Мстислав храбрый из тьмутаракани. Мстислав владимирович храбрый Князь тмутараканский и черниговский

Он закладывал основы будущей империи

На рубеже Х-ХI веков Русь делает первые попытки взять под свой контроль важнейшие геополитические центры на Балканах, в Подунавье, в Прибалтике, на Волге, в Крыму, Северном Причерноморье и на Кавказе. Так стала оформляться зона русских жизненных интересов, которые приходилось отстаивать и силой оружия, и дипломатией, и выгодами внешнеторговых связей.

Сплетением ярких судеб, стечением многих обстоятельств Руси-России предопределено было стать империей. Молодое государство восточных славян словно губка было готово впитать в себя не только народы лесов, но и народы степей и гор, оделив и их своим Законом и Благодатью. Пути решения этой грандиозной задачи были подсказаны деяниями тьмутараканского князя Мстислава Храброго, сына киевского князя Владимира Святого.

Южный форпост Руси

В 988 году Мстислав был посажен Владимиром княжить в Тьмутаракани, недавно завоеванной области на таманском побережье Керченского пролива. Через эти места с давних времен проходили важные торговые пути, связывающие страны Запада с Кавказом, Приуральем и Средней Азией. По этой причине уже в конце VII – начале VIII века Таманский полуостров и Восточный Крым оказались захваченными хазарами. Тогда на месте греческого поселения Гермонассы новые завоеватели построили город Самкерц (или Самкуш), византийцами именуемый Таматарха. Он стал быстро богатеть и наполняться разноплеменным населением. Здесь прижились не только хазары и греки, но и булгары, и славяне, и представители почти всех народов, подпавших под власть Хазарии. В окрестностях Самкерца жили многочисленные и воинственные адыгские племена, которых славяне стали называть касогами.

#comm#В IX веке хазары начали экспансию на славянские земли. #/comm#

С ними пришлось воевать многим русским князьям: Аскольд освободил от хазарской дани полян, Олег – северян и радимичей, Святослав – вятичей. Выйдя затем на Волгу, дед Мстислава прошел через всю Хазарию, овладев важнейшими городами каганата. Два из них стали русскими пограничными крепостями – Саркел, переименованный в Белую Вежу, и Самкерц – Таматарха, названный Тьмутараканью.

Однако война с хазарами продолжалась и впоследствии. Закончил ее лишь Владимир Святославич, отец Мстислава, в 985 году окончательно уничтоживший хазарский каганат. После этой победы жизнь на восточных и южных рубежах Руси стала спокойнее, и в 988 году Владимир посадил на княжение в Тьмутаракани своего семилетнего сына Мстислава. Воспитателем его стал варяг Сфенг. Это был опытный и заслуженный воевода, способный научить юного княжича не только воинскому делу, но и умению властвовать над людьми, разбираться в тонкостях дипломатии того времени, - рядом с Тьмутараканью лежали владения Византии, печенегов, касогов и других кавказских племен.

Судя по дальнейшим событиям, Сфенг знал свое дело. Со временем из его воспитанника вырос незаурядный правитель и военачальник, любимый дружиной и народом, дружбой которого дорожили соседи, гнева которого боялись враги.

Секрет русской политики

В 1015 году, после смерти Владимира Святого, среди его сыновей вспыхнула жестокая борьба за власть. Зачинщиком междоусобицы стал Святополк Окаянный. Один за другим погибли в ней Борис, Глеб и Святослав Владимировичи. В 1019 году, победив Святополка, правителем русской державы становится Ярослав Мудрый. Мстислав остался в стороне от братоубийственной резни, так как не имел возможности остановить ее. В далекой Тьмутаракани он продолжал защищать южный форпост Руси, усмиряя хазар и касогов. Там в эти годы обстановка резко обострилась. Воспользовавшись внутренними бедами Руси и Византии, в 1014 году в Херсонесе Таврическом поднял мятеж хазарин Цула, стремившийся воссоздать в Крыму погибшую под русскими мечами Хазарию. Встревоженный этими планами греческий басилевс Василий II направил в Крым свои войска. Византийской армией, выступившей в поход, командовал экзарх Монг.

Восстание бушевало в пограничной с русскими рубежами стране, и подавить мятеж можно было лишь при согласии и содействии тьмутараканского князя. Перед высадкой византийской армии Цула покинул Херсонес и укрепился в Боспоре. Этот город находился в непосредственной близости от Тьмутаракани, на другой стороне Керченского пролива. Появление в этом районе войск мятежников, вынашивавших планы опасные и для русских интересов, не могло не встревожить Мстислава. Он понимал, что вслед за отрядами Цулы на Боспор двинется и армия императора Василия. Действительно, в конце января – начале февраля 1016 года вблизи берегов Восточного Крыма появился греческий флот. Послы басилевса прибыли в Тьмутаракань и предложили Мстиславу Владимировичу помочь им подавить хазарский мятеж.

Мстислав не только одобрил планы экзарха Монга, но и направил на помощь ему дружину под командованием своего лучшего воеводы Сфенга. В первом же большом сражении византийские и тьмутараканские войска разгромили войска Цулы, пленив вождя восстания. С дымом сожженных хазарских селений развеялись и мечты о возрождении каганата; историю не удалось повернуть вспять.

#comm#После усмирения мятежа император уступил своему союзнику часть Восточного Крыма. В состав Тьмутараканского княжества вошел город Боспор, переименованный русскими людьми в Корчев (Керчь).#/comm#

Вскоре после описываемых событий во главе живших на восточной границе Тьмутараканского княжества адыгов встал могучий вождь – богатырь Редедя, мечтавший захватить Тьмутаракань и сделать этот богатый город своей столицей.

В 1022 году, собрав большое войско, Редедя стал готовиться к нападению на русские земли. Узнав об этом, Мстислав, не дожидаясь прихода врагов, во главе дружины выступил навстречу касогам. Встретившись, две рати стали готовиться к битве. Редедя предложил русскому князю не губить воинов в битве, а решить исход войны личным единоборством. Мстислав, ни на миг не поколебавшись, согласился на предложенный бой, от исхода которого зависело, быть или нет русским в Тьмутаракани. В схватке Мстислав одолел противника.

