Цивилизации асуров. Демоны (асуры) Кто такие асуры в индийской мифологии

И индуизме божества низкого ранга, иногда называются демонами , титанами , полубогами, антибогами, гигантами. Это связано с тем, что асуры находятся в бинарной оппозиции к сурам , богам индуизма, аналогично оппозиции «боги-титаны» или «боги-гиганты» в древнегреческой мифологии.

В буддизме асуры употребляются в контексте, отличном от индуистского, и по-другому интерпретируются.

Асуры в буддизме

В то время как боги сферы чувственного связаны с желаниями и переживаниями, асуры, завидуя богам, проявляют гнев, гордость, воинственность и хвастовство, их интересует власть и самовоздвижение.

В буддийских сочинениях сначала рассматривали чаще пять миров , чем шесть , а асуров помещали в мир богов .

В буддийской психологии состоянием сознания мира асуров считается переживание ярости и силы, когда ищется причина или обоснование чтобы вступить в драку, рассерженность на всех, невозможность оставаться спокойным и решить проблемы мирным путём.

С точки зрения силы, асуров помещают рангом выше людей, но ниже богов. Они живут у подножья горы Сумеру или в море вокруг неё. По другим классификациям асуров помещают ниже людей как более несчастных и лишённых разума существ.

Предводителя асуров именуют Асурендра (Pāli: Asurinda). Таких имеется несколько, так как асуры разделены на много группировок. Существуют, например, асуры Данавегхасы и страшные Калананьджаки. Главные лидеры асуров - Вемачитрин, Раху, Пахарада.

Мифы об асурах

Раньше асуры жили там, где теперь находятся тридцать три бога в мире Трайястримша на вершине горы Сумеру вместе с другими богами. Когда Шакра стал правителем богов, асуры на празднике выпили много вина Гандапана, такого крепкого, что Шакра запрещал его пить другим богам. Будучи ослабленными от опьянения, они не смогли сопротивляться Шакре, который сбросил их вниз с горы из сферы Трайястримша вниз, туда, где теперь мир асуров. Они увидели дерево Читтапатали, листва которого отличалась от дерева Паричхаттара, и узнали что их выбросили из мира богов.

После этого асуры заняты войной, вооружённые, они стали лезть на гору как муравьи, Шакра пытался с ними справиться, но их было очень много и он вынужден был отступить. Увидев, что повреждено гнездо Гаруды , он развернулся и направил свою колесницу против асуров. Асуры поняли, что он вернётся назад с большой армией, и бежали.

Несмотря на войны, были также и контакты между богами и асурами. Шакра полюбил Суджу, дочь вождя асуров Вемачитрина. Вемачитрин попросил дочь выбрать мужа среди асуров, но она выбрала Шакру, и он стал таким образом его зятем.

Связь с авестийской религией

Разделение божеств на два соперничающих лагеря характерно также для авестийской религии, где имеет место инверсия по отношению к индуизму, и «ахура» в имени верховного божества Ахура-Мазда , по-видимому, является вариантом слова «асура».

Современные интерпретации

Мастер тибетского буддизма, популярный в Великобритании и США, Чогьям Трунгпа , в годы холодной войны аллегорически использовал противопоставление богов и асуров, указывая, что подобно богам в буддизме, американцы погрязли в развлечениях и это мешает их духовному развитию, тогда как, подобно асурам, советские люди погрязли в зависти к американской жизни и бряцают оружием.

Асуры в литературе

В цикле «Тайный Город » Вадим Панов пишет о самой первой расе, Великом Доме Асур, полностью истреблённым во время Первой Войны Тёмным Двором, Великим Домом Навь.

См. также

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Асуры" в других словарях:

    - (др. инд. Asura, букв. «обладающий жизненной силой»), в ведийской и индуистской мифологии: 1) класс небесных персонажей, обладающий колдовской силой майя. В «Ригведе» А. могут быть и боги [адитьи (прежде всего Варуна и Митра), Агни, Индра и др.] … Энциклопедия мифологии

    - (самоназвание асура, асур) народность общей численностью 5 тыс. чел., проживающий на территории Индии. Язык асури. Религиозная принадлежность верующих: традиционные верования … Современная энциклопедия

    В индуистской мифологии могучие соперники и враги богов, низвергнутые с неба и превратившиеся в демонов … Большой Энциклопедический словарь

