Уровни зрелости подчиненных. Руководство в организации

Зрелость отдельных исполнителей и групп подразумевает:

  1. способность нести ответственность за свое поведение;
  2. желание достичь поставленной цели;
  3. знания и опыт исполнителей в отношении конкретной задачи.

Зрелость исполнителей рассматривается как характеристика конкретной ситуации. Она представляет континуум от незрелого до зрелого.

Выделяют четыре дискретных уровня зрелости:

«низкий» (НЗ), «умеренный» (УЗ), «хороший» (ХЗ) и «высокий» (ВЗ).

Различают четыре стиля поведения руководителя, которые соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителей. Такими стилями поведения являются стили «указания», «поддержки», «участия», «делегирования».

В этих стилях поведения руководитель ориентируется на континуум стиля руководства от ориентации на задачу до ориентации на человека.

Стиль «указания» требует ориентации руководителя больше на задачу, чем на человеческие отношения.

Здесь он уместен потому, что исполнители либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу, и им требуются соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль.

Стиль «поддержки» направлен в равной степени на человеческие отношения и на задачу. В этой ситуации исполнители хотят принять ответственность, но не могут, так как не обладают хорошим уровнем зрелости.

Руководитель выбирает поведение с ориентацией на человеческие отношения, но в то же время он дает конкретные инструкции подчиненным относительно того, что делать. Этим он поддерживает желание и энтузиазм подчиненных выполнять задание под свою ответственность.

Стиль «участия» ориентирован больше на человеческие отношения, чем на задачу. В этой ситуации исполнители могут, но не хотят отвечать за выполнение задания.

Поведение руководителя основано на участии подчиненных в принятии решений, так как исполнители знают, что и как надо выполнять и им не требуется конкретных указаний. Руководитель повышает причастность исполнителей к принятию решений, но при оказании помощи не навязывает никаких указаний.

Стиль «делегирования» сочетает высокую степень ориентации на задачу с ориентацией на человеческие отношения. Исполнители обладают высокой степенью зрелости и знают, что и как надо делать. Они сознают высокую степень своей причастности к задаче, могут и хотят нести ответственность.

Руководитель позволяет исполнителям действовать самим: им не нужны ни поддержка, ни указания, так как они способны делать все сами. При этом ответственность за конечные результаты деятельности несет руководитель.

Руководитель оценивает зрелость исполнителя или группы исполнителей и выбирает свой стиль поведения в зависимости от этого уровня.

Как и другие ситуационные модели, эта модель рекомендует гибкий, адаптивный стиль руководства. Но из-за отсутствия надежного метода измерения уровня зрелости модель не получила всеобщего признания.

Вконтакте

Есть 5 уровней зрелости человека.

Уровень зрелости № 1 – Программируемый .

Если вы руководитель, то вам с этими уровнями зрелости работать уже завтра, когда вы придёте на работу и начнёте анализировать, какие у вас сотрудники. К какому уровню зрелости относятся.

5-го и 4-го вы там не найдёте. Если у вас классная компания, то сотрудников четвёртого уровня зрелости вы, наверное, найдёте. Но пятого уровня там точно нет. Пятый - это часто вы. Если вы успешен.

На земле программируемых людей около 70%.

Что это значит?

Программируемый человек действует только в рамках той программы, которая в него заложена кем-то другим или им самим.

Например, у меня была ситуация на предприятии очень давно.

Я сижу в офисе, у меня идут переговоры, я не могу отлучиться и посылаю сотрудника за чаем на наш склад. Он приходит без чая. Это была зима, вьюга на улице. Он пришёл весь в снегу.

Я говорю:

Где ты был? Тебя не было 20 минут. Где чай? »

Он говорит:

Я пришёл к складу, там закрыто ».

Я говорю:

А ты пробовал зайти с другой стороны? Там, где вход не через рамку, где товар принимается, а с другой стороны? »

Он говорит:

Нет, не пробовал ».

Я говорю:

Ну так иди, сделай, принеси чай ».

Его не было еще минут 15, приходит и говорит, что и там закрыто.

Я говорю:

Ты помнишь, что там есть звонок и можно позвонить? »

Он говорит:

– « Уже поздно, вечер, кладовщик, наверное, уже ушел ».

Я говорю:

– « Ты позвонил или постучал, хоть как-то показал, что ты там есть? »

Он говорит:

– « Нет ».

Я говорю:

Послушай меня внимательно: идешь на склад, подходишь к двери, звонок с правой стороны вверху, протягиваешь руку, нажимаешь кнопку, если никто не отвечает, начинаешь стучать. Если никто не открывает, вот тебе телефон, звонишь кладовщику, может быть, он находится где-то на территории, понял? »

Он говорит:

Понял ».

Я говорю:

Расскажи, как ты понял ».

Вы не поверите, человек с восьмого раза повторил слово в слово, что я ему сказал. До этого он пересказывал все не так.

Поэтому, если вы работаете с программируемыми людьми, то ключевое правило - добивайтесь обратной связи!

Без получения стопроцентной зеркальной обратной связи ни в коем случае этого человека никуда не посылайте. Потому что он ошибётся, а вы потом будете за это отвечать. Оно так и происходит, вы идете и начинаете исправлять ошибки.

Это одна из причин, когда уже продвинутые набирают сотрудников и потом отказываются от них, потому что им приходится и свои дела делать, и за них переделывать. Это происходит, потому что такой руководитель не знает типов зрелости и не умеет с ними работать. Он не умеет выстраивать отношения.

Уровень зрелости № 2 - Задачный.

Эти уровни зрелости все иерархичны. Каждый из нас в какой-то момент времени проходит все эти уровни зрелости. Кто-то навсегда остается на одном из этих уровней и дальше не хочет расти. Или выбирает такие ситуации, которые не стимулируют его к дальнейшему росту, он выбирает те ситуации, которые позволяют ему оставаться на том уровне зрелости, который есть.

