Ударная сила флота. Повреждение и гибель английского броненосного крейсера «Уорриор Постройка и испытания

Броненосец «Уорриор»

Развитие артиллерии в первой половине XIX в. привело к созданию бомбических орудий и достаточно эффективных разрывных снарядов. Новая артиллерия продемонстрировала свои возможности во время войны Дании и Пруссии, в 1849 г., когда прусские береговые батареи разрывными бомбами уничтожили 84 пушечный линейный корабль «Христиан III» и 48 пушечный фрегат «Гефион». Затем последовало очередное подтверждение мощи новых пушек – при Синопе. Стало понятно, что требуются изменения в подходах к строительству кораблей. Первый шаг в создании броненосцев был сделан в годы Крымской войны, когда во Франции построили три плавучие батареи – деревянные винтовые пароходы, обшитые броней. Несмотря на тихоходность и абсолютную непригодность к самостоятельным морским походам, они хорошо показали себя во время бомбардировки русской крепости Кинбурн и, несмотря на полученные в бою многочисленные попадания, смогли практически без повреждений и с минимальными потерями буквально разгромить береговые укрепления. Несколько подобных плавбатарей начали строить и в Британии, но до конца войны они не были готовы.

«Уорриор»

После окончания Крымской войны во Франции пришли к выводу о бесполезности чисто парусных кораблей и необходимости строительства броненосцев. Деревянный винтовой линейный корабль «Ла Глуар» (типа «Наполеон») был достроен в качестве броненосца, за ним последовали «Сольферино», «Мажента» и другие. Великобритания не могла остаться в стороне, поскольку было ясно: в случае столкновения с французским броненосным флотом деревянные «англичане» потерпят сокрушительное поражение.

Поскольку британская промышленность освоила производство катанного железного листа и особых проблем с металлическим кораблестроением не возникало, то новый броненосец решили строить с железным корпусом, применив немало новшеств. Впервые в военно-морской истории появилось эффективное разделение на водонепроницаемые отсеки. На протяжении 80 м корабль имел двойное дно; выше него располагались продольные и поперечные герметичные переборки, разделявшие броненосец на 92 отсека. Броневые плиты пояса весом по 4 т были выполнены очень тщательно: выступы одной плиты заходили в пазы другой, что обеспечивало отличную прочность всего пояса, но представляло такую сложность при изготовлении, что нигде более подобную технологию англичане повторять не стали. В качестве подкладки под броню использовались тиковые брусья общей толщиной около полуметра. Хорошо было продумано расположение артиллерии: пушки помещались на поворотных платформах, и при больших углах обстрела английский броненосец имел сравнительно узкие орудийные порты.

Постройка корпуса из железа позволяла увеличить его длину без угрозы для продольной прочности. От бронирования борта от носа до кормы (как это делали французы) было решено отказаться, ограничившись защитой средней части корпуса – батареи, машин и котлов. Для защиты от продольного огня пояс с носа и кормы замыкался броневыми траверзами. Строительство мореходного броненосца, получившего название «Уорриор» («Warrior»), началось в конце мая 1859 г. на верфи в Блэкуолле, строитель – Джон Паккингтон. Спуск на воду, состоявшийся в конце декабря следующего года, оказался сопряжен с большими трудностями: спусковые полозья замерзли, и шесть буксиров в течение часа стягивали «Уорриора». В строй корабль вступил в октябре 1861 г. Он имел следующие характеристики: водоизмещение – 9140 т, длина корпуса – 115,8 м, ширина – 17,8 м, углубление – 7,9 м. Мощность машины – 5300 л.с., скорость хода – 14,4 узла. Бронирование (кованое железо): 65 метровый пояс по ватерлинии и траверзы – 4,5 дюйма (114 мм). Вооружение корабля неоднократно менялось. По проекту оно состояло из 40 68 фунтовых гладкоствольных пушек. Но пока корабль строился, появились новые артсистемы. В результате на момент вступления в строй имелось 26 68 фунтовых дульнозарядных, 10 110 фунтовых казнозарядных, 4 70 фунтовых казнозарядных (салютных). На 1867 г. вооружение броненосца составляли четыре 203 мм и 28 179 мм нарезных дульнозарядных орудий, четыре 20 фунтовых казнозарядных орудий.

Численность экипажа составляла 707 человек. Это «выручило» Адмиралтейство при определении ранга «Уорриора», ведь по чисто формальным признакам (количеству орудий) он мог быть зачислен лишь в четвертый ранг. Пришлось использовать в качестве аргумента численность команды, и первый английский броненосец был «повышен в чине» до третьего ранга, хотя было ясно, что он сильнее любого состоящего в первом ранге деревянного трехдечного линкора.

