Нтр в контакте. Новая научно-техническая революция и современный мир

Научно-техническая революция (НТР) - это период времени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества. Начало НТР приходится на середину XX века, и уже к 70-м годам она увеличила экономический потенциал в несколько раз. Достижениями НТР в первую очередь воспользовались экономически , которые превратили их в ускоритель научно-технического прогресса.

Составными частями НТР являются наука, техника, технология, производство, управление.

Наиболее важными чертами, характеризующими научно-техническую революцию, являются следующие.

  1. Исключительно бурное развитие науки, превращение ее в непосредственную производительную силу. Чрезвычайно важным экономическим показателем эпохи НТР становятся затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Огромная доля их приходится на развитые страны: , . При этом расходы США значительно превышают расходы других стран. В России расходы на НИОКР значительно ниже, чем не только в США, но и в других странах, что, естественно, является следствием низкого технического уровня производства. Очевидно, что развитие науки не может происходить без современной системы образования. Значительные успехи Японии в развитии наукоемких производств и во внедрении результатов НТР в промышленность напрямую связаны с системой образования - одной из лучших в мире.
  2. Коренные преобразования в технической базе производства. Речь идет о широком применении ЭВМ, роботов, внедрении новых технологий и интенсификации старых методов и технологий, открытии и использовании новых источников и видов энергии, повышении эффективности труда за счет высококвалифицированной рабочей силы.
  3. НТР влияет на отраслевую структуру материального производства, при этом в ней резко увеличивается доля промышленности, так как от нее зависит рост производительности труда в других отраслях хозяйства. Сельское же хозяйство в эпоху НТР приобретает индустриальный характер. В самой промышленности возрос удельный вес обрабатывающей отрасли, на которую приходится 9/10 стоимости всей продукции.Среди отраслей промышленности стали выделяться химическая, электроэнергетика, от которой в первую очередь зависит научно-технический прогресс, и машиностроение. О современном состоянии НТР обычно судят по тому, какова доля продукции наукоемкого в общем объеме производства. НТР внесла большие изменения в . Доля железнодорожного в общем объеме перевозок сократилась, так как уменьшилась его роль. Большую часть международной торговли обеспечивает морской транспорт, но он почти не участвует в пассажирских перевозках, которые «передоверены» воздушному.
  4. Особое значение в эпоху НТР приобретает проблема управления современным производством. Управление производством необыкновенно усложнилось и связано с координацией развития науки, техники и технологии и производства. Управление в эпоху НТР требует специальной подготовки. Особенно широко они представлены в США и Японии. Выпускники этих школ - руководители производства — называются менеджерами. Подготовка их в последние годы начата и в России.

1. Ресурсный фактор .

Он определял размещение производства с конца XIX века до начала XX века. Многие ресурсные бассейны стали центрами промышленности. Например, Урал - первая база индустриализации России. В эпоху НТР такая «привязка» промышленности к минерально-сырьевым базам проявляется гораздо реже, но для размещения отраслей добывающей промышленности ресурсный фактор продолжает оставаться главным. Так как многие старые бассейны и месторождения сильно истощены, именно в добывающей промышленности в первую очередь наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую с экстремальными условиями.

В ресурсный фактор до сих пор продолжает играть важную роль в индустриализации и оказывает влияние на размещение производства.

2. Фактор наукоемкое .

Одним из важных факторов размещения производства в эпоху НТР становится тяготение к центрам науки и образования. Прежде всего это обстоятельство определяет наукоемких отраслей, а они тяготеют к научным центрам, к учебным заведениям. Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация научных исследований, для других, наоборот, рассредоточение их. В эпоху НТР для многих стран Запада характерна интеграция науки и производства. В результате возникают научно-промышленные комплексы или технополисы. Так, в Японии в 80-х годах начали создавать технополисы, отобрав для них наукоемкие направления: авиакосмическую технику, роботостроение, производство ЭВМ. Подобные технополисы встречаются и в США.

3. Фактор тяготения к квалифицированной рабочей силе .

Этот фактор всегда влиял и продолжает влиять на размещение производства. Сейчас любой стране нужны не просто , а высококвалифицированные люди, способные управлять современной техникой.

4. Экологический фактор .

Он существовал и ранее, но в период НТР приобрел особое значение. Учет экологического фактора при сооружении хозяйственных объектов стал обязательным. Законодательством предусмотрены серьезные санкции в отношении лиц, пренебрегающих этим фактором.

В эпоху НТР не потеряли своего значения и такие факторы, как потребительский, энергетический, территориальный. Существенную роль продолжает играть и отдельных государств.















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные части.

Учебно-воспитательные задачи:

  • Сформировать понятие НТР; познакомить с чертами и частями НТР.
  • Формировать умение слушать и выделять главное в содержании, схематически составлять конспект.
  • Показать масштабы научно-технических достижений человечества.

Тип урока: изучение нового материала, урок-лекция.

Этапы урока:

  1. Схему лекции, состоящую из блоков и их частей, помещенных на лист формата А4, раздать ученикам. В ходе урока учащиеся смогут делать на ней пометки.
  2. Та же схема помещается и на доске. По ходу лекции к ней будем возвращаться, помечая, что уже пройдено.
  3. В ходе урока учащиеся знакомятся с ключевыми словами-терминами:
    • Геоинформатика;
    • Геоинформационные системы.
  4. Слушание лекции сопровождается составлением развернутого конспекта.
  5. В конце урока учащиеся формулируют краткие выводы.

Оборудование: учебники, настенная «Политическая карта мира», карты атласа, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Изучение нового материала.

Введение в тему. (Слайд 1)

Определение целей.

Сегодня мы с вами должны выяснить характерные черты и составные части НТР, показать, что НТР – это единая сложная система.

Эпиграф. (Слайд 2)

Знакомство учащихся с этапами урока и с заданием на урок. (Слайд 3)

План лекции: (Слайд 4)

  • Научно-техническая революция
  • Характерные черты НТР.
  • Составные части НТР.
  • Понятие о геоинформационных системах.

1. Работа с понятием НТР. (Слайды 5-6)

Учитель: При изучении данной темы нам предстоит обратиться к одному из наиболее значительных, глобальных процессов развития всего современного мира – к научно-технической революции.

Вся история развития человеческого общества неразрывно связана с научно-техническим прогрессом. Но бывают периоды, когда происходят быстрые и глубокие изменения производительных сил человечества.

Таким был период промышленных переворотов в XVIII-XIX вв. в ряде стран мира, когда на смену ручному труду пришел машинный. В XIX веке в Англии был изобретен паровой двигатель, огромную роль в развитии промышленного производства сыграло изобретение конвейера. Впервые его применили в США при производстве автомобилей.

Паровой двигатель стал «первичной» клеточкой промышленной революции в позапрошлом веке, а «первичной» клеточкой современной НТР стала ЭВМ. Современная НТР началась в середине XX века. Во всех странах она проявляется по-разному и поэтому можно сказать, что она еще далеко не завершена. Но в мире зреет уже новая промышленная революция. Какой она будет – покажет будущее.

Беседа с классом

Вопросы:

  • Слово «революция» в различных словарях имеет следующее толкование. (Учащиеся цитируют определение «революция» из разных словарей)
  • Что объединяет все эти определения?
  • Какое бы определение вы дали НТР?
  • В чем отличие понятий научно-технический прогресс и НТР?