После одержанной Мстиславом победы касожский народ признал над собой власть русского князя. Лучшие воины-адыги пополнили его дружину. Сыновья Редеди Юрий и Роман стали воспитанниками тьмутараканского князя, а их потомки – верными сынами Руси.

Упрочив русское присутствие в Приазовье и Предкавказье, Мстислав открыл важный секрет успеха русской политики, в корне отличной от принципа европейской дипломатии – "разделяй и властвуй". На Руси стало действовать другое правило: "объединяй и защищай все подвластные народы".

В дальнейшем, покинув Тьмутаракань, Мстислав не забыл об этом важнейшем для Руси городе, который стал воротами на Кавказ и в восточные страны. Здесь остался на княжении его сын Евстафий Мстиславич.

Вражда и примирение

Отказавшись когда-то от борьбы за власть с братьями, Мстислав, тем не менее, внимательно следил за событиями на Руси, где после победы над Святополком всем распоряжался Ярослав. Вскоре отношения между ними обострились до предела. Невзирая на обращения Мстислава, просившего у Ярослава "части в прибавок из уделов братних", тот не дал ему княжения в больших русских городах, обещая лишь далекий Муром, удел малопривлекательный в глазах тьмутараканского князя. Тогда в 1024 году, воспользовавшись отсутствием Ярослава в Киеве (тот с дружиной ушел в Суздальскую землю усмирять восстание волхвов-язычников), Мстислав с дружиной пришел к Чернигову, жители которого признали его своим князем. Так, вопреки воле брата, он стал править в самом большом русском городе на левобережье Днепра.

Узнав о случившемся, Ярослав метнулся в Новгород, но новгородцы не торопились встать под его знамена. Тогда Ярослав пригласил в союзники варягов. В конце осени 1024 года его войско покинуло Новгород и двинулось против Мстислава. Черниговский князь выступил навстречу брату с войском, в которое вошли не только его дружина, но и ополчение Северской земли. В начале осени обе рати встретились у небольшой крепости Листвен (ныне деревня Малый Листвен Черниговской области на Украине). Черниговский князь наголову разбил полки Ярослава.

Одержав победу, Мстислав не преследовал брата, бежавшего в Новгород, а направил к нему послов с предложением мира: "Садись в своем Киеве, ты – старший брат, а мне пусть будет эта сторона". Тем самым Мстислав признавал старшинство Ярослава, но отстаивал свои права на Чернигов и Тьмутаракань. Весной 1026 года Ярослав вернулся в Киев и в местечке Городце на левобережье Днепра встретился с Мстиславом. Братья примирились и "начали жить мирно и в братской любви, и престали усобица и мятеж, и была тишина великая на земле". По условиям Городецкого соглашения Русская земля была разделена: Мстиславу Владимировичу досталась восточная её часть, Ярославу Владимировичу – западная. Граница пролегла по Днепру.

В дальнейшем братья окончательно забыли вражду и уже вместе ходили походами против врагов. Неустрашимый и суровый воитель, Мстислав славился милостивым отношением к простому народу и отеческим отношением к дружине, вместе с которой, подобно предкам своим, проводил все время – и на войне, и на охоте, и на пиру.

Умер черниговский князь, не оставив после себя потомства, - его единственный сын Евстафий Мстиславич скончался прежде отца (в 1032 году). Сам Мстислав закончил свой жизненный путь в 1036 году. После смерти черниговского князя подвластные ему земли вновь вошли в состав державы Ярослава Мудрого.

#comm#В характере Мстислава причудливо переплелись черты первых русских князей, которые были прежде всего грозными воинами, и качества, свойственные первым лицам зарождающейся великой государственности, - интуицией дипломата, осторожностью в выборе средств, склонностью к компромиссу в отношениях с сегодняшними врагами, а завтра – потенциальными союзниками. #/comm#

Всё это закладывало на многие века вперед особые формы взаимоотношений с соседними племенами и народами. Так опыт Мстислава по привлечению инородных сил для защиты Руси оказался востребован и впоследствии. Владимир Мономах принял на службу степные орды черных клобуков, черниговские Ольговичи научились договариваться с половцами, а уже в московское время русские государи успешно использовали в борьбе с врагами вспомогательные татарские войска специально созданного на границах государства буферного Касимовского ханства.

Специально для Столетия

К ли-ку свя-тых за-ступ-ни-ков Церк-ви оте-че-ской при-чтен и сей князь Нов-го-род-ский Мсти-слав, внук ве-ли-ко-го кня-зя Ки-ев-ско-го Мсти-сла-ва († 1132 г.) и сын Смо-лен-ско-го кня-зя Ро-сти-сла-ва. Князь Мсти-слав за-слу-жил у совре-мен-ни-ков имя Храб-ро-го, ко-то-рое со-хра-ни-лось ему в ле-то-пи-сях по сво-е-му му-же-ству в бит-вах и по осо-бен-но-му бла-го-род-ству ха-рак-те-ра, так как он все-гда при-ни-мал пра-вую сто-ро-ну, ко-гда воз-ни-ка-ли несо-гла-сия кня-зей, и всту-пал-ся за сла-бо-го про-тив силь-но-го, невзи-рая на мно-же-ство вра-гов. В Церк-ви же усво-и-лось ему уте-ши-тель-ное на-зва-ние свя-то-го по глу-бо-ко-му его бла-го-че-стию и де-лам ми-ло-сер-дия, ко-то-рые не усту-па-ли по-дви-гам его во-ин-ской доб-ле-сти.

В 1168 го-ду он участ-во-вал в по-бе-де юж-но-рус-ских кня-зей над по-лов-ца-ми. Свя-той князь при-ни-мал уча-стие и в дру-гих кня-же-ских по-хо-дах, в ко-то-рых про-сла-вил-ся необы-чай-ным му-же-ством.

