Современные проблемы науки и образования. Роль языковой картины мира в воспитании поликультурной личности Формирование поликультурной личности

1

В статье указывается на особую значимость формирования поликультурной личности в условиях полиэтнического компонента современного образовательного пространства. Автором выделены структурные компоненты модели поликультурной личности (этнокультурные представления, этнокультурная осведомленность, этническая идентичность, этническая толерантность, этнокультурная позиция, этнокультурная самореализация), которые приобретают специфику формирования на каждом возрастном этапе развития. Показываются возможности формирования поликультурной личности школьников на основе поэтапной социализации в условиях полиэтнического образовательного пространства на монокультурном (освоение родной этнокультуры и свойственных ей способов мышления), межкультурном (постижение этнокультур народов конкретного региона), интеркультурном (способность к межкультурному взаимодействию и диалогу) уровнях. Выделенные возрастные особенности позволяют определить условия и наметить направления педагогического сопровождения формирования поликультурной личности школьников в условиях полиэтнического образовательного пространства.

полиэтническое образовательное пространство

структурные компоненты поликультурной личности

поликультурная личность

1. Батарчук Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности средствами народной педагогики в условиях полиэтнической образовательной среды // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 34. – С. 153–159.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Худож. лит., 1975. – 504 с.

3. Горшенина С.Н. Полиэтническое образовательное пространство как фактор формирования поликультурной личности // Проблемы образования в условиях инновационного развития. – 2014. – № 1. – С. 13–18.

4. Горшенина С.Н. Ценностные ориентиры формирования поликультурной личности в условиях полиэтнического образовательного пространства // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 11 (44). – С. 35–37.

5. Горшенина С.Н., Соколова П.Ю. Процессуальные основы формирования этнокультурной осведомленности младших школьников // Перспективы науки. – 2014. – № 7 (58). – С. 29–31.

6. Иванова Л.В., Агранат Ю.В. Педагогические условия формирования поликультурной личности студентов в контексте обучения иностранному языку в вузе // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1–1. – С. 82-84.

7. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1969. – 660 с.

8. Темирова Ф.А., Накохова Д.Х. Психологические особенности формирования этнической толерантности у подростков в условиях образовательного процесса // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www..06.2015).

9. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 1988.– №6. – С. 31–41.

10. Этнодидактика народов мира: практико-ориентированный подход к обучению / Под ред. Ф.Г. Ялалова. – Нижнекамск: Из-во НМИ «Чишмэ», 2003. – 228 с.

В современной социокультурной ситуации особую актуальность и значимость приобретает проблема формирования поликультурной личности как субъекта полиэтнического образовательного пространства.

Данное явление значимо для Республики Мордовия, которая является полиэтническим регионом. Поликультурность выступает среди других координат образовательного пространства республики в качестве одной из системообразующих. Полиэтническое образовательное пространство региона представляется способом существования, деятельности и общения людей различных наций и народностей. Фактически оно образует непосредственное окружение, в котором происходят социализация личности, формирование ее культуры и самосознания. Содержательный компонент полиэтнического образовательного пространства зависит от культурно-средовой совокупности условий, главным среди которых мы склонны считать взаимовлияние, взаимопроникновение, интеграцию и взаимодействие культур различных этносов . Этому способствуют инновационные процессы в региональной системе образования, возросшая потребность общества в сохранении и приумножении культурного наследия, этнокультурной специфики, создание образовательных организаций с поли/этнокультурным компонентом, детских этнокультурных центров, оздоровительных этнокультурных лагерей.

Цель исследования

Выявление возрастных особенностей школьников, оказывающих существенное влияние на процесс формирования поликультурной личности в условиях полиэтнического образовательного пространства. Выделение данных особенностей позволяет определить условия и наметить направления педагогического сопровождения формирования поликультурной личности.

Методика и организация исследования

Исследование проводилось на основе использования методов теоретического уровня, среди которых приоритетными были анализ, синтез, сравнение и систематизация материала о специфике формирования поликультурной личности школьников в условиях полиэтнического образовательного пространства.

Результаты исследования и их обсуждение

Поликультурная личность, на формирование которой направлен педагогический потенциал полиэтнического образовательного пространства, должна обладать системой этнокультурных и общечеловеческих ценностей, навыками межкультурного диалога, этнической толерантностью, быть способной к жизни в контексте полиэтнического социума, к успешному самоопределению и продуктивной деятельности в условиях культурного многообразия общества.

Для определения структуры поликультурной личности мы ориентировались на исследование Ф. Г. Ялалова, который, описывая модель «человека национальной культуры», выделил следующие базовые компоненты: «этнокультурные представления», «национальное самосознание», «социальные роли и функции», «этнокультурная самореализация» . Анализ результатов исследований по проблеме формирования поликультурной личности () позволил к обозначенным компонентам добавить в структуру модели поликультурной личности «этническую идентичность», «этнокультурную осведомленность», «этническую толерантность», «этнокультурную позицию».

Процесс формирования поликультурной личности школьников приобретает специфику на каждом возрастном этапе развития, что соответствует структурным компонентам модели поликультурной личности и представляет собой поэтапное формирование этнокультурных представлений, этнокультурной осведомленности, этнической идентичности, этнической толерантности, этнокультурной позиции.

Младший школьный возраст следует рассматривать как сензитивный период формирования поликультурной личности. На данном этапе происходят усвоение учащимися совокупности знаний об этнической культуре своего народа, этническом многообразии мира, интериоризация этнокультурных и общекультурных ценностей. Результатом восприятия этнокультурных ценностей является формирование этнокультурных представлений школьников, которые рассматриваются как процесс становления одной из составляющих мировоззренческой сферы психики человека. Этнокультурные представления являются составляющей системы социальных представлений, которые в исследуемый возрастной период выступают в качестве новообразования, основы построения взаимоотношений ребенка с поликультурным социумом. Особенностями этнокультурных представлений являются наглядность, фрагментарность, неустойчивость и непостоянство. В научной литературе этот термин используется для обозначения переходной ступени от ощущений и восприятия к мышлению, которая имеет место в структуре познания.

