Аргументы к сочинению ЕГЭ на тему: Победа и поражение. Сочинение на тему: Победа и поражение в романе Обломов, Гончаров Проблема победы над самим собой

Каждый человек хочет быть победителем, хочет, что­бы в его жизни все было удачно, счастливо, чтобы он мог с гордостью рассказывать о своих успехах другим. Но в реальности не у всех и не всегда так получается. В нашу жизнь зачастую врываются события, которые могут пе­ревернуть всю жизнь человека: болезни, несчастные слу­чаи, стихийные бедствия, войны. В таких ситуациях важно остаться человеком, не сломиться перед опасно­стью, одержать победу над собой, своими слабостями и недугами, преодолеть все преграды.

Когда я размышляю о людях, победивших в сложных жизненных обстоятельствах, я вспоминаю «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Это тот случай, когда жизнь оказалась удивительнее любого вымысла, ведь свое произведение автор написал о реальном челове­ке - Герое Советского Союза летчике Алексее Маресье­ве. Почти все факты, изложенные в произведении, соот­ветствуют действительности.

Своего героя Полевой назвал Алексеем Мересьевым. Во время войны, совершая боевой вылет, Алексей полу­чил ранение в ноги. Его самолет был подбит. Несколько суток он полз по снегу, пытаясь добраться до своих, и по­пал к партизанам. Его вывезли на самолете в тыл, сделали операцию. Летчик, безумно любивший свое дело, оказал­ся без ног, которые были ампутированы по колено. Первое время после операции он был близок к самоубийству: он не сможет летать, не сможет громить немцев. Кроме того, как тяжело любому человеку, особенно молодому, здоро­вому мужчине, ощущать себя калекой, беспомощным ин­валидом. На помощь пришли друзья, которые вернули ему веру в то, что он сможет преодолеть свое увечье, смо­жет летать. Человек сильной воли, Алексей начал учиться ходить на протезах. По ночам он плакал от боли, но его слез никто не видел. В санатории, куда его направили по­сле больницы, он учится танцевать на протезах. Какой бо­лью, кровью дались ему эти танцы! Но стремление вер­нуться в строй было для него сильнее всякой боли. Перед медицинской комиссией Алексей станцевал вприсядку, и врачи были поражены силой его духа. Он вернулся в строй, добился своей цели, победил себя.

Когда читаешь о таких людях, начинаешь гордиться тем, что ты человек, что есть люди, которые могут пре­одолеть все на пути к своей цели.

В повести Владислава Титова «Всем смертям назло», основанной на реальных событиях, показана судьба Сер­гея Петрова. Спасая своих друзей-шахтеров во время аварии, он получает травмы рук. Их приходится ампути­ровать. Сергею пришлось призвать всю свою волю, целе­устремленность, мужество, чтобы начать новую жизнь. Он тоже одерживает победу над собой, и, как мне кажет­ся, это и есть истинная победа.

Читая о людях, преодолевших свою боль, слабость, страх, неуверенность, понимаешь, насколько могут быть сильными человеческий дух, воля, целеустремленность. Мы гордимся такими людьми, берем с них пример, пото­му что они, как свет, помогают нам увидеть свою дорогу.

О человеке больше, чем его фейсбук-аккаунт, говорят вредные привычки: курит - склонен к саморазрушению и неврозам, пьет - не владеет собой и слабовольный, многое ест - идет на поводу, легковнушаемый и эгоистичный. Да, во многом демоны идентифицируют нас как личностей, работают на уникальность, но, в конце-то концов, «от бокала еще никто не умирал» - наглая ложь! Никто из нас не лишен недостатков, но специально для тебя мы составили краткий план действий, чтобы стать лучше.

Настрой себя на результат

Впереди у тебя долгая и мучительная дорога. Расставаться с дорогим, удобным и приятным сложнее всего, но no pain no gain - ты можешь стать лучше, и просто так не дается ничего. Тебя будет корежить и ломать первые дни, даже недели, но это пройдет - после ты этого и не вспомнишь. А на замену придут самоуважение и гордость за себя. И этого не отнять уже никогда. Игра стоит свеч всегда, если она изменит твою жизнь к лучшему.

