Оптимизм андрея соколова из рассказа судьба человека. Сочинение на тему: Образ Андрея Соколова в рассказе «Судьба человека» М

Сочинение на тему: Андрей Соколов. Произведение: Судьба человека


Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Ранней весной 1946 года, то есть в первую послевоенную весну, встретил случайно М. А. Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а потребность высказаться все увеличивалась. И вот в 1956 году он написал повесть "Судьба человека". Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа - Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.

Андрей Соколов – мужчина высокого роста, сутуловатый, руки его большие и тёмные от трудной работы. Одет он в прожжённый ватник, который был заштопан неумелой мужской рукой, и общий вид у него был неухоженный. Но в облике Соколова автор подчеркивает «глаза, словно присыпанные пеплом; наполненные такой неизбывной тоской». Да и исповедь Андрей начинает со слов: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?». И не может он найти ответ на этот вопрос.

Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. . С детства узнал, почем «фунт лиха», в гражданскую войну сражался против врагов советской власти. Затем он уезжает из родной воронежской деревни на Кубань. Возвращается домой, работает плотником, слесарем, шофером, создает семью.

С сердечным трепетом вспоминает Соколов довоенную жизнь, когда имел семью, был счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди -- он попадает в фашистский плен.

Соколову пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытался бежать, но неудачно, расправился с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира.

Не уронил Андрей достоинство советского человека в поединке с комендантом концлагеря. Хотя Соколов был измучен, истощён, обессилен, но всё-равно был готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что поразил этим даже фашиста. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды по-прежнему преследуют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом, живет теперь Соколов лишь надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. В последний раз стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны.

Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. История с Ванюшкой – это как бы окончательная черта в истории Андрея Соколова. Ведь если решение стать Ванюшке отцом означает спасение мальчика, то последующее действие показывает, что и Ванюшка спасает Андрея, дает ему смысл дальнейшей жизни.

Я думаю, что Андрей Соколов не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы, и несмотря на все тяготы и невзгоды все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!

Образ Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» - одно из вершинных произведений писателя. В центре его - исповедь простого русского человека, прошедшего две войны, пережившего нечеловеческие муки плена и не только сохранившего нравственные устои, но и оказавшегося способным дать любовь и заботу сироте Ванюшке. Жизненный путь Андрея Соколова был путем испытаний. Он жил в драматические времена: в рассказе упоминаются гражданская война, голод, годы выхода из разрухи, первые пятилетки. Но характерно, что в рассказе эти времена лишь упоминаются, без привычных идеологических ярлыков и политических оценок, просто как условия существования. Внимание главного героя сосредоточено совсем на другом. Обстоятельно, с нескрываемым любованием говорит он о жене, о детях, о работе, которая пришлась по душе(«завлекли меня машины»), о семе ином достатке («дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть все в порядке»). Эти простые земные ценности и есть главные нравственные обретения Андрея Соколова в довоенное время, это его нравственная основа.

Нет ни политических, ни идеологических, ни религиозных ориентиров, а есть извечные, общечеловеческие, общенародные понятия (жена, дети, дом, работа), наполненные теплом сердечности. Они стали духовными опорами Андрея Соколова на всю последующую жизнь, и в апокалиптические испытания Великой Отечественной войны он входит вполне сложившимся человеком. Все последующие события жизни Андрея Соколова представляют собой испытание этих нравственных устоев « на излом». Кульминация рассказа - побег из плена и прямое столкновение с гитлеровцами. Очень важно, что Андрей Соколов относится к ним с каким-то эпическим спокойствием. Это спокойствие - от воспитанного в нем уважительного представления об изначальной сущности человека. В этом причина наивного, на первый взгляд, удивления Андрея Соколова при столкновении с варварской жестокостью гитлеровцев и ошеломленности перед падением личности, развращенной идеологией фашизма.

