Культурная география как наука. Направления перспективного развития географии культуры Культурная география

Под этим понятием рассматриваются пространственные проявления очень сложного явления, связанного с человеческой деятельностью, которое называют культурой. Культура в наиболее общем виде есть проявление человеческой деятельности. Это свойство человеческой общности и это отличительная характеристика человеческой личности. Культуры без ее деятеля и носителя не существует. Как утверждает Дружинин (1999. С. 4), «культура территориальна, то есть испытывает на себе полномасштабное воздействие географического фактора, пространственно дифференцирована и особым образом организована, развиваясь и функционируя в специфических, имманентных ей территориальных формах». Отсюда естественно проявление интереса географов к исследованию закономерностей культурогенеза как пространственного явления, к изучению истоков и современного состояния геокультуры, культурной географии и географии культуры с различными сочетаниями рассматриваемых узкоспециализированных проблем.

Культура как явление многоаспектна. Под этим термином понимается и то, что входит в круг, объединяемый искусством и литературой, системой взглядов, обычаев, поведенческих реакций и религии, укладов жизни и производственных навыков, свойственных региональным группам населения, этносам, национальным объединениям. Долгое время территориальные особенности культуры исследовались в рамках этнографии.

Начало глубокого изучения геокультурологической проблематики относится ко второй половине XIX в. Среди зарубежных географов, уделявших большое внимание культурно-географическим проблемам, следует упомянуть Д. Марша, Ф. Ратцеля, К. Зауэра, Э. Реклю и др. В отечественной географии культурологические подходы присутствовали в исследованиях В.Г. Богораза-Тана, А.А. Крубера, А.Д. Синицкого, В.П. Семенова-Тян-Шанского. На важность учета культурных аспектов в географических исследованиях указывали Н.Н. Баранский, P.M. Кабо, Ю.Г. Саушкин. Глубокие исследования проблем исторической этнокультуры проводил Л.Н. Гумилев. Современной географии религий посвящена монография П.И. Пучкова. Проблемы формирования культурных ландшафтов и географии искусства являются объектами изучения Ю.А. Веденина и В.Л. Каганского.

Изучению географической культуры как всемирно-исторического явления существенное внимание уделяет В.П. Максаковский (1998). Им 478 выделено четыре элемента географической культуры: географическая картина мира, географическое мышление, методы географии и язык географии. И по каждому из этих направлений Максаковским приведены обстоятельные рассуждения. По заключению Л.Р. Серебрянного (2000) книга Максаковского - «это по существу синтез географической науки XX в. в нашей стране». Предметное раскрытие значения географической культуры дано Максаковским в книгах «Историческая география мира» (1997) и особенно в двухтомной монографии «Всемирное культурное наследие» (2000, 2003).

Серьезное исследование географии русской культуры выполнено С.Я. Сущим и А.Д. Дружининым. Дружининым теоретические основы географии культуры рассмотрены наиболее полно. Географию культуры Дружинин (1999. С. 18) определяет как научное направление «о пространственных особенностях, факторах и закономерностях развития и функционирования культуры, о процессах культурно-территориального системообразования, о его предпосылках и следствиях». Это определение может быть раскрыто более полно в зависимости от конкретизации изучения геокультурных проблем.

Географию культуры рассматривают в качестве составной части общественной географии. По аналогии с изучением территориальных социальных систем объектом географии культуры называют территориальную организацию культуры. Культурологический аспект может рассматриваться в качестве «сквозного» для всей общественной географии. Геокультура - столь широко распространенное территориальное явление, что уместно наряду с биосферой, техносферой, этносферой говорить о культуросфере как особой территории, развивающейся по присущим ей законам. Дружининым введены понятия о геокультурном процессе, геокультурном пространстве, геокультурной и геоэтнокультурной системах, территориальных системах культурной инфраструктуры и дано их толкование. Этнокультурные аспекты обязательны для исследования геополитических проблем и преодоления внутренней социальной напряженности в стране.

Эта область географических знаний еще не обрела устойчивую теоретическую базу. Среди ученых, занимающихся исследованиями непроизводственной сферы деятельности, нет единства. Например, В.Е. Комаров и В.Д. Улановская (1980) отделяют сферу услуг от сферы обслуживания. По их мнению, сфера услуг занимает промежуточное положение между материальным производством и непроизводственной сферой деятельности, в то же время отрасли сферы обслуживания лишь предоставляют населению либо товары, созданные в сфере материального производства, либо услуги. По М.А. Абрамову (1985), сфера услуг охватывает все отрасли непроизводственной сферы и ряд отраслей материального производства. К сфере же обслуживания относятся торговля, общественное питание, бытовое и жилищно-коммунальное обслуживание, транспорт и связь, относящиеся к непосредственному обслуживанию населения. А.И. Кочерга (1979) в сфере обслуживания населения выделил два их вида: услуги потребительского характера (транспорт и связь, торговля, общественное питание, услуги жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание) и услуги, направленные на совершенствование самого человека (образование, культура, искусство, здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение).

