Жизненные ценности в рассказе уроки французского. Уроки французского: сочинение по рассказу


Рассказ «Уроки французского» – это уроки доброты, мужества, жизни.

Главному герою рассказа Володе повезло – его классным руководителем оказался умный и отзывчивый человек, Лидия Михайловна. Наблюдая, в каком бедственном положении находится мальчик и наряду с этим его способности, желание учиться она постоянно пытается помочь ему. То учительница приглашает его к себе домой на дополнительные занятия по своему предмету, а после хочет посадить за стол, чтобы мальчик поел досыта, то отправляет ему посылки с едой.

Но все её старания и уловки ни к чему не приводят, так как гордость и чувство собственного достоинства главного героя не дают ему рассказать о своих трудностях, но и принять помощь. Володя отказывается от еды. Лидия Михайловна, в свою очередь, не настаивает на своем, но все же постоянно ищет все новые способы помочь мальчишке.

В конце концов, учительница решает схитрить. Она предлагает своему ученику играть в «пристенок» – игру на деньги. Володя считал это честным выигрышем.

Но этот поступок Лидии Михайловны раскрывается, за игрой их застигает директор школы, и Лидию Михайловну увольняют из школы. Ей приходится уехать в Кубань, на родину. И все-таки, то отношение, та жертва, которую принесла учительница ради того, чтобы помочь мальчику, не будет забыта им никогда и останется в памяти на всю жизнь.

Учительница Лидия Михайловна была тем, кто наделен самыми прекрасными душевными качествами – сочувствием, добротой, любовью, то есть это все то, из чего состоят духовные ценности человека.

Обновлено: 2018-02-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина

«Уроки французского»

Цели урока: образовательные:

1) познакомить с жизнью и творчеством писателя В. Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского».

2) проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.

развивающие:

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.

2) учить сжато излагать повествовательный текст

3) развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.

4) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся

воспитательные:

1)подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.

2)воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг,

записи на доске, карточки с заданиями.

Тип урока: интегрированный (русский язык, литература, музыка, история),

с применением компьютерных технологий.

Форма урока: урок – размышление

Методы урока:1) словесный (слово учителя, сообщения детей).

2) репродуктивный (пересказ прочитанного, беседа по рассказу)

3)наглядно - иллюстративный (слайды компьютерной презентации, выставка книг, инсценирование, художественное чтение детей).

4) частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте).

5) исследовательский (творческие работы – сочинения учащихся).

6) практический (чтение текста, работа со словарём, заданиям на карточках).

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки

лягут на душу как маленького,

так и взрослого читателя.

В. Г. Распутин

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Речевая разминка.

Учитель: наш урок литературы предлагаю сегодня начать с чтения стихотворения, потому что оно отражает тему и цели нашего урока.

Итак, обратите внимание на экран и прочитайте, соблюдая интонацию, выразительно стихотворение С. Бондаренко.

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется самая главная мысль.

(С. Бондаренко).

О чём это стихотворение? (Каждое высказывание имеет главную мысль).

3. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

1) Знакомство с темой и целями урока.

Ребята, я не случайно начала наш урок с чтения этого стихотворения. Оно как нельзя лучше отражает тему и цели нашего урока. А тема звучит так: «Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» (слайд) , (запись даты и темы урока).

А цели нашего урока таковы: мы должны не только познакомиться с жизнью и творчеством писателя Распутина, его рассказом «Уроки французского», но и выяснить, какие уроки он несет; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина, чтобы воспитывать в себе такие качества характера, как доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, этические нормы поведения и взаимоотношений.

Это значит, ребята, что мы с вами сегодня будем учиться жить. Учиться у В. Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении.

2) Знакомство с эпиграфом.

Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем. Запишите слова В. Г. Распутина, которые станут эпиграфом к нашему уроку (слайд), (запись в тетрадь ).

3) Знакомство с видами работ на уроке.

Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам поработать «литературоведами», «библиографами», «актерами». Для этого вы должны разделиться на три группы. Каждая группа на столе имеет свою эмблему: «библиографы» - гусиное перо с чернильницей, «литературоведы» - эмблему с изображением книги, «актеры» - эмблему с маской в руке, символизирующую театр.

2. Беседа по вопросам.

1) Ребята, сегодня мы будем говорить об этике, нравственности, милосердии, гуманизме.

Давайте вспомним значение этих слов, ибо они вам уже знакомы (учащиеся объясняют значение слов).

Работа в творческой группе «литературоведов» (с толковым словарем) (слайд).

2) А теперь давайте заглянем в толковый словарь и найдём значение этих слов.

(Этика – 1)философское учение о морали, ее развитии, нормах и роли в обществе. 2)совокупность норм поведения.

Нравственность – правила, определяющие поведение, качества, необходимые человеку в обществе.

Гуманизм – человечность в отношении к людям, человеколюбие).

3)Ребята, на примере каких произведений вы встречались с этими понятиями, рассматривали этику взаимоотношений детей, говорили о нравственности?

(Это сказка - быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца», рассказы Ю. М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный», В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», Д. Железникова «Чучело», «Чудак из 6 б », Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» и другие).

4. Реализация домашнего задания.

1). Слово учителя по теме урока.

Ребята, сегодня мы продолжаем разговор об этих понятиях. Творчество В. Г. Распутина привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый внутренний мир героев. Авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаружить в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно её беречь. Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В. Распутина, но и в себе.

2). Работа в творческой группе «библиографов».

А теперь начинают работу ребята из творческой группы «библиографов» которые познакомят нас с жизнью и творчеством писателя В. Г. Распутина (краткие сообщения о жизни и творчестве В. Распутина) (слайд ).

1). Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть- Уда Иркутской области. Трудное детство было у писателя. Оно совпало с годами В. О. в. и тяжелыми послевоенными годами. Окончив в 1959 году филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал журналистом в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки» написан в альманахе «Ангара» в 1961 году (слайд ).

2). В 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Сибири и Дальнего Востока рассказы Распутина получили высокую оценку и были выпущены отдельной книгой в Красноярске под названием «Человек с этого света». Первый большой успех писателю принесла повесть «Деньги для Марии» (1967). Широкое общественное признание получили и другие произведения Распутина: повести «Последний срок» (1970), «Живи и помни»(1974), «Прощание с Матерой» (1976). За повесть «Живи и помни» В. Распутин удостоен Государственной премии СССР (1977).

3). Слово учителя.

«За большой вклад в развитие отечественной литературы» известный русский писатель Валентин Распутин, признанный при жизни классиком, удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» 4 степени. Указ о награждении подписан Президентом России В. Путиным 7 марта 2007 года (слайд).

5. Творческая история рассказа Уроки французского».

Слово учителя(слайд).

В 1973г. В. Распутин пишет один из лучших своих рассказов – «Уроки французского». « Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. - Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Обсуждение статей В. Распутина «Уроки доброты» и «Из истории создания рассказа «Уроки французского» (слайд).

Ребята дома вы прочитали статью В. Распутина «Уроки доброты», которая повествует об истории создания этого рассказа и приоткрывает некоторые факты биографии писателя.

Беседа по тексту статьи.

1) Что заставило Распутина написать рассказ?

2) Как это характеризует самого писателя?

3) Что такое духовная память и духовный опыт человека?

4) Почему в «Уроках французского» В. Г. Распутин рассказывает о своей учительнице Лидии Михайловне, а посвящение адресовано другому человеку – Анастасии Прокопьевне? Кто такая Анастасия Прокопьевна? (слайд ).

(Посвящается матери талантливого драматурга Александра Вампилова А.П. Копыловой. В юности Распутин и Вампилов дружили).

(чтение учеником из творческой группы «литературоведов» воспоминаний писателя «Из истории создания рассказа «Уроки французского».)

6. Беседа по рассказу «Уроки французского» (слайд).

1) О чем говорит название рассказа?

(О школе, уроках, сверстниках).