В работах Ж. Пиаже отмечается, что приблизительно с 9 лет у школьника эмоциональные предпочтения складываются в устойчивые стереотипы, появляются национальные чувства, происходит этническая самоидентификация ребенка со своей этнической группой, мотивированная национальностью родителей, местом проживания, языком, на котором говорит . Этнокультурные представления надындивидуальны, а каналом их передачи является народная культура: язык, сказания, предания, обычаи и традиции, праздники и т.д. В младшем школьном возрасте формируются этнокультурные представления о многообразии народов и их культур, символах мироустройства, опредмеченной системе образов-ценностей, элементах народной культуры (устно-поэтическое творчество, народные промыслы, ремесла и др.).

Этнокультурные представления становятся основой для формирования этнокультурных понятий, которые следует рассматривать как воспроизведение предметов и явлений национальной культуры в их обобщенных характеристиках-словах. С помощью слов младший школьник называет нужные для него представления, может комбинировать имеющиеся представления в различные образы. Младшие школьники оперируют такими этнокультурными понятиями, как: народ, семья, родина, мир, народная культура, народный праздник, народная игра, традиция, обряд, народное творчество, народные промыслы, ремесла, национальный костюм, национальная вышивка, национальная кухня и др.

Представления и понятия, формируемые у младших школьников, обеспечивают освоение этнокультурного материала, выступая основой этнокультурного знания. В младшем школьном возрасте можно выделить ряд особенностей овладения этнокультурными знаниями: отношение к этнической культуре проявляется в познавательной сфере, появляется способность устанавливать причинно-следственные связи между компонентами и явлениями культуры, этнокультурные знания оторваны от практической деятельности этнокультурной направленности.

Этнокультурные представления, этнокультурные понятия, этнокультурные знания являются основой формирования этнокультурной осведомленности младшего школьника . Этнокультурная осведомленность и выработанные на ее основе этнокультурные знания и убеждения позволяют проявлять толерантное отношение к представителям различных этносов и к их культурам в процессе межкультурного взаимодействия.

Подростковый возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур и возникновением новых образований. На данном возрастном этапе закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании социальных установок. Особенности проявления подросткового возраста определяются изменением его социальной позиции: подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, с миром их ценностей, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование, как самосознание.

Д.И. Фельдштейн отмечает, что для подростков осознанная позиция по отношению к ценностям определенной социальной группы и общества, в том числе к этнической группе, еще недостаточно сформирована. Отсутствие необходимого жизненного опыта приводит к частой смене взглядов. У подростков постоянно изменяется круг интересов, растут их дифференциация, глубина и содержательность. Осознание подростком своего «Я» влияет на формирование самооценки, определяет отношения со сверстниками и взрослыми . Формирующаяся Я-концепция в этом возрасте способствует дальнейшему построению моделей поведения подростка.

В подростковом возрасте наблюдается расширение субъектности школьников в образовательной деятельности: повышение познавательной активности в изучении поликультурного мира, потребности к активной индивидуальной и социальной реализации, формирование социально ответственного поведения, расширение спектра форм социально значимой деятельности в конкретной полиэтнической среде.

На основе знаний о своей и иных этнических группах у подростков постепенно складывается комплекс этнокультурных представлений, которые образуют систему этнодифференцирующих признаков. В практике повседневного межэтнического разграничения акцент делается на устойчивых и отчетливо выраженных компонентах культуры этносов: языке, религии, искусстве, обычаях, обрядах, нормах поведения, привычках и других элементах этнической культуры, обладающих специфическим для каждого этноса своеобразием.

В подростковом возрасте вне зависимости от культурной принадлежности ребенок сталкивается с проблемой формирования идентичности, поиска своего «Я», возможности гармоничного сочетания различных его составляющих, с обретением самостоятельности, достижением независимости от родителей.

В младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этнокультурная идентичность формируется в полном объеме, ребенок понимает уникальность истории разных народов, специфические особенности традиционных культур. Способность к культурной идентификации и интерпретации ее ценностей М.М. Бахтин называет основополагающим свойством целостной личности, которое определяет мировоззрение, духовность, психологический склад, поведение и образ жизни человека как носителя культуры этноса . Этнокультурная идентификация школьников может происходить как в зоне родной культуры, так и в ходе постижения российской и мировой культуры, ибо личность должна соотносить себя и как представителя этноса или носителя его культуры, и как гражданина России и человека Мира.

Этническая идентичность не может произвольно меняться и являться субъективным отражением объективно существующего положения человека в обществе. В подростковом возрасте складываются четкие представления об этнической идентичности, отношение к которой часто неоднозначное и конфликтное. Позитивное отношение детей подросткового возраста к собственной этнической общности выражается в желании принадлежать ей. Негативное отношение включает отрицание собственной этнической принадлежности и принятие чужой этнической группы в качестве референтной. Кроме того, данный компонент включает в себя такие признаки, как проявление уважения к чужой культуре, традициям, уважения к высказанному мнению, эмпатию.

У подростков велика вероятность формирования этноцентристских позиций в случае рассмотрения поведения в рамках той или иной культуры как «правильного» или «неправильного», возможно проявление сильных и глубоких эмоций, несущих угрозу возникновения конфликта между представителями разных этнических групп. Следует иметь в виду, что на данном возрастном этапе важны формирование общероссийской идентичности, постижение и принятие общечеловеческих ценностей в процессе анализа сходства культур.

Этническая идентичность позволяет не только осознавать подростку себя представителем конкретного этноса, но и осознавать значимость своей личности в многонациональном социуме. В овладении компонентами этнической культуры подросток достигает полноты в том случае, когда его знания, убеждения и взгляды находят воплощение в поступках и поведении, отвечающих этнокультурным нормам. В этом случае усвоенные детьми подросткового возраста ценности и нормы этнической группы становятся внутренними регуляторами их социального поведения.

В современных условиях совершенно очевидно, что отношение подрастающего поколения к различным культурам и их носителям складывается в зависимости от принятой в конкретной социокультурной среде системы ценностей. Опора на идеи гуманистической педагогики о ценности человека как носителя определенной культуры, о необходимости уважения его прав и свобод предполагает предоставление учащемуся права на самобытность и индивидуальность, дает возможность учитывать этнокультурные потребности школьников в образовании .