Князь Мсти-слав, ко-то-рый, по ска-за-нию совре-мен-ни-ков, бо-ял-ся лишь еди-но-го Бо-га, явил свое му-же-ство про-тив ве-ли-ко-го кня-зя Вла-ди-мир-ско-го Ан-дрея Юрье-ви-ча Бо-го-люб-ско-го, ко-гда тот, от-дав спер-ва сто-ли-цу юж-ную Ки-ев бра-ту его Ро-ма-ну, кня-зю Смо-лен-ско-му, хо-тел опять от-нять до-сто-я-ние сие у Ро-сти-сла-ви-чей и ве-лел Ро-ма-ну вы-ехать из Ки-е-ва. По-ви-но-вал-ся крот-кий князь, но за него всту-пи-лись бра-тья - Рю-рик, Да-вид и Мсти-слав Смо-лен-ские. Храб-рый Мсти-слав при-нял осо-бен-но к серд-цу неспра-вед-ли-вость вла-ди-мир-ско-го кня-зя и, овла-дев Ки-е-вом, от-дал его вто-ро-му бра-ту Рю-ри-ку. То-гда ве-ли-кий князь Вла-ди-мир-ский объ-явил Рос-ти-сла-ви-чам вой-ну. Князь Мсти-слав с бес-че-сти-ем вы-слал его посла с та-ким сло-вом к сво-е-му вла-ды-ке: «До-се-ле мы ува-жа-ли те-бя как от-ца, но ко-гда ты го-во-ришь с на-ми как с слу-га-ми и людь-ми про-сты-ми, идем на суд Бо-жий». Князь Ан-дрей по-слал 50 тыс. се-вер-но-го вой-ска. К это-му гроз-но-му опол-че-нию по-не-во-ле при-со-еди-ни-лись пол-ки неко-то-рых юж-ных кня-зей. Бра-тья Ро-стис-ла-ви-чи оста-ви-ли Ки-ев, бу-дучи не в си-лах дер-жать-ся про-тив та-ко-го пол-чи-ща, но Мсти-слав Храб-рый за-сел с ма-лой дру-жи-ной в со-сед-ней кре-по-сти - Вы-ш-го-ро-де, ни-чтож-ные сте-ны ко-то-ро-го, ка-за-лось, мож-но бы-ло разо-брать ру-ка-ми. Воз-буж-да-ла удив-ле-ние ни-чтож-ная кре-пость, обо-ро-ня-е-мая гор-стью лю-дей, но в ней бодрст-во-вал ви-тязь, а в оса-жда-ю-щих не бы-ло со-гла-сия. Од-ни кня-зья бо-я-лись мо-гу-щест-ва Ан-дре-ева, дру-гие же - ко-вар-ства Свя-тос-ла-ва, кня-зя Чер-ни-гов-ско-го, и все тай-но бла-го-при-ят-ство-ва-ли Ро-сти-сла-ви-чам. А храб-рый Мсти-слав по-чти каж-дый день де-лал от-важ-ные вы-лаз-ки про-тив вой-ска Ан-дре-ева. Ко-гда при-был Луц-кий князь Яро-слав с во-лын-ски-ми вой-ска-ми и со-еди-нил-ся с Мсти-сла-вом, страх на-пал на оса-жда-ю-щих. Они бро-си-лись бе-жать, кто ку-да мог. Мсти-слав смот-рел со сто-ро-ны и не ве-рил гла-зам сво-им. На-ко-нец, под-няв ру-ки к небу, про-сла-вил он за-щит-ни-ков Вы-ш-го-ро-да - св. кня-зей Бо-ри-са и Гле-ба. По-том, вско-чив на ко-ня, бро-сил-ся с дру-жи-ной за бег-ле-ца-ми. Непри-я-тель-ский стан, обо-зы, мно-же-ство плен-ных ста-ли до-бы-чей Мсти-сла-ва.

Князь Мсти-слав не гор-дил-ся в сча-стье. Он при-ми-рил-ся с кня-зем Ан-дре-ем и вып-ро-сил Ки-ев для бра-та Ро-ма-на. Ро-ман, отрав-ля-ясь в Ки-ев, оста-вил в Смо-лен-ске сы-на сво-е-го. Смо-ляне воз-му-ти-лись про-тив мо-ло-до-го кня-зя и пред-ло-жи-ли Мсти-сла-ву Смо-ленск. Мсти-слав при-нял (1175 г.) пред-ло-же-ние. Меж-ду тем Свя-то-слав Чер-ни-гов-ский вы-гнал Ро-ма-на из Ки-е-ва. Мсти-слав воз-вра-тил Смо-ленск бра-ту. «Бе-ре-ги его, - ска-зал он Ро-ма-ну, - я брал толь-ко для то-го, чтобы со-хра-нить те-бе». Он не хо-тел бо-лее всту-пать-ся в кро-ва-вые ссо-ры кня-зей.

Бла-го-вер-ный князь Мсти-слав от-ли-чал-ся нес-тя-жа-тель-но-стью, щед-ро рас-то-чал ми-ло-сты-ню, по-мо-гал оби-те-лям. Он не всту-пал в рас-при с дру-ги-ми кня-зья-ми и в пе-ри-од меж-до-усо-биц стре-мил-ся к ми-ру, до-воль-ству-ясь ма-лым.

