Фрегаты типа Oliver Hazard Perry. ​США предложили Украине фрегаты типа "Оливер Хазард Перри" Участие в боевых действиях


ФРЕГАТ УРО ТИПА FFG-7 OLIVER HAZARD PERRY (США)
FRIGATE TYPE FFG-7 OLIVER HAZARD PERRY (USA)

24.06.2011
Фрегат ВМС США Carr (»Кэрр») 28 июня зайдет в Санкт-Петербург для участия в 5-м Международном военно-морском салоне. Визит американских моряков продлится до 3 июля. Центральному Военно-Морскому Порталу стала известна программа делового захода фрегата ВМС США в Санкт-Петербург.
Фрегат Carr ВМС США ошвартуется к причалу Морского вокзала 28 июня в 08.30-09.00. В этот же день состоится протокольный визит командира корабля Питера Пэгэно (Peter Pagano) к Командиру ЛенВМБ и, по желанию американской стороны, пресс-конференция на борту корабля.
На следующий день, 29 июня, американские моряки с 10.15 до 11.15 примут участие в церемонии возложения венков на Пискаревском Мемориальном кладбище.
29 июня с 10.00 до 13.00 фрегат будет открыт для посещения делегациями иностранных государств. В течение для корабль посетят специалисты судостроения.

4.01.2012
Конгресс США одобрил поставку Мексике двух ракетных фрегатов типа «Оливер Хазард Перри», решение было принято 31 декабря 2012 года, как ожидается, корабли будут поставлены Мексике бесплатно, однако правительство этой страны оплатит восстановление и ремонт фрегатов на американских предприятиях.
ВМС Мексики должны будут получить фрегаты FFG-38 «Кёртс» и FFG-41 «Маккласки». Согласно действующим планам, оба фрегата будут выведены из состава ВМС США 27 февраля 2013 года. Министерство обороны Мексики намерено использовать новые корабли для борьбы с международной организованной преступностью и наркотрафиком.

7.01.2013
Задержка Конгресса США в принятии законопроекта о передаче кораблей, которые планируются к выводу из состава ВМС, другим странам (Naval Vessel Transfer Act) может стоить американской экономике десятки миллионов долларов. Об этом пишет Navy Times со ссылкой на замечания к документу главы комитета палаты представителей по иностранным делам Илеаны Рос-Лейтинен (Ileana Ros-Lehtinen).
США передают корабли другим странам на разных условиях: безвозмездно или за деньги. В 2013-2015 годах планируется избавиться от десяти фрегатов типа «Оливер Хазард Перри»: Мексика должна получить бесплатно FFG-38 «Кёртс» и FFG-41 «Маккласки», Турция – FFG 40 «Хэлибёртон» и FFG 43 «Тэч», Таиланд – FFG 46 «Рентц» и FFG 48 «Вандергрифт».
Кроме этого Тайваню планируется продать четыре корабля: FFG 50 «Тейлор», FFG 51 «Гэри», FFG 52 «Карр» и FFG 55 «Элрод». Странам, получающим корабли безвозмездно, все же придется потратиться на их ремонт на американской территории.
Если суда не будут переданы по назначению, их придется оставить на хранение в США или утилизировать. Как указывает в своих замечаниях Рос-Лейтинен, стоимость вывода из строя каждого фрегата составляет 1,1 миллиона долларов плюс 30 тысяч долларов ежегодно на обслуживание.
По информации источников Navy Times, судьба документа неясна, но, скорее всего, законопроект придется полностью переделывать и направлять на рассмотрение Конгресса 113-го созыва, который начал работу 4 января.
По информации издания, у сенаторов возникли сомнения в целесообразности передачи фрегатов Турции на фоне резких высказываний властей этой страны в отношении Израиля. Также в США высказывают обеспокоенность политикой Анкары в отношении Кипра. Тем не менее Турция является традиционным союзником США и НАТО; на протяжении последних лет эта страна получила от Америки не один боевой корабль. В частности, на вооружении ВМС Турции уже состоят восемь фрегатов типа «Оливер Хазард Перри».

05.11.2013
Министерство обороны Польши заключило с правительством США соглашение о ремонте и модернизации фрегата типа «Генерал Казимеж Пулаский» (бывший тип «Оливер Хазард Перри»), сообщает Defense News. Сумма сделки составила 34 миллиона долларов. По условиям соглашения, фрегат после ремонта и модернизации должен быть возвращен ВМС Польши до конца 2015 года.
По оценке польского военного ведомства, благодаря ремонту «Генерал Казимеж Пулаский» сможет прослужить на флоте по меньшей мере до 2025 года.

