Нравственные искания Алеши Пешкова (по повести А. М

Алеша Пешков - главный герой повести «Детство» Повесть “Детство” - это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой - Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши.

Хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого героя. С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрюмые, жадные, самолюбивые. Мальчик сразу же не полюбил деда, который показался ему злым и даже немного жестоким. Также Алеше не понравились его дядья. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый.

Часто дядья с сыновьями подшучивали над ним, насмехаясь над его слепотой. Они шутки ради могли обидеть мастера и спокойно смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим.

Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих “свинцовых мерзостях”, он не принимал таких шуток. Мальчик иногда говорил с мастером, хотя тот был не очень разговорчив.

Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. А в следующий раз его уже не пускали за ворота. До того как Алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били.

Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед наказывал таким способом всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. После таких наказаний он несколько раз болел. Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабушку, когда считал, что та лезет не в свое дело.

Он не раз говорил своему деду об этом, но тот злился еще больше. Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек - это бабушка. После смерти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери. Бабушка всегда рассказывала мальчику разные истории, сказки и стихи, она давала ему хорошие советы, к которым тот всегда прислушивался. Алеша был добрым мальчиком.

Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних. Мальчик тянулся к людям и каким-то неведомым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. За время жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей.

Те, к кому он был больше всех привязан, - это Цыганок и Хорошее Дело. Этих двух людей он вспоминал очень часто. В представлении мальчика Цыганок был сказочным героем, а Хорошее Дело всегда давал ценные советы, которые впоследствии помогли Алеше.

Алеша понимает, что значит любить, сочувствовать ближнему и несчастному, что встретишь не часто. Но самое главное, что среди того большинства злых, жадных, самолюбивых людей он отыскал добрых и отзывчивых, что среди зла, которое царило повсюду, этот мальчик смог найти добро.

"Детство" (1913-1914) А.М. Горького - это не только исповедь собственной души писателя, но и первые впечатления о нелёгкой жизни, воспоминания о тех, кто находится рядом в период формирования его характера, это внутренний протест против жестоких нравов общества и предостережение, как нельзя жить, если ты - человек. Автобиографическая трилогия "Детство" стоит в ряду тех его произведений, в которых писатель стремится воплотить многообразные художественные искания, выразить активный, жизнеутверждающий взгляд на жизнь.

Детство, изображенное А.М. Горьким, далеко не прекрасный период жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху, осмысленная в социальном плане. Герой "Детства" Алеша Пешков всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир. А.М. Горький писал: "Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе - стоит; ибо это - живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной. И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, - русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их. Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе - человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой" [Горький, 1983, с. 36]. Эти высказывания являются как бы эпиграфом ко всей повести, ее ведущей мыслью.

Не по хронологическим вехам, последовательно и спокойно движется повествование: яркие картины, нарисованные писателем, возникают как результат наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребенка при столкновении с действительностью: мрачное и трагическое дано в противопоставлении со светлым и радостным, что производит наиболее сильное впечатление на душу ребенка. Так, на смену тяжелому впечатлению от трагической смерти отца приходит ощущение счастья и близости с необыкновенным человеком - бабушкой; описание жестокости деда во время наказания соседствует с эпизодом задушевной беседы деда с Алешей; инквизиторским развлечениям дядьев противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка.

С одной стороны писатель реалистично передает "тесный, душный круг жутких впечатлений", в котором жил Алеша в семье Кашириных, а также раскрывает, как расширялись представления мальчика о нравах собственнического мира за пределами дома деда. С другой стороны, А.М. Горький показывает огромное влияние на Алешу тех "прекрасных душ", с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли "надежду на возрождение… к жизни светлой, человеческой" [Там же. С. 45].

Особенность "Детства" состоит в том, что повествование ведется от лица рассказчика. Такой характер изложения не новый, и все же сложность в том, что изображенное в повести видится как бы одновременно и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все с позиций большого жизненного опыта. Рассказчик сохраняет в повести горячую непосредственность детского восприятия мира и в то же время дает глубокий социально-психологический анализ происходящего. Именно впечатления героя-рассказчика, его реакции, отношение к различным явлениям действительности, к людям, окружающим его, позволяют понять идеи автора, выраженные им в широких жизненных картинах.