2) Кому адресовано вступление? (чтение вступления). (Себе и читателю, учителям).

Чтение учителем первого абзаца рассказа.

3) От чьего лица ведется повествование? Почему?

4) Кто является главным героем рассказа?

(11- летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени его, ни фамилии автор не называет).

5) Когда и где происходят действия, описанные в рассказе?

(Через 3 года после окончания В.О. в. в 1948 году в далекой сибирской деревне).

6) Назовите приметы тяжелого времени.

(В рассказе описано тяжелое послевоенное время: карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда. Место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, так как зимой деревья вымерзают).

7) Как жилось мальчику в родительском доме? В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Найдите отрывки в произведении и зачитайте их (чтение на стр.121 – 122 со слов «Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь» до слов «Я и не понимал как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте»).

8) Какие же это испытания? (не ладилось с французским: чтение на стр. 122 – 123 «Учился я и тут хорошо» до слов «Все было впустую»).

9) Какие еще испытания? (тоска по дому: чтение на стр. 123 от слов. «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы» до слов «Хотелось только одного, мечталось об одном – домой и домой»).

10) У героя не ладилось с французским, он очень скучал по матери, тосковал по дому, но были и другие проблемы (голод, воровство продуктов: чтение на стр. 124 со слов «Но похудел я не только из - за тоски по дому» до слов «Легче матери не станет, если она услышит правду»).

11) Не только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью, но и острое переживание несправедливости, горечь обмана испытывал герой. Всякий ли ребенок может выдержать такое?

12) Почему наш герой не жалуется взрослым?

Почему не следит, кто у него ворует?

(чтение на стр.123 со слов «Я сильно похудел: мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня» до слов «Я опомнился и убежал»).

13) Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери?

(Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть).

14) Ребята, а в каком значении употребляется здесь слово урок. Давайте посмотрим значения этого слова по толковому словарю («литературоведы»).

Работа с Толковым словарем :

Урок:1. учебный час, посвященный какому-нибудь предмету 2.перен. нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

7. Закрепление изученного.

Запишем в тетрадь первый урок рассказа Распутина: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это». (слайд).

15) Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?

16) Почему наш герой не уехал домой?

17) Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам?

18) Что привлекает вас в мальчике, в его характере? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство, самоотверженность, упорство в достижении цели) (слайд).

Работа в творческой группе «литературоведов» (работа с толковым словарем, выяснение значений слов: благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью; самоотверженность – жертвование своими интересами ради других) (слайд).

19) Почему мальчик ввязался в игру на деньги?

(Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей - то милости или подачки он не стал).

Запишем второй урок Распутина: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих». (слайд).

20) Охарактеризуйте игроков в «чику» (Тишкин, Птаха, Вадик).

(работа в творческой группе «актеров» (слайд): чтение по ролям диалога на стр. 125 со слов «Однажды, еще в сентябре» до слов «Вот еще! – обиделся я)

21) Какая это была игра? Почему нашему герою пришлось «смириться»?

(«актеры»: чтение на стр. 130 со слов «Не в склад! – объявил Вадик» до слов «Настаивать на своем было бессмысленно: если начнется драка, никто, ни одна душа не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же).

Запишем третий урок Распутина: «Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь». (слайд).

22) Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?

(Прочитаем отрывок на стр. 132 со слов: «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха» до слов на стр. 133 «Переверну – у – ул!»).

Запишем четвертый урок Распутина: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся». (слайд).

23). Почему мальчик доверил учительнице свою тайну? Любому ли учителю можно довериться?

(чтение отрывков на стр. 136 со слов «Она сидела передо мной» до слов «Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?»).

24). Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома? Почему?

(Она хочет оградить мальчика от игры с ребятами).

25). Каким предстает образ Лидии Михайловны на страницах рассказа? (слайд) .

(Молодая учительница – человек большой души. Она сумела увидеть в мальчике настоящую человеческую гордость и недетское мужество. Она доказывала мальчику: ты не одинок в этом мире, со своим голодом, синяками, ссадинами, тебе помогут. И она помогла. У нее был дар сопереживания. Она своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).

