Формы и средства физического воспитания. Реферат средства и формы физического воспитания.

2.1 Урочная форма………………………………………………………….. 10
2.1.1 Типовая структура урочного занятия…………………………………11
2.2 Внеурочная форма…………………………………………………….... 15
2.2.1 Формы организации самостоятельных занятий………………………15
Литература…………………………………………………… ………………...17

1. Средства физического воспитания

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического воспитания можно отобразить в виде схемы:

1.1 Гигиенические факторы

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.
Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.
Цель гигиены физического воспитания и спорта состоит в профилактике различных заболеваний, связанных с воздействием факторов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом.
Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта.
Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:
    оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;
    рациональное питание;
    оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;
    закаливание.

1.2 Физические упражнения

Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его законам.
Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной); внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.
Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.
Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой - как процесс многократного повторения.
Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений - это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).
Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность. Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.
Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.
Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.
С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Техника физических упражнений. Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.
В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).
Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).
Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).
Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).
Классификация физических упражнений. Классифицировать физические упражнения - значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.
В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.
1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.
Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.
В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность:
    во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;
    во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания;
    в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни - от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.
    Классификация физических упражнений по их анатомическом признаку.
По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).
    Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам: скоросно – силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.); 2) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.); 3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).
    Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.
    Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.
    Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и обще подготовительные.
В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.
      Оздоровительные силы природы
Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.
В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:
1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;
2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).
При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.
Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.
    Формы физического воспитания
2.1Урочная форма

Занятия не однородны по основным задачам, а, следовательно, и по проведению. Принято выделять уроки ОФП и спортивно-тренировочные . В свою очередь они могут различаться по видам применяемых средств физического воспитания. Могут быть выделены уроки основной гимнастики, характеризующиеся комплексным использованием средств.

В пределах занятий по каждому виду целесообразно различать уроки, целью которых является:

    Ознакомление с группой;
    Изучение нового материала программы;
    Повторение и закрепление учебного материала;
    Уроки смешанного характера;
    Зачетные занятия.
От учебных задач, присущих различным типам занятий, зависят различный набор средств, методическое оформление упражнений, продолжительность занятия, иногда характер нарастания и общий объём нагрузки.
Занятия по ОФП направлены на улучшение деятельности всех систем организма и отдельных органов, повышение здоровья студентов, воспитание важнейших двигательных, моральных и волевых качеств, совершенствование отдельных прикладных навыков. На этом типе занятий осуществляется разнообразное влияние на организм, проявляющееся в общем, укреплении мускулатуры, улучшении гибкости и крепости суставов, формировании или восстановлении правильной осанки, воспитании навыков коллективизма и т.д. Уроки имеют целью повышение достигнутого уровня общей работоспособности или сохранение уже имеющейся.
Содержанием урочного занятия являются :
гимнастические упражнения (обще развивающие, на быстроту и точность реакции, упражнения с мелкими предметами), игры, упражнения в беге, метаниях, прыжках, равновесии, сопротивлении, лазание, ходьба на лыжах.

Спортивно-тренировочные занятия имеют под собой цель спортивного совершенствования в одном из видов спорта, гимнастики, игр. В связи с этим на занятии особое внимание уделяется повышению уровня физической, морально-волевой, технической и тактической подготовке студентов. В зависимости от периода обучения и подготовленности занимающихся изменяются и задачи занятий. На одних – больше внимания уделяется изучению техники (метании копья, попеременного хода на лыжах), в других - внимание преподавателя направляется преимущественно на усвоение основ тактики применительно к спортивным играм.

Как занятия по ОФП, так и по спортивной тренировки могут быть различны по своим задачам:
Занятия по изучению нового материала применяются в различных коллективах. Таковы начальные занятия в лыжном спорте, плавании, где занимающиеся впервые знакомятся с основами техники упражнений.
Занятия, целью которых является повторение и закрепление материала , чаще всего используются в спортивно-тренировочной работе, где достижение высоких показателей невозможно без тщательной работы над техникой. В ВУЗах эти занятия проводятся преимущественно в конце учебного семестра.
Занятия смешанного характера используются в работе с различными группами. Одни упражнения на этих занятиях знакомы занимающимся и повторяются в целях закрепления двигательных навыков и совершенствования важнейших качеств, другие – изучаются впервые.
Зачётные занятия проводятся для выявления качества учебно-воспитательной работы. В обязательных рамках этих занятий проводится сдача установленных нормативов.
К выполнению зачётных требований, упражнений и нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую подготовку.
В целях спортивного совершенствования занимающихся проводятся спортивно-тренировочные занятия в виде курсовок (курсовка – соревнование внутри секции, группы, проводимое в соответствии с правилами по определённому виду спорта в целях подготовки занимающихся к соревнованиям более большего масштаба ) и прикидок (прикидка – форма «жёсткой» тренировки, проводимая в обстановке, приближенной к соревнованиям ). Занятия прикидки и курсовки являются не только зачётными, также они несут в себе учебные цели. Их следует применять для воспитания необходимой инициативы в действиях, например выбора той или иной тактики бега на средние дистанции в зависимости от состава участников забега или воспитания умения целесообразно применять способы ходьбы на лыжах в зависимости от рельефа местности. Занятия-прикидки позволяют изучить лучше отдельных занимающихся. Благодаря этому определить, работают ли студенты в полную силу, умеют ли ориентироваться в новой ситуации, владеют ли собой во время спортивной борьбы или ослабляют контроль над личным поведением. Эти данные позволяют внести корректировку в план последующих занятий.