09.02.2014


Ракетный фрегат ВМС США USS Taylor и десантный корабль 6-го флота США USS Mount Whitney днем 7 февраля были замечены в нейтральных водах Черного моря вблизи акватории Сочи, свидетельствуют данные автоматизированных идентификационных систем. По состоянию на 12:10 мск корабль USS Taylor находился на расстоянии 33 километров от Адлера, а корабль USS Mount Whitney – на расстоянии 32 километров от Сочи.
Напомним, 6 февраля представитель Главного штаба ВМФ РФ сообщил о том, что два военных американских корабля вошли в Черное море, и будут находиться в его восточной части в нейтральных водах. В Черное море вошел корабль управления USS Mount Whitney, а также фрегат USS Taylor.

США предложили Украине фрегаты управляемой ракетной обороны (УРО) типа Oliver Hazard Perry - корабли могут передать Украине в рамках реализуемой в США программы "Избыточное армейское имущество".
Руководство США направило через военного атташе посольства письмо в адрес Минобороны Украины о предоставлении военно-технической помощи Военно-морским силам ВСУ, в четверг, 18 октября, сообщает Украинский милитарный портал со ссылкой на источники.

"В числе предложенного рассматривается вопрос о получении фрегатов типа Oliver Hazard Perry, которые находятся в распоряжении ВМС США и могут быть переданы в рамках программы Избыточное имущество (Excess Defense Article)", - говорится в сообщении.

Если Украина получит эти корабли, обороноспособность украинского флота значительно возрастет.

Фрегаты типа Oliver Hazard Perry строились в течение 1975-2004 годов. всего на верфях в США, Испании, Австралии и Тайване был построен 71 фрегат. Сейчас кроме США находятся на вооружении флотов Турции, Тайваня, Австралии, Испании и др.

"Перри" разрабатывались, как ракетные фрегаты, которые вооружались пусковыми Mk 13 для зенитных управляемых ракет SM-1MR и противокорабельными ракетами Harpoon. В связи со снятием с вооружения США ракет SM-1 в 2003 году эти пусковые были демонтированы на фрегатах ВМФ США.

Также фрегаты вооружены 76-мм артиллерийской установкой OTO Melara, 20-мм зенитной артиллерийской установкой Phalanx CIWS, двумя торпедными аппаратами Mark 32 ASW (по три пусковые для торпед).

ТТХ фрегатов "Оливер Перри":

  • Водоизмещение: 4200 тонн
  • Длина: 135 метров (FFG-7, FFG-9 - 27, FFG-30 - 31, FFG-34 - 35), 138,1 метров
  • Ширина: 13,7 метров
  • Осадка: 6,7 – 7,77 метров
  • Скорость: до 29 узлов
  • Экипаж: 219 человек
  • Дальность плавания: до 5000 миль

Ранее в США на военно-морской базе в Балтиморе

В 70-х годах ХХ века, в разгар Холодной войны, перед американским флотом остро стояла задача обеспечения безопасности трансокеанских конвоев на пути из Нового света в Европу. В случае вооруженного конфликта с Советским Союзом, этот маршрут был особенно уязвим. Из-за успешных действий морской ракетоносной авиации и подводных лодок СССР, американские базы на территории Европы оказались бы отрезанными, а страны, входящие в блок НАТО, оставшись без поддержки, не смогли бы длительное время сопротивляться советским танковым армиям.

По результатам обсуждений, в министерстве ВМС (Department of the NAVY) сформировалось мнение насчет нового эскортного корабля.
Решено было взять за основу концепцию фрегата типа «Нокс» (KNOX-class frigate), до предела насытив конструкцию современными радиоэлектронными средствами и ракетным оружием. Как и его предшественник, новый боевой корабль изначально рассчитывался для действий вдали от берегов, обладал хорошей мореходностью, трансокеанской дальностью плавания (4500 миль на скорости 20 узлов) и мог эффективно действовать, как в составе конвоев и авианосных соединений, так и в одиночном походе. Полное водоизмещение кораблей данного класса составляло 3600 тонн, а в дальнейшем, в ходе модернизации увеличилось до 4000…4200 тонн.

Важным критерием оценки проекта была его дешевизна и технологичность. Конструкция нового корабля была проста, как ведро с болтами, и ориентирована на крупносерийное производство – американцы всерьез намеревались сделать фрегаты основными эскортными кораблями ВМС, заменив им эскортные фрегаты типа «Нокс» и эсминцы УРО типа «Фаррагут» и «Чарльз Ф. Адамс».