Рост социальной активности, стремление к самореализации, интенсивное формирование мировоззрения подростка позволяет на данном возрастном этапе формировать толерантное отношение к людям, которые отличаются от них по культурным ценностям, образу жизни и стилю поведения, способствовать развитию умений конструктивного взаимодействия с носителями иных культур, разрешения возникающих конфликтов. Формирование этнокультурной толерантности важно связывать со становлением у школьника таких личностных качеств, как уважение различных культур и народов, принятие общечеловеческих ценностей как основы продуктивного общения, сосуществования с другими людьми, а также готовности к диалогу и сотрудничеству . В силу эмоциональной и когнитивной зрелости необходимо просвещать подростков относительно возможностей позитивных межгрупповых и межкультурных контактов, показывать примеры удачных межэтнических контактов в образовательной организации и в рамках других социальных взаимодействий. С этой целью полезны упражнения, развивающие эмпатию, направленные на подавление склонности использовать стереотипы и дискриминацию в межэтнических контактах.

В старшем школьном возрасте значимым является формирование этнокультурной позиции личности. На данном возрастном этапе не только предполагается диалог с этническими культурами, но и выдвигается задача приобщения личности к общечеловеческим ценностям, формирования ощущения причастности к человеческой культуре в целом. Это позволяет формировать у школьников готовность выражать этнокультурную позицию через поиск гармоничных отношений с другими людьми, через проявление своего «Я» в социальном мире на основе убеждений, в частности «Я - представитель этноса», «Я - носитель этнокультуры», «Моя этническая общность», «Я сохраняю и обогащаю этнокультуру». Это определяет цель, способы жизнедеятельности, ценности, интересы, устремления и потребности обучающихся. На их основе школьник может изучать различные проявления этнокультуры, выяснять ее особенности и роль в существовании этноса, предлагать и реализовывать способы сохранения и ее дальнейшего развития. В итоге этнокультурная позиция школьника будет проявляться в признании культур разных этносов, установлении межкультурных связей для сохранения уникальных характеристик каждой из них в поликультурном социуме, а также готовности к ее выражению в активной этнокультурной деятельности.

Таким образом, выделенные структурные компоненты позволяют определить основания для проектирования процесса формирования поликультурной личности в условиях современной социокультурной ситуации. Учет специфических черт возрастного развития позволит выявить основные условия, механизмы, методы и технологии педагогического сопровождения формирования поликультурной личности школьника в реальных условиях образовательного пространства полиэтнического региона.

Работа проводится при поддержке гранта РГНФ «Нравственные ценности как основа формирования поликультурной личности в образовательном пространстве полиэтнического региона (на примере Республики Мордовия)» (проект № 14-16-13008 а(р)).

Рецензенты:

Якунчев М.А., д.п.н., профессор кафедры биологии, географии и методик обучения, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Этнокультурная подготовка студентов педвуза» ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г.Саранск;

Карпушина Л.П., д.п.н., профессор кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г.Саранск.

Библиографическая ссылка

Горшенина С.Н. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21010 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
  • Мартьянова Ирина Анатольевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
  • ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
  • ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ
  • КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
  • КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ
  • ПОЛИЛОГ

В статье рассмотрены принципы коммуникативной толерантности как интегративное качество поликультурной личности, обоснована модель поликультурного образования.

  • Диагностика уровня сформированности коммуникативной компетентности студентов вуза в условиях поликультурного общества
  • Возможности гуманитарных дисциплин в развитии учебно-познавательной компетентности
  • Функциональная грамотность в структуре профессиональной компетентности студентов
  • Развитие учебно-познавательной компетентности студентов
  • Проблемы формирования патриотического сознания у подрастающего поколения

Глобализационные процессы и интеграция России в мировое сообщество определили социальный заказ общества к отечественной системе образования на формирование поликультурной личности, способной успешно адаптироваться в современном поликультурном пространстве, принимая ценности и смыслы открытого, демократического социума. В условиях культурного многообразия обострились проблемы межкультурной коммуникации, проявляясь все чаще в повседневной жизни людей. Отдельный человек, как носитель своей культуры, естественным образом включен в диалог культур, поскольку вынужден жить и работать на пересечении множества этнокультурных и субкультурных групп.

В контексте проблем межкультурного и межнационального общения понятие «поликультурная личность» отражает новый современный тип личности, способный воспринимать родную культуру в многообразии связей со всем человечеством. В поликультурном сознании позитивный образ собственной этносоциокультурной группы соотносится с позитивно-ценностным отношением к другим этнофорам и субкультурным аут-группам. Как носитель и трансформатор определенной этнокультуры, поликультурная личность способна к принятию общечеловеческих ценностей и готова на их основе к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству в поликультурной среде. Только такой тип личности может полноценно реализовать себя в современном мире независимо от национальной и этнокультурной принадлежности.

Неотъемлемым качеством поликультурной личности, ориентированной на открытый, взаимообогащающий диалог с окружающим миром, является толерантность как универсальный концепт неконфликтного взаимодействия людей в условиях многокультурности. Благодаря усилиям ЮНЕСКО понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Согласно трактовке, данной в «Декларации принципов толерантности», толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, языку, религии, политическим или иным мнениям, социальному происхождению и т.п. В качестве социального феномена толерантность представляет собой коммуникативную стратегию и выступает необходимым условием эффективной межличностной коммуникации в поликультурном обществе. В данном ракурсе толерантность характеризует меру терпимого отношения к мнению, взглядам, убеждениям, духовным ценностям различных социальных групп и одновременно выражает уверенность в мировоззрении, духовных ценностях собственной социальной группы. Толерантность способствует диалогичности коммуникативного процесса, что требует от субъектов кросс -культурного общения учета интересов друг друга, установки отношений открытости и взаимопонимания. Таким образом, толерантность необходимо рассматривать в качестве коммуникативной категории, поскольку она является необходимым условием эффективной коммуникации между людьми.

В настоящее время становится очевидной проблема формирования поликультурной личности как субъекта общения, готового к взаимодействию и сотрудничеству на основе терпимого, доброжелательного, бесконфликтного типа коммуникативного поведения. Именно коммуникативная толерантность как психосоциальная характеристика личности способствует познанию позиции и мнения другого, стабилизирует сам процесс интеркультурной коммуникации. Это ведет к пониманию коммуникативной толерантности как социально- и личностно- значимой ценности, без осознания которой невозможно сформировать поликультурное сознание личности. Все вышеизложенное подчеркивает необходимость развития толерантных свойств поликультурной личности на всех ступенях образования.