Значительный вклад в развитие географии сферы обслуживания внес С.А. Ковалев (1974, 1985, 1997). На его взгляд, к сфере обслуживания следует относить самые разнообразные услуги для индивидуальных потребителей: жилищное обслуживание, социальное обеспечение, розничную торговлю и общественное питание, бытовое и культурно-просветительское обслуживание, предоставление образовательных, юридических, банковских, страховых, медицинских и других услуг. Основные понятия и методы географии сферы обслуживания представлены в книге А.И. Алексеева с соавторами (1991).

В научных публикациях все большее распространение получает термин «социальная инфраструктура». Наиболее полно раскрыто это понятие Э.Б. Алаевым (1974, 1983). По Алаеву, социальная инфраструктура включает сочетание зданий, сооружений, сетей и систем, необходимых для обеспечения повседневной жизни населения.

В развитых странах капиталистического мира доля участия самодеятельного населения в нематериальной сфере, в том числе в сфере услуг, занимает одно из приоритетных мест. Быстрыми темпами развивается сфера разнообразных услуг, включая интимные, и в России, особенно на фоне резкого спада промышленного производства. Пространственные различия потребностей в услугах и уровень их удовлетворения составляют предмет изучения географии сферы услуг, или географии сферы обслуживания. Исследование проблем, связанных с удовлетворением населения важными для жизни, для физического и интеллектуального развития, поддержания чистоты и гигиены тела и дома, обеспечение населения системой социальных, правовых, образовательных и медицинских институтов и учреждений, чрезвычайно важно для развития общества. Но кажется, и об этом уже писалось (Богучарсков, 1998), что эти проблемы не должны входить в число географических приоритетов, особенно в то время, когда географы быстро теряют традиционное поле своей деятельности, а именно сферу исследования взаимодействия общества и окружающей среды.

Новые направления, разрабатываемые экономико-географами, далеко не ограничиваются отмеченными в этом разделе.

В результате изучения материала данной главы студент должен:

  • знать основы этнокультурной, лингвистической, конфессиональной географии России;
  • уметь выявить культурно-географическое своеобразие страны и ее регионов; использовать материал литературных произведений для культурно-географической характеристике страны и регионов;
  • владеть основными понятиями и терминами культурной географии.

Разнообразие этносов, языков и религий является важным свойством российского культурного пространства. Оно сложилось исторически в процессе расширения границ России и включения в ее состав новых народов и новых территорий.

Некоторые культурно-географические понятия и термины

Во второй главе было показано, что географическая зона - это не только природное, но и культурное явление; в каждой географической зоне природа и традиционная культура «настроены» друг на друга, и даже в XXI в. закон географической зональности «работает» как в природной среде, так и в сфере культуры. Например, зоналыш, т.е. соотносятся с вполне определенным географическим ландшафтом, многие виды деятельности: сельское и лесное хозяйство, охота и рыбная ловля, туризм и рекреация; зоналъна национальная кухня, отражающая ресурсные возможности окружающего ландшафта.

Другое важное понятие - вмещающий ландшафт. Автором термина является Л. Н. Гумилев. Вмещающим выступает такой ландшафт (лесной, степной, горный), с которым определенный народ связан исторически и ментально и который воспринимается им как свой. Вмещающий ландшафт представляет собой эколого-историческую колыбель народа, его «экологическую нишу»; при этом «родной» ландшафт нс только хорошо осознается представителями народа, но и «чувствуется», воспринимается всеми органами чувств. В таком контексте уместно привести предание о половецком хане, который обосновался в Закавказье и не хотел оттуда уходить, но, когда ему дали понюхать пучок сухой полыни, «запах родины» оказался сильнее рациональных доводов: хан со своей ордой снялся с места и вернулся в родные половецкие степи.

Как правило, средние и малые народы связаны с одним зональным ландшафтом, большие народы - с несколькими. Так, для марийцев материнским является ландшафт зоны смешанных и широколиственных лесов. Русские в историческом и культурноязыковом аспектах связаны в основном с четырьмя вмещающими ландшафтами: зоной смешанных и широколиственных лесов, таежной зоной, зоной лесостепи и степной зоной.

Разные зональные природные условия - лесные и нелесные - вызывали к жизни разные типы хозяйств: с преобладанием земледелия и с преобладанием скотоводства. Различные природные условия исходно благоприятствовали складыванию разных образов жизни - оседлого и кочевого , а соответственно и разного отношения к дому, пространству, территории. Иногда природные условия и культурные традиции способствовали формированию переходных оседло-кочевых форм, например, как у русских поморов.

