Русские пряники. Рубрика: Русские пряники

Пряники и лепные фигурки из теста игрушками в буквальном смысле не назовешь. Но поскольку в наше время эти изделия предназначаются главным образом для детей, а оформление таких «съедобных игрушек» порой не уступает по красоте самым удачным произведениям народной декоративной пластики из глины или из дерева, поговорим здесь и об искусниках пекарях.

Чрезвычайно интересны своей архаичностью лепные пекарские фигурки «козули», которые пекли в Архангельской губернии и пекут до сих пор в селе Варзуга (южное побережье Кольского полуострова). В Сибири, в центральных областях России выпекали похожие изделия под названием «коровки». Их давали детям или, размочив в воде, скармливали скоту. Некоторые исследователи видели в этом действии отзвуки обрядов жертвоприношения. Однако выпечка фигурок животных и птиц не была заменой жертвенного животного его изображением. Изготовление «козуль» и «коровок» имело для наших праотцев значение продуцирующего обряда. Ведь нашим предкам представлялось, что если они окропят землю водой - пойдет дождь, а если напекут целое стадо животных из теста - увеличится поголовье скота в их дворах, будет больше дичи в лесу. Выпечка хлебных лепных фигурок на побережье Белого моря, как и в более южных районах Архангельской и Олонецкой губерний, была приурочена к празднованию Нового года, когда отмечался древний ритуальный праздник «коледа» («виноградье»), имевший смысл заклинанья хорошего урожая в предстоящем году.

Автор Опубликовано Автор Опубликовано Рубрики , Метки ,

Самый большой пряник у нас в городе - на нем две стерляди и кольцо - килограм­ма на три. Вот раньше были именинные, так в дверь не проходили - приходилось сни­мать. «Дарю тому, кто дорог сердцу моему»,- писали на таких. Правда, доски от них не сохранились, теперь о них толь ко в книгах можно прочитать. А то бы впору на стену, как картину, вешать. Доски эти для нашей пекарни сам хозяин ее делал - Бахарев. Сам и пря­ники выпекал, а вот по этому съезду к Волге был нижний базар - тут и продавали. Ско­лько сортов разных и видов - не счесть. Ведь до революции в Городце промысел этот был семейный - до тридцати семей им кормились. Мужчины формы резали, жены пряники выпека­ли. У каждой свои рисунки, свои кулинарные секреты. По всей Руси зазывали на ярмарках коробейники:

Автор Опубликовано Рубрики Метки ,

Нолинский пряник с давних времен — любимое лакомство детей и взрослых всей Кировской области и соседних регионов. Пряничное производство в городе Нолинске было основано в середине XIX века, а купцы, выпускавшие эту сладкую продукцию, вошли в историю Вятской земли.

Автор Опубликовано Рубрики Метки

Автор Опубликовано Рубрики , Метки ,

Пряники издавна играли многообразную обрядовую роль в старом русском быту. Сложные свадебные обряды и пиршества, поминовение умерших, дни новоселья, приношение пряников в так называемое «прощеное воскресенье» и дни именин, праздничные трапезы и другие отличительные моменты народной жизни имели в старину теснейшую обрядовую связь с декоративными пряниками. Последние были и вообще как бы обязательным элементом почти каждого неочередного и праздничного столовапия, представляя собой наиболее доступное и широко распространенное лакомство. Изготовлялись пряники, подобно хлебу, квасу и браге, хозяйственным домашним способом. Доски для печатания, по-видимому, бытовали в домоводствах старых многолюдных семей.

Позднее усложнившиеся потребности и вкусы народной жизни в этом направлении стали обслуживаться специальными пряничными заведениями или «заводами», изготовлявшими на продажу в громадных количествах пряники разных сортов, величин, форм, вкуса и ценности. Подобные производственно-торговые предприятия имели особенно широкое место в XIX веке.

Непременной технической принадлежностью как пряничного завода, так и домашнего приготовления пряников, служили резные доски, формовавшие - отпечатывавшие- лицевую сторону пряников, которые исстари усвоили себе на этом основании наименование «печатных». Пряничные доски всевозможных размеров и разной сложности декоративного убранства изготовлялись из хорошо выдержанного материала (береза, груша, ива, липа) мастерами-резчиками, в художественном ремесле которых хранилась длительная преемственность народных вкусов и техники. Являясь прямым ответом на потребности домашнего хозяйства и возникая в среде художественно-бытового ремесла, пряничные доски служат важным и ценным материалом при изучении сложного комплекса памятников народного бытового искусства. Соединяя в себе одновременно и технические, и художественные основы широко распространенного промысла, эти оригинальные доски приобрели отличительную четкость и выразительность как в резном мастерстве, так и в декоративных мотивах. Доски для пряников из обширного собрания Государственного Исторического музея нужно относить, в главной их части, к техническому инвентарю старых пряничных заводов XVIII-XIX веков. По совокупности формально-технических, художественно-иконографических и бытовых признаков эти доски могут быть подразделены на пять главенствующих типов. Значительно различаясь между собой, эти объединения поддаются обособленным типологическим характеристикам. О полной замкнутости и изолированности одного типа от другого, разумеется не может быть речи. Кристаллизуясь в быту и художественном ремесле с обычной, свойственной народному искусству медлительностью, накапливая и проясняя свои формальные особенности в долговременном процессе, они сохраняют также многие черты общего характера. Эта общность выражается в переходящих, изменяющихся в трактовке, но устойчивых внутри иконографических мотивах и в единообразном складе резной техники.

