Крестьянская культура: образ жизни, предметная среда, нормы и ценности. Как жили крестьяне в средние века? История крестьян Городская культура в традиционном обществе

Современные люди имеют самые смутные представления о том, как жили крестьяне в Средние века. Это неудивительно, ведь быт и обычаи в деревни сильно изменились за эти столетия.

Возникновение феодальной зависимости

Термин «Средние века» больше всего применим к потому что именно здесь имели место все те явления, которые прочно связаны с представлениями о средневековье. Это замки, рыцари и многое другое. У крестьян в этом обществе было свое место, которое практически не менялось в течение нескольких столетий.

На рубеже VIII и IX вв. во Франкском государстве (оно объединяло Францию, Германию и большую часть Италии) произошел переворот в отношениях вокруг владения землей. Сложилась феодальная система, которая и была основой средневекового общества.

Короли (обладатели верховной власти) опирались на поддержку армии. За службу приближенные монарха получали большие земельные угодья. Со временем появился целый класс зажиточных феодалов, которые имели огромные территории внутри государства. Крестьяне, жившие на этих землях, становились их собственностью.

Значение церкви

Еще одним крупным собственником угодий стала церковь. Монастырские наделы могли охватывать множество квадратных километров. Как жили крестьяне в Средние века на таких землях? Они получали небольшой личный надел, а в обмен на это должны были трудиться определенное число дней на территории владельца. Это было экономическое принуждение. Оно затронуло почти все европейские страны, кроме Скандинавии.

Церковь играла большую роль в закрепощении и обезземеливании жителей деревни. Жизнь крестьян легко регулировалась духовными властями. Простолюдинам внушалась мысль о том, что безропотная работа на церковь или передача ей земли позже отразится на том, что случится с человеком после смерти на небесах.

Обнищание крестьян

Существовавшее феодальное землевладение разорило крестьян, почти все они жили в заметной нищете. Это было связано с несколькими явлениями. Из-за регулярной воинской повинности и работы на феодала крестьяне были оторваны от собственной земли и практически не имели времени заниматься ею. Кроме того, на их плечи ложились самые разные налоги со стороны государства. Средневековое общество было основано на несправедливых предрассудках. Например, крестьяне облагались самыми высокими судебными штрафами за проступки и нарушения законов.

Жители деревни лишались собственной земли, но никогда не сгонялись с нее. Именно натуральное хозяйство было тогда единственным способом выжить и заработать. Поэтому феодалы предлагали безземельным крестьянам брать у них землю в обмен на многочисленные обязательства, которые описаны выше.

Прекарий

Основным механизмом возникновения европейского был прекарий. Так назывался договор, который заключался между феодалом и нищим безземельным крестьянином. В обмен на владение наделом пахарь обязывался или платить оброк, или выполнять регулярную барщину. и ее обитатели часто целиком были связаны с феодалом договором прекарий (буквально «переданного по просьбе»). Пользование могло быть дано на несколько лет или даже пожизненно.

Если сначала крестьянин оказывался только в земельной зависимости от феодала или церкви, то со временем из-за обнищания он терял и личную свободу. Этот процесс закрепощения становился следствием тяжелого экономического положения, которое переживала средневековая деревня и ее обитатели.

Власть крупных землевладельцев

Бедняк, который был не в состоянии уплатить весь долг перед феодалом, попадал в кабалу по отношению кредитору и фактически превращался в раба. В целом это приводило к тому, что крупные земельные хозяйства поглощали мелкие. Этому процессу также способствовал рост политического влияния феодалов. Благодаря большой концентрации ресурсов они становились независимыми от короля и могли делать на своей земле все, что хотели, не считаясь с законами. Чем больше средние крестьяне попадали в зависимость от феодалов, тем сильнее росло могущество последних.

То, как жили крестьяне в Средние века, часто зависело еще и от правосудия. Этот вид власти также оказывался в руках феодалов (на их земле). Король мог объявить об иммунитете особенно влиятельного герцога, чтобы не идти с ним на конфликт. Привилегированные феодалы могли без оглядки на центральную власть судить своих крестьян (иначе говоря, свою собственность).