        Типовая структура урочного занятия

Подготовительная часть (разминка)

Подготовка занимающихся к решению главных задач занятия выражается в организации группы, переключении внимания занимающихся на предмет занятий и создании у них бодрого настроения, подготовке двигательного аппарата и усилении функций внутренних органов. Решение этих задач производится почти одновременно. Для этого в подготовительной части используются некоторые строевые и порядковые упражнения, ходьба с обычной или повышенной скоростью, бег умеренной быстроты и продолжительности, специально организованные упражнения на внимание, некоторые игры, обще развивающие упражнения с предметами (палки, набивные мячи, скакалки), упражнения на некоторых снарядах (гимнастической стенке, скамейке).
Благодаря разминке создаются лучшие условия для образования двигательного стереотипа.
Подбор упражнений и их дозировка должны обеспечивать хорошее разогревание, предохраняющее от травм, возможных при выполнении основных упражнений. Упражнения выполняются с большой амплитудой, что позволяет более полно использовать физиологические возможности мышц и создаёт хорошие условия для кровообращения.
Для того чтобы подготовка была более эффективна, надо проводить её без пауз, но не доводить себя до утомления. Целесообразно чередовать упражнения, обеспечивающие воздействия на различные части тела и группы мышц, а также упражнения на силу с упражнениями на растягивание, избегать выполнения упражнения в одном и том же темпе. Медленные и плавно выполняемые упражнения следует чередовать с более быстрыми и резкими.
Содержание подготовительной части занятия определяется задачами, а, следовательно, и содержанием основной части и строится с учётом особенностей группы занимающихся студентов, условий проведения занятия и его типа.
Продолжительность подготовительной части при занятии 90 минут составляет примерно от 15 до 25 минут, в отдельных случаях её продолжительность может варьироваться в сторону увеличения. Длительность разминки зависит также от температуры воздуха, т.е. при низких температурах необходимо более продолжительное разогревание.

Основная часть

В основной части урочного занятия применимы следующие задачи: изучение и совершенствование спортивных навыков; дальнейшее развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости); воспитание волевых качеств; улучшение функций органов дыхания, кровообращения и других в целях укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и подготовки занимающихся к выполнению заданий с высокими напряжениями; развитие умения применять усвоенные навыки, знания и качества в конкретной меняющейся обстановке.

Поставленные задачи в процессе занятия разрешаются следующим образом:

    Путём работы над овладением основными упражнениями конкретного вида обеспечивается совершенствование необходимых двигательных навыков.
    Развитие и совершенствование физических качеств осуществляется двумя путями: в процессе овладения двигательными навыками (например, при изучении техники бега на короткие дистанции ведётся работа над развитием быстроты) и специальным подбором упражнений.
    Воспитание волевых качеств обеспечивается при изучении двигательных навыков и формировании физических качеств, а также путём создания более трудных условий – выполнение упражнений на более сложном снаряде, игра против значительно лучше подготовленной команды и т.п. Также применяются удлинение занятия, увеличение продолжительности и быстроты выполнения упражнений, а также количества попыток, повышение плотности занятия, усложнение условий.
    Применяя игры, полосы препятствий, учебные соревнования с противниками различной силы, а, также проводя занятия в неодинаковую погоду, идет разрешение задачи по развитию применять усвоенные навыки, знания и качества в конкретной меняющейся обстановке.
Успех в разрешении задач зависит от ряда причин. Во-первых, он зависит от того, как занимающиеся подготовлены к овладению средств основной части урочного занятия, т.е. от качества подготовительной части занятия; во-вторых, какова последовательность упражнений внутри основной части занятия.

При расположении упражнений внутри основной части занятия надо руководствоваться следующими положениями:

    Упражнения или действия, намеченные к изучению в данном занятии, необходимо ставить первыми, т.е. сразу после подготовительной части занятия. Это положение подтверждается данными физиологической науки и опытом. Известная свежесть, хорошее внимание – залог того, что качество усвоения упражнений при изучении их в начале основной части занятия будет высоким. И. П. Павлов указывал, что «тот раздражитель, который вы применяете первым, делается хозяином коры, т.е. представляет известный тонус и понижает тонус основной коры».
    Упражнения, направленные на развитие быстроты или требующие высоко координированной деятельности отдельных частей тела, следует изучать в начале основной части занятия. Так, например, на занятиях с лёгкой атлетикой основную часть рекомендуется начинать бегом на короткие дистанции или изучением техники метаний или прыжков
    Упражнения, предлагаемые в целях общего физического развития, могут занимать различное место внутри основной части. Если на занятии преследуются цели, главным образом, общего физического развития, то специальные упражнения на силу, гибкость, выносливость следует давать сразу же за подготовительной частью. На занятиях же направленных на овладение двигательными навыками или тактическими умениями, специальные упражнения на воспитание качеств лучше выполнить в конце. При ином расположении развивающиеся явления переутомления отрицательно скажутся на овладении двигательными навыками.
    Перед отдельными видами упражнений основной части занятия, если решаются задачи овладения спортивными навыками, следует выполнять упражнения специальной разминки, что способствует более быстрому переключению занимающихся от одних видов упражнений к другим (бег и метание, равновесие и прыжки).
    Для изучения техники выполнения упражнений необходимо применять упражнения на гибкость (растягивание). Их целесообразно использовать перед изучением некоторых видов упражнений (барьерный бег, акробатические упражнения, различные прыжки) или проводить в промежутках между попытками. Необходимость применения упражнений на гибкость непосредственно в основной части занятия вызывается тем, что их последствие крайне непродолжительно – 6-8 минут.
Исследованиями сотрудников лаборатории А. Н. Крестовникова доказано, что восстановление возбудимости нервно-мышечного аппарата после силовых упражнений происходит быстрее, если применять упражнения для расслабления.