Не сомневайся в себе

Внутри каждого из нас сидит маленький мерзкий критикующий все на свете «диванный» аналитик. Убей его, это законно. В идеале - самым безжалостным способом. Это он шепчет, что суета эта ненужная и тебе и так хорошо. Это он вызывает в памяти репортажи и разговоры с друзьями о том, как мучительно бросать плохое. И благодаря ему ты все еще ничего не делаешь: он блокирует твое восприятие самого себя. Поверь, он далеко не Белинский: ценности в нем 0.

Перестань общаться с провокаторами

Наверняка у тебя есть такой приятель, который не видит ничего ужасного в бутылочке пива после работы, большой коробке наггетсов или критикует поведение твоей подруги. Он всегда знает как лучше, ему необходим компаньон для саморазрушения, и он совершенно не нужен тебе. Такие люди провоцируют конфликты, и в глубине души они со всей силы хотят, чтобы ты был хуже них. А если им надо быть лучше тебя и они заинтересованы в твоем падении, то надо ли оно тебе?

Составь четкий график жизни

Привычка вырабатывается за 20–25 дней. Это значит, что все усилия, которые ты прилагал, и ограничения, от которых страдал, закончатся меньше чем за месяц! Твой организм - удивительная штука, и он приспособится ко всему. Но никто же не запрещал хитрости. Забей свое расписание по максимуму: тренировки, прогулки, чтение на свежем воздухе, театр, боулинг - что угодно, лишь бы не сидеть дома и не мариноваться в собственной голове.

Установи запретные темы

Если твои друзья действительно переживают за тебя, то с радостью пойдут навстречу: отныне все твои вредные привычки - запретная тема. Не говори о них ни с кем, не пиши на тематических форумах и не жалуйся папе и маме по телефону. Так ты только провоцируешь себя и гоняешь из пустого в порожнее. Нет - значит нет. Ты сам так решил, а значит, так тому и быть. С подругой тоже не обсуждай - ты же не пытаешься нарваться на жалость и похвалу, правда?

На твои вредные привычки влияют не только разговоры, но и эти .

Попроси помощи

Ты попадешь в непростую ситуацию, но цель благородна на все 100. Ты модифицируешься, апгрейдишься - это только знак «плюс», и в таком деле попросить помощи вовсе не стыдно. Да, расставаться больно, но необходимо: сам ты точно не выкинешь ту припрятанную баночку шоколадной пасты или коробку макарон, твоя «последняя» сигарета будет каждой новой, а «заслуженное» пиво - ритуалом. А друзья и родные избавят твою берлогу от всего провокационного содержимого. Только не бросайся на них из-за соуса песто - не по-людски это.

Хвали себя

Ты будешь упорно трудиться, жертвовать и страдать - такое достойно похвалы. Разработай для себя систему поощрений: за каждые три прожитых без вредного дня купи себе какую-нибудь приятную мелочь. Наш мозг очень восприимчив к наградам, и совсем скоро ты начнешь стараться ради этого поощрения. Система работает, тебе легчает, а конец стресса все ближе и ближе.

Разработай протокол «если… то»

В жизни ты можешь отказаться от деструктивного, бросить вредное, не думать, не говорить и очистить дом от напоминаний. Но вот на улице ты столкнешься со своим вредным прошлым с вероятностью 100%. Будь готов: разработай модель поведения, которая будет работать на такое стечение событий. Например, ты можешь предложить себе съесть три огурца вместо маффина, выпить стакан гранатового сока вместо бокала вина или зайти в книжный вместо паба. «Если… то» поможет тебе всегда знать, что делать в любой непонятной ситуации.

Заведи копилку

Накажи себя сам, да побольнее - рублем. Заведи себе большую прозрачную банку с прорезью для купюр и бросай в нее по 500 деревянных за каждый срыв. Метод кнута и пряника ты можешь организовать и в своей собственной голове, а к концу перемен еще и поднакопишь неплохую сумму. Хотя мы надеемся, что нет.

Когда все мучения окажутся позади, ты влюбишься в нового «я» - посвежевшего, подтянутого и уверенного в себе. Ты победишь самого сильно в мире босса - себя самого, а Булат Шалвович учил нас, что за ценой стоять не нужно.

Каждый человек в жизни многократно сталкивается с самими разными проблемами и препятствиями. Большинство людей побеждают все трудности и невзгоды. Однако, савой важной и главной победой в жизни человека, несомненна, всегда была и остается победа над самим собой.Чаще всего во всех неприятностях и неудачах, возникающих на жизненном пути каждого, виноват каждый сам. Как важно вовремя осознать свою вину, найти свои ошибки и найти в себе силы изменить самого себя.

