План проведения мероприятий ко дню прав человека. Международный день прав человека 10 декабря международный день прав человека

Цель: познакомить учащихся с основным документом «Всеобщей Декларацией прав человека», отражающим права ребёнка в обществе

Задачи:

  1. Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
  2. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
  3. Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
  4. Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.
  5. Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.
  6. Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Оформление: выставка плакатов на тему "Права человека".

Оборудование: проектор, экран, пазлы, наборы букв, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

Учащиеся разбиты на 3 команды. Каждая команда сидит за своим столом. На экране демонстрируются слайды презентации.

1 слайд «Я – ребёнок, я – человек»

Выходят 2 ученика.

1 ученик.

Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса

2 ученик.

Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.

Учитель. Сегодня мы продолжаем разговор, который начали 16 ноября, в День толерантности, взаимопонимания, уважения друг к другу.

3 слайд «Мы разные, но мы вместе»

Учитель. Мы с вами приняли участие в игре «Мы разные, но мы вместе», где говорили о том, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

3 ученик.

Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас –
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля.

Учитель. Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права»).

Учитель. Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о правах человека.

4 слайд. Сегодня отмечается День прав человека.

4 ученик.

У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать свои права,
Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем
Не приклонялась наша голова.

5 слайд. «Зверства фашистов»

Учитель. В середине прошлого века разразилась страшная война, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения.

6 слайд. «ООН»

А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик – съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека.

7 слайд «Декларация о правах человека».

Это очень важный документ, где записаны все права людей, вы обязательно позднее подробнее познакомитесь с ним.

После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.

8 слайд «Права ребёнка».

Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети – это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ – Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция – это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой – сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.

9слайд «Права человека».

– О каких же правах идет речь в Конвенции? Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации. Мы с вами сегодня познакомимся с нашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни.

5 ученик. Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

Учитель. Что же такое права, и что мы про них знаем?

6 ученик.

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым –
Он на свете не один!

Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

7 ученик.

Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

Перекличка имён.

Ребята, каждому из вас при рождении было дано имя. Встаньте, назовите своё имя и объясните, что оно значит.

Дети встают и называют свои имена:

Александра – защитница
Алина – благородная
Алла – лань
Анастасия – воскрешённая
Андрей – мужественный
Дарья – сильная

Екатерина – чистая
Максим – величайший
Мария – желанная
Никита – победитель

Артём – здоровый
Арина – мир
Виктория – победа
Виктор – победитель
Даниил – бог – мой судья
Дамиан – покоритель

Ольга – святая
Руслан – лев
Сергей – высокий
Софья – мудрая
Степан – венец

8 ученик.

Будь всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!

Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.

9 ученик.

Мои права (стихотворение-шутка)

У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?

Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.

Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".

    В своих правах мы все равны:
    И взрослые и дети.
    Все расы, веры, языки –
    Все люди на планете.

    На любовь имеют право
    Все ребята на Земле,
    На заботу и на ласку,
    Право жить в своей семье.

    В дом без спроса к вам никто
    Заходить не может.
    Ваши вещи и добро
    Брать не может тоже.

    Если вдруг захочет кто-то
    Запретить ходить вам в школу,
    Знайте сразу – он не прав –
    Не дано таких им прав.

    Никто не может вас пытать,
    Делать больно, обижать.
    Вы запомните одно –
    Бить людей запрещено.

    О правах своих послушал
    И запомни крепко их.
    Только знай, что очень нужно
    Уважать права других.

    Этих прав лишить не может
    Вас никто и никогда.
    Право каждое поможет
    Быть счастливым вам всегда!

Учитель. Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)

Учитель. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.

ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».

Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.

Учитель. Давайте проверим, как хорошо вы знаете свои права.

Конкурс «Собери картинку и скажи, о каком праве идёт речь» (пазлы).

Каждая команда получает набор пазлов. Сложив картинку, дети должны рассказать, о каком праве человека идёт речь и что даёт это право (право на жилище, право на отдых, право на семью).

10-12 СЛАЙДЫ (иллюстрации к сказкам).

На экране демонстрируются иллюстрации к сказкам "Красная Шапочка", "По щучьему велению", "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка", "Айболит", "Золотой ключик", "Белоснежка и семь гномов", к басне "Квартет".

Ребята должны ответить на вопросы:

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (10 слайд)

Какой литературный герой мог бы пожаловаться на то, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (11 слайд)

В какой сказке нарушено право героя владеть своим имуществом? (12 слайд)

13-15 слайды (отрывки из мультфильмов «Буратино», «Чиполлино», «Гадкий утёнок»).

Ребятам предлагается посмотреть отрывки из мультфильмов, и, обсудив в командах, рассказать, о нарушении, каких прав говорится в мультфильме?

16 слайд. Отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик».

Беседа после просмотра отрывка мультфильма «Цветик-семицветик».

  • Какие желания были у Жени?
  • У неё было право выбора?
  • На что она потратила последний лепесток?
  • Правильно ли она поступила? Почему? (ответы детей)

Учитель. Давайте и мы почувствуем, как приятно отдавать своё тепло другим.

ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

СЦЕНКА

Серёжа.

В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.

Мама.

Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.

Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка.

Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.

Серёжа.

Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Мама.

Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?

Серёжа.

Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама.

Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.

Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.

Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка.