Исходя из вышесказанного можно вывести следующий план (структуру) основной части занятия:
    Основной вид упражнений, над освоением которого предполагается особенно тщательно поработать на данном занятии.
    Упражнение второй очередности, рассчитанные на развитие быстроты или требующие высокой координации движений.
    Упражнения, обеспечивающие преимущественно общее воздействие на организм и высокую эмоциональную окраску (прыжки, продолжительный бег, игры, упражнения на снарядах).
    Специальные упражнения на развитие мышечной силы, выносливости. Примерами могут быть упражнения на снарядах (подтягивание, лазание), работа со штангой, с набивными мячами, на гимнастической скамейке, со скакалкой и другие.
Между упражнениями первой, второй и третьей очерёдности, а также в начале основной части занятия по мере необходимости применяются упражнения специальной разминки, а также упражнения на гибкость и на расслабление. Эти упражнения могут выполняться каждым индивидуально.

Заключительная часть (расслабляющая )

После проведения основной части занятия наблюдается значительное нервное возбуждение, повышение частоты пульса по отношению к исходному, учащённое дыхание, повышение тонуса мускулатуры. Необходимо завершить работу, обеспечив переход к иной деятельности или к отдыху. Этого можно достичь созданием условий для более быстрого протекания восстановительных процессов, снижений явлений утомления, подведением итогов занятия. Стремиться к достижению исходного состояния (начало занятия) нет необходимости. Некоторое нервное возбуждение, повышение пульса наблюдается и спустя несколько часов после занятия физической культурой. Завершение занятия должно обеспечить хорошее самочувствие, ощущение бодрости и желание заниматься в дальнейшем.
В заключительной части целесообразно использовать упражнения средней интенсивности, по характеру противоположные предшествующей деятельности. Это отвечает и требованиям активного отдыха. Такими упражнениями будут некоторые игры, лёгкий бег, упражнения для отдельных частей тела с большой амплитудой.

      Внеурочная форма (самостоятельные занятия)
Характерным для этой формы занятий является иной способ руководства , осуществляемого преподавателем, т.е. последний, в момент выполнения физических упражнений не руководит занимающимися. Преподаватель обеспечивает постановку задач, предлагает перечень упражнений, излагает методику выполнения задания, осуществляет его проверку.

    2.2.1 Формы организации самостоятельных занятий

А) Индивидуальная форма тренировки
    Варианты проведения :
    Получение домашнего задания у преподавателя на неделю, месяц и выполнение его самостоятельно.
    Домашнее задание получают малочисленной группой и выполняются в процессе совместной тренировки.
    Тренировочную нагрузку определяется самостоятельно на основании методических пособий, согласовывая её размеры с ведущим преподавателем.

Физическое воспитание – это многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и укрепление здоровья, выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек, осознанной потребности в здоровом образе жизни.

Цель физического воспитания – гармоническое развитие форм и функций организма человека, всестороннее совершенствование его физических способностей, укрепление и сохранение здоровья и творческого долголетия.

Понимание сущности, цели физического воспитания позволяют сформулировать основные задачи.

1. Осознание учащимися здоровья как важнейшей социальной и личностной ценности.

Осознание ценности здоровья является стимулом формирования потребности в здоровье и его укреплении и сохранении. На появление, закрепление этой потребности направлено содержание не только физического воспитания, но и всей многогранной деятельности учебно-воспитательного учреждения. Все учителя-предметники в рамках своего учебного предмета ставят и решают эту задачу, помогая тем самым осознанию ценности здоровья на уровне сформированного убеждения и вхождению её в личностную систему ценностных ориентации школьника.

2. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, в укреплении своих физических сил и здоровья.

Потребность и интерес, как известно, являются внутренним побудительным стимулом, без которых невозможна сформированность положительного и активного отношения учащихся к физкультуре и спорту, на основе которого возникает постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся и в последующие годы.

3. Обогащение учащихся системой знаний о сущности и личностном, общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии на укрепление здоровья, всестороннее развитие личности.

Вооружение учащихся знаниями о личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья, о психофизиологиче­ских механизмах влияния их на формирование личности и развитие физи­ческих задатков и способностей, о гигиенических правилах занятий физи­ческими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения, алкого­ля, наркотиков и т. д., расширяет интеллектуальный кругозор учащихся, повышает их общую культуру, содействует формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

4. Развитие у учащихся двигательных умений и навыков.

Жизненно важные двигательные умения и навыки развиваются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигатель­ные действия (ходьба, бег, прыжки, плавание, метание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют большое развивающее и воспитывающее значение (акробатика, упражнения на гимна­стических снарядах и т. п.). Первые и вторые, дополняя друг друга, способствуют приобретению двигательного опыта, который позволяет человеку уверенно дей­ствовать в повседневной трудовой и спортивной деятельности.

Кроме того, развитие двигательных умений и навыков способствует формированию важнейших физических качеств: силы, выносливости, ловкости, быстроты, имеющих важное значение не только в физическом воспитании учащихся, но и в духовном становлении личности.

5. Развитие у учащихся физических задатков, способностей, приобщение их к занятиям различными видами физической культуры и спорта.

Решение данной задачи тесно и непосредственно связано с осуществлением всех остальных задач, что позволяет преодолеть одно из противоречий физического воспитания учащихся, проявляющееся в стремлении отдель­ных педагогов, тренеров к использованию занятий в ущерб здоровью школь­ников. Удовлетворяя свои честолюбивые притязания, они нередко заботятся только о достижении спортивных результатов любой ценой. Спорт становит­ся самоцелью, что противоречит его истинному предназначению.