В 1977 году в строй вступил головной фрегат класса «Оливер Хазард Перри» (OLIVER H. PERRY class), названный в честь американского флотоводца XIХ века. Корабль получил оперативный код FFG-7 (frigate, guided weapons), что подчеркивало его особый статус – «фрегат с управляемым ракетным оружием».
Внешне корабль получился весьма симпатичным – с лаконичными линиями и острым «клиперским» носом. Для увеличения технологичности и снижения затрат на монтаж и эксплуатацию оборудования, надстройка имела «прямые» формы, а полубак, длиной в ¾ корпуса, сделал все палубы фрегата параллельными конструктивной ватерлинии.

Стремясь снизить стоимость корабля, инженеры пошли на дальнейшие упрощения – газотурбинная силовая установка фирмы General Electric, в ущерб живучести, выполнена одновальной. Комбинация двух газовых турбин LM2500, обеспечивает выходную мощность 41 000 л. с. Время, необходимое для выхода в режим полной мощности при пуске из холодного состояния, оценивается в 12-15 минут. Каждая турбина заключена в теплозвукоизолирующий кожух и размещена на амортизированных платформах вместе со всеми вспомогательными механизмами и оборудованием. Силовая установка фрегата «Оливер Х. Перри» полностью унифицирована с силовыми установками крейсеров и эсминцев ВМС США.
Для маневрирования в узкостях и гаванях, а также для аварийного хода, в случае выхода из строя ГЭУ, фрегат оснащен двумя движительно-рулевыми колонками типа «Azipod», мощностью 350 л.с. каждая. Вспомогательные движители располагаются в центральной части, примерно в 40 метрах от носовой оконечности корабля.

Вооружение

Основными задачами «Оливер Х. Перри» были противолодочная и противовоздушная оборона морских соединений в ближней зоне. Согласно американской концепции применения ВМС, надводные цели являлись прерогативой палубной авиации.


"Однорукий бандит" Марк-13

Для отражения атак авиации в носовой части корабля установили однобалочную пусковую установку Марк-13. Несмотря на свою «однорукость», система хорошо зарекомендовала себя на эсминцах «Чардьз Ф. Адамс» и атомных крейсерах типа «Калифорния». Легкая Марк-13, благодаря малой инерционности, быстро наводилась по азимуту и по высоте, что компенсировало ее относительно низкую скорострельность.
В погребе пусковой установки (внешний барабан – 24 позиции, внутренний – 16) находилось 36 готовых к запуску зенитных ракет Standard-1MR (medium range) с эффективной дальностью стрельбы по воздушным целям – 30-35 км. Боевая часть - осколочно-фугасная Мk90, массой 61 кг.
Оставшиеся четыре ячейки занимали противокорабельные ракеты RGM-84 «Гарпун».
ПВО фрегата, откровенно говоря, было слабым, что в дальнейшем, привело к крупным неприятностям на фрегате «Старк». Система управления огнем Мk92 изначально обеспечивала одновременный обстрел не более двух целей на средних и больших высотах, лишь шестая модификация Mk92 добавила возможность обстрела низколетящих целей.

При выборе артиллерийского орудия для «Оливера Х. Перри» в конкурсе неожиданно победила итальянская фирма Otobreda. Американцы забыли про патриотизм и подписали с Италией контракт на поставку партии универсальных морских пушек ОТО Melara 76mm/L62 Allargato. Ничем не примечательная артиллерийская система калибра 76 мм. Скорострельность – 80 выстр./мин.

Для самообороны фрегата от низколетящих ПКР, в задней части надстройки установлен шестиствольный автомат Марк-15 «Фаланкс» калибра 20 мм.
Один из недостатков «Оливера Х. Перри» - неудачное размещение артиллерии. Оружие имеет ограниченные сектора обстрела: «Фаланкс» защищает лишь заднюю полусферу, а наводчики OTO Melara должны семь раз подумать перед выстрелом, чтобы не задеть дымовую трубу и не снести антенные посты на крыше надстройки.

Для обнаружения подводных лодок фрегат оснащался буксируемой гидроакустической станцией SQR-19 «Towed Array», подкилевой ГАС SQS-56, а также противолодочным комплексом Марк-32 ASW из двух строенных торпедных аппаратов калибра 324 мм.
Но главным средством противолодочной борьбы были два вертолета системы LAMPS III (Light airborne multipurpose system), для которых в кормовой части фрегата были организованы ангар и вертолетная площадка.

Здесь нужно отметить следующее: первые 17 фрегатов строились в «коротком» варианте, что исключало базирование на них крупных вертолетов, в ангар помещался лишь один SH-2 «Си Спрайт».
Все системы обнаружения, системы РЭБ, и комплекс вооружений «Оливера Х. Перри» связаны воедино боевой информационно-управляющей системой NTDS (Naval Tactical Data System).


