Николай Носов: занимательная биография детского писателя в рассказах и картинках. Произведения Носова Николая

По определению С. Я. Маршака, это писатель «с отчетливой творческой индивидуальностью», в произведениях которого проявилось «соединение юмора, лиризма и памятливой зоркости бытописателя». Николай Носов создавал преимущественно детские произведения.

Произведения Носова для детей: список

  • «Затейники»
  • «Тук-тук-тук!»
  • «Огородники»
  • «Мишкина каша»
  • «Телефон»
  • «Ступенька»
  • «Про репку»
  • «Фантазеры»
  • «Приключения Толи Клюквина»
  • «Под одной крышей»
  • «Веселая семейка»
  • «Дневник Коли Синицына»
  • «Витя Малеев в школе и дома»
  • «Приключения Незнайки и его друзей»
  • «Незнайка в солнечном городе»

И это не весь список детских произведений Носова , любимых многими поколениями.

Как Николай Носов стал детским писателем?

Николай Николаевич Носов родился в Киеве, в семье актера. В 15 лет он поступил на бетонный завод чернорабочим. В 1927 годуначал заниматься в Киевском художественном институте. Через два года перешел в Московский институт кинематографии, а затем работал режиссером кино - снимал учебные и мультипликационные фильмы. В годы войны Носов за создание военно-технических фильмов был награжден орденом Красной Звезды.

Кому из родителей не приходилось сочинять стихи, сказки, рассказы для своих детей ? Пришлось заняться этим и Николаю Николаевичу: у него рос мальчик. Опыты оказались удачными. В 1938 году в журнале «Мурзилка» появился рассказ Носова «Затейники» . Но профессиональным писателем он стал лишь в 1945 году, когда вышла его первая книжка.

«Тук-тук-тук!» - этим заголовком Носов как бы постучался в двери большой литературы для маленьких. Подзаголовком «Веселые рассказы» была сделана заявка на рождение писателя-юмориста. Здесь мы впервые знакомимся с Мишкой, которого потом встречаем в целом цикле маленьких произведений Носова: «Огородники», «Мишкина каша», «Телефон» и других. Этот мальчик всегда пытается делать что-то хорошее, но не соразмеряет это стремление со своими силами, умениями. Отсюда и возникают ситуации, вызывающие смех, но не осуждающий, а доброжелательный. Носов считает, что «юмор - это осмеивание с оттенком сочувствия». Большим успехом у читателей пользуются и другие произведения Носова для детей : «Ступенька», «Про репку», «Фантазеры», «Приключения Толи Клюквина», «Под одной крышей» .

Детские произведения Н. Носова

Повесть «Веселая семейка»

В 1949 году вышла в свет первая повесть Носова – «Веселая семейка» . Во многом она еще близка к тем рассказам писателя, где разработаны образы ребят, именовавших себя «Мы с Мишкой». Друзья по-прежнему не знают покоя: «Такой уж у нас с Мишкой характер - нам обязательно нужно какое-нибудь занятие». Вначале ребята быстро переходят от одного увлечения к другому: «Мишка такой человек - ему обязательно надо, чтоб от всего была польза». Но мальчик думает о выгоде не для себя, а для всех. В его размышлениях о том, какую пользу приносят инкубаторы в совхозе, чувствуется общественный подход. Значит, детям нужно помогать находить именно такие занятия, которые воодушевляли бы их большой целью. Только благодаря такой цели Мишка и его приятель смогли почти месяц (большой срок для непоседливых мальчиков!) заниматься выращиванием цыплят в самодельном инкубаторе.

Всем развитием сюжета автор подсказывает, что за большое дело нужно браться сообща, коллективом. Мы видим, как в мальчиках, особенно в Мишке, который совсем недавно был таким безалаберным, зреет чувство долга, чувство ответственности за свои промахи.

Повесть «Дневник Коли Синицына»

В повести «Дневник Коли Синицына» тоже говорится о стремлении ребят заниматься общеполезным делом. В отличие от «Веселой семейки» в этой книге ребята с самого начала действуют сообща и осознанно ищут «такую работу, чтобы была польза». Форма дневника позволила писателю передать размышления своего героя. В них немало наивности, окрашенной авторским юмором, и в то же время сколько моральной чистоты, свойственной пионерам.

По примеру персонажей Носова многие из ребят стали сооружать инкубаторы, разводить пчел. Писатель В. Катаев рассказывает, какой разгром учинил в доме его сынишка, который, прочитав «Веселую семейку», решил последовать примеру Коли и Миши. Читателей привлекают в повестях Носова увлеченность героев, быстрое развитие сюжета, отсутствие длинных описаний, которые, как отмечала Н. К. Крупская, неприемлемы для ребят 8-13 лет. Многие ребята сообщают Носову, что сами, по примеру Коли Синицына, стали писать дневники, а некоторые даже спрашивают, как их издать.