«Уорриор» имел парусное вооружение корабля (площадь парусов – 4497 м?) и показал себя неплохим ходоком: под всеми прямыми парусами (включая лиселя) он достиг скорости 13 узлов. Также прекрасных результатов удавалось добиться при ходе под парами и парусами. 15 ноября 1861 г. на испытаниях в сложных условиях он показал по лагу скорость против течения 16,3 узлов, а спустя несколько дней при переходе от Портсмута до Плимута максимальная скорость достигла 17,5 узлов. Первоначально на броненосце стояли деревянные мачты, которые в 1875 г. заменили на железные.

Обе дымовые трубы на «Уорриоре» были телескопическими и убирались, когда корабль шел под парусами. Осенью 1861 г. после испытаний их высоту увеличили на 2 м для обеспечения лучшей тяги в котлах. В результате на последующих испытаниях скорость корабля возросла на 0,3 узла.

Служба «Уорриора» не изобиловала событиями. После вступления в строй он состоял во Флоте Канала, затем прошел перевооружение и опять вернулся к прежнему месту службы. В 1868 г. произошло столкновение с броненосцем «Ройял Оук», но для «Уорриора» все обошлось относительно благополучно. В следующем году вместе с однотипным кораблем «Блэк Принс» буксировал плавучий док из Мадейры на Бермуды, плавание заняло 39 дней. В 1875 г. броненосец вывели в резерв. В 1878 г. он был включен в состав Особой эскадры, подготовленной на случай возможной войны с Россией. В начале следующего десятилетия использовался в качестве учебного корабля, но в 1884 г. его окончательно разоружили. В ХХ в. он использовался в качестве вспомогательного судна «Вернон III», приданного торпедной школе «Вернон». В конце 1920 х гг., чудом избежав разборки на металл, старый корабль превратился в плавучую емкость для топлива. В этом качестве он оставался до 1979 г., когда было принято решение о восстановлении «Уорриора» в качестве корабля-памятника. С июня 1987 г. возрожденный «Уорриор» находится на постоянной стоянке в Портсмуте.

Из книги Техника и вооружение 2003 03 автора

"Уорриор"- БМП по-британски. Часть 1 История созданияВеликобритания приняла на вооружение боевую машину пехоты сравнительно поздно, сразу начав со второго поколения. При том. что прообразы такой машины создавались именно в этой стране Можно начать, например, со

Из книги Техника и вооружение 2003 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги "Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917) автора Мельников Рафаил Михайлович

14. Броненосец № 8 Добившись выяснения типа броненосца № 7 и все еще не веря в то, что и следующий броненосец № 8 будет позволено строить по тому же проекту, С.К. Ратник предпринял новые решительные меры давления на министерство. Понимание бесценности невозвратно утекающего

Из книги Боевые машины мира, 2015 № 30 Боевая машина пехоты MCV-80 «Уорриор» автора

Боевая машина пехоты MCV-80 «Уорриор» В 1969-1971 годах Управление исследований и разработок боевых машин выработало концепцию новой машины для замены БТР «Троуджен». После уточнения в 1977 году военным министерством Великобритании тактико-технических требований к БМП работы

Из книги Броненосцы Соединенных Штатов Америки "Мэн", "Техас", "Индиана", "Массачусетс", "Орегон" и "Айова" автора

Броненосец "Мэн"

Из книги Броненосцы Японии. автора Белов Александр Анатольевич

Из книги автора

Броненосец "Хатсусе" "Хатсусе" заложили 10 января 1898 г. на верфи Армстронга в Эльсвике (заводской номер 680) по доработанным и откорректированным Ф. Уаттсом чертежам "Шикишима". Его корпус спустили на воду 27 июня 1899 г. Вступил корабль в строй 18 января 1901 г.Кроме срезанного

Из книги автора

Броненосец "Асахи" "Асахи" заложили 1 августа 1898 г. на заводе Дж. Брауна в Клайдбэнке (John Brown, Clydebank). Спустили корабль на воду 13 марта 1899 г., и он оказался вторым после "Шикишима" сошедшим со стапелей (опередив "Хатсусе"). Спусковой вес корпуса достигал 7500 т. После постройки его

Из книги автора

Броненосец "Микаса" Журнал "MARINE ENGINEER", а за ним и наш "Морской Сборник" в 1900 г. сообщили о состоявшемся 8 ноября 1900 г. в Барроу (Barrow), на верфи фирмы Виккерс ("Vickers, Sons amp; Mahim"), спуске на воду эскадренного броненосца первого класса "Микаса", заложенного 24 января 1899 г. Современники