Запишем пятый урок Распутина: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей». (слайд).

Ребята, как вы понимаете смысл высказываний (слайд):

«Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях» (Л. Н. Толстой).

«Когда кто – нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь: сразу два человека стали счастливы» (К. Пеппер).

«Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать». (К. Боуви).

Ребята, а как вы ответите на вопрос: что такое доброта (чтение учащимся мини-сочинений).

Работа в группах по карточкам.

А теперь я предлагаю вам, ребята, задания с различными ситуациями. Каждая из трех групп получает карточку: «твое поведение в сложившейся ситуации».

1). Шел Саша домой из школы. Видит – идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Саша и пошел своей дорогой. Как бы ты поступил на его месте?

2). Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.

3). Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников, вымогая деньги, избивают твоего товарища. Какие действия ты предпримешь?

8. Обобщение материала:

Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»?

Какой главный урок преподала учительница?

Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? (обращение к эпиграфу).

Вывод:

«Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».

Чтение стихотворения «Доброта».

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

9. Итоги урока.

10. Домашнее задание:

Ребята, я думаю, вам будет интересно узнать, как дальше сложатся судьбы героев рассказа: мальчика и его учительницы. Прочитайте рассказ до конца. Напишите мини – сочинение о том, встречали ли вы в жизни таких людей, как герои Распутина, мужественных, честных, добрых. Расскажите о них.

Я говорю, урок окончен, но надеюсь, что вы продолжите его в своей душе, в своём сердце!

Скачать:


Подписи к слайдам:

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя. В.Г.Распутин
Этика – совокупность норм поведения.Нравственность – правила, определяющие поведение человека в обществе. Гуманизм – человеколюбие. Урок – 1. Учебный час, посвящённый какому-либо предмету. 2. перен. Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
Урок первый:
Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это.
Урок второй:
Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих.
Урок третий:
Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь.
Урок четвёртый:
Будь принципиальным. Не льсти.
ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА – ГЛАВНАЯ ГЕРОИНЯ РАССКАЗА
Урок пятый:
Будь добрым и отзывчивым, люби людей.
«Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь: сразу два человека стали счастливы» Пословица


Сочинение

История создания

«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», - писал Валентин Григорьевич Распутин в 1974 году в иркутской газете «Советская молодежь». В 1973 году был публикован один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель выделяет его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее - Молокова). В 1997 году писатель в беседе с корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».

Род, жанр, творческий метод

Произведение «Уроки французского» написано в жанре рассказа. Расцвет русского советского рассказа приходится на двадцатые (Бабель, Иванов, Зощенко) и затем шестидесятые- семидесятые (Казаков, Шукшин и др.) годы. Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни, так как он быстрее пишется.

Рассказ можно считать древнейшим и первым из литературных жанров. Краткий пересказ события - случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, - уже является устным рассказом. В отличие от прочих родов и видов искусства, условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству, возникнув одновременно с речью и являясь не только передачей информации, но и средством общественной памяти. Рассказ есть изначальная форма литературной организации языка. Рассказом принято считать законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц. Это приблизительная величина - два авторских листа. Такая вещь читается «на одном дыхании».

Рассказ Распутина «Уроки французского» - реалистическое произведение, написанное от первого лица. Его в полной мере можно считать автобиографическим рассказом.

Тематика

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами поеле». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского». Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.

Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, -- поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? - спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман.

Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

Основные герои

Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна.

Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.

Мальчик поражает своей целеустремленностью, желанием при любых обстоятельствах выучиться и выйти в люди. Рассказ о мальчике может быть представлен в виде цитатного плана:

1. «Чтобы учиться дальше... и мне пришлось снаряжаться в райцентр».
2. «Учился я и тут хорошо... по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
3. «Так мне было плохо, так горько и постыло! - хуже всякой болезни».
4. «Получив его (рубль), ... я покупал на базаре баночку молока».
5. «Они били меня по очереди... не было в тот день человека несчастнее меня».
6. «Я пугался и терялся... она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».

