Театр-кабаре "летучая мышь". Театр "летучая мышь" Балиев летучая мышь

«Когда Россия смеется, небеса сотрясаются от ее смеха; когда она плачет, ее слезы бурей проносятся по странам» Н.Ф.Балиев

В этом году исполняется 100 лет со дня основания театра-кабаре "Летучая мышь" Н. Балиева. Открытие состоялось 29 февраля 1908 года пародией на спектакль "Синяя птица", премьера которого прошла в МХТ неделей раньше. Тогда впервые был исполнен гимн кабаре:
Кружась летучей мышью
Среди ночных огней,
Узор мы пестрый вышьем
На фоне тусклых дней.

Главное правило шуточного устава "Летучей мыши" гласило: "Не обижаться".

БАЛИЕВ, НИКИТА ФЕДОРОВИЧ (настоящие имя и фамилия Балян, Мкртич Асвадурович) (1877, по другим данным 1876 или 1886–1936), русский актер, режиссер, театральный деятель. Почетный гражданин Москвы.

Родился в 1877 в Москве (по другим данным в октябре 1876, обл. Войска Донского, или в 1886 в Нахичевани). Из купеческой семьи. Окончил Московскую Коммерческую (Практическую) академию. Во время первых зарубежных гастролей МХТ (1906) оказал материальную поддержку театру. В 1906 вступил в МХТ как пайщик, был секретарем Вл.И.Немировича-Данченко. С 1908 – актер Художественного театра, играл эпизодические роли: Кистер (Бранд Х.Ибсена), Розен (Борис Годунов А.Пушкина), Гость Человека (Жизнь Человека Л.Андреева), Бык, Хлеб (Синяя птица М.Метерлинка), Шарманщик (Анатэма Л.Андреева), Лейбович (Miserere С.Юшкевича), Кузен Теодор (У жизни в лапах К.Гамсуна), Прохожий (Вишневый сад А.Чехова). Помехой сценической карьере Балиева была его неартистическая внешность. В 1912 Балиев ушел из труппы, оставшись пайщиком театра.

Был одним из инициаторов и участником «капустников» Художественного театра, из которых возникло кабаре артистов МХТ «Летучая мышь»: вместе с меценатом МХТ Н.Тарасовым и некоторыми артистами театра Балиев снял для кабаре подвал в доме Перцова напротив Храма Христа Спасителя. Открытие состоялось 29 февраля 1908. Это был клуб для отдыха и общения людей искусства, в кабаре выступали В.Качалов, И.Москвин, О.Книппер-Чехова, В.Лужский и др. В 1909 «Летучая мышь» переехала в Милютинский переулок, 16. Здесь изредка давались платные представления. Балиев вел конферанс, пел куплеты, ставил театральные пародии на спектакли МХТ.

Постепенно «Летучая мышь» превращалась в открытый театр-кабаре, стали идти спектакли с продажей билетов. Балиев пригласил в труппу артистов московских и петербургских театров Т.Дейкарханову, Е.Хованскую, Е.Маршеву, Вл.Подгорного, Я.Волкова и др. Тексты писали Л.Мунштейн, Б.Садовской, Т.Щепкина-Куперник, танцы ставил К.Голейзовский, музыку сочиняли А.Архангельский, В.Гартевельд. В 1912 театр совершил свою первую гастрольную поездку – Киев, Днепропетровск, Ростов. Стали ежегодными гастроли в Петербург. В 1914 театр разместился в Доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке.

В своих постановках Балиев использовал бытовые танцы, анекдоты, каламбуры, шарады, загадки, экспромты, песенки, романсы и т.д. Режиссерские принципы Балиева обрели свою завершенность в сценических миниатюрах. Он ставил спектакли по классическим произведениям: Казначейша М.Лермонтова, Граф Нулин и Пиковая дама А.Пушкина, Шинель и Нос Н.Гоголя, рассказы А.Чехова, стихотворениям И.Тургенева.

После октября 1917 театр не смог приспособиться к новым условиям. Вскоре после очередного юбилея «Летучей мыши», торжественно отмеченного 12 марта 1920, Балиев отправился на гастроли по Кавказу, а оттуда с небольшой группой артистов выехал за границу. «Летучая мышь» возродилась в Париже. Впервые спектакли прошли в парижском театре «Феллина». Затем последовали гастроли в Испании, Англии. С февраля 1922 балиевская «Летучая мышь» гастролировала в Нью-Йорке, после чего последовали выступления на западном побережье США – Голливуд, Лос-Анджелес. Поначалу игрались старые программы. Постепенно обновляя состав труппы и репертуар, играя на английском и французском языках, театр гастролировал по европейским странам, США, Латинской и Южной Америке. Великая депрессия 1929 разорила Балиева. В 1931 «Летучая мышь» перебралась в Европу и вскоре прекратила свое существование.

Балиев активно участвовал в культурной жизни русского зарубежья. В Париже пытался создать «Театр русской сказки». В 1934 вернулся в США, где выступал как конферансье в больших ревю. Предпринял попытку сниматься в Голливуде, работал в маленьком кабаре в подвале нью-йоркского отеля «Сен-Мориц».

ЛИТЕРАТУРА
Эфрос Н. Театр «Летучая мышь» Н.Ф.Балиева. М., 1918
Ракитин Ю. Никита Федорович Балиев. Памяти друга. – Иллюстрированная Россия, 1937, № 45–57
Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. М., 1958
Тихвинская Л. «Летучая мышь». – Театр, 1982, № 3
Бессонов В., Янгиров Р. Большой Гнездниковский переулок. М., 1990
Венок Балиеву. – Московский наблюдатель, 1992, № 9
Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России. М., 1995

"БАЛИЕВ, НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ" "КРУГОСВЕТ" ® . Энциклопедия 2008

На основе интервью с директором театра-кабаре "Летучая Мышь" Любовью Александровной Шапиро-вдовой Гурвич, опубликованном 14.12.2000 в газете "Российские Вести".

