Информация защищаемая в режиме налоговой тайны. Какие сведения составляют налоговую тайну? Разглашение налоговой тайны

Налоговая тайна, в частности, включает производственную или коммерческую тайну налогоплательщика. Однако, судя по всему, защищаемой в их режимах информацией содержание налоговой тайны не ограничивается.

С правовой точки зрения тайна рассматривается как предусмотренный законодательством особый режим защиты той или иной информации. Согласно ст.102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Сведения о налогоплательщике являются налоговой тайной с момента постановки его на учет в налоговом органе. Налоговые органы, владеющие этой информацией, должны соблюдать режим налоговой тайны, т.е. осуществлять правильное ее хранение, передачу и использование.

До настоящего времени среди специалистов нет единого мнения, какую информацию необходимо относить к категории налоговой тайны. Отдельные специалисты не без оснований полагают, что к налоговой тайне следует относить информацию не только о налогоплательщиках, но и об иных лицах - налоговых агентах, банках, представителях и других лицах, которые вправе претендовать на сохранение тайны о них. Поэтому в условиях явного пробела в ст.102 НК РФ в отношении данных лиц вполне позволительно вести речь о профессиональной тайне указанных лиц. Кроме того, из содержания статьи следует, что налоговая тайна, в частности, включает производственную или коммерческую тайну налогоплательщика. Однако, судя по всему, защищаемой в их режимах информацией содержание налоговой тайны не ограничивается. Подобным же образом сконструированы также нотариальная, адвокатская, аудиторская тайны.

С.Д.Шаталов отмечает: «Чтобы гарантировать налогоплательщику конфиденциальность представляемой им в налоговые и таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, а также собираемой о нем контролирующими органами информации, в частности, для того, чтобы она не могла попасть к конкурентам или криминальным элементам, рассматриваемая статья (ст.102 НК РФ) предусматривает, что большинство сведений о нем квалифицируются как составляющие налоговую тайну и, следовательно, защищаются контролирующими органами от распространения и несанкционированного доступа. Рассматриваемая статья «закрывает» все сведения о налогоплательщике за исключением прямо поименованных».

В соответствии с п.4 ст.82 НК РФ при осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение законодательства. В настоящее время такая информация защищается в режиме налоговой тайны, которая является разновидностью конфиденциальной экономической информации.

Сведения, составляющие налоговую тайну, следует относить к профессиональной тайне должностных лиц налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и органов внутренних дел. Например, в п.5 ст.6 Федерального закона от 1 апреля 1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном учете в системе государственного пенсионного страхования» определено, что сведения, содержащиеся в открываемых Пенсионным фондом РФ на каждое застрахованное лицо индивидуальных лицевых счетах, относятся к категории конфиденциальной информации.

Налоговая тайна - предусмотренный законодательством о налогах и сборах специальных режим доступа и использования совокупности конфиденциальной информации о налогообязанных лицах, ставшей известной налоговым органам внутренних дел.

В качестве основного признака этого специального правового режима следует рассматривать объект налоговой тайны, основу которого составляет информация, необходимая для налогообложения, т.е. для правильного исчисления и своевременной уплаты налогов.

Юридическая конструкция налоговой тайны включает перечень сведений, которые однозначно к числу защищаемых не относятся:

Разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

- об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН);

О нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

- предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Основным источником информации, составляющей налоговую тайну, является сам налогоплательщик, которого законодательство о налогах и сборах обязывает к ее предоставлению. Согласно пп.4, 5, 7 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны:

Предоставлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

Предоставлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

Предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в предусмотренных случаях и в установленном порядке.

Помимо этого, налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения информацию, необходимую для их учета: об открытии или закрытии счетов - в 10-дневный срок; обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации; об объявлении несостоятельности, о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения; об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.

Налоговые агенты обязаны сообщать письменно в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика в течение 1 месяца.

Банки также располагают различной информацией о своих клиентах. Эта информация используется для целей учета налогоплательщиков и для налогового контроля.

Значительный объем информации налоговые органы собирают в процессе проведения ими действий по осуществлению налогового контроля. В этой связи отмечается, что в целях получения дополнительной информации и сбора доказательств должностные лица налоговых органов могут провести в ходе проверки такие процессуальные действия, как осмотр территорий, помещений, предметов и документов, инвентаризация, истребование документов, выемка документов и предметов, допрос свидетелей и экспертиза.

Также информация, относящаяся по содержанию к налоговой тайне, может быть получена и в процессе проведения органами внутренних дел оперативно-разыскных мероприятий, дознания и следствия. Получение, передача и хранение информации налоговыми органами имеет свои особенности и правовой режим соответствующих ресурсов. В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

- порядок документирования информации;

Право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

- категорию информации по уровню доступа к ней;

- порядок правовой защиты информации.

Ресурсы налогозначимой информации основываются на соответствующих информационных системах. Среди информационных систем налоговых органов в первую очередь выделяются архивы, реестры, базы и банки данных.

Основной информационной системой, формирующей ресурсы налогозначимой информации, следует признать Единый государственный реестр налогоплательщиков, который представляет собой систему государственных баз данных учета налогоплательщиков, ведущихся налоговыми органами, исходя из единых методологических и программно-технологических принципов и на основе документированной информации, поступающей в эти органы.

Для определения содержания информации, составляющей налоговую тайну, необходимо выделить следующие признаки налоговой тайны:

-сведения, полученные налоговыми, таможенными органами и органами
государственных внебюджетных фондов о налогоплательщике;

Сведения, как предоставленные налоговому, таможенному органам и органу государственного внебюджетного фонда налогоплательщиком, так и собранные ими самими, например в ходе проведения камеральной или выездной налоговых проверок.

К числу сведений налоговой тайны относятся также:

Информация, полученная от банков, органов регистрации, опеки и попечительства, учреждений социальной защиты, образовательных, медицинских учреждений, иных учреждений;

Любые сведения за исключением тех, которые определены в законе;

Предоставление информации, ее составляющей, правоохранительным органам РФ, другим государственным органам, организациям, учреждениям и гражданам осуществляется в установленном порядке;

Представляет собой часть более общего понятия - сведения конфиденциального характера;

Отличается от коммерческой тайны.