Но только должен ты узнать –
Права у всех равны.

17 СЛАЙД «ОБЯЗАННОСТИ»

Учитель. Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

– Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.

Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)

Учитель. Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.

РАБОТА В ГРУППАХ. Командам предлагаются карточки с заданиями.

Задание для 1-ой команды. Запишите 6 прав, которыми должен обладать ребёнок.

Задание для 2-ой команды. Запишите, какие обязанности есть у школьников.

Задания для 3 команды. Вычеркните предложения, не подходят для нашего дружного класса.

  • Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.
  • В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.
  • Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
  • В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
  • Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
  • В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
  • Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.
  • В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.
  • Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
  • Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
  • Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
  • Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.
  • Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.
  • Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

После выполнения работы в группах ребята зачитывают тексты, которые у них получились.

Учитель. Давайте карточки с вашими заданиями мы сохраним, и пусть они напоминают нам не только о наших правах, но об обязанностях.

18 СЛАЙД «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»

Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.

19 СЛАЙД «Я – РЕБЁНОК, Я – ЧЕЛОВЕК».

Выходят 5 учеников, каждый читает по одной строчке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе.

  • Я имею право быть чёрным и белым.
  • Я имею право быть ловким и смелым.
  • Ты имеешь право иметь своё имя.
  • Ты имеешь право быть просто любимым.
  • Мы имеем право на всём белом свете.
  • Мы имеем право! Мы – дети!

ПЕСНЯ «ТЫ ДА Я». Дети встают в круг и, обнявшись, исполняют песню. Вовремя исполнения песни на экране демонстрируется видеофильм о жизни нашего класса.

Используемые материалы:

  1. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М. ТЦ Сфера, 2009.
  2. Материалы сайта "Детский правовой сайт".
  3. Стихотворения Резник Ф.Э.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕ-НОЙБЕРСКАЯ СШ №2» ГУДЕРМЕССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

366212, Чеченская Республика, Гудермесский муниципальный район,

Нижне-Нойберское сельское поселение, К.Л. Тепсуева, 38,40

E-mail: сайт : тел . 8928-890-13-61

«Утверждаю»

Директор школы МБОУ

«Нижне-Нойберская СШ №2»

М.Э.Муцаев

ПЛАН

проведения мероприятий, посвященных

Наименование мероприятия

Дата проведения

Ответственный

1.

Тематическое оформление в общеобразовательных организациях к Международному Дню прав человека (10 декабря).

04.12.2017 г.

Директор школы Муцаев М.Э.,

зам. по АХЧ

Муцаев С.Э.

2.

Проведение конкурсов сочинений среди учащихся 9-11-х классов «Мы разные, но мы вместе!»

04.12.2017 г.

Зам. директора по УВР Рахматуллаева Т.Л.,

учителя русского языка и литературы

3.

Проведение классных часов «Чтобы счастливо жилось», «Имею право» с уч-ся 1-11-х кл.

05.12.2017 г.

Зам. директора по ВР Ясаева З.М.

классные руководители 1-11-х классов.

4.

Выпуск тематических листовок и буклетов «Человек имеет право»

05.12.2017 г.

Зам. директора по ВР Ясаева З.М., уч. Самоуправление школы

5.

Проведение уроков правовой грамотности «Законодательство и права человека» с уч- ся 8-9-х кл.

05.12.2017 г.

Зам. директора по УВР Рахматуллаева Т.Л., Учителя истории и обществознания Исраилов С-А.Ш., Исраилов Х.С-А.

6.

Проведение бесед с учащимися 4-8-х кл. «Что такое права, и что мы про них знаем».

06.12.2017 г

Зам. директора по ВР Ясаева З.М., классные руководители 1-4-х классов.

7.

Внеклассное мероприятие «Имею право» с уч-ся 10 класс.

06.12.2017 г

Педагог-организатор Сайдулаева Х.А.

8.

Проведение утренников «Твои права от «А» до «Я» с уч-ся 1-4-х кл.

07.12.2017 г

Зам. директора по УВР Рахматуллаева А.Л. классные руководители.

9.

Проведение конкурсов чтецов, посвященных Международному Дню прав человека среди учащихся 5-7-х кл.

07.12.2017 г

Зам. директора по НМР Муцаева Х.И.,

учителя русского языка и литературы.

10.

Организация встреч и проведение уроков обществознания с уполномоченными по правам человека.

07.12.2017 г

Директор школы Муцаев М.Э.,

учителя обществознания.

11.

Проведение акции «Необходимо знать свои права!».

С 05.12. по 09.12.2017 г

Директор школы Муцаев М.Э., зам. директора по ВР Ясаева З.М.

12.

Проведение литературно- правовой викторины «Я и мои права» с уч-ся 9-11-х кл.

08.12.2017 г

Зам. директора по УВР Рахматуллаева Т.Л., учителя литературы и обществознания.

13.

Проведение книжно-иллюстративной выставки «Достоинство личности»

С 04.12. по 09.12.2017 г

Зам. директора по ВР Ясаева З.М.,

учитель ИЗО Дениева Ф.И., библиотекарь Мацаева Р.С.

14.

Подведение итогов: подготовка статьи в районную газету «Гумс», подготовка информации по итогам проведенных мероприятий и размещение ее на сайте ОУ.

10 декабря международное сообщество отмечает День прав человека (Human Rights Day). В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека - первый универсальный международный акт по правам человека.

