Конспект досуга «Вечер загадок по русским народным сказкам» с детьми второй младшей группы «Сказки бабушки-Загадушки. Загадки про сказочных героев Сказка с тремя загадками

У каждого малыша есть свои любимые сказки и любимые сказочные персонажи. Дети очень любят отгадывать загадки про сказки, вместе их вспоминать и угадывать любимых героев. Кроме того, так как большинство этих загадок написано в стихотворной форме, дети будут тренировать свою память, заучивая стишки и развивать сообразительность.

А если малыш затрудняется с ответом, то можно показать ему картинку или иллюстрацию и спросить из какой это сказки. Таким образом, ребенок легко научиться запоминать информацию и подготовится к школе.

В этом разделе вы прочитаете не только загадки про сказки, но и загадки про любимых героев малышей.

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
Ответ: Карлсон
***

Ах, ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко…
Ответ: Петушок золотой

***
На снежных санях Королева
По зимнему небу летела.
Коснулась мальца, невзначай.
Холодным, недобрым стал …
Ответ: Кай
***

Болото - дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной.
Ответ: Кикимора
***

Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?
Ответ: Карабас-Барабас
***

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Ответ: Три медведя
***

Дзинь-ля-ля - поёт синичка!
Это сказка
Ответ: Рукавичка
***
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Ответ: Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
Ответ: Колобок

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
Ответ: Снегурочка

Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос?
Ответ: Буратино
***

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Ответ: Мышка
***

Наряд мой пестрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех.
Ответ: Петрушка
***

Мой вопрос совсем не трудный,
Он - про город Изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный?
Ответ: Гудвин
***

Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?
Ответ: Папа Карло
***

Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.
Ответ: Чипполино
***

Его отца схватил Лимон,
В темницу бросил папу он...
Редиска — мальчика подруга,
Не бросила в беде той друга
И помогла освободиться
Отцу героя из темницы.
И знает каждый без сомнений,
Героя этих приключений.
Ответ: Чипполино
***

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Ответ: Красная шапочка
***

Далеко на тёплом море
Появился вдруг мальчишка -
Деревянный, с длинным носом,
Про него создали книжку.

В книжке много приключений
Тот мальчишка испытал,
Золотой волшебный ключик
Он, в конце концов, достал.

Черепахою Тортилой
Был подарен ключик сей,
И ещё мальчишка встретил
Добрых преданных друзей.

Хоть пришлось ему несладко -
Был повержен Карабас.
Как та книжка называлась?
Вы мне скажете сейчас?
Ответ: Золотой ключик, или Приключения Буратино
***
И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.
Ответ: Доктор Айболит
***

Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицей морскою вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась -
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
- Это сказка о....
Ответ: Рыбаке и рыбке
(А.С. Пушкин, "Сказка о рыбаке и рыбке".)
***

Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
Ответ: Соловей-разбойник

Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?
Ответ: Ступа
***

Жил да был один купец,
уважаемый вдовец.
Был он сказочно богат,
но казне своей не рад.
Он в казне не видел прока,
если сердце одиноко.
Торговался всё ж до ночи
ради трёх красавиц дочек.
Их наряды на подбор -
шитый золотом узор.
Словно лебеди плывут,
разговор как нить ведут.
Старшие хотя бойчее,
младшая купцу милее.
Как то раз купец собрался
да и за море подался
за каким-то интересом:
за прибытком аль привесом.
Долго за морем он был,
наконец домой приплыл.
Дочерям привёз подарки.
Старшеньким - каменьев ярких.
Младшей, спрятав в узелок,
чудный...
Ответ: Аленький цветок
(С.Т.Аксаков, "Аленький цветочек".)
***
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Ответ: Кот в сапогах
***

Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
Ответ: Жар-птица
***

Сказку быстро вспоминай:
Персонаж в ней — мальчик Кай,
Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девчурка нежная
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу?
Ответ: Герда
***

Они везде вдвоём всегда,
Зверята — «неразлейвода»:
Он и его пушистый друг,
Шутник, медведик Винни-Пух.
И если это не секрет,
Скорее дайте мне ответ:
Кто этот милый толстячок?
Сын мамы-хрюшки — ...
Ответ: Пятачок
***

У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, — ...
Ответ: Винни-Пух
***

Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
Ответ: Скатерть-самобранка
***
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
Ответ: Дюймовочка
***

В Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Почта-дом стоит у речки.
Почтальон в ней — дядя...
Ответ: Печкин
***

Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как?
Ответ: Матроскин
***

Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
Ответ: Репка
***

В сказке той чудес полно,
но страшнее всех одно -
всех в дворце сразивший мор.
Стал недвижим царский двор.
Тёмный лес встал как забор,
закрывая вглубь обзор.
И проходу в чаще нет
ко дворцу уж триста лет.
Сказку ты читал, наверно?
Это...
Ответ: Спящая царевна
***
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
Ответ: Емеля
***

Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
Ответ: Медведь
***

Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
Ответ: Золушка
***

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
Ответ: Золушка
***

Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
Ответ: Мальвина
***
Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Портрет у друзей
Получился отменный,
На нём Чебурашка,
А рядом с ним…
Ответ: Крокодил Гена
***

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …
Ответ: Незнайка
***

Среди цветочков
в тени листочков
жил-был мальчишка
пяти лет с лишком.
Весь день свой долгий
летал на Пчёлке.
Нектар цветочный
любил он очень.
А под луною
порой ночною
плясал он с Мошкой
да бил в ладошки.
Кто сей красавчик?
Да...
Ответ: Мальчик с пальчик
***

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …
Ответ: Царевна-лягушка
***

Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей.
Ответ: Крот
***

Покупала самовар,
А спасал ее комар.
Ответ: Муха-Цокотуха
***

Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
Ответ: Белоснежка
***

В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
Ответ: Гадкий утенок
***

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
Ответ: Семеро козлят

ЗАГАДКИ О СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЯХ

1. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка)

2. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
(Семеро козлят)

3. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)

4. Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть - самобранка)
из русских народных сказок

5. Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ.
(Иголка)

6. Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
(Ступа)

7. Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
(Соловей-разбойник)

8. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)

9.
Была не простою она
А хрустальной.
(Туфелька)

10. Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.
(Чиполлино)

11. Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Из полена смастерил?
(Папа Карло)

12. Мой вопрос совсем не трудный,
Он - про город Изумрудный.

(Гудвин)

13. Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)

14. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)

15.
(Мальвина)

16. Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей.
(Крот)

17. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!
(Красная Шапочка)

18. На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился ….
(Колобок)

19. Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной.
(Кикимора)

20. Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)

21. Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?
(Карабас)

22. Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
(Белоснежка)

23. Он пришел из сказки к нам,
Постучал тихонько в дом,
В ярком красном колпачке -
ну, конечно, это …
(Гном)

24. С кем Мороз играет в прятки,
Знают все его дочурку,
И зовут ее ….
(Снегурка)

25. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)


26. Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши.
(Лунтик)

27. Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.

(Белоснежка)

28. Хоть он стоек был и смел,
Но в огне не уцелел.
Младший сын столовой ложки,
Он стоял на крепкой ножке.
Не железный, не стеклянный,
Был солдатик...(оловянный)

29 . Вспомни басню. Что за птица
В ней поверила лисице?
Лестью рыжая плутовка
Завладела сыром ловко.
(Ворона.)

30. Пример такой – другим наука.
Кто вместе с Лебедем и Щукой
Ответь быстрее на вопрос.
(Рак.)

31. Вот вам моё определение:
Старик во время наводнения
Вы можете назвать спасателя?
(Мазай.)

32. Ответь, подумав, не спеша:
Кого же подковал Левша?
(Блоху.)

33. Это сказочный, летучий,
Огнедышащий, могучий
(Часто – многоглавый) змей.
Назови его скорей!
(Дракон.)

34. Слово – сказочный герой,
Чаще – добрый, реже – злой,
Маг, колдун и чародей.
Назови его скорей.
(Волшебник.)

35. Знайте, этого плутишку

Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,

Умудрился проглотить!

Скажите мне, кто это?...
(Кот в сапогах.)

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рождён.

(Гадкий утёнок.)

37. Предупредить я вас должна:
Я так хрупка, я так нежна,
Что через тысячу перин
Горошину одну
Я буду чувствовать всю ночь
И так и не засну!
(Принцесса на горошине.)

38. Чтоб друга верного спасти,
От разбойников бежать,
В снежной буре замерзать,
Через льды перебираться,
С королевою сражаться.
(Герда.)

39. Чуть жеой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака.

(Дюймовочка.)

40. Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он да удал,
Так кто из вас о нём читал?
(Мальчик-с-пальчик.)

41. Теперь ещё одна подсказка:
Она – животное из сказки,
Всех семерых её детей.
(Коза.)

42. Прибежище Мышки-норушки,
Зелёной Лягушки-квакушки
И прочей звериной компании.
Скажите мне хором название.
(Теремок.)

43. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят.

Далеко они глядят.

(Гуси-лебеди.)

44. У кого ты не спроси -
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
То дурак, а звать - ...
(Иван.)

