Духовный подвиг великого поста. Подвиг без духовной пользы

Наши духовно-нравственные воинские традиции едины как для русской армии прошлых веков, так и для современной Российской армии.На протяжении столетий русский воин был тем же пахарем на ниве военной, что и его мирный собрат. Тот, кому выпал воинский жребий нёс службу именно «за други своя». Война ради войны, ради захвата чужих имений, жён, земель никогда не поощрялась в России. Не случайно и герои нашего былинного эпоса – богатыри, охраняющие покой страны, - столь не похожи на героев западноевропейских рыцарских эпических сказаний. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович на богатырских заставах несут службу «за други своя». Князь Владимир в былинах, царь в русских солдатских песнях – своеобразное олицетворение идеи государства, которому служит и которое обороняет русский воин. Верность ему русский воин блюдёт не за честь, а за совесть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горбулина Татьяна Геннадьевна

учитель музыки МОУ СОШ 5

город Белореченск Краснодарский край

Духовный подвиг русских воинов (Сл.1)

(Сл.2)

Смоленск и Тула, Киев и Воронеж

Своей прошедшей славою горды.

Где нашу землю посохом не тронешь, -

Повсюду есть минувшего следы.

Нас дарит кладами былое время:

Копни лопатой и найдёшь везде -

Тут - в Данциге откованное стремя,

А там - стрелу, калённую в Орде.

Зарыли в землю много ржавой стали

Все, кто у нас попировал в гостях!

Как памятник стоит на пьедестале,

Так встала Русь на вражеских костях.

К нам, древней славы неусыпным стражам,

Взывает наше прошлое веля,

Чтоб на заржавленном железе вражьем

И впредь стояла русская земля!

Д. Кедрин

(Сл.3) На памятнике русским гренадёрам, павшим в боях под Плевной, выбита надпись: «Больше сия любве никто же имать дакто душу свою положит за други своя» (Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих).

Евангелие от Иоанна

(Сл.4, 5)

Наши духовно-нравственные воинские традиции едины как для русской армии прошлых веков, так и для современной Российской армии. На протяжении столетий русский воин был тем же пахарем на ниве военной, что и его мирный собрат. Тот, кому выпал воинский жребий нёс службу именно «за други своя» (Сл.6) Война ради войны, ради захвата чужих имений, жён, земель никогда не поощрялась в России. Не случайно и герои нашего былинного эпоса - богатыри, охраняющие покой страны, - столь не похожи на героев западноевропейских рыцарских эпических сказаний. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович на богатырских заставах несут службу «за други своя» (Сл.7) Князь Владимир в былинах, царь в русских солдатских песнях - своеобразное олицетворение идеи государства, которому служит и которое обороняет русский воин. Верность ему русский воин блюдёт не за честь, а за совесть.

Стоит за алтари святые,

За Богом венчанных царей,

За гробы праотцов родные,

За жён, отцов и за детей.

(Сл.8) Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся промысел Божий о нашей Русской Земле, о её судьбе. Русь во многом была просвещена через князей, потому что князь - это, прежде всего военный и хозяйственный лидер. Князья стремились к государственности, через них Русь просвещалась верой. Когда Русь разделилась на мелкие княжества, когда были утрачены родственные связи, тогда их объединила вера. Они были «орудием» в руках Господа. Первыми Андрей Боголюбский и Александр Невский стали собирать Русскую Землю, поднимать народ на войну с захватчиками.

(Сл.9) Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1110-1174), внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в святом Крещении Марии), еще в юности был назван Боголюбским за постоянно присущее ему глубокое молитвенное внимание, прилежание к церковным службам и "утаенных молитв к Богу присвоение". (Сл.10) От деда, Владимира Мономаха, внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни. Завоевание великого волжского пути стало для святого Андрея основной задачей его государственного служения России. (Сл.11) К концу 1170 года Боголюбский сумел добиться объединения Русской земли под своей властью. В ночь на 30 июня 1174 года святой князь Андрей Боголюбский принял мученическую кончину от руки изменников в своем Боголюбском замке. Русская Церковь помнит и чтит своих мучеников и созидателей. Андрею Боголюбскому принадлежит в ней особое место. Взяв в руки чудотворный образ Владимирской Божией Матери, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории. Молитвами святого Андрея сбылись над Русскою Церковью его самые заветные чаяния.

(Сл.12) Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле-Залесском. Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. (Сл.13) Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил Св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским. (Сл.14) Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241г. молниеносным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси.

(Сл.15) Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 г. св. Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв.

В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Св. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Св. Александр стал единовластным великим князем всей Руси.

(Сл.16) Князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно".

Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 г., и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547г.

(Сл.17) 30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу, Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Празднество было установлено указом от 2 сентября 1724 г., восстановленное в 1730г.

Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины.

(Сл.18) Св. Димитрий Донской родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, св. Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).

(Сл.19, 20) За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским.

(Сл.21) Он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

(Сл.22)

О, бранный витязь! Ты печален,

Один, с поникшею главой,

Ты бродишь мрачный и немой,

Среди могил, среди развалин;

Ты видишь в Родине своей

Следы пожаров и мечей.

(Сл.23) И подвиг нынешней Руси да будет будущему в память

(Сл.24) Всем нам хотелось бы жить в мире, свободном от войн и всяческого насилия. Но, к сожалению, окружающий мир всё ещё исполнен военных опасностей, и потому наряду с мирными тружениками, нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.

(Сл.25)

Чтоб стать мужчиной - мало им родиться,

Как стать железом - мало быть рудой.

Ты должен переплавиться, разбиться,

И, как руда, пожертвовать собой.

Готовность к смерти - тоже ведь оружие,

И ты его однажды примени…

Мужчины умирают, если нужно,

И потому живут в веках они.

(Сл.26)

Русь! Великая боль

Мне скрутила тяжёлые руки.

Я сливаюсь с тобой,

Принимаю несметные муки.