Вско-ре ве-че нов-го-род-ское об-ра-ти-лось к силь-но-му до-му кня-зей смо-лен-ских и ста-ло звать к се-бе храб-ро-го Мсти-сла-ва. Дол-го не со-гла-шал-ся ви-тязь ид-ти кня-жить там, где преж-де него не ужи-лись два стар-ших его бра-та, Рю-рик и Ро-ман. До-воль-ству-ясь быть щи-том ро-до-вой сво-ей об-ла-сти и до-ро-жа тем, что дал ему Бог, он, чуж-дый вся-ко-го че-сто-лю-бия, от-ве-чал нов-го-род-цам: «Не пой-ду от бра-тьев и от сво-ей вот-чи-ны». «А мы раз-ве не твоя вот-чи-на?» - воз-ра-зи-ли нов-го-род-ские по-слы и умо-ли-ли его прий-ти на кня-же-ние. Ра-дост-но за-шу-мел воль-ный го-род, ко-гда явил-ся к ним Мсти-слав (1179 г.). Его встре-ти-ли с кре-ста-ми и ико-на-ми и с вос-тор-гом вни-ма-ли его при-ся-ге в хра-ме Со-фий-ском: блю-сти ве-ли-кий Нов-го-род. Ско-ро за-гре-мел го-лос кня-зя Мсти-сла-ва на ве-че, и со-бра-лись дру-жи-ны, 20 тыс. во-и-нов ста-ло под хо-ругвь кня-зя. То-гда же он вы-шел про-тив хищ-ных эс-тон-цев, ко-то-рые пе-ред тем оса-жда-ли Псков и не пе-ре-ста-ва-ли гра-бить по-гра-нич-ные ме-ста. Мсти-слав про-шел с опу-сто-ше-ни-ем стра-ну их до мо-ря, взяв мно-же-ство плен-ных и ско-та.

Но немно-го уже дней оста-ва-лось ему вре-мен-ной жиз-ни. В си-ле му-же-ства вне-зап-но по-ра-зил его же-сто-кий недуг и при-ко-вал к од-ру бо-лез-ни. Чув-ствуя при-бли-же-ние смер-ти, ве-лел князь нести се-бя в цер-ковь, при-об-щил-ся Бо-же-ствен-ных Та-ин и в тот же день скон-чал-ся. Это бы-ло 14 июня 1180 го-да.

Возры-дал по нем весь Ве-ли-кий Нов-го-род: «За-чем не умер-ли и мы с то-бою, князь слав-ный, со-тво-рив-ший то-ли-кую сво-бо-ду Ве-ли-ко-му Нов-го-ро-ду». Пла-ка-ла по нем и вся Рус-ская зем-ля, и, по сви-де-тель-ству ле-то-пи-си, не толь-ко его дру-жи-на, но и са-мые ино-пле-мен-ни-ки дол-го не мог-ли за-быть доб-ле-сти его. И при-бав-ля-ет ле-то-пи-сец еще о бла-го-вер-ном кня-зе Мсти-сла-ве: «Он был ро-ста сред-не-го, ли-цом кра-са-вец, а ду-ша его бы-ла еще луч-ше. Щед-ро рас-то-чал он ми-ло-сты-ню, по-мо-гал оби-те-лям. Был храбр и му-же-ствен; он же-лал уме-реть за зем-лю Рус-скую. Ко-гда при-хо-ди-лось осво-бож-дать плен-ных у языч-ни-ков, он го-во-рил: “Бра-тья, ес-ли умрем за хри-сти-ан, очи-стим-ся от гре-хов”. Он не со-би-рал ни зо-ло-та, ни се-реб-ра, но раз-да-вал то дру-жине сво-ей, то церк-вам за свою ду-шу».

Свя-той князь Мсти-слав был по-гре-бен в Нов-го-род-ском Со-фий-ском со-бо-ре, в при-де-ле в честь Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. По опи-са-нию 1634 го-да, «мо-щи его нетлен-ны, а ру-ка ему пра-вая вы-спрь».

Многому́дренно пожи́в в княже́нии твое́м/ в вели́ком Но́вегра́де сем,/ благове́рный кня́же Мстисла́ве,/ плод благи́й Бо́гови в жи́зни сей был еси́,/ присноцвету́щ доброде́тельми,/ того́ ра́ди получи́л еси́ жизнь ве́чную на Небесе́х,/ те́ло же твое́ нетле́нием просла́влено бысть на земли́./ Мы же, предстоя́ще ико́не твое́й, любо́вию вопие́м ти:// ра́дуйся, утвержде́ние гра́ду на́шему.

Перевод: Со многою мудростью прожив в княжении твоем в Великом Новгороде, благоверный князь Мстислав, ты был хорошим плодом Богу в этой жизни, всегда цветущим , потому получил ты вечную жизнь на Небесах, тело же твое нетлением было прославлено на земле. Мы же, предстоя иконе твоей, с любовью взываем к тебе: «Радуйся, крепость города нашего».

У великого князя Владимира, крестителя Руси, было несколько сыновей. Один из них получил прозвище Окаянный за совершенное братоубийство, другой — прозвище Мудрый за выдающиеся деяния. А сын по имени Мстислав вошел в историю под прозвищем Храбрый. Именно он, будучи князем Черниговским, начал строительство Спасо-Преображенского собора.

Князь Мстислав Владимирович Храбрый - известная историческая личность России.

Рождение Князя Мстислава

Мстислава родила Владимиру Крестителю его жена Рогнеда, происходившая из знатного полоцкого рода. Точное время рождения княжича неизвестно. В некоторых изданиях годом появления Мстислава на свет указывается 983-й. С уверенностью можно сказать лишь то, что Мстислав был рожден после 980 года. В тот кровавый год недавно взошедший на киевский престол Владимир Святославич, еще язычник, захватил Полоцк, убил местного правителя Рогволода, его сыновей, а красавицу-дочь сделал своей женой. До Мстислава Рогнеда родила Ярослава, будущего Мудрого властелина всей Киевской державы. Справедливости ради стоит отметить, что есть и другие указания относительно матери Мстислава. Иоакимовская летопись (условное название несохранившегося свода, известного только по выпискам историка XVIII века В.Н. Татищева) называет его матерью княгиню Адиль.

Княжение малолетнего Мстислава Владимировича в Тмутаракани

Около 988 года Владимир Святославич посадил малолетнего сына на княжение в , на Таманском полуострове. Этот древнерусский город, возникший среди руин античной Гермонассы и камышовых шатров хазарской Таматархи, располагался на окраине тогдашнего влияния киевских князей.

Удаленность города, его оторванность от основных земель Руси со временем обусловила появление в русской разговорной речи нарицательного значения — Тмутаракань (или Тьмутаракань) сопоставляется с чем-то недосягаемо далеким, неизвестным и, как правило, носит пренебрежительный оттенок. Тем не менее, в конце X столетия Тмутаракань имела довольно важное политическое значение.