Это слово – капустник…

Никита Федорович Балиев был артист МХАТа – история его жизни очень интересна – однажды он вместе со своим другом, меценатом Николаем Тарасовым, известным нефтепромышленником, приехал из Ростова. Балиев мечтал попасть во МХАТ. Внешность у него была своеобразная - он был маленький, толстенький, смешной, с ростовско-армянским говором. Естественно ни о каком попадании в самый интеллектуальный на тот момент театр как МХАТ, речи быть не могло. Но однажды случилась беда во МХАТе – они прогорели, съездив на гастроли, и Николай Тарасов сказал: "я дам денег в театр, если вы возьмёте Балиева". Балиева взяли… Сыграл он, к сожалению, только одну роль – Хлеба в "Синей птице" – больше ему не давали никаких ролей из-за его говора и специфической внешности, но раз в году он становился королём МХАТа – во время Великого Поста. На Великий Пост, как известно, мясо есть нельзя, работать тоже не полагается, но веселиться-то хочется всегда.

Артисты театра МХТ веселились от души.

Начиная с 1902 года Балиев делал так называемые "новкапы", то есть новогодние капустники, ещё и капустники на Пасху. Само слово "капустник" произошло не из МХАТа, его ввёл ещё Щепкин, на показах Малого театра. Но тем ни менее оно закрепилось за МХТ.

Пасхальные праздники были действительно уникальны, их описание, которое существует в Бахрушинском музее, просто потрясающее. Во время их проведения раздавались такие распоряжения – Камергерский окружить конной полицией, так как толпа валила внутрь, мечтая попасть в театр на эти праздники.

Как рубили капусту

Шутки, которые существовали тогда, сейчас просто кажутся несмешными или, я бы сказала, пошловатыми. У Балиева была любимая шутка, например такая: «Собинова покарали, чтоб не ползал по Корали». Собинов был известный певец, Кораль была знаменитая балерина. Ситуация заключалась в том, что балерина была любовницей Великого Князя, да и Собинову она тоже была не противна. Но когда он пел в Большом театре, ему указали его место. И появилась такая вот незатейливая шутка, которая пользовалась безумным успехом в Москве и дошла даже до сих пор.

Захлопав крыльями…

Постепенно стало понятно, что капустники, которые делаются во МХАТе, превращаются в самостоятельное действо, а не просто остаются актёрскими посиделками. И Балиев создал в Замоскворечье Клуб – закрытый актёрский Клуб "Летучая Мышь" – в противовес Чайке. С 1908 по 1912 год они находились в Замоскворечье, а когда был отстроен дом Неерензее, переехали туда.

Судьба Тарасова

Друг Балиева - Николай Тарасов тоже имел странную, типично декадансную судьбу. Он был очень красивым человеком, но почему-то считал, что женщинам он нравится из-за денег. Хотя, глядя на него, это было сложно себе представить. У него была любовница – женщина света, у которой, в свою очередь, был ещё один любовник – то ли корнет, то ли юнкер, который однажды проигрался. Она пришла к Тарасову с просьбой заплатить за него карточный долг. Тарасов ответил, что просьба сама по себе абсурдна и что это нереально. "Но ты понимаешь, что он застрелится?", - спросила она. "Пусть стреляется", был ответ. "Тогда застрелюсь я", сказала она. "Хорошо, тогда застрелюсь я…", ответил Тарасов. И они все застрелились в один день.

Балиев, которому сообщили о смерти Тарасова во время спектакля, нёсся из Гнездниковского переулка к Большой Дмитровке. Есть описание, как он летел туда, но, к сожалению, опоздал. Тарасов умер в возрасте 28-ми лет, его похоронили на Армянском кладбище. Существовал совершенно потрясающий памятник, такая странная скульптура Андреева: беспомощная фигура, беспомощное молодое лицо, очень трагичное, очень красивое. Во время войны тогдашний руководитель МХАТа снял её специально, чтобы она не была переплавлена на танки и вот некоторое время назад в "Летучую Мышь" позвонили из МХАТа и пригласили на открытие памятника. Как и много лет назад на могиле стояло два венка – один от МХАТа и один от Летучей Мыши. Переоткрывали памятник тем же составом.

Общага с Мышами

Балиев, в отличие от очень красивого и богатого Тарасова, был очень реалистичный человек. Он считал, что жизнь на то и дана человеку, чтобы её прожить. Наверное, поэтому все актрисы "Летучей Мыши" были либо его жёнами, любо любовницами. Он был привередлив к русским женщинам, но вот армянских и еврейских любил... Жили они всей труппой в том же доме Неерензее, в котором были квартиры гостиничного типа, без кухонь, с кнопками, с помощью которых вызывалась наверх еда, в этом же доме находилась мастерская …. и кинотеатр на крыше.

Отношения ЛМ и МХТ

Успех у Балиева был огромный – надо сказать, что Летучая Мышь, в отличие от МХАТа, никогда не прогорала, более того, Балиев уже после своего отъезда за границу спас МХТ от очередного экономического кризиса – он спас их от прогоревших гастролей. Станиславский считал, что на гастроли должна ехать вся труппа, и массовка тоже, так как каждый человек в труппе важен, и даже актёр, озвучивающий кузнечика, должен знать биографию своего персонажа до седьмого колена..., так что ехали они в составе не менее 100 человек. Понятно, что при любых условиях это безумие, но, тем ни менее, Станиславский шёл на это. Не прогорая творчески, они прогорали экономически.

Судьба Балиева

Судьба Балиева оказалась трагикомичной. В одно прекрасное утро, поняв, что здесь, в России, его ничего не ждёт, он уехал… Сначала к себе в Ростов, попрощаться со своей сестрой, которой он оставил на память свой котелок с деньгами – то ли корниловскими, то ли деникинскими...