Столкновение Андрея с гитлеровцами - это борение между здоровой, опирающейся на мировой опыт народа нравственностью и миром антинравственности. Суть победы Андрея Соколова состоит не только в том, что он принудил самого Мюллера капитулировать перед человеческим достоинством русского солдата, а еще и в том, что он своим гордым поведением хоть на миг пробудил в Мюллере и его собутыльниках что-то человеческое («тоже рассмеялись», «поглядывают вроде помягче»). Испытание нравственных устоев Андрея Соколова не исчерпывается смертными муками фашистского плена. Известие о гибели жены и дочери, смерть сына в последний день войны, да и сиротство чужого ребенка, Ванюшки, - это тоже испытания. И если в столкновениях с гитлеровцами Андрей сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаруживает нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим. Важной особенностью жизненного пути Андрея Соколова является то, что он постоянно судит себя: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!» Это голос совести, возвышающей человека над обстоятельствами жизни. Кроме того, каждый поворот в судьбе героя отмечается его сердечной реакцией на свои и чужие поступки, события, ход жизни: «Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут…», «Как вспомнишь нелюдские муки… сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать», «оборвалось у меня сердце…» В конце исповеди Андрея Соколова появляется образ большого человечьего сердца, принявшего в себя все беды мира, сердца, истраченного на любовь к людям, на защиту жизни.

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» убеждает в том, что смысл истории, ее движущий «мотор» составляет борьба между человечностью, взращенной на вековом опыте народной жизни, и всем, что враждебно «простым законам нравственности». И только тот, кто впитал эти органичные человеческие ценности в свою плоть и кровь, «осердечил» их, может силою своей души противостоять кошмару расчеловечивания, сохранить жизнь, защитить смысл и правду самого человеческого существования.


Поделиться в социальных сетях!

Сочинение на тему: Образ Андрея Соколова в рассказе «Судьба человека» М. Шолохова


Этот небольшой рассказ был издан спустя 11 лет после Великой Отечественной войны. Замысел о написании произведения появился давно, ещё весной 1946 года. Послужила тому встреча Михаила Александровича с неизвестным ему фронтовиком, который поведал свою историю-исповедь. Шолохов пообещал себе, что обязательно напишет об этом рассказ. Только спустя 10 лет, после прочтения книг нескольких зарубежных авторов, он за неделю создал рассказ «Судьба человека».

Образ главного героя раскрывается с помощью различных художественных приёмов, через взаимоотношения Андрея с другими людьми, его поступков в тех или иных ситуациях. Позиция автора по отношению к Соколову понятна читателям, поскольку он при помощи различных литературных методов даёт свою оценку деяниям героя.

Рассказ ведётся от первого лица, таким образом, персонаж сам характеризует свои действия. Встреча читателя с Андреем возникает в тот момент, когда он горюет над своей судьбой, спрашивая, за что его так жизнь наказала и покалечила. Перед читателем возникает простой русский мужик, одетый в ватник, который сам же и заштопал. При всей внешней запущенности солдата к нему сразу же возникает симпатия и сочувствие. Его большие руки напоминают о тяжёлой работе, которую он каждый день выполнял сначала за баранкой машины, потом в плену у немцев.

Многие писатели, изображая своих героев, отдельное внимание уделяют глазам, которые считаются зеркалом души. Шолохов не раз во время рассказа обращается к этому приёму. Вначале повествования автор рисует Соколова с глазами как будто посыпанными пеплом, что говорит о пережитых несчастьях. Когда же главный герой заканчивает свой рассказ о погибших родственниках – жене, двух дочках и сыне, то глаза его становятся потухшими. Появляется сравнение с мёртвыми зеницами, что характеризует насколько важны для Андрея события прошедших лет.

О достоинстве и гордости главного героя можно понять через эпизод, когда, находясь в плену, он выпил предложенную фашистом водку, не закусывая. На тот момент солдат был голоден, но своим поступком показал, что давиться подачками врага не желает. Широта русской души раскрыта в ситуации с едой, которую он получил от коменданта Мюллера, честно разделив всё между пленными.

