Все о матрешках кратко. История происхождения матрёшки

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: урок обучающего сочинения.

Цель: научить писать сочинение-описание предмета:

1) образовательная:

Дать представление об особенностях создания сочинения-описания предмета, вспомнить признаки текста-описания;

Расширить преставление об изобразительно-выразительных средствах.

2) развивающая:

Закрепить умения описывать, сопоставлять, сравнивать;

Развивать умения подбирать материал на заданную тему, размышлять, формулировать умозаключение.

3) воспитательная:

Воспитывать любознательность, наблюдательность, творческую активность, любовь к прекрасному, интерес к народному искусству.

Оборудование: листы для каждого учащегося формата А4, матрёшки, презентация.


Ход урока

Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки.
Матрёшки деревянные,
Круглолицые, румяные.
В. Берестов.

1. Эмоциональный настрой учащихся на урок

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем учиться описывать предмет, а именно игрушку. С детства игрушки окружают вас: маленькие и большие; плюшевые и пластмассовые; заводные и на пульте управления. У каждого из вас, наверняка, есть любимая, дорогая сердцу игрушка. Но героиня сегодняшнего урока - русская народная игрушка. О какой кукле пойдет речь, вы узнаете сами, отгадав загадку:

Какую игрушку сначала пополам ломают, а потом в нее играют? (матрёшку)

Верно, говорить мы сегодня будем о деревянной кукле, которая нравится и детям, и взрослым - о матрёшке (показываем матрёшки). Чтобы описать матрёшку, нужно будет представить себя сначала мастером по изготовлению кукол, затем художником, а после писателем. Главная наша задача - передать своё представление о предмете, создать яркое, образное и эмоциональное описание матрёшки. Вам понадобятся сегодня и зоркий глаз, и фантазия, и языковое чутьё. Мы будем учиться строить свою речь связно и красиво, думать, оформлять свои мысли письменно. Результатом нашей деятельности станет сочинение-описание игрушки. Запишите число и тему урока.

2. Запись числа, темы урока

3. Повторение изученного

Какие стили речи вы знаете? (художественный, научный, разговорный)

Каковы особенности художественного стиля речи? (в тексте художественного стиля нарисована словами какая-то картина; для художественного стиля характерны слова-краски: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения).

Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)

По схеме расскажите о каждом типе речи (к тексту-описанию можно поставить вопрос КАКОЙ? преобладают прилагательные; к тексту-повествованию задаем вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО? чаще встречаются глаголы; к тексту-рассуждению задаем вопрос ПОЧЕМУ? помним об особом построении текста: тезис, доказательства, вывод).

Что можно описывать? (предмет, человека, животное, природу)

Какой же тип речи и стиль мы должны использовать при описании матрёшки? (описание, художественный)

Давайте попробуем собрать языковой материал, который пригодится вам при работе над сочинением-описанием матрёшки.

Обратите внимание на советы пишущему сочинение:
1. Постарайтесь увидеть в предмете нечто замечательное, свойственное только ему.
2. Для того чтобы ярко, образно описать предмет, соберите богатый языковой материал.
3. Записывая свои впечатления, найдите единственно нужные слова.

4. Сбор материалов для сочинения

а) работа с понятием

У меня матрёшка есть,

Новая игрушка,

В жёлтом сарафанчике

Славная толстушка.

А её откроешь -

В ней сидит вторая,

Вся в зелёном, как весной

Травка молодая…

А вторую отвернёшь -

Там еще матрёшка.

Та матрёшка вовсе крошка,

То - любимая матрёшка.

Вся она как маков цвет -

Сарафан на ней надет

Алый, как цветочек,

И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,

Больше всех её люблю,

Маленькую крошку -

Красную матрёшку. (З.Медведева)

Матрёшка - удивительная игрушка, ставшая символом России, наряду с русской берёзкой и русским самоваром.

В толковом словаре С.И. Ожегова:

«Матрёшка - русская игрушка, деревянная, ярко раскрашенная кукла, полая внутри, в которую вкладываются такие же куклы меньшего размера». Запишем это определение.

А вы знаете, ребята, что матрешка имеет удивительную историю? Послушаем сообщения одноклассников.

б) выступления учащихся об истории происхождения матрёшки

1 учащийся

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки.

Матрёшки деревянные,

Круглолицые, румяные.

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с гриба-ми, ягодами или цветами. Но главное - эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше. Нам кажется, что матрёшка пришла из седой древности, из мира легенд и сказок. Но на самом деле этой деревянной куколке всего-то ничего - чуть больше ста лет.

2 учащийся

Придумал такую куколку Сергей Малютин, после того как познакомился с традиционным японским искусством прятать одну фигурку в другую. Предшественником краснощекой красавицы был толстенький мудрец Фукуруму. Малютин переодел куклу в русский костюм. Нарисовал ей голубые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из-под алого платочка толстую косу. И назвал эту красавицу Матрёшей. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из самых распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово «матер», означающее мать. Это имя ас-социировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей отменным здоро-вьем и дородной фигурой. И по сей день матрёшка остается символом материнства.

3 учащийся

На первой матрёшке была изображена девушка в простонародном городском костю-ме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изобра-жение девочки чередовалось с изображением мальчика. Последняя матрёшка представляла собой спеленатого младенца. И стала символом России.

в) слово учителя о мастерах

Делают такие чудесные игрушки добрые люди, искусные мастера. Изготовление матрёшки - дело непро-стое и требует от столяра ювелирной точности.

Как же создавали мастера игрушку-матрёшку? Обратимся к тексту, прочитаем выразительно.

Фигурка матрёшки вытачивается из деревянного бруска. Для её изготовления используется сухая берёза или липа. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры брёвнышки заготавливают впрок. Затем из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причём сначала делается самая маленькая куколка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком. Наиболее известны матрёшки, сделанные в городах Семёнове, Загорске.

Подберём слова-определения к слову МАСТЕРА (виртуозные, талантливые, умелые, способные, искусные, даровитые) . Запишите.

г) описание матрёшки

А теперь давайте вместе подберём слова, которые помогут вам в работе над сочинением-описанием матрёшки.

Перед вами изображение матрёшки. Какая она?

Матрешка - пышная, нарядная толстушка, улыбающаяся.

Опишите её лицо (губы, нос, глаза, щёки).

