Виды направленностей дополнительного образования. Советы по выбору направленности дополнительного образования детей

Программы художественной направленности

Художественная направленность включает следующие группы программ: исполнительство на струнных, народных, духовых, клавишных, ударных инструментах, оркестры и ансамбли, сольный вокал, хоровое пение, эстрадно-джазовое творчество, театральное творчество, цирковое искусство, хореографическое искусство, художественное слово, литературное творчество, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, дизайн.

Программы туристско-краеведческой направленности

Программы туристско-краеведческой направленности в системе дополнительного образования ориентированы на познание истории нашей Родины, судеб соотечественников, семейных родословных, являются источником социального, личностного и духовного развития учащихся. Туристско-краеведческая направленность включает следующие группы программ: пеший, горный, водный, вело- и другие виды туризма, альпинизм, краеведение, музееведение, москвоведение и др.

Программы естественнонаучной направленности

Программы естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление общеобразовательных программ по математике, физике, биологии, экологии, химии, способствует формированию интереса обучающихся к научно-исследовательской деятельности учащихся. Естественнонаучная направленность включает следующие группы программ: учебно-исследовательская деятельность и изучение за страницами учебников целого ряда дисциплин: астрономия, математика, химия, физика, информатика, геология, география, природоведение, медицина, основы и углубленное изучение экологии и биологии (общая экология, современные экологические проблемы, ботаника и др.), прикладные эколого-биологические программы (аквариумистика, охрана природы, растениеводство и др.).

Программы социально-педагогической направленности

Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности, изучение межличностных отношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления. А для этого важно сформировать опыт проживания в социуме, очертить профессиональные перспективы. Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению. Социально-педагогическая направленность включает следующие группы программ: развитие дошкольников (социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, подготовка к школе, социокультурная адаптация детей, в том числе мигрантов и др.), занятия с детьми с ОВЗ (коррекция и социокультурная реабилитации детей с ОВЗ, инклюзия), основы медиа-информационных технологий, основы психологии, социологии, политологии и права, игротехники и игровое конструирование, профориентация и предпрофессиональная подготовка.

Программы физкультурно-спортивной направленности

Программы физкультурно-спортивной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на физическое совершенствование учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации. Физкультурно-спортивная направленность включает следующие группы программ: спортивная подготовка (спортивная акробатика, бадминтон, гандбол, художественная гимнастика, плавание, хоккей, футбол, шашки, фехтование, различные виды борьбы и другие виды спорта), общая физическая подготовка и лечебная физкультура (фитнес-аэробика, йога, лечебная физкультура, ритмическая гимнастика и др.).

Программы спортивно-технической направленности включают следующие группы программ: стендовая стрельба, парашютная подготовка, мотоспорт, картинг, радиоспорт, автоспорт, ракетомодельный спорт, свободнолетающие и радиоуправляемые авиамодели.

После определения направленности дополнительной образовательной программы приступают к выбору образовательной организации. Для этого в портале открытых данных Правительства Москвы http://data.mos.ru/datasets в категории «Образование» выбирают интересующую Вас направленность дополнительной образовательной программы и знакомятся с образовательными организациями, реализующими дополнительные образовательные программы по этой направленности (с указанием их адресов, телефонов, ссылок на сайт ОО).

На сайте Департамента образования города Москвы http://www.educom.ru/, в разделе «Учреждения », приводится перечень организаций дополнительного образования по округам города Москвы. Там Вы можете выбрать территориально доступные для Вас организации, зайти на их сайт и заочно познакомиться с образовательной организацией, узнать по каким направленностям реализуются программы дополнительного образования детей, чем живёт организация, какие у нее есть достижения.

Для того чтобы сделать окончательный выбор, Вам необходимо посетить выбранное учреждение и ознакомиться с интересующими Вас программами ДОД, так как в образовательных организациях, содержание деятельности зависит от квалификации и предпочтений конкретного педагога (авторские программы), материально-технической базы учреждения. Занятия могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам. Численный состав учебной группы, продолжительность занятий могут отличаться в разных учреждениях.

Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их, но родителям важно знать, что при приеме в объединение дополнительного образования необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка. С детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа по месту жительства.

Расписание составляется администрацией учреждения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм. В работе по направлениям могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители) без включения в основной состав, если кружок не платный, при наличии условий и согласия руководителя направления.

Если Вы окончательно определились с дополнительной образовательной программой и образовательной организацией, Вы можете подать заявление на обучение Вашего ребенка через Портал государственных и муниципальных услуг города Москвы (http://www.pgu.mos.ru) самостоятельно или воспользоваться помощью работников выбранной образовательной организации.

Советы по выбору направленности дополнительного образования детей

В системе дополнительного образования детей большой ассортимент направлений обучения, программ и учреждений, реализующих эти программы в Пушкинском районе Санкт-Петербурга. Для того чтобы записать своего ребенка на программу дополнительного образования, необходимо учесть интересы и ребенка и семьи.

Специалисты нашего центра Перспективы «ЛЕВ» с помощью новейших методик помогут Вам и вашему ребенку определить выбрать направленность программ дополнительного образования согласно склонностям ребенка и собственным ожиданиям. Представленная информация может быть очень полезной.

В современных условиях дополнительное образование является полноправным партнером общего образования. Оно способствует развитию познавательных интересов и творческих способностей детей, удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании; выступает гарантом поддержки одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Дополнительное образование детей занимает важное место в ранней профессиональной ориентации каждого конкретного ребенка, развитии у него навыков неформального общения.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и умений, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Выбирая программу Дополнительного Образования Детей (ДОД), необходимо учитывать:

  • индивидуальные особенности ребенка (общительность, познавательные способности, особые таланты и т.д.);
  • собственные ожидания относительно системы дополнительного образования (дать ребенку знания, развить способности, организовать досуг, получить представление о профессии и т.п.);
  • выбрать направленность программ дополнительного образования согласно склонностям ребенка и собственным ожиданиям;
  • выбрать образовательное учреждение по признаку территориальной доступности или по другим индивидуальным запросам;
  • выбрать программу с учетом возраста ребенка;

Содержанием дополнительного образования детей является совокупность познавательной, продуктивной, творческой деятельности детей осуществляемой в рамках программ научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, естественнонаучной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической и социально-педагогической, культурологической направленности.

Приведенные ниже краткие описания основных групп программ по всем 11-ти направленностям дополнительного образования помогут вам выбрать программу ДОД.

Программы научно-технической направленности

Программы научно-технической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие технических и творческих способностей и умений учащихся, организацию научно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения учащихся. Научно-техническая направленность включает следующие группы программ : техническое конструирование, моделирование и макетирование (лего-конструирование и моделирование, робототехника, авиа, судо, ракето или автомоделирование и др.), производственные технологии (радиоэлектроника, технический дизайн, эргономика и др.), мультимедиа и IT-технологии (технологии киноискусства, фототехнологии, программирование и WEB- дизайн и др.), техническое творчество и инновационное предпринимательство (инновационные бизнес технологии, проектная деятельность, исследовательская деятельность).

Программы художественной направленности

Программы художественной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности, получению учащимися основ будущего профессионального образования. Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка. Художественная направленность включает следующие группы программ: исполнительство на струнных, народных, духовых, клавишных, ударных инструментах, оркестры и ансамбли, сольный вокал, хоровое пение, эстрадно-джазовое творчество, театральное творчество, цирковое искусство, хореографическое искусство, художественное слово, литературное творчество, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, дизайн.

Программы туристско-краеведческой направленности

Программы туристско-краеведческой направленности в системе дополнительного образования ориентированы на познание истории нашей Родины, судеб соотечественников, семейных родословных, являются источником социального, личностного и духовного развития учащихся. Туристско-краеведческая направленность включает следующие группы программ: пеший, горный, водный, вело- и другие виды туризма, альпинизм, краеведение, музееведение и др.

