Урок Тема: «Души несломленный полет. Виктор астафьев: Жизнь и творчество

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В.П. Астафьев Рождённый Сибирью (01.05.1924 - 29.11.2001)

«Если бы мне было дано повторить жизнь, - я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат…» В. П. Астафьев.

Жизненный путь 1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор. Берега Овсянки На берегу Енисея В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. Виктор Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что мамы нет и никогда не будет". Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна.

Овсянка Старинное поселение, основанное более 300 лет назад, вскоре после Красноярска. Его предназначением было охранять город от набегов кочевников на ближних подступах. С тех пор сохранилось название ближней к поселку речки - Караульная. История Овсянки неразрывна с именем В.П. Астафьева. Он вернулся на родину как известный писатель. Но именно здесь к нему в полной мере пришло всенародное признание и любовь читателей. Благодаря прославленному земляку в ней появилось то, чего не было в других местах. Асфальтированная дорога, прекрасная библиотека, деревянная церковь. Однако за последние годы слишком многое переменилось. Овсянка давно уже не похожа на древнюю сибирскую деревню, какой мы представляем ее по “Последнему поклону”. Это красивое дачное место под Красноярском на берегу незамерзающей оскудевшей реки, где стоят напротив друг друга краснокирпичные новые особняки и старые потемневшие сибирские избы. Им не ужиться на одной земле, и аккуратный астафьевский дом с разросшимся садом кажется здесь затерявшимся, относящимся к иному измерению и времени.

Работал на станции Базаиха Красноярской железной дороги. Участник Великой отечественной войны (в армии с октября 1942 года до октября 1945 года). Был рабочим в г. Чусовой (Урал), журналистом газеты "Чусовский рабочий".

С апреля 1957 года Астафьев - спецкор Пермского областного радио. В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году - в Вологду. В 1980 году Астафьев переехал жить на родину - в Красноярск. До своей смерти писатель живет и работает как в Красноярске (Академгородок), так и в Овсянке, в летнем домике.

Литературное творчество С 1951 года начал заниматься литературным трудом. Итогом писательской деятельности стало 15-ти томное собрание сочинений. Автобиографическая проза Человек и хаос войны Лад и разлад Человек и природа

Литературные встречи в русской провинции Особой гордостью Овсянкинской библиотеки являются «Литературные встречи в русской провинции», когда раз в 2 года в Овсянке собираются писатели, поэты, издатели и библиотечные работники не только Сибири, но и столицы, и других регионов. Любая библиотека России гордилась бы, если ее читатель написал бы о ней те слова, которые Виктор Петрович написал о своей библиотеке: «... А библиотека села - это окошко родного дома, где всегда светит приветливый огонек». Первые «Литературные встречи в русской провинции» прошли в августе 1996 г., затем в 1998, 2000 гг. Литературные встречи стали одним из самых значительных событий культурной жизни нашего края, традицией, заложенной и завещанной нам великим русским писателем В.П. Астафьевым.

Автобиографическая проза Всю жизнь Виктор Петрович возвращался к одним и тем же темам - автобиографическим. Детство в Сибири ("Последний поклон", "Ода русскому огороду"), война (от "Пастуха и пастушки" до "Прокляты и убиты"), послевоенный голод и неприкаянность. Герои могли быть другими, непохожими на "Астафьева там и тогда", но темы, обстоятельства, места действия, воздух - только из памяти.

Лад и разлад Проблема лада и разлада продолжает оставаться самой “болевой” точкой в размышлениях Виктора Астафьева о своем народе. С наибольшей остротой писатель поставил ее в двух, почти одновременно созданных произведениях - в рассказе “Жизнь прожить”, который увидел свет в сентябрьской книжке “Нового мира” за 1985 год, и в романе “Печальный детектив”, напечатанном в январском номере журнала “Октябрь” за 1986 год.

