Тиссен борнемиса музей картины. Национальный музей тиссена-борнемисы

В Мадриде хватает музеев, в которых можно насладиться осмотром подлинников известных картин. Одним из таких мест является музей Тиссена-Борнемиса, расположившийся недалеко от знаменитого музея Прадо. Его несложно найти на карте по адресу Palacio de Villahermosa Paseo del Prado, 8.

Кратко об основании музея Тиссена-Борнемиса

В музее представлены картины на любой вкус. Здесь без особых проблем уживаются Рафаэль и Пикассо, Рубенс и Моне, Тициан и Ван Гон. Чтобы понять, почему так получилось, расскажем немного об истории возникновения этой коллекции. А началось все в двадцатых годах XX в., когда богатый немецкий промышленник Генрих Тиссен-Борнемиса стал методично выкупать картины знаменитых художников. Так в его руках оказались полотна, написанные в XIV-XX вв..

Благое дело продолжил сын, но закончилось все тем, что коллекция была продана испанскому правительству. И теперь музей Тиссена-Борнемиса остается одним из значимых объектов в Мадриде. Для осмотра доступны основная коллекция и меняющиеся время от времени экспозиции.

Как добраться до музея?

Вариантов множество:

  • на автобусах № 1, 2, 5, 9, 10, 14, 15, 20, 27, 34, 37, 41, 51, 52, 53, 74, 146, 150;
  • на метро, станция Banco de Espana;
  • на поезде, станции Atocha Station или Recoletos Station;
  • или на арендованной машине… парковок у музея хватает

Время работы и стоимость посещения музея

Двери музея открыты ежедневно с 10:00 до 19:00. Исключение составляет понедельник: в этот день можно бесплатно осмотреть основную коллекцию полотен в период с 12:00 до 16:00. Не стоит рассчитывать на посещение музея Тиссена-Борнемиса 25 декабря, 1 января и 1 мая – традиционно в эти дни выходные.

Цены на билеты для посещения музея Тиссена-Борнемиса
Полная стоимость, евро Со скидкой*, евро Карты Бесплатный вход**
Основная коллекция Тиссена-Борнемиса 10 7 Paseo del Arte Card (позволяет сэкономить примерно 20%, если вы планируете посетить три музея в Мадриде: Тиссена-Борнемиса, Прадо, Центр искусств королевы Софии) Madrid Card По понедельникам с 12:00 по 16:00
Коллекция картин Поля Сезанна 11 7
Картины из основной коллекции Тиссена-Борнемиса + картины Поля Сезанна 17 9
Временная экспозиция*** 9 6,5
Временная экспозиция + основная коллекция Тиссена-Борнемиса 13,5 8,5

(*) – на скидки могут рассчитывать пенсионеры, лица «за 65», студенты, учащиеся факультетов изящных искусств, держатели молодежных карт, инвалиды, многодетные семьи; (**) – бесплатно выставку могут посещать дети до 12 лет, официально безработные испанцы, члены комитета Международного Совета музеев; (***) – изменяется каждые несколько месяцев

Лучше всего заранее побеспокоиться о покупке билетов. Это можно сделать через Интернет на сайте музея, в многочисленных кассах, в которых продаются проездные билеты. Конечно же, можно купить билеты и в кассе самого музея (со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:30). На крайний случай можно забронировать билеты по телефону ((+34)902760511). В последнем варианте заказ билетов доступен в любой день недели в промежуток времени с 9:00 по 20:00. В музей продолжают пускать за час до конца его работы. Обращаем ваше внимание на то, что бесплатные билеты также должны быть заказаны заранее, потому что желающих хватает.

Актуализация данных

Англоязычная версия официального сайта музея Тиссена-Борнемиса доступна по ссылке:

Хосе Мария Гойкоэчеа

Номер журнала:

В музее, расположенном в центре Мадрида, собраны очень разные произведения искусства. Портрет английского короля Генриха VIII, написанный Гансом Гольбейном, уживается здесь под одной крышей с «Арлекином с зеркалом» работы Пикассо. Пейзажи Венеции на картинах Каналетто соседствуют с видами Берлина, которые создал в своем воображении Гросс. В едином пространстве сосуществуют автопортреты Рембрандта и Люсьена Фрейда. Джованна на портрете кисти Доменико Гирландайо и женщина в ванной работы Роя Лихтенштейна словно соперничают друг с другом в безмятежности, а святая Екатерина на полотне Караваджо перекликается со святой Касильдой, изображенной Сурбараном. Со стен этого музея смотрят друг на друга - и на посетителей - люди разных эпох, написанные Хоппером и Эль-Греко, Матиссом и Сезанном.