В 1950 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 423 (V), призывающую все государства и заинтересованные организации установить 10 декабря каждого года в качестве Дня прав человека.

Целью провозглашения этого дня является привлечение внимания "людей во всем мире" к Всеобщей декларации прав человека как к общему идеалу для всех людей и народов.

Всеобщая декларация прав человека включает в себя широкий перечень политических, гражданских, социальных, культурных и экономических прав.

Она внесена в Книгу рекордов Гиннесса как документ, переведенный на более чем 400 языков и диалектов, что свидетельствует о ее универсальном характере и масштабах ее распространения.

Хотя Декларация не является обязательным к соблюдению документом, она способствовала введению более 60 инструментов в области прав человека, сформировавших единый международный стандарт в этой области.

На ее основе осуществлялась разработка других международных соглашений. 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976 году. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека.

За соблюдением принятых пактов, конвенций и договоров по правам человека наблюдает Верховный комиссар ООН по правам человека, решение об учреждении мандата которого было принято в 1993 году в Вене (Швейцария) на Всемирной конференции по правам человека. Верховный комиссар представляет доклады Комиссии по правам человека ООН, а через Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) направляет их Генеральной Ассамблее. Верховный комиссар должен принимать меры в отношении серьезных нарушений прав человека и предпринимать предупредительные действия.

Принятие на Всемирной конференции по правам человека 1993 года Венской декларации и Программы действий, ознаменовало начало новых усилий по защите и поощрению прав человека. В Венской декларации и Программе действий был закреплен универсальный характер прав человека и необходимость борьбы со всеми формами расизма, дискриминации, ксенофобии и нетерпимости. В документах подчеркиваются также права женщин, детей, меньшинств и коренных народов.

Всеобщий уровень сотрудничества государств в области прав человека дополняется региональным, что дает возможность учитывать политические, исторические, культурные, экономические особенности региона и отражать все это в принимаемых документах. К ним, в частности, относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейская социальная хартия 1961 года, Американская конвенция о правах человека 1969 года, Африканская хартия прав человека и народов 1981 года, Арабская хартия о правах человека 1994 года.

Права человека в области образования, культуры, науки предусмотрены в конвенциях, принятых в рамках ЮНЕСКО. В частности, в 1960 году была принята Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Такой дискриминацией является всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение, цель или следствие которого состоят в уничтожении или нарушении равенства отношений в области образования, проводимых по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ноябре 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества.

В 1966 году была учреждена премия ООН в области прав человека, которой награждаются те, кто внес выдающийся вклад в дело поощрения и защиты прав человека. Эта премия присуждается раз в пять лет в годовщину провозглашения Всеобщей декларации прав человека. Впервые она была вручена в 1968 году.

В 2013 году лауреатами премии стали Малала Юсафзай - 16-летняя пакистанская девушка, которая отстаивала право девочек и женщин на образование и была ранена исламскими экстремистами в результате покушения; мавританец Бирам Дах-Абейд, помогающий бороться против рабства в современном мире; защитница инвалидов из Косово Хильмнийета Апук; финская правозащитница Лииса Кауппинен, отстаивающая права глухих; марокканка Хадиджа Рияди. Также Генассамблея ООН присудила премию Верховному суду Мексики за защиту конституционных прав мексиканцев.

Тема: Международный день прав человека

Цель урока:

обобщить знания у студентов об основных правах;

раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

сформировать отрицательное отношение к проти­воправным поступкам, побуждать студентов к защите своих прав, воспи­тывать уважение к правам других людей;

способствовать формиро­ванию активной жизненной позиции.

Методы: объяснение, визуализация материала, беседа, работа в группах

Оборудование и средства обучения:

    Видеопроектор

    Интерактивная доска

    Презентация MS Power point

    Видеоматериал

Ход урока

    Организационный момент (приветствие, проверка готовности аудитории, настрой на позитив, сообщение темы и целей урока).

    Изучение нового материала

    Выступление чтецов

    Просмотр видеоролика «История возникновения прав человека

    Права человека

    Конвенция о правах ребенка

    Работа со студентами

    Подведение итогов, рефлексия

Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности”

(Б. Франклин)

    Организационный момент


Ежегодно 10 декабря международное сообщество отмечает День прав человека (Human Rights Day).

В
этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека - первый универсальный международный акт по правам человека.


Декларация, принятая почти сразу же после страшной Второй мировой войны, поправшей все возможные права, в том числе и право на жизнь миллионов и миллионов людей, стала первым мировым документом, сформулировавшим положения о правах человека.

С момента принятия Всеобщей декларации прав человека человечество получило больше, чем документ – оно получило надежду на право быть свободным, жить без насилия, дискриминации, войн и экологических катастроф.


Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 423 (V), призывающую все государства и заинтересованные организации установить 10 декабря каждого года в качестве Дня прав человека.

Целью провозглашения этого дня является "людей во всем мире" к Всеобщей декларации прав человека как к общему идеалу для всех людей и народов.

Всеобщая декларация прав человека включает в себя политических, гражданских, социальных, культурных и экономических прав.

Она внесена в Книгу рекордов Гиннесса как документ, переведенный на более чем 400 языков и диалектов, что свидетельствует о ее универсальном характере и масштабах ее распространения.