Родители, прочитав эти повести, по-настоящему поймут, как важна для детей поддержка взрослых. Старик-пчеловод из «Дневника Коли Синицына» не обругал мальчиков, нечаянно забежавших к нему на пасеку, а помог им. Коля размышляет об этом: «Вот какой добрый оказался дедушка! Он не только обещал дать нам пчел, но и выполнил свое обещание». Это упрек тем взрослым, которые бездумно нарушают слово, данное ребятам. «И еще у меня сегодня была радость, – пишет через некоторое время Коля в своем дневнике, – мои мама и папа пришли на пасеку и смотрели на наших пчел». Вот пример того, как важно вникать в интересы своих детей, поощрять их своим вниманием!

Повесть «Витя Малеев в школе и дома»

Если в книгах «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицына» Носов показывает развитие интересов и чувства коллективизма в процессе внеклассной работы, то его третья и самая значительная по содержанию повесть - «Витя Малеев в школе и дома» (1951)-в основном посвящена учебному труду. Она была удостоена Государственной премии и оказалась среди лучших на конкурсе художественной книги для детей, проведенном Министерством просвещения РСФСР.

…Неразлучные друзья Витя Малеев и Костя Шишкин любят школу, хотят хорошо учиться, вырасти настоящими людьми. «Мечтаешь о чем-то чудесном, - размышляет Витя,- и хочется поскорей вырасти, стать сильным и смелым, совершать разные подвиги и геройства…» В этих мечтах ничего удивительного нет. Они определены всем нашим строем, открывающим перед детьми с первых же лет школьной жизни ясные перспективы. Витя отчетливо представляет себе, почему он должен учиться, но беда в том, что он не умеет сосредоточиться, - соблазн поиграть в футбол оказывается сильнее его еще неокрепшей воли.

В книгах советских писателей и раньше встречались образы ребят, которые под воздействием учителя и всего класса становились успевающими. Но мы не видели, как проходил этот процесс в сознании самих двоечников. Носову же удалось заглянуть в мир мыслей и чувств своего героя. «Открытие, которое совершает Витя Малеев, впервые самостоятельно решив задачу, - говорил С. Я. Маршак на II съезде писателей,- это не только открытие Вити, но и самого автора. Не так-то легко показать, отчего непонятное становится вдруг понятным, как соображение зависит от воображения».

Гораздо сложнее проходит процесс исправления у Кости. Он меньше, чем Витя, способен анализировать свои поступки, критически относиться к ним. Костя даже перестает ходить в школу и, обманывая мать, притворяется больным. Ему кажется, что легче выступать на арене цирка, чем написать диктант. А Витя хоть и испытывает угрызения совести, все же скрывает правду от учительницы, от всего класса. Иначе поступать, думает он, будет не по-товарищески. Но вскоре Витя осознал, что настоящий пионер должен не скрывать плохие поступки друга, а помочь ему исправиться. Страницы, описывающие, как Малеев занимается с Шишкиным, как они, несмотря на первые неудачи, добиваются успеха, особенно интересны в повести.

Говоря словами Льва Кассиля, «воспитатели найдут в повести Носова немало такого, что пригодится в их труде». Пусть родители задумаются над тем, как мать Кости не сумела верно направить увлечения сына и внушала ему, что у него нет воли. А тетя Зина все грозилась “взяться за него, проверять его учебу, но каждый раз забывала это делать”. Поучителен и пример родителей Вити. Мать каждый раз ругала сына за то, что он поздно садится за уроки, но не помогала ему правильно распределить свое время. А отец, взявшись помочь мальчику по арифметике, просто решил за него задачу, а объяснял так нетерпеливо, что Вите не захотелось больше к нему обращаться.

Книга «Витя Малеев в школе и дома» уже в первые три года издавалась 30 раз. Сотни писем о полюбившейся ребятам повести хранятся в Доме детской книги.

Повесть-сказка “Приключения Незнайки”

Н. Носов рассказывает, что при обсуждении его книг ребята часто говорят: без дружбы не может быть полноценного школьного коллектива, причем девочки жалуются на мальчиков, которые нередко ведут себя по отношению к ним высокомерно. Этой теме в основном и посвящена повесть-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» . Но почему же писатель решил прибегнуть к фантазии? Он объясняет, что «сама форма сказки, как произведения, рассказывающего о вымышленных событиях, своей занимательностью близка к игре, что возбуждает интерес ребенка, который всегда охотно играет». Как обычно в произведениях Носова, главный герой новой книги - Незнайка - наделен и недостатками. Он любознателен, активен, но трудиться не умеет, ему для этого не хватает терпения. Стремясь к славе, этот коротыш не пренебрегает даже обманом. Незнайку перевоспитывают.

Увлекательные эпизоды новой сказочной повести Носова «Незнайка в солнечном городе» говорит о том, что добрые дела нужно совершать бескорыстно, что, обладая преимуществами, следует пользоваться ими обдуманно, иначе нанесешь вред окружающим. Картины солнечного города явно устремлены в будущее.