Первые годы Мстислав являлся номинальным правителем, все важнейшие вопросы за него решало ближайшее окружение, «княжеский двор», который состоял из преданных людей, закаленных в боях и прошедших суровую школу жизни. Но ребенок рос, становился юношей — приходило время брать бразды правления в свои руки.

Становление Мстислава Храброго

Окраинное положение Тмутаракани, ее соседство со Степью — Степью именно с большой буквы, той самой Степью, откуда в течение столетий исходила для русских земель кочевническая угроза, — обуславливало военный характер местной жизни. Тмутараканский князь должен был научиться сидеть на коне и владеть мечом прежде других, мирных, навыков, кои в те времена требовалось постичь всякому правителю.

Мстислав Храбрый одолевает князя Редедю

В 1016 году Мстислав Храбрый боролся с хазарами, в 1022 году он покорил касогов и наложил на них дань. Перед сражением с касогами Мстислав в личном единоборстве одолел касожского князя Редедю. События тех далеких лет так передаются в «Повести временных лет»:

«В год 6530 (1022) пришел Ярослав [Мудрый] к Берестью. В то же время Мстислав, который владел Тмутараканью, пошел на касогов. Узнав же об этом, князь касожский Редедя вышел навстречу ему. И, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: „Чего ради мы будем губить наши дружины? Но сойдемся и сами поборемся. И, если одолеешь ты, возьмешь имущество мое, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то я возьму все твое“. И сказал Мстислав: „Будь так“. И сказал Редедя Мстиславу: „Не оружием будем биться, а борьбой“. И схватились бороться крепко, и долго боролись, и начал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: „О, Пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, построю церковь во имя Твое“. И, сказав это, ударил Редедю о землю. И выхватил нож, зарезал Редедю. И пошел в землю его, взял все имущество его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов. И, вернувшись в Тмутаракань, заложил церковь Святой Богородицы, и построил ее, стоит она и до сего дня в Тмутаракани».

Слава Мстислава, его влияние и притязания росли с головокружительной быстрой.

Политика Мстислава Храброго - Разделяй и властвуй

В 1023 году Мстислав с дружиной пришел к Чернигову, одному из крупнейших древнерусских городов того времени, и, вопреки воле своего старшего брата, правящего великого князя Киевского Ярослава, закрепился в Черниговской земле. Согласно В. Н. Татищеву, достоверность сведений которого вызывает определенные сомнения, Мстислав в 1023 году потребовал у Ярослава Мудрого, чтобы тот увеличил его земельный надел. Ярослав дал ему Муромскую землю, но это не удовлетворило Мстислава. Он совершил поход на Киев, пытаясь захватить велико-княжеский стол, однако киевляне не захотели принимать тмутараканского правителя. Не желая уходить из центральных областей Руси, Мстислав и занял Чернигов.

В 1024 году Ярослав предпринял попытку изгнать непокорного родственника из захваченного им города. Киевский князь собрал рать, включая внушительный воинский контингент варягов, и отправился в поход. В ожесточенной битве у Листвена на берегу реки Руды Мстислав наголову разбил Ярославову дружину. Сам Ярослав бежал на север, в Новгород, где он княжил до восшествия на киевский престол и где он мог заручиться необходимой поддержкой для продолжения борьбы. Показательно, что Мстислав не преследовал брата.

Городецкий договор Ярослава и Мстислава Храброго на середине Днепра

В 1026 году Ярослав и Мстислав заключили мир, встретившись у Городца (населенный пункт неподалеку от Киева). Братья договариваются о прекращении вражды на середине реки, стоя каждый на своем плоту, а по берегам их дружины ожидают княжеского решения. Согласно мирному договору, во владении Ярослава осталась территория днепровского правобережья, а Мстиславу отошли русские земли, расположенные по левому берегу Днепра с центром в Чернигове.

Городецкий договор означал не условное, но вполне реальное примирение Мстислава и Ярослава. В 1031 году князья совершили совместный поход на Польшу, откуда Мстислав привел много пленников. Воинские подвиги и доблесть Мстислава воспевал древнерусский певец Боян. Летописец писал о князе:

«Был же Мстислав дороден телом, румян, с большими глазами, храбр был в бою, милостив и очень любил дружину, имущества для нее не жалел, ни в питье, ни в пище не ограничивал ее».

Смерть Мстислава Храброго

Мстислав Храбрый скончался в 1036 году. Его земельные владения вновь вошли в состав Киевского государства под единовластным управлением Ярослава Мудрого. Тело усопшего, христианское имя которого, по некоторым данным, было Константин, захоронили в недостроенном Спасо-Преображенском соборе Чернигова.

Волков В. А.

КНЯЗЬ МСТИСЛАВ ХРАБРЫЙ

Именно этот князь унаследовал воинский дар своего великого деда Святослава, прославившись как грозный и непобедимый ратоборец. Князь Тмутараканский и Черниговский, Мстислав Владимирович Храбрый был старшим сыном Владимира Святославича (Святого) от полоцкой княжны Рогнеды. В крещении он получил христианское имя Константин.
В 988 году Мстислав-Константин был посажен отцом княжить в далекой Тмутаракани. Защищая рубежи этого южного форпоста Руси он воевал с хазарами и касогами. Перед сражением с последними в личном единоборстве князь одолел касожского князя Редедю, после чего касоги сдались и признали над собой власть русских князей. Соперничая с братом Ярославом, княжившим после смерти Владимира Святославича в Киеве, и не дававшего Мстиславу другого княжения в больших и богатых русских городах, тмутараканский князь в 1023 году с дружиной своей пришел к Чернигову. Вопреки воли брата сел он княжить в этом городе. Тогда, вновь призвав под свои знамена варягов Ярослав выступил против Мстислава. В ожесточенной ночной битве у Листвена на берегу реки Руда, под всполохи зарницы и гром налетевшей грозовой бури, черниговский князь наголову разбил ярославовы рати, но не преследовал брата, бежавшего в Новгород, а в 1026 году, по возвращении его в Киев заключил с ним мир. По условиям этого соглашения вся Русская земля была разделена между братьями - Мстиславу Владимировичу досталась восточная его часть, Ярославу Владимировичу - западная; границей двух княжеств служил Днепр. В дальнейшем братья помирились между собой и вместе ходили походами против врагов родной земли. Неустрашимый и суровый воитель, Мстислав Владимирович славился милостивым отношением к простому народу и отеческим отношением к дружине, вместе с которой, подобно предкам своим славным русским князьям проводил все время - и на войне, и на охоте, и на пиру. Правитель Чернигова - единственный русский князь, краткое описание внешности которого было дано летописцем. По его словам Мстислав был "дебел телом, красноват телом, с большими глазами".
Умер черниговский князь не оставив после себя потомства - его единственный сын Евстафий умер прежде отца (в 1032 г.). Сам Мстислав Владимирович скончался в 1036 году на охоте. После смерти князя подвластные ему земли вновь вошли в состав державы Ярослава (Мудрого).

