План Творческого проекта и Эссе на тему «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Духовные ценности русского народа Духовные ценности наших предков эссе

Что такое духовные ценности? Какие ценности в жизни человека важны? Ответы на эти вопросы у каждого могут быть разными, ведь у каждого свои приоритеты.

Сочинение про духовные ценности

Очень часто можно услышать выражение: «Главное не внешняя красота, а внутренняя», или: «Главное — это красота души, а не тела». Но что такое внутренняя красота, красота души? Ответ на этот вопрос довольно прост — духовные ценности.
Духовные ценности называют главным украшением каждого человека. Но почему? Неужели они так важны? Лично для меня — да. Именно в духовных ценностях отображается мышления человека, его отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру.

Какие бывают духовные ценности? К ним относятся такие качества, как честность, верность, человеколюбие, трудолюбие, вера, уважение к людям, добросердечность, умение прийти на помощь, отзывчивость, доброта, искренность и многие другие. Эти составляющие и есть то, что называют красотой души. Через них раскрывается вся сущность человека.

Почему говорят, что внутренняя красота важнее внешней? Все просто — красоту внешнюю можно создать искусственно: макияж, красивая прическа, стильная одежда, дорогие духи. Если посмотреть на ​​красивого человека, то внешне он нам понравится. Но если мы познакомимся ближе и поймем, что он горд, злой, подлый, разве он будет нам нравиться дальше? Однозначно нет. А если мы увидим на улице грязного нищего, который будет кормить дешевым пирожком голодную собачку? Думаю, что несмотря на его внешний вид, мы отнесемся к нему с уважением — он понравится нам именно своей внутренней красотой.

Лично для меня главными духовными ценностями являются честность, уважение к людям и умение прийти на помощь. Считаю, что каждый человек должен быть честным как с самой собой, так и со всеми остальными. Если мне что-то не нравится или я не хочу что-то делать — то ​​честно скажу об этом. Но, иногда быть честным очень трудно: не хочется обидеть друга, которому совсем не подходит новая прическа, поставить в неудобное положение дедушку, который подарил еще одну ненужную чашку или признаться в том, что любимую мамину вазу разбил именно ты. Но горькая правда всегда лучше, чем сладкая ложь. Честно сказав о чем-то можно в дальнейшем избежать еще большей лжи.

Уважение к людям и умение прийти на помощь — те духовные ценности, которые точно показывают настоящего человека. Например, тебе может не нравиться твоя одноклассница Лена: она и завистливая, и задается много, и хочет казаться лучше других. Но из уважения к ней как к человеку ты не присоединишься к разговору, в котором будут обсуждать Леночку. Да, она тебе не нравится, но и ты кому-то можешь не нравиться. Стоит относиться к другим так, как ты хочешь чтобы относились к тебе. Поэтому уважение для меня — это основа отношения к людям.

Умение прийти на помощь — чрезвычайно важное качество для меня. Человек может быть и честным, и уважать тебя, но помочь не захочет. А вот тот друг, который выручит тебя из затруднительной сииуации — настоящий человек. Он понимает, что однажды и он может оказаться в такой ситуации и ему бы также хотелось, чтобы ему кто-то помог. Но не надо путать это умение с простыми рыночными отношениями: я — тебе, ты — мне. Нет, это совсем не то. Опять же — как я отношусь к людям, так и они будут относиться ко мне.

Духовные ценности — это очень важно. Именно через их призму мы видим человека. И чем их больше и чем они глубже, тем ярче мы видим внутреннюю красоту человека.

Свое сочинение на тему «Духовные ценности современного человека» Вы можете оставить в комментариях, чтобы высказать свое мнение на эту непростую тему.

В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, древняя литература. В настоящее время особенно важно привлечь подрастающее поколение к отечественным духовным традициям.

Ответственная роль в этом отводится урокам литературы, где решается проблема “духовно-нравственного воспитания”, под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Всякая литература создает свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества. Попробуем восстановить мир древнерусской литературы. Что же это за единое и огромное здание, над построением которого трудились семьсот лет десятки поколений русских книжников - безвестных или известных нам только своими скромными именами и о которых почти не сохранилось биографических данных, и не осталось даже автографов?
Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе. Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток.

По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце. Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню. В храме росписи напоминали о событиях Ветхого и Нового Заветов, собирали вокруг него мир святости. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макро человеком. Большой мир и малый, вселенная и человек!
Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира, значительности в нем судьбы человека. Не случайно в апокрифе о создании Адама рассказывается, что тело его было создано от земли, кости от камней, кровь от моря (не из воды, а именно от моря), очи от солнца, мысли от облаков, свет в очах от света вселенной, дыхание от ветра, тепло тела от огня. Человек - микрокосм, “малый мир”, как называют его некоторые древнерусские сочинения. Человек ощущал себя в большом мире ничтожной частицей и всё же участником мировой истории.
В этом мире всё значительно, полно сокровенного смысла… Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни…

Литература — не естественнонаучная теория, не учение и не идеология. Литература учит жить, изображая. Она учит видеть, видеть мир и человека. Значит, древнерусская литература учила видеть человека способным к добру, учила видеть мир как место приложения человеческой доброты, как мир, который может измениться к лучшему.

План Творческого проекта

(выполнила: учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №2» Кутейникова Анна Валентиновна)

Тема проекта: «Памятники религиозной культуры в моем городе»

Актуальность: История культуры нашей страны, и нашего города в частности, сохранила немало религиозных памятников, среди которых и Софийский Собор – ярчайший памятник (религиозный, архитектурный, исторический) нашего города. В памятниках религиозной культуры заключена мудрость многих поколений людей, они всегда были и будут нужны людям, так как они несут в себе непреходящие ценности. Изучение культового искусства приобщает учащихся непросто к культуре прошлого, а к истории духовной жизни человечества. При этом главное – не обретение различных знаний в области архитектуры, живописи или истории храма, а постижение его смысла, культурного значения, понимание традиций и художественного вкуса народа. Во все времена Новгород был центром русской культуры и религии. Новгород справедливо называют одним из самых религиозных городов. Храмы Великого Новгорода имели большое культурное значение: в них воплотилась история города, традиции и художественные вкусы народа.