Человек и хаос войны Размышления Виктора Астафьева о добре и зле, об их немирном сосуществовании в одном земном пространстве, в одном обществе, а порой в душе одного человека - эти размышления очень своеобразно преломились в его постоянном интересе к теме войны. Русская литература о Великой Отечественной войне изначально была пронизана героическим пафосом. Астафьев тоже относится к этому времени трепетно. Но он несколько смещает традиционную оптику в подходе к этой теме: для него и Отечественная война - это прежде всего война, то есть некое противоестественное состояние мира, концентрированное воплощение хаоса, наглядное воплощение тех сил и условий, которые противоположны человеческой натуре по определению и способны только разрушать душу. «Звездопад» «Пастух и пастушка» «Прокляты и убиты «Так хочется жить «Веселый солдат»

Человек и природа Ежегодные поездки Астафьева по родным местам послужили основой для написания широкого прозаического полотна "Царь-рыба" (1972 - 75), одного из самых значительных произведений писателя. Здесь писатель обращается к другой первооснове человеческого существования - к связи “Человек и Природа”. Причем эта связь интересует автора в нравственно-философском аспекте: в том, что еще Есенин называл “узловой завязью человека с миром природы”, Астафьев ищет ключ к объяснению нравственных достоинств и нравственных пороков личности, отношение к природе выступает в качестве “выверки” духовной состоятельности личности.

Первый сборник рассказов "До будущей весны" (Пермь, 1953). Астафьев окончил Высшие литературные курсы (1961). Член Союза писателей. Наиболее известные произведения: "Стародуб" (1960), "Кража" (1968), "Последний поклон" (1968), "Пастух и пастушка" (1973), "Царь-рыба" (1977), "Печальный детектив" (1986), "Зрячий посох" (1991) переведены на многие языки. Автор сценариев к художественным фильмам "Дважды рожденный", "Звездопад" и др. Для творчества Астафьева характерны углубленный психологизм, острота проблем, высокий гуманизм

Музей-мемориал В. Астафьева На родине Виктора Астафьева - в деревне Овсянка под Красноярском - установлен памятник писателю. Монумент изображает Виктора Петровича и его жену, сидящих на лавочке в тени деревьев. Бронзовая скульптурная композиция работы Владимира Зеленова выполнена в натуральную величину и отлита на одном из красноярских заводов. При установке рабочим пришлось постараться, чтобы не сломать ветки яблони, посаженной самим Астафьевым. 1 мая Красноярск отмечал 80-летие со дня рождения Астафьева. В Овсянке открылся музей-мемориал его имени, в состав которого вошли музей Астафьева, библиотека, дом бабушки писателя, часовня и мемориальное кладбище, где покоятся все родные и близкие знаменитого сибиряка.

Музей-мемориал В. Астафьева Дом-музей писателя. Овсянка Комната В. П. Астафьева. Овсянка В 1980 г. В.П. Астафьев вернулся на родину. Дом в Овсянке он выбрал неслучайно: рядом стоял домик бабушки Екатерины. С мая по октябрь писатель отрывался от семьи и переезжал из Красноярска в Овсянку, в свой дом. В дом, где и печку надо было топить, и еду готовить, и гостей принимать великое множество. Вдова писателя Мария Семоновна перед передачей дома в дар музею на свои средства провела в нем текущий ремонт.

Музей-мемориал В. Астафьева 1 сентября 1975 г. в Овсянке была открыта библиотека. Бессменным ее руководителем является Анна Епиксимовна Козынцева. В начале 90-х годов по инициативе В.П. Астафьева началось строительство нового здания для овсянской библиотеки. Проект здания разработал известный красноярский архитектор А.С. Демирханов. 4 мая 1994 г., к 70-летию В.П. Астафьева, библиотека встретила своих первых гостей и читателей в новом здании на берегу Енисея. 31 августа 1999 г. библиотека получила статус библиотеки-музея п. Овсянка. Фонд библиотеки составляет 35 тыс. ед. хр. Библиотека стала настоящим духовным центром не только для жителей Овсянки, но и для Сибири, России. В ней побывало очень много известных людей: М. Горбачев, президент СССР; Б. Ельцин, президент России; Н. Михалков, А. Солженицин, А. Лебедь и др.