Сколько бед за спиной,

Что сумел я с тобою осилить! Русь!

Ты стала страной,

Стала вечно великой Россией.

И на все времена у тебя

Неизменно богатство -

Ты безмерно сильна

Правотой бескорыстного братства.

(Сл.27) Ради жизни других людей гибли наши предки в войсках Дмитрия Донского, Михаила Кутузова, Георгия Жукова… И именно ради жизни на родной земле несут сегодня свою службу, исполненную зачастую смертельных опасностей, наши воины-современники.

Низкий поклон им за это, за ту великую любовь, без которой невозможно жертвовать жизнью ради других людей, без которой невозможно быть настоящим солдатом, воином.

(Сл.28, 29)

Где б ты ни был,

Честный русский воин, помни:

О тебе гремит молва.

Будь всегда носить в крови достоин

Гневный жар великого родства.

Бейся в схватках равных и неравных

До конца! Плати врагу сполна!

(Сл.30)

Мир прекрасен, солдат,

Хоть немирен порой.

Путь пройдёшь до конца,

Свет над миром спасёшь.

Ты похож на отца,

Ты на деда похож.

(Сл.31)

Список источников:

  1. Сборник «Ради жизни на Земле»
  2. Учебник А.В. Бородиной «Основы православной культуры», М. издательство «Основы православной культуры», 2006.

1. Подвиг русского монашества. Русское монашество XIX в. дало множество примеров истинного христианского подвига. А уже при своей земной жизни эти святые люди служили образцом для понимания смысла жизни, поведения и повседневного бытия христиан. Одной из вершин православной жизни стала духовная деятельность преподобного Серафима Саровского. В подвиге преподобного Серафима Саровского Святая Русь явила миру великий пример православной святости.

(в миру Прохор Исидорович Машнин) (1754–1833) – один из самых знаменитых и почитаемых русских старцев. Родился он в Курске. Его родители строили Сергиево-Казанский собор. Когда собор был построен и освящен, он ушел в монастырь. В 1778 г. он поселился в Саровской Успенской пустыни, которая располагалась на р. Саровке, в тогдашней Тамбовской губернии. В 1786 г. принял монашеский постриг с именем Серафим, а в 1794 г. он оставил обитель и поселился в уединенной келье в лесу, в нескольких километрах от монастыря. В келье и в лесу у дороги он поставил два камня, на которых и молился. В 1806 г. Серафим возложил на себя новый тяжкий монашеский подвиг – молчальничество, и пребывал в безмолвии около трех лет. В 1810 г. по решению собора монахов монастыря Серафим вновь поселился в обители, но принял обед затворничества. Начиная с 1815 г., он несколько ослабил затвор и всецело посвятил себя новому подвигу – старчеству, т.е. служению миру, духовному руководительству и врачеванию иноков. Но окончательно он оставил затвор только в 1825 г.

3. Пресвятая Богородица посещает Серафима. Старец Серафим, один из немногих в истории России святых, удостоился посещения Пресвятой Божией Матери, Которая являлась ему двенадцать раз. Первое заступничество за преподобного Серафима Божия Матерь явила задолго до его пострижения в монахи. Как рассказывает его Житие, когда ему было десять лет, он очень тяжело заболел. Однажды во сне явилась ему Пресвятая Богородица и обещала исцелить его. И вот случилось в то время идти крестному ходу с Курской Коренной иконой Божией Матери по улице, где стоял дом его родителей. Нежданно на идущих обрушился сильный ливень и крестный ход свернул во двор их дома. Мать отрока поспешила вынести его и приложить к иконе. С тех пор мальчик стал поправляться.

В 1780 г., уже будучи послушником Саровского монастыря, он тяжело заболел, возможно, водянкой. Болезнь продолжалась три года, никак не оставляя его. Однажды саровский старец Иосиф отслужил о здравии болящего Божественную литургию, больной же исповедовался и причастился. И вот тогда, в Неизреченном Свете, явилась болящему Матерь Божия с апостолами Иоанном и Петром. Владычица, указывая Иоанну на послушника, сказала: «Этот – Нашего рода». И возложила правую руку на его голову, а жезлом, который держала в левой руке, Она коснулась болящего. От этого прикосновения у послушника осталось в ноге углубление, через которое и стала вытекать накопленная жидкость, причинявшая ему мучительные страдания. Так чудесным образом больной вновь поправился. Позднее на месте чудесного исцеления преподобного Серафима воздвигли храм во имя преподобных Зосимы и Савватия.

В 1804 г. старец Серафим, давно уже принявший монашеский постриг, жил отшельником в лесной келье. И напали на него трое крестьян, которые искали у старца денег. Никаких денег они не нашли, но жестоко избили преподобного. Вызванные врачи обнаружили, что у батюшки Серафима проломлена голова, перебиты ребра, отбиты легкие. Врачи осматривали старца в недоумении – как он еще жив остался?! И в этот момент старец Серафим уснул, и было ему видение. К постели подошла Пресвятая Богородица с апостолами Петром и Иоанном и, указывая на подвижника, сказала Своим спутникам: «Сей – из рода Нашего». Проснувшись, преподобный Серафим почувствовал облегчение и начал поправляться. А злодеев-крестьян вскоре разыскали, но по мольбе старца их отпустили.

Еще одно чудесное видение случилось в 1825 г. К тому времени преподобный Серафим жил в монастыре и вершил в своей уединенной келье новый подвиг – затворничества и молчания. Пять лет прожил старец в затворе и полном молчании, созерцая в молитвах Господа. Еще десять лет он провел в своей келье, принимая братию и мирян. А 25 ноября было старцу видение Богоматери, Которая повелела выйти ему из затвора и принимать всех, кто будет нуждаться в его утешении, советах и молитве. Так начался еще один подвиг преподобного Серафима – старчество. И случилось все по слову Богородицы: со всей России потянулись к старцу люди за духовной помощью и водительством. А он, будучи уже в преклонных летах, всех принимал и никому не отказывал в беседе и совете. Больше того, исполняясь Духа Святого, преподобный Серафим обрел дар прозорливости и целительства. И очень многие уходили от него исцеленные или духовно, или телесно.

