Государственные услуги в электронной форме. Предоставление социальных услуг в электронной форме Предоставление социальных услуг в электронной форме

В юридической практике, когда говорят о правовом порядке, исходят из того, что такой порядок, во-первых, урегулирован нормами права, во-вторых, обеспечивается грамотным и компетентным применением требований права, а также наступлением ответственности в случае отступления от обозначенных требований. Такой правопорядок в социальной сфере должен отвечать правам и свободам человека, его интересам, способствуя их наиболее эффективной охране и защите.
В последние годы произошли существенные изменения в законодательном регулировании не только понятия социальных услуг, но и порядка их предоставления социальными работниками. В основном это коснулось той сферы, в которой такая работа осуществляется на профессиональной основе. В соответствии с проводимой в последние годы не только в нашей стране, но и во многих других зарубежных государствах административной реформой, направленной на совершенствование системы управления и повышения качества предоставляемых населению услуг, важная роль отводится их регламентации.
В регламентации порядка предоставления социальных услуг основная роль принадлежит административным регламентам. Например, административный регламент Министерства социальной защиты населения Московской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление мер социальной поддержки по оказанию бесплатной протезно-ортопедической помощи и бесплатному слухопротезированию лицам, имеющим место жительства в Московской области, не имеющим ограничения способности к трудовой деятельности (или группы инвалидности)», утвержденный приказом министра социальной защиты населения Правительства Московской области от 8 августа 2007 г. № 345, включает довольно детальный порядок получения такой поддержки. В частности, в нем подробно и последовательно установлены требования к порядку предоставления государственной услуги и информирования о ней; сведения о документах, необходимых для получения государственной услуги и порядок их размещения; сведения о графике (режиме) работы территориальных структурных подразделений, приемные дни для населения; местонахождение; время предоставления перерыва для отдыха и питания специалистов; общие справочные телефоны; перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги и др.
Таким образом, административный регламент предоставления социальных услуг — это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги. Такие административные регламенты обязаны разработать и использовать все органы государственной власти и органы местного самоуправления, предоставляющие услуги населению. В этих регламентах учитывается и особенность деятельности таких органов, и специфика оказываемых услуг.
В то же время порядок предоставления социальных услуг включает ряд общих правил, которые закрепляются законодательством вне зависимости от разновидности такой услуги. Прежде всего, законодательство требует в обязательном порядке учитывать:
I) правовой статус лица, которое оказалось в трудной жизненной ситуации;
2) организационно-правовую форму учреждения, предприятия или иной организации, предоставляющей данную услугу (государственная и муниципальная служба, общественное объединение и бизнес-сообщество);
3) правовую основу предоставления социальной услуги (нормативный правовой акт, которым установлена данная услуга, либо заключенный договор или устав благотворительной организации). В частности, если такая услуга предоставляется на основе гражданско-правового договора, то в данном случае действуют нормы обязательственного права. Они регулируют порядок заключения и исполнения договора, а также возмещения ущерба неисполнением (ненадлежащим исполнением) таких договоренностей.
Применительно к отдельным социальным услугам порядок их предоставления довольно подробно устанавливается соответствующими законами и подзаконными актами. В частности, Федеральным законом об основах социального обслуживания 2013 г. установлены требования к порядку предоставления социальных услуг, которые обязательны для исполнения поставщиками социальных услуг. Порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и включает в себя:
. наименование социальной услуги;
. стандарт социальной услуги;
. правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату;
. требования к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания;
. перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить получатель социальной услуги, и документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе, а также иные положения в зависимости от формы социального обслуживания, видов социальных услуг.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» обращает особое внимание на регулирование, в частности, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, под которыми понимаются организации, созданные в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения, отвечающие требованиям законодательства и уполномоченные на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна». Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме понимается как предоставление таких услуге использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также использование универсальной электронной карты, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством РФ1.
Соответственно портал государственных и муниципальных услуг определяется как государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.
Данным законом также регулируются такие вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг, как порядок взаимодействия с заявителем; межведомственное информационное взаимодействие; предоставление необходимых документов и информации; взимание с заявителя платы за предоставление услуг; оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг; организация предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме и др.
Такие дополнительные правила к порядку оказания отдельных услуг регулируются также Федеральным законом о государственной социальной помощи 1999 г., который, конкретизируя порядок предоставления социальных услуг, устанавливает следующие правила:
1) учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты;
2) периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг;
3) гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату (непосредственно в такой территориальный орган либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или иным способом, в том числе направив заявление в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг). Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг и отказ от получения двух любых социальных услуг;
4) заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с I января года, следующего за годом подачи заявления. Гражданин может подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении его (ее) предоставления непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, через многофункциональный центр или иным способом. Установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются нотариусом или в порядке, установленном ГК РФ; органом (организацией), с которым у Пенсионного фонда РФ заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей, и иными способами;
5) порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (в настоящее время Министерством труда и социальной защиты РФ и Министерством здравоохранения РФ).
Столь же детально определяется порядок получения социальных услуг, связанных с психиатрической помощью. Как правило, это дополнительные требования к порядку оказания услуг. Например, Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 (в ред. от 14 октября 2014 г.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» предусматривает в качестве дополнительного условия контроль общественных объединений. В частности, это могут быть общественные объединения врачей-психиатров, иные общественные объединения в соответствии со своими уставами (положениями), которые вправе осуществлять контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан по их просьбе или с их согласия при оказании им психиатрической помощи. Право посещения медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, стационарных учреждений социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, должно быть отражено в уставах (положениях) этих объединений и согласовано с органами, в ведении которых находятся указанные медицинские организации.
Определяя порядок предоставления социальных услуг, отечественная законодательная система важное место отводит информационному обеспечению социальной работы, реализуя ее информационную открытость. С этой целью законодательство может устанавливать обязательность ведения реестра таких услуг. В частности. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» содержит требование, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных и муниципальных услуг.
Если социальной работой занимаются общественные объединения, порядок оказания ими социальных услуг регулируется в основном уставными и другими учредительными и иными документами общественных объединений.