Музей-мемориал В. Астафьева «Дом моего детства», куда неизменно устремлялась душа писателя. Главная книга жизни Виктора Петровича - «Последний поклон» -посвящена этому дому, «где как в хорошей избе собрал и бережно воскресил прекрасную страницу своего детства, а с нею и всю свою родню, благодаря которой у него и в сиротстве была прекрасная семья, древо рода, где он был не чужой ветвью». (В. Курбатов). Дом бабушки Е.П. Потылициной

Музей-мемориал В. Астафьева В 1916 г. в Овсянке была построена церковь, в 40-е годы здание было приспособлено под пекарню, а после войны разобрано совсем. Инициатором строительства часовни был В.П. Астафьев. 15 сентября 1998 г. в рамках 11-ых «Литературных встреч в русской провинции» часовня была открыта и освящена. Часовня носит имя святителя Иннокентия Иркутского. Епископ Иннокентий Кульчицкий (1960-1731) возведен в ранг русских святых в 1804 г., имел большое влияние на духовную жизнь Восточной Сибири. Окончил Киевскую духовную академию. С 1727 г. по 1731 г. возглавлял вновь организованную Иркутскую епархию. Известно, что сам Иннокентий Иркутский занимался иконописью, иконы почитались святыней. День Иннокентия Иркутского (26 ноября), как и День Сибири (26 октября), относится к выдающимся сибирским праздникам.

Музей-мемориал В. Астафьева Сельское кладбище, где лежат бабушка, все родные, близкие, мать Виктора Петровича - Лидия Ильинична. Похоронен писатель рядом с дочерью Ириной.

М.С. Корякина о муже Исчезли мелкие подробности, Ушла обыденность поспешно. И ты до неправдоподобности, До ненормальности безгрешный. Мы перед временем бессильны: Что было близким, стало дальним. Но чем ты дальше, тем красивее, Чем недоступней, тем желаннее. Твоим величием подавлена И удивляюсь то и дело: Да как же я в ту пору давнюю Такого полюбить посмела? М. Зимина


1 слайд

2 слайд

Жизненный путь Родился 1 мая 1924 г. в деревне Овсянка Красноярского края. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана.

3 слайд

Мать Лидия Ильинична «Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может!» Памяти матери Виктор Петрович посвятил повесть «Перевал»

4 слайд

Бабушка Бабушка Потылицина Екатерина Петровна со своими детьми: Иваном, Дмитрием, Марией В огромном мире детства главным человеком у Виктора Астафьева была бабушка – Екатерина Петровна. Добрая, заботливая, бесконечно прощающая своего любимого внука – сироту… и сильная, выносливая, изворотливая, властная. Генерал да и только! И веселая, говорливая, мудрая знахарка-травница, терпеливая работница, мать огромного семейства. «Всегда слышала меня бабушка. Всегда приходила ко мне в нужную и трудную минуту. всегда спасала меня, облегчала мои боли и беды.» Ей посвящена повесть «Последний поклон» – воспоминание о детстве и отрочестве.

5 слайд

«Когда вы станете взрослыми и у вас будут дети – любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!» Детский дом. Игарка. Весна 1941 г.

6 слайд

На войне как на войне Астафьев В.П. (1945 г.) В армии с октября 1942 года до октября 1945 года «О войне писать трудно… Счастлив тот, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать её никогда. И не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье, сон… боится мое сердце… трудно мне писать о войне, хотя «во мне» книга о войне, о «моей войне», идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое».

7 слайд

Литературное творчество С 1951 года начал заниматься литературным трудом. Итогом писательской деятельности стало 15-ти томное собрание сочинений.

8 слайд

9 слайд

Сборник рассказов о людях Сибири, взрослых и детях, всех тех, кто умеет ценить настоящую дружбу, любить природу. «Конь с розовой гривой»-это рассказ писателя о собственном детстве, в котором были и походы за земляникой и купание в реке, и бабушка с дедушкой, о которых автор пишет с особой теплотой и любовью.

10 слайд

Шла война народная… Особое место в творчестве писателя занимала тема войны. Один из рассказов автобиографической книги «Последний поклон» о суровой юности сибирского паренька в годы войны.

11 слайд

12 слайд

Наиболее известные произведения писателя: "Стародуб" (1960), "Кража" (1968), "Последний поклон" (1968), "Пастух и пастушка" (1973), "Царь-рыба" (1977), "Печальный детектив" (1986), "Зрячий посох" (1991) переведены на многие языки. По произведениям В.П. Астафьева сняты фильмы: «Дважды рожденный», «Звездопад» , «Где-то гремит война», «Таежная повесть»и др. По его произведениям поставлены пьесы: «Черемуха» (по рассказу «Руки жены»), «Прости меня» (по повести «Звездопад») В 1999 году Красноярский государственный театр оперы и балета поставил балет «Царь-рыба» по мотивам рассказов, входящих в книгу «Царь-рыба». Балетмейстер-постановщик Сергей Бобров.