Великий старец несказанно любил Пресвятую Богородицу. Более всего молился старец Серафим перед иконой Божией Матери «Умиление», или «Всех радостей Радость», как называл ее преподобный. Эта икона стояла в келье старца. Елеем от лампады, горевшей перед образом, старец помазывал больных. Перед этой иконой в молитве преподобный Серафим и отошел ко Господу. После кончины старца икона «Умиление» была передана в Дивеевскую обитель. С тех пор икона стала Верховной игуменьей Серафимо-Дивеевской обители, а настоятельницы монастыря нередко назывались наместницами Верховной игуменьи. В честь иконы Божией Матери «Умиление» Русская Православная Церковь установила праздник – 28 июля (10 августа).

4. Общественное служение. И еще Пресвятая Богородица повелела преподобному Серафиму Саровскому служить людям. Слава о великом подвижнике давно уже ходила по всей России. Но теперь, когда преподобный стал принимать людей, множество паломников устремилось в Саровскую обитель за духовным исцелением. Обладая умением проникнуть в душу и в сердце каждого, старец распознавал внутренние помыслы любого человека и стал истинной духовной опорой для многих страждущих.

Кроме того, ему был дан дар исцеления. Сам старец всю жизнь страдал тяжелой болезнью ног, однако стойко переносил страдания и старался не показывать своей немощи. В то же время по его молитвам выздоравливали многие люди.

Преподобный помогает и после смерти. Известно много случаев помощи преподобного Серафима людям по молитвам к святому в их нуждах и бедах, болезнях и страданиях.

5. Пример для верующих. С XVIII века у многих образованных людей, дворян и даже простых людей стала охладевать вера. Люди не отвергали Церковь, но все меньше полагались на Бога, считая, что они обойдутся без Него. Они все меньше молились и все реже посещали храм, да и посещение храма для таких людей превращалось в пустую формальность. Преподобный своим личным горячим примером являл образец живой веры, живого общения человека с Богом, Пресвятой Богородицей. Он показывал всем, что Господь и Пресвятая Богородица слышат каждого верующего человека, их молитвы и помогают каждому искренне верующему человеку.

6. Основание Дивеевского Введенского женского монастыря. В тот день, 25 ноября 1825 года, старец Серафим, исполняя волю Божией Матери, впервые вышел из затвора. Он отправился в лес к своей дальней пустыньке. И на берегу реки Саровки ему вновь явилась Пресвятая Богородица. Она повелела старцу основать новый монастырь у села Дивеева, рядом с уже существующей женской общиной. В этот монастырь Приснодева велела принимать только девушек и Сама обещала быть всегдашней Игуменьей обители. Девичью общину надлежало обнести канавкой и валом вместо стены. Новую обитель Богоматерь назвала Своим «четвертым жребием на земле» . Преподобный Серафим Саровский исполнил все, как было предуказано. Он устроил Введенский женский монастырь, который вскоре стал известен всей России.

7. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь был основан в с. Дивееве в 24 км. от г. Ардатова (ныне – в Нижегородской области) в 1780 г. трудами рязанской дворянки А.С. Мельгуновой (в монашестве – Александра), как Казанская женская община. Поселившись в с. Дивееве, в 1775 г. на свои средства Александра построила храм во имя Казанской иконы Божией Матери, вокруг которого и сложилась женская община. Духовное руководство над общиной осуществляли старцы Пахомий и Исайя из расположенного неподалеку Саровского монастыря. После их смерти духовным руководителем общины стал преподобный Серафим Саровский.

В 1827 г. он отделил девиц от вдов и, исполняя повеление Божией Матери, в 100 саженях от Казанской общины основал отдельную Мельничью девичью общину, которая располагалась возле мельницы. Мельничью общину окружала канавка, вырытая сестрами по велению преподобного Серафима. По его же настоянию к Казанскому храму пристроили двухэтажный храм во имя Рождества Христова и Рождества Божией Матери. Уже после смерти Серафима Саровского, в 1842 г., обе общины объединились в одну – Серафимо-Дивеевскую, которую в 1861 г. преобразовали в монастырь.

В XIX – начале XX вв. Серафимо-Дивеевский монастырь был одним из самых крупных женских монастырей в России. Здесь проживали более 1000 монахинь. Архитектурный ансамбль представлял собой целый город, обнесенный высокой каменной стеной. В центре обители находился величественный пятиглавый Свято-Троицкий собор с пятью приделами (1848–1875 гг.). В 1847–1848 гг. был сооружен зимний, деревянный, но на каменном фундаменте храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери, который имел два придела, а в нижнем этаже – особый храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 1855 г. построен кладбищенский однопрестольный храм во имя Преображения Господня. При богадельне был устроен храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1861 г.). За монастырской оградой располагались основанные ранее Казанский и Рождественский храмы. К 1917 г. был полностью построен новый каменный собор, но освящен только в 1999 г. во имя Преображения Господня.

После 1917 г. монастырь разорили, а в 1927 г. окончательно закрыли, храмы разрушили, монахини подвергались преследованиям.

И все-таки молитвами Пресвятой Богородицы и всех православных христиан в 1990 г. после чудесного обретения и перенесения мощей преподобного Серафима Саровского, началось возрождение обители. Восстановлены ее храмы. В обители несут послушание сотни монахинь и послушниц.

В 2003 г. восстановили и канавку вокруг бывшей Девичьей общины. И теперь тот, кто пройдет по канавке и прочитает положенное число раз молитву «Богородице Дево, радуйся!», тот может надеяться на снискание Божией благодати. Ибо Богородица не оставила заступничеством Свой четвертый жребий на земле.