45. Стрела у Ивана,

Как птица в полёте.

Жена у Ивана

Живёт на болоте.

Кто?

(Лягушка.)

46. Скачет лошадь не простая,
Чудо-грива золотая.
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок -
Удивительный конёк
По прозванью...
(Горбунок.)

47. Я - царевна молодая,
Красотой, умом блистаю,
Но с одним лишь я изъяном:
Я - царевна...
(Несмеяна.)

48. В ступе летаю,
Следы заметаю.
Без чудес старушке
Скучно жить в избушке.

(Баба Яга.)

49. Я - богатый, всемогущий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь?
(Кощей Бессмертный.)

50. Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой?
(Машенька.)

51. День и ночь, как заведённый,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.
Знаешь, речь идёт о ком?
(Кот.)

52. Сказки Пушкина читал?
Сетью той старик поймал
В море рыбку золотую.
(Невод.)


53. Я вопрос тебе припас.
Подскажи: что в первый раз
Стал у рыбки дед просить,
Чтоб старухе угодить?
(Корыто.)

54. Мой вопрос не будет длинным.
Если помнишь Буратино,
Подскажи, какую книжку
Продал глупенький мальчишка?
(Азбука.)

55. Цокотуху в сеть поймал,
Крепко-накрепко связал.
Но комар его сразил
И злодея победил.
(Паук.)

56. Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Их она к себе зовёт

И в дороге слёзы льёт.

(Федора.)

57. Это кто ж, набравшись сил,

Солнце в небе проглотил.

(Крокодил.)

58. Кто моет чисто

Даже трубочиста?

(Мойдодыр.)

59. В гости ходит он чуть свет:

Для хозяина беда!
И «пыхтелки», как поэт,

Сочиняет иногда.
И на мёд имеет нюх,

Он зовётся…
(Винни Пух.)

60. В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен
Занят разными делами,

Лишь учится ему лень.
Кто он, быстро отгадай-ка,

Как зовут его?
(Незнайка.)

61. Чего Хотабыч много съел,

А поевши - заболел.

(Мороженое.)

62. Этот милый крокодил
С Чебурашкою дружил.
В день рождения, порою,
Песню мы поём героя.
(Гена.)

63. Я старушка хоть куда:
И умна, и молода!
Со мною всюду крыска
По имени Лариска.
(Шапокляк.)

64. В Простоквашине живёт
Этот очень хитрый кот.
(Матроскин.)

65. У Маугли был друг-медведь,
(Балу.)

66. Кто-то едет в Забайкалье

Кто-то ходит в лес.

А она - то в Зазеркалье,

То – в Страну чудес.

(Алиса из Страны чудес).

67. Он пиявок добывал,
Карабасy продавал,
Весь пропах болотной тиной,

68. В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дрyжил.
Простоват он был немножко,

69. Он гyлял по лесy смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.

70. Бедных кyкол бьет и мyчит,
Ищет он волшебный ключик.
У него yжасный вид,

71. Много дней он был в пyти,
Чтоб женy свою найти,
А помог емy клyбок,

72. Все yзнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,

73. И красива, и мила,
Только очень yж мала!
Стройная фигyрочка,

74. Жил в бyтылке сотни лет,
Наконец, yвидел свет,
Бородою он оброс,

75. С голyбыми волосами
И огромными глазами,
Эта кyколка - актриса,

76. Потерял он как-то хвостик,
Но его вернyли гости.
Он ворчлив, как старичок

77. Он большой шалyн и комик,
У него на крыше домик.
Хвастyнишка и зазнайка,

78. Для прохожих на дорожке
Он играет на гармошке.
Гармониста знает всяк,

79. Лечит в Африке зверей

80. Плюшек я тебе припас,
Прилети ко мне хоть раз.
Мастер всяческих проказ,

81. - Где ваше платье бальное?
Где туфелька хрустальная?
- Простите, я спешила,

Предварительный просмотр:

ЗАГАДКИ О СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЯХ

1. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка)
из русской народной сказки «Репка».

2. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти Маленькие дети?
(Семеро козлят)
из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

3. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
из русской народной сказки «По щучьему веленью»

4. Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть - самобранка)
из русских народных сказок

5. Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ.
(Иголка)

6. Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
(Ступа)

7. Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
(Соловей-разбойник)

8. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)
из сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»

9. У Золушки с ножки Свалилась случайно.
Была не простою она
А хрустальной.
(Туфелька)
из сказки Шарля Перро «Золушка»

10. Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.
(Чиполлино)
из сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино»

11. Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?
(Папа Карло)
из сказки А. Н. Толсто «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

12. Мой вопрос совсем не трудный,
Он - про город Изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный’;
(Гудвин)
из сказки А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

13. Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)

14. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)

15. А эта дружила с самим Буратино,
Зовут ее просто, ребята, - ….
(Мальвина)

16. Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей.
(Крот)

17. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!
(Красная Шапочка)

18. На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился ….
(Колобок)

19. Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной.
(Кикимора)

20. Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)

21. Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?
(Карабас)

22. Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
(Белоснежка)

23. Он пришел из сказки к нам,
Постучал тихонько в дом,
В ярком красном колпачке -
ну, конечно, это …
(Гном)

24. С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее ….
(Снегурка)

25. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)


26. Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши.
(Лунтик)

27. Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.

(Белоснежка)

28. Хоть он стоек был и смел,
Но в огне не уцелел.
Младший сын столовой ложки,
Он стоял на крепкой ножке.
Не железный, не стеклянный,
Был солдатик...(оловянный)

29 . Вспомни басню. Что за птица
В ней поверила лисице?
Лестью рыжая плутовка
Завладела сыром ловко.
(Ворона.)

30. Пример такой – другим наука.
Кто вместе с Лебедем и Щукой
Тащил, кряхтя, с поклажей воз?
Ответь быстрее на вопрос.
(Рак.)

31. Вот вам моё определение:
Старик во время наводнения
Зайчишек вызволял старательно.
Вы можете назвать спасателя?
(Мазай.)

32. Ответь, подумав, не спеша:
Кого же подковал Левша?
(Блоху.)

33. Это сказочный, летучий,
Огнедышащий, могучий
(Часто – многоглавый) змей.
Назови его скорей!
(Дракон.)

34. Слово – сказочный герой,
Чаще – добрый, реже – злой,
Маг, колдун и чародей.
Назови его скорей.
(Волшебник.)

35. Знайте, этого плутишку

Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,

Умудрился проглотить!
И шпоры звенят у него на ногах,

Скажите мне, кто это?...
(Кот в сапогах.)

36. В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рождён.

(Гадкий утёнок.)

37. Предупредить я вас должна:
Я так хрупка, я так нежна,
Что через тысячу перин
Горошину одну
Я буду чувствовать всю ночь
И так и не засну!
(Принцесса на горошине.)

38. Чтоб друга верного спасти,
Её полстраны пришлось пройти:
От разбойников бежать,
В снежной буре замерзать,
Через льды перебираться,
С королевою сражаться.
(Герда.)

39. Чуть жеой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака.

(Дюймовочка.)

40. Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он да удал,
Так кто из вас о нём читал?
(Мальчик-с-пальчик.)

41. Теперь ещё одна подсказка:
Она – животное из сказки,
Где чуть не скушал волк-злодей
Всех семерых её детей.
(Коза.)

42. Прибежище Мышки-норушки,
Зелёной Лягушки-квакушки
И прочей звериной компании.
Скажите мне хором название.
(Теремок.)

43. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят.

Далеко они глядят.

(Гуси-лебеди.)

44. У кого ты не спроси -
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
То дурак, а звать - ...
(Иван.)

45. Стрела у Ивана,

Как птица в полёте.

Жена у Ивана

Живёт на болоте.

Кто?

(Лягушка.)

46. Скачет лошадь не простая,
Чудо-грива золотая.
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок -
Удивительный конёк
По прозванью...
(Горбунок.)

47. Я - царевна молодая,
Красотой, умом блистаю,
Но с одним лишь я изъяном:
Я - царевна...
(Несмеяна.)

48. В ступе летаю,
Следы заметаю.
Без чудес старушке
Скучно жить в избушке.

(Баба Яга.)

49. Я - богатый, всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь?
(Кощей Бессмертный.)

50. Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой?
(Машенька.)

51. День и ночь, как заведённый,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.
Знаешь, речь идёт о ком?
(Кот.)

52. Сказки Пушкина читал?
Сетью той старик поймал
В море рыбку золотую.
Знаешь, братец, снасть такую?
(Невод.)


53. Я вопрос тебе припас.
Подскажи: что в первый раз
Стал у рыбки дед просить,
Чтоб старухе угодить?
(Корыто.)

54. Мой вопрос не будет длинным.
Если помнишь Буратино,
Подскажи, какую книжку
Продал глупенький мальчишка?
(Азбука.)

55. Цокотуху в сеть поймал,
Крепко-накрепко связал.
Но комар его сразил
И злодея победил.
(Паук.)

56. Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Их она к себе зовёт

И в дороге слёзы льёт.

(Федора.)

57. Это кто ж, набравшись сил,

Солнце в небе проглотил.