Сюжет и композиция

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр». Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван от привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

С особым пониманием к мальчику подошла молодая учительница. Она начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его. Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего человека. Не увенчалась успехом затея Лидии Михайловны с посылкой. Учительница наполнила ее «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. В поисках способа помочь мальчику учительница предлагает ему сыграть на деньги в «пристенок».

Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени.

Финал рассказа почти мелодраматический. Посылка с антоновскими яблоками, которых он, житель Сибири, никогда не пробовал, как бы перекликается с первой, неудачной посылкой с городской едой - макаронами. Все новые и новые штрихи готовят этот оказавшийся вовсе не неожиданным финал. В рассказе сердце недоверчивого деревенского мальчика открывается перед чистотой молоденькой учительницы. Рассказ удивительно современен. В нем большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка, в нем уроки человечности.

Художественное своеобразие

С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с бытовыми подробностями, но ритм его незаметно захватывает.

Язык повествования прост и в то же время выразителен. Писатель умело использовал фразеологические обороты, добиваясь выразительности и образности произведения. Фразеологизмы в рассказе «Уроки французского» большей частью выражают одно понятие и характеризуются определённым значением, которое часто равно значению слова:

«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» (лениво).

«В школе я птаху до этого не видел, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс» (неожиданно).

«Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два снова подсаживал зубы на полку»(голодать).

«Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел продать меня с потрохами» (предать).

Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например:

Квартировать - снимать квартиру.
Полуторка - грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.
Чайная - род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.
Пошвыркать - похлебать.
Гольный кипяточек - чистый, без примесей.
Вякать - болтать, говорить.
Тюкать - несильно ударять.
Хлюзда - плут, обманщик, шулер.
Притайка - то, что спрятано.

Значение произведения

Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.

В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.

Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг - моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель - учитель жизни».

Все произведения Валентина Распутина связаны с судьбами земляков, их печалями, надеждами, радостями и переживаниями. Его героям присуща честность, доброта, упорство в достижении целей. Очередной рассказ Валентина Распутина Уроки французского является ярким примером человеческой доброты, понимания и отзывчивости. По данной работе мы напишем итоговое , рассмотрев портрет героя, и подкрепив наши мысли аргументами из литературы.

Уроки французского сочинение

Рассказ Распутина Уроки французского это не просто произведение о школьной учительнице, это настоящий пример уроков доброты, которым каждый из нас должен следовать. Данная работа Распутина является биографической, где автор показывает роль мудрой учительницы в своей жизни.

Из произведения мы узнаем о судьбе подростка, которого мать отправляет на учебу в райцентр. В холодные и голодные послевоенные годы матери приходится отдавать последнее, чтобы выучить сына. Все было бы хорошо, да только тетка обворовывала племянника, поедая его продукты. Мальчику приходилось голодать, а чтобы как-то выжить, он играет на деньги со школьными мальчишками.

Портрет героя

На момент повествования главному герою Уроков французского было около одиннадцати лет. Мальчику приходилось ходить в старой одежде, из которой он уже вырос, и жить впроголодь. Стеснительный, молчаливый, но вместе с тем, наблюдательный и способный ребенок всеми силами старается добиться поставленных целей. Из-за малокровия ему приходится пить молоко, да только на него постоянно не хватает денег. Понимая, что мать и так живет впроголодь, он не просит у нее денег, а решает самостоятеьно заработать деньги игрой.