    асуры - асуры, асур, ед. ч. асура, ы, муж. (мифол.) … Русский орфографический словарь

    Асуры - (самоназвание асура, асур) народность общей численностью 5 тыс. чел., проживающий на территории Индии. Язык асури. Религиозная принадлежность верующих: традиционные верования. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Религиозные термины

    В индуистской мифологии могучие соперники и враги богов, низвергнутые с неба и превратившиеся в демонов. * * * АСУРЫ АСУРЫ, в индуистской мифологии могучие соперники и враги богов, низвергнутые с неба и превратившиеся в демонов … Энциклопедический словарь

    АСУРЫ - (Санскр.) Экзотерически элементалы и злые боги считаются вредоносными; демоны и не боги. Но эзотерически противоположное. Ибо в самых древних частях Риг Веды, этот термин употреблен относительно Высшего Духа, следовательно, Асуры духовны и… … Теософский словарь

    - (санскр., пали) персонажи инд. мифологии, вначале обитавшие на небесах и равные богам, а потом из за постоянных конфликтов с богами низвергнутые на более низкие уровни Вселенной, за что и получили свое название «а сура» означает «не боги». В… … Буддизм

    Асуры - 1. В вед. и индуист. миф. класс небесных персонажей, обладающий колдовской силой майя. В «Ригведе» А. могут быть и боги (адитьи прежде всего Варуна и Митра, Агни, Индра и др.), и (редко) небесные демоны противники богов. Но уже в… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Асур ы (от санскр. и пали «असुर», тиб. lha.ma.yin, кит. 阿修罗) — божества низкого ранга, демоны. Асуры противополжны Сурам - богоориентированным личностям.

Из книги Агхора. Кундалини. Роберт Свобода

Как каждое время года имеет собственные черты, так отличаются и юги. Даже типы существ, которые преобладают во вселенной, различаются в разные юги. Во время Сатья-юги дэвы (дословно, «сияющие») имеют шанс показать свою игру. Дэвов (суров) большинство людей называют богами. Это высшие эфирные существа, которые любят выручать людей, если их просят о помощи надлежащим образом. В их природе преобладает Саттва, поэтому это очень благожелательные существа. Но это не есть Саттва в чистом виде, поскольку мы обнаруживаем, что они, так или иначе, попадают в затруднительные ситуации. Кроме этого, они самодовольны. Как только они достигнут чего-то, они пытаются держаться за это и не хотят развиваться дальше. Самодовольство и удовлетворённость характерны для Тамаса. Из-за этих качеств их всегда завоёвывают асуры .

«Асуры («антисуры») - это тоже высокоразвитые духовные существа, но они завистливы и эгоистичны. Это порождения Тамаса, они вечно замышляют войны против дэвов, оспаривая их владычество над вселенной. Но они также обладают некоторой Саттвой, иначе им бы не пришло в голову предаваться аскезе. Им доступен аскетизм такого уровня, о котором дэвы могут лишь мечтать. К сожалению, когда в результате этой аскезы они обретают Шакти, они всегда ею злоупотребляют. Например, они научились контролировать умы других существ. Если бы они использовали это могущество в благих целях, они принесли бы огромную пользу вселенной. Но их сил хватает лишь на то, чтобы вводить в заблуждение.

«Есть существенная разница между саттвичным и тамастичным интеллектом, между интеллектом дэвов и асуров. Саттвичный человек, содержащий домашнее животное, смотрит на него как на чудо природы, наблюдает и восхищается им. Асур, обладающий тамастичным интеллектом, видит такое чудо и хочет его сломать, убить и съесть. Обычный американец смотрит на корову и думает: «Филейная говядина!» Однако обычный индиец посмотрит на корову и на то, как она кормит своих телят и вылизывает их, и подумает: «Мать!» Асуры не знают, как использовать любовь такого рода. Они не дураки, они - мошенники. Что делать с мошенником? Скажи мне. Дурака можно простить, а мошенника? Лучше оставить его в покое, и пусть делает что хочет. Зачем его беспокоить? «

«Правильно ли сказать, что сура означает «су» (хороший) + «ра» (биджа-мантра Элемента Огня), т. е. что у дэвов «хороший огонь», тогда каку асуров, антисуров, - «плохой»?»