(Крокодил.)

58. Кто моет чисто

Даже трубочиста?

(Мойдодыр.)

59. В гости ходит он чуть свет:

Для хозяина беда!
И «пыхтелки», как поэт,

Сочиняет иногда.
И на мёд имеет нюх,

Он зовётся…
(Винни Пух.)

60. В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен
Занят разными делами,

Лишь учится ему лень.
Кто он, быстро отгадай-ка,

Как зовут его?
(Незнайка.)

61. Чего Хотабыч много съел,

А поевши - заболел.

(Мороженое.)

62. Этот милый крокодил
С Чебурашкою дружил.
В день рождения, порою,
Песню мы поём героя.
(Гена.)

63. Я старушка хоть куда:
И умна, и молода!
Со мною всюду крыска
По имени Лариска.
(Шапокляк.)

64. В Простоквашине живёт
Этот очень хитрый кот.
(Матроскин.)

65. У Маугли был друг-медведь,
Как звался он, ты мне ответь.
(Балу.)

66. Кто-то едет в Забайкалье

Кто-то ходит в лес.

А она - то в Зазеркалье,

То – в Страну чудес.

(Алиса из Страны чудес).

67. Он пиявок добывал,
Карабасy продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали... (Не Бyратино, а Дyремар.)

68. В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дрyжил.
Простоват он был немножко,
Звали песика... (Не Тотошка, а Шарик.)

69. Он гyлял по лесy смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали... (Не Чебyрашка, а Колобок.)

70. Бедных кyкол бьет и мyчит,
Ищет он волшебный ключик.
У него yжасный вид,
Это доктор... (Не Айболит, а Карабас.)

71. Много дней он был в пyти,
Чтоб женy свою найти,
А помог емy клyбок,
Его звали... (Не Колобок, а Иван-Царевич.)

72. Все yзнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовyт ее... (Не Яга, а Шапокляк.)

73. И красива, и мила,
Только очень yж мала!
Стройная фигyрочка,
А зовyт...(Не Снегyрочка, а Дюймовочка.)

74. Жил в бyтылке сотни лет,
Наконец, yвидел свет,
Бородою он оброс,
Этот добрый... (Не Дед Мороз, а Старик Хоттабыч.)

75. С голyбыми волосами
И огромными глазами,
Эта кyколка - актриса,
И зовyт ее... (Не Алиса, а Мальвина.)

76. Потерял он как-то хвостик,
Но его вернyли гости.
Он ворчлив, как старичок
Этот грyстный... (Не Пятачок, а Ослик Иа.)

77. Он большой шалyн и комик,
У него на крыше домик.
Хвастyнишка и зазнайка,
А зовyт его... (Не Незнайка, а Карлсон.)

78. Для прохожих на дорожке
Он играет на гармошке.
Гармониста знает всяк,
Его имя…(Не Шапокляк, а Гена.)

79. Лечит в Африке зверей
Добрый доктор …(Не Бармалей, а Айболит.)

80. Плюшек я тебе припас,
Прилети ко мне хоть раз.
Мастер всяческих проказ,
Лучший в мире …(Не Карабас, а Карлсон.)

81. - Где ваше платье бальное?
Где туфелька хрустальная?
- Простите, я спешила,
Меня зовут …(Не Страшила, а Золушка.)


Сказочная игротека "Подборка загадок по русским народным сказкам для детей дошкольного возраста".

Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данный материал может быть полезен родителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования детей.
Пояснительная записка:
Еще с глубокой древности человек придумывал загадки. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, а также в организации их досуга. Учеными давно доказано, что духовное богатство народа отражено в фольклоре - в мифах, легендах, загадках и это многовековая история народа, его мудрость.
С помощью загадок у детей формируется любовь к народному творчеству, к родному языку, к живому, образному и точному слову.
Цель :
- активизация знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Обучающие:
- Учить детей концентрировать внимание, активизировать мыслительную деятельность,
- формировать умение отвечать на поставленный вопрос. На поставленный вопрос.
Развивающие:
- Развивать смекалку, умение понимать иносказательный язык.
Воспитательные :
- Воспитывать интерес к чтению сказок, воспитывать интерес к отгадыванию загадок