Иммунитет также давал право крупному владельцу лично собирать все денежные поступления, шедшие в казну короны (судебные штрафы, налоги и другие поборы). Также феодал становился предводителем ополчения крестьян и солдат, которое собиралось во время войны.

Иммунитет, даруемый королем, был лишь формальным оформлением той системы, частью которой было феодальное землевладение. Крупные собственники владели своими привилегиями задолго до получения разрешения со стороны короля. Иммунитет лишь придавал законность порядкам, при которых проходила жизнь крестьян.

Вотчина

До того как произошел переворот в земельных отношениях основной хозяйственной единицей Западной Европе была сельская община. Также их называли марками. Общины жили свободно, но на рубеже VIII и IX веков они ушли в прошлое. На их место пришли вотчины крупных феодалов, которым подчинялись крепостные общины.

Они могли быть самыми разными по своей структуре, в зависимости от региона. Например, на севере Франции были распространены крупные вотчины, которые включали в себя по несколько деревень. В южных же провинциях общего франкского государства средневековое общество в селе жило в маленьких вотчинах, которые могли ограничиваться дюжиной дворов. Эта разделение по европейским регионам сохранилось и просуществовало вплоть до отказа от феодальной системы.

Структура вотчины

Классическая вотчина делилась на две части. Первой из них был господский домен, где крестьяне работали в строго определенные дни, отбывая свою повинность. Вторая часть включала в себя дворы сельских жителей, из-за которых они и попадали в зависимость от феодала.

Труд крестьян обязательно применялся и в барской усадьбе, которая, как правило, была центром вотчины и господского надела. Она включала в себя дом и двор, на котором были различные хозяйственные постройки, огороды, сады, виноградники (если позволял климат). Также здесь работали господские ремесленники, без которых также не мог обойтись землевладелец. В усадьбе также часто были мельницы и церковь. Все это считалось собственностью феодала. То, чем владели крестьяне в Средние века, находилось на их участках, которые могли располагаться чересполосно с наделами землевладельца.

Зависимые сельские труженики должны были работать на участках феодала с помощью своего инвентаря, а также пригонять сюда свой скот. Реже использовались настоящие рабы (этот социальный слой был гораздо меньшим по численности).

Пахотные наделы крестьян соседствовали друг с другом. Они должны были пользоваться общим участком для выпаса скота (эта традиция осталась со временем свободной общины). Жизнь такого коллектива регулировалась с помощью сельского схода. На нем председательствовал староста, который избирался феодалом.

Особенности натурального хозяйства

В вотчине преобладало Это было связано с малым развитием производственных сил в деревне. Кроме того, в селе не было разделения труда между ремесленниками и крестьянами, что могло бы повысить его производительность. То есть ремесленные и домашние работы появлялись как побочное явление сельского хозяйства.

Зависимые крестьяне и ремесленники обеспечивали феодала различной одеждой, обувью, а также необходимым инвентарем. То, что производилось в вотчине, по большей части использовалось при дворе хозяина и редко оказывалось в личной собственности крепостных.

Крестьянская торговля

Отсутствие циркуляции товаров тормозило торговлю. Тем не менее неправильно говорить, что ее вовсе не было, и крестьяне в ней не участвовали. Имели место рынки, ярмарки, а также денежное обращение. Однако все это никак не сказывалось на жизни деревни и вотчины. Крестьяне не имели никаких средств к самостоятельному существованию, и хилая торговля не могла помочь им откупиться от феодалов.

На средства, вырученные с торговли, в деревне покупали то, что не могли произвести самостоятельно. Феодалы приобретали соль, оружие, а также редкие предметы роскоши, которые могли привезти купцы из заморских стран. Сельские жители в таких сделках не участвовали. То есть торговля удовлетворяла только интересы и потребности узкой верхушки общества, у которой имелись лишние деньги.

Крестьянский протест

То, как жили крестьяне в Средние века, зависело от размера оброка, который уплачивался феодалу. Чаще всего его отдавали в натуральной форме. Это могло быть зерно, мука, пиво, вино, домашняя птица, яйца или ремесленные изделия.