Вышеуказанные пять типов пряничных досок можно обозначить следующими наименованиями:

  1. Фигурные
  2. Штучные
  3. Наборные
  4. Почетные
  5. Городские.
Автор Опубликовано Рубрики , Метки ,

В Туле день пряника отмечают 28 сентября. В прошлом году празднования прошли в местном старинном Кремле. Интерактивное представление, пиротехническое шоу, выступления творческих коллективов и, конечно, пряничная ярмарка — вот что преподнесли организаторы на праздник в 2012 году. Можно предположить, что это праздник местный, посвященный только тульскому прянику. Но откуда взялась дата найти не удалось.

Автор Опубликовано Рубрики , Метки ,

Обзор пряников Европы и России, их история и рецепты опубликовали в журнале «Наука и жизнь» №12, 2012 .

Нюрнбергский пряничник.
Гравюра 1520 г.

Обычай дарить друг другу пряники на Рождество родился в Западной Европе и пришел в Россию в XVIII веке. Ведут ли русские рождественские пряники своё происхождение от традиционных рождественских пряников лебкухен (lebkuchen), которые появились на юго-востоке Германии, во Франконии, в XIII веке, до сих пор остается загадкой. Тем не менее между ними есть определённое сходство.

Лебкухены представляли собой украшенные сахарной глазурью медовые пряники с цитроном, миндалем и большим количеством пряностей. Франкония, крупнейшим городом которой является Нюрнберг, совершенно особенная часть современной Баварии. Удачное расположение городов Баварии на пересечении торговых путей позволяло кондитерам и пекарям, начиная с XIV века, использовать самые разнообразные и дорогие пряности, что и стало главным отличием выпекаемых там пряников. Наиболее преуспели пекари из Нюрнберга, где в 1808 году на свет появился отличавшийся особо нежным вкусом и тонким ароматом пряник, названный «пряником Элизы» (Elisenlebkuchen) - то ли в честь прекрасной Элизы, дочери пекаря, создавшего это чудо кулинарии, то ли из подхалимажа к жене маркграфа, которую звали Элизой, то ли в честь святой Элизы - покровительницы всех немецких пряничников. В 1996 году рецептура, технология и название этого пряника были защищены специальным законом, позволяющим изготавливать его только в Нюрнберге. Старинные и современные рецепты пряников из Франконии включают в различных пропорциях муку, орехи и мёд, а также звездчатый анис, гвоздику, имбирь, кардамон, кориандр, мускатный орех, душистый перец, корицу и различные цукаты. Лебкухены бывают самой разнообразной формы. Они могут быть простыми неглазурованными либо покрытыми шоколадом или сахарной глазурью.

И оживал, румянясь перед нами.
Прославленный за всеми рубежами
Тот пряник тульский — чудо женских рук.

Сергей Галкин

Тула — город во многом не похожий на другие русские провинциальные го­рода, прежде всего — своей самодостаточностью, которая связана с ремеслами и промыслами, до­стигшими в руках тульских умельцев успехов, нигде не виданных и ставших по сути своей на­стоящим искусством.

Самовар и пряник — устойчивые атрибуты тульского чаепития, которое не в такой моде в мире, как японская чайная церемония, но все же знак нашей тульской самобытности.

Бытуют легенды о семи чудесах света. Туляки не без гордости говорят, что знаменитый туль­ский печатный пряник — восьмое чудо света. И, ссылаясь на давние сказания, знатоки утверждают что пряничное ремесло возникло в Туле гораздо раньше оружейного, самоварного или гармонного. Возможно, это очень смелое высказывание но нет сомнения, что пряник — это произведение высокого, подлинно народного искусства, идущее из глубоких недр далекого прошлого. И, несомненно, древняя Тула является столицей пряничного производства.

Если и есть в России первый кандидат на включение в список нематериального наследия ЮНЕСКО от нашей кухни, так это русский пряник. Это ведь не только рецепты (разные и неповторимые), но и целый культурный пласт быта и традиций.