ЛЕТОПИСНЫЙ РАССКАЗ О ЕДИНОБОРСТВЕ МСТИСЛАВА С РЕДЕДЕЮ

В лето 6530 (1022). Приде Ярославъ к Берестию. Въ си же времена Мьстиславу сущю Тмуторокани поиде на касогы (старорусское название черкес - одного из народов Северного Кавказа. - В.А.).Слышавъ же се, князь касожьскый Редедя изиде противу тому. И ставшема обема полкома противу собе, и рече Редедя к Мьстиславу: "Что ради губиве дружину межи собою? Но снидеве ся сами бороть. Да аще одолееши ты, то возмеши именье мое, и жену мою, и дети мое, и землю мою. Аще ли азъ одолею, то возьму твое все". И рече Мьстиславъ: "Тако буди". И рече Редедя к Мьстиславу: "Не оружьем ся бьеве, но борьбою". И яста ся бороти крепко, и надолзе борющемася има, нача изнемагати Мьстиславъ: бе бо велик и силенъ Редедя. И рече Мьстиславъ: "О Пречистая Богородице, помози ми! Аще бо одолею сему, съзижю церковь во имя Твое". И се рекъ удари имъ о землю. И вынзе ножь, и зареза Редедю. И шед в землю его, взя все именье его, и жену его и дети его, и дань возложи на касогы. И пришед Тьмутороканю, заложи церковь Святыя Богородица, и созда ю, яже стоит и до сего дне Тьмуторокани.
Древняя русская литература. М., 1980. С. 23.

«Тогда напускал он (Боян - В.Т.) десять соколов на стадо лебедей,
И какую лебедь настигал сокол - та первой и пела песнь
Старому Ярославу, храброму Мстиславу,
что зарезал Редедю пред полками касожскими».
«Слово о полку Игореве». Перевод на современный русский язык.

В Чернигове находится один из выдающихся памятников Киевской Руси - Спасо-Преображенский собор. Он является самым давним среди пяти черниговских храмов, сохранившихся в городе со времён Черниговского княжества. Да, пожалуй, древнее его нет и на всём постсоветском пространстве. В «Повести временных лет» он упоминается в связи со смертью его основателя первого достоверно известного черниговского князя Мстислава (983-1036), известного также как князь Тмутараканский (Удалой, Храбрый). Его похоронили в ещё недостроенном соборе, стены которого уже были выгнаны на высоту всадника, привставшего в стременах на лошади с поднятой рукой.

В крещении Мстислава назвали Константином, и был он третьим сыном Владимира I, Крестителя Руси. В Любецком синодике, где поминаются все черниговские князья, мать Мстислава названа Анастасией. Однако В.Н. Татищев, опираясь на недошедшую к нашему времени Иоакимову летопись, называет её Аделью. А вот «Повесть временных лет» не называет её по имени, но говорит, что она была чешкой. Ещё малолетним Мстислав получил от отца в удел далёкое Тмутараканское княжество, находящееся на побережье двух морей, Чёрного (Русского) и Азовского. Географически это соответствует современному Таманскому полуострову Краснодарского края Российской Федерации.

А когда Мстислав возмужал, снискал славу удалого, храброго воина. Грозы горцев, тревоживших его тмутараканские владения. О ратных подвигах молодого русского князя складывались легенды. Он разбил причерноморских хазар (1016) и присоединил их владения к своему княжеству, а хазарские воины влились в его дружину. Удачно воевал против алан (древнерусские летописи именуют их «ясами»), предков современных осетин. О единоборстве князя Мстислава с касожским великаном Редедей сложили на Руси былину, вспоминается она в зачине «Слова о полку Игореве». Земли касогов (от них ведут свою родословную нынешние кабардинцы, черкесы, убыхи, адыгейцы и шапсуги) находились по соседству с Тмутараканским княжеством.

Ранние века русской истории дышали рыцарским духом. Когда дружины русичей и касогов сошлись для брани (1022), касожский князь Редедя вызвал Мстислава на поединок, чтобы ценой малой крови решить исход битвы. Условия поединка были жёстки и лаконичны: победителю достанется княжество поверженного, его семья и дружина. Князь Мстислав был физически силен, искусен в борьбе, а потому, не колеблясь, принял вызов.

Подбадриваемые криками своих воинов, боролись они долго, но вот Мстислав стал изнемогать. Очень уж силен оказался Редедя. И тогда взмолился князь Богородице, чтобы даровала ему победу. Обещал построить ей храм в столице своего удельного княжества - Тмутаракани. И вот, изловчившись, Мстислав бросил Редедю наземь и, выхватив засапожный нож, зарезал. Сталось по древнему воинскому обычаю: «Со щитом или на щите». «Со щитом» оказался князь Мстислав, «на щите» унесли Редедю. Так в богатырском поединке русского витязя Мстислава с касожским исполином Редедей решилась судьба касожского княжества. А касожские воины, как прежде хазары, влились в русскую дружину князя.

