ЕГЭ: как выбрать дополнительный предмет

Невысокие результаты профильного экзамена ЕГЭ по математике существенно поменяли планы десятков тысяч российских старшеклассников. Летидор выясняет у экспертов и пресс-службы Рособрнадзора, как ситуация выглядит сегодня.

«Мы требуем пересмотра критериев перевода первичных баллов во вторичные ЕГЭ по математике (профиль)» - так начинается обращение к президенту РФ, под которым подписалось огромное количество выпускников этого года и их родителей. В настоящий момент участников петиции более 70 тыс., и их число каждый день растет.

Неоправданные ожидания

Старшеклассники, усиленно занимавшиеся весь год и претендовавшие на высокие баллы, признаются, что не смогли справиться со многими заданиями. И виной тому, по их мнению, слишком высокий уровень сложности заданий, не соответствующий методическим материалам школьной программы.

Евгений Должкевич, руководитель сети Образовательных центров «Хорошист» : «Для многих математика в школе – самый трудный экзамен. И это не случайно, с каждым годом экзамен ЕГЭ становится все трудней для сдачи. Было введено совершенно новое задание. Весь год ребята писали официальные пробные экзамены и решали эту новую задачку. Школьники и преподаватели примерно оценили уровень сложности этого задания и надеялись на такой же уровень на экзамене. Но все вышло иначе, задание было очень трудное и только единицы смогли решить его».

Результаты, с которыми можно было ознакомиться 21 июня (check.ege.edu.ru), подтвердили опасения: многие участники не заработали достаточного количества баллов для поступления в желанный вуз. Некоторые старшеклассники и вовсе провалили профильный экзамен по математике, не набрав 27 минимальных баллов из 100 возможных, поэтому вынуждены отказаться от обучения на технических и экономических факультетах, о которых так мечтали.

«ЕГЭ по математике действительно напугал школьников своими громоздкими заданиями, правильные решения для которых занимали по несколько страниц. При этом экзамен не вышел за рамки дозволенного. Каждая тема, представленная на экзамене, полностью соответствовала документам, опубликованным на сайте ФИПИ», – рассказывает Максим Косенко, преподаватель учебного центра MAXIMUM .

Массовое недовольство

Между тем, как нам сообщили из пресс-службы Рособрнадзора, «результаты профильного ЕГЭ по математике продемонстрировали снижение доли участников, не преодолевших минимальный порог в 27 баллов – до 15,3%».

Как мы видим, статистика отнюдь не пугает. Однако на деле имеем огромное количество случаев подачи апелляций, которые федеральная конфликтная комиссия (КК), как правило, отклоняет. Тысячи недовольных выпускников и их родителей не желают мириться с официальными оценками и считают, что ситуация изучена недостаточно хорошо.

Активные участники ситуации вспомнили слова В.В. Путина, сказанные в заявлении 6 февраля 2012 года: «…предлагаю ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут 100 тыс. и более подписей в интернете…». И решили воспользоваться возможностью.

Повысьте мне результат!

Свыше 70 тыс. участников подписали петицию с просьбой изменить экзаменационные результаты «ввиду немыслимо высокого уровня сложности заданий части С и несоответствия большинства заданий части В типовым заданиям, предоставляемым ФИПИ в интернет-ресурсах и методических материалах по подготовке к ЕГЭ».

На онлайн-платформе для петиций (www.onlinepetition.ru) сотни комментариев от разочарованных одиннадцатиклассников и их родителей, которые просят «пожалеть детей» и опасаются попыток самоубийства, которые может спровоцировать проваленный экзамен.

«Не хватило всего одного балла. Условие задания, в котором была допущена ошибка, было составлено таким образом, что его можно было интерпретировать равноценно двумя способами. Подавал на апелляцию, но в соответствии с правилами комиссия отклонила заявку, даже не выслушав, в чем суть. Прошу, как и тысячи других ребят, снизить пороговый балл», – пишет Владислав из Вологды.