Глазки - круглые, озорные, весёлые, лучистые

Губы - алые, бантиком, горят, как пламя…

Нос - маленький, курносый…

Щёки - румяные, будто яблочки, алые…

Наряд: …

5. Составление плана

Чтобы описание игрушки было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. План сочинения-описания состоит из трёх частей. Для нашего сочинения он может быть таким:

I. Вступление: кратко рассказать об истории происхождения матрёшки.

II. Основная часть: описание игрушки.

Неискушённый, да и искушённый иностранный турист в первую очередь везёт из России матрёшку. Она давно уже стала символом нашей страны, наряду с водкой, медведем и тому подобными клише, сложившимися в массовом сознании. С другой стороны русская матрёшка – это блестящий образец народного таланта, слабо поддающйеся влиянию массовой культуры.

История русской матрёшки

Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век аначинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался “псевдорусским” или, даже, “петушиным” стилем – по резным и вышитым “петухам” – излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов – создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».

А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на “всё японское”. В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.

Автор русской матрёшки

Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.

Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничалс А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.

Почему матрёшка так называется

Название “матрёшка” для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает ” мать”. Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

Первая русская матрёшка выглядела примерно так.

Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписаннал Сергей Малютин, Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.

Из чего сделана русская матрёшка

Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого “баловства” не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций, прежде чем она станет готовой матрёшкой.

Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.
Первенцем в изготовлении матрёшек стала мастерская«Детское воспитание», а после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Тамошние мастера создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.

Роспись русской матрёшки

В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и В. Звёздочкин.

Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.

Модный русский стиль привёл к появлению исторической матрёшки изображавшей бояр и боярынь, представителей русской знати, былинных богатырей. На украшение матрёшки влияли и различные памятные даты, например, столетие со дня рождения Н.В.Гоголя, отмечавшееся в 1909 году. К юбилею была выполнена серия матрёшек по произведениям писателя («Тарас Бульба», «Плюшкин», «Городничий»).


Матрёшка “Тарас Бульба”

К 100-летней годовщине войны 1812 года появляются матрёшки, изображающие М.И.Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки русских и французских военачальников.

Очень популярны были матрёшки, расписанные по мотивам сказок, легенд и, даже, басен:«Царь Додон» и «Царевна-лебедь» из сказок А.С. Пушкина, «Конёк-горбунок» из сказки П.П.Ершова, персонажи басен И.А.Крылова. В Сергиевом Посаде делали также матрёшки, украшенные выжиганием. Обычно выжиганием выполняли орнаментальный узор по всей матрёшке, её одежду, лицо, руки, платок и волосы.

Международное признание русской матрёшки

Матрёшка получает международное признание: в 1905 году в Париже был открыт магазин, куда сразу же поступил заказ на изготовление партии матрёшек-бояр. В 1911 году сергиево-посадские мастера выполнили заказы из 14 стран мира. В прейскуранте Сергиевской земской учебно-показательной мастерской в 1911 году перечисдег двадцать один вид матрёшек. Они отличались росписью, размерами, количеством вкладышей. Сергиево-посадские матрёшки имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году токарь Н.Булычёв выточил 48-местная матрёшку специально для проходившей в Петербурге выставки игрушек.

Сергиево-посадские матрёшки

В начале ХХ века токарь играл довольно важную роль в создании матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. В это время резчики резонно считали себя авторами матрёшек, роспись матрёшки играла второстепенную роль. Профессиональные художники, которые расписывали первые игрушки, относились к этому занятию не особенно серьёзно.

Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.

Семёновская матрёшка

Огромная популярность сергиево-посадской матрёшки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности на крупнейшей в стране Нижегородской. Сергиево-посадские матрёшки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии появляется свой крупный кустарный центр по производству матрёшки – город Семёнов (по нему матрёшка зовётся семёновской).

Традиции росписи семёновской матрёшки ведут своё начало от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Деревня расположена недалеко от Семёнова. В 1922 году Арсентий Фёдорович Майоров привёз из Нижнего Новгорода нераскрашенную сергиево-посадскую матрёшку. Его старшая дочь Люба гусиным пером нанесла на матрёшку рисунок и расписала её кисточкой анилиновыми красками. На голове она изобразила русский кокошник, а в центре расположила ярко-алый цветок, похожий на ромашку.

Почти 20 лет Мериновские матрёшечники занимали первое место среди мастеров Нижегородской области на протяжении 20 лет.

Роспись семёновской матрёшки, который более яркая и декоративная по сравнению с сергиево-посадской. Роспись семёновских матрёшек берёт свое начало в народных традициях «травного» орнамента Древней Руси. У мастеров-семёновцев оставлено больше некрашеных поверхностей, они применяют более современные анилиновые краски также покрытые лаком.

Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Она, в отличие от сергиево-посадской, более стройная. Верхняя её часть относительно тонкая резко переходит в утолщённую нижнюю.

Семёновская матрёшка отличается от других тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр – полметра, а высота 1 метр.
Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.

Матрёшка из Полховского Майдана

На юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек – это село Полховский Майдан.
Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиево-посадских, были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Мастера Полховского Майдана, также как и Семёнова, пишут анилиновыми красками. Колорит

Полховско-майдановская матрёшка отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.


Полховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н. крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок., Художники Полховского Майдана, подобно мастерам Семёнова уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма.

Главный мотив их росписи – это многолепестковый цветок шиповника(«роза»). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение “розы” обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана.

Матрёшка, инкрустированная соломкой

Вятская матрёшка – самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только -расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.

Авторская матрёшка

С конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки – так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская “перестройка” вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад.

Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, сложившейся в советское время, пришла новая, авторская. Прежде всего матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиево-посадский период.

Современная матрёшка

Характерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает приздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки.

Скажем, так называемая политическая матрёшка представляет портретную галерею русских государей, отечественных и зарубежных государственных деятелей. Матрёшки с изображением современных политиков больше похожи на добрые шаржи – традиция, идущая от раннего периода развития матрёшки. Известна, к примеру, матрёшка-шарж, расписанная В.А.Серовым. В турецких костюмах были представлены С.И.Мамонтов, сам В.А.Серов, Н.А.Римский-Корсаков и другие участники мамонтовских театральных постановок.

«Субординация» в матрёшке политического характера выражена очень чётко. Стоит упомянуть, что для инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.

Иногда только одна сказка проиллюстрирована на одной матрёшке, иногда на каждой из вкладывающхся кукол мы увидим героев разных сказок, народных или авторских- Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого и др. Чем не замечательная книга сказок, сюжет которых подсказывают иллюстрации, логическая последовательность которых постепенно открывается на каждой из фигурок? И, как в книге, прослеживается замысел художника-автора, в отличие от неё открывается простор детской фантазии.

Русская матрёшка. Архитектурная роспись

Очень часто художники рисуют на передниках матрёшки памятники архитектуры. Такая матрёшка – лучший сувенир, он напомнит о посещении того или иного места. Часто в орнаменте матрёшки встречается ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, памятники архитектуры Москвы, Владимира, Суздаля, Новгорода и многих других городов России.