Для определения содержания налоговой тайны, по мнению М.Ю.Костенко, необходимо выявить: объект налоговой тайны; способ получения сведений, составляющих налоговую тайну; лиц, обязанных соблюдать налоговую тайну (субъекты обязанности); лиц, имеющих право требовать соблюдения налоговой тайны (субъекты права) 6 .

Сведения, составляющие налоговую тайну, могут быть:

Представлены налоговому органу налогообязанным лицом в процессе исполнения им обязанностей и осуществления прав, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

Получены органом налогового администрирования в процессе осуществления проверочных мероприятий;

Переданы налоговому органу иными органами государственной власти, органами власти муниципальных образований, организациями и физическими лицами;

Получены органом внутренних дел в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий и уголовно-процессуальных действий;

Предоставлены налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями);

Предоставлены налоговым органам Департаментом экономической безопасности МВД РФ.

Анализ законодательства о налогах и сборах позволяет выделить пять основных источников получения налогозначимой информации. В частности, такая информация может быть:

Предоставлена налоговому органу, таможенному органу, органу государственного внебюджетного фонда самим налогоплательщиком;

Сообщена налоговому органу налоговыми агентами, органами, осуществляющими регистрацию, и банками;

Собрана налоговым органом, таможенным органом, органом государственного внебюджетного фонда в процессе совершения действий по осуществлению налогового контроля;

Получена таможенными органами и органами внутренних дел в процессе проведения оперативно-разыскных мероприятий, дознания и следствия;

Передана налоговым органам другими контролирующими и правоохранительными органами в порядке информационного обмена, в том числе в рамках международного сотрудничества.

По общему правилу, установленному ст.10, 12 Федерального закона от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, которая в свою очередь, как уже отмечалось, подразделяется на информацию, составляющую государственную тайну, и конфиденциальную информацию.

Ранее мы уже установили, что информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является одной из разновидностей конфиденциальной экономической информации. Следовательно, доступ к ней должен быть ограничен. Такое ограничение составляет основу правового режима защиты соответствующей информации. В этой связи необходимо установить правовое значение термина «режим».

Под словом «режим» предлагается понимать установленный порядок жизни и деятельности для достижения каких-либо целей.

В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств, и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования. Имеется также утверждение, что правовой режим — это одновременно права, обязанности и ответственность; система мер, которая используется для достижения поставленных целей; система правового воздействия, состоящая в специфике приемов регулирования и его механизма. Существует версия, что правой режим есть особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании правовых средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъекта права 9 .

Следует также принять во внимание отраслевую принадлежность правовых режимов. Д.Н.Бахрах отмечает, что «правовой режим отрасли права

представляет собой совокупность юридических средств регулирования (отраслевой юридический инструментарий), опосредованных отраслевым методом правового воздействия и базирующихся на принципах, специфичных для данной отрасли».

Концепция обеспечения безопасности деятельности налоговых органов определяет защиту информации, отнесенной к налоговой тайне, прежде всего как принятие мер по обеспечению сохранности информационных ресурсов налоговых органов от незаконного распространения, искажения или уничтожения. С учетом этого режим доступа к информации, составляющей налоговую тайну, можно определить как совокупность правовых положений, обеспечивающих сохранность соответствующих информационных ресурсов.

Правовую основу этого режима составляют положения, закрепленные в ст.102 НК РФ. В соответствии с вышеуказанной статьей налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно ФНС России, МВД России и ФТС России. Например, Министерством внутренних дел России издан приказ от 26 декабря 2003г. №1033 «Об утверждении перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну (в ред. приказов МВД РФ от 20.02.2004г. №107, от 11.10.2005г. №825). Данный приказ устанавливает перечень должностных лиц, по запросам которых может предоставляться налоговыми органами информация, содержащая налоговую тайну.

Принимая во внимание то, что основной массив информации, составляющей налоговую тайну, является составной частью информационных ресурсов налоговых органов, следует обратиться к анализу соответствующих ведомственных актов ФНС России. Так, порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации, утвержденный приказом МНС России от 3 октября 2000г. №БГ-3-24/346, определяет, что предоставление конфиденциальной информации налоговыми органами осуществляется на основании письменных мотивированных запросов, оформленных на официальных бланках за подписью уполномоченного должностного лица, если иное не предусмотрено законодательством или соглашениями об обмене информацией. Указанные запросы не подлежат исполнению в случаях, когда предоставление конфиденциальной информации не предусмотрено законодательством, совместными соглашениями и приказами ФНС России и сторонних организаций; налоговые органы не располагают в готовом виде запрашиваемыми статистическими или информационно-аналитическими сведениями.

Доступ к конфиденциальной информации налоговых органов осуществляется на основании приказа МНС РФ 3 марта 2003г. №БГ-3-28/96 «Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов».

Данным приказом, например, не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям.

Конфиденциальная информация, содержащаяся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляется в порядке, предусмотренном Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков. Например, самим налогоплательщикам предоставляются сведения о них, носящие конфиденциальный характер, в двухмесячный срок после представления установленной законодательством годовой налоговой отчетности за прошедший год. Конфиденциальная информация из реестра предоставляется также правоохранительным и судебным органам в пределах их компетенции с учетом требований законодательства по защите информации.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках, правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и убедительно доказать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.

Порядок предоставления конфиденциальной информации несколько различается в зависимости от того, какие службы за ней обращаются. Прежде всего такая информация может быть предоставлена таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам внутренних дел, сотрудники которых сами имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Свои особенности имеет предоставление конфиденциальной налоговой информации подразделениям органов внутренних дел. В соответствии с п.5 Инструкции «О порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления», утвержденной совместным приказом №76/АС-3-06/37 от 22 января 2004 года «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений», передача материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих сведения, составляющих налоговую тайну, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации.

Предоставление конфиденциальной информации налоговыми органами органам прокуратуры и федеральной службы безопасности осуществляется в пределах компетенции указанных органов с учетом требований законодательства по защите информации.

Арбитражным судам и судам общей юрисдикции конфиденциальная информация предоставляется в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. По официальному мотивированному письменному запросу судьи материалы представляются непосредственно в суд. Информация, необходимая для принудительного исполнения взыскания, предоставляется также судебным приставам-исполнителям.