Отвечая на вызов времени, система образования должна заложить в подрастающее поколение оптимальные адаптационные модели поведения в полиэтнокультурной среде, в том числе сформировать поликультурное мышление, чувство солидарности, толерантность, навыки межкультурного общения, способность к диалогу (полилогу). Развитие поликультурно-оринтированной личности как гражданина страны, Европы, мира должно стать приоритетной задачей в современном воспитательно-педагогическом процессе.

Одним из современных инновационных образовательных средств, с помощью которого формируются поликультурные качества учащихся школ и студенческой молодежи, является модель поликультурного образования. Педагогика поликультурности направлена на воспитание этнически идентичной и поликультурной личности, ориентированной через свою культуру на другие. Содержание поликультурного образования предполагает приобщение молодежи к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания. Модель поликультурного образования реализуется через поэтапное развитие личности от Я-этнического к Я-гражданскому и Я-планетарному. Важным звеном в процессе становления поликультурной личности выступает идеология толерантности.

Таким образом, формирование коммуникативной толерантности у молодежи в процессе образования представляет собой отражение объективной потребности общества в новом поликультурном типе личности – человеке толерантном.

Список литературы

  1. Белогуров, А.Ю. Идея поликультурности в образовательном процессе / А.Ю. Белогуров // Высшее образование в России. – 2005. - №3. – С.109-112.
  2. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года [Текст] // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001.

Развитие поликультурной личности на уроках литературы

В конце прошлого тысячелетия в мировом образовательном процессе возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая действительность отражается с помощью нового языка науки. В научный оборот входят такие понятия как образовательное пространство и образовательный регион, поликультурная информационная среда, образовательные технологии и др.

Эти тенденции указывают на то, что основным методом проектирования и развития образования становится культурологический подход, ориентирующий систему образования на диалог с культурой человека как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию.

Сейчас мировая культура выглядит многоликой панорамой национальных культур. Культура двадцать первого века видится как мировой интеграционный процесс, в котором происходит смешение различных этносов и этнических культур. В результате человек в современной социокультурной ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей.

С учетом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующие направления развития образования. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в ХХI веке подчеркивает, что образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.

Все выше сказанного следует, что в обществе сформировался поликультурный социум . Поликультурный социум - это такое образовательное пространство, в котором проживают и обучаются учащиеся разной этнолингвистической, религиозной и социально-экономической принадлежности. В последние годы в отечественной педагогике всё больше стали говорить о важности поликультурных аспектов в школьной и вузовской аудитории. Самостоятельно оформилось такое направление, как поликультурное образование.

На языке официальной науки поликультурное образование значится так:

1.процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам; 2. учебные программы и организация учебной деятельности учащихся (студентов), направленные на повышения уровня обучения лиц, представляющих этнические меньшинства, и иммигрантов.

Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Из этой цели вытекают конкретные задачи поликультурного образования:

Глубокое и всесторонне овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

Формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и Казахстане, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

Создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

Развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

Воспитание учащихся в духе мира, терпимости гуманного межнационального общения.

Поликультурное образование решает ряд практических и учебно-воспитательных проблем:

1 . мирное и плодотворное взаимодействие разных культур в пространстве учебного заведения, ибо, очевидно, что каждый человек привносит в стены школы культуру своих родителей и друзей, этнической группы и социального слоя, которому принадлежит;

2 . обогащение, культурная децентрация картины мира ученика, по возможности освобождение её от стереотипов дискриминации в отношении иных социальных групп;

3. развитие критического мышления в ходе осознания многомерности общественной реальности, её полифоничности и многоликости, допустимости альтернативных точек зрения, логик рассуждения, языков самовыражения; обработка навыков ведения диалога и продуктивности обмена мнениями;

4 . чуткое отношение к состоянию другого, терпимости к инаковости, что принципиально для процессов социальной солидарности.

Встречи с представителями другой культуры – принципиальное событие. Оно позволяет ощутить собственное культурное своеобразие, соответственно, осознать контуры, облик, наконец, сам факт существования своей культуры в ряду иных.

Вопрос формирования поликультурного общества и сохранение его стабильности является одним из приоритетных вопросов внутренней политики нашего государства. Приоритеты государственной политики, связанные с укреплением межнационального согласия, отражены в деятельности Министерства культуры и информации.

В Республике Казахстан исследованию проблемы введения этно- и поликультурного компонента в содержание современного образования посвящены труды Ж.Ж. Наурызбая, М.Х. Балтабаева, Б.Е. Каировой и др. В них исследователи подчеркивают, что сложный этап формирования гражданской идентичности в Республике Казахстан не возможен без сохранения национальной самобытности народов, населяющих ее территорию. Данная проблема актуальна для многих поликультурных государств, в частности Казахстана.

Казахстан – многонациональное государство, здесь проживает более 130 наций и народностей. В нашей школе учатся дети 29 национальностей. Как не обидеть, не ущемить в чем-то человека той или иной народности? Всегда эти вопросы стоят перед каждым, кто работает с людьми, а с детьми особенно. Как полюбить, зауважать рядом сидящего товарища, несмотря на не тот разрез глаз, возможно, цвет кожи.

Воспитание поликультурной личности и многоязычного индивида, гражданина своего Отечества, является стратегической целью современного образования и отвечает требованиям государственной политики Республики Казахстан и других поликультурных государств.

"Будущее нашей культуры, человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды (Эстетика (от греч.чувственный, чувствующий) - чувственное познание мира). Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности – поликультурной личности.

Поликультурная личность должна обладать и достаточно ярким художественно-эстетическим сознанием: развитым воображением, утонченными чувствами, тягой к прекрасному, способностью ценить красоту, художественным вкусом, умением разбираться в произведениях искусства, что воспитывается театром, кино, телевидением, литературой, уроками музыки, живописи.

Поликультурное образовательное пространство обеспечивает диалог культур, интеграцию знаний в целостную картину мира, культурную рефлексию, саморегуляцию, жизнетворчество, саморазвитие, правильность решений в ситуациях выбора.

А формировать поликультурную личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте, а в среднем и старшем продолжить. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: " Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника" .

Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала, так как «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент». Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников.