Программы культурологической направленности

Программы культурологической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на изучение специфики и сущности функционирования и развития культуры, определение её места и роли среди других социальных явлений. Они дают представление о развитии мировой художественной культуры через систематизацию ценностей культуры разных народов, и позволяют учащимся через самостоятельную исследовательскую деятельность постигать содержание мира вещей, идей, отношений разных эпох. Программы нацелены на изучение языков мира, развивают у детей стремление к межнациональному общению, формируют основы толерантного взаимодействия.

Культурологическая направленность включает следующие группы программ: основы культурологи, история культуры, история России, история мировых цивилизаций, страноведение, музейное дело, традиционная культура, библиотечное дело, издательское дело, археология, искусство кино, культура быта, изучение иностранных языков, русский язык и культура речи.

Программы эколого-биологической направленности

Программы эколого-биологической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие интереса учащихся к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, являюсь основной частью непрерывного экологического образования. В настоящее время экологическое образование становится значимым в организации системы непрерывного экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Особым фактором, обусловливающим специфику экологического образования в данном направлении, является организация целенаправленной практической деятельности, как непременного условия всей деятельности учреждений дополнительного образования в экологическом образовании, в какой бы форме оно ни организовывалось. Эколого-биологическая направленность включает следующие группы программ: основы и углубленное изучение экологии и биологии (общая экология, современные экологические проблемы, ботаника и др.), прикладные эколого-биологические программы (аквариумистика, охрана природы, растениеводство и др.).

Программы естественнонаучной направленности

Программы естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по математике, физике, биологии, экологии, геоботанике, химии, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся. Естественнонаучная направленность включает следующие группы программ: учебно-исследовательская деятельность и изучение за страницами учебников целого ряда дисциплин: астрономия, математика, химия, физика, информатика, геология, география, природоведение, медицина и др.

Программы социально-педагогической направленности

Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы. Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению.
Социально-педагогическая направленность включает следующие группы программ: развитие дошкольников (социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, подготовка к школе, социокультурная адаптация детей, в том числе мигрантов и др.), занятия с детьми с ОВЗ (коррекция и социокультурная реабилитации детей с ОВЗ, инклюзия), основы медиа-информационных технологий, основы психологии, социологии, политологии и права, игротехники и игровое конструирование, профориентация и предпрофессиональная подготовка .

Программы физкультурно-спортивной направленности

Программы физкультурно-спортивной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на физическое совершенствование учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации. Физкультурно-спортивная направленность включает следующие группы программ: спортивная подготовка (спортивная акробатика, бадминтон, гандбол, художественная гимнастика, плавание, хоккей, футбол, шашки, фехтование, различные виды борьбы и другие виды спорта), общая физическая подготовка и лечебная физкультура (фитнес-аэробика, йога, лечебная физкультура, ритмическая гимнастика и др.)

Программы спортивно-технической направленности

Программы спортивно-технической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие технических способностей учащихся и имеют большое значение для социально-экономического, научно-технического и оборонного потенциала общества и государства. Спортивно-техническая направленность включает следующие группы программ: стендовая стрельба, парашютная подготовка, мотоспорт, картинг, радиоспорт, автоспорт, ракетомодельный спорт, свободнолетающие и радиоуправляемые авиамодели.

Программы военно-патриотической направленности

Программы военно-патриотической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на формирование единого образовательно-воспитательного пространства города Санкт-Петербурга, возрождение патриотических, нравственных и духовных традиций. Важнейшей составной частью воспитательного процесса сегодня является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающихся. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Военно-патриотическая направленность включает следующие группы программ: военное и морское дело, работа с допризывной молодежью, историческая реконструкция и поисковая деятельность, дружины юных пожарных и юных инспекторов движения, гражданско-патриотические и военно-патриотические клубы.

Программы социально-экономической направленности

Программы социально-экономической направленности нацелены на формирование экономической и деловой культуры, современного экономического мышления подростков, предлагают совокупность новых средств решения задач практического бизнеса, учитывают имеющийся в этой области отечественный и зарубежный опыт. Особенность реализации программ данного направления выражается в применении современных форм образовательной деятельности, таких как организационно-деятельностные игры, ролевые игры, разработка проектов, работа в малых группах, семинары, тренинги, метод кейсов; использовании интерактивных технологий обучения.