Из книги автора

Броненосец "Ики" Броненосец "Ики". (Наружный вид. 1906 г.)Устройство русских кораблей, по безволию бездарного царя и его холуйского окружения попавших в руки японцев, неоднократно описано в отечественной литературе, поэтому остановимся лишь на некоторых вопросах, связанных

Из книги автора

Броненосец "Мишима" Заложенный в Малом каменном эллинге Нового Адмиралтейства Санкт-Петербурга 8 апреля 1893 г., броненосец береговой обороны "Адмирал Сенявин" был спущен на воду 10 августа 1894 г. и вошел в строй в 1896 г. В Цусимском бою он оказался единственным из 24 кораблей

Из книги автора

Броненосец "Окиношима" Построенный вслед за "Адмиралом Сенявиным" Санкт-Петербургским портом в Новом Адмиралтействе однотипный броненосец "Генерал-адмирал Апраксин" (заложен 20 мая 1895 г., спущен на воду 30 апреля 1896 г., вошел в строй в 1899 г.) имел немало отличий от "Сенявина".

Из книги автора

Броненосец "Ивами" Заложенный 20 мая 1900 г. на Галерном островке в С.-Петербурге эскадренный броненосец "Орел", третий в серии, спустили на воду 6 июля 1902 г. После заводских, приемосдаточных испытаний и испытаний артиллерии (во второй половине августа 1904 г.), его приняли в казну

Из книги автора

Броненосец "Сагами" Заложенный 9 ноября 1895 г. в старом деревянном эллинге Балтийского завода эскадренный броненосец "Пересвет" был спущен на воду 7 мая 1898 г. и вошел в строй в 1901 г. Корабль имел следующие тактико-технические данные: длина наибольшая – 132,4 м, ширина – 21,8 м,

Из книги автора

Броненосец "Цукуба" Остальные шесть броненосцев описываемого периода Япония строила собственными силами на своих верфях. Первым из них оказался броненосный крейсер "Цукуба", заложенный во исполнение третьего закона о флоте от 1903 г. еще до Цусимского сражения на верфи в

Из книги автора

Броненосец "Аки" 15 апреля 1907 г. в Куре состоялся спуск на воду эскадренного броненосца "Аки" (его спуск ожидался 6 августа 1907 г.), заложенного 15 марта 1906 г. Проектирование корабля завершили в 1905 г., достройку на плаву закончили в декабре 1909 г., но в строй он вошел только 11 марта

    "Уорриор" - первая в мире серия цельнометаллических броненосцев британского королевского флота для плавания в открытом море.

    Серия была задумана в противовес французскому броненосцу La Gloire, заложеному 4 марта 1858 года в Тулоне. Чуть больше, чем через год, 25 мая 1859 года, судостроительная компания «Thames Ironworks and Shipbuilding and Engineering» на своей лондонской верфи приступила к строительству первого корабля серии.

    К моменту спуска броненосцы типа "Уорриор" считались практически неуязвимыми для корабельной артиллерии.

    Серия "Уорриор" была построена полностью из железа, что позволило не только значительно облегчить корпус, но и впервые применить в кораблестроении разделение корпуса на водонепроницаемые отсеки. Корабль был разделён на 92 изолированных отсека, машинное отделение и отсек для боеприпасов имели двойной пол. Единственным уязвимым местом была кормовая подводная часть судна, где бронирование отсутствовало.

    Также корабль имел двойное дно. Броневой пояс состоял из плит весом до четырех тонн. Выступы одной заходили за другой, о чем говорила тщательная и продуманная работа корабелов. Это обеспечивало прекрасную прочность общей брони. В качестве дополнительной защиты использовались брусья из тика со средней толщиной бруса до 50 см. Артиллерия тоже имела высокое преимущество. Орудия всех калибров располагались на поворотных платформах, что давало весомое преимущество сектора обстрела при применении орудий. Также на броненосце было установлено десять орудий казенной части, которые заряжались разрывными снарядами. Это было принципиально новое орудие, продемонстрировавшее невероятную эффективность в ходе Крымской компании. Стволы всех орудий были нарезными, что увеличило точность ведения огня. Вращающийся снаряд устремлялся на расстояние до 2,5 км. Это было небывалое расстояние. Орудийные палубы и массивный паровой двигатель были заключены в железную крепость толщиной 10 см, пробить которую не могло ни одно орудие.

    В движение корабль приводился с помощью 5 267-сильной горизонтальной паровой машины, снабжаемой паром от 10 котлов. 850 тонн угля, максимальное количество загружаемое на борт, хватало на 2 100 миль плавания. Но на паровые машины адмиралы полностью не рассчитывали, поэтому у боевого корабля было полное трёхмачтовое парусное вооружение площадью 4 500 м?. При ходе под парусами, для уменьшения сопротивления воздуху и воде, технически предусматривалась возможность убирать обе трубы и гребные винты в корпус корабля. 35-ти тонный винт снимался с гребного вала и поднимался в колодец на корме судна.