Хотя Декларация не является обязательным к соблюдению документом, она более 60 инструментов в области прав человека, сформировавших единый международный стандарт в этой области.

В
последнее десятилетие День прав человека проходит каждый год под определенным лозунгом, который выбирает ООН. Так, в 2008 году он звучал - «Человеческое достоинство и справедливость для всех нас», в 2009- м - «Недискриминация», в 2010-м - «Правозащитники во всем мире, борющиеся за искоренение дискриминации», в 2011 году - «Чествуем права человека!», в 2012-м - «Мой голос имеет значение». Слоганом Дня в 2013 году стали слова - «20 ЛЕТ БОРЬБЫ ЗА ВАШИ ПРАВА», тема 2014 года - «Права человека 365 дней в году». День прав человека 2015 года проходит под девизом: «НАШИ ПРАВА. НАШИ СВОБОДЫ. ВСЕГДА».

    Выступление чтецов

Десятое декабря ассамблеей ООН Днем прав человека был объявлен! Была принята важная декларация Относительно мировой ситуации. Права и свободы должны соблюдаться! Важно всем нам людьми оставаться, Мнение свое иметь и слово, Развиваться, уважать интересы другого.

Пусть люди друг от друга
Разнятся цветом
Кожи, глаз, волос.
Но в то же время
Объединяет всех нас
Всемирный равенства вопрос.

Всем солнце одинаково
На небе светит.
И свежий дует ветер.
Так важно, чтобы люди
Друг друга понимать умели,
И в мире жили дети.

День прав человека так важен для нас, И с ним мы с улыбкой поздравим сейчас, Напомним, как важно права свои знать, Чтоб всё, что заслужено, нам получать, Свои права стоит любить и ценить, Свободу чтоб, радость свою сохранить, Легко пусть дается всё в жизни - и впредь Во всём пусть везет, будет много побед.

У нас есть права: в средней школе учиться
И ВУЗ посещать, и успешно трудиться,
И я вас спешу с Днем всех прав поздравлять,
Никто пусть не сможет у нас их отнять!

    Ролик «История возникновения права».


Ребята, вы просмотрели ролик об истории права, прослушали мнение разных людей. Давайте подумаем, каково значение слова право?

1 значение: ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

2 значение: Права и свободы граждан, закрепленные конституцией и гарантированные Президентом и государством.

Что такое права человека?

    Права человека – это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Все люди в равной степени располагают правами человека, исключая всякого рода дискриминацию. Эти права взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы.

Просмотр видеоролика №2(Права человека)

Всеобщие права человека зачастую зафиксированы и гарантированы законом в форме договоров, обычного международного права, общих принципов права и других источников международного права. Международное право в области прав человека возлагает на государства обязательства по осуществлению деятельности с целью поощрения и защиты прав и основных свобод человека.)

Была учреждена премия ООН в области прав человека, которой награждаются те, кто внес выдающийся вклад в дело поощрения и защиты прав человека. Эта премия присуждается раз в пять лет в годовщину провозглашения Всеобщей декларации прав человека. Впервые она была вручена в 1968 году.

Лауреатами премии стали Малала Юсафзай - 16-летняя пакистанская девушка, которая отстаивала право девочек и женщин на образование и была ранена исламскими экстремистами в результате покушения; мавританец Бирам Дах-Абейд, помогающий бороться против рабства в современном мире; защитница инвалидов из Косово Хильмнийета Апук; финская правозащитница Лииса Кауппинен, отстаивающая права глухих; марокканка Хадиджа Рияди. Также Генассамблея ООН присудила премию Верховному суду Мексики за защиту конституционных прав мексиканцев.

    Конвенция о правах ребенка

прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества.

С момента обретения Казахстаном независимости вопросам их соблюдения уделяется особое внимание, они находятся в приоритете государственной политики. Права детей в Республике Казахстан регламентируются международными документами, а также законодательными правовыми актами РК: Конституция Республики Казахстан, Конвенция о правах ребенка, Закон «О правах ребенка в РК», «Закон об образовании».

Просмотр видеоролика № 3(Концепция о правах ребенка)

    Работа со студентами

1 задание: Предложить участникам обсудить высказывание Далай-ламы XIV : «В той мере, в какой дело касается прав человека, не имеет значения, является ли он человеком Востока или Запада, Юга или Севера, белым или черным, или желтым, все человеческие существа обладают одинаковыми правами с рождения до смерти. Мы все одинаковы.»

2 задание: Участникам занятия предлагается назвать художественное произведение или фильм, в сюжете которых важное место занимают права человека.

3
задание:
Записывается выражение «права человека». Участникам предлагается написать к каждой букве существительное, прилагательное или глагол, связанные с данным выражением

П Р А В А Ч Е Л О В Е К А

П – польза, политические, президент, парламент, партия, подотчетный, прозрачные.

Р – равенство, реформа, революция.

А – акт, авторитет, анализ, актуальность, авторитаризм, анархия, абсентеизм.

В – воля, владеть, выборы, ведомство, вече, велеть, великий, верить, вина, власть, вандал.

Ч – честный, честность, челобитная, читать, чувствовать, чиновник, частный, чтить, чистый.

Е – есть, единый, естественный, ересь, единение, если, емкие.