«Это именно то, о чём я только что говорил. У дэвов саттвичный интеллект, их бхута-агни силён, и они не так привязаны к физическому существованию, как асуры, у которых силён джатхара-агни и чьи мозги наполнены Тамасом. Асуры направляют большую часть своей энергии в свои тела, но не в сознание».

«Есть люди, которые поклоняются асурам, но в конце концов они обычно сожалеют об этом».

«Разве вселенная не может обойтись без них и оставить лишь богов-альтруистов?»

«Невозможно иметь одно без другого. Если бы существовали одни дэвы, во вселенной наступил бы застой, и ничего бы не менялось, поскольку дэвы верят в статус-кво и изменяются лишь тогда, когда их к этому побуждают асуры. Асуры верят в изменения, они всегда пытаются попробовать что-то новое, тогда как боги неизменно пребывают в привычных местах. Но если бы существовали одни асуры, они бы, побуждаемые своим эгоизмом, вмиг разрушили бы вселенную. Природа создала две эти группы с тем, чтобы они уравновешивали друг друга. И это естественно: если бы не было зла, откуда взялось бы добро?

«Асуры получают возможность продемонстрировать свою игру в Кали-юге. Сатья-юга длится миллионы лет, а Кали-юга всего несколько сотен тысяч. Сатья-юга - это неспешное, почти статичное размышление, которому почти не мешают асуры. Поэтому, если ты хочешь постичь Бога во времена Сатья-юги, ты должен предаваться аскезе по крайней мере в течение десяти тысяч лет. Кали-юга, с другой стороны, сопровождается нарастанием асурической силы: быстрое изменение, с которым трудно совладать. Как ты видишь, основное различие между дэвами и асурами заключается в том, что дэвы обладают более пробужденным и пытливым интеллектом. Асура, как правило, делает как раз то, что ему делать не следует, и ошибок своих не понимает. Асуры подобны детям: они могут быть как очень добрыми, так и очень жестокими.

«Асуры могут достигать великих вещей, но они совершают и великие ошибки, и доверять им не следует. Следуя своим собственным путём, они могут стать замечательными сиддхами и даже - натхами и муни (бессмертные существа более высокого порядка), но никогда - риши».

«А почему нет?» Я начинал вникать в эту иерархию эфирных существ.

«Риши отвечают за вселенную. Если бы асур смог стать риши, весь мир погиб бы в одно мгновение. Асур никогда не сможет изменить свою природу настолько, чтобы стать дэвом, даже если ему удастся слиться с Высочайшим. К счастью для всех нас, не все асуры совершенны в садхане. Большинство из них весьма и весьма глупы. В течение некоторого времени они будут усердно следовать правилам и ограничениям садханы, а потом внезапно наплюют на всё - будут есть мясо, заниматься сексом и всем чем угодно. Это объясняется тем, что им не присуще ощущение чистоты.

«Это великое благословение - быть гуру в кругу асуров или быть их царём, потому что ты получаешь возможность превратить их в истинных знатоков Реальности! К несчастью, они склонны легко возвращаться к своим старым привычкам, поскольку присущую им природу нельзя изменить, и даже гуру вскоре утомляются от них. Я называю большинство американцев и многих индийцев асурами. Даже если они желают садханы, их трудности заключаются в том, чтобы последовательно ей следовать, поскольку им трудно совладать с основными правилами дисциплины. И я тоже от них устал».

Он замолк на некоторое время, а мне вспомнилась история из Брихадараньяка упанишады. Люди, боги и асуры пришли к своему отцу Праджапати и обратились к нему: «Пожалуйста, наставь нас». Праджапати сказал богам «Да» и спросил: «Вы поняли?» Полагая, что он имел в виду слово дама, которое означает «ограничение», они сказали: «Да, мы поняли. Ты велишь нам контролировать себя». Праджапати сказал им: «Вижу, что вы поняли», поскольку дэвы действительно неуправляемы. Затем Праджапати сказал людям «Да», что они поняли как дана, «давать», поскольку люди действительно жадны. И асурам он тоже сказал «Да», что они истолковали как дайя, «иметь сострадание», поскольку асуры действительно жестоки. Эта история оканчивается моралью, что человеку следует познать все три «Да», поскольку неуправляемость, скупость и жестокость в той или иной степени присутствуют в каждом из нас.

