День Народного единства в детском саду. Подготовительная группа

День единения народов для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Родной край собирает друзей

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Чтение художественной литературы».

Цель: формировать основы гражданственности и патриотизма через ознакомление с культурой народов, проживающих на территории России.

Задачи : знакомить детей с праздником День единства народов; обогащать и развивать у детей знания о народах, проживающих в России; воспитывать дружеские отношения, уважение к культуре различных народностей.

Планируемые результаты : владеет в соответствии с возрастом основными движениями; эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей; проявляет чуткость к художественному слову, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству; чувствует ритм и мелодику поэтического текста; речь становится главным средством общения; речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи; соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице; знает, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна, что Москва - столица нашей Родины; имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна.

Содержание организованной деятельности

Ведущий.

Праздник, праздник! Как мы рады,

Наконец-то ты пришел.

Наши гости сели рядом,

Это очень хорошо.

Отчего у нас веселье,

Праздник тут какой у нас?

Народов наших единенье

Отмечаем мы сейчас.

1-й ребенок.

Любимый и родной мой край,

Тебя воспеть хочу!

Чтоб знали люди все,

Как я тебя люблю.

2-й ребенок.

Пусть на твоей земле прекрасной

Смеются дети и цветут сады,

Не будет тесно людям разных наций

Под мирным небом голубым.

3-й ребенок.

Все для нас: и солнце светит,

И цветы цветут в садах,

Ведь заботится о детях

Наша Родина всегда.

Песня «Пусть всегда будет солнце» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина).

Ведущий . В нашей стране дружно живут и работают люди разных национальностей: русские, татары, уйгуры, корейцы, украинцы, чуваши и многие другие. Каждый народ имеет свою богатую культуру. От поколения к поколению передаются обычаи и традиции. По-разному рассказывают сказки разные народы, поют разные песни детям в колыбели, но в одном они едины: их объединяет желание быть счастливыми и жить мирно.

4-й ребенок.

Все в России мы живем,

Любим мы свой край родной,

Он хорош зимой и летом,

А особенно весной.

5-й ребенок.

Так цвети и красуйся,

Родная земля!

Русским танцем своим

Мы славим тебя.

Русский танец.

Ведущий. Да, ребята, нам с вами повезло: мы живем на прекрасной земле. Единой семьей живут здесь с давних пор разные народы. И сегодня мы получили от них поздравления и красивые воздушные шарики в подарок... Вот только где же они?

Под музыку выбегает Вовка, кривляется, пританцовывая. В руках у него воздушные шарики.

Ведущий . Ребята, вы узнали? Это же Вовка из сказки «Вовка в Тридевятом царстве», и у него наши воздушные шарики. Вова, где ты взял эти шарики?

Вовка. Какие шарики?

Ведущий. Те, что у тебя в руках.

Вовка . А, эти... Я их нашел!

Ведущий. Эти шарики нам в подарок прислали друзья, отдай их, пожалуйста.

Вовка. Не отдам! Я их первый нашел, значит, шарики мои.

Ведущий . Не хочешь отдавать, тогда давай меняться.

Вовка . А что дадите взамен?

Ведущий.

Сейчас мы в песне нашей

Про детский сад тебе расскажем.

Исполнение песни про детский сад (на усмотрение музыкального руководителя).

Вовка . А я так петь не умею...

Ведущий . Потому что ленишься много. Что, понравилась песня?

Вовка . Да, очень.

Ведущий. Тогда верни нам шарики.

Вовка . Так и быть, один отдам. (Отдает шарик)

Ведущий . Интересно, кто прислал нам этот шарик? (Прокалывает шарик, в нем записка)

Принимайте поздравленье

Вы от русской детворы.

И на празднике веселом

Попляшите от души.

Мы покажем для друзей

Русский танец ложкарей.

Русский танец «Ложкари».

Вовка. Значит, этот шарик был от русских ребят?

Ведущий.

Этот шарик был от русских друзей.

А спроси-ка у детей,

Сколько разных народов

В России живет,

На скольких языках свои песни поет?

Вовка. Расскажите мне, ребята, какие национальности проживают в нашей стране? (Ответы детей)

Ведущий . В России единой семьей живут более ста национальностей и народностей.

Дружба народов - не просто слова.

Дружба народов навеки жива,

Дружба народов - счастливые дети,

Дружба - самое ценное, что есть на свете.