Очень многие из нас уперты, непослушны, имеют слишком высокое самомнение. Эти личностные черты каждого человека создают немало проблем и конфликтов как с окружающими, так и с очень близкими людьми. Так, почему каждый в первую очередь не старается изменить себя, свой характер, поменять свое отношение к жизни и окружающим? Как легко обидеть близкого человека, как легко оскорбить собеседника и, одновременно, не почувствовать воздействия своих слов!

Если за жизнь человек успел осознать свои ошибки, принять их и потратил нечеловеческие усилия, чтобы измениться самому, он сумеет одержать победу над всеми бедами и трудностями, ведь ему удалось самое сложное – победить самого себя.Как много среди нас курящих людей. А ведь все они очень хорошо знают, что эта привычка каждый день медленно убивает их самих и наносит вред окружающим их людям. А скольким курящим удалось пересилить себя и бросить курить? Очень малому количеству людей, по сравнению с продолжающими курить. Никто не задумывается, а ведь для отказа от вредной привычки человек должен пересилить себя, одержать победу над самим собой, над своими слабостями.

Каждый из нас ежедневно ведет борьбу с самим собой. Одни пытаются бросить курить, другие - бросить пить, третьи – избавиться от наркозависимости. Но немногие осознают, что все это так трудно сделать, поскольку самая трудная битва в жизни любого человека – это борьба с собой, со своими слабостями и с черной стороной своей сущности.Самой большой ошибкой в жизни человека может стать отрицание своей вины и своего несовершенства.

Каждый рожден для того, чтобы с годами совершенствоваться, становиться лучше, набираться опыта и приобретать знания. Если в человеке отсутствует стремление двигаться вперед и подниматься все выше, то он, несомненно, лишен всяких шансов прожить жизнь правильно. Человек должен еще с раннего возраста привыкнуть анализировать себя и свои поступки.

Итоговое сочинение по литературе 11 класс

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Зимнее утро Грабаря 5 класс

    Картина зимнее утро Грабаря имеет очень интересное и даже в какой-то степени необычное исполнение. Смотря на эту картину, мы можем видеть сказочную зимнюю пору, большие сугробы снега.

  • Для того чтобы ответить на этот вопрос проанализируем характер героя. С одной стороны Александр Андреевич Чацкий – это борец. Он предан своим идеям, не стесняется никого, открыто и без какого-либо смущения смело

  • Сочинение Терроризм проблема 21 века

    Терроризм и экстремизм – это одна из самых глобальных проблем ХХI века. Это прямая угроза всему обществу! В современном мире есть множество преступных группировок, прибегающих к террору

  • Сочинение Современная молодежь

    Современная молодежь, не особо отличается от молодежи других времён. Тот же возраст, те же проблемы. Но сегодня есть проблемы которых не было раньше, другая эпоха, другие правила

  • Анализ рассказа Куприна Яма сочинение

    В 1914 году появилось произведение А.Куприна «Яма» в нем он поднимает тему продажной любви. Это первый писатель, который не побоялся раскрыть жизнь женщин, которые продают свою любовь.

Публилий Сир – римский поэт, современник Цезаря считал, что славнейшая победа – победа над самим собой. Мне кажется, что каждый мыслящий, достигший совершеннолетия человек должен одержать хотя бы одну победу над собой, над своими недостатками. Возможно, это лень, страх или зависть. Но что такое победа над собой в мирное время? Так мелкая борьба с личными недостатками. А вот победа в войне! Когда речь идёт о жизни и смерти, когда всё вокруг тебя становится врагом, готовым в любой момент прекратить твоё существование?

Такую борьбу выдержал Алексей Мересьев – герой «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Лётчик был подбит на своём самолёте фашистским истребителем. Отчаянно-смелый поступок Алексея, вступившего в неравную борьбу с целым звеном, закончился поражением. Подбитый самолёт рухнул на деревья, чем смягчил удар. Упавший на снег лётчик получил серьёзные повреждения стоп. Но, несмотря на невыносимую боль, он, превозмогая своё страдание, решил двигаться по направлению к своим, делая несколько тысяч шагов в день. Каждый шаг становится для Алексея мукой: он «чувствовал, что слабеет от напряжения и боли. Закусив губу, он продолжал идти». Спустя несколько дней заражение крови начало распространяться по всему телу, и боль становилась всё невыносимей. Не имея возможности встать на ноги, он решил ползти. Теряя сознание, он двигался вперёд. На восемнадцатые сутки он дошёл до людей. Но главное испытание было впереди. Алексею ампутировали обе ступни. Он пал духом. Однако нашёлся человек, который смог вернуть ему веру в себя. Алексей понял, что сможет летать, если научится ходить на протезах. И вновь мука, страдание, необходимость терпеть боль, преодолевая свою слабость. Потрясает эпизод возвращения лётчика в строй, когда герой говорит инструктору, сделавшему замечание насчёт обуви, что ноги у него не замёрзнут, так как их нет. Удивление инструктора было неописуемым. Такая победа над собой – настоящий подвиг. Становится понятно, что означают слова, что сила духа обеспечивает победу.