Древние загадки – это зеркало души наших предков. Часто они отражают их мистические верования, объяснения природных явлений и вообще всего происходящего вокруг них. Конечно, с течением времени люди стали смотреть на загадки больше как на развлечение. В русских народных сказках часто встретишь отгадывание трех загадок, в обмен на пол царства, или на получение прекрасной царевны в жены, а если не отгадаешь, то голова с плеч, или главному герою приходится разгадывать загадки, чтобы показать смекалку или исполнить какое-то заветное желание, или преодолеть какую-то трудность или преграду, ведь наши далекие предки верили в силу загадок. Ребенок, отгадывая загадку, решает какую- то проблему, ищет выход из сложившейся ситуации, проводит сложнейшую мыслительную операцию, которая возможна только умному, смекалистому герою.
Отгадывая загадк у, ребенок выстраивает целую логическую цепочку умозаключений рассуждений, которые приводят к правильному ответу на загадку. Загадки заставляют ребенка вдумываться в каждое слово, сравнивать и анализировать с другими словами. Иногда ответы на загаданные загадки вызывают у ребенка смех, значит, у ребенка развивается чувство юмора, а значит, ребенок развивается как творческая личность, шуточные загадки иногда позволяют отвлечь ребенка от истерик, капризов, горьких слез.


Загадки по сказкам для детей дошкольного возраста .
1. С козлятами родными,
С милыми, дорогими

Жила мама в избушке –
любили все друг дружку.
(«Волк и семеро козлят».)


2.Мы скажем без подсказки,
И Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки
("Волк и семеро козлят".)
3. Как коза запел тот зверь:
- Отоприте, детки, ...
(Дверь).


4. Красную шапочку ей подарили.
Девочка имя забыла свое.
Вы подскажите, как звали ее?
(Красная шапочка).


5.Мальчик-луковка отважный.
И его узнает каждый.
Но за чубчик, без причины,
ты не дёргай.
(Чиполлино).


6.У него большая шляпа?
Он бездельник и растяпа?
Он хвастун, болтун, зазнайка?
Знают все, этот малыш...
(Незнайка).


7. Живёт в лесу старушка.
У неё есть избушка.
Летает на метле.
Детей ворует на заре.
Костяная у неё нога,
Зовут её ...
(Баба-Яга)!


8. Не похожий птенец-уродец
На домашний наш народец.
И тотчас птенца прогнали.
Так они и не узнали,
Что утёнок этот гадкий
Лебедь белый. Вот отгадка.
(Гадкий утенок).


При загадывании и отгадывании загадок очень важно заинтересовать ребенка, вовлечь в этот процесс, а не то насколько быстро он ее отгадает. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.

ЗАГАДКИ О СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5- 7 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Кто из нас не любит разгадывать загадки? Ведь это так здорово – поломать голову над чем-то интересным, проявить эрудицию и блеснуть знаниями. Загадки позволяют разглядеть в самых обычных вещах поэтическую и неожиданную сторону. Также благодаря загадкам можно тренировать смекалку, учиться мыслить логически.
Цель: обучение детей отгадыванию загадок.
Задачи:
Образовательные: уточнять представления детей о загадках, закреплять знания о характерных признаках сказочных героев.
Воспитательные: воспитывать любовь, уважение к сказкам и сказочным персонажам, воспитывать усидчивость.
Развивающие : формировать любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову.
Описание материала: загадки предназначены для воспитателей, родителей, логопедов, студентов педагогических колледжей.

1.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?(семеро козлят)
2.Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. (Мальвина)
3. Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? (Буратино)

4. Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это? (Карабас)

5.Чуть больше ноготка.
В кроватке из ореха
Девочка спала.
И такою маленькой
Милою была.
Ты читала такую книжку?
Как зовут эту малышку? (Дюймочка)

6.Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей. (Крот)

7.В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.(Красная Шапочка)
8. Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)

9. Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.(Золушка)

10. Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

11.Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка (Снегурочка)

12. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

13.Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

14. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)

15. Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)

16.Оказалась девочка
В чашечке цветка
И была та девочка (Дюймовочка)

17.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне (Емеля)

18.Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)

19. В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)

20. На снежных санях Королева
По зимнему небу летела.
Коснулась мальца, невзначай.
Холодным, недобрым стал.. …(Кай)

21. На ступе волшебной старуха летит
Так быстро, что ветер за нею свистит.
Живет она в сказочной, земной глуши –
Ты имя старухи назвать поспеши! (Баба Яга)

22.А этот сказочный злодей
Наводит ужас на людей.
Невест он любит похищать,
В подвалах золото держать,
Он не боится никого!
Скажите, как зовут его? (Кащей бессмертный)

23.Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …(Лягушка)

24. Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …(Медведь)

25. Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей (Соловей разбойник)

26.Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? ….(Колобок)

27. Скачет лошадь не простая,
Чудо грива золотая,
По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок,
Удивительный конек,
Удивительный конек
По прозванью…(Горбунок)

Человек начал создавать в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними иногда неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. Этот процесс находил свое отражение в загадке.