На уроках русского языка широко используется лексический материал, предоставленный учебником, в котором можно почерпнуть познания из области той или иной культуры, а тексты литературы дают возможность устроить перекличку эпох, наций, народностей, государств.

В 6 классе на уроках русского языка при изучении темы «Имя числительное» можно совершить путешествие в город-музей Санкт-Петербург и узнать историю появления этого города, историю создания его парков, улиц, домов и др., а при изучении темы «Лексика» вообще простор для творчества. Можно посетить целый ряд зарубежных стран и познакомиться с их культурой, обычаями, заглянуть в прошлое, обогатить себя знаниями и впечатлениями.

Из моих наблюдений я могу сказать следующее: чем меньше дети, тем больше в них задора, огня, отклика на твое предложение. Изучая сказки, дети знакомятся с представителями разных культур, что благотворно влияет на их менталитет. Знакомство с обычаями и традициями того или иного народа можно продолжить на внеклассных часах общения.

В 5 классе можно начать с изготовления книжек- малышек, в которые дети сначала запишут сочиненную ими сказку по какой-нибудь пословице или поговорке, затем её проиллюстрируют, оформят, познакомят своих одноклассников с ними и займут достойное место на книжной выставке.

Я размышляю, отчего столько бездуховности в мире, и прихожу к выводу: потеряны истоки духовного, человек потерял свои корни. Он ничего не знает о своих предках до седьмого колена, как это было раньше. Поэтому я стараюсь на своих внеклассных мероприятиях вызвать этот интерес, порыв. Мудрые говорили: «Кто знает глубину истории своей, тот может свободно называть себя её гражданином».

Откуда добывать это духовное? Я нашла его в сотрудничестве с учителем музыки.

Ведь «музыка – это язык души, жизнь души, выраженная в звуках», - так скажет композитор А.Н.Седов, - она имеет огромную роль в эстетике оформления и жизни урока, и глубине получения знания».

Музыка стиха… Музыкальность прозы писателя… Дух музыки… Эти привычные выражения говорят о тесном проникновении двух видов искусства – литературы и музыки.

Привлечение музыки на уроки литературы является одним из важнейших аспектов реализации межпредметных связей, способствующих формированию мировоззрению учащихся, их эстетическому развитию. Прослушивание музыкальных произведений в их сопоставлении с произведениями литературы расширяет знания и умения и умения учащихся, приобретенные на уроках музыки

Надо знать : эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах.

Показателями эстетической воспитанности являются наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством.

Содействуя воспитанию учащихся как поликультурных индивидов, можно использовать следующие формы проведения уроков – это урок- праздник, концерт, где дети читают, поют песни, танцуют. Хорошо проводить такие уроки на уроках закрепления знаний, на уроках обобщениях и систематизации знаний. В 5 классе провожу «Деревенские посиделки», «Масленицу», в 6 классе дети очень любят мифы Древней Греции.

Основываясь на этих мифах , можно провести ряд нестандартных интегрированных уроков и внеклассных занятий, что я и делаю. Во время проведения внеклассного мероприятия «Мифы Древней Греции в литературе и искусстве» звучала музыка грузинского композитора Басалая, шла театрализация мифов, работала мастерская художника. Обсуждая произведение Д.Лондона «Любовь к жизни», мы впервые почувствовали, как быстро и ни за что человек может лишиться жизни, а жить так хочется. Учащиеся были поражены борьбой этого человека за жизнь и восхищены его порядочностью (Не стал есть кости Билла).

Поверьте: после таких разговоров, это надолго остаётся в памяти детей.

Как уже было сказано выше: приобщать учащихся к искусству надо начинать с младшего школьного возраста.

Моим учащимся 8 класса не совсем было понятно церковное песнопение на уроках по «Слово о полку Игореве», но уже ближе стало прослушивание песни «Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка» при изучении «Капитанской дочки», учащиеся смогли написать сочинение-миниатюру «Что я чувствовал и переживал, слушая данную песню».

На уроках и внеклассных мероприятиях можно слушать романсы и песни не только в исполнении известных певцов, но и самих учащихся. В 9 классе, собравшись под зелёным абажуром, мы рассматривали картины М.Лермонтова, исполняли и слушали его романсы, играли сцены из драмы «Маскарад». После таких уроков и мероприятий учащиеся благодарят и просят продолжения открытий.

Нестандартные формы проведения уроков дают положительные эмоции, которые благотворно влияют на рост качества знаний. Просмотр на уроках литературы в 11 классе кадров фильма «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» рождает поток вопросов, эмоций, разговоров. Идет интересный диалог. Мы просто люди, которым интересно общаться.

Изучая творчество М.Цветаевой, О.Мандельштама, Р.Рождественского, В.Высоцкого слушаем стихи, положенные на музыку, просматриваем кадры любимых фильмов «Жестокий романс», «Ирония судьбы, …», «Семнадцать мгновений весны». И в сочинениях-рефлексиях появляются теплые слова благодарности и признательности в том, что музыка помогла ближе понять данные стихи и разрешить некоторые жизненные ситуации, что для себя ребята открыли мир, ранее не изведанный.

- Тема ВОВ - это широкое поле деятельности для учителя. Составляя сценарий урока, урока-концерта, презентации, думаю о том, какую воспитательную функцию он будет нести, как можно воздействовать на ум, душу и сердце ребенка. И когда читаю сочинения-рефлексии, отзывы, понимаю: многого дети не знают, а оно им интересно. Проводя длительно репетиции, дети становятся ближе друг другу, учитель для них на репетициях их друг и помощник. Участников объединяет общее дело, интерес, они видят учителя с другой стороны, и сами раскрываются по-новому. И как следствие такого длительного общения - повышение мотивации к учебе.

Сегодня есть такая возможность, как использовать мультимедиа, видео, что расширяет познавательный интерес.

Вывод: Какие же есть возможности среды в формировании эстетического компонента поликультурной личности. Я могу из собственного опыта предложить следующее:

Нестандартные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий: урок- фантазия, урок- диалог, урок- путешествие, соревнование, КВН, конкурс, аукцион знаний, поле- чудес, -презентация, -концерт.

Эти виды уроков способствуют заинтересованности к предмету, проблеме. Но это не только заинтересованность со стороны учащихся, но и развитие их творческих способностей.

