50 терминов по философии. Понятие - философия

Абсолютная идея – понятие гегелевской философии, заключающее в себе одновременно субстанцию и субъект, обозначающее универсум в его полноте, безусловности и всеобщности.

Аверроизм - направление в западноевропейском средневековом аристотелизме, восходящее к воззрениям арабского философа 12 века Ибн Рушда (в лат.традиции Аверроэс). Своеобразной формой обоснования независимого от откровения и теологии философского знания явилась авероистская теория двух истин.

Агностицизм (от греч. – недоступный познанию) - филос. учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Термин введен английским естествоиспытателем Т.Гексли в 1869 для обозначения филос.позиции, ограничивающей сферу компетенции философии рамками «позитивного» знания.

Академия (платоновская)- основана Платоном в 85 г. до н.э. Просуществовала шесть веков. Ее название происходит от имени мифического героя Академа, по имени которого был назван сад близ Афин. Руководил Академией схоларх, избиравшийся из ее членов. Члены Академии во многом добровольно ограничивали себя в мясоедении, плотской любви, во сне. Они занимались разработкой таких дисциплин, как философия, астрономия, естествознание, геометрия, особая роль которой была подчеркнута в девизе Академии: «Не геометр да не войдет!»

Аксиология философская – философская теория ценностей (см. ценность)

Акциденция (от лат. случай)- философское понятие, означающее случайное, несущественное, противоположное субстанциальному, т.е. существенному. Впервые это понятие встречается в работах Аристотеля.

Аллегория (греч. иносказание) – понятие, близкое к понятию «символ». Это иносказание, развернутое уподобление, закрепленное культурной традицией.

Анализ (от греч. расчленение) – в теории познания процедура мысленного расчленения явления, процесса, предмета. Противоположным ей является синтез. Это первая стадия исследования, когда теоретик переходит от общего описания предмета или явления к характеристике его структуры и свойств.

Аналитическая философия – направление в западной философии ХХ в., считающее собственно философией исключительно употребление языковых средств и выражений, толкуемое как подлинный источник постановки философских проблем. В аналитической философии два направления: лингвистическая философия и философия логического анализа. Философия логического анализа, применяющая аппарат современной математической логики, представляет линию сциентизма в современной философии, тогда как лингвистическая философия, отвергающая логическую формализацию в качестве основного метода анализа, выступает против культа научного знания и отстаивает «естественное» отношение к миру.

Антропоцентризм – мировоззрение, согласно которому человек помещается в центр мироздания, а бог на периферию.

Антиномия (от греч. противоречие закона самому себе) - одно из понятий «Критики чистого разума» Канта. Антиномии, по Канту, возникают при попытке мыслить мир как единое целое. Противоречия возникают от того, что имеет место попытка нашего разума экстраполировать приложимые только к миру «вещей в себе», понятия абсолютного и бесконечного на мир опыта и явлений.

Апейрон (греч. бесконечный) - термин древнегреческой философии, означающий бесконечное, отсутствие внутренних границ. Первым его употребил в VI в. до н. э. представитель Милетской философской школы Анаксимандр.

Апория (от греч. нет выхода) – трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом. Наиболее известными являются апории представителя древнегреческой философской школы в городе Элея – Зенона «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др.

Апология – оправдание, защита, защитная речь на суде, «Апология Сократа» - произведение Платона

Апологетика – творчество защитников христианского вероучения, выделяемое в отдельный период развития христианской философии

Апостериори и априори (лат. из последующего и предшествующего) – апостериори – знание, получаемое из опыта, а априори – знание, получаемое независимо от опыта. Встречаются у Декарта и Лейбница, наиболее часто употребляются Кантом. Априорной, по Канту, является только форма, способ организации знания. Заполняясь апостериорным содержанием, априорная форма придает научному знанию характер всеобщности и необходимости.

Атман – понятие древнеиндийской философии и религии, синоним индивидуальной души

Атараксия (греч. невозмутимость) – понятие философии Эпикура, идеальное душевное состояние, к которому должен стремиться человек. Она достигается избавлением от страха перед богами и смертью.

Брахман (санскр.) – в древнеиндийском религиозном умозрении высшая обьективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем,что в нем находится.

Бессознательное – ключевое понятие философии фрейдизма, означающее совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Бытие – философская категория, обозначающая всю существующую реальность. Ключевое понятие философии. Оно было выдвинуто греческими досократиками, одни из которых рассматривали его как единое, неподвижное, самодостаточное и самотождественное (Парменид), другие – как перманентное становление (Гераклит). Они различали бытие по истине и по мнению, т.е. идеальную сущность бытия и его реальное существование.

Варна – закрытое социальное сословие

Волюнтаризм – направление в философии, сторонники которого считали волю предельным основанием бытия.

Воля – способность к выбору цели, деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Ключевое понятие философии Шопенгауэра, для которого воля является предельным основанием бытия.

«Вещь в себе» - одно из основных понятий философии Канта, согласно которому теоретическое познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно непознаваемой их основы, рассудочно мыслимых предметов. Адекватный перевод с немецкого языка «вещь сама по себе»

Герменевтика (от греч. истолковываю) – теория толкования текстов. В древнегреческой философии – искусство понимания, у неоплатоников – интерпретация произведений Гомера, в христианской традиции – искусство толкования Библии. Современное направление западной философии, основными представителями которого являются Бетти, Гадамер, Рикёр.

Гилозоизм (от греч. слов материя и жизнь) – термин, введенный в XVII в. для обозначения натурфилософских идей и концепций, отрицавших границу между живым и неживым, и рассматривавшим жизнь в качестве имманентного свойства материи вообще.

Гносеология (от греч. познаю и учение) – теория познания, изучающая законы и категории перехода от незнания к знанию.

Гуманизм (от лат. человечный) – в узком смысле слова – философское движение эпохи Возрождения, в широком – исторически развивающаяся система воззрений, признающая в качестве нормы отношений между людьми справедливость, равенство, человечность и считающая благо человека и его право на развитие, свободу и счастье критерием оценки социальных институтов.