Информационный обмен осуществляют и другие органы государственной власти, имеющие доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Например, был заключен целый ряд межведомственных соглашений, предусматривающих информационный обмен. Целью этих соглашений являются: создание условий для повышения уровня информационного обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, принятия управленческих решений; обеспечение совместимости информационных ресурсов; организация обмена статистической и аналитической информацией; повышение эффективности использования государственных

информационных ресурсов. Со стороны МВД России информационный обмен предусматривает прежде всего предоставление информации о состоянии криминогенной обстановки в налоговой сфере и данных о нарушениях налогового законодательства.

Рассмотрев содержание налоговой тайны, на основании анализа действующего законодательства и резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. С правовой точки зрения соблюдение режима налоговой тайны рассматривается как предусмотренный законодательством особый режим защиты той или иной информации. А налоговая тайна в свою очередь - это предусмотренный законодательством о налогах и сборах специальный режим доступа и использования совокупности конфиденциальной информации о налогообязанных лицах, ставшей известной налоговым органам.

2. Основным источником информации является сам налогоплательщик, которого законодательство о налогах и сборах обязывает к ее предоставлению.

3. При определении содержания налоговой тайны необходимо выявить: объект налоговой тайны; способ получения сведений, составляющих налоговую тайну; лиц, обязанных соблюдать налоговую тайну; лиц, имеющих право требовать соблюдения налоговой тайны.

4. Важность института налоговой тайны состоит в том, что получение налогозначимой информации и соблюдение режима налоговой тайны позволяют защитить интересы налогоплательщиков, предупредить уклонение налогоплательщиков от представления в налоговые органы сведений о своей деятельности и, в конечном итоге, повысить эффективность работы налоговых органов.

К налоговой тайне относятся, в первую очередь, любые сведения, связанные с налогообложением налогоплательщика, но также информация иного характера, которая в ходе выполнения должностных обязанностей стала известна сотрудникам налоговых, правоохранительных, следственных, таможенных органов и работникам внебюджетных фондов.

Форма представления сведений не имеет значения. Информация, имеющая отношение к налоговой тайне, может поступить как на любых электронных носителях, так и в печатном варианте. Это могут быть документы, фотографии, аудиофайлы, видеозаписи.

Важно отметить, что каждый налогоплательщик имеет право потребовать соблюдения режима конфиденциальности только касательно сведений, имеющих отношение непосредственно к нему. Однако информация о других лицах, ставшая известной налоговым или другим органам, также должна находиться под охраной, но как профессиональная тайна. На практике может возникнуть ситуация, когда разглашение налоговой тайны в соответствии с требованием федеральных законов приведет к непреднамеренному раскрытию профессиональной.

Налоговую тайну составляют лишь те сведения, которые были получены в ходе законных действий государственных органов и при исполнении их сотрудниками должностных обязанностей. Налоговой тайной не являются сведения, размещенные в открытых источниках.

В налоговом кодексе нет перечня сведений, составляющих налоговую тайну. Тем не менее, к таким сведениям можно отнести:

  • информацию, отраженную в первичных документах налогоплательщика. Это могут быть кассовые документы, платежные поручения, товарные накладные, акты оказанных услуг и т.п.;
  • финансовую отчетность и документацию, не опубликованную в открытом доступе;
  • информацию о налоговых и страховых отчислениях во внебюджетные фонды;
  • сведения личного характера и информацию, относящуюся к коммерческой тайне организации;
  • сведения, имеющие отношения к научно-техническим разработкам, патентам, и т.п.

Законодательство в области налоговой тайны регламентирует не только ее сбор и порядок получения, но также обеспечивает соблюдение режима секретности, защиту от несанкционированного доступа, вводит уголовную, дисциплинарную и административную ответственность за ее разглашение и незаконную передачу третьим лицам.

Соблюдение режима налоговой тайны обеспечивает защиту конституционных прав, коммерческих и экономических интересов налогоплательщиков.

Налоговая тайна имеет некоторое сходство и взаимосвязь с понятием «банковская тайна». Банки и финансовые учреждения хоть и не заинтересованы в разглашении персональных данных своих клиентов, но тем не менее в ряде случаев, предусмотренных федеральными законами, обязаны предоставить требуемые данные налоговым, следственным и другим государственным органам. Отметим также, что с 2018 года начнет действовать глобальная система обмена финансовой информацией (CRS), в которую входит также и Россия, а это значит, что произойдут значительные изменения в принципах сохранения банковской тайны.

ФНС откроет налоговую тайну, а главбуха накажут вместо директора

На кого гендиректор сможет переложить ответственность, чем опасны зарубежные счета и какие данные о вашей компании рассекретят? Узнайте о последних новостях в налоговой сфере из статьи электронного журнала «Генеральный директор».

Какая информация не входит в содержание налоговой тайны

Сведения, не относящиеся к налоговой тайне, подробно перечислены в ст. 102 Налогового кодекса РФ. В отношении этих сведений конкретный налогоплательщик не может требовать соблюдения режима конфиденциальности.

Общедоступная информация

Защита персональных данных физических лиц, относящихся к налоговой тайне, регулируется Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных». Закон определяет, какие личные данные относятся к открытой информации:

  • ФИО – фамилия, имя, отчество;
  • дата и место рождения;
  • номера личных телефонов (мобильных и «домашних»);
  • сведения о профессии (место работы, должность и т.п.).

К общедоступным сведениям о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях принято относить:

  • наименование компании;
  • форму собственности и ведения бизнеса (ООО, ЗАО, ОАО, полное или смешанное товарищество);
  • адрес ведения деятельности ИП, юридический и фактический адреса организаций;
  • ФИО ИП и руководителя компании, а также ФИО членов совета юридического лица;
  • структуру органов управления ЮЛ.

Сведения об ИНН

ИНН налогоплательщика также является общедоступной информацией. Идентификационный номер налогоплательщика можно узнать, используя информационные сервисы налоговой службы.