    Тип "Уорриор" отличался закругленными обводами корпуса и большим отношением длины к ширине, в результате чего оказался быстроходнее своих иностранных коллег.

    У типа "Уорриор" были и оригинальные особенности. На борту корабля были телескопические дымовые трубы, которые могли складываться при использовании парусов.

    Уорриор1860/1883

    Из-за морозов в конце декабря 1860 года оказался затруднительным спуск судна на воду - "Уорриор" примёрз к слипам стапелей на верфи. Тем не менее 29 декабря спуск судна произвели. К 24 октября 1861 года броненосец был полностью готов. Общая стоимость корабля составила 357 291 фунт стерлингов (эквивалентно 23 млн фунтов в 2006 году).

    "Уорриор" никогда не участвовал в сражениях, хотя на момент постройки, броненосец был самым большим и самым мощным военным кораблём в мире.

    В 1869 году "Уорриор" участвовал в буксировке корабельного сухого дока от Мадейры к Бермудским островам. Плавание длилось 39 дней.

    Быстрое развитие кораблестроения во второй половине XIX века привело к тому, что в течение 10 лет "Уорриор" технически устарел. 1 апреля 1875 года он был переведён в резервный флот, 31 мая 1883 года броненосец прекратил свою службу как боевой корабль, с него было снято артиллерийское вооружение и мачты, а трюмы стали использоваться под склады. В 1902-1904 гг. он был приписан к одной из крейсерских флотилий как депо для хранения боеприпасов и топлива, а в 1904 году был передан на военно-морскую базу в Портсмут для торпедной школы Vernon и переименован в Vernon III, в это время как судно он не использовался, лишь его паровая машина была в эксплуатации для выработки электроэнергии и пара.

    В 1925 году корабль планировалось продать на металлолом, но снижение спроса и соответственно цены на лом спасло бывший броненосец от уничтожения. В 1929 году он был передан на одну из верфей в Уэльсе, ещё раз переименован в Oil Fuel Hulk C77 и в течение последующих 50-ти лет использовался как плавающий заправщик.

    Реставрация корабля началась 3 сентября 1979 года, планировавшиеся работы оценивались в 8 млн фунтов. Реставрация началась с очистки судна от мусора и грязи, которых было вывезено около 80 тонн. Полностью был восстановлен внешний и внутренний вид, изготовлены новые мачты и такелаж. Работы были завершены в 1984 году. Броненосец получил своё первое название и с 16 июня 1987 года в качестве корабля-музея находится на постоянной стоянке в Портсмуте.

    Чёрный принц1861/1885

    "Чёрный принц" спущен на воду 27 февраля 1861 года. Назван в честь Эдуарда Плантагенета - «Чёрного Принца». Был третьим кораблём ВМФ Великобритании, носящим это имя.

    К моменту спуска на воду непродолжительное время, вместе с своим sister ship, считался мощнейшим броненосцем в мире, практически неуязвимым для корабельной артиллерии противника. Из-за быстрого развития кораблестроения в скором времени устарел и большую часть эксплуатации, до 1923 года, прослужил как резервный и учебный корабль.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ

БРОНЕНОСЕЦ «УОРРИОР»

«Уорриор» («Warrior») - один из самых выдающихся кораблей в мировой истории. Англичане называют его первым в мире броненосцем, открывшим новую эпоху в истории войны на море. Это не совсем так: первым броненосцем «Уорриор» не был, но именно этот корабль произвел настоящую революцию в кораблестроении и морской политике. Поэтому «владычица морей» не посчиталась с затратами на восстановление знаменитого корабля, корпус которого чудом сохранился до наших дней. Ныне «Уорриор» - одна из главных достопримечательностей комплекса исторических памятников Портсмута, где он поставлен на вечную стоянку.

Конец золотого века парусных линейных кораблей стал очевиден после изобретения французским генералом Пексаном так называемых бомбических орудий и особенно после их практического применения эскадрой адмирала П. С. Нахимова в бою при Синопе. Беззащитность деревянных судов перед мощными разрывными снарядами пушек нового поколения уже не вызывала сомнений. Напрашивался логичный и фактически единственный выход - обшить деревянные борта боевых кораблей железной броней. Однако скептики выступали против гигантского дополнительного веса такой защиты, который крайне негативно мог отразиться на мореходных качествах судна, при этом уменьшалась допустимая нагрузка, отведенная на вооружение и запасы. Отчасти эти опасения подтвердились в ходе эксплуатации первых броненосных парусно-паровых батарей, построенных в Англии и Франции в годы Крымской войны (1853-1856 гг.). Обшитые броней деревянные суда не устраивали моряков ни по скорости хода, ни по мореходности, ни по дальности плавания и не могли заменить собой линейные силы флота.

