Конспект урока по технологии "«Декупаж», приобщение учащихся к новому виду декоративно - прикладного творчества". План-конспект урока на тему «техника декупаж План конспект занятия по декупажу

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Куртамышского района «Дом детского творчества»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия

на тему:

«Подарок в технике декупаж»

г. Куртамыш, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для использования, но и красивыми, радующими душу и глаз.

Декоративно-прикладное искусство доступно для понимания детей, его красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины. Оно рассматривается как одно из средств развития художественного вкуса, творческой активности детей, эстетического отношения к действительности и дает руководителю кружка немало конкретного материала в помощь его учебно-воспитательной работе на занятиях.

Занятия в объединении формируют такие черты, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело. Развивают творческое воображение, эстетический вкус и глазомер. Сам характер ремесла таков, что премудрости можно усвоить только «через руки».

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Калейдоскоп чудесных ремесел» актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами житейских умений и навыков творческой деятельности. Это даёт возможность каждому ребенку реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности в социальной жизни.

Цель программы «Калейдоскоп чудесных ремесел» – создание условий для творческой самореализации обучающихся через изучение различных видов декоративно-прикладного творчества и их интеграцию.

Данная методическая разработка направлена на совершенствование педагогического мастерства в области проектирования учебных занятий в системе дополнительного образования детей по декоративно-прикладному творчеству на тему «Декупаж» с учетом современных образовательных технологий.

Практическая значимость методической разработки состоит в том, что в ней определены организационные условия проведения занятия в форме творческой мастерской, подобраны оптимальные формы, методы и средства обучения, использованы элементы современных педагогических технологий для изучения данной темы.

Особенности занятия: Занятия проводятся с обучающимися 10-11 лет, первого года обучения. При проектировании учебного занятия нами были использованы объяснительно – иллюстративная технология; ИКТ – технологии; здоровьесберегающая технология, активизирующие познавательную деятельность обучающихся.

План-конспект занятия

Тема программы: Волшебный декупаж (12 час.)

Тема занятия : Подарок в технике декупаж (2 час.)

Тип занятия: изучение новых знаний и первичное закрепление способов деятельности.

Вид занятия: творческая мастерская.

Цель: формирование представлений обучающихся о технике декупаж при самостоятельном выполнении творческой работы (оформлении деревянной доски).

Задачи:

Дидактические (обучающие):

Познакомить с историей возникновения декупажа;

Формировать безопасные приемы работы с инструментами и материалами для декупажа;

Формировать умение поэтапного выполнения изделий в технике декупаж;

Закрепить умения и навыки вырезания, наклеивания салфеток при изготовлении подарка;

Самостоятельно оформить работу.

Воспитывающие:

Прививать эмоционально-ценностное отношение к народному творчеству на занятии;

Формировать потребность в труде, ответственность за качество работы;

Воспитывать аккуратность, трудолюбие, чувство прекрасного.

Развивающие:

Развивать фантазию, глазомер, внимание, мелкую моторику рук, творческие способности и художественный вкус.

Планируемые результаты .

В результате изучения темы обучающиеся:

узнают новые понятия «Хендмейд», «Декупаж», «Синквейн»;об истории возникновение техники декупаж, алгоритм выполнения работы;

научаться основным приемам декупажа; самостоятельно выполнять творческие задания;

приобретут опыт использования полученных знаний в повседневной жизни.

Формы организации занятия: индивидуально-групповая, фронтальная.

Методы: беседа, просмотр слайдов, самостоятельная работа с источником информации, методы проблемного обучения, рефлексия.

Педагогические технологии : объяснительно – иллюстративная технология; ИКТ – технологии; здоровьесберегающая технология.

Материально-техническое обеспечение : компьютер, иллюстрированный материал, набор салфеток, кисти, ножницы, клей ПВА, лак, деревянные заготовки.

Методическое обеспечение: слайдпрезентация, дидактический материал (образец, алгоритм выполнения задания).

Межпредметные связи: литература, история, искусство,

Ход занятия

1. Организационный момент (слайд 1)

Приветствие, проверка явки и готовности к занятию. Психологический настрой. Сообщение темы и краткий обзор урока.

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! Занятие сегодня у нас будет проходить в форме творческой мастерской, а значит сегодня мы –мастера! И я хочу начать наше занятие с такого замечательного стихотворения (слайд 2)

Фантазии полет и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живет в веках.
Умелец может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты
Из разноцветья красок, клея, блестков
Как в сказке чудеса творишь и ты
Я прикасаюсь к чуду осторожно
Оно чарует и ласкает взор
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданный красы узор
Как результат терпенья и уменья
Изящество и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!

И сегодня, мы с вами попробуем сделать красоту своими руками. (слайд 3)

    Основной раздел: постановка проблемы, объяснение нового материала.

В наш век изобилия заниматься творчеством, украшать дом и себя аксессуарами, деланными своими руками очень модно и интересно. У рукоделия сейчас даже появилось модное иноязычное название.. Может кто то из вас знает какое? - хендмейд (сделанный вручную)

Многие сейчас шьют, вышивают, клеят и мастерят. Иногда и самому хочется сделать что-нибудь красивое, и желательно-полезное, и понимаешь: вязать долго, вышивать сложно, рисовать не каждый умеет. Вот тут и помогает декупаж. И так тема нашего занятия «Подарок в технике декупаж»

Но прежде чем приступить к творчеству необходимо разобраться, что же это такое и откуда взялось.

Что такое Декупаж? (слайд 5) Это слово переводится с французского "вырезать". Это декоративная техника по ткани , посуде , мебели , заключающаяся в вырезании изображений из различных материалов (дерева , кожи , тканей, бумаги ), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования .

Такая техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке, именно они сделали тонкую красочную бумагу и стали украшать с ее помощью различные предметы. (слайд 6)

В Европу эта интересный метод декорирования пришел в XVII-XVIII веках. Декупаж использовали в своих работах даже знаменитые художники, такие как Пикассо(слайд 7) и Матисс (слайд 8). Матисс был мастером декупажа. Его «сад» - огромная композиция из бумажных вырезок, занимала половину комнаты. Существует версия, что Матисс является основоположником декупажа.

Ребята, а как вы считаете, где может применятся декупаж?

В настоящее время декупажем можно оформить практически все. самым популярным материалом стали трехслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж получил название салфеточная техника. (слайд 9)

Цель техники Декупаж - эффект нарисованной картины на предмете. Поверхность может быть не только твердой (фарфор, стекло, дерево, керамика, пластмасса), подойдет даже ткань.

Где применяется?

Декупажем можно оформить практически все, что подскажет нам наша фантазия: цветочные горшки, вазы, тарелки (декоративные), стаканы, разделочные доски. Любая, даже самая невзрачная вещица перерождается в новую великолепную, в настоящее произведение искусства. Даже одежда и обувь может быть украшена Вами на свой вкус. Дерево, кожа, текстиль, керамика, металл, гипс, картон - любые поверхности поддаются чудесным преобразованиям.
Единственное, что надо учесть (!) - они должны быть однотонными и не слишком темными, затем чтобы просвечивающийся рисунок, вырезанный из салфетки, был хорошо виден.

Посмотрите, как преобразилась обычная деревянная досочка, выполненная в технике декупажа. (Демонстрация готовых изделий)

(ткань) (салфетки).

3. Повторение техники безопасности.

Перед тем как мы начнем изготавливать поделки в технике декупаж, повторим технику безопасности при работе с ножницами, клеем.

Правила безопасной работы с клеем и ножницами.

    Клей – опасное химическое вещество. При работе с ним необходимо соблюдать осторожность.