Данные о нарушениях налогового законодательства

Данная информация имеет большое значение при выборе контрагента для осуществления сделок. Узнать о налоговых долгах организации можно по запросу в налоговую инспекцию. Также проверить возможную задолженность контрагента по уплате налогов и сборов можно на сайте ИФНС, используя ИНН налогоплательщика.

Данные о результатах налоговых проверок

Результаты налоговых проверок, а также информация о доходах и имущественном положении кандидата, а также его супруги (супруга) должна быть представлена членам избирательной комиссии, сформированной для проведения федеральных или региональных выборов. И хотя данная информация по своим признакам не относится к налоговой тайне, однако члены избирательной комиссии не имеют права разглашать ее третьим лицам.

Сведения о налоговом режиме налогоплательщика

Информация о выбранном режиме налогообложения также является открытой и не подлежит соблюдению конфиденциальности. Организация или ИП может быть на общем или специальном режиме налогообложения. К ним относят УСН, ЕНВД, ЕСХН, налоговый режим при выполнении соглашения о разделе продукции.

Данные, предоставляемые органам местного самоуправления

Сведения, предоставляемые налогоплательщиком в органы МСУ для расчета местных налогов и сборов.

1 мая 2016 года Федеральный закон №134-ФЗ внес значительные изменения по налоговой тайне в НК РФ. Существенно расширился список сведений, не относящихся к данному понятию. Отчасти это связано с необходимостью избегания противоречий с законодательными актами, требующими от отдельных категорий ЮЛ обязательного размещения в средствах массовой информации данных . Таким образом, с 1 июня 2016 года к налоговой тайне больше не относят:

  • сведения о доходах и расходах за прошлый календарный год в соответствии с бухгалтерской отчетностью;
  • данные о среднесписочной численности работников за предыдущий отчетный период;
  • информацию по недоимкам, пеням и штрафам;
  • сведения по суммам уплаченных налогов и сборов за прошедший календарный год.

Данная информация находится на информационном портале ФНС в свободном доступе.

  • Защита коммерческой тайны от нечестных конкурентов: важнейшие аспекты

Как получить доступ к налоговой тайне

Чтобы получить доступ к налоговой тайне, во-первых, необходимо направить письменный запрос на получение данной информации. Во-вторых, должны быть соблюдены следующие условия.

  1. Запрос предоставляется на фирменном бланке организации с указанием всех необходимых реквизитов, так как это официальное письмо, которое должно быть зарегистрировано.
  2. Способ отправления может быть любой: посредством электронной почты, курьерской службой, Почтой России и т.п.
  3. Письмо обязательно должно быть подписано руководителем организации/учреждения или лицом, исполняющим его обязанности, должностным лицом. Электронный документ должен быть заверен ЭЦП.
  4. Запрос должен содержать ссылку на нормативно-правовой акт или иной документ, предоставляющий право заявителю на получение сведений конфиденциального характера.
  5. Следует указать цель получения сведений, составляющих налоговую тайну, с указанием реквизитов конкретных документов (например, определения суда, судебные постановления, уголовное дело и т.д.), в которых обоснована необходимость получения информации.

Если при отправлении запроса не соблюдено хотя бы одно из этих условий, налоговый орган имеет право отказать в предоставлении сведений.

Ответная информация может быть выдана в бумажном или электронном варианте в зависимости от технических возможностей заявителя и налогового органа.

Кто может запрашивать сведения, составляющие налоговую тайну

1. Государственные органы и их сотрудники в рамках своей работы (судебные дела, проверки, следственные мероприятия и т.п.).

2. Информацией, составляющей налоговую тайну, могут интересоваться контрагенты налогоплательщика (поставщики, покупатели, кредитные учреждения, поручители, организации-займодавцы и т.д.). Может запрашиваться следующее:

  • персональные данные в отношении определенного физического лица;
  • данные о финансовом положении налогоплательщика, стоимости его активов и т.д.;
  • сведения коммерческого характера, маркетинговые исследования, производственные технологии, научно-технические разработки, стратегически планы развития – все, что можно отнести к коммерческой тайне.
  • сведения, охраняемые в режиме банковской тайны (информация о банковских операциях, выданных кредитах, вкладах, выписки с расчетного счета и т.д.).

Также часто запрашивают устав, копии учредительных документов, лицензии на осуществление деятельности, прочие разрешительные документы.

Целью получения такой информации является проверка надежности потенциального партнера перед осуществлением сделки. В некоторых случаях закон обязывает ее участников обмениваться документами и информацией такого рода до подписания договора, например, при проведении аукционов, тендеров, торгов. В остальных случаях истребование сведений, составляющих налоговую тайну, может являться доказательством проявления осмотрительности при выборе, например, поставщика. Отсутствие должной осторожности в таких ситуациях может являться основанием для отказа в вычете НДС и непризнания расходов для целей налогового учета, если контрагент оказался недобросовестным. Однако налогоплательщик имеет право ответить отказом на подобный запрос.

В этом случае можно обратиться в налоговую инспекцию с запросом на предоставление сведений, в отношении которых не соблюдается режим налоговой тайны.

Кроме того, могут запрашиваться сведения следующего содержания.

Документы бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерская отчетность. Отметим, что контрагенты налогоплательщика имеют право на ознакомление с бухгалтерской отчетностью за прошедший год. Для кого представляют интерес сведения, содержащиеся в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках? Для поставщиков, покупателей, инвесторов, кредитных учреждений, поручителей и т.д. Данные бухгалтерского учета могут размещаться публично и носят общедоступный характер.

Иная ситуация складывается с данными налогового учета, так как они уже являются налоговой тайной налогоплательщика согласно статье 84 (пункт 9) и статье 102 НК РФ. Государственные органы и внебюджетные фонды не имеют права распространять данную информацию, кроме случаев, когда организация выражает согласие на разглашение налоговой тайны. Кроме того, закон не запрещает организации добровольно и по своему усмотрению передавать эти сведения заинтересованным лицам.