Но в 1858 г. во Франции началось строительство первого действительно мореходного броненосца «Ла Глуар». Этот корабль был спроектирован под руководством выдающегося кораблестроителя Дюпюи де Лома и по существу представлял собой типичный парусно-паровой линейный корабль того времени, но весь его надводный борт прикрывали 110-мм броневые плиты из кованого железа.

Весть о закладке «Ла Глуара» произвела сильное впечатление на

Британское адмиралтейство, поскольку первенство Королевского флота, казавшееся вечным и незыблемым, отныне ставилось под сомнение. Ответ на вызов Франции последовал незамедлительно. «Уорриор» - корабль принципиально нового типа - должен был превзойти по боевым характеристикам любой существующий линейный корабль мира, как находящийся в строю, так и еще только планирующийся к постройке.

требований приведет к существенному увеличению водоизмещения корабля. Разработку проекта вели главный строитель флота Болдвин Уокер, его помощник Джозеф Лардж и будущий преемник Уокера - конструктор Айзек Уоттс.

Проектирование «Уорриора» осуществлялась «с чистого листа бумаги». Использование железа (так в те годы называли малоуглеродистую сталь) в качестве основного конструкционного материала давало два главных преимущества. Во-первых, уменьшало общую массу корпуса (деревянный корпус за счет солидной толщины всех его элементов был заметно тяжелее); во-вторых, позволяло изготовить корпус с большим удлинением без снижения его продольной прочности. В результате отношение длины к ширине на «Уорри-оре» достигло невиданной для тех

«Уорриор» на вечной стоянке в Портсмуте

Основные принципы, которыми руководствовалось адмиралтейство, выдавая заказ на проектирование «Уорриора», - металлический корпус, мощное вооружение из наиболее тяжелых орудий и высокая скорость хода. Само собой подразумевалось, что выполнение этих

лет величины 6,5: 1 (на «Ла Глуаре», для сравнения, - 4,7: 1). Корпус набирался по поперечной схеме, ставшей классической на последующие десятилетия. На каждую сторону от вертикального бруса, заменявшего киль, шло по шесть стрингеров. Шпангоуты Т-образного сечения

8 Судостроение № 5, 2008 г.

ИНФОРМАЦИОННЫМ ОТДЕЛ

СУДОСТРОЕНИЕ 5"2008

Ретирадное 110-фунтовое казнозарядное орудие, установленное на юте корабля, и батарея 68-фунтовых орудий в цитадели «Уорриора»

были разрезными, но их угольники - непрерывными, проходящими через стрингеры через специально проделанные отверстия. На протяжении 57 шпангоутов в средней части корпуса имелось двойное дно. На металлические бимсы настилались три непрерывные палубы. Толщина наружной обшивки была солидной - 22 мм, а в районе днища - 28,5 мм. В конструкции «Уорриора» имелись многочисленные водонепроницаемые переборки, делившие корпус на 14 больших отсеков. Всего внутри корпуса водонепроницаемых помещений насчитывалось 92, из которых 57 находилось в двойном дне. Впервые в истории кораблестроения все жизненно важные элементы (машины, котлы, погреба боезапаса, а также угольные бункеры, кладовые и т. п.) были в изолированных помещениях, что на порядок повышало живучесть судна по сравнению со всеми его предшественниками. Также впервые корпус корабля оснастили скуловыми килями, что благоприятно повлияло на уменьшение бортовой качки длинного и узкого корпуса.

В отличие от «Ла Глуара», на котором надводный борт был обшит броней от штевня до штевня, на «Уор-риоре» применили другую, цитадель-ную схему защиты. Батарея из 26 орудий главного калибра (по 13 на борт) представляла собой бронированный «ящик», защищенный 114мм коваными железными плитами на 460-мм деревянной подкладке и поперечными траверзами (также 114-мм толщины). По высоте броня простиралась до верхней палубы (4,9 м над ватерлинией) и уходила под воду на 1,8 м. Длина цитадели составляла 65 м - чуть более половины длины корпуса. Оконечности корабля остались незащищенны-

ми. Это была вынужденная мера: для обеспечения высокой скорости обводы в носовой и кормовой оконечностях пришлось сделать сильно зауженными. Попытка установить на них броню неизбежно привела бы к нарушению баланса весовой нагрузки, резкому снижению продольной прочности. Железное судостроение в то время делало свои первые шаги, и корпус «Уорриора» оказался чрезмерно тяжелым: без брони он весил 4970 т. Английский историк Оскар Паркс справедливо отмечал, что технология судостроения развивалась очень быстро, и уже через несколько лет масса аналогичного корпуса не превышала бы 3300 т. Собственно вес брони на «Уоррио-ре» составлял 950 т плюс еще 355 т на деревянную подкладку.