Школьные годы – это, пожалуй, самая трудная и ответственная пора становления человеческой личности . У подростка и юноши очень тонкий и чрезвычайно чувственный внутренний мир, полный глубоких переживаний. Душа его подобна хрупкому и очень нежному инструменту, с которым надо общаться бережно, чтобы вдруг не задеть больно струн, которые так эмоционально реагируют на самые, казалось бы, незаметные жизненные ситуации. Необходимо добиваться того, чтобы струны эти звучали чисто и ясно, чтобы не было глухого тона, чтобы ни одна крупица ржавчины не коснулась их. И вот здесь искусство, эстетическое воспитание могут сыграть неоценимую роль. Как сказал В. А. Сухомлинский: “Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не терпит, чтобы его воспитывали, не терпит той “оголённости” идей, тенденций, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания”. Видимо, искусство и позволяет дать урок нравственности, не облечённый в форму поучительности.

Языкознание

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

А. С. Айткалиева

В настоящей статье рассматриваются актуальные проблемы воспитания поликультурной личности. Особое внимание обращается на необходимость соизучения языка и культуры как основного фактора формирования поликультурной личности в межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: поликультурная личность, межкультурная коммуникация, патриотические чувства, интернациональное сознание, межнациональное общение, благоприятные социальные условия, многоязычье, жайлау, кыстау, кшз yS, шацырак, кереге, босага, Yлкен ys, отау, дружба, единство, уважение, национальная культура, духовное наследие, способ познания окружающего мира, межкультурный диалог.

Комплексная Программа воспитания Республики Казахстан нацелена на воспитание поликультурной личности, индивида с развитым лингвистическим и историческим сознанием; на знание родного и государственного языков; на знание истории, культуры, традиции, быта, духовных качеств своего и других народов, населяющих страну; на знание общечеловеческих ценностей. Решение данных задач возможно лишь при участии самой личности и её активной жизненной позиции, со сформированным мотивом к учению. Личность, которая познала себя, своё место в обществе, свой уровень владения устной и письменной речью, может оказать влияние на других.

Формирование поликультурной личности в условиях межкультурной коммуникации Республики Казахстан предполагает, прежде всего, воспитание у молодого поколения патриотических чувств и интернационального сознания на основе развития и совершенствования двуязычия и многоязычия. В этой связи, безусловно, является актуальным и важным наряду с родным языком обеспечить формирование гармоничного трёхъязычия.

Lingua mobilis №2 (28), 2011

Как указывает Библер В.С., одна из актуальнейших задач современного высшего образования - формирование полилингвальной личности . Умение осознавать принадлежность к собственной национальной культуре и, понимая это, уважать самобытность культуры своего собеседника, т.е. умение участвовать в межкультурном диалоге необходимо для успеха во многих жизненных ситуациях.

В эпоху социальных потрясений, научно-технического переворота, активизирующих общественные отношения, происходят значительные изменения языковых процессов. Язык, как и любое средство коммуникации, находится в постоянном изменении. Необходимость интеграции нашего государства в мировое сообщество создает благоприятные социальные, морально-психологические условия для развития этноязыковых процессов, служит основой формирования культуры межнационального общения. Всё большая открытость нашей страны, развитие и укрепление межгосударственных политических, экономических и культурных связей, интернационализация всех сфер жизни в нашей стране способствует тому, что реально востребованным в нашей стране становится многоязычие. Незнание языков обречёт будущее поколение на потерю конкурентоспособности на рынке труда как за пределами, так и внутри страны, на изоляцию, ограниченную дееспособность, невозможность полноправно участвовать в диалоге культур.

В Республике Казахстан, являющейся многонациональной страной с ярко выраженной поликультурой, ведущее место принадлежит государственному, т.е. казахскому языку. Изучение казахского языка обусловлено двойственной природой языка в целом. С одной стороны, язык - это система знаков и правил, а с другой - речь, речевая деятельность. Вместе с тем изучение языка неразрывно связано с культурой его носителей. Это определяет основные содержательные линии владения данным языком: формирование умения владения языковыми средствами; формирование способности общаться на языке; формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях казахского народа.

Знание культуры также расширяет кругозор самостоятельно изучающего второй (неродной) язык, развивает любознательность, повышает интерес к объекту изучения. Соизучение языка и культуры - это необходимые факторы повышения мотивации в процессе усвоения любого языка .

В условиях усвоения казахского языка как неродного он представлен как средство межкультурного взаимодействия, необходимого как

Языкознание

для профессиональной деятельности, так и для интеллектуального развития человека современного информационного общества.

Экстралингвистические единицы предусматривают определённые сферы и ситуации общения, темы, речевые намерения. К этно-кулкгуроведческим единицам относятся слова, словосочетания, фразеологизмы, формулы речевого этикета, тексты. Речевые единицы -это предложения, сложное синтаксическое целое, текст.

Самым ценным, познавательным и мотивирующим средством, на наш взгляд, является познание слов и выражений, относящихся к реалиям быта, традиций и культуры, одним словом, познание духовного наследия казахского народа. В этом плане наибольший интерес представляет понятие «шацырак».

Среди астрономов есть понятие, что юрта - обсерватория степняков. Это мнение отчасти связано с такими элементами юрты, как шацырак - крыша, тундш - «в общем понимании как верх, потолок». Шацырак располагается в юрте в верхней центральной части и символизирует основу дома, семьи.

В центре под самым шаныраком находился очаг. Почему? Действительно, это было удобно и безопасно. Кроме того, казахи в древности поклонялись огню. Дух огня считался хранителем дома, он и очищал его от злых духов. С огнем связан и обряд очищения животных. Во время кочевки с кыстау (зимовки) на жайлау (летнее пастбище) разводили два больших костра и прогоняли между ними весь скот. Только лошадь не подвергалась этому обряду, так как считалась священным животным. Огонь был символом солнца, потому что раньше солнце и небо были главным божеством, которому поклонялись казахи. Так, весной, когда появлялся первый кумыс, хозяйки, прежде чем налить его и выпить, делали земной поклон солнцу, благодаря его за то, что он согревает землю, дает жизнь растительности, которой питаются лошади. Кумыс - национальный напиток, который готовится из кобыльего молока, по специальному рецепту и, являясь лечебным средством, оказывает на здоровье человека исцеляющее воздействие. Это доказано медицинской наукой и практикой.