Обширная частная коллекция живописи оказалась в конце ХХ века в Мадриде: таково было решение ее владельца, барона Ханса Генриха Тиссена-Борнемисы (1921-2002), который приобрел большинство представленных здесь произведений. Благодаря этому испанское государство получило в 1993 году в собственность превосходные картины, в том числе настоящие шедевры западной живописи. Теперь они выставлены в бывшем дворце Вильяэрмоса в музее Тиссена-Борнемисы, одном из лучших культурных центров Мадрида. В 2017 году этот музей будет отмечать 25-летний юбилей, а число его посетителей достигает миллиона человек в год.

Экспозиция музея включает в себя около 800 произведений искусства, к которым добавились еще две сотни экспонатов, предоставленных баронессой Кармен Тиссен-Борнемисой, вдовой коллекционера. Благодаря этому посетители имеют возможность совершить экскурс в историю западного искусства с XIII по XX столетие, любуясь картинами самых блистательных живописцев всех времен: Дуччо, Ван Эйка, Карпаччо, Лукаса Кранаха, Дюрера, Караваджо, Рубенса, Франса Халса, Ван Гога, Гогена, Кирхнера, Мондриана, Клее, Хоппера, Раушенберга и других. Надо сказать, в столице Испании с давних пор живопись была представлена в ее историческом развитии: достаточно назвать музей Прадо и музей Королевы Софии. Тем не менее музей Тиссена привнес нечто новое: а именно такие художественные направления, исторические периоды и живописные школы разных стран, которые ранее не были представлены в мадридской музейной панораме. Речь идет, к примеру, об импрессионистах, немецких экспрессионистах и американских пейзажистах.

Помимо презентации великолепной коллекции деятельность музея включает и другие важные направления, среди которых выделяется программа временных выставок. Такие выставки почти всегда тематически связаны с творчеством художников, чьи произведения уже представлены в музее. Завораживая посетителей столь прославленными именами, как Сезанн, Фра Беато Анджелико, Хоппер, Ван Гог, Сурбаран, Гоген, Шагал, Матисс, Миро, они открывают новые возможности для исследования и художественного анализа.

Первым в династии собирателей был Август Тиссен, дед упомянутого выше барона: он положил начало коллекции, приобретя несколько скульптур Родена. А его сын, первый барон Тиссен-Борнемиса, уже всерьез занялся коллекционированием. В 20-е годы прошлого века он увлеченно и неутомимо искал и покупал произведения живописи, проявляя особый интерес к старому искусству. В 1947 году барон умер, оставив после себя собрание, насчитывавшее более пятисот картин.

После его смерти коллекция оказалась разрозненной, однако унаследовавший аристократический титул Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса — младший из четверых детей — решил снова собрать ее воедино, для чего принялся покупать картины, в том числе у своих родственников. Поначалу он, как и отец, интересовался классической живописью, однако начиная с 60-х годов обратил свой взор на творчество современных мастеров. Вначале его заинтересовали немецкие экспрессионисты, затем художники русского авангарда и другие первопроходцы абстрактного искусства, а потом он перешел к собиранию импрессионистов, постимпрессионистов, европейской живописи начала прошлого века, послевоенной английской живописи (Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и их современники), а также произведений американской живописи XIX и XX веков.

Перечень представленных в этой коллекции художников русского происхождения выглядит весьма красноречиво: Василий Кандинский, Марк Шагал, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Любовь Попова, Соня Делоне-Терк, Наталия Гончарова, Ольга Розанова, Надежда Удальцова, Татьяна Глебова, Марк Ротко, Александр Веснин, Юрий Анненков, Николай Суетин, Михаил Ларионов, Илья Чашник и другие мастера.

В XXI веке музей Тиссена разработал разнообразные привлекательные приложения для электронных гаджетов и активно присутствует в социальных сетях. Веб-сайт постоянно обновляется, чтобы соответствовать последним тенденциям цифровой эпохи. Благодаря социальным сетям экспозиционные залы и отдельные картины могут виртуально обозреваться в самых отдаленных уголках планеты и радовать любителей искусства, которые не имеют возможности регулярно посещать музей. Все это делает музей Тиссена настоящим ориентиром в области новых технологий.