В соответствии с подпунктом 5.2.97.6 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528; 2013, № 22, ст. 2809; № 36, ст. 4578; № 37, ст. 4703; № 45, ст. 5822; № 46, ст. 5952; 2014, № 21, ст. 2710; № 26, ст. 3577; № 29, ст. 4160; № 32, ст. 4499; № 36, ст. 4868), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Примерный порядок предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания.

Регистрационный № 35410

Примерный порядок предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания

1. Примерный порядок предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания (далее - Примерный порядок) определяет правила предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, беженцам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в полустационарной форме социального обслуживания и которым предоставляется социальная услуга или социальные услуги (далее - получатели социальных услуг).

2. Социальное обслуживание в полустационарной форме социального обслуживания включает в себя деятельность по предоставлению социальных услуг получателям социальных услуг, которая направлена на улучшение условий их жизнедеятельности.

3. При определении необходимых гражданину видов социальных услуг, предоставляемых в полустационарной форме социального обслуживания, учитывается нуждаемость получателя социальных услуг в получении таких услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.

4. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, является поданное в письменной или электронной форме заявление о предоставлении социальных услуг, составленное по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. № 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг" (зарегистрирован Минюстом России 26 мая 2014 г. № 32430) (далее - заявление).

Получатели социальных услуг вправе обратиться за получением социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания лично либо через законного представителя, иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений (далее - представитель)*(1). При этом личное участие получателей социальных услуг не лишает их права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает получателей социальных услуг права на получение социальных услуг.

5. Примерный порядок предоставления социальных услуг в полустационарной форме, за исключением срочных социальных услуг, предоставление которых предусмотрено пунктом 7 Примерного порядка, включает в себя следующие действия:

1) принятие заявления;

2) информирование о порядке предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, видах, сроках, условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно;

3) разъяснение получателю социальных услуг или его представителю порядка приема документов, которые должны быть представлены для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и принятия решения о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания;

4) анализ представленных документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, и принятие решения о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания получателю социальных услуг либо решения об отказе в предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 7007; 2014, № 30, ст. 4257);

5) составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа);

6) заключение договора о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг (представителем) (далее - договор);

7) предоставление получателю социальных услуг социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания в соответствии с заключенным договором;

8) прекращение предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания в связи с возникновением оснований, предусмотренных пунктом 43 Примерного порядка.