Пройдя через плен, потерю близких, Андрей не ожесточился, сохранив чувство собственного достоинства. Судьба дарит ему встречу с сиротой Ваней, в котором Соколов видит свою родственную душу. В рассказе Шолохов обобщил жизнь одного русского солдата, его судьба – это удел многих людей, которые в войну потеряли близких, сохранив при этом человеческую душу.

Роль произведений М.А. Шолохова в литературе советского времени сложно переоценить: таким искренним и проникновенным патриотизмом пронизаны они, такой любовью к Родине и народу. Рассказ «Судьба человека» появился не случайно: в первую весну после войны писатель встретил незнакомца, исповедь о жизни которого стала основой будущего произведения. Идеи Шолохов копил целых десять лет - и в 1956 году родилась «Судьба человека» - рассказ о непростой жизни Андрея Соколова.

Главный герой является собирательным образом советского гражданина, в котором соединились все лучшие качества русской души: мужественность, стойкость перед трудностями, скромность и отзывчивость. Сначала автор ведет повествование со своей стороны, словно знакомит и подготавливает читателя к встрече с Андреем. Описывая героя, он неоднократно подчеркивает его усталость, явное чувство тоски и больших потерь. Глаза Соколова - словно присыпаны пеплом, они полны такой грусти, что тяжело смотреть. Начиная исповедь, герой горбится, ему сложно рассказывать о своей непростой судьбе.

Основную часть произведения мы воспринимаем уже со стороны самого Соколова. Герой родился вместе с новым веком, и испытания выпали на его долю с самого детства. Пройдя гражданскую войну на стороне советской власти, он уезжает на Кубань, затем возвращается домой в деревню близ Воронежа. Тут у Соколова появляется семья, он находит работу. Но война рушит все его надежды на спокойную и счастливую жизнь.

В самом начале войны Андрея ранили, затем он был контужен и попал в плен. За два года, которые Соколов пробыл в плену, его дух не был сломлен, несмотря на все ужасы пребывания у фашистов. Он не теряет чувства собственного достоинства, не прогибается, расправляясь с предателем, неоднократно пытается бежать. Когда ему это удается, он узнает о новых лишениях: жена и маленькие дочки погибли, а дом разрушен. Соколов вновь уходит на фронт - защищать родную землю.

Затем погибает и сын Андрея. Война закончилась, но герой остался совсем один, исполненный горя, но стойко переносящий эти мучения и страдания. Выход переживаниям он находит в усыновлении сироты - Ванюша становится его смыслом жизни. Авторское заключение - это вновь взгляд со стороны, исполненный грусти за героя, пронизанный его болью, но также полный надежды на дальнейшее счастье как самого Соколова, так и Ванюши.

Пережить такую трагедию, не сломаться и подарить новую жизнь и отцовскую поддержку чужому ребенку может только человек с очень сильной волей и большой душой - именно таким можно назвать героя рассказа «Судьба человека». Для Андрея Соколова семья является главным в жизни, но ему пришлось потерять её дважды. Выжить, начать всё заново, ему помогает высочайшая степень нравственности и мужественности. В образе Андрея Шолохов показал благородство и несгибаемую силу русского человека, способного вынести даже самые страшные невзгоды. Судьба Андрея Соколова - это истинный подвиг и пример для каждого читателя.

Критика уже писала о своеобразной кольцевой композиции рассказа. Встреча автора-повествователя с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшей у переправы через весеннюю разлившуюся речку в начале и прощание в конце с мальчиком и чужим, но ставшим теперь близким человеком как бы замыкают в единый круг пережитого и сопережитого все то, что рассказал о своей жизни Соколов, и одновременно выделяют ту высокую человечность, которая определила жизнь и характер героя Шолохова.