Будучи по натуре честным мальчиком, он не мог молчать, увидев жульничество в игре, за что его постоянно избивают. Это и заметила учительница. Разобравшись во всем, она решает помочь ребенку, но мальчик отказывается от еды. Он слишком гордый. И Лидия Михайловна идет на хитрость, и приглашает его домой под предлогом улучшить знания по французскому языку. Ни посылка с продуктами, ни попытки Лидии Михайловны накормить голодного ребенка во время уроков французкого, ситуации не меняют. Мальчик отказывается от помощи, и учительнице приходится идти на хитрость, предлагая ученику играть с ней на деньги. Таким образом мальчик смог заработать какие-то деньги и покупать себе молоко. Это длилось до тех пор, показа этим занятием их не застал директор школы. За свой поступок учительница была уволена, после чего Лидия уезжает на Родину и даже там не забывает о своем подопечном, отправив ему посылку с крупными яблоками, которые мальчик до этого видел лишь на картинках.

На примере учительницы Валентин Распутин показал бескорыстие, самоотверженность, и желание помочь людям в трудную минуту. Уроки доброты помогли выжить ученику в непростое время, и не потерять себя и своих человеческих качеств.

Аргументы из литературы

Однако Уроки французского не единственный пример доброты и того, как учитель влиял на дальнейшую судьбу своих учеников. Данная проблематика поднималась многими писателями, и в доказательство этого мы приведем и другие аргументы из литературы.

Так в произведении Первый учитель Айтманова мы видим учителя, который спасает сироту и отправляет девочку учиться в город. В будущем героиня становится доктором наук, а построенную школу назовет именем своего первого учителя.

Открытый урок по литературе по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» 8 класс.

Урок литературы в 8 классе
Бояркиной Елены Геннадьевны,
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ имени С.М.Кирова г.Карачева Брянской области

Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа
В.Г. Распутина «Уроки французского».
Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика

Цель урока:
раскрыть душевный мир героя рассказа;
показать автобиографический характер рассказа «Уроки французского»;
обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе;
показать неординарность учительницы;
воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках.

Оборудование: портрет и фотографии В. Распутина; выставка книг; толковый словарь под редакцией Ожегова (значения слов «урок»,«нравственность»); компьютер, проектор.

Методические приемы: беседа по вопросам, словарная работа, сообщения учащихся, работа в группах, демонстрация презентации, игровой момент, фрагмент кинофильма "Уроки французского".
Читатель учится у книг не жизни, а
чувствам. Литература, на мой взгляд, -
это прежде всего воспитание чувств. И прежде
всего доброты, чистоты, благородства.
В.Г. Распутин

Ход урока

1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
(слайд № 1)
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с творчеством замечательного русского писателя В.Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского». Сегодня в процессе урока нам предстоит обсудить несколько аспектов данного рассказа: постараемся раскрыть душевное состояние главного героя, обсудим основные нравственные проблемы, поднятые автором в рассказе, поговорим о «необыкновенном человеке» - учительнице французского, сыгравшей в жизни мальчика немаловажную роль.
(Запись даты, темы урока, эпиграфа)
О фактах биографии и творчества В.Г. Распутина мы узнаем из небольшой пресс-конференции, представленной журналистами, исследователями и читателями, в роли которых выступите вы сами. Я прошу выйти сюда исследователя и читателя, ребят, которым на предыдущем уроке были даны индивидуальные задания: подготовить сообщения о детстве В.Распутина, о том, какие впечатления детства нашли отражение в его произведениях, об истории создания рассказа «Уроки французского». А вы сейчас выступите в роли журналистов и зададите ребятам вопросы, подготовленные вами дома.

3. Слово членам пресс-конференции (элемент ролевой игры).
В ход урока включены электронно-образовательные ресурсы, в данном случае на экране демонстрируется презентация.

Журналист: У меня вопрос к исследователю творчества В.Г.Распутина. Скажите, как отразилось детство на творчестве В.Г. Распутина?

Исследователь: В. Распутин писал в 1974 году в Иркутской газете: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». Природа, ставшая близкой писателю в детстве, оживает вновь на страницах его произведений и говорит с нами неповторимым, распутинским языком. Люди Иркутского края стали литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающие с ним, составляющие неотъемлемую часть его». А начала эти, применительно к В. Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири – тайги, Ангары, без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого незамутненного народного языка.

Журналист: Вопрос к читателю. Расскажите о детских годах В. Распутина.