И злые боги - считаются вредоносными; демоны и не боги. Но эзотерически - противоположное. Ибо в самых древних частях "Риг Веды", этот термин употреблен относительно Высшего Духа, следовательно, Асуры духовны и божественны. Лишь в последней книге "Риг Веды", в ее позднейшей части, и в "Атхарва Веде" и "Брахманах" этот эпитет, данный Агни , величайшему ведийскому Божеству, Индре и Варуне , начал означать противоположное богам. Асу означает дыхание, и своим дыханием Праджапати (Брама) создает Асуров. Когда ритуализм и догма завладели лучшей частью религии Мудрости, первая буква а была принята как отрицательная приставка, и окончательное значение этого термина стало "не бог", и лишь Сура - божество. Но в Ведах Суры всегда связывались с Сурьей, Солнцем, и считались низшими божествами, дэвами.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Да, помимо тех Существ, которые, подобно Якша , Гандхарва , Киннара и др., будучи рассматриваемы, как индивидуальности , обитают Астральный План , существуют настоящие Дэвы , именно к этим категориям принадлежат Адитья , Вайраджа , Кумары , Асуры и все те высокие небесные Существа, кого Оккультное Учение называет Манасвин , Мудрейшими, первейшими среди всех, и кто всех людей сделали бы самосознательными духовно разумными Существами, которыми они и станут, если бы они не были «прокляты» и осуждены к падению в зарождение и быть рожденными, как смертные за их пренебрежение к долгу.

Сура, завоевавшие свою умственную независимость, сражаются с Сурами, лишенными этого и которые потому представлены, как проводящие свои жизни в исполнении бесполезных обрядов и поклонений, основанных на слепой вере – намек, который ныне обходится молчанием ортодоксальными браминами – и, благодаря этому, первые становятся А-Сурами. Первые и Разумом-рожденные Сыны Божества отказываются создавать потомство и за то прокляты Брамой и осуждены родиться людьми . Они низвергаются на Землю , которая позднее превращается по теологической догме в Адские Области.

Имя «Асуры» вначале давалось браминами без разбора тем, кто противились их ритуалам и жертвоприношениям, как это делал великий Асура, названный Асурендра. Вероятно, к этим векам следует отнести представление о Демоне, как о противнике и враге.

Эзотерически Асуры, превращенные в последствие в злых Духов и низших Богов, вечно находящихся в состоянии войны с Великими Божествами – есть Боги Тайной Мудрости. В древнейших частях Риг-Веды они есть Существа Духовные и Божественные, ибо термин Асура употреблялся для обозначения Высочайшего Духа и был тождественен великому Ахура зороастриан . Было время, когда сами Боги Индра, Агни и Варуна принадлежали к Асурам.

В Таиттирия Брахмане, Дыхание (Асу) Брама-Праджапати оживотворилось, и от Дыхания этого он создал Асуров. Позднее, после Войны, Асуры называются врагами Богов, отсюда – «А -су-ра», начальное а, отрицательный префикс – или «Не -Боги»;

«Боги» упоминаются как Сура. Таким образом, это связывает Асуров и их перечисленные в дальнейшем Воинства с «Падшими Ангелами» христианских церквей, Иерархией Духовных Существ, встречающихся во всех Пантеонах древних и даже современных народов – от зороастриан до Пантеона китайца. Они Сыны изначального Творящего Дыхания при начале каждой новой Маха-Кальпы или Манвантары, и принадлежат к той же категории, что и Ангелы, оставшиеся «верными». Они были союзниками Сомы (отца Эзотерической Мудрости) против Брихаспати (представлявшего ритуальный или церемониальный культ). Очевидно, они были низведены в Пространстве и во Времени до степени противодействующих Сил или Демонов приверженцами ритуалов, из за их возмущения против лицемерия, притворного культа и против формы, привязанной к мертвой букве.


