Печорин и грушницкий сравнительная характеристика героев кратко. Печорин и грушницкий сравнительная характеристика сочинение

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов попытался противопоставить главному герою другой персонаж. Это позволило наиболее четко раскрыть характер и показать насколько не совпадают их взгляды на жизнь.

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого в романе «Герой нашего времени» поможет читателю понять, что, несмотря на внешнее сходство персонажей между ними мало общего и они совершенно разные личности, но от этого наблюдать за их действиями на протяжении всего произведения еще интереснее.

Детство и воспитание

Григорий Александрович Печорин дворянин. В чьих жилах текла аристократическая кровь. Воспитание родители ему дали хорошее, как и подобает в кругу людей их уровня. Богат и образован. Житель Петербурга.

Грушницкий дворянского происхождения. Парень из народа. Провинциал. Его родители самые обычные люди. Выросший в деревне он всегда стремился уехать из родных мест, чтобы добиться чего-то в жизни, а не прозябать в глуши от скуки. Получил неплохое образование. Романтик по натуре.

Внешность

Григорий молодой юноша, лет 25. Во всем облике вырисовывалась порода. Блондин, чьи волосы вились от природы. Черные усы и брови. Высокий лоб. Карие, холодные глаза. Среднего роста. Хорошо сложен. Бледный цвет лица. Маленькие руки с длинными, тонкими пальцами. Походка слегка небрежная. Одевался Печорин хорошо, богато. Одежда чистая, всегда выглажена. Он не придает внешнему виду значения, не старается произвести впечатление.

Грушницкому 20 лет от роду. Черноволосый. Кожа смуглая. Хорошо сложен. Усатый. Черты лица выразительны. Любит производить впечатление. Придает большое значение внешнему виду.

Характер

Печорин:

  • рассудителен. Уверен в себе;
  • прекрасно разбирается в людях и в отношениях;
  • обладает аналитическим складом ума;
  • циник. Остроумен и язвителен на язычок. Манипулирует людьми в своих целях;
  • самолюбив;
  • сдержан в проявлении эмоций;
  • скрытный;
  • хорошо пользуется своими преимуществами.

Грушницкий:

  • романтик;
  • эмоционален;
  • не умеет манипулировать людьми;
  • любит изображать из себя страдальца. Склонен все драматизировать;
  • умен;
  • себялюбив по натуре;
  • злобный и завистливый;
  • стремится всем угодить;
  • способен на предательство.

Роль Печорина и Грушницкого в обществе

Печорин всегда вел себя так, словно бросал вызов себе и окружающему миру. Он разочарован жизнью. Не может найти себе место в обществе и заняться деятельностью по душе. Эти вечные поиски смысла жизни вымотали его и опустошили. Усталый и одинокий. Он высмеивает столичных аристократов, видя их пороки насквозь.

Грушницкий наслаждается жизнью в современном обществе. Ему по душе светские вечера, где есть возможность показать себя и почувствовать себя одним из них. Для него такой образ жизни приемлем. Он к нему стремился всей душой, мечтая об этом с детских лет.

Они похожи друг на друга, но в то же время слишком разные. Грушницкий жалкая пародия на Печорина. В стремлении угнаться за Печориным он смешон и нелеп. Характер Грушницкого раскрыл в Печорине глубину его души, основные качества натуры.

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова вышел отдельным изданием В Петербурге весной 1940 года. Роман стал одним из необычайных явлений в русской литературе. Эта книга вот уже на протяжении полутора веков служит объектом многочисленных споров и исследований, и нисколько не потеряла своей жизненной остроты и в наши дни. Белинский писал о ней: «Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии».

Главный герой романа - Печорин - жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы отцов они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в нравственных ценностях как таковых. Вот почему В.Г. Белинский сказал, что «Печорин глубоко страдает», не находя применения необъятным силам своей душу.

Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изображал жизнь такой, какой она являлась в действительности. И он нашел новые художественный средства, каких еще не знала ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятия другого.

Давайте же подробнее рассмотрим двух героев романа – Печорина и Грушницкого.

Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно-чистое белье». Печорин – физически сильный и выносливый человек. Он наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он прекрасно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизнью «водяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери», где происходит его встреча с Грушницким.

Грушницкий – юнкер, он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Производить эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами, он отправляется к Мери. Он – посредственность, ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – «драпироваться в необыкновенные чувства», « страсть декламировать». Он как бы стремится играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями». Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятен ему.

Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой, как будто стирает всякие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.

Грушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенным, весьма проницательным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин», - снисходительно говорит он. Но события не уловимо развиваются по замыслу Печорина. И вот уже юнкер, обуреваемый страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Он оказывается не таким уж и безобидным, способным на месть, бесчестность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места… Грушницкий отвергает примирение Печорин хладнокровно стреляет в него. Ситуация становится необратимой Грушницкий погибает испив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца.

Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». И тут Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы» . «Необъятные силы души» – и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» – и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни- и полная безнадежность, осознание своей обреченности. Печорин одинок, положение его трагично, он действительно «лишний человек». Лермонтов назвал Печорина «героем своего времени», протестуя этим против романтичности идеализированного представления о современнике, изобразив образ Грушницкого как пародию на романтизм. Герой для автора - не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.

Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием. Печоринство было типичной болезнью времени. И не об этих ли людях поколение 30-х годов прошлого века сказал М.Ю. Лермонтов в знаменитой «Думе»:

«… Над миром мы пройдем без шума и следа, набросивши векам ни мысли плодовитой не гениям начатого труда».

Весной 1940 года вышло отдельное издание произведения "Герой нашего времени", написанного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Этот роман стал одним из самых интересных и необычайных явлений в отечественной литературе. Книга эта вот уже более полутора веков является объектом многочисленных исследований и споров. Она нисколько не теряет в наши дни своей остроты и актуальности. Еще Белинский писал об этой книге, что ей никогда не суждено состариться. Мы тоже решили обратиться к ней и написать свое сочинение. Грушницкий и Печорин - очень интересные персонажи.

Особенность поколения

Григорий Александрович Печорин, главный герой рассматриваемого романа, жил во времена Лермонтова, то есть примерно в тридцатые годы девятнадцатого века. Это время было периодом мрачной реакции, которая наступила после в 1825 году и его разгрома. Человек передового мышления не мог в ту пору найти применения своим талантам и силам. Сомнение, неверие, отрицание были особенностями сознания юного поколения тех лет. Идеалы отцов были отвергнуты ими "с колыбели", а затем эти люди усомнились и в нравственных нормах и ценностях как таковых. Поэтому В. Г. Белинский писал, что "Печорин глубоко страдает", поскольку не может применить могучие силы своей души.

Новые художественные средства

Лермонтов, создавая свое произведение, изображал жизнь как она есть в действительности. Это потребовало новых и он их нашел. Эти средства не знала ни западная, ни русская литература, и они по сей день вызывают наше восхищение благодаря соединению широкого и свободного изображения характеров с умением их объективно показать, раскрыть одного героя через призму восприятия другого.

Рассмотрим подробнее двух главных персонажей этого романа. Это Печорин и Грушницкий.

Образ Печорина

Печорин был по своему происхождению аристократом, получил стандартное светское воспитание. Выйдя из-под родительской опеки, он отправился "в большой свет" для того, чтобы наслаждаться всеми удовольствиями. Однако вскоре такая легкомысленная жизнь ему надоела, наскучило герою и чтение книг. Печорина после некоторой истории, нашумевшей в Петербурге, ссылают на Кавказ.

Изображая внешность героя, автор указывает несколькими штрихами на его происхождение: "благородный лоб", "бледный", "маленькая" рука. Этот персонаж - выносливый и физически сильный человек. Он наделен умом, оценивающим критически окружающий мир.

Характер Григория Александровича Печорина

Печорин задумывается о проблемах добра и зла, дружбы и любви, о смысле нашей жизни. Он самокритичен в оценке своих современников, говоря о том, что его поколение неспособно на жертвы не только для блага человечества, но и для своего личного счастья. Герой хорошо разбирается в людях, его не устраивает вялая жизнь "водяного общества", он оценивает столичных аристократов, давая им уничтожающие характеристики. Наиболее глубоко и полно Печорина раскрывается во вставной повести "Княжна Мери", во время встречи с Грушницким. и Грушницкого в их противостоянии - образец глубокого психологического анализа Михаила Юрьевича Лермонтова.

Грушницкий

Автор произведения "Герой нашего времени" не дал имени и отчества этому персонажу, назвав его просто по фамилии - Грушницкий. Это обыкновенный юноша, юнкер, мечтающий о большой любви и звездочках на своих погонах. Его страсть - производить эффект. Грушницкий отправляется к княжне Мери в новом мундире, пахнущий духами, расфранченный. Этот герой - посредственность, которой присуща слабость, простительная, правда, в его возрасте, - "страсть декламировать" и "драпироваться" в какие-то необыкновенные чувства. Грушницкий стремится играть роль разочарованного героя, модную в то время, изображая из себя существо, наделенное "тайными страданиями". Этот герой - пародия на Печорина, и вполне удавшаяся, ведь не зря молодой юнкер столь неприятен последнему.