6. Сроки выполнения действий, предусмотренных пунктом 5 Примерного порядка, не могут превышать сроки, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Время реализации действий, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 5 Примерного порядка, не должно превышать 15 минут с момента поступления заявления.

Срок реализации действий, предусмотренных подпунктом 4 пункта 5 Примерного порядка, не должен превышать 5 рабочих дней*(2) со дня подачи заявления и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания.

Срок реализации действий, предусмотренных подпунктом 5 пункта 5 Примерного порядка, не должен превышать 10 рабочих дней*(3) со дня подачи заявления и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания.

Срок реализации действий, предусмотренных подпунктом 6 пункта 5 Примерного порядка, не должен превышать 1 суток*(4) с даты представления поставщику социальных услуг индивидуальной программы и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания.

7. Предоставление срочных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания включает следующие действия:

1) принятие заявления, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания (далее - получатели срочных социальных услуг);

2) информирование о порядке предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, видах социальных услуг, сроках, условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно;

3) разъяснение получателю социальных услуг или представителю порядка приема документов, необходимых для принятия решения о предоставлении срочных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания;

4) анализ представленных документов, необходимых для принятия решения о предоставлении срочных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, и принятие решения о предоставлении срочных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания получателю социальных услуг либо решения об отказе в предоставлении срочных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания;

5) предоставление получателю срочных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания;

6) составление акта о предоставлении срочных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, который подтверждается подписью получателя срочных социальных услуг;

7) прекращение предоставления срочных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания в связи с возникновением оснований, предусмотренных пунктом 43 Примерного порядка.

8. Сроки выполнения действий, предусмотренных пунктом 7 Примерного порядка, не могут превышать сроки, установленные законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Время реализации действий, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 7 Примерного порядка, не должно превышать 15 минут с момента поступления заявления.

Срок реализации действий, предусмотренных подпунктами 4 - 5 пункта 7 Примерного порядка, определяется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг (немедленно)*(5).

Срок реализации действий, предусмотренных подпунктом 6 пункта 7 Примерного порядка, не должен превышать 1 рабочий день с даты предоставления получателю социальных услуг срочных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания.

Срок реализации действий, предусмотренных подпунктом 7 пункта 7 Примерного порядка, определяется в соответствии с частью 10 статьи 8 Федерального закона.

9. Решение о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания принимается на основании:

1) документа, удостоверяющего личность получателя социальных услуг (представителя);

2) документа, подтверждающего полномочия представителя (при обращении представителя);

3) документа, подтверждающего место жительства и (или) пребывания, фактического проживания получателя социальных услуг (представителя);

4) документов (сведений), подтверждающих наличие у получателя социальных услуг обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, послуживших основанием для признания гражданина нуждающимся в социальных услугах в полустационарной форме социального обслуживания;

5) документов об условиях проживания и составе семьи (при ее наличии) получателя социальных услуг, доходах получателя социальных услуг и членов его семьи (при наличии), принадлежащем ему (им) имуществе, необходимых для определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;

6) индивидуальной программы (при наличии действующей индивидуальной программы);

7) иных документов, необходимых для предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, предусмотренных порядком предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг*(6).

10. Документы, необходимые для принятия решения о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, представляются получателем социальных услуг лично либо подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179; 2011, № 27, ст. 3880; № 49, ст. 7061; 2012, № 31, ст. 4322; 2013, № 27, ст. 3477).

11. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и на основании договора*(7).

12. При заключении договора получатели социальных услуг (представители) должны быть ознакомлены с условиями предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, правилами внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, получить информацию о своих правах, обязанностях, видах социальных услуг, которые будут им предоставлены, сроках, порядке, их предоставления, стоимости оказания этих услуг.

13. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям поставщиком социальных услуг в определенное время суток*(8).

14. Получателю социальных услуг предоставляются следующие виды социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

15. В полустационарной форме социального обслуживания обеспечивается предоставление социальных услуг в объеме услуг, включаемых в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утверждаемый законом субъекта Российской Федерации*(9) (далее - Перечень).

16. Предоставление гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, за плату дополнительных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, сверх социальных услуг, включенных в Перечень, осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках полномочий, установленных частью 2 статьи 11 Федерального закона.

17. Подушевой норматив финансирования социальных услуг, предоставляемых в полустационарной форме социального обслуживания, устанавливается субъектом Российской Федерации в рамках реализации пункта 10 статьи 8 Федерального закона с учетом методических рекомендаций по его расчету, утверждаемых Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона.