"В нашем мире в настоящее время все более явно проявляется глобальная интегральная всеобщая зависимость всех от всех, во всех областях/плоскостях человеческой деятельности. Эта глобальная взаимосвязь парализует любые наши усилия регулировать что-либо прошлыми силовыми (политическими, экономическими, социальными) методами . Потому что мы можем управлять только направленно, эгоистически, в дискретной системе, принимая во внимание источник давления, объект давления, цель. А мир обрел интегральную, аналоговую форму всеобщей взаимной зависимости. Это проявление в человечестве его следующего уровня развития - состояния полного взаимодействия, как части одного организма. Таков эволюционный план нашего развития природой, план эволюции. Проявление в нашем эгоистическом индивидуалистическом обществе альтруистического образа нашей следующей ступени развития - выявляет нашу противоположность ей. Это и есть суть кризиса, нашего несоответствия следующей ступени".

Для чего я привёл эту обширную цитату? В ней кристаллизовано понимание принципиальной проблемы нашего времени. Дело в том, что сообщество людей, меняясь, уже не сможет вместить в себя для перерождения многих существ из других лок, в частности, локи асуров - они не будут иметь возможности реализации своих задач и склонностей, изначально чуждых, в общем-то, людям. Следует описать психологический портрет такого перерождения асуров среди людей, чтобы понять, почему с изменением качества людского сообщества на планете возникает невозможность реализации асурических проектов за счёт проекта "Человечество".


Психологические особенности человеко-асуров:

(сразу оговорюсь - это компилляция одной беседы, не думаю, что говорящие заинтересованы в публикации их имён, и еще - всех правоверных, кого ломает полицентричность используемых мною воззрений, прошу не читать и не мешать в дальнейшем)

По антропософским представлениям, асуры - это существа, отставшие от нормальной эволюции три эона назад. Т. е. теперь они должны были бы находится на ступени иерархии Начал. Чрезвычайно мощные духи и, в отличие от прочих демонических существ, имеют особое родство с "я" человека.

Уточню. Особое родство с человеческим "я" означает, в первую очередь, возможность влиять на этом уровне. Вплоть до одержания. Другие существа влияют преимущественно на страсти-желания, интеллект и пранические потребности (речь о влиянии на состояние прано-майя-коша). Одно из следствий такой связи и близости к людям - если другие существа из т. н. 8 классов (мамо, якши-ноджин, гьялпо и т. д.) создают предпосылки для возникновения зла нашем мире - асуры непосредственно приносят зло в мир.

Им свойственно отделять себя от остального мира. Есть "я" и "остальное". И закон жизни для асура - война, даже если в его человеческом воплощении это не профессиональный воин и даже не спортсмен, а вовсе художник или кабинетный учёный. Для него есть свои и чужие, а иногда - все чужие, только он сам для себя - свой. Для них чужд страх. Вообще. Они даже если и хотят испугаться - не могут (я не имею в виду в данном случае чисто физиологические реакции - они как легкие круги на глубокой воде). Волнение, чувство опасности - это да. Но не страх. Для них обязательно есть свой внутренний моральный кодекс, которого они придерживаются, несмотря ни на что. Им чужды человеческие страсти. Они феноменально целеустремлённые существа. Им свойственна гордость, иногда доходящая до невероятного. Например, они будут мстить за малейшую по отношению к себе провинность или точнее - за малейшее проявление неуважения к своей особе.

Совершенно незнакомо для асура чувство любви как ощущение взаимосвязи, взаимопроникновения. Именно поэтому новые условия тотальной взаимосвязанности в людском сообществе будут далее принципиально противоречить возможности воплощения асуров среди людей. Однако, это же подталкивает часть "асуров в людской шкуре" сопротивляться установлению нового положения дел на планете - скорее всего, путём эскалации агрессии - вплоть до разрушения цивилизации людей (что в плане перерождений выглядит как "ни себе, ни людям"). Не нужно удивляться разношёрстности мотиваций асуров в нашем мире - эти существа тоже бывают совершенно разного качества и уровня развития, просто Дхарма людей и Дхарма асуров принципиально различны. Но использование ими асурической кристаллизации для общего блага - вещь почти запредельная для понимания обычного человека. Для него демон и есть демон. Но антропоцентризм людей чаще всего заставляет их понимать других существ лишь относительно себя - люди в этой Вселенной склонны по старинке:) думать, что они Солнце этого мира или, как минимум, точка отсчета развития и деградации (то есть асуры для них вроде как существа, деградировавшие относительно людей, но это не так, мир асуров считается более высшей локой по отношению к миру людей). Антропоцентристская гордыня и зашоренность, впрочем, вообще не дет людям никого понять - ни зверей и сути их мира, ни духов и их проблем и специфики страданий. Именно поэтому в старой школе тибетского буддизма - нингма - профильной клешей локи людей называют гордость (но это, как видно из моего объяснения, весьма относительная характеристика - для развитой части асуров люди часто попросту глупы).