Лишение остатков имущества вызывало протест крестьянства. Он мог выражаться в различных формах. Например, сельские жители бежали от своих угнетателей или даже устраивали массовые бунты. Крестьянские восстания каждый раз терпели поражения из-за стихийности, раздробленности и неорганизованности. В то же время даже они приводили к тому, что феодалы старались зафиксировать размер повинностей для прекращения их роста, а также увеличения недовольства среди крепостных.

Отказ от феодальных отношений

История крестьян в Средние века - это постоянное противостояние с крупными землевладельцами с переменным успехом. Эти отношения появились в Европе на руинах античного общества, где вообще царствовало классическое рабство, особенно ярко выражавшееся в Римской империи.

Отказ от феодальной системы и закрепощения крестьян произошел в Новое время. Ему поспособствовало развитие экономики (в первую очередь легкой промышленности), промышленный переворот и отток населения в города. Также на рубеже Средневековья и Нового времени в Европе возобладали гуманистические настроения, которые ставили свободу личности во главе всего остального.

Человек во время Средневековья был намного ближе к природе, чем мы сей-час. Однако ошибочно было бы считать, что отношения человека и природы были гармоничными. Природа часто вынуждала человека чувствовать свою слабость. Запасы в амбаре крестьянина или феодала, от которых зависела их жизнь, факти-чески определялись волей природы. Дожди с градом, засухи или наводнения, ураганы или заморозки были предвестниками болезней, страданий, гибели. Поэтому зависимость средневекового человека от природно-климатических условий была чрезвычайно большой.

В средние века климат в Европе был нестабильным: то холодало, то теплело. Считается, что в XI в. климат континента напоминал современный. Правда, иногда температура поднималась и выше. В XIII—XIV вв. произошло резкое похолода-ние. Поэтому на севере Европы часто случались неурожаи. Наблюдая за резкими перепадами климата, средневековые летописцы постоянно выражали опасение о наступлении конца света.

В раннем Средневековье благополучие человека во многом определялось воз-можностью пользоваться лесными богатствами. Как сказал французский историк М. Блок, лес сопровождал крестьянина «от колыбели до гроба». Лес был основным строительным материалом, давал свет и тепло, из дерева изготовляли орудия тру-да, предметы ремесла и быта. Однако лес и всё, что в нём, принадлежало сеньору. Крестьяне могли собирать разве что хворост, а ещё плоды и ягоды. Кроме того, в лесу поселялись монахи-отшельники, чтобы маниться и бороться с искушениями. Леса были местами приключений странствующих рыцарей. Иногда в лесах скры-вались разбойники, нападая на путников и грабя их. Следовательно, кому-то лес был убежищем, а кого-то там подстерегала смертельная опасность.

Рубеж VIII-IX вв. Из «Капитулярия о поместьях» Карла Великого Материал с сайта

Чтобы леса и заповедные чаши наши хорошо охранялись; и если где будет удобное место для расчистки, расчищали бы и полям зарастать лесом не давали; а где должны быть леса, никак не допускать их вырубать и уничтожать; зверей же в заповедных чащах наших пристально охранять; заботиться также о соколах и ястребах для нашего дела; но оброки, надлежащие за это, старательно собирать. Управители, а также старо-сты и люди их, если будут гонять свиней на выпас в наш лес, пусть сами первыми платят надлежащую десятину, подавая нам добрый пример, чтобы потом и другие люди их десятину платили полностью.

