Размышления помогут научиться концентрироваться. Упражнения для концентрации. Как научиться мыслить лучше том вуджек

Умение концетрироваться помогает нам в самых необычных ситуациях. Работая в коллективе, но при этом выполнять свои задачи, сосредотачивая внимание именно на решении своей проблемы. Что же поможет приобрести умение концетрироваться? Как научиться концентрировать свое внимание?

Размышления являются единственным приемом, который наиболее подходит для развития навыков концентрации. Они не только помогут вам отточить ум, но и позволят глубже понять любую изучаемую проблему. Упражнения на размышление являются неотъемлемой частью наших занятий. Какова бы ни была проблема, размышляя, мы пробиваемся сквозь лежащие на поверхности идеи, истины и законы, чтобы постигнуть скрытый глубочайший смысл. Именно так величайшие художники, изобретатели, мистики и ясновидцы на протяжении всей истории человечества черпали свои знания.

Без глубоких размышлений невозможно приподнять завесу тайны над многими явлениями, поэтому большинство людей имеют лишь поверхностное представление об окружающей их действительности. Как часто мы сами себя обманываем, считая, что знаем все о предмете, предоставив факты и приведя логические аргументы! Возможно, что-то мы и знаем, но это "что-то" может быть лишь малой частью всей картины, и, конечно, мы знаем не все.

Позвольте привести один пример . Чем отличается помидор, сорванный еще совсем маленьким и зеленым, от плода, которому дали вызреть и налиться соком? Съев недозрелый помидор, вы можете утверждать, что узнали вкус помидоров, и вы будете отчасти правы, утверждая, что они горькие и невкусные: это следует из вашего опыта. Но вот вы пробуете сочный спелый помидор и видите, что до этого заблуждались. Ваши знания о помидорах значительно расширились, так как теперь вы попробовали оба вида и знаете разницу. Потенциальные возможности зеленого помидора были сначала скрыты от вас. Подобным образом, однажды прочитав эту книгу, вы можете заявить, что теперь знаете, как действует сила мозга, и это верно: у вас появились основные понятия об этой проблеме. Но намного важнее не просто прочитать книгу, а практически испробовать описанные в ней приемы. Научившись этому, вы получите больше возможностей постигнуть тайны сил мозга, чем человек, вооруженный лишь теоретическими знаниями. Лишь размышление над проблемой позволяет глубже ее постичь.

Упражнения для развития концентрации

Размышляя, мы используем свой мозг, словно луч фонарика, чтобы отыскать нужную информацию. Размышление заключается в том, чтобы взять идею, мысль или истину и глубоко ее прозондировать. Это дисциплинирует мозг, приучая его постоянно концентрироваться на предмете размышлений, пока вы будете неоднократно пересматривать и обдумывать содержание проблемы, устанавливая скрытые отношения и обнаруживая ранее незамеченные связи. Можно размышлять над тем, что вас вдохновляет, или над тем, что хотите глубже понять. Допустим, вы хотите обдумать утверждение, что мысли обладают реальной силой. Используя для контроля часы (я советую выполнять упражнения на размышления не менее пяти и не более десяти минут), начните концентрироваться на том, что "мысли обладают реальной силой". Полностью растворитесь в этом утверждении, глубоко погрузившись в мысли о нем.

Задайте себе вопросы типа: "Что это значит?", "Что под этим подразумевается?", Как это может повлиять на меня?", "Могу ли я извлечь из этого пользу?". Размышляйте над этим в течение отведенного времени, не позволяя мозгу уклоняться от нужных мыслей. Если ваша мысль постоянно блуждает во время размышления, а так будет обязательно, мягко, но уверенно верните ее к предмету размышлений.

На начальном этапе создайте обстановку в помещении, для этого вполне подойдет удобное кресло, прикрытыми шторами окна и тишина. Когда вы научитесь размышлять, то вам подобные условия могут уже не понадобиться. На начальном этапе упражнений на размышление ваша мысль будет уклоняться от предмета десять-двадцать раз за пятиминутный период. В ходе упражнения вам может прийти в голову совершенно отвлеченная мысль. Воспоминания из прошлого, мысли о несделанных делах, а также различные желания, беспокойства и фантазии будут помимо воли возникать в мозгу, стараясь рассеять ваше внимание.

Не позволяйте им отвлекать себя от основного задания. Осознав, что ваш мозг занят ненужными мыслями, забудьте о них я продолжайте размышлять с момента, на котором остановились. Ваш мозг еще не дисциплинирован и не привык к подобному режиму работы. Ему проще размышлять о чем попало и концентрироваться на том, что больше нравится. Вскоре он заскучает, решив, что здесь больше не о чем размышлять; мысли станут беспокойными.