История пряника. Считается, что прянику на Руси больше тысячи лет, а вот пряности - очень дорогие - начали завозить к нам только в XII веке. Вошли же они в массовый обиход гораздо позже. Так из чего же тогда делали пряничное тесто наши предки?

В Древней Руси хозяйки разводили ржаную муку медом. Добавляли ягодные соки и замешивали тугое тесто. Толстые лепешки отправляли в печь. Так в старину готовили медовый хлеб , который считается прототипом лепного пряника.

В XII веке с появлением в русской кухне пряностей из Индии и Ближнего Востока их начали добавлять в медовый хлеб. Первое время пряники были выпечкой для избранных. А все потому, что пряности или, как их еще называли, «сухие духи» были очень дорогим удовольствием. Например, горошины «англицкого» или душистого перца купцы даже использовали для расчета вместо денег.

Промежуточным, переходным вариантом от медового хлеба к классическому прянику является коврижка . Это была сладкая выпечка, с узором или рисунком на поверхности. Но использование пряностей в ней было ограничено. В конце XVII столетия по случаю рождения царевича Петра Алексеевича в числе ста двадцати блюд и сластей упоминается: «Ковришка сахарная большая, герб Государства Московского. Вторая ковришка сахарная ж коричная».


Нынешний покровский пряник с вареной сгущенкой, конечно, не чета старинному. Но традицию изображения российского герба соблюдает


И только к XVIII веку, когда ароматная валюта в виде перца, имбиря, аниса, мускатного ореха, гвоздики и других пряностей перестала быть диковинкой, пряничное дело стало популярным ремеслом. А сами пряники - русским народным лакомством.

Виды пряников. В течение многих столетий в России были известны три вида пряников:

Лепные , когда словно из глины пряничники лепили из теста свои авторские фигурки. Частным их видом являются, например, архангельские и поморские козули:


Классические поморские козули (Терской берег Кольского полуострова)


А это уже работа современного мастера и новое прочтение старых козуль

Печатные пряники делали с помощью доски из лиственных пород дерева, на которой мастера вырезали узор или надпись. Пласт теста вдавливали в узорную резьбу, и оригинальный рисунок отпечатывался на поверхности пряника.


Именно для этого и служат пряничные доски

Резные или вырубные пряники делали с помощью заготовленных из дерева или металла трафаретов в форме птиц, животных, разнообразных фигурок. А для изготовления глазури раньше использовали мед, уваренный до очень густого состояния, которым смазывали поверхность пряников. Сегодня мед варить не рекомендуется, поскольку при нагревании в нем образуются весьма вредные вещества.

Использование пряников в обрядах и обычаях. Пряники - настолько забытая на сегодня вещь, что мы даже не догадываемся о том, какими они были еще несколько веков назад. Да, их делают сейчас. Но по сути, пряники - это яркое свидетельство того, как легко может быть утрачена народная традиция.

Пряники неотъемлемая принадлежность нашего старого быта. Они служили лакомством для детей, для подарков влюбленным с различными надписями и рисунками. Они были украшением столов и угощением во все праздничные дни. Пряники употреблялись для подаяния нищим и приносились для панихиды по умершим в церковь. Их дарили при брачных пиршествах. Для выражения чувств уважения к старшим подносили в прощеное воскресенье, последний день масленицы.


Мы и сами удивились этому. Но на кулинарном фестивале малых туристических городов России главное историческое блюдо - пряник


«Ростовская пряница» - фотография этой уникальной выпечки находится сейчас в Российском этнографическом музее. Сама же эта свадебная пряница и удивительные обряды, которые сопровождали ее употребление, были неоднократно подробно описаны местными краеведами. Пряник в аршин ширины и полтора аршина (чуть более метра) длины делался по заказу жениха.

На него ставились разные фигуры из того же пряника, украшенные разноцветной фольгой, золотом с серебром. Вся выпечка представляла собой большую коврижку около 9 см толщиной, на которой укреплены разнообразные фигуры из пряничного теста.
При этом пряники несли не только обрядово-религиозную традиции, но и служили для обычного ритуала приема гостей. К примеру, подача на стол так называемого «разгонного» пряника (на рис внизу) означала, что трапеза подошла к концу, а гости могут постепенно собираться по домам.


Доска для «разгонного» пряника из нашей коллекции (современная работа)

Рецептурные отличия. Русские пряники отличались огромным разнообразием рецептов. Ростовские пряники делались из меда, специй, пшеничной и картофельной муки. Тульские - со сладкой малиновой или кисловатой сливовой прослойкой. Покровские готовились без яиц.