Противостояние: Печорин и Грушницкий

Грушницкий своим поведением подчеркивает благородство Григория Александровича, но, с другой стороны, как будто стирает между ними всякие различия. Печорин ведь сам подглядывал за княжной Мери и Грушницким, что, конечно, не является благородным поступком. Княжну он, надо сказать, никогда не любил, а лишь использовал ее любовь и доверчивость для борьбы со своим неприятелем - Грушницким.

Последний, как недалекий человек, не понимает сначала отношения к себе Печорина. Он кажется сам себе самоуверенным человеком, весьма значительным и проницательным. Грушницкий говорит снисходительно: "Мне жаль тебя, Печорин". Однако события развиваются отнюдь не по замыслу Григория Александровича. Вот уже обуреваемый ревностью, негодованием и страстью юнкер предстает перед читателем в совершенно ином свете, оказавшись далеко не таким безобидным. Он способен на подлость, бесчестность и месть. Игравший совсем недавно в благородство герой способен сегодня пустить пулю в безоружного человека. Дуэль Грушницкого и Печорина раскрывает истинную сущность первого, который отвергает примирение, а Григорий Александрович хладнокровно в него стреляет и убивает его. Герой умирает, испив чашу ненависти и стыда раскаяния до конца. Таково вкратце противостояние, которое вели два главных героя - Печорин и Грушницкий. их образов составляет основу всего произведения.

Размышления Григория Александровича Печорина

Перед тем как отправиться на дуэль (Печорина с Грушницким), Григорий Александрович, вспоминая свою жизнь, задается вопросами о том, для чего он жил, зачем родился. И отвечает на него сам, что чувствует "назначение высокое", необъятные силы в себе. Тогда Григорий Александрович понимает, что уже давно является лишь "топором" в руках судьбы. Возникает контраст душевных сил и недостойных героя мелких поступков. Он хочет "любить весь мир", но приносит лишь несчастье и зло людям. Высокие, благородные стремления перерождаются в мелкие чувства, а стремление жить полной жизнью - в безнадежность и сознание обреченности. Положение этого героя трагично, он одинок. Дуэль Печорина с Грушницким отчетливо это показала.

Лермонтов назвал свой роман так потому, что герой для него - это не образец для подражания, а лишь портрет, который составляют пороки современного автору поколения в их полном развитии.

Заключение

Характер Грушницкого, таким образом, помогает раскрыть в Печорине главные качества его натуры. Это кривое зеркало Григория Александровича, оттеняющее значительность и истинность переживаний "страдающего эгоиста", исключительность и глубину его личности. С особой силой в ситуации с Грушницким раскрывается и вся таящаяся в глубине этого типа опасность, разрушительная сила, заложенная в индивидуалистической философии, которая присуща романтизму. Лермонтов показал все бездны души человеческой, не стремясь вынести при этом нравственный приговор. Печорин и Грушницкий, таким образом, - это не положительный и Психология Печорина отнюдь не однозначна, как и в характере Грушницкого можно найти некоторые положительные качества.

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является объектом многочисленных споров и исследований у современных литераторов. В произведении автор противопоставил главному герою другой образ. Этот литературный прием позволяет конкретно раскрыть характеры персонажей. Главный герой – Печорин. Это яркая личность, но появление Грушницкого помогло раскрыть другие черты характера Печорина. Это очень интересные персонажи. Кажется, что они похожи друг на друга. Но сравнительная характеристика поможет понять, было ли у них что-то общее или это совершенно разные личности.

Происхождение и отношение к женщинам Печорина и Грушницкого

Печорин – это аристократ, получил светское воспитание. Он особо не беспокоится по поводу своей внешности, но выглядит всегда опрятно. Лермонтов неоднократно обращает внимание читателя на внешние проявления аристократизма Печорина. Для него любовь – это забава, ни одна дама не смогла завоевать его сердце. Дерзкий, неприступный и загадочный – эти черты характера привлекают внимание противоположного пола.

Юнкер Грушницкий воспитывался в простой семье. Это самый обычный парень, который мечтает о любви и продвижении по службе. Но амбициозный юноша стремится любым путем выбиться в люди. Ему важно произвести на окружающих положительное впечатление о себе. Внешний вид имеет для Грушницкого особое значение, ему хочется выглядеть эффектно. В присутствии женщин это качество проявляется очень сильно. Парень верит в настоящую любовь, он романтик и стремится угодить женщинам.