Плюх-плюх

Как не старались разработчики, законы природы обмануть не удалось. Малые размеры фрегата дают о себе знать – уже при шестибальном шторме, при продольной качке, частично оголяется обтекатель подкильной ГАС, а затем возникает еще более неприятный эффект - образуется днищевой слеминг и корабль целиком захлестывается водой (проще говоря, слеминг - это когда нос корабля сначала поднимается на гребне волны, оголяя днище, а затем, тысячи тонн металла проваливаются вниз, вызывая гигантский водопад брызг, очень красивое зрелище). Это делает невозможным использование вертолетов и снижает эффективность работы гидроакустической станции. Динамические нагрузки могут здорово повредить алюминиевую конструкцию фрегата, приходится уменьшать ход. Кстати, невысокая скорость хода – еще один недостаток «Оливера Х. Перри», на полном ходу не более 29 узлов. С другой стороны, с развитием ракетного оружия, скорость стала не так важна для эскортных кораблей (по устаревшим правилам морской тактики, корабли охранения должны были иметь возможность развивать большую скорость, чем основные силы конвоя).

Боевые потери

Жарким арабским вечером 17 мая 1987 года американский фрегат USS «Stark» (FFG-31) патрулировал в 65-85 милях к Норд-Осту от побережья Бахрейна вдоль зоны боевых действий Ирано-Иракской войны. В 20:45 с находящегося неподолеку эсминца ПВО «Coontz» поступили данные о приближающейся воздушной цели, очевидно – иракского самолета: «курс 285 град., дистанция 120 миль». Через минуту эту информацию продублировал самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-3 AWAСS ВВС Саудовской Аравии. В 20:58 с дистанции 70 миль «Старк» взял цель на сопровождение своей РЛС. Фрегат в это время шел со скоростю 10 узлов, все системы были приведены в боевую готовность №3 (средства обнаружения и оружие - в готовности к использованию, личный состав - на боевых постах).
Командующий «Старком», коммандэр Гленн Бриндел поднялся на мостик, но, не обнаружив ничего подозрительного, вернулся в каюту – иракцы бьют иранцев каждый день, чему удивляться? ВМС США в конфликте участия не принимает.

Неожиданно, оператор поста наблюдения за воздушной обстановкой доложил в БИЦ: «Дистанция до цели - 45 миль, цель следует курсом на корабль!». На эсминце «Coontz» тоже заволновались – в 21:03 на фрегат поступило предупреждение: «Иракский самолет. Курс 066 град, дистанция 45 миль, скорость 335 узлов (620 км/ч), высота 3.000 футов (915 м). Идет прямо на «Старк»!»

К этому времени новость о приближении иракского самолета уже достигла штабного корабля ВМС США «La Salle». Оттуда запросили «Старк»: «Парни, там какой-то самолет летает. У вас все О"кей?» Получив утвердительный ответ, на «La Salle» успокоились – все под контролем.
В 21:06 система радиотехнической разведки «Старка» засекла работу прицельной РЛС самолета с дистанции 27 миль. В 21:09 пост наблюдения за воздушной обстановкой передал радиообращение к "неизвестному самолету" и запросил о его намерениях. Через 37 секунд «Старк» повторил запрос. Оба обращения транслировались по международному своду сигналов и на принятой для этого частоте (243 МГц и 121,5 МГц), однако ответа с иракского самолета не последовало. В то же иракский «Мираж» резко повернул вправо и увеличил скорость. Это означало, что он лег на боевой курс и начал атаку.

На «Старке» сыграли боевую тревогу, а через пять секунд в корабль первая ракета «Экзосет». Примерно через пол-минуты последовал второй удар, на этот раз БЧ «Экзосета» отработала штатно, взрыв центнера взрывчатки разнес в клочья кубрик личного состава, убив 37 моряков. Пожар охватил боевой информационный центр, вышли из строя все источники электроэнергии, фрегат лишился хода.
Поняв что произошло, с эсминца «Coontz» завопили по всем радиочастотам: «Поднять F-15! Сбить! Сбить иракского шакала!» Но пока на саудовской авиабазе решали, кто отдаст щекотливый приказ, иракский «Мираж» безнаказанно улетел. Так и остались неясными мотивы иракской стороны: ошибка или намеренная провокация. Представители Ирака заявили, что пилот истребителя "Mirage" F.1 - хорошо подготовленный летчик, знающий английский и международный авиационный язык, - никаких обращений с американского фрегата не слышал. Он атаковал цель потому, что она находилась в зоне боевых действий, в которой, как ему было известно, не должны были находиться свои или нейтральные корабли.