В эпоху Средневековья влияние человека на природу носило стихийный характер, но его последствия были существенными и непредсказуемыми.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • средневековье влияние человека на природу
  • зависимость человека от природы в средние века
  • влияние человека на природу средневековье
  • охранялась ли природы в средневековье
  • средневековье. взаимоотношения человека и природы

Жизнь в таёжной зоне требует от человека сверхнапряжённого труда, выносливости и закалки. Даже самый бедный человек должен обладать в этом климате теплым полушубком и жить в теплонатопленном доме. Питание в холодном климате тайги не может быть полностью вегетарианским, оно требует высококаллорийной пищи. Но хороших пастбищных угодий в тайге мало, и приурочены оны почти исключительно к поймам рек и озёр. А они в первую очередь какраз предназначались для земледельческого освоения. Почвы лесов - позолистые и дерново-подзолистые - мало плодородны. Урожай не давал возможности жить за счет земледелия, поэтому. наряду с земледелием, таёжный крестьянин должен был ещё заниматься рыболовством и охотой. Летом промышляли боровую дичь(крупную таёжную птицу), собирали грибы, ягоды, дикий чеснок и лук, занимались бортничеством (сбор мёда диких лесных пчёл). Осенью заготавливали мясо и готовились к новому охотничьему сезону.

Охота на таёжного зверя очень опасна. Всем известно какую угрозу для человека представляет медведь, считавшийся хозяином тайги. Менее известна, но не менее опасна охота на лося-сохатого. Не зря в тайге ходит поговорка: "На медведя иди - постель стели, на сохатого иди - доски (на гроб) теши". Но добыча оправдывала риск.

Тип усадьбы, внешний облик жилой части дома и хозяйственных дворовых построек, планировка внутреннего пространства, мебелировка дома - всё это определялось природно-климатическими условиями.

Главным подспорьем в таежной жизни служил лес. Он давал всё : топливо, строительный материал, обеспечивал охотой, приносил грибы, съедобные дикорастущие травы, плоды и ягоды. Из леса строился дом, деревянным срубом выстраивался колодец. Для северных лесистых районов с холодной зимой были характерны деревянные рубленные дома с висячим подпольем или подизбицей, предохраняющим жилое помещение от промерзшей земли. Двускатные крыши (для того чтобы не накапливался снег) покрывались тесом или дранкой, деревянные наличники окон было принято украшать резным орнаментом. Преобладала трёхкамерная планировка - сени, клеть или ренка (в которых хранилось домашнее имущество семьи, а летом жили семейные пары) и жилое помещение с русской печью. Вообще печь являлась важным элементом в русской избе. Сначала печь каменка, позднее глинобитная, без дымохода("чёрная"), заменилась русской печью с дымоходом("белой").

Побережье Белого моря: зима здесь холодная, ветряная, зимние ночи длинные. Зимой выпадает много снега. Лето прохладное, зато день летний длинный, а ночи короткие. Здесь говорят: "Заря зорю догоняет". Вокруг тайга, поэтому дома из бревен. Окна дома смотрят на юг, и на запад, и на восток. Зимой в дом должен попадать солнечный свет, ведь день такой короткий. Вот и "ловят" окна солнечные лучи. Окна дома находятся высоко над землёй,во-первых, снега много, а во-вторых, у дома высокий подпол есть, где холодной зимой скот живет. Двор крытый, иначе снег завалит за зиму.

Для северной части России долинный тип расселения: селения, обычно небольшие, расположены по долинам рек и озёр. На водоразделах с пересеченным рельефом местности и в районах, удалённых от больших дорог и рек, преобладали селения со свободной застройкой дворов, без определённого плана, т. е. беспорядочная планировка селений.

А в степи сельские поселения - станицы, вытянутые, как правило, вдоль рек и болот, т. к. лето засушливое и важно жить у воды. Плодородные почвы - чернозёмы позволяют получать богатый урожай и дают возможность прокормить много людей.

Дороги в лесу очень извилистые, они обходят чащобы, завалы, болота. По прямой через лес идти ещё длиннее будет - намучаешься по чащебам, да бугоркам лазать, а то и в болото угодить можно. Густые заросли ельника с буреломом легче обойти, легче обоити и холм. У нас и поговорки такие есть: "Только вороны прямо летают", "Лбом стену не прошибёшь" и "Умный в гору не пойдет, умный гору обойдёт".

Образ Русского Севера создаёт в основном лес - у местных жителей издавна в ходу поговорка:" 7 ворот до небес, да всё лесом" и вода. Эта сила вдохновила людей на творчество своей красотой:

Не даром средь таких широт

Под стать простору и народ

Любую даль не чтит далекой

Он весь в тебя родная ширь,

Широкоплечий богатырь.