Людей задачного уровня на планете около 15%.

На примере этого чая, если бы этот человек был задачный, он бы пошел, сделал бы то же самое, что и программируемый, но, перезвонив мне, он бы сразу предложил 2-3 решения.

Если вы берете новых сотрудников, никогда не берите программируемых людей, забудьте о них вообще.

Если вы видите программируемого человека, то начинайте его растить, а если он не растет, гоните его в шею. Это человек, который будет постоянно тянуть вас вниз. Вы этого даже сами можете не замечать из-за той рутины, которой заняты. От них нужно держаться подальше.

Задачный тип при столкновении с проблемой предлагает 2- 3 решения, но не несет ответственности за них. Он предлагает 2-3 решения, одно из которых вы должны завизировать – дать «добро».

Задачных стоит брать на работу, их можно растить до третьего уровня.

Как бы поступил задачный в ситуации с чаем?

Он бы пришел и сказал: «Я пришел, там было закрыто, я с другой стороны попробовал, постучал, позвонил. Я предлагаю сделать таким образом. Давайте я схожу в магазин. Или дайте мне номер кладовщика, я ей позвоню».

Если у вас сотрудник или помощник задачный, он приходит к вам и говорит: «Я встречался с клиентом, он не хочет с нами подписывать эксклюзивный договор». Вы спрашиваете: «Что ты предлагаешь сделать?» Он предлагает несколько своих вариантов. А вы уже интересуетесь, какие ему ресурсы для этого нужны. Он озвучивает необходимые ресурсы, а дальше вы выбираете. Принятие решения за вами, вы не должны ему поручать ответственность, потому что он с ней не справится.

Уровень зрелости № 3- Проблемный.

На третьем уровне зрелости находится большинство сотрудников, коллег, с которыми я сталкивался. Мы с вами и сами находимся на этом уровне, кто-то постоянно, кто-то периодически на него сваливается.

Это человек, который может максимально эффективно действовать только тогда, когда наступил уже крайний срок.

Почему проблемный?

Потому что он все откладывает на «потом». Это как раз тот человек, который любит и привык откладывать на «потом». Если он решит эту проблему, он выйдет на следующий уровень зрелости. Если он не решит, он будет постоянно «тушить пожары».

Это человек, который постоянно «тушит пожары». Если в его бизнесе что-то происходит, он решает, «разруливает» эти проблемы, он выходит на успешные показатели до следующего аврала.

Как реагирует проблемный тип на проблему, которая возникает?

Как только проблема появилась, он ее наблюдает, ее держит во внимании, обдумывает, как ее решить, он разрабатывает различные инструменты, проектирует, планирует и выжидает, когда наступит крайний срок, когда наступит та ситуация, когда не решать проблему уже нельзя.

Это люди, которые за один день начинают готовиться к экзаменам.

Это человек, у которого завтра сделка, а он только сегодня начинает вспоминать о том, какие нужны документы, кто нужен для этой сделки, может подготовить план разговора и так далее. Вот это проблемный уровень зрелости.

Вы вынуждены вваливаться в проблемный уровень зрелости тогда, когда у вас много проектов, которые вы не делегируете. Вы не хотите, не умеете, не знаете, как делегировать, как поручать другим людям эти проекты и где этих людей находить, как с ними устраивать отношения, что им платить.

Вы нагружаете все проекты на себя и в результате вы ничего не успеваете.

У меня тоже бывает такая ситуация. Она и сейчас происходит. Я занимаюсь двумя бизнесами одновременно, поэтому я сейчас увеличиваю команду, я увеличиваю штат фрилансеров, которым можно все это поручить, которые справятся с этими задачами лучше, чем я.

Что необходимо делать проблемному руководителю?

Если вы проблемный руководитель, если вы погребены под большим количеством дел, тянете всё на себе. Первым делом начинайте находить людей, которые лучше продают, чем вы, если речь идет о продажах товара или о продажах услуг. Находите более матерых продавцов, находите более крутых сотрудников.

Не бойтесь того, что эти люди смогут вас где-то вытеснить. Вас из вашего бизнеса никто не вытеснит.

Руководитель подсознательно боится брать людей с большим лидерским потенциалом, с большим потенциалом продавца, чем он сам. Потому что он боится, что эти люди могут перетянуть на себя часть его бизнеса или вообще угнать его бизнес, угнать его клиентскую базу, угнать технологии, навыки, по сути - вырастить конкурента.

Многие себя, наверное, узнали в проблемном уровне.

Уровень зрелости № 4 - Ищущий проблему.

Это именно тот уровень зрелости, куда вы должны стремиться.

Это те сотрудники, которых нужно искать.

И часто этих сотрудников нужно перекупать, переманивать.

Ни для кого не будет секретом то, что классные продавцы, классные специалисты всегда чем-то заняты. Редко бывает ситуация, когда он свободен на рынке. Может просто повезти, когда человек меняет сферу деятельности или город, и вы его в это момент перехватили. Это счастливое стечение обстоятельств. Часто за сотрудниками такого уровня зрелости нужно охотиться, наблюдать за ними и переманивать, перекупать для того, чтобы они работали в вашем бизнесе.

Это нормальная стратегия, так работает большинство бизнесов. Крупные только так и работают. Все ТОП-менеджеры находятся под пристальным наблюдением хэдхантеров.

Как только этот человек находится в ситуации, когда с ним можно установить контакт, хэдхантер тут же на него выходит различными способами, предлагает ему очень выгодные условия решения и перетягивает этого человека в другую компанию. Это охота за умами, за талантами.

И в последнее время эта проблема стала ещё более острой, чем это было 10 лет назад.

Чем отличается этот тип зрелости?