И в одно прекрасное утро труппа проснулась и обнаружила, что другая половина труппы, в основном её женская часть, во главе с Балиевым отплыли в Константинополь. Они уехали в Париж, где они уже назывались "La shouve sourrie" – "Летучая Мышь", и надо сказать, что они довольно успешно работали в Париже и с большим успехом гастролировали на Бродвее. Конец истории жизни Балиева рассказала одна пожилая актриса – Фаина Георгиевна Зелинская-Кальканья, одна из актрис "Летучей Мыши", певшая знаменитую в то время "Катеньку". Вот что она рассказала: "Вы знаете, Балиев был игрок и играл на бирже. И проигрался. И от расстройства умер в возрасте 60-ти с чем-то лет. В этот год театр прекратил своё существование. Актёры…кто-то вернулся домой, кто-то остался там. Но "Летучая Мышь" перестала существовать.

Существует совершенно потрясающий американский буклет, где свои (восторженные) отзывы о театре оставили и Мелани Гриффит, и Чарли Чаплин. Конечно, репертуар театра оставался российским, русским.

Влияние г-на Балиева на жанр кабаре

Балиев поднял этот жанр до уникальной, невиданной высоты. Он занимался созданием не только таких уникальных дивертисментов и весёлых пародий, в которых принимали участие и Станиславский, и Немирович-Данченко, где Вахтангов ставил своих знаменитых "Оловянных солдатиков".

Балиев ставил и "Пиковую Даму", и "Нос" Гоголя, сейчас это было бы очень интересно посмотреть в этом маленьком помещении – ведь это было особое зрелище, шкатулка, свой особый мир. Балиев пришёл к тому, что кабаре – это особый взгляд на мир свободного, ироничного, умного человека. Собственно, таким был театр Балиева в своё время и таким старался сделать его Гриша. История, как известно, дважды не повторяется или повторяется в виде фарса, эта же история повторилась отчасти в виде трагедии.

Афиша гастролей в Париже. 1926 г. Художник - М.Добужинский

Эскиз декораций к номеру "Свидание" Художник - С.Судейкин
Эскиз задника к номеру "Рождество" Художник С.Судейкин