Дао – путь развития всех вещей в мире

Даосизм – национальная религия Древнего Китая, остающаяся живой религией; философская школа Древнего Китая

Дедукция (от лат. выведение) – понятие, обозначающее процесс логического вывода, перехода от общего к частному. Термин впервые употребил Боэций, но понятие дедукции как доказательство данного предложения посредством силлогизма ввел Аристотель.

Деизм (от лат. бог) – понятие. Противостоящее теизму, в основе которого находится представление о божественном провидении, постоянной связи человека и бога. По деизму, бог сотворил мир, но после этого не вмешивается в его процессы и события. Родоначальником деизма считают англичанина лорда Черберри (XVII в.), деистами были Вольтер, Кант, Ломоносов.

Детерминизм (от лат. определяю) - философское учение, в основе которого лежит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) порождает с необходимостью другое (следствие).

Дуализм (от лат. два) – философское учение, признающее равноправными два начала: идеальное и материальное. Противостоит монизму.

Диалектика (от греческого искусство вести беседу, спор) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

Естественность – понятие даосизма, использующееся для характеристики Дао.

Идеализм – общее обозначение филос.учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Не путать со словом «идеал». В философском смысле идеализм в этической области означает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности.

Интровертивный и экстравертивный (от лат. intro – внутрь, extra – вне, снаружи и verto –поворачиваю, обращаю) - обращенный внутрь и обращенный вовне, психологическая характеристика двух типов личности: направленной соответственно на внутренний мир мыслей и переживаний, самоуглубленной, и направленной на внешний мир и деятельность в нем, отличающейся преобладающим интересом к внешним обьектам. Понятия введены К.Г.Юнгом.

Имманентное (от лат. пребывающий в чём-либо) – понятие, означающее то или иное свойство, внутренне присущее предмету или явлению.

Инь и ян (кит., букв. – темное и светлое) - категории китайской философии, выражающие идею универсального дуализма мира: пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, женское и мужское, земное и небесное.

Индукция (от лат. наведение) – логическое умозаключение от единичных данных к общему выводу. По своему характеру индукция противоположна дедукции. Индукция бывает полной, когда для получения общего вывода рассмотрены все сходные случаи, и не полной, когда все сходные случаи не представляется возможным рассмотреть.

Индивидуализм (франц. individualizme) - тип мировоззрения, сутью которого является в конечном счете абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причем не какому-то определенному социальному строю, а обществу вообще, миру в целом.

Интеллигибельный (от лат. умопостигаемый), сверхчувственный – философский термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и не доступный чувственному восприятию. Такими объектами в истории философии были идеи Платона, бестелесные сущности, усматриваемые умом. У Канта интеллигибельными являются «вещи в себе», ноумены, которые могут мыслиться, но не могут познаваться.

Интуиция (от лат. пристально смотрю) – способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. У разных философов в истории философии это понятие включало разное содержание: интуиция как форма непосредственного интеллектуального знания у Декарта; как инстинкт – у Бергсона, как бессознательный первопринцип творчества – у Фрейда.

Иррационализм (от лат. «Irrationalis» – неразумный бессознательный) - направление философии, в котором ограничивается или вообще отрицается познавательная сила разума. Сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него. Чаще всего к иррационализму принадлежат субъективно–идеалистические учения, например, философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон), экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер и т.д.).

Категории (от греч. высказывание) – предельно общие философские понятия, отражающие наиболее существенные связи и отношения действительности и познания. Первые категории возникли в философских учения древности, и их авторы пытались с помощью этих категорий выявить принципы бытия: бытие, идея, сущность, количество, качество, отношение и т. д.

Категорический императив (от лат. imperativus) - термин, введенный Кантом в «Критике практического разума» и обозначающий основной закон его этики. Главный смысл которого в абсолютизации морального поведения человека, видящего в другом человеке всегда цель и никогда средство.

Карма (санскр. – действие, дело, жребий) - закон воздания, одно из центральных понятий индуистской философии, дополняющее доктрину перерождения.

Космоцентризм – мировоззрение, согласно которому космос мыслится как структурно организованное и упорядоченное целое, а человек как часть этого мира, как микрокосм.

Концептуализм (от лат. conceptus - понятие) – философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят обьединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. Пьер Абеляр утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом. Джон Локк обьяснял происхождение универсалий, общих понятий деятельностью разума.

Креационизм (от лат. creatio - сотворение) - религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистических религий – иудаизма, христианства, ислама.

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Существует более 500 определений этого слова.

Космос – в переводе с древнегреческого означает «порядок». Космос или порядок в античной философии противопоставлялся Хаосу как беспорядку, смещению.

Космология – учение о происхождении мира, о процессе его становления, который привел к его современному состоянию.

Космогенез – сам процесс образования и становления мира.

Майевтика (от греч. повивальное искусство) – так называл свой метод Сократ, видевший свою задачу в том, чтобы в процессе дискуссии, ставя всё новые и новые вопросы, побуждать своих собеседников самим находить, «рождать» истину. Сократ считал, что, помогая рождению истины в других людях, он делает в нравственной области то, что делала его мать-повитуха.

Материализм – направление в философии, утверждающее первичность материи, природы и вторичность сознания, мышления.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Медитация (от лат. размышляю) – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности. Существует культовая, религиозно-философская, психотерапевтическая, дидактическая, медитативная практика. В античной философии медитация выступала как необходимая предпосылка теоретического мышления. Большую роль медитация играет в школах современного психоанализа, ставящих целью интеграцию личности.

Метафизика (от греч. после физики) – учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Термин был введен систематизатором произведений Аристотеля Андроником Родосским в I в. до н.э. В истории философии долгое время употреблялся как синоним философии.

Мокша – освобождение от сансары

Микрокосм – «малый космос», т.е. человек, рассматривался в античной философии в качестве аналога большого космоса – макрокосмоса, т.е. всей Вселенной.

Мировоззрение – система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Монизм - философское учение, в котором признается существование только одного первоначала бытия. Монистами являются все последовательные материалисты (Демокрит, Дидро, Гольбах, Маркс) и все последовательные идеалисты (Августин, Фома Аквинский, Гегель).