Таких людей мало.

Он отличается тем, что это человек-система.

Если проблемный - это человек, создающий условия, человек-«ахтунг». Кстати, создающий условия – это также и 5 уровень зрелости. Третий и пятый уровни зрелости несколько похожи.

Почему № 3 и №5 – это человек -ахтунг?

Потому что у него постоянно много идей, он много всего делает, внедряет, кучу проектов тянет. Ему нужны ключевые сотрудники, партнеры с уровнем зрелости - ищущий проблему .

Ищущий проблему, сталкиваясь с проблемами в своем секторе ответственности, их решает. Он об этом даже не говорит, вы об этом даже часто не знаете, какие проблемы он решил. Он просто приходит и говорит, что возникла какая-то проблема, он ее решил, все нормально.

Ищущий проблемы - это человек, который все сделал в вверенном ему секторе работы.

Если у вас филиальная система, то есть на филиале такие директора, у которых в агентстве все прекрасно идет.

Ищущему проблему человеку нужно не давать там задерживаться, потому что его нужно отправлять на те территории, где все плохо, но которые вам нужны и в которых есть потенциал. Это потенциально выгодные территории, проекты, объекты и так далее. Вот туда нужно направлять такого человека. Он без этого жить не может.

У ищущего проблему основное убеждение в том, что на проблемах он растет. Его не надо в этом убеждать, ему не надо это рассказывать, он этим живет. Он живет тем, что растет на проблемах.

Как определить проблему, на которой вы 100% растете, и отличить ее от чужих проблем, которые решать даже не надо.

У проблемы, на которой вы растете, есть одно качество - при столкновении с такой проблемой в первый момент времени вы не знаете, как ее решить. Вы понимаете, что если вы ее решите, то вы получите много ресурсов, но вы не знаете, как ее решить. Вы не знаете, как сейчас разрешить эту проблему.

Именно на такого типа проблемах растет ваше «Я».

Если вы при столкновении с проблемой знаете и легко умеете решать, то на этих проблемах вы не растете, на них вы регрессируете и деградируете как личность. Решая каждый раз проблемы одинаковой сложности, вы не развиваетесь, вы теряете. Даже если вы зарабатываете деньги, это не больше, чем иллюзия. Потому что вы теряете самое главное, вы растрачиваете свой потенциал.

Вместо того, чтобы инвестировать свой разумный потенциал, все свои силы, направить на решение проблем, на которых вы действительно растете, вы его распыляете на те проблемы, с которыми должны справляться те люди, которым вы это поручаете. Вы начинаете этим заниматься сами.

И в таких проблемах вы через какое-то время погрязаете и падаете уже на более низкий уровень зрелости, на проблемный.

Ваша цель - выйти на уровень «ищущий проблему». Искать проблемы, охотиться за проблемами, на которых вы растете.

Как только вы столкнулись с такой проблемой, вы должны приплясывать от радости, что вам попалась такая проблема.

Другие люди голову ломают, не знают, что с этим делать, стараются избежать, а у вас улыбка в 55 зубов и вы счастливы и пританцовываете от радости, что есть такая проблема. Вам будет трудно ее решать, это нормально. Трудность и является показателем того, что вы выбрали правильную проблему.

Но как только вы решите такую проблему, как только вы реализуете такой проект, вы буквально физически ощущаете, насколько больше вы стали. Кто решил такую проблему, физически ощутил, что прибавилось сил, спина выпрямилась, заработал денег.

Эта проблема не всегда связана с заработком денег.

Старайтесь охотиться только за такими проблемами, именно на них вы растете. Все остальные проблемы, с которыми вы можете легко справляться, поручайте людям, которые будут их решать.

Большинство проектов состоят из ряда операционных примитивных и знакомых уже действий – рутины.

Из чего состоит рутина?

Рутина состоит из операционных задач, которые вы сами выполняете – что-то распечатать, что-то расклеить. Это все рутинные задачи, которыми вы не должны уже заниматься давным-давно. Большинство из вас работает на рынке не первый год и не первый десяток лет, вы не должны уже заниматься этими задачами очень давно. Занимаясь ими, вы растрачиваете время, потенциал и лишаете себя возможности, действительно, вырасти и заработать по-настоящему, по-крупному.

Вернемся к правилу - не откладывать на потом. Я каждое правило буду сопровождать притчей, потому что притча позволяет легко и образно понять, о чем идет речь, понять смысл каждого правила.

Притча об одном греческом генерале.

Царь почему-то в какой-то момент стал против этого генерала. Какой-то дворцовый заговор, какие-то интриги. Это было в день рождения генерала.

Он его праздновал со своими друзьями, внезапно пришел посланник короля и сказал генералу:

Извини, мне тяжело это говорить, но король решил, что в 6 часов тебя должны повесить. Готовься к 6 часам быть повешенным ».

Человеку, по сути, сообщили его дату и время смерти.

Генерал собрал друзей, устроил пир. Играла музыка, все пили, пели, танцевали. Это послание гонца изменило всю атмосферу. Однако, все не радовались, они пировали, но были опечалены.

Тогда генерал сказал:

Не печальтесь, потому что этот пир последний в моей жизни. Давайте закончим танец, который мы танцевали. И не провожайте меня в такой печальной атмосфере, иначе мой ум будет жаждать жизни снова и снова. Остановленная музыка и прерванный праздник станут бременем в моем уме. Давайте это завершим, сейчас не время останавливаться, сейчас не время печалиться, мне осталось жить всего 2 часа ».

Из-за него они продолжали танцевать, это было трудно, но, тем не менее, они как-то танцевали и пировали. Только генерал один танцевал с еще большим пылом. Он один пришел в более праздничное настроение, но всей остальной группе было не по себе. Его жена плакала, а он продолжал танцевать, разговаривать с друзьями, веселиться.