Анализ результатов массовых этнографических исследований в различных регионах мира и разработок по физико-географическому районированию позволил этнографам сделать вывод о существенном воздействии природных ландшафтов на традиционное хозяйство народов. Теоретическое осмысление этих выводов вылилось в концепцию хозяйственно-культурного типа , в соответствии с которой материально-хозяйственные особенности традиционной культуры народов мира соотносятся с природно-зональными условиями .

Хозяйственно-культурный тип - это исторически сложившийся традиционный природно-хозяйственный комплекс, типичный для народов, которые имеют различное происхождение, по обитают в сходных природных условиях. Хозяйственно-культурный тип представляет собой хозяйственно-природную систему, где хозяйственная деятельность и природно-географическая среда в значительной степени определяют особенности материальной культуры народов. Тем самым концепция хозяйственно-культурного типа, по сути, является концепцией природно-хозяйственного типа.

Хозяйственно-культурные типы представляют собой типы материальной культуры, которые сложились под действием сходных природных условий и приспособленных к ним, т.е. адаптивных , видов традиционной хозяйственной деятельности. Совместное действие сходных природных условий и исторически меняющихся видов хозяйственной деятельности привело к формированию сходных культурных признаков у разных народов. Например, такие отдаленные друг от друга народы, как украинцы, карелы и марийцы, относятся к одному хозяйственно-культурному типу - оседлым пашенным земледельцам лесной зоны . Как следствие, у этих, казалось бы, непохожих народов можно ожидать элементы культурной общности.

Вместе с тем внутри одного народа, в силу исторических обстоятельств оказавшегося в разных ландшафтных и, следовательно, хозяйственных условиях, формируются разные хозяйственнокультурные типы, что приводит к культурной дивергенции и формированию субэтнических групп. К таким группам, в частности, относятся олеппые и береговые чукчи , занимающиеся разными видами традиционной хозяйственной деятельности: скотоводством и охотой на морского зверя.

Таким образом, концепция хозяйственно-культурного типа позволяет лучше понять истоки культурной дифференциации этносов, связанные с неоднородностью природных (физико-географических) условий, которые в разных вмещающих ландшафтах приводят к различным результатам культурной адаптации.

  • Подробнее см.: Левин М. Г., Чебоксаров II. II. Хозяйственно-культурные типыи историко-культурные области // Советская этнография. 1955. № 4. С. 3-17.
  • См.: Алексеева Т. И. Адаптация человека... С. 218-219.
1

Выполнен анализ основных направлений новой культурной географии в североамериканской и британской национальных научных школах. Отечественная гуманитарная география, находящаяся в стадии становления, активно впитывает подходы зарубежной новой культурной географии, российские подходы к исследованию культурного ландшафта имеют значительный семиотический и конструктивистский уклон. Показаны дефициты и возможности основных направлений новой культурной географии, обозначены их перспективы в контексте современной отечественной культурной географии. Помимо достижений, таких как интерсубъективность, внимание к знаковой стороне культурного ландшафта, идее его социальной сконструированности, иконографическому и текстуальному «прочтениям», новая культурная география проявила ряд проблемных моментов, которые могут представлять ценность для научной рефлексии при построении теорий культурного ландшафта и разработке методик его эмпирического изучения. Западная новая культурная география, объединяющая широкий спектр подходов, таких как дискурс - анализ, ситуационизм, постструктурализм, имеет большой потенциал в изучении культурного ландшафта.

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: «Медиум», 1995. - 323 с.

2. Митин И.И. Гуманитарная география: проблемы терминологии и (само)идентификации в российском и мировом контекстах // Культурная и гуманитарная география. - 2012. -Т. 1. - №1. - С. 1-10.

3. Buttimer A. Grasping the dynamism of life world // Annals of the Association of American Geographers. -1976. - Vol. 66. - P. 277–292.

4. Cosgrove D. Social formation and Symbolic Landscape. -2 -nd edition. - Madison: Wisconsin Univ. Press, 1998.

5. Czepczynski M. Cultural Landscapes of Post-Socialist Cities: Representation of Powers and Needs. - Abingdon, Oxon, GBR: Ashgate Publishing, Limited, 2008.

6. Harrison P. ‘Post-structuralist theories’ in Aitken, S. and Valentine, G. (eds), Approaches to human geography. - London: Sage, 2006.

7. Matless D. An occasion for geography: landscape, representation and Foucault’s corpus. //Environment and Planning: Society and Space. - 1992. Vol. 10. - № 1. - P. 41–56.