Выставки

План временных выставок является важной частью деятельности музея и мощным стимулом к его развитию. И Томас Льоренс, первый художественный директор музея Тиссена, и его преемник Гильермо Солана приложили огромные усилия к тому, чтобы музей занял видное место в международной панораме. При этом они установили превосходные отношения с художественными центрами по всему миру, организуя взаимообмен картинами. Благодаря этому в Мадриде можно время от времени посещать все новые выставки очень высокого уровня. Например, 2016 год начнется с выставки «Мунк: архетипы и иллюзии далекого Запада». А 2015 год завершится экспозицией «Сурбаран: новый взгляд» и фотовыставкой «Vogue Like a Painting». За всю историю музея наибольшей популярностью пользовались организованные здесь выставки работ Хоппера (2012), Антонио Лопеса (2010), а также «Ван Гог: последние пейзажи» (2007) и «Гоген и истоки символизма» (2005). Они собрали более 300 тысяч посетителей. С 1994 года в музее были организованы, в частности, такие выставки, как «Золотой век голландского пейзажа» (1995), «Георг Гросс: берлинские годы» (1997), «Пауль Клее» (1998), «Моранди» (1999), «Каналетто: воображаемая Венеция» (2001), «Тициан/Рубенс: "Венера перед зеркалом"» (2003), «Музей Брюкке: зарождение немецкого экспрессионизма» (2005), «Сарджент/Соролья» (2007), «Зеркало и маска: портрет в век Пикассо» (2007), «1914! Авангард и великая война» (2008), «Слезы Эроса» (2009), «Моне и абстракция» (2010), «Импрессионистские сады» (2010), «Шагал» (2012), «Писсарро» (2013) , «Сезанн. Site/Non Site» (2014) и «Мифы поп-арта» (2014) . Кроме того, здесь устраивались фотовыставки на различные темы: мода и ее связь с искусством («Марио Тестино: все или ничего», 2010; «Юбер де Живанши», 2014), ювелирные изделия («Искусство Картье», 2012).

Стоит также отметить выставку «Русский авангард» (2006)*, на которой можно было познакомиться с истоками русского авангардного искусства первой трети ХХ века, его развитием: от поисков нового национального искусства, основанного на русских народных традициях (1910-е), к первым попыткам стыковки с европейским искусством, главным образом с футуризмом. Здесь же было представлено творчество художников, писавших в глубоко личной манере, таких как, например, Шагал, Кандинский и Филонов, а кроме того, экспонировались произведения послевоенных лет, тяготеющие к абстракции. Самый большой раздел выставки был посвящен демонстрации стремления преодолеть рамки традиционного искусства и превратить его в один из способов формирования нового человека с помощью столь разных средств, как живопись, скульптура, фотография и искусство рекламы.

Династия коллекционеров

Все началось с нескольких скульптур Родена. Немецкий промышленник Август Тиссен (1842-1926) не только основал экономическую империю семьи Тиссен, но и заложил своего рода первый камень в выставленную сегодня в испанской столице коллекцию. Он был уже не слишком молод, когда пожелал начать собирать скульптуры и обратился к самому знаменитому и авторитетному мастеру того времени — французу Огюсту Родену, который создал для него семь произведений из мрамора. Этот скульптурный ансамбль долго оставался в собственности одной из ветвей семьи Тиссен, жившей в Германии, пока, наконец, в 1956 году они не выставили его на продажу. Тогда-то барон Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса и приобрел эти великолепные произведения. Четыре из них сегодня входят в коллекцию Кармен Тиссен-Борнемисы, они выставлены в холле музея и словно приветствуют посетителей.

В сохранившейся переписке между Роденом и Августом Тиссеном упоминается, что его сын Генрих начал собирать коллекцию произведений искусства. Генрих получил степень доктора философии в Лондонском университете, а в 1905 году женился на баронессе Маргит Борнемисе де Касон, дочери венгерского аристократа. Генрих Тиссен-Борнемиса поселился в Венгрии в замке Шлосс-Рохонс, принадлежавшем семье его супруги. Там он и разместил свою коллекцию. В 1919 году из-за революции, во главе которой стоял Бела Кун, Генрих был вынужден покинуть Венгрию. Свою предпринимательскую деятельность он перенес в Амстердам, где в 1921 году родился его сын Ханс Генрих.

Генрих Тиссен (1875-1947) долгое время не афишировал свое увлечение искусством. Когда же коллекция из замка Шлосс-Рохонс (так ее первоначально называли) была впервые представлена в 1930 году в мюнхенской Новой Пинакотеке на обозрение публики, это стало значительным событием для всех интересующихся искусством. Успех первой выставки вдохновил собирателя на то, чтобы продолжить коллекционирование картин, а также обратить внимание на скульптуру, мебель, гобелены, ювелирные изделия и другие произведения искусства.

Генрих Тиссен стал активно приобретать все новые и новые работы, демонстрируя при этом незаурядную интуицию и часто делая очень удачный выбор. Надо заметить, что его консультировали великолепные специалисты. Вначале Генрих сосредоточил свое внимание на немецких примитивистах, и вскоре в его коллекции появились выдающиеся образцы произведений художников этой школы, в том числе Ханса Бальдунга Грина, Альтдорфера, Дюрера, Кранаха и Гольбейна. Следуя традициям немецких коллекционеров, барон питал особое расположение к нидерландской живописи, поэтому он дополнил свою коллекцию работами Робера Кампена, Петруса Кристуса, Рогира ван дер Вейдена, Яна ван Эйка, Ханса Мемлинга и Хуана де Фландеса. Не ограничиваясь северным ренессансом, он приобретал живописные работы итальянского происхождения: например, «Портрет Джованны Торнабуони» Гирландайо, «Молодого рыцаря на фоне пейзажа» Карпаччо, «Портрет Ферри Каронделета с его секретарями» Себастьяно дель Пьомбо и «Святую Екатерину Александрийскую» Караваджо. Со временем к работам этих знаменитых мастеров присоединились произведения других художников, также занимающих видное место в истории живописи. В их число вошли картины английских живописцев Гейнсборо и Рейнольдса, французов Ватто, Фрагонара и Шардена, итальянцев Тициана, Веронезе, Тинторетто, Тьеполо, Каналетто, Гварди.

