный контакт родителей и детей, исключено постороннее влияние.


10. Возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет.

Минусы домашнего обучения

1. Ребенок не получает социализацию, опыт взаимодействия с «типовым» коллективом.


2. Необходим постоянный контроль родителей за процессом учебы.


3. Нет жесткой дисциплины, необходимости постоянной работы «от звонка до звонка».


4. Не набирается опыт конфликтов со сверстниками и «старшими по званию».


5. Родители не всегда в состоянии обучить ребенка точным предметам или искусствам, системному мышлению.


6. Гиперопека родителей может привести к инфантилизму или эгоцентризму у ребенка.


7. Житейская неопытность станет помехой при начале самостоятельной жизни.


8. Навязывание нетрадиционных взглядов, жизненных и религиозных ценностей ограничивает ребенка.


9. Ребенок привыкает к образу «белой вороны», «не такого как все».

Государственная поддержка

Если вы склоняетесь по тем или иным причинам выбрать какую-либо форму домашнего образования, имейте ввиду, что вы берете на себя огромную ответственность. Вы обязаны будете обеспечить ребенку качественное обучение, правильно организовать процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Вы полностью берете на себя ответственность за развитие способностей ребенка, приобретение опыта применения знаний в повседневной жизни и формирование у него мотивации получения образования в течение всей жизни.


Однако не надо думать, что государство, давая разрешение на домашнее обучение, полностью "умывает руки". В разъяснительном письме Министерства образования РФ "Об организации получения образования в семейной форме" кроме всего прочего говорится и о том, какую поддержку вам обязано оказать государство:


- "...обеспечение указанных обучающихся учебниками и учебными пособиями возможно производить не только из фондов библиотеки организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся проходит промежуточные и (или) государственную итоговую аттестации, но и посредством создания специализированного библиотечного фонда субъекта Российской Федерации (муниципального образования)";


- "Согласно статье 9 Федерального закона обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Указанная помощь в том числе, помощь обучающимся в составлении индивидуального учебного плана, в случае необходимости обучающимся в семейной форме может быть оказана психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети проходят аттестацию, либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи";


- "В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона)".


Как перейти на домашнее обучение

Если? взвесив все ЗА и ПРОТИВ, вы решили, что домашнее обучение - единственный и наилучший вариант получения среднего образования для Вашего ребенка, то придется пройти следующие этапы.


1. Прежде всего, для себя четко определите, какая из вышеприведенных форм обучения подходит и ребенку, и вам.


2. Если причина перевода ребенка на домашнее обучение - инвалидность, нужно собрать медицинские справки, которые подтвердят необходимость такого обучения.


3. Получив решение комиссии, обращайтесь в ближайшую школу, пишите заявление на имя директора, приложите результаты медицинского обследования.


4. Вместе с педагогами разработайте программу обучения. Приказом директора школы будут назначены учителя, которые будут обучать ребенка на дому. Родителям буден выдан журнал учета пройденного материала, полученных оценок и результатов периодической аттестации.


5. Программа домашнего обучения подбирается индивидуально, с учетом способностей и возможностей школьника. В ней конкретно указывается количество предметных часов в неделю и продолжительность одного урока. По окончанию обучения ребенку выдается аттестат о среднем образовании, как и другим выпускникам.


6. Учиться дома можно и без медицинских показаний. Для этого достаточно решения родителей или опекунов ребенка. В этом случае школьник на семейном обучении все же обязан появляться периодически в школе, для итоговых проверок полученных знаний. Такая система идеально подходит детям, серьезно занимающимся спортом или музыкой, либо чьи родители в силу обстоятельств и профессии вынуждены постоянно перемещаться по стране.


7. Напишите заявление на имя директора школы, которое будет рассмотрено комиссией с участием педагогов и специалистов департамента образования. Учтите, на заседание комиссии могут пригласить и ребенка, с тем, чтобы узнать его мнение и отношение к идее семейного обучения. По итогам заседания комиссии ребенок школьным приказом будет прикреплен к общеобразовательному учреждению с назначением сроков обязательной аттестации.


8. Помните, что ребенок, находящийся на семейном обучении в любой момент имеет право вернуться и продолжить обучение в школе. Для этого достаточно пройти полугодовую аттестацию.