Если в своей политике организация относит документы налогового учета к коммерческой тайне, они будут также регулироваться и охраняться соответствующим Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Кроме того, к данной категории информации могут быть отнесены сведения экономического, финансового и другого характера, если они нигде не размещены в свободном доступе. Для этого нужно:

  • подготовить соответствующие документы, в частности, прописать сведения, относящиеся к коммерческой тайне, в локальном нормативном акте;
  • определить общий порядок и принципы работы со сведениями и документами такого рода;
  • обозначить круг лиц, которые в силу своих должностных обязанностей сопричастны к данной информации, и проинформировать их об ответственности за разглашение сведений;
  • установить режим защиты коммерческой тайны, обеспечить должный контроль за его соблюдением;
  • нанести соответствующий гриф на все необходимые документы и другие носители информации.

Следует иметь в виду, что если утаивание какой-либо информации может угрожать общественным интересам, то такие сведения априори не могут относиться к коммерческой тайне.

Банковская карточка, банковские счета. При открытии расчетного счета в банковском учреждении оформляется банковская карточка с образцами подписей лиц, имеющих право заверять платежные и прочие банковские документы. Это могут быть образцы подписей руководителя, главного бухгалтера и других доверенных лиц на усмотрение руководства. Обязательность оформления данной карточки регулируется Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И, однако в этом законодательном документе нет указаний на необходимость ее предоставления каким-либо третьим лицам, например, при подписании договоров.

Тем не менее, участники сделки по взаимному согласию могут обменяться копиями банковских карточек в целях осуществления принципа должной осмотрительности при выборе контрагента. В качестве компромиссного варианта можно предоставить образец подписи только руководителя организации. Отказ от предоставления карточки также вполне правомерен.

Паспортные данные учредителей, директора. Все сотрудники организации имеют право на защиту персональных данных (дата рождения, адрес прописки и проживания, семейное положение, паспортные данные и т.д.) в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ и утвержденным в организации локальным нормативным актом «О персональных данных работников». Следовательно, за передачу сведений такого рода третьим лицам (в том числе контрагентам и партнерам компании) без письменного согласия сотрудников работодатель несет ответственность. Прописанные в договоре условия о передаче персональных данных и прочие договоренности являются прямым нарушением действующего законодательства.

Разглашение налоговой тайны

Сотрудники налоговых органов, внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, ФСС и ФФОМС, а также ряд экономических фондов), правоохранительных и следственных органов, таможенных органов, а также привлекаемые для работы экспертные организации и специалисты обязаны соблюдать налоговую тайну.

Кроме того, в обязанность вышеуказанных учреждений входит создание и соблюдение особого режима сбора, обработки, хранения и защиты информации, составляющей налоговую тайную. В государственных органах должен быть утвержден список должностных лиц, имеющих право на доступ к сведениям этой категории.

Разглашение налоговой тайны сотрудниками вышеперечисленных госорганов происходит в случаях:

  • распространения и передачи (в том числе продажи) сведений третьим лицам и организациям, если это не предусмотрено федеральными законами;
  • непреднамеренной потери документов и иных носителей информации.

Отдельно стоит сказать о консолидированной группе налогоплательщиков (КГН). На практике организации могут объединяться в крупный холдинг с целью минимизации налогообложения, условия создания которого регулируются главой 3.1 Налогового кодекса. В этом случае не является разглашением налоговой тайны получение сведений одним из участников КГН в отношении всех остальных членов холдинга.

Сведения о налогоплательщике могут быть выведены из-под налоговой тайны и перестать носить конфиденциальный характер. Это относится к следующей информации:

  • данные бухгалтерской отчетности;
  • результаты налоговых проверок;
  • данные выписок с банковских счетов, состояния лицевого счета;
  • сведения об обособленных подразделениях организации, филиалов, дочерних компаний;
  • сведения, содержащиеся в лицензиях, разрешительных документах и т.п.;
  • расчетные данные налоговых деклараций;
  • сведения о налоговых обязательствах, суммах начисленных и перечисленных в бюджет налогов, сборов, страховых взносов и т.п.;
  • сведения о доходах физических лиц из утвержденных форм налоговых деклараций.

Для того чтобы обеспечить свободный доступ к вышеперечисленной информации для заинтересованных лиц, требуется согласие налогоплательщика на разглашение налоговой тайны.

Письменное согласие необходимо отправить в налоговую инспекцию, к которой прикреплена организация согласно юридическому адресу или физлицо по адресу прописки. Предоставить документ можно лично или через доверенное лицо.

Кроме того, разместить письмо-согласие можно на официальном сайте ФНС через личный кабинет налогоплательщика.

Если налогоплательщик имеет усиленную ЭЦП, можно предоставить согласие в электронном виде через телекоммуникационные каналы связи (ТКС).

Чтобы у налогового органа не возникло повода для отказа в принятии согласия, необходимо полностью указать все реквизиты налогоплательщика:

  • полное наименование организации (для ИП – ФИО);
  • юридический адрес (адрес офиса для ИП);
  • ОГРН, ИНН, КПП;
  • подписи с расшифровкой ФИО руководителя или доверенного лица.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Уголовная ответственность наступает в соответствии со ст. 183 Уголовного кодекса РФ.

Часть 1 статьи 183 определяет ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Подкуп – получение информации или попытка получения за денежное, материальное или иное вознаграждение сотруднику организации или должностному лицу государственного органа.

Похищение – незаконное завладение информацией путем грабежа, кражи, обманным способом или в результате разбойного нападения.

Угроза – присвоение информации с помощью шантажа или угрозы физическим насилием, нанесением урона имуществу, представляющему материальную ценность для лица, владеющего необходимыми сведениями.

Также к преступлениям можно отнести завладение информацией с помощью прослушивающих устройств, компьютерных программ, позволяющих копировать контент с персонального компьютера и т.п.

Виды наказаний:

  • штраф в размере годового дохода обвиняемого или в размере до 500 000 рублей;
  • исправительные работы по основному месту работы на срок до 1 года;
  • принудительные работы на срок до 2 лет с удержанием из заработка, полученного в местах отбывания наказания, в пользу государства (но не более 20%);
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

К данной части статьи 183 относят преступления незначительной степени тяжести.

Привлечь к ответственности за подобные правонарушения могут любое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 статьи 183 устанавливает ответственность за распространение информации, относящейся к налоговой тайне, без согласия налогоплательщика. При этом сведения могут быть проданы, бесплатно переданы заинтересованному лицу или в обмен на материальные ценности, информацию, услуги.