В 1932 году Генрих обосновался в Швейцарии — единственной европейской стране, где в 30-е годы прошлого века можно было рассчитывать на спокойную обстановку: во всяком случае, так казалось. Он приобрел виллу «Фаворита» — дворец, который был возведен в 1687 году на берегах озера Лугано и принадлежал прусскому принцу Леопольду. Здесь Генрих Тиссен-Борнемиса решил выставить собранные произведения искусства на обозрение публики. В саду виллы «Фаворита» началось строительство картинной галереи, в которой были обеспечены соответствовавшие всем музейным правилам условия хранения экспонатов.

В 1936 году строительство галереи на вилле «Фаворита» было завершено, и она распахнула свои двери для посетителей. Однако в 1939-м разразилась Вторая мировая война, и галерею пришлось закрыть. Только в 1949-м она открылась снова, теперь уже окончательно — благодаря стараниям Ханса Генриха, который продолжил дело отца, скончавшегося в 1947 году.

После смерти первого барона Тиссена-Борнемисы коллекция, насчитывавшая более 500 экспонатов, была поделена между его четырьмя детьми. Хансу Генриху было тогда 26 лет, он возглавил семейный бизнес и единственный из наследников решил продолжить дело отца. В непростое военное время Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса сумел сохранить пусть не всю, но большую часть коллекции.

Вернуть произведения искусства, собранные когда-то его отцом, — такую непростую задачу поставил перед собой Ханс Генрих. Однако первую картину ему удалось вернуть только в 1956 году: он купил ее у человека, не имевшего никакого отношения к их семье. Это был «Портрет молодого человека с кольцом» работы Франческо дель Косса (ранее состоял в коллекции Яна фон Паннвица).

Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса значительно расширил собрание, обратив внимание на живопись XIX и XX веков, которая в свое время не вызвала интереса у его отца. В первые годы своей деятельности барон добавил к коллекции такие выдающиеся произведения старых мастеров, как «Иисус и самаритянка» Дуччо де Буонинсеньи, «Натюрморт с кубком из наутилуса» Виллема Кальфа, «Западный фасад церкви святой Марии в Утрехте» Питера Янса Санредама, «Дама за туалетом» Франсуа Буше и «Портрет Асенсио Хулиа» Франсиско де Гойи.

В 1960-е годы Ханс Генрих начал собирать современное искусство, благодаря чему коллекция не только заметно изменилась, но и приобрела яркую индивидуальность. Отличительной чертой ее стал охват большинства наиболее заметных течений в современном западном искусстве; в легенду вошло тонкое художественное чутье барона, позволявшее ему распознавать исключительное качество живописных работ. Произведение искусства ХХ века он впервые приобрел в 1961 году - это была акварель немецкого художника Эмиля Нольде. В том же году барон купил целый ряд картин экспрессионистов. Это оказалось первым художественным направлением, к тому же в огромной степени пострадавшим от гонений нацистов, которое заставило его обратить взор на современное искусство. Закономерно, что интерес барона к немецкому экспрессионизму не сводился к его художественной ценности, а был связан еще и с исторической ситуацией, в которой развивался этот стиль: как известно, нацисты объявили его дегенеративным искусством и подвергли преследованиям, запретам и конфискациям. Барон заинтересовался картинами представителей этого направления по двум причинам: во-первых, они отражали общечеловеческие ценности, а во-вторых, служили свидетельствами своей эпохи. Живопись экспрессионистов во многом привлекла его своей колористикой и свободой самовыражения. Со временем ему удалось создать значительную коллекцию, которая считается одной из лучших в своем роде.

Восхищение немецкими экспрессионистами постепенно привело к тому, что Ханс Генрих принялся приобретать произведения, охватывавшие большинство направлений современной живописи. Особое внимание он уделил импрессионизму, постимпрессионизму и европейской живописи начала века, а также собрал представительную коллекцию русского и центрально-европейского авангарда. В число его приобретений входят картины Пикассо, Брака, Леже, послевоенная английская живопись, произведения в стиле поп-арта и гиперреализма.