1 2 619 0

Школьная жизнь полна волнительных событий и неожиданностей. Учась в школе, ребенок не только постигает азы наук, но и оттачивает навыки общения, учится отстаивать свое мнение и в то же время подчиняться общественным правилам и нормам поведения. Многие родители согласятся, что современная школа хоть и не является эталоном, но ее роль в подготовке к взрослой жизни бесценна. Но есть и такие родители, которые категорически против того, чтобы их дети посещали школу. По их словам, она настолько несовершенна, что может покалечить ранимую психику ребенка. Достойной альтернативой является переход на домашнее обучение.

Эта форма обучения также целесообразна в следующих случаях:

  • ребенок требует индивидуального подхода в обучении (значительно отстает либо опережает школьный материал);
  • родители часто переезжают и вынуждены менять место жительства, что требует постоянной смены школ для ребенка;
  • ребенок не может посещать школу из-за неудовлетворительного состояния здоровья (например, из-за инвалидности);
  • ребенок занимается каким-либо увлечением на профессиональном уровне (например, танцами или музыкой). Постоянные тренировки тяжело совмещать со школьным расписанием;
  • родители не желают, чтобы их ребенок посещал учебное заведение из идеологических или же религиозных соображений.

Перевод школьника на домашнее обучение – процедура несложная. Фактически ребенок может перейти на него в любое время учебного года и в любом возрасте.

Вам понадобятся:

Вид домашнего обучения

На сегодня известно несколько видов домашнего обучения детей. Исходя из ваших обстоятельств, выберите наиболее комфортную и продуктивную форму обучения для вашего ребенка:

    Надомное обучение

    Педагоги той школы, в которой находится ребенок, занимаются с ним дома. Такое обучение проводится для детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем.

    Обучение со свободным посещением уроков

    Такое домашнее обучение является частичным и также разрешено детям с особыми потребностями вследствие проблем со здоровьем.

    Экстернат

    Такая форма обучения подразумевает, что детей обучают сами родители.

    Дистанционное образование, которое ребенок получает через интернет

    Основные формы взаимодействия педагога с учениками и учеников между собой – общение по скайпу, через электронную почту, на форумах. Контроль в процессе обучения также ведется удаленно. Эта форма обучения очень удобна, но требует высокой самоорганизации ученика.


Подходящее учебное заведение

Не каждая общеобразовательная школа предоставляет возможность обучения на дому.

Чтобы получить перечень таких школ, целесообразно обратиться в местный отдел образования.

Там же и расскажут, как оформить домашнее обучение, какие документы для этого нужны и т.д. В выбранную школу подаются документы, после чего заключается соответствующий договор. В нем обозначены все сроки аттестации (как правило, общий контроль знаний и умений ребенка проводится раз в полгода, для его прохождения ученик является в школу).

Вопросы со школой

  • Подготовьте все необходимые документы. Как правило, это паспорт ученика или свидетельство о его рождении, медицинские справки (в случае, если причина перехода на домашнее обучение – неудовлетворительное состояние здоровья).
  • Напишите заявление; в нем укажите причину перевода на домашнее обучение, изучаемые дисциплины и количество часов, отведенное на них. В этом вопросе вам помогут учителя школы.
  • Согласуйте с администрацией учебного заведения, кто будет обучать ребенка по каждому из предметов (вы сами, педагоги школы, репетиторы). Оговорите график занятий ребенка со школьными учителями.
  • Получите в библиотеке заведения методическую и учебную литературу, без которой полноценное домашнее обучение будет невозможным.
  • Администрация обязана выдать вам журнал, где будут отмечаться пройденные темы и выставляться оценки.


Участие родителей в обучении

Если основная педагогическая нагрузка ложится на плечи школьных учителей и репетиторов, это не освобождает вас от участия в процессе обучения своего чада. Любой родитель с удовольствием дополняет знания и умения ребенка, полученные в школе. Если же обучение проводится на дому, то перед родителями ставится удвоенная задача закрепить и расширить учебный материал.

Важно находить к ребенку индивидуальный подход и предупреждать переутомление. Если ученик выглядит уставшим или не может сконцентрироваться, лучше перенести занятие. Гибкость является основным преимуществом домашнего обучения, поэтому ее нужно использовать максимально, чтобы ребенку было комфортно заниматься в таких условиях.


Вы живете или уезжаете в другую страну, но есть желание продолжить обучение ребенка по российской программе? Первое, что необходимо сделать — понять, как часто Вы планируете или сможете возвращаться в Россию, от этого зависит, как будет Ваш ребенок проходить аттестацию при переходе из класса в класс. Так же немаловажно решить — будет ли ребенок обучаться в местной или международной школе, т.к. нагрузка возрастет вдвое и нужно правильно организовать режим обучения. Тем не менее это возможно, мы уже помогли многим семьям, живущим в 60 странах мира.