Главная энергетическая установка «Уорриора» - традиционно одновальная. Двухцилиндровая паровая машина (горизонтальная, тронковая, простого расширения) была изготовлена шотландской фирмой «Джон Пенн». На испытаниях она развила мощность 5270 индикаторных л. с. и вместе с машиной второго однотипного с «Уорриором» фрегата «Блэк Принс» в течение долгого времени оставалась самой мощной в мире. Диаметр цилиндра составлял 2845 мм, ход поршня - 1320 мм. Пар вырабатывали 10 коробчатых котлов в двух котельных отделениях (4 в носовом и 6 в кормовом). Рабочее давление пара составляло всего 1,4 кгс/см2. Запас угля - около 850 т. Двухлопастный гребной винт Гриффита был подъемным, но из-за огромного веса (вместе с подъемной рамой 24 т) для его подъема из шахты на палубу требовались усилия примерно 600 чел. (почти всего экипажа корабля, исключая офицеров). Весьма характер-

но, что на «Уорриоре» по традиции парусного флота все операции по выборке якоря, швартовке, перекладке руля, работе с рангоутом, подъему винта и шлюпок выполнялись вручную - на корабле не было никаких вспомогательных механизмов, кроме единственной помпы с паровым приводом. Паровой шпиль на корабле появился только после 12 лет его службы.

Несмотря на сверхмощные для своего времени механизмы и оптимизированную под паровую силовую установку форму корпуса, создатели «Уорриора» не смогли отказаться от парусной оснастки - такой шаг для конца 50-х годов был бы слишком революционным и вряд ли получил бы одобрение от воспитанных на парусных традициях адмиралов. В то же время уже было ясно, что парусное вооружение для кораблей нового типа уже является вспомогательным. В итоге был найден компромисс: «Уорриор» (по размерам крупнее самого большого корабля 120-пушечного ранга) получил парусную оснастку лишь стандартного 80-пушечного корабля, относившегося по регламенту лишь к III рангу. Тем не менее, благодаря плавным обводам, жесткости и прочности металлического рангоута, «Уорриор» оказался хорошим ходоком, обгоняя под парусами своих деревянных собратьев с большей площадью парусов.

По первоначальному проекту «Уорриор» должен был нести 68-фунтовые гладкоствольные бомби-ческие пушки, но в процессе его постройки появилась более совершенная артиллерия - 110-фунтовые казнозарядные орудия Армстронга. Поэтому корабль вступил в строй со смешанным вооружением: на нем было установлено 26 68-

СУДОСТРОЕНИЕ 5"2003

ИНФОРМАЦИОННЫМ ОТДЕЛ

фунтовых и 8 110-фунтовых пушек, из которых 8 68-фунтовок стояли на батарейной палубе за пределами броневой цитадели. В бортовом залпе, разумеется, участвовала половина этой артиллерии.

Несмотря на множество нововведений,на «Уоррио-ре» сохранилось и немало архаизмов, присущих парусному флоту и не оправданных на кораблях нового поколения. На нем был ручной привод руЛЯ, причем Точную копию носовой фигуры «Уорриора»изготовил скульптор Нор-конструкторы следовали сло- манн Гэйчес с острова Уайт - один из последних профессиональных жившемуся правилу, чтобы мастеров, специализирующихся на убранстве парусных судов и яхт

полное отклонение пера ру-

ля от диаметральной плоскости происходило лишь при трех полных оборотах штурвала. Для столь большого и длинного корабля со значительной площадью руля это сильно повышало нагрузку на штурвал. Для его поворота требовались усилия слишком многочисленной вахты. Бессмысленными элементами конструкции выглядели также заимствованные у парусных предшественников высокий фальшборт и массивная носовая фигура, изображавшая античного воина с мечом (слово «warrior» в переводе означает «воин»).

До середины XIX века развитие военного кораблестроения было очень медленным. Деревянные парусные корабли морских держав отличались друг от друга только размерами.