Песня «Наша Россия прекрасна» (муз. и сл. 3. Роот)

Ведущий . Вова, а вот тот желтый шарик нам прислали татарские ребята.

Вова. Откуда Вы знаете?

Ведущий. Догадалась, давай проверим.

Вовка (отдает шарик). Давайте проверим.

Ведущий (прокалывает шарик, читает записку).

Татарские ребята шлют вам всем привет

И хотят всем дать совет:

Чтоб на празднике не скучать,

Надо танец станцевать.

Что ж, порадуем гостей

Татарский танец принимайте от детей.

Татарский танец.

Вовка. А можно мне посмотреть, что там, в следующем шарике?

Ведущий . Конечно, можно, ведь эти шарики подарили наши друзья всем детям.

Вовка (прокалывает шарик). Здесь алтайская сказка, друзья, посмотреть хотите?

Дети . Да!

Инсценировка алтайской народной сказки.

Ведущий. Вот как много у нас друзей!

Вовка. У вас много друзей, поэтому и подарков много, а со мной никто дружить не хочет.

Ведущий.

Настоящая дружба не знает границ.

Посмотри, сколько радостных лиц,

Потому что сейчас всем покажем,

Как «Ковбойскую польку» мы пляшем.

Танец «Ковбойская полька».

Вовка.

Давайте, ребята, мириться,

Не буду я больше лениться.

Вы меня простите

И дружить научите.

Ведущий . Я вижу, Вова, ты понял, что дружба - это великая сила. Не зря в пословице говорится: «Сила птицы - в крыльях, сила человека - в дружбе».

Вовка . А еще я понял, что настоящие друзья не бывают жадными, и этот шарик дарю всем вам.

Ведущий. Интересно, какой подарок этот шарик несет? (Прокалывает шарик)

Россия - это море улыбок на лицах людей.

Россия - это смех и веселье наших детей.

В мире, дружбе живут здесь, не зная беды,

Самых разных народов дети твои.

Песня есть у нас о том, как любим свой родной мы дом.

Сольная песня «Край родной» (муз. и сл. Е. Гомоновой).

Ведущий.

Цвети, расцветай, Россия моя,

В дружбе детям расти помогай.

Пусть гордятся дети твои,

Сценарий Дня народного единства в детском саду

На экране появляется карта с контуром России.

Ведущий:

- Мы живём в России! Много в ней лесов,
Рек, морей, озёр, в реках – островов.
Когда зима на севере, на юге всё цветёт,
Когда в Сибири вечер, в Москве – наоборот.

1реб

- Страна у нас огромная, для нас она одна!
Огромная, красивая, единая страна!
Страна у нас единая, народ у нас один!

- У подножья склонов заснеженных вершин,
На побережье моря иль в степи большой

Ребёнок в народном костюме

Дорогих гостей встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим
Поклонясь, отведать просим.

2 реб

Живёт народ российский с огромною душой!

- Один у нас на всех
Герб, гимн и флаг страны.
Они нас отличают,
Мы им всегда верны.

На экран выводятся изображения государственных символов России.

3реб

- Спортсмены-победители
Иль в море корабли
Всем флагом объявляют:
«С Российской мы земли!»

4реб

- В дни праздников торжественных
Поём мы хором гимн.
Гимн нас объединяет,
И мы гордимся им!

5реб

- Наш герб – орёл двуглавый,
И в центре, на коне,
Святой несёт победу
Копьём – тебе и мне.

6 реб

- Все жители России
Чтят символы свои.
Они прошли с Россией
Победы и бои.

7реб

- Гимн, герб и флаг России
Должны мы знать с тобой.
Для жителей России
Он стал одной судьбой!

Подвижная игра

В нашей стране горы высокие, (руки вверх, на носочках)

Реки глубокие (присели) ,
Степи широкие
(руки в стороны) ,
Леса большие
(руками описываем круг) ,
А мы - ребята вот такие!

Игра «Собери целое»

Детям даётся задание собрать пазлы – государственные символы России. Для этого задания можно использовать пазлы, содержащиеся в развивающей игре

«Государственные символы России».

На экране показываются слайды с памятником Минину и Пожарскому.

