Требования к основной образовательной программе определенные фгос. Требования к образовательным программам

1. Пояснительная записка……………………………………………………………….………3

2. Общие положения……………………………………………………..……………………...8

3. Части основной образовательной программы…………………………………..…..............9

4. Цели образования…………………………………………………………………...………...9

5. Базисный учебный (образовательный) план …………………...………………………….10

6. Фундаментальное ядро содержания ………………………………………….....................10

7. Примерные программы по отдельным учебным предметам ……………………………..10

8. Программа формирования универсальных учебных действий …………………………..11

9. Система оценки учебных достижений обучающихся …………………………….………11

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Требования к структуре основных образовательных программ начального общего и основного общего образования включают в себя восемь инвариантных составных частей:


  1. Цели образования на данной ступени общего образования;

  2. Базисный учебный (образовательный);

  3. Фундаментальное ядро содержания образования;

  4. Примерные программы по отдельным учебным предметам;

  5. Программа формирования универсальных учебных действий;

  6. Требования к результатам освоения основных образовательных программ;

  7. Система оценки учебных достижений обучающихся;

  8. Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся.

Включение целей образования на данной ступени общего образования в основную образовательную программу обусловлено тем, что в любом виде деятельности невозможно составить программу ее практической реализации, не определив целей деятельности. В данном случае программа представляет собой способ движения целей, фиксирующих те характеристики обучения, воспитания и развития, которые наиболее важны для данной ступени обучения с точки зрения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

В примерной основой образовательной программе цели образования на той или иной ступени общего образования (начальная школа, основная школа или средняя (полная) школа) фиксируются цели, общие для всей системы образования как социального института. При разработке основных образовательных программ в конкретном образовательном учреждении общего образования эти цели могут уточняться в соответствии с особенностями региона и самого образовательного учреждения, при этом более частные цели региона и образовательного учреждения не могут вступать в противоречие (конфликтовать) с общими целями образования.

Таким образом, функцией первого компонента является описание того, что должно достигнуть образовательное учреждение «на выходе» каждой из ступеней общего образования.

Базисный учебный план как наиболее обобщенная форма описания содержания образования в предыдущих версиях стандартов общего образования нормировал содержание образования в узкой трактовке важнейшей педагогической категории: образование = обучение.

Понимая образование как взаимосвязанные и взаимопроникающие системы обучения, воспитания и развития личности, Базисный учебный план, определяющий деятельность школы, следовало бы называть Базисным образовательным планом. Это нашло отражение не только в названии раздела Требований к основным образовательным программам, но в содержании требований к этому компоненту: «Раздел «Внеурочная деятельность обучающихся» фиксирует объем времени, отводимого на организацию мероприятий, отличных от классно-урочной системы обучения (кружки, секции, экскурсии, учебные практики и т.п.) и направленных на развитее социальной активности обучающихся, их творчества, физическое и эстетическое развитие, трудовое воспитание и т.д.».

Фундаментальное ядро содержания образования. Общее описание содержания образования, приведенное в Базисном учебном плане, должно быть конкретизировано в документе, описывающем содержание образования в конкретных областях действительности: Природа, Общество, Человек. Из этого проистекает первая функция Фундаментального ядра содержания образования - фиксация основополагающих элементов научного знания, предназначенных для обязательного изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т.п. Данная функция определяет и содержание первого требования к Фундаментальному ядру как составной части основной образовательной программы.

Не менее важная функция Фундаментального ядра заключается в конкретизации двух других составляющих образования: воспитания и развития. Базовое содержание образования, представленное в Фундаментальном ядре, нацелено на познавательную (интеллектуальную), коммуникативную, ценностно-ориентационную, эстетическую (художественную), трудовую (технико-технологическую), физическую культуру личности. Воспитание этих видов культур, с одной стороны, тесно связано с предметным обучением (знаниевая составляющая) и, с другой стороны, - с формированием универсальных учебных действий. В этом проявляется принцип двойного вхождения элементов содержания образования. Реализация данной функции Фундаментального ядра содержания образования приводит к необходимости включения требования «В Фундаментальном ядре содержания в обобщенном виде описываются виды деятельности (универсальные учебные действия) регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование которых осуществляется в ходе образовательного процесса».