Николай Николаевич Носов (1908 — 1976) – советский детский писатель, киносценарист, наибольшую известность получила трилогия произведений о Незнайке. Рассказы для детей, написанные талантливым автором, очень увлекательны, поэтому они придутся по душе, как мальчикам, так и девочкам. Занимательные истории, повествующие о приключениях их сверстников, отличаются легким и живым языком. Интригующие события происходят на улице, дома и в школе. Сюжетные линии будут интересны читателю вне зависимости от его возраста.
Советский писатель знакомит детей с понятиями дружбы, честности, взаимовыручки и верности. Благодаря творчеству Н. Носова ребенок узнает, какие ситуации могут доставить проблемы, а также как надо поступать, чтобы избежать подобных неприятностей. Через занимательные произведения малыш получит опосредованный опыт, что пригодится ему в дальнейшей жизни.

Рассказы Носова читать онлайн

Сказки Носова не менее увлекательны, чем его реалистичные истории. Их герои покорят детские сердца сразу после прочтения фантастических небылиц. Наиболее известным персонажем является коротышка Незнайка, с которым происходят разнообразные приключения. Небольшие произведения Николая Носова являются наиболее подходящим вариантом для ребенка, чтобы приступать к самостоятельному чтению. Произведения советского писателя собраны на сайте и доступны для посетителей. Они станут отличным развлечением для малышей и их родителей.

Носов стал студентом киевского художественного института, а через два года перевелся в институт кинематографии, получив диплом которого, начал работать как режиссер-постановщик научно-популярных, анимационных и учебных фильмов, выпускаемых в очень хорошем качестве. Именно работа в этой области принесла Носову орден Красной Звезды.

Свои рассказы автор начинает публиковать с 1938 года преимущественно в «Мурзилке» - читатели знакомятся с такими его произведениями как «Мишкина каша», «Фантазеры», «Огородники» и остальные замечательные рассказы, которые вошли в сборник «Тук-тук-тук», изданного в 1945 г.

Сам писатель говорит о том, что у него не было цели писать - он стал автором случайно - в его семье появился малыш, поэтому пришлось придумывать простые и интересные рассказы. Н. Носов ушел из жизни двадцать шестого июля 1976 г. Могила писателя находится на московском кунцевском кладбище.

О Мишке, Косте и Незнайке…

Самыми любимыми читателями сочинениями Носова для детей считаются следующие:

  • рассказы, из которых был составлен сборник «Тук-тук-тук» — такие, как «Автомобиль», «Фантазеры», «Огурцы», «Живая шляпа», «Заплатка», «Ступеньки», «Метро» и многие другие, не менее искренние и увлекательные.
  • «Веселая семейка»
  • повесть о Мите Малееве, за которую писатель был награжден Сталинской премией.
  • «Дневник Кости Синицина»
  • серия рассказов о Незнайке - обаятельном персонаже, который завоевал сердца не только детей, но и взрослых своей добротой и искренностью.

Иллюстрировал первое издание произведений об этом герое А. М. Лаптев, позже - не менее знаменитый художник Г. Вальк.

Рассказы Носова — для детей и их взрослых родственников!!!

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим - на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда-то ушёл. Мы подбежали. Я говорю:

Это Волга.

Нет, это Москвич.

Много ты понимаешь! - говорю я.

Конечно, Москвич, - говорит Мишка. - Посмотри, какой у него капор.

Какой, - говорю, - капор? Это у девчонок бывает капор-капор, а у машины - капот! Ты посмотри, какой кузов. Мишка посмотрел и говорит:

Ну, такое пузо, как у Москвича.

Это у тебя, - говорю, - пузо, а у машины никакого пуза нет.

Ты же сам сказал пузо.

Кузов я сказал, а не пузо! Эх, ты! Не понимаешь, а лезешь!

Мишка подошёл к автомобилю сзади и говорит:

А у Волги разве есть буфер? Это у Москвича - буфер.

Я говорю:

Ты бы лучше молчал. Выдумал ещё буфер какой-то. Буфер - это у вагона на железной дороге, а у автомобиля бампер. Бампер есть и у Москвича и у Волги.

Мишка потрогал бампер руками и говорит:

На этот бампер можно сесть и поехать.

Не надо, - говорю я ему.

Да ты не бойся. Проедем немного и спрыгнем. Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мишка подбежал сзади, уселся на бампер и шепчет:

Садись скорей! Садись скорей!

Я говорю:

Не надо!

Иди скорей! Эх ты, трусишка! Я подбежал, прицепился рядом. Машина тронулась и как помчится!

Мишка испугался и говорит:

Я спрыгну! Я спрыгну!

Не надо, - говорю, - расшибёшься! А он твердит:

Я спрыгну! Я спрыгну!

И уже начал опускать одну ногу. Я оглянулся назад, а за нами другая машина мчится. Я кричу:

Не смей! Смотри, сейчас тебя машина задавит!

Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Я испугался, схватил его за шиворот и тащу вверх. Автомобиль остановился, а я всё тащу. Мишка наконец снова залез на бампер. Вокруг народ собрался. Я кричу:

Держись, дурак, крепче!