Разглашение информации может исходить как от сотрудника организации, имеющего доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, так и должностных лиц государственных органов, владеющих информацией в силу своих рабочих обязанностей.

Предусмотрены следующие наказания:

  • штраф в размере заработка (дохода) привлеченного к ответственности лица за 2 года или до 1 000 000 рублей;
  • исправительные работы на срок до 2 лет, если преступление определено как небольшое или средней тяжести;
  • принудительные работы сроком до 3 лет;
  • лишение свободы на срок до 3 лет.

Кроме того, если судебное наказание ограничено штрафом, с обвиняемым должен быть расторгнут трудовой договор и введен запрет на работу в определенных должностях либо на осуществление видов деятельности, перечень которых определяется в судебном порядке. Срок действия запрета – максимально до 3 лет.

Часть 3 предусматривает ответственность за нарушения, указанные в частях 1 и 2 статьи 183 УК, но характеризующиеся более тяжкими последствиями и наличием злого умысла в действиях осужденного. К тяжким последствиям здесь относят причинение крупного ущерба вследствие утраты информации ее владельцем. Это могут быть как реальные финансовые или имущественные потери, так и упущенные возможности по получению дохода. Также к этой части статьи 183 относят преступления лиц, действовавших с корыстной заинтересованностью, собирая или распространяя информацию ради материальной выгоды.

Мера наказаний:

  • штраф в размере заработка (дохода) виновного лица за 3 года или до 1 500 000 рублей, а также аналогично части 2 статьи 183 осужденный лишается права занимать определенные должности или осуществлять некоторые виды деятельности. Срок запрета также составляет до 3 лет;
  • принудительные работы сроком до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 5 лет.

Исправительных работ в качестве наказания здесь не предусмотрено, так как обычно их применяют при совершении преступлений небольшой степени тяжести.

Часть 4 определяет ответственность за тяжкие преступления при особо отягчающих обстоятельствах. К таковым может относиться, например, повторное совершение правонарушения, совершение преступления с особой жесткостью, с применением физического насилия, с использованием оружия, химических, ядовитых веществ и т.п.

В зависимости от степени тяжести последствий для владельца информации в качестве наказания могут быть предусмотрены:

  • принудительные работы сроком до 5 лет – может быть альтернативой лишению свободы, только если преступление совершено впервые;
  • лишение свободы сроком до 7 лет.

В ряде случаев утечка информации, составляющей налоговую тайну, из налоговых, таможенных органов или органов внутренних дел может быть связана с ненадлежащим исполнением сотрудником указанных государственных учреждений своих обязанностей. Если в конечном итоге потеря документов привела к причинению крупного ущерба, такие действия должностного лица расцениваются как халатность, и за них предусмотрена ответственность по статье 293 Уголовного кодекса.

Потери и убытки, полученные налогоплательщиком в результате халатности должностных лиц, незаконных действий сотрудников госорганов или их бездействий, возмещаются в полном объеме из федерального бюджета. На это указывают статья 1069 Гражданского кодекса, статьи 35 и 103 Налогового кодекса и статья 13 Федерального закона «О налоговых органах.

Некоторые юристы считают, что при разглашении сведений, составляющих налоговую тайну и имеющих отношение к личной жизни налогоплательщика, может произойти причинение морального вреда, которое также необходимо компенсировать (на основании статей 151, 1099-1101 Гражданского кодекса). Но на сегодняшний день не сложилось достаточной судебной практики по данному вопросу.

Даже если преднамеренные или непреднамеренные действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов не привели к причинению крупного ущерба и тяжкого вреда, тем не менее в отношении виновных лиц предусматривается дисциплинарная ответственность согласно Федеральному закону от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». В качестве наказания может быть вынесение замечания или выговора, решение об увольнении и т.п.

Если нарушения, совершенные сотрудниками государственных органов, расценены как незначительные, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности, что подразумевает уплату штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей.

Не является правонарушением предоставление сведений по требованию суда или запросу правоохранительных органов в ходе проведения следственных мероприятий.

В каждой организации есть информация, которая обладает коммерческой ценностью, и разглашение которой является нежелательным. В различных ситуациях в состав такой информации могут включаться сведения о деятельности фирмы, ее контрагентах (наименование, ИНН, адрес), условия заключаемых ею сделок, различные внутренние проекты, расчеты и т.д.

При этом, желая ограничить доступ к подобным сведениям, компании обычно не выходят за рамки устных указаний своим сотрудникам, установления паролей на отдельных офисных компьютерах, а в крайнем случае - приобретения сейфа для хранения документов. Однако всех этих мер оказывается недостаточно, когда речь заходит о контрольных мероприятиях, проводимых различными государственными органами в отношении организации: при наличии соответствующих оснований компьютеры ими могут быть изъяты, сейфы вскрыты, а пароли - расшифрованы. В результате организация оказывается незащищенной перед лицом проверок со стороны различных контролирующих структур (налоговые органы, органы МВД и прокуратуры и т.п.)

О том, существуют ли правовые механизмы для защиты коммерческой информации от изъятия контролирующими органами, и пойдет речь в нашей сегодняшней рассылке.

Для особой информации - особый режим…

Возможность легальными способами защитить коммерческую информацию от разглашения появилась в российском законодательстве уже давно. Так, в соответствии с логикой главы 75 ГК РФ каждая организация вправе ограничить доступ к информации, связанной с ее предпринимательской деятельностью, а также установить в отношении нее режим коммерческой тайны, и тогда у этой организации возникнет исключительное право на использование соответствующих сведений, то есть, исключительное право на секрет производства (ноу-хау).

Но какая конкретно информация может быть защищена с помощью режима коммерческой тайны?! Ответ на этот вопрос содержится в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее - Закон о коммерческой тайне), согласно которому режим коммерческой тайны может быть распространен на любые сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам. К их числу может быть отнесена информация любого характера, в том числе результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, сведения о способах осуществления профессиональной деятельности - например, содержание сделок с контрагентами, результаты исследований рынка, отчеты сотрудников, содержание деловой переписки и т.д. Исключения составляют сведения, содержащиеся в учредительных документах, численность и состав работников, задолженность по выплате заработной платы и некоторые другие сведения.