8. Преподобный Серафим Саровский о будущем России. Сегодня известны многие пророчества старца Серафима, касающиеся исторических судеб России, в том числе и грядущие бедствия – революции, разорение Церкви, поруганье святынь, величайшие человеческие жертвы, когда «Земля Русская обагрится реками кровей».

Предсказал великий старец и последующее возрождение России. Одно из пророчеств преподобного старца Серафима Саровского гласит: «Но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского». И поэтому: «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе».

9. Канонизация преподобного Серафима Саровского. Преподобный Серафим Саровский еще при жизни провидел, что будет прославлен в своей святости, провидел даже время года, когда он будет прославлен – это будет лето: «У нас (в Сарове) какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то со всех сторон, со всех сторон!» Так и случилось: обретение и перенесение мощей святого состоялось 19 июля (1 августа) 1903 г. при многомиллионном стечении народа. В этом же пророчестве предвидел преподобный старец и многие мучения, которым подвергнется Россия: «Но эта радость будет на самое короткое время; что далее будет… такая скорбь, что от начала мира не было!.. Ангелы не будут поспевать принимать души!». При этих словах из глаз старца текли слезы…

В 1903 году в присутствие Николая II и всей императорской семьи состоялась торжественная канонизация и перенесение мощей святого.

Этот праздник стал настоящим торжеством православия, собравшим более полутора миллионов человек. Происходили многочисленные исцеления паломников.

В 1927 г. Саровскую обитель закрыли, мощи святого старца забрали в Москву. Затем они пропали и были обнаружены только в 1990 г. в Ленинграде. Так, в 1990 г. состоялось второе обретение мощей Серафима Саровского и торжественное перенесение их в Серафимо-Дивеевский монастырь.

А еще одно важное событие произошло в апреле 2004 г.: частица мощей преподобного Серафима Саровского по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была перенесена в главный гарнизон Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации – в подмосковную Власиху, в храм преподобного Илии Муромского.

И глубоко символично, что ядерный центр, где было создано ядерное оружие нашей страны, находится в Сарове. Это не случайно, ведь в акафисте преподобному Серафиму сказано: «Радуйся Отечеству нашему щит и ограждение». Поэтому считается, что ядерный щит нашей державы был создан именно по молитвам преподобного Серафима.

P.S. Молитва творит чудеса. Любая молитва и любым человеком может творить чудеса. Главное условие для чудотворности молитвы - это ИСКРЕННОСТЬ . А если молитва совпадает с планами Бога, то это 100% гарантия её выполнения. Это и есть главная функция любой религии - учить людей способам (это целая наука) общения с Богом, молитва один из самых важных и реально действующих. Нет плохих религий (все религии истинны и были даны человечеству согласно времени, месту и обстоятельствам по уровню их сознания ), есть только люди, как правило, осознанно искажающие их изначальный смысл. Повторю ещё раз, только ИСКРЕННОСТЬ является ключом к успеху. Так например, священнослужители проповедующие отречение, кротость и нестяжательство, а сами ездящие на дорогих машинах и дерущие непомерные цены за свои сомнительные услуги - не искренни. Или проповедующие принцип "Не убий!", а сами с удовольствием пожирающие плоть умерщвлённых (животные являются такими же жителями планеты Земля, как и двуногие "хомо сапиенсы"), а также берущие в руки оружие и призывающие к убийствам ЛЮБЫМ, на самом деле есть демоны-оборотни и слуги ада. Это не искренность и не духовность - это сознательная профанация религиозных принципов , а они для всех религий одинаковы .
Тем белее на фоне полной, тотальной деградации всех без исключений мировых религий (а то, что православие уже давно выродилось в жидославие надеюсь ни для кого не является секретом), потрясают до глубины души редкие, единичные случаи реальных духовных подвигов священнослужителей любых религий. Это и есть тот самый человеческий фактор, когда при общей тенденции к деградации, мошенничеству и профанации находятся герои идущие против течения.
Честь им и слава, а самое главное всеобщая народная любовь!

"Православный священник-луганчанин отец Владимир, будучи смертельно ранен осколками авиабомбы, стоя на коленях до последнего читал молитву, чтобы остальные кассетные бомбы, спускающиеся на парашютах, не разорвались. Кто-то назовет это случайностью, в которые верующие люди не верят, но бомбы плавно вошли в землю так и не разорвавшись.
В результате обстрела Луганска украинской армией по-христиански героически погиб клирик Георгиевского храма протоиерей Владимир Креслянский. У него осталось пятеро детей. Одна из жительниц Луганска рассказала, что отец Владимир за 15 минут до очередного взрыва заходил к ней домой. Священник дал женщине пояс «Живый помощи» (90 псалом) и сказал: "Молитесь! Наденьте крест нательный!"

Вот что пишет священник Петр Пахомов о событиях, развивавшихся дальше:
"У меня из Луганска вернулся товарищ и рассказал такое чудо. Неделю назад на Луганск были сброшены на парашютах 5 (пять) авиационных 500 кг кассетных бомб! Священник отец Владимир шёл после службы из храма и в этот момент первая авиабомба взорвалась и часть осколков попала ему в грудь и в руку, но священник нашёл в себе силы стать на колени и молился пока спускались на парашютах другие бомбы, которые как нож в масло вошли в асфальт и в землю и не взорвались. К сожалению священник потом умер от потери крови прямо так же на коленях".

Но это не просто чудо, а чудо знаковое.

В центре Луганска стоит храм иконы Божией Матери «Умиление». 31 июля в 19.30 после вечерней службы именно из этого храма о. Владимир вышел на улицу и направился домой.

Был канун праздника одного из самых почитаемых в России святых преподобного Серафима Саровского: 1 августа празднуется обретение его мощей, случившееся в 1903. Церковный день начинается накануне с 17 часов, то есть вечером 31 июля свой молитвенный подвиг о. Владимир совершил в сам праздник Саровского чудотворца.