Не обращайте внимания на эти ощущения, а просто верните его к основной теме размышлений, постоянно напоминая об установленном лимите времени. Это воистину великолепная гимнастика для ума. Теперь вы можете направлять и контролировать свой мозг, а не он вас. Если вы будете продолжать выполнять это упражнение в течение нескольких дней и недель, то произойдут две вещи.

Во-первых , приучая свой мозг к дисциплине и тренируя его таким образом, вы разовьете в себя способность к концентрации, станете активнее и созидательнее.

Во-вторых , ваше, до этого момента ограниченное, логическое понимание того, над чем вы размышляете, станет значительно глубже.

Вы обнаружите , что во время размышления у вас будет иногда возникать чувство радостного волнения и просветления, как будто для вас открылась истина. Во время размышлений неплохо всегда иметь под рукой карандаш и бумагу, чтобы записывать новые мысли и идеи, которые придут вам в голову.

Вы обнаружите , что теперь воспринимаете идеи на чувственном уровне, а это гораздо эффективнее простого логического осмысления. Таким образом, вы сможете глубже изучить проблему. Скрытую силу мозга можно развить с помощью упражнений; способность думать правильно и эффективно приходит с практикой.

Начните прямо сегодня развивать свою способность к концентрации, занимаясь размышлениями. Вы можете начать с размышлений о том, что обладаете мощным подсознанием или что мысли влияют на реальность, либо с множества других принципов, способных полностью изменить вашу жизнь, которые содержатся в этой книге. Но каков бы ни был предмет ваших размышлений, вам воздается сторицей.

Расхожий студенческий афоризм гласит, что лекция - это процесс перевода записей преподавателя в записи студента, минуя головы их обоих. Не знаю, как насчет преподавателей, но истинность второй части фразы могу подтвердить самолично: от доброй половины вузовских курсов мне сейчас вспоминаются лишь названия. Вся остальная информация по этим предметам лежит у меня на шкафу, аккуратно перевязанная ленточкой.

Сила ключевых слов

Тони Бьюзен в своей книге Make the Most of Your Mind описывает эксперимент, в котором нескольким группам студентов было предложено воспроизвести одну и ту же лекцию.

Хуже всего справились студенты, которые не делали записей вообще. Чуть лучше те, кто записал лекцию целиком. Краткие конспекты оказались гораздо более эффективными, а самые лучшие результаты показали те, кто записывал лишь ключевые слова, как писал Даниэль Лапп, «где внимание, там и память». Теперь эти слова расположены рядом, а не теряются в море избыточного текста. Плюс теперь мы не делаем кучу добавочной работы, сначала записывая лишние слова, а потом их прочитывая, а потому можем сосредоточиться на выявлении смысловой структуры текста.

Для того чтобы сделать более понятной взаимосвязь между ключевыми словами в конспекте, можно соединить их стрелками и линиями. А чтобы подключить к процессу творческое правое полушарие, можно часть ключевых слов заменить картинками, поиграть с размерами букв и способом написания, добавить разные цвета.

И вот мы уже буквально в шаге от продвинутой методики конспектирования, предложенной английским психологом Тони Бьюзеном - ментальных карт.

Карта эффективного ума

Ментальная карта - способ ведения записей, который созвучен естественному способу мышления. Карта отражает смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие связи между понятиями, частями. Это ветвистая структура, в центре которой расположено слово или изображение, кодирующее основную тему. От нее отходят ветви-подтемы, каждая из которых, в свою очередь, разрастается более мелкими веточками и так далее. Подобная структура безгранична.

А потому, начав использовать этот метод, вы будете частенько обнаруживать, что бумага уже кончилась, а идей еще навалом.

Еще одно преимущество ментальной карты - ее гибкость. Если в процессе линейного конспектирования вам пришла в голову идея относительно предыдущих пунктов, то, чтобы записать ее, вам нужно делать выноску, писать на полях или между строк. Когда подобное происходит достаточно часто, то в какой-то момент понять что-то в ваших записях будет уже невозможно. На карте же нужно всего-то добавить веточку: это не разрушает структуру записей, а наоборот, дополняет.

Занимательная картография

Постепенно вы разовьете свой собственный стиль ведения ментальных карт, но на первом этапе есть несколько рекомендаций, которых стоит придерживаться.

Берите бумагу формата не меньше А4. Располагайте лист горизонтально.

Используйте только один центральный образ - желательно рисунок, а не слово.

Старайтесь использовать отдельные слова, а не словосочетания.

