Образовательная программа доу по фгос дошкольного образования. Как составить рабочую программу воспитателя

Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС

1. Титульный лист

Титульный лист – это своего рода "визитная карточка" программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация:

наименование образовательного учреждения;

где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующая ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола) ;

полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа.);

составлена на основе примерной программы (название программы)

срок реализации программы (учебный год);

название города;

год разработки программы.

Прописывается содержание рабочей программы и указываются страницы.

3. Целевой раздел:

1) Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей …. группы разработана в соответствии с ООП «Детского сада № », в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социальнокоммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Используются парциальные программы:

«Юный эколог» С. Н. Николаева или др.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Д анная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Конституция РФ, ст. 43, 72.

Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

Закон РФ «Об образовании».

Типовое положение о ДОУ.

СанПиН 2.4.1.3049-13

Устав ДОУ.

ФГОС ДО.

Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ (из примерной программы, т. е. «От рождения до школы»):

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи (обязательная часть):

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности

4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.

5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Задачи (часть ДОУ):

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы Например, Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.

В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.

Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.

- Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)

У чебный план реализации ООП ДО в старшей группе по Программе «От рождения до школы»:

1) Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности: Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники - Продолжительность и количество НОД

– в неделю 75 мин. (3 НОД) .

2) Познавательное развитие - а) Познавательно-исследовательская деятельность - Формы образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 40 мин. (2 НОД)

- б) Конструирование - Формы образовательной деятельности: Конструирование из бумаги, природного и иного материала - Продолжительность и количество НОД - в неделю 10 мин. (0, 5 НОД) .

3) Речевое развитие – Развитие речи - Формы образовательной деятельности: Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, - Продолжительность и количество НОД – в неделю 20 мин. (1 НОД) .

4) Социально - коммуникативное развитие – а) Коммуникативная деятельность -

Формы образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины. - Продолжительность и количество НОД - в неделю 10 мин. (0.5 НОД) .

б) Самообслуживание и элементарный бытовой труд - Формы образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ. - Продолжительность и количество НОД - Ежедневно в режимные моменты, не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22) .

в) Игровая деятельность - Формы образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые, дидактические и др. - Продолжительность и количество НОД - в режимные моменты.

5) Художественно - эстетическое развитие - а) изобразительная деятельность -

Формы образовательной деятельности: Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 70 мин. (3 НОД) .

б) Восприятие художественной литературы и фольклора - Формы образовательной деятельности: Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 25 мин. (1 НОД) .

в) музыкальная деятельность - Формы образовательной деятельности: Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 50 мин. (2 НОД) .

6) Вариативная часть - парциальные программы и т. п.

Ч асть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе

(климатические, демографические, национально - культурные и другие) 1) Климатические особенности :

При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Татарстан – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.

Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето.

В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.

Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;

2. летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня.

2) Демографические особенности :

Анализ социального статуса семей выявил, что в дошкольном учреждении воспитываются дети из полных (___ %, из неполных (___ %) и многодетных (___ %) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (___ %) и средним профессиональным (___%) образованием.

3) Национально – культурные особенности :

Этнический состав воспитанников группы: русские, татары, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

Основной контингент воспитанников проживает в условиях города (лишь ___ ребенок в селе).

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями родного края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная

информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы «Мой город» 1 раз в неделю.

Рабочая программа педагога ДОУ с учётом

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

(старшая группа, 5-6 лет).

Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (название программы)

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей,

Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и

рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе(название программы)

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность,

интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

3 Перспективное планирование по образовательным областям

4 Пример региональной модели перспективного планирования

5 Коррекционная работа. Работа с родителями.

6 Система мониторинга

7 Результаты освоения программы

8 Учебно-методическое сопровождение

9 Список литературы

Пояснительная записка

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-

исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

1. способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-

исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы,

музыкально-художественной, продуктивной деятельности;

2. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;

3. реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД),

самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми,

любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности

творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности,

исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Возрастные особенности развития детей 5- 6 лет (старшая группа)

Ребенок 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей.

Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь,

может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным.

Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.


«Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Чебурашка»,
г. Вологда

Дата: 17.11.2015 г
Тема выступления: «Рекомендации по составлению рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС ДО».
Ответственный: Соколова Наталия Леонидовна, старший воспитатель

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. В ст. 48 Закона сказано, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы педагога ДОУ важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.
1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий.
2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющий определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.
3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

Структура Рабочей программы
1.Титульный лист (Приложение № 1)
2. Содержание - прописывается содержание рабочей программы и указываются страницы (Приложение № 2)

Разделы
Конструктор разделов

Целевой
Пояснительная записка (актуальность изучения образовательных областей; нормативно-правовая база; цель и задачи, принципы и подходы к формированию программы; значимые для разработки программы характеристики, в т.ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, используемые парциальные программы).
Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры)

Содержательный
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях (содержание образовательных областей)
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы (Модель образовательного процесса, в т.ч. особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения разработчиков программы)

Организационный
Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Режим дня и (или) распорядок.
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Приложения
Комплексно-тематическое планирование
Циклограмма видов деятельности
Физкультурно-оздоровительная программа
План взаимодействия с семьями воспитанников
План взаимодействия с социальными партнерами
Результаты педагогической диагностики
Картотеки
Рекомендации специалистов
Кружковая работа
другое

Требования к оформлению:
Рабочая программа должна быть выполнена на компьютере (шрифт «Times New Roman», размер 12 пунктов, полуторный междустрочный интервал, выравнивание – по ширине, формат листа A4) в редакторe Word. Должны соблюдаться следующие размеры полей: левое – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Абзацный отступ должен соответствовать 1,25 см (отступ первой строки). Нумерация страниц: арабские цифры (1,2,3), сквозная, выравнивание по правому нижнему краю страницы, титульной странице присваивается номер 1, но не печатается. Каждый новый раздел должен начинаться с новой страницы.

Использование правил библиографического описания: Источники прописываются в алфавитном порядке. Например:
Князева М.М. Экспертиза образовательных проектов. // Школьные технологии. – 2001. – № 2. с. 210 – 227
Моисеев А.М., Като А.Е., Лоренсов А.В., Хомерики О.Г. Нововведения во внутришкольном управлении. Научно-практическое пособие для руководителей обр. учреждений и территориальных образовательных систем / Под общей редакцией А.М. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 1998. – 232 с.
Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / Под редакцией П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 2001. – 880 с.

Приложение № 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Чебурашка»

Принято
Протокол заседания
Педагогического совета
№ 1 от 22.09.2015

Утверждаю:
Заведующий МДОУ № 6
«Чебурашка»
______________/Н.В. Редкова/
Приказ № ___
от «22» сентября 2015 г.

Рабочая программа
образовательной деятельности
во второй младшей группе № 9
«Умники и умницы»
на 2015-2016 учебный год

Воспитатели:
Рожкова Александра Алексеевна,
Румянцева Дарья Викторовна

Вологда
2015 г.
Приложение № 2
Содержание (Пример)

Раздел 1. Целевой
1. Пояснительная записка.
1.1. Введение
1.2. Цели и задачи реализации Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
2. Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры)
2.1. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.
2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Раздел 2. Содержательный
1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1.1.1. Игровая деятельность
1.1.2. Патриотическое воспитание
1.1.3. Формирование основ безопасности жизнедеятельности
1.1.4. Развитие трудовой деятельности
1.2. Образовательная область «Физическое развитие»
1.3. Образовательная область «Речевое развитие»
1.4. Образовательная область «Познавательное развитие»
1.4.1. Формирование элементарных математических представлений
1.4.2. Детское экспериментирование
1.4.3. Ребенок и мир природы
1.4.4. Задачи ознакомления детей дошкольного возраста с социальным миром
1.5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1.5.1. Художественно-изобразительная деятельность
1.5.2. Детское конструирование
1.5.3. Музыкальное развитие
2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
2.1. Формы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
2.2. Формы работы с детьми по образовательной области «Физическое развитие»
2.3. Формы работы с детьми по образовательной области «Речевое развитие»
2.4. Формы работы с детьми по образовательной области «Познавательное развитие»
2.5. Формы работы с детьми по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
2.6. Технологии реализации содержания Программы «Радуга» в соответствии с образовательными областями
2.7. Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства
3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
3.1. Региональный компонент
3.2. Преемственность ДОУ и школы
3.3. Взаимодействие с социумом
3.4. Дополнительные образовательные услуги
4. Способы и направления поддержки детской инициативы
5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

Раздел 3. Организационный
1.Режим дня и распорядок.
2.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
4. Дополнительные платные образовательные услуги
5. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Список литературы

3
3
5
7
9
20
21
21

24
25
27
32
33
36
42
46
47
50
50
53
54
56
58
60
66
66

70
72
74
76

83
84
84
86
87
89
89
91

В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона «Об образовании в РФ» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ.

Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитаттеля важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.

1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Истоки», «Радуга» и т. п.) .

2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.

3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. Раздел: должностные обязанности:

Учитель- логопед - Реализует образовательные программы.

Педагог-психолог - Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г) - содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога.

Разделы рабочей программы по ФГОС ДО.