Тут все засмеялись. Я увидел, что мы остановились, и слез.

Слезай, - говорю Мишке.

А он с перепугу ничего не понимает. Насилу я оторвал его от этого бампера. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез - все на него набросились:

Не видишь, что у тебя сзади делается?

А про нас забыли. Я шепчу Мишке:

Отошли мы в сторонку и бегом в переулок. Прибежали домой, запыхались. У Мишки обе коленки до крови ободраны и штаны порваны. Это он когда по мостовой на животе ехал. Досталось ему от мамы!

Потом Мишка говорит:

Штаны - это ничего, зашить можно, а коленки сами заживут. Мне вот только шофёра жалко: ему, наверно, из-за нас достанется. Видал, милиционер номер машины записывал?

Я говорю:

Надо было остаться и сказать, что шофёр не виноват.

А мы милиционеру письмо напишем, - говорит Мишка.

Стали мы письмо писать. Писали, писали, листов двадцать бумаги испортили, наконец написали:

“Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофёр виноват. Шофёр не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофёр хороший и ездит правильно”.

На конверте написали:

“Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру”.

Запечатали письмо и бросили в ящик. Наверно, дойдёт.

Важное решение

Это случилось после того, как взорвалась паровая машина, которую мы с Мишкой делали из консервной банки. Мишка слишком сильно нагрел воду, банка лопнула, и горячим паром ему обожгло руку. Хорошо, что Мишкина мама тут же намазала ему руку нафталановой мазью. Это очень хорошее средство. Кто не верит, пусть сам попробует. Только мазать нужно сейчас же, как обожжёшься, пока не сошла кожа.

После того как машина лопнула, Мишкина мама запретила нам с ней возиться и выбросила её в мусорный ящик. Пришлось нам некоторое время слоняться без дела. Скука была смертельная. Началась весна. Снег таял повсюду. По улицам журчали ручьи. Солнышко уже по-весеннему светило в окна. Но ничто нас не радовало. Такой уж у нас с Мишкой характер - нам обязательно нужно какое-нибудь занятие. Когда нечего делать, мы начинаем скучать и скучаем до тех пор, пока не находим какого-нибудь дела.

Один раз я прихожу к Мишке, а он сидит за столом, носом уткнулся в какую-то книгу, голову обхватил руками и ничего на свете, кроме этой книги, не видит и даже не замечает, что я пришёл. Я нарочно хлопнул погромче дверью, чтобы он обратил на меня внимание.

А, это ты, Николадзе! - обрадовался Мишка. Он никогда не называл меня по имени. Вместо того чтобы сказать просто “Коля”, он называет меня то Никола, то Микола, то Микула Селянинович, то Миклухо-Маклай, а один раз даже стал называть по-гречески - Николаки. Словом, что ни день, то новое имя. Но я не обижаюсь. Пусть себе зовёт, если ему так нравится.

Да, это я, - говорю я. - А что это у тебя за книжка? Чего ты в неё вцепился, как клещ?

Очень интересная книга, - говорит Мишка. - Я её сегодня утром в газетном киоске купил.

Я посмотрел: на обложке - петух и курица и написано “Птицеводство”, а на каждой странице - какие-то курятники и чертежи.

Что же тут интересного? - говорю я. - Это какая-то научная книжка.

Вот и хорошо, что научная. Это тебе не какие-нибудь сказки. Тут всё правда. Это полезная книга.

Мишка такой человек - ему обязательно надо, чтоб от всего была польза. Когда у него бывают лишние деньги, он идёт в магазин и покупает какую-нибудь полезную книжку. Один раз он купил книгу, которая называется “Обратные тригонометрические функции и полиномы Чебышева”. Конечно, он ни слова в этой книжке не понял и решил прочитать её потом, когда немножко поумнеет. С тех пор эта книга лежит у него на полке - ждёт, когда он поумнеет.

Мишка отметил страницу, на которой читал, и закрыл книжку.

Тут, брат, про всё есть, - сказал он, - как разводить кур, уток, гусей, индюков.

Уж не собираешься ли ты разводить индюков? - спросил я.

Кто же этого не знает! - говорю я. - В прошлом году я был с мамой в колхозе и видел инкубатор. Там цыплята выводились каждый день штук по пятьсот или по тысяче. Их насилу успевали вынимать из инкубатора.

Что ты говоришь! - удивился Мишка. - А я раньше не знал об этом. Я думал, что цыплят всегда высиживает курица. Когда мы жили в деревне, я видел, как наседка высиживает цыплят.

Я тоже видел наседку. Но инкубатор гораздо лучше. Под наседку положишь десяток яиц - и всё, а в инкубатор можно заложить сразу тысячу.

Я знаю, - говорит Мишка. - Здесь про это написано. И потом, пока курица сидит на яйцах и воспитывает цыплят, она не несёт яиц, а если цыплят высиживает инкубатор, курица всё время несётся, и яиц получается гораздо больше.