Загадки в детских сказках

В часто использовались , как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а иногда и жизнь. В русских русалочьих песнях юношам задавались коварные вопросы: Что растет без коренья (Камень.) Что цветет без цвету? (Папоротник.) Что бежит без повода? (Вода.) .

Например, А.Платонов в своей сказке «Умная внучка» загадывал такие загадки «кто решит, тот и жеребенка получит»: «Что всего на свете сильней и быстрей?», «А что всего на свете жирней?», а еще «Что всего мягче и что всего милее?». А отгадки такие замысловатые, что сразу и не догадаешься - «Хоть и мудрые твои загадки, государь наш судья, а я их сразу отгадал: сильнее и быстрее всего — так это каряя кобыла из вашей конюшни: коли кнутом ее ударить, так она зайца догонит. А жирнее всего — так это тоже ваш рябой боров: он такой жирный стал, что давно на ноги не поднимается. А мягче всего ваша пуховая перина, на которой вы почиваете. А милее всего ваш сынок Никитушка!».

И Ивану-дураку не раз приходилось «ломать голову» над загадками. В «Сказке про Ивана-дурака и Марью-царевну» царь в качестве развлечения загадывает вельможам загадки, а Иван-дурак помогает им разгадывать:

"Бьют меня палками да молотками,
Держат меня в каменной пещере,
Жгут меня огнем, режут ножом.
За что меня так губят?
За то, что любят".

Вельможа думает: «Про меня загадка-то. Всегда под ударом царского глаза, живу в палатах каменных. Вот царь нас всех и губит за то, чтоб почтение к царю имели… Так что ответ: бояре да вельможи». И смотрит на Ивана-дурака. А Иван-дурак тихо ему и говорит: «Это хлеб».

Загадка - это вопрос, в котором дается описание главных качеств какого-либо предмета или явления.

Учим детей находить отгадки

Вряд ли приходится надеяться на природную смекалку маленьких слушателей - дети не способны без подготовки и обучения разгадывать даже самые простые, на наш взгляд, загадки. Если дети затрудняются найти решение, взрослые, иногда, уступая их просьбам, просто сообщают отгадку, сами растолковывают им смысл загадки, тем самым лишая детей возможности думать, размышлять.

Наберитесь терпения, не торопитесь с ответом. Ведь смысл загадки не в правильном ответе, а в мыслительном процессе, поиске решения путем многочисленных подборок и ассоциаций на основе личного опыта и наблюдений детей.

Как научить детей отгадывать загадки?

Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.

Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок. Поэтому дети только тогда смогут отгадать загадку, когда мы их подробно ознакомим с предметами или явлениями, о которых собираемся спросить.

При рассмотрении птиц, животных, насекомых и наблюдении за ними внимание детей обращается на части тела (голова, ноги, крылья, хвост, клюв и т.д.), особенности их строения, образ жизни, повадки (где живет, чем питается, как передвигается, как защищается и др.).

Рассматривая, например, гуся, отмечают, что у него длинная шея, крепкий длинный клюв, красные лапы, между пальцами перепонки; гусь может летать, громко гоготать, а если его рассердить, то он шипит и щиплется. Знание этих особенностей поможет ребенку отгадать различные загадки про гуся:

Длинная шея,
красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь.)

Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь
Кто же это? (Гусь.)

Нужны также знания, специально подводящие ребят к отгадыванию.

Можно понаблюдать за тем, как птицы вьют гнезда (например, как делают гнезда ласточки, грачи), муравьи сооружают муравейник, паук плетет паутину, чтобы сделать вывод, что птицы и насекомые строят свое жилище без рук, без инструментов. Такой вывод является основой для отгадывания загадок:

Без рук, без топоренка построена избенка (Гнездо.)

Мужики без топоров срубили избу без углов. (Муравьи, муравейник)

Висит сито, не руками свито. (Паутина)

Есть много явлений природы, которые с течением времени меняются. Загадки о таких явлениях построены на основе обобщенных выводов человека по результатам длительных наблюдений:

Зимой лежал, а весной в реку побежал (Снег.)

В шубе летом, а зимой - раздеты. (Деревья.)

Но иногда даже многократные наблюдения в естественных условиях не помогают составить полного представления о явлении. Чтобы отгадать загадки: В огне не горит, в воде не тонет; на дворе горой, а в избе водой , надо произвести соответствующие опыты со льдом и снегом. Они являются ключом к отгадке.