Еще одна важная характеристика коллекции — присутствие в ней американской живописи XIX и XX веков. Барон начал покупать картины американских авторов XIX века, когда они еще не вызывали большого интереса у торговцев произведениями искусства даже в самих Соединенных Штатах. В настоящее же время они ценятся очень высоко. Этот раздел коллекции заполняет своего рода лакуну, характерную для большинства европейских музеев, что делает музей Тиссена важным ориентиром для всех заинтересованных специалистов и зрителей.

Как и следовало ожидать, наступил момент, когда галерея в Лугано оказалась тесной. Там удалось разместить только часть разросшейся коллекции, включающую картины старых мастеров; время от времени к ним присоединялись очень немногие картины современных художников. Тогда возникла идея проведения временных выставок в других странах, благодаря чему коллекция Тиссена-Борнемисы обрела мировую известность. Хотя надо заметить, что ей было не привыкать к путешествиям: когда отец барона расширил виллу «Фаворита», чтобы показать свое художественное собрание публике, он также организовал первую передвижную выставку в Мюнхене в 1930 году. В дальнейшем его сын Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса решил сделать коллекцию открытой и доступной, стремясь к расширению художественного взаимообмена и способствуя сближению разных культур.

Дворец Вильяэрмоса

Дворец Вильяэрмоса — одно из самых заметных зданий в стиле мадридской дворцовой архитектуры. Построен он в начале XIX века, хотя его история восходит к первым годам XVII столетия, когда стали возводиться постройки на том месте, где луга Прадо-Вьехо подошли к дороге Каррера-де-Сан-Херонимо. В течение XVIII века здесь сформировался новый придворный район Мадрида: представители высшей аристократии, тесно связанные с королевским домом, принялись возводить свои виллы неподалеку от дворца Буэн-Ретиро. С дворцом Вильяэрмоса с одной стороны соседствует дворец герцога де Лерма, впоследствии ставший собственностью герцогов Мединасели (сегодня здесь размещается отель-дворец), а с другой — дворец герцогов Бехар (сейчас в нем расположен Банк Испании).

В 1777 году дом Каса-де-Атри, ставший предтечей дворца, в котором сегодня размещается музей, приобрел в собственность Хуан Пабло Арагон-Аслор, XI герцог Вильяэрмоса. Род Вильяэрмоса, одна из самых старинных аристократических семей Испании, вел свое происхождение из Арагона и включал потомков Хуана II Великого, короля Арагона. XI герцог Вильяэрмоса поддерживал тесные связи с королевским двором, имел дипломатический ранг и был просвещенным эрудитом. В молодости он жил в Париже, где посещал салоны просветителей, подружился с д"Аламбером и Вольтером.

С самого начала герцог и его супруга донья Мария Мануэла де Пиньятелли пожелали расширить дом. Однако реконструкция и расширение дворца были осуществлены только в 1805 году, автором проекта и руководителем работ стал старший архитектор мэрии Мадрида Антонио Лопес Агуадо, ученик придворного архитектора Хуана де Вильянуэвы. В число его произведений входят ворота Пуэрта-де-Толедо, первоначальный проект Королевского театра в Мадриде и завершение музея Прадо после Пиренейской войны, в которой Испания отстаивала свою независимость. Новое здание дворца было завершено уже после смерти XI герцога Вильяэрмоса его вдовой и его сыном Хосе Антонио де Арагон-Аслор, XIII герцогом Вильяэрмоса (1785-1852). Площадь дворца увеличилась почти вдвое, к тому же добавился еще один этаж. Фасады дворца оформлены в неоклассическом стиле, характерном для той эпохи.

Герцоги Вильяэрмоса, тесно связанные с королевским двором, проявляли большой интерес к литературе и искусству. В их дворце была обширная библиотека, здесь устраивались литературные вечера, ими руководил поэт Томас де Ириарте. Хосе Антонио Арагон-Аслор играл заметную роль при дворе, был назначен послом. Следуя сложившейся семейной традиции, он покровительствовал писателям, художникам и архитекторам, в числе которых были Агуадо, Висенте Лопес и Мадрасо: вместе с ними он учился в Королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо.

В 1846 году один этаж дворца был сдан в аренду мадридскому Художественно-литературному лицею, созданному несколькими годами ранее. Лицей пробыл здесь десять лет, пока не прекратил свое существование в 1856 году. Он был одним из самых выдающихся культурных учреждений Мадрида эпохи романтизма. В деятельности лицея принимали участие многие известные живописцы, писатели и музыканты, а также журналисты и политики, посещали его и аристократы. Достаточно назвать такие имена, как Эскивель, Соррилья, Перес Вильяамиль, Гутьеррес де ла Вега, Рамон Месонерос Романос или маркиз де Молинс. Для художников и любителей искусства здесь организовывались вечера, практические занятия и другие культурные мероприятия. Деятельность лицея отражалась как в его собственном журнале, так и в других печатных изданиях того времени. Это заведение играло важную роль в культурной и общественной жизни столицы. Ежегодные экспозиции произведений изящных искусств в лицее стали предтечей национальных художественных выставок. Первая из них состоялась в 1856 году, то есть в год закрытия лицея. Широкую известность получили проводившиеся в нем балы-маскарады, которые впоследствии переместились в Кружок изящных искусств.