8. Philo Ch. More words, more worlds. Reflections of the ‘cultural turn’ and human geography in: Cook, I., Crouch, D., Naylor, S. and Ryan, J.R. (eds), Cultural turns/geographical turns. Perspectives on cultural geography. - Harlow: Prentice Hall, 2000

9. Schein R.H. The Place of Landscape: A Conceptual Framework for Interpreting an American Scene. // Annals of the Association of American Geographers. - 1997. - Vol. 87. - №4. - P. 660-680.

10. Zukin S. Landscapes of power. From Detroit to Disney World. - Berkeley: University of California Press. 1993.

Новая культурная география (НКГ) возникла в 1980-х гг. и быстро заняла прочные позиции в большинстве научных центров Европы и США. Она базировалась на обновленной трактовке культуры, понимаемой в качестве центральной опоры социальной жизни. В свою очередь, культура рассматривалась с помощью понятия репрезентации как медиатор, посредством которого происходит построение и закрепление социальных значений.

Культурный ландшафт (КЛ) стал рассматриваться как социоприродный конструкт, где символическая и репрезентативная составляющие продуцируют и устанавливают социальные значения видимых физических форм . Проблемное поле новой культурной географии сфокусировано на культурно-ландшафтных репрезентациях «полифонических» интересов разных групп. КЛ трактуется как посредник в столкновении их целей и практик. В нем выявляются доминантные, субдоминантные, отвергаемые «исключенные» сообщества, группы и классы, создающие свои предметные «миры». В результатах деятельности видна борьба, кооперация и взаимное приспособление образов жизни. При этом новая культурная география стремится к объяснению образов ландшафта, его «имагинативная» составляющая становится центральной.

В итоге, за последнее двадцатилетие география значительно обогатилась герменевтическими, интерпретативными методами и подходами, широко распространенными в социологии, антропологии, философии и позволившими географии говорить с этими гуманитарными дисциплинами на одном языке, сохраняя специфику предмета исследования - пространство и культурный ландшафт.

Эти процессы названы «дематериализацией» сциентистской географии - преобладанием интереса к культуре, открытием интерсубъективных систем значений, игрой политик идентичности в пространстве текстов, знаков, желаний .

По нашему мнению, целесообразно говорить не о «дематериализации» географии как целостной дисциплины, а о росте в ее границах нового течения, ориентированного на познание интерсубъективности.

Направления исследования культурного ландшафта в новой культурной географии

И культура, и ландшафт - понятия с огромным количеством трактовок, они отличаются сложностью - здесь смешаны время и пространство, сакральное и мирское, творчество и рутина повседневности. Сочетание нескольких исследовательских установок и методологий - необходимое условие изучения КЛ. В этом состоит смысл методологического плюрализма.

Комплексность подходов к КЛ характерна для отечественных исследований: лингвистика, этнография, герменевтика и история дают интересные концептуальные сплавы . Спектр зарубежных направлений, имеющих больший стаж и укорененность в философской традиции, намного шире. Ценности, язык и значение обусловливают конструирование социальной реальности. Взаимосвязанная упорядоченность символов и структур базируется на интерпретациях. КЛ в большей мере воспроизводит картину символов, а не фактов . К основным направлениям исследования КЛ можно отнести постструктуралистские, социально-конструктивистские, ситуационистские, дискурсивные культурно-географические подходы (рис. 1).

Постструктурализм в исследованиях КЛ фокусируется на слиянии двух трактовок КЛ: он понимается и как репрезентация, и как интегральный компонент культуры. Он использует концепции лингвистики, психологии и антропологии для интерпретации «текстов» КЛ и поиска их значений. Таким образом, ключевая метафора КЛ - текст, обладающий множеством уровней, функций, целей и значений. Личность как «читатель» и «создатель» текста очень важна. «Самовосприятие» - ключевая категория, ведь значения, интерпретированные исследователем, вторичны по отношению к значениям, воспринятым читателем и подразумеваемым местным сообществом. Каждый «читатель» создает свои индивидуальные цели, значения и экзистенцию для данного КЛ - текста . Упор на индивидуальный опыт и ведет к построению автономных миров целей, опыта и значений. Чтобы найти общие основания диалога, выделить нити, «сшивающие» культурную, социальную и предметные грани реальности с индивидуальным бытием, необходимо деконструировать системы знаний о КЛ. Особый интерес представляет конкуренция и переплетение значений КЛ: вложенных «автором» ландшафтного текста и воспринятых его интерпретаторами. «КЛ подлежат историческому описательному анализу, чтобы дешифрировать те мировоззрения и системы знаний, в контексте которых они создавались. Постструктурализм акцентирует процесс «производства» знания, «технологию взаимоотношений автора и читателя в многослойных интерпретациях текстовых лабиринтов» . Семиотика ландшафта ориентирована на выяснение, как конструируются значения. КЛ может рассматриваться как система коммуникации, язык, где строения, объекты, здания, дороги, иные объекты и порядок их сочетаний уподоблены словам и фразам. Ключевым понятием семиотики является «код», как взаимосвязанная система значений, и представлений, задающий стандарты восприятия, деятельности и мышления члена данной культуры. Семиотические исследования близки ситуационизму в смысле поиска позиции наблюдателя, либо инсайдера.