Наука – особого рода деятельность с целью получения и производства знаний; совокупность знаний (процесс познания), отвечающих определенным критериям; социальный институт, т.е. совокупность организаций, занимающих самостоятельное место в общественной структуре и служащих выполнению соответствующих общественных функций.

Натурфилософия (от лат. natura - природа) - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Недеяния принцип - у-вей, принцип недеятельного отношения к миру в противовес западноевропейскому активизму.

Номинализм (от лат. имя) – философское учение, отрицающее онтологическое знание общих понятий. Сторонники номинализма утверждают, что общие понятия-универсалии существуют только в мышлении и не существуют в действительности. Возникнув в древнегреческой философии киников и стоиков, номинализм получил свое специфическое развитие в эпоху Средневековья, когда главными его представителями были Дунс Скот, Оккам. В Новое время номиналистами были Гоббс и отчасти Локк.

Ноумен (греч.) - понятие идеалистической философии, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена как обьекта чувственного созерцания. Совокупность ноуменов образует умопостигаемый мир.

Окказионализм (от лат. случай) – радикальное решение дуалистической постановки Декартом вопроса о взаимоотношении души и тела. Автор окказионализма Мальбранш (1638 – 1716) понимал взаимодействие тела и духа как результат непрерывного «чуда» – прямого вмешательства божества в каждом конкретном случае.

Онтология (от греч. сущее и учение) – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Часто понятие онтология отождествляется с понятием метафизика. Впервые термин появился в 1613 г. в «Философском лексиконе» Р. Роклениуса.

Объективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т.п.)

Пантеизм (греч. все и бог) – философское учение, отождествляющее мир и Бога. Термин был введен практически одновременно идейными противниками английским философом Дж. Толандом (1705) и нидерландским теологом Й. Фаем (1709). Однако с содержанием этого понятия мы встречаемся значительно раньше. Особенно ярко пантеистические тенденции проявились в творчестве мыслителей эпохи Возрождения, таких как Н. Кузанский, Д. Бруно, Т. Кампанелла.

Парадигма (от греч. пример, образец) – образец постановки исследовательской задачи и образец её решения.

Патристика – учение святых отцов христианской церкви.

Пролегомены (от греч. введение) – разъясняющее введение, имеющая целью ознакомить с методами и задачами данной науки. Философское значение данному термину придал Кант своей работой «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука». Для Канта пролегомены – это руководство к определению природы философского знания.

Плюрализм – философское учение, в котором признается существование многих (более двух) первоначал бытия. В основном плюрализм встречался в философии Древнего мира, например, Эмпедокл признавал в качестве первоначал четыре стихии (Земля, Огонь, Вода, Воздух) и две силы (Любовь и Вражда).

Полисемантичность – многозначность.

Рационализм (от лат. разум) - философское направление, признающее разум основой познания. Рационалистическая традиция возникает ещё в Древней Греции, со времен Парменида, различавшего знание «по истине» (полученное посредством разума), и знание «по мнению» (полученное посредством чувственного восприятия). Однако самим термином «рационализм» начинают пользоваться лишь в XIX в.

Редукция (лат. возвращение к прежнему состоянию) – термин, обозначающий процесс, приводящий к упрощению структуры объекта, а также методологический приём сведения каких-либо данных к более простым, исходным началам. Особое значение этот термин имеет в феноменологии Гуссерля.

Релятивизм (от лат. relativus - относительный) - методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.

Рефлексия (от лат. отражение) – размышление, осмысление и осознание самого себя, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая строение и специфику духовного мира человека.

Ритуал – одна из форм символического действия, выражающая связь субьекта с системой социальных отношений и ценностей и лишенная какого-либо утилитарного и самоценного значения.

Сансара (санскр. – блуждание, круговорот) - одна из основных концепций индийской философии и религии, в том числе индуизма, буддизма, джайнизма. Восходит к первоначальным анимистическим верований. Суть - в бесконечном перерождении души.

Самосознание - сознание направленное на самое себя, при этом сознание не отождествляется с «Я».

Сенсуализм (от лат. чувство) – философское направление, по которому чувства являются главным источником достоверного знания. В противоположность рационализму сенсуализм выводит всё содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок к эмпиризму, считающим чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Силлогизм – форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух суждений следует заключение той же логической структуры.

Система (от греч. – целое, составленное из частей, соединение) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенность целостность, единство.

Скептицизм (от греч. исследующий) – философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности. Направление было основано древнегреческим философом Пирроном в IV в. до н.э. Скептики отвергали существование причин явлений, движение и возникновение. Для них видимость была единственным критерием истины.

Спекулятивное (от лат. созерцаю) – тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту при помощи рефлексии и направлено на осмысление основ науки и культуры. Спекулятивное знание – это исторически определенный способ обоснования и построения философии. Идея о спекулятивном характере философии служила нормой утверждения суверенности философского знания и его не сводимости ни к обыденному, ни к специально-научному знанию.

Стоицизм – школа древнегреческой философии, получившее название от портика (стоя) в Афинах, основанная Зеноном из Китиона около 300 г. до н. э. Ведущее место в этой философии принадлежит этике, опирающейся на натурфилософию и логику.

Субстанция (лат. нечто, лежащее в основе) – реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства. Предельное основание, позволяющее сводить многообразие к чему-то относительно устойчивому, самостоятельно существующему. Термин связан с именем Боэция.

Схоластика (от греч. школьный) – тип философии, которую характеризуют соединение догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Такой тип философии был доминирующим в Западной Европе в средние века.

Сциентизм (от лат. наука) – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточным условием ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма является не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Сциентизм утвердился в западной культуре с развитием научной революции в конце XIX в.

Субъективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «я».

Тезис (от греч. утверждение) – в философии Гегеля исходный момент в процессе развития, составляющий вместе с антитезисом и синтезисом триаду.

Теология – (от греч. бог и учение, слово) – учение о боге, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического мировоззрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

Телеология (от греч. результат и учение) – учение о цели и целесообразности. Постулирует целевой вид причинности – для чего совершается тот или иной природный процесс. Характерной чертой телеологии является антропоморфизация природных процессов.