    Работая с клеем, пользуйтесь кисточкой.

    При попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой. При необходимости обратитесь к врачу.

    По окончании тщательно вымойте руки с мылом.

С ножницами

1.Ножницы кладите кольцами к себе.

2.Следите за движением лезвий во время резания.

3.Не оставляете ножницы раскрытыми.

4.Передавайте ножницы кольцами вперед.

5. Не махайте ножницами, не подносите к лицу. (слайд 10)

Используемые материалы.

    Доска разделочная деревянная

    Акриловый глянцевый лак

    Акриловые краски,

    Клей ПВА, кисти, блёстки, ножницы, салфетки (слайд 11)

4. Формирование новых знаний, умений, навыков

Для начала определитесь с ответом на вопрос, что вы хотите увидеть на своем изделии? Пофантазируйте, мысленно представьте уже готовую вещь и только тогда выбирайте материал.

А перед тем как начать работать руками, давайте разомнем ваши пальчики.

Гимнастика для пальцев « Дождь идет... Пошел град... Небо стало ясным... Засветило солнышко».

Под слова «дождь идет» дети постукивают по парте кончиками пальцев, перебирая их по очереди, как при игре на пианино. Создается впечатление шума во время дождя. Под слова «пошел град» руки поворачиваются ладонями вверх, и дети стучат по парте суставами пальцев. При этом создается впечатление ударов града по крыше. Так повторяется несколько раз, пока учитель не скажет: «Небо стало ясным. Засветило солнышко».

1. Подобрать необходимый материал - салфетки . (слайд 12) Перед приклеиванием у салфетки снимаются два лишних слоя, оставляется только третий с рисунком. Мотив из салфетки прикладывают на оформляющуюся поверхность и плоской кисточкой начинают приклеивать, промазывая клеем с внешней стороны. Пропитываясь клеем, салфетка начинает растягиваться, поэтому приклеивать следует очень осторожно, расправляя кисточкой образующиеся складочки. (слайд 13)

В первую очередь для приклеивания используются специальные клеи для декупажа. В случае их отсутствия приклеивать можно ПВА.

Краски

В технике декупажа используются акриловые краски, которые быстро сохнут, легко накладываются и не растворяются водой после высыхания. Можно также использовать специальные краски для декупажа, художественные краски для дерева или металла. (слайд 14)

Кисти

Удобно использовать плоскую полужесткую кисть шириной 1-2 см, ею удобно наносить также и краски, и лак. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины или валик.

После клеевых работ изделие надо высушить. Дальше, опять можно дать волю вашей фантазии. Например, добавьте некоторые элементы с помощью декоративных материалов или подрисовать красками.

А пока наше изделие сушится, давайте немного отдохнем.

4. Гимнастика для глаз (Слайд 15)

5. Изучение раздаточного материала о декупаже. (Самостоятельная работа)

Дорисовать свой сюжет вокруг декупажа;

Остановиться, ничего не испортив.

(Слайд 16,17,18)

Осталось покрыть изделие лаком. Если хочется чего-то необычного, можно использовать лак с блестками.

      1. 6. Заключительная часть.
      2. Повторение и закрепление пройденного материала «Тест»

-Все вышеперечисленное

2.В каком веке декупаж упоминается как вид искусства

3.Где искусство декупаж получило название?

Восточная Сибирь

- Китай

Франция

Домашнее задание. Составить синквейн со словом «декупаж»

Коллективная рефлексия (слайд 19)

Техника «закончи предложение»

Было интересно.....

Было трудно.....

Теперь я могу......

Я научилась.....

Меня удивило......

Мне захотелось.....

Давайте выставим на стол ваши новые поделки. Посмотрите какие они красивые. Это самый дорогой подарок для ваших родных, ведь вы вложили в него частичку своей души.

Выставка работ

Коллективное фото на память.

Наша мастерская на сегодня закрывается. У меня на столе лежат сердечки трех цветов. Если вам занятие понравилось, уходя, возьмите сердце красного цвета, если не понравилось – синего, если вы остались равнодушными - то желтого.

Всем спасибо! Желаю вам удачи и творческих успехов.

МБУ ДО Мальчевский ДДиЮ

План-конспект мастер - класса

Руководитель объединения «Творческая мастерская»

педагог дополнительного образования

Осипова М.В.

сл.Криворожье

План-конспект мастер - класса.

« Декупаж». Эффекты состаривания. «Техника кракле на ПВА».

Место проведения : МОУ Криворожская СОШ

Тип занятия: комбинирорванный

Форма проведения : групповая разновозрастная (10 - 15 детей), проведение занятия предполагается в учебном кабинете, комплексное

Методы изучения: объяснение, показ, иллюстрация, демонстрация, практическая работа.

Средства обучения : раздаточные - иллюстрационный материал

технические средства обучения - инструменты и материалы, необходимые

для работы: заготовки, клей ПВА, салфетки, ножницы, наждачная бумага.

визуальные - презентация «Кракле», образцы выполненных работ.

Цель занятия:

- Формировать новые знания о технике декоративно-прикладного творчества «Декупаж», необходимых материалах, инструментах.

Повышение профессионального мастерства обучающихся в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

Проведение практическое занятия с участниками мастер-класса с использованием техники «декупаж», а именно кракле на ПВА.

Задачи:

Обучающие - овладеть основными техническими приемами декупажирования;

освоить технологию создания трещин, кракле при помощи клея ПВА, приобрести навыки декорирования.

Развивающие - развить способность анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывать собственные взгляды на окружающий мир, пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры, развивать смекалку, изобретательность.

Воспитательные- воспитать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами.

План занятия.

1. Организационная часть - Проверка готовности учащихся к занятию. Объявление целей и задач.

2. Теоретическая часть:

Кроссворд «Декупаж». Актуализация полученных знаний.

Презентация «Кракле»

3. Практическая часть . Мастер - класс по сотариванию поверхности «Техника кракле на ПВА». Иготовление баночки для мелочей.

4. Подведение итогов занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Приветствие.

Перед тем как приступить к практической части, мы с вами поговорим, побеседуем, пообщаемся.

У каждого из нас есть такие своеобразные «сокровища», будь то девочка или мальчик, мужчина или женщина. У каждого свои любимые и необходимые мелочи.

Какие у вас есть «сокровища»? (ответы обучающихся).

А где вы их храните? (ответы обучающихся).

Сегодня на нашем занятии я предлагаю вам изготовить замечательную баночку для мелочей с эффектом состаривания - кракле.

(Показ готового изделия - образец.)

Давайте вспомним, что мы делали с вами на прошлом занятии. Мы с вами познакомились с новой техникой «Декупаж».

А что же такое «декупаж»?

Разгадав кроссворд, узнаем, что вы знаете об этой технике. На прошлом занятии мы смотрели презентацию, вспоминаем.

Кроссворд.

Кроссворд.

Назовите, как называется вид декупажа, очень схожий с таким видом рукоделия, как «печворк»? (ДЕКОПАТЧ)

Французский термин «декупаж» происходит от слова «decouper». Что в переводе означает это слово? (ВЫРЕЗАТЬ).

Как называется эффект искусственного состаривания, при котором образуются трещины? (КРАКЕЛЮР).

Как по - другому называется материал для зачистки поверхности от шероховатостей, он же наждачная бумага.(ШКУРКА).

Этот эффект достигается при помощи воска. (ПОТЕРТОСТЬ).

Как называется декупаж применяемый для декора прозрачных поверхностей? (ОБРАТНЫЙ).

Один из самых необходимых инструментов для декупажа? (НОЖНИЦЫ).

Молодцы, справились!