13 слайд

Творчество писателя отмечено многими премиями Государственная премия России (1975, 1978, 1991, 1995,1996, 2003 (посмертно): Международная Пушкинская премия фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997); Премия международного литфонда «За честь и достоинство таланта» (1998); Литературная премия имени Аполлона Григорьева за повесть «Веселый солдат» (1999) C 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР. Герой Социалистического Труда,

14 слайд

Часовня Часовня - храм св.Иннокентия - епископа Иркутского, проект известного архитектора г.Красноярска А.С.Демирханова. Всего за три недели возвели его красноярские строители. С 1934 года в селе не было церкви. Наконец, была осуществлена мечта Виктора Петровича Астафьева. По завещанию писателя его отпели после смерти в этом храме.

15 слайд

16 слайд

Был полон зал, все замерли и ждали, Что к нам навстречу выйдет исполин, Что загремят на пиджаке медали, И долго будет говорить... один. Но вот с трудом поднялся к нам на сцену Седой как лунь, сутулый человек. Сомнений нет, он жизни знает цену: Кружил его, мотал двадцатый век. Он говорил, и чудилась царь- рыба, Босое детство, белые снега... Большая жизнь - неписаная книга, Поклон последний - память на века. Аня Мамонтова 1999 год

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: "Музыка и литература"

Мишина Галина Николаевна,

учитель музыки МАОУ СШ № 32 г. Красноярск

Раздел программы: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

Полонез М. Огинского в повести В. Астафьева «Последний поклон» - книга 1 «Далёкая и близкая сказка».

Предисловие: В Программе по музыке авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской авторы обозначают интонацию как единый стержень двух разных искусств - музыки и литературы. Умение чувствовать и понимать музыкальный язык, основанный на интонациях народной музыки, закладывается в человеке с детства. Проза великого сибирского писателя Виктора Астафьева увлекательно вводит читателя в мир образно-эмоционального восприятия музыки ребёнком, заставляет глубже почувствовать выразительность мелодии полонеза Огинского. Урок направлен на углубление заинтересованного восприятия музыки и литературного текста, на увлечение слушанием и чтением. Важную роль играет артистизм учителя, умение интересно прочесть текст Астафьева, выразительно исполнить песню «Тонкая рябина».

Цель: осознание учащимися идеи эмоционального воздействия музыки на человека; идеи всем понятного музыкального языка, не требующего перевода.

Задачи:

Познакомиться с новым музыкальным и с новым литературным произведением;

Проникнув в глубину содержания, проанализировать произведения с точки зрения эмоционального содержания;

Найти общее в различных видах искусства и средствах выразительности;

Постараться выйти на уровень осознания идеи о том, что музыка - язык, не требующий перевода;

Суметь выразить своё эмоциональное состояние через слуховое восприятие и вокальное интонирование.

Музыка: М.Огинский Полонез в исполнении на скрипке.

Литература:

Интернет: Полные произведения / Астафьев В.П. / Далекая и близкая сказка

Ход урока.

Учитель: - С этой музыкой связана удивительная история. Но прежде, чем вы её узнаете, давайте послушаем. Закройте глаза и представьте, вспомните что-то, слушая эту музыку (прослушивание первой части Полонеза М.Огинского).

После прослушивания все желающие должны высказаться. Учащиеся рассказывают о том, что им представлялось во время звучания музыки. Обычно дети определяют её как вальс, из-за плавного трёхдольного движения основной мелодии.

Учитель: - Мы не случайно встретились сегодня с этой пьесой. Её название – Полонез (слово пишется на доске, подчёркивается корень пол-). Этот танец из какой страны к нам пришёл?(слово Польша пишется рядом).

Однажды в сибирской деревне, где в те давние времена не было ни компьютеров, ни телевизоров, ни даже электричества маленький мальчик впервые в жизни услышал эту мелодию, её исполнял на скрипке человек «не от мира сего». И так запал мальчику в душу этот случай, что став взрослым писателем он сочинил об этом рассказ. Этим мальчиком был… (появляется слайд с фотографией В.Астафьева в детстве, затем его же фото во взрослом возрасте) кто его узнал, ребята? А в какой деревне родился Виктор Астафьев?