Л – любовь, любой, люди, луч, лгать, лачуга, лечить, листовка, лицо, лозунг.

О – общество, ответственность, открытость, образование.

К – конституционные, казнь, коррупция, конституция.

4 задание: ( Преподаватель знакомит участников с классификацией прав человека - по связи с различными сторонами общественной жизни (личные или гражданские, политические, социально-экономические и культурные.

Права человека делятся на четыре вида. Это личные права (такие, как право на жизнь, личную неприкосновенность, на имя, свободу вероисповедания), политические права (свобода слова, избирательное право), социально-экономические права (право на труд, частную собственность, жилище, охрану здоровья) и культурные права (на образование, участие в культурной жизни и т.п.) Эти права и определяют границы свобод современного человека.)

Таблица № 1 раздается группам. Также раздаются карточки с пословицами и поговорками.

Необходимо: распределить карточки по определенным видам прав, согл. Табл. № 1.

5 задание: Затем каждая группа получает набор высказываний по правам человека. Необходимо выбрать какое именно право соответствует высказыванию.

6
задание:
Права и обязанности.

Признание прав человека означает не только право на их осуществление, но и выполнение определенных обязательств. В соответствии с международным правом государства берут на себя обязательства по уважению, защите и выполнению прав человека. Уважение прав человека подразумевает невмешательство государства в осуществление прав человека и воздержание от ограничения прав. Обязательство по защите прав человека требует от государства не допускать правонарушений. Выполнение прав человека обязывает государство гарантировать беспрепятственное осуществление базовых прав человека. На индивидуальном уровне, каждый человек должен уважать права других.

7 задание: Как вы считаете, всегда ли соблюдаются права человека во всем мире?

Е
сли нет, то какие именно права нарушаются кем и где?)

(Военные действия в Сирии и др. странах (право на жизнь, личную безопасность, права беженцев на жилище, право на образование детей).

Как соблюдаются права человека в вашем учебном заведении? С какими из рассмотренных прав существуют наибольшие проблемы в системе образования?

8. Подведение итогов, рефлексия В заключительной части участникам предлагается обсудить ситуацию с правами человека в условиях колледжа и высказать свое мнение по проблемам их реализации. Обсуждение по следующим вопросам:

1. С какой категорией прав человека в условиях колледжа возникает больше проблем?

2. Как могут решаться возникающие проблемы?

3. Что в системе образования способствует реализации прав человека?

Мы живем в непростое время. По всему миру миллионы людей страдают от беспощадных, зачастую разрушительных последствий многих мировых кризисов нашей эпохи. Мировой финансовый и экономический кризис, продовольственный кризис, энергетический кризис и климатический кризис слились в единый многосторонний удар по человеческому достоинству.

Де-юре, иметь права по рождению, как человек - это малая толика. По факту, нужно уметь пользоваться своими правами, но самое главное, защищать и добиваться соблюдения прав ЧЕЛОВЕКа. Как ЧЕЛОВЕК и как Гражданин. Вот что самое главное!!!  Знайте и соблюдайте свои права!

Просмотр видеоролика № 4(Мы имеем право)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Основные права человека по сферам общественной жизни.

ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Личные (гражданские)

На жизнь

На достоинство

На свободу мысли и слова, совести и религиозных убеждений

На личную неприкосновенность

На частную жизнь

На неприкосновенность жилища

На гражданство

Политические

Свобода печати и информации

Право на объединение

Право на участие в управлении государством

Право на юридическую защиту

Социально-экономические

На труд и достойный уровень жизни

На справедливые и благоприятные условия труда

На предпринимательство

На социальное обеспечение (пенсия, пособия)

На собственность

Культурные

На образование

На использование достижений науки и культуры

На свободу творчества

На разнообразие

Перечень с надписями прав ребенка:

    Право на жизнь.

    Право на имя при рождении.

    Право на медицинскую помощь.

    Право на образование.

    Право на отдых и досуг.

    Право на индивидуальность.

    Право свободно выражать свои взгляды.

    Право на специальную охрану и защиту.

    Право на заботу и воспитание родителями.

    Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

    Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

    Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

1. « »

2. «Без суда никто да не накажется»

3. «Веник не переломишь, а по ветке весь изломаешь»

4. «Лучше виновного простить, чем невинного карать»

5. «Глас народа – глас Божий»

6. « Цензура в конце концов приходит к тому, что запрещены все книги, кроме тех, которых никто не читает »

7. «Гора с горой не сойдется, а человек с человеком сойдется»

8. «Вора миловать – доброго губить»

9. «Чтобы власть стала сильнее, ее следует ограничить»

10. «Бьют Фому за Еремину вину»

12. «Кто не работает – тот не ест»

13. «Чье поле, того и воля»

11. «Право есть, да закона нет»

14. «Кто косо смотрит на свое ремесло – тот сытно не поест»

15. «Работящий голодным не останется»

16. « Надежда выздороветь - половина выздоровления »

17. «Сначала хлеб, потом – вера»

18. «У кого лоб от работы не вспотеет, у того котел пустым останется»

19. «Хорошая лошадь узнается в езде, добрый человек – в торговле»

20. «Не горюй, что денег нет, горюй, что работы нет»

21. «Брань на вороту не виснет»

22. «Не мудрено голову срубить – мудрено приставить»

23. «Честь лучше богатства»