В рассказе М.Горького «Челкаш» в центре внимания два человека, совершенно противоположные по своему менталитету, целям в жизни. Челкаш – босяк, вор, преступник. Он отчаянно смел, дерзок, его стихия – море, истинная свобода. Деньги для него мусор, он никогда не стремится их копить. Если они есть (а добывает он их, постоянно рискуя свободой и жизнью), он их тратит. Если нет – не печалится. Другое дело – Гаврила. Он крестьянин, приехал в город на заработки, чтобы построить свой дом, чтобы жениться, завести хозяйство. В этом видит он своё счастье. Согласившись на аферу с Челкашом, он не предполагал, что будет так страшно. По его поведению понятно, насколько он труслив. Однако, увидев пачку денег в руках Челкаша, он теряет рассудок. Деньги опьянили его. Он готов убить ненавистного преступника, лишь бы заполучить нужную для постройки дома сумму. Челкаш внезапно жалеет несчастного незадачливого несостоявшегося убийцу и отдаёт ему почти все деньги. Так, на мой взгляд, горьковский босяк побеждает в себе ненависть к Гавриле, возникшую при первой встрече, и становится на позицию милосердия. Кажется, что здесь нет ничего особенного, но я считаю, что победить в себе ненависть – значит одержать победу не только над собой, но и над всем миром.

Так, победы начинаются с маленьких прощений, честных поступков, с умения войти в положение другого. Это и есть начало большой победы, имя которой жизнь.

Официальный комментарий:
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском,
психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Афоризмы и высказывания известных людей:
Величайшая победа - победа над самим собой.
Цицерон
Возможность того, что мы можем потерпеть поражение в бою, не должна мешать нам сражаться за дело, которое мы считаем справедливым.
А.Линкольн
Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения... Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.
Э.Хемингуэй
Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой.
Вольфрам