Цель: знакомство учащихся с храмом Святой Софии Новгородской как с самым ярким представителем религиозной культуры Великого Новгорода

Задачи: 1) формирование навыков исследовательской деятельности, 2) духовно-нравственное воспитание учащихся в традициях уважения к отечественной истории, 3) приобщение к духовному наследию родного города, а так же уважительного отношения к охране объектов культурного наследия города Великий Новгород, 4) воспитание чувства гордости и ответственности за культурное и историческое наследие русского народа.

Практическая значимость: Для образования, воспитания, умственного, нравственного и духовного формирования подрастающих граждан России знание культуры своей родины имеет первостепенное значение. Через знакомство с памятниками религиозной (и не только) культуры дети учатся понимать нравственные идеалы, общечеловеческие ценности, христианскую добродетель и мораль. Дети получат основные идеи о назначении и особенностях культовой постройки в отечественной культуре: православный храм как памятник религиозной культуры.

Ожидаемые результаты: раскрытие идейно-содержательной и образно-эстетической сторон храмов Великого Новгорода.

Фотовыставка или выставка детских работ на темы «Наши храмы», «Храмы Великого Новгорода». Детям могут быть предложены темы для самостоятельной подготовки небольших выступлений о храмах Великого Новгорода, об устроении православного храма и др.

Эссе на тему «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества»

Постановка проблемы:

На мой взгляд, тема данного эссе в настоящее время весьма актуальна и современна, так как многие нравственные ориентиры в жизни современного общества сейчас утрачены, оно больно бездуховностью, безнравственностью, чёрствостью и равнодушием. Я считаю, что своевременно в нашем регионе был введён предмет по изучению основ духовно-нравственной культуры. Именно на этих уроках дети осознают и понимают, что настоящий человек начинается там, где есть святыни души. К важнейшим вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится внутренняя духовная жизнь человека, т.е. основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр. Поэтому то, одной из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности. Духовный рост человека, обогащение его новыми знаниями, высокий уровень профессиональных навыков становятся не только условиями гармонического развития личности, но и необходимыми предпосылками активного участия каждого в совершенствовании всех сторон общественной жизни. Важную роль в этом играют ценности, особенно духовные.

Раскрытие темы:

В настоящее время в реальной повседневной жизни мы можем встретить самые различные уровни воплощения нравственных ценностей, самые различные уровни моральности, от святости до низменности, цинизма. Духовные ценности включают в себя мудрость, понимание целей общества, понимание счастья, милосердие, терпимость, самосознание. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе. Поэтому когда мы говорим о духовных ценностях, нам не избежать вопроса о социальном характере ценностей. В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражается общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Но, к сожалению, в нашей стране произошла утрата ценностей. Сейчас произошла смена ценностных ориентиров у общества и подрастающего поколения в частности. Понятия «честность», «справедливость», «доброта» не выдерживают конкуренции перед «престижностью». Наше общество больно: оно пронизано корыстью, жаждой накопительства, отсутствием твердых моральных устоев, что отрицательно влияет на развитие нравственных потребностей школьников. Ведущими мотивами стали эгоистические и прагматические: мы забыли и не понимаем, как можно жить для других; как можно жертвовать собой ради других. Под влиянием окружающего мира и пропаганды СМИ у детей формируется антиидеал. Основной проблемой развития духовно-нравственной культуры в школьном возрасте стала потеря нравственного идеала. Поэтому, на мой взгляд, важнейшей задачей педагога в современном обществе стало: формирование у детей потребности в идеале; необходимость найти и указать образец, достойный подражания. Ведь у человека, особенно у молодого, существует острая потребность в достойном, авторитетном идеале, который в определенной мере определяет содержание нравственных ценностей той или иной личности. Поэтому вполне резонно можно заключить: каков у человека идеал, таков он и сам. Духовно-нравственное развитие личности – это сложный, продолжительный процесс. На протяжении всей жизни человек усваивает опыт прошлых поколений, определяет свою жизненную позицию, и мы, педагоги должны постараться, чтобы этот процесс шел не стихийно, под влиянием сомнительных идеалов, а целенаправленно. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно - нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Как же привить российскому школьнику нравственность, духовно-нравственную культуру? Основной путь нравственного воспитания детей и молодежи России – это систематическое преподавание в школе духовно - нравственной культуры, основанной на многовековых религиозных ценностях и проистекающих из них культурно-исторических традициях народа

Заключение:

Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности, процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям; пробуждение и развитие нравственных чувств; становление нравственной воли; побуждение к нравственному поведению.

Таким образом, основным содержанием духовно-нравственного воспитания должны быть базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии. Процесс воспитания нравственности представляет собой довольно сложное явление, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям.

Задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а также стремления к нравственному совершенствованию.

Таким образом, духовные ценности играют важную роль в гармоническом

развитии личности и являются необходимыми предпосылками участия каждого человека в совершенствовании всех сторон общественной жизни. Основа нравственного поведения – это поступок, и человеку в жизни нужен конкретный пример для подражания – нравственный идеал, нечто возвышенное и недосягаемое. В нашем современном обществе, с низким уровнем нравственной культуры и поведения, задача нравственного воспитания состоит прежде всего не в нравственном просвещении, а в формировании умений реализовать нравственные ценности.

Просмотров