Среди подписавших петицию президенту также немало тех, кто получил проходные 27 баллов. Однако даже сданный экзамен не является гарантией успешного зачисления в выбранный вуз. Дело в том, что многие инженерные и экономические вузы требуют от абитуриентов более высоких результатов. Например, для подачи документов в МФТИ (Московский физико-технический институт) и участия в конкурсе необходимо набрать 65 баллов и выше.

Ситуацию комментирует Гущин Дмитрий Дмитриевич, учитель математики и информатики, абсолютный победитель конкурса Учитель года России — 2007 и автор обучающей системы "Решу ЕГЭ" по математике : «Следуя зарождающейся моде, выпускники в этом году выступили с десятком больших и малых петиций с требованиями повысить всем баллы за различные экзамены, чтобы легче было поступить в вузы. Конечно, если всем одинаково поднять баллы, то для конкурсного набора в вузы ничего не изменится: кто был первым - останется первым, а кто последним - последним. Но на этот вывод математического образования авторов петиций, к сожалению, пока не хватает».

На пути к заветной цели

На сегодняшний момент петиция собрала 73582 подписи из 100000. Мы будем следить за тем, чем закончится эта история.

А пока известно только одно: всем, кто намерен не отказываться от мечты поступить в определенный вуз, можно отправиться на переэкзаменовку. Правда, как нам рассказали в пресс-службе Рособрнадзора, такая возможность представится только в следующем, 2017 году.

Математический профиль 2016: сладкий вкус успеха

По статистике, в этом году очень популярными среди старшеклассников являются учебные заведения по техническим и экономическим направлениям профессиональной подготовки. Для поступления в такие вузы требуется сдать профильный экзамен по математике. Поэтому неудивительно, что 6 июня на нем добровольно присутствовало немало участников – 440 тысяч.

Среди экзаменующихся выпускников определились лидеры, которым удалось добиться максимального результата: 5 009 ребят из разных городов России получили все 100 баллов. В 2015 году таких счастливчиков было меньше – 4 608 человек.

Школьники требуют от президента пересмотреть критерии перевода баллов по профильной математике.

Мы требуем пересмотра критериев перевода первичных баллов во вторичные ЕГЭ по математике (профиль) ввиду немыслимо высокого уровня сложности заданий части С и несоответствия большинства заданий части В типовым заданиям, предоставляемым ФИПИ в интернет-ресурсах и методических материалах по подготовке к ЕГЭ. Учащиеся должны иметь возможность поступления в вуз на базе школьного образования, коего уровня заданий на экзамене по математики предоставлено не было.

Посмотрим, что у нас тут за задания, для решения которых не хватает школьных знаний.

Задание 1: на арифметические действия «вычесть и умножить». 3 класс школьной программы церковно-приходской школы.

Задание 2: доступно ученику 2-3 класса, который понимает, что такое «числа» и «отношение сравнения».

Задание 3: повышенной сложности, оно уже требует знание теоремы Пифагора. 5-6 класс.

Задание 4: на вероятность, притом даже не на формулы, а просто на житейское понимание вероятности. Разумный ученик 5-6 класса решит эту задачу без проблем. Неразумный 11-классник - прочитав одну главу учебника.

Задание 5: 7 класс, на умение подставлять в уравнения и на степени. В 8 классе на информатике мы уже вовсю пользуемся степенями для решения задач на кодирование, которые на порядок сложнее задания №5.

Задание 6: простейшая геометрия, 7 класс.

Задание 7: на определение производной и её геометрический смысл. Даже если школьник этого не знает, задание на 100% типовое и разбиралось 100500 раз, о чём знаю даже я, учитель информатики, а не математики.

Задание 8: 10-11 класс, стереометрия. Простая задача, но может вызвать сложности у людей с отсутствующим пространственным мышлением. Хотя для её решения оно и не сильно нужно.

Итого: из 8 первых задач только последняя, на стереометрию, должна вызывать минимальные сложности у 11-классника. В целом, с большей частью этих заданий (и набором минимального проходного балла) должен справляться не 11-классник, а 7-классник.

Пошла вторая часть экзамена, на которую, собственно, и катят бочку в петиции.