Направляйте главные ветви к углам листа, а дополнительные изгибайте, чтобы заполнить весь лист.

Не оставляйте слова висеть в пространстве. Под каждым словом должна быть ветка.

Главные ветви - толще производных.

Не поворачивайте лист, чтобы было проще писать: слова над ветками будут перевернутыми и это затруднит быстрый обзор.

Используйте цвета, декоративные шрифты, стрелки, рисунки, объемные изображения.

Выберите свой цвет для каждой главной ветки и ее производных. Тогда даже если разные ветви в какой-то момент смешаются, карта не потеряет наглядности.

Искусство пропускать информацию через себя

Интеллект-карта - не просто другой способ конспектирования, а совершенно иной подход к ведению записей, в котором акцент смещается с информации как таковой на того, кто ее воспринимает, - на вас. Запоминается лишь то, что значимо. То, что вам не нужно и не интересно, вы толком никогда не запомните - смиритесь с этим. Вы можете это вызубрить и ответить на экзамене, но через несколько месяцев от этой информации не будет и следа.

Ментальная карта - это способ пропустить информацию через себя. Это не столько запись самой информации, сколько мыслей, которые она у вас вызвала. Поэтому она очень индивидуальна, она растет, скорее, за вашими ассоциациями, чем за логикой информационных блоков, а поэтому ее структура может местами совпадать с иерархией текста, а может и не совпадать. Некоторые ветви карты могут не иметь непосредственного отношения к предмету, но зато они имеют непосредственное отношение к вам. К тому, что вы уже знаете. К тому, как собираетесь использовать эту информацию. К тому, как к ней относитесь, какие чувства она у вас вызывает, на какие воспоминания наталкивает.

Ведь запоминание - это связь поступающей информации с той, что уже есть. Сама структура ментальной карты способствует поиску этих связей. Каждый ключ наглядно связан с соседними и с общей темой.

При работе со сложным текстом рекомендуется просмотреть его несколько раз, составить представление о предмете, об основных его аспектах и взаимосвязи между ними - о том, что станет на нашей карте ветвями первого уровня. А потом уже детализировать эту общую структуру по мере необходимости. При таком подходе получается, что для любой новой информации уже есть готовая ячейка, в которую та охотно ложится.

Чтобы хорошо запомнить какую-то информацию, ее стоит несколько раз повторить. И тут мы сталкиваемся еще с одним преимуществом. То, что называется «повторение по конспекту», на деле является повторным прочтением: в отличие от активного процесса извлечения информации из памяти тут лишь очередное пассивное восприятие. Повторение ментальной карты происходит иначе - вы просто рисуете ее по памяти.

Сделать это не так уж сложно. Поскольку, в отличие от страниц конспекта, ментальные карты цветные и яркие и каждая не похожа на другую, то тут к делу подключается еще и визуальная память. Кроме того, эксперименты с произвольным и непроизвольным запоминанием показали, что наиболее эффективно память работает тогда, когда есть установка на запоминание материала, но при этом оно не прямая цель работы. Когда мы строим карту, она и есть цель, а информация лишь строительный материал. В этом случае сознательное старание запомнить не мешает нашей памяти и она работает очень эффективно.

После того как ваша карта готова, сравните ее с исходной. Они не должны стопроцентно совпадать - пока вы строили вторую карту, вам могли прийти другие ассоциации, более подходящие формулировки или удачные способы композиции. Но если вы не смогли построить какую-то ветку, то, значит, над этим аспектом материала стоит еще поработать.

Не жалейте времени. Проработать текст и построить карту - несколько дольше, чем просто прочесть раз и забыть. В результате вы выигрываете многократно. Воспринимайте ментальную картографию как вид искусства, собственно, этим она и является.

Во время чтения помечайте на полях то, что может пригодиться для построения карты. Первый вариант удобно строить программе MindManager (www.mindjet.com) - специальном пакете для построения ментальных карт. Бьюзен утверждает, что для того, чтобы информация прочно закрепилась в долговременной памяти, достаточно пяти повторений: через десять минут, на следующий день, через неделю, через месяц и через четыре месяца.

При последующих повторениях добавляйте в карту мысли, которые пришли вам в голову за прошедшее время и новую информацию по теме. Возможно, вам захочется полностью перекомпоновать карту в свете теперешнего понимания предмета, - не отказывайте себе.

Если вы готовите доклад или статью, то пронумеруйте ветки в том порядке, в котором будете их излагать, или соедините стрелками другого цвета.

Вы слышали, что мысли материальны?