Ноев ковчег на изломе времен.
Дата публикации: 30.11.2004
Источник: Журнал "Антик.Инфо"
Юрий Гоголицын
Вздумали наши театральные эстеты создать в Петербурге то, чем славился Париж, а для многих русских людей служило главной приманкой Парижа. Я имею в виду парижское кабаре, так высказался Александр Бенуа по поводу нового явления в России. Но русское кабаре - нечто особенное, неповторимое.
А начиналось все с артистических салонов, к которым принадлежали легендарные «Бродячая собака» и «Привал комедиантов» в Петербурге, московская «Летучая мышь». Нет, это были не обычные места сборищ выпить-отдохнуть, не «клубы по интересам», да и не а-ля нынешние «тусовки». Салоны значительней, объемней, они - феномен в отечественной культуре... Те, кто никогда не танцевал на публике, отплясывали здесь канкан, кто не пел и не имел голоса, выступали с сольными номерами, сугубо «драматические» личности меняли амплуа, «комедианты» смело пробовали себя в трагедиях...
Отцом-основателем клуба-кабаре «Летучая мышь» стал актер Художественного театра Никита Балиев. Клуб шумно заявил о себе в 1908 году. И день-то для открытия какой был выбран! 29 февраля связано с памятью преподобного Касьяна - святого нелюбимого, даже «вредного». В народе Касьян ассоциировался с Вием, а имя святого считалось «нечистым», позорным. Символ беды, эпатаж? Не без этого. Живым воплощением-талисманом салона стал молодой художник-оформитель Сарьян, рожденный в Касьянов день.
Поначалу вход в кабаре был свободным, но неожиданно громкий успех, а затем и война сделали посещение кабаре платным. Участники артистических «насмешек» перешли от «любительщины» к профессиональной деятельности. Театры-кабаре становятся коммерческими предприятиями - вечера с мини-спектаклями превратились в сценки-бурлески, уровень которых определялся уровнем приглашенных актеров, музыкантов и художников-оформителей. Явление развивалось бурно, но грянула революция, и ветры перемен занесли Балиева в Париж.
Здесь ему удалось сделать то, к чему прилагали усилия многие осевшие в столице Франции актеры и режиссеры - организовать русский театр-кабаре со старым названием «Летучая мышь». Балиев подписал контракт с парижскими театром «Фемина» на Елисейских полях. Организационный период пал на октябрь-ноябрь, декабрь ознаменован первой программой.
Выступление стало поистине историческим. Поразились все - и русские эмигранты, и избалованные французы. Никита Балиев - московский балагур-конферансье - вышел на сцену и на беглом, но нарочито ломаном французском языке, с колкостями и намеками, начал объявлять номера, следовавшие один за другим с поразительным разнообразием и в контрасте. Париж никогда еще не видел ничего подобного!
В «Летучей мыши» на шутке строилось только предисловие к спектаклю. Несмотря на то, что каждая сценка длилась недолго, все ее элементы - танцы, репризы, музыка, пантомима, превосходное оформление - были тонко продуманы и составляли единое целое. Не станем упражняться в эпитетах, дадим слово очевидице. Изящная и тонкая, точная в словах и колкая на оценки поэтесса и фельетонистка Надежда Тэффи: «Дайте Балиеву страничку из телефонной книги - он закажет к ней музыку, подберет декорации, танцы, подберет актеров, - и вы увидите, что за штука получится».
Любопытно, что популярность «Летучей мыши» зависела не только от авторов, но и от... русских художников, свойственного им задора, насмешки, балаганности, даже издевки - тонких и интеллигентных. Балиев хорошо это понимал и, в отличие от Дягилева, не искал себе оформителей среди французов.
Основным помощником Балиева стал Сергей Судейкин, который с «первого захода» завоевал Париж. На фоне его декораций размещались замершие в виде кукол или скульптур артисты, начинающие оживать только с первыми аккордами музыки. Выполнив нехитрые движения, они вновь застывали в своих изначальных позах одновременно с завершением аккомпанемента. Именно так действовали маркиз и маркиза Судейкина из миниатюры «Часы». То же происходило в других сценках - «Китайский фарфор», «Лаки», «Русские игрушки». Или восхитительные «Высказывания великих людей», где оживали Генрих IV, Ричард III, Людовик XIV, многие другие. Везде гротеск, ерничанье, гаерская легкость, китч.
Судейкин с большим тактом, но не без юмора знакомил французов с «посконным» бытом России, который был дорог русской публике. Художник-эмигрант Лукомский значительную часть успеха театра-кабаре отнес на счет художественного оформления: «Картины русской ушедшей жизни... полной ярких красок, вкуса жизни, вызывающей у нас теперь здесь, на чужбине, воспоминания приятные, щемящие душу, как сладкий сон, волшебные».
Вторую программу «Летучей мыши» публика уже ждала. Изумительный «коктейль» из новых номеров пьянил и возбуждал, манил и влюблял в себя. Тут была инсценировка романса «Черные гусары» с актером Михаилом Вавичем, незабываемый «Бахчисарайский фонтан», по-восточному пряный и сказочный... Театральные хроникеры - Нотьер, Люнье По, Антуан, Бриссон, Жан Бастиа - наперебой соревновались в словотворчестве и хвалебных отзывах.
Судейкин не был монополистом в новом предприятии. Места хватало всем. Так, карикатурист и забавник Николай Ремизов использовал манеру русского народного лубка, чтобы шаржировать оформление миниатюры «Песнь о вещем Олеге». Особенный интерес публики привлекло его оформление «Парада солдатиков». Актеры в этом номере имитировали «кукольные» движения неодушевленной игрушки. Живые актеры, одетые в униформы, на сцене разыгрывали маршировку строя игрушечных солдатиков. Широкие холщевые штанины скрадывали движения. Чистая механика и железная воля кукловода-Балиева? Отнюдь. Без таланта актеров ничего бы не вышло - только они могли передать и марионеточную скованность, и пародийность. Замысел хорош в воплощении. И снова оглушительный успех!
На одном из апрельских концертов в зале вместе оказались Анна Павлова и Сергей Дягилев, Игорь Стравинский и Лев Бакст, Константин Бальмонт и Алексей Толстой... Это ли не оценка уровня представлений! Новая программа театра-кабаре была очень насыщенной. Балиев сделал новые декорации и костюмы к миниатюре «Лошадиная смерть», новелле «Менуэт» по Мопассану, для «Трио» на музыку Моцарта, а номер «Пасха», сопровождавшийся музыкой Римского-Корсакова, напрямую связал с широтой и многоцветьем православного праздника.
На протяжении ряда последующих лет труппа «Летучей мыши» гастролировала по Европе и США, вызывая бурное восхищение публики в Англии и Шотландии, Монако и, конечно, во французских театрах. Успех был так огромен, что появились даже «подделки» под «Летучую мышь». Маэстро Балиев в постоянном творческом поиске, прилагает много усилий, чтобы расширить возможности кабаре. Появляется непревзойденный Николай Бенуа, который к номеру «Любовь солдата» изготавливает декорации с невской набережной, зданиями Сената и Адмиралтейства, стилизованным абрисом Петропавловской крепости. В «обойме» мастеров Василий Шухаев. Он оформляет сценки «Пастораль», «Возвращение из Вифлеема», «Пикник на марше». 1926 год. Балиев получает мощное подкрепление в лице приехавших из Берлина в Париж Мстислава Добужинского и его сына Ростислава.
Репертуар «Летучей мыши» обновляется почти полностью. Пантомиму на сказку Андерсена «Свинопас» оформлял Добужинский-старший. Инсценировка по карикатуре Вильгельма Буша досталась младшему, который превзошел коллег, сделав части декораций на сцене подвижными и сменяющимися на глазах у зрителей. В числе неожиданных новинок оказались «Казаки Платова в Париже в 1815 году», «Русская свадьба». Не менее уникальна «Травиата» Верди, поставленная специально для... «нелюбителей» классических опер.
Эмигрантская Россия помнила и любила Балиева не только по Москве, Петербургу, Киеву, но и по Парижу, Лондону, Загребу, Нью-Йорку. Его театр был наследником и хранителем опыта театра серебряного века, драгоценной частицей невозвратно ушедшей России.
Блестящий знаток русского театра князь Сергей Волконский, по существу, подвел итог деятельности театра в эмиграции: «Да, Летучая мышь зародилась в 1908 году, но главная ее жизнь и ее слава выросли после революции, в изгнании, во время скитаний, во время странствий по заграницам, как у нас когда-то говорили нянюшки. И это придает какую то особенную жгучесть. Она, эта жгучесть, свободна от каких-либо чувственных сожалений и оплакиваний; очевидно, свободна, раз ее чувствуют и иностранцы... Вот почему близок нам тот дух, что веет в этом театре. Вот почему и сама преувеличенность образов... она из корня русского пышным цветом расцвела».

Театр-кабаре возник в 1908 году из «капустников» МХТ, первоначально существовал как клуб актёров этого театра. Организаторы - Н.Ф. Балиев и Н.А. Тарасов (совместно с О. Л. Книппер, В.И. Качаловым, И.М. Москвиным и др.). «Исполнительские вечера» клуба носили импровизационный характер, были рассчитаны на «свою» публику, включали шуточные выступления К.С. Станиславского, Книппер, Качалова и др., пародии на спектакли МХТ. С 1910 клуб стал давать платные представления, что повлияло на состав публики и репертуар; в 1912 был преобразован в самостоятельный коммерческий театр-кабаре, ориентированный на состоятельную и образованную публику. Директором, художественным руководителем и конферансье был Балиев. Постоянные авторы - Б.А. Садовской и Т.Л. Щепкина-Куперник.

Активно использовались жанры любительских вечеров - бытовые танцы, анекдоты, каламбуры, шарады, интимные песенки. В театре формировался тип синтетического актёра, способного совмещать в себе чтеца, танцовщика, певца, импровизатора. В труппу входили В.А. Подгорный, Я.М. Волков, В.Я. Хенкин, К.Э. Гибшман, Е.А. Маршева, А.Ф. Гейнц, Е.А. Хованская и др. Режиссировали В.В. Лужский, Москвин, Балиев, Е.Б. Вахтангов и др.