Покровский пряник - нарядный и современный

Во Владимирской губернии пряники готовились в пекарнях двух сортов - кислые и пресные. Те и другие пеклись на патоке с медом. Первые подороже на заквашенном тесте толще пресных и имели вид коврижек темно-коричневого цвета. Вторые - тонкие желтого цвета. Выбор зависел от покупателя: богатые покупали кислые пряники с большей насыпкой по соответственным местам рисунка изюмом. Те, кто победнее, довольствовались пресными пряниками.

Внешний вид и рисунок. Рисунки для тиснения пряников вырезались на толстых, крепкого дерева досках чрезвычайно глубоко, чтобы рельефнее вытиснить фигуры, цветы и орнаменты. Среди пряничных досок с рисунками встречаются рамка или бордюр, составленный из букв и слов, порой не имеющих значения. Это придавало пряникам как бы таинственное, неведомое пожелание благополучия и счастья, как талисман, не имеющий ключа разгадки.

Одним из самых популярных рисунков пряников XVIII века является доска «орленая». Свое название она получила по композиции с двуглавым орлом - Российским гербом. Излюбленными в эту эпоху, но уже на небольших досках, были и райские птицы - Сирины и Алконосты, львы - бдительные стражи.

Прямоугольной формы пряники с одной несложной композицией именовались штучными. K таким относится двусторонняя доска с Древом жизни. Этот распространенный в народном искусстве образ считался символом возрождения природы, жизни.

Большая часть досок содержит изображение различных розеток: вихревых, многолучевых, концентрических. Пряники, изготовленные с их помощью, использовались, безусловно, для обрядовых целей. Принято считать, что изображение мотива солнца (розетки) трактуется как пожелание счастья, удачи, успеха; возможно, связано и со встречей весны.


Пермский край тоже не отстает в пряничной теме - продукция Кунгура

Пряничные доски. Доски для печатных пряников вырезались преимущественно из грушевого и частью липового дерева и имели высокую ценность - от 3 до 15 рублей серебром. Они вырезались особыми мастерами по заказам или «на вольную продажу». На них также даже существовала своя мода: пекари перебивали друг друга новыми манерами-рисунками, а резчики изобретали свои выдумки на досках для привлечения покупателей и потребителей.

Старинные доски на сегодня имеются в частных и музейных собраниях, среди которых одно из старейших (начало формирования относится к 1883 году) - «Ростовский кремль». Ценность этой коллекции (61 доска) в том, что в ее составе не только типичные, но редкие и уникальные образцы, аналоги которым пока не выявлены; а также в том, что большая ее часть - пряничные доски, поступившие от местных жителей, из «пряничных заведений» города - так в XIX веке назывались пекарни.

Коллекция пряничных досок имеется также во Всероссийском музее декоративного и прикладного искусства (Москва). Там собраны доски из многих регионов Центральной России.

Музей «Тульский пряник» (Тула) обладает также рядом ценных исторических документов и антикварных досок XIX века.

Мы люди простые, едим пряники толстЫе
(поговорка)


Чаепитие занимает почётное место у большинства народов разных стран. А то, что подаётся на стол к чаю всегда имеет куда большее значение. Так называемые традиционные «угощения к чаю» подаются по сей день в Японии и в Китае, Англии и Индии, Иране и Турции, ну и, конечно же, России. Если в Англии — это сконы, на востоке — пахлава, сухофрукты, лукум, халва, то у нас на Родине — пряники.

Споры о том, когда появился пряник на Руси и что означает само слово не утихают и по сей день. Кроме обязательного «дуэта» с чаем, пряником угощали именинника и подносили молодожёнам, он был обязателен на рождественских праздниках и масленичном гулянье, его дарили любимым, ему приписывали лечебные свойства.

Пряник со времени своего появления прошёл действительно длинный путь, а его история уходит ещё в языческие времена славянского народа. На Руси медовый хлеб (именно так назывались первые пряники) появился около IX века и состоял из смеси ржаной муки с мёдом и ягодным соком, причем основным ингредиентом являлся именно мёд. В связи с повсеместным развитием на Руси земледелия и скотоводства, к X - XI векам обычай выпекать из медового хлеба изображения домашнего скота, птицы и других животных был, по-видимому, повсеместно распространён среди восточных славян. Наверное, именно к этому времени и следует отнести появление на Руси пряника в полном, привычном нам смысле этого слова. В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам, а секреты изготовления передавались из поколения в поколение. Мастеров, которые занимались пряничным производством в столицах, называли прянишниками (отсюда и произошла известная фамилия Прянишников).