Ответ:

Задание: Проанализируйте две формулировке, сравните их и найдите, в чем главное отличие двух явлений?

Ответ:

Современная наука стала индустрией открытий, мощным стимулятором развития техники.

2. Характерные черты НТР. (Слайд 7)

1) Универсальность, всеохватность. (Слайды 8–10)

НТР затронула все страны мира и все сферы географической оболочки, космическое пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Символы НТР: ракета, телевизор, ЭВМ и т.д.

Всеохватность НТР можно характеризовать географически, т.к. благодаря НТР в нашем лексиконе появились слова спутник, атом, робот.

Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама?

2) Ускорение научно-технических преобразований. (Слайд 11)

Выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство. Моральный износ наступает раньше, чем физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл (например: компьютеры, видеокамеры, телевизоры и т.д.)

Работа с учебником

Задание:

  • Найдите пример в дополнительном тексте (с.103), который бы подтверждал эту черту НТР.
  • Проанализируйте таблицу, сделайте выводы.

3) Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов. (Слайд 12)

Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация.

В эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда. Это касается и вас. Закончив вуз, вы легче найдёте интересную и высокооплачиваемую работу.

4) Военно-техническая революция. (Слайд 13)

Она зародилась еще в годы Второй мировой войны. О ее началевозвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 г., после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного спутника Земли многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на достижение мирных целей.

3. Составные части НТР. (Слайд 14)

НТР – единая сложная система, части которой тесно взаимодействуют друг с другом.

1) Наука и наукоемкость. (Слайды 15–17)

Наука в эпоху НТР превратилась в сложный комплекс знаний. Наука – одновременно комплекс знаний и особая сфера человеческой деятельности. Для многих стран развитие науки – это задача №1.

В мире насчитывается от 5 до 6 млн. научных работников. При этом на США, Германию, Японию, Францию и Великобританию приходится более 80% научных сотрудников, более 80% всех инвестиций в науку, почти все изобретения, патенты, лицензии и присужденные Нобелевские премии.

  • В развитых странах по числу учёных и инженеров занимают: 1 место – США, 2 место – Япония, страны Западной Европы (в эту группу входит и Россия).

Особенно возрастает связь науки с производством, которое становится всё более наукоёмким (Наукоемкость измеряется уровнем (долей) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции) .

Однако различия между развитыми и развивающими странами в сфере науки особенно велики:

  • Расходы на науку в развитых странах составляют 2-3% ВВП;
  • В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают 0,5 % ВВП.

2) Техника и технология. (Слайд 18)

Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия.

Цель новых технологий – повышение экологической активности производства, производительности труда, ресурсосбережение и охрана природы.

По производству природоохранной техники и внедрению новейших природоохранных технологий выделяются ФРГ и США. Помимо того, что эти страны лидируют в производстве и использовании природоохранных технологий, ФРГ еще является главной страной-поставщиком их на мировой рынок.

Два пути развития техники технологии в условиях современной НТР:

  1. Эволюционный путь
  2. Революционный путь

(Слайд 19)

a) Эволюционный путь (Дальнейшее совершенствование техники и технологии)

(Слайд 20)

Вопрос к классу: Приведите примеры эволюционного пути развития техники и технологии.

Ответ:

Совершенствование техники, которая производилась в начале XX века – автомобили, самолеты, станки, доменные печи, суда.

Например, в начале 50-х годов самый крупный морской танкер вмещал до 50 тыс. тонн нефти, в 60-е годы – 100, 200, 300 тыс. тонн, в 70-х гг. появились суда танкеры грузоподъемностью свыше 500 тыс. тонн. Крупнейшие из морских танкеров построены в Японии и во Франции.

Однако подобная гигантомания не всегда себя оправдывает, так как не все морские порты могут принять и обслужить столь крупный транспорт. Ведь длина судна достигает 480 м, ширина – около 63 м, осадку с грузом такой танкер имеет до 30 метров. Гребной винт равен высоте трехэтажного дома, палуба занимает – 2,5 га)

b) Революционный путь (Переход к принципиально новой техники и технологии).

Наиболее яркое выражение он находит в производстве электронной техники. Если раньше говорили о» веке текстиля», «веке автомобиля», то сейчас говорят о «веке электроники».

Огромное значение имеет и прорыв к новым технологиям. «Вторую волну» НТР, которая проявилась в 70-х гг. называют микроэлектронной революцией, т.к. изобретение микропроцессора в истории человечества можно сравнить с изобретением колеса, паровой машины или электричества. (Слайды 21–26)

Задание: Проанализировать текст учебника на стр. 94, а также дополнительный материал на с.115.

Вывод (ученики делают самостоятельно) : Революционный путь – главный путь в развитии техники и технологии в эпоху НТР.

3) Производство: шесть главных направлений развития. (Слайды 27–29)

Вопрос : Назовите основные направления развития производства. (У учащихся есть раздаточный материал, по которому можно ответить на поставленный учителем вопрос)

a) Электронизация означает насыщение всех областей человеческой деятельности средствами ЭВТ. Электронная промышленность – детище НТР.

Например:

  • в образовании – компьютеризация школ, подключение их к Интернет;
  • в медицине – УЗИ, компьютерная томография, развитие микрохирургии, компьютерная рентгенография;
  • в связи – сотовые телефоны.

Электронная промышленность – в полном смысле детище НТР. Она во многом определят весь ход НТР.

Наибольшего развития эта отрасль получила в США, Японии, ФРГ, НИС Азии.

b) Комплексная автоматизация. (Слайды 30–34)

Началась в 50-е годы в связи с появлением ЭВМ. Новый виток развития пришелся на 70-егоды XX века, и связан он с появлением микропроцессоров и микроЭВМ. Бурно развивается робототехника, особых успехов в этой области достигла Япония. В стране на каждые 10 тысяч рабочих, занятых в автомобильной промышленности, приходится 800 роботов, тогда как в США – 300. Сфера применения роботов в наше время – безгранична.

c) Перестройка энергетического хозяйства. (Слайды 35–37)

Перестройка энергетического хозяйства связана с постоянно растущими потребностями стран мира в электроэнергии. Существующие традиционные электростанции уже не справляются с нагрузкой. Поэтому наибольшее внимание в мире уделяется строительству атомных электростанций.

В мире к началу XXI века было задействовано более 450 ядерных энергоблоков. Страны лидеры: США, Франция, Япония, ФРГ, Россия, Украина. Однако в последние годы, в связи со сложностями использования АЭС, многие страны опасаются экологических последствий, а развитые страны мира обратили внимание на альтернативную энергетику.

d) Производство новых материалов. (Слайды 38, 39)

Требования современного производства к черной и цветной металлургии, а также к химической промышленности, которая выпускает синтетические полимеры, неуклонно возрастают. Но оно вызвало к жизни принципиально новые композиционные, полупроводниковые, металлокерамические материалы. В химической промышленности осваивается выпуск оптического волокна.