Когда дети ответят на вопросы, учитель продолжает:

В Овсянке Витя жил с бабушкой, к ним в гости и заходил Вася-поляк, человек, имеющий такие вещи, каких ни у кого не было в деревне: очки и скрипку. На скрипке он играл очень редко. Но однажды поздно вечером Вите довелось услышать, как играл он в своей сторожке на краю села. И вот теперь я хочу обратиться к тексту Астафьева и прочесть с вами те строки, где описывает Виктор Петрович свои впечатления от этой музыки (возможно, по желанию прочесть под негромкое звучание Полонеза Огинского).

Желающий ученик получает задание проиллюстрировать чтение картинами слайды 4-9. Подходящая к эпизоду текста картина открывается по гиперссылке с возвратом назад.

Текст желательно иметь на партах каждому учащемуся, чтобы участвовать в чтении(по очереди, по цепочке, на усмотрение учителя).

«…из-под увала, из сплетений хмеля и черемух, из глубокого нутра земли возникла музыка и пригвоздила меня к стене.

Сделалось еще страшнее: слева кладбище, спереди увал с избушкой, справа жуткое займище за селом, где валяется много белых костей и где давно еще, бабушка говорила, задавился человек, сзади темная завозня, за нею село, огороды, охваченные чертополохом, издали похожим на черные клубы дыма.

Один я, один, кругом жуть такая, и еще музыка - скрипка. Совсем-совсем одинокая скрипка. И не грозится она вовсе. Жалуется. И совсем ничего нет жуткого. И бояться нечего. Дурак-дурачок! Разве музыки можно бояться? Дурак-дурачок, не слушал никогда один-то, вот и...

Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце. И не музыка это, а ключ течет из-под горы. Кто-то припал к воде губами, пьет, пьет и не может напиться - так иссохло у него во рту и внутри.

Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком. С плота кричит неведомый человек: "Какая деревня-а-а?" - Зачем? Куда он плывет? И еще обоз на Енисее видится, длинный, скрипучий. Он тоже уходит куда-то. Сбоку обоза бегут собаки. Кони идут медленно, дремотно. И еще видится толпа на берегу Енисея, мокрое что-то, замытое тиной, деревенский люд по всему берегу, бабушка, на голове волосья рвущая.

Музыка эта сказывает о печальном, о болезни вот о моей говорит, как я целое лето малярией болел, как мне было страшно, когда я перестал слышать и думал, что навсегда буду глухим, вроде Алешки, двоюродного моего брата, и как являлась ко мне в лихорадочном сне мама, прикладывала холодную руку с синими ногтями ко лбу. Я кричал и не слышал своего крика.

В избе всю ночь горела привернутая лампа, бабушка показывала мне углы, светила лампой под печью, под кроватью, мол, никого нету.

Еще пот девочку помню, беленькую, смешливую, рука у нее сохнет. Обозники в город ее везли лечить.

И опять обоз возник.

Все он идет куда-то, идет, скрывается в студеных торосах, в морозном тумане. Лошади все меньше, меньше, вот и последнюю скрал туман. Одиноко, как-то пусто, лед, стужа и неподвижные темные скалы с неподвижными лесами.

Но не стало Енисея, ни зимнего, ни летнего; снова забилась живая жилка ключа за Васиной избушкой. Ключ начал полнеть, и не один уж ключ, два, три, грозный уже поток хлещет из скалы, катит камни, ломает деревья, выворачивает их с корнями, несет, крутит. Вот-вот сметет он избушку под горой, смоет завозню и обрушит все с гор. В небе ударят громы, сверкнут молнии, от них вспыхнут таинственные цветы папоротника. От цветов зажжется лес, зажжется земля, и не залить уже будет этот огонь даже Енисеем - ничем не остановить страшную такую бурю!

"Да что же это такое?! Где-же люди-то? Чего же они смотрят?! Связали бы Васю-то!"

Но скрипка сама все потушила. Снова тоскует один человек, снова чего-то жаль, снова едет кто-то куда-то, может, обозом, может, на плоту, может, и пешком идет в дали дальние.