Примерные программы по отдельным учебным предметам. Дальнейшая детализация содержания образования происходит в примерных программах по отдельным учебным предметам.

Практический опыт отечественной школы, обобщенный дидактикой и частными методиками и получивший теоретическое обоснование, показывает, что учебные программы по отдельным предметам успешно выполняют свое предназначение в том случае, если в них представлены следующие составные части:


  1. Пояснительная записка, в которой уточняются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета - его содержанием, присущими ему особенностями в формировании знаний, умений, навыков, общих и специальных способов деятельности;

  2. Содержание образования. Этот раздел программы по тому или иному учебному предмету является следующей ступенью декомпозиции, конкретизации содержания образования;

  3. Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников, позволяющее
- разработчикам авторских (рабочих) программ получить образец использования вариативной составляющей, заложенной в инвариантную часть учебного плана;

Учителям получить образец планирования учебного материала;


  1. Требования к результатам освоения содержания предметных программ включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Требования к результатам освоения содержания предметных программ являются ориентиром для образовательного учреждения и конкретного учителя в том, что должно быть получено учащимися в результате их деятельности;


  1. Рекомендации по оснащению учебного процесса дают представление о том, какими средствами обучения и воспитания может воспользоваться учитель в своей работе.
Программа формирования универсальных учебных действий. Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующих раздел Фундаментального ядра содержания. Данный раздел должен включать следующие подразделы:

  1. Описание ценностных ориентиров для данной ступени образования - аналог раздела Пояснительной записки примерных программ по учебным предметам;

  2. Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий данной ступени с предыдущей и последующей ступенями;

  3. Связь универсальных учебных действий с изучением отдельных учебных предметов;

  4. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

  5. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Система оценки достижения Требований стандарта фиксирует основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержания оценки, критерии и процедуры оценивания, состав инструментария, формы представления результатов, условия и границы применения.

Система оценки выступает как инструментальное ядро государственных образовательных стандартов, выполняющее функции обратной связи и регулирования системы образования. Система оценки призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения учебных программ и программы формирования универсальных учебных действий и предполагает:


  1. комплексный подход к оценке результатов образования (оценку предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  2. ориентацию оценки на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности;

  3. оценку индивидуального прогресса учащихся,

  4. использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, портфолио, самоанализ и самооценка и др.

  5. использование персонифицированных процедур (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся) и неперсонифицированных или анонимных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования а также в иных аттестационных целях;

  6. уровневый подход к разработке инструментария и представлению результатов; использование критериев, основанных на планируемых результатах освоения основной образовательной программы;

  7. использование накопительной системы оценивания, т.е. учет стартового уровня и результатов текущего и промежуточного оценивания в итоговой оценке обучающихся.
Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся должны содержать рекомендации по нормативному и организационно-методическому обеспечению внеурочной деятельности и примерные программы. В первом разделе выделены требования к планированию состава групп, требования к ведению нормативной документации и требования по организации совместной деятельности школы и привлеченных организаций. Второй раздел структурирован по схеме, аналогичной схемам примерных программ по отдельным учебным предметам.

В основную образовательную программу должны включаться другие компоненты, отражающие особенности и интересы субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений общего образования с учетом динамики потребностей личности, общества и государства в общем образовании.

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - Основные образовательные программы) является основным нормативным документом, развивающим и конкретизирующим положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

1.2. Основные образовательные программы представляют собой компонент системы образования Российской Федерации.

1.3. Основные образовательные программы определяют содержание начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования в профессиональной сфере.
2. Части основной образовательной программы

2.1. Основная образовательная программа для каждой ступени общего образования должна состоять из следующих частей:

2.1.0. Пояснительная записка.

2.1.1. Цели образования на данной ступени общего образования.

2.1.2. Базисный учебный (образовательный).

2.1.3. Фундаментальное ядро содержания образования.

2.1.4. Примерные программы по отдельным учебным предметам.

2.1.5. Программа формирования универсальных учебных действий.

2.1.6. Система оценки учебных достижений обучающихся.