Очень актуальная тема в декупаже, состаривание вещей, которые вы будете декорировать. Вот основные приёмы, при помощи которых осуществляют состаривание:

Потёртость (шебби-шик).

Сухая кисть.

Браширование.

Патирование.

Кракелюр или кракле

(Показ фотографий. Печатный вариант. Раздаточный материал. Приложение 1.)

И сегодня мы познакомимся с таким способом состаривания предметов как кракелюр.

(Показ презентации «Кракелюр». Приложение 2.)

Сделать имитацию состаривания может каждый. Для этого не нужно покупать дорогостоящие материалы, а можно использовать то, что есть под рукой. Сегодня я проведу для вас мастер - класс по технике кракле на ПВА. Т.е. будем создавать трещинки при помощи клея ПВА

Я уверенна у каждого получится замечательная, неповторимая баночка для мелочей.

Процесс декорирования изделий превратится в увлекательное занятие, если правильно подготовить рабочее место. Обязательно пользуемся тряпочками. Все лишнее убрать со столов.

Повторим правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем .

Техника безопасности во время работы.

Не отвлекайся во время работы.

Необходимые инструменты используй только по назначению.

Не работай с неисправными инструментами.

Инструменты и материалы храни в предназначенных для этого места.

Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.

Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями, передавай вперед кольцами.

Клей намазывай необходимое количество

Итак, приступаем. Работать будем вместе со мной, я буду рассказывать и показывать, а вы внимательно слушать и выполнять.

Предлагаю приступить к работе.

Проверьте, все ли необходимое для работы у вас есть:

Объект декорирования;

(стеклянная баночка)

Салфетки для декупажа;

Ножницы;
(лучше использовать небольшие заостренные ножницы с закругленными концами, такими ножницами удобно вырезать небольшие детали из тонкого материала)

Кисточка;
(удобно использовать плоскую полужесткую кисть шириной 1-2см)

Клей ПВА;

Лак для декупажа;

Фен для ускорения процесса просушки.

2. Декорируемый предмет, в нашем случае баночка из - под кофе, хорошо вымыть, очистить от этикеток и просушить. Затем, смоченным в жидкости для снятия лака, тампоном протереть баночку - обезжирить. Для того, чтобы лучше было сцепление краски с поверхностью.

Совет. Обезжирить стеклянную поверхность декорируемого предмета можно следующими способами:

1. Вымыть его водой с любым средством для мытья посуды;

2. Протереть тампоном смоченным любым спиртосодержащим раствором (одеколон,

3.Подготовленную баночку покрываем акриловой краской при помощи губки. Хорошо просушить.

4. При помощи меклкой наждачной бумаги, «нулевки», убираем все шероховатости и неровности. Убираем пыль с баночки мягкой тряпкой.

Совет. Наждачной бумагой работать легким нажатием, что - бы не повредить слой краски.

5. Акриловой краской коричневого цвета, при помощи губки, окрашиваем те места, где будут трещины. Просушиваем.

6. Поверх коричневой краски губкой наносим слой клея ПВА. Даем немного подсохнуть, до момента появления верхней пленочки.

Совет. Чем толще слой клея, тем крупнее трещины и наоборот, чем тоньше слой, тем мельче сетка трещин.

7. Поверх слоя клея ПВА нанести губкой краску белого цвета. Просушить.

Совет. На этом этапе можно еще раз прокрасить всю поверхность заготовки - выровнять поверхность.

И вот оно чудо - появляются трещины. Хорошо высушенную баночку покрыть лаком, защитить трещинки.

Существует несколько нюансов, которые важно знать, если вы взялись за декупаж с имитацией состаривания. Трещины на всех работах будут выглядеть по-разному, где-то глубже, где-то меньше. Это зависит от нескольких факторов:

от толщины слоя краски;

от толщины слоя клея ПВА;

от того, как вы наносили краску: короткими мазками или длинными;

от времени, которое ушло на просушивание каждого слоя;

от качества кисти и ее ширины.

9. Приступаем к декору. Из понравившейся салфетки, декупажной карты вырываем подходящий элемент. Снимаем верхний красочный слой.


10. Приклеить элемент при помощи рабавленого 1:1 клея ПВА с водой. Для большей реалистичности фрагмент приклеиваем и на участки с трещинами. Покрываем акриловым лаком, для защиты салфетки.

Совет. Фрагмент салфетки можно приклеить сразу акриловым лаком.

11. Края баночки и выступающие части тонируем коричневой краской, в цвет трещин. Используем губку. Придаем рельеф и законченный вид изделию.

Покрываем изделие несколькими слоями лака с промежуточной просушкой. Используем фен.

Совет. Для наилучшего результата изделие покрывают 4-7 слоями лака. Каждый слой просушиваем и шкурим наждачной бумагой.

Винтажная баночками с потертостями и трещинами готова! Любуемся результатом!

В процессе работы педагог совершает целевые обходы, осуществляет контроль над организацией рабочего места, соблюдениемправил техники безопасности, последовательностью выполнения работы.

Заключительный инструктаж: уборка рабочих мест, протереть столы.

Подведение итогов:

Выставка работ обучающихся.

Рассмотреть с детьми каждую работу в отдельности. Каждый обучающийся рассказывает, что он считает «изюминкой» своей работы. Ребята рассказывают, где в домашних условиях они могут использовать технику «декупаж».

Где ещё можно использовать технику «Декупаж»? (в оформлении мебели, различных видов посуды, предметов интерьера, личных вещей)

Довольны ли вы результатами своего труда?

Хотите ли в перспективе использовать технику «Декупаж»?

Готовы ли вы ещё глубже знакомиться с тонкостями декупажа?

Что из истории декупажа вам запомнилось?

Сегодня мастер - класс прошёл не зря. Все потрудились на славу. Молодцы! Дальнейших успехов в творческих поисках!

Приложение 1.

Основные приёмы состаривания в декупаже.

Потёртость (шебби-шик).

Сухая кисть.

Браширование.

Патирование.

Набрызг.

Кракелюр или кракле.

Групповое занятие: декоративно-прикладное творчество в технике "Декупаж" с мастер-классом

Пряхина Елена Юрьевна, воспитатель.
Место работы: ОГКОУ Чернцкая школа-интернат для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей с ОВЗ

Описание: занятие и мастер-класс предназначен для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, будет полезен учителям и воспитателям, а так же педагогам дополнительного образования при подготовке к занятиям по творческо-прикладной деятельности.

Декоративно-прикладное творчество в технике "Декупаж" с мастер-классом.