Выясняя семантические значения среды, исследователь приходит к декодированию ее значений и символов. При этом масштаб знаний не ограничивается КЛ - поскольку в обществе существует «соглашение о значениях», декодируя КЛ, получаем широкий диапазон информации о создавшем его социуме.

Социальный конструктивизм связан с работами А. Бергера и Н. Лукмана, которые доказали, что знания, в том числе идеология, религия, детство, сообщество, - социальные конструкты, созданные людьми в пределах определенных традиций . Такие конструкты воплощают паттерны социального взаимодействия. Так, социализация индивида в определенном КЛ «по умолчанию» ведет к тому, что он начинает оперировать усвоенными ценностями и пространственными «паттернами» культуры, конструируя реальность КЛ, в которой будут социализироваться его дети.

Наследие, образование, системы ценностей и значений также как КЛ формируются и стимулируются людьми, они могут быть важны и понятны людям конкретной культуры. Подход предполагает наличие конкурирующих осей: национализм, регионализм, локальность, класс, гендер, этничность, материальное благосостояние и политические предпочтения могут быть выбраны как центральная категория, вокруг которой конструируется КЛ. В зависимости от целей интерпретации КЛ могут быть выбраны те или другие оси; их количество и состав вариабельны и подвижны. Несколько упрощая, можно выразить суть подхода скорректированным афоризмом: «Красота в глазах смотрящих», поскольку центром тяжести становятся порождающие интерпретации культура и социум.

Ситуационизм (situated knowledge) близок описанным подходам. Специфика его - в концентрации на интересах личности. Интерпретация культурных ландшафтов всегда производится с определенной точки зрения, она «расположена» (позиционирована). В сердцевине КЛ - наблюдатель, положение декодера ландшафта структурирует «сцену» каждого времени. Каждый «объективно» рассматриваемый образ - проекция его автора, художника или ученого. Иными словами, это вопрос соотношения времени, идентичностей, ценностей, убеждений, мировоззрений. Совокупность личностно значимых осей дают «позиции» автора, кодировщика и декодера ландшафтного текста.

Положение о том, что каждый «объективный» образ - проекция, позволяет поставить два вопроса, на которые в ситуационизме нет адекватных ответов. Во-первых, как проекции прошлого КЛ прочитываются (декодируются) с помощью совершенно иных кодов, образуя, если и далее следовать пространственным метафорам, «зазор» между корректными и некорректными интерпретациями с меньшей и большей глубиной понимания. И, во-вторых, как проекции прошлого КЛ, пространственные / ландшафтные образы и послания отвечают требованиям души человека сегодняшнего? В результате получается «столкновение» интерпретаций, которое методологический плюрализм пытается объединить в общий фрейм. Но неизбежно появляется вопрос «плохих», неглубоких интерпретаций, а постмодернистская культурная география говорит, что лишь на основе безоценочного, всеобъемлющего подхода, можно достичь интеграции знаний о культурном ландшафте.

Дискурсивные исследования. Э. Баттимер отмечала, что географы при исследовании функциональной организации КЛ становятся «первичными агентами» пространственной дифференциации. Они создают модели и карты, где «каждый вид пространственных систем - дорожные сети, сфера услуг и т.д. имели свой сконструированный этос, и каждый такой вид апеллировал к пространственно-временным горизонтам индивидуума, являясь частью интерсубъективного наследия места . Десятилетие спустя намеченное ею направление развернулось в теорию дискурсивных исследований КЛ, трактующих его как результат материализации конкурирующих дискурсов. Другой вариант предусматривает выделение не самих дискурсов, а «дискурсивных режимов» КЛ, которые аккумулируют конкретные практики поведения. Почти всю деятельность в КЛ можно соотнести с определенным дискурсивным режимом: гражданские инициативы, охрана здоровья, власть, государственное планирование и т.д. . И дискурсы, и дискурсивные режимы КЛ выражают и воплощают идеологию, философские взгляды общества, особенности власти. «Дискурсивный ландшафт» обеспечивает определенный способ коммуникации - язык, который сводит отношения власти к полиморфичным текстам . Дискурсивная, переговорная природа значений КЛ состоит в том, что они не просто выражают культуру посредством пространства, а с помощью знаков, символов, метафор, элиты, облеченные властью, сообщают содержательные истории о себе и обществе. В своей предметной, материальной форме пространство представляет конкурирующие дискурс - стратегии, которые объединяются, чтобы сжать или ограничить как человеческое действие, так и интерпретацию любого специфического КЛ .