Среди членов лицея был и Марселино Арагон-и-Аслор, сын герцога Вильяэрмоса, унаследовавший титул после смерти отца в 1852 году. И он, и его дочь Кармен, будущая герцогиня Вильяэрмоса, вышедшая замуж за графа Гуаки, неизменно поддерживали традицию культурного меценатства, в том числе и после закрытия лицея. С юности герцог дружил с поэтом и драматургом Соррилья, который часто жил в этом дворце, приезжая в Мадрид. Дон Марселино установил для него пенсию, которую впоследствии продолжала выплачивать его дочь Кармен, в том числе и вдове уже умершего поэта.

В конце XIX века целый этаж дворца сняла в аренду маркиза Скилаче, открывшая здесь один из самых известных мадридских салонов того времени, который продолжил традиции литературно-художественных вечеров уходившего столетия. В ее салоне собирались видные политики, представители высшего общества и дипломаты из разных стран. Хотя этот салон не был собственно литературным, он получил широкую известность и заслужил отзывы наиболее выдающихся летописцев того времени, в том числе писательницы Эмилии Пардо Басан.

В первой половине ХХ века во дворце продолжала жить семья Вильяэрмоса. Он считался одним из самых великолепных мадридских дворцов, и журнал «Бланко и негро» в 1966 году посвятил ему обширный репортаж. На эксклюзивных фотографиях перед читателями предстали интерьеры, которые тогда сохраняли свою первоначальную планировку. Особо выделялись бальный зал, часовня и главная лестница.

В 1973 году дворец приобрел банк «Банка Лопес Кесада», чтобы разместить здесь центральный офис. Тогда в интерьерах была произведена перепланировка по проекту Морено Барберы. Чтобы приспособить здание к потребностям банка, внутреннее убранство было по большей части уничтожено и сохранилось только в анфиладе, выходящей в сад.

После банкротства и исчезновения банка здание перешло в 1983 году в собственность государства. В течение нескольких последующих лет музей Прадо организовывал в нем выставки (вход производился с улицы Каррера-де-Сан-Херонимо), разместил офисы (в них проходили через сад) и Фонд друзей музея Прадо.

В 1989 году, когда начались переговоры о размещении коллекции Тиссена-Борнемисы в Испании, дворец был отведен под будущий музей Тиссена-Борнемисы. Тогда в нем была проведена полная перепланировка интерьеров по проекту архитектора Рафаэля Монео.

Программа организации музея была четкой и ясной. Здесь предстояло разместить коллекцию, которая включала в себя почти 800 картин и отличалась большим разнообразием (от работ фламандских и итальянских примитивистов до произведений современного искусства). С самого начала предполагалось адаптировать музейное собрание к дворцовой архитектуре. При этом помещение должно было удовлетворять всем музейным стандартам, указанным в договоре о временном предоставлении художественной коллекции. Мало того, предстояло еще и восстановить архитектуру здания, приблизив ее к первоначальному дворцу Вильяэрмоса.

Вход для посетителей было решено перенести с улицы Каррера-де-Сан-Херонимо в сад, выходящий на улицу Соррилья. Такое решение объяснялось двумя причинами: во-первых, благодаря этому восстанавливался и обретал былую значимость северный фасад дворца, а во-вторых, музей получал спокойную и тихую зону для входа. За фасадом размещено крытое патио высотой в три этажа, оно имеет потолочное освещение, а залы музея расположены вокруг этого патио, так что посетители передвигаются по кругу.

Благодаря перепланировке самый верхний этаж музея, отведенный для коллекций старинной живописи, получил естественное освещение. В то же время два других этажа, где расположены остальные коллекции, выходят окнами на бульвар Пасео-дель-Прадо. Посетители могут любоваться прекрасными видами, открывающимися взору в районе бульвара и улицы Херонимос.

Очевидно стремление архитектора придать всему зданию сдержанность. Тщательное соблюдение пропорций, продуманный дизайн напольных покрытий, отделка массивных несущих стен, изящное стукко и другие элементы свидетельствуют о том, что автор проекта старался максимально приблизиться к первоначальной архитектуре дворца. Благодаря этому посетители, прибывающие сегодня во дворец Вильяэрмоса, могут наслаждаться и его прекрасной архитектурой, и великолепными образцами живописи.

Знаменитый на весь мир Музей Тиссена-Борнемисы (Museo Thyssen-Bornemisza) находится неподалёку от музея Прадо во дворце Вильяэрмоса, построенном в начале XVIII века.

Перед музеем установлена знаменитая скульптура «Ночь» Антонио Лопес Гарсиа – голова спящего ребёнка.