Средства физического воспитания учащихся. Осуществление цели и решение задач физической культуры уча­щихся связано с использованием всей совокупности средств физического воспитания. К ним относятся естественные (природные) факторы:, солн­це, воздух, вода; гигиенические факторы: режим дня, питания, труда и отдыха, гигиена жилища, одежды, обуви; физические упражнения.

Природные факторы солнце, воздух, вода не всегда осознаются как важ­нейшее средство укрепления и физического развития растущего организма. Выступая в тесной и неразрывной связи с физическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Поэтому солнечные лучи, чистый воздух, вода должны по возможности не только сопутствовать всем видам двигательной деятельности учащихся, но и использоваться в качестве специально организованных процедур: солнечных и воздушных ванн, обтирания, обливания, душа или купания.

Гигиенические факторы призваны обеспечить гигиенические условия для нормальной жизнедеятельности организма, рациональное распределение времени на все виды деятельности в течение суток (режим дня, питания, труда и отдыха), а также дают возможность совершать физические упражнения наиболее продуктивно на основе соблюдения санитарно-гигиенических требований: влажная уборка помещения, наличие свежего воздуха, удобной мебели для работы и сна, спортивной одежды для занятий.

Перечисленные гигиенические факторы не только создают оптимально благоприятные условия для занятий физической культурой, содействуют укреплению здоровья, позволяют сохранять баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, но имеют и большое воспитательное значение: приучают к аккуратности, дисциплинированности, точности, организованности, стимулируют бодрое, жизнерадостное настроение, чувство времени, самоконтроль.

По мнению известного физиолога И.П. Павлова, нет ничего более властного в жизни человеческого организма, чем ритм. Если человек работает и отдыхает, питается вовремя и спит, то к каждому виду деятельности организм как бы заблаговременно подготавливается, сравнительно легко переключается, быстро входит, так как срабатывают уже закрепленные нервные связи, “пусковые” механизмы. Ритм уравновешивает процессы возбуждения и торможения, уменьшает затраты энергии, выделяемой организмом для его нормального и устойчивого функционирования.

Физические упражнения – двигательные действия, специально подобранные и сознательно выполняемые для решения задач физического воспитания. ..

Исследователи установили, что здоровые, правильно развивающиеся младшие школьники должны в среднем совершать ежедневно 12-1б тысяч (девочки) и 16-18 тысяч (мальчики) локомоторных движений (шагов). Максимальное число движений в минуту составляет 227, в час 9000. Если’ жизнедеятельность ребенка будет организована таким образом, что они совершает ежедневно необходимое количество движений, то это обеспечивает удовлетворение естественной потребности организма в движениях. У таких детей развивается вкус к движениям, полноценно идет их общее физическое развитие. Наоборот, снижение уровня двигательной активности в суточном цикле жизни учащихся, которая получила название гиподинамии, непосредственно влияет на ухудшение основных характеристик физического развития (вес, рост, окружность груди), и функционального со­стояния организма – сердечно-сосудистой деятельности, жизненной ём­кости легких, обмена веществ, мышечной силы и т. д.

Обеспечить двигательную активность учащихся во многом призваны фи­зические упражнения. Они реализуются в гимнастике, играх, туризме, спорте.

Гимнастика. С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм в целом или на развитие его отдельных систем и функций. Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортив­ную, художественную, производственную, лечебную. Учащиеся в школе (в соответствии с учебной программой по физической культуре) занима­ются преимущественно основной гимнастикой; построение, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячами, скакалка­ми и др.), лазание, равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементар­ные акробатические упражнения.

Игры. В играх развиваются физические силы ребенка, его мускулату­ра, гибче становится тело, вернее глаз, формируются личностные каче­ства: сообразительность, находчивость, инициатива, творчество. Игры стимулируют коллективные переживания учащихся, радость совместных уси­лий, содействуют укреплению дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Туризм. Это организованные кратковременные (однодневные) или длительные (многодневные) прогулки, экскурсии, походы, путешествия, совершаемые с целью ознакомления учащихся с родным краем, природны­ми, историческими и культурными памятниками нашей страны, расшире­ния общего кругозора учащихся.

Туризм обеспечивает физическую закалку учащихся, совершенствует их прикладные навыки ориентирования и передвижения, формирует опыт коллективной жизни и деятельности, воспитывает выносливость, умения руководства и подчинения, взаимной требовательности, бережного, ответ­ственного отношения к природной среде.

Спорт. В отличие от физической культуры спорт всегда связан с дости­жением максимально высоких результатов в отдельных видах физических упражнений. С этой целью проводятся соревнования. Они выявляют луч­шие результаты в отдельных видах спорта, как командные, так и индивиду­альные. В условиях проводимых соревнований у учащихся формируется чувство ответственности за свои результаты, учащимся приходится пре­одолевать значительные физические и нервные нагрузки, что содействует развитию морально-волевых качеств.

Однако учителю важно правильно использовать участие школьников в различных спортивных соревнованиях, видах спорта, предупреждая как физические перегрузки учащихся, так и нравственные отклонения в фор­мировании личности школьника.

Формы и методы организации физического воспитания в школе.

Основными формами организации физического воспитания в школе являются уроки физической культуры, утренняя гимнастика, физкультминутки, организованное проведение перемен, внеклассная и внешкольная работа.