С 1914 театр «Летучая мышь», не изменяя своего названия, постепенно приближался по типу к театру миниатюр. Столики были заменены рядами кресел, ведущим жанром стала сценическая миниатюра, построенная на основе классической оперетты, водевиля («Шесть невест и ни одного жениха» Ф. Зуппе, «Свадьба при фонарях» Ж. Оффенбаха), инсценировки произведений классиков («Пиковая дама» А.С. Пушкина, «Казначейша» М.Ю. Лермонтова, «Нос», «Шинель» и «Коляска» Н.В. Гоголя, «Жалобная книга», «Хамелеон» А.П. Чехова и др.). С 1908 клуб располагался в подвале дома Перцова; после наводнения переехал в Милютинский переулок. С 1915 в подвале дома Нирнзее (Большой Гнездниковский переулок, 10). В 1920 часть труппы театра во главе с Балиевым эмигрировала, начался новый, европейский этап «Летучей мыши». Оставшаяся часть труппы вошла в состав Сатир-агиттеатра.

ГРИГОРИЙ ГУРВИЧ И СУДЬБА ЕГО ТЕАТРА.
2003 г.
Расцвет мюзикла в России имел свое начало. И у истоков возрождения жанра стоял конкретный человек. У него была своя трагедия: сначала он в творчестве опередил свое время, потом жизнь поступила с ним жестоко и несправедливо, не по таланту. Имя этого человека – Григорий Гурвич, Гриша Гурвич. Он в 1989 году создал в Москве театр-кабаре «Летучая мышь». Такой театр был в начале века и умер при Советах. Так вот, Гурвич сделал потрясающий синтетический театр, где все могли и говорить, и петь, и танцевать. Он вообще-то был сам себе мюзикл: организовывал капустники, ставил спектакли и фильмы, был душой общества. Его уважали как профессионала и любили как человека. Но он заболел болезнью крови и умер в Израиле. О нашем друге, которого мы помним и любим, и о его детище вам расскажет Елена Поляковская.

ВМЗ – Елена Поляковская.

Корреспондент: После смерти Григория Гурвича его детищу – театру «Летучая мышь» - предрекали скорую кончину. Главный аргумент: этот театр держался на одном человеке.

Майя Гурвич, мать Григория Гурвича: Когда все это случилось, трагедия, Григорий Израилевич Горин сказал, что он желает театру благополучия, успеха, счастья, продления жизни, но он не видит этого. Он как бы по опыту своему считал, что, когда уходит лидер, то театр обычно потихонечку исчезает.

Корреспондент: Прошло три года с того времени, как не стало Григория Гурвича. Почти год нет спектаклей театра «Летучая мышь». Официально театр не закрылся – его артисты отправлены в бессрочный неоплачиваемый отпуск. В приказе, изданном вдовой Гурвича Любовью Шапиро, значатся две причины: первая – повышение арендной платы концертного зала «Космос», вторая – непрофессионализм и неэтичное поведение артистов. По поводу непрофессионализма разговор особый. После фактического закрытия «Летучей мыши» большинство артистов театра с успехом работают во многих труппах, в том числе и в постановках популярных мюзиклов. Они и сегодня говорят о фантастической школе, которую прошли в театре Григория Гурвича. Сокрушаясь лишь о том, что со смертью руководителя из «Летучей мыши» ушла атмосфера любви и творчества. Впрочем, несмотря на то, что права на название театра, декорации и костюмы принадлежат по праву наследования вдове Григория Гурвича, артисты не теряют надежды на возрождение некоторых постановок.

Маргарита Эскина, директор Дома актера: Вот я все время про это думаю – у вас ужасное, с одной стороны, потрясение, что у вас это было – у скольких этого не было ничего похожего! А с другой стороны, конечно, это лучшее время, которое уже… Но все равно что-то будет обязательно.

Корреспондент: Для мамы Григория Гурвича Майи Львовны ситуация с «Летучей мышью» - это личная драма. Когда она приезжает из Израиля в Москву, артисты непременно собираются у нее. Это семейные встречи близких людей.

Майя Гурвич: Это мои родные, это мои дети со стороны Гришеньки, Москвы. Мне с ними очень тепло. Они все замечательные – не даром он всегда восхищался ими.

Корреспондент: Мы снимали этот материал через три дня после дня рождения Григория Гурвича. Артистов «Летучей мыши» в гостях у Майи Львовны должно было быть в два раза больше, но как раз в эти дни случилась трагедия «Норд-Оста», и среди заложников в зале на Дубровке оказались те, кто работал в театре Григория Гурвича.

Майя Гурвич: Я сутками сидела у телевизора. Первым я увидела Тему – это Гришенькин студент, я была счастлива. Там еще оставалось пять. Потом мне сказали еще о каких-то, которые по пальто спустились, значит, трое. Волновались за остальных. Но сейчас один только в больнице. Так что актерская группа, вот 6 человек, они выжили. А вот среди музыкантов есть у нас трагедия: одного не можем найти, а другой, к сожалению, погиб.

Корреспондент: 24 октября артисты театра «Летучая мышь» выходили на сцену Дома актера, зная, что их друзья находятся в заложниках. Уже однажды им приходилось выступать в подобном состоянии – три года назад за полчаса до спектакля «100 лет кабаре» труппе театра сообщили о смерти Григория Гурвича. Артисты обожали его, а он обожал их. В «Летучей мыши» не было звезд, здесь все были очень красивы и очень талантливы, так говорил сам Григорий Ефимович. Зритель не всегда мог определить, где поют артисты балета, а где танцую певцы – Григорий Гурвич создал театр, где актеры были профессионально универсальны. Гурвич вообще знал цену таланту и, как магнит, притягивал талантливых людей. Театром он грезил с детства и верил, что когда-нибудь у него будет свой коллектив.

Майя Гурвич: Конечно, помню я, как он мне сказал: мама, у меня будет театр – ты в это веришь? И я не могла в это поверить. Москва, только относительно недавно был и ГИТИС, и все неудачи театральные, что-то не получалось, с кем-то не срабатывался. Иметь свой театр? Я не очень в это верила. Но оказалось, что действительно, вот в Гнездиковском, в старом помещении «Летучей мыши» все это получилось.

