Что такое народные традиции определение. Традиции: это что такое? Виды традиций - национальные, социальные, культурные, религиозные и другие

Мы часто не задумываемся, что превращает нас из группы совместно живущих людей в настоящую ячейку общества. А здесь не последнюю роль играют сложившиеся с годами обычаи. В нашей статье мы поговорим о том, какие есть семейные традиции, каково их значение, а также приведем примеры привычек, которые бывают в семьях разных стран и составим свой список.

Семейные традиции: что это такое

Чтобы дать определение тому, что такое семейная традиция, определимся сначала с тем, что это значит – «семья». Согласно Большому Энциклопедическому Словарю – это «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью». А значит, в полноценной ячейке общества родственники не только живут под одной крышей, но и любят друг друга, заботятся о каждом своем члене, вместе проводят время. Если какое-то занятие или действие повторяется неоднократно, переходит от одного поколения к другому, то оно становится обычаем данного рода.

Семейные обычаи – это не обязательно что-то грандиозное и масштабное. Даже скромные еженедельные ритуалы, которые заведены в том или ином союзе, можно считать традицией. Например, уборка по субботам, совместный завтрак в воскресенье утром или просмотр вместе с детьми мультфильмов по пятницам.

Более того, привычка желать друг другу доброго утра, целоваться при встрече или прощании, звонок о том, что ты благополучно добрался до места назначения, можно также отнести к нормам, принятым в данной ячейке общества.

Виды семейных традиций

Перечень того, что можно отнести к семейным традициям, может быть бесконечным. Однако, их условно можно разделить на общие, которые присущи многим людям в разных вариациях, и совершенно уникальные, специфические ритуалы.

К первой группе относятся такие действия как:

Совместные празднования

В большинстве домов в России на День рождения, Новый год, Пасху собирается за богато накрытым столом большой круг родственников и близких друзей, чтобы поздравить именинника или проводить уходящий год.

В эти дни принято преподносить подарки и памятные сувениры, писать поздравления, петь песни и танцевать, произносить тосты с последующим принятием спиртных напитков, что конечно не идет на пользу нации.

Совместная встреча важных событий в жизни

Очень у многих принято ежедневно или хотя бы раз в неделю обсуждать в узком кругу, как прошел день, какие события случились, делиться своими мыслями по этому поводу, давать советы или просто от души сопереживать. Здесь же обсуждаются планы на выходные и ближайшее будущее. Такое близкое откровенное общение очень сплачивает, позволяет всем членам фамилии почувствовать свою важность и значимость для остальных.

Совместные путешествия

Если позволяют обстоятельства, многие проводят отпуск все вместе, по возможности отправляясь на море или в другой город. А есть те, которые предпочитают ежегодные выезды на дачу летом, где отдых на природе сочетается с трудовыми обязанностями. Любая такая поездка приносит много позитива каждому её участнику, что укрепляет отношения домочадцев.

Фотографии на память

Приятные события хочется запечатлеть на фотокарточках, чтобы при желании в любой момент вернуться к памятному дню. Модные сейчас фотосессии могут стать хорошей традицией, особенно в семьях, где есть дети. Ведь каждый возраст малыша имеет свои прелести, а время летит так быстро, что опомниться не успеешь. К тому же к такому событию обычно идут долгие совместные приготовления, а саму съемку ребенок воспримет как приключение.

Совместное посещение разных мероприятий

Кино, театр, выставки, музеи, фестивали – это все очень интересно и познавательно. Если в доме все настроены на развитие своей личности, то домочадцам никогда не будет скучно друг с другом. Так что совместные посещения культурных или развлекательных мероприятий – это очень хороший и полезный обычай.

Список того, какие еще есть общие семейные традиции, может быть очень длинным. Ведь сюда же можно отнести и самые мелкие ежедневные привычки, здесь же и все религиозные обряды, национальные особенности связанные, например, с бракосочетанием или посвящением в религию. Россия страна многонациональная, и у каждого народа свои собственные исторические обычаи.

К специфическим же обычаям можно отнести те особенности, которые присущи только вашей ячейке общества. Например, вы любите на завтрак есть исключительно овсянку, или не ложитесь спать в пятницу до рассвета.

Кроме того, есть те действия, которые сложились сами по себе, а есть специально введенные. В любом случае, это именно то, что повторяется в одном доме с какой-то периодичностью.