Но вернемся к асурам. В отличие от людей, они ясно могут осознавать других существ, но при этом люди и все существа вообще для них всегда - ДРУГИЕ. Несмотря на это, асур может быть совершенно, безоглядно предан. Он может быть идеальным рыцарем, который с лёгкостью пожертвует жизнью ради предмета своей преданности. И нужно сказать, что все эти особенности асура не являются непреодолимыми. Если он идёт по пути Дхармы (в силу её особенностей человеческая Дхарма ему вряд ли подойдёт), он придёт и к Со-Бытию, и к горячему чувству любви. Но у них свои препятствия на этом пути. В ведической истории тьма примеров, как асуры посредством невероятного упорства добивались неслыханных результатов в садхане (знаменитый демон Равана был невероятным почитателем Шивы). Но на что уходили добытые силы? Чаще всего - на реализацию позиции власти.

Что касается трудностей асурической кристаллизации личности, то, говоря языком психологии, асур обладает ведущей паранойяльной акцентуацией, что тот же Андреев увязывает с воздействием межинкарнационного пребывания в одномерных мирах на психику этих существ. Да, для асуров характерно тираноборство, которое из вышеописанного вполне объяснимо психологически - по механизму, описаному Юнгом: "длинные Тени отбрасывают на других". Асур видит и не терпит тиранию других ровно настолько, насколько его Тень, связанная с волевой потенцией его монады, сама является тираном, нынешним или потенциальным.

Добавлю еще: мысль о том, что "Россия - страна асуров", приходят ко мне не впервые именно из-за специфики описанного выше принципа их тираноборчества - уж больно хорошо это ложится на историю государства Российского. Другой знак - у нас в стране существует культ преклонения перед силой, так что даже праведность рассматривается именно как сила (в чём внутренне видно, прежде всего, желание иметь, получить, а не стремление работать в этом смысле над собой). Это видно и в среде православных, приверженных силе трех начал - чуду, тайне и авторитету, и в среде российских практиков буддийской ваджраяны, нацеленных на обретение силы как духовного плода. Тему "Россия - страна асуров" я впервые забросил на пару интернет-форумов в 2008 году. Выражение это стоит понимать так, что наша страна - территория влияния асуров, так же как Китай - страна нагов, а Сев. Америка - страна воинственных красных духов Цен.

(др.инд. Asura, букв. «обладающий жизненной силой»)