1. Титульный лист

3. Целевой раздел:

Пояснительная записка

  • Цель и задачи основной образовательной программы
  • Принципы и подходы в организации образовательного процесса
  • Содержание психолого-педагогической работы

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Планируемые результаты освоения Программы.

Учебный план реализации ООП ДО в старшей группе МАДОУ Детский сад № __». В виде таблицы: Направления развития; Виды детской деятельности; возрастная группа; Формы образовательной деятельности

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в старшей группе. В виде таблицы: Направление развития; методические пособия; наглядно – дидактические пособия; рабочие тетради.

Формы, способы, методы и средства реализации программы в старшей группе. В виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей) ; способы; методы и приемы; средства)

Взаимодействие с семьей, социумом.

Планирование работы с детьми в группе:

Примерное годовое планирование

Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)

Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.

Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)

5. Организационный раздел.

Оформление предметно-пространственной среды.

Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей.

Перечень методических пособий (для реализации основной части и части ДОУ) .

Статья 48 (з-н об образовании в РФ)

Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

педагога ДОУ по ФГОС ДО

Подготовила : старший воспитатель Ишмуратова С. В.

МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок»

Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.

1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами . Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Детство» , и т. п.) .

2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.

3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ . Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов :

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях , предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов , курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны :

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой .

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. Раздел : должностные обязанности :

Учитель- логопед - реализует образовательные программы .

Педагог -психолог - ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

Воспитатель (включая старшего) - Разрабатывает план (программу ) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.

ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г) - содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога .

Разделы рабочей программы по ФГОС ДО .

1. Титульный лист

3. Целевой раздел :

Целевой раздел включает в себя :

а) пояснительную записку;

б) Программы .

Пояснительная записка должна раскрывать :

Цели и задачи реализации Программы ;

Принципы и подходы к формированию Программы .

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики , в том числе возрастные и индивидуальные особенности детей в группе

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений

образовательных областей :

Направление .

Направление «Познавательное развитие» .

Направление «Речевое развитие» .

Направление .

Направление «Физическое развитие» .

Программы

педагогического коллектива с семьями

6. Часть Программы (парциальные программы )

5. Организационный раздел :

1. Методическое обеспечение Программы

2. Режим дня.

Может быть включено

3. Циклограмма деятельности.

группы : Сетка НОД.

5. распределение тематических периодов. Комплексно - тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности

Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС

1. Титульный лист

Титульный лист – это своего рода "визитная карточка" программы . Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация :

наименование образовательного учреждения;

где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующий ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения , номер протокола) ;

полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет , младшая группа.) ;

составлена на основе примерной образовательной программе дошкольного образования (2014г) («От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2014 г) );

срок реализации программы (учебный год) ;

год разработки программы .

Прописывается содержание рабочей программы и указываются страницы.

3. Целевой раздел :

1) Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей … . Группы (далее Программа ) разработана в соответствии с ООП «Детского сада №» , в соответствии с введением в действие ФГОС ДО .

Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Используются парциальные программы : (перечислить)

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами :

Конституция РФ, ст. 43, 72.

Конвенция о правах ребенка (1989 г.)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Цель и задачи Программы (из примерной программы , т. е. «От рождения до школы» ):

Цель :

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Цель (программы Детство ) :

Создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Задачи (программа «От рождения до школы) (обязательная часть) :

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.

5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления

предметного обучения.

Задачи (программа «Детство)

1. Укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование

основ его двигательной и гигиенической культуры;

2. Целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов

деятельности;

3. Обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс

социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей,

возможностей и способностей;

4. Развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной

отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению

гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

5. Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к

самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных

способностей и речи ребенка;

6. Пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

7. Органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное

взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры : с

изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным

языком, экологией, математикой, игрой;

8. Приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к

другим народам и культурам;

9. Приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы

дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство

своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Задачи (часть ДОУ – парциальные программы ) :

Принципы и подходы в организации образовательного процесса :

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики ) .

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» ) .

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики .

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы

Например, Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.

В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.

Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.

Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)

(выписать из программы по возрастной группе)

образовательных областей :

Направление «Социально-коммуникативное развитие» .

Направление «Познавательное развитие» .

Направление «Речевое развитие» .

Направление «Художественно-эстетическое развитие» .

Направление «Физическое развитие» .

Делается описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемой примерной образовательной программ дошкольного образования («Детство» , «От рождения до школы» ).

Социально-коммуникативное развитие – может быть представлено в различных формах образовательной деятельности : ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд может быть представлен в формах образовательной деятельности : поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ.

Игровая деятельность представлена в формах образовательной деятельности : Сюжетно-ролевые, дидактические и др.