Социально-экономическая направленность включает следующие группы программ: экономика, основы маркетинга, основы менеджмента, предпринимательство и бизнес, потребительская грамотность и др.

Конечно, вы лучше знаете своего ребенка, но лишь он знает, что ему нужно и интересно. Просто предоставьте ему возможность выбора.

С уважением руководитель Центра Перспектив «ЛЕВ»

Литвиненко Е.В.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
  • Приложение. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"


5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями *(2) .

6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально.

8. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность*(3) .

9. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения*(4) .

Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации*(5) .

Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

10. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации*(6) .

При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение*(7) .

При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий*(8) .

Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью учащихся, запрещается*(9) .

11. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

12. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации и (или) на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языках народов Российской Федерации.

Дополнительное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность*(10) .

13. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся администрацией организации, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей учащихся.

14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей).

15. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.

16. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.

17. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся.

18. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями учащихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.

Под специальными условиями для получения дополнительного образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких учащихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами*(11) .

Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии - для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации - для учащихся детей-инвалидов и инвалидов.

19. В целях доступности получения дополнительного образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или жёлтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;

б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

20. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.

Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.

Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

С учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства.

Обучение по дополнительным общеобразовательным программам учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких учащихся.

Образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.

22. При реализации дополнительных общеобразовательных программ учащимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков*(13) .

С учетом особых потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

23. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой и внеучебной деятельности учащихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям на договорной основе.


_____________________________

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

*(2) Часть 4 статьи 75

Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

*(12) Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

*(13) Часть 11 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).


> Основные направления и формы развития детского творчества в учреждениях дополнительного образования

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений . Основными среди них принято считать следующие:

· художественно-эстетическое;

· научно-техническое;

· спортивно-техническое;

· эколого-биологическое;

· физкультурно-оздоровительное;

· туристско-краеведческое;

· военно-патриотическое;

· социально-педагогическое;

· культурологическое;

· экономико-правовое.

Рассмотрим подробнее некоторые из них

· Развитие ребенка в процессе дополнительного образования осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях:

· личностный рост ребенка;

· совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т.е. предметно- деятельной сфере;

· повышение его функциональной грамотности.

Соответственно каждое направление требует организации педагогически продуманных условий с учетом возможностей данного возраста детей.

Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей по-прежнему является художественно-эстетическое дополнительное образование. В условиях идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Его роль значительно возросла за счет создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в условиях образовательных учреждений: лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ, школ с углубленным обучением искусства, профильных художественных классов. Большими возможностями для эстетического образования детей с учетом их способностей и интересов располагают множество учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности, в том числе, центры народных промыслов, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие объединения, способствующие воспитанию творческой личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребенка, получению обучающимися основ будущего профессионального образования.

Значительное место в системе дополнительного образования занимают учреждения дополнительного образования научно-технического творчества : станции и центры, клубы и дома техники. Однако изменившиеся условия жизни общества значительно осложнили функционирование учреждений этого вида. Все труднее содержать спортивно-технические и оборонно-технические виды деятельности: авто- и мотоспорт, авиа- и судомоделирование, ракетостроение, учебные суда и другие, хотя развитие технического творчества учащихся имеет большое значение для социально-экономического, научно-технического и оборонного потенциала общества и государства.

Эколого-биологическое дополнительное образование детей, направленное на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, является основной частью непрерывного экологического образования, в котором существует ряд последовательных систем экологического образования: дошкольное, школьное, дополнительное предпрофессиональное.

Основу эколого-биологического дополнительного образования детей составляют станции юных натуралистов и эколого-биологических центров.