Переплетаясь, в рассказе Шолохова звучат два голоса: о своей жизни, о своей судьбе рассказывает Андрей Соколов; но автор не просто слушатель, случайный собеседник, он становится активно действующим лицом: спросит, скажет слово там, где нельзя промолчать, когда надо прикрыть чужое несдержанное горе, то вдруг в полный голос заговорит, размышляя о судьбе встреченного им человека. Взгляд автора - взгляд пристального, душевно щедрого наблюдения. Автор-повествователь глубоко проникает в чужое горе. Своим волнением, тем, как он увидел и воспринял, он заражает и читателя. «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Так проникнуть в чужую душу, так увидеть способен лишь человек, сам знающий хорошо, что такое горе. И автор, и рассказчик Андрей Соколов объединяются тем единым живым чувством, которое рождается между близкими людьми. Автор-повествователь не только помогает пережить, увидеть скрытое, но у него есть и другая важная «сверхзадача»; автор-повествователь, становясь действующим лицом, помогает нам осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи, увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл.

«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».

В этом авторском раздумье - идейно-эстетическая кульминация рассказа, утверждение мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное. История жизни Андрея Соколова, которого война лишила всего - дома, семьи, который в последние дни войны потерял в Германии сына, история человека, перенесшего неслыханные испытания плена - все это такие испытания, которые рождают трагедийные мотивы. В самой этой истории проклятие войне, проклятие фашизму.

Осуждение войны - и в судьбе того, кто стал приемным сыном Андрея Соколова. Андрей Соколов рассказывает о своей встрече с Ванюшкой, сиротиной, обездоленным войной, и уже в этом рассказе видно то главное, что определило характер поведения этого человека - мужество, сострадание и любовь. «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте».- «А мама?» - «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали».- «А откуда вы ехали?» - «Не знаю, не помню...» - «И никого у тебя тут родных нету?» - «Никого».- «Где же ты ночуешь?» - «А где придется».

Рассказ Шолохова насыщен размышлениями о сущности героического подвига, гуманизма. Андрей Соколов совершает подвиг не только тогда, когда он удушил своими руками предателя или устоял в тяжелейших испытаниях в лагере для военнопленных. Твердость и стойкость поэтизируются писателем как проявление истинного мужества. Героическое для писателя всегда связано и наполнено гуманистическим содержанием. Когда Андрей Соколов, утративший все, что было дорого ему, одинокий и больной, принимает решение усыновить встреченного малыша, сиротину Ванюшу, тем самым он, в сущности, совершил подвиг любви, он возвратил детству радость, он избавил его от боли, страданий и скорби. Война-, казалось, все «вычерпала» из этого человека, все он утратил, но и в страшном, опустошающем одиночестве он оставался человеком. И мы можем с полным правом считать, что в отношении к обездоленному детству гуманизм Соколова одержал самую полную победу. Он торжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и бедами - неизбежными спутниками войны. Андрей Соколов победил самоё смерть!

Мотив жизнеутверждения, прозвучавший в начале рассказа в описании «извечно юного, еле уловимого аромата недавно освободившейся из-под снега земли», повторенный через некоторое время в авторском напоминании о «вечном утверждении живого в жизни», получил свое завершение в пронизанном страстной гуманистической нотой, героико-трагической интонацией финале, согретом просветленной детской улыбкой.

В рассказе Шолохова все время звучат две темы: подвига и страдания, трагического и героического. Они образуют сложное полифоническое единство повествования, многое определяют в своеобразии жанра и стиля этого произведения.

Уже обращалось внимание на музыкальное развитие темы, которое свойственно этому рассказу Шолохова. Рассказ Шолохова по своему звучанию напоминает «героические» симфонии Бетховена. Отчетливо выделяются ведущие образы и лейтмотивы, легко различаются и по своему содержанию, и"но эмоциональной смысловой тональности: начало рассказа - вступление, три Части рассказа Андрея Соколова о пережитом и финальная сцена. Стоит внимательно приглядеться к рассказу - и мы увидим, что это деление на части (поддерживается чередованием голоса рассказчика Андрея Соколова и автора-повествователя.