Познавательное развитие – Представляется в различных формах образовательной деятельности : ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины.

Речевое развитие – Развитие речи - Формы образовательной деятельности : Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций.

Художественно-эстетическое развитие - а) изобразительная деятельность - Формы образовательной деятельности : Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка.

Восприятие художественной литературы и фольклора - Формы образовательной деятельности : Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра.

в) музыкальная деятельность - Формы образовательной деятельности : Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения.

Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности : Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники -

2. Описание форм, способов, средств реализации Программы (на основе примерной программы ) . Можно представить в виде таблицы : направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей) ; способы; методы и приемы; средства)

3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (на основе примерной программы )

4. Способы и направления поддержки детской инициативы (на основе примерной программы )

5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями (на основе примерной программы )

6. Часть Программы , формируемая участниками образовательных отношений (парциальные программы ) прописываются содержание согласно представленной в парциальной программе образовательной области

5. Организационный раздел :

1. Методическое обеспечение Программы , средства обучения и воспитания (Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности)

2. Режим дня.

Может быть включено : После режима дня представляется двигательный режим, сетка закаливания,

3. Циклограмма деятельности.

4. Выписка из учебного плана для своей группы : Сетка НОД.

5. Распределение тематических периодов. Комплексно - тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности

6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной

Требования к оформлению Рабочей программы

1. Набор текста производится в текстовом редакторе Wordс одной стороны листа формата А4, тип шрифта : TimesNewRoman, размер - 14 пт.

2. По контуру листа оставляются поля :

левое– 30 мм, правое-15 мм, верхнее– 20 мм, нижнее- 20 мм

3. Библиография оформляется в соответствии с ГОСТом.

4. Программа сдается на бумажном носителе - в папке и в электронном варианте.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования, для детей 5-7 лет, с тяжелыми нарушениями речи.PDF

Автор Грыдина Е. А., старший воспитатель, Детский сад №41, г. Каменск - Уральский, Свердловская область

Автор Хусниярова А. А., воспитатель МАДОУ "Детский сад №7 "Колокольчик", г. Янаул, Республика Башкортостан

Директор МБО "Информационно-методического центра г. Нерюнгри, Н. В. Давиденко

Реализация ФГОС в образовательном процессе

Поколения государственных образовательных стандартов

Стандарты общего образования:

  • стандарты первого поколения (были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами) ;
  • стандарты второго поколения (были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года). Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий .

Стандарты высшего профессионального образования:

  • стандарты первого поколения (утверждались с 2000 года и именовались государственными образовательными стандартами);
  • стандарты второго поколения (утверждались с 2005 года и именовались государственными образовательными стандартами) , ориентированные на получениестудентами знаний, умений и навыков;
  • стандарты третьего поколения (утверждаются с 2009 года) , согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.

До 2000 года применялся единый государственный стандарт высшего профессионального образования, который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 и определял:

  • структуру высшего профессионального образования, документы о высшем образовании;
  • общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации;
  • общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем;
  • академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего профессионального образования;
  • общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;
  • порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования в качестве федерального компонента;
  • правила государственного контроля за соблюдением требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования .

По каждому направлению подготовки (специальности) принимались государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

С 1 сентября 2013 года согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 должны утверждаться стандарты нового поколения, в том числе и для программ высшего образования подготовки научно-педагогических кадров , в соответствие с новым законом , а также для дошкольного образования , для которого ранее были предусмотрены Федеральные государственные образовательные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования .

Разработка ФГОС

Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

Разработка ФГОС осуществляется с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

ФГОС высшего профессионального образования разрабатываются учебно-методическими объединениями вузов по соответствующим направлениями подготовки (специальностям).

Проекты стандартов направляются в Министерство образования и науки Российской Федерации , которое размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет для обсуждения с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием, и направляет их на независимую экспертизу.

Независимая экспертиза проектов стандартов проводится в 14-дневный срок со дня их получения из среднего профессионального и высшего образования ;

  • институтами общественного участия в управлении образованием, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, — по проектам стандартов общего образования;
  • Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, — по проектам стандартов среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования в части вопросов, касающихся подготовки граждан к военной службе.
  • По результатам независимой экспертизы в Министерство образования и науки Российской Федерации направляется экспертное заключение, подписанное руководителем организации или органа, проводивших экспертизу, или уполномоченным им лицом.

    Проекты ФГОС, замечания и экспертные заключения к ним обсуждаются советом Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам, который принимает решение рекомендовать проект стандарта к утверждению, либо к доработке, либо к отклонению. После получения решения совета Министерство образования и науки Российской Федерации принимает собственное решение относительно утверждения стандарта.