А уже к XV - XVI век ам пряники стали изготавливать не только из ржаной муки, но и из пшеничной, а в писцовых и таможенных книгах появляются записи о пряничниках Новгорода, Казани, Вологды, Великого Устюга, Тотьмы. Пряники из ржаной ситной муки традиционно готовили с мёдом. Сделанные фигурки помещали на ночь в тёплую печь, после того как оттуда вынимали хлеб, а утром в легко истопленную печь снова два-три раза ставили листы с пряниками, чтобы они были еще более сухими. К пряничному тесту из пшеничной муки обязательно добавляли желтки. Такие пряники посыпали толчёным миндалем, цукатами, а затем выдерживали в печи опять же после после испечения хлебов. А в Сибири известны оригинальные рецепты пряников из розового теста на сухой малине.

Отдельно следует сказать, что пряник каждый раз был произведением оригинальным и уникальным, и впоследствии стал целой ветвью массового профессионального декоративно-прикладного искусства подобно изразцам, прялкам, узорным набойчатым тканям, резьбе на избах. Так, по технологии изготовления, пряники можно разделить на лепные, печатные и силуэтные.

Лепные пряники — самый ранний вид пряничного искусства. Его появление связано с языческими представлениями древних славян, осознававших свою зависимость от природных явлений (дождя, снега, града, засухи), дарующих или губящих урожай, что и определило для них уважительное отношение к природе, и к многочисленным богам, олицетворяющим её силы. А чтобы заслужить милость таких богов и их покровительство, каждому из них приносились жертвенные дары — вкусные пряники-фигурки животных.

Печатный пряник — рельефный оттиск на тесте. Его красота и качество в значительной мере зависели от мастера, изготовившего пряничную доску для оттиска. В старину таких умельцев называли «знаменщиками». Вот что писал об этих досках первый исследователь истории пряников И. Голышев: «Доски для пряников вырезались преимущественно на грушевых и липовых досках и имели порядочную ценность, от 3 до 15 рублей серебром, которые вырезались по заказам особыми мастерами... прянико-пекари перебивали друг друга новыми манерами рисунка и резчики изобретали свои выдумки на досках для привлечения покупателей. Резчики иногда кроме разных надписей вырезали свою фамилию. Вновь выдуманный рисунок ценился дорого по тогдашнему времени, и первый, приобретший, доску, конкурировал перед другим».

Пряничные доски-штампы заселили образы народных сказок, легенд, былин, сцены городской и сельской жизни, предметы повседневного быта. А самые известные печатные пряники с давних времен выпекают в Туле. В книге «Старинные производства тульского края» говорится, что еще в XVII-XVIII вв. в Туле пекли и продавали печатные пряники, украшенные затейливыми узорами. Ежегодно тульские кондитеры выезжали со своим товаром на российские и заграничные ярмарки, где тульский пряник неоднократно награждался самыми почётными призами.

Силуэтные пряники появились сравнительно недавно в 1850 году, но уже к началу ХХ века благодаря своим декоративным качествам стали наиболее массовыми и популярными. Их широкое распространение, особенно в центральной России, предопределило и разнообразие возможных художественных решений. Самые замечательные силуэтные пряники под названием «козули», на мой взгляд, выпекают в Архангельске. Традиция их изготовления связана с празднованием Рождества. В святочные недели козули выставляли на окна изб, ими одаривали родственников и колядующих, особенно детей, чтобы обеспечить благополучие в доме, прикрепляли к воротам скотного двора, чтобы скот плодился и не терялся летом в лесу. Персонажами этих козуль, приуроченных к новогодним праздникам, традиционно были Дед Мороз, Снегурочка, Рождественская звезда, а также приезжавшие в город ненцы в национальных одеждах и оленьих упряжках. Сегодня русский север, пожалуй, единственное место в мире, где при выделке пряников сохраняется их художественное значение. И происходит это не вследствие консерватизма мышления северян, а как наследственное уважительное отношение к предкам и их традициям.

Пряничное производство в дореволюционной России было поставлено на серьёзные промышленные рельсы. В ряде городов имелись специальные заведения, снабжавшие своими изделиями не только округу и соседние области, но и вывозившие их даже за границу. Так владелец тверской пряничной фабрики Иван Баранов имел сеть магазинов русского пряника в Берлине, Париже, Лондоне. Пряничное производство почти всегда было делом наследственным — в Твери были известны семьи, занимавшиеся пряничным искусством в течение полутора веков! Получить звание мастера-пряничника или подмастерья было делом почётным и трудным. Надо было изготовить партию пряников и представить на строгий суд комиссии из трёх мастеров-пряничников, дававших официальный патент на звание мастера или подмастерья.

Бытующие сегодня тульские, московские, вяземские, городецкие и другие виды русского пряника всё-таки донесли до нас частичку тех многовековых традиций наших предков.