Мы стали высчитывать, сколько лишних яиц получится, если все куры не станут высиживать цыплят, а вместо этого будут нести яйца. Оказалось, что курица высиживает цыплят двадцать один день, потом она выращивает маленьких цыплят, так что пройдёт три месяца, прежде чем она снова начнёт нестись.

Три месяца - это девяносто дней, - сказал Мишка. - Если бы курица не высиживала цыплят, она смогла бы снести за год на девяносто яиц больше. В каком-нибудь маленьком хозяйстве, где всего десять кур, за год получилось бы на девятьсот яиц больше. А если взять такое хозяйство, как колхоз или совхоз, где на птицеферме тысяча кур, то там получится на девяносто тысяч больше яиц. Подумать только - на девяносто тысяч!

Мы долго рассуждали о том, какая польза получается от инкубатора. Потом Мишка сказал:

А что, если нам самим сделать маленький инкубатор, чтоб в нём вывелись из яиц цыплята?

Как же мы это сделаем? - говорю я. - Ведь всё надо знать, как делать.

Ничего хитрого нет, - говорит Мишка. - В книжке тут всё написано. Главное, чтобы яйца нагревались ровно двадцать один день подряд, и тогда из них выведутся цыплята.

Мне вдруг очень захотелось, чтоб у нас были маленькие цыплята, потому что я очень люблю всяких птиц и зверей. Осенью мы с Мишкой даже записались в кружок юннатов и работали в живом уголке, а потом Мишка придумал делать эту паровую машину, и мы перестали ходить на кружок. Витя Смирнов, который был у нас старостой, сказал, что вычеркнет нас из списка, если мы не будем работать, но мы сказали, что будем, и он не вычеркнул.

Мишка принялся рассказывать, как будет хорошо, когда у нас выведутся маленькие цыплята.

Они будут такие хорошенькие! - говорил он. - Можно будет отгородить им угол на кухне, и пусть они там живут, а мы будем кормить их и ухаживать за ними.

Но ведь придётся три недели возиться, пока они выведутся! - говорю я.

Чего возиться? Сделаем инкубатор - они и выведутся. Я задумался.

Мишка с беспокойством поглядывал на меня. Я видел, что ему очень хочется взяться поскорее за дело.

Ну ладно! - говорю я. - Делать нам всё равно нечего, попробуем.

Я так и знал, что ты согласишься! - обрадовался Мишка. - Я и сам взялся бы за это дело, да мне без тебя скучно.

Выход найден

В эту ночь я долго не мог заснуть.

Целый час я лежал в постели и думал об инкубаторе. Сначала я хотел попросить мою маму, чтоб она разрешила нам жечь керосиновую лампу, но потом понял, что и моя мама не позволит нам возиться с огнём, так как она очень боится пожара и всегда прячет от меня спички. К тому же Мишкина мама отняла у нас керосиновую лампу и ни за что не отдала бы обратно. Все давно уже спали, а я думал об этом и никак не мог заснуть.

Вдруг в мою голову пришла очень хорошая мысль: “А что, если нагревать воду на электрической лампочке?”

Я потихоньку встал, зажёг настольную лампу и приложил к ней палец, чтобы узнать, много ли от электрической лампочки получается тепла. Лампочка быстро нагрелась, так что палец невозможно стало держать. Тогда я снял со стены градусник и прислонил к лампочке.

Ртуть быстро поднялась и упёрлась в верхний конец, так что на градуснике не хватило даже делений. Значит, тепла получалось много.

Я успокоился и повесил градусник на место. Впоследствии, через некоторое время, мы обнаружили, что этот градусник стал врать и показывать неправильную температуру. Когда в комнате было прохладно, он почему-то показывал градусов сорок жары, а когда становилось теплей, ртуть забиралась на самый верх и торчала там до тех пор, пока её не стряхивали. Меньше тридцати градусов жары он никогда не показывал, так что мы даже зимой могли бы прожить без отопления, если бы он не врал.

Может быть, это случилось оттого, что я прикладывал градусник к лампе? Не знаю.

На другой день я рассказал о своей выдумке Мишке.

Когда мы вернулись из школы, я выпросил у мамы старую настольную лампу, которая стояла у нас в шкафу, и мы решили попробовать нагревать воду электричеством. Мы поставили настольную лампу вместо керосиновой в ящик, а чтобы лампочка была поближе к банке с водой и лучше нагревала её, Мишка подложил под неё несколько книжек. Я включил электричество, и мы стали следить за градусником. Сначала ртуть в градуснике долго стояла на месте, и мы даже стали бояться, что у нас ничего не выйдет. Потом электрическая лампочка постепенно нагрела воду, и ртуть начала медленно подниматься кверху.

Через полчаса она поднялась до тридцати девяти градусов. Мишка от радости захлопал в ладоши и закричал:

Ура! Вот она, настоящая куриная температура!.. Оказывается, электричество не хуже керосина.