Мир не сгорел, ничего не обрушилось. Все на месте. Луна со звездою на месте. Село, уже без огней, на месте, кладбище в вечном молчании и покое, караулка под увалом, объятая отгорающими черемухами и тихой струной скрипки.

Все-все на месте. Только сердце мое, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьется у горла, раненное на всю жизнь музыкой.

О чем же это рассказывала мне музыка? Про обоз? Про мертвую маму? Про девочку, у которой сохнет рука? На что она жаловалась? На кого гневалась? Почему так тревожно и горько мне? Почему жалко самого себя? И тех вон жалко, что спят непробудным сном на кладбище. Среди них под бугром лежит моя мама, рядом с нею две сестренки, которых я даже не видел: они жили до меня, жили мало, - и мать ушла к ним, оставила меня одного на этом свете, где высоко бьется в окно нарядной траурницей чье-то сердце [ остановить воспроизведение музыки Полонеза ].

Музыка кончилась неожиданно, точно кто-то опустил властную руку на плечо скрипача: "Ну, хватит!" На полуслове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль».

После паузы ( выдержать паузу непременно ) учитель задаёт вопрос:

Попробуйте мне ответить, узнав, что вспоминал и представлял маленький Витя, когда слушал васину скрипку. А какие же чувства вызвала у него эта музыка?

Дети отвечают: печаль, грусть, тоску.

Учитель : - Давайте вернёмся к тексту самого Астафьева (слайд 9 с фразами из рассказа). Выберите слова, которые рассказывают о чувствах (учитель просит учащихся выписать слова на доске).

Учитель: - Скажите, ведь и вам в вашей жизни доводилось когда-то тосковать? – звучат ответы детей.

Учитель: - Как вы считаете, нужно ли было маленькому Вите иметь какие-либо знания об этой музыке – что это Полонез, польский танец, кто его сочинил и так далее, чтобы почувствовать эту тоску в музыке?

Учащиеся отвечают: нет.

Учитель: А как же ему это удалось, ведь он слушал музыку впервые в жизни?

Ответы детей выслушать, если нужно обобщить, хотя обычно дети сами находят нужные слова, чтобы выразить идею эмоционального воздействия музыки на любого, кто готов «слушать сердцем».

Учитель: - Вы знаете, Витя всё же набрался храбрости и зашёл к Васе в сторожку. И вот что рассказал ему поляк об этой мелодии (чтение отрывка одним учащимся, либо учителем):

«Я … вздрогнул, когда Вася заговорил.

Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. - Вася думал вслух, не переставая играть. - Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, - он еще не сирота. - Какое-то время Вася думал про себя. Я ждал. - Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине...

Скрипка снова тронула те самые струны, что накалились при давешней игре и еще не остыли. Рука Васина снова содрогнулась от боли, но тут же смирилась, пальцы, собранные в кулак, разжались.

Эту музыку написал мой земляк Огинский в корчме - так называется у нас заезжий дом, - продолжал Вася. - Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уже нет композитора на свете. Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор».

Вы заметили, какое слово произносит Вася-поляк, когда говорит о чувствах автора Полонеза? – Тоска. – О чём тоскует Михаил Огинский на границе, когда пишет эту музыку? – О Родине. – Смог ли маленький Витя верно понять, какое чувство содержалось в музыке Полонеза? – Да, смог. – Как же у него это получилось? – Он тоже в жизни испытывал такое чувство.

Учитель : вы знаете, любимая песня Виктора Астафьева ведь тоже была наполнена этим чувством. Появляется слайд с высказыванием писателя: «Не знаю, сколько мне господом Богом отпущено, но когда я помру – спойте «что стоишь, качаясь…» и я услышу вас на том свете».

Если кто знает эту песню – подпевайте.

Учитель исполняет песню «Тонкая рябина».

Далее разучивание с учащимися первого и второго куплета по фразам, слова и мелодия не отделяются. Отдельно отработать пропевание длинных гласных в окончаниях фраз (кач аа ясь, склон яа ясь).

Финал урока – исполнение 1-2 куплетов песни желающими детьми перед одноклассниками.