Выделение деталей портрета, осмысление их функциональной значимости позволяет вести разговор о том, что у каждого писателя свои способы изображения героя. Речь идет о портрете-впечатлении, портрете-оценке, которую дает писатель героям. Рассматривая под таким углом зрения портрет бабушки Акулины Ивановны, видно, что глаза у нее вспыхивают "невыразимо приятным светом", что "вся она - темная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и теплым светом", что слова ее напоминают "ласковые" цветы, а походка - движения ласкового зверя. Именно эти оценки помогают понять отношение Алеши, почувствовать, что бабушка ему казалась излучающей свет, тепло, радость. Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу, приподнимая его. Не случайно часто звучащие слова бабушки: "Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все!" - А.М. Горький воспринимает как "крик ее сердца, лозунг всей жизни" [Там же. С. 59].

Первое впечатление усиливается благодаря той высокой оценке, которую дает писатель бабушке, характеризуя ее решающее влияние на формирование отношения Алеши к миру: "Сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни" [Там же. С. 40].

Обращая внимание на особенности портрета в повести, где не так важны конкретные внешние детали, как отношение к ним рассказчика, читатели тем самым развивают у себя умение понимать это отношение. Так, Алеша еще ничего не знает о своем деде. Но мальчик тянется к добру, ласке. Он вглядывается в деда, и нет ни одной черточки, которая затронула бы чувствительную душу мальчика, расположила его к себе. Алеша чувствует властность, энергию деда: "Впереди всех быстро шел небольшой сухонький старичок". Рыжая бородка, птичий нос, зеленые глазки настораживают Алешу. Алешу обижает, что дед "выдернул" его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа; "отодвинул" внука в сторону, как вещь. Алеша сразу "почуял в нем врага". Не понравились и все остальные - молчаливые, неприветливые, равнодушные… Нарастающее в душе мальчика чувство одиночества и отчужденности накладывает отпечаток даже на впечатление от дома, где предстоит ему жить: крыша кажется "нахлобученной", окна - "выпученными", двор - "неприятным" [Там же. С. 74]. Здесь суетятся "сердитые" люди, "стаей вороватых воробьев" мечутся носишки. Таковы первые впечатления Алеши.

Таким образом, идейный нерв автобиографической повести - стремление писателя шаг за шагом показать крепнущее сознание ребенка, а позднее Алеши Пешкова, его человеческое самоутверждение в противоборстве с окружающей средой.

В повести «Детство» Максим Горький изобразил собственный образ. Писатель рано потерял отца и вынужден был жить в доме родных, где царила мрачная и безрадостная атмосфера. Дед отличался жестокостью, прочие родственники - жадностью и трусостью. В такой обстановке формировалась личность классика русской и советской литературы, однако в этом доме он нашел также любовь и понимание. Характеристика Алеши из повести «Детство» Горького - тема этой статьи.

С ранних лет писатель познал суровую правду жизни. Действительность жизни русского народа терзала его на протяжении всех лет. Но все же, даже на фоне неприглядной картины, он находил нечто прекрасное. Непобедимая вера в человека руководила им и в жизни, и в творчестве.

Дед

До того как Алеша попала в дом своих родственников, он ничего не знал о насилии. Дед его - отец матери - был человеком не только жестоким, но и крайне несправедливым. В страхе он держал весь дом. Детей наказывали здесь за любую провинность. И даже если вина ребенка была не доказана, он подвергался жестокому избиению.

В чем заключается характеристика Алеши из повести «Детство» Горького? Проанализировав поступки мальчика, можно сделать вывод, что от родственников он отличался стремлением к справедливости и состраданием к чужому горю. В доме деда атмосфера была бездуховной. Человек и его переживания не брались в расчет. У Алеши были все шансы стать похожим на одного из обитателей этого мрачного жилища. Однако несправедливость, с которой он столкнулся, вылилась в стремление бороться за свои права, способствовала развитию лучших человеческих качеств.

Дед был откровенным самодуром. По любому поводу он приходил в ярость. А с годами стала все больше развиваться в нем жадность, принявшая в последние годы патологические формы. Человек в этом доме не имел никакой ценности. Материальные ценности были превыше всего. Но, несмотря на это, жизнь рядом с такими людьми стала для Алеши Пешкова хорошей школой жизни.