Ведущий:

- Народ России всегда объединялся перед лицом опасности. Более четырёх веков назад, в 1613 году, россияне, собравшись в народное ополчение под предводительством гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, в смутное время спасли Отечество от врагов. В память об этом событии 4 ноября – в тот самый день, когда четыре века назад Москва была освобождена. Теперь вся наша страна празднует «День Народного Единства» . В Москве в честь победы над врагом, за героизм, мужество и отвагу на Красной площади установлен памятник, сделана надпись «Гражданину Кузьме Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия» . Также построен храм «Казанской Божьей матери» . (Слайд памятника и храма) .

Фонограмма хора «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». Давайте с вами сыграем в русско-народную забаву «Перетяни канат» .

Ведущий:

- День народного единства – это и праздник единства всех людей почти ста девяноста национальностей, проживающих на территории нашей страны. Все мы разные, но нас многое объединяет! Например, дети всех народов любят играть! Вы любите играть? Давайте познакомимся с играми разных народов нашей страны. Вот, например, игра татарская.

Для обозначения национальности можно воспользоваться куклами в национальных костюмах: русских, татарских, чувашских, марийских, калмыцких, украинских национальных костюмах; стилизованной национальной одежде народов Кавказа и народов Крайнего Севера. Каждую игру может «проводить» кукла, одетая в соответствующий национальный костюм.

Народная игра «Продаем крынки»

Играющие делятся на две группы. Дети из первой группы садятся на стулья, установленные в круг. Каждый из них – это «чулмак», то есть глиняная крынка. За каждой «крынкой» стоит игрок - хозяин крынки, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев крынки и начинает разговор:

- Эй, дружок, продай крынку!

- Покупай.

- Сколько дать тебе рублей?

- Три отдай.

Водящий три раза касается рукой хозяина крынки, и они обегают круг навстречу друг другу. Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а тот, кто прибежит вторым, становится покупателем крынок.

Дагестанская народная игра «Надень папаху».

В центре круга на стуле сидит «джигит». Водящему завязывают глаза и отводят на шесть шагов от него. Затем поворачивают лицом к джигиту, чтобы сориентировать, где тот сидит. После этого водящему дают в руки папаху и поворачивают вокруг своей оси несколько раз. Задача - надеть папаху на джигита. Болельщики, сидящие вокруг на стульях, считают вслух шаги водящего и направляют его в центр круга, к «джигиту». При повторении игры на роль водящего и «джигита» назначаются другие участники.

Марийская игра «Раю-раю»

Для игры выбирают двух детей - ворота; остальные играющие - мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.
Сама мать пройдет
И детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - гора, другой - луг). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: гора или луг. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Русская игра «Чёт-нечет»

Играют две команды. Ведущий берёт горсть орехов или конфет и спрашивает у одной из команд: «Чет или нечет?». Участники команды вместе решают, что ответить, и хором отвечают. После этого количество предметов в горсти пересчитывается, если команда отгадала, чётное или нечётное количество предметов, она их получает.

8реб

- Любим мы играть с тобой,
Всей весёлою гурьбой!
Нужно дружно, в мире жить,
Не ругаться, а дружить!

9реб
С другом радостью делиться,
Улыбаться, веселиться!
Песни петь и танцевать,
И друг другу помогать!

Дети исполняют песню «Моя Россия», муз. Г. Струве, и русский народный хоровод.

Ведущий: - Наша родина Россия - настолько огромная страна, что одновременно на севере России, у Белого моря, может идти снег, а на юге России, у моря Чёрного, люди загорают под тёплым солнышком. Природа на юге и севере у нас тоже очень разная, и звери в лесах и степях живут непохожие друг на друга. А знаете ли вы, как называются эти звери?

Игра «Угадай, где зверь живёт?».

Для игры понадобятся демонстрационно-раздаточные материалы «Природные зоны».

Ведущий: - Вот какая у нас большая страна, много в ней красивых мест, где может побывать любой из живущих в России!

На экране идёт показ слайдов с самыми красивыми местами России.

10реб

- Красивая у нас страна!
Огромная и разная!
Природу нашу любим мы,
Она разнообразная!

11реб
История у нас одна,
Одна судьба России,
Мы вместе здесь с тобой живём,
В такой стране красивой

12реб

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

13реб

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

14реб

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

15реб

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Тема: « День народного единства».

Цель : Закреплять представления дошкольников об истории возникновения праздника, его значении для России. Воспитывать чувство патриотизма.