Особая роль в производстве новых материалов отводится «металлам XX века»: бериллию, литию, титану. Титан а настоящее время является металлом №1 для аэрокосмической промышленности, атомного судостроения, так как это легкий и тугоплавкий металл.

e) Ускоренное развитие биотехнологий. (Слайды 40–42)

Направление возникло в 70-е годы и развивается опережающими темпами. Биотехнология применяет традиционные знания и современную технологию для изменения генетического материала растений, животных и микробов в целях создания новых продуктов.

Биотехнология вносит существенный вклад в улучшение здравоохранения, увеличение производства продуктов питания, восстановление лесов, повышение производительности в промышленности, обеззараживания воды, очистки опасных отходов.

Результаты биотехнологий можно видеть уже сейчас. Это и создание клонов, и модифицированных продуктов. Все чаще мы слышим об открытиях ученых-медиков в сфере генной инженерии.

Огромное значение имеют биотехнологические программы, которые используются при добыче минеральных ресурсов. Особенно успешно развиваются биотехнологии в США, Японии, ФРГ, Франции.

f) Космизация. (Слайд 43)

Развитие космонавтики привело к возникновению еще одной новейшей наукоемкой отрасли – аэрокосмической промышленности. Использование космоса только в военных целях закончилось с «холодной войной».

Космос все больше становиться местом, где страны мира сотрудничают. Он используется для исследования Земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума.

Именно космические снимки подтвердили теорию Вегенера «О движении литосферных плит». Результаты космических исследований оказывают огромное влияние на развитие фундаментальных наук.

4) Управление: на пути к высокой информационной культуре. (Слайд 44)

Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению современным производством. Оно невероятно усложнилось и требует специальной подготовки.

Например: при осуществлении космических программ, таких как высадка лунохода на Луну, исследование и посадка спускаемых аппаратов на планеты Солнечной системы, высадка человека на Луну, бывает завязано по несколько десятков тысяч различных фирм, которые должны работать в согласованном режиме.

Руководить такими программами могут только люди, в совершенстве владеющие наукой управления. В конце XX века возникает особая наука об управлении – кибернетика . Одновременно это наука об информации.

Информационный поток растет с каждым днем. Вот поэтому так важен переход от бумажной информации к машинной. Появились новые специальности, ранее не существующие: программист, оператор ЭВМ и другие.

Мы живем в эпоху «информационного взрыва». В наши дни уже существует мировое информационное пространство. Большая роль в его создании отводится Интернет.

Это настоящая телекоммуникационная «паутина», которая окутала весь мир. Применение Интернет полным ходом идет в образовании. Не обошла она стороной и географическую науку, в составе которой возникло новое направление – географическая информатика .

4. Геоинформатика способствовала созданию геоинформационных систем.

(ГИС – представляет собпой комплекс всаиомосвязанных средств получения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации.)

Геоинформатика – одно из главных направлений соединения географической науки с достижениями современного этапа НТР.

III . Итоги урока:

1) Проверка схемоконспекта.

2) Закрепление:

Задание по теме НТР: Определите место перечисленных ниже положений в таблице:

  1. Производство новых материалов.
  2. Комплексная автоматизация.
  3. Перестройка энергетического хозяйства.
  4. Ускоренное развитие биотехнологии.
  5. Ускорение научно-технических преобразований.
  6. Космизация.
  7. Повышение требований к уровню квалификации.
  8. Зарождение НТР как военно-технической революции.
  9. Универсальность и всеохватность.
  10. Электронизация.

В конце лекции должно остаться время для вопросов. Вопросы, получаемые на лекции, нужно записывать, собирать, систематизировать и изучать.

IV . Домашнее задание

  • Тема 4, §1 в учебнике В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира»
  • Подготовить презентации по темам:
  • «Использование достижений НТР в географии»,
  • «Развитие биотехнологий в современном мире», «Космос и НТР»

Интересные факты

В первой половине XX века объем научной информации удваивался каждые 50 лет, в середине века – 10 лет, в 70–80 годы – 5–7 лет, в XXI веке – 3–5 лет.

В 1900 году издавалось во всем мире 10 тысяч журналов, а вначале XXI века – более 1 миллиона.

Только по географии в наши дни издается 700 журналов и публикуется 10 тысяч наименований книг в год.

А всего в мире ежегодно издается 800 тысяч названий книг и брошюр общим тиражом более16 млрд. экземпляров.

Современная научно-техническая революция повлекла за собой коренные изменения в человеческом обществе, в производстве, во взаимодействии общества с окружающей средой.

Однако надо отметить, что наиболее успешно развивается НТР в развитых странах мира, тогда как большинство стран Африки, Океании, некоторые страны Азии и Латинской Америки еще далеки от развития в своей стране достижений НТР.

Литература

  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. – М.:Просвещение, 2006.
  2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. – М.:Просвещение, 2001.
  3. Максаковский В.П. Методическое пособие «Экономическая и социальная география мира» – М.: Просвещение, 2006.
  4. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. – М.: Дрофа, 1999
  • Внешняя политика стран Европы в XVIII в.
    • Международные отношения в Европе
      • Войны за наследства
      • Семилетняя война
      • Русско-турецкая война 1768-1774
      • Внешняя политика Екатерины II в 80-е гг.
    • Колониальная система европейских держав
    • Война за независимость в английских колониях Северной Америки
      • Декларация независимости
      • Конституция США
      • Международные отношение
  • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке
      • Разгром наполеоновской империи
      • Испанская революция
      • Греческое восстание
      • Февральская революция во Франции
      • Революции в Австрии, Германии, Италии
      • Образование Германской империи
      • Национальное объединение Италии
    • Буржуазные революции в Латинской Америке, США, Японии
      • Гражданская война в США
      • Япония в XIX в.
    • Формирование индустриальной цивилизации
      • Особенности промышленного переворота в различных странах
      • Социальные последствия промышленного переворота
      • Идейно-политические течения
      • Профсоюзное движение и образование политических партий
      • Государственно- монополистический капитализм
      • Сельское хозяйство
      • Финансовая олигархия и концентрация производства
      • Колонии и колониальная политика
      • Милитаризация Европы
      • Государственно- правовая организация капиталистических стран
  • Россия в XIX в.
    • Политическое и социально – экономическое развитие России в начале XIX в.
      • Отечественная война 1812 г.
      • Положение России после войны. Движение декабристов
      • «Русская правда» Пестеля. «Конституция» Н. Муравьева
      • Восстание декабристов
    • Россия эпохи Николая I
      • Внешняя политика Николая I
    • Россия во второй половине XIX в.
      • Проведение других реформ
      • Переход к реакции
      • Пореформенное развитие России
      • Общественно-политическое движение
  • Мировые войны XX века. Причины и последствия
    • Всемирно-исторический процесс и ХХ век
    • Причины мировых войн
    • Первая мировая война
      • Начало войны
      • Итоги войны
    • Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны
    • Вторая мировая война
      • Ход Второй мировой войны
      • Итоги Второй мировой войны
  • Крупнейшие экономические кризисы. Феномен государственно-монополистической экономики
    • Экономические кризисы первой половины XX в.
      • Формирование государственно-монополистического капитализма
      • Экономический кризис 1929-1933 гг.
      • Варианты выхода из кризиса
    • Экономические кризисы второй половины XX в.
      • Структурные кризисы
      • Мировой экономический кризис 1980-1982 гг.
      • Антикризисное государственное регулирование
  • Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии
    • Система колониализма
    • Этапы крушения колониальной системы
    • Страны третьего мира
    • Новые индустриальные страны
    • Образование мировой системы социализма
      • Социалистические режимы в Азии
    • Этапы развития мировой системы социализма
    • Распад мировой системы социализма
  • Третья научно-техническая революция
    • Этапы современной НТР
      • Достижения НТР
      • Последствия НТР
    • Переход к постиндустриальной цивилизации
  • Основные тенденции мирового развития на современном этапе
    • Интернационализация экономики
      • Процессы интеграции в Западной Европе
      • Процессы интеграции стран Северной Америки
      • Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе
    • Три мировых центра капитализма
    • Глобальные проблемы современности
  • Россия в первой половине XX века
    • Россия в ХХ в.
    • Революции в России начала XX в.
      • Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг.
      • Участие России в Первой мировой войне
      • Февральская революция 1917 г.
      • Октябрьское вооруженное восстание
    • Основные этапы развития страны Советов в довоенный период (X. 1917 г. – VI. 1941 г.)
      • Гражданская война и военная интервенция
      • Новая экономическая политика (НЭП)
      • Образование СССР
      • Форсированное строительство государственного социализма
      • Планово-централизованное управление экономикой
      • Внешняя политика СССР 20-30-е гг.
    • Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
      • Война с Японией. Окончание Второй мировой войны
    • Россия во второй половине XX столетия
    • Послевоенное восстановление народного хозяйства
      • Послевоенное восстановление народного хозяйства - страница 2
    • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 2
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 3
    • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия
      • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия - страница 2