Он был так счастлив, что посланник вернулся к царю и сказал:

Государь, я видел генерала после того, как я объявил ему печальное известие о его смерти. Это уникальный человек! Он услышал мое послание и не опечалился. Он воспринял его по-другому, абсолютно непостижимо для меня! Он смеется, танцует, он в праздничном настроении. Он говорит, что эти мгновения для него последние, и будущего у него теперь нет, он не может тратить их впустую. Он должен их прожить здесь и сейчас, не откладывая ».

Сам царь пришел посмотреть на происходящее. Он увидел опечаленных гостей, все плакали, и только генерал танцевал, пил, пел, веселился.

Царь его спросил:

Что ты делаешь? ».

Генерал ответил:

Это было моим жизненным принципом - постоянно осознавать, что смерть возможна в каждое мгновение. Благодаря этому принципу я проживал каждое мгновение как можно более тотально. Сегодня я это сделал абсолютно ясно. Я всегда думал и предполагал, что смерть возможна, но надеялся, что этого не произойдет. Но ты, Государь, своим приказом полностью отбросил для меня мое будущее. Этот вечер последний в моей жизни. Жизнь теперь так коротка, что я не могу ее откладывать ».

Царь, услышав эти слова, был так счастлив, что стал учеником этого человека.

Он сказал:

Научи меня. Именно так и нужно проживать жизнь, это искусство. Будь моим учителем, научи меня жить в мгновении ».

Я думаю, что для вас эта притча станет поводом для того, чтобы задуматься о том, что вы теряете, когда откладываете жизнь и дела на «потом».

Вы теряете самое важное, что у вас есть - текущее мгновение, вот эту секунду, которую вы сейчас проживаете в полной мере, в мыслях о том, что ее можно прожить завтра. А завтра вы проживаете в мыслях о том, что ее можно прожить послезавтра и так далее.

В результате, человек не живет, а существует где-то в будущем и в прошлом, но не в настоящем.

Как избавиться от привычки откладывать дела на «потом»?

Этой притчей я еще хотел показать ещё и пятый уровень зрелости- создающий условия.

Уровень зрелости № 5 Создающий условия.

Это человек, который создает новое из ничего.

Это такие личности как Стив Джобс, Исаак Ньютон.

Все выдающиеся люди, которые изменили ход человечества, были на уровне зрелости - создающие условия. Он не отталкивается от ситуации, в которой он сейчас находится. Ему неважно, на какой территории он находится, в каком рынке, его это абсолютно не интересует. Его не интересует, как работают другие, как работают конкуренты, что они делают, делают ли они это правильно или неправильно. Его это не заботит, он за этим просто наблюдает. Он делает все по-своему.

И если он оказался на территории, в которой нет бизнеса, он начинает создавать условия для того, чтобы этот бизнес здесь развивался. Человек не просто приходит и решает какие-то проблемы, он в любом месте создает наилучшие условия для себя и для других.

Однажды я принял твердое решение, что по-другому я работать не буду, я не хочу. Я буду работать по-своему. Я возьму определенные факторы за основу и сделаю из этого свою технологию, которая подходит мне, моей команде, моему предприятию именно в том городе, в котором я работаю.

Уже прошло 6-7 лет, и до сих пор в моем городе нет людей, которые работают по моей системе основательно.

Тогда мне интуиция дала подсказку, что я нашел то ядро, в которое нужно вложить все свои усилия, все свои деньги, все свое время для того, чтобы научиться делать так и усовершенствовать для себя этот способ.

Выбор есть всегда! И выбирать нужно лучшее! Не нужно брать все подряд, что попадается. Большинство берут все подряд, что попадается под руку.

Суть в том, что именно в тот период я создал условия для развития своего бизнеса, в которых сейчас мой бизнес развивается. В этих условиях мы растем, развиваемся, расширяемся и при этом делимся этими технологиями со своими друзьями, даже с конкурентами. Я рассказываю все, что мы делаем. Я ничего не скрываю.

Вы можете мне задать любой вопрос, я на него дам ответ. И я не буду бояться того, что вы будете потом конкурировать. Меня это абсолютно не смущает.

Суть в том, что не каждый их берет. Он вынужден оставаться в старом русле, в старом привычном болоте, в котором живет, и решать те проблемы, которые даже и не требуют особых усилий. То есть оставаться в своей зоне комфорта, не выходить из нее, не выходить в еще более интересную и качественную зону комфорта.

И во время кризиса многие приняли решение оставаться там, где они находились и работать так, как работали. Большинство слилось с рынка в тот период, оставшиеся же сейчас влачат жалкое существование в большинстве своем.

У нас в городе так происходит, то есть много примеров, которые были тогда на пике, делали колоссальные обороты, сейчас потерялись из виду. О них сейчас ничего не слышно, их не видно.

Потому что они не поменяли технологию. Поменялись времена, а люди не изменились.

То же самое произошло с новыми русскими. Когда пришли другие времена, они вымерли как динозавры.

Кого-то посадили, кто-то умер, кто-то спился, кто-то скурился, скололся и прочее. Достаточно большая прослойка общества «малиновые пиджаки» практически исчезла.

Остались только те, кто смог изменить себя, кто смог набрать в команду самых сильных специалистов, кто смог выйти на совершенно другой уровень, кто смог изменить своим прежним привычкам. Они сделали новый стиль жизни. Времена поменялись, и к этим временам они адаптировались.

Это и есть люди, которые создают условия. Я вам желаю, чтобы вы были теми людьми, которые создают условия. Стремитесь к этому! Это одна из главных целей в жизни.

Следует понимать, что есть много достаточно богатых людей, которые не следовали правилам, о которых мы сегодня говорим. Вы даже не представляете, сколько болезней и несчастий бывает в их семьях. И у них самих бывают большие проблемы со здоровьем. В их семьях бывают такие проблемы, которых даже врагу не пожелаешь.