Как-то я прочитал такое выражение: «Бедность мыслей порождает бедность действий, бедность действий порождает бедность жизни». Задумайтесь, насколько точно сказано!

Именно мысли определяют наши действия. А действия определяют результат! Чем шире и смелее ваше мышление, тем более впечатляющих результатов вы можете добиться.

Как использовать силу мысли по максимуму и как научиться мыслить «правильно»?

Давайте разберемся…

Как сформировать мышление победителя?

Задумайтесь вот о чем. Все мы мыслим разными категориями . Для кого-то легко представить себе, что он или она могут построить свой , зарабатывать несколько десятков/сотен или даже миллионов $ в месяц, путешествовать по всему миру, покупать дорогие авто, спасать людей/животных/планету… А кто-то даже мечтать не может о том, чтобы уволиться с нелюбимой низкооплачиваемой работы, выглядеть так, как эти улыбающиеся с обложек глянца знаменитости, или о том, чтобы поехать на отдых куда-то за пределы своей страны.

Вам это знакомо? А теперь просто сравните свои мечты и свои результаты.

Оказывается, у людей, которые добились выдающихся успехов, и у которых есть все то, о чем многие боятся даже мечтать, и мышление отличается от этих «многих». Как?

Успешные люди:

  • Не впадают в ступор, если чего-то не знают или не умеют. Они сразу начинают думать о том, как узнать/научиться либо, к кому можно обратиться за помощью. То есть, ищут решение, а не жалеют себя.
  • Не паникуют, если сейчас у них нет нужных ресурсов для достижения результата. У них нет мыслей типа «О, у меня нет на это денег, я не могу себе это позволить. Ну ладно». Для них это просто очередной вызов. И вместо нытья и отказа от своего желания, они садятся и разрабатывают план, как получить необходимые ресурсы и достичь цели.
  • Они не думают, что кому-то повезло больше . Кто-то отхватил себе должность получше, оказался в нужном месте в нужное время, над кем-то звезды сошлись в правильном узоре. Нет. Видя человека, который достиг большего, они задаются только одним вопросом «Что мне нужно сделать, чтобы достичь таких же высоких результатов?».

То есть, такие люди не думают, что им что-то не доступно, что им в чем-то не повезло и остается только смириться с таким положением вещей. Они всегда готовы действовать.

Да, я согласен, поменять свое мышление, которое формировалось годами, крайне сложно. Но возможно! Хотите, чтобы ваши мысли работали на вас, а не против?

Тогда смотрите это видео прямо сейчас:

Как заставить силу мысли работать?

С общими принципами мышления разобрались. А теперь давайте конкретно. Как же запустить эту самую силу мысли и заставить ее работать на исполнение ваших желаний?

  • Четко сформулируйте желание

Желание по типу «Хочу похудеть и накачаться» — это размытое и не конкретное желание. Представьте его более точно. К примеру, «Хочу похудеть на 5 кг и подкачаться до уровня Арнольда Шварцнеггера». С таким четким желанием вероятность его исполнения гораздо выше.

Почему? Все просто. Такое желание становится кристально понятным для мозга. А значит, превращается для него в одну из многих задач, которые он привык решать . И если вы действительно чего-то хотите и думаете об этом постоянно, у мозга нет другого выхода, кроме как найти решение.

И неважно, что вы там себе загадали. Тело, как у фитнес-модели, или новый автомобиль, или поездку в горы, или… Если это желание четко сформулировано, вы притянете все необходимые ресурсы для его исполнения.

Кстати, я знаю, что многие сомневаются насчет материальных желаний. Сбудется ли? Можно ли загадывать машину/квартиру/яхту? Можно. И даже нужно. Особенно, если вы строите свое дело. Вам просто необходимо желать материального. Это не означает, что придется сконцентрироваться только на доходе в $5000/$10 000/$100 000 и забыть обо всем остальном. Нет. Но материальные желания очень помогают в развитии бизнеса. Почему? Смотрите в этом видео:

  • Сфокусируйтесь на одной мечте

Да, все мы хотим сразу и много. И тут легко обмануться, поверив в волшебную силу мыслей. Даже если вы ежедневно (и в день по 100 раз) будете думать «хочу похудеть, шоколадку, поехать в Италию, научиться петь и купить дом на берегу Тихого океана», ничего не выйдет. Сила мысли не сработает. Потому что на самом деле среди всех этих желаний для вас нет главного. Того самого, которое зажжет вас, заставит бредить этой идеей. Вам все равно, что вы получите: шоколадку, поездку или стройную фигуру. А значит, вы ничего из этого не хотите действительно.