Григорий

Характеристика Алеши из повести «Детство» Горького была бы неполной без описания его отношения к этому персонажу. В доме деда жил слепой мастер. И дядья, обладая чрезвычайно скудным интеллектом, регулярно потешались над ним. Насмешки над его слепотой веселили их. А сыновья их - двоюродные братья Алеши - быстро переняли у отцов подобный способ развлечения. Главный герой повести Горького не только не подражал взрослым в этом неприглядном деле, но уже с ранних лет стал понимать, насколько низко ведут себя его родные. К Григорию он испытывал сострадание. Характеристика Алеши из повести «Детство» Горького говорит о том, что герой этот обладал прекрасной благородной душой, которая не была искалечена даже в темном бездуховном мире.

Акулина Ивановна

Бабушку автор повести описывает «круглой, большеголовой, с большими глазами и смешным носом». Эта женщина почти заменила ему мать и стала человеком, благодаря доброте которого душа мальчика не очерствела. Акулина Ивановна была человеком малообразованным, но по-своему одаренным. Она много рассказывала сказок и историй своему внуку. Склонность к использованию мифологических сюжетов и романтических мотивов, которое просматривается в раннем творчестве Горького, быть может, было заложено еще в детстве писателя. К тому же эта женщина обладала необыкновенной артистичностью. «Она не плясала, а как будто рассказывала что-то» - вспоминает в своем произведении автор. Жизненные трудности преодолеть помогала ей вера в Бога. И главное - бабушка обладала бесстрашием и отвагой, о чем свидетельствует тот фрагмент в повести, в котором изображен пожар в доме деда.

Алеша Пешков - личность, в формировании которой особую роль играла борьба добра и зла. Она не имела открытого характера. На жестокость и глупость деда жена его не отвечала подобным. Но мальчик, на примере своей бабушки, понимал, что зло побороть можно лишь любовью и добротой. Алеша Пешков на всю жизнь сохранил образ этой женщины в своем сердце.

Цыганок

В доме деда, помимо его жены, сыновей и внуков, жил Иван - подкидыш, за внешность которого его и наделили характерным прозвищем. Был он красивый, черноволосый, похожий на цыгана. В доме к нему все относились как-то особенно. Удивительно, но до мельчайших подробностей помнил Горький детство. Описание событий в повести и людей, которые повлияли на формирование его внутреннего мира, - доказательство тому. Образ Цыганка представлен в повести довольно ярко. Следует сказать, что прозвище он это получил не только из-за внешних данных, но и за склонность к воровству. Все же, как ни странно, любил Алеша его именно за честность. Иван был искренним человеком и стал настоящим другом нашему герою во время пребывания в доме деда.

Хорошее Дело

Был еще один человек, сыгравший существенную роль в формировании личности Алеши. Это был странный человек по прозвищу Хорошее Дело. Жил он в новом доме, который приобрел дед после того, как сгорел старый, отличался ученостью и бескорыстием. Мальчик любил подолгу беседовать с ним. И очень огорчился, когда Хорошее Дело изгнали из дома. В книге он назвал его одним из близких из бесконечного ряда чужих людей.

Одним из главных образов в творчестве писателя стал Алеша. Горький «Детство» написал в зрелом возрасте. Но яркое и живое изображение переживаний мальчика говорит о том, что события этого периода в биографии автора стали решающими в жизни и писательской деятельности.

Образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела в повести М. Горького «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» 1. Повесть М. Горького «Детство». 2. Образ Алеши, главного героя повести. Автобио­графичность образа. 3. Образ бабушки. 4. Цыганок. 5. Хорошее дело. Русский писатель, публицист и общественный деятель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) может быть назван одной из ключевых фигур в советской литературе. Повесть «Детство» была создана в период между двух революций: после неудавшейся революции 1905-1907 годов и до Октября. Эта повесть автобиографична, в ней писатель предлагает читателю описание собственного детства в литературной обработке. Наиболее важными, на наш взгляд, образами в этом произведении являются образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела. Все они объединены одним: положительной окраской и теплым отношением к ним автора. Помимо прочего, эти герои повлияли на формирование характера Алеши. Алеша, разумеется, - в определенной мере прототип самого Горького в детстве. Хотя бы по этой причине образ Алеши нуждается в тщательном рассмотрении. Что он из себя представляет? С Алешей на страницах повести мы встречаемся в драматический момент его жизни: умер отец, и мальчик не может понять, что происходит, почему мать, растрепанная, рыдает, отец спит и словно улыбается: «...лежит мой отец, одетый в белое и необыкновенно длинный... доброе лицо темно и пугает меня нехорошо оскаленными зубами». После смерти отца Алеша с матерью и бабушкой переезжает в Новгород, где живет семья матери. В доме деда Алеша столкнулся с темной жизнью «неумного племени»: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми, она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие». Жить в дедовском доме было нелегко. Дед, жестокий и жадный человек, был к тому же властным и не слишком счастливым. Алеша с трудом находит с ним общий язык. Дядья бессмысленно жестоки. И только с бабушкой мальчику было легко. Бабушка, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная», с первой встречи привлекла мальчика к себе. Он сразу потянулся к этой доброй женщине. На Алешу появление бабушки произвело неизгладимое впечатление. Как рассказывает о себе, маленьком, Горький: «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить... и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему». Бабушка - добрая и ласковая - всегда поможет и посочувствует. «...Она певуче говорила: - Господи, господи! Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все! Это был крик ее сердца, лозунг всей жизни». Мастер, Григорий, так отзывался о ней: «...она неправду не любит, не понимает. Она вроде святой...». И Алеша был согласен с такой точкой зрения. Бабушка привила мальчику любовь к народным сказаниям, надежду на хорошую и светлую жизнь. Еще один важный человек в жизни героя - Иван по прозвищу Цыганок. Цыганок - подмастерье в доме Алешиного деда. Это «квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой» веселый парень. Первое знакомство с ним как с человеком произошло у Алеши при драматичных обстоятельствах: дед решил его высечь. Цыганок, увидев, что «дед вошел в ярость», начал подставлять свою руку под прут. Цыганок признается в том, что он «жуликоватый». В восприятии Алеши Цыганок ассоциировался с героями русских народных сказок: «Я смотрел на его веселое лицо и вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка». От бабушки Алеша узнал, что Цыганок - «подкидыш, раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке». Цыганок и впрямь был жуликоватый. Он воровал не из бедности или жадности, а по причине молодецкой удали. Ему это было интересно, да и со стороны Алешиного деда он не встречал порицания. Только бабушка Алешина говорила, что Цыганок поступает плохо, боялась, что его могут поймать и избить. Цыганок погиб, его задавило крестом. Бабушка и Цыганок были Алешиной отдушиной в дедовом мрачном и жестоком доме. Эти два человека помогли ему научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра. Оба добрые и ласковые, с распахнутой душой и добрым сердцем, они значительно облегчили жизнь мальчика одним своим существованием. И еще об одном человеке, сыгравшем роль в формировании Алеши как личности, хотелось бы рассказать. С человеком по прозвищу Хорошее дело Алеша познакомился, когда дед продал старый дом и купил другой. В доме было множество людей, но мальчика больше всего заинтересовал Хорошее дело. Этот человек свое прозвище получил за привычку всегда, когда его приглашали пить чай или обедать, говорить: «Хорошее дело». В комнате Хорошего дела было множество книг и бутылок с разноцветными жидкостями. «С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками... плавил свинец, паял какие-то медные штучки...». Хорошее дело был странным человеком. В доме его не любили, звали колдуном и чернокнижником. Но Алешу этот человек интересовал. Хорошее дело занимался химическими опытами, был умен "и невероятно одинок. Странная дружба завязалась между мальчиком и Хорошим делом. Хорошее дело давал Алеше советы: «Настоящая сила - в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней». Вскоре дед Алеши выгнал Хорошее дело из дома, мальчик был этим огорчен, зол на деда и бабушку. Главный герой так говорил о дружбе с Хорошим делом: «Так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, - лучших людей ее». Итак, благодаря тому, что помимо злых, алчных и несчастных людей, закосневших в предрассудках, Алеша видел и добрых, умных, любящих, он смог стать Человеком с большой буквы. В детстве у него очень остро было восприятие зла и несправедливости, и благодаря окружавшим его любящим людям это чувство не переросло в обиду на весь окружающий мир. Алеша смог увидеть, что в любых обстоятельствах человек может оставаться человеком, не прогибаясь под сложный и жестокий мир.