Последствия НТР

Под воздействием НТР происходили существенные изменения в социальной структуре капиталистического общества. Наряду с ускорением роста городского населения огромными темпами увеличивалась доля занятых в сфере обслуживания и торговли. Если число занятых в этой сфере в 1950 г. составляло 33% от всего самодеятельного населения в странах капитала, то в 1970 г. – уже 44%, превысив долю занятых в промышленности и на транспорте.

Менялся облик рабочего, росли его квалификация, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки; уровень оплаты, а вместе с этим уровень и стиль жизни. Общественное положение промышленных рабочих все более сближалось с показателями жизни служащих и специалистов. На основе структурных изменений в народном хозяйстве менялся отраслевой состав рабочего класса.

Шло сокращение занятых в отраслях с высокой тяжестью труда (горнодобывающая, традиционные отрасли легкой промышленности и т. д.) и увеличение занятых в новых отраслях (радиоэлектроника, ЭВМ, атомная энергетика, химия полимеров и т.д).

К началу 70-х гг. численность средних слоев населения колебалась от 1/4 до 1/3 самодеятельного населения. Наблюдался рост доли мелких и средних собственников.

На втором этапе НРТ, начавшемся в 70-е гг., рассмотренные процессы приобретают как бы «второе дыхание». Большую роль сыграло то, что к середине 70-х гг. в связи с процессом международной разрядки стали высвобождаться значительные средства, ранее направляемые в военно-промышленные комплексы (ВПК) ведущих стран. Запад все более переориентировал свою экономику на социальные нужды.

Научно-технические программы стали теснее увязываться с социальными. Это не замедлило сказаться на повышении технической оснащенности и качестве труда, росте доходов трудящихся, росте потребления на душу населения.

В сочетании с реформированием модели государственного регулирования экономики такая переориентация хозяйства позволила на основе развития НТР капиталистическим странам избежать депрессивного состояния и начать переход на более высокую стадию общественного устройства.

Принято считать, что изобретение микропроцессоров и развитие электронно-информационной техники, достижения в области биотехнологии и генной инженерии открыли второй этап НТР, этап совершенствования производительных сил или «общества высоких технологий».

На основе применения микропроцессоров начался процесс комплексной автоматизации производства, сопровождавшийся многократным сокращением числа станков и механиков, обслуживающего персонала и т. д. Получают развитие такие средства труда, как автоматические линии, автоматизированные участки, цеха, станки с числовым программным управлением, обрабатывающие центры.

Одновременно процесс автоматизации информации распространился и на другие сферы хозяйства – управление, финансы, конструкторские работы и т. д. Сама информационная техника становится специальной отраслью промышленности, а наука превращается в мощную индустрию знаний.

Как отмечалось, под воздействием НТР в 50-60-е гг. в отраслевой структуре народного хозяйства произошли изменения. На втором же ее этапе на основе повсеместного перехода к ресурсо- и трудосберегающим, экологически чистым, наукоемким производствам и технологиям произошла глубокая структурная перестройка хозяйства ведущих стран.

Это не могло не вызвать глубоких социальных изменений. Сегодня наибольшее количество занятых (от половины до 2/3 самодеятельного населения) приходится на сферу информации и услуг (третичный тип занятости), а затем уже – промышленности и аграрного сектора. Рабочий класс ныне не составляет большинства населения в развитых странах. Эти изменения свидетельствуют о возрастании интеллектуальных функций труда, повышении общеобразовательного уровня лиц, занятых в различных сферах экономики.

Однако следует отметить и негативные явления, сопровождающие победное шествие НТР. В сфере занятости это хроническая безработица. В частности, она является результатом быстрых структурных изменений в экономике вследствие высвобождения большого числа рабочих в старых отраслях.

Кроме того, это результат углубляющегося процесса международного разделения труда и, как следствие, массовой миграции рабочей силы, и, наконец, рационализации производства в условиях жесткой конкуренции.

На втором этапе НТР западные страны столкнулись с серьезными экономическими и общественно-политическими кризисами, что послужило причиной начала достаточно глубоких внутренних преобразований.

Только сочетание новаций НТР и социально-политических реформ позволило капиталистическим странам в полной мере воспользоваться достижением научно-технического прогресса, обеспечив большинству населения своих стран материальный достаток и высокий уровень демократических свобод.

Таким образом, можно с большой долей уверенности утверждать, что третья НТР (как и предыдущие научно-технические революции) качественно преобразила не только сферу материального производства, но и значительно изменила общественные отношения, оказала огромное влияние на духовную жизнь общества.

At present, when the modern world has already entered the era of globalization, the scientists of many countries seriously think how to cognize this world. In my opinion, the main point here consists in a keen understanding of the new scientific and technological revolution which happened in the 20 th century, and its impact on the modern world. It is a key to understanding why the modern world entered a globalization era as well as to developmental problems and tendencies.

Сегодня, когда современный мир уже вступил в эпоху глобализации, ученые многих стран серьезно размышляют над тем, как познать этот мир. По моему мнению, центральный вопрос здесь заключается в глубоком понимании новой научно-технической революции, произошедшей в ХХ столетии, и том влиянии, которое она оказала на современный мир. Это ключ к пониманию того, почему современный мир вступил в эпоху глобализации, а также стоящих перед ним проблем и тенденций его развития.