2.2. В основную образовательную программу могут включаться другие компоненты, отражающие особенности и интересы субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений общего образования с учетом динамики потребностей личности, общества и государства в общем образовании.

2.3. Соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, должно быть зафиксировано в соотношении инвариантной и вариативной частях Базисного учебного (образовательного) плана.
3. Цели образования

3.1. Цели образования характеризуются планируемыми результатами общего образования для данной ступени и определяют общую направленность, особенности содержания и видов деятельности обучающихся на данной ступени.

3.2. Содержание целей образования должно развивать и конкретизировать требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам освоения основных образовательных программ, фиксировать те характеристики обучения, воспитания и развития, которые наиболее важны для данной ступени обучения с точки зрения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

4. Базисный учебный (образовательный) план

4.1. Базисный учебный (образовательный) план должен определять:

В инвариантной части:

4.1.1. Максимально допустимый объем аудиторной нагрузки обучающихся.

4.1.2. Общий объем нагрузки, подлежащей бюджетному финансированию.

4.1.3. Состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение, по классам (годам) обучения в модальности «не менее».

4.2. Вариативная часть Базисного учебного (образовательного) плана представлена числом часов, отводимых на обеспечение интересов субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, индивидуальных потребностей и запросов обучающихся.

4.3. Раздел «Внеурочная деятельность обучающихся» вариативной части должен фиксировать объем времени, отводимого на организацию мероприятий, отличных от классно-урочной системы обучения (кружки, секции, экскурсии, учебные практики и т.п.) и направленных на развитее социальной активности обучающихся, их творчества, физическое и эстетическое развитие, трудовое воспитание и т.д. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения.
5. Фундаментальное ядро содержания

5.1. Фундаментальное ядро содержания должно фиксировать основополагающие элементы научного знания, предназначенные для обязательного изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т.п.

5.2. В Фундаментальном ядре содержания в обобщенном виде описываются виды деятельности (универсальные учебные действия) регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование которых осуществляется в ходе образовательного процесса.
6. Примерные программы по отдельным учебным предметам

6.1. Примерные программы по отдельным учебным предметам должны конкретизировать соответствующие разделы Фундаментального ядра содержания и являться основой для разработки рабочих программ.

6.2. Примерные учебные программы должны содержать следующие разделы:

6.2.1. Пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания.

6.2.3. Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников.

6.2.4.Требования к результатам освоения содержания предметных программ.

6.3. Базисные (примерные) учебные программы определяют тот минимальный объем содержания по предмету, который должен быть включен в любую рабочую программу.
7. Программа формирования универсальных учебных действий

7.1. Программа формирования универсальных учебных действий должна конкретизировать соответствующие разделы Фундаментального ядра содержания и являться основой для разработки рабочих программ.

7.2. Программа формирования универсальных учебных действий должна содержать следующие разделы:

7.2.1. Описание ценностных ориентиров для данной ступени образования.

7.2.2. Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий данной ступени с предыдущей и последующей ступенями.

7.2.3. Связь универсальных учебных действий с изучением отдельных учебных предметов.

7.2.4. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

7.2.5. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
8. Система оценки учебных достижений обучающихся

8.1. Система оценки учебных достижений обучающихся должна включать следующие разделы:

8.1.1. Описание объекта и содержания оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией).

8.1.2. Критерии и процедуры оценивания.

8.1.3. Состав инструментария.

8.1.4. Формы представления результатов.

8.1.5. Условия и границы применения.

8.2. Инструментарий для оценки достижения планируемых результатов освоения программ данной ступени общего образования должен быть разработан применительно к основным группам результатов.

8.3. Инструментарий должен включать:

8.3.1. Операционализированный перечень планируемых результатов освоения программ данной ступени общего образования.

1999 г. № 3 определяет основные требования к содержанию и структуре авторских программ)

1. Научно-практическая новизна.

2. Научная обоснованность.

3. Актуальность и перспективность.

4. Практическая направленность.

5. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.

6. Представленность результатов апробации.

Структура программного текста:

· Пояснительная записка (раскрывается актуальность, цель, задачи курса, его длительность и продолжительность, возрастные категории обучающихся, ожидаемые результаты).

· Практическая часть, занимаемое ею место в курсе.