Интерпретации культурного ландшафта в новой культурной географии

Основные ключи интерпретации КЛ в НКГ - текст и образ (icon). Они направляют методы исследования, обе они укоренены в постструктурализме, позиционизме и социальном конструктивизме.

В гуманитарных науках иконография - изучение образов и знаков, важных для конкретной культуры. Это подразумевает критическое прочтение образности с учетом социальных и культурных ценностей. Иконография КЛ подчеркивает эстетическую и политико-экономическую стороны процесса. Айконические интерпретации восходят к исследованиям Д. Косгроу: КЛ - способ, с помощью которого определенные классы репрезентируют собственную социальную роль посредством отношений с природой. КЛ является самостоятельным способом видения, со своими идеологическими основаниями . КЛ - не только способ видения, транслируемый группой, это также способ контроля и социального принуждения. Иконография соединяет искусство, литературу, антропологию, архитектуру и культурную географию. Текстуальная метафора используется для выявления отношений власти и доминирования. Она показывает, как конкретные КЛ могут трансформировать идеи в визуальные формы метафорическое уподобление пространства «тексту», ключом к которому могут стать либо символы, либо сама культура. Причем это пространство-текст «повествует» о культуре и социальных отношениях. «Чтение текста» пространства предполагает установление его биографических слоев, путей формирования, узнавание следов его «авторов». Р.Шейн полагает, что «более продуктивно рассматривать ландшафт как палимпсест, чем как культурную страту, по аналогии с возможностью стереть и написать поверх прежних записей, с одновременным сосуществованием нескольких различающихся манускриптов, подразумевающих не столько различные исторические эры, сколько наличие нескольких исторических и современных “действующих лиц” в культурном ландшафте» .

НКГ выделяет ведущую роль КЛ в конструировании идентичности. Высокая ценность герменевтики и семиотики объясняется их холистичностью, исходя из всеохватности концепта «культура». За долгие годы преобладания научно-материалистических подходов сциентистской географии, вопросы значений, смыслов и ценностей, воплощенных в КЛ, взаимные потоки - процессы конструирования и социума и ландшафта оставались незаслуженно забытыми. НКГ восполнила этот дефицит, однако акцент на нематериальности и репрезентациях вызвал незаслуженное игнорирование объектной составляющей КЛ.

Интерсубъектный характер постмодернистских подходов к КЛ связан с многообразием перекрывающихся значений, позиций акторов, конкурирующих дискурсов, идеологий, элит власти. Постмодернизм начал осваивать сферу исследований КЛ с помощью пространственной интерпретации культуры. Интерсубъективность и полифония - основные стартовые позиции новой культурной географии. Пространственные метафоры культуры, свойственные постмодерну, способствовали росту интереса к исследованиям КЛ. Отсутствие единого метанарратива, признание важности каждого голоса, инклюзивность, поиски многослойных значений ландшафтного «текста» позволили постмодернистским подходам создать яркую, динамичную, наполненную множеством смыслов и красок картину КЛ. В этом сила подходов НКГ, проясняющих «глубину» пространства и «оживляющего» его объекты с помощью разделяемых культурных значений. Постмодернизм декларирует фрагментацию - пространства, текста, смыслов, в том числе и фрагментацию субъекта, что является пунктом критики со стороны гуманистической географии. «Нематериальность» КЛ, «бесплотное царство дискурсов и репрезентаций» вряд ли станут преобладающими в отечественной культурно-географической традиции . Поэтому можно надеяться на продуктивный синтез с западной НКГ, не опасаясь побочного эффекта «дематериализации» исследований. Отечественная гуманитарная география, находящаяся в стадии становления, активно впитывает подходы зарубежной новой культурной географии, российские подходы к исследованию культурного ландшафта имеют семиотический и конструктивистский уклон. Достижения новой культурной географии - глубина интерсубъективного анализа, внимание к знаковой стороне КЛ, идеи его социальной сконструированности, иконографическое и текстуальное «прочтения» могут значительно обогатить отечественную палитру исследований.

Рецензенты:

Корытный Л.М., д.г.н., профессор, заместитель директора по науке ФГБУН Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, г. Иркутск;

Безруков Л.А., д.г.н., заведующий лабораторией георесурсоведения и политической географии ФГБУН Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, г. Иркутск.

Библиографическая ссылка

Рагулина М.В. КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ В НОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ГЕОГРАФИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15806 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Понятие «Культурная география»

Замечание 1

Культурная география, как одна из ветвей географии рассматривает культуру в географическом пространстве и часто определяется как география человека

Культурная география является одной из ведущих ветвей общественной географии в зарубежных странах наряду с экономической, социальной и политической географией.

В России культурная география представляет собой совокупность научных направлений, близких по объекту исследования, но в целостную научную дисциплину она ещё не оформилась.