I. Новая научно-техническая революция ХХ столетия

ХХ в. - это век, когда наука и техника получили революционное развитие, которое началось с физики и базируется на новых результатах, достигнутых в ходе революции в ней. И когда ХХ в. называют «веком физики», это соответствует действительности. В XIX в. и еще раньше знание материального мира в основном оставалось на уровне вещества, наиболее репрезентативной в этом отношении являлась механика Ньютона (конечно, еще до нее существовала физика Галилея). Благодаря закону всемирного тяготения, а также трем великим законам механики она дала удовлетворившее всех объяснение взаимодействия тел объективной природы, а также происходящих под его влиянием изменений. В конце XIX в. многие ученые пришли к выводу, что исследования в области физики дошли до своего предела и в этой области науки уже ничего нельзя открыть. Однако в это время было обнаружено, что некоторые материальные объекты могут излучать неизвестные до этого лучи, причем их масса может уменьшаться. Пришло осознание того, что прежние знания о материальном мире недостоверны.

Возникло противоречие с учением классической физики. Согласно представлениям последней, мир состоит из атомов, которые неделимы, атомы имеют массу, материя неуничтожима. В рамках подобного теоретического понимания открытие радиоактивности означало, что атомы могут уничтожаться, а следовательно, и материя тоже может уничтожаться. Данная проблема стимулировала изучение многими физиками структуры атома. В 30-х гг. ХХ столетия открыли новый «кирпичик космоса» – элементарные частицы; была обнаружена структура атома, выяснено, что он состоит из ядра и вращающихся с большой скоростью вокруг него электронов, несущих электричество; в свою очередь ядро атома состоит из протонов, несущих положительное электричество, и нейтронов, не обладающих им; в результате появилась новейшая физическая теория – квантовая физика.

Это была революция в истории развития физики, она углубила представления ученых о материальном мире. Раньше исследования велись на уровне вещества, позднее – на уровне атома, теперь, после открытия структуры атома и создания квантовой физики, они перешли на более глубокий, чем атом, уровень элементарных частиц. Это не только привело к значительному углублению представлений о мире, например познанию материального единства мира, происхождения и эволюции Вселенной. Более важным явилось то, что это революционное развитие физической теории значительно повысило способность человечества использовать и преобразовывать материальный мир (включая способность преобразования атомов, более того, создания новых), привело к революции в области техники. Она проявилась главным образом в трех знаковых результатах.

Первый – создание атомной бомбы.

В начале 1945 г. США создали атомную бомбу и 7-го и 9-го августа того же года сбросили ее на Хиросиму и Нагасаки. Громадная разрушительная сила атомной бомбы потрясла мир и в значительной степени способствовала завершению Второй мировой войны. Создание обладающей громадной мощностью атомной бомбы непосредственно связано с новыми знаниями ученых о структуре материи, полученными ими в ходе революции в физике. Один из главных представителей квантовой физики, инициатор создания атомной бомбы А. Эйнштейн был напуган ее громадной разрушительной силой. А. Эйнштейн – великий физик, а также выдающийся мыслитель и философ. Будучи проницательным человеком, он понял, что впервые в истории человечество стало обладать силой, могущей уничтожить весь мир. С этого момента способность человечества преобразовывать природу поднялась на небывалую высоту.

Второй – изобретение и использование вычислительных машин.

Во время Второй мировой войны в целях создания нового оружия американские ученые приступили к изучению новейшей вычислительной техники. Математик фон Нейман в 1946 г. создал проект вычислительной машины, которая появилась в 1949 г.

Изобретение и использование ЭВМ привело к начавшемуся во второй половине ХХ столетия и продолжающемуся до сих пор стремительному прогрессу вычислительной и информационной техники. Успех в создании ЭВМ также является результатом революции в области физики. Именно благодаря тому, что физика в своем познании материи смогла дойти до более мелкого, чем атом, уровня, была создана электроника и появилась возможность использовать ее достижения для сбора, переработки и распространения информации. Новая техника позволила частично заменить способности человеческого мозга, она намного повысила возможности человека в скорости подсчета операций. Благодаря этому человечество приобрело важный инструмент для изучения сложных теоретических и технических вопросов и овладения ими, расширило пространство для исследований, значительно повысило способности человечества по познанию и преобразованию мира.

Третий – обнаружение структуры двойной спирали ДНК.

При изучении наследственности уже давно было обнаружено, что жизнь человека определяется наследственными генами, которые содержат в себе дезоксирибонуклеиновую кислоту, находящуюся в хромосоме ядра клетки, то есть ДНК. Однако структура молекулы двойной спирали ДНК была открыта лишь в 1953 г. Д. Уотсоном и Ф. Криком. Предпосылкой для этого открытия также послужила революция в физике. Революционное развитие физики привело к появлению разных типов микроскопов и другого экспериментального оборудования, благодаря чему для исследований в области биологии и химии ученые получили такой эффективный инструментарий, который ранее им трудно было себе представить. Открытие структуры двойной спирали ДНК явилось результатом использования именно этого инструментария. Данное открытие позволило вести исследования в области биологии на молекулярном уровне, на этой основе появилась бионика, биотехнология – генная инженерия. Это означает, что человечество овладело тайнами жизни и что оно может по своему желанию сознательно преобразовывать биологические виды, более того, может создавать лабораторным путем живые существа, ранее не существовавшие в природе. Жизнь – это самое сложное, что существует в мире; благодаря открытию структуры двойной спирали ДНК способность людей познавать и преобразовывать мир поднялась на немыслимую высоту, поскольку у человека появилась возможность создавать новую жизнь; в определенном смысле можно сказать, что он стал «императором».

В ХХ столетии было сделано большое количество других важных технических изобретений, например появление новых материалов и космической техники и т. д., все они так или иначе связаны с революционным развитием физики, позволили преодолеть ограниченные возможности человека в отношении природы и открыли ему пространство для нового развития.

II . Влияние новой научно-технической революции в ХХ столетии

Новая научно-техническая революция оказала чрезвычайно большое влияние на развитие мирового сообщества в ХХ столетии. К этому влиянию можно подойти с трех сторон.

Прежде всего самое непосредственное ее влияние заключается в том, что наука и техника становятся первой производительной силой или же, другими словами, производство становится областью применения науки и техники. Это происходит потому, что информационная техника, микроэлектроника, биотехнология, а также новые материалы приобретают все более важную роль в производстве, достигнутые ими результаты намного превосходят повседневный опыт людей, опыт трудящихся, непосредственно участвующих в производстве. Без научных открытий, сделанных учеными в лабораториях, невозможен новый прогресс в технике и технологии. Сегодняшнее материальное производство все больше становится сферой практического применения результатов науки и техники, которые становятся фактором, играющим решающую роль в материальном производстве. Рабочие и крестьяне – трудящиеся, которые непосредственно участвуют в производстве, – уже играют в нем периферийную, неглавную роль.

Далее. Прямым результатом вышеназванных изменений становится тот факт, что меняются критерии определения качества общественного строя, что вызывает глубокие социальные реформы во многих социалистических странах. До возникновения новой научно-технической революции при оценке общественного строя обычно исходили из того, может ли он в значительных масштабах стимулировать активность непосредственно участвующих в материальном производстве рабочих и крестьян. В то время производство носило экстенсивный характер, удельный вес науки и техники был невысоким и поэтому размер производственного потенциала зависел от соотношения вложенного живого труда (производственной активности и сознательности рабочих и крестьян), а также «мертвого» труда (продукции, произведенной рабочими и крестьянами прежде). Причина, почему стахановское движение в период индустриализации в Советском Союзе смогло оказать большое стимулирующее влияние на развитие экономики страны, состояла в том, что созданный после Октябрьской революции общественный строй позволил рабочим массам осознать себя хозяевами государства, вследствие чего возник небывалый трудовой энтузиазм. Новая научно-техническая революция приводит к применению в производстве науки и техники. Поэтому принципиальным критерием оценки качества общественного строя становится его возможность в больших масштабах стимулировать развитие науки и техники, а также с самой быстрой скоростью превращать их результаты в непосредственную производительную силу. Это крупное изменение принесло с собой ряд глубоких социальных последствий.