Роль семейных традиций: что значит их соблюдение

Если выделить основные положительные тезисы, то они, пожалуй, будут звучать так:

  • Традиции дают ощущение стабильности, незыблемости брака для супругов.
  • Воспитывают уважение к старшим.
  • Прививают тягу к труду и порядку.
  • Сплачивают и объединяют родных.
  • Позволяют почувствовать себя неотъемлемой частью чего-то большого, крепкого, того, что мы называем ячейкой общества.

Что такое семейные традиции для детей

Особенно важно соблюдение заведенных обычаев для малышей, ведь это дает ощущение стабильности, а значит и безопасности. Ребята любят, когда что-то повторяется много раз, это полезно для их психики, делает ребенка спокойным и уравновешенным. Именно поэтому врачи так настоятельно рекомендуют соблюдать режим дня.

Особенно полезными для детей станут следующие традиции:

Чтение сказки на ночь и пение колыбельных малышам

Вечернее чтение не только развивает фантазию ребенка, но и настраивает его на спокойный лад, уместный перед сном, а голос матери всегда успокаивает и убаюкивает.

Совместные игры

В век компьютеров, телевизоров и бесконечного числа развлечений, занять ребенка очень просто. Однако самыми теплыми воспоминаниями из детства будут именно те, когда малыш играл вместе с родителями. Это могут быть настольные игры или активный отдых на природе, главное, чтобы в игре принимали участие все близкие.

Обязанности по дому

Хорошо, когда у каждого члена, даже самого маленького, есть какие-то обязанности по дому. Это не обязательно должна быть фиксированная трудовая повинность. Занятия можно менять и каждый раз предлагать новое задание. Предложите ребёнку во время одной уборки протереть пыль, а в следующий раз поработать пылесосом. А с таким поручением, как полить цветы, с удовольствием справляются даже малыши.

Семейные приемы пищи

Поцелуи и объятья

Психологи утверждают, что чтобы чувствовать себя счастливым нужно минимум восемь объятий в день. А детям требуется еще больше. Так что обнимайте малышей по любому поводу. А уж поцелуй на ночь станет прекрасным завершением дня и для ребенка, и для родителей.

Подготовка к Новому году

Для многих взрослых одними из самых волшебных моментов детства являются новогодние праздники. Можно создать сказку вместе с ребенком, вместе украшать елку под тематические песенки, делать сувениры в подарок родным, писать письма Деду Морозу. Ведь малыш умеет то, чего многие взрослые разучились делать – верить в чудеса.

Все эти и многие другие традиции позволят детям сформировать правильное отношение к браку, как к одному из основных элементов своей жизни. Уже будучи взрослыми, они понесут в свою молодую ячейку общества именно те устои и принципы, которые усвоили из детства.

Описание семейных традиций разных стран

Конечно, в каждом обществе существуют свои, исторически сложившиеся обычаи. Расскажем более подробно о том, что принято в других государствах.

В России

С древних пор в России традиции чтили и оберегали, они были важной частью жизни как простого населения, так и дворян.

Одним из основных обычаев было хорошее знание своего рода, всех своих предков до десятого колена. В аристократической среде в каждой фамилии были обязательно составлены генеалогические древа, в которых перечислялись все прародители с именами, отчествами, фамилиями и титулами. Из уст в уста передавались истории из жизни прародителей, а с изобретением фотоаппарата – снимков. До сих пор во многих семьях бережно хранят старинные фотоальбомы, постепенно дополняя их уже современными карточками.

Уважение к старшим – один из столпов воспитания на Руси. В нашей стране, в отличие от западных государств, не принято отдавать родителей доживать свой век в пансионы и дома престарелых. Дети до последнего дня заботятся о своих стариках. А после их смерти принято поминать ушедших родственников в день кончины и день рождения, ухаживать за их могилами.

Еще одной русской особенностью, свидетельствующей о почтении к своему роду, является присвоение ребенку отчества. Это дань уважения, прежде всего, отцу. Также зачастую можно было встретить «семейное» имя, то есть часто встречающееся в этом роду, когда ребенка называют в честь одного из родственников.

Также широко была распространена передача реликвий по наследству. Причем это не обязательно драгоценности, стоящие целое состояние. Это могут быть простенькие, но дорогие сердцу вещи – предметы интерьера, столовые приборы. Зачастую свадебный наряд переходил от матери к дочери.