В своей суровой прозе он подчеркнуто обнажал горькую правду современной русской жизни. И все же каждая его строчка дышала непобедимой верой в че-ловека...

Детские годы для Алеши Пешкова стали хорошей школой жизни. Наказания и драки сменялись бур-ным весельем, вражда и предательство соседствовали с добротой и милосердием. Бабушка была носителем всего лучшего и светлого в доме. Алешу удивляло то, каким образом терпением и лаской всюду вносила она порядок и мир. Акулина Ивановна пользовалась большим уважением, все домашние ее любили. Доб-рота ее души и нравственная сила сыграли в жизни мальчика определяющую роль: «До нее как будто спал я, вывела на свет, связала все вокруг меня в не-прерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим челове-ком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Бабушка заставила задуматься героя повести над самыми важными вопросами: что есть доброта и вера? Каким должен быть человек?

Алеше очень нравился «бабушкин» Бог, он просил ее рассказать ему о Боге. Мы видим, каким себе пред-ставляла Бога бабушка: «Сидит Господь на холме, среди луга райского... А около Господа ангелы летают во множестве... Бога видеть человеку не дано, — ос-лепнешь; только святые глядят на него во все глаза. А вот ангелов видела я; они показываются, когда душа чиста». Алеша представлял, «что этому Богу легко и покорно подчиняется все: люди, собаки, птицы, пче-лы и травы; он ко всему на земле был одинаково добр, одинаково близок». Бабушкин Бог был герою понятен и не страшен, «но перед ним нельзя было лгать — стыдно. Он вызывал у меня только непобедимый стыд, и я никогда не лгал бабушке». В памяти Алеши остались уроки бабушки, способствовавшие нравст-венному становлению мальчика. Одним из таких уро-ков явился случай, когда Алеша отомстил кабатчице.

Бабушке этот поступок не понравился: «в дела взрос-лых не путайся! Взрослые — люди порченые; они Бо-гом испытаны, а ты еще нет, и — живи детским разу-мом, жди, когда Господь твоего сердца коснется, дело твое тебе укажет, на тропу приведет, — понял? А кто в чем виноват — это дело не твое. Господу судить и на-казывать. Ему, а не нам!»

Дедов Бог и молитва отличались от бабушкиных. Дедов Бог — «существо вездесущее, всеведущее, все-видящее». Молился он твердо, точно повторял урок, крестился часто, судорожно кивая головой, голос его взвизгивал и всхлипывал.

В отличие от бабушкиного доброго и справедливого Бога, дед всегда подчеркивал в силе Божией ее жесто-кость: «...вот согрешили люди и — потоплены, еще со-грешили и — сожжены, разрушены города их». «...де-дов Бог вызывал у меня страх и неприязнь: он не лю-бил никого, следил за всем строгим оком, он прежде всего искал и видел в человеке дурное, злое, грешное».

В детстве, в период становления личности, ребенку особенно необходимы нравственные ориентиры в жизни. «Мысли и чувства о боге были главной пи-щей» для души Алеши. Бог в душе у мальчика ассо-циировался с образом бабушки, поэтому он ему и нра-вился, в отличие от Бога деда. Первые уроки нравст-венности, полученные от бабушки, навсегда остались с Алешей: «Я не мог терпеть, когда ребята стравлива-ли собак и петухов, истязали кошек, гоняли еврей-ских коз, издевались над пьяными нищими и блажен-ным Игошей Смерть в Кармане». От Григория Ивано-вича, который совсем ослеп и ходил по улицам, прося милостыню, Алеша убегал. Ему было «нестерпимо стыдно перед ним», стыдно, что дедушка отказал ста-рому мастеру в крове и еде.

Хорошей школой жизни стали для Алеши Пешко-ва детские годы. Столкнувшись с человеческой зло-бой и жестокостью, ему пришлось рано повзрослеть. Но сердце мальчика не очерствело, оно осталось от-крытым для любви к людям. У бабушки Алеша нау-чился черпать силы, научился оптимизму, бескоры-стной любви к миру, она открыла ему светлого и доб-рого Бога. Бог для мальчика — это символ всего прекрасного, что окружает человека. Размышления о «милом друге всему живому» способствовали духов-ному и нравственному становлению Алеши.

Просмотров