История музея Тиссена-Борнемисы

До 1993 года богатейшая коллекция музея принадлежала семье Тиссена Борнемисы и была одним из самых крупных частных собраний произведений искусства в мире.

Начало частной коллекции положил крупный промышленник из Германии Август Тиссен, бывший страстным коллекционером произведений искусства.

Во времена Великой депрессии он выкупил из частных американских коллекций огромное количество шедевров мирового искусства, которые были вывезены из воюющих европейских стран в ходе II Мировой войны.

Картина Виттора Карпаччо «Портрет рыцаря», 1510 г.

Всего барон выкупил более пятисот картин, одним из первых его приобретений был «Портрет рыцаря» Виктора Карпаччо .

Его дело продолжили его потомки. Особенно большой вклад в семейное увлечение сделал его Генрих фон Тиссен-Борнемиса, который унаследовал от отца не только семейный бизнес, но и его любовь к искусству.

Позже Тиссены переехали в Швейцарию, где они открыли частную картинную галерею, получившую широкую известность в мире.

Потомки барона собирали не только произведения живописи, но и другие ценности – в частности, Ганс Тиссен- Борнемиса увлекался ювелирными изделиями. Он значительно расширил ассортимент коллекции предметами старинной мебели, гобеленами, изделиями из керамики, слоновой кости и хрусталя.

Когда в конце 80-х годов прошлого столетия барон объявил, о том, что ищет помещение для своего уникального собрания, многие страны стали состязаться за право выставить их в своих музеях.

Решающую роль в выборе Мадрида сыграла супруга барона, бывшая испанская фотомодель, победительница конкурса красоты «Мисс Каталония -1961».

Сначала картинная галерея была выставлена в Мадриде на выставке в Национальной библиотеке в Мадриде. Позднее в 1993 году при активном посредничестве баронессы Тиссен — Борнемиса большая часть коллекции была выкуплена испанским правительством за 44 100 миллионов песет (350 миллионов долларов).

Музей Тиссена-Борнемисы — посетители любуются знаменитыми картинами

По некоторым оценкам это была очень заниженная сумма. В настоящее время её стоимость достигает 700 миллионов Евро.

После смерти супруга баронесса продолжила пополнять коллекцию, которую она ежегодно передаёт в аренду государству. Её личная коллекция, состоящая из двух сотен картин, экспонируется в отдельном зале.

Частично экспонаты коллекции выставляются в музеях Барселоны, и других городах Испании.

Известные экспонаты музея


В коллекцию знаменитого музея входят многочисленные произведения разных эпох европейской и американской живописи, эпохи Возрождения, полотна в стилях реализма, импрессионизма, примитивизма, экспрессионизма, маньеризма, барокко, готики испанских, итальянских, голландских мастеров .

Здесь буквально проследить всю европейскую историю изящных искусств.

В музее представлены картины на религиозные и мистические сюжеты, великолепные пейзажи и портреты. Знаменитые работы таких признанных мастеров мирового искусства как Доменико Гирландайо, Витторе Карпаччо, Караваджо, Гогенem.

Ценители Эль Греко имеют возможность полюбоваться его картиной «Благовещение».

Отдельная экспозиция посвящена работам импрессионистов и постимпрессионистов – Ван Гог, Ренуар, Модильяни, Клод Моне, Дега .

В сокровищнице музея хранятся работы русских художников – «Серые дома, Витебск» Марка Шагала, полотна Василия Кандинского, Казимира Малевича.

В коллекции произведений ХХ века представлены работы кисти Пабло Пикассо, Пита Мондриана, Хоппера.

«Серые дома, Витебск» Марка Шагала написанная в 1917 году

Особую гордость музея составляет картина великого сюрреалиста ХХ века – Сальвадора Дали .

Одно из самых знаменитых произведений коллекции Тиссен-Борнемиса – портрет Джованны Торнабуони , который считается символом музея, написанный знаменитым флорентийским художником Доменико Гирландайо.

Несомненными жемчужинами собрания являются «Святая Каролина» кисти Караваджо , «Человек с кларнетом» Пикассо и «Картина с тремя пятнами» Василия Кандинского .

Справочная информация для туристов:

Музей располагается по адресу : Paseo del Prado, 8

Время работы: Музей работает ежедневно с 10-00 до 19-00, только в понедельник в музей можно попасть с 12-00 до 16-00 и только в основной зал.

В музее проходят дополнительные выставки, как правило, на них в субботу можно попасть до 21-00.

Как добраться до музея: Доехать до него можно на метро, станция – Banco de España (Вторая линия).

Кроме того, до музея ходят городские автобусы №№ 1, 2, 5, 9, 10, 14, 15, 20, 27, 34, 37, 41, 51, 52, 53, 74, 146 и 150.

При музее имеется общественная парковка для автомобилей.