Конечно, - говорю, - не хуже. Электричество ещё даже лучше, потому что от керосина может случиться пожар, а от электричества ничего не получится.

Тут мы заметили, что ртуть в градуснике полезла выше и поднялась до сорока градусов.

Стой! - закричал Мишка. - Стой! Смотри, куда она лезет!

Надо как-нибудь остановить её, - говорю я.

А как её остановишь? Если бы это была керосиновая лампа, можно было бы подкрутить фитилёк.

Какой же тут фитилёк, когда это электричество!

Никуда оно не годится, твоё электричество! - рассердился Мишка.

Почему моё электричество? - обиделся я. - Оно такое же моё, как и твоё.

Но это ведь ты выдумал нагревать электричеством. Смотри, уже сорок два градуса! Если так пойдёт, то все яйца сварятся и никаких цыплят не получится.

Постой, - говорю я. - По-моему, надо лампочку опустить ниже, тогда она станет слабей нагревать воду и температура понизится.

Мы вытащили из-под лампы самую толстую книжку и стали смотреть, что будет. Ртуть медленно поползла вниз и опустилась до тридцати девяти градусов. Мы облегчённо вздохнули, и Мишка сказал:

Ну, теперь всё в порядке. Можно начинать выводить цыплят. Сейчас я попрошу у мамы денег, а ты беги домой и тоже попроси денег. Мы сложимся вместе и купим в магазине десяток яиц.

Я побежал поскорей домой и стал просить у мамы денег на яйца.

Мама никак не могла понять, зачем мне понадобились яйца. Насилу я растолковал ей, что мы устроили инкубатор и хотим вывести цыплят.

Да у вас ничего не выйдет, - сказала мама. - Шуточное ли дело - вывести без наседки цыплят! Вы только время потеряете даром.

Но я не отставал от мамы и всё просил.

Ну хорошо, - согласилась мама. - А где же вы хотите покупать яйца?

В магазине, - говорю я. - Где же ещё?

Яйца из магазина для такого дела не годятся, - говорит мама. - Для цыплят нужны самые свежие яйца, которые курица недавно снесла, а из тех яиц, которые долго лежали, цыплята уже не выведутся.

Я вернулся к Мишке и рассказал ему, о чём говорила мне мама.

Ах я разиня! - говорит Мишка. - Ведь и в книжке об этом написано. Совсем забыл!

Мы решили поехать на другой день в деревню к тёте Наташе, у которой мы жили в прошлом году на даче. У тёти Наташи свои куры, и мы были уверены, что достанем у неё самых свежих яиц.

Живая шляпа

Шляпа лежала на комоде, котёнок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось – упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

Вовка подошёл к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу – и вдруг как закричит:

– Ай -ай-ай! – и бегом в сторону.

– Чего ты? – спрашивает Вадик.

– Она жи-жи-живая!

– Кто живая?

– Шля -шля-шля-па.

– Что ты! Разве шляпы бывают живые?

– По -посмотри сам!

Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

– Ай ! – и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

– Ай ! Ой! – закричали ребята.

Соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

– Я у-у-хо-хо-жу! – говорит Вовка.

– Куда ?

– Пойду к себе домой.

– Почему ?

– Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

– А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?

– Ну , пойди посмотри.

– Пойдём вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я её клюшкой тресну.

– Постой , я тоже клюшку возьму.

– Да у нас другой клюшки нет.

– Ну , я возьму лыжную палку.

Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

– Где же она? – спрашивает Вадик.

– Вон там, возле стола.

– Сейчас я её как тресну клюшкой! – говорит Вадик. – Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

– Ага , испугалась! – обрадовались ребята. – Боится лезть к нам.

– Сейчас я её спугну, – сказал Вадик.

Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:

– Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.

– Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять, – предложил Вовка.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

– Мяу ! – закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.

– Васька ! – обрадовались ребята.

– Наверно , он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, – догадался Вовка.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

– Васька , миленький, как же ты под шляпу попал?

Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.

Заплатка

У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:

Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!

Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было.

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.

Мама рассердилась:

Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?

Я больше не буду! Зашей, мама!

Сам зашей.

Так я же ведь не умею!

Сумел порвать, сумей и зашить.

Ну, я так буду ходить, - проворчал Бобка и пошел во двор.

Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.

Какой же ты солдат, - говорят, - если у тебя штаны порваны?

А Бобка оправдывается:

Я просил маму зашить, а она не хочет.

Разве солдатам мамы штаны зашивают? - говорят ребята. - Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.

Бобке стало стыдно.

Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам.

Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.

Чего ты колешься? Ах ты, противная! - говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться.

Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.

Ну, куда же это годится? - ворчал Бобка, разглядывая штаны. - Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать.

Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.

Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.

Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.

Вот молодец! - говорили они. - А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.

А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:

Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну ничего. Когда-нибудь оторвется - обязательно сам пришью.

Затейники

Мы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.

Один раз мы читали сказку "Три поросёнка". А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:

Нам не страшен серый волк!

Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:

Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

Валя говорит:

Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.