Главная задача, которая достигается после установления организацией режима коммерческой тайны, заключается в том, что с этого момента конфиденциальность подпадающих под действие этого режима сведений охраняется законом, также как и интересы организации, связанные с неразглашением этих сведений (в т.ч. из-за необоснованного изъятия со стороны контролирующих органов, доведения до сведения контрагентов и т.п.). Ведь согласно п. 1 ст. 14 Закона о коммерческой тайне лица, необоснованно получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, могут понести за это дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную или уголовную ответственность.

Давайте разберемся: могут ли государственные органы на законных основаниях получить при проведении контрольных мероприятий доступ к информации, составляющей коммерческую тайну.

От чего защитит коммерческая тайна?

Общее правило, регламентирующее порядок предоставления государственным органам информации, составляющей коммерческую тайну, закреплено в ст. 6 Закона о коммерческой тайне. С одной стороны, в ней говорится, что по мотивированному требованию государственного органа о предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, обладатель этой информации предоставляет ее на безвозмездной основе. Вместе с тем, законом также предусмотрена возможность обладателя конфиденциальной информации отказаться от ее представления. В случае такого отказа соответствующий государственный орган вправе затребовать необходимую ему информацию только в судебном порядке.

Иными словами, если организация сочтет, что истребование у нее «засекреченной» информации может навредить ее интересам (например, из-за повышения риска ее утечки), она может отказаться от ее предоставления административному органу. И тогда насильственное изъятие соответствующей информации без санкции суда будет являться незаконным и станет основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Например, информацию, составляющую коммерческую тайну, не вправе изымать правоохранительные органы - для ее получения им необходимо будет обратиться за санкцией суда, который и должен будет принять решение об обоснованности такого изъятия. При этом даже если силовики осуществят насильственное изъятие той или иной информации у налогоплательщика в нарушение закона, впоследствии они все равно не смогут использовать ее в качестве доказательств, поскольку такие доказательства будут считаться полученными с нарушением закона.

Однако из общего правила есть одно обидное исключение, которое касается изъятия у налогоплательщика информации налоговыми органами. Дело в том, что действующее российское законодательство не препятствует налоговикам осуществлять выемку документов и предметов в порядке ст. 94 НК РФ, даже если на них зафиксирована информация, составляющая коммерческую тайну, и для этого им не надо получать специальную санкцию суда. Предпосылки для возникновения у налоговых органов особого статуса при работе с «засекреченной» информацией состоят в следующем.

Так, в налоговом законодательстве предусмотрен специальный институт, направленный на защиту конфиденциальности информации о налогоплательщиках - институт налоговой тайны. Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (за некоторыми исключениями). Все эти сведения имеют специальный режим хранения и доступа и не подлежат разглашению, в противном случае виновных лиц можно привлечь к ответственности. Это в полной мере обеспечивает соблюдение интересов проверяемого лица по сохранению конфиденциальности полученной налоговыми органами информации.

Вместе с тем, выемка документов и предметов налоговыми органами производится только на основании мотивированного постановления, причем исключительно в случае непредставления затребованных документов либо при наличии реальной угрозы уничтожения, сокрытия, изменения или замены этих документов. Доказать необходимость произведения выемки при отсутствии указанных выше обстоятельств достаточно трудно, поэтому налоговым органам проще привлечь для проведения выемки предметов милиционеров, для которых подобных ограничений нет. Тем более, что при проведении выездных налоговых проверок в состав проверяющих часто включаются представители МВД России, которые активно участвуют в ней, а при необходимости «содействуют» в изъятии предметов. Единственным препятствием для них может стать введение режима коммерческой тайны.

Однако для этого необходимо потрудиться. Посмотрим, в чем состоит порядок внедрения режима коммерческой тайны в организации.

Нюансы внедрения режима коммерческой тайны

На деле внедрение коммерческой тайны является весьма трудоемким процессом и требует профессионального подхода, поскольку данная процедура подвержена тщательной законодательной регламентации, и при несоблюдении каких-либо формальностей режим коммерческой тайны не будет считаться установленным, а соответствующая информация не получит защиты. Чтобы «режим секретности» начал действовать, необходимо выполнение нескольких обязательных условий, связанных с обращением конфиденциальной информации. Их лучше всего закрепить в специально разработанном Положении, которое утверждается приказом генерального директора. Что же это за условия?!

Прежде всего, необходимо определить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, исходя из существующих потребностей. Например, судя по опыту работы Консалтинговой группы «Экон-Профи», целесообразно отнести к числу информации, составляющей коммерческую тайну, любые сведения об условиях сделок между организацией и ее контрагентами, содержащиеся в договорах, актах и иных сопутствующих документах, внутренние отчеты о проделанной работе, бухгалтерские справки и т.п.

Обратите внимание: при определении перечня информации, составляющей коммерческую тайну, не всегда обязательно ссылаться на видовые признаки соответствующих сведений - обычно можно ограничиться их общими характеристиками: например, содержание электронной переписки сотрудников организации с представителями бизнес-партнеров.

Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, необходимо ограничить доступ. Выполнение данного условия достигается за счет введения специальных правил хранения материальных носителей информации, составляющей коммерческую тайну (например, документы - в сейфе, жесткие диски ЭВМ - в общедоступных местах, но при условии установления пароля), а также за счет наделения работников организации полномочиями по работе с такой информацией. При этом вопрос о полномочиях работников можно решить двумя путями: либо наделять каждого конкретного сотрудника определенными правами и обязанностями по работе с конфиденциальной информацией, либо в общем виде оговорить ограничения, вводимые для отдельных категорий сотрудников в связи с введением в организации режима коммерческой тайны. Не следует также забывать, что в трудовые договоры с ответственными сотрудниками следует внести дополнения об обязанности по соблюдению действующего в организации режима коммерческой тайны (в этом случае проще будет добиться выполнения установленных правил, а при необходимости - привлечь работника к дисциплинарной или материальной ответственности).

В-третьих, владелец конфиденциальной информации обязан вести учет лиц, которым она предоставляется или передается. В нашей практике ведение подобного учета обычно достигается путем утверждения соответствующих ведомостей (табелей), обязанности по ведению которых возлагаются на конкретных сотрудников организации.