18. При расчете объема предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания учитываются нормы и нормативы, установленные в соответствии с пунктами 6, 7 части 2 статьи 7, частями 5, 6 статьи 8 Федерального закона, исходя из которых осуществляется предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, в том числе нормы питания, нормативы предоставления площади жилых помещений, оснащения мягким инвентарем.

В случае если соответствующие нормы и нормативы не установлены, объем предоставления социальной услуги в полустационарной форме социального обслуживания не может быть меньше объема, предусмотренного получателю социальных услуг в индивидуальной программе и договоре.

19. Основными показателями, определяющими качество социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, предоставляемых получателям социальных услуг, являются:

1) показатели, характеризующие удовлетворенность социальными услугами получателей социальных услуг, отсутствие обоснованных жалоб, число положительных отзывов о работе поставщика социальных услуг;

2) обеспечение открытости документов, в соответствии с которыми поставщик социальных услуг осуществляет деятельность в сфере стационарного социального обслуживания (устав (положение); руководства, правила, инструкции, методики работы с получателями социальных услуг и собственной деятельности; эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру, иные документы);

3) численность получателей социальных услуг, охваченных социальными услугами у данного поставщика социальных услуг;

4) доступность условий размещения поставщиков социальных услуг (в том числе доступность предоставления социального обслуживания для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности, иные условия, влияющие на качество социальных услуг, предоставляемых получателям социальных услуг);

5) укомплектованность штата поставщика социальных услуг специалистами и их квалификация;

6) наличие специального и технического оснащения (оборудование, приборы, аппаратура) помещений поставщика социальных услуг;

7) состояние информации о порядке и правилах предоставления социальных услуг, организации полустационарного социального обслуживания;

8) повышение качества социальных услуг и эффективности их оказания (определяется исходя из мероприятий, направленных на совершенствование деятельности поставщика социальных услуг при предоставлении социальных услуг);

9) иные показатели, определяемые в порядке предоставления социальных услуг в соответствии с частью 10 статьи 8 Федерального закона.

20. При оценке качества социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, предоставляемых получателям социальных услуг, используются следующие критерии:

1) полнота предоставления социальной услуги в полустационарной форме социального обслуживания, в том числе с учетом объема предоставляемых социальных услуг, сроков предоставления социальных услуг, иных критериев, позволяющих оценить полноту предоставления социальных услуг;

2) своевременность предоставления социальной услуги, в том числе с учетом степени нуждаемости получателя социальных услуг;

3) результативность (эффективность) предоставления социальной услуги (улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг).

21. Оценка качества оказания социально-бытовых услуг включает в себя оценку:

1) жилой площади, предоставляемой поставщиком социальных услуг, по размерам и другим жизненным показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность), которая должна обеспечивать удобство пребывания получателей социальных услуг;

2) помещений, предоставляемых для предоставления социальных услуг, которые по размерам, расположению и конфигурации должны обеспечивать возможность оказания всех видов социальных услуг с учетом специфики получателей социальных услуг, отвечать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;

3) мебели и оборудования, которые должны быть удобными в пользовании, подобранными с учетом физического состояния получателей социальных услуг, соответствовать санитарно-гигиеническим нормам;

4) питания, которое должно быть приготовлено из доброкачественных продуктов, удовлетворять потребности получателей социальных услуг по калорийности, соответствовать установленным нормам питания, санитарно-гигиеническим требованиям и нормам;

5) оказания услуг, предоставляемых получателям социальных услуг, не способным к самообслуживанию, которые должны обеспечивать выполнение необходимых получателям социальных услуг процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий и неудобств;

6) иных социально-бытовых услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.

22. Оценка качества оказания социально-медицинских услуг включает в себя оценку:

1) своевременного и в необходимом объеме выполнения процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг;

2) проведения наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) проведения процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг, оздоровительных мероприятий, которые должны быть осуществлены с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда получателям социальных услуг;

4) мероприятий по консультированию получателей социальных услуг по социально-медицинским вопросам, которые должны обеспечивать оказание квалифицированной помощи получателям социальных услуг в правильном понимании и решении стоящих перед ними конкретных проблем, связанных с сохранением здоровья;

5) оказания помощи в выполнении занятий по адаптивной физической культуре, которая должна обеспечивать овладение получателями социальных услуг доступного и безопасного для здоровья комплекса физических упражнений в целях его систематического выполнения для укрепления их здоровья;

6) иных социально-медицинских услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.