Задачи: Познание: Углублять и уточнять представления детей о Родине – России, о государственных праздниках; элементарные сведения об истории родной страны.

Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.

Расширять представления о Москве – главном городе, столице России.

Коммуникация : Продолжать работу по расширению обществоведческого словаря. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Чтение художественной литературы: Развивать чуткость к поэтическому слову. Совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.

Музыка: Закреплять знание мелодии гимна Российской Федерации. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен.

Ход:

Воспитатель: Дети, есть много добрых и хороших слов в русском языке, и есть среди них такие слова, которые всегда вызывают у нас чувство гордости и любви.

"Дом", "Отечество", "Россия"

Да "родная сторона"...

Скажет кто, что означают

Эти громкие слова?

Дети, что значат для вас понятия Россия, Родина?

Дети: Это край, где мы родились, где мы живём, это наш дом, это всё, что нас окружает.

Пшеничное поле, и горы, и лес,

И жаркое солнце с высоких небес,

Склонились берёзки в поклоне земном-

Всё это мы гордо Россией зовём.

Воспитатель: Мы живём самой большой и красивой стране на свете, в России. 4 ноября в нашей стране отмечается праздник «День народного единства» - это праздник единства и взаимопомощи всех российских народов.

Дети читают стихотворени е:

  1. Едино государство, когда един народ.

Когда великой силой он движется вперед.

  1. Врага он побеждает,

Встав, как один, на бой,

И Русь освобождает.

И жертвует собой.

  1. Во славу тех героев

Живем одной судьбой.

И дружно День единства

Мы празднуем с тобой.

Воспитатель и дети исполняют песню

« С чего начинается Родина» (слова М. Матусовского, музыка В . Баснера).

Воспитатель: Дети, давайте вспомним российскую историю. Давным-давно жили на нашей земле русичи. Жили они честно, трудились, растили детей. Но вот пришел недобрый день и час, и навалились на нашу землю русскую беды - несчастья - напали враги. Но, нашелся на земле русской добрый молодец - Козьма Минин. Стал он собирать силы и средства на освобождение Отечества. Понял весь народ, что он крепко- накрепко связан одной бедой. Теперь нужно было выбрать воеводу. Чтобы он вел войско на врага.Выбрали воеводу - князя Дмитрия Пожарского. Тяжело было русским воинам, но всё же победила русская рать. Обессилел враг и сдался.

Позже в память о героях – защитниках Руси на собранные народом средства был поставлен в столице России - Москве памятник Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому.

Бегут годы, текут столетья, но подвиг их не забыт.

И в честь этого исторического события был учреждён праздник - День народного единства.

Дети читают стихотворение:

  1. Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

  1. Он отмечен годом, днем

И начертано на нем:

«Гражданину Минину и

Князю Пожарскому-

Благодарная Россия».

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по несколько фотографий с достопримечательностями Москвы и предлагает найти фотографию памятника К.Минину и Д.Пожарскому.

Воспитатель: Каждая страна имеет свои государственные символы: флаг, герб и гимн.

Какой флаг у России?

Дети: Трёхцветный, он состоит из трёх полосок - белой, синей, красной.

Воспитатель: Что же они обозначают?

Дети: Белый – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.

Синий цвет - это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.

Красный цвет - цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

« Собери флаг России».

Воспитатель: Что изображено на гербе России? Что вы видите в центре? Дети: Орла.

Воспитатель: Расскажите о нём, какой он?

Дети: С двумя головами, с поднятыми крыльями.

Воспитатель: Почему же на гербе России изображён орёл?

Дети: Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл, сильное и непобедимое.

Воспитатель: Но почему у орла две головы?

Дети: Русское государство очень большое, и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские.

Воспитатель: А что-нибудь в этом гербе вам знакомо?

Дети: Да, в центре изображён герб Москвы, так как Москва – столица нашей Родины.

Проводится дидактическая игра « Собери герб России».

Воспитатель: У каждого государства обязательно есть свой гимн.

Дети: Гимн- это торжественная песня. Его исполняют в самых торжественных случаях - во время праздников и других важных событий.

При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

Воспитатель: Предлагаю всем встать и послушать гимн России.

Слушание гимна России.

Воспитатель: Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Крепко любит народ её. Много сложил о ней пословиц и поговорок. Давайте их вспомним.

Дети:

1. Родина любимая, что мать родимая.

2. Если дружба велика, будет Родина крепка.