Жизнь очень экономична и за все в жизни приходится платить. Если сделал ошибки, взял чужое, то обязательно за это платишь.

Даже у самых ТОПовых людей нашей страны есть такой ворох проблем, которых не дай Бог никому.

Речь даже не о мажорах. Я имею конкретные проблемы со здоровьем, те, которые неизлечимы или доставляют большие страдания тому человеку. Он вроде богат, у него все есть, но он так страдает, что не дай Бог никому такого! Это не видно со стороны.

Однако не всем ВИПам не сладко. Есть такие VIP, которым очень даже сладко, потому что они не ошибаются, не берут чужого и постоянно заняты проектированием нового.

Общаясь с некоторыми из них, ты уже круто растешь, расширяются рамки мышления. У них огромный масштаб мышления и планов. Суть в том, что они эти планы начинают воплощать очень быстро.

И создается впечатление, что человек 24 часа в сутки абсолютно ничего не делает. Он путешествует, летает в разные страны, ездит где-то, занимается своими делами, ходит в различные походы. При этом у него огромное количество бизнесов развивается, растет, приносит прибыль, увеличивает доход.

Продолжение следует….

Деловое общение - это прежде всего общение между сотрудниками в рамках одного коллектива фирмы, предприятия, организации. И процесс общения, и его результаты во многом зависят от тех человеческих отношений, того морально-психологического климата, который устанавливается в коллективе. На эти взаимоотношения можно влиять, оптимизировать их, формируя в коллективе атмосферу, наиболее благоприятную для достижения успешных результатов. Но для этого необходимо прежде всего знать, что представляет собой коллектив, какова его структура, функции и закономерности взаимоотношений, складывающихся между сотрудниками, а также между руководителем и подчиненными.

Коллектив - это группа людей, объединенная общим и целями и близкими мотивами совместной деятельности, лежащими в русле общественных интересов (например, в сфере производства, бизнеса, образования и т.д.).

Каждый коллектив независимо от характера своей деятельности выполняет следующие функции:

  • - осуществление определенного вида труда - производительного, предпринимательского, учебного и др. (производственная функция);
  • - включение личности через труд в жизнь общества (социальная функция);
  • - формирование у личности качеств, необходимых для данного вида деятельности и для общества в целом (воспитательная функция).

Коллектив - это высшая стадия развития группы. Ее отличительными признаками являются:

  • - наличие общей и общественно-значимой цели совместной деятельности;
  • - личностная значимость общей цели для всех членов группы;
  • - наличие особой структуры отношений между членами группы, которая опосредуется содержанием совместной деятельности, ее ценностями, принципами, целями и задачами.

Показатели уровня зрелости коллектива

Уровень зрелости коллектива определяется как способность группы ставить актуальные и реалистичные общие цели, соответствующие индивидуальным целям каждого члена коллектива, строить и в случае необходимости изменять структуру взаимоотношений и взаимодействий для достижения поставленных целей с максимальной эффективностью.

В качестве основных показателей уровня зрелости коллектива чаще всего называют следующие:

  • - сплоченность коллектива (совпадение оценок и установок членов группы по отношению к существенным сторонам совместной целенаправленной деятельности);
  • - организованность коллектива (способность создавать и сохранять устойчивой свою структуру в ситуациях неопределенности, сочетая разнообразие мнений и форм инициативного поведения с единством действий его участников);
  • - направленность коллектива (социальная значимость поставленных целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и норм);
  • - эмоциональная идентичность (способность группы к сопереживанию с любым ее членом);

сработанность коллектива (максимально возможная продуктивность совместной деятельности при минимальных эмоционально-энергетических затратах на взаимодействие, сопровождающаяся высокой субъективной удовлетворенностью);

- интеллектуальная коммуникативность (способность создавать оптимальные пути взаимоинформирования в определении общих позиций, суждений, принятии групповых решений).

Согласно современным научным представлениям, структура отношений в любом коллективе является многоуровневом.

Первый уровень - это формальные, регламентированные отношения. Характер взаимоотношений на этом уровне обусловлен:

  • а) разделением труда между членами группы, их официальными обязанностями и правами;
  • б) особенностями производственного процесса;
  • в) административно-правовой регламентацией, зафиксированной в официальных положениях, инструкциях, приказах и прочих нормативных актах.

Второй уровень - это отношение членов коллектива к реализуемой производственной цели, мотивация их трудовой деятельности, ее социальный и личностный смысл для каждого работника.

Третий уровень - это межличностные отношения, опосредованные содержанием производственного процесса, его целями, задачами, принятыми в коллективе принципами и ценностными ориентациями, "неписанными" нравственными требованиями и традициями.

Четвертый уровень - это межличностные отношения, не связанные с содержанием совместной деятельности, основанные на личной симпатии или антипатии, уважении или неуважении и т.д.

Важно уделять должное внимание развитию и укреплению всех уровней отношений. Но при этом следует помнить, что первые три уровня обладают потенциальной центростремительной силой и их укрепление способствует сплочению коллектива и повышению эффективности его деятельности. А четвертый уровень отношений несет в себе центробежный заряд, и если акцент делается именно на его развитии (например, посредством корпоративных вечеринок, неформального общения и т.д.), это может привести к ослаблению, видоизменению, а иногда и разрыву отношений на первых трех уровнях. И тогда нарушения трудовой дисциплины, халатное отношение к выполнению своих обязанностей, круговая порука и т.п. становятся нормой жизни трудового коллектива (ведь "мы все свои люди"), а дело страдает.

Иными словами, можно утверждать, что первые три уровня характеризуют формальную (официальную) структуру группы, а четвертый - неформальную (неофициальную).