Теодицея (от греч. бог и справедливость) - обозначение философского учения, пытающегося согласовать идею "благого" божественного управления с наличием мирового зла, оправдать это управление перед лицом темных сторон бытия. Термин введён Лейбницем в 1710 г. в трактате "Теодицея".

Теоцентризм – мировоззрение, согласно которому в центре мироздания помещается Бог.

Томизм (от лат. Фома) - направление в схоластике и теологии католицизма, связанное с влиянием Фомы Аквинского. Для томизма характерно стремление соединить ортодоксальную позицию с уважением к правам рассудка и здравого смысла.

Трансцендентальный (от лат. выходящий за пределы) - термин философии Канта - изначально, априорно присущий рассудку, априорный, не приобретённый из опыта и не обуславливающий его, предшествующий опыту. Трансцендентальными, априорными формами рассудка, по Канту, являются пространство, время, причинность, необходимость и другие категории.

Универсум – философский термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и пространстве.

Универсалии (от лат. universalis – общий) - общие понятия.

Утопия (от греч. место, которого нет) – изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. Термин был введен в 1516 г. Т. Мором, автором книги «Утопия». Постепенно это понятие стало нарицательным, символизирующим нереальные планы социальных преобразований.

Фатализм (от лат. роковой) – мировоззрение, рассматривающее каждое событие как неотвратимое осуществление изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

Феноменальный мир – мир явлений.

Фидеизм (от лат. вера) - утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религиозных мировоззрений, опирающихся на откровение. Фидеизм ограничивает сферу научного влияния, отводя решающую роль в понимании мира вере.

Функция (от лат. исполнение) – философское отношение двух объектов, в котором изменение одного сопутствует изменению другого. Понятие в научный оборот ввел Лейбниц. С развитием в науках функциональных методов исследования интерес к функции как к философской категории постоянно возрастал. Функциональный подход к теории познания особенно развернуто проявился в работах Кассирера, считавшего, что познание направлено не на изучение субстанции изолированных предметов, а на установление зависимостей (функций), позволяющих осуществлять закономерный переход от одного объекта к другому.

Ценность – понятие, указывающее на значение определённых явлений действительности. Всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и природных явлений, включенных в человеческое восприятие, может выступать в качестве ценностей, т.е. оцениваться как добро и зло, истина и не истина, красота и безобразие, как справедливое и несправедливое, допустимое или запретное. Критерии, по которым производится процедура оценивания, закрепляются в культуре и общественном сознании как субъективные ценности. К ним относятся императивы, цели, проекты в форме нормативных представлений, установки. Таким образом ценности существуют в двух видах – как предметные ценности и субъективные ценности. Философская теория ценностей называется аксиологией (от греч. ценный), в ней рассматриваются связи различных ценностей между собой. Она возникла в эпоху Сократа, впервые поставившего вопрос: «Что есть благо?»

Цивилизация (от лат. гражданский, государственный) – понятие, появившееся во Франции в XVIII в. как характеристика просветителями общества, основанного на началах разума и справедливости. С этого времени цивилизация стала фактически синонимом культуры. Вместе с тем это понятие употребляется в философской литературе как характеристика ступени материальной и духовной культуры. В более узком значении оно употребляется как характеристика следующей за варварством ступени общественного развития.

Чистый разум – теоретический разум в философии Канта.

Эйдос – прообраз, форма вещей, идея вещи.

Эсхатология (греч. – последний, крайний), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Экстравертивный, см. Интровертивный и экстравертивный.

Эклектика (от греч. выбирающий) – термин был введен во II в. Потамоном из Александрии, назвавшим свою школу «эклектической». Это соединение разнородных взглядов, принципов, идей, теорий. Эклектика коренится в подмене одних логических оснований другими, в абсолютизации относительности человеческого познания.

Эманация (от лат. истечение, распространение) – разработанное в неоплатонизме (Плотин) философское понятие, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип размышления эманация – нисхождение, противоположна восхождению, совершенствованию.

Эмпиризм (от греч. опыт) – направление в философии и теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть предоставлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Энтимема – вывод, рассуждение, в котором либо посылки, либо само заключение не формулируются явно, а лишь подразумеваются, «остаются в уме». В таком смысле данное понятие как сокращенный силлогизм, в котором опущена одна из частей, употреблял Аристотель. Это практика мышления, когда ради ускорения обмена мыслями можно опускать то, что очевидно. Иногда в споре к энтимеме прибегают тогда, когда хотят привлечь внимание от посылки, истинность которой можно поставить под сомнение. Именно, предполагая такую возможность, Аристотель назвал энтимему риторическим силлогизмом.

Эпистемология (от греч. знание и учение) – понятие, употребляемое для обозначения теории познания. Теория естественнонаучного знания.

Эстетика (от греч. чувствующий) – философская дисциплина, изучающая сферу художественной деятельности людей и ценностное отношение человека к миру.

Этика (от греч. нрав, обычай) – философская наука, предметом которой является мораль, нравственность как важнейшая сторона человеческой жизни. Этика анализирует природу морали, её структуру, происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ее различные концепции.

Философские термины .

Аберрация - (лат. aberratio уклонение), отклонение от нормы.

Абсолют - (от лат. absolutus - безусловный - неограниченный) - безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий (бог, Абсолютная личность - в теизме. Единое - в неоплатонизме и т. п.). Вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух. идея, божество).

Абсолютный дух - в философской системе Гегеля - заключительное звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субьективного духа и объективного духа, дух восходит к абсолютному знанию.

Абстрактное - в диалектической традиции понимается в широком смысле как «бедность», односторонность знания. Связывалось Гегелем с рассудочностью мышления.

Аксиология - философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, о структуре ценностей мира (то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами) и о структуре личности.

Амбивалентность -двойственность, противоречивость чувств, эмоций, испытываемых человеком к одному и тому же объекту.

Антагонизм - одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций.

Антиномия - противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и. как правило, логически выводимым в рамках некоторой концептуальной системы (теории).

Антропология (философская) - учение о человеке, его сущности и природе.