Корреспондент: Театр был его жизнью, но таланта Григория Ефимовича хватало на все. Его «Старый телевизор» помнят до сих пор, а капустники и изящные шутки постоянно цитируют. Фильмы и телевизионные программы остаются на пленке, театральные спектакли, даже запечатленные на кино и видео, живут до тех пор, пока их играют на сцене. Многого из того, что сделал Григорий Гурвич в театре, я, к сожалению, не успела посмотреть, и потому мне, как и многочисленным почитателям «Летучей мыши», хочется, чтобы этот театр вопреки пессимистическим прогнозам возродился. Этого хотят и артисты, а значит, затея стоит того. Хотя бы в память о светлом и талантливом человеке Григории Гурвиче его детище не должно умереть.

Елена Поляковская, Эдуард Горборуков, телекомпания «Эхо», Москва.
Гр.Гурвич и актер Валерий Боровинский. Поклоны.

Гр. Гурвич на съемках фильма "Звездная ночь в Камергерском"

Сп. "Великая иллюзия"

Майя Львовна, мама Гр. Гурвича

Г.С.Бурджаловым и другими актерами Художественного театра. Первоначально существовал как клуб актеров этого театра.

Вечера «Летучей мыши» (первый – пародия на спектакль Синяя птица – состоялся 29 февраля 1908 в подвале дома Перцова на Пречистенской набережной) носили характер импровизации и были рассчитаны на артистическую и художественную богему. Они состояли из шуточных выступлений К.С.Станиславского, О.Л.Книппер-Чеховой, В.И.Качалова, А.Г.Коонен, пародий на спектакли театра. Летучая мышь, существо, которое не признают своим ни птицы, ни звери, изображенная на занавесе театра, также служила иронической отсылкой к чайке – символу Художественного театра.

После загадочной смерти Тарасова в 1910, являвшегося душой и спонсором вечеров, Балиев вынужден был сделать представления платными, что повлияло и на состав публики, и на репертуар (к тому времени из-за наводнения 1909 театр переехал в Б.Милютинский переулок, д.14, ныне ул. Мархлевского). Актерский ночной клуб, отделившись от МХТ, превратился в самостоятельный репертуарный театр, ориентированный на образованную состоятельную публику. Его новый статус окончательно оформился в 1912, когда Н.Ф.Балиев, оставшись конферансье, служил и директором, и художественным руководителем театра.

1910-е были временем «кабаретной эпидемии» в театральной жизни России. Вслед за «Летучей мышью» открываются кабаре Б.К.Пронина «Лукоморье», «Привал комедиантов» и «Бродячая собака», «Дом интермедий» В.Мейерхольда в Петербурге. Возникновение кабаре стало феноменом в искусстве театра Серебряного века, вызванным к жизни интересом к пародии и стилизации, который испытывали символисты, художники круга журнала «Мир искусства». «Летучая мышь» стала первой ласточкой. Успехом пользовались стилизованные миниатюры – жанр оживших картин: Вятские игрушки , Бабы Ф.А.Малявина , Японский веер , Китайский фарфор ; мелодекламация (стихи П.Беранже), инсценированные романсы (Не искушай , Как хороши, как свежи были розы ), буффонады (Скандал с Наполеоном ). Актеры Художественного театра по-прежнему охотно выступали в кабаре. Балиев использовал жанр любительских вечеров: танцы, анекдоты, каламбуры, шарады, песенки. Публику привлекал и остроумный конферанс Балиева, который строил свои выступления на «скандале», сталкивании полярных мнений. Его скетчи, репризы, пародии, остроумные объявления номеров были «изюминкой» вечеров. Авторами текстов были: А.З.Серполетти, Л.Г.Мунштейн (редактор журнала «Рампа и жизнь»), Т.Л.Щепкина-Куперник, Н.А.Тэффи с дочерью, поэтессой Е.Бучинской, А.Н.Толстой, И.Г.Эренбург. Будучи театром высокого вкуса, кабаре легко улавливало художественную моду, делало доступным для публики открытия большого искусства.

В театре сформировался тип синтетического актера: чтеца, танцовщика, певца, импровизатора. В составе труппы: В.А.Подгорный, Я.М.Волков, В.Я.Хенкин, Я.Д.Южный, К.Э.Гибшман, Т.Х.Дейкарханова, Е.А.Маршева, А.Ф.Гейнц, Е.А.Хованская и др. Режиссировали В.В.Лужский, И.М.Москвин, Е.Б.Вахтангов, сам Балиев.

С 1914 театр, не меняя названия, по типу приблизился к театру миниатюр. От изящных высокохудожественных пустячков театр перешел к постановке сценических миниатюр, построенных на основе классической оперетты, водевиля (Шесть невест и ни одного жениха Ф.Зуппе, Свадьба при фонарях Ж.Оффенбаха), к инсценировкам произведений классиков: Пиковая дама и Бахчисарайский фонтан А.С.Пушкина, Тамбовская казначейша М.Ю.Лермонтова, Нос , Шинель , Коляска , Миргород Н.В.Гоголя, Жалобная книга , Хамелеон А.П.Чехова, (режиссер А.А.Архангельский).

В 1915 театр переехал в подвал нового доходного дома Э.Нирнзее в Б.Гнездниковском переулке, 10. Это был третий его адрес (ныне помещение Учебного театра РАТИ). Фойе и занавес театра расписал С.Судейкин (впоследствии, в эмиграции он продолжил сотрудничество с театром наряду с М.Добужинским, Н.Анненковым, чья жена, балерина Е.Гальперн, была актрисой «Летучей мыши»). Здесь впервые зазвучал голос В.Барсовой, появились Р.Зеленая, И.Ильинский, выступала Сатирическая капелла под управлением И.В.Москвина, читал стихи В.И.Качалов.

В феврале 1917 откликами на политические события стали обозрение Страницы русской истории , гротеск В 12 часов по ночам . Оперетты Ж.Оффенбаха Прекрасная Елена и Орфей в аду были последними постановками театра при Балиеве (1918). Изящная, но несозвучная революции эстетика кабаре плохо сочеталась с новым временем.