В 20-е годы прошлого века в США была создана школа культурного ландшафта, поэтому основоположником культурной географии принято считать К. Зауэра, основавшего эту школу.

В это время в российской географической науке культура разных регионов и её описание были частью антропогеографии. Развитие культурной географии в стране началось в 80-е годы, и связано было с исследованиями культурного ландшафта и этнологии.

В культурной географии выделяются разделы в зависимости от предмета изучения:

  • этническая география;
  • география языков;
  • география религий;
  • география искусства;
  • география массовой культуры;
  • география культурной инфраструктуры.

В настоящее время практическое значение культурная география имеет в более специализированных областях, например, феминистская география, детская география, туризм, гендерная география, урбанистическая география, политическая география.

Культурная география имеет свой объект, которым является геокультурное пространство – продукт взаимодействия пространств, культурного и географического.

Объектом изучения культурной географии в зарубежном мире, особенно в США во второй половине XX века, стали местные районы. Они в своих границах редко совпадают с границами административно-территориального деления, но население воспринимает их как культурно-целостные территории.

Целью развития культурной географии является изучение культурных практик и человеческой деятельности в той степени как они между собой пространственно связаны.

С начавшейся в XXI веке глобализацией связаны такие процессы, как унификация культуры, утрата локальных культурных традиций, утрата культурных ценностей. Размывались и исчезали самобытные этнокультурные территориальные общности, поэтому исследования, проводимые в области культурной географии стали иметь большое прикладное значение.

Исследования культурной географии и их результаты являются важными при разработке стратегий социально-экономического развития стран и регионов. На характер экономического развития той или иной страны воздействуют принятая система ценностей, нормы поведения, тип ментальности, традиции хозяйственной этики, экономическая и экологическая культура.

Специалисты, работающие в области культурной географии, принимают участие в разработке как национальных, так и международных правительственных программ охраны культурного наследия.

В советской послевоенной географии реально развивалось только антропогенное ландшафтоведение. Культурная география являлась проектом будущего, и сегодня её статус остался почти без изменений.

Ещё Н. Н. Баранский говорил о том, что формирование культурной географии было бы желательным. Культурная география была частью социальной, на которой концентрировались общественные потребности.

С. Б. Лавров в то время отмечал, что специалисты по социальной географии не должны переключаться на культурно-географические аспекты, потому что сама социальная география далека от совершенства.

Замечание 2

Таким образом, получается, что в это время культурная география, ещё не восстановленная, пострадала от тесной связи с социальной географией. Она так и не вышла за рамки социальной географии и не стала наукой об образе жизни местных общностей.

Тем не менее, в конце 80-х годов прошлого века культурная география зарождается как узкая прикладная область знания. На первых порах она изучала распространение артефактов культуры на территории страны и связана была с работами А. Г. Дружинина, который концепцию ноосферы считал методологическим основанием географии культуры.

А. Г. Дружинин вводит понятие геокультурной ситуации, как её свойство, а не как особую территориальную систему. Он считает, что именно геокультурные ситуации формируют геоэтнокультурные системы, поэтому изучение географии конкретной культуры сводится к их выделению.

Он очень четко определяет отличительную грань культурной и социальной географии и в то же время их неразрывность. По его мнению, эта неразрывность заключается в следующем:

  • культурная инфраструктура, являясь важным компонентом территориальной организации культуры, подчиняется социальной инфраструктуре;
  • территориальная общность людей и геокультурные ситуации связаны как разновидности территориальных общественных систем.

В своей монографии А. Г. Дружинин указывает, что культурная география это своеобразный интегральный подход в системе географических наук, она пронизывает все подсистемы социально-экономической географии.

А. Г. Дружинин был первым теоретиком и создателем культурной географии в стране. Он называет предпосылки формирования культурной географии:

  • наличие исследований в области социально-культурной географии населения у отечественных географов;
  • новые дисциплины, смежные с географией – география образа жизни;
  • география образования;
  • география потребления, науки;
  • формирование понятийно-концептуального аппарата социально-экономической географии.

После длительного перерыва культурная география в стране формируется в последние годы существования СССР как особая ветвь социальной географии, и её тематика касается территориальной организации объектов культуры.

И, при этом, надо сказать, что формирование культурной географии в стране идет не зависимо от западной культурной географии, и без опоры на русскую антропогеографическую школу.

Культурно-географическое районирование

Культурно-географические районы делят на два типа - реальные районы, ментальные районы.

Реальные районы в свою очередь делят на однородные и неоднородные. Однородными они могут быть как в культурном, так и в культурно-природном отношении.

В ментальных культурно-географических районах выделяют мифологические и вернакулярные районы.