Антропософы - последователи антропософии - религиозно-оккультного учения о человеке, созданного в начале XX века в России Штейнером и его адептами.

Апокатастас - возвращение вещей в своем былом обличий и состоянии.

Апофагпичвский - относящийся к апофатическому богословию, которое базируется на отрицательных утверждениях о Боге, как не имеющем атрибутов, не подлежащем определению, поскольку Он находится вне бытия и качественности.

Апперцепция - результат жизненного опыта индивида, обеспечивающий выделение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, ею осмысленное восприятие.

Априорный - не опирающийся на знание фактов, чисто умозрительный. Априорное утверждение

Архетип - беспрецедентная, бессознательная, предшествующая форма, которая, судя по всему, представляет собой часть наследуемой структуры психэ (души), и вследствие этого способна спонтанно проявлять себя везде и в любое время.

Аскетизм - термин, обозначающий признание и исполнение - аскезу - предписаний, имеющих целью достижение духовно-нравственного совершенства при помощи подавления телесно-чувственных влечений и желаний и сосредоточенности человека исключительно только на жизни духа. Эти предписания включают в себя существование в бедности, половое воздержание, терпение, отрешенность от суеты мира и т.п.

Атеизм - исторически разнообразные формы отрицания, опровержения религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека.

Аутентичный - подлинный, исходящий из первоисточника.

Бессмертие - существование личности или души после смерти; в более широком смысле - слияние души с Богом или с «мировым духом»; и, наконец, существование личности в сознании потомков.

Бессознательное - совокупность психических процессов, не представленных в сознании субьекта. В ряде психологических теорий - особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В «философии бессознательного» Э. Гартмана Бессознательное - универсальная основа бытия.

Благо - то, что заключает в себе определенный положительный смысл. «Высшее Благо» (термин введен Аристотелем, лат. summum bonum) - то, в зависимости от чего в философских учениях определялась соотносительная ценность всех других благ: блаженство, «эвдемония» в древнегреческой этике, Единое - у Платона и в неоплатонизме, бог в средневековой схоластике. С кон. 19 в. понятие Благо вытесняется понятием ценности. В более узком смысле Благо в этике - синоним добра.

Богоискательство - религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный период общественных перемен и получило широкое распространение после поражения революции 1905-1907 гг. Предлагалось перестроить современные формы гражданского быта и человеческого существования на основе обновленного христианства. (Представители: Бердяев Н.А, Булгаков С.Н., Мережковский Д.С., Гиппиус З.Н., Минский Н.)

Бытие - философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, Бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное Бытие, объективно-идеальное Бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), Бытие личности.

Вера - принятие чего - либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость.

Верификация - в обычном словоупотреблении - доказательство, подтверждение истинности какого-либо положения; в логике и методологии науки: процесс установления истинности научных утверждений эмпирическими методами проверки.

Вещь в себе - философское понятие, означающее вещи, как они существуют сами по себе («в себе), в отличие от того, как они являются «для нас» в познании; одно из центральных понятий «Критики чистого разума» И. Канта.

Власть - в общем смысле, способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия.

Воля - стремление и способность осуществлять свои желания, достигать поставленных целей; либо власть, возможность распоряжаться. В метафизике и оккультной философии. Воля есть то, что руководит проявленными вселенными в вечности, Воля есть единый и единственный принцип абстрактного вечного Движения, или его воодушевляющая сущность. «Вопя есть первая из всех сил», говорит Ван Гельмонт, «... Воля есть атрибут всех духовных существ и выражает себя в них тем экгивнее, чем больше они освободились от материи.»

Герменевтика - (от греч. hemieneutikos - разъясняющий - истолковывающий), искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.). учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея философских течениях кон. 19-20 вв. - учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках).

Героизм, героическое - совершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых слоев населения и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. С древних времен люди отказывали в героизме тем необыкновенным и ярким действиям, которые не отвечали интересам народа, общественным идеалам.

Гносеология - раздел философии, учение о познании, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Гностицизм - (от греч. gnostikos - знающий) - философское учение, признающее возможность познания объективного мира и его закономерностей; религиозное дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв.), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения (т. н. иудеохристиэнекий Гностицизм), популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм строго эзотеричен; притязал на «истинное» знание о боге и конечных тайнах мироздания.

Государство - основной институт полип ической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономических и социальных структур, подавление социальны) противников. Обладав монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всегс населения, правом взимания налогов и сборов.

Гражданское общество - необходимый и рациональный способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; (общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. Гражданское общество контролирует государство, которое служит обществу;

мир интересов, отношений и институтов, призванный предотвращать такие формы государственной организации, при которой внутренние интересы членов общества подменяются интересами государственного аппарата.

Гуманизм - исторически изменяющаяся система воззрения, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление сьоих.слособностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.

Движение - способ существования материи, в самом общем виде - изменение вообще, всякое взаимодействие обьектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютною и относительного.

Дедукция - (от лат. deductio - выведение) - вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом - следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция - основное средство доказательства.

Деизм - религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

Детерминизм - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.

Дефиниция - определение.

Деятельность - способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с ошужающим миром.

Диалектика - учение о наиболее общих эщономерных связях и становлении, развитии бытия и познания; основанный на этом учении метод мышления. В результате внутренних противоречий появляется новое. Закон перехода количествен-ных изменений в качественные.

Диалог - (dialogue, от греч. dialogos) - разговор между Двумя или несколькими лицами; философский термин, используемый в современных онтологических теориях коммуникации для обозначения особого уровня коммуникативного процесса, на котором происходит слияние личностей участников коммуникации.

Дивергентный - расходящийся в разные стороны.

Добро - основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе.

Долг - это категория этики, в которой выражается нравственная задача отдельного индивида, группы лиц. класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящихся для них внутренне принимаемым обязательством.

Дуализм - (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен X. Вольфом. Один из крупнейших представителей - Р. Декарт.

Дух - свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же легко уходит за любые границы, поэтому он способен доходить до вершин мироздания.

Душа - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или а случае смерти (ср. учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платан, неоплатонизм). У Аристотеля Душа - актив-i нов целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях Душа человека - созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало.