Вход в музей Тиссена-Борнемисы стоит 7 евро

Стоимость входного общего билета для взрослых – 7€ — 10€, в понедельник вход бесплатный. Если хотите попасть на дополнительные выставки, нужно будет доплатить ещё от 6€ до 17€

Бесплатно могут входить дети до двенадцати лет, официальные безработные (при наличии удостоверяющего документа) и члены Международного Совета Музеев.

Билеты со скидками предоставляются : пенсионерам, людям старше 65 лет, студентам (независимо от возраста и национальной принадлежности при наличии удостоверяющего документа), преподавателям факультетов изящных искусств, членам многодетных семей, инвалидам и лицам их сопровождающих.

За 30 минут до закрытия доступ в музей прекращается. Посетители должны покинуть залы музея за пять минут до закрытия.

Билеты можно приобрести в кассах у входа или на сайте https://entradas.museothyssen.org/espanol/individual/index.php

Музей Тиссена – Борнемиса, несомненно, является уникальнейшим собранием шедевров мирового искусства, посещение которого принесёт огромное удовольствие даже далёким от мира живописи людям.

Однако он привлекает к себе не только богатейшей коллекцией картин. Открытая терраса ресторана «Эль Мирадор» при музее, с которого открывается великолепная панорама на город – излюбленное место жителей и гостей испанской столицы.


В Мадриде едва ли не в каждом музее хранятся художественные ценности разных направлений и эпох. Увлечение живописью свойственно человеку во все времена, так монархи Испании многие века собирали коллекции полотен, гобеленов, гравюр. Но когда искушенному туристу хочется посмотреть что-нибудь этакое, он непременно посетит Музей Тиссена-Борнемисы.

Данный музей – наикрупнейшая частная коллекция картин в мире до 1993 года, ныне государственная. В этом вопросе Испания сумела обойти своего постоянного соперника – Великобританию. Музей Тиссена-Борнемисы находится в и входит в «Золотой треугольник искусств» наряду с и . Коллекция полотен содержит работы голландской, английской и немецкой школ, картины итальянских художников, а также малоизвестные работы американских мастеров второй половины ХХ века. Картины занимают все комнаты дворца герцога Вильяэрмоса, небольшая часть из них в настоящее время выставляется в Барселоне.

Исторические штрихи

Свое начало коллекция картин берет в период Великой депрессии, когда происходила массовая перепродажа произведений искусства из-за финансовых трудностей. Барон Генрих Тиссен-Борнемиса был состоятельным немецким промышленником, что позволило ему начать скупать шедевры из американских тайников, европейских собраний, у родственников и возвращать их на историческую родину, в Европу. Первой покупкой была работа Витторе Карпаччо «Портрет рыцаря». Всего бароном было куплено около 525 картин, которые были перевезены в Швецию и оформлены в первую выставку.

В 1986 году по приглашению правительства Испании вся коллекция (а это уже порядка 1600 шедевров!) переехала в Мадрид в центр города во дворец, а через шесть лет при посредничестве жены барона, все полотна были на особых условиях выкуплены Королевством. По оценкам специалистов цена сделки была примерно в три раза ниже рыночной стоимости.

Музей Тиссена-Борнемисы содержит произведения таких мастеров как Мемлинга, Карпаччо, Альбрехта Дюрера, Рафаэля, Рубенса, Ван Гога, Клода Моне, Пикассо, Пита Мондриана, Эгона Шилле, Рубенса, Гогена и многих других. Практически за сто лет одной семьей были собраны уникальные творения всех направлений.

Эпохи размещены по хронологии, начиная с 13 века и заканчивая современностью. Наследники барона по прежнему выкупают картины и помещают их в музей, который из-за дефицита помещений в 2004 году решили увеличить. В итоге, к замку пристроили современный выставочный комплекс с открытой террасой. В музее также проводят тематические выставки и концерты.

Когда и как посетить?

Картинная галерея в Мадриде работает каждый день с 10 утра до 19 вечера, на временные экспозиции график работы устанавливается индивидуально. Билет в музей Тиссена-Борнемисы можно купить в кассе, онлайн или заказать по телефону. Для пенсионеров и студентов ЕС предусмотрены скидки, дети до 12 лет проходят бесплатно. Стоимость билетов и график работы уточняйте на сайте. В музее вам не позволят пройти внутрь с крупными сумками, рюкзаками, зонтами, едой. Также нельзя фотографировать.

До музея Тиссена Борнемисы можно добраться :

  • веткой L12 до станции Banco de España;
  • на маршрутных автобусах № 1, 2, 5, 9,10, 14, 15, 20, 27, 34, 37, 41, 51, 52, 53, 74, 146 и 150;
  • на поезде до станций следования Atocha Station или Recoletos Station;
  • на машине по координатам: долгота - -3.694894122753908, широта - 40.41582644548819.

Просмотров