С одной стороны, оно влило новые силы в капиталистической строй. Перед Второй мировой войной с первого взгляда было ясно, какой строй имеет превосходство – западный, капиталистический, или советский, социалистический. Возникший в конце 20-х и начале 30-х гг. экономический кризис в западном мире и поразительно быстрое развитие в то время общества и экономики Советского Союза лучше всего говорили, какой строй предпочтительней. Однако положение изменилось после Второй мировой войны, особенно в 70-х гг. прошлого столетия. Поскольку в капиталистическом мире существует конкуренция, то для того, чтобы добиться преимущества на рынке, каждый капиталист стремился всячески обновить производственную технику. Он изо всех сил стимулировал развитие науки и техники. Следует добавить, что частная собственность на средства производства также способствует приобретению капиталистом новой производственной техники, ибо для этого ему не нужно одобрения каких-либо других лиц, он немедленно превращает ее на своем предприятии в непосредственную производительную силу. Поэтому капиталистический мир стал переживать «вторую молодость» – произошел стремительный рост производительных сил, жизненный уровень населения значительно повысился. Кроме того, узкие рамки национальных государств уже были не в состоянии удовлетворять потребности достигнувших высокого уровня развития производительных сил. Транснациональные компании стали появляться, словно весенние побеги бамбука после дождя, и постепенно складываются единый мировой рынок и международная экономическая система, имеющая черты интеграции.

С другой стороны, добившийся блестящих результатов социалистический строй в Советском Союзе утратил свое прежнее превосходство. Это произошло потому, что созданный в 30-е гг. прошлого столетия строй обладал такими особенностями, как высокая концентрация власти, общественная собственность на средства производства, плановая экономика, распределение по труду. При существовавшем строе отсутствовала политическая демократия, не хватало свободы мышления, а также возможности обмена мнениями с зарубежными коллегами, поэтому интеллигенции было трудно проводить исследования в области науки и техники творческого характера. Между предприятиями не существовало рыночной конкуренции, их задача заключалась лишь в том, чтобы выполнить план, спущенный сверху, у них не было необходимости и власти, чтобы инициативно развивать и обновлять технику. Поскольку предприятия не были самостоятельными в принятии решений, то даже в случае появления новой техники и технологии их применение должно было пройти через многоступенчатое одобрение бюрократических инстанций, поэтому они не могли вовремя становиться непосредственной производительной силой. Все это привело к тому, что наметившееся отставание советской экономики от западной после 70-х гг. прошлого столетия стало большим, советское общество вступило в период застоя и постепенно оказалось в невыгодном положении в конкуренции с Западом. Модель сталинского социализма с высокой степенью централизации оказалась в тяжелом положении. Новая научно-техническая революция заставила все социалистические страны пойти по пути реформ. Подлинные глубокие причины реформ в Советском Союзе и Китае заключаются именно в этом. Новая научно-техническая революция показала, что существовавший ранее социалистический строй уже пришел к своему историческому концу. Маркс говорил: «Пар, электричество и сельфактор были несравненно более опасными революционерами, чем даже граждане Барбес, Раскайль и Бланки» .

Маркс прав. Однако в данном случае объектом социальной революции, обусловленным прогрессом науки, оказался не капитализм, а социализм сталинской модели.

Пути реформ в различных государствах, как, например, в России и Китае, отличаются друг от друга, однако их основное направление одинаково. Оно заключается в том, что проводимые в обеих странах реформы ориентированы на превращение науки и техники в первую производительную силу, создание условий для развития и использования науки и техники, а для этого необходимо плановую экономику превратить в рыночную, от высокоцентрализованной власти перейти к политической демократии. Это ясно просматривается в реформах, проводимых во всех социалистических странах. Но Россия начала свои реформы с построения политической демократии, а Китай поставил своей первоочередной задачей строительство рыночной экономики и развитие производства. Китай не только строит рыночную экономику у себя в стране, но и активно вступает в большой мировой рынок. Еще в 80-е гг. прошлого столетия он, используя опыт Гонконга, Тайваня, Южной Кореи и ряда государств Юго-Восточной Азии, выбрав в качестве своей четкой цели создание экономики по модели «заимствование двух извне» (капиталов, техники и рынка из-за границы), стал изо всех сил стремиться войти в большую сеть мирового рынка.

Наконец, третьей стороной влияния новой научно-технической революции на современный мир является возникновение волны глобализации. Как мы уже отмечали, произошедшая в ХХ столетии новая научно-техническая революция значительно углубила знание человечества о природе, что значительно увеличило возможности по ее преобразованию. Непрерывное появление новых источников энергии и новых материалов, высокая степень автоматизации всемирной информационной сети, непрерывное обновление средств передвижения, высадка людей на Луну и т. д. – все это увеличивает возможности человека, земной шар становится маленьким, появилось даже понятие «мировая деревня». В концентрированном выражении эти изменения представляют собой революционный прогресс в отношении производительных сил человечества. Как уже отмечалось выше, основанные на рыночной экономике капиталистические государства создали благоприятные условия для применения научно-технических инноваций и новых достижений в области науки и техники. Они использовали исторический шанс, предоставленный новой научно-технической революцией, в результате материальные производительные силы стали быстро развиваться. Для того, чтобы найти пространство для высокоразвитых производительных сил, эти государства вызвали к жизни волну экономической глобализации. В то же время прежние социалистические государства стали одно за другим поворачиваться к рыночной экономике, в интересах собственного развития им было необходимо соединиться с большим международным рынком, и они активно влились в волну экономической глобализации. В результате существовавшие в капиталистических и прежних социалистических государствах потребность и взаимная заинтересованность привели к тому, что создание единой мировой большой рыночной экономической системы стало непреодолимой исторической тенденцией. В настоящее время волна экономической глобализации охватила весь мир, она определяет все. Одновременно с этим связи между различными государствами мира в политической, культурной и других областях также становятся все более тесными.

Проблемы глобализации вызвали интерес у людей различных стран. Причин ее появления много, однако в конечном счете все сводится к новой научно-технической революции ХХ столетия.

III . Новая научно-техническая революция и зигзаги (изломы) человеческой цивилизации

Глобализация, о которой мы сегодня говорим, в основе своей имеет глобальную экономическую интеграцию, это создание единой рыночной экономической системы в масштабах всего мира. Мы имеем дело с невиданным распространением в мировом масштабе рыночной экономики, причем роль главного распорядителя в этой мировой рыночной экономической системе играют капиталистические государства во главе с США. Общеизвестно, что в течение длительного периода времени ставили знак равенства между рыночной экономикой и капитализмом. Поэтому многие люди считают, что глобализация есть победа во всем мире капиталистического строя, по словам американского ученого японского происхождения Фукуямы, это означает конец истории. Однако на самом деле подобный взгляд является поверхностным. Волна современной глобализации в огромной степени выходит за рамки идеологического противостояния капитализма и социализма, это знак поворота человеческой цивилизации, символизирующего, что существовавшая в течение семисот с лишним лет начиная с эпохи Просвещения промышленная цивилизация подошла к своему историческому завершению. И капитализм, и социализм – и тот и другой строй обращают внимание на развитие науки и техники, на их использование для развития промышленного производства и увеличения материального богатства. Ценности, которые отрицает волна глобализации, являются ценностями промышленной цивилизации .