Понимаете разницу? Сила мысли работает только для сильных желаний . Она притягивает то, чего вы хотите по-настоящему. Вот и весь секрет. Поэтому подумайте хорошенько: А чего хотите вы?

  • Не забывайте, что желание должно быть выполнимым

Вы можете всей душой хотеть покататься на единороге, поиграть в квиддич или познакомиться с эльфом из Средиземья. Но, увы и ах, в настоящее время эти желания вряд ли можно исполнить. Поэтому даже самая сильная мысль тут не принесет результата.

То же самое касается и более приземленных, но все же маловыполнимых желаний. Например, желание за день с абсолютного нуля, конечно, яркое, но вряд ли выполнимое. Особенно, если в его реализации полагаться только на силу мысли.

  • Установите конкретные временные рамки

Это тоже часть конкретизации желания. Когда вы говорите себе «Хочу похудеть на 5 кг», это еще не четкое желание. Так вы можете и год, и 2, и 5 худеть на эти злополучные 5 кг. А вот «Хочу похудеть на 5 кг за 2 месяца» — это уже правильное, конкретное желание.

Но тут важно не ставить нереальных рамок , иначе ваша мысль не будет отвечать предыдущему критерию – выполнимости. Похудеть на 5 кг за полчаса вряд ли возможно. Даже если «у-меня-свидание-через-полчаса-очень-очень-нужно».

Поэтому выставляйте себе рамки, но будьте объективны. Реально оценивайте свою текущую ситуацию и то, к чему вы хотите прийти. Так как, ориентируясь на слишком долгий период, вы рискуете вообще отказаться от своего желания. А поставив для себя слишком жесткие рамки, можете получить стресс от того, что двигаетесь не так быстро, как хотелось бы.

  • Не говорите о своем желании никому

На самом деле, этот совет очень спорный. Я встречал разные точки зрения. Кто-то считает, что не стоит никому говорить о своем желании. Так как, озвучивая его вслух, вы убеждаете мозг, что вы уже получили то, чего хотели, и он перестает работать на достижение цели.

Однако есть и другая точка зрения. Ведь не зря сейчас так популярны всевозможные декларации и публичные обещания. Смысл прост. Объявив большому количеству людей о том, что планируете чего-то достичь, вы тем самым стимулируете себя действительно работать над достижением цели. Ведь согласитесь, прилюдно признаться, что вы не сумели исполнить свое желание, недостаточно старались и отнеслись к обещанию несерьезно как-то стыдно.

Как же лучше поступить? Я считаю, что говорить о желании стоит. Но не кричать о нем на каждом шагу. А сказать тем, кто поддержит вас, даст мотивацию, воодушевит, поможет верить в свою цель, даже если вы сами начнете терять веру и силы.


Тренировка ума

Глава 3.

Анатомия тренировки ума

Сила ума проявляется в упражнении, а не в покое.
Александр Поп, поэт

УПРАЖНЕНИЕ
Как вы оцениваете уровень своего интеллекта?

Неважно, к какой категории вы себя отнесли. Помните о том, что уровень интеллекта - то есть способность к концентрации внимания, к логическим рассуждениям, к созданию зрительных образов, ваше воображение, умение принимать решения, наконец, способность ясно и творчески мыслить - в значительной степени зависит от того, насколько часто и интенсивно вы тренируете свой ум. Если вы почувствовали себя не в форме, не надо падать духом: вы можете исправить положение, если будете давать нагрузку мускулам вашего ума. Если же вы чувствуете, что ваш интеллект в прекрасном состоянии, не забывайте поддерживать этот уровень постоянными упражнениями. Даже олимпийские чемпионы нуждаются в тренировке.

Итак, если вы хотите укрепить мускулы своего ума, прежде всего задайте себе вопрос: "Каким образом я могу повысить работоспособность своего мозга?"

Во-первых, давайте познакомимся с различными вида--ми мыщц мышления. Для этого выполним следующее упражнение.

"Пробежка" для ума

Вообразите, что вы держите в руках апельсин.
Представьте себе, каков он на ощупь, как он выглядит, как пахнет.
На несколько мгновений попытайтесь создать максимально яркий и четкий образ.
Теперь представьте себе, как вы очищаете его от кожуры, делите на дольки, откусываете кусочек.
После этого рассмотрите дольку поближе.
Спросите себя, как она будет выглядеть, если увеличить ее в тысячу, в миллион раз.
Как бы тогда выглядела клетка?
Как бы выглядела молекула?
Через пару минут попробуйте осознать все, что вы знаете и чего не знаете об апельсинах.
Подумайте, что делает апельсин апельсином, почему у него именно такой вкус, сколько существует сортов апельсинов, как апельсины изменялись в процессе эволюции, как и для чего можно их использовать и как сделать вкусный апельсиновый мармелад.
Думая об апельсине, обращайте самое пристальное внимание на "качество" ваших мыслей.
Итак, отложите книгу и начинайте выполнять упражнение прямо сейчас.