    Внесения изменений в ФГОС осуществляется в том же порядке, что и принятие самих ФГОС.

    Порядок принятия ФГОС осуществляется в соответствии с Правилами разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации .

    ФГОС ВПО разрабатываются Учебно-методическими объединениями вузов по образованию по соответствующим направлениям подготовки и их базовыми вузами .

    В связи с принятием нового закона об образовании и изменений к Трудовому кодексу, вводящим понятие профессионального стандарта по каждой профессии (профессиональной области), планируется разработка ФГОС с учетом положений профессиональных стандартов .

    История разработки образовательных стандартов в России

    Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался Верховным советом РФ , но в связи с принятием Конституции 1993 года это положение было отменено, и функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам исполнительной власти в определенном Правительством РФ порядке. Верховный совет РФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.

    По мнению бывшего министра образования РФ Эдуарда Дмитриевича Днепрова , существенный шаг назад — в сторону унитаризма в образовании — делали проекты поправок, снимая в законе понятие «национально-региональный компонент» государственных образовательных стандартов и заменяя его «региональным компонентом» (ст. 7, п. 1; ст. 29, п. 2е). Эта тенденция прослеживалась и в утвержденном Министерством образования в 1993 г. базисном учебном плане. Усилившаяся к 1996 году стандартизация образования вызвала сопротивление педагогической общественности, выразившееся в забастовка и акциях протеста работников системы образования .

    В редакции, предложенной разработчиками закона «Об образовании» в 1992 году, образовательный стандарт, точнее его федеральный компонент, состоял из пяти элементов:

    • цели образования на каждой ступени обучения
    • требования к базовому содержанию основных образовательных программ
    • предельно допустимый объем аудиторной учебной нагрузки
    • требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих различные ступени школы
    • требования к условиям образовательного процесса

    Под давлением сторонников предметно-методического подхода эта редакция была деформирована депутатами профильного комитета Верховного Совета РФ и сокращена до трехсоставной формулы: «обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников» (в число коих неправомерно включались и оканчивающие начальную школу).

    В результате этого из статьи 7 закона, посвященной образовательным стандартам:

    • из стандартов исчезал целевой блок;
    • требования к базовому содержанию основных образовательных программ заменялись «обязательным минимумом», то есть все тем же традиционным перечнем предметных тем; в итоге стандарт превращался в обычный набор предметных программ;
    • исчезало понятие предельно допустимой аудиторной нагрузки, что отнюдь не адекватно понятию максимальной нагрузки вообще;
    • из стандарта исчезли требования к условиям образовательного процесса .

    Оставшаяся в законе указанная трехмерность федерального компонента образовательного стандарта, по мнению Э. Д. Днепрова , «уже вскоре оказалась явно недостаточной, не адекватной ни потребностям образовательной практики, ни запросам развития самого законодательства об образовании. Именно поэтому уже при принятии в 1996 году Федерального закона „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ произошел слом этой узкой законодательной нормы и частичный возврат к исходному замыслу Закона Российской Федерации „Об образовании“. В пункте 2 статьи 5 вузовского закона вновь появились „требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ“ и „условиям их реализации“. Таким образом, возвращаясь к истокам, этот закон делал два существенных шага вперед в трактовке образовательного стандарта. Вновь обращалось внимание на условия реализации образовательных программ и вводились требования к их обязательному минимуму, что уже не позволяло свести этот минимум к банальному перечню предметных тем» .

    Обязательность принятия федерального государственного образовательного стандарта была установлена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 года .

    В 1993—1999 года разрабатывались временные образовательные стандарты и федеральные компоненты государственного образовательного стандарта .

    С 2000 года стали разрабатываться ГОС первого поколения (для общего образования) и первого и второго поколений (для высшего образования).

    В истории разработка государственных стандартов общего образования имеет выделяются четыре этапа: 1993—1996, 1997—1998 и 2002—2003, 2010—2011 гг. На каждом из этих этапов мотивы разработки стандартов менялись. На первых двух — незначительно, в рамках общей и образовательной политики. На третьем и четвертом — кардинально, в русле личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогики .

    С принятием изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в 2009 году стали разрабатываться стандарты нового поколения — федеральные государственные образовательные стандарты. Именно они стали федеральными. Стандарты предыдущих поколений по существу федеральным государственным образовательным стандартами не являлись, а были лишь его компонентами Э. Д. Днепров Департамента образования города Москвы .

    Имеется ряд публикаций, в которых отмечается, что заявленные разработчиками стандартов идеи и подходы фактически в них не реализованы. Особенно это касается ФГОС среднего профессионального образования, в основу которых положен компетентностный подход.

    Википедия

    Просмотров