Евразийство - идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920-30-х гг. Историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов, во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры.

Жизнь - одна из форм существования материи, способная к развитию (эволюции). В метафизическом смысле - основной мотив созерцающего мир мышления как содержание переживания человека; жизненная судьба вообще.

Западничество - В России в середине 19 в.: общественное течение, представители которого, принадлежа к разным политическим направлениям, признавали, в отличие от славянофилов, западноевропейский капиталистический путь развития приемлемым для России. Представители: П.В. Анненков. В.П. Боткин, Т.Н. Граневский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков. И.С. Тургенев, П.Я.Чаадаев, Б.Н.Чичерин

3ло - противоположность добра. То, что воспринимается как препятствующее жизни, уничтожающее ее или обеспечива-ющее некоторую ценность, то, что вызывает дисгармонию.

Знак - материальный, чувственно воспринимаемый пред мет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Знаки бывают языковыми и неязыковыми. Представление, возникающее в сознании благодаря знаку, есть значение знака; представление, слившееся со своим значением в некое внутреннее единство, есть символ. Важнейший знак для человека - явление.

Идеал - (греч. idea - идея, понятие, представление) - совершенство, совершенный образец чего-то, высшая цель стремлений, деятельности.

Идеализм --- направление в философии; считает идею, сознание, дух первичными, а природу, бытие, материю - вторичными.

Идентификация - (отождествление) бессознательный процесс, благодаря которому индивид ведет себя, думает и чувствует, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует. Играет важнейшую роль в формировании личности.

Идеология - (греч. idea - понятие, представление + логия) - система идей, взглядов, нравственных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к дейсгвительности, выражаются интересы соц. групп.

Имманентный - внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство.

Индивид - (от лат. individuum - неделимое) - единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, труппы, коллектива. В логике И. называют любой объект, обозначаемый единичным, или собственным, именем.

Индивидуализм - тип мировоззрения, сутью которого является, в конечном счете, абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причем не какому-то определенному социальному строю, а обществу вообще, миру в целом.

Индустриальное общество - общество, основанное на развитии крупного промышленного производства, формирующее соответствующее модели рынка, потребителя, социальной организации, науки и культуры. Ориентация людей на постоянный рост обьема производства, потребления, знания. Идея роста и прогресса - «ядро» индустриального мифа или идеологии. Экстенсивное развитие производства, «механизация» общественных связей, отношений человека с природой.

Интеллигибельный - философский термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и недоступный чувственному познанию.

Интенция - намерение, цель, направление и направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет.

Интерпретация - (interpretation, от лат. inlerpretatio - посредничество) - разъяснение, истолкование, раскрытие смысла, значения чего-либо (напр. той или иной акции, решений, действий властей, а также положений и норм различных видов права, статей законов, кодексов, указов и т.д.).

Императив (от лат. imperativus - повелительный) - требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критике практического разума» - общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив - безусловный принцип поведения.

Истина - соответствие высказывания реальности, соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта.

Категорический императив - центральное понятие этики И. Канта, безусловное общеобязательное формальное правило поведения всех людей. Требует поступать всегда в соответтвии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.

Конфликт - (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоп. интересов, взглядов или мнений.

Космизм - совокупность течений философской и религиозной мысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-интуи-тивному познанию внеземных пространств.

Культура - форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность её продукты и результаты.

Либерализм - идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Истоки Либерализма - в концепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др.. направленных против абсолютизма и феодальной регламентации.

Либидо - преимущественно бессознательные сексуальные влечения, вообще стремления, желания, склонности. К.Г. Юнг в полемике с 3. Фрейдом расширяет его до понятия психической энергии вообще, своего рода метафизического принципа психики. Личность - индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также - своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений и т.д.

Логика - (от греч. logos - слово, понятие, рассуждение, разум) - наука о законах и операциях правильного мышления, наука о способах доказательств и опровержений. Основателем логики считается Аристотель.

Максима - (лат. maxima (regula, sententia) - основное правило, принцип) - краткое изречение, вид афоризма нравственного, этического характера; правило поведение принцип, которым человек руководствуется в своих поступках; обычно выражается в констатирующей или наставительной форме.

Материализм - это одно из направлений в философии, которое исходит из того, что мир - по природе своей материален, материя, природа, бытие существуют вне и независимо от сознания; материя первична и является источником ощущений, а сознание вторично, производно;

мир и его закономерности вполне познаваемы.

Материя - (латинское materia). вещество; субстрат, субстанция; содержание (в отличие от формы). Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом Материя понималась как чистая потенция. Сформулированное Р. Декартом понятие материи как телесной субстанции, обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма 17-18 вв. Материя - центральная категория, диалектического материализма.

Мессианизм - религиозная вера в пришествие Мессии (спаситель, который должен явиться с неба для установления «царства божия»).

Метафизический - относящийся к метафизике, надэмпирический, стоящий над всяким возможным опытом, трансцендентный; по Канту, рассмотрение метафизично, если оно «содержит то, что изображает понятие, данное априори».

Метод - (от греч. methodos - путь исследования - теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В (философии Метод - способ построения и обоснования системы философского знания.

Методология - (от метод и...логия) - учение о структуре, (логической организации, методах и средствах деятельности; Meтодология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принцилов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Мистицизм - пристрастие к мистическому, склонность к неопределенному. неточному мышлению, в тех случаях, когда речь идет о вещах нематериальных.

Мифология (от греч. mylhologia от греч. mytnos - предание + logos- учение) изображение природы, всего мира как населенных живыми существами с их магической, чудесной и фантастической практикой.Форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Монада - (от греч. топаз - род. п. топ ados - единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г.В. Лейбница, воспринимающая и отражающая др. монаду и весь мир.

Мораль - (от лат. moralis - нравственный) совокупность ограничений и претензий людей в системе соц. взаимодействия, взаимных свобод и обязательств, эквивалентов в процессах соц. обмена, принимаемых и выполняемых людьми добровольно, без законодательного принуждения; одна из основных форм общественкого сознания, достижение гуманистической культуры человека.