Как и большинство людей, вы, вероятно, вскоре заметите, что чем дольше вы размышляете об апельсине, тем больше идей, ассоциаций и связей возникает в вашем сознании.

Вы можете задуматься о физических свойствах апельсинов. Можете перейти к рассуждениям об апельсиновой истории и экономике. Не исключено, что вы приметесь рассуждать о происхождении имени данного фрукта и о том, как он называется в других языках. Наконец, вы можете попробовать подобрать как можно больше рифм к слову "апельсин" (керосин, клавесин). И по мере того, как вы движетесь все дальше по пути ассоциаций, заглядываете в копилку своей памяти, выстраиваете цепочку логических умозаключений, вы переходите от одного способа мышления к другому, тренируя таким образом различные мышцы ума.

При каждом виде мышления работают свои, вполне определенные, "мышцы". Логическое, аналитическое, метафорическое, критическое, вербальное, визуальное мышление - в каждом из этих случаев мы пользуемся только одним видом мыслительных мышц, дающим нам возможность расшевелить наш внутренний мир.

Необходимость справляться с разнообразием повседневных проблем требует от нас гибкости мышления. То вы трудитесь в поте лица на "ниве" критического мышления, пуская в ход холодную, жесткую логику, то расслабляетесь, выбрасываете все из головы и, играючи, исследуете новые направления. Вы можете усердно работать и продвигаться к цели медленно, но верно, а можете, немного пожонглировав исходными данными, в мгновение ока прийти к элегантному решению проблемы. Как различные мышцы тела действуют сообща, чтобы обеспечить согласованную работу рук и ног, точно так же и мышцам ума необходима координация, чтобы наше мышление было четким и целенаправленным.

Можно сказать, что существуют четыре базовые характеристики уровня тренированности, подготовленности ума к работе:

Всякий раз, когда человек берется за выполнение задания, которое требует сосредоточения, он прилагает силу ума. Именно это качество вы используете, когда перебираете возможные варианты в поисках оптимального решения, когда решаете трудную математическую задачу, когда сводите баланс по чековой книжке, когда концентрируете внимание на каком-то одном предмете или идее, не отвлекаясь ни на что другое. Сила ума - это способность сосредоточиться на том, на чем нужно, и настолько, насколько это необходимо.

Если нужно создать что-то новое, если требуется творческий подход, то ваши мыслительные мышцы должны быть гибкими и пластичными. Гибкость ума - это способность переключаться с одного хода мыслей на другой. Это как игра: вы проигрываете различные варианты, строите неожиданные комбинации, разглядываете ситуацию со всех сторон. Вы сталкиваете концепции, перемешиваете идеи, делаете самые немыслимые предположения, чтобы исследовать все новые и новые возможности. Гибкость ума - это артистичный, синтетический подход. Это творчество, "мозговой штурм" и немножко дзэна - все вместе.

Если вы хотите воплотить свои идеи в жизнь, вам потребуется выносливость ума. Выносливость - это способность продолжительное время поддерживать высокий уровень активности, не отвлекаясь и не теряя мужества. Это способность выстоять, пройти всю дистанцию.

Если вы хотите добавить тонкости и чутья, то вам потребуется координация ума, то есть синхронизация мыслительных процессов всех типов, их сбалансированность и -живость. Координация ума - это виртуозное владение техникой аранжировки мыслей, способность оперировать одновременно несколькими понятиями, сохраняя равновесие при любых обстоятельствах, это стремление учиться ради получения новых знаний и готовность сражаться за высокие идеалы.

Именно эти четыре качества - сила, гибкость, выносливость и координация - и определяют, насколько наш ум готов к работе. Только регулярно чередуя напряжение и расслабление различных его мышц, занимаясь интеллектуальным шейпингом и умственным атлетизмом, только постоянно "шевеля мозговыми извилинами", можно долгое время оставаться в хорошей форме.

Как алмаз режет алмаз, как один оселок шлифует другой,
так и разные части интеллекта оттачивают друг друга.
Гениальность - результат их взаимного влияния.
Сайрус Бартол, священник

Как люди теряют интеллектуальную форму

Почему ум одного человека остер, блестящ, полон творческих идей, а у другого "чуть дышит"?