Часто можно встретить матрёшку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех». Иными словами, современная матрёшка как бы концентрирует всё богатство художественных традиций русского прикладного искусства.

Авторская матрёшка по праву может считаться новым видом искусства, обогатившим мировое художественное наследие и ставшим желанным предметом коллекционирования для музеев и частных собирателей.
Матрёшка – это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное, это душа и образ России.

Матрешка - неофициальный символ России. Кажется, что она существовала всегда. А это далеко не так. Ей чуть больше ста лет. Наш феномен - семеновская матрешка, фотографию которой мы поместили ниже, станет предметом анализа этой статьи.

Взаимопроникновение культур

В конце XIX столетия русский художник Малютин Сергей Ефимович на волне интереса к Японии встретил ярко раскрашенную деревянную игрушку, которая называлась фукурума. В Абрамцево у С. Малютина родился интересный замысел. Он вспомнил о точеных деревянных яйцах, которые вкладывались друг в друга. Сергей Ефимович привлек к работе токаря Василия Звездочкина, и они вместе создали деревянную игрушку, которую теперь знает весь мир, - матрешку. Она была выточена в форме матери, внутрь которой вкладывалось еще семь дочек.

В 1900 году она поразила всех на Всемирной выставке в Париже. Мастера народных промыслов очень заинтересовались игрушкой. В России возникло несколько центров по ее изготовлению. Один из них - небольшой городок Семенов, которой находится в семидесяти км от Нижнего Новгорода.

Городок Семенов

В лесном дремучем краю нижегородского Заволжья возникло поселение старообрядцев, которое позже стало городом. Он прославился росписью по дереву, которую называют «золотая хохлома». Позже, примерно в 1924 году, в нем начали точить и расписывать деревянную игрушку, которая получила название «семеновская матрешка», так как она отличается от загорской и полх-майдановской.

Как добралась матрешка в Семенов?

Деревня Мериново находится в восьми км от Семенова. Сын токаря Аверьяна Вагина принес домой из Сергиевского Посада деревянную куколку - мужчину с бородой и усами, окрашенную в салатный цвет. Умелый токарь Аверьян тут же решил выточить игрушку, которая должна состоять из двух частей, которые вкладываются, как пасхальные яйца, одна в другую. Так рождалась семеновская матрешка. Сначала она была окрашена пурпуром, затем Вагин сделал бородатого и усатого лысого человека и дородного мужчину в пальто и шляпе.

Дальше в доме мастера Арсения Майорова появилась семеновская матрешка. История ее такова. Умелец, побывав в Нижнем Новгороде, привез нераскрашенную деревянную заготовку. Его дочка Любаша взяла гусиное перо и нанесла все контуры, а затем раскрасила ее кисточкой анилиновыми красками. Деревянную куколку украшал большой ярко-красный цветок.

Городская матрешка

Из деревни куколка перебирается в г. Семенов. Миллионер Д. В. Сироткин открывает художественную школу обработки дерева. Ею руководит профессиональный художник Г. П. Матвеев. После революции в 1925 году открывается артель «Кустарь-художник», в которой работают выпускники школы. Увеличивается выпуск матрешек. В 1929 году стала самостоятельной артель игрушечников. В 1932 году ее стали называть художественная фабрика «Семеновская роспись».

Много матрешек выпущено с той поры, но имеется одна, не превзойденная никем. В 1970 году создали матрешку высотой в один метр и диаметром полметра, состоящую из 72-х куколок. Вес такой матрешки около 30 кг. Мастерицам пришлось очень тяжело работать. Она занесена в Книгу рекордов Гиннеса и сейчас находится в Германии. Это не предел для наших умельцев. Из Японии пришел заказ на матрешку ростом, как хорошая подиумная модель, - 1м 80 см. Семеновцы ее сделают, как только найдут подходящее ровное дерево.

Почему куколку называют матрешкой?

Имя Матрёна всегда вызывало ассоциации с дородной хозяйственной матерью большого семейства, которая легко и радостно им управляет.

Ее имя стало символическим для куклы, у которой может быть от пятнадцати до восемнадцати дочек. Столько их часто содержит семеновская матрешка. Куколки являются примером крепкого дружного семейства и символом плодородия. А латинским корнем имени служит mater, что в переводе не нуждается.

Изготовление матрешек

Чтобы семеновская матрешка получилась на славу, сначала подбирается дерево. Это может быть береза, липа, осина, реже - ольха. Для спила выбирают ровные деревья, распиливают их на бревнышки, снимают часть коры, оставляя несколько ее колец, а концы обмазывают глиной, чтобы древесина не потрескалась. Дерево сушится не менее двух-трех лет в помещении, которое хорошо проветривают. Сначала из березы делают самую крошечную девчоночку, затем вытачивают донышки, их хорошо просушивают, после этого точат фигурку матрешки и надевают на донышко.

Семеновская матрешка имеет особую форму. Ее более тонкий верх переходит в утолщенный низ. Болванка на донышке просыхает и крепко с ним соединяется. Потом идет шлифовка, полировка, грунтовка. Крахмальный клеевой грунт наносится три раза, чтобы водорастворимые краски не растекались при письме, и кисть легко по нему скользила.

По каким признакам мы узнаем семеновскую матрешку?

Как выглядит семеновская матрешка? Описание покажет, что она казачка с овальным лицом, румяными щечками и прямыми черными волосами. Взгляд устремлен налево.

Головка покрыта платком со сложным рисунком и орнаментом по краям. Платье имеет рисунок по кругу. На переднике расположены крупные цветы. Ее ручки опущены вниз. Мастерицы выбирают для росписи яркие чистые краски: красную, желтую, травяную. Это верные приметы, элементы семеновской матрешки.

Мастерицы росписи

Традиционно используются анилиновые красители. Как под рукой художника появляется семеновская матрешка? Роспись начинается с того, что мастерицы тонкой кисточкой наносят черный контур. Они рисуют овал лица, волосы, глаза, платок с узелком и концами, юбку, передник, руки.

Колоритный узор

Вначале художники к росписи подходили с непривычки без особенных затей. Перед глазами стоял привычный хохломской узор. Но потом фантазия художников развилась. В процессе рисования стали приходить все более и более сложные узоры.

Сначала матрешки делались для продажи в родных местах для крестьянских ребятишек. Мастерица гусиным пером начинала рисовать личико. На нем брови, глазки, носик - две точки, платочек с узелком и двумя кончиками, ручки. Прописывала сарафан. Яркими анилиновыми алыми, малиновыми, сиреневатыми, травяными, желтыми красками покрывалась семеновская матрешка. Раскраска была и осталась нарядной с крупными цветами на фартуке, с колокольчиками, ягодками рябины, зелеными листочками. Обычно они смещены влево. Особой приметой семеновской матрешки является большой белый не закрашенный фон. Затем игрушка покрывалась лаком.