23. Оценка качества социально-психологических услуг включает в себя оценку:

1) социально-психологического консультирования, которое должно обеспечить оказание получателям социальных услуг квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений, в том числе для предупреждения и преодоления семейных конфликтов;

2) психологической помощи, оказание которой должно помочь получателю социальных услуг раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы, решить возникшие социально-психологические проблемы;

3) социально-психологического патронажа, который должен на основе систематического наблюдения за получателями социальных услуг обеспечивать своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, ухудшающих условия жизнедеятельности получателей социальных услуг, в целях оказания им необходимых социально-психологических услуг;

4) иных социально-психологических услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.

24. Оценка качества социально-педагогических услуг включает в себя оценку:

1) социально-педагогической коррекции, осуществление которой должно обеспечивать оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи, в которой нуждаются получатели социальных услуг, получающие социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания (в форме бесед, разъяснений, рекомендаций);

2) формирования позитивных интересов получателей социальных услуг, организацию их досуга, которые должны обеспечивать удовлетворение социокультурных и духовных запросов получателей социальных услуг (как взрослых, так и детей), расширение кругозора, сферы общения, повышение творческой активности получателей социальных услуг;

3) иных социально-педагогических услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.

25. Оценка качества социально-трудовых услуг включает в себя оценку:

1) качества услуг, связанных с организацией получения или содействием в получении образования и (или) квалификации инвалидами (в том числе детьми-инвалидами) в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями, которые определяются тем, в какой степени созданные поставщиком социальных услуг условия для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими школьного образования, а также для получения образования взрослыми инвалидами способствуют успешному и результативному проведению воспитательной работы и обучению;

2) проводимых мероприятий по использованию трудовых возможностей получателей социальных услуг и обучению их доступным профессиональным навыкам, их достаточность и своевременность;

3) проводимых мероприятий по оказанию помощи в трудоустройстве;

4) иных социально-трудовых услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.

26. Оценка качества социально-правовых услуг включает в себя оценку:

1) оказания помощи в оформлении и восстановлении документов, которая должна обеспечивать разъяснение получателям социальных услуг содержания необходимых документов в зависимости от их предназначения, изложение и написание (при необходимости) текста документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем;

2) эффективности оказания юридической помощи получателям социальных услуг, которая должна обеспечить своевременное и объективное решение стоящих перед получателем социальных услуг правовых проблем;

3) иных социально-правовых услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.

27. Оценка качества услуг, оказанных в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, включает в себя оценку:

1) обучения инвалидов (детей-инвалидов) пользованию техническими средствами реабилитации, которое должно развить у инвалидов (детей-инвалидов) практические навыки умения самостоятельно пользоваться этими средствами;

2) проведения социально-реабилитационных мероприятий, которые должны способствовать восстановлению социального статуса получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, улучшить взаимодействие получателя социальных услуг с обществом;

3) обучения получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, навыкам поведения в быту и общественных местах, которое должно обеспечивать формирование получателя социальных услуг как самостоятельной личности, культурной, вежливой, предусмотрительной и благожелательной в отношении к окружающим, а также обучения внутренней дисциплине личности, способной обслужить себя в бытовых условиях;

4) обучения получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, навыкам компьютерной грамотности, которое должно развить у получателей социальных услуг практические навыки умения самостоятельно пользоваться компьютером;

5) иных услуг, оказанных в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, предоставляемых поставщиком социальных услуг.

28. Оценка качества срочных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания включает в себя оценку своевременности и полноты объема оказанных социальных услуг применительно к потребности получателя социальных услуг в конкретных социальных услугах.

29. Показатели качества предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и оценка результатов их предоставления поставщиками социальных услуг определяются по результатам предоставления социальных услуг применительно к каждому конкретному получателю социальных услуг.

30. Условия предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания устанавливаются в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 27 Федерального закона, с учетом условий, установленных получателю социальных услуг в индивидуальной программе и договоре.