В самом начале рассказа возникает мотив тяжелой дороги. Это дорога по весенней размокшей степи, по которой едет автор по каким-то своим неотложным делам. Несколько раз в этом описании повторяется определение: «трудно», «тяжело». Такое описание дороги подготавливает появление Андрея Соколова и Ванюшки. Ведь они шли по такой же дороге, да еще все время пешком. Постепенно мотив дороги, путешествия перерастает в дорогу человеческой жизни, в рассказ о тяжком жизненном пути, о судьбе человека на дорогах войны. И не раз прозвучит в рассказе об этой дороге определение «тяжело»: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить...», «Ох, и тяжело же было мне, браток!».

Это один из тех лейтмотивов, который получает философское осмысление, характерное для поэтики рассказа Шолохова. Это рассказ - размышление, дума о судьбах людей, поднятая из конкретно-событийного в огромный, социально-исторический и философско-этический план обобщения. За конкретным все время встает общезначимое, общечеловеческое.

Рассказ Шолохова построен так, что в каждой части его есть своя внутренняя завершенность, и в то же время в каждой из них звучат общие мотивы. Повторяясь, они придают содержанию трегедийную напряженность. Перед нами открываются все новые и новые черты характера Андрея Соколова. Мы видим его в самых различных сферах жизни: интимно-семейной (отношения с детьми, женой), в солдатской, фронтовой (в отношениях с товарищами), в плену. Познание идет вглубь от внешне-видимого к содержательному, психологически и социально весомому и значительному.

Первая часть рассказа Андрея Соколова вместила всю историю его довоенной жизни, описание начала войны, прощание с семьей. И, как часто бывает в жизни, запомнилась, казалось бы, незначительная подробность, деталь. Во время прощанья перед отправкой на фронт он оттолкнул жену, которая бросилась к нему, выговаривая в беспамятстве отчаяния: «Родименький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше на этом свете».

Именно здесь на огромной внутренней страсти непреодоленного горя рождается один из самых трагических лейтмотивов рассказа: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»

Вторая часть рассказа начинается с этого же мотива упрека самому себе: «Зачем я ее тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режет».

Этот образ-лейтмотив, рожденный словами «а я ее тогда оттолкнул», все время как бы возвращает читателя к незаживающей ране, к трагическому мотиву невосполнимой утраты. Во время войны погибли и жена и дети, и им действительно не привелось больше свидеться...

Война, бегство из плена, госпиталь, известие о гибели семьи составляют содержание второй части рассказа. Здесь наиболее полно открываются социальные истоки характера Андрея Соколова, то, что определило твердость, стойкость, мужество. Лейтмотив этой части выражается словами: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала», В этих словах то главное, что определяет характер Андрея Соколова, то, что определяет его поведение, его жизнь. В сущности, эти же слова, эти же мысли повторяются в авторском размышлении как утверждение основного в жизни и характере Андрея Соколова.

Тема войны, народного подвига во всю свою героическую мощь звучит и в рассказе Андрея Соколова, в его размышлениях, каким должен быть настоящий солдат, настоящий человек, и тогда, когда он говорит о нелегкой судьбе женщин и детей, оставшихся в тылу.

Возвращение к главной теме первой части, к истории семьи происходит на огромном взрыве трагизма, на предельной ноте человеческого горя: известие о гибели жены, посещение Воронежа, смерть под Берлином сына Анатолия.

Третья часть рассказа Андрея Соколова строится на переплетении, на борении трагического и героического, всей безнадежности отчаяния («Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось...»), каждодневного непереносимого страдания («...мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?..», «...днем я всегда крепко себя держу... а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез...») и блеснувшей надежды, поманившей детским голосом жизни...

По рассказу Шолохова С. Бондарчуком был снят фильм, который с огромным успехом прошел по многим экранам мира.

«Приятно время от времени увидеть на экране человека, достойного этого звания, - писала о фильме «Судьба человека» французская газета «Монд».- Персонаже, которого изображает в фильме Сергей Бондарчук, является как раз таким человеком». В 1959 г. в Голландии вышло второе издание рассказа, и в текст были заверстаны кинокадры из этого фильма.