Практически все перечисленные традиции сохранились в нашем обществе до сих пор. Но многие, к сожалению, практически утеряны. Например, профессиональные династии, когда какое-то ремесло глубоко изучалось, и его секреты передавались из поколения в поколение.

Хорошей тенденцией стало возвращение к корням и вековым традициям. «Российский Дом Родословия» предлагает помощь в составлении генеалогического древа своего рода. У них в штате более пятисот генеалогов, работающих по всему миру, которые непременно разыщут любые архивные документы, где упоминается та или иная фамилия. Также специалисты не просто составляют родословную, но еще и обучают этому непростому ремеслу. Богатый выбор оформления позволит не только составить древо для себя из интереса, но и приобрести родословную книгу в качестве оригинального и полезного подарка.

В Великобритании

Это страна, которая свято чтит свои обычаи, особенно это касается аристократических династий. Традиции соблюдаются во всем: от ежедневных ритуалов утренней овсянки и вечернего чаепития до понятия того, как растить детей.

Одной из особенностей англичан является воспитание в своих чадах строгого контроля над своими эмоциями. Сохранить лицо для истинного джентльмена сегодня также важно, как и пару столетий назад.

В Италии

Италия – очень патриархальное государство. Почти 90% всех предприятий там являются родственными, то есть передаются от отца к сыну. К тому же фамилия в данном государстве не ограничивается узким кругом самых родных, все родственники являются важной частью большого клана.

По праздникам обязательно собирается вся фамилия за богато накрытым праздничным столом, шутят, смеются, делятся новостями.

В Америки

Несмотря на то, что американцы в большинстве своем трудоголики и очень ориентированы на построение карьеры, там во многих ячейках общества по трое и более детей. Интересным является традиция брать с собой малыша всюду, даже на вечеринки и посиделки с друзьями. Считается, что такая ранняя интеграция в общество поможет ребенку во взрослой жизни.

Исторически сложилось так, что семейные традиции – неотъемлемая часть жизни любого общества в каждом государстве. Они как цемент при постройке дома,связывают всех родственников, позволяют им не терять общих интересов. Так что соблюдайте уже имеющиеся обычаи и заводите новые, тогда в вашем доме всегда будет атмосфера любви и дружбы.

Жизнь людей, так или иначе, тесно переплетена с традициями и обычаями. Празднование дня рождения или Нового года, поздравление с восьмым марта – это обычаи или привычка? А как же черная кошка или стук птицы в окно? И кто сказал, что старшим нужно уступать в транспорте место? Все перечисленное это обычаи и традиции. Но как понять где обычай, а где традиция? В чём их главные отличия?

Определение «традиции» и «обычаи»

Традиции – это, те знания, что передаются с уст в уста , с поколения в поколение, это те знания, которые будут актуальны в любой сфере жизни человека: быт, общество, культура, работа, семья и так далее. Основная особенность традиций заключается в универсальности и отсутствии привязанности к территории.

Обычаи – это стереотипы о правилах и нормах поведения людей в обществе , тем не менее, они относительно устойчивые в обществе. Они так же передаются с поколения в поколение. К ним относят определенные правила, сформированные в определенной сфере жизнедеятельности человека.

Основные отличия традиции от обычаев

Объём распространения в обществе традиций и обычаев . Обычаи относятся к чему то определенному: народу, племени, территории. Традиция в свою очередь относится к семье, профессии и так далее.

Например, существует традиция праздновать Новый год, это отражает связь между старым и новым годом. Люди столетьями провожают старый год и встречают новый. Тем не менее, всем привычное действие – украшение ёлки это уже обычай. Стоит заметить, что обычай украшать елку и дом у каждой нации имеет свои особенности.

Уровень влияния . Обычай другими словами обычай – это привычка, люди уже автоматически повторяют ее ежедневно. А традиция – это направленность деятельности, более сложная и многогранная. Например, обычаем является положение женщины в семье, отношение к ней и её обязанности по дому. А к традиции можно отнести празднование дня рождения или субботний поход семьи в парк, театр, кино и так далее.

Укоренение в сознании человека . Со временем обычай становится традицией. Его продолжительность меньшая, чем традиции. А традиции проходят десятки лет и столетий. Обычай уважать старших в семье стал традицией – уважать родителей, заботится, навещать их и так далее.

Направление . Обычай направлен на практичность в жизни каждого человека. А традиция в свою очередь направлена информировать людей.