С душой, как ты сама, широкой!

Климатические условия оказали огромное влияние на формирование древнерусской одежды. Суровый и холодный климат - длительная зима, сравнительно прохладное лето - обусловили появление закрытых тёплых одежд. Основными видами изготовляемых тканей были льняные ткани (от грубого холста до тончайших полотен) и домотканная шерсть грубой выделки - сермяга. Не даром пословица такая есть: " Во все чины производили, на престол посадили" - льняное бельё носили все сословия, от крестьян до царствующих особ, ибо нет ткани, как сейчас говорят, гигиеничней, нежели льняное полотно.

Судя по всему в глазах наших пращуров никакая рубаха не могла сравниться с льняной, и удивляться тут нечему. Зимой льняная ткань хорошо согревает, а летом даёт телу прохладу. Знатоки народной медицины утверждают. что льняная одежда охраняет человеческое здоровье.

Традиционная пища: горячие жидкие блюда, согревающие зимой человека изнутри, крупяные блюда, хлеб. Некогда преобладал ржаной хлеб. Рожь - это культура дававшая высокие урожаи на кислых и подзолистых почвах. А в лесостепной и степной зонах выращивали пшеницу, т. к. она более требовательна к теплу и плодородию.

Вот как многогранно влияют природные условия на жизнь русского народа.

Менталитет народа - составная часть национальной культуры. Изучение народного менталитета необходимо для понимания взаимосвязи природы, истории, культуры и социума на определённой территории.

Изучение менталитета русского народа помогает найти правильные подходы к пониманию многих проблем в сере социально-экономического и внутриполитического строительства, предвидеть в общих чертах будущее нашей Родины.

Человек является частью географической среды и зависит от неё. В качестве пролога к изучению этои зависимости привожу слова М. А. Шолохова: "Сурово, нетронуто, дико - море и каменный хаос гор. Ничего лишнего, ничего искуственного и люди под стать природе. На трудящегося человека - рыбака, крестьянина, эта природа наложила печать целомудренной сдержанности.

Детально изучив закономерности природы, мы сможем понять и закономерности поведения человека, его характер.

И. А. Ильин:" Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с холодной зимой и раскалённым летом, с безнадежною осенью и бурною, страсною весной. Она погрузили нас в эти колебания, заставила жить нас всей её властью и глубиной. Именно столь протеворечив русский характер".

С. Н. Булгаков писал о том, что континентальность климата (амплитуда температуры в Оймяконе доходит до 104*С), вероятно повинна в том, что русский характер такой противоречивый, жажда абсолютной свободы и раба покорность, религиозность и атеизм - эти свойства непонятны европейцу, создают России ореол таинственности. Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Ф. И. Тютчев сказал о России:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

На менталитете русского народа сильно отразилась и суровость нашего климата. Проживая на территории, где зима длится около полугода, русские выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Низкая температура втечение большей части года повлияла и на темперамент нации. Русские более меланхоличны и медлительны, чем западноевропейцы. Им приходится сохранять и аккумулировать свою энергию, необходимую для борьбы с холодом.

Суровые российские зимы оказали сильное влияние на традиции русского гостеприимства. Отказать путнику в крове зимой в наших условиях - означает обречь его на холодную смерть. Поэтому гостеприимство воспринималось русскими как сама собою разумеющаяся обязанность. Суровость и скупость природы научили русского человека быть терпеливым и послушным. Но ещё большее значение имела упорная, непрерывная борьба с суровой природой. Русским приходилось заниматься и всякого вида ремеслом. Этим объясняется практическая направленность их ума, ловкость и рациональность. Рационализм, расчетливый и прагматичный подход к жизни не всегда помогает великороссу, так как своенравие климата порой обманывает даже самые скромные ожидания. И, привыкнув к этим обманам, наш человек предпочитает порой очертя голову самое что ни на есть безнадежное решение, противопоставляя капризу природы капрз собственной отваги. Эту наклонность дразнить счастье, играть в удачу В. О. Ключевский назвал "великорусским авосем". Недаром возникли пословицы "Авось да небось - родные братья, оба лежни" и "Авоська парень добрый;или выручит или выучит".