В 1919 Балиев, настороженно относившийся к революции, увез труппу на гастроли в Киев, затем вернулся, но в 1920 уехал с частью труппы уже в эмиграцию, в Париж, затем в Нью-Йорк, где возродил театр.

В России же продолжала работать оставшаяся часть труппы под руководством режиссера К.Кареева. Без руководства и конферанса Балиева это был уже другой театр, хотя репертуар не изменился. Попытками реанимировать былую славу театра явилось приглашение режиссеров А.Архангельского, Н.Евреинова, В.Мчеделова (последний поставил пьесу А.Ремизова Царь Максимилиан , сезон 1921–1922). Спектакль стал удачей театра на фоне целого ряда скучных вечеров и заполненного наполовину зрительного зала. Оставшуюся в Москве часть труппы в шутку называли «засахаренной мышью». В 1922 за неуплату аренды помещения театр навсегда покинул дом Нирнзее, где его место заняло кабаре «Кривой Джимми» (будущий московский театр Сатиры). Часть труппы «Летучей мыши» влилась в состав этого коллектива. И хотя жанр нового театра был родственен театру Балиева, его стиль был острее, грубее, примитивнее тонкой, лиричной, филигранной манеры «Летучей мыши», детища Московского Художественного театра.

В 1989–2001 – Г.Гурвич возродил на сцене Студии киноактера театр миниатюр под легендарным названием (авторы идеи М.Захаров и Г.Горин).

Елена Ярошевич


  1. Уж так случилось, что в 1991 году волей случая я стал завсегдатаем театра-кабаре Летучая мышь.
    Весной 1991 года я учился в МАИ, родители зарабатывали гроши, не было денег, нечего было есть. Вместе с моим другом мы случайно в троллейбусе встретили контролёра общественного транспорта, разговорили его и он нам объяснил как нам стать московскими контролёрами. Я не могу сказать, что мне эта работа нравилась, скорее мне было стыдно, но у меня на тот момент не было выбора, нужно было учиться и жить. Да, когда я работал, то зарабатывал очень много, в день зарабатывал больше, чем мой отец зарабатывал за месяц работы в своём институте. Но мне повезло, что я смог остановиться и работал только тогда, когда мне действительно были нужны деньги, в остальное время я учился в МАИ на 2 факультете и учился очень хорошо.
    Когда начинался очередной месяц на нашем маршруте ул Тверская-Ямская- Ул Тверская, от остановок Белорусский вокзал до Центральный телеграфа появлялось огромное количество народа с поддельными либо неправильно выданными проездными билетами. По правилам мы были обязаны изымать эти неправильно выданные проездные документы, брать штраф в размере 10 рублей. Через некоторое время этот штраф повышался в несколько раз.
    В результате в начале каждого месяца каждый из нас имел на руках несколько десятков неправильно выданных проездных документов. Этими проездными мы снабжали всех наших друзей и приятелей из института, весь наш поток из шести групп ездил в общественном транспорте бесплатно, но помимо этого ещё оставались проездные билеты.
    В 1991 году моя одноклассница предложила мне сходить с ней в театр, театр был маленький, никому не известный, назывался театр Театр-кабаре "Летучая мышь". До этого я всего лишь несколько раз был в театре и был очень приятно удивлён впечатлением от просмотра спектакля: " Я степую по Москве". Можно сказать, что с этого спектакля я влюбился в театр. Театр располагался в маленьком помещении студенческого театра ГИТИС.
    Через несколько дней работая на маршруте я встретил в троллейбусе студентов-безбилетников из ГИТИСА. На моя просьбу оплатить штраф за безбилетный проезд они мне предложили контрамарки на спектакль Летучей Мыши. С этого момента все студенты ГИТИСА ездили по Тверской бесплатно, старосты групп в начале каждого месяца вылавливали меня на маршруте, забирали бесплатно проездные и если у них была возможность, то отдавали мне контрамарки на спектакли московских театров. В основном это были контрамарки в Летучую Мышь. Спектакль "Я степую по Москве " я смотрел более 20 раз.Также открыл для себя театр Сатирикон и другие театры Москвы. Можно сказать, что в "Летучей Мыши" я узнал что такое театр.
    Жаль, что умер этот замечательный заикающийся человек Григорий Гурвич, которого было так приятно слушать и слышать, вместе с ним ушёл в небытие и его театр. Театр-кабаре "Летучая Мышь" как первая любовь, мой первый в жизни театр.

  2. ВЕХИ, А ТАКЖЕ БОРОЗДЫ И МЕЖИ ГРИГОРИЯ ГУРВИЧА
    24 октября 1957 - родился в Баку
    1979 - закончил филологический факультет Государственного Бакинского университета
    1980-1985 - режиссерский факультет ГИТИСа (курс М.О.Кнебель)
    1983 - первый капустник в Центральном Доме Актера - встреча Нового года
    1985 - будучи студентом, дебютирует в филиале театра имени Маяковского спектаклем «Дневник обыкновенной девушки» по дневнику комсомолки 30-х годов Нины Костериной.
    1987 - режиссер «Сатирикона», закрыли 5 спектаклей
    1988, ноябрь - Гурвич открывает театр «Летучая мышь», в 31 год становится художественным руководителем театра.

    «Культура»
    Спектакли «Летучей мыши»:
    26 мая 1989 - «Чтеше новой пьесы»
    август 1991 - «Я стэпую по Москве»
    1993-«100 лет кабаре»
    1995 - «Это шоу-бизнес»
    1997 - «Вам позволено переиграть»
    1990 - фильм «Танго со смертью», снят силами труппы театра «Летучая мышь» (РТР)
    1993 - пятисерийный фильм «Подлинный художник, настоящий убийца» (РТР)
    1995 - ведет отдел культурных новостей («Времечко», НТВ)
    1996 - внучатый племянник Никиты Балиева - Николай Териков - дарит Гурвичу знаменитый котелок Балиева с сентября 1996 вместе с Виктором Славкиным ведет телепередачу «Старая квартира» из Центрального Дома Актера

    ". . . два устремления публики: 1) к веселью в театриках типа Cabaret, 2) к неугасаемому обаянию классического репертуара, - скоро совсем сомнут современный репертуар".