3. На чужой стороне, что соловей без песни.

4. Жить - Родине служить.

5. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

6. Родина - мать, умей за неё постоять.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам взяться за руки.

(Дети встают в круг и берутся за руки.)

Воспитатель: Всех нас объединяет чувство гордости за свою страну - Россию, за ее историю. И в День народного единства мы с особенной силой ощущаем, что мы - единый могучий русский народ, у нас одно Отечество - Россия! И мы горячо любим свою Родину.

Дети читают стихотворение В. Маяковского:

" Слышишь песенку ручья - это Родина твоя!

Видишь звёздочки Кремля - это Родина твоя!

Дом, где живут твои друзья - это Родина твоя!

Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождей

И в лесу смородина-это тоже Родина!"


День народного единства празднуется 4 ноября. В дошкольном учреждении к этой дате готовятся, знакомя детей с национальными символами России. Закрепить пройденный материал можно на праздничном утреннике.

Помещение, в котором проходит День народного единства в детском саду, должно быть оборудовано экраном, на который выводятся слайды или видео о России, её символах и народах. Также в помещении должны быть установлены столики и стулья для выполнения некоторых видов заданий по теме праздника.

Сценарий Дня народного единства в детском саду

На экране появляется карта с контуром России.

Ведущий:

— Мы живём в России! Много в ней лесов,
Рек, морей, озёр, в реках – островов.
Когда зима на севере, на юге всё цветёт,
Когда в Сибири вечер, в Москве – наоборот.

— Страна у нас огромная, для нас она одна!
Огромная, красивая, единая страна!
Страна у нас единая, народ у нас один!

— У подножья склонов заснеженных вершин,
На побережье моря иль в степи большой
Живёт народ российский с огромною душой!

— Один у нас на всех
Герб, гимн и флаг страны.
Они нас отличают,
Мы им всегда верны.

На экран выводятся изображения государственных символов России.

— Спортсмены-победители
Иль в море корабли
Всем флагом объявляют:
«С Российской мы земли!»

— В дни праздников торжественных
Поём мы хором гимн.
Гимн нас объединяет,
И мы гордимся им!

— Наш герб – орёл двуглавый,
И в центре, на коне,
Святой несёт победу
Копьём – тебе и мне.

— Все жители России
Чтят символы свои.
Они прошли с Россией
Победы и бои.

— Гимн, герб и флаг России
Должны мы знать с тобой.
Для жителей России
Он стал одной судьбой!

Детям даётся задание собрать пазлы – государственные символы России. Для этого задания можно использовать пазлы, содержащиеся в развивающей игре «Государственные символы России».

На экране показываются слайды с памятником Минину и Пожарскому.

Ведущий: — Народ России всегда объединялся перед лицом опасности. Более четырёх веков назад, в 1613 году, россияне, собравшись в народное ополчение под предводительством гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, в смутное время спасли Отечество от врагов. В память об этом событии 4 ноября – в тот самый день, когда четыре века назад Москва была освобождена, мы празднуем День народного единства.

Фонограмма хора «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».

Ведущий: — День народного единства – это и праздник единства всех людей почти ста девяноста национальностей, проживающих на территории нашей страны. Все мы разные, но нас многое объединяет! Например, дети всех народов любят играть! Вы любите играть? Давайте познакомимся с играми разных народов нашей страны. Вот, например, игра татарская.

Для обозначения национальности можно воспользоваться куклами в национальных костюмах: русских, татарских, чувашских, марийских, калмыцких, украинских национальных костюмах; стилизованной национальной одежде народов Кавказа и народов Крайнего Севера. Каждую игру может «проводить» кукла, одетая в соответствующий национальный костюм.

Татарская народная игра «Продаем крынки» («Чулмак уены»).

Играющие делятся на две группы. Дети из первой группы садятся на стулья, установленные в круг. Каждый из них – это «чулмак», то есть глиняная крынка. За каждой «крынкой» стоит игрок — хозяин крынки, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев крынки и начинает разговор:

— Эй, дружок, продай крынку!

— Покупай.

— Сколько дать тебе рублей?

— Три отдай.

Водящий три раза касается рукой хозяина крынки, и они обегают круг навстречу друг другу. Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а тот, кто прибежит вторым, становится покупателем крынок.

Дагестанская народная игра «Надень папаху» («Папахны гий»).