В учебно-воспитательной работе с детьми одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и др.). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей
Цель деятельности педагога: приобщение воспитанников к новому виду декоративно - прикладного творчества.
Задачи занятия:
Воспитательные:
1. Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами.
2. Трудовое и эстетическое воспитание, привитие навыков культуры труда, воспитание усидчивости и трудолюбия.
Развивающие:
1. Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.
2. Ознакомление учащихся с историей развития старинной техники «декупажа».
3. Создание условий для развития творчества и сотворчества детей и взрослых.
Обучающие:
1. Научить простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники “Декупаж” через элементы образного мышления.
2. Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.
3. Обучение технологической последовательности и трудовых приемов выполнения «декупажа».
4. Формирование образного и пространственного мышления.
Форма организации образовательного процесса: групповая разновозрастная (10-12 детей).
Методы и приемы:
Организации учебно-практической деятельности: практическая объяснительно-иллюстративная
Стимулирования и мотивация: создание эмоционально-нравственной ситуации;
Самостоятельной познавательной деятельности воспитанников: выполнение практической работы по декорированию изделий;
Контроля и самоконтроля: самооценка своей работы детьми.
Материалы и оборудование:
Объекты для декупирования
Ножницы
Салфетки (бумага с картинками) для вырезания
2 листа цветного картона
Клей ПВА, титан
Кисть, губка
Лента-сетка (любая легкая ткань – шифон, органза) 8-9 см шириной и 80-100 см длиной
Акриловый лак
Гуашь, эмаль для покрытия.
ТСО:
Компьютер
Мультимедийная презентация
Ожидаемый результат:
Освоение воспитанниками нового вида декоративно-прикладного творчества;

Ход занятия

Подготовка воспитанников к работе на занятии, психологический настрой.
- Здравствуйте, садитесь. А сейчас сделайте глубокий вдох и выдох, выплеснули плохую энергию, настроились на хорошую дружную работу.
Все мы любим с детства делать аппликации и рисовать. Во-первых, нам доставляет удовольствие сама техника выполнения, во-вторых, мы чувствуем себя творцами, в третьих – наградой служит сделанная своими руками вещь! Дети становятся взрослыми, а желание делать прекрасное остается. Не смотря на то, что в магазинах продается много необычных и интересных вещей, нас самих тянет смастерить что-то оригинальное.
Слайд 1 Тема сегодняшнего занятия интересная! Она имеет русское значение - вырезать и французское название – декупаж
Слайд 2 Декупаж – это аппликация, покрытая лаком. Такая техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке.


Слайд 3 Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии. В Европу этот интересный метод декорирования пришел в XVII-XVIII веках вместе с красивой лаковой китайской мебелью, когда там появилась мода на «Восток».



Слайд 4 И европейцы "заразились" декупажем. Женщинам XVIII - XVIIII века настолько понравилось заниматься техникой декупажа, что они стали обклеивать все, что попадалось им на глаза: музыкальные инструменты, шкатулки, табакерки, мебель, ширмы…



Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, солнечных часов, шкатулок, посуды, упаковок и т. д., а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении модных аксессуаров. В настоящее время мотивы для декорирования чаще вырезаются из трехслойных салфеток,


поэтому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника.
Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.
За окнами весна, скоро наступит лето, и я предлагаю выполнить практическую работу, над названием «Летняя фантазия».
Пред вами на столе находятся различные материалы для техники декупаж, определите, что вам сегодня понадобится, и приступим к мастерству.
Воспитатель проверяет организацию рабочего места, демонстрирует поэтапные приемы работы, называя все операции. Предлагает детям выполнить работу вместе с воспитателем.
При работе по декупажу необходимо соблюдать следующие правила безопасной работы:
Слайд 5 Правила техники безопасности при работе с ножницами:
1. Использовать ножницы следует строго по назначению.
2. При падении ножниц не надо пытаться их поймать, во избежание травмирования.
3. Используя ножницы, нужно держать их острыми концами от себя.
4. Не размахивать руками, если там находятся ножницы.
5. Ножницы кладите кольцами к себе.
6. Не оставляйте ножницы раскрытыми.
Слайд 6 Правила техники безопасности с клеем:
1. Быть осторожным с клеем.
2. Не вдыхать его.
3. После приготовления изделия, нужно помыть руки под тёплой водой с мылом.
4. Периодически проветривать помещение.
Этапы работы:
1. Распределение объектов декорирования - тарелки, разделочная доска, картонные круги и квадраты
2. Заготовка элементов для декорирования – вырезание из салфеток
3. Приклеивание элементов салфетки на поверхность (клей ПВА, кисть, объект декорирования)
4. Просушивание поверхности
5. Красочное оформление работы
6. Нанесение лака
7. Просушивание поверхности
Слайд 7 Приступаем к работе. (Звучит легкая музыка) Воспитатель наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы детей, помогает воспитанникам, испытывающим затруднения. Контролирует соблюдение правил безопасной работы.
Берем наши заготовки и закрашиваем их белой гуашью смешанной с клеем ПВА (я буду декупировать коробку из под конфет, заранее декорированную яичной скорлупой)






Вырезаем подходящие элементы узора из салфеток для оклеивания поверхностей,


отделяем самый верхний слой салфетки, на котором и есть рисунок.


Прикладываем салфеточный рисунок к тому месту, где он будет находиться на вашем изделии. Обмакиваем кисть в клей и начинаем приклеивать салфетку. Клей наносим прямо поверх салфетки (она очень тонкая и легко пропитывается). Двигаем кистью от центра к краям рисунка (как будто рисуем солнечные лучи), аккуратно придерживая рисунок другой рукой.
Все это делаем нежными движениями, иначе все испортим.





Оклеивая боковины, не отрезайте лишний узор, а загибайте его на другую поверхность.



Если узор обрезан и вам не нравиться его внешний вид, вырежьте приблизительно равный по диаметру цветок и наклейте его поверх (так же можно вырезать и приклеить бабочку или божью коровку)




Внутреннюю часть крышки коробочки декупируем на морскую тему: вырезаем узор из салфетки и приклеиваем.





Приготовим краску для фона (голубая гуашь, смешанная с клеем ПВА) и закрашиваем основной фон внешней стороны коробочки.




После высыхания, наносим перламутровую эмаль и тут же промокаем ее салфеткой.




Теперь переходим к внутренней стороне крышки: белой перламутровой эмалью подкрашиваем облака, желтой и бронзовой эмалью рисуем лучи солнца, голубой гуашью, смешанной с клеем ПВА закрашиваем пустое пространство – это будет море.



После высыхания, наносим второй слой голубой гуаши.


Теперь берем губку и промокаем гуашью цвета морской волны и темно-синего цвета.


Пока краска высыхает, начнем облагораживать дно и внутренние боковины коробочки. Для этого отрезаем полоски из картона равные ширине и длине периметра коробки. Приклеиваем ленту, делая небольшие складочки, по верхнему периметру коробочки и тут же приклеиваем на нее отрезки картона, закрывая срез ленты.




Второй лист картона делаем на 1-2 см меньше периметра дна коробочки, промазываем клеем, приклеиваем ко дну коробочки.


Подходящую по цвету пряжу (узкую атласную ленточку, тесьму) приклеиваем вокруг узора с маяком.


Бронзовой эмалью с помощью кисточки подрисовываем очертания птиц.


И вот наша коробочка превратилась в шкатулочку.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема: « Материалы, оборудование, инструменты Определение техники декупаж.

Прямой декупаж»

Тип занятия: комбинированный

ЦЕЛЬ: Формировать новые знания о технике декоративно-прикладного творчества «Декупаж», необходимых материалах, инструментах. Познакомить учащихся с исторической справкой возникновения и развития техники «Декупаж». Рассказать о предметах которые декорируются в технике «Декупаж» , применение их в интерьере . Обучить изготавливать изделия в технике «Декупаж» Применять полученные знания на практике

ЗАДАЧИ: ЗАНЯТИЯ:

1.Ознакомить обучающихся техникой декупаж, материалами, инструментами. Обучить правильно организовывать свое рабочее место.

2.Воспитывать усердие, усидчивость, внимание, дисциплинированность, эстетический вкус, аккуратность, и т.д.

3.Развивать умения правильно организовывать рабочее место.

Объект труда: рабочее место.

Оборудование и материалы: клей пва, грунтовка, салфетки для декупажа, краски –контуры по стеклу, основа (горшочек для цветов и т.д.)

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровая деятельность.

Методическая карта занятия

Дидактическая

Структура

Методическая подструктура урока

Методы

обучения

Методические

Приемы и их

Средства

обучения

Форма подведения итогов

практическое занятие.

Словесный,

наглядный,

практический,

игровая деятельность

Объяснение,

показ готовых изделий,.