Два круга - круг солнца над миром, круг юрты - шацырак дополняют друг друга. Ведь и дастархан у казахов тоже имеет форму круга. Даже одно из самых любимых ласкательных слов у казахов «Айна-лайын». Откуда же произошло это название? Оказывается, когда заболевал в семье ребенок, отец ходил вокруг ребенка по кругу, приговаривая «Айналайын», что означало «Я хожу вокруг тебя, замыкая круг,

Lingua mobilis №2 (28), 2011

защищая тебя от всех болезней, изгоняя их». Так, обряд очищения, защиты и помощи превратился постепенно в ласкательное слово.

Мы убедились, что юрта - это очень интересное и уникальное жилище. Китайский поэт Бо - Цзюн, живший в 772 - 846 гг., был настолько поражен юртой, что повез ее к себе на Родину и, поставив его перед дворцом, посвятил ей стихотворение:

Шерсть собрали с тысячи овец,

Сотни две сковали мне колец.

Круглый остов из прибрежных ив Прочен, светл, удобен и красив.

В северной прозрачной синеве Воин юрту ставил на траве,

А теперь, как голубая мгла,

Вместе с ним она на юг пришла.

Юрту вихрь не может покачнуть,

От дождя её твердеет пруть.

Нет в ней ни застенков, ни углов,

Но внутри уютно и тепло.

Удалившись от степей и гор,

Юрта прибрела ко мне во двор.

Шацырак является главным элементом и основой кшз YЙ - юрты. Кшз YЙ является жилищем казахов, духовным наследием, древним памятником и показателем национальной культуры. Кшз YЙ ассоци-рует историю казахского народа, обычаи и традиции, многвековой жизненный опыт, способ познания окружающего мира. Только лишь на примере кшз Yй можно увидеть шедевры архитектуры, строительства, художественного искусства, прикладного искусства, резьбы по дереву и т. д. Кшз YЙ была создана для кочевого образа жизни так, что и складывается быстро, и ставится быстро. Ещё одна особенность кшз уй - в ней зимой тепло, а летом прохладно. Через его покрытия не проходит дождь. Остов юрты и дверь изготавливают из высушенных в тени тонкой березы и тополя. Вышедшие из строя части остова могут быть заменены, а шацырак никогда не обновляется, потому что шацырак для казаха самое ценное и святое понятие. Оно означает «семья», «род», «поколение». Отчий дом называют «кара шацырак», что символизирует в этой «юрте родилось и выросло не одно поколение, нашли место в жизни сыновья и дочери». Когда

Языкознание

создается новая семья, старейшина, благославляя молодых, говорит: «Шацырагыц бик болсын! Босагац 6epiK болсын! Керегец кец болсын!» Это напутствие к светлому будущему. «Алтын шацырак» означает Родину и родные просторы. «Шацырак кетердЬ означает создали семью. <^лкен шацырак - Yлкeн YЙ» - юрта, где живут родители. «Отау Yft» - юрта, где живут молодые .

Шацырак изображен в государственном гербе Республики Казахстан. Он символизирует дружбу, единство и взаимопонимание между народами, проживающими в Казахстане.

В современных условиях воспитание поликультурной личности -это прежде всего высокая культура политического мышления, межнационального общения, умение адекватно оценивать события внутренней и международной жизни общества, а также уважительное отношение к истории, культуре и языку всех народов, населяющих Республику Казахстан. Одним из основных законов Казахстана является Закон о языках, где ясно видна политика государства по отношению к языкам. Ежегодно 22 сентября проходит как День языков народов Республики Казахстан. 21 февраля традиционно является Днем родного языка. Современное поликультурное воспитание должно не только опираться на сравнительно - сопоставительный анализ различных этнокультур, но использовать и подход, позволяющий проследить этапы формирования системы духовно - нравственных ценностей, увидеть специфические явления в развитии опреде-леного типа культуры, почувствовать «духовный стиль» и выявить изменения в развитии данной этнокультуры.

Таким образом, мы можем заключить, что соизучение языка и культуры является основным фактором формирования поликультурной личности в условиях межкультурной коммуникации.

Список литературы

1. Библер, В. С. Философскопсихологические предположения Школы диалога культур. М., 1998.

2. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование. М. : Народное образование, 1999.

3. Кенжеахметов, С. К. Жет казы-на. Алматы: «Атамура», 2006.

List of literature

1. Bibler, V. S. Filosofsko-psiholog-icheskie predpolozhenija Shkoly dialoga kul"tur. M., 1998.

2. Dmitriev, G. D. Mnogokul"turnoe obrazovanie. M. : Narodnoe obra-zovanie, 1999.

3. Kenzheahmetov, S. K. Zheti

Приёмы формирования поликультурной личности

На уроках русского языка

Актуальность поликультурного развития личности обусловлена динамическими изменениями в жизни современного общества, поликультурностью информационного, экономического, правового пространства. Не случайно в докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в ХХI веке подчеркивается, что «образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам».

Поликультурное образование и воспитание актуальны и для многонациональной, многоконфессиональной России – страны со множеством разнообразных культур и проблем в межкультурных отношениях. В данных условиях возникает социальная потребность в формировании поликультурной личности, т.е. «человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований». Исходя из этого, определяются и задачи поликультурного образования в России:

Глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

Формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

Создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

Развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

Воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Задачи поликультурного воспитания решаются в школах нашей республики через систему воспитательной работы, организацию внеурочной деятельности, систему дополнительного образования, а также средствами школьных предметов, в том числе русского языка и литературы. В своей практике формирование поликультурной личности осуществляю в первую очередь через серию уроков развития речи, на которых наряду с коммуникативными задачами решаю и культурологические.

Я придерживаюсь точки зрения многих ученых-методистов о том, что поликультурная личность – это индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Глубокое знание собственной культуры – это фундамент заинтересованного отношения к другим культурам, а знакомство со многими национальными художественными культурами – основание для духовного обогащения и развития. Поэтому на уроках развития речи широко использую материал о культуре тувинского и русского народов, об их традициях и обычаях.