Тому есть две основные причины: различия в требованиях, которые предъявляют нам те или иные обстоятельства, и разница в привычных способах мышления.

Каменщику не нужно ходить в спортивный зал, чтобы тренировать руки. Мешая раствор и укладывая кирпичи в ходе работы, он укрепляет мышцы рук естественным образом. Точно так же и бухгалтеру не нужно посещать школу, чтобы практиковаться в арифметике. Он и так непрерывно работает с цифрами, его "математические мышцы" постоянно упражняются.

Если обстоятельства жизни не требуют от вас непрерывного умственного напряжения, то у вас просто нет стимула, побуждающего держать себя в форме. Однако если жизнь часто ставит перед вами проблемы, требующие безотлагательного решения, то мышцы вашего ума становятся сильными и быстрыми. Суть этой идеи лучше всего отражает старая поговорка:

Применяй или потеряешь!

СОВЕТ.
Спросите себя: "Какие из моих мыслительных мышц не получают ежедневной нагрузки?"

Привычка - это способ делать что-либо не задумываясь. Нравится нам это или нет, но вся наша жизнь, начиная от манеры чистить зубы и кончая способами достижения стратегических целей, большей частью зависит от нашего личного набора автоматических навыков. В принципе, так и должно быть! Можете себе представить, во что превратится ваша жизнь, если вам каждый день будет нужно заново учиться чистить зубы?!

Вся ваша интеллектуальная жизнь - ваши наблюдения, то, что задерживает ваше внимание, то, насколько хорошо вы учитесь, как решаете проблемы, что вас беспокоит, чему вы радуетесь, о чем думаете в течение дня - в значительной степени определяется вашими привычками.

Ключом к достижению высокой работоспособности мозга является выработка определенного набора полезных привычек, которые помогают достигать желаемого. Интеллектуально развитый человек может достаточно свободно управлять работой своего разума. Его интересует, как устроен мир и почему все происходит именно так, а не иначе. У него широкий круг интересов. Он также знает, как изменять свои привычки с помощью хорошо обдуманных, осознанных действий и формировать у себя весьма полезные навыки, например, заставить себя поменьше мечтать и пореже строить воздушные замки, принимать более взвешенные решения или побольше рисковать. В совокупности эти полезные привычки позволяют уму стать более восприимчивым, адекватно реагировать в изменяющихся условиях и, в конечном счете, развивают самую важную из всех привычек - привычку приобретать хорошие привычки.

Посеешь мысль - пожнешь поступок,
Посеешь поступок - пожнешь привычку,
Посеешь привычку - пожнешь характер,
Посеешь характер - пожнешь судьбу.
Чарльз Рид, писатель

СОВЕТ.
Спросите себя: "Какие привычки мешают мне плодотворно мыслить?"

Хорошие упражнения для интеллекта

Решить кроссворд.
Подготовиться к экзамену.
Принять участие в телеинтервью.
Сымпровизировать на сцене.
Разобрать трудный текст.
Приготовить изысканный ужин.
Отчетливо представить лицо приятеля.
Постараться вспомнить со всеми подробностями, когда вы последний раз ели мороженое.
Прочитать наизусть сонет Шекспира от конца к началу.
Назвать по именам своих первых учителей.
Продолжить ряд 2, 4, 8, 16 как можно дальше.
Выучить новый язык.
Убедительно солгать.
Написать программу на компьютере.
Разобраться, как работает тостер.
Написать реалистический пейзаж.
Сменить плохое настроение на хорошее.
Поразмышлять о бесконечности.
Сочинить "документальную драму".
Вспомнить в деталях важный разговор, который произошел месяц назад.
Поговорить с начальником о прибавке оклада.
Держать себя в руках.
Спроектировать усовершенствованную мышеловку.
Переоборудовать спальню.
Задать вопрос влиятельному лицу.
Написать реферат по философии.
Объяснить четырехлетнему ребенку, почему небо голубое.
Обсудить условия контракта.
Блефовать в покере.
Развлечься компьютерной игрой.
Искать истину...

Как же достичь хорошей интеллектуальной формы? Тренировка ума, как и тренировка тела, включает в себя дви-жение. Для тела движением являются разминка, бег, плавание, игра в баскетбол, тяжелая атлетика - все, что заставляет мышцы сокращаться и растягиваться.

Для ума движение есть полет мысли - от предположения к заключению, от проблемы к решению, от вопроса к ответу и от ответа к вопросу, от одного состояния ума к другому.

Всякий раз, как только вы начинаете активно размышлять, то есть сознательно и целенаправленно манипулировать интеллектуальными ресурсами, вы сразу же приводите в движение мышцы своего ума.