Готовые изделия, инструкционных карт,

Презентация

«вязание крючком»

Самостоятельная работа,

Дидактическая игра

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I .Организационная часть:

Проверка присутствующих на занятии, их готовность к занятию, заполнение журнала, проверка готовности к занятию. 5 минут

II . Вводная часть:

2.1. Формирование новых знаний. 20 минут.

План: во время объяснения нового материала показ мультимедийной презентации

Историческая справка о технике «Декупаж»

Впервые декупаж как вид искусства упоминается в письменных источниках, датированных 15 веком. В Германии того времени для украшения мебели, создания иллюзии эксклюзивной росписи и дорогого «заморского» антиквариата использовали вырезанные картинки, но предположительно тенденция к имитации росписи путем вырезания разнообразных мотивов зародилась намного раньше – еще кочевники в Восточной Сибири украшали похожим способом могилы своих предков.
Считается, что именно от них техника декорирования попала в Китай, где с 12 века использовалась для оформления коробок, окон, фонарей и т.п. С открытием торговых путей в Китай декупаж попал и в Европу.Пика популярности искусство декупажа достигло в претенциозной и роскошной Венеции, где в 17 веке были буквально одержимы роскошной мебелью с инкрустациями в японском или китайском стиле. Поскольку достать оригинальные изделия было практически невозможно, изобретательные венецианские мастера, подарившие миру легендарное муранское стекло быстро научились имитировать восточный стиль инкрустаций, покрывая наклеенные изображения несколькими слоями лака не только для защиты, но и для создания иллюзии натуральной поверхности с глянцевой и абсолютно ровной текстурой.

Зародившись в Венеции, искусство, в то время известное как «Арте повера» («искусство бедняков») захватило всю Италию. И если современники расценивали произведения, оформленные в технике декупаж как доступную подделку, сегодня редкие образцы старинного арте повера считаются едва ли не самым дорогим антиквариатом.

Итальянское течение и в наши дни служит источником вдохновения для лучших мебельных производителей мира, которые подражают древнему искусству в самых новых коллекцияхНо не только в Италии активно развивалось искусство вырезковой росписи. Во Франции, в частности в последние десятилетия монархии Мария Антуанетта и ее окружение ввели моду на декупаж при дворе ее супруга Людовика 16, правда, эта декоративная техника присутствовала не столько в отделке предметов быта, сколько в интерьере и украшениях.

В частности, в технике декупаж создавали свои легендарные работы, которые были уничтожены во время легендарной Великой революции, не менее знаменитые придворные мастера Ватто и Фрагонар.

В Англии, которая положила начало развитию декупажа как повсеместного хобби, он распространился лишь в Викторианскую эпоху, но зато темпам его развития могли позавидовать даже классические виды рукоделия. К середине 19 века увлечение декорированием при помощи вырезок стало настолько массовым, что началось производство специальных листов с коллекциями для вырезания (прародители современных декупажных карт), а техника декупажа была знакома едва ли не в каждом доме.Именно из викторианского декупажа установилась и держится и до сегодняшнего дня тенденция к выбору сентиментальных мотивов с их пасторалями, цветами, фигурками, ангелочками и разнообразной романтическими сюжетами.

Перейдя в раздел популярных хобби, доступных любым категориям населения, декупаж из Англии перекочевал в Америку и в период между мировыми войнами наиболее активно развивался именно за океаном, в конце концов сформировавшись в отдельную отрасль с производством специализированных инструментов, материалов и товаров. Именно в Америке декупаж стал неотъемлемой частью дизайнерских приемов в оформлении интерьеров.

После Второй мировой войны декупаж пережил относительное забвение, а точнее, период, когда декорирование с помощью его техник выпало из перечня модных трендов и тенденций. Тем не менее, само искусство активно развивалось, бережно лелеемое в частных коллекциях и предметах быта. Возвращение моды на эксклюзивные предметы с духом старины в преддверии нового тысячелетия дало и древнему искусству декорирования новый виток развития.

Определение «Декупаж »

Декупаж, или как его часто называют салфеточная, вырезковая роспись – это уникальное направление декорирования, которое позволяет украсить поверхность любого типа – мебель, посуду, ткань, предметы быта из различных материалов – с помощью аппликации, но не обычной, а в завершенном виде имитирующей художественную роспись.

По сути декупаж – это техника точного, тонкого вырезания изображений и нанесения их на декорируемую поверхность с помощью средств, которые позволяют создать иллюзию отсутствия «швов» и абсолютно ровную поверхность, которая выглядит как инкрустация или роспись. У искусства декупажа богатая история, восходящая еще к Средневековью, которая во многом определила и современное разнообразия техник и стилей декорирования.

Материалы и инструменты для работы в технике «Декупаж»

(показ слайдов презентации № 6-15)

Чтобы работать в технике декупаж нам понадобится следующие материалы:

    предмет, который будет декорироваться (бутылка, банка, доска разделочная и т.д.)

    клей ПВА,

    кисти мягкие,

    салфетки с красивым рисунком.

  • поролоновые губки, ватные палочки,

    акриловые краски (белая),

    резиновый валик

    лак кракелюровый (лак акриловый),

    тесьма, бусины и т.д.

Декупаж имеет несколько видов: (показ слайдов презентации 27-31)

  • прямой (классический)– это декорирование, во время которого картинка приклеивается непосредственно к поверхности любого типа, ровно, гладко

    обратный - это техника декорирования прозрачных поверхностей, в основном стекла, во время которого мотив приклеивается с обратной стороны

    художественный -это имитация полноценной художественной росписи с применением различных техник и эффектов полного соединения фона и наклеенной картинки в единое художественное полотно.

    объемный - это техника создания росписи с рельефной, объемной поверхностью

    декопатч- Декорируемую поверхность украшают не мотивами, а полностью заполняют фрагментами бумаги для имитации лоскутного одеяла.

Объяснение выполнения практической работы (на экране слайды 43-49)

    выбор предмета (слайд 44)

    нанесение грунта (слайд 45)

    подготовка рисунка- салфетки (слайд 46)

    наклеивание салфетки –рисунка на поверхность (слайд 47)

    дорисовывание декоративных элементов по смыслу (слайд 48)

    украшение предмета (слайд 49)

    нанесение необходимых слоев лака акрилового (слайд 49)

2.2.Закрепление новых знаний, умений, навыков:

    Определение «декупаж»?

    материалы и инструменты для работы в технике декупаж?

2.3. Правила техники безопасности:

1. Техника безопасности при работе с карандашом?

2. Техника безопасности при работе клеем?

3. Правила техники безопасности при работе с ножницами?

Но прежде чем, вы начнете работать, давайте немного отдохнем и сделаем зарядку. 3 минут.

Упражнения для глаз

1 . Ах, как долго мы писали.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

На общее расслабление мышц

Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.

Немного отдохнули, а теперь приступаем к работе.

III . Основная часть: 52 минуты

3.1.Практическая работа:

Самостоятельная работа учащиеся «Творческая работа в технике прямой «Декупаж». Для лучшего выполнения практической работы педагог раздает учащимся инструкционные карты.

Вовремя выполнения практической работы педагог выполняет несколько целевых обходов учащихся.

3.2.Целевые обходы:

Первый обход : все ли приступили к работе, соблюдают технику безопасности, все поняли материал, готовы к занятию.

Второй обход: по необходимости.

IV Заключительная часть:

    выставка творческих работ учащихся

    анализ типичных ошибок

    выбор лучшей работы

    уборка рабочего места.