  • формировать умение анализировать литературное произведение;
  • способствовать развитию у учащихся интеллектуальной компетенции и исследовательских навыков;
  • за счет включения в урок музыки как вида искусства содействовать развитию творческого воображения, эмоционального восприятия произведения, а также повышению читательского интереса.
  • Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, полонез Огинского “Прощание с Родиной”, слайдовая презентация к уроку.

    Ход урока

    I. Мотивационный этап урока. Целеполагание.

    Звучит музыка полонез Огинского “Прощание с Родиной”. (Приложение 1)

    Предварительная учебная задача: попытаться не только прослушать, а “вжиться” в звучащую музыку.

    А) Вопросы и комментарии после прослушивания .

    Обращение к лексическому значению слова “полонез” (торжественное музыкальное произведение; бальный танец)

    Какие мысли, чувства возникли при слушании музыки?

    Всегда ли одна и та же музыка может вызывать одинаковые эмоции?

    От чего это зависит? Приведите примеры из жизни, литературы?

    (Человек при разных обстоятельствах и в разном возрасте может по-разному воспринимать музыку. Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая сказка”)

    Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая сказка” Открывает произведение писателя “Последний поклон”. Как вы думаете, почему В.П. Астафьев так назвал свое произведение? “Поклон” чему?

    (Детству, бабушке, родным местам)

    Определите каждый для себя цель, которой он желал бы достичь на уроке.

    II. Проверка первичного восприятия рассказа. Беседа по вопросам.

    • От чьего лица в рассказе ведется повествование?
    • Кто находится в центре внимания Вити Потылицына? Почему? Что необыкновенного нашел в Васе-поляке деревенский мальчишка? И в чем состоит необычность повествования?
    • Как рассказчик стремиться передать нам его восприятие музыки?

    (Выделение основных эпизодов, подтверждающих ранее высказанную детьми мысль)

    • Как это можно зафиксировать, чтобы всегда держать во внимании и что облегчило бы нам работу? (Составление соответствующей теме урока таблицы на интерактивной доске и в тетрадях)
    № эпизода Когда и где слушал музыку “Язык” музыки Чувства, вызванные музыкой Образы, вызванные музыкой К чему побудила музыка
    Первое слушание Ранней осенью у ворот завозни “Тихо и одиноко”, “сделалось страшнее”, “жуть такая”, одинокая скрипка не грозится, жалуется”, “нет жуткого”, “смолкла скрипка, выдохнув боль”, “стоном оборвалась в поднебесье” “Боялся громко дышать”, “холод под рубахой”, музыка пригвоздила к стене”, “страх сердце отпускает”, “жаль чего-то, самого себя”, “восторг”, “сердце, раненное на всю жизнь музыкой”, “слезы”, “не было сил подняться” “Ключ течет”, “кто-то пьет”, “тихий Енисей”, “человек, обоз, что-то размытое тиной, бабушка, рвущая волосья”, “говорит о болезни моей”, “грозный поток”, “громы, молнии” “Хотелось умереть всеми заброшенным и забытым”, “пробрался к караулке, сел на порог. “Сыграйте, дяденька, ещё”
    Второе слушание В караулке у Васи-поляка, ночью “Мягче, добрее, тревога и боль”, “скрипка уже не стонала, не сочилась её душа кровью, не бушевал огонь …не рушились камни” “Скрипка снова тронула те самые струны, что накалились при давешней игре и еще не остыли”, чувство благодарности (“спасибо вам, дяденька”), “ничего сейчас не страшно”, “мир добр и одинок” Пошел на могилу матери, попросил прощения за забвение, “не хотелось идти домой”
    Третье слушание “Последней военной осенью, в небольшом, разбитом польском городе на посту возле пушек” “Разлились звуки органа”, “музыка разворачивала душу…, “все-все обнажилось, со всего сорваны одежды”, “все вывернуто грязной изнанкой”. “горло мое сдавило, стиснуло” Вася-поляк, “музыка, словно вздох родной земли “Звучала боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары…чтобы люди зашли в свой дом…”

    III. Организация мини-исследования. Работа в группах по анализу эпизодов и заполнению таблицы (в тетрадях, представитель от группы - на интерактивной доске)

    IV. Отчет о работе групп с завершением таблицы на интерактивной доске.

    Каждая группа формулирует вывод о силе воздействия музыки на рассказчика.