Это мы описали классических матрешек. После 1995 года фабрика стала выпускать индивидуальные изделия под названиями Боярыня, Молодец, Домовенок, Снегурочка и Дед Мороз.

Появились куколки с портретами известных артистов, звезд нашей эстрады. Кроме того, выпускаются матрешки с темами: «Времена года», «Мудрая сова».

Совершенно иная получилась матрешка, у которой вместо лица был изображен череп. Этот образ навеяло искусство Индии, с ее культом богини Матри, которая отвечает за созидание и разрушение. Она оказалась очень востребованной у наших современников. «Memento mory!», - напоминает она покупателю. Изменились времена, изменился спрос. Это уже не детская игрушка, а напоминание о бренности жизни.

Очень много, до 60%, уходит на экспорт. Среди индивидуальных заказчиков мы назовем певцов из Вашингтон Оперы: Пласидо Доминго и Миреллу Френи. Один из самых больших потребителей - Япония. Тесный контакт с этим государством позволил расширить и без того немалый ассортимент. Для нее выпускаются куколки дарумы и фукурамы, японочек и японцев, маленьких будд.

Вся сувенирная продукция выполняется масляными красками, гуашью, темперой. Они открывают новые возможности для творчества.

Эталонная игрушка

Красавица-девица, застенчивая или смешливая, нарядная, женственная - образ был создан очень гармоничный как по форме, так и по росписи. В ней нашло свое воплощение несколько сказочное, народное понимание красоты. В ней нет примет быта. Она стоит маленькой царицей красоты вне времени своей яркой праздничностью. Она стала олицетворением русской женской души, вопреки внешней простоте образа. Потому, наверное, этот русский сувенир востребован во всем мире.

В России народ очень любит мифы. Пересказывать старые и сочинять новые. Мифы бывают разные – предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем приобретали новые подробности… не без украшательства со стороны очередного рассказчика. Нередко случалось так, что воспоминания людей о реальных событиях со временем обрастали поистине фантастическими, интригующими подробностями, напоминающими самый настоящий детектив. То же случилось и с такой известной русской игрушкой, как матрёшка.

История происхождения

Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.

С самых первых попыток найти внятные ответы оказалось невозможным – сведения о матрёшке оказались довольно запутанными. Так, например, существуют «Музеи матрёшки», в СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но музеи или экспозиции при музеях, а также многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах России и в разное время. Но мало что сказано об истинном происхождении матрёшки.

Для начала напомню основные версии-мифы, исправно переписываемые под копирку и кочующие по страницам различных изданий.

Часто повторяющаяся общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы. Он же Фукурокуджу, он же Фукурокудзю (в разных источниках указана разная транскрипция имени).

Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Сразу оговоримся: точных сведений, откуда взялась легенда о мифическом монахе – нет, и ни в одном источнике конкретной информации не существует. Более того, какой-то странный монах получается с точки зрения элементарной логики: стал бы христианин копировать языческое, по сути, божество? Зачем? Игрушка понравилась? Сомнительно, хотя с точки зрения заимствования и желания переделать на свой лад, возможно. Это напоминает легенду о «христианских иноках, воевавших с врагами Руси», однако носивших (после крещения!) почему-то языческие имена Пересвет и Ослябя.

Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. «Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.

Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звёздочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с чёрным пертухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнутого младенца.

Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет».

Остановимся пока на этом моменте. Судя по приведённому отрывку, первую матрёшку выточили в Сергиевом Посаде. Но, во-первых, токарь Звездочкин не работал до 1905 года в Сергиево-Посадских мастерских! Об этом будет рассказано ниже. Во-вторых, другие источники говорят о том, что «родилась она (матрёшка – прим.) именно здесь, в Леонтьевском переулке (в Москве – прим.), в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней – еще одна…» .

В-третьих, сомнителен тот факт, что матрёшка могла появиться в 1890 или 1891 годах, о чём далее будет сказано более подробно.

Вот уже и создалась путаница, по принципу «кто, где и когда был, иль не был». Пожалуй, наиболее кропотливое, тщательное и взвешенное исследование провела Ирина Сотникова, её статью «Кто придумал матрёшку» можно найти в сети Интернет. Аргументы, которые приводит автор исследования, наиболее объективно отображают реальные факты появления такой необычной игрушки, как матрёшка, в России.

О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».

Далее следует весьма любопытное замечание о художнике Малютине, о том, являлся ли он на самом деле автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина».

Что касается происхождения нашей русской матрёшки от японского Фукурумы, то и здесь Звездочкин о Фукуруме ничего не упоминает. Теперь следует обратить внимание на немаловажную деталь, почему-то ускользающую от других исследователей, хотя видно это, как говорится, невооружённым глазом – речь идёт о некоем этическом моменте. Если брать за основу версию «происхождения матрёшки от мудреца Фукурумы», возникает довольно странное ощущение – ОНА и ОН, т.е. русская матрёшка, мол, произошла от него, от японского мудреца. Подозрительным образом напрашивается символическая аналогия с ветхозаветной сказкой, где Еву создали из ребра Адама (т.е. она произошла от него, а не наоборот, как это происходит естественным образом в природе). Очень странное впечатление складывается, но о символизме матрёшки мы поговорим ниже.

Вернёмся к исследованию Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий 2 выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки».

А что же с формой игрушки и заимствовал ли Звездочкин идею будущей матрёшки, или нет? Или всё-таки первоначальный эскиз фигурки создал художник Малютин?

«Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.

Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера».

Вернёмся ещё раз к исследованию И. Сотниковой, где она пишет, что изначально по количеству матрёшек в одном комплекте тоже не было согласия – к сожалению, и на этот счёт в разных источниках имеется путаница:


В. Звeздочкин


«Токарь Звездочкин утверждал, что первоначально сделал две матрёшки: трёх- и шестиместную. В Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрёшка, которая считается первой, та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в цветочек, которая держит в руке чёрного петуха. За ней следуют три сестрёнки, братишка, еще две сёстренки и младенец. Очень часто утверждается, что кукол было не восемь, а семь, говорят ещё, что девочки и мальчики чередовались. Для комплекта, хранящегося в Музее, это не так.

Теперь о прототипе матрешки. А был ли Фукурума? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрёшка «заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи».

Кто же такой наш загадочный Фукурума, добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? …По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).

В.П. Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму – фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума, не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь свет!».

Имя матрёшки

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя - Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».