В числе способов организации дополнительной образовательной деятельности обучающихся в данном направлении такие социально значимые для детей и подростков, как экскурсии, походы, экспедиции, природоохранная работа, а также учебно-исследовательская деятельность, ориентированная на привлечение детей к участию различных научно-исследовательских проектах, конкурсах и конференциях, учебно-исследовательских работ, проведение самостоятельных исследований в окрестностях места жительства.

Физкультурно-оздоровительное и спортивное направление в системе дополнительного образования детей ориентированы на физическое совершенствование ребенка, приобщение его к культуре здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва нации. Многие из воспитанников спортивных школ учреждений стали впоследствии чемпионами Беларуси, Европы, Мира, Олимпийских игр. Активно работают детские объединения спортивно-оздоровительного характера и в других образовательных учреждениях.

Дальнейшее развитие детско-юношеского спорта должно осуществляться не только за счет увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреждениях общего и профессионального образования. Резервом развития данного направления дополнительного образования детей является объединение усилий системы образования, физической культуры и туризма, федерации по отдельным видам спорта, Олимпийского комитета, общественных организаций, направленных на массовое вовлечение обучающихся в учреждения общего и профессионального образования, в оздоровительную деятельность, на формирование у молодежи культуры здоровья, устойчивой потребности в занятиях спортом.

Одним из приоритетных направлений в системе дополнительного образования детей является развитие детского туризма и краеведения . История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество -- все это и многое другое становится предметом познания детей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины.

Военно-патриотическое направление в системе дополнительного образования детей представлено военно-патриотическими клубами, центрами, объединениями юных десантников, парашютистов, пограничников, летчиков и космонавтов, в которых занимаются подростки. Сделанный ими выбор не случаен. Их интерес к военному искусству, карьере военного, истории армии и флота, как правило, осознан. Многие из этих подростков не мыслят свою будущую жизнь, профессиональную карьеру вне армии, флота, пограничных войск. В современных условиях потребность в объединениях данного направления, способствующих военно-патриотическому воспитанию и самоопределению детей, особенно мальчиков (включая «трудных» подростков), превышает имеющееся количество военно-патриотических объединений. В перспективе они могут стать серьезной социально-педагогической основой для формирования профессиональной армии Республики Беларусь.

Активно внедряются в практику учреждений дополнительного образования детей объединения социально-педагогического направления, ориентированные на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Получение обучающимися по данному направлению дополнительных знаний по основам педагогики, психологии, этикета, включение их в систему совместной с педагогом деятельности по организации социализирующего досуга, возможность попробовать себя в различных социальных ролях, способствует осознанному «творению себя», формированию у подрастающего поколения собственной системы мотивов и направленности деятельности, устремленности к самопознанию и самореализации, формированию чувства ответственности за собственный выбор перед собой и перед обществом. Перспективность данного направления дополнительного образования детей определяется его объективными возможностями обогащения гуманитарного и социального опыта подростков.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОФОРМЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ
НОРМАТИВНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ И
КОРПОРАТИВНЫМИ ПРАВИЛАМИ
(НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ)

ВЫПОЛНИЛ:

Кочетков Александр Александрович,
методист ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ»

Выполнено в соответствии с планом работы методического отдела ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» на декабрь месяц 2009 года.

Сыктывкар


А. Кочетков

ОФОРМЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ НОРМАТИВНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ И КОРПОРАТИВНЫМИ ПРАВИЛАМИ (НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ). МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

ВВЕДЕНИЕ.

Основным методическим пособием по структуре и оформлению дополнительных образовательных программ в нашем учреждении является разработка М.Г. Сивковой «ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ (Методические рекомендации)». Сыктывкар, 2004 год.

Однако, с тех пор произошли некоторые изменения.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности .

В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы , направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе; на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Из этого следует, что учреждения дополнительного образования детей относятся к общему дополнительному образованию, в которых реализация дополнительных общеобразовательных программ являются основным видом их экономической деятельности (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233).