Обычаем является ухоженный вид домочадцев, а традиция информирует людей, что они должны быть ухоженными и следить за своим внешним видом.

Основная суть . Обычаи и традиции сами по себе очень схожие. Можно сказать, что традиция это глубокий обычай. Но если рассматривать более детально можно заметить определённую разницу. Белое платье на свадьбе у невесты – это обычай, а празднование этого праздника – традиция.

Влияние на жизнь . Обычаи связывают современного человека со своими предками, преследуя обычаи человек, выявляет свое уважение предыдущему поколению. Традиции отображают жизнь народа и его развитие. Через обычаи люди учатся, приобретают навыки и опыт, а с помощью традиции человек приобщается к обществу.

Например, в семье есть традиция готовить на воскресный ужин индейку, а вот по какому рецепту и какие семейные секреты приготовления – это обычай.

Изменение во времени . Обычаи со временем меняются, преследуя модные тенденции и не несут особый смысла. В первобытно-общинном строе обычаи выступали как нравственный закон. Они зависят от мнения общества, как можно делать, а как нельзя. Традиции же неизменны во времени.

Другие отличия

  1. Функция .Традиция имеет информационные функции. Каждый положительный опыт передается с поколения в поколение как традиция. Обычай выполняет служебные, регулятивные и социальные функции.
  2. Возникновение . Обычаи возникли на основе одних и тех же повторяющихся действий человека. Традиции возникли благодаря поддержки многих людей, какого либо образца. Например, выпускники встречаются каждый го од в один и тот же день.
  3. Характер правил поведения . Традиции содержат в себе только общие правила того или иного действия. Обычай всегда детально спланирован и имеет свой план действий, зависящий от мнения общества. К примеру определенные национальности имеют ряд обычаев как муж должен вести себя с супругой, как вести себя в обществе, как относится к пожилым людям.
  1. Сфера действия . Не смотря на то что сегодня многие сферы жизни связаны, обычай можно больше отнести к семье и быту. Традиции больше привыкли относить к политике, философии, производству и так далее.
  2. Мотивы соблюдения . Люди придерживаются различных обычаев, потому что так привыкли уже делать. А традиции соблюдаются только на основании, каких либо своих личных убеждений. Ведь не каждый человек празднует Крещение или ходит в церковь.
  3. Масштаб соблюдения . Как ранее упоминалось обычаи это правила, регулирующие поведения общества, поэтому обычаев может, придерживается целая нация или большая группа людей. Традиций же придерживается небольшая группа людей, например, семья.
  4. Отношение общества . Можно сказать, что к обычаям относятся нейтрально или даже негативно. Традиции всегда уважались в обществе.
  5. Содержание . Обычай это всего лишь образец, как можно или нужно поступить в ситуации. Традиция это все унаследованное от предков.

Применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является traditio. Таким образом, границы семантического спектра понятия традиции жестко указывают на основное качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие: традиция - это прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, короче, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне, обычай.

Это основное отличие часто отходит в сознании на задний план, уступая место другому, тоже значимому, но производному. Для обыденного сознания эпохи модерна слово «традиция» ассоциируется в первую очередь с тем, что связано с прошлым, утратило новизну и в силу этого противостоит развитию и обновлению, что само по себе неизменно, символизирует стабильность вплоть до застоя, избавляет от необходимости осмысливать ситуацию и принимать решение.

Традиции в европейской культуре

Понимание традиции в рамках европейской культуры, начиная с Нового времени отмеченное этим сдвигом, в целом базируется на историческом подходе. Динамический характер такого понимания, позволяющий увидеть и оценить роль и значение традиции в свете происходящих социальных изменений, проявляется, однако, и в возникновении общей тенденции к инфляции понятия. Если изначальное значение понятия «традиция» включало в себя аспект особого уважения к переданному как к дару и, соответственно, к самому процессу передачи, то в дальнейшем этот аспект в светской культуре постепенно утрачивается. Уже в поздней античности развитие понятия традиции в центральную категорию христианской теологии привело, с одной стороны, к его нормативному расширению, а с другой - к возникновению концептуальных затруднений в связи с конституированием противопоставления традиции и ratio.

В дальнейшем становление светского мировоззрения и сопряженный с ним рост авторитета индивидуального критического разума стимулировали углубление этого противостояния. Критическое отношение к традиции как таковой и прежде всего к церкви как ее опорному достигло апогея в эпоху Просвещения . В это время и формируется собственно историческое понимание традиции как ограниченного временными рамками и изменчивого феномена .