Само имя Матрона действительно означает «знатная женщина» в переводе с латыни, и включено в Православный церковный календарь. Но, что касается утверждения многих исследователей о том, что Матрёна – женское имя, очень любимое и распространённое в среде крестьянства в России, то и здесь имеются любопытные факты. Некоторые исследователи попросту забывают, что Россия большая. А это значит, что одно и то же имя, или один и тот же образ могут заключать в себе как положительное, так и отрицательное, иносказательное значение.

Так, например, в «Сказках и преданиях Северного края», собранных И.В. Карнауховой, есть сказка «Матрёна». В которой повествуется о том, как баба по имени Матрёна чуть было не умучила чёрта. В публикуемом тексте прохожий-горшечник избавляет чёрта от ленивой и вредной бабы и, соответственно, в дальнейшем пугает ею чёрта.

В данном контексте Матрёна является неким прообразом злой жены, которую боится сам чёрт. Подобные описания встречаются и у Афанасьева. Сюжет о злой жене, популярный на Русском Севере, неоднократно записывался экспедициями ГИИС в «классических» версиях, в частности, от А.С. Крашанинниковой, 79 лет, из д. Мешкарево Повенецкого уезда.

Символизм матрёшки

Рассматривая одну из версий о происхождении матрёшки, я уже упоминал «японское начало». Но подходит ли вообще по своему символическому значению к нашей матрёшке упомянутая иноземная версия?

На одном из форумов на тему культуры, в частности, развёрнутой в сети Интернет, прозвучало буквально следующее: «Прототип русской матрешки (имеет ещё и индийские корни) – японская деревянная кукла. За образец взяли японскую игрушку – даруму, куклу-неваляшку. По своим истокам она представляет собой изображение древнего индийского мудреца Дарумы (санскр. Бодхидхарма) в V веке перебравшегося в Китай. Его учение в средние века широко распространилось в Японии. Дарума призывал к постижению истины через молчаливое созерцание, и в одной из легенд он – пещерный затворник, располневший от неподвижности. По другой легенде, от неподвижности у него отнялись ноги (отсюда безногие скульптурные изображения Дарумы).

Тем не менее, матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме».

С последним трудно не согласиться – чем больше мест в матрёшке, т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполняться. Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства.

Что касается восточного мудреца Дарумы (вот ещё одно имя «предшественника» матрёшки!) – честно говоря, располневший от неподвижности, да ещё с отнявшимися ногами «мудрец» крайне плохо ассоциируется с русской игрушкой, в которой каждый человек видит позитивный, нарядный символический образ. И ведь благодаря этому прекрасному образу наша матрёшка пользуется огромной известностью и популярностью практически во всём мире. Речь вовсе не идёт о «матрёшках» в виде политических деятелей мужского (!) пола, карикатурными ликами которых предприимчивые кустари в девяностые годы наводнили весь Старый Арбат в Москве. Речь идёт, прежде всего, о продолжении старых традиций разных школ в росписи русской матрёшки, о создании разных по количеству (так называемой, «местности») матрёшек.

В процессе работы над этим материалом возникла необходимость задействовать и смежные источники, не только посвящённые теме русской народной игрушки. Не стоит забывать, что в древности, и не только на Руси, различные украшения (женские и мужские), предметы обихода, а также игрушки, вырезанные из дерева или сделанные из глины, играли роль не просто предметов, скрашивающих быт – но являлись ещё и носителями определённой символики, имели какой-то смысл. А само понятие символизма тесно переплеталось с мифологией.

Так, удивительным образом встретилось совпадение имени Матрона, перекочевавшего (по общепринятой версии) из латинского в русский язык, с древнеиндийским образами:

МАТРИ (др.-инд. «мать»), ударение ставится на первый слог – в индуистской мифологии божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы. Идея активного женского начала получила широкое признание в индуизме в связи с распространением культа шакти. Матри рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и т.д. Число Матри колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах о них говорилось как о «великом множестве».

Вам ничего это не напоминает? Матрёшка – она же «мать», которая символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста. Это уже не просто совпадение, а доказательство общих, индоевропейских корней, что имеет прямое отношение и к славянам.

Отсюда можно сделать следующий вывод: образно говоря, если символическое «путешествие» необычной деревянной фигурки начинается в Индии, затем получает своё продолжение в Китае, оттуда фигурка попадает в Японию, а уже затем «неожиданно» находит своё место в России – утверждение о том, что наша русская матрёшка была скопирована с фигурки японского мудреца, несостоятельно. Хотя бы потому, что сама фигурка некоего восточного мудреца не является исконно японской. Вероятно, гипотеза об обширном расселении славян и распространении их культуры, которая оказала впоследствии своё влияние на культуры других народов, в том числе проявившая себя и в языке, и в божественном пантеоне имеет под собой общую для индоевропейской цивилизации основу.

Однако, скорее всего, идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, русскими сказками. Многие, например, знают и помнят сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Например, сюжет о поисках царевичем «кощеевой смерти» звучит у Афанасьева: «Чтобы совершить такой подвиг, нужны необычайные усилия и труды, потому что смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает».

Я соглашусь с тем, что сюжет мрачен сам по себе, т.к. связан со смертью. Но здесь речь идёт о символическом значении – где спрятана истина? Дело в том, что этот, практически идентичный мифологический сюжет встречается не только в русских сказках, да ещё в разных вариантах, но и у других народов! «Очевидно, что в этих эпических выражениях таится мифическое предание, отголосок доисторической эпохи; иначе как бы могли возникнуть у разных народов столь тождественные сказания? Кощей (змей, великан, старый чародей), следуя обычному приему народного эпоса, сообщает тайну своей смерти в форме загадки; чтобы разрешить её, нужно подставить метафорические выражения общепонятными».

Это наша философская культура. И поэтому высока вероятность того, что мастер, выточивший матрёшку, помнил и хорошо знал русские сказки – на Руси часто проецировался миф на реальную жизнь.

Другими словами, одно в другом спрятано, заключено – и чтобы найти истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все «шапочки-нахлобучки». Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка – напоминание потомкам об исторической памяти нашего народа?

И не случайно замечательный русский писатель Михаил Пришвин написал когда-то следующее: «Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца; кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, – раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зелёное, и под самый конец выскочит почему-то всегда жёлтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше».

Вот и выходит, что не так проста русская матрёшка – эта составная часть нашей жизни.

Любите ли вы играть в игрушки? Или раньше любили? Какие игрушки ваши любимые?

— Игрушки, которые вы любите, самые различные. Играя в них, мы не задумываемся о том, что игрушки могут влиять на формирование характера человека, определять то, чем будет заниматься человек во взрослой жизни.

Известен такой факт: русский царь Николай II имел немало различных игрушек. Но самой любимой его игрушкой была миниатюрная железная дорога, которая являлась точной копией настоящей. А когда он вырос, то построил немало железных дорог в России.