Помните знаменитый метод «кнута и пряника»? Оказывается «кнут и пряник» не совсем аналогия «наказанию и награде». Конечно под кнутом действительно понимается наказание открытое и больное, а вот под пряником имелся ввиду именно пряник. Дело в том, что со времён изобретения печатного пряника, в дворянских школах Русского государства применялся необычный метод обучения детей элементарной математике. Детям изготавливали пряники в виде необходимых цифр, а при верном решении задачи разрешали полакомиться «результатом». Такой оригинальный способ располагал ребенка к изучению точных наук. Вот такие вот они — русские пряники! :-)

Уже прочитали: 12155 раз

Что такое русский пряник?

Это одно из самых старинных русских праздничных и ярмарочных угощений. На свадьбу, на крестины, именины, рождественские колядки пряники пекли в каждом городе. И форма, и рецепт пряников , и украшение у всех были разными. Чем отличается тульский пряник от рязанского, как приготовить пряники в домашних условиях, читайте далее.

Пряники рецепт / Русские пряники

История пряника

Первые пряники испекли египтяне. Они пекли плоские лепешки и смазывали их медом. В русских пряниках мед добавляют в само тесто. На Руси первые пряники появились в начале девятого века и назывались «медовым хлебом». Пеклись медовые хлеба из смеси ржаной муки, меда и ягодного пюре или сока. Название «пряник» появилось значительно позже. Уже в двенадцатом столетии пряник стал походить по составу на современный. В него кроме муки и меда вошли восточные и местные пряности и специи.

Развитие и процветание пряничных мастеров продолжалось на протяжении восемнадцатого и девятнадцатого веков. Первые пряники имели несколько разновидностей, и чаще всего это были «лепные», то есть слепленные вручную. На Севере России делали традиционные рождественские «козули», которые вырезались из очень плотного теста, а затем украшались разноцветной глазурью.

Для «козуль» готовили специальный компонент – «жженку», состоящую из сахарного сиропа, доведенного до очень густого состояния, со специфическим янтарно-коричневым цветом. Обязательными компонентами в пряниках являются черная и белая кондитерская патока и жженый сахар. Часто пряники готовят с начинкой из фруктового пюре, иногда добавляют орехи, цукаты, изюм и другие сухофрукты.

Знаете ли вы, что такого разнообразия пряников, как в России, нет ни в одной стране мира. Есть даже музеи пряников, где хранятся экспонаты, которым около 300-т лет. И они даже сохранили свой первоначальный вид и медовый аромат. Только вот кушать такой пряник не рекомендуется, не только из-за исторической ценности, но и из-за твердокаменного содержания. Пряники там попросту засохли.

Виды пряников / Рецепт тульского пряника

Печатные пряники , как это уже понятно из названия, украшали оттиском печати на лицевой стороне перед тем, как поставить в печь. Таковы знаменитые тульские пряники . На печати обычно были изображены сказочные персонажи или восточные узоры и рисунки. Иногда на печатях можно было встретить герб города или другие символы.

Рязанские пряники покрывались белой глазурью и часто имели форму куполов у церквей. Вкус у них также отличался. В тесто на пряники добавлялся тмин или анис. От этого и специфический вкус и аромат пряника.

Дошедший до наших дней рецепт настоящего тульского пряника (пряники рецепт ) не помнит точных пропорций, но дает нам возможность поэкспериментировать и попробовать приготовить пряник, который пекли лет триста назад в Тульской губернии.

    В размягченное сливочное масло добавить жидкий мед и яйца, тщательно взбить.

    Просеять муку и замесить тесто на воде с содой.

    Для начинки уварить яблоки с сахаром, чтобы те стали густым повидлом.

    Тесто раскатать, сложить в два слоя, поместить охлажденную начинку между слоями.

    Поставить тесто в духовку.

    Готовый пряник вынуть. Охладить и нанести глазурь.

    Снова поместить пряник в печь, чтобы глазурь схватилась и затвердела.

Медовые пряники / Пряники рецепт

Ингредиенты:

  • 500 гр. муки
  • 200 гр. меда
  • 200 гр. сахарной пудры
  • 2 яйца
  • 100 мл. растительного масла
  • 1\2 ч.л. соды
  • Пряности (кардамон, имбирь, анис, гвоздика, корица)
  • Какао порошок - для темного теста

Способ приготовления:

    Взбить яйца с сахарной пудрой, добавить растительное масло соду и мед.

    Пряности измельчить в ступке. Понадобится около 1 чайной ложки без горки этой смеси специй.

    Всыпать в яйца специи и муку. Перемешать. Замесить тесто.

    Готовое тесто разделить на две части.

    Одну часть положить в полиэтиленовый пакет.