Легенда гласит, чтобы унять боль касогов от поражения, Мстислав обручил свою дочь Татьяну с Романом, сыном Редеди. Уже в Московской Руси некоторые боярские роды выводили своё генеалогическое древо от них, считали себя Рюриковичами (по князю Мстиславу).

Тмутаракань основали греки ещё в VI ст. до Рождества Христова. Правда, в ту пору город назывался Гермонасса и был столицей Боспорского царства. А через тысячу лет здесь появились хазары и переиначили греческое название на свой лад - Тумантархан. Хазары господствовали в Восточной Европе несколько столетий, облагая данью соседние страны, в зависимость от них попало и молодое, не окрепшее государство Русь.

Воинственный киевский князь Святослав (942 - 972) не пожелал быть вассалом Хазарского каганата, пошёл на хазар войной и нанёс им сокрушительное поражение. Его дружина победоносно вошла в древний город. А уже его сын, великий киевский князь Владимир Святой основательно закрепился на этих землях и посадил на княженье в новом русском уделе своего сына Мстислава. В славянском толковании город получил название Тмутаракань (Тьмутаракань, Тмуторокань). По версии русского писателя Ю.Н. Сбитнева, это название можно объяснить как «город тысячи дорог» (древнерусское «тьма» означает «десять тысяч», а «торок» - «торная дорога»).

Князь Мстислав не забыл данного Богородице обещания. И заложил в Тмутаракани каменный собор, ставший главным собором Тмутараканской епархии. При князе Мстиславе Тмутараканское княжество достигло своего расцвета. В далёком русском княжестве даже стали выпускать свои деньги. Какими они были, можно судить по монете, хранящейся в настоящее время в Одесском музее нумизматики. { Сергей В. Рябчиков Уникальная монета тмутараканского князя Мстислава. СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ (2001)}.

Однако гордый дух князя-воителя требовал большего. Мстиславу захотелось властвовать уже не только в окраинном русском княжестве. А потому он потребовал от своего старшего брата великого киевского князя Ярослава Мудрого удела в коренной Руси. А когда Ярослав предложил ему опять-таки окраинные муромские земли, не на шутку обиделся. И, выбрав удобный момент, когда Ярослава не было в Киеве, подошёл к городу со своей многочисленной разноплемённой дружиной (1024). Но киевляне остались верны Ярославу, не открыли городские ворота. А Мстислав не стал воевать город, отошёл от него восвояси. Может, решающую роль здесь сыграл принцип старшинства на Руси, когда старший в роду имел больше прав на «матерь городов русских». Это наглядно показали ему киевляне. А может, в его памяти ещё свежи были усобицы недавних лет, когда после смерти Владимира Святого развязалась на Руси братоубийственная война, в которой погибли его братья Борис, Глеб и Святослав. А потому нового кровопролития он не желал.

Мстислав просто отошёл от Киева и направился к Чернигову. В Чернигове княжеский стол пустовал, а потому черниговцы с радостью его встретили, желая иметь своим покровителем такого удалого, храброго князя. К тому же не стоит забывать, что черниговцы всегда относились недоверчиво к киевлянам, так как Чернигов неустанно соперничал с Киевом за первенство в Русской земле. Примеров тому в истории Руси много. Так князь Мстислав Тмутараканский стал князем Черниговским (1024). Теперь под его началом объединились земли далёкого Причерноморья и коренной - «откуда есть пошла земля русская» - Руси. В последующем, на протяжении почти двух веков, черниговские князья занимали престол в далёкой Тмутаракани. Пока Русь окончательно не потеряла это княжество в результате непрекращающихся войн со степняками.

Но князь Ярослав сам был очень честолюбив, а потому не смог простить своему брату его дерзкий вызов. Решив примерно его наказать, он собрал в Новгороде большое войско и пригласил из-за моря варягов во главе с полуслепым воеводой Якуном.

Дружины братьев сошлись недалеко от Чернигова под местечком Листвен, расположенном на речке Белоус (теперь это село Малый Листвен Репкинского района Черниговской области). Мстислав, чтобы упредить своего брата, решил напасть на его дружину внезапно, среди ночи. А ночь выдалась грозовой. Летописец повествует, что в эту ночь была «гроза велика и сеча силна».

Не помогли Ярославу его «мудрость» и военный талант варяга Якуна. Мстислав свою дружину оставил в засаде, а против варягов поставил черниговцев. В свете вспыхивающих молний, под дождём, отчаянно бились черниговцы с варягами, а когда их строй поредел, на помощь пришла дружина Мстислава. Она обошла варягов и воинов Ярослава с флангов, стала нещадно рубить их.

Видя, что близка бесславная развязка, Ярослав с Якуном бежали. В суматохе варяжский воевода даже потерял свой позолоченный плащ. А Мстислав, осмотрев рано поутру поле битвы, не сдержал своей радости: «Кто тому не рад? Вот лежит северянин (черниговец - В.Т.), а вот варяг, а дружина своя цела".

Князь Мстислав не стал «дожимать» брата, а обратился к нему с предложением мира. Но Ярослав от ужасного поражения опомнился только в Новгороде. И только через два года, убедившись, что Мстислав не замышляет против него никаких козней, решился на встречу. Произошла она на черниговской земле в Городце, расположенном на Десне (1026).

По Городецкому соглашению Русь впервые была разъединена по Днепру. Всё правобережье с Киевом осталось за Ярославом, а Левобережная Русь стала достоянием Мстислава. С этого времени стали жить они «мирно и в братолюбии, и затихли усобица и мятеж, и была тишина великая в стране», повествует летописец.

Почему князь Мстислав добровольно отказался от первенства на Руси, которое ему сулила победа под Лиственом, не совсем ясно. Можно только предполагать, что по тем же причинам, когда не захотел силой брать Киев, а ушёл в Чернигов. Он только отстоял своё независимое положение, а обиду на Ярослава не затаил. Проявив довольно редкое по тем суровым временам миролюбие. Впору Мстислава было бы назвать Мудрым, а не его старшего брата Ярослава, который во всей этой истории выглядел весьма неприглядно. Своё честолюбие Мстислав удовлетворил вполне: теперь под его властью находились земли Черниговского и Тмутараканского княжеств, а Черниговское княжество на те времена было самым большим на Руси.