В широком понимании термин "тренировка" означает деятельность, направленную на отработку навыков, совершенствование самого себя, развитие собственных способностей. По сути любое занятие, требующее активного внимания - будь то разгадка головоломки, решение производственной проблемы или просто попытка собраться с мыслями спокойно сидя в кресле, - является тренировкой ума.

Важно не только то, что вы делаете, но и то, как вы это делаете, - то есть важна правильная техника исполнения упражнения. Гимнаст повторяет движение снова и снова, внося небольшие поправки, пока не добьется нужного результата. Благодаря тренировкам мышцы гимнаста становятся более послушными.

Вы же, чтобы развить мышцы ума, тренируйте мышление. Отрабатывайте в уме определенное задание до тех пор, пока ваши "мышцы" не научатся выполнять его так, как нужно.

Хорошая гимнастика ума - это встреча с самим собой, это возможность сконцентрироваться на собственном внутреннем мире и бросить вызов своему интеллекту. Это способ преобразовать умственную энергию в конструктивную мысль.

Не так важно, намерены ли вы усердно работать, чтобы достичь максимальной мыслительной производительности, или просто хотите немного размяться, чтобы ваш ум стал более гибким. В любом случае старая добрая гимнастика ума повысит ваш творческий потенциал, подарит радость достижения намеченной цели и будет способствовать развитию вашего интеллекта.

Как создать личный тренажерный зал

В последующих двенадцати главах вы познакомитесь со множеством способов тренировки вашего мозга. Каждая глава - это своего рода тренажер, предназначенный для развития определенного качества вашего ума. На одних тренажерах вы будете попеременно то прилагать усилия, то расслабляться, погружаясь в безмятежное спокойствие; на других вам придется муштровать свой ум "до седьмого пота". Одни упражнения предназначены для активации вашего левого полушария - аналитической, логической части мозга, другие - для правого полушария, интуитивной части мозга, также ответственной и за пространственное восприятие. А все вместе тренажеры обеспечат вам всестороннюю интеллектуальную тренировку.

Тренажер 1: Освобождение ума. Разминка.
Тренажер 2: Движение ума. Концентрация внимания.
Тренажер 3: Упорство ума. Повышение выносливости.
Тренажер 4: Гимнастика для ума (I). Образное мышление.
Тренажер 5: Гимнастика для ума (II). Вербальное мышление.
Тренажер 6: Сила ума. Решение проблем.
Тренажер 7: Игра ума. Давайте дурачиться.
Тренажер 8: Взгляд в прошлое. Память.
Тренажер 9: Гибкость ума. Анализ и синтез.
Тренажер 10: Координация ума. Принятие решений.
Тренажер 11: Импровизация. Творчество.
Тренажер 12: Наивысшая производительность. Учитесь учиться.

Вот несколько советов, к которым стоит прислушаться перед выполнением упражнений.

СОВЕТ 1.
Переоденьте свои мысли в "тренировочный костюм". Пусть все проблемы и заботы останутся в гардеробе вместе с уличной одеждой. Создайте рабочую атмосферу для тренировки. Получайте удовольствие от преодоления трудностей, которые вы сами для себя выбрали.

СОВЕТ 2.
Упражняйтесь, а не анализируйте. Весь смысл интеллектуальной тренировки состоит в сознательном манипулировании умственными ресурсами - так выполняйте упражнения. Результаты будут прямо пропорциональны вашему желанию напрягать мышцы ума. Помните, хорошая тренировка - ключ к успеху.

СОВЕТ 3.
Не спешите. Не торопитесь выполнять упражнения. Для того чтобы добраться до глубинных пластов мышления, требуется время. Будьте терпеливы. Дайте себе время, чтобы исследовать возможности своего интеллекта.

СОВЕТ 4.
Повторяйте упражнения. Большинство упражнений, приведенных в этой книге, можно выполнять несчетное количество раз при каждом удобном случае. Развитие ваших умственных способностей определяется только временем и практикой. Разработайте собственную процедуру интеллектуальной гимнастики. Если какое-то упражнение у вас не получается, сделайте перерыв и вернитесь к нему позднее.

СОВЕТ 5.
Упражняйтесь как можно чаще. Чем большую нагрузку вы себе даете - тем легче становятся последующие тренировки. Чем легче становятся тренировки - тем больше они вам нравятся. Чем больше они вам нравятся, тем чаще вы упражняете свой ум. Чем чаще вы упражняете свой ум, тем более развитым он становится.

Теперь вы готовы - можно начинать.

Просмотров