Повреждения "Старка"

Что касается побитого «Старка» - с помощью прибывшего на помощь «Coontz’a», он кое-как добрался до Бахрейна, откуда в через 2 месяца ушел своим ходом (!) на ремонт в США.
Через год, 14 апреля 1988 г., в Персидском заливе в похожую ситуацию попал фрегат «Samuel B. Roberts», подорвавшись на мине. И в этот раз экипажу удалось удержать корабль на плаву. Фрегаты типа «Оливер Х. Перри» оказались очень живучи, несмотря на малые размеры и алюминиевую конструкцию палуб.

Оценки и перспективы

Всего в период 1975 по 2004 год в различных странах построен 71 фрегат типа «Оливер Х. Перри», в том числе:
США – 55 фрегатов, из них 4 для ВМС Австралии
Испания – 6 фрегатов (Santa Maria-class)
Тайвань – 8 фрегатов (Cheng Kung- class)
Австралия – 2 фрегата (Adelaide-class), помимо четырех, купленных в США

По результатам боевого применения «Оливеров» выяснилось, что создатели слишком многого хотели от маленького корабля. За два дня до инцидента со «Старком», в Мексиканском заливе проводились учения по отражению ракетных атак. В качестве стреляющего был приглашен корабль ВМС Франции. В ходе стрельб выяснилось, что Иджис-крейсер «Тайкондерога» гарантированно сбивает ПКР «Экзосет», «Оливер Х. Перри» - нет. В настоящее время «серьезные» задачи по противоракетной обороне соединений выполняют Иджис-эсминцы типа «Орли Берк» (61 эсминец по данным на 2012 год) – куда более крупные и дорогие корабли. А для антитеррористических задач в прибрежных водах приобретаются специализированные корабли типа LCS.

К началу ХХI века пусковая установка Марк-13 и ракеты SM-1MR были признаны неэффективными и морально устаревшими. В 2003 году начался демонтаж этих систем, взамен фрегаты «Оливер Х. Перри» получили … отверстие в палубе. Да, сейчас корабли этого типа не несут никакого ракетного оружия. Американские адмиралы рассудили, что для борьбы с наркокурьерами и пиратами достаточно трехдюймовой пушки и вертолетов SH-60 «Морской ястреб». Гонять к побережью Сомали крупные боевые корабли - расточительно. Для винтокрылых машин американцы на всякий случай закупили партию шведских противокорабельных ракет «Пингвин».
Еще одно новое амплуа «Оливеров» - доставка гуманитарной помощи, корабль именно этого типа приплывал в Грузию в 2008 году.
С начала 2000-х годов идет постоянный вывод этих кораблей из состава ВМС США, кто-то отправляется на слом, кто-то – в заморские страны. Например, «Оливеры» купили Бахрейн, Пакистан, Египет, 2 фрегата приобрела Польша, больше всех купила Турция – 8 единиц для действий в Черном море. Турецкие «Оливеры» прошли модернизацию, старая Марк-13 уступила место вертикальной пусковой установке Марк-41, в восьми ячейках которой помещаются 32 зенитные ракеты ESSM.

Фрегаты этого типа 35 лет «защищают демократию» во всех горячих точках Земного шара, но, несмотря на солидные боевые качества, у них достаточно бесславная боевая история. Сейчас «Оливеры» передают вахту боевым кораблям новых типов.
«Оливер Х. Перри» - все будет Х.

Предполагавшийся как самый многочисленный класс боевых кораблей военно-морских сил США, класс «Оливер Хазард Перри» разработан для противовоздушной обороны с возможностями вести борьбу с противолодочной обороной, надводная (наземная) цель в качестве вспомогательной задачи. Из-за соображений стоимости первые 26 не были приспособлены, чтобы нести два вертолета противолодочной обороны Мк 3, но сохранили две машины системы LAMPS Мк 1. Устройства LAMPS включали систему RAST (Recovery Assistance Security and Traversing), которая позволила принимать и выпускать вертолеты SH-60 «Си Хок» с корабля в условиях бортовой качки до 28° и килевой качки до 5°. Все имеют броню из алюминиевого сплава поверх погребов и пластмассовую броню «Кевлар» на жизненно важных устройствах электроники и связи.

В состав военно-морских сил Австралии входят «Аделаида» (F01), «Канберра» (F02), «Сидней» (F03) и «Дарвин» (F04). Австралия располагает правом построить до шести кораблей этого класса согласно лицензии. Испания также строит по лицензии три корабля этого типа для своих военно-морских сил: «Наварра» (F81), «Мурсиа» (F82).