Уровни дополнительного образования и уровни (классы) дополнительных
образовательных программ

Основные общеобразовательные программы пишутся для уровней дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Уровни дополнительного общего образования нормативно не определены. Различные деятели педагогической науки и практики предлагают свои подходы к принципам выделения уровней общего дополнительного образования и наименованию соответствующих им уровней (классов) программ дополнительного образования детей. Педагогической общественностью сегодня принято выделять 4 уровня дополнительного образования детей и, соответственно, 4 уровня (класса) дополнительных общеобразовательных программ. В частности, М.Г. Сивкова в своей разработке выделяет следующие уровни дополнительного образования детей (в скобках указаны уровни содержания дополнительного образования): ДОСУГОВЫЙ (коммуникативно-рекреационный), РЕПРОДУКТИВНЫЙ (деятельно-репродуктивный), ЭВРИСТИЧЕСКИЙ (предметно-функциональный), КРЕАТИВНЫЙ (рефлексивно-созидающий). Соболев В.Е., Харитонов Н.П., Бадина Н.А. и др. выделяют 4 уровня (класса) дополнительных общеобразовательных программ в УДОД: 1 уровень (общеразвивающий, ознакомительный), 2 уровень (творческой ориентации), 3 уровень (углубленного обучения и профильной подготовки), 4 уровень (специализации, допрофессиональной подготовки), что, в общем, перекликается с уровнями программ основного общего образования.

При этом каждому уровню дополнительного образования (соответственно – каждому классу дополнительных общеобразовательных программ ) чётко определён свой набор «стандартных» - наиболее вероятных для данного уровня – ключевых (обучающих, развивающих, воспитательных) задач и ожидаемых результатов ; форм организации обучения и доминирующих образовательных технологий . А так же – примерное содержание таких программ (примерные программы ), что облегчает педагогу процесс создания на этой основе рабочей образовательной программы - «под себя», с учётом реальных возможностей учреждения.

ПРИМЕЧАНИЕ . Уровень программы никак не связан с возрастом обучающихся . То, что основные программы начального общего образования – только для детей 7-11 лет, основного – для детей 12-15 лет – сложившийся стереотип, так как в советское время не могло быть подростка, не умеющего, например, читать. Сегодня такие факты уже имеют место. Тем более – в дополнительном образовании детей. Программы 1 уровня (класса) (общеразвивающие, ознакомительные), реализующие ДОСУГОВЫЙ (коммуникативно-рекреационный) уровень дополнительного образования, являются самыми массовыми, востребованными для различных возрастов детей (и взрослых) и составляют основание пирамиды разноуровневых программ любого учреждения общего дополнительного о образования . Экстраполируя экологические закономерности «пирамиды питания» на численность обучающихся УДОД в объединениях разного уровня дополнительного образования, мы должны отметить как экологическую норму пирамидальное распределение численности обучающихся, при котором наибольшее количество обучающихся должно быть в объединениях досугового уровня – доноров для всех других объединений. Далее – по порядку: объединения творческой ориентации репродуктивного уровня (делающие упор на изучение каких-либо технологий, получение умений и навыков). И, наконец, обучающиеся, занимающиеся по программам 3 уровня(углубленного обучения и профильной подготовки) и 4 уровня (специализации, допрофессиональной подготовки).

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего (основного и дополнительного) образования . Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью, мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию .

· Личностное развитие - готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества, и умения противодействовать им в пределах своих возможностей.

· Социальное развитие - формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

· Познавательное развитие - формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

· Коммуникативное развитие - формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

· Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

o от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями ;

o от «изолированного» изучения обучающимися системы ДОД научных понятий, составляющих содержание учебного предмета , к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т. е. от ориентации на учебно-предметное содержание дополнительных образовательных программ к пониманию учения как процесса самообучения, самовоспитания и порождения смыслов);

o от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;

o от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего (основного и дополнительного) образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме .

Это, в частности, означает, что результаты общего (основного и дополнительного) образования не только должны быть выражены в предметном формате, но, прежде, всего могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений . В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний.

Безусловно, предметный контекст по-прежнему важен (поскольку задает границы возможных решений), но этот базовый контекст уже недостаточен. На первый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций . В формирующемся информационном обществе такие задачи становятся приоритетными.