Уроки физической культуры проводятся в строгом соответствии с учебной программой. Как основная, обязательная для всех учащихся организационная форма, урок физкультуры обеспечивает тот минимум двигательных знаний, умений и навыков, который составляет основу общей физической подготовленности учащихся. Развивающий и оздорови­тельный эффект урока достигается тщательным подбором гимнастиче­ских и легкоатлетических упражнений, подвижных и спортивных игр, умелой их дозировкой, разумным чередованием, а также соблюдением гигиенических условий,

Структура урока физической культуры должна соответствовать как общедидактическим, так и специфическим требованиям, сущность которых состоит в том, чтобы увеличение физической нагрузки на организм ученика осуществлялось постепенно, достигая максимума во второй половине урока, а затем постепенно снижалась до исходного состояния. В соответствии с этим требованием наиболее типичной схемой урока физкультуры является следующая.

Вводная часть урока (10-15 минут), назначение которой в том, чтобы подготовить учащихся к занятиям. С этой целью учитель использует гимнастические построения и перестроения, ходьбу, бег, общеразвивающие упражнения на внимание, координацию движений, чувство ритма, ловкость и др.

В основной части урока решается центральная педагогическая задача, поэтому физическая нагрузка на учащихся достигает на этом этапе своего максимума за счет разучивания и выполнения основных физических упражнений, соответствующих школьной программе по физической культуре.

Заключительная часть урока предусматривает снятие естественного возбуждения учащихся, приведение организма ученика в относительно спокойное состояние на основе проведения строевых ритмических, дыхательных и других несложных упражнений.

При проведении уроков физкультуры учитывается возраст учащихся, физиологические особенности разного пола.

Для учащихся с отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии проводятся занятия по лечебной физкультуре, на которых отбор упражнений и общая величина физической нагрузки регламентируются соответствующими программами и рекомендациями органов здравоохранения.

Однако уроки физкультуры не могут решить весь комплекс задач физического развития учащихся. В связи с этим режим учебного заведения предусматривает мероприятия оздоровительно-гигиенического характера К ним относятся: гимнастика до занятий, физкультминутки и паузы, организованное проведение перемен.

Гимнастика до занятий способствует организованному началу учебного дня, создает бодрое и эмоционально приподнятое настроение и проводится в течение 10-15 минут. Она поднимает уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной и других систем организма, подготавливает учащихся к напряженным умственным нагрузкам в предстоящем учебном процессе, помогает быстрее войти в рабочее состояние. Она не заменяет собой индивидуальной утренней гигиенической гимнас­тики (зарядки), смысл, значение которой для здоровья должен разъяснять учащимся не только учитель физкультуры, но и классный руководитель, другие учителя.

Физкультурные минутки и паузы. Назначение их – предупреждение переутомления учащихся, сохранение их умственной и физической работоспособности на уроке, обеспечение кратковременного отдыха от напря­женной работы, сохранение хорошей осанки.

В комплекс упражнений включаются упражнения для позвоночного столба (подтягивания), наклоны туловища, ритмические сжимания и разжимания пальцев рук, потряхивание кистями, упражнения для мышц ниж­них конечностей и др.

Физкультминутки практикуются в основном на уроках начальной школы, хотя с пользой для здоровья учащихся они могут проводиться и для других возрастных групп.

Организованное проведение перемен. Как известно, основным услови­ем эффективной умственной работы является целесообразная смена ви­дов деятельности учащихся. С этой целью на большой перемене может быть организован активный отдых учащихся с помощью разумных движений в форме коллективных игр, спортивных развлечений. Проводятся та­кие мероприятия с детьми чаще всего на свежем воздухе, а в классных помещениях в это время организуется влажная уборка, проветривание.

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа по физическому воспитанию учащихся. В тесной и непосредственной связи с учебными занятиями по физической культуре проводится внеклассная и внешколь­ная воспитательная работа.

В системе этой работы выделяют ряд основных направлений.

1. Расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих учений и навыков.

С этой целью проводятся беседы о ценности здоровья и личной ответственности каждого за его сохранение и укрепление, о значении разумно­го режима дня для сохранения работоспособности и хорошего самочув­ствия, о здоровом образе жизни и пагубности вредных привычек, о гигие­не тела, о способах закаливания организма и т. д.

Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает также вопросы популяризации физической культуры и спорта, важнейших событий спортивной жизни.

Просвещение учащихся осуществляется в форме проводимых бесед, докладов, лекций, встреч, вечеров спортивных династий, пресс-конферен­ций с участием выдающихся спортсменов и др.

Используется при этом метод убеждения (разъяснения), внушения, а также метод положительного примера.

2. Спортивное совершенствование учащихся, развитие их способно­стей в различных видах физической культуры и спорта.

В системе этого направления работы организуются спортивные сек­ции, физкультурные кружки.

Основным методом при этом выступают физические упражнения или физическая тренировка. Диапазон их применения достаточно широк: от приучения к соблюдению режима дня, гигиенических требований, к опрятности, чистоте, к развитию потребности в здоровом образе жизни, в заня­тиях различными видами физической культуры и спорта, совершенствова­нию способностей в одном из них.

3. Организация и проведение спортивно-массовых мероприятии в школе.

К ним относятся: спортивные праздники, школьные спартакиады, спортландии, соревнования, вечера, дни здоровья и т. д.

При проведении этих мероприятий имеет значение педагогически правильное использование метода одобрения, стимулирующего спортивную активность учащихся.

4. Использование естественных сил природы (солнца, воды, воздуха) для укрепления здоровья учащихся.

Для этого широко проводятся в школах прогулки, экскурсии, организуются туристские походы, игры на местности, трудовые операции и т. д.

Внешкольная воспитательная работа по физическому воспитанию осуществляется ЖЭСами, детскими и юношескими спортивными школами, детскими туристическими станциями, парками культуры и отдыха, спортивньми базами (стадионы, катки, бассейны и т. д.), добровольными спортивными обществами, городскими и загородными лагерями различного типа, Дворцами молодежи и т. д.

Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в раннем и дошкольном возрасте зависит от организаций целесообразного двигательного режима.

Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которого составляет двигательная активность ребёнка. Совокупность этих форм создаёт определённый двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

К формам организации физического воспитания детей относятся: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).

Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребёнка, находятся во взаимосвязи. Каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющее её место в режиме дня дошкольного возраста.

Физкультурные занятия

Основной формой систематического обучения детей физическими упражнениями, является физкультурные занятия. Специальной задачей этих занятий является обучение детей всех возрастных групп правильными двигательными навыкам и воспитания физических качеств.

Значения занятий заключаются в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребёнка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.

Осуществление оздоровительных задач достигается на занятиях путём разносторонней двигательной деятельности детей, содействующей повышению всех физиологических процессов в организме, усилению его жизнедеятельности, в оптимальных гигиенических условиях.

Воспитательно-образовательные задачи решаются путём формирования морально - волевых чёрт личности ребёнка в процессе занятий, сообщения некоторых элементарных знаний и терминов из области физкультуры и спорта, воспитание правильных двигательных навыков и физических качеств.

Таким образом, систематическое выполнение в процессе занятий всех поставленных задач формирует духовные и физические силы детей.

Физкультурные занятия разнообразны по содержанию. Структура занятия заключается в последовательном выполнении детьми физических упражнений. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности нервной системы и всего организма ребёнка на каждом отдельном этапе возрастного развития. Контроль за динамикой состояния организма ребёнка и его психики на занятии - одно из основных обязанностей воспитания, от этого зависит эффективность всего процесса обучения и воспитания.

Чтобы физкультурные занятия отвечали поставленным воспитательно-образовательным и оздоровительным задачам, они должны быть интересны, вызывать у детей определённый эмоциональный подъём.

Интерес на занятиях в любой возрастной труппе обеспечивается определённой новизной упражнений и игр, постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активность действий, положительные эмоции, желание достичь результата.

По «Программе воспитания в детском саду» физкультурные занятия проводятся два раза в неделю. Одной из них может сопровождаться музыкой. Необходимым условием для этого является тщательный и разнообразный подбор музыкальных произведений и их квалифицированное исполнение (Т. И. Осокина).

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся: утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями.

Утренняя гимнастика является обязательной частью ежедневного режима ребёнка в семье, яслях, детском саду. Она предполагает совокупность специально подобранных упражнений, оказывающих разностороннее воздействие на организм занимающихся в целях укрепления здоровья, развитие двигательных умений и качеств, совершенствование двигательных способностей с учётом физической нагрузки на организм, также она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию.

Утренняя гимнастика, влияя на формирование правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращения, содействует обмену веществ.

Зарядка, как ещё утреннюю гимнастику называют в практике, воспитывает у детей внимание, целеустремлённость, способствует повышению умственной деятельностью, вызывает эмоции и радостные ощущения. Таким образом, утренняя гимнастика во взаимосвязи с закаливающими процедурами является важным, многостороннем физкультурно - оздоровительным процессом, повышающим и сохраняющим в течение дня жизнерадостное состояние ребёнка (М. И. Фонарёва, 1980).

Значение физкультминутки (кратковременные физические упражнения) заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомления, восстанавливающей эмоционально - положительные состояния психики.

Если в процессе занятия ребёнок долго сидит, то вследствие статического состояния мышц возникают застойные явления, влияющие на нервную систему и вызывающие чувства усталости. Ребёнок начинает проявлять «двигательное беспокойство», старается изменить позу, подчас невыгодную для формирующееся осанки.

Физкультминутка направлена на внимания, деятельного состояния всего организма. Выполнения физических упражнений или подвижная игра вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращения и тем самым повышает интенсивность работы сердца, дыхания. Всё вместе влияет на восстановление эмоционально - положительного состояния психики ребёнка, повышение умственной деятельности и общего физического состояния. Усталость исчезает, ребёнок отдохнул и снова охотно занимается.

Закаливающие процедуры в сочетание с физическими упражнениями также играют немалую роль в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. В дошкольных учреждений в целях закаливания детей используется воздушные ванны, водные процедуры и солнечные ванны.

Закаливающие процедуры наиболее эффективны в сочетание с физическими упражнениями. Активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, а если ребёнок активен, она осуществляется естественно и просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребёнка физическими упражнениями вызывает эмоциональный подъём, повышают функции нервных центров, благотворно воздействует на вегетативную нервную систему.

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает применение закаливающих процедур во всех возрастных группах, начиная с первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, продолжительность, указана время их проведения, обязательность индивидуального подхода в соответствии с рекомендациями врача.

Организации работы по физическому воспитанию в повседневной жизни

Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнения двигательного режима, необходимого для здорового физического воспитания ребёнка и его психики в течение дня.

Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы физического воспитания детей осуществляется в различных формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствие с режимом каждой возрастной группы.

Чтобы использовать все возможности для игровой деятельности детей в течение дня, необходимо строго придерживается установленного режима, основу которого составляет врачебно - гигиенические требования и учёт возрастных особенностей детей каждой группы.

Подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровления организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведения, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.

Прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского туризма. Это интересные и полезные для детей небольшие путешествия с определённой целью. Они содействуют укрепления здоровья, физическому развитию детей воспитания этических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств.

Опыт детских садов показал, что систематическое закаливания и проведение регулярных прогулок с использованием лыж и коньков, значительно снижает количество инфекционных и простудных заболеваний.

Не менее важное значение имеет самостоятельная деятельность детей в течение дня.

У ребёнка сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо целенаправленное руководство воспитателя. Нужно своевременно предлагать интересную для ребёнка деятельность, периодически корректировать её, дозировать время.

Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного её осуществления, он изменяет способы действия, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные.

Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнения правил, сближают детей.

Физкультурные праздники в детском саду представляют собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков.

Основу программы физкультурного праздника должны составлять весёлые подвижные игры и разнообразные физические упражнения, усвоенные на регулярных физкультурных занятия, они не требуют специальной подготовки и естественно вливаются в праздничную программу, доставляя детям большое удовольствие. Вся многообразная двигательная деятельность детей проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходимая смена деятельности, дозировка её, соблюдения всего двигательного режима. (Л. И. Пензулаева).

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:

1) физические упражнения;

2) оздоровительные силы природы;

3) гигиенические факторы.

Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами -- оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Физические упражнения -- это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Термин "упражнение" в теории и практике физического воспитания имеет двоякое значение: это и виды двигательных действий, сложившиеся в качестве средств физического воспитания, и процесс неоднократного воспроизведения действий, которые организуются в соответствии с методическими принципами. Эти понятия взаимосвязаны, однако есть и различия. В первом случае речь идет о том, посредством чего воздействуют на физическое состояние ребенка в процессе физического воспитания; во втором - о том, как, какими методами осуществляется воздействие. Чтобы развести эти значения, необходимо внести терминологическое уточнение: в первом случае целесообразно пользоваться термином ""физическое упражнение", во втором - термином "метод (или методики) упражнения".

Двигательные действия, совершаемые ребенком, многообразны: труд, лепка, рисование, игра на музыкальных инструментах, игровая деятельность и т.д. Совокупность движений, объединенная в целостные действия, проявляется в активном отношении к жизни. Двигательные действия способствуют удовлетворению потребности ребенка в движении, помогают ему изменить самого себя.

К физическим упражнениям относятся только те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям. Отличительным признаком физических упражнений является соответствие формы и содержания действий сущности физического воспитания, закономерностям, на которых оно основано. Например, в физическом воспитании используются ходьба, бег, метание и плавание и т.д.: они приобретают значение средств физического воспитания, если им придаются рациональные формы, оправданные физическим образованием. Они обеспечивают функциональную активность организма и соответствие эффективного воспитания психофизическим качествам. Физические упражнения не отождествляются с трудовыми, бытовыми действиями и не могут быть подменены ими. Количество и разнообразие используемых в физическом воспитании физических упражнений достаточно велики. Они отличаются друг от друга по форме и содержанию. При выборе физических упражнений педагог учитывает их содержание и форму.

В психофизиологическом аспекте физические упражнения рассматриваются как произвольные движения, которые, по выражению И.М. Сеченова, "управляются умом и волей" (в отличие от "невольных" - безусловно рефлекторных движений).

Выполнение физических упражнений предполагает сознательную установку на достижение результата действия, который соответствует конкретным задачам физического воспитания; при этом значительно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т.д.

Результативность физических упражнений зависит от предвидения результатов, выбора способов выполнения движений.

Форма физических упражнений имеет внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура характеризуется взаимосвязью различных процессов в организме во время выполнения упражнения. Внешняя структура - это видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных, динамических параметров движения. Содержание и форма физических упражнений взаимосвязаны.

Классификация физических упражнений. Классифицировать физические упражнения -- значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.

В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.

Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий,

Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).

Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам:

1) скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);

2) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);

3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);

4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.

Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.

В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют акппзизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).

При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.

Формы организации физического воспитания -- это воспитательнообразовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность. Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.

К формам организации двигательной деятельности ребенка относятся:

Физкультурные занятия;

Физкультурнооздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;

Самостоятельная двигательная деятельность детей;

Активный отдых: туристские прогулки, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы;

Задания на дом.

Все формы способствуют комплексному решению задач физического воспитания. Однако каждая из форм решает свои специальные задачи и имеет свою специфику.

Физическое воспитание для ребенка крайне важно, ведь именно в детстве закладывается база для полноценного развития, как с точки зрения биологических процессов, так и с точки зрения интеллектуальных способностей. От того, как и когда были введены формы физического воспитания в режим ребенка, зависит, насколько активно он будет осваивать новые навыки и знания, и насколько легко ему будет влиться в окружающее общество, добиться тех или иных успехов.

Значение физического воспитания для детей

Физическое воспитание – это комплекс мероприятий, направленных на всестороннее развитие ребенка, начиная с грудничкового возраста и до подросткового периода включительно. Избежать или частично пренебречь мерами физического воспитания нельзя, так как это может существенно сказаться на правильном взрослении личности, как с физической, так и с интеллектуальной точки зрения, а также затрагивая сферу социальной адаптации детей по мере необходимости.

В качестве основных средств физического развития выступают следующие мероприятия

  • Организация правильного питания. Оптимальное получение молодым организмом всех требуемых питательных веществ, за счет чего он может расти и развиваться согласно индивидуальным особенностям и показателям, характерным для того или иного возраста.
  • Организация правильного режима. Сон и бодрствование, пробуждение, зарядка, умывание, время питания, время отдыха, прогулок, встречи с друзьями, культурный досуг и так далее – всё это должно быть распределено как в течение конкретных суток, так и запланировано на неделю, месяц и год.
  • Правильная организация культурно-оздоровительных мероприятий: походы, посещение музея, закаливание, гигиенические процедуры.
  • Организация благоприятных условий для саморазвития ребенка, создания его личного пространства, в том числе для осуществления подвижной деятельности и дружеского общения со сверстниками.