Четвертым обязательным условием сохранности коммерческой информации является установление ограничений на использование такой информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров. Иными словами, работники и контрагенты, в случае получения доступа к такой информации должны быть уведомлены о статусе данных сведений, о порядке и условиях их использования.

Наконец, в-пятых, владелец информации должен обеспечить нанесение на материальные носители (документы, компьютеры и т.д.), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием на полное наименование организации и место ее нахождения (для нанесения грифов лучше заказать ненаборный штамп в специализированной организации). Несмотря на кажущуюся формальность данного требования, его соблюдение также обязательно, поскольку сам факт отсутствия грифа на материальных носителях является достаточным основанием для признания режима коммерческой тайны неустановленным. В то же время предназначение грифа вполне ясно: он сигнализирует посторонним лицам об особом статусе информации, зафиксированной на конкретном материальном носителе.

Только при реализации всех вышеперечисленных мер режим коммерческой тайны будет считаться установленным, и у организации появится возможность защищать информацию от разглашения. Еще раз отметим: соблюсти все тонкости в данном случае непросто, поэтому если у налогоплательщика существует реальная потребность в защите конфиденциальности информации, доверить проведение соответствующих процедур обязательно нужно специалистам соответствующего профиля.

По общему правилу, установленному ст. 10, 12 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, которая, в свою очередь, как уже отмечалось, подразделяется на информацию, составляющую государственную тайну, и конфиденциальную информацию.Защита информации - принятие мер по обеспечению сохранности информационных ресурсов налоговых органов от незаконного распространения, искажения или уничтожения. С учетом этого режим доступа к информации, составляющей налоговую тайну, можно определить как совокупность правовых положений, обеспечивающих сохранность соответствующих информационных ресурсов.Правовую основу этого режима составляют положения, закрепленные в ст. 102 НК РФ. В соответствии с ними налоговая Тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органа-Ми ФСЭНП, органами государственных внебюджетных фондов И таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, Предусмотренных федеральным законом. Поступившие в налоговые органы, органы федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно ФНС России, органами государственных внебюджетных фондов, ФСЭНП МВД России и ФТС России.Принимая во внимание то, что основной массив информации, составляющей налоговую тайну, является составной частью информационных ресурсов налоговых органов, следует обратиться к анализу соответствующих ведомственных актов МНС России. Так, порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации, утвержденный приказом МНС России от 3 октября 2000 г. № БГ-3-24/346, определяет, что предоставление конфиденциальной информации налоговыми органами осуществляется на основании письменных мотивированных запросов, оформленных на официальных бланках, за подписью уполномоченного должностного лица, если иное не предусмотрено законодательством или соглашениями об обмене информацией. Указанные запросы не подлежат исполнению в случаях, когда: предоставление конфиденциальной информации не предусмотрено законодательством, совместными соглашениями и приказами МНС России и сторонних организаций; налоговые органы не располагают в готовом виде запрашиваемыми статистическими или информационно-аналитическими сведениями. Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям. Конфиденциальная информация, содержащаяся в едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляется в порядке, предусмотренном Правилами ведения единого государственного реестра налогоплательщиков. Например, самим налогоплательщикам предоставляются сведения о них, носящие конфиденциальный характер, в двухмесячный срок после представления установленной законодательством годовой налоговой отчетности за прошедший год. Конфиденциальная информация из реестра предоставляется также правоохранительным и судебным органам в пределах их компетенции с учетом требований законодательства по защите информации.В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.Порядок предоставления конфиденциальной информации несколько различается в зависимости от того, какие органы за ней обращаются. Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям. Действующее законодательство предусматривает лишь возможность получения конфиденциальной налоговой информации. Прежде всего такая информация может быть предоставлена таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, сотрудники которых сами имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.Свои особенности имеет предоставление конфиденциальной налоговой информации органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям. Основные направления взаимодействия названных органов определяются соглашениями об основных направлениях взаимодействия и координации деятельности Министерства финансов РФ и Министерства внутренних дел РФ. В качестве одного из них определена организация порядка передачи налоговыми органами федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки налоговых преступлений.

размер шрифта

ПРИКАЗ МНС РФ от 03-10-2000 БГ-3-24346 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ... Актуально в 2018 году

2. Предоставление конфиденциальной информации правоохранительным и судебным органам, судебным приставам - исполнителям и взыскателям

2.1. Арбитражным судам и судам общей юрисдикции конфиденциальная информация предоставляется в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

По официальному мотивированному письменному запросу судьи материалы представляются непосредственно в суд.

2.2. Органам прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции и федеральной службы безопасности конфиденциальная информация предоставляется в пределах компетенции указанных органов с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам, при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.

Выемка документов в налоговых органах из дел налогоплательщиков в ходе следствия и дознания по уголовному делу должна производиться в строгом соответствии с требованиями статей , , 170, 171, и УПК РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, N 40, ст. 592) на основании мотивированного постановления следователя и с составлением протокола. Копия протокола должна вручаться под расписку должностному лицу налогового органа, у которого была произведена выемка документов.

Истребование в налоговых органах копий документов, оригиналы которых хранятся в других организациях, а также получение копий указанных документов производится с согласия руководителей налоговых органов, когда по обстоятельствам дела установление местонахождения подлинника может повлечь затягивание расследования и принятия решения по делу или материалу.

2.3. Таможенным органам предоставление конфиденциальной информации осуществляется в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224) и соглашения об обмене информацией МНС России и ГТК России.

2.4. Судебному приставу - исполнителю при отсутствии необходимой для принудительного исполнения информации о должнике налоговые органы в трехдневный срок со дня получения мотивированного письменного запроса предоставляют сведения об ИНН, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово - хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности. В случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документе адресу сообщается информация о его новом местонахождении.

Письменный запрос должен быть заверен печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием в нем даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника - юридического лица и его юридического адреса (фамилии, имени, отчества должника - физического лица и его места проживания).

2.5. Взыскателю по его заявлению и при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности предоставляются сведения о наличии или об отсутствии у должника - организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях.

При наличии у должника - организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях взыскателям предоставляется информация о наименовании указанных кредитных организаций и их местонахождении.

Просмотров