Боекомплект для пусковой установки Мк 13 включает только зенитную управляемую ракету «Стандарт» и противокорабельной ракеты «Гарпун», так что корабельное противолодочное вооружение составляют только торпеды Мк 46 и вертолеты LAMPS. Восемнадцать кораблей этого класса переведены в резерв военно-морских силах США как учебные корабли наряду с несколькими противолодочными фрегатами класса «Нокс». Два корабля, «Старк» и «Сэмюэль Б.Робертc» (Samuel B.Roberts), были поражены ракетами в Персидском заливе в течение ирано-иракской войны. Класс состоит из кораблей «Оливер Хазард Перри» (FFG7), «Макинней» (FFG8), «Уодсворт» (FFG9), «Дункан» (FFG10), «Кларк» (FFG11), «Джордж Филип» (FFG12), «Сэмюэль Элиот Морисон» (FFG13), «Джон X. Сайде» (FFG14), «Эстосин» (FFG15), «Клифтон Спрэгью» (FFG16), «Джон А. Мур» (FFG19), «Энтрим» (FFG20), «Флэтли» (FFG21), «Фарион» (FFG22), «Льюис Б. Пуллер» (FFG23), «Джек Уильяме» (FFG24), «Коуплэнд» (FFG25), «Гэллери» (FFG26), «Мэллон Тисдэйл» (FFG27), «Бун» (FFG28), «Стивен В. Гровс» (FFG29), «Рейд» (FFG30), «Старк» (FFG31), «Джон Л.Хэйл» (FFG32), «Джаррет» (FFG33), «Обри Фитч» (FFG34), «Андервуд» (FFG36), «Кроммелин» (FFG37), «Кул») (FFG 38), «Дойл» (FFG39), «Халибэртон» (FFG40), «Макклуски» (FFG41), «Клакринг» (FFG42). «Тач» (FFG43), «Уэрт») (FFG45), «Ренц» (FFG46), «Николас» (FFG47), «Вандерфифт» (FFG48), «Роберт Г. Брэдли» (FFG49), «Тейлор» (FFG50), «Гэри» (FFG5I), «Кэрр» (FFG52), «Хэйс» (FFG53), «Форд» (FFG54), «Хрод» (FFG55), «Симпсон» (FFG56), «Рубин Джеймс» (FFC57), «Сэмюэль Б. Роберте» неназванных (FFG59 и FFG61)

Тактико-технические характеристики фрегата «Оливер Хазард Перри»

  • Класс «Оливер Хазард Перри»;
  • Водоизмещение, т: стандартное 2769 и полное 3658;
  • Размеры, м: длина 135.6 (у кораблей системы LAMPS 1) или 138,1 (у кораблей системы LAMPS 3: FFG8, FFG36-FFG43 и FFG45-FFG61), ширина 13,7, осадка 4,5. Главная энергетическая установка -две газотурбинных установки LM2500 фирмы «Дженерал Электрик», работающие на один вал, мощностью, л. с. (кВт): 40 000 (29 828);
  • Скорость хода, узлов: 29;
  • Вооружение: однобалочная пусковая установка Мк 13 зенитно-ракетный комплекс «Стандарт» SM-IMR и «Гарпун» (боезапас 36 зенитно-управляемые ракеты и 4 противокорабельные ракеты), 76-мм артиллерийская установка, 20-мм зенитный артиллерийский комплекс самообороны "Фаланкс ", два 324-мм трехтрубных торпедных аппаратов противолодочной обороны с боезапасом 24 торпеды Мк 46;
  • Авиавооружение: по два вертолета SH-2F «Си Спрайт» Мк 1 и SH-60B «Си Хок» системы LAMPS Mk 3;
  • Электроника: радиолокационная станция обнаружения воздушных целей SPS-49, радиолокационная станция обнаружения надводной (наземной) цели SPS-55, радиолокационная станция системы управления огнем STIR, комплект URN-25 PTCH TACAN, CPTP SLQ-32 (V) 2, две пусковых установки Мк 36 Super RBOC для постановки дипольные отражатели, гидроакустическая станция SQS-56 в корпусе и (только на FFG36-FFG43 и FFG45-FFG61) буксируемая ГАC S0R-19A;
  • Экипаж, чел.: 215.

Вслед за двумя небольшими катерами Украина может получить от США куда более серьезное вооружение – фрегаты типа «Перри». По крайней мере, об этом бравурно заявляют украинские СМИ. Допустим, это правда. Однако легко убедиться, что бесплатно подобные корабли Вашингтон никому не передает. А главное, само их получение поставит перед Украиной целый ряд серьезных проблем.