24. «Каждый может попасть на небо своим путем»

25. «Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил»

26. « Только свободный гражданин имеет отечество »

27. «Мой дом – моя крепость»

28. «Рабом стать легко, человеком - трудно»

29. «Живи и жить давай другим»

30. «Умел дитя родить – умей и научить»

31. «Караван один, но судьба путников различна»

32. «Каждый человек – особая разновидность художника»

33. «Наука – родник учения, знания – светильник жизни»

34. «Незнание – не порок, нежелание знать – большой порок»

35. «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься»

36. «Жизнь коротка, искусство – вечно»

37. «Чтобы ехать на коне – нужна уздечка, чтобы постичь науку – нужно терпение»

38. «Искусство любить, что свежую воду пить»

Варианты распределения в группы

Политические права

Карточка 1. « Цензура – младшая из двух гадких сестер, а старшую зовут Инквизиция » - право на свободу печати (запрещение цензуры).

Карточка 2. «Без суда никто да не накажется» – на юридическую защиту (справедливое судебное разбирательство).

Карточка 3. « Веник не переломишь, а по ветке весь изломаешь» – на объединение.

Карточка 4. «Лучше виновного простить, чем невинного карать» – презумпция невиновности

Карточка 5. «Глас народа – глас Божий» - участие в управлении государством

Карточка 6. «Цензура в конце концов приходит к тому, что запрещены все книги, кроме тех, которых никто не читает» - - право на свободу печати (запрещение цензуры).

Карточка 7. « Гора с горой не сойдется, а человек с человеком сойдется» - на объединение.

Карточка 8. «Вора миловать – доброго губить» - на юридическую защиту (судебное разбирательство и неотвратимость наказания)

Карточка 9. «Чтобы власть стала сильнее ее следует ограничить» – участие в политической жизни

Карточка 10. «Бьют Фому за Еремину вину» – на справедливое судебное разбирательство.

Карточка 11. « Право есть, да закона нет» - на юридическую защиту.

Социально-экономические права

Карточка 12. «Кто не работает – тот не ест» – право на труд и достойный уровень жизни.

Карточка 13. «Чье поле, того и воля» - право на собственность.

Карточка 14. «Кто косо смотрит на свое ремесло – тот сытно не поест» – на достойный уровень жизни и справедливое вознаграждение за труд

Карточка 15. «Работящий голодным не останется» – на справедливые и благоприятные условия труда

Карточка 16. «Надежда выздороветь – половина выздоровления»

Карточка 17. «Хорошая лошадь узнается в езде, добрый человек – в торговле» – право на предпринимательскую деятельность.

Карточка 18. «У кого лоб от работы не вспотеет, у того котел пустым останется» - на справедливые и благоприятные условия труда

Карточка 19. «Сначала хлеб, потом – вера» – на социальное обеспечение

Карточка 20. «Не горюй, что денег нет, горюй, что работы нет» – на труд

Личные (гражданские) права

Карточка 21. «Брань на вороту не виснет» – на личное достоинство и свободу слова.

Карточка 22. «Не мудрено голову срубить – мудрено приставить» – на жизнь (против смертной казни).

Карточка 23. «Честь лучше богатства» - на достоинство.

Карточка 24. «Каждый может попасть на небо своим путем» – свобода вероисповедания

Карточка 25. «Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил» - на жизнь.

Карточка 26. «Только свободный гражданин имеет отечество» - на гражданство.

Карточка 27. «Мой дом – моя крепость» - неприкосновенность жилища.

Карточка 28. «Рабом стать легко, человеком – трудно» - на свободу

Карточка 29. «Живи и жить давай другим» - на жизнь.

Культурные права

Карточка 30. «Умел дитя родить – умей и научить» (культ.) – на образование (и ответственность родителей за образование детей)

Карточка 31. «Караван один, но судьба путников различна» – на разнообразие

Карточка 32. «Наука – родник учения, знания – светильник жизни» – на образование и использование достижений науки

Карточка 33. «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься» – на равный доступ к образованию

Карточка 34. «Каждый человек – особая разновидность художника» – свобода творчества

Карточка 35. «Искусство любить, что свежую воду пить» – на пользование достижениями культуры.

Карточка 36. «Незнание – не порок, нежелание знать – большой порок» – на образование.

Карточка 37. «Чтобы ехать на коне – нужна уздечка, чтобы постичь науку – нужно терпение» – на образование.

Карточка 38. «Жизнь коротка, искусство – вечно» - на пользование достижениями культуры.

Международный день прав человека

Цель: обобщить знания учащихся по истории и основному содержанию Всеобщей декларации прав человека, а также об условиях их полной реализации в современном обществе.

Задачи: обобщить знания детей об основных правах человека; раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к проти­воправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспи­тывать уважение к правам других людей; способствовать формиро­ванию активной жизненной позиции и воспитанию правовой грамотности.

Оборудование:

1. Выставка литературы по правовому воспитанию.

2. Выставка газет и журналов, в которых постоянно печатается информация по правовому воспитанию и ЗОЖ.

3. Плакаты: "Календарь правовых дат”, "Законы о правах человека-гражданина РФ”.