Пользуясь различными орудиями труда, дети отмечают, например, какая тяжелая головка у молотка, видят, как с каждым его ударом всё глубже уходит в доску гвоздь, как «поет» и «визжит» при работе пила. Отмечая это, они легко отгадывают загадки про молоток и другие предметы:

Сам худ, голова с пуд. (Молоток)

Бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только носик прячет (Гвоздь.)

С мячом, дети устанавливают: он упругий, чем сильнее удар, тем выше он подпрыгивает; у волчка всего одна ножка, и он «не умеет» на ней стоять, зато «весело поет», когда крутится. Знание этих особенностей помогает отгадать загадки о мяче, волчке:

Бьют его, а он не плачет, только выше, выше скачет;

Одноногий Ивашка, расписная рубашка, петь, плясать - мастак, а стоять - никак.

Загадки для малышей 3-4 лет

Предлагают загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те свойства, которые дети хорошо знают (голос животного, чем оно питается, повадки и др.). Например, о кошке:

Мохнатенькая, усатенькая
Молочко пьет, песенки поет
Мягкие лапки, а в лапках царапки.

не должны быть очень подробными, так как много признаков ребенок не в состоянии запомнить и соотнести их между собой.

Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа - вот основные критерии при отборе загадок для малышей.

Загадки для детей 5 лет

Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.), сравнивать предметы между собой. Они выделяют частные и существенные признаки предметов, явлений.

Предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения.

Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете:

Ходит по двору будильник,
Разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья
И садится на забор.
(Петух.)

На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернется он в клубок -
Нет ни головы, ни ног.
(Ёж.)

Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и четко, выражены словами в их прямых значениях. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки.


Загадки для детей 6-7 лет

Знакомятся с живой и неживой природой, ведут наблюдения за животными, птицами, насекомыми, их повадками, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды, семена, отмечают изменения погоды в разное время суток, в разное время года. Дети ухаживают за животными и растениями, посильно трудятся в природе, в быту и в процессе этой деятельности и наблюдений постигают многие свойства предметов, закономерности, происходящие в природе.

Готовясь к школе, дети проявляют повышенный интерес к книге, к знаниям.

У старших дошкольников продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения.

В этом возрасте у детей проявляется большая чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях.

Старшим дошкольникам можно загадывать загадки и народные, и литературные, среди которых могут быть и лаконичные, и подробные.

Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный:

Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч.)

С. Маршак

В этой загадке названо несколько определительных признаков («бьют его рукой и палкой», «никому его не жалко» и др.), но среди них есть самый существенный — «он надут». Выделение этого признака в сочетании с другими обеспечивает безошибочную отгадку — это мяч.

Другая загадка: Маленькая собачка домок стережет (замок) — более лаконична. Однако в ней назван самый важный, самый существенный признак — «домок стережет», который в сочетании с другим («маленькая собачка»), и обеспечивает отгадывание.

Трудными загадками для старших дошкольников будут те, которые сложны по языку, художественному образу. Они могут строиться:

На многозначности слова:

Зубов много, а ничего не ест (Пила.)

Не шагает, а ходит. (Дверь);

На далеких сравнениях:

Не зверь, не птица,а нос, как спица. (Комар.)

В них могут быть:

Неожиданные уподобления:

Круглая гора, что ни шаг, то нора. (Наперсток);

Незнакомые слова:

Белые хоромы, красные подпоры. (Гусь.)

Широко используются , отгадывание которых строится на постепенном исключении отрицательных сопоставлений и вычленении сходных признаков, т. е. загадки метафорические:

Чёрен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица (жук),

Загадки про корову для детей разных возрастов

Мычит: «Му-у!»
Кто это? Не пойму.

Загадка основана на звукоподражании, рекомендуется для младших детей.

Голодна — мычит,
Сыта — жует,
Малым ребяткам
Молочка дает.

В загадке названы действия и отмечена польза, которую приносит животное. Слова понятны, конкретны. Загадка доступна детям 3-5 лет.

Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.

Данная загадка трудна, так как указан всего один признак, причем нетипичный. Здесь дети могут опереться на легко возникающее в сознании словосочетание белое молоко. Загадку можно предложить старшим дошкольникам.

Посреди двора
Стоит копна:
Спереди — вилы,
Сзади — метла.

Загадка целиком построена на переносном употреблении слов корова — копна, рога — вилы, хвост — метла. Может быть предложена детям 6-7 лет после предварительной работы.

Таким образом, фактические знания об окружающем мире, приобретенные детьми во время наблюдений, занятий, игр, труда, делают детей образованнее и, следовательно, подготавливают их к пониманию содержания загадок, их логической основы, что и облегчает отгадывание.

Просмотров