Подходя к улице Чапаева, он вдруг увидел в небе бомбардировщик, который сбросил восемь 500-килограммовых кассетных бомб на парашютах. Эти бомбы взрываются при подлете к земле, когда срабатывает соответствующий датчик. Так увеличивается их поражающий эффект.

Вокруг густонаселенный район, много жилых домов. Время, когда на улице много прохожих. Обычно стреляют и бомбардируют либо ночью, либо рано утром.

После взрыва первых двух бомб батюшка получил тяжелое ранение в грудь и левую руку. Зажимая рану в груди о. Владимир вышел из прохода между домами на ул. Чапаева. Встал на колени и начал молиться, крестясь здоровой правой рукой.
Остальные шесть кассетных бомб, падавшие на жилой район, не взорвались.

Так о. Владимир сподобился кончины в день памяти преподобного Серафима Саровского и почил, стоя на коленях, так же, как много лет до этого великий святой. В 1833 году о. Серафим умер во время молитвы, стоя на коленях перед иконой Божьей Матери «Умиление» (!), положив руки на подставку и опустив на них голову.

Ну и для сравнения:

P.P.S. Если кто-то думает, что МП РПЦ по накалу "духовности" отличается от открытого слуги ада - главы киевского П(ейсатого)Ц(ирка), то он очень сильно ошибается. Там сидят точно такие же "братья по разуму", "пастыри душ" рабов (ослов) божих и при схожих обстоятельствах они вели бы себя точно так же. Просто на бывшей Украине ситуация с "духовностью" была доведена до её высшей точки, закономерного финала жидославия - полного абсурда и адского хаоса.
Это полный крах жидовской православной церкви на древних ведических славянских землях.

(Кому интересно, вот подтверждение моих слов - О церкви)
«Имеющий уши да слышит... Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют...Слухом будете слышать, и не уразумеете; и глазами глядеть будете, и не увидите; ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться...» Св. Евангелие от Матфея, глава 13

Самая обсуждаемая тема сегодня в русском обществе - это, наверное, вопрос о путях спасения и возрождения России. Все понимают, что Российское государство находится в глубоком кризисе, но причины появления этого кризиса и пути выхода из него предлагаются разные, часто - геометрально противоположные. В этом контексте вспоминается вопрос на армянском радио: «Будет ли третья мировая война?» Ответ армянского радио: «Нет, войны не будет, но будет такая борьба за мир, что «камня на камне не останется»». Нечто подобное происходит и сегодня в нашей Стране. Все с таким энтузиазмом стараются спасти Россию, что становится страшно за саму Россию. Это похоже на ситуацию, когда несколько человек тянут одеяло на себя, в результате чего оно, в конце концов, рвётся. Так и Российское государство, от усиленных попыток разных социальных, политических и религиозных групп спасти его, уже трещит по швам.

Да, проблем сегодня в России хватает. Но если мы честно посмотрим на окружающую нас реальность, то увидим, что проблемы эти носят не политический, социальный или финансовый характер, а, прежде всего, - духовный. Действительно, будущее страны, жители которой с пеной у рта отстраивают право на убийство собственных детей, на разврат, на духовный индифферентизм и синкретизм, не желают создавать семьи, продолжать род, служить в армии и т.п., очень и очень сомнительно.

Святые Отцы говорят, что дух творит себе формы. Здоровый дух творит здоровые формы, соответственно, больной дух, создаёт больные же формы. И всё то, что было перечислено выше, как раз и является проявлением больной души нашего общества. Тело с больной душой постепенно умирает, то же самое происходит и с государством. Мы видим, что население нашей страны неуклонно, вот уже на протяжении 20-ти лет катастрофически сокращается. Забываются вера, язык, история, культура, традиции, освобождающиеся территории занимают инородцы и иноверцы.

Не нужно быть «семи пядей во лбу», чтобы понять простую истину: всё это с нами происходит как следствие утраты духовный корней, на которых не одну сотню лет созидалось русское государство. Следовательно, путь спасения и возрождения России - это возврат к родным корням. Корни эти - святое Православие. Хотим мы того, или нет, нравится нам это, или нет, но это исторический факт. Удивляет только слепота наших соотечественников, которые не могут (или не хотят) увидеть, понять и признать этот факт. Посмотрите, какой была Россия до 1917 года, и какой она стала после революции, и всё сразу станет понятно. Но нет, люди продолжают обходить вниманием эту простую истину и до хрипоты продолжают спорить о том, кто же всё-таки виноват в том, что с нами сегодня происходит и как выйти из этого тупика. Создаются оппозиции, собираются митинги, выкрикиваются лозунги, совершаются шествия националистов, происходят стычки и погромы, партии и группы спорят, доказывают, опровергают, а под шум этой политической вакханалии и неразберихи страна потихоньку приближается к своему концу. Забывают люди, выдвигающие громкие лозунги и предлагающие, по их мнению, идеальные программы по выведению России из тупика, простую, давно известную истину: если хочешь, чтобы изменился мир вокруг тебя, изменись сам. Как об этом же говорил наш святой соотечественник, преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

В XIV веке наше многостардальное государство тоже переживало не самые лёгкие времена. Вот уже более 100 лет Русь изнемогала под тяжким татаро-монгольским игом. Как и сегодня, русские люди спорили о том, почему Русь впала в такую беду, кто виноват и как выйти из этого трудного положения. Князья по-своему пытались решить эту проблему. Кто-то заигрывал с ханами, кто-то поднимал восстания, которые тут же жесточайшим образом подавлялись, но все человеческие попытки переломить ситуацию не приводили ни к каким результатам, русские люди продолжали страдать под тяжким иноземным гнётом. Не все хотели понять и признать, что бедствие это попущено Богом за грехи людские для вразумления, покаяния и исправления русского народа. Но были и такие, кто понимал глубинную суть происходящих на Руси процессов. Одним из таких людей был преподобный Сергий Радонежский. Молодой боярский сын благочестивых родителей Кирилла и Марии, горячо верующий в Бога и любящий свою Отчизну, он всей душой желал ей избавления от ненавистного иноземного ига, свободы, благоденствия и процветания. Но он не выдвигал громких лозунгов, не предлагал красивых решений по спасению Руси, он просто ушёл в лес спасать свою душу и молить Бога об освобождении родного Отечества от постигшей его беды. И его духовный подвиг не остался тщетен. Он спас себя, и спас своими молитвами, своей жизнью, своим примером Русскую землю.