Закону географической зональности, открытому В. В. Докучаевым в начале XX века, подчиняются зональные районы, а сам автор свое открытие рассматривал как закон природно-культурной зональности, т.е. рассматривал значительно шире.

Закон зональности, считал В. В. Докучаев, не только распространяется на природу, он распространяется на явления культуры, хозяйственную жизнь населения, на происходящие социальные процессы и явления духовной жизни.

По выражению Л. Н. Гумилева в зональном вмещающем ландшафте природа и традиционная хозяйственная деятельность взаимосвязаны.

В пределах России последовательно сменяют друг друга с севера на юг следующие зональные природно-культурные районы: район арктических пустынь, район тундры, лесотундры, таежный район, район смешанных и широколиственных лесов, лесостепной район, степной, район полупустынь, район пустынь, средиземноморский район.

К зональному вмещающему ландшафту русской культуры по Гумилеву относится зона смешанных и широколиственных лесов Восточно-Европейской (Русской) равнины.

В этих же пределах расположено большинство древнерусских городов. Если учесть этнические границы с соседями, то надо выделить Центральный регион традиционной русской культуры.

На севере Русской равнины в ходе новгородской и ростово-суздальской колонизации был сформирован северорусский регион с традиционным северным жилищным комплексом и «окающим» говором. Экологической нишей этого региона стала тайга.

В южной части Русской равнины сформировался южнорусский регион, протянувшийся от Курской области до Краснодарского края. Экологической нишей южнорусского региона стали степные и лесостепные вмещающие ландшафты.

Замечание 3

Природа и традиционная культура, особенно на европейской части России, в ходе процессов глобализации изменились существенным образом, и с особенностями того или иного природно-культурного региона в более чистом виде теперь можно ознакомиться в музеях-заповедниках, да в национальных парках.

Вариант 1.

2.Выберите верный ответ. К объективным признакам цивилизации относятся:

А. общность истории;

Б. самоидентификация людей;

А. 3-4 тыс. лет до н.э.; Б. 4-5 тыс. лет до н.э.; В. 5-6 лет до н.э.

4.Выберите верный ответ. К национальным религиям относится:

А. Буддизм. Б. Иудаизм. В. Ислам.

5. Выберите верный ответ. Православие исповедуют:

А. в Италии; Б. в Молдавии; В. в Испании.

6. Выберите верный ответ. Какую религию исповедают в Монголии:

7. Установите соответствие:

А. Христианство. 1. Саудовская Аравия.

Б. Ислам. 2. Мьянма.

В. Буддизм. 3.Армения.

« Культурное наследие цивилизации, унаследовавшей ценности прежних культур, богато и многообразно. Оно включает традиции и обычаи, искусство керамики, ковроделия, вышивки, величественные замки и дворцы, мечети». ____________________________

9. Выберите признаки, характерные для цивилизаций Запада:

А. Самосозерцание; Б. Либерализм; В. Свободный рынок.

10. Выберите признаки, характеризующие Россию как европейскую страну:

А. Принцип коллективизма;

В. Частная собственность, рыночные отношения.

Тест по географии. 10 класс. Тема «География культуры, религий, цивилизаций».

Вариант 2.

1.Выберите верный ответ. География культуры занимается изучением:

А. пространственной организацией общества; Б. территориальных различий культуры и отдельных ее элементов; В. способов создания культурных ценностей.

2.Выберите верный ответ. К субъективным признакам цивилизации относится:

А. общность истории;

Б. самоидентификация людей;

В. общность форм материальной культуры.

3.Выберите верный ответ. Первые цивилизации возникли:

А. 7-8 тыс. лет до н.э.; Б. 4-5 тыс. лет до н.э.; В. 3-4 лет до н.э.

4.Выберите верный ответ. К мировым религиям относится:

А. Буддизм. Б. Иудаизм. В. Конфуцианство.

5. Выберите верный ответ. Ислам исповедуют:

А. в Алжире; Б. в Молдавии; В. в Испании.

6. Выберите верный ответ. Какую религию исповедают в Китае:

А. буддизм; Б. синтоизм; В. даосизм.

7. Установите соответствие:

А. Христианство. 1. Монголия.

Б. Ислам. 2. Швеция.

В. Буддизм. 3.Турция.

8. Определите, о какой цивилизации идет речь:

« Эта цивилизация органично впитала в себя индейские элементы доколумбовых культур и цивилизаций. Индейская культура понесла большие потери. Однако ее проявления можно встретить повсеместно…». ____________________________

9. Выберите признаки, характерные для цивилизаций Востока:

А. Самосозерцание; Б. Адаптация к природным условиям; В. Свободный рынок.

10. Выберите признаки, характеризующие Россию как азиатскую страну:

А. Принцип коллективизма;

Б. Индивидуализм, приоритет личности;

В. Верховный собственник – государство.

Просмотров