Народничество - идеология и движение разночинной интеплигенции, отражало антифеодальные интересы крестьянства, выступало одновременно и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны.

Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация бъективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.

Натурфилософия - (от лат. natura - природа) - фил. природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее последовательности. Возникла в Древней Греции в досократовский период (милетская школа) и явилась по существу первой ист. формой фил.

Неофит - новообращенный в какую-либо религию; новый сторонник какого-либо учения.

Нигилизм - позиция абсолютного отрицания. Теоретический нигилизм отрицает саму возможность познания истины. По Ницше - это явление, связанное с переоценкой высших ценнстей.

Ничто - отсутствие или даже небытие чего-либо, выражавшее в языке при помощи отрицания. Это отрицание может иметь лишь относительный смысл, означая отсутствие свойств, состояний. процессов в определенном нечто, или абсолютный.

Ноосфера - сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.

Норма - предписание, образец поведения или действия, заключения о чем-либо или мера оценки.

Обскурантизм - крайне враждебное отношение к просве-дению и науке, мракобесие.

Общественный договор - философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми.

Общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

Объект - (от лат. objectum - предмет) - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве Объекта может выступать и сам субъект.

Онтология - раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

Отчуждени е - процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную сипу, господствующую над ним и враждебную ему.

Парадигма - (от грен, paradeigma - пример - образец) - (исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение (определенного исторического периода в научном сообществе, система основных науч. достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

Парадокс - (от греч. paradoxes - неожиданный - странный) - неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. В логике - противоречие, полу-(ченное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.

Патристика - философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Отцы церкви пытались согласовать Священное писание и языческие тексты античных философов.

Плюрализм - (от лат. pluralis - множественный) - философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «Плюрализм» введен X, Вольфом (1712).

Пограничные ситуации - ситуации, в которых человеческая экзистенция познает себя как нечто безусловное. Пограничные (ситуации наряду с удивлением и сомнением являются источником философии. Мы реагируем на пограничные ситуации маскировкой или отчаянием, сопровождающимися восстановлением нашего самобытия (самосознания).

Познание - процесс получения и обновления знаний, деятельности людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире.

Постмодернизм - явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления.

Право - система общеобязательных социальных норм, а также отношений, закрепляемых государством с помощью этих норм и охраняемых им; включает также права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяющие правовой статус личности.

Прагматизм - (от греч. pragma - род. п. pragmatos - дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекы знания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач.

Прогресс - тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Просвещение - политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодального и утверждения буржуазного строя.

1. Абсолют – первоначало всего сущего, которое не зависит не от чего другого, само содержит все существующее и творит его.

2. Абстракция – процесс мышления, в котором множество отвлекается от единичного, случайного, несущественного и выделяет общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания.

3. Агностицизм – учение о непознаваемости истинного бытия, то есть трансцендентности божественного; непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей.

4. Аксиология – учение о ценностях.

5. Акциденция – несущественное, изменчивое, случайное, которое может быть опущено без изменения сущности вещи.

6. Анализ и синтез – Анализ – процедура мысленного расчленения целого на части

Синтез – процедура мысленного сознания целого из частей.

7. Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах отношениях.

8. Архетип – прообраз, первичная форма, образец.

9. Атрибут – признак, примета, существенное свойство.

10. Бессознательность – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания.

12. Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающиеся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, н не могущее претендовать на объективную значимость.

13. Вероятность – возможность, взятая с ее количественной стороны.

14. Возможность и действительность – возможность – это, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличием бытия. Действительность – весь объективно существующий мир, конкретный, явления взяты в единстве с их сущностью. – конкретное бытие отдельного объекта, в определенное время, условия.

15. Время – универсальная форма материи……… субъект времени – основано на осознании времени. Объект времени – измеряется определенными отрезками.

16. Гедонизм – этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждения как мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения.

17. Гилозоизм – философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую. Дух и материя не существуют друг без друга. Весь мир – универсум, нет границ между неживым и психическом, так как это порождение единой про материи.

18. Гипотеза – хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить проблемы эмпирического познания или связать различные знания в единое целое либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов.

19. Гносеология – учение о познании / метафизическая составная часть теории познания наряду с логической и психологической.

20. Движение – процесс изменения, не имеющий определенного направления.

Форма существования материи и духа.

21. Дедукция и индукция – дедукция – форма мышления, основанная на выведении частного из общего. Индукция – форма мышления, основанная на движении знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.

22. Деизм – форма веры, в основе лежит признание, что Бог – первопричина мира, но после его сотворения движение мироздания совершается без участия Бога.

23. Детерминизм – учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни.

24. Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающееся в целесообразном изменении окружающего мира и самого себя. Носит осознанные характер, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс.

25. Диалектика – искусство аргументации, наука логики.

26. Догма – философский тезис, истинность которого вследствие этого кладется в основу той или иной философской системы.

27. Дуализм – сосуществование 2-х различных, несводимых к единству начала, принципов, образов.

28. Дух – выражающее идеальное начало, от которого исходит творческая сила, совершенствующая и поднимающая человека и мир к абсолютному, безусловно, ценному.

29. Душа – понятие, выражающее исторически изменившиеся воззрения на психику и внутренний мир человека.

30. Жизнь – особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации; специфический способ разрешения противоречий внешнего и внутреннего, части и целого.

31. Закон – тождественное, постоянное, повтор наблюдающийся в явлениях и в процессах.

32. Знак – чувственно – воспринимаемый предмет, который в процессе духовной деятельности представляет другой, отличный от него предмет.

33. Знание – результат процесса познания, истинность, которая проверяется в ходе практики; отражение действительности в сознании человека в виде восприятий, представлений, понятий, теорий; процесс понимания, оценки явлений бытия.

34. Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженное в формах сознания и воли человека.

36. Имманентно – внутреннее присущее предмету, явлению или процессу.

37. Инстинкт – совокупность врожденных устойчивых форм поведения животных.

38. Интерпретация – истолкование, объяснение; приписывание значений (смыслов) элементам теории.