Известный русский художник Александр Бенуа посвятил двенадцать акварельных картин любимым игрушкам своего детства.

В русских крестьянских семьях на игрушки никогда не смотрели, как на простую забаву. Люди верили, что если ребенок усердно и много играет, то в будущем в его семье будет достаток и благополучие. А если с куклами плохо обращаться, ломать, портить игрушки, то у человека будут серьезные неприятности.

А как вы думаете, если ребенку все время покупать игрушки, представляющие собой злобных монстров, военную технику, оружие, то вырастет из него добрый, отзывчивый человек? (Наверное, нет. Он будет таким же злым, как и его игрушки.)

— Мы с вами на уроке будем говорить об игрушке. О какой, попробуйте догадаться, разгадав загадку (слайд1)

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … (матрёшка).(слайд2)
— Наша задача сегодня - научиться описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды. А предметом описания будет одна из матрёшек, которую вы выберете для описания. (Этюд- жанр изобразительного искусства- рисунок, выполненный с натуры.)
— Игрушка эта непростая. А знаете, почему? Скажите, пожалуйста, у кого дома она в коробке с игрушками лежит? Да, сейчас в такие игрушки не играют. Сейчас матрёшка - предмет искусства. Знаете ли вы, сколько лет матрёшке? Появилась эта игрушка в 1899 году. Известны некоторые ее "родственники": дед этой игрушки - японец, а отец - русский художник. Родилась она в мастерской под названием "Детское воспитание". Игрушка эта не простая, а с сюрпризом...Имела особое значение: женская фигурка олицетворяла плодородие. Эта игрушка, так же как и сказки, песни передавали ребёнку понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Издавна развивалось это рукотворное ремесло по изготовлению матрёшек.

Что такое ремесло?

Ремесло - это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Одним из характерных признаков является производство изделий по заказу потребителя.

Как вы думаете, ребята, сохранились ли сегодня ремесла?

Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества.

А как вы понимаете словосочетание «рукотворное ремесло»? Слово «рукотворный»? (сделанный своими руками)

Но корень взят не от слова «сделать», а от слова «творить». Запишите в тетрадь слово «творить», выделите в нём корень, подберите однокоренные слова.
творить, творчество, творец, олицетворение
- Посмотрите на последнее слово и на матрёшку. Не кажется ли вам, что она похожа на живую девочку? Она и одета как девочка. Мастер вложил в неё свою душу, любовь, и она ожила.
-В слове «олицетворение» есть ещё один корень, подберите однокоренные слова.
олицетворение, лицо, личность
- Сотворённая старинным мастером игрушка матрёшка прекрасна. Её сделал талантливый мастер.

Сегодня матрёшку мы относим к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. Запишем слово «прикладной», разберём его по составу. Давайте послушаем, как толкует слово «клад» словарь Ожегова С.И.

КЛАД, -а, м.- Зарытые, спрятанные где-н. ценности. Найти к.
Можно ли назвать матрёшку кладом, сокровище? (да, достояние России)

Повнимательней рассмотрим матрёшку. Раскроем одну,а там другая и так до самой маленькой. Первая матрёшка состояла из 8 кукол. В прошлом веке возникла идея помочь развитию народных промыслов. Известный художник Сергей Васильевич Малютин(слайд3) увидел в Японии интересную куклу. Она была из дерева, пустая внутри, и в нее вкладывались несколько таких же кукол поменьше. Кукла эта была японцем, сердитым на вид узкоглазым стариком. Изображала она Фукуруму - божество счастья и долголетия. А несколько фигурок внутри - несколько божеств рангом пониже. Очень она понравилась художнику. Приехав в Россию, он нарисовал подобную куклу, переодел ее в русский костюм, нарисовал миловидное личико, показал народным умельцам.(Слайд4)Токарь по дереву, Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую,а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков.

На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца. (Слайд)

Сейчас каких только матрешек не встретишь! Идея игрушки-сюрприза так понравилась художникам, что они зачастую изготавливают матрешки-шутки. Есть матрешка, которая изображает художника В. А. Серова и его друзей, одетых в турецкие костюмы. Есть матрешка, на которой изображены герои произведений Н. В. Гоголя. Есть матрешки - Кутузов и Наполеон с их генералами.(слайд5) Есть и матрешки, изображающие российских политических деятелей, есть - герои народных сказок. Но это матрешки-шутки. Настоящие матрешки - мама- красавица, доченьки-помощницы: кто с серпом, кто с лукошком, кто с ведром, а также девчушки поменьше: малышка в слюнявчике и младенец в пеленках. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрёшки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол. Самая крупная матрёшка - ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха.

На слайде разные матрёшки. Чем отличаются матрёшки на слайде? (росписью)

— В Сергиевом-Посаде, на родине матрёшки, игрушку расписывают более строго. На ней чётко выражены детали одежды: сарафан, вышитая рубашка под сарафаном, передник, платочек.
В Семёнове Нижегородской области - другая манера росписи. Там оставляют больше естественного фона дерева, а перёд матрёшки украшен яркими букетами цветов.
В селе Полховский Майдан Нижегородской области матрёшки по-другому называют «тарарушки». Они похожи на букеты пышных цветов. Их расписывают крупными, яркими декоративными цветами.
(слайд)
— А теперь определите по росписи место происхождения матрёшки. Определяют.(слайд7)
— Знаете ли вы, как изготавливали матрёшек?

Чтобы изготовить матрёшку требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем тщательно складируют брёвна и хранят несколько лет в хорошо вентилируемом месте, чтобы они высыхали. К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой. Когда «малышка» готова, мастер начинает следующую фигурку, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом он повторяет процесс, делая немного бо́льшую куклу, в которую войдут две предыдущие. Количество кукол колеблется от 2 до 60. Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краску.

(Слайд9)Сегодня, когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: "Перестань бить баклуши!« Что за странное обвинение? Что такое баклуши и кто и когда их бьет?

— Это сейчас матрёшку изготавливают из липы, а раньше поделочным материалом служила осина. Брали осиновое поленце, распиливали его вдоль и выдалбливали сердцевину. Получались заготовки - баклуши. Эти баклуши и использовались для приготовления деревянной игрушки. Отсюда пошло выражение «бить баклуши».
С давних пор кустари(производители промышленных изделий, работающие на рынок. С нем кюнстлер-бездельничать, лясы точить) делали ложки, чашки и игрушки из дерева. Чтобы вырезать, например, ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклушу поручалось подмастьерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить". Отсюда из насмешки мастеров над подсобными рабочими - "баклушечниками" -и возникло выражение "баклуши бить", то есть заниматься немудрящим, пустяковым, несерьезным делом.