Задание 9: на понимание определения логарифма (10 класс). Честно, я не помню ни одной формулы для логарифма, но задачу могу решить практически в уме, просто пользуясь определением.

Задание 10: просто подставить циферки. 7-8 класс.

Задание 11: на проценты. 5-6 класс. В особых случаях, если соображалка не работает, - на составление уравнения, тогда класс повышается до 7-го.

Задание 12: тут нужно уметь брать производную! 11 класс. Хотя, честно говоря, можно тупо построить по точкам и увидеть. Опять же: производная - табличная, которую в 11-ом классе дети решают по сто раз. Абсолютно типовое задание.

Задание 13: задание на подстановку и умение решать квадратное уравнение + грамотно писать ОДЗ. 9 класс!

Задание 14: стереометрия. Традиционно пропускаю, ибо кого она волнует.

Задание 15: задание на подстановку и квадратные уравнения. 9 класс.

Задание 16: простейшая геометрия 8-9 класса на доказательство. Если человек хотя бы чуть-чуть «врубается» в геометрию, задача не составит никакого труда, так как решается практически сразу после построения на бумаге фигуры.

Задание 17: задание на составление и решение квадратного уравнения. 8 класс.

Задание 18: чуть посложнее, требует размышлений на уровне 10-11 класса. Типовое, решалось ранее геометрически. Потенциально может быть нерешаемым для человека, не умеющего думать (оценка 5 из списка выше).

Задание 19: абсолютно типовая задача, ещё более простая, чем в демо варианте. На уровне рассуждений 7-8 класса. Не требует абсолютно ничего, кроме умения логически мыслить, что обязательно для изучения математики.

Итого: потенциально не решить можно стереометрию, которой традиционно мало времени уделяют в школе (задание 14) и уравнение с параметром (задание 18), так как в этом варианте геометрически оно решается существенно сложнее, чем в демо вариантах.
Вопрос: ну и где тут задачи, не входящие в школьную программу? Честно говоря, я даже разочарован уровнем этих задач, так как, на мой субъективный взгляд многие из них (в особенности, последняя) стали даже проще, чем демо. Изменения в задачах по сравнению с демо-вариантом (сравните сами - демо-варианты ЕГЭ 2016, выложенные ФИПИ) минимальны и касаются, в основном, циферок и иногда формулировок.

Я не знаю, какие результаты ЕГЭ будут в этом году, хотя я уверен, что чиновники сделают всё возможное, чтобы даже пришедшие на экзамен получили минимальный балл (как это было неоднократно сделано ранее, когда существенно понижался уровень первичных баллов, необходимых для этого), но тенденция начинает просматриваться: детей начинают заставлять сдавать не просто выученный набор задачек, как мы это делаем в школе, а - о боже! - заставляют решать задачки с немного изменёнными условиями (хотя изменения касаются далеко не всех задач и даже не большей части, сравните сами демовариант и этот).

И дети негодуют: как так, это что, мы теперь должны учиться, чтобы сдать экзамен?

Надеюсь, что да. Надеюсь, что в будущем варианты ЕГЭ новых лет будут кардинально отличаться от демо-вариантов. Надеюсь, что больше не будет типовых задач, которые проверяют не знание предмета, а умение заучить определённый пласт знаний. Надеюсь, что всё больше и больше заданий будут проверять понимание предмета, а не тупое знание формул. Это неизбежно скажется на результатах Единого экзамена, но селяви. Общество обязано понять, что уровень знаний падает, и падает катастрофически. Плохо это или хорошо - решать не мне.

Пора прекращать игру в образование, когда все стороны делают вид, что учат, дети делают вид, что учатся, а по факту мы имеем, что имеем: жалобы и петиции на «кого-то». Хотя начать нужно прежде всего с себя. И вместо заучивания к ЕГЭ объяснять детям в школе простые истины:

→ жизнь несправедлива - это раз;

→ если вы не учитесь, то это - ваша проблема, а не проблема школы или государства, - это два;

→ за свою жизнь отвечаете только вы - это три;

→ прекратите жаловаться на других людей и обстоятельства, а начните с себя - это четыре.