31. При получении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания получатели социальных услуг имеют право на:

1) уважительное и гуманное отношение;

2) выбор поставщика социальных услуг;

3) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости, о возможности получения этих услуг бесплатно;

4) отказ от предоставления социальных услуг;

5) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;

6) свободное посещение представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

7) конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной при оказании услуг;

8) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

32. Получатель социальных услуг обязан своевременно в письменной форме информировать поставщика социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг.

33. При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания поставщик социальных услуг обязан:

1) соблюдать права человека и гражданина;

2) обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность получателей социальных услуг;

3) обеспечить ознакомление получателей социальных услуг (представителей) с правоустанавливающими документами, на основании которых поставщик социальных услуг осуществляет свою деятельность и оказывает социальные услуги;

4) обеспечить сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;

5) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", почтовой связи;

6) информировать получателей социальных услуг о правилах пожарной безопасности, эксплуатации предоставляемых приборов и оборудования;

7) обеспечить получателям социальных услуг условия пребывания, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, а также надлежащий уход;

8) исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания.

34. Результатом предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания является улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг.

35. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, за плату или частичную плату.

Решение об условиях оказания социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания (бесплатно, за плату или частичную плату) принимается на основании представляемых получателем социальных услуг (представителем) документов, с учетом среднедушевого дохода получателя социальных услуг, величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, а также тарифов на социальные услуги*(10).

Расчет среднедушевого дохода в отношении получателя социальных услуг, за исключением лиц, указанных в пункте 36 Примерного порядка, производится на дату обращения и осуществляется на основании документов (сведений), предусмотренных порядком предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, утверждаемым согласно части 10 статьи 8 Федерального закона, о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности.

36. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно:

1) несовершеннолетним детям*(11);

2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов*(12);

37. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно в том случае, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации*(14).

38. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленную законом субъекта Российской Федерации.

39. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятидесяти процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, определяемой в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона.

40. Порядок утверждения тарифов на социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг устанавливается в соответствии с частью 11 статьи 8 Федерального закона.

41. Плата за предоставление социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания производится в соответствии с договором.

42. Поставщик социальных услуг вправе отказать (приостановить) получателю социальных услуг в предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, в том числе временно, в случае непредставления получателем социальных услуг документов, необходимых для предоставления социальных услуг, указанных в пунктах 5, 7 Примерного порядка, которые получатель социальной услуги в соответствии с действующим законодательством обязан предоставить лично.

43. Основаниями прекращения предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания являются:

1) письменное заявление получателя социальных услуг об отказе в предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания*(15);

2) окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой и (или) истечение срока действия договора*(16);

3) нарушение получателем социальных услуг (представителем) условий, предусмотренных договором*(17);

4) смерть получателя социальных услуг или ликвидация (прекращение деятельности) поставщика социальных услуг;

5) решение суда о признании получателя социальных услуг безвестно отсутствующим или умершим;

6) осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы.

_____________________________

*(1) Статья 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 7007; 2014, № 30, ст. 4257).

*(2) Часть 2 статьи 15 Федерального закона.

*(3) Часть 4 статьи 16 Федерального закона.

*(4) Часть 1 статьи 17 Федерального закона.

*(5) Часть 2 статьи 21 Федерального закона.

*(6) Часть 10 статьи 8 Федерального закона.

*(7) Примерная форма договора утверждается в соответствии с частью 13 пункта 2 статьи 7 Федерального закона.

*(8) Часть 2 статьи 19 Федерального закона.

*(9) Часть 9 статьи 8 Федерального закона.

*(10) Часть 2 статьи 31 Федерального закона.

*(11) Часть 1 статьи 31 Федерального закона.

*(12) Часть 1 статьи 31 Федерального закона.

*(13) Часть 3 статьи 31 Федерального закона.

*(14) Часть 2 статьи 31 Федерального закона.

*(15) Статья 18 Федерального закона.

*(16) Часть 1 статьи 16 Федерального закона.

*(17) Пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона.

Обзор документа

Установлены примерные правила предоставления соцуслуг в полустационаре. Они разработаны в связи с принятием нового Закона об основах соцобслуживания граждан. Речь идет о бытовых, медицинских, психологических, педагогических, трудовых, правовых, срочных соцуслугах, а также об услугах по повышению коммуникативного потенциала лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности.