Срок службы того времени не играл особо важной роли, главным критерием была прочность. В периоды морских сражений конца XVIII - начала XIX века военные корабли служили порой до тридцати лет, пока не становились жертвой жука точильщика или плесени. В морских боях они обладали удивительной живучестью. Точное попадание двух-трех сотен чугунных ядер для многослойных дубовых бортов, толщина которых могла достигать одного метра, иногда оказывалось не эффективными. В сущности, каждый линкор эпохи паруса являлся своего рода броненосцем, хоть и был деревянным. Железный же корпус корабля был куда более легким и прочным, но ядра все равно оставляли в корпусе повреждения, которые могли нанести к плачевному результату в бою.

возникновение броненосцев

Наиболее дальновидные кораблестроители предвидели развитие осколочных ядер и готовили свой ответный ход. Идея бронированного корабля появился сразу в нескольких странах после создания специфических орудий.

На вызов новых технологий Британия XIX века отреагировала преобразованием в промышленности. Британский город Портсмут, где были расположены главные доки королевского военно-морского флота, стал самым крупным промышленным центром мира. На предприятии «Block Mills MCD » стук молота сменил звук парового двигателя. Была в корне изменена самая трудоемкая работа резка дерева и сборка блоков для оснастки. В 30-е годы XIX века Атлантику уже пересекали торговые суда с паровыми двигателями. Эта силовая установка казалось многообещающей, что касается скорости и независимости от ветров. На британском военно-морском флоте изучали возможные преимущества перехода на новые технологии. Но в Адмиралтействе пришли к выводу, что пар сделает парусный флот устаревшим. Когда Лондон получил новости о том, что во Франции ведутся разработки парового двигателя, и у британцев ничего не оставалось делать, как принять вызов.

В начале 30-х годов англичане на все броненосцы установили паровые двигатели и гребные колеса. Однако эксперимент оказался неудачным. Колеса легко выводились из строя огнем противника. Гребное колесо стало несовместимым с боевым кораблем. Однако Адмиралтейство обрело новый тип фрегатов и корветов. К 40-м годам XIX века британский флот представлял собой броненосцы и фрегаты, которые их буксировали. Замена гребному колесу впервые появилась на трансатлантическом лайнере «Great Britain » в 1940 году XIX века. Судостроители быстро пришли к выводу, что гребной винт гораздо эффективнее колеса. На броненосцах он не будет в такой же степени уязвим от огня неприятеля. Только после изобретения гребного винта и установлением его под днищем боевого корабля паровая тяга стала настоящим преимуществом. На судне «Great Britain » было применено еще одно революционное введение - железный корпус. Однако на Королевском флоте скептически отнеслись к строительству железных линкоров. Адмиралтейство не видело в этом смысл. Но Англия стремилась сохранить превосходство технологий, поэтому был создан самый грозный корабль.

броненосец «HMS WARRIOR» преимущества

В 1860 году на воду был спущен боевой корабль «HMS WARRIOR ». Это самый отчаянный проект в истории Британского военно-морского флота. Броненосец был на 30 м длиннее любого корабля своего времени с невероятно мощным вооружением, даже мощнее классического линкора «Victory».

Британский броненосец «HMS WARRIOR » был построен полностью из железа, что позволило не только значительно облегчить его корпус, но и впервые применить в кораблестроении разделение корпуса на водонепроницаемые отсеки. Также корабль имел двойное дно. Броневой пояс состоял из плит весом до четырех тонн. Выступы одной заходили за другой, о чем говорила тщательная и продуманная работа корабелов. Это обеспечивало прекрасную прочность общей брони. В качестве дополнительной защиты использовались брусья из тика со средней толщиной бруса до 50 см. Артиллерия тоже имела высокое преимущество. Орудия всех калибров располагались на поворотных платформах, что давало весомое преимущество сектора обстрела при применении орудий. Также на броненосце было установлено десять орудий казенной части, которые заряжались разрывными снарядами. Это было принципиально новое орудие, продемонстрировавшее невероятную эффективность в ходе Крымской компании. Стволы всех орудий были нарезными, что увеличило точность ведения огня. Вращающийся снаряд устремлялся на расстояние до 2,5 км. Это было небывалое расстояние. Орудийные палубы и массивный паровой двигатель были заключены в железную крепость толщиной 10 см, пробить которую не могло ни одно орудие.

броненосец «HMS WARRIOR»

оригинальные фотографии броненосца «HMS Warrior»

подъемное устройство гребного винта на броненосце

броненосец «HMS Warrior» - плавучий музей

форштевень корабля

орудийная палуба броненосца

броненосец под парусами

картина с броненосцем «HMS Warrior»

Броненосец «HMS WARRIOR » отличался закругленными обводами корпуса и большим отношением длины к ширине, в результате чего оказался быстроходнее своих иностранных коллег. Но на паровые машины адмиралы полностью не рассчитывали, поэтому у боевого корабля было полное парусное вооружение. У броненосца «HMS WARRIOR » были и оригинальные особенности. На борту корабля были телескопические дымовые трубы, которые могли складываться при использовании парусов. К этой черте можно отнести поднимающийся гребной винт весом около 10 тонн, для подъема которого требовалось привлечение почти всего экипажа корабля.