Он примирял враждующих князей, призывая их к миру и единодушию, призывал простой люд к покаянию, к изменению своей жизни, к молитвам за многострадальное Отечество. Когда пришло время решающей битвы с полчищами Мамая, преподобный Сергий благословил благоверного князя Дмитрия Донского на ратный подвиг, воодушевив воинов пророчеством о даровании Богом победы. Вместе с благословением Радонежский игумен послал на битву двух своих иноков - бывших воинов Перествета (Александра) и Ослябю (Андрея). И мы знаем, что именно посланный преподобным Сергием инок Пересвет, вступив бой с непобедимым и грозным татарским поединщиком Челубеем, с которым никто из русского войска не решился выти на битву - так страшен и свиреп был его вид, и сразив его, вселил в сердца русских воинов веру в победу. Проиграй Пересвет этот поединок, и неизвестно, как бы окончилась та судьбоносная битва. 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига.

Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству, и поимённо поминая о упокоении павших в той битве воинов.

С тех пор прошло уже не одно столетие, но плоды духовного подвига преподобного Сергия продолжают и сегодня питать души и сердца русских людей, приезжающих помолиться в самое сердце России - Троице-Сергиеву Лавру, бывшую некогда скромным монастырём в Радонежских лесах, основанным преподобным Сергием, вселяя в них надежду, что не до конца прогневается Господь и по молитвам Радонежского игумена спасёт и помилует Русскую землю. И пусть пример преподобного Сергия напоминает нам, его потомкам, что спасение России не в перемене социально-политического строя, не в митингах, криках и спорах, а в покаянии, изменении жизни и в обращении к Богу.

Николай Мельников "Гражданину "

Твоя Россия...Думая о ней,

Уберегись соблазнов и обманов:

Одна молитва может стать сильней,

Чем целый митинг с сотней горлопанов.

"За Русь, на бой!" - все суета сует,

И суетою души захлебнулись.

Одна молитва! Но молитвы нет!

"На бой, за Русь!" - и снова обманулись.

Твой враг не там - не на коне с копьем

И не с мечом в открытом чистом поле,

Он - невидим, его не взять живьем

Ни силою, ни криками "Доколе!"

Твой враг - раскол, далекий, вековой,

И если в душах нету единенья -

Ликует он, и тщетен подвиг твой

На поприще "Российского спасенья".

Есть Вера, Бог, Отечество и ты!

Лишь это русских делает народом!

Решись, уйди бесовской суеты,

Пусть даже "струсил" скажут мимоходом.

Уйди! И сам неистово молись,

Чтоб Бог вернул и Веру, и сплоченье,

Ни слез, ни покаянья не стыдись

Во имя долгожданного спасенья.

Из всех краев растерзанной земли,

Как нити золота, польются вверх молитвы,

Чтобы до Господа, до всех Святых дошли,

Прося благословенья правой битвы!

Тогда - сама собою встанет рать,

И будет вождь - один, одна - дорога,

Спасется Русь...И пусть не будут знать,

Что ты все это вымолил у Бога!

Житие, написанное Епифанием Премудрым

Сергий Радонежский. Имя это сохранилось в народной памяти благодаря житию, созданному в 1417 - 1418 годах. Написал его монах Епифаний Премудрый (ум. 1420), выдающийся деятель русской культуры. Он постигал богосливие в Ростове, в Григорьевском затворе, в обществе Стефания Пермского, затем много путешествовал, совершил паломничество в Святую землю. В конце жизни поселился в Троице-Сергиевом монастыре, был свидетелем деяний и последних дней жизни его основателя и настоятеля Сергия Радонежского.

Житие посвящено личности выдающейся: Сергий Радонежский не просто священнослужитель, причисленный к лику святых, а человек, жизнь и дела которого оказали определяющее влияние на всю последующую жизнь народа русского, а его житийное изображение - на русскую литературу и культуру в целом.

Автор жития стремится писать «невидимо на разумных скрыжалех, сердечных», а не на «чювственых хартиах». Стиль плетения словес, которым в совершенстве владел Епифаний Премудрый, делал русский литературный язык ярким, выразительным.

Епифаний Премудрый хотел донести до читателя главное: образ человека, который не мыслит своей жизни без постоянного, каждодневного труда, человека высочайшей нравственной, внутренней, духовной силы. Сергий Радонежский всегда спешил на помощь другим, не гнушался никакой, даже самой грязной и неблагодарной работой, «без лени всегда в подвигах добрых пребывал и никогда не ленился». Подвижником добрых дел и предстаёт Сергий Радонежский в сочинении Епифания - замечательном произведении древнерусской литературы.

XIV век - пунктиром

Вскоре после монголо-татарского нашествия был проведена первая перепись населения. По спискам ордынцы определяли выход дани и количество человек, которые уводились в ордынские вспомогательные войска. Под перепись не попадали только священнослужители. Именно с этого времени начинается значительный рост числа монастырей в русских землях.

До второй половины XIV века монастыри не были общежитийными. Каждый монах имел своё хозяйство, питался отдельно, жил в отдельной келье, с остальной братией встречался только для молитвы.