Читатель: Родился В.Г.Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть-Урда, расположенном на берегу Ангары. Детство частично совпало с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой – всего две полки книг. «Свое знакомство с книгами я начал с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые» - вспоминал автор.
Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Необходимо было перебраться туда жить, причем одному.

Учитель: Да, детство Распутина было трудным. Не всякий, кто хорошо учится, умеет оценивать поступки свои и чужие, а вот для Валентина Григорьевича учеба стала трудом нравственным. Почему?

Исследователь: Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Распутин все делал только на совесть. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок» - вспоминал писатель. Оценивали его знания только на отлично, кроме разве что французского (не давалось произношение). Это и была в первую очередь нравственная оценка.

Журналист: Вопрос читателю. Кому был посвящен этот рассказ («Уроки французского») и какое место занимает в детстве писателя?

Читатель: Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери его друга и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. В основу рассказа легло воспоминание о детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».
Этот рассказ автобиографичен. Лидия Михайловна названа своим именем. (Это Молокова Л.М.). Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете. Когда вышел в свет в 1973 году этот рассказ, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним.

Учитель: Спасибо нашим участникам пресс-конференции. Вы можете занять свои места в классе.

4. Беседа по вопросам.
(слайд №3)

Учитель: В предисловии к рассказу «Уроки французского» В.Г.Распутин заметил: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». Сегодня мы будем учиться нравственности. Учиться у Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом повести, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своём произведении. Он надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут разобраться каждому в себе, задуматься о своём будущем.
- О чём говорит название рассказа «Уроки французского»? (О школе, уроках, сверстниках)
-Кому адресовано вступление? (чтение вступления учителем) (Себе, читателю, учителям)
- От чьего лица ведётся повествование? Почему? (От первого лица. Автор изложил свою биографию – автобиографию)
- Кто является главным героем рассказа? (11-летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени его, ни фамилии автор не называет.)
- Когда и где происходят действия, описанные в рассказе? (Через 3 года после окончания В.О.войны в 1948 году в далёкой сибирской деревне)
- Назовите приметы тяжёлого времени.
(В рассказе описано тяжёлое послевоенное время: карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда. Место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, т.к. зимой деревья вымерзают.)
-Как жилось мальчику в родительском доме? Найдите ответ в тексте. (с.134 «Жили мы без отца, жили совсем плохо…»

5. Работа в группах
О том, насколько внимательно вы читали первую часть рассказа, нам станет известно после работы над кроссвордом. Все слова, являющиеся ответами на кроссворд, вам встретились в рассмотренном нами фрагменте рассказа. Каждая группа (ряд) получает кроссворд и заполняет его.

Вопросы:
1. Грузовой автомобиль грузоподъемностью полторы тонны.
2. Злак для выпечки хлеба.
3. Добавка к картошке жителей деревни весной.
4. Ценная бумага, по которой ее владелец ежегодно получает прибыль.
5. Имя шофера.
6. Крестьянское поселение.
7. Центр административного района.
8. Основной продукт питания семьи главного героя рассказа.
9. Прозвище, данное герою в деревне.

Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре? Найдите отрывки в произведении и зачитайте их. («Чтобы учиться дальше…. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь » с.133; «И мать, наперекор всем несчастьям…ждут меня, голубчика, на новом месте» с.134).
-Какие же это испытания? (Разлука с домом, с матерью, тоска по дому, постоянный голод, отсутствие друзей, страдания от одиночества)
-Всякий ли ребёнок может выдержать такое?
-Почему наш герой не жалуется взрослым? Почему не следит, кто у него ворует продукты? Найдите ответ в тексте. («Кто потаскивал – тётя Надя ли… если она услышит правду» с.135-136; Мальчик наделён чувством собственного достоинства. Он не может оскорбить подозрением другого человека.)
-Найдите отрывок на с.135 «Мать, приехавшая в конце сентября…» Прочитайте его и ответьте на вопросы: легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери? (Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть.)
- Ребята, а в каком значении употребляется здесь слово урок. Давайте посмотрим значения этого слова по толковому словарю.