5. Эпиграфы к занятию:

Живи по закону, поступай по совести (латинское изречение);

Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости

(Г. Лихтенберг);

Учись думать о себе и о других. (китайская мудрость);

Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом. (Юстиниан)

Из всех прав самое неопровержимое - это право умного (силой ли, уговорами ли) вести за собой дурака. (Томас Карлейль)

Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. (Карл Маркс)

Право есть одно только последствие обязанности и существовать иначе не может, как основываясь на обязанности, ему предшествовавшей. .. (Павел Иванович Пестель)

Другой человек имеет право быть услышанным и право отстаивать свои доводы. (К. Р. Поппер)

Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право. (Виктор Мари Гюго)

Право - это все то, что истинно и справедливо. (Виктор Мари Гюго)

Потеря человеческих прав тотчас же совпадает с превращением личности в биологическую особь.
(Ханна Арендт)

Нарушая свой долг, тем самым нарушают и свои права. (Жан Жак Руссо)

Не на все, в чем мы имеем интерес, мы имеем уже и право. (И. Покровский)

Если ты отступишь от права, то потеряешь дорогу. (Латинское изречение)

Как только людей начинают различать по крови в том, что касается прав, – это начало бесчеловечности. (В. Чалидзе)

«Кулачное право» – это столь же нелепо, как, скажем, круглый квадрат или квадратный круг. (И. Зейме)

·Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою. (Еврипид)

Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого. (В. Гюго)

Все люди по своей природе равны. (Т. Гоббс)

Всякое право человека, прямо или косвенно, сводится к обеспечению за ним возможности исполнять его обязанности. (С. Франк)

Дракою прав не будешь. (Русская пословица)

Всякая свобода, затрагивающая чужие права, является деспотизмом. (Р. де Кампоамор)

Обязанность без права есть рабство, право без обязанности - анархия. (Фелисите де Ламеннэ)

Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности (Б. Франклин);

Учись думать о себе и о других. (китайская мудрость).

6.Мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

7. Выставка рисунков детей прошлых лет «Я рисую свои права».

1: У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
2: И каждый должен знать свои права,
Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем
Не приклонялась наша голова.

4: Корни этого праздника уходят в еще в 18 век, когда Французские

просветители Шарль Монтескье, Вольтер, Дидро заговорили о естественных правах человека, которые даются ему от рождения и не зависят от его происхождения.

5: Всеобщая декларация прав человека в окончательной редакции была

6: Статья 1гласит: Все люди рождаются свободными и равными в своем

достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

7 : Статья 2 гласит: Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то

ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

8: 3-я статья провозгласила: Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

9 : Всего в Декларации 30-й статей. В них были провозглашены жизненно

важные права человека: на равенство перед законом, право вступать в брак и основывать семью, право на свободу мысли, совести и религии, право на труд, отдых, на образование.

10: Ряд статей Декларации прав человека отражены в Конституции России.

11: Конституция Российской Федерации – это основной закон, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

12: Действующая Конституция принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Конституция РФ состоит из 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Она закрепляет основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

13: В Конституции РФ записано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Учитель: знание законов одинаково полезно как для государства (тогда граждане не нарушают норм права), так и для самого человека (он знает, как поступить в том или ином случае, как себя защитить). На сегодняшнем классном часе мы познакомимся с правами и обязанностями человека как гражданина государства, а также, учитывая, что вы являетесь учащимися школы, мы ознакомим с правами ребенка и, самое главное, с его обязанностями. Итак, каждый человек с рождения имеет свои права. Что же такое – право?

14: Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе (С.И. Ожегов)

15: Права человека – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность гражданину действовать по своему усмотрению или получать определённые блага. (Конституция РФ)

16 : Мы объявляем творческий конкурс «Права ребенка моими глазами» Будем очень рады, если вы примите активное участие и выразите, в своих рисунках, то что для вас главное по данной проблеме.

17: Какими же правами обладает гражданин государства?

    Все равны перед законом и судом.

    Каждый человек имеет право на жизнь.

    Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

    Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому и бесчеловечному обращению.

    Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом.

    Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию, изгнанию.

    Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь.

    Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства.

    Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности или религии. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

    Каждый человек имеет право владеть имуществом.

    Каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

    Каждый человек имеет право на труд.

    Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

    Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным.

(Ролевая игра «Юридическая консультация»)
Учитель:
Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы можем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы и хорошо знаете права. И к вам за советом обращаются литературные герои. Подумайте, какие права нарушены и разъясните нашим героям их права.
М а у г л и . Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями. Не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. И вот я попал в общество людей. Люди посадили меня в клетку и об­ращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право? Имею ли я такие же права, как и все люди?
17: Конечно, вы имеете те же права, что и все люди. Вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих спо­собностей. Иникто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство, подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорбле­ниям.
Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
18: Конечно, нарушает. Каждый име­ет право на личную жизнь, на тайну переписки, на уважение его достоинства.
Зайчик. Жил я, заяц, рядом с лисой. У лисы была избушка ледяная, а у меня- лубяная. Пришла весна-красна! У лисы избушка растаяла, а моя осталась стоять по-старому. Вот лиса и попросилась у меня переночевать, да из избушки то и выгнала. Имела ли лиса на это право?