· Характеристика понятия «коллектив»

· Показатели уровня зрелости коллектива

· Функции и структура коллектива

· Морально-психологический климат коллектива

· Социальные слои коллектива

Деловое общение - это, прежде всего, общение между сотрудниками в рамках одного коллектива фирмы, предприятия, организации. И процесс общения, и его ре­зультаты во многом зависят от тех человеческих отношений, того морально-психологического климата, который устанавливается в коллективе. На эти взаимоотношения можно влиять, оптимизи­ровать их, формируя в коллективе атмосферу, наиболее благоприятную для достижения успешных результатов. Но для этого необходимо, прежде всего, знать, что представляет собой коллек­тив, какова его структура, функции и закономерности взаимоот­ношений, складывающихся между сотрудниками, а также меж­ду руководителем и подчиненными.

Коллектив - это группа людей, объединенная общими целя­ми и близкими мотивами совместной деятельности, лежащими в русле общественных интересов (например, в сфере производства, бизнеса, образования и т. д.).

Каждый коллектив, независимо от характера своей деятель­ности, выполняет следующие функции:

- осуществле­ние определенного вида труда - производительного, предпринима­тельского, учебного и др. (производственная функция);

- включение личности через труд в жизнь общества (социаль­ная функция);

Формирование у личности качеств, не­обходимых для данного вида деятельности и для общества в це­лом (воспитательная функция).

Коллектив – это высшая стадия развития группы. Ее отличительными признаками являются:

· наличие общей и общественно-значимой цели совместной деятельности;

· личностная значимость общей цели для всех членов группы;

· наличие особой структуры отношений между членами группы, которая опосредуется содержанием совместной деятельности, ее ценностями, принципами, целями и задачами.

Уровень зрелости коллектива определяется как способность группы ставить актуальные и реалистичные общие цели, соответствующие индивидуальным целям каждого члена коллектива, строить и в случае необходимости изменять структуру взаимоотношений и взаимодействий для достижения поставленных целей с максимальной эффективностью.

В качестве основных показателей уровня зрелости коллектива чаще всего называют следующие:

· сплоченность коллектива (совпадение оценок и установок членов группы по отношению к существенным сторонам совместной целенаправленной деятельности);

· организованность коллектива (способность создавать и сохранять устойчивой свою структуру в ситуациях неопределенности, сочетая разнообразие мнений и форм инициативного поведения с единством действий его участников);

· направленность коллектива (социальная значимость поставленных целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и норм);

· эмоциональная идентичность (способность группы к сопереживанию с любым ее членом);

· сработанность коллектива (максимально возможная продуктивность совместной деятельности при минимальных эмоционально-энергетических затратах на взаимодействие, сопровождающаяся высокой субъективной удовлетворенностью);

· интеллектуальная коммуникативность (способность создавать оптимальные пути взаимоинформирования в определении общих позиций, суждений, принятии групповых решений).

Согласно современным научным представлениям, структура отношений в любом коллективе является многоуровневой.

Первый уровень – это формальные, регламентированные отношения. Характер взаимоотношений на этом уровне обусловлен

а) разделением труда между членами группы, их официальными обязанностями и правами;

б) особенностями производственного процесса;

в) административно-правовой регламентацией, зафиксированной в официальных положениях, инструкциях, приказах и прочих нормативных актах.

Второй уровень – это отношения членов коллектива к реализуемой производственной цели, мотивация их трудовой деятельности, ее социальный и личностный смысл для каждого работника.

Третий уровень – это межличностные отношения, опосредованные содержанием производственного процесса, его целями, задачами, принятыми в коллективе принципами и ценностными ориентациями, «неписанными» нравственными требованиями и традициями.

Четвертый уровень – это межличностные отношения, не связанные с содержанием совместной деятельности, основанные на личной симпатии или антипатии, уважении или неуважении и т.д.

Важно уделять должное внимание развитию и укреплению всех уровней отношений. Но при этом следует помнить, что первые три уровня обладают потенциальной центростремительной силой и их укрепление способствует сплочению коллектива и повышению эффективности его деятельности. А четвертый уровень отношений несет в себе центробежный заряд, и если акцент делается именно на его развитии (например, посредством корпоративных вечеринок, неформального общения и т.д.), это может привести к ослаблению, видоизменению, а иногда и разрыву отношений на первых трех уровнях. И тогда нарушения трудовой дисциплины, халатное отношение к выполнению своих обязанностей, круговая порука и т.п. становятся нормой жизни трудового коллектива (ведь «мы все свои люди»), а дело страдает.

Иными словами, можно утверждать, что первые три уровня характеризуют формальную (официальную) структуру группы, а четвертый -- не­формальную (неофициальную).

Формальная структура группы отражает офици­альное распределение между членами коллектива служебных ролей. Это распределение обусловлено технологией производст­ва или должностным положением работников. Четкое определе­ние служебных функций работников повышает их персональную ответственность, обеспечивая тем самым успех всего предприя­тия в целом.

При этом, кроме ролей, определяемых штатным расписанием, существуют еще и роли, связанные с самим процессом производства, его потребностями в различных видах деятельности. Работников, которые берут на себя эти роли, условно классифицируют следующим образом:

· "генераторы идей", обладающие нестандартным, творче­ским мышлением;

· исполнители, обладающие репродуктивным складом ума и являющиеся добросовестными исполнителями чужих идей и за­думок;

· эксперты, способные спрогнозировать и просчитать, как бу­дет "работать" предлагаемая идея - ее плюсы и минусы, возмож­ные последствия;

· критики, люди с особым, критичным складом ума, зачастую не способные к продуктивной деятельности, но зато выявляющие те негативные моменты и "узкие места" в производственном про­цессе, которые остальными работниками не замечаются;

· "шуты гороховые" (условно-шутливое название) - некоторы­ми руководителями признается необходимость иметь в коллекти­ве людей легких, необидчивых, контактных, способных поднять настроение или разрядить конфликтную обстановку в коллекти­ве.