· Список литературы, которую могут использовать обучающие и обучаемые и которую использовал автор.

· Примерный тематический план.

В пособии " Факторы и критерии эффективности образовательных программ службы практической психологии человека" (Учебное пособие. - СПб.:Изд-во РГПУ им. , 2004), подготовленном авторским коллективом кафедры методов психологического познания РГПУ в рамках программы "Федерально-региональное сотрудничество в науке и образовании", рекомендуется в любой образовательной программе выделять следующие основные блоки:

1. Описание теоретико-методологического обоснования реализации программы.

2. Описание цели и задач программы с четким указанием ее направленности, научно-обоснованных ожидаемых результатов и конкретных сфер применения.

3. Описание условий реализации программы (организационно - педагогические и материально - технические требования к участникам программы).

4. Основные содержательные модули программы с описанием применяемых методик, технологий, способов, приведением учебного плана.

5. Описание критериев и методов предварительной диагностики обучающихся, актуальной и отсроченной оценки эффективности результатов применения программы (с.122 указанного источника).

Требования к структуре образовательной программы по психологии:

1. Пояснительная записка (должна содержать следующие сведения, изложенные в определенной логике):

· актуальность программы,

· теоретико-методологическое обоснование,

· требования к участникам (специалисту, обучающимся),

· основные научно-методические средства и условия реализации программы, продолжительность программы.

2. Основные содержательные модули ( с описанием применяемых методик, технологий, способов).

3. Учебно-тематический план.

4.Критерии и методы предварительной диагностики обучающихся, актуальной и отсроченной оценки эффективности результатов применения программы (С.106).

Требования к формулировке целей образовательной программы по психологии:

1. Четкое описание целевой направленности (диагностика, прогноз, профориентация, коррекция, развитие, комплексный характер и т. д.)

2. Цели должны учитывать индивидуальные, возрастные, психические, социальные, медицинские особенности обучающихся.

3. Цели должны указывать на конкретные научно-обоснованные результаты применения программы.

Требования к описанию условий реализации образовательной программы по психологии:

1. Организационно - методические условия содержат описание перечня учебно-методических материалов. необходимых для реализации программы, соответствующих целям, содержанию программы, возрастным и социальным особенностям учащихся.

2. Временные условия и общая продолжительность программы (количество часов, отведенным на освоение курса соответствует заявленным целям, распределение часов на освоение отдельных тем и модулей программы соответствует возрастным возможностям учащихся).

3. Кадровая обеспеченность для реализации программы.

4. Указание на необходимое помещение, оборудование, демонстрационный и стимульный материал, оборудование помещения (развивающая эстетическая предметная среда, комфортная для учащихся данного возраста и соответствующая специфике программы).

Требования к содержанию образовательной программы по психологии:

1. Содержание должно соответствовать заявленным целям и задачам, профилю и Уставу ОУ.

2. Содержание должно соответствовать контингенту обучающихся.

3. Применяемые методы, приемы, технологии должны иметь научное обоснование, быть валидными, эффективными, направленными на развитие учащихся и не содержать потенциальных и явных негативных воздействий.

Требования к описанию результатов применения психологической образовательной программы

1. Программа должна содержать комплекс методов предварительной и итоговой диагностики обучающихся, соответствующих целям и содержанию программы, возрастным характеристикам обучающихся.

2. В программе должны содержаться сведения об авторах, источнике (публикации), назначении, области применения, валидности , надежности, стандартизации , тестовых нормах всех применяемых для отслеживания эффективности программы психодиагностических методик, описаны инструкции, стимульный материал. Процедура применения и способы обработки и интерпретации получаемых данных.

3. Должны быть приведены критерии оценки эффективности программы (развивающей, коррекционной) со стороны других субъектов образовательного процесса (педагоги, родители).

4. Приводятся конкретные критерии оценки валидности программы, определяются основные направления и сферы позитивных изменений в результате обучения по данной программе (развитие и коррекция познавательных процессов, эмоциональное развитие, личностное развитие, профориентация, социально-психологическая адаптация, оздоровление и здоровый образ жизни, развитие творческого потенциала, нравственное развитие и другое) (с.цитируемого источника).

1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение .

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.

7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

8. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Просмотров