Полубоги сферы желания, обитатели одной из шести сфер существования в буддийской символике Колеса Бытия . В буддийском представлении обусловленное восприятие порождает шесть миров сансары, или иными словами "шесть путей перерождений". Поэтому их иногда называют «шестью путями страданий», «шестью уровнями», «шестью низшими реальностями-локами»: мир богов Дэвов - дэвалока мир демонов и/или полубогов Асуров мир людей мир животных мир голодных духов Претов - преталока мир адских существ Нараков - наракалока
Воплощение в том или ином мире зависит от деяний (кармы). В каждом из них существование различно по качеству, лучше всего чувствуют себя боги, хуже всех - обитатели адов. При этом все шесть миров в целом сопряжены со страданиями разного рода, и, описывая их, буддийские авторы в первую очередь обращают внимание на ущербность того или иного мира и сансары в целом. Мир асуров характерезует властность, зависть и ревность, потребность в борьбе, постоянное напряжение сил.
Различные школы буддизма допускают небольшие расхождения в описаниях лок. Некоторые школы используют Пять миров, исключая мир асуров, который соединяется либо с миром богав, либо с преталокой. Некоторые школы ставят мир асуров на ступень выше мира людей, а некоторые - ниже. Асуры были специально выделены в отдельный мир ламой Цонкапой .
Все эти миры, или "локи" - соотносимы с определенными состояниями сознания, которые изменяются от одного мира к другому. Человек способен почувствовать их вкус в течение одной жизни: наслаждение, обусловленное счастье - мир богов, властность, зависть, ревность - мир асуров, неведение, следование сиюминутным потребностям - мир животных; страсть и жажда - мир претов; гнев, агрессия - мир адов. Только люди отличаются возможностью принимать решение практиковать Дхарму и меняться сознательно. То, что человеческая жизнь - драгоценная возможность - одно из важнейших положений буддизма. Смысл этого утверждения в том, что все другие состояния не способны сознательно меняться и крутятся в сансаре в плену своих желаний и внешних обстоятельств. Даже боги пребывают в постоянном наслаждении и не способны на деяния, которые выведут их из круговорота сансары, асуры же постоянно заняты борьбой с богами. С этой точки зрения человеческое перерождение очень ценно.
В буддийском представлении существование в каждой из "лок"- миров длится до тех пор, пока не очистятся впечатления негативной кармы, а после этого существа перерождаются в лучших условиях. Появлению буддийского представления о завистливых полубогах асурах предшествовало существовавшее задолго до буддизма древнеиндийское верование из ведийской и индуистской мифологии, что существуют божества низкого ранга, иногда они называются демонами, титанами, полубогами, антибогами, гигантами. Это связано с тем, что асуры находятся в бинарной оппозиции к сурам, богам индуизма, аналогично оппозиции «боги-титаны» или «боги-гиганты» в древнегреческой мифологии.В «Ригведе» асурами могут быть и боги (адитьи), прежде всего Варуна и Митра, Агни, Индра и др., и (редко) небесные демоны - противники богов. Но уже в «Атхарваведе» под асурами стали понимаются только демоны, тогда как боги называются исключительно дева (deva-); в упанишадах боги также - сура (sura-), откуда толкование имени "асур" как «не-бог» (а-сура). Уже в позднеиндийской литературе формируется представление об ассурах. как высшем классе демонов, противостоящем богам, и битвы между ними образуют большую часть сюжетов, в которых участвуют асуры.
В буддизме понятие "асуры" употребляется в контексте, отличном от индуистского, и по-другому интерпретируются...... В буддийской мифологии асуры жили когда-то как боги в небе Траястринса (см. Девалока), но они были изгнаны главой этого неба Шакрой.Когда Шакра стал правителем богов, асуры на празднике выпили много вина Гандапана, такого крепкого, что Шакра запрещал его пить другим богам. Будучи ослабленными от опьянения, они не смогли сопротивляться Шакре, который сбросил их вниз с горы из сферы Трайястримша вниз, туда, где теперь мир асуров. Они увидели дерево Читтапатали, листва которого отличалась от дерева Паричхаттара, и узнали что их выбросили из мира богов. После этого асуры заняты войной, вооружённые, они стали взбираться на гору, Шакра пытался с ними справиться, но их было очень много и он вынужден был отступить. Увидев, что повреждено гнездо Гаруды, он развернулся и направил свою колесницу против асуров. Асуры поняли, что он вернётся назад с большой армией, и бежали. Несмотря на войны, были также и контакты между богами и асурами. Шакра полюбил Суджу, дочь вождя асуров Вемачитрина. Вемачитрин попросил дочь выбрать мужа среди асуров, но она выбрала Шакру, и он стал таким образом его зятем. Считается, что асуры обитают главным образом в пещере горы Меру и ведут ожесточённые бои с богами, хотя всегда терпят поражение. Яблоком раздора между асурами и богами является мифическое дерево Читтапатали, корни которого находятся во владениях асуров, но плоды созревают в небесах. В то время как боги сферы чувственного связаны с желаниями и переживаниями, асуры, завидуя богам, проявляют гнев, гордость, воинственность и хвастовство, их интересует власть и самовоздвижение.В мифологии ваджраяны асур символизирует зависть. В буддийских сочинениях сначала рассматривали чаще пять миров, чем шесть, а асуров помещали в мир богов. С точки зрения силы, асуров помещают рангом выше людей, но ниже богов. По другим классификациям асуров помещают ниже людей как более несчастных и лишённых разума существ.
В буддийской психологии состоянием сознания мира асуров считается переживание ярости и силы, когда ищется причина или обоснование чтобы вступить в драку, рассерженность на всех, невозможность оставаться спокойным и решить проблемы мирным путём.
Литература: Мифы народов мира ит.: Kuiper F. В. J., The Basic Concept of Vedic Religion, «History of Religions», 1975, v. 16, p. 107-20.

Просмотров