Вплоть до настоящего времени главной созидательной силой промышленной цивилизации была буржуазия, судьба которой тесно связана с капиталистическим строем. Особенность этого строя состоит в том, что здесь все подчинено потребностям капитала, сущностью которого является возрастание, безграничное самовозрастание. Только поэтому промышленность, заменив сельское хозяйство, становится главной формой материального производства человечества, а безграничное расширение материального производства становится основной особенностью капиталистического строя и всей промышленной цивилизации. Почему капиталистический строй может обладать подобными свойствами? Это определяется основными ценностными ориентациями людей в буржуазном обществе.

Возникшее в ХIV в. движение Просвещения подвергло критике подавление христианством в средние века природы человека, оно провозгласило, что человек является центром жизни, выдвинуло идеи гуманизма. Гуманизму было присуще утверждение справедливости и разумности материальных желаний человека и стремлений к получению материальных удовольствий в целях их удовлетворения. Удовлетворение материальных удовольствий требует наличия достаточного количества денежных средств, для чего необходимо развивать производство. Поэтому индивидуальное кустарное производство постепенно заменяется кустарными мастерскими и промышленным производством с широким использованием машин. Отличие промышленности от сельского хозяйства состоит в том, что она на основе познания природы, используя машины, сознательно преобразует ее. Поэтому становление и развитие промышленности сильно стимулировало развитие науки и техники, вследствие чего значительно усилилась роль научного разума рациональности, что привело к появлению в ХVIII в. просветительского движения, представленного французским материализмом. Под влиянием рационалистического просвещения и буржуазных политических революций история человечества вступила в новую эпоху. Под углом зрения политики и идеологии это была эпоха капитализма, под углом зрения способа производства – эпоха рождения промышленной цивилизации. Замену промышленной цивилизацией аграрной называют также эпохой модернизации. Кратко говоря, всю историю человечества – с периода Возрождения и до сегодняшнего дня – можно рассматривать как эпоху промышленной цивилизации. Она появилась вслед за рождением буржуазии, поэтому следует сказать, что и в России до Октябрьской революции промышленная цивилизация практически также была цивилизацией капиталистической.

История капиталистической цивилизации есть история людей, вдохновленных материальными желаниями, которые стремятся с помощью научного разума использовать развитие промышленного производства для получения материальных богатств и материальных удовольствий. Основными ценностными ориентациями гуманизма капиталистов была погоня за материальными богатствами и материальными удовольствиями. Буржуазию и капиталистический строй не заботило ничего, кроме личной выгоды, все их интересы были связаны только с ней. Вдохновленные материальными желаниями, погоней за деньгами, ремесленники, торговцы и возникший затем весь класс капиталистов непрерывно развивали науку и технику, расширяли производство, занимались жесткой конкуренцией, рыскали повсюду, они оказывали большое влияние на развитие производительных сил, и неизменно в течение нескольких столетий путь капитализма сопровождался триумфальным маршем. Поэтому неслучайно в «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс, говоря о буржуазии, прежде всего дают высокую оценку совершенной ею в истории революции мышления, то есть ее проповеди индивидуализма и эгоизма.

Как говорили Маркс и Энгельс, буржуазия и капитализм сыграли в истории революционную роль, включая то, что они стимулировали новую научно-техническую революцию ХХ столетия и возникновение волны экономической глобализации. Однако новая научно-техническая революция является как раз последовательным отрицанием ценностных ориентаций капиталистического строя и капиталистической промышленной цивилизации, так как под влиянием этих ориентаций капитализм подошел к своей естественной границе, впервые столкнувшись с непреодолимым препятствием.

Желания человека не имеют пределов. Самовозрастание капитала, его неограниченное расширение не имеет каких-либо рамок. Однако подобное расширение неизбежно встречает препятствия на своем пути, оно непременно сопровождается сопротивлением и кризисными явлениями. С исторической точки зрения подобное расширение вызвало к жизни третий кризис капиталистического строя.

Первый кризис был связан с тем, что расширение капитала и его воспроизводство встретили сопротивление рабочего класса, одновременно это вызвало к жизни конфликты между самими капиталистами. Наглядной демонстрацией сопротивления рабочего класса явился бурный рост рабочего движения в западных странах в ХIХ в. и ожесточенная борьба буржуазии и пролетариата. Конфликты между капиталистами главным образом проявлялись в свободной конкуренции на рынке, что приводило к экономическим кризисам. Классовая борьба и экономические кризисы свидетельствовали о том, что капиталистический строй становится оковами для развития производственных сил и что он уже подготовил своего могильщика. Тогда впервые капиталистический строй оказался в кризисе. Марксизм явился продуктом именно этого кризиса.

Под давлением классовой борьбы рабочих буржуазия была вынуждена изменить свою тактику, следствием чего явилось смягчение классовых противоречий; благодаря появлению кейнсианства она нашла эффективные методы противодействия экономическому кризису, и он был постепенно разрешен в рамках капитализма.

Второй кризис капиталистического строя связан с двумя мировыми войнами, вызванными движением национального капитала вовне своих государственных границ и возникновением империализма. До превращения науки и техники в первую производительную силу увеличение богатства капиталистов опиралось главным образом на эксплуатацию и захват: внутри страны – на эксплуатацию рабочих, вовне ее – на захват колоний. Алчное стремление к материальному богатству заставляло капиталистов вслед за развитием производительных сил раздвигать рамки национальных государств, идти во внешний мир и проводить разнообразную империалистическую политику. Связанное с этим расширение капиталов неизбежно приводит к конфликтам между империалистическими государствами за пространство для своего развития. Обе мировые войны как раз и явились проявлением этих конфликтов. Последовавшие одна за другой, они показали, что расширение капитала встретилось с новыми препятствиями и ограничениями и что капитализм вступил в новый кризис. Однако создание ООН и появление такой международной организации, как ВТО, свидетельствуют о том, что буржуазия различных государств согласилась на определенные общие правила игры, благодаря чему этот кризис также был разрешен в рамках капитализма.

Третий кризис возник под влиянием научно-технической революции, он связан с кризисом существования самого человечества. Этот кризис общеизвестен, он проявляется в следующих трех моментах. Первый. Революционное развитие производительных сил, вызванное новой научно-технической революцией, значительно увеличило возможности и масштабы деятельности человека по преобразованию природы. В результате мы имеем сегодня постоянное ухудшение экологической обстановки, уменьшение природных ресурсов, поэтому серьезной проблемой является сама дальнейшая возможность существования человечества и производства. Второй. Экономика быстро глобализируется, однако человечество до сих пор не имеет соответствующего механизма сознательного реагирования на мировые проблемы экономической и политической жизни, поэтому в процессе глобализации непрерывно возникают многочисленные конфликты между различными государствами и регионами. С одной стороны, это вызывает большое количество экономических кризисов глобального характера, наносится ущерб производительным силам; с другой стороны, происходит постоянное обновление оружия массового уничтожения, поражающая сила которого непрерывно увеличивается. Два этих факта в совокупности приводят к тому, что международные конфликты являются подлинной угрозой для существования человечества. Третий. Одновременно с развитием и использованием науки и техники, ускорением развития производительных сил и увеличением материального богатства значительно увеличивается всеобщее отчуждение человека. Материальному достатку сопутствуют напряженность в духовной сфере, монотонность и однообразие жизни.