Все эти пункты кажутся неотъемлемой частью жизни каждого из нас, но для ребенка они имеют куда большее значение – с них начинается путь становления здоровой полноценной личности, способной добиваться поставленных целей, преодолевать трудности. Правильное физическое воспитание делает ребенка конкурентоспособным, смышленым и находчивым, помогает ему быстро адаптироваться к перемене окружения и условий. Соблюдение правил физического воспитания направленно на раскрытие и укрепление уже имеющихся у ребенка качеств и приводит к достижению следующих результатов:

  • естественное развитие генетических особенностей и возможностей личности, ее физической составляющей – ходьба, бег, прыжки, перенос вещей и т. п.;
  • укрепление физического здоровья, улучшение заложенных природой потенциалов;
  • получение новых физических навыков, развитие физической силы и ловкости ребенка;
  • профилактика искривления осанки и проблем с позвоночником;
  • сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка, правильное развитие всех органов и систем;
  • укрепление иммунитета, повышение выносливости, стрессоустойчивости личности;
  • обучение коммуникативным навыкам при коллективных играх, заданиях и работе в команде;
  • обучение социально-культурным нормам, позволяющим быстрее находить общий язык с окружающими людьми, избегать двузначных ситуаций;
  • обучение нормам и правилам гигиены, личной и общественной, в том числе гигиене сна, общения, питания и т. д.;
  • развитие мышления и внимания;
  • воспитание нравственных и моральных норм поведения в коллективе (умение адекватно оценивать ситуацию, помогать);
  • воспитание правильной здоровой самооценки;
  • развитие лидерских качеств, целеустремленности и прочих навыков, позволяющих добиться высоких результатов в жизни;
  • развитие умений по организации собственного досуга.

Формы физического воспитания и их особенности

Существует несколько основных форм физического воспитания, благодаря которым рост и развитие ребенка поддерживается на оптимальном уровне.

  • Гигиенические оздоровительные процедуры. К данной форме физического воспитания относятся закаливания, усвоение правил ухода за собой, купание, плавание, баня и многое другое. В процессе усвоения данных направлений ребенок крепнет в физическом смысле, его организм становится более устойчив к негативным факторам окружающей среды, болезням. После регулярных гигиенических процедур дети легче переносят смену сезонов, переезды из одного климата в другой и быстро адаптируются в условиях смены часовых поясов. Обучение правилам оздоровительной гигиены может и должно проходить в игровой форме для детей младшего дошкольного возраста. Для школьников, в том числе подросткового периода, все рекомендации преподносятся в строго установленной последовательности. Например, утреннее умывание предполагает несколько простых шагов: мытье рук, чистка зубов, полоскание полости рта, умывание лица с мылом или специальным средством, вытирание насухо рук, лица и шеи. От этих действий можно переходить к зарядке, закаливанию или завтраку.
  • Взаимодействие с естественными природными факторами. Прогулки на свежем воздухе, на солнце, отдых на пляже, купание, походы, прогулки в снег или дождь, закаливание с помощью ветра и многое другое. Всё это призвано к ускорению естественных процессов оздоровления в организме ребенка, его укрепления, повышения устойчивости. Благодаря подобным процедурам дети становятся выносливее и болеют меньше, чем многие из сверстников. Конечно, прогулки в непогожие дни должны прививаться детям дозированно, но полное ограждение от них влияет на спад иммунитета, на ослабление организма в целом.
  • Физическая деятельность, спорт. Игровые упражнения, зарядка, коллективные виды спорта, интерактивные представления с постепенным вовлечением в игру всё большего и большего числа детей. Особенное значение имеют соревнования и рейтинговые поединки между детьми – это помогает определиться в собственной самооценке и научиться бороться за себя, свои приоритеты так же, как за общие цели и задачи. Главное преимущество данной формы физического воспитания – развитие и укрепление мышц, поддержание правильной осанки, сохранение и улучшение выносливости, ускорение метаболизма, кровообращения. Всё это в равной степени оказывает положительное влияние на интеллектуальные особенности ребенка.
  • Мелкая и крупная моторика. Физическое воспитание заключается не только в развитии силы, выносливости и укреплении иммунитета. Важно, чтобы у ребенка с ранних лет правильно развивалась реакция и концентрация. Для этого необходимо работать над мелкой и крупной моторикой. Для первого прекрасно подойдут бисероплетение, вязание, создание аппликаций, лепка, конструирование картин из круп и макаронных изделий, квилинг, раскрашивание и т. д. Для второго – игры с мячом (броски от одного к другому), работа с крупными деталями конструктора (пирамида, кубики), задания на реакцию (танцы под музыку на время вокруг стула, прохождение трассы на время и прочее).

Все указанные формы физического воспитания должны обеспечить поэтапное развитие ребенка, как в физическом, так и в умственном плане. Благодаря правильному режиму занятий и соблюдению рекомендаций питания, дети учатся:

  • общаться со сверстниками и людьми старшего возраста;
  • правильно отстаивать свою правоту, добиваться поставленных целей;
  • работать в коллективе и ради успеха коллектива, а не только ради себя;
  • адекватно реагировать на агрессию, обиду, разочарование, неудачу и т. п.;
  • взаимодействовать с кем бы то ни было;
  • правильно расходовать свои физические и интеллектуальные возможности;
  • правильно организовать свое пространство и досуг;
  • оттачивать реакцию, внимание, сосредоточенность;
  • продуктивности;
  • культуре взаимоотношений в обществе;
  • правилам поведения в общественных местах, а также в конкретных жизненных ситуациях и многому другому.

Вклад физического воспитания в жизнь ребенка бесценен, а потому не может игнорироваться. Его осуществление возможно, как самими родителями, педагогами, так и с помощью индивидуальных занятий в специализированных секциях и у психологами.

Просмотров