Эпоха Просвещения

В эпоху Просвещения понятие традиции находилось в центре дискуссий, связанных с проблемой социально-политической эмансипации третьего сословия. Поскольку последняя понималась и рассматривалась как освобождение человека вообще, как эмансипация индивидуального разума и преодоление принуждающей силы традиции, понятие традиции стало элементом социально-антропологического дискурса. При этом интерпретации его были самыми разнообразными, от требования критического переосмысления границ признания традиции до полного отрицания всякой традиционности как главного препятствия на пути личности к своей аутентичной самости. Как считали впоследствии авторы-традиционалисты, в частности, Ж. де Местр, именно ожесточенное неприятие традиции мыслителями Просвещения послужило идеологическим обоснованием Французской революции .

XIX век

Реакцией на тотальное отвержение традиции Просвещением стало восторженно-апологетическое отношение к ней консервативного романтизма. Тем самым к началу XIX века в европейской культуре сложилось амбивалентное отношение к традиции, включавшее и понимание ее универсальной исторической роли, нашедшее отражение в оценке И. Г. Гердера , считавшего традицию главной движущей силой истории и в то же время называвшего ее «духовным опиумом », усыпляющим индивидуальную инициативу и критическое мышление . Однако в ходе дальнейшего развития ментальности модерна отношение к традиции в целом неуклонно становится все более и более негативным, что усугубляется успехами научного познания и технико-технологическими достижениями, ориентирующими на новацию как противоположность традиции.

Это можно проследить на философских системах и макросоциологических теориях первой половины XIX века (Г. В. Ф. Гегель , О. Конт , К. Маркс). Если у Гегеля традиция занимает важное место в процессе всемирно-исторической объективации духа, то в концепции Маркса она трактуется как выражение классовых и групповых интересов, как составляющая идеологии, а сквозь призму тотальной критики религии и церкви - как орудие манипулирования массовым сознанием. Негативные коннотации понятия традиции заметны и у Ф. Ницше , для которого последняя есть квинтэссенция обывательской косности, мешающая становлению сверхчеловека и подлежащая отрицанию.

XX век

«Фундаментальная политизация» социальной жизни, по выражению К. Мангейма , составляющая основную характеристику первой половины XX века , проявилась, в частности, и в том, что почти все многочисленные возникшие в этот период политические направления и массовые движения, базируясь на критическом отрицании наличных социальных традиций, обнаружили, тем не менее, стремление измыслить и увековечить новые, собственные традиции. На эту общую для них черту указывал Э. Хобсбаум , видевший в этом стремлении потребность подвести историческое обоснование под свои взгляды. Сам по себе этот факт, впрочем, только неопровержимо свидетельствует об атрибутивном характере традиции для социальной реальности. Осмысление этой идеи в современном социально-философском дискурсе повлекло за собой конституирование ряда различающихся концептуальных подходов к пониманию сущности и социальной значимости традиции.

Понятие традиции в интегральном традиционализме

Термин «традиция» (зачастую с большой буквы) является центральным в интегральном традиционализме .

В нём понятие традиции относится исключительно к цепи эзотерических знаний и практик, обладающих онтологическим статусом канала восхождения, и к совокупности основанных на сакральном опыте форм культуры и социальной организации .

«У традиции нет ничего общего ни с местным колоритом, ни с народными обычаями, ни с причудливыми действиями местных жителей, которые собирают изучающие фольклор студенты. Это понятие связано с истоками: традиция - это передача комплекса укоренённых способов облегчения нашего понимания сущностных принципов универсального (вселенского) порядка, так как без посторонней помощи человеку не дано понять смысл своего существования» - писал лидер новых правых Ален де Бенуа .

Проблематика

Концептуальные подходы к пониманию сущности и социальной значимости традиции можно сгруппировать соответственно их общей направленности. В группу подходов, которую можно условно обозначить как модернизм и прогрессизм, входят концепции традиции как отмеченной негативным знаком «диалектической пары» новации. В парадигме прогрессизма традиция - это то, что в конечном счете отступает под натиском нового, это обреченное и исторически относительное. Такое понимание просматривается у многих, совершенно разных авторов. По мнению, к примеру, Ханны Арендт , традиционность как характеристика социума полностью исчерпывает себя в эпоху модерна, поскольку логика индустриального развития требует замены традиции как социального ориентира ориентацией на общечеловеческую рациональность. Наиболее отчетливо эта идея была сформулирована Максом Вебером , впервые на концептуальном уровне противопоставившим традиционный и рациональный способы социальной организации. Традиция и рациональность в универсуме прогрессизма составляют два полюса, между которыми существует напряженность, определяющая направленность социальной динамики.