    При анализе второго эпизода в дополнение к содержанию рассказа Васи-поляка приводится историческая справка. (В марте 1794 года в Речи Посполитой началось восстание, которым руководил Тадеуш Костюшко. Граф Михал-Клеофас Огинский, - горячий его сторонник. Он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого он заявил: "Отдаю на благо Родины свои имущество, труд и жизнь”. На свои средства он сформировал большой вооруженный отряд, которым сам и командовал. Старинный герб Огинских он заменил щитом с девизом: “Свобода. Стойкость. Независимость". После поражения восстания М.Огинский вынужден был бежать в Италию).

    Учитель: Рассказ “Далекая и близкая сказка” был написан в 60-ых годах прошлого столетия. В нем В.П. Астафьев открыл нам способность музыки влиять на человека, формировать его мысли, чувства.

    V. Рефлексия. Подготовка к выполнению домашнего задания.

    На дворе 21-ый век. А музыка продолжает с помощью своего языка волновать, вызывать ответные чувства. Прослушайте стихотворение современной поэтессы Татьяны Савостьяновой.

    Что может быть красноречивей рук?

    Что может быть красноречивей рук
    Чувствительнее, мягче и нежнее?
    Для музыканта Пальцы – образ! Слух –
    Аккордов бесконечное движенье.

    То звуки осторожны и тихи
    Или задорны, жалостно-печальны.
    Со всех сторон, снаружи, изнутри,
    Возникшие нарочно и случайно.

    Безумное шептание листвы
    Осенним утром, ветра плач надрывный
    Я слышу дребезжанье темноты,
    И шелест волн, и чайки крик унывный.

    Все в музыке, природе и во мне
    Сливается, расходится кругами…
    Я таю…Наяву или во сне…
    Как млечная дорога под ногами.

    Вопросы и задания для анализа стихотворения.

    • Определите тему и идею стихотворения.
    • Почему автор называет руки музыканта “красноречивыми”?
    • Найдите строки, подтверждающие это.
    • Укажите строки, с помощью которых автор передает силу воздействия музыки на слушателя.

    Учитель: Я взрослый человек… Но так же, как вы, училась когда-то в школе. До сих пор помню, как однажды на уроке пения (так тогда называлась “музыка”) мы классом слушали полонез Огинского “Прощание с Родиной”.

    В классе стояла мертвая тишина, и почему-то нам было грустно…

    Спустя много лет я прочитала “Последний поклон”, который начинался рассказом “Далекая и близкая сказка”. Это произведение вызвало во мне бурю чувств, я даже плакала. А потом родилось стихотворение “Далекая и близкая сказка, или Читая Астафьева…”. (На фоне полонеза читаю стихотворение – авт.)

    Тишина над миром и покой,
    Только плачет скрипка над рекой,
    И поют в ночи тоскливо звуки,
    говоря о боли и разлуке.
    Изнывает скрипкина душа о стране,
    Что очень хороша:
    Полонез Огинского играл
    Человек, что родины не знал.
    В нем Огинский через много лет
    Посылал свой Родине привет.
    В помощь скрипке вторил Енисей,
    О заветном напевая ей.
    - Затаившись, слушал я хорал
    И душою многое познал.
    Я узнал тоску, печаль и боль
    О стране далекой и чужой,
    Я узнал, что трудные пути
    Мне придется по земле пройти.
    41-ый. Началась война.
    Оборвалась скрипкина струна.
    Нежный голос гулом заменен.
    Ужас, страх и боль вселяет он.
    И уж велено Всевышним мне
    Оказаться в той чужой стране.
    Через череду прошедших лет
    Мне Огинский вновь прислал привет:
    Сквозь огонь пожарищ, взрывов ураган
    Я услышал, что звучит орган!
    Как? Откуда этот звук проник?
    Вижу: на стене Святого лик…
    А в глазах его прямой укор
    За кровавый смерч, войну, разор…
    Музыка звучала все сильней!
    Гром орудий прорывался в ней!..
    Но брала она над страхом власть,
    Так сильна была по миру страсть!
    Прекратите, люди, смерти пир –
    Пусть на свете воцарится мир!

    Сейчас ничего не надо говорить. Просто молча посидим. Дадим справиться душе с нахлынувшими чувствами, а дома…

    Домашнее задание.

    Написать сочинение “ Тронутая музыкой душа…”.

    Просмотров