США могут начать поставку фрегатов типа Oliver Hazard Perry на Украину. Об этом своим читателям сообщил «Украинский военный портал», сославшись на собственные источники. По словам украинского издания, соответствующее предложение уже поступило со стороны США в украинское министерство обороны, в котором передача выведенных из состава американского ВМФ фрегатов типа Oliver Hazard Perry указана как одна из форм военно-технической помощи Украине.

Заявление выглядит правдоподобным на фоне аналогичного жеста, уже предпринятого США в адрес Украины: Киев на днях два старых катера американской Береговой охраны. Катера, как заявлялось, были переданы бесплатно.

Насколько может быть правдивой данная информация, во что обойдется Украине получение данной техники и сможет ли передача Украине устаревших американских фрегатов хоть как-то изменить баланс сил в Черном и Азовском морях?

Славные 1970-е

В настоящий момент времени фрегаты типа Oliver Hazard Perry (в русскоязычных источниках иногда для краткости именуемые «фрегаты типа «Перри»), стоявшие в своё время на вооружении ВМС США, уже являются «славным прошлым» американского военно-морского флота. Они прослужили в американском ВМФ без малого 38 лет – гораздо дольше предыдущих серий американских фрегатов.

Головной корабль этой серии, сам «Оливер Хазард Перри», был спущен на воду ещё в далёком 1977 году и стал достаточно инновационным кораблём: это был первый военный корабль, спроектированный практически полностью на компьютере, без применения классических конструкторских средств; первый корабль класса «фрегат» с газовой турбиной; а также первый фрегат, конструкция которого, в отличие от предыдущих проектов, учитывала максимально возможный спектр применения. Фрегаты класса «Перри» должны были уметь не только сопровождать крупные океанские корабли в качестве эскорта и бороться с подводными лодками, но и обеспечивать поддержку десантных операций, осуществлять функции ПВО конвоев и эскортов, а также быть частью ударных военно-морских групп с опорой на линкоры или авианосцы.

«Перри» получились гораздо мощнее по вооружению и несколько более быстрыми, чем предыдущий, переходный класс фрегатов «Нокс», даже при меньшем водоизмещении. В итоге практически все «Ноксы», построенные буквально за три–пять лет до первого «Перри», списали уже в 1991–1994 годах, в то время как серия типа «Оливер Хазард Перри» служила американским ВМС ещё целых двадцать лет, вплоть до середины 2010-х годов.

Фрегат оказался настолько удачным, что его изготовление (по американской лицензии) было налажено в Австралии, Испании и на Тайване. Кроме того, после окончания срока службы в американских ВМФ восемь американских фрегатов было передано Турции, четыре – Египту и Тайваню, два – Польше, а по одному фрегату получили Пакистан и Бахрейн.

Почти все указанные трансферты (кроме передачи фрегата типа «Перри» Бахрейну) осуществлялись ВМС США по так называемой программе зарубежных военных продаж (FMS). В этой программе контрагентом с американской стороны выступает Агентство по сотрудничеству министерства обороны США (Defense Security Cooperation Agency, DSCA), которое берёт на себя все взаимоотношения с военными подрядчиками, связанные с необходимым ремонтом, модернизацией и повторным вводом оборудования в строй. Такая схема передачи кораблей выгодна именно Пентагону: продажи союзникам и всем желающим нового и бывшего в употреблении американского военного имущества составляют сумму от 30 до 40 млрд долларов за год.

Не бесплатно, но дорого

Стоимость продаваемых по программе FMS фрегатов типа «Перри» хорошо известна исходя из прошлых сделок DCSA. Так, подготовка и передача фрегата Пакистану была оплачена за счёт средств американской военной помощи и составила сумму в 65 млн долларов. Восемь фрегатов типа «Перри», переданных Турции, формально обошлись южной соседке Украины в 205 млн долларов, однако они передавались в состав турецких ВМС «как есть». В связи с этим Стамбулу пришлось тут же раскошелиться на масштабную программу их ремонта и модернизации. И обошлась она, согласно экспертным оценкам, практически в сравнимую со стоимостью «голого» фрегата цену. Таким образом, общие расходы Турции на введение в строй восьми «Перри» составили более 400 млн долларов, что сравнимо с ценой фрегата для Пакистана.

Не произошло чуда и во взаимоотношениях США с ещё одним союзником, Тайванем, для нужд которого в США Конгрессом в 2014 году даже была принята отдельная программа передачи фрегатов класса «Перри» (Taiwan Relations Act Affirmation and Naval Vessel Transfer Act of 2014) – для защиты острова от «китайской угрозы».