Направленности дополнительных образовательных программ

За прошедший период появилось, но так и не было принято , несколько правовых документов , расширяющих перечень направленностей дополнительных образовательных программ. Как следствие, опережая события многими учреждениями дополнительного образования стали заявляться новые направленности дополнительного образования детей: например, эколого-краеведческая, гражданско-патриотическая, социально-экономическая, социально-правовая и т.п.

Но сегодняшний день имеется лишь один действующий документ , официально определяющий количество направленностей дополнительных образовательных программ для детей и их наименование. Это Приказ Министра Образования РФ« О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ», в котором даны Критерии отнесения образовательных учреждений дополнительного образования детей к соответствующему типу, виду и категории.

Именно там сказано, чтодополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности:

  • Спортивно-техническую направленность.
  • Физкультурно-спортивную направленность.
  • Культурологическую направленность.
  • Художественно-эстетическую направленность.
  • Туристско-краеведческую направленность.
  • Военно-патриотическую направленность.
  • Научно-техническую направленность.
  • Естественнонаучную направленность.
  • Эколого-биологическую направленность.

· Социально-педагогическую направленность.

Можно по-разному относиться к принципам выделения направленностей, дискутировать на эту тему, но пока не принято окончательное решение, необходимо относится к данной классификации как к данности и не выходить за её рамки . В противном случае будет напрочь перечёркнута сложившаяся система отнесения учреждений дополнительного образования детей к соответствующему типу, виду и категории и действие нормативных актов, регулирующих функционирование выстроенной системы учреждений ДОД.

Содержание направленностей дополнительного образования не регламентировано ни одним нормативным документом. Оно определено традициями и сложившейся для основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования системой образовательных стандартов .

Согласно статьи 7 (п.3) Федерального закона Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" «федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации ;
  • преемственностьосновных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Стандарты способны одновременно обеспечить преемственность и обновление системы образования лишь в случае, если они основаны на получивших широкое признание в России и в мире психологических и педагогических подходах и идеях. Именно фундаментальность подходов обеспечивает многообразие и гибкость конкретных решений.

Как следствие из выше сказанного, образовательные программы, реализуемые в государственных учреждениях дополнительного образования детей , для которых дополнительные общеобразовательные программы являются основными, так же должны обеспечивать единство образовательного пространства РФ и преемственность содержания.

Это значит, что при определении направленности дополнительной образовательной программы принимается во внимание предметная область науки, соответствующая данной направленности , а не направленность на формирование каких-либо качеств обучающегося, либо категория обучающегося (особые деты, пенсионеры и т.п).

Пример. К социально-педагогической направленности дополнительного образования, в соответствии с принципами обеспечения единства образовательного пространства РФ и преемственности содержания, относятся дополнительные образовательные программы из области общественных или социальных наук (Social sciences). Эта область представляет собой совокупность наук, изучающих различные аспекты жизни человеческого общества, - включающая в себя комплекс дисциплин , объектом исследования которых является общество, социальная реальность, бытие социальных групп и индивидов . По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с гуманитарными науками.

Нельзя относить к социально-педагогической направленности дополнительные образовательные программы только по тому, что они направлены на социальную адаптацию и творческое развитие детей дошкольного возраста или на социальную адаптацию и профессиональную ориентацию подростков. Это критерий для отнесения программы к тому или иному уровню дополнительного образования детей, а не к направленности. Или только по тому, что они направлены на обучение конкретных социальных групп: инвалидов, одарённых, удалённых (труднодоступных) или социально запущенных детей. Для этих категорий могут реализовываться образовательные программы разных направленностей, но в специфичных для этих социальных групп формах и с применением особых педагогических методов и технологий.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

· обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

· формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

· интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

· формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

· достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

· соответствующему уровню образования;

· направленностям дополнительных образовательных программ;

· современным образовательным технологиям, отраженным:

    • в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
    • формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);
    • методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);
    • средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Кроме того, содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на.

Просмотров