Вышеотмеченные изменения неизбежно приводят к мысли о том, возможно ли дальнейшее существование человечества, нужно ли искать новый путь развития, – это становится реальной, очень серьезной проблемой. Чем дальше, тем больше людей начинают проявлять беспокойство за судьбы человечества, размышлять о промышленной цивилизации и ее ценностях. В сравнении с двумя предыдущими кризисами этот – третий – кризис не может быть разрешен в рамках капитализма. Причина, порождающая этот кризис, не связана с какими-либо конкретными техническими вещами или конкретными политическими мероприятиями. Она коренится в ценностях, которых придерживается буржуазия со времен эпохи Возрождения: безграничном увеличении материального богатства в целях удовлетворения непрерывно увеличивающихся материальных желаний. Это основа образа жизни капиталистической цивилизации, а также всей промышленной цивилизации, включая Советский Союз и другие социалистические страны. Если однажды эти ценностные ориентации будут отброшены, то, не говоря уже о капитализме, вся промышленная цивилизация закончит свое существование. Но есть ли у человечества другой выбор? Нет. Если не хотим исчезновения человечества, следует отбросить прежние ценности, завершить промышленную цивилизацию. Факты говорят в пользу этого.

Промышленная цивилизация основывается на науке и технике, их развитие приводит к тому, что она достигает своего исторического пика, а это вызывает волну глобализации и угрозу для существования человечества. Это самоотрицание промышленной цивилизации. Понимание глобализации должно сочетаться с пониманием угроз, представляющих в настоящее время опасность для существования человечества, что, в свою очередь, должно основываться на глубоком понимании процесса развития науки и техники, в особенности новой научно-технической революции ХХ в. Возникновение промышленной цивилизации связано с эпохой Возрождения, поэтому завершение этой цивилизации будет означать в истории человечества такой же поворот, как и эпоха Возрождения. Если мы не сможем поднять изучение проблем глобализации на должную высоту, оно будет чисто внешним и поверхностным. Факты свидетельствуют, что сделать это нелегко. На Западе многие люди выступают против глобализации, потому что она способствует перемещению капитала по всему миру, что приводит к уменьшению возможностей для людей найти работу в своих странах; в ряде развивающихся стран, к примеру в Китае, некоторые ученые приветствуют глобализацию, поскольку она представляет шанс для развития собственной экономики, они стремятся найти в ней полезные аргументы для своих теоретических умозаключений.

Конечно, есть большое количество людей, серьезно размышляющих над этим значительным поворотом истории. Окончание промышленной цивилизации с точки зрения марксизма означает замену капитализма коммунизмом; с точки зрения руководителей Китая, это означает осуществление научной концепции развития и построение гармоничного общества; с точки зрения академика В. Стёпина – окончание техногенной цивилизации; с точки зрения российского ученого В. Иноземцева – приход постэкономического общества. Говоря по существу, описание тенденций развития человеческой цивилизации уже давно дала русская философия Серебряного века, среди них самой глубокой, самой блестящей работой является великое произведение Н. Бердяева «Смысл истории». Хотя оно было издано свыше 80 лет назад, то, что в нем говорится, прямо относится к фактам сегодняшнего дня. Это драгоценнейший вклад русской нации в историю человеческой мысли. Данное произведение должен прочитать каждый человек современной эпохи.

Перевод доктора философских наук В. Г. Бурова


Маркс, К., Энгельс, Ф. Полн. собр. соч. – М., 1958. – Т. 12. – С. 3. (Marx, K., Engels, T. The complete works. – Moscow, 1958. – Vol. 12. – P. 3).

При исследовании проблем глобализации научная общественность Советского Союза использовала понятие «глобальные проблемы», в современной России оно заменено другим понятием, взятым из западной литературы, – «глобалистика». С определенной точки зрения это шаг назад. Первое понятие делало упор на «проблемы», то есть на принесенные глобализацией проблемы, оказывающие свое отрицательное влияние на существование человечества, которые ему необходимо решить; что касается второго понятия, то оно рассматривает глобализацию как нейтральный, технический вопрос. Первое понятие – специфически русское, понятие социалистического Советского Союза, второе имеет хождение в западном капиталистическом мире, оно проникнуто духом прагматизма. Факты свидетельствуют о том, что глобализация, способствовав развитию материального производства, одновременно вызвала к жизни множество серьезных проблем, и поэтому имеет также серьезный отрицательный эффект. Мы должны обратить внимание именно на этот эффект, поскольку он представляет собой серьезную угрозу самому существованию человечества.

Уже пятый год АНО НТР в партнерстве с компанией МегаФон реализует межрегиональный проект «Живем по-настоящему», в котором приняли участие и продолжают активно действовать команды старших сирот и выпускников учреждений для сирот из 22 регионов России. В этом году проект стартует еще в 5 регионах.

Программа реализуется Фондом «СУЭК – РЕГИОНАМ» и АНО «Новые технологии развития» с 2016 года. Она направлена на развитие у молодежи технологической культуры, проектного и предпринимательского мышления, лидерских качеств и навыков работы в команде, воспитание чувства ответственности за свое профессиональное самоопределение и выбор жизненного пути.

Уже не первый год АНО НТР благодаря поддержке компании Шеврон ведет проект «Социальное предпринимательство – путь к успешной интеграции инвалидов Краснодарского края». Об успешной работе Школы социального предпринимательства, о достижениях ее выпускников, о дружной и эффективно действующей команде мы ни раз рассказывали на страницах нашего сайта.

Программа является продолжением проекта 2018 года и направлена на повышение эффективности стратегического планирования и реализации планов развития территорий, за счет синергии общественных инициатив, ресурсов власти и бизнеса.

В Красноярске прошла очередная учебная сессия ежегодной программы «Школа социального предпринимательства», реализуемой Фондом «СУЭК–РЕГИОНАМ» и АНО «Новые технологии развития»

В ходе семинара «Школа впереди перемен: система проектно-исследовательской работы школы и детского сада» 30 представителей учреждений дошкольного и общего образования территорий присутствия Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) отчитались о работе по использованию на практике уже полученных знаний и продолжили осваивать современные педагогические методики и приемы.

Участие в первой образовательной сессии приняли 40 работников бюджетной сферы и начинающих бизнесменов из населенных пунктов Красноярского края, Кемеровской области и Хакасии – регионов, где работают предприятия АО "Сибирская угольная энергетическая компания".

В Абакане состоялся семинар «Школа впереди перемен: новое видение места образовательных учреждений в жизни социума», на который были приглашены руководители и сотрудники образовательных учреждений территорий присутствия Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК).

Просмотров