Княжеские междоусобицы, начало возвышения Москвы, постоянный сбор дани для выплаты в Орду - вот основные черты исторического времени, в которое было суждено начинать свой путь мальчику Варфоломею, будущему святому Сергию Радонежскому. Епифаний Премудрый упоминает события, случившиеся при жизни святого. Среди них Ахмылова рать (1322 год), приведённая на Русь Иваном Калитой, когда был разорён город Ярославль и окрестные земли. Именно во время княжения Ивана Даниловича Калиты (1325 - 1340) после подавления тверского восстания 1327 года Москва подчинила себе и Ростовское княжество. Вотчины местных владельцев были конфискованы в пользу служащих Москве бояр. «Обнищал и оскудел» отец Сергия Кирилл, славный боярин ростовский, от преследований переселившийся в тихий Радонеж. Монгольское владычество оставляло свои следы на жизни всей русской земли.

Варфоломей становится Сергием Радонежским

В соответствии с житийным каноном Епифаний начинает свой рассказ с описания детства отрока Варфоломея. Ещё в утробе матери он был отмечен причастностью к божественным таинствам. Чудесным образом он постиг грамоту, получив из рук таинственного старца маленькую просфору. Став взрослым, Сергий - сын знатных родителей - отказывается от мирской, суетной чести и ищет смирения и покорности воле Божией. Вместе с братом Стефаном они основывают Троицкий монастырь. Но брат не выдерживает тягот пустынножития и уходит в Москву.

Для Сергия начинаются дни, месяцы и годы полного одиночества, годы борьбы с тёмными силами, которые православным человеком осознаются как силы дьявола. Ни один из вступивших на путь духовного совершенствования не может избежать этой борьбы. Лишь при неуклонном стремлении к Свету, при строжайшей дисциплине духа с годами устанавливается внутреннее равновесие, каждый подвижник находит меру своего постоянного горения. Это труднейшее время, которое требует от Сергия напряжения всех духовных и физических сил. Епифаний передаёт, что Преподобный сам рассказывал своим ученикам о посетивших его видениях: бесовских полчищах и явлениях сатаны. Являлись ему и посланники светлых сил. Сохранилось предание о том, как однажды книга, открытая на житии Богородицы, просияла Светом Небесным, так что Сергий мог читать её и без лампады.

Сергий духом постиг, что всё живое сотворено Господом. У него исчез даже страх перед дикими зверями. Огромный медведь приходил к дому Сергия, но святой не пугался его, а делился с ним своим хлебом.

«Общежительный» устав

Слухи о подвижническом житии молодого инока скоро разнеслись по окрестности, и стали навещать его люди, прося совета, приходили ученики. Сергий никому не отказывал, но предупреждал о трудностях жизни в пустыне. Когда Сергий становится игуменом Троицкого монастыря, он в 1354 году меняет правила жизни в монастыре: вводит в нём «общежительный» устав.

Отныне земля и имущество монахов стали общими. В этом был очень глубокий смысл. В монастырь приходили люди разных социальных групп, с разным имущественным положением. Отдавая своё имущество в общее пользование, новый член общины становился в то же время хозяином собственности всего монастыря. Имущественное неравенство теперь не разделяло монахов, они легче ощущали себя «братией». Общая работа и общее хозяйство дали возможность сооружать крупные постройки, основывать новые монастыри, осваивать новые земли за Волгой, где ещё много оставалось в те времена некрещёных жителей. Община могла брать на себя заботу о больных и немощных, кормить странников, в годы голода жертвовать из монастырской казны на хлеб для крестьян.

Став основоположником нового иноческого пути, Сергий не изменяет основному типу русского монашества, сложившегося в Киеве XI века. Но в его облике проступают более утончённые и одухотворённые черты. Основа его духовного склада - кротость, ясность и простота. Он непрестанно трудится, но мы нигде не видим поощрения суровой аскезы, указания на ношение вериг или истязание плоти.

Владимир Мономах писал: «…малым делом можно получить милость Божию». Сергий Радонежский не пренебрегает никаким малым делом: он работает в огороде, рубит избы, носит воду. Непрестанный физический труд побуждает к труду духовному. Введённая Сергием суровая дисциплина требовала от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками своими, создавала из обители воспитательную школу, в которой росли мужественные, бесстрашные люди. Они готовы были отказаться от всего личного и работать на общее благо. Величайший смысл жизни Сергия Радонежского в том, что он создал новый тип личности, укоренившийся в народном сознании как идеал человека.

Чудеса и обыденность

Спустя десять лет крестьяне окружили монастырь своими посёлками. Преподобный входил во все нужды, во все будни своих учеников и приходящих к нему. Он заботился о монастырских огородах и обсуждал содержание новых икон. Заботился о списывании книг и знал, что квас не должен слишком бродить. В каждом деле он видел движение жизни и проявление Бога, устремляя свой дух к постижению Его воли.

Епифаний описывает чудеса, которые совершает Сергий: чудо с источником, когда из креста, который начертил на земле преподобный, пробился родник; чудо воскрешения умершего ребёнка. Счастливый отец упал к ногам Сергия со слезами благодарности, но святой стал убеждать его, что никакого чуда не было: «Прельщаешься и не знаешь сам, за что благодаришь. Когда ты нёс больного, он изнемог от сильной стужи, тебе же показалось, что он умер, ныне же согрелся у меня в келии и припадок прошёл. Но иди с миром домой и не разглашай никому о случившемся, чтобы тебе вовсе не лишиться сына».

Сергий просит свидетелей не рассказывать о чудесах, которые были явлены ему: видение чудного Небесного Света и явление Богородицы.

Как чудо воспринимает братия общение на расстоянии своего игумена и Стефания Пермского, людей высокого духовного уровня. Как чудо воспринимают окружающие удивительную скромность Сергия, его желание жить в бедности, которая соединяется с духовной чистотой.