Традиционное общество понимается как тип социальной организации, радикально отличной от общества современного, характеризуемый замедленностью изменений, если не полным их отсутствием. Вторая его черта заключается в том, что оно предъявляет к своим членам совершенно иные требования, и главное из них - полностью подчинять личную интеллектуальную и социальную инициативу авторитету традиции.

Отсюда вытекает признание тесной связи между традицией и стереотипом . По сути, если ограничить рассмотрение поведенческим ракурсом, очевидно, что следование традиции предполагает стереотипизацию социального и индивидуального поведения, жесткое доминирование стереотипа над индивидуальным волеизъявлением, личностными особенностями и устремлениями. Социальный стереотип составляет механизм реализации традиции. На это обращает внимание известный отечественный исследователь Э. С. Маркарян, определяя традицию следующим образом: «Культурная традиция - это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах» .

Основной проблемой, связанной с традицией, в таком случае становится проблема соотношения стереотипизированного опыта и возникающих инноваций, а также проблема природы самих инноваций. Согласно Э. С. Маркаряну, «динамика культурной традиции - это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых», а инновации появляются в процессе органической перекомбинации элементов традиции. В таком понимании, как отмечает С. П. Иваненков , нивелируется качественная разница между традиционным и инновативным моментами социальности. Для более глубокого проникновения в проблему необходимо, считает он, «найти категориальное основание определения, в котором традиция будет положена как иное для инновации и обратно». Таким основанием, по его мнению, может быть только отношение двух реалий - традиционной и инновационной - ко времени как атрибутивному параметру социального бытия. В настоящее время все большую актуальность приобретает сохранение традиций в народном искусстве. Профессиональное образование в области традиционного декоративно -прикладного искусства с 1928 года ведется в Московской школе художественных ремесел . Широкое исследование данной темы проводит Международный Фонд Аполлон - Союз, США.

См. также

Примечания

Литература

  • Рене Генон Очерки о традиции и метафизике. - СПб. , 2000. - С. 56-57.
  • Есаулов И.А. Духовная традиция в русской литературе // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
  • Нечипуренко В. Н. Ритуал (опыт социально-философского анализа). - Ростов-на-Дону, 2002. - С. 110-111.
  • Alleau R. De la nature des symboles. - Paris, 1958.
  • Косинова О. А. К вопросу о трактовке понятия «традиция» в отечественной педагогике // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 2 - Педагогика . Психология .
  • Макаров А.И. Традиция против истории в философии современного европейского традиционализма // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории . - М, 2001. - № 6. - С. 275-283.
  • Полонская И. Н. Традиция: от сакральных оснований к современности. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2006. - 272 с.
  • Ален де Бенуа Определение Традиции // Альманах "Полюс" . - 2008. - № 1. - С. 3-4.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Что стоит знать путешественнику о жестах и обычаях в разных странах

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Традиция" в других словарях:

    - (от лат. traditio передача) анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Т. может быть настолько широкой, чтобы охватывать все… … Философская энциклопедия

    - (лат. tradere передавать). Термин этот в литературе применяется и по отношению к преемственной связи, объединяющей ряд последовательных литературных явлений, и по отношению к результатам такой связи, к запасу литературных навыков. По смыслу… … Литературная энциклопедия

    Традиция - ТРАДИЦИЯ (лат. tradere передавать). Термин этот в литературе применяется и по отношению к преемственной связи, объединяющей ряд последовательных литературных явлений, и по отношению к результатам такой связи, к запасу литературных навыков. По … Словарь литературных терминов

    - (лат. traditio). Предание, способ, которым передаются из года в год различные происшествия, события и догматы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТРАДИЦИЯ лат. traditio, от tra, trans, через, и dare,… … Словарь иностранных слов русского языка

лат. tiaditio - передача) - форма преемственности в различных видах человеч. деятельности, материальной и духовной, предполагающая полное мл частичное воспроизведение спосо- бов, приемов и содержания деятельности предыдущих поколений. В клас. об-ве Т. носят клас. характер и в зависимости от их соц. содержания могут играть различную роль. В развитии соцналястич. культуры м формировании нового человека большое значение приобретают социалист. Т.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТРАДИЦИЯ

от лат. traditio - передача, предание) - способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох. Философский статус термина «традиция» определяется тем, что он включает в себя весь комплекс обладающих какой-либо ценностью норм поведения, форм сознания и институтов человеческого общения, характеризуя связь настоящего с прошлым, точнее, степень зависимости современного поколения от прошлого или приверженности к нему Всеобщность данного понятия подтверждается его присутствием во всех сферах человеческой жизнедеятельности и активным использованием его в различных областях знания (говорят о традиции «национальной», «народной», «групповой», а также «культурной», «научной», «художественной» и т. д.). В ценностном, содержательном плане традиция аккумулирует в себе некую систему норм, обычаев и мировоззренческих установок, составляющих наиболее значимую часть «классического» наследия данного социума, культурной общности, мыслительного направления. В функциональном плане традиция выступает посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности (технологий), которые явочным порядком входят в реальную жизнь людей и не нуждаются в каком-то особом обосновании и признании, кроме ссылки на свою давность и укорененность в культуре. Передача осуществляется посредством многократного повтора и тиражирования традиционных действий и отношений (обычаи), церемоний и обрядов (ритуал), символических текстов и знаков (см. Символ веры. Символы культуры}. Традиция представляет собой такую разновидность исторического сознания, где прошлое претендует быть прообразом настоящего и даже одним из источников совершенства будущего (как у П. А. Флоренского, предпочитающего говорить о «древности»). Но только в т. н. примитивных, архаичных обществах, организованных по принципу «самодовлеющих общин, которые постоянно воспроизводят себя в одной и той же форме» (К. Маркс), регулирующая роль и мироустроительная функция традиции приобретают универсальный масштаб и характер.

Природа традиции противоречива, что, естественно, порождает крайности в ее восприятии и оценке. С одной стороны, традиция выглядит как апология и консервация прошлого, символ неизменности, а порой - синоним отставания и «отсталости». Подобная эмоционально-негативная характеристика и оценка традиции, безусловно, имеет под собой объективное основание. Она обусловлена свойственной традиции нерефлектирующей приверженностью к прошлому (К. Мангейм), мифологизацией действительности и культовой психологией (Э. Кассарер), недоверием к креативной деятельности и недооценкой индивидуальности субъекта действия и т. д. С другой стороны, традиция выступает как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия, предпосылкой и конституирующим началом формирования идентичности человека, группы или целого социума. Как только идентичность сформировалась, она приобретает черты и статус традиции, что побуждает некоторых современных авторов говорить о тождественности этих понятий. Утрата или ослабление традиции нередко воспринимается и переживается как разрыв с прошлым, распад «связи времен», амнезия исторической памяти, вне которой осмысленная и целесообразная деятельность индивида или общества становится просто невозможной. Существование таких вневременных истин, как «возвращение к истокам» или «новое - хорошо забытое старое», лишь подтверждает важность и актуальность проблемы интерпретации традиции, источника ее витальной силы.

Признавая правомерность противопоставления традиции инновациям и современности, следует проявлять большую осторожность в истолковании данной антитезы. Это возможно, если проблему наследия, или традиции, рассматривать в контексте более общего понятия развитая. При таком подходе любая традиция становится равноправным участником процесса развития, диалога «нового» со «старым», обеспечивая не только момент преемственности, но и жизненной полноты, богатства самого процесса изменения и обновления действительности. Современный аналитический подход к проблеме традиции преодолевает тенденцию свести ее к «косным и отжившим элементам прошлого», делая акцент на изучении исторической динамики и судьбы культурного наследия и культурной самобытности. Проекция будущего немыслима без «тени», которую отбрасывает традиция. С этим понятием ассоциируется не только «застой», но и «возрождение», сообщающее старым образцам и ценностям новый жизненный смысл.