«Издательство «Пегасус» отлично сделало, выпустив этот рассказ, - писала газета «Де Ваархейд».- Пусть книга попадет на книжные полки, чтобы всегда быть под рукой читателя, пусть она всегда напоминает ему о силе духа, о высоких моральных качествах советского человека».

Творчество Шолохова приобрело мировую известность именно потому, что в его произведениях предстают «настоящее люди», люди, вдохновленные высокой исторической целью. В его книгах открывается новый мир человеческой надежды, мир социализма, в его произведениях народ - первооткрыватель, идущий по нехоженым путям в будущее.

Л. Якименко

Источники:

  • Шолохов М. А. Поднятая целина. Судьба человека. Вступит, статья Л. Якименко. М., «Худож. лит.», 1978. 654 с. (Б-ка классики. Советская лит-ра)
  • Аннотация: В книгу входит роман М. А. Шолохова «Поднятая целина», запечатлевший эпоху коллективизации, крушение старых и рождение новых форм жизни, и рассказ «Судьба человека» - о величии, силе, красоте души обыкновенного русского солдата.

Характеристика Андрея Соколова, героя произведения «Судьба человека» Михаила Шолохова поможет написать сочинения.

Андрей Соколов характеристика главного героя

Андрей Соколов – образ человека, «все вытерпевшего, все преодолевшего», перенеся все ужасы фашистского плена, лишившись любимой семьи, в последний день войны, потеряв сына – их единственную опору и радость жизни, мучась смертельной тоской по погибшим, он нашел в себе силы, чтобы жить, работать, отдавать свои силы души обиженному войной ребенку Ванюшке – усыновленному сиротке – мальчику.

Суровые испытания Войны не убили душевных сил, а раскрыли их в этом чудо-богатыре.

Андрей Соколов обладает незаурядной стойкостью, претерпевает все фашистские издевательства: «Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях, — сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать…

Сам страдая, он стремится приободрить, обнадежить близких, не желая «играть на жалобных струнах». Вспомним его рассказ о жалостливом письме, которое бьет трудящуюся женщину.

«Она после этого письма, горемыка, и руки опустить, и работа ей не работа. Нет! На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

Андрей Соколов физически вынослив, но что стоила бы одна «мускульная» сила без убеждения, без веры?!Сколько известно случаев, когда не выдерживали пыток и очень сильные физически люди…

Соколов любит жизнь, но дороже жизни для него достоинство человека.

План-характеристика Андрея Соколова – человека-воина и труженика.

    1) Великая Отечественная война – неиссякаемая тема советской литературы.

2) Война – проверка и испытание сил советского человека.

3) О советском человеке в борьбе и труде.

    1) Рассказ «Судьба человека» — правдивое отражение русского национального характера и нравственного величия советского человека.

2) Портрет Андрея Соколова.

3) Соколов – хороший семьянин, заботливый отец, любящий муж, замечательный умелец, любая работа спорится в его руках.

4) Испытания, выпавшие на долю Андрея.

5) Соколов – суровый мститель за измену.

6) Черты Соколова – черты настоящего советского человека.

7) Смекалка, находчивость, упорство при побеге из плена.

8) Богатство силы души русского чудо-человека.

9) Страдания и испытания не ожесточили его.

10) Умение сдерживать себя – исповедь солдата в конце.

11) Последние слова рассказа – убежденность автора, что советские люди выдержат любые испытания, не согнутся, не дрогнут в минуту грозной опасности.

12) Воздействие старшего поколения на младшее.

    1) Стремление воспитывать в себе черты настоящего советского человека.

2) Проявление советского характера в строительстве.

3) «Когда страна прикажет быть героем.

У нас героем становится любой».

4) «По полюсу гордо шагает,

Меняет движение рек,

Высокие горы сдвигает

Советский простой человек».

Просмотров