В центре круга на стуле сидит «джигит». Водящему завязывают глаза и отводят на шесть шагов от него. Затем поворачивают лицом к джигиту, чтобы сориентировать, где тот сидит. После этого водящему дают в руки папаху и поворачивают вокруг своей оси несколько раз. Задача — надеть папаху на джигита. Болельщики, сидящие вокруг на стульях, считают вслух шаги водящего и направляют его в центр круга, к «джигиту». При повторении игры на роль водящего и «джигита» назначаются другие участники.

Марийская игра «Раю-раю»

Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдет
И детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — гора, другой — луг). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: гора или луг. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Русская игра «Чёт-нечет»

Играют две команды. Ведущий берёт горсть орехов или конфет и спрашивает у одной из команд: «Чет или нечет?». Участники команды вместе решают, что ответить, и хором отвечают. После этого количество предметов в горсти пересчитывается, если команда отгадала, чётное или нечётное количество предметов, она их получает.

Дети:

— Любим мы играть с тобой,
Всей весёлою гурьбой!
Нужно дружно, в мире жить,
Не ругаться, а дружить!
С другом радостью делиться,
Улыбаться, веселиться!
Песни петь и танцевать,
И друг другу помогать!

Дети исполняют песню «Моя Россия», муз. Г. Струве, и русский народный хоровод.

Ведущий: — Наша родина Россия — настолько огромная страна, что одновременно на севере России, у Белого моря, может идти снег, а на юге России, у моря Чёрного, люди загорают под тёплым солнышком. Природа на юге и севере у нас тоже очень разная, и звери в лесах и степях живут непохожие друг на друга. А знаете ли вы, как называются эти звери?

Игра «Угадай, где зверь живёт?».

Для игры понадобятся демонстрационно-раздаточные материалы «Природные зоны».

Ведущий: — Вот какая у нас большая страна, много в ней красивых мест, где может побывать любой из живущих в России!

На экране идёт показ слайдов с самыми красивыми местами России.

Дети:

— Красивая у нас страна!
Огромная и разная!
Природу нашу любим мы,
Она разнообразная!
История у нас одна,
Одна судьба России,
Мы вместе здесь с тобой живём,
В такой стране красивой!

Ирина Резанова
Сценарий утренника к Дню Народного единства

Утренник , посвященный Дню народного единства

«С чего начинается Родина»

Для детей старшей, подготовительной группы

Цель : Воспитывать патриотические чувства : любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране. Развивать у детей интерес к истории России, к истории своего родного края.

Звучат патриотические песни, зал нарядно украшен. На стенде висит географическая карта России.

Ведущий. Дорогие ребята, 4 ноября мы вместе со всей нашей страной будем отмечать праздник, который называется не совсем обычно. (спросить у детей) Да, сегодня мы с вами празднуем День народного единства . Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов , это день спасения России от самой большой опасности, которая когда – либо ей грозила. Посмотрите, это карта нашей Родины. Она может рассказать нам о многом. Мы видим, что она простирается от Северного Ледовитого Океана до южного Чёрного моря, на востоке доходит до Тихого океана, а на западе до Балтийского моря. Родина объединяет всех людей , живущих в одной стране : они говорят на одном языке, вместе работают, отмечают общие праздники.

А для вас что значит слово «родина» ? (рассуждения детей)

Как называется наша Родина? (Россия)

Столица нашей Родины? (Москва)

Ребята, как вы понимаете, что такое – единение ? (Единение –это когда все люди вместе.)

А кто такие патриоты? (Это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту).

Ведущий Послушайте, пожалуйста, какие красивые строки о России написала Юлия Друнина :

О, Россия!

С нелёгкой судьбою страна.

У меня ты, Россия,

Как сердце, одна.

Я и другу скажу,

Я скажу и врагу –

Без тебя,

Как без сердца,

Прожить не могу…

Ведущий. Ребята, любовь к России у каждого из нас начинается с любви к местам, где ты родился и живёшь. Скажите, пожалуйста, как называется наша малая родина? А в какой части России мы с вами живём? (На Севере)

Ведущий. А вот какое замечательное стихотворение про наш посёлок сейчас нам расскажет…Маша Долгова….

Маша. Мой таёжный, мой красивый,

Стародавний, красочный.

Ты один такой в России,

Мой посёлок сказочный.