У ребёнка есть серьёзное и интересное хобби или он по другим причинам не может регулярно посещать школу

80% семей помимо школы отдают свое чадо на занятия в различные кружки и секции. Это могут быть спортивные или музыкальные школы, занятия эстрадным искусством или художественно-прикладным. Многие родители отдают детей на языковые курсы и курсы программирования. Объединяет их одно – катастрофическая нехватка времени, которая зачастую приводит к снижению успеваемости. Совмещать школу и другие виды деятельности достаточно сложно, а для многих — просто невозможно. Перевод ребенка на домашнее обучение поможет решить сразу несколько проблем, при этом ребенок по-прежнему может посещать занятия, но существенно сократив их количество.

Не устраивает система образования, ребенок опережает школьную программу

Все чаще родители сталкиваются с тем, что уровень и эффективность образования в школах их не только не устраивает, но и вызывает опасение за будущее ребенка.

Основные ситуации:

  • Ребенок мотивирован на обучение, но ему не интересно на уроках. Дома изучаете программу быстрее и интереснее, убежали существенно вперед по программе, но уже не знаете, что ему давать.
  • С успеваемостью вроде бы все в порядке, но реальный уровень подготовки ребенка вызывает серьезную тревогу.
  • Не нравится, как выстроен учебный процесс в школе. Уже сложилось свое представление о том, какое образование вы хотите дать своему ребенку.
  • Конфликты с учителями отражаются на успеваемости, у ребенка исчезает мотивация к обучению.

У ребенка проблемы с усвоением школьной программы

Причинами плохой успеваемости в школе могут служить как внешние проблемы (отсутствие мотивированных преподавателей, переполненность классов), семейные обстоятельства (частые переезды, невозможность регулярно посещать занятия, отсутствие контроля), так и личные особенности ребенка (невнимательность, забывчивость, гиперактивность и прочее). Нужно ли в такой ситуации переходить на домашнее обучение? Как не «упустить» ребенка? В любом случае мы поможем принять правильное решение, но предварительно проведем подробную диагностику уровня подготовки ребенка.

Домашнее обучение — что это такое? Кто имеет на него право? Читайте ниже.

Любой ребенок в России имеет право на образование

Подавляющее большинство детей с 7 до 18 лет в настоящее время учится в школах. Но некоторые дети проходят обучение на дому. Здесь возможны 2 варианта:

  1. Ребенок здоров, а его родители считают домашнее обучение наиболее удобной формой обучения для своего ребенка.
  2. Ребенок болен и не может посещать занятия в школе по состоянию здоровья.

Семейное образование

В первом случае вопрос о целесообразности для ребенка домашнего обучения решается в местных органах управления образованием. Вопрос может решиться положительно, если ребенок постоянно переезжает с места на место с родителями, если серьезно чем то увлечен и постоянно выезжает на конкурсы или соревнования, если опережает сверстников в развитии и осваивает школьную программу быстрее других детей. Такое образование называется семейным. Возможность такого образования имеется у ребенка в соответствии с действующим законом об образовании. В новом законопроекте тоже есть такой пункт.

Законопроект Об образовании в Российской Федерации

  • Глава 7. Общее образование
    3. Общее образование может быть получено в форме семейного образования, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в части 4 настоящей статьи. Среднее общее образование может быть также получено в форме самообразования.

Учить всему придется родителям в семье. Ребенок будет прикреплен к определенной школе, куда будет регулярно приглашаться для сдачи экзаменов по школьной программе. Приглашение на дом учителей и репетиторов осуществляется в этом случае по желанию родителей, и все расходы, связанные с этим лежат на родителях.

Индивидуальное обучение больных детей

Справка из поликлиники

Если ребенок длительно болен, лечится амбулаторно и по состоянию здоровья не может посещать школу, он имеет право на домашнее обучение. В этом случае вопрос о необходимости домашнего обучения для ребенка решает КЭК (контрольно-экспертная комиссия в детской поликлинике по месту жительства и выдает ребенку справку, о необходимости домашнего обучения.

Возможны два варианта развития событий

  1. лечащий врач ребенка сам объяснит родителям необходимость домашнего обучения и предложит оформить справку через КЭК
  2. родители понимают, что их ребенок не в состоянии обучаться в школе на общих основаниях, и начинают беспокоиться по поводу домашнего обучения для него.