Два фрегата, переданных в 2015 году, обошлись Тайваню в 240 млн долларов.

Ещё два корабля, в настоящее время находящиеся в процессе переоборудования на американских верфях, вытянут из военного бюджета Тайваня ещё 190 млн долларов. При этом формально сами фрегаты передаются Тайваню по «символической» цене в 10 млн долларов. Но это, как и в случае Турции, стоимость лишь «пустых» корпусов, в то время как насыщение их рабочим оборудованием и системами вооружений и тянет основной бюджет по повторному вводу корабля в строй.

Принятый в 2014 году билль подразумевает чёткое резервирование списанных в середине 2010-х годов последних фрегатов типа «Перри», находящихся сейчас на консервации. Так, четыре фрегата должен получить Тайвань, а по два фрегата ожидается передать ещё двум союзникам США – Мексике и Таиланду. При этом формально Мексика и Таиланд даже должны получить корпуса старых «Перри» бесплатно, однако так же, как и Тайвань, полностью оплатить процедуры ремонта, модернизации и введения в строй.

При этом общее число находящихся в отстое и выведенных из эксплуатации фрегатов типа «Перри» составляет 10 единиц, что за минусом обязательств США перед союзниками по биллю-2014 принципиально оставляет для Украины возможность получить два фрегата. Однако сама передача военных кораблей, скорее всего, будет оформляться отдельным постановлением Конгресса, которое во многом будет повторять и в логике, и в стоимостных параметрах «тайваньский билль» 2014 года. Что подразумевает, что Украине надо будет выложить кровных 200 млн долларов за два списанных и устаревших корабля. Если, конечно, США не соблаговолят пойти на оплату этих расходов по пакистанскому варианту – за счёт американской военной помощи.

Тут самое время рассмотреть другой вопрос: а действительно ли данные корабли повысят боеготовность ВМС Украины?

Где воюем?

Для начала стоит сказать, что смелое утверждение «Украинского военного портала» о том, что «указанные корабли (фрегаты типа «Перри» – прим. ВЗГЛЯД) могут значительно повысить обороноспособность ВС Украины на Черноморском и Азовском театре военных действий» всё-таки надо отнести к области военной фантастики. Хотя бы в части Азовского моря.

Большая часть одного из самых маленьких морей на карте мира составляет всего 6–8 метров. Наиболее глубоководная часть имеет глубину 13 метров, а морские каналы к портам Бердянска и Мариуполя обеспечивают осадку в 9 и 7,9 метра соответственно. В то же время осадка «Перри» рассчитана на эксплуатацию в условиях открытого океана и составляет без малого от 6,7 до 7,7 метра (в зависимости от солёности воды и загруженности корабля запасами, топливом и вооружением).

Ещё смешнее при таких вводных выглядит нахождение «Перри» в условиях нынешней «военно-морской базы Украины» в порту Бердянска, где глубины возле причалов колеблются между отметками 7,9 и 5,2 метра.

Если украинская сторона не собирается каким-то образом провести дноуглубительные работы по всему Азовскому морю и вложиться в масштабнейшее переоборудование порта Бердянск в военно-морскую базу, будущим украинским «Перри» просто будет негде плавать дальше входа в Керченский пролив. Так как выглядеть в мелководном Азовском море они будут достаточно показательно, как известная субстанция в полузамёрзшей проруби.

Столь же непонятна наземная инфраструктура даже для двух «Перри» и в случае их базирования в Одессе, Ильичёвске или же порту Южный. Всё дело в том, что за прошедшие после потери Крыма четыре с половиной года Украина так и не озаботилась постройкой военно-морской инфраструктуры в Одесской области взамен утерянной в Севастополе и Донузлаве.

По сути дела, даже экипажи выведенных из Крыма и переданных впоследствии Украине Россией военных кораблей до сих пор ютятся в малоприспособленных для постоянной жизни санаториях и общежитиях, а ремонтная и эксплуатационная база украинского военно-морского флота и вовсе находится в зачаточном состоянии. Поэтому обеспечить даже ограниченную боеспособность двух крупных военных кораблей Украина пока что не в состоянии – ни на Чёрном, ни, тем более, на Азовском море.

Каким образом украинское военное ведомство собирается решать эту дилемму – пока что не ясно. Ведь даже деньги на модернизацию двух «Перри» надо будет всячески выпрашивать именно у США, так как сама Украина вряд ли вытянет переоборудование фрегатов – экономика у страны ведь отнюдь не тайваньская. А уж создание полноценной военно-морской базы взамен бездарно утерянной в Севастополе и вовсе находится где-то в сфере уже упомянутой военной фантастики.

Просмотров