    В оставшееся тесто добавить какао порошок и вымесить.

    Шоколадное тесто также убрать в пакета. Оба пакета на ночь поместить в холодильник.

    Тесто за ночь хорошо пропитается пряностями и его можно выпекать.

    Раскатать тесто и вырезать различные фигурки. Разложить фигурки на противень, смазанный растительным маслом. При выпекании медовые пряники хорошо увеличатся в размере, поэтому раскладывать фигурки нужно на расстоянии 1 - 2 см. друг от друга.

    Выпекаем пряники в течение 10-15 минут, в зависимости от мощности вашей духовки.

    Готовыемедовые пряники снять с противня пока они горячие и разложить на ровной поверхности. Когда остынут, пряники станут жесткими, но уже на следующий день отмякнут.

Украшение пряников глазурью

  1. Растереть один яичный белок с 200 гр. сахарной пудры, четвертью чайной ложки картофельного крахмала и лимонного сока, до густой блестящей массы.
  2. Выложить глазурь в пакет, отрезать уголок и нарисовать на пряниках рисунки и узоры по вкусу и фантазии. Глазурь быстро застывает и медовые пряники готовы!

Сегодня медовые пряники встречаются в Польше, в Беларуси, Северной Европе. Европейский пряник это нечто среднее между сдобным печеньем и нашим пряником, но более распространены пряники в России.

Такого изобилия видов пряников, вкусов и ароматов нет нигде в мире, да и само понятие «пряник» это как синоним традиционной русской кулинарии. Поверьте, пряники достойны, чтобы их пекли не только по великим праздникам.

СВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ:

Все помнят строчки из любимой сказки нашего детства - "Сказки о рыбаке и рыбке" Александра Сергеевича Пушкина:
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне.
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным...

ЧТО ЗА ДИКОВИННОЕ БЛЮДО И КАК ЖЕ ЕГО "ПЕЧАТАЛИ"?

Первые пряники на Руси назывались "медовым хлебом", их рецепт привезли к нам варяги около IX века. Это была смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед составлял почти половину всех ингредиентов. Позже в "медовый хлеб" стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII-XIII веках с появлением различных заморских "сухих духов" пряник окончательно приобрел вид хорошо известной нам сладости.

Печатный пряник - самый распространенный (известны еще пряники вырезные и лепные). Изготавливался он с помощью пряничной доски. Мастера-знаменщики вырезали ее из твердых пород древесины - клена, ореха, груши, березы. Доску толщиной около 5 см сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре в тени, затем художник-резчик наносил на нее рисунок в зеркальном отражении. Такая пряничная форма может служить очень долго, до 70 лет. Особенно если периодически кипятить ее в масле, чтобы убирать застрявшие остатки теста. Есть в истории пряничных форм совершенно особый случай, когда доска использовалась лишь однажды: в 1896 году ко дню коронации последнего российского императора Николая II (1868-1918) был испечен уникальный пряник с профилем монарха.

Пряничное дело в России становится повсеместным народным промыслом в XVII - XIX веках. Особенно прославились на этом поприще Архангельск, Городец, Вологда, Москва, Тула, Тверь, Вязьма. Причем секреты рецептов хранились в строжайшей тайне, передавались от отца к сыну. Самой известной тульской династией пряничников с конца XIX века стали Гречихины. В 1887 году на кулинарной выставке во Франции их двухпудовый пряник отметили золотой медалью. А Василию Романовичу Гречихину был пожалован титул почетного гражданина Тулы.

Виртуозы пряничного дела, дабы их рецепт не был раскрыт кулинарными шпионами, никогда не пользовались гирями. А ингредиенты взвешивали при помощи камушков и кусочков железа, которые непременно прятали в укромное место под замок. Поэтому после окончания Первой мировой и Гражданской войн, когда было решено возобновить производство пряников, выяснилось: большинство рецептов унесли в могилу их погибшие на полях сражений авторы. И если бы не Степан Севостьянов, работавший в юности подмастерьем у самих Гречихиных и обманом выведавший точный рецепт, кто знает, пробился бы пряник через кулинарные тернии ХХ века...

ТУЛЬСКИЙ ПРЯНИК

Самый популярный русский печатный пряник, известный еще с XVII века. Традиционная прямоугольная форма и минималистский дизайн делают продукцию заводов "Старая Тула" и "Ясная Поляна" невероятно узнаваемой на полках продуктовых магазинов. А начинку (в основном повидло или сгущенку) каждый уже выбирает на свой вкус.