Живя в мире и согласии, братья не забывали об интересах Русской земли. И решили отвоевать Червонную Русь, захваченную поляками после смерти Владимира Святого. Польский поход прошёл успешно, земли Червонной Руси были отвоёваны, а русские дружины вернулись домой с большим полоном (1031).

В память об этом событии, Мстислав заложил в Чернигове каменный Спасо-Преображенский собор. Строили его византийские мастера, тогда в Чернигове ещё не существовала своя школа зодчества. И сегодня в кладке западной башни собора можно увидеть два ряда, один над другим, вытянутых полукруглых ниш. Считается, что древние мастера воплотили в них солнечные часы. В ясный летний день солнечные лучи поочерёдно заполняли эти ниши, показывая время с десяти утра до пяти часов дня.

Об архитектуре Спасо-Преображенского собора, его внутреннем и внешнем убранстве говорить можно много. За почти тысячелетнюю свою историю, он вынес немало испытаний и претерпел значительные изменения в своём облике. Не раз его разрушали завоеватели, не единожды он горел, но каждый раз черниговцы с любовью восстанавливали свой древний храм. Несколько веков он являлся кафедральным собором черниговской епархии, был центром общественно-политической жизни города. В нём черниговцы единогласно одобрили решение Переяславской Рады о воссоединении Украины с Россией (1654), в нём были выставлены знамёна черниговских ополченцев и казачьих полков, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года.

Ещё в 20-х годах прошлого столетия исследования Спасского собора проводились известным украинским археологом Н.Е. Макаренко и архитектором И.В. Моргилевским. По итогам раскопок они написали научный труд, который актуален и сегодня. А уже летом-осенью 2012 года возле собора и внутри проводились раскопки, инициированные русским писателем Юрием Сбитневым.

Первым в строящемся Спасском соборе был захоронен сын князя Мстислава - Евстафий, который умер ещё совсем молодым при весьма загадочных обстоятельствах (+1033). А через три года здесь нашёл своё упокоение и сам князь Мстислав. Рассказывая о его кончине, летописец даёт князю такую характеристику: “Был же Мстислав дороден телом, румян, с большими глазами, храбр был в бою, милостив и очень любил дружину, имущества для нее не жалел, ни в питье, ни в пище не ограничивал ее”.

Многие черниговские князья нашли в соборе своё последнее пристанище. Назовём лишь страстотерпца князя Игоря Черниговского, убитого чернью в Киеве (+1147), и другого князя Игоря, героя «Слова о полку Игореве» (+1202). А также причисленного к лику святых блаженного Константина, митрополита Киевского, изгнанного из Киева и нашедшего своё последнее пристанище в Чернигове (+1159).

Черниговцы помнят своего первого летописного князя. Вот уже несколько лет в последние дни сентября возле Спасского собора проходит городской праздник культуры «Мстислав-Фест». В рамках праздника проходит выставка-ярмарка мастеров народного творчества, выставки художественных работ и литературы. В этом году завершился «Мстислав-Фест» литературно-музыкальной композицией «Дорогами «Слова о полку Игореве». «Слово…» звучало на древнерусском языке в исполнении ленинградского поэта А. Чернова. Запись поэмы подарила организаторам праздника русская поэтесса Л.Т. Туровская, побывавшая в Чернигове осенью этого года. Под звучание древней русской речи музыкальные и танцевальные коллективы города исполняли свои номера.

В память исторической победы князя Мстислава над Ярославом Мудрым, впервые в этом году по инициативе ряда общественных организаций и областной администрации был организован Международный фестиваль «Листвен-2012». Организаторы праздника одной из основных своих целей ставили «укрепление культурных и экономических связей братских славянских народов, привлечение внимания к истории Родины». Ну что же, цели благородные и нужные в столь непростое наше время.

Но как говорится, первый блин всегда комом. Много неувязок было в проведении нового фестиваля. Однако хорошее начало ещё одному красочному празднику на черниговской земле (после Сеньковки и Любеча) положено. Это ли не свидетельство тому, что свою историю Черниговщина знает и любит. Не забыт былинный русич Мстислав, славный витязь, оставивший о себе добрую память в древнем граде Чернигове.

Рецензии

Небольшое уточнение: Спасо-Преображенский собор в Чернигове - это древнейший сохранившийся древнерусский храм. На территории Украины и России есть храмы постарше: византийский храм Иоанна Предтечи в Керчи (8 век), аланские храмы на Северном Кавказе (10 век). Но это не древнерусские храмы…
А по древнерусским храмам:
Спасо-Преображенский собор в Чернигове заложен около 1030-1034 годов.
Самое древнее каменное строение сохранившееся на территории современной Белоруссии – Софийский собор в городе Полоцке Витебской области. Собор построен между 1044-1066 годами, разрушен в 1710 году, восстановлен в стиле виленского барокко в 1738-1750 годы.
Самый древний сохранившийся русский храм на территории современной России – Софийский собор в Великом Новгороде. Собор построен в 1045-1050 годах.

Всего Вам доброго.
С уважением,

Совершенно верно, черниговский Спасо-Преображенский собор - это древнейший из дошедших до наших дней древнерусских храмов. А в летописи упоминается под 1036 годом в связи со смертью князя Мстислава. Хоронили его в ещё недостроенном соборе, стены которого уже были выложены на высоту всадника, привставшего в стременах и поднявшего руку. Поэтому вполне естественно, что заложен он был раньше.
О Софии Киевской говорится, что она была заложена в 1037 году на месте, где Ярослав Мудрый разбил печенегов (правда, сейчас есть и другая версия, что собор был построен гораздо раньше, и уже существовал в 1022 году). Но София была построена быстро, и по традиции считается самым древним дошедшим до наших дней храмом Киевской Руси. А вот Спасо-Преображенский собор в Чернигове строился долго, достроил его только князь Святослав, второй сын Ярослава Мудрого, которому достался Чернигов по завещанию отца.

Просмотров