Социально-исторический аспект
Здесь речь пойдет о внешнем конфликте социальных групп, государств, о военных действиях и политической борьбе.
Перу А. де Сент-Экзюпери принадлежит парадоксальное, на первый взгляд, утверждение: «Победа ослабляет народ - поражение пробуждает в нем новые силы...». Подтверждение верности данной мысли мы находим в русской литературе.
«Слово о полку Игореве» - известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета - неудачный поход русских князей на половцев, организованный новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Главная идея - идея единства Русской земли. Княжеские междоусобицы, ослабляющие русскую землю и ведущие к разорению её врагами, заставляют автора горько печалиться и сетовать; победа над врагами наполняет его душу горячим восторгом. Однако о поражении, а не о победе рассказывается в этом произведении древнерусской литературы, ведь именно поражение способствует переосмыслению прежнего поведения, обретению нового взгляда на мир и на себя. То есть поражение стимулирует русских воинов на победы и подвиги.
Автор «Слова» обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая им об их долге перед родиной. Он зовет их защитить Русскую землю, «загородить полю ворота» своими острыми стрелами. И поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет и тени уныния. «Слово» так же лаконично и немногословно, как обращения Игоря к своей дружине. Это зов перед боем. Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем. Поэма о победе была бы поэмой торжества и радости. Победа - это конец сражения, поражение же для автора «Слова» - это только начало битвы. Битва со степным врагом еще не кончилась. Поражение должно объединить русских. Не к пиру торжества зовет автор «Слова», а к пиру-битве. Об этом пишет в статье «Слово о походе Игоря Святославича» Д.С. Лихачев.
Заканчивается «Слово» радостно - возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Итак, несмотря на то что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, исполнено веры в славное будущее Русской земли, в победу над врагом.
История человечества состоит из побед и поражений в войнах. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой описывает участие России и Австрии в войне против Наполеона. Рисуя события 1805-1807 годов, Толстой показывает, что народам эта война была навязана. Русские солдаты, находясь вдали от родины, не понимают цели этой войны, не хотят бессмысленно класть свои жизни. Кутузов лучше многих понимает ненужность этой кампании для России. Он видит равнодушие союзников, желание Австрии воевать чужими руками. Кутузов всячески оберегает свои войска, задерживает их продвижение к границам Франции. Это объясняется не недоверием к воинскому мастерству и героизму русских, а желанием уберечь их от бессмысленной бойни. Когда же сражение оказалось неизбежным, то русские солдаты показали свою всегдашнюю готовность помочь союзникам, принять на себя главный удар. Например, четырехтысячный отряд под командованием Багратиона под деревней Шенграбен сдерживал натиск врага, "в восемь раз" превосходящий его численностью. Это дало возможность продвинуться основным силам. Чудеса героизма показало подразделение офицера Тимохина. Оно не только не отступило, но нанесло ответный удар, что спасло фланговые части армии. Настоящим героем Шенграбенского сражения оказался мужественный, решительный, но скромный перед начальством капитан Тушин. Итак, во многом благодаря российским войскам была выиграна битва при Шенграбене, и это придало сил и воодушевления государям России и Австрии. Ослепленные победами, занятые в основном самолюбованием, проводя военные смотры и балы, эти два человека привели свои армии к поражению при Аустерлице. Вот и получилось, что одной из причин поражения русских войск под небом Аустерлица стала победа при Шенграбене, не позволившая дать объективную оценку расстановки сил.
Вся бессмысленность кампании показана писателем при подготовке высшего генералитета к сражению под Аустерлицем. Так, военный совет перед Аустерлицким сражением напоминает не совет, а выставку тщеславий, все споры велись не с целью достигнуть лучшего и правильного решения, а, как пишет Толстой, «...было очевидно, что цель... возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру, столь самоуверенно, как школьникам-ученикам, читавшему свою диспозицию, что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле».
И все же главную причину побед и поражений русских войск в противостоянии с Наполеоном мы видим при сопоставлении Аустерлица и Бородина. Говоря с Пьером о предстоящем Бородинском сражении, Андрей Болконский вспоминает причину поражения под Аустерлицем: "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение?.. Мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение,- и проиграли. А сказали мы это потому, что нам незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. "Проиграли - ну так бежать!" Мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, Бог знает, что бы было. А завтра мы этого не скажем". Л. Толстой показывает существенную разницу между двумя кампаниями: 1805-1807 и 1812 годов. На Бородинском поле решалась судьба России. Здесь желания спасти себя, равнодушия к происходящему у русских людей не было. Здесь, как сказано у Лермонтова, "и умирать мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой".
Еще одну возможность порассуждать о том, как победа в одной битве может превратиться в поражение в войне, дает исход Бородинского сражения, в котором русские войска одерживают нравственную победу над французами. Моральное поражение войск Наполеона под Москвой - начало разгрома его армии.
Гражданская война оказалась настолько значимым событием в истории России, что она не могла не найти отражения в художественной литературе. Основой для рассуждения выпускников могут быть «Донские рассказы», «Тихий Дон» М.А. Шолохова .
Когда одна страна вступает в войну с другой, происходят страшные события: ненависть и стремление защититься вынуждает людей убивать себе подобных, женщины и старики остаются одни, дети вырастают сиротами, уничтожаются культурные и материальные ценности, разрушаются города. Но у враждующих сторон есть цель - победить противника любой ценой. И у любой войны есть результат - победа или поражение. Победа сладка и сразу же оправдывает все потери, поражение трагично и печально, но оно является отправной точкой для какой-то другой жизни. Но "в гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан).
История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова, отразившая драматизм судеб донского казачества, подтверждает эту мысль. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Закономерен итог: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория...».