Из росинок и травинок,

Из грибов и Ягодин

Тебя мастер в час счастливый

На досуге сотворил

Дети подготовительной группы исполняют песню «Россия» .

Ведущий. Ребята, наша страна очень огромная, и в ней проживают люди разных национальностей.

Дети читают стихи :

В стороне степной Стёпа

Землю сушит зной.

Здесь растят коней,

Как растят детей :

Песни им поют,

Молока дают.

Ребята подрастают Кирилл С.

На Севере, на Юге,

Поют они, играют

И помнят друг о друге.

Как повезло тебе и мне! Катя

Мы родились в такой стране,

Где люди все – одна семья,

Куда ни глянь – везде друзья.

Ведущий. Действительно, ребята «Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.»

У каждого народа есть свои загадки . (загадываются загадки разных народов )

1. Русская : Семьдесят одёжек – и все без застёжек. (капуста)

2. Белорусская : Не разбив горшочка, не съешь кашки. (орех)

3. Украинская. На дворе горой, а в хате водой. (снег)

4. Грузинская. Пришёл белый телёнок, прогнал белого. (день-ночь)

А самое главное, ребята, что народы , населяющие нашу страну, живут в мире между собой, о чём вам сейчас споют дети из средней группы нашего сада.

Дети средней группы исполняют песню «О дружбе» (всем советуем дружить)

Детские стихи : Если скажут слово «Родина» , Маша Щ.

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Ели, пихты, сосняки, Аня Б.

Лось рогатый у реки.

Куропатка бьёт крылом,

По реке плывёт паром.

Вы на Ваге были? Ульяна

Что вы делали?

Кто попался на крючок?

Нам попался судачок.

Как не верить вам, ребята,

Вага рыбою богата.

Ведущий. Встаньте, дети, встаньте в круг,

Слева друг и справа друг.

В пары встали, не зевай,

Пляску начинай!

Дети исполняют пляску «Если нравиться тебе, то делай так»

Нет лучше и милей России, Артём С

И лучше наших песен нет.

Тебе поём, что всех красивей,

Тебе несём мы свой привет.

Звучит в записи песня «О Родине»

Тебе, Россия, мы танцуем, Федя

Ведём свой вечный хоровод,

Тебя от всей души мы любим,

И прославляем наш народ !

Исполняют пляску «Разноцветная игра»

Ведущая : Какая красивая столица у нашей Родины!

Как и все страны мира, существующие на земле, Россия имеет свой флаг и герб (показывает)

Белай цвет – берёзка

Синий – неба цвет

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Герб страны – орёл двухглавый

Гордо крылья распустил,

Держит скипетр и державу,

Он Россию сохранил

Подтверждает герб старинный

Независимость страны

Для народов всей России

Наши символы важны.

Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации. Сегодня праздник нашего государства, давайте и мы, послушаем гимн нашей России!

Звучит Гимн Российской Федерации.

Ведущая (показ слайдов презентации) Давным-давно, в стародревние века, в древние времена, жили были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.

Но вот пришёл недобрый день час, навалились беды – несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.

А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву. Воевать задумали обманом – царя с собою привели самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.

Однако самозванец и не думал русский народ защитить , спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!

Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое да ум острый. Выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца.

Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой , единою надеждой . Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь стали отдавать на ополчение.

Собрать деньги - это не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.

Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.

Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.

Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской.

И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. Бегут годы, текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.

Вот мы и рассказали вам, что произошло на Руси почти четыреста лет назад, о том, как единение помогло россиянам справиться с коварным врагом, избавиться от польского нашествия. Теперь вам понятно название праздника – День Единения России .

Дорогие друзья, всех нас объединяет чувство гордости за свою страну, за её славную историю.

И в этот праздничный день с особенной силой ощущаем, что мы – единый и могучий русский народ , и у нас одно Отечество – Россия.

Ведущая читает стихотворение, а все остальные подхватывают хором его «ключевые слова»

Главное – вместе,

Главное – дружно!

Главное – с сердцем горячим в груди!

Нам равнодушных не нужно?

Не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Ведущая Запомните, ребята, это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих предков.

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию -

Нет России другой.

Ведущая. Дорогие друзья! Наш праздник заканчивается.

Мы желаем вам мира, добра и благополучия.

Ещё раз с праздником вас – Днём народного единства !

И в заключении

Танец «Дружба» Барбарики танцуют дети подготовительной группы

Просмотров