Далее КЭК выносит свое решение по вопросу необходимости обучения ребенка на дому и выдает родителям на руки справку, в которой указывается диагноз ребенка и срок рекомендуемого домашнего обучения. Справка заверяется тремя подписями: лечащий врач, зав. поликлиникой и главный врач, и круглой печатью поликлиники.

Справка может выдаваться на длительный срок, (максимально на 1 учебный год) и на короткий срок (от 1 месяца при травмах и после операций).

Заявление от родителей

Далее родители пишут заявление на имя директора школы с просьбой организовать для ребенка индивидуальное обучение на дому и прилагают к заявлению справку из поликлиники. Отказать в домашнем обучении школа не имеет права, если это ближайшая к Вам школа по месту жительства. Если ребенок до болезни учился далеко от дома, на время домашнего обучения родители имеют право перевести его в близлежащую школу.

Дальнейшей организацией индивидуального обучения ребенка занимается школа. В каждой общеобразовательной школе существуют правила по организации обучения на дому. С ними родителям стоит ознакомиться. Обычно, в них есть такой пункт:

Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Этими особенностями могут быть, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ (возможно их увеличение по сравнению с общеобразовательной школой); во – вторых, вариативность организации занятий с обучающимися (занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно, то есть часть занятий проводится в школе, часть – дома); в – третьих, гибкость моделирования учебного плана.

Это означает, что ребенок вовсе не обязательно должен обучаться исключительно дома весь срок, указанный в справке. Это зависит от возможностей ребенка (его состояния здоровья), а также от желания родителей и ребенка. Все эти вопросы совместно обсуждаются и создается план индивидуального обучения ребенка.

Домашнее обучение

Возможно чисто домашнее обучение. Когда педагоги будут приходить к ребенку на дом и заниматься с ним на дому. Такая форма обучения регламентируется письмом Министерства образования РФ от 14 ноября 1988г № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» В этом документе четко расписано, сколько часов в неделю педагоги обязаны заниматься с ребенком:

  • 1 — 4 кл — 8 ч,
  • 5 — 8 кл — 10 ч,
  • 9 кл — 11 ч,
  • 10 — 11 кл — 12 ч.

Расписание составляется индивидуально и согласовывается с родителями, занятия в таком объеме проводятся бесплатно для ребенка, учебниками он обеспечивается наравне с другими детьми (на сегодняшний день все школьники обеспечиваются ими за счет родителей).

Индивидуальное обучение

Этих часов не всегда бывает достаточно для полноценного обучения, а занятия сверх этого объема уже оплачиваются родителями. Поэтому большинство родителей стараются организовать ребенку посещение школы, как только это становится возможным для него.

Чаще вопрос решается так: ребенок в периоды ремиссии или относительно хорошего самочувствия посещает школу и занимается вместе с классом или индивидуально с учителем (но в школе). А в периоды обострения (ухудшения самочувствия) учителя приходят к нему на дом. Или индивидуально ребенок изучает только некоторые предметы, которые даются ему особенно трудно. Такой подход регламентируется письмом Министерства образования РФ от 28 февраля 2003 г. № 27/2643-6 «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения». Полный текст этого документа можно увидеть здесь В любом случае вариант обучения для ребенка подбирается с письменного согласия родителей.



Дистанционное обучение больных детей

В настоящее время организуется новая форма обучения для детей инвалидов: дистанционное обучение.

Она применима только к детям-инвалидам, ведь им домашнее обучение требуется длительно.

На сегодняшний день для этой программы обучения отбирают детей с сохранным интеллектом, не имеющих сложных нарушений развития и не имеющих противопоказаний к работе за компьютером. Предлагается форма домашнего обучения через компьютер и интернет, (через скайп), такое обучение проводится по согласованию с родителями. На время обучения дети обеспечиваются необходимым оборудованием: компьютер, подключенный к интернету, на котором установлены программы, необходимые для обучения. А также обслуживанием: обеспечением быстрого ремонта или замены техники, в случае ее поломки.

Обучение происходит через центр дистанционного обучения, либо через общеобразовательную школу. Чаще всего дистанционное обучение сочетается с другими формами обучения. (Обучение на дому, комбинированное и т.д.) Эта форма обучения на сегодняшний день очень активно развивается.

Индивидуальное и домашнее обучение.

Просмотров