(Слайд10)Знаете ли вы ещё такие выражения, которые также имеют значение «бездельничать»?

Есть еще выражение с похожим происхождением - "лясы точить",которое означает "болтать пустяки, заниматься несерьезным,беспредметным разговором". Выражение идет от несложной старинной работы- изготовления балясин: точеных столбиков для перил. Лясы - предположительно то же, что и балясины, балясы. Балясником назывался токарь, изготовляющий балясины (в переносном смысле - шутник, забавник, балагур). Балясное ремесло считалось веселым и легким, не требующим особой сосредоточенности и дающим мастеру возможность петь, шутить, болтать с окружающими.

— Ребята, а как вы думаете, почему эту куклу так назвали?
(она - изображение русской женщины, а одно из распространённых на Руси имён - Матрёна)
(Учитель вместе с детьми рассматривают большую матрёшку, а в ней - 5 маленьких)
— Давайте дадим им имена. (Большая - Матрёна, а все маленькие - Матрёшечки)
— Почему, обращаясь к женщине, мы пишем её имя с большой буквы - Матрёна, а название игрушки - с маленькой - матрёшка? Послушайте историю про возникновение имени этой деревянной куколки.

Матрёна, Мотря, Матрёшечка - распространённое русское имя.
Матрёшка - наш национальный сувенир, символ добра и благополучия - создаётся талантливыми народными мастерами в разных городах и сёлах России.
Образ женщины издавна почитаем в русском изобразительном народном искусстве и фольклоре. Лаконичный облик точёной деревянной игрушки матрёшки воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: головной платок, сарафан, фартук. Когда Звёздочкин выточил,а Малютин расписал, то по преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!» С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.
Новая необычная игрушка очень понравилась и детям, и взрослым. В большой кукле пряталось целое семейство - одна другой меньше. Стали делать матрёшек и в других местах России.
Есть матрёшки, которых не расписывают красками, а украшают выжженными узорами.
А порой матрёшку Матрёной и не назовёшь! Это былинные богатыри, весёлые музыканты, известные политические деятели, артисты (слайд11).
Прошло много лет, а Матрёшка не надоела людям. И сейчас она любимая игрушка детей и взрослых. Матрёшка украшает наши квартиры. Её охотно дарят друзьям на память.
— Не случайно первый художник Малютин изобразил игрушку в русском национальном костюме. А у нашей национальной одежды - многовековая история. Одежда различалась по назначению, возрасту и семейному положению. Но самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани. Как вы думаете, почему?
(в древности слово «красный» имело значение «красивый») Верно. Слово "красный" раньше означало "красивый, хороший". Говорили: "красная девица" - красивая девица, "красный угол" - самый нарядный и красивый угол в избе. И матрешки первоначально были в основном в ярких красных сарафанчиках.
- Сейчас основное значение слова «красный» - цвет. Однако первоначальное значение слова осталось. Приведите примеры.
(красивый, приукрасить, украшать, украшение, разукрасить, красавица, красота) Правильно,молодцы. - А какие пословицы со словом «красный» вы знаете?
Красную речь красно слушать.
Красному гостю - красное место.

Какое настроение создает игрушка благодаря обилию и яркости цветов? (Праздничное, радостное настроение.)
Действительно, когда мы смотрим на матрешку, на лице невольно появляется улыбка. Не только потому, что матрешка такая яркая и нарядная. Почему еще? (У матрешек улыбающиеся, приветливые лица, и мы, глядя на них, тоже в ответ улыбаемся.)

А что представляют собой куколки, поставленные в ряд? (Все вместе они как большая игрушечная семья, в которой есть мама и дочки.) Крестьянские семьи на Руси были большими, детей было много, жили дружно, помогая друг другу. Матрешка - не просто игрушка, но еще и символ такой дружной, крепкой семьи.
— Рассмотрите повнимательнее Сергиево-Посадскую матрёшку. На ней - рубаха, сарафан, передник. Всё это элементы русского национального костюма. (12слайд)
Попробуйте описать лицо игрушки. (Лицо круглое. Глаза у матрешки большие, открытые. Ресницы черные, длинные, изогнутые. Бровки дугой. Щечки румяные, губки алые.)

Такая внешность не случайна. Вспомните: как описываются русские красавицы в народных сказках? (О них говорится: девица красная, очи ясные, брови соболиные, щеки румяные, уста алые.)

А что еще всегда ценилось во внешности девушки, считалось ее особой красотой? (Коса.) Существует и по сей день такая поговорка: "Коса - девичья краса".

У некоторых куколок одна коса, а у некоторых две. Как вы думаете, почему? (По обычаю, существовавшему на Руси, у незамужней девушки была одна коса, а у замужней женщины - две.)

Какой наряд характерен для матрешки? (Просторный сарафан, передничек, платочек.) (слайд13,14,15)Действительно, раньше женщины носили просторные рубахи и сарафаны. Русские нравы не позволяли женщине подчеркивать фигуру, поэтому одежда русских красавиц была широкой и свободной.

Почему голова матрешки всегда в платочке? (Раньше женщине неприлично было показываться на людях без головного убора.) (слайд12)

Это тоже особенность древнерусской культуры. Считалось позором "опростоволоситься", т.е. показать постороннему человеку простые волосы. А какое значение в современном языке имеет слово опростоволоситься! (Это означает - "опозориться")

Обычай остался в прошлом, но нашел отражение в изменившемся значении слова "опростоволоситься".

Какие украшения мы видим на матрешках? (Одежда украшена бутонами, гирляндами цветов, нарядной вышивкой.)

Какими словами вы бы охарактеризовали фигурку матрешки? (Фигурка куколки толстенькая, округлая.) Это опять-таки не случайно. На Руси ценились женщины дородные, то есть высокие и полные. Считалось, если женщина худенькая, бледная, то она не сможет содержать как нужно свою семью и выполнять тяжелую крестьянскую работу.

Можем ли мы по внешности определить, какой характер у матрешки? ("Русская матрешка добрая, сердечная, веселая, открытая, нежная, ласковая". "Характер ровный, спокойный". "Она очень приветливая, улыбчивая".) В характере игрушки тоже нашли отражение особенности русского национального характера - доброта, доброжелательность, открытость, приветливость.

Каждый художник, создавая свою семейку матрешек, старается не повторяться, выполнить матрешек в едином стиле, одной цветовой гамме, но в каждой матрешке показать свою "изюминку", ее отличие от других в семейке. Этим и интересны матрешки. Они как люди в одной семье: вроде бы чем-то похожи, но все-таки разные!