39. Интроспекция – самонаблюдение, наблюдение человеком за собственной внутренней осознанной психической жизнью.

40. Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.

41. Историческое и логическое – понятия теоретической философии 1. В онтологической истории – процесс становления и развития объекта. Логическое – результат исторического развития, теоретическое воспроизведение объекта в развитом состоянии. 2. В гносеологии – историческое – метод познания; воспроизведение последовательности решающих стадий процесса развития и переходы между ними. Л- метод познания в статике, когда системы сформированы.

42. Качество – это система важнейших, необходимых свойств предметов – внешняя и внутренняя определенность системы характерных черт предметов, теряя которые предметы перестают быть тем, что они есть.

43. Количество – совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности.

44. Логос – глубинная божественная закономерность, которая направляет все бытие.

Посредник между внеприродным Богом и творимым им миром.

45. Материя – то, из чего все происходит, телесное первоначало.

46. Метафизика – важнейший раздел философского учения, умозрительно трактующий наивысшие, последние начала бытия, недоступные для известного понимания.

47. Методология – учение о научном методе познания.

Совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности.

48. Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире.

49. Мистика – практика, целью которой является слияние, единение с абсолютом, субстанцией.

Философские и теоретические доктрины, обосновывающие мистическое и мировоззрение и практику.

50. Монизм – понятие, характеризующее такое мировоззрение, которое объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений субстанции – первоначала, первопричины, единой основы всего сущего.

51. Мышление – высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на чувственную сферу преодолевает их ограниченность и проникает в сферу существенных связей мира, его законов.

52. Наблюдение – познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.

53. Необходимость и случайность – необходимость – то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти так, а не иначе. Случайность – то, что имеет основание и принцип преимущественно не в себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных; что может быть, а может и не быть; может произойти так, а может и иначе.

54. Нигилизм – отрицание идеалов и ценностей духовного порядка, отрицание культуры.

55. Общество – совокупность объективных общественных отношений, которые существуют в исторических определенных формах и складываются в процессе совместной практической деятельности людей.

56. Онтология – учение о бытии как таковом, не зависимом от частных его разновидностей.

58. Пантеизм – философское учение, согласно которому бог представляет собой безразличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею.

59. Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.

60. Понятие – мысль, которая выделяет из некоторой предметной области (универсума) и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.

61. Практика – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем.

    АГНОСТИЦИЗМ - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.

    БЫТИЕ - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.

    ГИЛОЗОИЗМ - философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого, и, пре­жде всего, чувствительность, способность к ощущению, восприятию.

    ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его дос­товерности и истинности.

    ДВИЖЕНИЕ - изменение вообще, способ существования материи, всякое взаимодействие и смена их состоя­ний.

    ДЕИЗМ - философское воззрение, согласно которому бог является источником начальной энергии мира (первотолчок), но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий.

    ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и осно­ванный на этом учении метод мышления. Слово “ДИАЛЕКТИКА” впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог. Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. Она там, где столкновение противоположно­стей, борьба идей, перенесённая впоследствии в объективный мир, она стала означать наличие в нем проти­воречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед.

    ДУАЛИЗМ - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального.

    ИДЕАЛИЗМ - 1. Метод, считающий, что существует какая-то объективная реальность, “мировая душа”, “мировой разум ”, являющаяся первоначалом всего. 2. Общее обозначение философских учений, утверждаю­щих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физи­ческое - вторично, производно, зависимо, обусловлено.

    ИНДИВИД - 1. Единичный представитель человеческого рода, родовая биологическая характеристика чело­века. 2. Обозначение единичного в отличие от совокупности, массы.

    ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимый способ жизни, индивидуальная форма общественного существова­ния.

    ЛИЧНОСТЬ - 1. Человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений. 2. Динамическая и целостная система интеллек­туальных социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его сознании и дея­тельности.

    МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос фило­софии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает созна­ние, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, при­нимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т.п.

    МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.

    МЕТАФИЗИКА - 1. То, что идет после физики, трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории философии термин “МЕТАФИЗИКА” нередко употребляется как синоним философии. В философии марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2. Метод, который рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник развития, базируется на абсо­лютизации определенных сторон, моментов в процессе познания. 3. Наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

    МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

    МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 1. Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление дея­тельности и отношение к действительности определенного человека, социальной группы, класса или обще­ства в целом. 2. Система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружаю­щей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жиз­ненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

    МОНИЗМ - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.

    ОБЩЕСТВО - 1. Целостный механизм, открытая динамическая развивающаяся система. 2. Совокупность исто­рически сложившихся форм совместной деятельности.

    ОБЪЕКТ - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

    ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.

    ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

    ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, при­роде, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно, верно отражать мир.

    ПАНТЕИЗМ - отождествление мира и бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение зародилось еще в древности, прошло через средние века и получило развитие в новое время.

    ПОКОЙ - состояние движения, которое обеспечивает стабильность предмета, сохранение его качеств.

    ПРАВОСЛАВНАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ , в отличие от КАТОЛИЦИЗМА, признававшего роль человече­ского разума в деле толкования священного писания, отказалась от использования рациональной логики и не согласилась расширить догматы веры за счет выведенных из священных текстов логических умозаключений.

    РАЗВИТИЕ - закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение материальных объектов и сис­тем, имеющих определенную направленность.

    РАЦИОНАЛИЗМ - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и крите­рием его истинности.

    СЕНСУАЛИЗМ - философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме элементов чувственного познания.

    СЕНСУАЛИСТЫ полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.

    СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Един­ство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего соб­ственного бытия.

    СУБСТАНЦИЯ - единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи, внутренняя сущность вещей активно само порождающее и само развивающееся начало.

    СУБСТРАТ - основа единства, однородности различных предметов и различных свойств отдельного, еди­ничного предмета, вещи и их совокупности.

    СУБЪЕКТ - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

    СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.

    ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - философское направление, стремящееся через рефлексию (размышление) сознания о своих актах и о данном в них содержании выявить предельные характеристики человеческого бытия.

    ФИЛОСОФИЯ (от греч.phileo - люблю и sophia - мудрость)

Просмотров