Я говорю:

Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно!

Ничего, - говорит Валя. - У поросят ведь домики бывают без окон.

Я спрашиваю:

А ты меня видишь?

Нет, а ты меня?

И я, - говорю, - нет. Я даже себя не вижу.

Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной!

Что ты? - спрашивает.

Меня, - говорю, - кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк?

Валя испугалась и бегом из комнаты. Я - за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

Давай, - говорю, - дверь держать, чтобы он не открыл. Держали мы дверь, держали. Валя и говорит:

Может быть, там никого нет?

Я говорю:

А кто же тогда меня за ногу трогал?

Это я, - говорит Валя, - я хотела узнать, где ты.

Чего же ты раньше не сказала?

Я, - говорит, - испугалась. Ты меня испугал.

Открыли мы дверь. В комнате никого нет. А к столу подойти всё-таки боимся: вдруг из-под него серый волк вылезет!

Я говорю:

Пойди сними одеяло. А Валя говорит:

Нет, ты пойди! Я говорю:

Там же никого нет.

А может быть, есть! Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет. Мы обрадовались. Хотели починить домик, только Валя говорит:

Вдруг опять кто-нибудь за ногу схватит!

Так и не стали больше в „три поросёнка" играть.

Клякса

Я расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить ребят. И ему было всё равно: перемена сейчас или урок. Так вот. Началось это с того, что Федя подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика туши. Только если сказать по правде, то никакой драки тут не было. Никто никого не бил. Они просто вырывали друг у друга из рук флакончик, а тушь из него выплеснулась, и одна капля попала Феде на лоб. От этого на лбу у него получилась чёрная клякса величиной с пятак.

Сначала Федя рассердился, а потом он увидел, что ребята смеются, глядя на его кляксу, и решил, что это даже лучше. И не стал смывать кляксу.

Скоро зазвонил звонок, пришла Зинаида Ивановна, и начался урок. Все ребята оглядывались на Федю и потихоньку смеялись над его кляксой. Феде очень нравилось, что он одним своим видом может смешить ребят. Он нарочно сунул палец в флакончик и измазал нос тушью. Тут уж никто без смеха не мог на него смотреть. В классе стало шумно.

Зинаида Ивановна сначала никак не могла понять, в чём дело, но скоро заметила Федину кляксу и даже остановилась от удивления.

– Это чем ты лицо испачкал, тушью?– спросила она.

– Ага,– кивнул головой Федя.

– А какой тушью? Этой? Зинаида Ивановна показала на флакончик, который стоял на парте.

– Этой,– подтвердил Федя, и рот его разъехался чуть ли не до ушей.

Зинаида Ивановна надела на нос очки и с серьёзным видом осмотрела чёрные пятна на лице Феди, после чего сокрушённо покачала головой.

– Напрасно ты это сделал, напрасно!– сказала она.

– А что?– забеспокоился Федя.

– Да, видишь ли, тушь эта химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От этого кожа сперва начинает чесаться, потом на ней выскакивают волдыри, а потом уже по всему лицу идут лишаи и язвочки.

Федя перепугался. Лицо у него вытянулось, рот сам собою открылся.

– Я больше не буду мазаться тушью,– пролепетал он.

– Да уж думаю, что больше не будешь!– усмехнулась Зинаида Ивановна и продолжала урок.

Федя поскорей принялся стирать пятна туши носовым платком, потом повернул своё испуганное лицо к Грише Копейкину и спросил:

– Есть,– шёпотом сказал Гриша. Федя снова принялся тереть лицо, тер и платком и промокашкой, но чёрные пятна глубоко въелись в кожу и не стирались. Гриша протянул Феде ластик и сказал:

– На вот. У меня есть замечательная резинка. Потри, попробуй. Если она тебе не поможет, то пиши пропало.

Федя принялся тереть лицо Гришиной резинкой, но и это не помогло. Тогда он решил сбегать умыться и поднял руку. Но Зинаида Ивановна, будто нарочно, не замечала его. Он - то вставал, то садился, то приподнимался на цыпочки, стараясь вытянуть руку как можно выше. Наконец Зинаида Ивановна спросила, что ему нужно.

– Разрешите мне пойти умыться,– попросил жалобным голосом Федя.

– А что, уже чешется лицо?

– Нет,– замялся Федя.– Кажется, ещё не чешется.

– Ну, тогда посиди. На переменке успеешь умыться.

Федя сел на место и снова принялся тереть лицо промокашкой.

– Чешется?– озабоченно спрашивал Гриша.

– Нет, кажется, не чешется… Нет, кажется, чешется. Не разберу, чешется или не чешется. Кажется, уже чешется! Ну-ка, посмотри, нет ещё волдырей?

– Волдырей ещё нет, а вокруг уже всё покраснело,– шёпотом сказал Гриша.

– Покраснело?– испугался Федя.– Отчего же покраснело? Может быть, уже волдыри начинаются или язвочки?