Возможно, тогда образование изменится в лучшую сторону.

Школьники, закончившие в этом году десятые-девятые классы, а также их родители непременно сталкиваются с дилеммой: какие же дополнительные предметы выбрать для сдачи ЕГЭ, чтобы успеть подготовиться и поступить в высшее учебное заведение? Дабы разобраться в этом вопросе, необходимо понимать: условно всю школьную программу можно разделить на гуманитарную, физико-техническую и естественно-научную. Причем два последних направления между собой связаны очень тесно.

Гуманитарное ответвление включает в себя такие предметы, как русский и иностранные языки, историю России, обществознание, литературу. Среди вышеперечисленных есть один обязательный для сдачи ЕГЭ - это русский язык. Иностранные языки, история России и литература - одни из наиболее сложных экзаменов. Вероятно, кадров в отраслях, связанных с данными дисциплинами, в нашей стране достаточно, с этим и связаны усложненные испытания для выпускников. Остается обществознание - самый популярный в России предмет при выборе дополнительных испытаний ЕГЭ. Частота его выбора связана с тем, что как таковой дисциплины "обществознание" не существует. Этот предмет включает в себя основы знаний в области экономики, истории, юриспруденции, психологии и т.д. Как правило, этими знаниями обладает любой эрудированный школьник, следовательно, экзамен должен быть сдан без особых усилий. Однако подмечен следующий факт: сдавая обществознание, школьник открывает для себя двери лишь в область экономики, бизнеса и менеджмента. Не густо, не правда ли? Да и конкурс на данные направления всегда несказанно высок.

Физико-техническое направление говорит само за себя и состоит из алгебры, геометрии, физики и информатики. Первые две дисциплины, объединившись под общим названием "математика" являются обязательными предметами при сдаче ЕГЭ. Естественно-научный профиль включает в себя такие науки, как химия, география, биология. Перечень данных предметов в последствии открывает перед абитуриентом многообразие интересных, перспективных и прибыльных специальностей. Экзамены по всем вышеперечисленным дисциплинам сдаются гораздо реже, чем гуманитарные предметы. Вследствие этого появилось неравномерное распределение студентов, избыток кадров в одной сфере и недостаток в другой, а также неравное количество бюджетных мест в ВУЗах страны. Чтобы здраво оценивать свои шансы на поступление, вы должны понимать, в каких специалистах нуждается наше государство сегодня. На данном этапе гуманитарный профиль не готов обеспечить всех желающих бесплатным обучением в ВУЗе; в это же время технический и естественнонаучный профиль сулит вам огромную вероятность получения желаемого образования.

Для сравнения, хотелось бы проанализировать перспективы при сдаче физики как дополнительного испытания на ЕГЭ. Какие же направления подготовки открывает этот предмет? Огромное множество, начиная от инженерии биомедицинских систем, нанотехнологий, заканчивая материаловедением и металлургией. Насколько высок должен быть результат, чтобы рассчитывать на бюджет? Если у вас меньше 36 баллов из 100, то экзамен окажется не сдан, однако вы ничего при этом не теряете: никаких двоек в вашем аттестате не появится. Если же вы набрали 36 баллов и выше, то вы смело можете рассчитывать на бюджетное место. До 50 баллов - региональный ВУЗ, от 50 - вероятно, вас возьмут и в столичный. И эти оптимистичные цифры возникли из-за нехватки специалистов в стране, из-за тотального стремления изучать иностранные языки и заниматься менеджментом, бизнесом, из-за избытка гуманитарных кадров. Именно поэтому ученики, сдающие обществознание на 75 баллов, в конце концов оказываются менее перспективны, чем ученики, сдавшие физику на 45.

Именно поэтому важнейший совет: не пугайтесь точных и естественных наук, а смело выбирайте данные предметы. Если до вашего экзамена остался всего год, а то и меньше, вам не следует отчаиваться. При правильном подходе к подготовке этого времени оказывается вполне достаточно, чтобы успешно пройти ЕГЭ и поступить в интересующее вас высшее учебное заведение.

Просмотров