Характер Печорина и Грушницкого

Основные черты характера Печорина:

  • уверенность в себе и рассудительность;
  • хорошо разбирается в людях и отношениях;
  • аналитический склад ума;
  • циничность, язвительность и желание манипулировать другими людьми ради развлечения.

Основные черты характера Грушницкого:

  • умен, но не видит манипуляций других людей;
  • стремление к показательной деятельности и подражание другим людям;
  • романтичность и восторженность;
  • склонен драматизировать и преувеличивать чувства;
  • пародийная разочарованность в людях. Грушницкому нравится чувствовать себя человеком, который много страдает, и изображать одинокого, разочарованного романтичного героя.

У этих двух персонажей романа есть общие черты характера – отсутствие простоты, самолюбование и эгоизм. Но в Печорине все настоящее, он ничего не выставляет напоказ. Это эгоистичная натура, но вместе с тем сложная и противоречивая. Под многочисленными масками Грушницкого скрывается жестокий человек, в котором побеждают ненависть и злоба. Это себялюбивая и мелкая натура.


Роль Печорина и Грушницкого в обществе

Печорин постоянно конфликтует с самим собой и обществом. Он разочаровался в идеалах прошлого поколения, но предложить что-то свое он не может. Не найдет для себя достойной деятельности. Из-за этого у героя появляется чувство одиночества и усталости. Он постоянно противопоставляет себя обществу и смеется над столичными аристократами. Тонкий психолог, видит все пороки современных людей.

Грушницкий доволен современным обществом, у него нет таких проблем, как у Печорина. Ему нравится просто жить. В те годы в моде были разочарованность жизнью и романтика. Это характерно для героя и среди молодежи он чувствует себя своим.


Грушницкий отличается всеми отрицательными качествами Печорина, но от главного героя он не взял ничего положительного. Поэтому его можно назвать своеобразной карикатурой на Печорина. Он выглядит рядом с главным героем смешным и жалким. Характер Грушницкого помог раскрыть в Печорине основные качества его натуры и глубину его души. В своем романе Лермонтов не собирался выносить нравственный приговор. Автор просто показал все бездны человеческой натуры.

Роман «Герой нашего времени» повествует о жизни российского дворянства 30-х годов 19 века - это время в русской истории явилось мрачным отголоском разгрома декабристского восстания, что не могло не отразиться на менталитете молодежи. Новые идеи и жажда деятельности, царившие в умах и сердцах молодых людей, не находили применения. Ярким представителем поколения является главный герой произведения - Григорий Печорин. Именно на его персонаже Лермонтов демонстрирует типичные черты постдекабристской молодежи - со всеми их пороками, стремлениями и идеями.

Лучше понять характер героя помогает прием сравнения - в романе противопоставить Печорину можно другого персонажа, Грушницкого. Он присутствует лишь в одной части - «Княжна Мери», однако этого присутствия достаточно, чтобы сквозь призму его образа более детально рассмотреть характер Печорина. А благодаря знакомству с Григорием читатель получает возможность лучше узнать поколение нового мышления, навеянного идеями декабризма.

Разница между Печориным и Грушницким начинается уже в их происхождении. Григорий - аристократ, дворянин, выросший среди светского общества и получивший хорошее воспитание. Его аристократизм проскальзывает и в описании внешности: бледная кожа, благородный лоб, маленькая рука. Однако спокойная жизнь, наполненная удовольствиями, не по вкусу герою: светские развлечения, как и наука, очень скоро наскучили ему.

Грушницкий же - юноша более низкого происхождения, юнкер. Вершинами его помыслов являются «звездочки на погонах» - достижение высокого чина. Грушницкому нравится производить впечатление на окружающих; его можно назвать франтом. В его поведении есть некая схожесть с Печориным, однако вся страсть, разочарованность и страдания его наигранны и посредственны.

Критическое мышление Печорина, его некая усталость от жизни, бесконечные поиски себя и острая проницательность - качества, которые неумело пытается сыграть Грушницкий. С первой же встречи Григорий видит этот низкосортный артистизм - Грушницкий раздражает его. Борьба за внимание княжны перерастает в дуэль между молодыми людьми - в этой сцене мы видим истинную сущность юнкера («Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла»). Не получив примирения, Печорин стреляет и убивает соперника.

Несмотря на все свои пороки, - скука и отсутствие полезных стремлений, равнодушие к окружающим, холодное, порой даже жестокое отношение к влюбленным в него женщинам, - Печорин на фоне Грушницкого выглядит благородным и честным. Он не играет в скептицизм - герой ведет себя искренне в любой ситуации. Автор не осуждает и не делает лучше кого-либо из героев, лишь раскрывая читателю два типа личности, столь характерных для описанного времени.

Просмотров