Федя снова стал поднимать руку и просить Зинаиду Ивановну отпустить его умыться.

– Чешется!– хныкал он.

Теперь ему было не до смеха. А Зинаида Ивановна говорила:

– Ничего. Пусть почешется. Зато в другой раз не станешь мазать лицо чем попало.

Федя сидел как на иголках и всё время хватался за лицо руками. Ему стало казаться, что лицо на самом деле стало чесаться, а на месте пятен уже начинают вздуваться шишки.

– Ты лучше не три,– посоветовал ему Гриша.

Наконец прозвонил звонок. Федя первым выскочил из класса и во всю прыть побежал к умывальнику. Там он всю перемену тёр лицо мылом, а весь класс над ним потешался. Наконец он начисто оттёр пятна туши и целую неделю после этого ходил серьёзным. Всё ждал, что на лице волдыри вскочат. Но волдыри так и не вскочили, а за эту неделю Федя даже разучился на уроках смеяться. Теперь смеётся только на переменках, да и то не всегда.

На горке

Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.

– Вот пообедаем, – говорили они, – а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.

А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает,  – как будто нельзя ему. Л когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

– О , говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Только полез на горку – бух носом!

– Ого ! – говорит. – Скользкая!

Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

«Что делать?» – думает.

Думал , думал – и придумал:

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.

– Вот теперь, – говорит, – скачусь!

Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:

– Как же теперь по песку кататься?

И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят – горка песком посыпана.

– Это кто здесь напортил?  – закричали они.  – Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

– Нет , – говорит Котька, – я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.

– Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он – песком! Как же теперь кататься?

Котька говорит:

– Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

– Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.

– Ну , я не знаю,  – говорит Котька.

– Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

Котька отвязал коньки и взял лопату.

– Засыпай песок снегом!

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

– Вот теперь, – говорят, – замёрзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

– Это , – говорит, – чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!

Ступеньки

Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.

Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:

– Ну , чего ж ты остановился?  – спрашивает Валя.

– Ну вспоминай, – говорит Валя. Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:

– Нет , я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнём сначала.

Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.

– Одна , – говорит Петя, – две, три, четыре, пять…

И снова остановился.

– Опять забыл? – спрашивает Валя.

– Забыл ! Как же это! Только что помнил я вдруг забыл! Ну-ка, ещё попробуем.

Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:

– Одна , две, три, четыре, пять…

– Может быть, двадцать пять?  – спрашивает Валя.

– Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придётся опять сначала.

– Не хочу я сначала!  – говорит Валя.  – Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.

– Не хочешь – не надо,  – ответил Петя.  – А я не пойду дальше, пока не вспомню.

Валя пошла домой и говорит маме:

– Мама , там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.

Валя побежала обратно к лестнице, а Петя всё ступеньки считает:

– Одна , две, три, четыре, пять…

– Шесть ! – шепчет Валя. – Шесть! Шесть!

– Шесть ! – обрадовался Петя и пошёл дальше. – Семь, восемь, девять, десять.

Хорошо , что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому что научился только до десяти считать.

Рассказы Носова – это мир взрослых глазами детей. Обо всех жизненных ценностях, о добре, зле, о настоящей дружбе рассказывается простым для детей языком наглядных примеров.

И наоборот, те взрослые, которые хотят лучше понять своих крох, могут начать исследовать «энциклопедию» детского мира. А «справочным материалом» являются как раз произведения Николая Носова.

Неизменными на протяжении всего времени остаются детские мечты и фантазии, стремление малышей к знанию, маленькие и большие радости мальчишек и девчонок. И узнать обо всем этом можно, если читать онлайн приключения Коли Синицына, Вити Малеева, Толи Клюквина и других персонажей любимого автора.

Выберите рассказ Носова Н.Н. для чтения

Каждый рассказ в этом разделе словно маленькая история, в которой герои очень похожи на современных мальчиков и девочек. Они могут испугаться, когда заметят, что шляпа двигается. Или же, решив сварить вкусную кашу, ребята узнают, что каши способны расти, и их никак не удержать крышкой!

Некоторые истории совсем не выдуманные! В них Николай Носов говорит о себе и о том, что происходило с ним, его товарищами и с его сыном! В свое время он сам читал эти истории для мальчиков и для девочек. Спрашивал малышей их мнение. И теперь ребятишки могут узнать в некоторых персонажах себя.

Есть в сказках Носова и потешные герои, такие, как Барбос и Бобик, есть и Незнайка с целым городом, в котором живут «маленькие взрослые». Но кто сказал, что Бобик никогда не ходил в гости к Барбосу или, что Незнайка не существует где-то там, на Луне, а может быть и тут, на Земле? Этот малыш открыт новому опыту. Он пытается узнать все на свете и примеряет на себя роль то поэта, то художника. Разве не такие все малыши? Разве они не пытаются понять, кто они и чем им хочется в жизни заниматься?

Такие истории поучительны для всех поколений. А наш сайт детских сказок предоставляет малышам и взрослым бесплатно с ними познакомиться.

Просмотров