Жить в таких непрдсказуемых условиях, когда результат труда зависит от капризов природы, можно только с неисчерпаемым оптимизмом. В рейтинге национальных черт характера, это качество у россиян на первом месте. Оптимистами объявили себя 51% российских респондентов, а пессимистами только 3%. В остальной Европе среди качеств победило постоянство, предпочтение стабильности.

Русскому человеку нужно дорожить ясным рабочим днём. Это заставляет нашего крестьянина спешить усиленно работать, чтобы сделать многое в короткое время. Ни один народ в Европе не способен к такому напряженному труду на короткое время. У нас даже такая пословица есть:"Летний день год кормит". Такое трудолюбие присуще пожалуй только русским. Вот как многогранно влияет климат на русский менталитет. Не меньшее влияние имеет ландшафт. Великороссия со своими лесами, топкими болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячу мелких опасностей, затруднений и неприятностей, среди которых надо было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Пословица:"Не суйся в воду не зная броду" тоже говорит об осторожности русских людей, к которой приучила их природа.

Своеобразие русской природы, её капризы и непредсказуемость отразилась на скаде ума русских, на манере его мышления. Житейские неровности и случайности проучили его больше обсуждать пройденный путь,чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперёд. Он выучился больше замечать следствие, чем ставить цели. Это умение и есть то что мы называем задним умом. Такая известная пословица, как: "Русский мужик задним умом крепок" подтверждает это.

Прекрасная русская природа и равнинность росийских ландшафтов приучили народ к созерцанию. По мнению В. О. Ключевского,"В созерцании наша жизнь, наше искусство, наша вера. Но от чрезмерной созерцательности души становятся мечтательными, ленивыми, безвольными, нетрудолюбивыми". Осмотрительность, наблюдательность, вдумчивость, сосредоточенность, созерцательность - это те качества, которые были воспитаны в русской душе российскими ландшафтами.

Но интересно будет анализировать не только положительные черты русского народа, но и отрицательные. Власть шири над русской душой порождает и целый ряд русских " недостоинств ". С этим связаны русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности.

Русская лень, её называют обломовщиной, распространена во всех слоях народа. Мы ленимся выполнять работу не строго обязательную. Частично обломовщина выражена в неточности, опаздывании (на работу, в театр, на деловые встречи).

Видя бесконечность своих просторов, русский человек считает эти богатства бесконечными и не бережёт их. это порождает в нашем менталитете бесхозяйственность. Нам кажется, что у нас всего много. И, далее, в своей работе " О России" Ильин пишет: "От чувства что наши богатства обильны и щедры, в нас разлита некая душевная доброта, некое неограниченное, ласковое добродушие, спокойствие, открытость души, общительность. всем хватит и ещё Господь пошлёт". В этом кроются корни русского великодушия.

"Природное" спокойствие, добродушие и великодушие русских удивительным образом совпали с догмами христианской морали. Смиренность в русском народе и от церкви. Христианская мораль, веками державшая всю российскую государственность, сильно повлияла на народный характер. Православие воспитало в великороссах духовность, всепоощряющую любовь, отзывчивость, жертвенность, душевную доброту. Единство Церкви и государства, ощущение себя не только подданным страны, но и частицей огромной культурной общности взрастило у россиян необыкновенный патриотизм, доходящий до жертвенного героизма.

Всесторонний геограический анализ этнокультурной и природной среды позволяет сегодня раскрыть важнейшие особенности менталитета любого народа и проследить этапы и факторы его формирования.

Заключение

В своей работе я анализировала многообразие черт характера русских людей и выяснила, что это напрямую связано с географическими условиями. Естественно, как и в характере любого народа, в нём есть как положительные, так и отрицательные качества.

Также с природными условиями связаны особенности жизни и быта русского народа. Я выяснила влияние климатических условий на тип расселения, устройство жилища, формирование одежды и пищи русских людей, а также значение многих русских пословиц и поговорок. И самое главное - показала отражение реального мира через культурную среду людей, т. е. выполнила свою задачу.