Нравственно-философский и психологический аспекты
Победа - это не только успех в битве. Одержать победу, согласно словарю синонимов, - одолеть, осилить, побороть. Причем часто не столько противника, сколько себя. Рассмотрим ряд произведений с этой точки зрения.
А.С. Грибоедов «Горе от ума». Конфликт пьесы представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Он осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе: «Да и кому в Москве не затыкали рты обеды, ужины и танцы?». Он не признает чинопочитания и подхалимства: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели». Чацкий полон искреннего патриотизма: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Он стремится служить «делу», а не лицам, он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Оправдать Чацкого может его ослепленность страстью: у него «ум с сердцем не в ладу». Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему...». Сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».
И.А. Гончаров так оценил финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость устоев фамусовского общества. Софья произносит: «Себя я, стен стыжусь!»
Поэтому поражение Чацкого - лишь временное поражение и только его личная драма. В общественном же масштабе «победа Чацких неизбежна». На смену «веку минувшему» придет «век нынешний», и взгляды героя комедии Грибоедова одержат победу.
А.Н. Островский «Гроза». Выпускники могут поразмышлять над вопросом о том, чем является смерть Катерины - победой или поражением. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Слишком много причин привело к страшному финалу. Драматург видит трагизм положения Катерины в том, что она вступает в конфликт не только с калиновскими семейными нравами, но и с самой собой. Прямодушие героини Островского - один из истоков ее трагедии. Катерина чиста душой - ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Она понимает, что, полюбив Бориса, нарушила нравственный закон. «Ах, Варя, - жалуется она, - грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?». Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на человеческую жизнь. Но пьеса завершается нравственной победой Катерины над темными силами, мучающими ее. Свою вину она искупает безмерно, а от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открылся. Ее решение умереть, только бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, «потребность возникшего движения русской жизни». И это решение приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. Она умирает потому, что считает смерть единственным достойным исходом, единственной возможностью сохранить то высшее, что жило в ней. В мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых, укрепляет также реакция на ее смерть других героев пьесы. Например, Тихон, муж Катерины, впервые в жизни выразил свое собственное мнение, впервые решился на протест против удушающих устоев своей семьи, вступив (пусть всего на миг) в борьбу с «темным царством». «Вы ее погубили, вы, вы...», - восклицает он, обращаясь к матушке, перед которой всю жизнь дрожал.
И.С. Тургенев «Отцы и дети». Писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений двух политических направлений. Сюжет романа построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями двух поколений, не находящих взаимопонимания. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшими. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - говорит Базаров. А Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться («Аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...»). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе.
Базаров - фигура трагическая. Нельзя сказать, что он побеждает Кирсанова в споре. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. "Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен", - размышляет он.
Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них - испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.
И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился в женщину, которую высоко ценил. «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Герой переживает сильный душевный разлад. «...Что-то... в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства.
Так все же - победил или проиграл нигилист Базаров? Кажется, что в испытании любовью Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.
А Анна Сергеевна формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но будет ли она счастлива?
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» - это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.
Идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка вынуждена торговать собой, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, "сверх-человеки" типа Магомета и Наполеона, а с другой - серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием - "тварь дрожащая" и "муравейник".
Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он "как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего". Герой разочаровывается в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к "тварям дрожащим".
Удивительно, но Раскольников и сам не желал бы оказаться теперь победителем. Ведь победить - значит нравственно погибнуть, остаться со своим душевным хаосом навсегда, извериться в людях, себе и жизни. Поражение Раскольникова стало его победой - победой над собой, над своей теорией, над Дьяволом, который завладел его душой, но не сумел навсегда вытеснить в ней Бога.
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Роман этот слишком сложный и многогранный, множество тем и проблем затронул в нем писатель. Одна из них - проблема борьбы добра и зла. В «Мастере и Маргарите» две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима и Воланда - Сатаны в человеческом обличье. По-видимому, Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия - в Москву 30-х гг. XX века. Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву. Добро и зло в этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, а сердобольные женщины требуют поставить ее на место, великий маг говорит: "Ну что же... они - люди как люди... Ну легкомысленны... ну что же... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... - и громко приказывает: "Наденьте голову". И тут же мы наблюдаем, как люди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы.
Роман «Мастер и Маргарита» - об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он - о всепобеждающей любви и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности.
Автору захотелось провозгласить: победа зла над добром не может стать конечным результатом общественно-нравственного противоборства. Этого, по Булгакову, не приемлет сама природа человеческая, не должен позволить весь ход цивилизации.
Конечно же, круг произведений, в которых раскрывается тематическое направление «Победа и поражение», значительно шире. Главное - увидеть принцип, уяснить, что победа и поражение - понятия относительные.
Об этом написал Р. Бах в книге «Мост через вечность» : «Важно не то, проиграем ли мы в игре, а важно, как мы проиграем и как благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным способом поражение оказывается победой».

Просмотров