Приложение

Инструкционная карта

тема «Декупаж»

наименование операции

эскиз, рисунок

техника выполнения

материалы, оборудование

Выбор предмета

1.Выберите предмет декорирования

2. Проведите подготовку к декорированию, которая заключается в обезжиривании поверхности предмета с помощью специального средства (уксус).

Грунтовка поверхности

Сначала следует подготовить поверхность, которую нужно декорировать. Если это деревянная поверхность, то ее нужно ошкурить, а затем нанести на нее грунтовку. В качестве грунтовки может выступать акриловая краска или неразбавленный клей ПВА.

нанесите на поверхность декорированного предмета белую водоэмульсионную краску.

Дайте высохнуть краске.

Подготовка рисунка

Выберите салфетку с рисунком.

От выбранной салфетки следует отделить верхний тонкий слой, а потом вырезать необходимую вам часть изображения.

Наклеивание рисунка на поверхность

Осторожно приложить салфетку к поверхности и кисточкой нанести на нее слой клея, аккуратно разглаживая салфетку. Важно следить за тем, чтобы под салфеткой не оставалось пузырьков воздуха

Дорисовывание по смыслу элементов

При необходимости можно акриловыми красками дорисовать некоторые элементы

Украшение предмета

После полного высыхания салфетки, декорируйте предмет бусинами, тесьмой, и т.д.

Нанесение
слоя лака

Когда приклеенные салфетки полностью высохнут, их поверхность нужно покрыть несколькими слоями лака.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ «ТЕХНИКА ДЕКУПАЖ»

    Цели и задачи урока:

    1. Дать начальное представление о технике декупаж.

      Совершенствовать эстетическое вкус у учащихся.

      Развивать у школьников, умение принимать самостоятельное решение, применять знания на практике.

    Методы проведения занятий: рассказ, объяснение, демонстрация, беседа, иллюстрация, дискуссия.

    Тип урока: комбинированный.

    Необходимые материалы и оборудования: деревянная фоторамка, ножницы, кисти, клеевой пистолет, наждачная бумага, салфетки, бумага для декупажа, палитра, лаки, клей.

Ход урока

    Организация начала урока (1-2 мин).

    1. Приветствие.

      Отметка отсутствующих

    Сообщение темы и цели занятия (2-3 мин), (Здравствуйте, сегодня наш урок мы посвятим разделу «Декоративно-прикладному искусству» изучим технику декупаж, а также изготовим фоторамку в технике декупаж).

    Изложение нового учебного материала (Записывайте тему «Техника декупаж»; Историю техники декупаж; основные материалы и инструменты в декупаже; основные приемы декорирования изделий в технике декупаж;), (приложение 15 мин).

    1. Историю техники декупаж.

      Основные приемы декорирования изделий в технике декупаж.

    Закрепление нового учебного материала (10мин), (тест).

    1. Работа по карточкам (упражнения, тесты)

    Практическая работа – технологическая карта (40 мин). [ 5 ]

Вводный инструктаж (7 мин).

    1. Рамку разбираем и деревянную часть грунтуем белой акриловой краской, первый слой. Второй слой грунтуем цветной краской.

      Добавляем к узору дополнительные цветовые акценты.

  1. Техника безопасности.

    1. Работа за своим рабочим местом.

      Прежде чем начать работу, приготовить рабочее место.

      Рабочее место держать в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи после выполненных действий.

      Нельзя брать в рот мелкие детали.

      При работе с клеем аккуратнее, при попадании клея на руки и лицо промыть водой.

      При работе с ножницами, держать их параллельно столу.

      При резке ножницами поворачивать бумагу.

      Не оставлять инструменты в раскрытом виде.

      Перед началом работы волосы необходимо собрать, чтобы не мешали.

      Закончив работу, убирать рабочее место аккуратно.

    Критерии оценок при изготовлении фоторамки.

    1. Правильность выполнения фоторамки в технике декупаж;

      Оригинальность в изготовлении фоторамки;

      Следование техники безопасности;

Оценка «5» предполагает:

    Самостоятельность выполнения фоторамки;

    Следование инструкции изготовлению фоторамки;

    Последовательность и аккуратность в изготовлении фоторамки;

    Умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты при изготовлении фоторамки;

Оценка «4» предполагает:

    Технология изготовление фоторамки выполнялась в соответствии с указанными требованиями, но есть недочеты;

    Правила техники безопасности соблюдались не по всем пунктам;

    Незначительное нарушение при изготовлении;

    Небрежность в работе;

Оценка «3» предполагает:

    Грубые ошибки в технологии изготовлении фоторамки;

    Неумение вести самостоятельную работу;

    Грубые нарушения в технике безопасности;

    Неумение самостоятельно не исправлять ошибки и недочеты, при изготовлении фоторамки;

    Неаккуратность, небрежность и незаконченность при изготовлении фоторамки;

    Текущий инструктаж.

    1. Проверка подготовки материалов и инструметов для изготовлении фоторамки.

      Проверка правильности наложения материала.

      Проверка изготовления фоторамки.

      Подведение итогов.

    Подведение итогов.

По завершению изготовления фоторамки в технике декупаж будет проведен осмотр. Здесь ученики должны сами оценить работу. Проводится анализ ошибок и недочетов, пути их решения. После выставления оценки подводятся итоги работы. Можно задавать вопросы

ученикам для закрепления пройденного материала) (Как пользоваться острыми предметами? Что вы усвоили, на сегодняшнем уроке?).

    Задание на дом.

Изготовить любое изделии в технике декупаж.

ТЕХНОЛОГИЧЕКАЯ КАРТА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ФОТОРАМКИ

П / п

Последовательность выполнения работы

Эскиз рисунка

Для изготовления фоторамки нам понадобится: рамка, листы для декупажа, кисточка, клей, краски, лак.

Рамку разбираем и деревянную часть грунтуем белой акриловой краской, первый слой.

Второй слой грунтуем цветной краской.



Берем листы для декупажа и ножницы. Аккуратно вырезаем по контуру нужный мотив.



Покрываем рамку клеем ПВА, прикладываем узоры, аккуратно разглаживаем кисточкой, смоченной в клею.



Добавляем к узору дополнительные цветовые акценты



Чтобы закрепить декор, наносим один или два слоя прозрачного лака.


КАРТОЧКИ ЗАДАНИЯ НА ТЕМУ «ТЕХНИКА ДЕКУПАЖ»

    Вопрос: В какой стране возникла техника декупаж?

    Германия

    Китай

    Россия

    Франция

    Вопрос: Продолжите «Декупаж» - это?

    Вид творчества с использованием канвы, мулине и иголки;

    Вид творчества с использованием спиц и крючка;

    Вид творчества, с помощью которого можно создать иллюзию изысканной росписи красками, салфетками, декупажными картами.

    Вопрос: «Декупаж» в переводе с французского языка означает…..?

    Разрезать;

    Плести;

    Рисовать;

    Вязать.

    Вопрос: Самая популярная техника декупаж?

    Тканевая;

    Стальная;

    Салфеточная;

    Цветочная.

    Вопрос: Материал, который наклеивается при выполнении техники «Декупаж»?

    Обои;

    Салфетка;

    Пленка.

    Вопрос: Какая краска используется для техники «Декупаж»?

    Эмаль;

    Акриловая краска;

    Акварельная;

    Гуашь.

    Вопрос: Опишите не сколько основных приемов декорирования изделия в технике декупаж?

    Для чего применяют декупаж?

    Украшения одежды;

    Игры маленьких детей;

    Для декора любых поверхностей.

    Вопрос: Перечислите основные материалы и инструменты……(Не меньше 10)

АНАЛИЗ ПЛАНА – КОНСПЕКТА УРОКА НА ТЕМУ: «ТЕХНИКА ДЕКУПАЖ»

    Анализ цели и задач урока.