19: Нет, лиса не имела такого права. Ведь, каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

Лягушка – путешественница . Жила-была я себе спокойненько. Сидела в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век прожила бы благополучно. Но решила я попутешествовать. Предложила лягушкам взять в свои клювы прутик, а я прицепилась за него посередине. Утки летели, а я ехала. Но случилась одна неприятность, и я приземлилась в чужое болото. А утки за мной не возвращаются. Имею ли я право на возвращение домой или на новое место жительства?

20: Конечно, ведь каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину.

Буратино . Говорящий Сверчок велел мне ходить в школу. Иначе, сказал он, меня ждут ужасные опасности и страшные приключения. Я хочу быть умненьким-благоразумненьким. Но я ведь деревянненький, - мальчишки в школе меня засмеют. Что же мне делать?

21: Конечно Вам надо идти в школу. Каждый человек имеет право на образование и право на уважение человеческого достоинства.

22: Каждый из нас имеет право на бесплатное образованием, и мы этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание о гарантии права на всеобщее бесплатное образование.

Учитель: Учиться всегда и в любом возрасте просто необходимо, повышать свой образовательный уровень постоянно на протяжении всей жизни, учиться и расширять свой кругозор. Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. А взрослые обязаны любить своих детей, следить за тем, чтобы дети росли умными, умелыми, грамотными, хорошо учились, были воспитанными, здоровыми.

23: Все мы знаем свои права, но не все знают и выполняют обязанности, возложенные государством.

24: обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. (С.И. Ожегов)

    Все граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

    Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

    Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

    Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

    Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь
    памятники истории и культуры.

    Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

    Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской федерации.

    Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. Если вы имеете права, то значит, вы имеете обязанности.

    Права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.

    Каждая школа, гимназия, лицей имеет Устав – главный документ, определяющий всю деятельность учреждения, а на основании Устава – внутренний распорядок.

25: Защищая свои права, мы всегда должны помнить о своих обязанностях и выполнять требования Устава и внутреннего распорядка школы. Вовремя приходить на занятия. Своевременно и в полном объеме готовить домашние задания.

Уважать права одноклассников, других учащихся и работников школы. Бережно относиться к школьному имуществу.

Учитель: Итак, мы с вами разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку по­ведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1
Мама
. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
С ы н. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с гром­кой музыкой!
- Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
26: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не ува­жает права других людей.
Сценка 2
Учитель . Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Д и м а. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенци­ей о правах ребенка запрещено насилие над детьми!
Объясните, пожалуйста, Диме, в чем она не прав.

27: Кроме прав у Димы есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права ДРУ­ГИХ людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!
Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете мате­матики! Ведь дети ее только помыли!
И в а н о в . А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Кто разъяснит Иванову его пра­ва и обязанности?

28: А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 4
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
П е т р о в. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Правильно ли рассуждает Пет­ров?

29: Его одноклассники имеют право на образование. А он бе­гал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
С ы н. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!
Вот такой борец за права ре­бенка! Может быть, он прав?
30: Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

Сценка 6

Маша: Здравствуйте, Мария Ивановна! Можно войти? (На урок ученица пришла в одежде, не предназначенной для школы: короткая юбка, чрезмерное использование косметики).

Учитель: Что у тебя за внешний вид? Это же школа!

Маша: Имею право на индивидуальность.

Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

31: Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными. Учитель прав.

Учитель: итак, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушают­ся права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!

32: Мы подготовили Кодекс достойного человека-гражданина.

Учащиеся: Я – дитя Природы, поэтому я...

33:Люблю небо, звезды, море и землю; радуюсь солонцу, дождю, снегу и ветру.

34:Надеюсь посадить и вырастить хотя, бы одно дерево.

3 5:Я несу ответственность за природу вместе со всем человечеством.

Учащиеся: Я – носитель разума, поэтому я...

36:Не совершаю бездумных действий.

37:Несу ответственность за все, что со мной происходит.

38:Стараюсь противостоять неразумным и низким влияниям.

Учащиеся: Я ценю жизнь и поэтому я...

39:Жалею всех тех, кому плохо и кого обижают.

40:Я помогаю.

41:Я сам несу ответственность и забочусь о своем здоровье.

Учащиеся: Я среди других людей, без которых нет смысла в моей жизни, поэтому я...

42:Осознаю, что я человек.

43:Слышу, понимаю, принимаю и воспринимаю другого человека.

44:Уважаю право на ошибку и не делаю обидных сравнений.

Учащиеся: Я – созидатель и своим трудом самоутверждаюсь, поэтому я...

45: Стремлюсь хорошо учиться.

46:Серьезно и основательно буду выбирать свою профессию.

47:Посажу дерево, построю дом, выращу детей.

Учащиеся: Я – обладаю внутренним миром, душой, стараюсь быть интересен людям, поэтому я...

48:Признаю и уважаю непохожесть каждого человека и сам имею смелость не быть как все.

49:Не позволяю себя обижать, унижать, подавлять.

50:У меня есть совесть, и она болит, когда я совершаю недостойные поступки.

Учащиеся: Я – гражданин своего Отечества, своей страны, поэтому я...

51:Изучаю прошлое, интересуюсь настоящим своей Родины, меня волнует будущее моей страны.

52:Если возникнет необходимость, я буду защищать свое Отечество по мере своих сил.

53:Я горжусь своей Родиной и в будущем буду стараться улучшить жизнь моего народа своим делом, своей жизнью.

54 : О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

55 : Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

Просмотров