Средневековая Европа сильно отличалась от современной цивилизации: территория ее была покрыта лесами и болотами, а люди поселялись на пространствах, где смогли вырубить деревья, осушить топи и заняться земледелием. Как жили крестьяне в Средние века, чем питались и занимались?

Средневековье и эпоха феодализма

История Средних веков охватывает период с V по начало XVI век, вплоть до наступления эпохи Нового времени, и относится в основном к странам Западной Европы. Для этого периода характерны специфические особенности жизни: феодальная система взаимоотношений между землевладельцами и крестьянами, существование сеньоров и вассалов, доминирующая роль церкви в жизни всего населения.

Одна из главных особенностей истории Средних веков в Европе — существование феодализма, особого общественно-экономического уклада и способа производства.

В результате междоусобных войн, крестовых походов и других военных действий, короли одаривали своих вассалов землями, на которых те строили себе поместья или замки. Как правило, дарилась вся земля вместе с живущими на ней людьми.

Зависимость крестьян от феодалов

Богатый сеньор получал во владение все окружающие замок земли, на которых располагались деревни с крестьянами. Практически все, чем занимались крестьяне в Средние века, облагалось налогом. Бедные люди, возделывая землю свою и его, платили сеньору не только дань, но также за использование разных приспособлений для обработки урожая: печи, мельницы, пресса для давки винограда. Налог они отдавали натуральными продуктами: зерном, медом, вином.

Все крестьяне находились в сильной зависимости от своего феодала, практически они работали на него рабским трудом, питаясь тем, что оставалось после выращивания урожая, большую часть из которого отдавалась своему господину и церкви.

Между вассалами периодически происходили войны, во время которых крестьяне просили о защите своего хозяина, за что они вынуждены были отдавать ему свой надел, а в будущем становились полностью зависимыми от него.

Деление крестьян на группы

Чтобы понять, как жили крестьяне в Средние века, нужно разобраться во взаимоотношениях между феодалом и бедными жителями, которые проживали в деревнях на прилегающих к замку территориях, обрабатывали земельные участки.

Орудия труда крестьян в Средние века в поле были примитивными. Самые бедные боронили землю бревном, другие — бороной. Позже появились косы и вилы, сделанные из железа, а также лопаты, топоры и грабли. С IX века на полях стали применять тяжелые колесные плуги, на легких почвах использовали соху. Для уборки урожая предназначались серпы и цепи для обмолота.

Все орудия труда в Средневековье оставались неизменными многие столетия, ведь у крестьян не было денег для приобретения новых, а их феодалы были не заинтересованы в усовершенствовании условий труда, их волновало только получение большого урожая с минимальными затратами.

Недовольство крестьян

История Средневековья отличается постоянным противостоянием между крупными землевладельцами, а также феодальными взаимоотношениями богатых сеньоров и обнищавшего крестьянства. Это положение сформировалось на руинах античного общества, в котором существовали рабство, ярко проявившееся в эпоху Римской империи.

Достаточно тяжелые условия того, как жили крестьяне в Средние века, лишение их земельных наделов и имущества, часто вызывали протесты, которые выражались в разных формах. Некоторые отчаявшиеся бежали от своих хозяев, другие устраивали массовые бунты. Восставшие крестьяне почти всегда терпели поражение из-за неорганизованности и стихийности. После таких бунтов феодалы стремились закреплять размеры повинностей, чтобы остановить их бесконечный рост и уменьшить недовольство бедных людей.

Конец эпохи Средневековья и рабской жизни крестьян

По мере роста экономики и появления производства к концу эпохи Средневековья произошел промышленный переворот, многие жители деревень стали переезжать в города. Среди бедного населения и представителей других сословий начали преобладать гуманистические взгляды, которые считали личную свободу для каждого человека важной целью.

По мере отказа от феодальной системы пришла эпоха, названная Новым временем, в которой уже не было места устаревшим взаимоотношениям между крестьянами и их сеньорами.

Просмотров