Руководитель выявляет, к какому типу относится тот или иной работник и, соответственно, определяет его место в коллек­тиве. Непродуктивно и невыгодно, например, использовать "гене­ратора идей" на исполнительской работе и наоборот, бесполезно упрекать "критика" - мол, критиковать всегда легче, а ты попро­буй, сделай сам и т.д.

Система служебных и общественных функций работников (формальная структура) является той основой, на которой складывается неформальная структура группы.

Неформальная структура представляет собой совокупность психологических связей и отношений, складывающихся между людьми, непосредственно контактирующими друг с другом в про­цессе выполнения ими производственных функций. Эти отноше­ния менее устойчивы, чем служебные, поскольку возникают они на основе личного, субъективного восприятия людьми друг друга. Однако для самих людей, членов коллектива, они имеют большое значение и оказывают на них сильное психологическое воздействие Дело в том, что в зависимости от характера неформальных отноше­ний в коллективе складывается тот или иной морально-психо­логический климат (или микроклимат).

Морально-психологический климат коллектива определяет отношение людей к выполняемой работе, а также отношение их друг к другу. Это эмоциональная окраска психологических свя­зей членов коллектива, возникающая на основе их взаимоотно­шений, симпатий или антипатий, разности характеров, склонно­стей и интересов. Психологи утверждают, что в атмосферу коллектива каждый вносит свое, а общий воздух вдыхают все. Действительно, от каждого сотрудника в значительной степени зависит характер и состояние психологического климата всего коллектива..

Психологический климат группы может быть разным: добро­желательным и недоброжелательным, устойчивым и менее устой­чивым, положительным и отрицательным, здоровым и нездоро­вым.

Положительный, устойчивый, здоровый и доброжелатель­ный микроклимат в коллективе создает у людей ощущение "пси­хологического комфорта", благополучия, способствует сохране­нию жизненного оптимизма, рождает чувство удовлетворения от своей работы.

Морально-психологический климат существует на двух уровнях – на уровне всего учреждения или предприятия и на уровне малой группы людей, непосредственно и постоянно соприкасающихся в процессе работы. Важен и тот и другой уровень, но каждый по-своему. Например, неблагополучие, существующее в «большом» коллективе, до определенной степени можно компенсировать хорошим, дружеским климатом в микроколлективе. Но вряд ли в этом случае люди станут проявлять особую активность на уровне всего коллектива – на производственных собраниях, на общественной работе, в культурно-массовых мероприятиях.

Морально психологический климат любого коллектива определяется несколькими параметрами, среди которых особую роль играют следующие:

1. стиль руководства , который определяется соотношением демократизма и авторитаризма;

2. стиль отношений в группе, который колеблется от максимально личностно насыщенного до предельно обезличенного, формального, сухого, бюрократического. Здесь также важна мера, т.к. на одних улыбках и личных связях работу строить нельзя. Слишком многое в этом случае начинает зависеть от личных симпатий и антипатий, понижается общий уровень организованности и дисциплины, падает значение необходимых в любом деле формальных моментов;

3. степень личной независимости , т.е. широта сферы, в пределах которой работник имеет возможность действовать и принимать решения самостоятельно;

4. помощь и доброжелательность в отношениях ;

5. степень толерантности , терпимости к различным точкам зрения и мнениям по вопросам служебного, а тем более непроизводственного характера;

6. реально применяемая шкала поощрений и наказаний , ее гибкость и справедливость, позитивное влияние на мотивационную сферу членов коллектива. Для человека очень важно не только то, сколько он сделал и сколько он получил, но и сознание справедливости оценки его вклада в общее дело в сопоставлении с вкладом и «воздаянием» коллег по работе.

Морально-психологическая общность коллектива как раз и обеспечивает ту слаженность и сплоченность, которые характеризуют работоспособный и творческий коллек­тив. Проявляются они на трех уровнях :

- как единство целей ;

- как общность ценностей ;

- как эмоциональная общность , в основе которой лежат личные симпатии и предпочтения.

Неформальная структура группы может быть рассмотрена по нескольким основаниям.

Самые эффективные стили лидерства зависят от "зрелости" исполнителей

П. Хейрси и К. Бланшар в рамках своей «Теории жизненного цикла» определили такое понятие как зрелость рабочей группы:

«Зрелость не следует определять в категории возраста. Зрелость отдельных лиц и групп подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достичь поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить».

Что такое "зрелость"

Понятие зрелости не является постоянным качеством лица или группы, а скорее характеристикой конкретной ситуации. В зависимости от выполняемой задачи, отдельные люди и группы проявляют разный уровень зрелости. Оценка этой зрелости возможна через стремление к достижению, способность нести ответственность за поведение, а так же уровень образования и опыт прошлой работы над порученными заданиями.

После завершения процессов формирования группа приступает к конструктивному решению поставленных перед ней задач. Ее эффективность определяется степенью зрелости рабочей группы, которая представляет собой соотношение между потребностью группы как целого в помощи и потребностью в психологической поддержке.

«Помощь» здесь понимается как предоставление конкретных указаний, планов, ресурсов, контроля в достижении цели.

Четыре степени зрелости группы

Начальный . На этом уровне зрелости группа испытывает высокую потребность в помощи и меньшую потребность в психологической поддержке. Члены такой группы не имеют достаточных способностей и возможностей для выполнения поставленной задачи, но мотивированы на ее выполнение. Условно такой стиль лидерства можно назвать "Давать указания".

Низкий. На втором уровне зрелости группа сохраняет высокую потребность в помощи, но приобретает также и высокую потребность в психологической поддержке.