Материалы были подобраны отличного качества и первый океанский броненосец , каким его считали и до сих пор продолжают считать англичане, находился в строю Королевского Британского флота до конца второй мировой войны!

В настоящее время броненосец все еще сохраняется в оригинальном виде в городе Портсмут и относится к уникальным кораблям-музеям мира. С появлением британского броненосца «HMS WARRIOR » время деревянных линкоров прошло.

Технические характеристики линкора «HMS WARRIOR»:
Длина - 128 м;
Ширина - 17,8 м;
Осадка - 7,9 м;
Водоизмещение - 9140 тонн;
Силовая установка - паровые машины мощностью 5300 л.с.;
Скорость - 13,5 узла;
Экипаж - 700 человек;
Вооружение :
Орудия калибра 203 мм - 4;
Орудия калибра 179 мм - 28;

HMS Warrior (1860) был задуман в противовес французскому броненосцу La Gloire , заложеному 4 марта 1858 года в Тулоне. Чуть больше, чем через год, 25 мая 1859 года, судостроительная компания «» на своей лондонской верфи приступила к строительству HMS Warrior , певого в мире цельнометаллического броненосца, предназначеного для плавания в открытом море.

Из-за морозов в конце декабря 1860 года оказался затруднительным спуск судна на воду - Warrior примёрз к слипам стапелей на верфи. Тем не менее 29 декабря спуск судна произвели. К 24 октября 1861 года броненосец был полностью готов. Общая стоимость корабля составила 357 291 фунт стерлингов (эквивалентно 23 млн фунтов в 2006 году).

К моменту спуска броненосца на воду, он считался практически неуязвимым для карабельной артиллерии. Чтобы ещё больше улучшить живучесть, корабль был разделён на 92 изолированных отсека, машинное отделение и отсек для боеприпасов имели двойной пол. Единственным уязвимым местом была кормовая подводная часть судна, где бронирование отсутствовало.

В движение корабль приводился с помощью 5 267-сильной горизонтальной паровой машины, снабжаемой паром от 10 котлов. 850 тонн угля, максимальное количество загружаемое на борт, хватало на 2 100 миль плавания. Кроме машины на судне было также полное трёхмачтовое парусное вооружение пощадью 4 500 м². При ходе под парусами, для уменьшения сопротивления воздуху и воде, технически предусматривалась возможность убирать обе трубы и гребные винты в корпус корабля.

Эксплуатация

HMS Warrior никогда не участвовал в сражениях, хотя на момент постройки, броненосец был самым большим и самым мощным военным кораблём в мире. В 1869 году HMS Warrior , HMS Black Prince и фрегат HMS Terrible участвовали в буксировке корабельного сухого дока от Мадейры к Бермудским островам. Плавание длилось 39 дней.

Быстрое развитие кораблестроения во второй половине XIX века привело к тому, что в течении 10 лет Warrior (как и его «систершип» Black Prince ) технически устарел. 1 апреля 1875 года он был переведён в резервный флот, 31 мая 1883 года броненосец прекратил свою службу как боевой корабль, с него было снято артиллерийское вооружение и мачты, а трюмы стали использоваться под склады. В 1902-1904 гг. он был приписан к одной из крейсерских флотилий как депо для хранения боеприпасов и топлива, а в 1904 году был передан на военно-морскую базу в Портсмут для торпедной школы Vernon и переименован в Vernon III , в это время как судно он не использовался, лишь его паровая машина была в эксплуатации для выработки электроэнергии и пара.

В 1925 году корабль планировалось продать на металлолом, но снижение спроса и соответственно цены на лом спасло бывший броненосец от уничтожения. В 1929 году он был передан на одну из верфей в Уэльсе, ещё раз переименован в Oil Fuel Hulk C77 и в течении последующих 50-ти лет использовался как плавающий заправщик.

Реставрация

Реставрация корабля началась 3 сентября 1979 года, планировашиеся работы оценивались в 8 млн фунтов. Реставрация началась с очистки судна от мусора и грязи, которых было вывезено около 80 тонн. Полностью был восстановлен внешний и внутренний вид, изготовлены новые мачты и такелаж. Работы были завершены в 1984 году. Броненосец получил своё первое название и с 16 июня 1987 года в качестве корабля-музея находится на постоянной стоянке в

Просмотров