Но жизнь в монастыре не всегда была гладкой. Возникли споры, кто создал новую обитель. Сергий не желает оспаривать у родного брата Стефана право называться основателем обители и тайно уходит в пустынное место, предоставляя брату и всем, кто недоволен суровыми правилами общежития, остаться наедине со своей совестью. Долго странствовали ученики Сергия по пустынным местам, пока не нашли святого в уединённом месте на реке Киржач. Лишь митрополит Алексий сумел уговорить Преподобного вернуться в Троицкий монастырь. Сам митрополит часто приезжал в святую обитель отдохнуть и посоветоваться с мудрым старцем. Порой он возлагает на Сергия труднейшие политические поручения - словом и делом усмирить распри удельных князей и привести их к признанию верховной власти князя Московского.

Не случайно Алексий, чувствуя близкую смерть, хочет назначить Сергия своим преемником, но святой отказывается от этой чести. Алексий не стал настаивать, убоявшись, что Сергий вновь удалиться в пустыню.

Благословление на битву

Алексий умирает в 1378 году, за два года до великой битвы на Куликовом поле. В стране, на некоторое время лишённой митрополита, Сергий остаётся самым авторитетным церковным деятелем. Согласно житию, он благословляет Дмитрия Донского на битву с Мамаем.

С точки зрения человека нашего времени совершенно естественно воспринимается благословение православных на битву с Мамаем, данное Сергием Радонежским князю Дмитрию Ивановичу. Историки спорят, когда именно состоялась встреча великого князя и преподобного Сергия: непосредственно перед битвой или за два года до неё, перед сражением на реке Воже. Однако не конкретное место действия и не даже не время благословения придавали значимость этому событию с точки зрения современников.

В XIV веке ордынский властитель носил сакральный титул царя, чья власть освящена Богом, а князь, даже великий , обязан был подчиняться царю . Темник (командующий «тьмой», то есть десятью тысячами воинов) Мамай, захвативший власть в левобережной Орде, не был потомком Чингисхана, но в народном сознании того времени он был «царь Мамай». По обычаям Средневековья князь был ниже царя и не имел даже права на открытую битву с царём, чья власть освящена свыше. Это означало бы противодействие Богу.

Благословение, данное Сергием Радонежским князю Московскому Дмитрию Ивановичу, означало дерзкое нарушение средневековых обычаев и возведение великого князя в царское достоинство. Только авторитет святого мог подвигнуть великого князя на такой серьёзный шаг, как открытое противодействие царю. Этому способствовало осознание предстоящей битвы как сражения христиан с «погаными» в защиту православия.

Во время битвы Сергий являет своим ученикам новое чудо: находясь в церкви на молитве, духом своим он там, где решается судьба русской земли. Перед его духовным взором проходят все события битвы на Куликовом поле. Стоя в церкви, он сообщает изумлённой братии о ходе битвы, время от времени называя имена павших воинов и тут же читая заупокойные молитвы о них. Наконец, он возвестил о поражении врагов и вознёс молитвенное благодарение Богу.

Только великий эпос Индии «Махабхарата» даёт нам описание подобной сцены: во время грандиозной битвы на поле Курукшетры один из дваждырождённых, находясь в столице, в священном зале дворца, описывает собравшимся ход сражения. Так перекликаются эпос Индии и рассказ о русском святом.

Победа в Куликовской битве, освящённая именем Сергия Радонежского, укрепила веру русских в помощь Божию и повысила значение Москвы как центра русских земель.

Отслужили благодарственный молебен, но между княжествами вновь вспыхивает старая вражда. В 1385 году Сергий едет в Рязань, чтобы утвердить прочный мир между князем московским и грозным и неукротимым князем Олегом Рязанским. Через четыре года, 1389 году Сергий присутствует при кончине великого князя Дмитрия Ивановича, потомками названного Донским. Сергий скрепляет своей подписью его духовную грамоту, в которой впервые за время ордынского господства Великий князь завещает свой престол детям, не спрашивая на то позволения Орды.

В 1392 году, на 78-м году от рождения, Преподобный Сергий скончался. По свидетельству братии, в момент преставления лик Преподобного озарился светом, и необыкновенное благоухание наполнило келью.

Но и после смерти Сергия благодать пребывала на Троицком монастыре, те же, кто с верою приходил к мощам его, исцелялись.

Подвиг как подвижничество

Епифаний Премудрый в житии создал цельный образ уникальной личности. Для русского человека имя Сергия Радонежского на многие века стало мерилом праведной жизни, как имена Андрея Рублёва, Феофана Грека, Стефана Пермского, Максима Грека.

Значение слова «подвиг» не переводится адекватно ни на один из европейских языков. Подвиг - это не простой героизм. Не движение в пространстве, но духовное стремление, подвижничество становится нравственным наполнением слова «подвиг». Сергий становится в сознании народа посредником между миром земли и силами божественными. В течение многих столетий народ воспринимает его как заступника перед Господом за Русскую землю.

Ученики и «собеседники» Сергия основали до 40 монастырей нового «общежительного» типа, ученики его учеников - ещё около 60-ти обителей.

Принятие «общежительного» устава имело и другие последствия. С этого момента монастыри сами начали приобретать земли. Бояре часто жертвовали монастырям целые вотчины, чтобы после их смерти «божьи люди» - монахи - молились за упокой души. Считалось, что молитвы «божьих людей» лучше доходят до Господа. В результате многие монастыри стали крупными собственниками и землевладельцами. Впоследствии это привело к возникновению концептуального спора русского средневековья: спора иосифлян с «нестяжателями». Однако во времена Сергия Радонежского такой ход развития событий было трудно предвидеть.

В советскую эпоху имя Сергия Радонежского ушло в тень, хотя люди, искренне верившие в идеалы коммунизма, бессознательно продолжали стремиться к образу, созданному святым Сергием.

В наши же дни важно не поклоняться слепо тому или иному имени, но знать, что содеял этот человек, почему столетия горел и продолжает гореть пламя народной любви и благодарности к нему. Недаром В. О. Ключевской писал: «Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нём не всё ещё доброе погасло и замерло… он открыл им глаза на самих себя».

Просмотров