Участники группы уже имеют некоторые способности, но еще не обладают всей полнотой знаний и навыков для выполнения задачи. Кроме того, им требуется определенная дополнительная мотивация для обретения и поддержания уверенности в себе.

Средний. Средний уровень зрелости группы предполагает уменьшение потребности в реальной помощи и высокую потребность в психологической поддержке. Участники группы приобрели к этому моменту необходимые способности, знания и навыки для решения задачи. Они нуждаются в собственно мотивационной поддержке и укреплении уверенности в своих силах.

Высокий. Высокая степень зрелости характеризует группу, имеющую одинаково низкую потребность как в посторонней помощи, так и в отдельной психологической поддержке для достижения целей. Участники группы на этом этапе могут и хотят нести ответственность за действия группы, они обладают всеми способностями и возможностями для достижения поставленных целей и уверены в способности группы этих целей достичь.

Постановка новых задач, изменение численного или персонального состава группы, структурные изменения в организации, освоение новых технологических процессов приводит к неизбежному снижению степени зрелости рабочей группы - минимум на один уровень.

Чем масштабнее изменения, тем резче может быть это снижение.

Поведение лидера

На каждом из уровней зрелости рабочей группы целесообразно использовать соответствующие стили руководства и каналы влияния на групповые процессы. Руководитель, зная степень зрелости своей рабочей группы, имеет возможность эффективно задействовать собственный управленческий потенциал.

Самый эффективный стиль лидерства зависит от зрелости исполнителя .

Поведение лидера в модели Херси/Бланшара рассматривается как соотношение ориентации на отношения и ориентации на задачу.

Ориентация на задачу предполагает степень, в которой руководитель участвует в определении рабочих ролей в группе. Он полностью определяет действия своих подчиненных: что, как, когда и где следует делать. Руководитель ставит цели, организует процедуры, определяет сроки, управляет процессом и контролирует.

Ориентация на отношения предполагает степень, в которой руководитель участвует в коммуникации: слушает, оказывает социальную и эмоциональную поддержку. Руководитель содействует, общается, помогает в организации взаимодействия, активно слушает и выдает обратную связь.

Директивный стиль ("Давать указания")

Это руководство через конкретные указания - вы жестко ставите цели, даете конкретные задания и отслеживаете, как они выполняются. Подразумевается высокая ориентация на задачу и низкая ориентация лидера на людей.

Когда актуален : директивный стиль наиболее целесообразен при низкой степени зрелости рабочей группы.

Особенности: такой стиль максимально ориентирован на выполнение задачи и минимально на отношения. В этом случае руководитель принимает решения единолично и самостоятельно. Снабжает своих подчиненных точными инструкциями и тщательно контролирует исполнение. Он говорит, что и как следует делать, ведет к цели, управляет процессами, устанавливает правила и нормы. Условно такой стиль лидерства можно назвать"Давать указания".

Наставнический стиль ("Продавать")

Это лидерство через «продажу идей». Оно предполагает высокую ориентированность и на задачу, и на людей. Вы как руководитель продолжаете давать указания, следите за выполнением заданий, но тут добавляется элемент обоснования: вы объясняете сотруднику принятые решения и предлагаете ему высказывать свои идеи.

Когда актуален :на начальной степени зрелости руководитель наиболее эффективен, если он ориентируется в равной степени, как на задачу, так и на отношения.

Особенности: в этом стиле решение принимается руководителем и обсуждается или объясняется подчиненным. То есть руководитель сообщает о своих решениях, но предоставляет сотрудникам возможность их прояснить. Он убеждает в необходимости тех или иных действий, объясняет смысл и принципы работы, проясняет отношения и уговаривает, если в отношениях ощущается напряженность. Этот стиль может быть назван как "Продавать".

Поддерживающий стиль ("Участвовать")

Это руководство через участие в организации рабочего процесса. Для этого стиля характерна высокая ориентация на людей и низкая - на задачу. Это означает, что лидер только поддерживает подчиненных, он участвует в принятии решений и помогает, но в большей мере решения принимают сами сотрудники.

Когда актуален : когда группа достигает средней степени зрелости , то есть уже овладела навыками работы и способами принятия тактических решений, руководителю целесообразно переходить к поддерживающему стилю.

Особенности: э тот стиль предполагает большую ориентацию на отношения и меньшее внимание к выполнению известных сотрудникам функций и задач. В этой ситуации руководитель принимает решения совместно с подчиненными или поддерживает их при принятии самостоятельных решений. Роль руководителя здесь все ближе к собственно лидерской. Он делится идеями, вдохновляет людей на полную отдачу, помогает регулировать отношения и участвует в деятельности группы. Это наиболее сотрудничающий стиль руководства. Название стиля "Участвовать".

Делегирующий стиль ("Делегировать")

Вы руководите через делегирование, в малой степени ориентируясь и на людей, и на задачи, то есть передаете сотрудникам право принимать решения и ответственность за выполнение работы.

Когда актуален :высокая степень зрелости рабочей группы позволяет управлять ее деятельностью с помощью делегирующего стиля руководства.

Особенности: руководителю в этом случае нет необходимости постоянно прилагать усилия для создания отношений или достижения задачи. Принятие решений делегируется подчиненным, руководитель также передает им ответственность за выполнение принятых решений. Он наблюдает за деятельностью группы, фиксирует наиболее удачные результаты, в случае необходимости может дать совет об альтернативном способе решения задачи. Название стиля лидерства "Делегировать".

Как и другие ситуационные модели, подход П. Хейрси и К. Бланшар рекомендует руководителю определить свой преобладающий стиль руководства и работать над освоением остальных стилей. Именно гибкость и адаптивность лидерского стиля составляют сущность ситуационного подхода.

.

Только тому руководителю, которому удастся превратить феномен власти в средство делового общения, дано стать эффективным лидером

Просмотров