    Дать полное представление о технике декупаж. Развивать у школьников умение применять самостоятельное решение, применять знания на практике.

    Сформировать знания у учащихся о технике декупаж, чтобы они могли применять знания самостоятельно на практике. Расширить представления, о изготовлении фоторамки в технике декупаж.

    Анализ структуры и организации урока.

    Данная структура урока соответствует заявленным целям и типу урока т.к. нам урок является, комбинированным включая в себя теорию и практические знания.

    Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока соблюдается: сначала дается начальное представление о технике декупаж, изложение нового материала по данной теме, закрепление нового учебного материала с помощью карточек заданий, выполнение лабораторной работы – изготовление фоторамки в технике декупаж.

3. Время на данном уроке целесообразно распределяется по всем этапам:

    Организация начала урока (2 мин).

    Сообщение темы и целей урока (3 мин).

    Изложение нового учебного материала (15 мин).

    Закрепление нового учебного материала (10 мин).

    Практическая работа (40 мин).

    Вводный инструктаж (7 мин).

    Итоговый инструктаж (7 мин).

    Задание на дом (2 мин).

4. Оборудование в кабинете используются рационально: для изготовления фоторамки понадобится хорошо оборудованное рабочее место, то есть парта и удобный стул, материалы и инструменты.

5. Организация начала урока выполняется по всем правилам: сначала приветствие, отметка отсутствующих, затем сообщение темы и цели данного урока. В конце урока подводятся итоги урока.

    Анализ содержания урока.

    Содержание урока соответствует требованием стандарта: все пункты содержания урока взяты из стандарта.

    Логичность изложения на уроке должна быть выдержана: сначала сообщение темы, затем изложение нового материала, затем практическая работа. Все изложения должны быть на достигнутом уровне, должны присутствовать незнакомые слова, Нужно их обязательно объяснить. Например: в данной теме есть понятия как «Кракелюр, структурная паста, салфеточная техника».

    Выделение ведущих идей: необходимо записать основные моменты и идеи данной темы, если есть рисунки – можно в рабочую тетрадь для наглядности. Например, можно записать историю техники декупаж, основные приемы декорирования, какой клей используется.

    Для того чтобы за мотивировать учеников на активную деятельность, можно использовать на уроке обучающее видео, рассматривать картинки по приготовлению блинов, дать карточки задания – для самостоятельной работы.

    Анализ методики проведения урока.

    Для данного урока используются метод: рассказ, объяснение. Демонстрация, беседа, показ, наблюдение, дискуссия. Эти методы подходят к теме «Декоративно-прикладного искусства», т.к. для данной темы нужны картинки, для показа изготовления фоторамки, обучающее видео.

2. На данном уроке возможны разные версии изготовления фоторамки, ученики могут спорить о том, какую бумагу лучше использовать, как задикорировать. Учитель должен мнения всех учеников, выслушивать каждую спорящую сторону и сказать как будет лучше, что лучше сделать.

3. Для того, чтобы педагог смог увидеть, как ученики усваивают новый материал он может провести опрос, тест, раздать карточки – задания, по итогам которого педагог может сделать вывод, как ученики усвоили новый материал.

4. Для того, чтобы педагог смог определить как ученики освоили новый материал, он может провести опрос по данной теме, раздать карточки задания ученикам, провести тесты, по которым судить об освоении новой темы.

5. Для того, чтобы урок стал интересным, учеников заинтересовать на данном уроке, педагог может использовать различные средства обучения: наглядные пособия, для того чтобы ученики могли сами изучить какой – то материал, ознакомиться с картинками, для большого разнообразия примеров, и для самостоятельного изучения (доп. материала).

6. Самостоятельная работа учащихся должна проходить под контролем учителя. На такой работе учитель должен рассказать ученикам, что за работу они будут выполнять, как правильно сделать такую работу. Учитель может дать ученикам тесты, картинки – задания, с учетом индивидуальных способностей учеников. Такая работа должна быть понятна учеником, она не должна быть очень трудной для них.

7. Учитель должен объяснять материал урока в среднем темпе речи, т.к. если он будет говорить медленно, ученики ничего не поймут им будет скучно, и они не будут готовы на работу, т.к. данный урок им будет не интересен, если учитель будет говорить слишком быстро ученики не смогут понять тему, разобраться в ней и им будет неинтересно работать. Учитель должен использовать новые термины, должен объяснять их значение ученикам. Также учитель может спрашивать у учеников термины по теме в виде опроса.

    Анализ домашнего задания.

1. Для того чтобы ученикам лучше запоминалась тема урока, учитель может дать домашнее задание. Домашнее задание учитель обязательно должен проверять, иначе у учеников пропадет стимул выполнять его. Для того чтобы за мотивировать учеников на выполнении домашнего задания, учитель может ставить оценки, тогда ученики будут за мотивированы на то, что за домашнее задание они смогут получить хорошую оценку. Проверку домашнего задания можно устроить в формате опроса, устроить небольшое тестирование, если это домашнее задание было письменно – можно взять тетради на проверку.

2. Объем домашнего задания не должен быть большим – учитель должен понимать, что у учеников есть еще уроки и им будет сложно справиться со всем объемом материала. Домашнее задание не должно быть очень сложным. Учитель должен учитывать индивидуальные способности каждого учащегося. Когда учитель говорит домашнее задание он должен объяснить как его сделать, должен провести инструктаж для учеников.

3. Учитель должен ставить вопрос: «Зачем я задаю домашнее задание?», у учителя должна быть своя мотивация в постановке домашнего задания, в домашнем задании учитель должен давать вопросы, на которые ученики должны ответить, после чего они должны заполнить данный материал. Учитель должен закрепить все знания, которые он дал на уроке, путем домашнего задания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разрабатывая конспект на тему «Техника декупаж» я основывалась на дидактических принципах и требованиях, вытекающих из общих требований к школьному уроку: материал урока должен включать наглядность и понятия, достоверно установленные декоративно-прикладному искусству. Задача урока состояла в том, дать полное представление о технике декупаж. Развивать у школьников умение применять самостоятельное решение, применять знания на практике. Сформировать знания у учащихся о технике декупаж, чтобы они могли применять знания самостоятельно на практике. Расширить представления, о изготовления изделия в технике декупаж. В дальнейшем ученики могли применять свои знания на практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Белецкая, Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев / Л.Б. Белецкая. – М. :Эксмо, 2006. – 64 с.

    Все о декупаже: техника и изделия / Под ред. М. Лупато. – М. :Ниола-Пресс, 2007. – 128 с.

    Зайцева, А.А. Декупаж / А.А.Зайцева. – М. : Дрофа-Плюс, 2008. – 144 с.

    Маркова, Е.А. Флористика: картины из лепестков и листьев / Е.А. Маркова // Школа и производство. – 2006. – №5. – С. 48-56; №6. – С. 46-54.

    Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д

ПРИЛОЖЕНИЕ

Декупаж – это оклеивание различных предметов бумажными картинками. Эта техника позволяет украсить любой предмет почти настоящей ручной росписью, причем для этого не нужны способности художника. Дизайнерские вещи, сделанные своими руками и в единственном экземпляре всегда ценились очень высоко. Освоить различные виды дизайна и изготовить какие-либо предметы интерьера можно и самим, т.к. издается специальная литература, выходят телевизионные передачи. Но научиться профессионально какому-либо виду искусства можно только под руководством знающего человека.

История техники декупаж

Декупаж, или как его часто называют салфеточная, вырезковая роспись – это уникальное направление декорирования, которое позволяет украсить поверхность любого типа – мебель, посуду, ткань, предметы быта из различных материалов – с помощью аппликации, но не обычной, а в завершенном виде имитирующей художественную роспись.