Работа с Толковым словарём.
Урок- 1. Учебный час, посвящённый какому-н. предмету. 2.Перен. Нечто поучительное, из чего сделать вывод для будущего.

6.Закрепление изученного
-Запишем в тетрадь первый урок рассказа Распутина: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это». (слайд №4)
-Почему же наш герой не уехал домой?
- Каковы были успехи героя рассказа в школе? (по всем предметам, кроме французского, держались пятерки).
-Почему он всегда готовился к урокам? («Относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» с.134)
- Каково было душевное состояние мальчика? («Так было мне плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни» с.135)
- Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? (Был болен, покупал на эти деньги на базаре баночку молока).
- Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?
-Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей-то милости или подачки он не стал. Запишем второй урок Распутина: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих» (слайд № 5)
-Найдите отрывок на с.141, который начинается словами: «Не в склад! – объявил Вадик». Прочитаем его по ролям. (Рассказчик, Вадик, Птаха) (до слов «…который вертелся тут же».)
-Почему нашему герою пришлось «смириться»?
-Записываем третий урок: «Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь». (слайд №6)
-Продолжаем чтение по ролям дальше (до конца этой части рассказа).
- Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведёт себя герой во время избиения?
- Запишем четвёртый урок Распутина: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся» (слайд №7)

7. Работа в группах
- А сейчас я предлагаю проверить, насколько внимательно прочитана вами данная часть рассказа. Каждая группа (ряд) получает задание: по описанию узнать героя произведения.
Задание. По описанию узнайте героя произведения и запишите его имя.
1. «…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой».
2. «Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку».
3. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»
Ответы учащихся:
1. Вадик.
2. Тишкин.
3. Птаха.

8. Продолжение беседы
-Почему после избиения наш герой вновь возвращается в компанию Вадика?
-Как в школе узнали об игре на деньги? («И что случилось? – спросила она…» с.143)
-Чего так боялся наш герой? («За игру на деньги у нас в два счёта могли выгнать из школы».)
-Смог бы директор «выжать слезу» из него?
-Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая…» с.145)

Выв од: Итак, ребята, из ваших ответов мы поняли, что прообразом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя. Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него возложены надежды не только родных и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков. А теперь, обратившись к образу учительницы французского, проанализируем, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика.
Какой запомнилась учительница главному герою? Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем? (чтение описания «Лидии Михайловне тогда было….»; «В лице ее не было жестокости…» с.149)
Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность.)

А сейчас давайте посмотрим небольшой отрывок из фильма «Уроки французского», снятого на киностудии «Мосфильм» в 1978 году.
(Просмотр отрывка из кинофильма, эпизод «Посылка»)
Почему Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком у себя дома? (Учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить).
Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась? (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок)
Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? (Она предложила играть на деньги в «пристенок»)
Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы)
Вывод: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учениками на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.
- Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны? (мнение детей).
- Сегодня мы много говорили о нравственности. А что такое «нравственность»? Найдем значение этого в толковом словаре С. Ожегова. (Выражение записано на доске).

Слово учителя. Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.
- Почему же рассказ назван «Уроки французского»? (Название «Уроки французского» говорит не только об обучении иностранному языку пятиклассника, но и о ценности нравственных уроков, преподнесённых ребёнку учительницей.)
-Какой главный урок преподала учительница?
-Записываем пятый урок: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей» (слайд №8)

Учитель:
- На доске записан эпиграф к уроку: «Читатель….». А какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? (Доброту и сострадание).
Доброта – вот что привлекает всех читателей в героях рассказа.

Вывод : Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Посмотрим на предисловие к рассказу. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал «Уроки французского» «уроками доброты». В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Доброта и сострадание играют большую роль в жизни человека, и я надеюсь, что вы будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту.

Подведение итогов. Оценка учащихся.
Д/з. Написать сочинение-рассуждение «Какой урок нравственности преподал мне Распутин?» (слайд №8)

Просмотров