ВЯЗЕМСКИЙ ПРЯНИК

Появился примерно в одно время с тульским. Это заварной пряник небольшого размера, настолько небольшого (примерно 4х2,5 см), что на нем зачастую не помещалось полностью название города, а только три первые буквы - ВЯЗ. При этом он был дороже своих тульских, городецких и московских собратьев: по 1 рублю 50 копеек за фунт, когда другие пряники стоили 4 копейки за фунт. Возможно, именно столько должен стоить настоящий королевский пряник, ведь доподлинно известно, что к 300летнему юбилею Дома Романовых вяземские купцы преподнесли Николаю II пряник весом в целый пуд (около 16 кг). В XIX веке в городе работало восемь пряничных фабрик, а после Октябрьской революции производство было прекращено. В результате старинный рецепт пряника, который по легенде любила сама английская королева, был безвозвратно утерян.

АРХАНГЕЛЬСКИЕ "КОЗУЛИ"

Козуля обозначает с поморского "завиток", "змейка". Эти украшенные цветной глазурью фигурки из теста в виде различных животных первоначально пеклись только на Рождество. Сегодня же эта разновидность силуэтного пряника - символ Поморья - выпекается в Архангельской и Мурманской областях к любым домашним праздникам: новоселью, свадьбе, при рождении ребенка. Люди верят, что "козули" в доме защищают от злых духов, поэтому не принято их сразу есть и тем более выбрасывать. Лучше украсить ими рождественскую елку.

ГОРОДЕЦКИЙ ПРЯНИК

В конце XIX века в Городце было 15 пряничных заведений, в которых работали потомственные мастера, преимущественно старообрядцы. Создавали они пряники, в отличие от вяземских, внушительного веса и размера. На пряничных формах вырезались рыбы и птицы, гербы с двуглавыми орлами, пароходы и поезда с дымящими трубами, разные фирменные надписи и пожелания - не пряник, а настоящее произведение искусства. Известно до 30 сортов городецких пряников, в том числе с различными наполнителями: сиропные, фруктовые, миндальные, лимонные. Эта сладость пережила и революцию, и войны и до сих пор выпускается ведущими предприятиями города.

И НАКОНЕЦ 3D-ПРЯНИК

Сегодня интернет-магазины предлагают пряники любых форм, размеров, цветов, к любому торжественному и не очень случаю. В широком ассортименте также детские пряники в виде персонажей современных мультфильмов или последняя тенденция пряничной моды - 3D-пряники. А еще в наличии пряничные корабли, пряничные поезда - кажется, для современных кондитеров нет ничего невозможного.

Как было бы здорово, если бы в Москве появился не виртуальный, а вполне реальный пряничный домик, в котором вместе с настоящими вкусными пряниками из разных городов России можно было бы купить чуточку счастья и толику мечты.

СДЕЛАЙ САМ

"И пряников сладких всегда не хватает на всех..."

За минувшие столетия основной принцип приготовления пряников не изменился - большая часть процесса и сегодня выполняется вручную. Причем это доступно любому желающему. Достаточно взять полтора стакана муки, 50 граммов сливочного масла, 1/2 стакана меда, одно яйцо, 1/4 чайной ложки соды, щепотку пряностей (на выбор: кардамон, кориандр, гвоздика, мускатный орех, корица, душистый перец, жареные орехи, ванилин) и две столовые ложки воды.

Мед положить в кастрюльку с толстым дном и залить водой, довести до кипения, снять с огня. Добавить размягченное масло, яйцо и размешать. Досыпать смешанную с содой муку и замешать, добавив пряности. Тесто не должно быть слишком крутым. Правильно приготовленное тесто напоминает пластилин и хорошо формируется.

Готовое тесто выложить на доску, посыпанную мукой, раскатать в пласт толщиной 5-6 мм. Разрезать на квадратики, вырезать ножом зверюшек или стаканом сделать кружки. Смазать яйцом, посыпать орехами и выпекать в предварительно разогретой духовке 15-20 минут.

ФОЛЬКЛОР

Веселый пряник и под мышкой пролезет

Русские пряники - явление общенациональное, тесно связанное с народной жизнью. Какое еще блюдо может похвастаться таким длинным списком пословиц и поговорок, ему посвященных: "и пряником не заманишь", "ломается, как пряник", "без работы пряников не купишь", "кнутом и пряником", "как пряник в ухе", "под пиво и пряник покатит", "веселый пряник и под мышкой пролезет", "слаще пряников медовых", "купи себе пряник"...

А вяземскому прянику нашлось место в творчестве (стихотворение "Не матерью, но тульскою крестьянкой...") известного русского поэта, пушкиниста Владислава Ходасевича (1886-1939):

Она не знала сказок и не пела,
Зато всегда хранила для меня
В заветном сундуке, обитом жестью белой,
То пряник вяземский, то мятного коня.

Просмотров