Так, на уроке «Письмо», образовательная цель которого заключалась в ознакомлении пятиклассников со структурой письма и правилами его написания, использовала материал о тувинских национальных музыкальных инструментах. В начале урока была создана проблемная ситуация, когда 5-классники должны были помочь друзьям написать ответное письмо КИДовцам из Хакасии об игиле. Учащиеся в игровой форме познакомились с музыкальными инструментами. Тексты об игиле, мелодия, исполненная на нем, сам инструмент, который дети увидели не из зрительного зала, а потрогали руками, стали основой для создания собственного высказывания об этом удивительном инструменте. Предлагаю фрагмент урока:

« Учитель: А теперь начнем наш разговор об игиле.

Давайте прочитаем текст, который на ваших партах.

Игил – двухструнный смычковый инструмент длиной около 1 метра. Корпус – хааржак – полый деревянный ящик овальной формы, обтянутый кожей. В него вставлена деревянная шейка с двумя колками. Струны настраивались в кварту и квинту.

Какие чувства и эмоции вызвал у вас этот текст? Является ли он описанием? К какому стилю относится?

Как вы думаете, ребята, прочитанный текст можно озаглавить «Удивительный инструмент»?

- Действительно, прилагательное удивительный выражает наше отношение к инструменту, чего нет в тексте. К какому стилю должен относиться текст, в котором автор выражает свое отношение к описываемому предмету? Давайте прочитаем второй текст и выполним задания к нему.

Игил иногда называют тувинской скрипкой. Его протяжный, плачущий звук веками сопровождал кочевников-животноводов. Этот музыкальный инструмент всегда олицетворялся с любимым домашним животным тувинцев - лошадью. Его струны в старину изготавливали из волос конского хвоста. Конец струнного лада традиционно украшался фигурой коня.

Что нового вы узнали об игиле?

Как вы думаете, ребята, почему игил называют тувинской скрипкой? Чем они схожи и чем отличаются?

- Давайте прослушаем два музыкальных фрагмента и попробуем угадать, какой музыкальный инструмент используется?

Можно ли, сравнивая музыкальные инструменты, говорить о том, что один лучше, а другой хуже?»

Уроки развития речи дают большой простор для творчества как учителя, так и учащихся. Например, при изучении темы «Описание животного» можно провести очень занимательный урок, посвященный лошади. Ролевая игра, позволяющая задать проблемную задачу, вовлекает в ее решение всех учащихся. Подготовленные дети играют сценку, где в дежурную часть полиции обращается старик с заявлением о пропаже лошадей. Но дежурный полицейский не знает лошадиных мастей, а старик-хозяин плохо говорит по-русски. И вот тут-то при обращении к учащимся выяснилось, что они затрудняются назвать масти лошадей даже по-тувински, не говоря уже о русском языке. Красочная презентация с изображением лошадей позволит школьникам запомнить масти животных на тувинском и русском языке. После словарной работы учащиеся, выступающие в роли следователей или в роли пострадавших, составляют текст официально-делового стиля речи, содержащий описание лошади. Лишь после этого переходят к работе над текстом художественного стиля. На этом этапе желательно использование отрывков из произведений русских и тувинских писателей, а также пословиц, поговорок, загадок о лошади. Мы должны помнить, что фольклорные произведения являются одним из источников и средств поликультурного воспитания. При изучении устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. А на данном уроке дети путем сопоставления пословиц, загадок делают вывод об отношении русских и тувинцев к лошади. И такой диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.

По «Программе по русскому языку» Г.Н.Никольской, Н.М.Хасанова в требованиях к связной речи в 9 классе учащиеся должны уметь описывать памятник. Для описания я выбрала мемориальный комплекс на Пискаревском кладбище и памятник павшим воинам в пгт Каа-Хем. В начале урока учащимся был предложен документальный фильм о блокаде Ленинграда, затем была проведена работа по тексту «Памятники – это наша история» о Пискаревском кладбище. Языковой материал, предложенный в учебном пособии «Практикум по развитию речи» под редакцией Г.Г. Городиловой и А.Г.Хмары, позволяет поэтапно подвести учащихся к созданию собственного текста – описания памятника. А экскурсия на памятник, около которого школьники бывали не раз во время празднования Дня Победы, заставляет по-новому взглянуть на него. Обращение к памятникам истории, объединенных темой Великой Отечественной войны, позволяет решить ряд воспитательных задач: от формирования эстетического вкуса (умения оценивать памятники как произведение искусства) до чувства патриотизма.

Таким образом, можно сделать вывод, что уроки развития речи позволяют учителю формировать у школьников не только коммуникативную, но и культуроведческую компетентность. При этом необходимо подталкивать учащихся к самостоятельному поиску информации

Формирование поликультурной личности можно проводить на уроках русского языка, используя культурологически информативный текст, предложенный в учебнике, или подобранный самим учителем. При подборе культурологически информативных текстов для комплексно-тематических уроков важно руководствоваться следующими основными критериями. Во-первых, как считает К.З. Закирьянов, текст должен быть эмоциональным, должен отражать подлинные культурные ценности русского народа, своим содержанием знакомить учащихся с культурой русского, родного и других народов, воспитывать уважительное отношение к ним. Во-вторых, текст должен быть насыщен языковыми единицами и явлениями, которые будут изучаться на уроке, и, в-третьих, текст должен быть оптимального объёма.

Специфику анализа текста в полиэтнической школе составляют работа со словами-концептами и сравнительно-сопоставительный анализ фактов русского и родного языков, отражающих реалии культуры двух народов. Такой диалог языков - диалог культур поможет учащимся осознать общие и национально-специфические свойства языков, самобытность национальных культур, отраженные в русском и родном языках. При работе со словами-концептами целесообразными будут исторический, культуроведческий и этимологический комментарии, привлечение разных словарей (толковых, фразеологических, культуроведческой лексики, эмоционально-экспрессивных слов и оборотов речи и пр.), репродукций картин и др. Использование таких приёмов облегчает овладение русским языком учащимися-билингвами, способствует расширению их словаря, развитию у них представлений об общечеловеческих ценностях. Желательно, чтобы задания к текстам в зависимости от степени подготовки, склонностей, способностей учеников по возможности были дифференцированными или индивидуализированными. Подобные задания к культурологически информативному тексту создают ситуацию выбора и успешности обучения и тем самым стимулируют у школьников познавательную деятельность, положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка, русской культуры.

Знакомство учащихся с языком, культурой, бытом других народов позволит на практике сформировать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний учащихся о народах, живущих рядом, дает возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию


Просмотров