По сути декупаж – это техника точного, тонкого вырезания изображений и нанесения их на декорируемую поверхность с помощью средств, которые позволяют создать иллюзию отсутствия «швов» и абсолютно ровную поверхность, которая выглядит как инкрустация или роспись. У искусства декупажа богатая история, восходящая еще к Средневековью, которая во многом определила и современное разнообразия техник и стилей декорирования.

Впервые декупаж как вид искусства упоминается в письменных источниках, датированных 15 веком. В Германии того времени для украшения мебели, создания иллюзии эксклюзивной росписи и дорогого «заморского» антиквариата использовали вырезанные картинки, но предположительно тенденция к имитации росписи путем вырезания разнообразных мотивов зародилась намного раньше – еще кочевники в Восточной Сибири украшали похожим способом могилы своих предков.

Считается, что именно от них техника декорирования попала в Китай, где с 12 века использовалась для оформления коробок, окон, фонарей и т.п. С открытием торговых путей в Китай декупаж попал и в Европу.

Современные тенденции

Современная мода на декупаж привела к активному развитию техник работы с самыми разными типами предметов, материалами и поверхностями. Кроме классического декупажа на мебели, сегодня его применяют для создания оригинальных подносов и посуды, елочных украшений, шкатулок, упаковок, свечей, шляпок, сумочек, при декоре одежды и аксессуаров и даже для создания эксклюзивных предметов искусства и декора интерьеров.

Сегодня декупаж – это не только работа с твердыми поверхностями, но и тканями, создание трехмерные эффектов. Трансформировались и материалы, с помощью которых создают имитацию росписи – кроме декупажных карт и бумажных вырезок всех мастей, выделилось отдельное течение работы с салфетками, из тканей, принтов и совмещение с объемным декором.

Изменились и декоративные возможности, ведь появились новые средства для создания эффекта состаривания, золочения, патинирования, создания объемного и художественного декупажа, кракелюра и т.д.

Развитие декупажа тесно связано с тенденциями в дизайне интерьеров: он отвечает на запросы и потребности в предметах быта и декоре, наиболее активно развиваются те стили и течения, которые соответствуют самым трендовым интерьерным тенденциям.

Отечественная история этого удивительного и во многом универсального искусства как массового хобби, несмотря на теорию о сибирском происхождении декупажа началась лишь в новом тысячелетии, но темпы развития и распространения настолько велики, что сегодня декупаж стал не только одним из самых распространенных видов творчества, но и вывел нашу страну в число мировых лидеров.

Основные материалы и инструменты

Ножницы . Подбирайте острые, проверяя, чтобы их лезвия двигались свободно. Слишком тугие ножницы будут резать неровно, а слишком слабые – мять бумагу. Лучше иметь несколько пар ножниц с разной длиной и формой лезвий. Мелкие детали удобно вырезать маникюрными ножницами с загнутыми лезвиями.

Кисти . Нужны для работы с клеем, акриловыми красками и лаками. Для работы с клеем лучше подойдут синтетические плоские кисти средней жесткости № 8 или № 10. При помощи плоских полумягких кистей шириной 1–2 см и круглых кистей, которые производятся из верхнего конца волоса пони.

Зубочистки . Пригодятся, чтобы расправить или подвинуть на рабочей поверхности пропитанные клеем детали вырезанной картинки. Прежде чем дотрагиваться до картинки, кончик зубочистки необходимо окунуть в воду.

Ватные палочки . С их помощью с загрунтованной поверхности можно убрать излишки клея. Однако не стоит использовать эти палочки для удаления свежих красок, потеков незастывшего лака или патины.

Мягкая хлопчатобумажнаяткань . Потребуется для изготовления тампонов при проявлении кракелюров. Для этой же цели запаситесь небольшим кусочком ваты или ватными дисками.

Резиновый валик для обоев . Очень удобен при наклеивании на рабочую поверхность картинок, вырезанных из плотной бумаги, или картинок большого размера. Положив картинку на стой клея, ее нужно прокатать резиновым валиком, чтобы не осталось пузырьков воздуха.

Линейка и угольник . Понадобятся для симметричного размещения картинок на декорируемой поверхности.

Мастихин . С помощью этого шпателя можно смешать краски для фона или, например, покрыть поверхность основы краской либо шпаклевкой для достижения объемной фактуры (рис. 25).

Фен . Ускорит процесс работы. Им можно сушить краску, клей, лак, при этом сушка занимает всего лишь минуты (рис. 27).

Клеевой термопистолет . Используется для закрепления на основе зеркал, фурнитуры и различных аксессуаров (рис. 26).

Наждачная бумага . Нужна для зачистки и шлифовки рабочей поверхности. Для работы лучше приобрести несколько листов разной зернистости.

Малярный скотч . Это односторонняя клеящая лента на основе креповой бумаги, используется для формирования четких границ поверхностей при окрашивании или покрытии лаком.

Палитра или фаянсовая тарелка . Нужна для смешивания красок. Лучше использовать белые тарелки, так как на цветной труднее определить получившийся оттенок краски.

Цветная бумага для акварели . Если плотность такой бумаги не превышает 130 г, из нее можно вырезать картинки–силуэты, например для украшения изделия в японском стиле. Можно окрасить в разные цвета и обычную белую бумагу, однако покрывать ее краской можно только после приклеивания.

Бумажные салфетки . Наборы салфеток для декупажа можно купить в магазине художественных товаров.

Листы для декупажа . Это тонкие листы бумаги формата A3 с коллекциями изображений различного размера, имеющих общую тематику.

Клей . Вырезанные из бумаги картинки приклеиваются на любую основу специальным клеем для декупажа. Однако, как показывает практика, его с успехом можно заменить самым обыкновенным клеем ПВА, который к тому же стоит в несколько раз дешевле. Исключение составляет лишь тканевая основа, для которой следует использовать специальный клей для декупажа на ткани.

Лаки . Чтобы подготовить поверхность изделия к работе, а после декорирования защитить от механических повреждений и влажности, рекомендуется использовать акриловый лак. Изготавливается он из нежелтеющих акриловых смол. Его можно приобрести в специализированном художественном магазине или же купить на строительном рынке, подойдут и тот и другой – разница только в цене. Лучше брать матовый или полуглянцевый лак. Такие лаки повышают яркость тонов, и покрытые ими поверхности выглядят очень эффектно.

Основные приемы декорирования в технике декупаж.

Кракелюр и декупаж.

Кракелюр или кракле – один из приемов искусственного состаривания. В зависимости от примененного состава получаются различные трещинки.
Смысл кракле в том, что нижний слой как бы взрывает верхний слой и образуются трещины. Трещины можно тонировать художественным битумом, сухим пигментом, масляной краской, сухой пастелью, тенями для век и т.д.

Искусственное состаривание потертостями.

Используются потертости, чтобы создать «вещь с историей». Как будто бы вещи много лет и она бережно передавалась из поколения в поколение или, может, валялась на чердаке и была случайно найдена. Используются очень часто для создания стиля шебби шик.

Искусственное состаривание можно сделать за счет набрызгов.

Набрызги можно сделать с помощью акриловой краски и щетки. Акриловую краску в жидком виде (разведенную с водой или акриловым лаком) наносят на щетку и резким движением (пальцем, ногтем или расческой) разбрызгивают на поверхность изделия.

Создание эффектов структурной пастой.

Можно взять строительную акриловую шпатлевку. Структурная паста необходима для создания тех или иных эффектов. Например, для иллюзии снега на новогодних подарках.

Просмотров