    "Есть ли у нее будущее? Что ждет ее даже в ближайшие дни? Выживет ли она среди бушующих теперь бурь, или они сметут с нее всю золотую пыль художественного аристократизма и сделают ее дальнейшую жизнь унылою, невозможною и ненужною? Русскому тeaтpy вообще предстоят, по-видимому, очень крупные и существенные изменения".

    Эти два пророчества корифеев театрального искусства режиссера Мейерхольда и критика Эфроса, высказанные в начале ХХ века, вполне соотносятся с 80-ми годами, когда возобновил свою работу театр-кабаре "Летучая мышь", открытый в 1908 году, прекративший свое существование в России в 1920-м и снова появившийся на московском театральном небосклоне в 1989-м.

    Когда-то основатели Художественного театра помимо серьезного академического искусства, которое сами создали, отчаянно любили развлекаться, дурачиться, острить и шаржировать друг друга. В 1902 году в пору рождения знаменитых "капустных" представлений и покорил Московский Художественный театр, становясь его королем один раз в году, в ночь празднования Нового года, Никита Балиев, до этого малоизвестный актер Художественного театра. После "капустников" вся Москва повторяла балиевские шутки, удивлялась трюкам неузнаваемых Станиславского и Немировича, Качалова и Чехова и многих других. Балиев создавал новый, невиданный, ни на что не похожий жанр.

    Так в 1908 году появился первый российский театр-кабаре "Летучая мышь". Появившись в недрах МХТ, непочтительный саркастичный театрик тут же спародировал благородный белокрылый символ общедоступного театра и на своем занавесе расположил летучих мышей, оповестив публику о том, что открыт закрытый театр-клуб для аристократической и художественной богемы.

    Страшные и беспокойные годы перед войной 1914 года вылились на сцене кабаре в уникальный каскад номеров политической сатиры, пародий, классики, изящных, полных неги и истомы миниатюр, грассирующих романсов. Сделав "Летучую мышь" самым престижным местом Москвы, Балиев приглашал для участия в его дивертисментах всех возможных знаменитостей России и заграницы. Шаляпин и Вахтангов, Качалов и Коонен, Станиславский и Немирович-Данченко и еще многие, многие другие, составлявшие серьезную славу российского театра, считали за честь выступить хоть с небольшим номером в этом малопочтительном месте. Атмосфера пресыщенности, загадочности и демократизма наполняли маленький подвал театра-кабаре.

    В 1920 году "Летучая мышь" навеки пересекла границы Родины. Ее стали называть La Chauve Souris. Она блистала в Париже, на Бродвее имела шумный успех. Песню "Катеньке" из репертуара театра напевала вся Америка. "Летучую мышь" посещали Чаплин, Паола Негри, другие звезды кино и театрального искусства мира, восхищались ею, но никто из соотечественников не знал о мировом триумфе " Летучей мыши", имена ее актеров не остались в театральной истории России.

    Восстанавливая связь времен, действие первого спектакля-дивертисмента "Чтенiе новой пьесы" (подпись под последней совместной фотографией старой "Летучей мыши") происходит именно на этой знаменитой исторической сцене в Б. Гнездниковском переулке, 10, и герои ее - участники того несыгранного представления, того семидесятилетнего кабаре жизни нашей страны, в котором балиевская "Летучая мышь" участия не принимала...

  3. ОООчень люблю!
    --- Объединение нового сообщения с предыдущим ---
    Летучая мышь (кабаре, 1989)
    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гурвич .
    Григорий Ефимович Гурвич Дата рождения: 24 октября
    Место рождения:: Баку , Азербайджанская ССР , СССР
    Дата смерти: 5 ноября (42 года)
    Место смерти: Иерусалим , Израиль
    Гражданство:
    Профессия: театральный режиссёр , драматург, руководитель театра, телеведущий
    Театр:
    театр-кабаре «Летучая Мышь»
    Григо́рий Ефимович Гу́рвич (24 октября , Баку - 5 ноября , Иерусалим) - театральный режиссёр , драматург и телеведущий .
    Отец - Ефим Григорьевич Гурвич, мать - Майя Львовна Гурвич (урождённая Шик). Двоюродный брат М. А. Гурвича, директора театра им. Ермоловой .
    В 1984 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа . В 1989 году создал в Москве театр-кабаре «Летучая Мышь», ставший продолжателем традиции легендарного театра с тем же названием , основанного в 1908 году актёром МХТ Никитой Балиевым и меценатом Николаем Тарасовым .
    Содержание
    • 6 Ссылки
  4. Театр-кабаре «Летучая Мышь»
    Идею воссоздания театра-кабаре «Летучая Мышь» Гурвичу подсказали Марк Захаров и Григорий Горин . Они подошли к молодому автору очередного капустника 13 января 1983 года, чтобы поздравить его с шумным успехом, и практически в один голос посоветовали ему заняться театром-кабаре - жанром, зародившимся в своё время из капустников Московского Художественного Театра . По признанию самого Гурвича, такой совет поначалу ему не очень понравился - он собирался заниматься серьёзным искусством и ставить серьёзные спектакли. Тем не менее Марк Захаров при каждой встрече повторял Гурвичу тот же неизменный совет. Отдалённые отголоски этого противопоставления жанров неоднократно впоследствии вплетались автором в ткань его спектаклей.

    В конце концов Григорий Ефимович проникся этой идеей, к тому же с «серьёзными» постановками в других театрах его преследовала череда неудач административного характера. В 1988 году бизнесмен Алексей Бельский, знавший и любивший гурвичевские капустники, согласился профинансировать создание нового театра, а директор Дома Актёра им. Яблочкиной Маргарита Эскина , высоко ценившая режиссёрский талант Григория Гурвича, помогла добиться для нового театра разрешения работать в помещении Студенческого театра ГИТИС - том самом помещении, где вплоть до своего закрытия в 1920 году блистал театр-кабаре «

Просмотров