Описывая матрешку, мы использовали слова куколка, фигурка, глазки, платочек... В чем особенность этих слов? (Все слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

Что помогают передать эти суффиксы? ("С их помощью мы показываем наше отношение к описываемой игрушке, показываем, что она нам нравится". "Мы также показываем, что все, о чем мы говорим, маленькое, игрушечное".)

У школьников в тетрадях после беседы остаются следующие рабочие материалы:(слайд16)
Матрешка - своеобразная, уникальная, необычная, удивительная, не похожая на другие, самобытная.
Конструкция: состоит из не скольких куколок, которые вкладываются одна в другую.
Материал: изготовлена из дерева, сохраняет, его живое тепло.
Цвета: яркие, теплые краски; создают ощущение праздника.
Лицо: круглое; глаза большие, выразительные; ресницы черные, длинные, изогнутые; брови дугой, щеки румяные, губки алые.
Фигура: округлая, женственная.
Одежда: косынка или платочек, фартук (передник), русская рубашка, сарафан; украшена гирляндами с цветами, бутонами, нарядной вышивкой.
Характер: спокойный, радостный; излучает покой, домашнее тепло; добрый, ласковый, нежный.

— Мы не только собрали материалы к сочинению, но и многое узнали о нашей древней национальной культуре. Что нам помогла узнать матрешка? ("Мы узнали о том, как возникла в России эта игрушка". "Мы узнали о том, что конструкция игрушек не случайна. Несколько игрушек - это символ дружной, крепкой семьи". "Еще мы узнали, что игрушки изготавливались из дерева не просто так, а потому, что это была одна из народных традиций: использовать для игрушек природные материалы". "Мы теперь знаем, что в лице, одежде и фигуре куколки отразились народные представления о красоте женщины".)

Итак, матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности, заботы и покровительства всем слабым. Кроме того, это своеобразный кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой расписную русскую матрешку-крестьяночку. А теперь давайте подумаем над очень серьезным вопросом. Мы давно уже не покрываем головы платочками - ходим простоволосыми, не носим просторные русские сарафаны и рубахи, а передник сохранился разве что в виде кухонного фартука. Коса - девичья краса - теперь редкость. Редкостью стала и многодетная семья. Да и фигуры у нас уже не такие, как раньше: сейчас все стремятся быть стройными и худенькими. Зачем нам с вами знать все то, о чем мы говорили в ходе урока? ("Мы должны знать не только то, что есть сейчас, но и то, что было раньше, так как это наша история и культура". "Мне кажется, что каждый человек, живущий в своей стране, должен знать обычаи своих предков".)

— Достаточно ли нам собранных рабочих материалов для того, чтобы работать над сочинением? (Нет, необходим план сочинения.)
Составление плана сочинения.
Учитель записывает на доске неполный вариант плана:

Матрешка - русский сувенир. А что такое сувенир? (Сувенир-Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, какого-н. места)

1. Народно-прикладное искусство. Первая русская матрёшка.

2. Описание матрёшки:

3. Общее впечатление от матрёшки.

* Любое сочинение включает в себя три части. Какие? (Вступление, основная часть и заключение.)

* В какой из них мы напишем о своих впечатлениях от матрешки в целом? (Во вступлении.)

* В какой опишем частные признаки игрушки? (В основной части.)

* Посмотрите на наш план, частные признаки игрушки пропущены. Давайте все вместе их восстановим.

После проделанной работы план основной части приобретает следующий вид:

А) конструкция матрешки и цветовое решение игрушки;

Б) внешность куклы и особенности ее одежды;

В) черты характера, которыми наделил игрушку художник;

Устное сочинение-описание матрешки.

— Теперь, когда у нас есть собранные рабочие материалы, план и необходимые знания о матрешке, попробуем устно проговорить текст сочинения. (Возможно, что рассказывает сочинение не один ученик, а несколько, по различным пунктам плана.)

"Взрослые придумали множество самых разнообразных игрушек для детей и каждый год создают все новые и новые игрушки. Но среди них выделяется необычная игрушка, которая радует многие поколения детей. Это красавица- матрешка.

Особенность матрешки в том, что она состоит из нескольких игрушек, которые вкладываются одна в другую. Сложишь вместе - одна игрушка, расставишь по порядку - целых восемь! Сделаны игрушки русскими мастерами-умельцами из дерева. Держать такую игрушку в руках приятно - она теплая, живая, так как сохраняет тепло древесины, из которой была изготовлена.

Матрешки обычно раскрашивают яркими красками, используя насыщенные тона: красные, желтые, ярко-синие. Многообразие и яркость красок создают ощущение праздника и радостное настроение.

Игрушка эта показывает нам, как выглядела древнерусская красавица, потому что в матрешке отражены русские представления о женской красоте. Матрешки, как правило, круглолицые, с румяными щечками и алыми губками. Глаза большие, выразительные, ресницы черные, длинные, брови дугой.

Фигурка матрешки округлая, женственная. В этом тоже отразилось представление народа о женской красоте. В народе ценились женщины дородные, то есть полные, статные, величественные. Именно такая матрешка.

Традиционно матрешку "одевали" в просторную русскую рубашку с яркой национальной вышивкой по воротнику и рукавам. Сверху - сарафан и передничек. На голове обычно косынка или платочек. Мастера никогда не рисовали матрешку простоволосую, ведь по народным представлениям женщина не могла показаться перед чужими людьми без головного убора. И сарафан, и платочек мастера расписывали по-своему. Кто нарисует яркие горошины, кто украсит одежду букетами или гирляндами цветов.

Рисуя матрешкам лица, художники старались передать характеры матрешек. Все куколки добрые, спокойные, улыбающиеся. Смотришь на них - и хочется улыбнуться в ответ.

Матрешки в семейке только на первый взгляд одинаковые. А присмотришься и видишь, что они отличаются друг от друга и взглядом, и чертами лица, и возрастом. Вот одна из семеек матрешек. В этой семейке несколько поколений. Матрешка-бабушка держит в руках спицы. Она вяжет носки и смотрит весело на остальных матрешек. Матрешка-мама вышивает. Художник нарисовал ее с пяльцами в руках. На материале видна вышивка: яркая веточка рябины. Три сестрички постарше поют и танцуют. Личики у них разрумянились, в руках - кружевные платочки. У самой маленькой в руках игрушка - крошечная матрешка.

Матрешка - не простая игрушка. Это национальная русская куколка, которая символизирует материнскую заботу, покровительство, защиту всем маленьким и слабым. Это своеобразный игрушечный символ России, который нам напоминает о том, какими были наши далекие предки, что они ценили, чем восхищались. И мы, хотя и очень изменились, должны сохранять то лучшее, что было в русской культуре, и передавать по наследству своим детям".

Просмотров