Услуги оказываются в соответствии с индивидуальными программами и на основании договора в определенное время суток.

Подушевой норматив финансирования услуг устанавливается регионом.

Определены показатели и критерии оценки качества услуг, а также составляющие оценки по каждому их виду.

Установлены права и обязанности получателей и поставщиков услуг.

Услуги предоставляются бесплатно или за плату (полную или частичную). Бесплатно они оказываются несовершеннолетним, пострадавшим от ЧС, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов лицам, иным гражданам.

Размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов на услуги. Он не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя услуг и предельным размером среднедушевого дохода для их предоставления бесплатно. Оплата производится в соответствии с договором.

Настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.

2. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.

В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

3. Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).

Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 , 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 , 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Заявление об отказе от социальных услуг, поданное на 2009 г. действует с 01.01.2009 по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления социальных услуг (ФЗ от 22.12.2008 N 269-ФЗ).

4. Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.

Гражданин может подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении его (ее) предоставления непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг). В последнем случае установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются:

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) органом (организацией), с которым у Пенсионного фонда Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.

Одним из направлений работы Мининсоцполитики Свердловской области является организация деятельности по предоставлению гражданам государственных услуг по принципу «одного окна». С этой целью осуществляется взаимодействие с государственным бюджетным учреждением Свердловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Министерством проводится работа по наполнению Реестра государственных и муниципальных услуг Свердловской области. В настоящее время в Реестр внесена информация о 24 услугах, предоставляемых органами социальной политики Свердловской области. В свою очередь данный перечень услуг включает в себя 64 процедуры, т.е. подуслуги в сфере социальной защиты.

15 из 24 услуг являются первоочередными. В рамках перевода данных услуг в электронный вид, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р, на сегодняшний день реализовано 35 электронных сервисов.

Первая пилотная электронная услуга — «Ежемесячное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов» была успешно реализована в 2010 году на территории города Реж

В 2011 году переведены в электронный вид 4 государственные услуги в сфере деятельности Министерства социальной политики Свердловской области:

  1. «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».
  2. «Социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей».
  3. «Назначение и выплата пособия по уходу за ребенком».
  4. «Тиражирование государственной услуги «Ежемесячное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов».

В рамках реализации данных 4-х услуг были переведены в электронный вид 10 подуслуг.

В 2012 году переведены в электронный вид еще 20 подуслуг предоставляемых в рамках 10 первоочередных услуг, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р:

  1. Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.
  2. Социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов.
  3. Социальная поддержка семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
  4. Социальная поддержка жертв политических репрессий.
  5. Социальная поддержка отдельных категорий граждан в соответствии с принятыми нормативными актами субъекта Российской Федерации.
  6. Прием заявлений и предоставление льгот по оплате услуг связи.
  7. Прием заявлений и выплата материальной и иной помощи для погребения.
  8. Выдача удостоверения труженика тыла.
  9. Предоставление информации, прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) или патронаж над определенной категорией граждан (малолетние, несовершеннолетние, лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными.
  10. Социальная поддержка малоимущих граждан.

В 2013 году реализованы 5 электронных услуг:

  1. Подготовка ходатайств о награждении знаком отличия Свердловской области «Материнская доблесть».
  2. Подготовка и рассмотрение предложений для представления к награждению знаком отличия Свердловской области «Совет да любовь».
  3. Организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за исключением отдыха детей в каникулярное время.
  4. Предоставление информации о порядке социального обслуживания граждан государственным учреждением социального обслуживания населения Свердловской области.
  5. Прием заявок от граждан, подлежащих социальному обслуживанию, на предоставление социально-бытовых и медицинских услуг на дому.

Таким образом, на странице Министерства социальной политики, портала государственных услуг размещено 35 интернет-сервисов для физических лиц с работающей кнопкой «Получить услугу». Интернет-сервисы - государственные услуги и подуслуги, размешенные на едином портале «Электронное правительство Госуслуги» на странице Министерства социальной политики Свердловской области (ссылка: http://www.gosuslugi.ru/pgu/stateStructure/6600000010000000220.html). В настоящее время после заполнения портальной формы, заявление гражданина поступает для дальнейшей обработки в управление социальной политики по месту жительства гражданина через информационную систему «Система исполнения регламентов».

Просмотров