Вместе с тем традиция может выступить в качестве консервативной, ретроградной силы на пути становления новых, более прогрессивных форм и норм жизни. Коснеющая и застывающая в своей «неизменности» традиция может стать в позицию «сознательного консерватизма», даже архаизма, и тем самым превратиться в традиционализм, когда отстаиваются не ценности какой-то конкретной традиции, а сам принцип неизменности и неизменяемости. Живое противоречие «традиция-инновация» проявляет свою действительную силу тогда, когда традиция готова к обновлению и становится источником развития, а у инновации нет другого способа утвердить себя и выжить иначе как доказав свою органичность и укорененность в культуре. Практика показывает, что модернизация идет успешнее там, где считаются с традициями реформируемого общества, а, в свою очередь, традиции сохраняют свою жизненную силу, отвечая на потребности времени и врастая в новые формы жизнеустройства, т. е. обновляясь. Крушение той или иной традиции связано не только с осознанием стеснительности ее рамок, но и с открытием новых возможностей и перспектив в развитии (общественной жизни, науки, искусства и т. д.).

Велика роль и значение традиции в научном (см. Традиция в науке) и художественном творчестве. Термин «традиция» широко используется в характеристике и оценке эстетической и культурной значимости искусства целых эпох, направлений и отдельных художников, внесших особый вклад в сокровищницу мировой культуры, создавших уникальные образцы - памятники искусства. Если верно, что без прошлого нет будущего, то истинное новаторство возможно лишь на основе сохранения традиций, их творческого продолжения и развития. Это справедливо как для искусства, так и для исторического творчества вообще.

Лит.: Сарсенбаев Н. С. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата, 1974; Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976; ЕрасовВ. С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982; Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990; Традиции и обновление. Диалог мировоззрений, ч. 1-2. Нижний Новгород, 1995.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Каждый человек когда-либо в своей жизни сталкивался с такими понятиями, как традиция, обычай или обряд. Их смысловое значение уходит корнями глубоко в древность, и со временем, их историческая суть и ценность сильно изменились. Определенные ритуалы являются неотъемлемым атрибутом жизни людей, а мы, не задумываясь, следуем обычаям и традициям, вряд ли отличая одно от другого. Наша статья поможет разобраться, в чем между ними разница.

Обычай – это способ поведения в обществе, основанный на привычке, который воспроизводится в социальной группе или в обществе, и является логичным для всех членов. Значение этого слова несет в себе религиозный, культурный и правовой порядок, который может иметь даже принудительный характер. Когда речь идет об обычаях, подразумевается передача из поколения в поколение обрядов, ритуалов, праздников, правил поведения на похоронах или свадьбах.


Если мы говорим о передаче основ поведения и устройства общества как такового, то подразумевается такое понятие, как традиция. Отличием традиции от обычая считается его национальная привязка: к традициям можно отнести общепринятую национальную одежду, а вот атрибут к этой одежде, добавленный какой-то группой общества, будет носить уже понятие обычая. Существуют семейные, общественные, народные традиции, которые могут оказывать на человека как положительное, так и отрицательное влияние.


Примеры обычаев и традиций

Для наглядности хотелось бы привести несколько примеров национальных обычаев и традиций:

  • Самым известным обычаем является празднование Нового Года и Дня Рождения, а традицией – на Новый Год ставить и наряжать елку, а на день рождения - дарить подарки.
  • Празднование Великой Пасхи – еще один старый христианский обычай. Традиционным на Пасху считается печь куличи и красить яйца.
  • В Таиланде, по обычаю, отмечают Лой Кратонг – день духа воды, который приходит
  • в полнолуние. Традицией этого праздника считается пускать по реке лодочки со свечами, цветами и монетками.
  • В США считается обычаем отмечать праздник Хэллоуин. По традиции в этот день из тыквы вырезают различные физиономии, а внутрь овоща помещают горящие свечи.
  • Интересной традицией празднования именин в Дании является вывешивание флага на окне.

Совет

Если вы планируете поездку в азиатские страны, помните, что там существует обычай на праздники подавать «беш бармак». Чтобы не обидеть гостеприимных хозяев дома, это блюдо едят только руками, а перевод его так и звучит – «пять пальцев».

Вопреки нашим традиционным и общепринятым понятиям, в других странах существует много странных и нелогических для нашего понимания обычаев. Вразрез с привычным рукопожатием, которым мы привыкли обмениваться при встрече, японцы приседают, у некоторых аборигенов принято тереться носами, в Замбези делают реверанс и хлопают в ладоши, а кенийцы попросту плюют во встречного. По традиции вежливости у нас принято спрашивать «как дела?», китайцы задают вопрос «ел ли ты?», ирландец высказывает пожелание «будь весел», в Зулу тебе просто сообщат «я тебя вижу».


Для чего нужны традиции

Просмотров